СОБАКИ В ЖИВОПИСИ. ЭВОЛЮЦИЯ ОБРАЗА... К какому произведению дана иллюстрация собака и попугай


СОБАКИ В ЖИВОПИСИ. ЭВОЛЮЦИЯ ОБРАЗА...: kovlam

Ну вот, мы и ушли от голландцев. Бартоломе Эстебан Мурильо (17 в.) - знаменитый испанский живописец, глава севильской школы. Безусловно, главный герой его известной картины "Мальчик с собакой" - это мальчик из простонародья, весело разговаривающий со своим любимцем. Взгляд собаки, занимающей незначительную часть картины, обращен на мальчика. И взгляд мальчика, который занимает бОльшую часть картины, обращен на собаку. Таким образом, именно "разговор", общение ребенка и собаки представляет собой главную тему картины. Сама собака играет подчиненную роль и явно не доминирует в картине.

Мурильо (1617 - 1682). Мальчик с собакой (1650-60)

Ну а теперь - британцы!.. Если учитывать английскую сентиментальность и любовь к животным, то становится понятным, почему эта тема занимает такое большое место в британской живописи.

Крупнейший британский живописец и теоретик искусства Уильям Хогарт (1697 - 1764) написал свой знаменитый "Автопортрет" в 1745 году. Здесь мы видим пример давней традиции портретирования с животными. Характерная барочная композиция картины превращает ее в "картину в картине": мы видим портрет Хогарта, а на переднем плане расположены детали, относящиеся к жизни художника (в частности, книги, изображенные на картине, — тома Шекспира, Свифта и Мильтона — демонстрируют приверженность художника английской литературе). При этом вопреки типично барочному представлению человека при всех регалиях, указывающих на его общественное положение, Хогарт изобразил себя в домашней одежде, без парика, в компании своего любимого мопса Трампа. Тем самым художник хотел сказать, что для него гораздо важнее не официальный статус человека, а его частный мир, не его роль в обществе, а индивидуальность и характер, и роль его любимца в выражении этой идеи очевидна.

Уильям Хогарт. Автопортрет (1745)

Английский (а точнее - шотландский) художник Филипп Рейнегл (1749 - 1833) специализировался главным образом на анималистике и пейзажной живописи. За свою долгую жизнь он оставил более 250 изображений животных и птиц. На представленной ниже картине мы видим не просто "жанровую сценку" с участием собаки. И даже не портрет "с участием" собаки (как у Хогарта). Мы видим портрет самой собаки! Обратим внимание на это смещение акцентов.

Филипп Рейнегл. Портрет необычной музыкальной собаки (1805).

Сэр Эдвин Ландсир (19 в.) был исключительно популярным и успешным живописцем викторианской эпохи, любимым художником королевы Виктории. Его самая известная работа - скульптуры бронзовых львов на Трафальгарской площади в Лондоне. Но подлинную славу ему принесли картины, на которых он изображал животных. В 19 веке активно обсуждалась тема наличия разума и высших психических способностей у животных, и Ландсир, вполне в духе философии своего времени, изображал их наделенными разумом и почти человеческими эмоциями. (Кстати, любопытно, что в честь Ландсира назвали породу собак, которых он часто рисовал, способствуя тем самым их популярности. Эта разновидность ньюфаундленда так и называется "ландсир"). На картине "Спасённая" собака и впрямь выглядит почти как человек...))

Эдвин Ландсир (1802 - 1873). Спасенная. (700x451, 49Kb)

Эту же тенденцию мы можем увидеть и в работах английского художника Джона Эммса. Я имею в виду тенденцию изображения животных, переживающих почти человеческие чувства. Его знаменитая картина "Фоксхаунды и терьер на конюшне" (1878) - яркий тому пример.

Джон Эммс (1841 - 1912). Фоксхаунды и терьер на конюшне.

В середине 19 века в Великобритании становится очень популярна живопись, изображающая сцены даже не просто из повседневной, а именно из домашней жизни. Средний класс, набирающий силу, предпочитал видеть сценки из жизни детей, особой любовью пользовались картины, изображающие игры детей с домашними животными. Артур Джон Элсли (1860 - 1952) был одним из самых известных и успешных художников позднего викторианского периода, писавшим такие картины. Его полотна с незатейливыми сюжетами, милыми, узнаваемыми героями и их очаровательными питомцами при жизни художника стали сверхпопулярны: многие картины тиражировались с помощью репродукций, их публиковали в качестве календарей, использовали в журналах, на открытках и приглашениях. Любопытный момент биографии Элсли, пожалуй, состоит в том, что успех пришел к нему после того, как он женился. Именно его жена и их единственная дочь стали постоянными моделями его самых известных картин. Изображая свою семью, он и создавал образ счастливого викторианского детства...

На мой взгляд, на примере этого художника хорошо видно, как живопись сползает в кич. Но это именно переходная форма. Живопись Элсли находится на границе между искусством и кичем: еще не совсем кич, но уже и не искусство.

Артур Элсли (1860 - 1952). Спокойной ночи!Elsley_Arthur_Good_Night

Обратим внимание на то, что собаки становятся всё более "человечными", а люди (в данном случае - дети) - всё более и более кукольными.

Незваный гостьElsey_Arthur_John_An_Uninvited_Guest

Вечерний чайElsley_Arthur_Tea_Time

Он не укусит тебя!Elsley_Arthur_John_He_Won_t_Hurt_You

На картине "Собаки егеря", на мой взгляд, особенно хорошо видна "кукольность" лиц детей.

Собаки егеряElsley_Arthur_The_Huntsmans_Pet

Новое платьеElsley_Arthur_The_New_Dress

Я уделила столько внимания этому художнику не потому, что он мне нравится, а потому, что, на мой взгляд, Элсли - переходная фигура в процессе "сползания" изображения животных в область кича. Как я уже писала выше, его работы носят промежуточный характер, причем, не все они равноценны. Некоторые работы "ближе" к собственно искусству, некоторые - тяготеют к кичу.

