Женщина с попугаем (картина Курбе). Гюстав курбе женщина с попугаем


Шокирующий ню-реализм Густава Курбе - Главные мелочи

Его реализм порождал скандалы на протяжении всей его жизни.... Рихард Мутер писал: «Его ненавидели за то, что, в совершенстве владея мастерством, он писал так же естественно, как другие едят, пьют или разговаривают.»

“От какого чудовища… мог произойти этот ублюдок по имени Гюстав Курбе? Под каким колпаком, на какой навозной куче, политой смесью вина, пива, ядовитой слюны и вонючей слизи, произросла эта пустозвонная и волосатая тыква, эта утроба, притворяющаяся человеком и художником, это воплощение идиотского и бессильного “я”?”, -   (Александр Дюма-сын)

 

Критическое отношение самого Курбе к традиционной живописи хорошо иллюстрируют его ню.

 

 

Говоря об изображении обнажённой женской натуры у Курбе, чаще приводят в пример его «Купальщиц», наделавших переполох в Салоне 1853 года. Насмешки сыпались на  Курбе одна за другой. Массивная  обнаженная женщина,  выходящая  из  воды,  была  прямой противоположностью  и  одалискам  классика Энгра,  и  романтическим,  восточным  моделям Делакруа. Светлый свежий колорит  противоречил краскам предыдущих картин Курбе.      «Купальщицы» были открытым выступлением уже не против старых сюжетов, но против  всех  прежних  концепций  обнаженной натуры в живописи. Картина так шокировала пришедшего  в  Салон  Наполеона  III,  что  он стегнул по ней хлыстом, а императрица Евгения,  вспомнив  о  своем  посещении  конской ярмарки, произнесла:  «Это тоже першерон?»«Купальщицы» нарушали сразу несколько «правил хорошего тона». Во-первых, женщина была слишком реалистична. Раньше обнажённая женская фигура имела право принадлежать лишь мифическому персонажу.Во-вторых, публику рассердили сами позы женщин – они не были мотивированы каким-нибудь сюжетом, хотя некоторые критики нашли, что поднятая рука женщины напоминает позу, характерную для Марии Магдалины («не прикасайся ко мне»), при её встрече с воскресшим Христом возле гробницы. Эта трактовка  делала картину ещё более кощунственной.В-третьих, обнажённая фигура должна обладать классическими пропорциями – вот незыблемое правило, к которому привыкли посетители Салона. Всякое искажение пропорций воспринималось как вызов. Один критик заметил, что при виде такого тела даже крокодил лишился бы аппетита.

- Вытянутая рука женщины обещала зрителю сюжет, но на картине ничего не происходило, и посетители покидали Салон, чувствую себя обманутыми.

- Многих зрителей возмутила не очень чистая накидка на бёдрах женщины, и особенно, грязные ноги сидящей героини.

 Г. Курбе. "Купальщицы"

Теперь Курбе нередко стали бросать обвинения, что его живопись примечает лишь уродливое.Например, в картине «Женщина с попугаем» некоторые критики не увидели главного, зато отметили нечистое мятое бельё и неухоженные растрёпанные волосы.Хотя эта картина несомненно обладает достоинствами – женщина написана реалистично, а сама картина наполнена здоровым эротизмом.В целом, картина была неплохо принята в Салоне, и Курбе поверил, что её купят для государственного собрания. Не купили.

 Г. Курбе. Женщина с попугаем. 

Скандальное полотно «Спящие», поднимающее тему лесбийской любви.

 Г. Курбе. "Спящие"

 

Картины Курбе, представляющие одиночных обнажённых героинь, выдержаны в академической манере, которая так ценилась Салоном. Наиболее удачная среди них – «Весна»

Г.Курбе. "Весна"

Картина «Источник» тоже выдержана в академической манере. Вполне вероятно, что полотно явилось ответом на картину с таким же названием и похожим сюжетом Доминика Энгра.

Г.Курбе. "Источник"

Д. Энгр. "Источник"

«Женщина в волнах», вызывает в памяти Афродиту, рождённую из морской пены. Но поднятые руки, придерживающие волосы ещё больше «оголяют» тело, хотя оно погружено в воду. Это делает божественную Афродиту вполне земной и реальной женщиной.

Г.Курбе. "Женщина в волнах"

 

Основатель  реализма,  Густав Курбе не мог в своем творчестве пройти мимо фотографии. Он не только коллекционировал снимки обнаженной натуры, но и активно использовал их в своей работе. Известно, что художник обращался к фотографии Валлу де Вильнева для изображения фигуры природы в картине «Ателье», и других ню. Создавая ряд произведений, Курбе искал вдохновения в фотографиях эротического содержания.

 

 

 

 

 

 

«Происхождение мира»

История “L’origine du monde” - в русских переводах, “Начало мира”, “Происхождение мира” и даже “Рождение мира” - не менее скандальна, чем жизнь ее создателя. Достаточно сказать, что, будучи написанной в 1866 году, она впервые стала открыта для широкой публики в конце ХХ века. Картина  сразу после своего появления попала в коллекцию к Халил- Бею, турецкому послу в Санкт-Петербурге, обосновавшемуся в Париже. Он был известным покровителем изящных искусств и страстным коллекционером. В его доме она висела под зеленой вуалью на почетном месте в туалетной комнате.

  В 1868 году коллекция Халил-Бея была распродана, и картина поменяла нескольких владельцев, пока в 1955 году не вернулась в Париж в качестве собственности Жака Лакана. Знаменитый философ и психоаналитик точно так же держал ее взаперти.

Жак Локан посвятил картине несколько своих лекций психоанализа, и выпустил книгу " Четыре основных концепций психоанализа", Le seminaire /livre XI/, les quatre concepts fondamentaux de la psychanalyse , где приводит базовые примеры о картине. Но саму картину не показывают ни на одной выставке.Работу не показали даже на ретроспективе Курбе 1977 года в Гран Пале. А в 1994 году полицейские Клермон-Феррана и Безансона потребовали изъять из продажи книгу, обложка которой была украшена репродукцией "Происхождения мира". Наследники Лакана передали картину государству в качестве налога за вступление в права наследства.  

 В настоящее время эта работа экспонируется в музее Орсе в Париже, где к ней приставлен специальный охранник, наблюдающий за реакцией публики.  И ещё, картину защищает пуленепробиваемое стекло.Так, на всякий случай.

Таким образом, “L’origine du monde” - являет собой уникальный образчик, так называемого, сакрального искусства, табу на показ которого сохранялось даже в казалось бы не знающем никаких моральных запретов ХХ веке.Как считал сам Курбе, это полотно превосходило творения Тициана. С момента создания – 1866-й – «Происхождение мира» никогда открыто не выставляли, о нем слагались легенды, оно шокировало даже видавших виды волокит 

mi-galka.livejournal.com

Женщина с попугаем (картина Курбе) — Википедия (с комментариями)

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

К:Картины 1866 года

«Женщина с попугаем» (фр. La Femme au perroquet, англ. Woman with a Parrot) — картина, написанная в 1866 году французским художником Гюставом Курбе (Gustave Courbet, 1819—1877). Принадлежит музею Метрополитен в Нью-Йорке. Размер картины — 129,5 × 195,6 см[1][2].

История

Воодушевлённый успехом картины Александра Кабанеля «Рождение Венеры», представленной на Парижском салоне 1863 года, Курбе хотел повторить его со своей картиной, изображающей обнажённое женское тело[2]. Ему не удалось это в 1864 году, когда его картина «Венера и Психея» была отвергнута жюри[3]. Через два года Курбе представил новую картину «Женщина с попугаем», которая прошла через строгий отбор жюри и была выставлена на Парижском салоне 1866 года[2].

Весной 1870 года художник продал картину за &&&&&&&&&&015000.&&&&&015 000 франков Жюлю Борде (Jules Bordet). В апреле 1898 года картина была куплена за &&&&&&&&&&020000.&&&&&020 000 франков известным маршаном Полем Дюран-Рюэлем (Paul Durand-Ruel), который сразу же перепродал её за &&&&&&&&&&015000.&&&&&015 000 долларов нью-йоркскому предпринимателю и коллекционеру Генри Осборну Хэвемайеру (Henry Osborne Havemeyer) и его жене Луизине Хэвемайер[en] (Louisine Havemeyer). После смерти Хэвемайера в 1907 году картина оставалась у его жены, а после её смерти в 1929 году, согласно завещанию, она была передана в коллекцию музея Метрополитен[1].

Описание

На картине изображена лежащая на кровати обнажённая женщина с распущенными волосами. Она лежит на спине с поднятой левой рукой, на которой с раскрытыми крыльями сидит попугай. Справа у кровати стоит стойка для попугая. После появления картины критики отмечали весьма современный вид обнажённой женщины («настоящая, живая француженка»), в отличие от многих изображений Венеры или Евы, написанных другими художниками-академистами[4].

Полагают, что натурщицей для этой картины была ирландка Джоанна Хиффернан, которая также была моделью для некоторых других картин Курбе того периода, включая портрет «Прекрасная ирландка» (или «Портрет Джо», 1866)[5].

Напишите отзыв о статье "Женщина с попугаем (картина Курбе)"

Примечания

  1. ↑ 1 2 [www.metmuseum.org/collections/search-the-collections/436002 Woman with a Parrot, Gustave Courbet] (HTML). The Metropolitan Museum of Art. Проверено 5 декабря 2013.
  2. ↑ 1 2 3 [www.metmuseum.org/toah/works-of-art/29.100.57 Woman with a Parrot, 1866, Gustave Courbet (French, 1819—1877)] (HTML). Heilbrunn Timeline of Art History, The Metropolitan Museum of Art. Проверено 5 декабря 2013.
  3. ↑ Peter Schjeldahl. [www.newyorker.com/arts/critics/books/2007/07/30/070730crbo_books_schjeldahl Painting by numbers: Gustave Courbet and the making of a master] (HTML). The New Yorker — www.newyorker.com (30 июля 2007). Проверено 6 декабря 2013.
  4. ↑ Kathryn Calley Galitz. [www.arthistoryspot.com/2011/02/gustave-courbet-1819%E2%80%931877/ Art History Spot: Gustave Courbet (1819—1877)] (HTML). www.arthistoryspot.com. Проверено 8 декабря 2013.
  5. ↑ Ita Marguet. [divainternational.ch/spip.php?article827 Johanna 'Jo' Hiffernan: Art and Beauty] (HTML). divainternational.ch (март 2013). Проверено 6 декабря 2013.

Ссылки

  • [www.google.com/culturalinstitute/asset-viewer/woman-with-a-parrot/jgHoAxofXjqd_Q Woman with a Parrot, 1866, Gustave Courbet], Google Cultural Institute

Отрывок, характеризующий Женщина с попугаем (картина Курбе)

Он подсел к Ипполиту и, собрав на лбу свои складки, завел с ним разговор о политике. Князь Андрей и другие обступили обоих. – Le cabinet de Berlin ne peut pas exprimer un sentiment d'alliance, – начал Ипполит, значительно оглядывая всех, – sans exprimer… comme dans sa derieniere note… vous comprenez… vous comprenez… et puis si sa Majeste l'Empereur ne deroge pas au principe de notre alliance… [Берлинский кабинет не может выразить свое мнение о союзе, не выражая… как в своей последней ноте… вы понимаете… вы понимаете… впрочем, если его величество император не изменит сущности нашего союза…] – Attendez, je n'ai pas fini… – сказал он князю Андрею, хватая его за руку. – Je suppose que l'intervention sera plus forte que la non intervention. Et… – Он помолчал. – On ne pourra pas imputer a la fin de non recevoir notre depeche du 28 novembre. Voila comment tout cela finira. [Подождите, я не кончил. Я думаю, что вмешательство будет прочнее чем невмешательство И… Невозможно считать дело оконченным непринятием нашей депеши от 28 ноября. Чем то всё это кончится.] И он отпустил руку Болконского, показывая тем, что теперь он совсем кончил. – Demosthenes, je te reconnais au caillou que tu as cache dans ta bouche d'or! [Демосфен, я узнаю тебя по камешку, который ты скрываешь в своих золотых устах!] – сказал Билибин, y которого шапка волос подвинулась на голове от удовольствия. Все засмеялись. Ипполит смеялся громче всех. Он, видимо, страдал, задыхался, но не мог удержаться от дикого смеха, растягивающего его всегда неподвижное лицо. – Ну вот что, господа, – сказал Билибин, – Болконский мой гость в доме и здесь в Брюнне, и я хочу его угостить, сколько могу, всеми радостями здешней жизни. Ежели бы мы были в Брюнне, это было бы легко; но здесь, dans ce vilain trou morave [в этой скверной моравской дыре], это труднее, и я прошу у всех вас помощи. Il faut lui faire les honneurs de Brunn. [Надо ему показать Брюнн.] Вы возьмите на себя театр, я – общество, вы, Ипполит, разумеется, – женщин. – Надо ему показать Амели, прелесть! – сказал один из наших, целуя кончики пальцев. – Вообще этого кровожадного солдата, – сказал Билибин, – надо обратить к более человеколюбивым взглядам. – Едва ли я воспользуюсь вашим гостеприимством, господа, и теперь мне пора ехать, – взглядывая на часы, сказал Болконский. – Куда? – К императору. – О! о! о! – Ну, до свидания, Болконский! До свидания, князь; приезжайте же обедать раньше, – пocлшaлиcь голоса. – Мы беремся за вас. – Старайтесь как можно более расхваливать порядок в доставлении провианта и маршрутов, когда будете говорить с императором, – сказал Билибин, провожая до передней Болконского. – И желал бы хвалить, но не могу, сколько знаю, – улыбаясь отвечал Болконский. – Ну, вообще как можно больше говорите. Его страсть – аудиенции; а говорить сам он не любит и не умеет, как увидите.