Домашние любимцыElsley_Arthur_Family_Favourites

Британский живописец Артур Вардл также, как и Элсли, прославился изображением животных. Только в отличие от Элсли, он писал не только домашних, но и диких животных. Но нас сейчас интересуют собаки...

Очаровательная светская дама с бессмысленным личиком отправилась на дневную прогулку в сопровождении любимых собачек. Легкий сюжет, безликая манера письма... Вовсю идет процесс коммерциализации искусства.

Артур Вардл (1864 - 1949). Дневная прогулка.Wardle_Arthur_Afternoon_Promenade

На следующей картине мы видим всё ту же "детскую" тему в разработке интересующего нас сюжета. Интересно сравнить эти картины (дети и собаки) с картинами, например, Ван Эйка или Мурильо, представленными выше в посте. Я сейчас имею в виду даже не манеру письма (ясно, что масштаб этих художников не сопоставим)... Очень показательно изменение самих сюжетов подобных картин. Казалось бы, Ван Эйк писал на заказ парадный портрет королевских детей. С формальной точки зрения - чисто коммерческая живопись))) Однако нельзя не восхититься не только мастерством живописца, но и психологической глубиной образов. Казалось бы, Мурильо изображает жизненную сценку, "разговор" мальчика с собакой (на картинах английских художников тоже есть этот сюжет). Но как тонко и мастерски подана эта тема!..

Смотрим, что происходит дальше... Вот на картине Гарольда Пиффарда мы видим ту же самую тему: "разговор" девочки со своей собакой. Без комментариев))

Гарольд Пиффард (ум. 1938). Хочешь кусочек? Скажи "гав"!

На мой взгляд, большинство работ Чарльза Бартона Барбера - это чистый кич. Правда, следует сразу оговориться, что хронологически последовательности здесь нет: он жил раньше Элсли, и если считать именно Элсли переходной фигурой между искусством и кичем, то Барбер выбивается из этого ряда. Тем не менее, на мой взгляд, в данном случае логика развития живописи и хронология не совпали. "Кичевость" большинства работ Барбера очевидна. Сюжеты становятся всё проще и проще... Манера письма - всё менее индивидуальной...

Чарльз Бартон Барбер (1845 – 1894). По пути из школы (1883).

Ну а эту картину я бы озаглавила "Здравствуй, кич!..". Вот он, дорогой наш... В чистом виде, кич как он есть)) Слащавый сюжет, кукольный персонаж, благостная атмосфера, безликая манера письма и явный расчет на эмоциональный отклик в широких массах))

Честно говоря, после этой картины мне захотелось вернуться в начало поста и "умыться" родниковой водой настоящей живописи... Вернуться к глубине и холодной строгости Брейгеля, тонкой и доброй улыбке Мурильо, ироничной и умной усмешке Хогарта... Возможно, это захотелось и не только мне...)

kovlam.livejournal.com

Рассказ о дружбе кошки, собаки и попугае

Ребята это Вам для позитива, мой маленький рассказ, о моих маленьких друзьях, ничего, с Вашего на то разрешения с данной темой в любимой группе повторю.

-  Рассказ, О МОИХ МАЛЕНЬКИХ ДРУЗЬЯХ

  Дорогие мои, на вечер Вам немного позитива: -

Нам из клуба привезли маленького  песика  Афганской породы, соседка подарила - Тайского котенка, ну, был, как  маленький беленький мышоночек.

 Несколько дней, я его  держала у себя за пазухой,  никак он  не мог согреться, все время дрожал.

Прошло месяца два, они немного подросли, подружились, даже ели с одной миски и спали вместе.

Через полгода к нам приехали друзья в гости, привезли нам попугая

- какаду, под именем " Чекуша".  

Попугай, чуть  освоившись,  клювиком перышки, почистив, и видимо решив, что вполне достаточно он себя подготовил, для знакомства с нами, эдак  вдруг нахохлившись,  своим  гортанным голосом, весьма громко  воскликнул: -

 " Чекуша  хороший, ах какой хороший Чекуша! Чекуша просто красавчик, вот»!             

   Мелкие наши - песик и котик, тут же прибежали на крик, сели около клетки,  начали внимательно рассматривать, думая при этом, - " подумаешь, птица, как птица, а говорит  человеческим языком"  это видимо для них было совсем непонятно,  что за явление перед ними такое.   

            Щенок сел  около клетки, чуть свою головку на бок, склонив, и ушки свои,  навострив,  котенок  же решил познакомиться  по - кошачьи,  на задние лапы встал, а передними лапами, через прутья клетки,  хвать попугая за хвост.

Что тут началось.

Попугай, вспорхнув, сел   на верхнюю жердочку, ворча и  бегая по прутику, да вдруг,  как  громко закричит: - " Стоять, три шага назад, кругом»!

 « Боцман, дружбан мой, ты где,»?  « Боцман, Боцман, Полундра! Матросики, где ВЫ, мои матросики, на камбузе буза! Чекушу обижают"!

 Все  в шоке, была  минута тишины и вдруг,  кто был в дому, не  просто смеялись, а в течение нескольких минут,  неудержимо  хохотали.

Песик же и котик и правда отошли от клетки подальше, легли рядком, головки на свои лапки положили, и  издали смотрели  на это чудо африканское.

Друзья мне говорят: - " Вот и ладненько, кажется, они познакомились, если  Вы и твои  ребята  согласитесь,  мы  на некоторое время,  оставим его у Вас, а то  нам  предстоит путь далекий, в Антарктику, примерно на годик, а может и больше,  мы оттуда Вам,  маленького пингвиненка   привезем"?

 Мои  ребята  от чувств восторга, закричала: - Ура".

Я же категорически сказала: - "Нет, ни в коем случаи, уже видела у Марго, - солдата - пингвина, чуть ли не под два метра росту, днем и ночью стоит у дверей".

- " Ты  не переживай, мы  его  с собой заберем, он большая умница,  будет сторожить, и от любопытных пингвинов нас охранять.

Прошло с тех пор энное количество времени.

 В один из дней мы с детьми и их друзьями собрались на кухне, не помню о чем мы, все увлеченно говорили, но вдруг я услышала длинную речь Чекуши, что в принципе ему совсем было не свойственно.