На выходе император Франц только пристально вгляделся в лицо князя Андрея, стоявшего в назначенном месте между австрийскими офицерами, и кивнул ему своей длинной головой. Но после выхода вчерашний флигель адъютант с учтивостью передал Болконскому желание императора дать ему аудиенцию. Император Франц принял его, стоя посредине комнаты. Перед тем как начинать разговор, князя Андрея поразило то, что император как будто смешался, не зная, что сказать, и покраснел. – Скажите, когда началось сражение? – спросил он поспешно. Князь Андрей отвечал. После этого вопроса следовали другие, столь же простые вопросы: «здоров ли Кутузов? как давно выехал он из Кремса?» и т. п. Император говорил с таким выражением, как будто вся цель его состояла только в том, чтобы сделать известное количество вопросов. Ответы же на эти вопросы, как было слишком очевидно, не могли интересовать его.

wiki-org.ru

Женщина с попугаем (картина Курбе) — Википедия (с комментариями)

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

К:Картины 1866 года

«Женщина с попугаем» (фр. La Femme au perroquet, англ. Woman with a Parrot) — картина, написанная в 1866 году французским художником Гюставом Курбе (Gustave Courbet, 1819—1877). Принадлежит музею Метрополитен в Нью-Йорке. Размер картины — 129,5 × 195,6 см[1][2].

История

Воодушевлённый успехом картины Александра Кабанеля «Рождение Венеры», представленной на Парижском салоне 1863 года, Курбе хотел повторить его со своей картиной, изображающей обнажённое женское тело[2]. Ему не удалось это в 1864 году, когда его картина «Венера и Психея» была отвергнута жюри[3]. Через два года Курбе представил новую картину «Женщина с попугаем», которая прошла через строгий отбор жюри и была выставлена на Парижском салоне 1866 года[2].

Весной 1870 года художник продал картину за &&&&&&&&&&015000.&&&&&015 000 франков Жюлю Борде (Jules Bordet). В апреле 1898 года картина была куплена за &&&&&&&&&&020000.&&&&&020 000 франков известным маршаном Полем Дюран-Рюэлем (Paul Durand-Ruel), который сразу же перепродал её за &&&&&&&&&&015000.&&&&&015 000 долларов нью-йоркскому предпринимателю и коллекционеру Генри Осборну Хэвемайеру (Henry Osborne Havemeyer) и его жене Луизине Хэвемайер[en] (Louisine Havemeyer). После смерти Хэвемайера в 1907 году картина оставалась у его жены, а после её смерти в 1929 году, согласно завещанию, она была передана в коллекцию музея Метрополитен[1].

Описание

На картине изображена лежащая на кровати обнажённая женщина с распущенными волосами. Она лежит на спине с поднятой левой рукой, на которой с раскрытыми крыльями сидит попугай. Справа у кровати стоит стойка для попугая. После появления картины критики отмечали весьма современный вид обнажённой женщины («настоящая, живая француженка»), в отличие от многих изображений Венеры или Евы, написанных другими художниками-академистами[4].

Полагают, что натурщицей для этой картины была ирландка Джоанна Хиффернан, которая также была моделью для некоторых других картин Курбе того периода, включая портрет «Прекрасная ирландка» (или «Портрет Джо», 1866)[5].

Напишите отзыв о статье "Женщина с попугаем (картина Курбе)"

Примечания

  1. ↑ 1 2 [http://www.metmuseum.org/collections/search-the-collections/436002 Woman with a Parrot, Gustave Courbet] (HTML). The Metropolitan Museum of Art. Проверено 5 декабря 2013.
  2. ↑ 1 2 3 [http://www.metmuseum.org/toah/works-of-art/29.100.57 Woman with a Parrot, 1866, Gustave Courbet (French, 1819—1877)] (HTML). Heilbrunn Timeline of Art History, The Metropolitan Museum of Art. Проверено 5 декабря 2013.
  3. ↑ Peter Schjeldahl. [http://www.newyorker.com/arts/critics/books/2007/07/30/070730crbo_books_schjeldahl Painting by numbers: Gustave Courbet and the making of a master] (HTML). The New Yorker — www.newyorker.com (30 июля 2007). Проверено 6 декабря 2013.
  4. ↑ Kathryn Calley Galitz. [http://www.arthistoryspot.com/2011/02/gustave-courbet-1819%E2%80%931877/ Art History Spot: Gustave Courbet (1819—1877)] (HTML). www.arthistoryspot.com. Проверено 8 декабря 2013.
  5. ↑ Ita Marguet. [http://divainternational.ch/spip.php?article827 Johanna 'Jo' Hiffernan: Art and Beauty] (HTML). divainternational.ch (март 2013). Проверено 6 декабря 2013.

Ссылки

  • [http://www.google.com/culturalinstitute/asset-viewer/woman-with-a-parrot/jgHoAxofXjqd_Q Woman with a Parrot, 1866, Gustave Courbet], Google Cultural Institute

Отрывок, характеризующий Женщина с попугаем (картина Курбе)

На лице у меня, конечно же, написано этого не было, но я бы многое отдала, чтобы узнать, откуда она так уверенно всегда всё знала, когда дело касалось меня? Через несколько минут мы уже дружно топали по направлению к лесу, увлечённо болтая о самых разнообразных и невероятных историях, которых она, естественно, знала намного больше, чем я, и это была одна из причин, почему я так любила с ней гулять. Мы были только вдвоём, и не надо было опасаться, что кто-то подслушает и кому-то может быть не понравится то, о чём мы говорим. Бабушка очень легко принимала все мои странности, и никогда ничего не боялась; а иногда, если видела, что я полностью в чём-то «потерялась», она давала мне советы, помогавшие выбраться из той или иной нежелательной ситуации, но чаще всего просто наблюдала, как я реагирую на, уже ставшие постоянными, жизненные сложности, без конца попадавшиеся на моём «шипастом» пути. В последнее время мне стало казаться, что бабушка только и ждёт когда попадётся что-нибудь новенькое, чтобы посмотреть, повзрослела ли я хотя бы на пяту, или всё ещё «варюсь» в своём «счастливом детстве», никак не желая вылезти из коротенькой детской рубашонки. Но даже за такое её «жестокое» поведение я очень её любила и старалась пользоваться каждым удобным моментом, чтобы как можно чаще проводить с ней время вдвоём. Лес встретил нас приветливым шелестом золотой осенней листвы. Погода была великолепная, и можно было надеяться, что моя новая знакомая по «счастливой случайности» тоже окажется там. Я нарвала маленький букет каких-то, ещё оставшихся, скромных осенних цветов, и через несколько минут мы уже находились рядом с кладбищем, у ворот которого... на том же месте сидела та же самая миниатюрная милая старушка... – А я уже думала вас не дождусь! – радостно поздоровалась она. У меня буквально «челюсть отвисла» от такой неожиданности, и в тот момент я видимо выглядела довольно глупо, так как старушка, весело рассмеявшись, подошла к нам и ласково потрепала меня по щеке. – Ну, ты иди, милая, Стелла уже заждалась тебя. А мы тут малость посидим... Я не успела даже спросить, как же я попаду к той же самой Стелле, как всё опять куда-то исчезло, и я оказалась в уже привычном, сверкающем и переливающемся всеми цветами радуги мире буйной Стеллиной фантазии и, не успев получше осмотреться, тут же услышала восторженный голосок: – Ой, как хорошо, что ты пришла! А я ждала, ждала!.. Девчушка вихрем подлетела ко мне и шлёпнула мне прямо на руки... маленького красного «дракончика»... Я отпрянула от неожиданности, но тут же весело рассмеялась, потому что это было самое забавное и смешное на свете существо!.. «Дракончик», если можно его так назвать, выпучил своё нежное розовое пузо и угрожающе на меня зашипел, видимо сильно надеясь таким образом меня напугать. Но, когда увидел, что пугаться тут никто не собирается, преспокойно устроился у меня на коленях и начал мирно посапывать, показывая какой он хороший и как сильно его надо любить... Я спросила у Стелы, как его зовут, и давно ли она его создала. – Ой, я ещё даже и не придумала, как звать! А появился он прямо сейчас! Правда он тебе нравится? – весело щебетала девчушка, и я чувствовала, что ей было приятно видеть меня снова. – Это тебе! – вдруг сказала она. – Он будет с тобой жить. Дракончик смешно вытянул свою шипастую мордочку, видимо решив посмотреть, нет ли у меня чего интересненького... И неожиданно лизнул меня прямо в нос! Стелла визжала от восторга и явно была очень довольна своим произведением. – Ну, ладно, – согласилась я, – пока я здесь, он может быть со мной. – Ты разве его не заберёшь с собой? – удивилась Стелла. И тут я поняла, что она, видимо, совершенно не знает, что мы «разные», и что в том же самом мире уже не живём. Вероятнее всего, бабушка, чтобы её пожалеть, не рассказала девчушке всей правды, и та искренне думала, что это точно такой же мир, в котором она раньше жила, с разницей лишь в том, что теперь свой мир она ещё могла создавать сама...

o-ili-v.ru

Женщина с попугаем (картина Курбе)

«Женщина с попугаем» (фр. La Femme au perroquet, англ. Woman with a Parrot) — картина, написанная в 1866 году французским художником Гюставом Курбе (Gustave Courbet, 1819—1877). Принадлежит музею Метрополитен в Нью-Йорке. Размер картины — 129,5 × 195,6 см.

Содержание

  • 1 История
  • 2 Описание
  • 3 Примечания
  • 4 Ссылки

История

Воодушевлённый успехом картины Александра Кабанеля «Рождение Венеры», представленной на Парижском салоне 1863 года, Курбе хотел повторить его со своей картиной, изображающей обнажённое женское тело. Ему не удалось это в 1864 году, когда его картина «Венера и Психея» была отвергнута жюри. Через два года Курбе представил новую картину «Женщина с попугаем», которая прошла через строгий отбор жюри и была выставлена на Парижском салоне 1866 года.

Весной 1870 года художник продал картину за &&&&&&&&&&015000.&&&&&015 000 франков Жюлю Борде (Jules Bordet). В апреле 1898 года картина была куплена за &&&&&&&&&&020000.&&&&&020 000 франков известным маршаном Полем Дюран-Рюэлем (Paul Durand-Ruel), который сразу же перепродал её за &&&&&&&&&&015000.&&&&&015 000 долларов нью-йоркскому предпринимателю и коллекционеру Генри Осборну Хэвемайеру (Henry Osborne Havemeyer) и его жене Луизине Хэвемайер (Louisine Havemeyer). После смерти Хэвемайера в 1907 году картина оставалась у его жены, а после её смерти в 1929 году, согласно завещанию, она была передана в коллекцию музея Метрополитен.

Описание

На картине изображена лежащая на кровати обнажённая женщина с распущенными волосами. Она лежит на спине с поднятой левой рукой, на которой с раскрытыми крыльями сидит попугай. Справа у кровати стоит стойка для попугая. После появления картины критики отмечали весьма современный вид обнажённой женщины («настоящая, живая француженка»), в отличие от многих изображений Венеры или Евы, написанных другими художниками-академистами.

Полагают, что натурщицей для этой картины была ирландка Джоанна Хиффернан, которая также была моделью для некоторых других картин Курбе того периода, включая портрет «Прекрасная ирландка» (или «Портрет Джо», 1866).