 Я попросила минуту тишины, все приумолкли и начали слушать,  о чем наш попугай, так  увлеченно и  тихо говорит.

Тихо,  тихо, начала подходить к нему, чтобы понять, в чем же все- таки дело,  он как – то сразу приумолк, от вдруг возникшей тишины в квартиры, он поднял головку свою, повернул ее  на бок, посмотрел на меня своими бисерными глазками, и эдак нахохлившись, вдруг как закричит: - « Боцман, Боцман, да куда же ты запропастился? Свистать всех  наверх! Подслушивают!  Какое безобразие! Не порядок! Боцман в камбузе посторонние»!

Услышав всю эту пламенную  речь, смеялись все до слез.

Как – то по вечеру, к нам   пришли друзья моих детей, принесли кассеты ( тогда и в помине не было дисков), начали увлеченно фильмы смотреть,

Вдруг слышу  воркотню попугая: - « Чекуша спать хочет, Чекуша спать хочет». Я же непроизвольно ему отвечаю: - Ну и что, ты в тепле, накрыт,  темно, так спи, что тебе мешает»?

 В ответ слышу: - « Вя - я,  Вя - я, Вя  – а»

Спрашиваю.- « Чего дразнишься – то»?

Попугай тихим обидчивым голосом отвечает: - « Чекуша спать хочет»

Вот ведь маленький попугай, а все понимает.

 Наши маленькие, собака, кошка и попугай, прожили почти год, в дружбе, ладу и согласии.

 В один из дней,  приехали друзья и забрали у нас - воина " Чекушу", говоря при этом:  -   « не могут они без него, вся их команда соскучилась по нему».

От  расстройства, что забрали у нас попугая, наша Афганка  и Тайская кошка, разбрелись по углам и не выходили  поесть  почти сутки.

Вот  ведь, как  подружились  между собою они.

 Все были расстроены: мы дети и животные, я предложила купить такого же, дети категорически отказались, при этом говоря:

 - «Мамочка, второго такого, как  Чекуша, не найдешь.

С уважением  к   Вам - Розалинда

subscribe.ru

Художники-иллюстраторы детских книг. Кто они авторы самых любимых картинок - Mamainfo.ru

Что толку в книжке, – подумала Алиса– если в ней нет ни картинок, ни разговоров?«Приключения Алисы в стране чудес»

Удивительно, но у детской иллюстрации России (СССР)есть точный год рождения - 1925 год. В этом годубыл создан отдел детской литературы в Ленинградскомгосударственном издательстве (ГИЗе). До этого книгис иллюстрациями специально для детей не издавались.

 

            Кто они – авторы самых любимых, красивых иллюстраций, которые остались в памяти с самого детства и нравятся нашим детям?            Узнавайте, вспоминайте, делитесь своим мнением.            Статья написана с использованием рассказов родителей нынешних малышей и отзывов к книгам на сайтах книжных интернет-магазинов.

 

            Владимир Григорьевич Сутеев (1903-1993, Москва) - детский писатель, художник-иллюстратор и режиссёр-мультипликатор. Его добрые, веселые картинки похожи на кадры из мультфильма. Немало сказок рисунки Сутеева превратили в шедевры.             Так, например, далеко не все родители, считают произведения Корнея Чуковского необходимой классикой, и большая часть из них не считает его произведения талантливыми. Но сказки Чуковского, проиллюстрированные Владимиром Сутеевым, хочется держать в руках и читать детям.

 

 

            Борис Александрович Дехтерёв (1908-1993, Калуга, Москва) – народный художник, советский график (считается, что «Школа Дехтерёва» определила развитие книжной графики страны), иллюстратор. Работал преимущественно в технике карандашного рисунка и акварели. Старые добрые иллюстрации Дехтерёва – это целая эпоха в истории детской иллюстрации, многие иллюстраторы называют Бориса Александровича своим учителем.

            Дехтерёв проиллюстрировал детские сказки Александра Сергеевича Пушкина, Василия Жуковского, Шарля Перро, Ганса Христиана Андерсена. А также произведения других русских писателей и мировых классиков, например, Михаила Лермонтова, Ивана Тургенева, Уильяма Шекспира. 

 

 

            Николай Александрович Устинов (1937г.р., Москва), его педагогом был Дехтерёв, а многие современные художники-иллюстраторы уже Устинова считают своим учителем.

Николай Устинов – народный художник, иллюстратор. Сказки с его иллюстрациями издавались не только в России (СССР), но и в Японии, Германии, Корее и других странах. Почти триста произведений проиллюстрировал знаменитый художник для издательств: «Детская литература», «Малыш», «Художник РСФСР», издательств Тулы, Воронежа, Санкт-Петербурга и других. Работал в журнале Мурзилка.            Самыми любимыми для детей остаются иллюстрации Устинова к русским народным сказкам: Три медведя, Маша и медведь, Лисичка сестричка, Царевна-лягушка, Гуси-лебеди и многим другим.

 

 

             Юрий Алексеевич Васнецов (1900-1973, Вятка, Ленинград) - народный художник и иллюстратор. Его картинки к фольклорным песенкам, потешкам и прибауткам нравятся всем малышам (Ладушки, Радуга-дуга). Он иллюстрировал народные сказки, сказки Льва Толстого, Петра Ершова, Самуила Маршака, Виталия Бианки и других классиков русской литературы.

            Покупая детские книги с иллюстрациями Юрия Васнецова обращайте внимание, чтобы рисунки были четкими и в меру яркими. Пользуясь именем известного художника, в последнее время часто издают книги с нечеткими сканами рисунков или с повышенной неестественной яркостью и контрастностью, а это не очень хорошо для детских глаз.

     

            Леонид Викторович Владимирский (1920 г.р., Москва) — русский график и самый популярный иллюстратор книг про Буратино А. Н. Толстого и про Изумрудный город А. М. Волкова, благодаря которым он получил широкую известность в России и странах бывшего СССР. Рисовал акварелью. Именно иллюстрации Владимирского многие признают классическими для произведений Волкова. Ну а Буратино в том виде, в котором его знает и любит уже несколько поколений детей, бесспорно его заслуга.

 

  

            Виктор Александрович Чижиков (1935 г.р., Москва) - народный художник России, автор образа медвежонка Мишки, талисмана летних Олимпийских игр 1980 года в Москве. Иллюстратор журнала «Крокодил», «Весёлые картинки», «Мурзилка», много лет рисовал для журнала «Вокруг света».            Чижиков проиллюстрировал произведения Сергея Михалкова, Николая Носова (Витя Малеев в школе и дома), Ирины Токмаковой (Аля, Кляксич и буква "А"), Александра Волкова (Волшебник изумрудного города), стихи Андрея Усачева, Корнея Чуковского и Агнии Барто и другие книги.

            Справедливости ради стоит отметить, что иллюстрации Чижикова довольно специфические и мультяшные. Поэтому далеко не все родители предпочитают покупать книги с его иллюстрациями, если есть альтернатива. Например, книги «Волшебник изумрудного города» многие предпочитают с иллюстрациями Леонида Владимирского.

 

 

            Николай Эрнестович Радлов (1889-1942, Санкт-Петербург) — русский художник, искусствовед, педагог. Иллюстратор детских книг: Агнии Барто, Самуила Маршака, Сергея Михалкова, Александра Волкова. Радлов с большой охотой рисовал для малышей. Самая его известная книга – комиксы для малышей «Рассказы в картинках». Это книга-альбом с веселыми историями про зверей и птиц. Прошли годы, но сборник до сих пор очень популярен. Рассказы в картинках неоднократно переиздавались не только в России, но и в других странах. На международном конкурсе детской книги в Америке в 1938 году книга получила вторую премию.

 

 

            Алексей Михайлович Лаптев (1905-1965, Москва) — художник-график, книжный иллюстратор, поэт. Работы художника находятся во многих региональных музеях, а также в частных коллекциях в России и за рубежом. Иллюстрировал «Приключения Незнайки и его друзей» Николая Носова, «Басни» Ивана Крылова, журнал «Веселые картинки». Книга с его стихами и картинками «Пик, пак, пок» очень любима уже ни у одного поколения детей и родителей (Брифф, жадный мишка, жеребята Черныш и Рыжик, пятьдесят зайчат и другие)

 

 

            Иван Яковлевич Билибин (1876-1942, Ленинград) — русский художник, книжный иллюстратор и театральный оформитель. Билибин проиллюстрировал большое количество сказок, в том числе Александра Сергеевича Пушкина. Разработал свой стиль – «билибинский» - графическое представление с учетом традиций древнерусского и народного искусства, тщательно прорисованный и подробный узорчатый контурный рисунок, расцвеченный акварелью. Стиль Билибина стал популярен и ему стали подражать.

            Сказки, былины, образы древней Руси для многих уже давно неразрывно связаны с иллюстрациями Билибина.

 

 

            Владимир Михайлович Конашевич (1888-1963, Новочеркасск, Ленинград) – русский художник, график, иллюстратор. Детские книги иллюстрировать начал случайно. В 1918 году его дочери было три года. Конашевич нарисовал для нее картинки на каждую букву алфавита. Один из знакомых увидел эти рисунки, они ему понравились. Так была напечатана «Азбука в картинках» - первая книга В. М. Конашевича. С тех пор художник стал иллюстратором детских книг.            С 1930 годов  иллюстрирование детской литературы стало главным делом его жизни. Конашевич иллюстрировал также взрослую литературу, занимался живописью, рисовал картины в полюбившейся ему специфической технике - тушью или акварелью по китайской бумаге.

            Основные работы Владимира Конашевича: - иллюстрация сказок и песен разных народов, причем некоторые были иллюстрированы несколько раз;- сказки Г.Х. Андерсена, Братьев Гримм и Шарля Перро;- «Старик-годовик» В. И. Даля;- произведения Корнея Чуковского и Самуила Маршака.Последней работой художника было иллюстрирование всех сказок А. С. Пушкина.

 

 

            Анатолий Михайлович Савченко (1924-2011, Новочеркасск, Москва) - мультипликатор и художник-иллюстратор детских книг. Анатолий Савченко был художником-постановщиком мультфильмов "Малыш и Карлсон" и "Карлсон вернулся" и автором иллюстраций к книгам Линдгрен Астрид. Самые известные мульт-работы с его непосредственным участием: Мойдодыр, приключения Мурзилки, Петя и Красная шапочка, Вовка в Тридевятом царстве, Щелкунчик, Муха-Цокотуха, попугай Кеша и другие.            Дети знакомы с иллюстрациями Савченко по книгам: «Хрюшка обижается» Владимира Орлова, «Домовенок Кузя» Татьяны Александровой, «Сказки для самых маленьких» Геннадия Цыферова, «Маленькая Баба-Яга» Пройслер Отфрид, а также книг с аналогичными мультфильмам произведениями.

 

 

            Олег Владимирович Васильев (1931 г.р., Москва). Его работы находятся в собраниях многих музеев искусств России и США, в т.ч. в Государственной Третьяковской галерее в Москве. С 60-х годов более тридцати лет занимался оформлением детских книг в содружестве с Эриком Владимировичем Булатовым (1933 г.р., Свердловск, Москва).            Наиболее известны иллюстрации художников к сказкам Шарля Перро и Ганса Андерсена, стихотворениям Валентина Берестова и сказкам Геннадия Цыферова.

  

            Борис Аркадьевич Диодоров (1934 г.р., Москва) - народный художник. Любимая техника - цветной офорт. Автор иллюстраций ко многим произведениям русской и зарубежной классики. Наиболее известны его иллюстрации к сказкам:

- Ян Экхольм «Тутта Карлссон Первая и единственная, Людвиг Четырнадцатый и другие»;- Сельма Лагерлеф «Удивительное путешествие Нильса с дикими гусями»;- Сергей Аксаков «Аленький цветочек»;- произведения Ганса Христиана Андерсена.