Примечания

  1. ↑ 1 2 Woman with a Parrot, Gustave Courbet (HTML). The Metropolitan Museum of Art. Проверено 5 декабря 2013.
  2. ↑ 1 2 3 Woman with a Parrot, 1866, Gustave Courbet (French, 1819—1877) (HTML). Heilbrunn Timeline of Art History, The Metropolitan Museum of Art. Проверено 5 декабря 2013.
  3. ↑ Peter Schjeldahl. Painting by numbers: Gustave Courbet and the making of a master (HTML). The New Yorker — www.newyorker.com (30 июля 2007). Проверено 6 декабря 2013.
  4. ↑ Kathryn Calley Galitz. Art History Spot: Gustave Courbet (1819—1877) (HTML). www.arthistoryspot.com. Проверено 8 декабря 2013.
  5. ↑ Ita Marguet. Johanna 'Jo' Hiffernan: Art and Beauty (HTML). divainternational.ch (март 2013). Проверено 6 декабря 2013.

Ссылки

  • Woman with a Parrot, 1866, Gustave Courbet, Google Cultural Institute
Работы Гюстава Курбе

Каменотёсы (1849) • Похороны в Орнане (1849—1850) • Веяльщицы (1853) • Встреча (1854) • Раненый (1854) • Мастерская художника (1855) • Спящая обнажённая (1865) • Порыв ветра (Приближение шторма) (1865) • Женщина с попугаем (1866) • Происхождение мира (1866) • Спящие (1866)

Женщина с попугаем (картина Курбе) Информация о

Женщина с попугаем (картина Курбе)Женщина с попугаем (картина Курбе)

Женщина с попугаем (картина Курбе) Информация Видео

Женщина с попугаем (картина Курбе) Просмотр темы.

Женщина с попугаем (картина Курбе) что, Женщина с попугаем (картина Курбе) кто, Женщина с попугаем (картина Курбе) объяснение

There are excerpts from wikipedia on this article and video

www.turkaramamotoru.com

Художник Гюстав Курбе. - История и этнология. Факты. События. Вымысел.

Цитата сообщения Marginalisimus

С Днём рождения, Гюстав Курбе! ( Gustave Courbet июнь10, 1819)

Э. Золя писал: «Это был удивительный мастер: крепость фактуры, непогрешимость техники остаются непревзойденными в нашей школе. Надо обратиться к итальянскому Возрождению, чтобы найти такую уверенную и сильную кисть»Гюстав Курбе пишет в автобиографии о себе в третьем лице:

Автопортрет с черной собакой (1842)

«Родился в Орнане (Ду) 10 июня 1819 года, начал свои занятия в семинарии родного города, закончил их в Королевском коллеже Безансона. (Во время изучения философии в Безансоне часто посещал г. Флажуло, который был учеником Давида и Гро. Это было началом его знакомства с историей искусства, начиная с французской школы.) Затем он провел год у профессора математики г. Делли, который, вопреки желанию семьи, поощрял его призвание к живописи. Отец предназначал сына к юридической карьере.

Приехав в Париж, он был сильно разочарован, увидев картины французской школы, и заявил своим товарищам, что, если бы в этом заключалась живопись, он никогда не стал бы художником. Он смотрел в Париже все, что имело отношение к живописи, и привел в порядок свои мысли. Он начал серьезное и продуманное изучение всех школ в их последовательности.

La Vague

Его личность, казавшаяся очень странной и оригинальной его товарищам, была причиной того, что за ним следовали повсюду, повторяя его слова. У него была образная речивость, и он ловко пользовался теми небольшими знаниями, которыми обладал. Его прозвали "Курбе-проповедник".

Товарищи преднамеренно завели его как-то в Люксембургский музей, чтобы заставить говорить. Поставили его перед Делакруа и спросили, что он думает о его картинах. Затем повторяли его дерзкие слова: "Я завтра бы сделал так же, если бы посмел".

The Grain Sifters.jpg

The Grain Sifters

Что касается Энгра, он ничего в нем сперва не понял. Лишь несколько позднее он заметил, что живопись всех этих людей имела свое значение, что все они искали средство для укрепления французского искусства. При виде их усилий он сказал себе: остается только промчаться мимо этого, как бомба.

В результате упорного труда он овладел подлинными средствами живописи, утерянными в Италии, Испании, Голландии, Бельгии, Германии. Он пошел по пути Гро и Жерико и почти с самого начала стал писать на уровне лучших образцов живописи, находящихся в наших музеях. Этот выходец с гор Ду и Юры, независимый республиканец от рождения по материнской линии, наследовал революционные идеи своего отца, либерала 1830 года и сентименталиста, и своей матери, рационалистки и католической республиканки.

Он забыл затем идеи и наставления своей молодости, чтобы пойти вслед за социалистами всех сект. По прибытии в Париж он был фурьеристом. Он примкнул затем к ученикам Кабе и Пьера Леру.

Одновременно с живописью он занимался философией. Он изучал французских и немецких философов. В течение десяти лет, вплоть до революции 1848 года, он ратовал вместе с редакторами "Реформ" и "Насиональ" за активную революцию. Но его мирные идеи рухнули перед лицом реакционных действий либералов 1830 года, якобинцев и бездарных реставраторов истории…

…Он никогда не имел учителей, вопреки тем, кто ему таковых приписывал. Его отец рекомендовал его своему кузену г. Удо, профессору права, который хотел насильно заставить его учиться и свел его к господину Стебену. На восьмой день Стебен посоветовал г. Удо предоставить Курбе самому себе…»

The Beach at Trouville at Low Tide.

Первые самостоятельные работы Курбе относятся к середине сороковых годов – это картины церковного содержания, ряд романтических по характеру композиций, а также несколько автопортретов и портретов. Один из них – «Автопортрет с собакой» – был выставлен в Салоне 1844 года. Следом за ней в Салоне появились в 1845 году – «Гитаристка», в 1846 году – автопортрет.

В 1847 году Курбе посетил Голландию. После этой поездки произошел перелом в творчестве художника. Под влиянием голландского искусства он порвал с романтизмом, по крайней мере, с его стилевыми приемами. Написанный в том же году великолепный автопортрет «Человек с трубкой» (№ 7) знаменует собой рождение нового искусства, в то же время утверждая вечную связь реализма с лучшими традициями романтизма.