Диодоров проиллюстрировал более 300 книг. Его работы выходили в свет в США, Франции, Испании, Финляндии, Японии, Южной Корее и др. странах. Работал главным художником издательства «Детская литература».

 

 

            Евгений Иванович Чарушин (1901-1965, Вятка, Ленинград) – график, скульптор, прозаик и детский писатель-анималист. В основном иллюстрации исполнены в манере свободного акварельного рисунка, немного с юмором. Нравятся детям, даже малышам. Известен иллюстрациями животных, которые он нарисовал к своим собственным рассказам: «Про Томку», «Волчишко и другие», «Никитка и его друзья» и многим другим. Иллюстрировал также других авторов: Чуковского, Пришвина, Бианки. Самая известная книга с его иллюстрациями «Детки в клетке» Самуила Яковлевича Маршака.

 

 

            Евгений Михайлович Рачев (1906-1997, Томск) – художник-анималист, график, иллюстратор. Иллюстрировал преимущественно русские народные сказки, басни и сказки классиков русской литературы. В основном иллюстрировал произведения, в которых главные герои – животные: русские сказки про зверей, басни.

 

 

            Иван Максимович Семёнов (1906-1982, Ростов-на-Дону, Москва) – народный художник, график, карикатурист. Семенов работал в газетах «Комсомольская правда», «Пионерская правда», журналах «Смена», “Крокодил» и других. Ещё в 1956 году по его инициативе был создан первый в СССР юмористический журнал для маленьких детей - «Весёлые картинки».             Самые известные его иллюстрации: к рассказам Николая Носова о Коле и Мишке (Фантазеры, Живая шляпа и другие) и рисунки «Бобик в гостях у Барбоса».

 

       

            Имена некоторых других известнейших современных российских иллюстраторов детских книг:

- Вячеслав Михайлович Назарук (1941 г.р., Москва) – художник-постановщик десятков мультипликационных фильмов: Крошка Енот, Приключения кота Леопольда, Мама для мамонтенка, сказы Бажова и иллюстратор одноименных книжек.

- Надежда Бугославская (биографическую информацию автор статьи не нашла) – автор добрых красивых иллюстраций ко многим детским книгам: Стихи и песни матушки гусыни, стихотворения Бориса Заходера, произведения Сергея Михалкова, произведения Даниила Хармса, рассказы Михаила Зощенко, «Пеппи Длинный чулок» Астрид Линдгрен и другим.

- Игорь Егунов (биографическую информацию автор статьи не нашла) – современный художник, автор ярких, хорошо прорисованных иллюстраций к книгам: «Приключения барона Мюнхгаузена» Рудольфа Распе, «Конек-горбунок» Петра Ершова, сказок Братьев Гримм и Гофмана, сказки о русских богатырях.

 

- Евгений Антоненков (1956 г.р., Москва) - художник-иллюстратор, любимая техника акварель, перо и бумага, смешанная техника. Иллюстрации современные, необычные, выделяются среди прочих. Одни смотрят на них с безразличием, другие влюбляются в веселые картинки с первого взгляда.Самые известные иллюстрации: к сказкам о Винни-Пухе (Алан Александр Милн), «Русские детские сказки», стихам и сказкам Самуила Маршака, Корнея Чуковского, Джанни Родари, Юнны Мориц. «Глупая лошадь» Владимира Левина (английские старинные народные баллады), проиллюстрированная Антоненковым – одна из самых популярных книг уходящего 2011 года.Евгений Антоненков сотрудничает с издательствами Германии, Франции, Бельгии, США, Кореи, Японии, постоянный участник престижных международных выставок, лауреат конкурса «Белая Ворона» (Болонья, 2004), обладатель диплома «Книга года» (2008).

 

- Игорь Юльевич Олейников (1953 г.р., Москва) – художник-аниматор, преимущественно работает в рисованной анимации, иллюстратор книг. Удивительно, но столь талантливый современный художник не имеет специального художественного образования.            В анимации Игорь Олейников известен по фильмам: «Тайна третьей планеты», «Сказка о царе Салтане», «Мы с Шерлоком Холмсом» и другим. Работал с детскими журналами «Трамвай», «Улица Сезам» «Спокойной ночи, малыши!» и другими.            Игорь Олейников сотрудничает с издательствами Канады, США, Бельгии, Швейцарии, Италии, Кореи, Тайваня и Японии, участвует в престижных международных выставках.            Самые известные иллюстрации художника к книгам: «Хоббит, или Туда и Обратно» Джона Толкина, «Приключения барона Мюнхгаузена» Эриха Распе, «Приключения мышонка Десперо» Кейт ДиКамилло, «Питер Пэн» Джеймса Барри. Последние книги с иллюстрациями Олейникова: стихи Даниила Хармса, Иосифа Бродского, Андрея Усачева.

 

Анна Агрова

Комментарии:
Михаил15.02.2017 - 00:00 Рейтинг: 0 Голосов: 0
Большое спасибо!!! Очень пригодилось для урока Литературного чтения.
Елена31.01.2017 - 00:00 Рейтинг: 0 Голосов: 0
Необходимо добавить:Татьяна Маврина (1902-1996) — русский художник, иллюстратор, живописец и график. Татьяна Алексеевна создала иллюстрации более чем к 200 книгам, была награждена международной премией Андерсена за вклад в дело иллюстрации детской литературы. Маврина много путешествовала по России, ее погружение в быт, традиции, ремесло старорусской культуры получило выражение в ее картинах и иллюстрациях. Татьяна Алексеевна иллюстрировала сказки Пушкина, русские народные сказки, а в 1969 году она создала свою знаменитую «Сказочную азбуку».
Герман20.11.2016 - 00:00 Рейтинг: 0 Голосов: 0
CПС огромное на ИЗО Задали не знал что делать,и вот ваш сайт.
Oksancus30.12.2015 - 00:00 Рейтинг: 0 Голосов: 0
Большое внимание уделял художник искусству оформления книги. Он был одним из первых, кто начал рисовать иллюстрации к русским народным сказкам и былинам.
Аида24.09.2015 - 00:00 Рейтинг: 0 Голосов: 0
Спасибо большое. Узнали с дочкой много нового.Вы нам очень помогли.
Алёна24.05.2015 - 00:00 Рейтинг: 0 Голосов: 0
Спасибо большое за предоставленную информацию в структурированном виде, с примерами. Статья очень помогла. Я благодарна Вам!
Анна romahka200...05.04.2015 - 00:00 Рейтинг: 0 Голосов: 0
Хочется добавить еще информацию о Левицкий Роман Васильевич (1920-1991), - советский, ленинградский график, иллюстратор, театральный художник, Член Союза Художников СССР, ВТО, союза журналистов. 30 лет творческой деятельности провёл за кулисами театров, концертных залов, цирков и варьете. Творческое наследие автора насчитывает более 1000 портретов, выполненных в разных техниках: цветным карандашом, пером, акварелью, также в технике литографии. Помимо театральной темы, художника интересовали иные жанры - пейзаж, иллюстрация произведений классиков и детских книг. Отдельной темой в творчестве автора идет тема восточных городов, таких, как Самарканд, Бухара, Хива и др. Работа в качестве театрального художника наложила определенный отпечаток на рисунки, акварели, эстампы мастера, которые отличаются декоративностью, сложным колоритом, лаконичностью и стилизацией формы. Участник персональных художественных выставок в Ленинграде (1972-1982), Москве (1976 г., Дом актера, ЦДРИ - 1977г. Дом журналиста 1982 г.), Краснодаре (1978-1979 г.), Сочи - 1979 г. и др. городах и странах мира. Часть своей коллекции художник принес в дар Ленинграду, часть коллекции хранится в Бахрушинском музее. Большая часть работ находится в частных коллекциях.ш
Марина15.03.2015 - 00:00 Рейтинг: 0 Голосов: 0
Спасибо, как раз очень нужно была эта информация!!!
Галина12.03.2015 - 00:00 Рейтинг: 0 Голосов: 0
Спасибо, Анна! Собранный Вами материал очень пригодился в моей работе, я преподаю рисование в детском клубе. Спасибо!
Катя20.10.2014 - 00:00 Рейтинг: 0 Голосов: 0
Очень здорово !!Спасибо большое !!
Алёна Чащарина15.05.2014 - 00:00 Рейтинг: 0 Голосов: 0
Анна, спасибо большое за такой замечательный обзор. Мне кажется, сюда просто необходимо добавить еще Николая Кочергина - иллюстратора многих и многих народных сказок, были, в частности, большой серии сказок народов мира. ОТВЕТ: Алена, спасибо дополнение! Анна сейчас в отпуске, передадим ваше пожелание дополнить и обновить статью
Елизавета29.04.2014 - 00:00 Рейтинг: 0 Голосов: 0
Спасибо вам большое! Очень пригодилось для урока ИЗО
Александр24.11.2013 - 00:00 Рейтинг: 0 Голосов: 0
К какому художнику и как можно обратиться для иллюстрации своего стихотворения для детей с целью издания книги? ОТВЕТ: Александр, не знаю )) Вопрос немного не по адресу. У меня есть только 1 знакомый художник-иллюстратор в Самаре, точнее 2 художника - они работают в паре, 1 график, другой живописец, иллюстрируют вместе детские книги и учебники. Если вам не к кому обратиться, могу найти их координаты. Анна Агрова
Галина02.05.2013 - 00:00 Рейтинг: 0 Голосов: 0
Спасибо! Очень понравилась ваша работа и пригодилась.
Туська10.03.2013 - 00:00 Рейтинг: 0 Голосов: 0
Спасибо огромное!Выручили))
Карина24.02.2013 - 00:00 Рейтинг: 0 Голосов: 0
огромное спасибо, очень помогли)))
Марина22.01.2013 - 00:00 Рейтинг: 0 Голосов: 0
Спасибо огромное!!!
Татьяна23.11.2012 - 00:00 Рейтинг: 0 Голосов: 0
Спасибо за интересную работу
Амалия23.10.2012 - 00:00 Рейтинг: 0 Голосов: 0
Большое списибо! Мы просто в восторге от вашего материала!То, что нужно!
Маргарита23.10.2012 - 00:00 Рейтинг: 0 Голосов: 0
Спасибо. Толково. Чётко. Грамотно.
Елена15.10.2012 - 00:00 Рейтинг: 0 Голосов: 0
Всё просто прекрасно, НО где Анастасия Архипова и Сергей Бордюг???иллюстрации, созданные ими просто волшебные и ничуть не уступают все именитым здесь художникам, нехорошо...
Иллюстратор borecc10.09.2012 - 00:00 Рейтинг: 0 Голосов: 0
Вот здесь много интересных работ современных художников-иллюстраторов - иллюстраторы.рф

www.mamainfo.ru

Кот Барон, Попугай Тошка и другие. Часть вторая - Сказки, истории и рассказы - ДЕТЯМ О ПОПУГАЯХ - Статьи