The Trellis.jpg

Февральская революция 1848 года захватила Курбе. Он основывает социалистический клуб, принимая участие в издании недолговечного журнала своих друзей Шанфлери и Бодлера, создает эмблему французского народа, одержавшего победу на баррикадах… Но при этом не спешит на баррикады: «Это самое угнетающее зрелище. Я не дерусь, ибо не верю в борьбу при помощи ружей и пушек». Но Курбе не только сокрушался. Он борется при помощи своего оружия – кисти, резца, шпателя.

The Young Ladies of the Village.

Перед этой картиной, получившей вторую золотую медаль, Делакруа воскликнул: «Видел ты когда-нибудь что-либо подобное по своей силе? Вот это – новатор, революционер». В чем же заключалось новаторство Курбе? Ни в чем ином, как в правдивом и неприкрашенном изображении полукрестьянской, полубуржуазной среды.

В том же 1849 году он создает грандиозную картину (3,14x6,65 метра) «Похороны в Орнане». Все в этом произведении было новым и необычным, сюжет, взятый непосредственно из жизни провинциальной Франции, изображение тяжелого события, вызывающего грусть у зрителей, прозаические участники церемонии – жители Орнана, написанные с натуры.

Когда Курбе стал компоновать на холсте свое произведение, у него сложился целый монументальный замысел. «В настоящий момент, – пишет он Вею, – я компоную мою картину на холсте. Я не только получил от кюре похоронные одежды, но даже убедил его позировать, так же как и викария. У меня с ним было два совершенно смехотворных разговора на моральные и философские темы. Я должен был несколько дней отдохнуть после картины, которую я только что сделал: больше не выносила голова. Все орнанцы считают честью фигурировать в "Похоронах"».

Знаменательно высказывание известного скульптора Бурделя об этом произведении: «Курбе универсален. В "Похоронах в Орнане" плачущие женщины – это все женщины, собака – это все собаки. Курбе берет природу у ее истоков и остается вполне человечным. Он станковый живописец, и в качестве такового я сужу о нем. Он не декоратор, а прирожденный живописец. В этой категории он первый в своей эпохе».

Petit dejeuner de chasse.

Dressing the Dead Girl (Dressing the Bride).jpg

Dressing the Dead Girl (Dressing the Bride)

«Возвращение крестьян с ярмарки» (1850), «Здравствуйте, господин Курбе» (1854).

Классицисты искали героев в античности, романтики выбирали в качестве героев людей ярких, необычных, действующих в исключительных обстоятельствах, реалисты сделали главной темой искусства своих современников, занятых повседневными делами. Курбе чувствовал себя первооткрывателем, и это придавало его произведениям особую значительность: «Возвращение крестьян с ярмарки» (1850), «Здравствуйте, господин Курбе» (1854).

Здравствуйте, господин Курбе!, 1854, Музей Фабра, Монпелье

В мае 1854 года Курбе совершил поездку в Монпелье по приглашению Альфреда Брюйа, известного мецената и коллекционера. Курбе представил самого себя с тростью и ранцем за спиной в тот самый момент, когда по дороге в Монпелье его встретили Брюйа, его слуга и собака. Выбор подобного сюжета, написанного с прямолинейным реализмом и правдивостью, произвел сенсацию на Всемирной выставке в Париже в 1855 году.

Вскоре Курбе был объявлен поборником нового антиинтеллектуального типа искусства, свободного от условностей академической живописи на исторические и религиозные сюжеты. Отказавшись от литературных сюжетов в пользу реального мира, окружавшего художника, Курбе оказал серьезное влияние на Эдуарда Мане и импрессионистов. Говорят, что когда его попросили дописать в картине, предназначенной для церкви, фигуры ангелов, он ответил: "Я никогда не видел ангелов. Покажите мне ангела, и я напишу его".

Portrait of Jo The Beautiful Irish Girl CGF.

На Всемирную выставку 1855 года жюри допускает 11 полотен Курбе, но отвергнуты «Похороны в Орнане» и большая новая композиция «Мастерская художника». В ответ Курбе в павильоне, построенном в кустах сирени близ Выставки, устраивает свою выставку под названием «Реализм» – из 39 картин и 4 рисунков. Здесь посетители могут восхищаться разносторонностью его мощной творческой личности и одновременно возмущаться всем тем, что критика, – придя, наконец, к единому мнению, – называет революционностью Гюстава Курбе.

В обращении к посетителям «Антивыставки» говорилось: «Реализм, совокупность моих работ…» Из числа уже ранее известных картин там находились «Похороны», «Крестьяне деревни Флаже, возвращающиеся с базара», «Купальщицы», «Раненый», а также грандиозная картина, живописное выражение нового кредо артиста – «Мастерская художника». Об этой картине сам автор сказал: «"Мастерская художника" – реалистическая аллегория моей мастерской, резюмирующая семилетний период моего творчества». В самом деле, эта картина как бы подводит итоги творческих поисков Курбе. По своему живописному и идейному богатству это одно из самых сложных произведений художника.

Картина написана в теплых коричневатых тонах, придающих ей оттенок таинственности. На стене, служащей фоном, да и по всей картине, вспыхивают самые неожиданные цветовые блики, впечатляющие своей естественной непосредственностью. Портретное изображение людей из различных слоев общества, совместное присутствие которых в этой мастерской кажется, впрочем, несколько искусственным, игра света и теней, богатство тонов одежды и драпировок – все это изумляет зрителя единством широкого размаха сложной композиции и совершенством тщательно проработанных деталей, в том числе великолепного, словно светящегося тела женщины.

«Дробильщики камня»

Эта картина, так же как и «Похороны» и «Дробильщики камня», знаменует собой нечто большее, чем тот, – скованный чрезмерной детализацией, – реализм, который провозглашал Курбе. Изобразив живописными средствами, многосторонне и глубоко, жизнь и общество, художнику удалось создать крупное реалистическое произведение в современном значении этого понятия.

Пейзаж в Фонтенбло, 1855 Рейксмузеум, Амстердам

The Bathers.