  Кот Барон, Попугай Тошка и другие

Барон тащился! Опустив хвост на экран телевизора, прямо по середине, он иногда томно переворачивался, нежась под теплым солнцем, бьющим в окно. Хозяева давно привыкли к этому кошачьему хвосту на экране, и похоже, считали его частью телевизора, поэтому не возражали. Коту впервые в жизни абсолютно ничего не хотелось. После столкновения с попугаем Тошкой, они стали лучшими друзьями, чему хозяева были рады неимоверно, и баловали животных как могли. На черный день Барон заныкал в кадке на балконе свежемороженую голову скумбрии, одна изумительная черная кошечка во дворе явно не ровно дышала к нему - короче, жизнь наладилась. Тошку сажали в клетку только на ночь, или когда он сам туда забирался, чтобы отдохнуть. А так он предпочитал проводить время, важно вышагивая по краешку стола, периодически тихонько что-то говоря на 4-х языках, или сидел на балконе, любуясь на окружающий пейзаж. Удивительно, но улетать он никуда и не планировал. Иногда Тошка и Барон сидели на балконе вместе, обсуждая дворовые дела. В общем - мир и благодать! Но, как известно, все хорошее когда-нибудь кончается. Этой ночью Барон, по своему обыкновению, проводил инспекцию квартиры и прилегающих территорий, и вдруг услышал какой-то подозрительный шорох на балконе. "Нычку тырят!!!" догадался Барон, "наверное серый котяра из квартиры выше этажом!!" Кот тихонько подкрался к подоконнику, ловко скакнул на стол и осторожно выглянул в окно - возле кадки кто-то возился, принюхивался и присматривался, блестя бусинами глаз. - Ух ты! Крыса! - прошептал Барон. Всегда чутко спящий Тошка открыл один глаз, и вопросительно уставился на кота. - Только тихо! - кот возбужденно замахал хвостом. - Там крыса по моей нычке шарит! Здоровая жуть! Таких я еще не видел! Тошка осторожно вылез из клетки, и важно подошел к окну: - Действительно крыса! Может, пойдем познакомимся? - Познакомимся??? Она тырит мою еду!!! На черный день отложенную! Какая наглость! Ее надо поймать. - А зачем? - удивился попугай. - Нуу... - Барон задумался - Так все делают. Потом утром хозяевам отдадим, они рады будут... - Мдаааа, полагаю они будут просто в восторге! - скептически покачал головой Тошка. - Есть другой предложение. Выйдем и попросим уйти, ну или познакомимся. Если добрая - тогда зачем ее ловить? А если злая - прогоним. - Думаешь? - кот засомневался... - Лишимся элемента неожиданности. Ну да ладно, давай попробуем. Крыса, тем временем, встала на задние лапки (хвост параллельно земле), передними уцепилась за край кадки и попробовала влезть внутрь. - Вот ведь наааглость! - тягуче сказал кот, устраиваясь на перилах. Рядом, подойдя строевым шагом, уселся здоровый разноцветный попугай. От неожиданности и удивления, крыса не удержалась и провалилась в кадку. Через мгновение наружу осторожно высунулся кончик носа и судорожно принюхался. "Черт! Не показалось, действительно кот и попугай. Ну дела!" - Здравствуйте! Меня зовут Тошка, а кто вы? - вежливо поинтересовался попугай. - А я... А я так, мимо проходила... Заглянула вот... - крыса решила, что не стоит пока вылезать. - Мимо она проходила. Ха! - заявил Барон, зловеще блеснув огромными желтыми глазами. - Ну а зачем чужое-то тырить? - Эээ, я конечно, нуу... А что такое? Мне есть захотелось! - возмутилась крыса, когда поняла, что ловить ее не собираются. По крайней мере сию минуту. - Мы всегда так делаем когда хотим есть!!! Она копнула лапкой землю на дне кадки - и обнаружила рыбью голову. Она пахла так одурманивающе... Кот и попугай переглянулись.... - Кхе, вот потому вас никто и не любит. - прокашлялся попугай. Барон на всякий случай подобрал для прыжка лапы. - Воровать не хорошо! - Тоже мне учителя!!! - взвизгнула крыса и, осмелев, высунулась наружу. - Жируете тут, а мы по подвалам шкеримся! А ведь какую-то рыбью голову зажали! - А ты откуда знаешь? - тут же заволновался Барон. - Говори!!!! Крыса виновато высунулась из кадки: - А я ее того... ну съела. Простите. Правда кушать хочется! - Ну вот! А я ее на черный день... так припрятал хорошо, а тут... - от расстройства Барон даже забыл, что собирался поймать крысу и принялся нервно вышагивать по перилам. Воровка присела, и судорожно дохрумкала косточку. Посматривая то на гостью, то на кота Тошка переступил лапами и сказал: - Ну, ну. Не расстраивайся ты так. Завтра к хозяйке поластишься, и она тебе двойную порцию выдаст. А вот вам...эээ... мадам, стоило просто попросить, и Барон поделился бы. Правда Барон? Барон скептически прищурился на попугая. Тошка хихикнул: - Поделился бы, точно говорю. Он добрый, хотя и вредный. Так как вас зовут? Крыса задумалась... - Да никак не зовут, чего меня звать, я и сама приду. Нету у меня имени... - Тогда мы вам дадим имя! - заявил попугай и гордо выпятил грудь, подняв клюв. - Например Тырилка! - едко заметил Барон. Крыса виновато посмотрела на него и облизнулась. - Когда я был совсем котенком, у хозяев была большая белая крыса, они звали ее Катька. Она была старая и добрая, не то что ты! - Ну тогда назовем ее в честь той престарелой барышни. - решил попугай. - Катька? Екатерина! Да еще и вторая! - крыса мечтательно посмотрела в звездное небо. - Я согласная! - Вот и славно. А теперь расскажите-ка, премилая ..