Из полотен, представленных на выставке 1857 года, исключительного внимания заслуживают «Девушки на берегу Сены». По словам Прудона – наиболее художественное выражение «моральных, психологических и социальных идей».Известный писатель Т. Готье пишет: «"Девушки на берегу Сены" (какое странное название, между прочим) возвращают нас к тому экстравагантному жанру, которому художник обязан своей известностью. Это звучный удар по там-таму общественного мнения, цель которого заставить обернуться невнимательную толпу. Две толстые девицы, для которых была бы слишком велика честь, если бы их назвали лоретками, растянулись на траве на берегу реки, одна животом вниз, другая – на боку, нелепо наряженные в безвкусные туалеты… Из-за дерева, листья которого кажутся вырезанными из зеленой бумаги, виднеется в глубине полотна вода, голубизна которой напоминает скорее Неаполитанский залив, чем Сену. Все это вместе образует довольно фантастический пейзаж, который можно увидеть в провинциальных трактирах. Что касается девицы, лежащей на животе, то, если бы она захотела встать, снять одежды на берегу и окунуть в воду кончик ноги, как античная нимфа, она не произвела бы того впечатления рельефности, как Венера на выставке в Мон-Плезир. Никакие формы не выступают под платьем. Г-н Курбе все израсходовал за один раз. И все же есть в этой нарочито гротесковой картине великолепные по цвету куски, настоящее чудо, как вышитая шаль. На вульгарном лице второй спящей чувствуется биение жизни и легкая испарина сна. Руки, шея, щека первой девицы очень верны по тону, они так тонко и крепко написаны, что редко можно встретить у других…

Натюрморт с яблоками, 1872 Рейксмузеум, Амстердам

Чем больше совершенствовалось искусство Курбе, чем ярче проявлялась могучая сила его творческой личности, тем чаще становился он мишенью резких нападок. Незаурядность и мощь – вот чего не могли простить ему его враги.Как пишет в одной из своих критических статей Рихард Мутер, его ненавидели за то, что, в совершенстве владея мастерством, он писал так же естественно, как другие едят, пьют или разговаривают.

http://img-fotki.yandex.ru/get/5200/104793308.5fd/0_bebe0_a87af1d5_orig

Portrait of the Artist, called The Wounded Man

Однажды в лесу он работал вместе с Коро, причем они выбрали один и тот же мотив. Через некоторое время, внимательно рассмотрев набросок Коро, Курбе заметил: «Я не такой мастер, как Вы, г-н Коро. Поэтому я принужден писать только то, что вижу». В другой раз перед одной из картин Делакруа он спросил у великого, всеми почитаемого художника: «Кто эти крылатые дамы там вверху, меж облаков?», на что Делакруа ответил, что это, конечно, ангелы. Курбе поднял брови: «Как? Вы пишете ангелов? Когда же Вы их видели? А если не видели, то как же можете их писать?.. А я пишу только то, что вижу».

Landscape near Puit Noir near Ornans.jpg

Landscape near Puit Noir near Ornans.

Курбе выступает как автор замечательных пейзажей, прославляющих стихийную мощь природы, – густые леса с их дикими обитателями, водопады, бушующие волны моря, горы: «Убежище ланей» (1866), «Водопад в Конше» (1864), «Море» (1864), «Хижина в горах» (1874).

http://img-fotki.yandex.ru/get/6729/104793308.5fd/0_bebe5_f2d254dc_orig

Попытка правительства привлечь художника на свою сторону путем вручения ему ордена Почетного легиона не увенчалась успехом. Отклоняя пожалованный ему в 1865 году правительством орден Почетного легиона, он пишет министру изящных искусств М. Ришару: «Мои убеждения как гражданина не позволяют мне принять награду, основанную прежде всего на монархических принципах. Я соблюдаю свое достоинство, оставаясь верным основным правилам всей моей жизни; поступившись ими, я продал бы свое достоинство за показные почести. Мне пятьдесят лет, и я всегда был сам себе господином; позвольте же мне окончить мою жизнь свободным человеком; когда я умру, обо мне скажут: он не принадлежал ни к какой школе или академии, ни к какому бы то ни было вероисповеданию или направлению, и вообще не был приверженцем какого бы то ни было режима, а только свободы»…

Во время Всемирной выставки в Париже 1867 года Курбе в особом, расположенном рядом с ней, здании выставил свои 136 картин. Эта выставка явилась ярким доказательством его творческой силы, бесспорной и несокрушимой победой художника и исповедуемого им реализма в искусстве. Здесь была выставлена одна из лучших охотничьих сцен «Травля оленя», свыше сорока пейзажей, 30 портретов, в том числе «Ирландка Жо», напоминающие позднего Ренуара «Три девочки-англичанки», «Матушка Грегуар» – женщина из народа, а также скульптура «Маленький рыболов». И так как в это время узы, наложенные на печать, несколько ослабли, то левое крыло ее, носящее либеральный и демократический оттенок, торжественно провозгласило: «Кто в политике стремится к свободе, тот в искусстве – сторонник Курбе».

Женщина с попугаем (Woman with parrot)

С этого времени жизненный путь Курбе идет вверх: не только продолжает расцветать его творчество, но и растут его успехи и завоеванное им признание. В 1869 году на Всемирной выставке в Брюсселе он получает первую золотую медаль; на Международной выставке в Мюнхене, где Курбе выставил «Дробильщиков камня», «Женщину с попугаем», «Травлю оленя» и один пейзаж, он – в центре внимания. Высокая награда баварского правительства была лишь предлогом для восторженной молодежи и художников самых различных стран, чтобы провозгласить пятидесятилетнего живописца величайшим из всех живущих в то время художников, великим мастером реализма.

Portrait of Juliette Courbet (1844) Musee du Petit Palais, Paris.jpg

Девочка с чайками, Трувилль.

В сентябре 1870 года в Париже, провозгласившем республику, Курбе выбирают председателем Союза художников и Общефранцузского комитета по делам музеев. Свою приверженность идеалам свободы Курбе со всей определенностью проявил в дни Парижской Коммуны, когда он открыто встал на сторону революции. Избранный в члены Коммуны, он возглавил федерацию художников, активно участвовал в разработке и осуществлении мероприятий Коммуны в области искусства.

The Desperate Man The Man Made by Fear

После падения Коммуны он был арестован, приговорен к шестимесячному заключению и посажен в одиночную камеру тюрьмы Сен-Пелажи. «Меня убили, я больше уж не сделаю ничего хорошего», – вздыхает Курбе.

Написанные в тюрьме картины – великолепная модель «Женщина из Мюнхена» и натюрморт «Фрукты», которые Курбе после освобождения послал в Салон, жюри отвергло. Представитель правительства Тьера заявил по поводу этого отказа: «Это не относится к области искусства».

Marine A Etretat

Курбе приговаривают к штрафу размером свыше 300000 франков на покрытие издержек по восстановлению Вандомской колонны, свергнутой во время Коммуны. Его мастерскую опечатывают, картины разбазаривают…Травля и преследования вынуждают художника покинуть родину. Больной и разбитый духовно, он уезжает в Швейцарию, где продолжает работать вплоть до самой смерти. Курбе умер 31 декабря 1877 года в местечке Тур-де-Пейлтц на берегу Женевского озера.

Обнаженная дама с собачкой, 1868 Музей Орсе, Париж

Девушка в белых чулках, 1861 Собрание Барнса, Мэрион

Женщина в волнах, 1868 Метрополитен-музей, Нью-Йорк

The source, 1868, 128x97cm, Musee dOrsay, Paris.

Влюбленные в сельской глуши, 1844 Художественный музей, Лион

Гюстав Курбе. Автопортрет. (Мужчина с кожаным ремнём)

Self-Portrait - Man with Leather Belt (1845-1846) Musee d Orsay, Paris

http://smallbay.ru/artfrance/courbet_gustave.html

http://interpretive.ru/dictionary/1051/word/gyustav-kurbe

hist-etnol.livejournal.com

Сотворение мира - avdotya_grey

    Поговорим немного о живописце Гюставе Курбе! Вот его автопортрет:0_ad33_beac8284_XL      Немного безумный взгляд, правда?      Многие знают о картине «Происхождение мира», созданной этим художником в 1866 г. На ней в виде, так сказать, снизу изображена лежащая обнаженная женщина с детально выписанной вульвой. Этот общеизвестный шедевр мирового искусства долгое время шокировал церковь и почтенную публику, не принимающую вульгарного реализма художника, и был выставлен для открытого обозрения только с 1995 г, в Музее д’Орсе. Высказывается предположение, что картина «Происхождение мира» была написана с ирландки Жоанны Хиффернан, с которой у Курбе был роман. Критики, современники Г. Курбе, называли эту картину «женщиной без головы и ног».

619558_900

Г. Курбе, Происхождение мира, 1886 г.
И вот чудо: из Парижа, Paris Match разнеслась весть о том, что картина «Происхождение мира», весьма вероятно, нашла свою голову!         Вообще говоря, история рождения этой гипотезы берет начало еще в 2010 году, когда коллекционер-любитель за 1400 евро приобрел у парижского антиквара портрет без подписи, где тоже в виде снизу была изображена голова женщины, поза и лицо с приоткрытым ртом которой выражали очевидное сладострастие. Картина была написана маслом на льняном холсте и имела размеры 33 х 41 см. Приобретя картину, коллекционер решил, что автором ее был крупный мастер, и кинулся на его поиски. В результате более тщательного изучения коллекционер пришел к выводу, что этот холст в свое время был частью более крупного полотна, от которого он впоследствии был отделен. На тыльной стороне холста он обнаружил наполовину стертое клеймо, по которому можно было идентифицировать торговца произведениями искусства, ставшего владельцем данной картины в 1860 годах. Коллекционер-любитель проконсультировался с Национальным экспертным сообществом, специализирующимся на произведениях искусства, которое разглядело в манере письма, красках и эстетическом подчерке руку Г. Курбе.          Как только на основании этих сведений у страстного коллекционера зародилась мысль о том, что его похотливая красотка может являть собой не что иное, как недостающую часть полотна «Происхождение мира», он метнулся в точный указатель картин Г. Курбе. Цвета и пропорции этих картин настолько друг с другом совпадали, что купленная им голова представлялась естественным продолжением данного шедевра.        О загадочном, не имеющим подписи, шедевре «Происхождение мира» известно лишь, что он в свое время принадлежал оттоманскому дипломату Хилил-Бею, который в течение многих лет скрывал его за зеленой занавеской и показывал только своим избранным визитерам. В связи с этим, нашего коллекционера заинтриговало письменное свидетельство друга Г. Курбе, Жуля Труба, с такими словами: «… и отсюда появилась серия больших и малых полотен, сокрытых в нескольких тайных музеях Европы или Америки». Так вот, как раз это указание на «серию малых полотен» и явилось толчком к возникновению у коллекционера вышеупомянутой гипотезы о том, что «Происхождение мира» происходит из большего полотна, которое когда-то было разделено на части.        Еще одна картина Г. Курбе, «Женщина с попугаем», выставленная в Metropolitan Museum of Art Нью-Йорка, навела коллекционера на след ирландки Жоанны Хифферанан, возлюбленной художника Джеймса Уистлера, который показал ее Курбе и которому она неоднократно позировала.
Гюстав Курбе: «Женщина с попугаем», 1866 год.
woman-with-a-parrot-1866_thumb_medium580_0

            Тогда коллекционер-любитель обратился к эксперту Жан-Жаку Фернье из Института Гюстава Курбе, автору Достоверного каталога работ художника. Эксперт провел тщательный анализ портрета головы женщины при содействии со стороны Центра анализа и исследований в искусстве и археологии, итогом которого явилось следующее заключение: «Радиографический, рентгеновский, инфракрасный спектрометрический и хроматографический анализы показали, что пигменты, коричневый слой и контуры, ткань льняного холста, состоящего из 14 х 15 нитей на квадратный сантиметр, расхождение ворсинок мягкой кисти, длина мазков щетинной кисти – все в точности соответствует картине «Происхождение мира».            Это научное заключение подтвердило интуитивное предположение коллекционера-любителя о том, что «Происхождение мира» и портрет Жоанны Хиффернан, который будет внесен в том III Достоверного каталога Жан-Жака Фернье к осени, могут быть частями одного и того же произведения. Таким образом, еретическое «Происхождение мира» должно быть не картиной, сфокусированной на женские половые органы, а неполным произведением, являющимся частью большего полотна. Остается еще найти другие недостающие части этой таинственной загадки.            Многие эксперты проявляют скептицизм в отношении утверждения газеты Paris-Match. Так, сайт L'Atelier des icônes считает, что «перемещение обращенного влево бюста или покрывала не совмещается с положением женщины на портрете», а Дидье Рикнер из Tribune de l'art сожалеет, что «Жан-Жак Фернье, хорошо знакомый с творчеством этого художника, смог дать научное подтверждение такому легкомыслию». Да и музей д’Орсе не стал комментировать сообщение, сделанное Paris-Match.

2ee6ee

avdotya-grey.livejournal.com


Смотрите также