ммм... Екатерина, каким ветром вас сюда занесло. - хлопнув крыльями попугай устроился поудобнее. - Да, расскажи! Или в подвалах есть стало нечего? - Барон желчно ухмыльнулся. Катька вторая нахмурилась: - Юморист, да? Между прочим, из-за твоих сородичей теперь бегаем, где придется! Тут какая-то банда кошачья появилась, никому прохода не дает. Я ваще-то с соседнего двора, они нас оттуда выгнали. Скоро сюда доберутся. - Сородичи, говоришь? - Барон недобро блеснул глазищами. - Что-то не слыхал... Не люблю чужаков! В общем так, в гости не приглашаю, сама понимаешь что с хозяевами будет, а вот чего поесть найдем! Кот стремительной тенью исчез в глубине квартиры. - Да ты вылазь из кадки-то! Никто тебя не тронет! - сказал Тошка и покосил взглядом. Крыса с сомнением глянула на него, но все же, кряхтя, вывалилась из ставшей уже уютной посудины. - я же сказал что он добрый! Барон появился через минуту, таща с собой кусок сыра, изъятый из холодильника. Он умел открывать двери этого чудо - устройства, и мало того, даже закрывать, чем неимоверно гордился. Сыр Барон аккуратно положил перед Катькой и деликатно отошел в сторонку. Катерина вытаращила на него глаза бусинки: - Аффигеть! Впервые меня кот угощает, а не по углам гоняет! - Ты ешь давай, пока я добрый! А то передумаю... - Барон угрожающе присел. Катька подпрыгнула, цапнула угощение и спряталась за кадку, наружу торчал только хвост. - Ням, спасибо, ням! Выручили! Давно вкуснятины не пробовала! - Тебе когда совсем плохо будет, ты заходи - мы покормим, только чур гостей не приводить и не наглеть, мы не Красный Крест. - сообщил Барон и с независимым видом принялся умываться, иногда хитро посматривая за Катькой через узенькую щелку. - Ладно, ладно, договорились! А так, поболтать, забегать можно? Я болтать люблю! - Можно! - величаво согласился Тошка... На том они и расстались в ту ночь, правда не надолго. Катька прибегала каждую ночь подкрепиться и поделиться свежими сплетнями. Барон был удивлен ее осведомленностью, хотя сам тоже довольно много времени проводил во дворе, общаясь с местными кошками, и иногда тщетно пытаясь поймать воробья Бандита. У Катьки кот научился новому приему вскарабкивания по стене, до своего балкона на втором этаже. Тошка учил Катьку манерам, запрещал ругаться и с интересом узнавал о жизни в подвалах, ему как-то не доводилось там бывать, не смотря на долгую жизнь. Катька облагораживалась на глазах, с завидной усидчивостью выслушивала пространные воспоминая о Тошкиной молодости и путешествиях. Дошло даже до того, что и Барон и Тошка уже начинали скучать днем, с нетерпением ожидая, когда же придет "Ее Императорское Величество Екатерина 2". Так и этой ночью, они оба выбрались на балкон и принялись ждать, рассматривая стремительные тени ворон и острые светлячки начинающихся звезд в летнем небе. Благодать кругом! Дворживет какой-то своей, ночной жизнью, изредка подаст голос сверчок, или гавкнет дворовая собака... Но что тут такое? Какие-то вопли начались... Знакомые. - Тааак, не нравится мне это... Сссиди здесь! - прошипел Барон и бесплотной тенью нырнул вниз с балкона. Тошка поежился и принялся волноваться.... "Что тут происходит. Нука - нука!" думал Барон, забегая за угол "Ужас!". Там, прижавшись к стене, стояла Катька, окруженная бандой котов, числом более десятка и что есть мочи орала: - Помогите! Спасите!!! Барооон!!! Барон лихо затормозил, развернулся и бросился в обратную сторону. Взлетев по стене, как Катька учила, он, задыхаясь, выпалил Тошке: - Лети по двору, всех на помощь зови! Один не справлюсь, тама Катьку есть собираются! - потом кубарем скатился вниз и бросился к месту событий... Тошка сорвался с балкона и в пике заверещал на весь двор: - Бандииит! Ты где? Бандииит!. Из густой кроны тополя вывалился заспанный и взъерошенный воробей: - Ну чего орешь, как на пожар? - Там это! Бандит, выручай! Там подругу нашу, ну Катьку, ты же знаешь! Коты какие-то, кажется ну съедят, щас! Выручай! - Бандит был воробей боевой и сообразительный. - Где? Там? Щас будем! - и нырнул в крону дерева, чириканьем разнося весть по двору. Тошка тем временем, несмотря на старость и отсутствие летных навыков, полетел в двор по соседству к псу Генриху. Он был здоровенной дворовой собакой, пользовался безграничной любовью местных детишек и их родителей, а еще был вожаком всех местных дворняг. В данный момент он мирно спал возле гаража. Не церемонясь Тошка упал прямо ему на загривок и прокряхтел прямо в ухо: - Беда Генрих! Катьку коты не нашенские щас харчить будут! Генрих вскочил и юлой забегал вокруг своей оси: - Где, гав? Кто, гав? Кого, гав? Катерину!!!! Да за Катерину, уххх гав!!! - Там, за тем домом, давай быстрее! - Сказал Тошка и полетел обратно. Следом за ним, прихрамывая и молча, блестя волчьими глазами, несся Генрих со своей стаей. Над деревьями, грозно чирикая, пикировала эскадрилья воробьев, где были даже пара ворон.... А Барон, тем временем, спрятав за себя бедную крысу и прижав к голове уши, смотрел на вожака пришельцев - здоровенного, почти как собака, всего в шрамах котяру: - Эй, домашний! Это моя добыча! - вожак выпустил жуткие когти, хлеща себя по бокам обрубленным хвостом. - Не тронь! Убью! - шипел Барон, вытаращив глазища, и мечтая, как бы не описаться со страху. - Хаа! - издевательски хрюкнул вожак и подошел ближе. - Ты? Меня?? Домашний уходи, мы своих не трогаем! Банда стала подтягиваться ближе. Барон лихорадочно выбирал момент, чтобы вцепиться во врага мертвой хваткой. - Катька! Как драка начнется - убегай, поняла? - крыса, вжалась в угол, блестя бусинами глаз. Вожак сузил глаза, весь подобрался, ощерился, и с жутким мявом бросился в атаку... Тут все и началось: неизвестно откуда с неба стали падать чирикающие комочки воробьев, которые цеплялись котам за что придется, при мощной поддержке ворон с их могучими лапами и клювами. Из темноты двора выскочили с пяток собак, блестя ужасными клыками и ворвались в драку. Барон повис на шее соперника, обняв его передними лапами, и задними пытаясь царапаться. Тошка резко, пикируя, мощно долбил клювом, и даже Катька, чего-то крича от ужаса, кусала всех кто попадался поблизости. Слава богу что это в основном были враги! Через несколько секунд такой атаки враг дрогнул и с позором бежал, оставляя на земле клочья шерсти. Катька еще чего-то покрикивала, боевое такое, но все остальные уже успокоились. - Мы за Катерину, ууух гав! - выдал Генрих и чихнул. Так вот и спасли крысу, любимицу двора и жуткую болтушку, да еще и пришлых прогнали. Мир снова воцарился вокруг, но кто знает, надолго ли?

4pop.net


Смотрите также