Контрольная работа по биологии по теме «Основы учения о клетке» 9 класс. Митохондрии отсутствуют в клетках рыбы попугая


Итоговая контрольная работа за курс 9 класса по биологии

Итоговая контрольная работа по биологии. 9 класс

Вариант - 1

ЧАСТЬ А. Задания с выбором одного верного ответа.

1. Какая наука изучает ископаемые остатки вымерших организмов?систематика

эмбриология

  1. генетика

  2. палеонтология

2. Какое свойство характерно для живых тел природы – организмов, в отличие от объектов неживой природы?

ритмичность

движение

  1. раздражимость

  2. рост

3. Как называется метод И.П. Павлова, позволивший установить рефлекторную природу выделения желудочного сока?

наблюдение

описательный

  1. экспериментальный

  2. моделирование

4. Какая из последовательностей понятий отражает основные уровни организации организма?

  1. Орган – ткани – организм – клетки – молекулы – системы органов

  2. Молекулы – ткани – клетки – органы – системы органов – организм

  3. Молекулы – клетки – ткани – органы – системы органов – организм

  4. Система органов – органы – ткани – клетка – молекулы – организм – клетки

5. Митохондрии отсутствуют в клетках

  1. рыбы-попугая

  2. городской ласточки

  3. мха кукушкина льна

  4. бактерии стафилококка

6. У вирусов процесс размножения происходит в том случае, если они

  1. вступают в симбиоз с растениями

  2. находятся вне клетки

  3. паразитируют внутри кишечной палочки

  4. превращаются в зиготу

7. Одно из положений клеточной теории заключается в том, что

  1. растительные организмы состоят из клеток

  2. животные организмы состоят из клеток

  3. все низшие высшие организмы состоят из клеток

  4. клетки организмов одинаковы по своему строению и функциям

8. В ядре клетки листа томата 24 хромосомы. Сколько хромосом будет в ядре клетки корня томата после ее деления?

12

24

  1. 36

  2. 48

9. Молекулы АТФ выполняют в клетке функцию

защиты от антител

катализатор реакции

  1. транспорта веществ

  2. аккумулятора энергии

10. К эукариотам относятся

  1. кишечная палочка

  2. амеба

  3. холерный вибрион

  4. стрептококк

11. Какие гены проявляют свое действие в первом гибридном поколении?

  1. Аллельные

  2. Доминантные

  3. Рецессивные

  4. сцепленные

12. Регулярные занятия физической культурой способствовали увеличению икроножной мышцы школьников. Это изменчивость

  1. мутационная

  2. генотипическая

  3. модификационная

  4. комбинативная

13. Учение о движущих силах эволюции создал

Жан Батист Ламарк

Карл Линей

  1. Чарлз Дарвин

  2. Жорж Бюффон

14. Наследственная изменчивость, борьба за существование и естественный отбор – это

  1. свойства живой природы

  2. результаты эволюции

  3. движущие силы эволюции

  4. основные направления эволюции

15. Примером взаимоотношений паразит-хозяин служат отношения между

  1. лишайником и березой

  2. лягушкой и комаром

  3. раком-отшельником и актинией

  4. человеческой аскаридой и человеком

16. Какой из перечисленных факторов относят к абиотическим?

  1. выборочная вырубка леса

  2. соленость грунтовых вод

  3. многообразие птиц в лесу

  4. образование торфяных болот

17. Что из перечисленного является примером природного сообщества?

березовая роща

крона берез

  1. отдельная береза в лесу

  2. пашня

18. Какую роль в экосистеме играют организмы – разрушители органических веществ?

  1. паразитируют на корнях растений

  2. устанавливают симбиотические связи с растениями

  3. синтезируют органические вещества из неорганических

  4. превращают органические вещества в минеральные

infourok.ru

Контрольная работа по биологии по теме «Основы учения о клетке» 9 класс

Контрольная работа по биологии по теме «Основы учения о клетке» 9 класс

Вариант 5

К каждому из заданий части А1 – А 12 даны четыре варианта ответа, из которых только один правильный. Номер этого ответа обведите кружочком

1 Живое отличается от неживого способностью

  1. участвовать в круговороте веществ.
  2. изменять объем и размеры под воздействием окружающей среды.
  3. участвовать в обмене веществ и энергии.
  4. изменять свойства объекта под воздействием среды.
2 Основной структурной и функциональной единицей живого является
  1. клетка
  2. орган
  3. ткань
  4. популяция
3 Целлюлоза
  1. входит в состав клеточных стенок растений
  2. входит в состав клеточных стенок членистоногих
  3. является основным источником энергии в клетке
  4. является основным компонентом нуклеиновых кислот
4 Биохимические реакции, протекающие в организме, ускоряются

а) ферментами

б) пигментами

в) гормонами

г) витаминами

5 При образовании двойной спирали молекулы ДНК нуклеотиды располагаются согласно принципу

  1. комплементарности
  2. закону сохранения энергии
  3. правилу чистоты гамет
  4. в произвольном порядке
6 Что из перечисленного НЕ ВХОДИТ в состав нуклеотида РНК
  1. азотистое основание
  2. рибоза
  3. фруктоза
  4. остаток фосфорной кислоты
7 Клетка другого организма необходима для размножения
  1. всех бактерий
  2. растение
  3. вирусов
  4. грибов
8 Авторами клеточной теории являются

а) М. Шлейден и Т. Шванн

б) Г. Мендель и Т. Морган.

в) И Павлов и И. Сеченов

г) А. Ухтомский и И Мечников

9 Какую из перечисленных функций НЕ выполняет клеточная мембрана

а) синтез белка

б) поддержание постоянной формы клетки;

в) связь клеток между собой;

г) избирательная проницаемость необходимых клетке веществ и выведение продуктов обмена

10 Какой органоид клетки изображен на рисунке
  1. хлоропласт
  2. лизосома
  3. митохондрия
  4. комплекс Гольджи
11 Митохондрии отсутствуют в клетках

а) рыбы-попугая

б) городской ласточки

в) мха кукушкина льна

г) бактерии стафилококка

12 При гликолизе одной молекулы глюкозы выделяется энергии достаточной для синтеза

а) 2 молекул АТФ

б) 5 молекул АТФ

в) 10 молекул АТФ

г) 4 молекул АТФ

Часть В

При выполнении задания В1 выберите три верных ответа из 6. Обведите номера выбранных ответов и запишите выбранные цифры в порядке возрастания в указанном месте.

Какие признаки характерны для первичной структуры молекулы белка

  1. Имеет вид спирали
  2. Имеет вид полипептидной цепочки.
  3. При нарушении этой структуры происходит необратимая денатурация белка.
  4. Имеет вид полипептидной цепи
  5. Возникает в результате соединения нескольких макромолекул в сложный комплекс.
  6. Определяет свойства и функции белковой молекулы.
Ответ __________

В 2. Установите соответствие между характеристикой и органоидом клетки. Для этого

каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца.

Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.

Установите соответствие между характеристикой и органоидом клетки.

Характеристика Органоид клетки
А) Система канальцев, пронизывающих цитоплазму

Б) Система уплощённых мембранных цилиндров и пузырьков

В) Обеспечивает накопление веществ в клетке

на мембранах могут размещаться рибосомы

Г) Участвует в формировании лизосом

Д) Обеспечивает перемещение органических веществ в клетке

    1. Комплекс Гольджи
    2. ЭПС

В 3. Вставьте в текст пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем, получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведенную ниже таблицу.

Ядро – важнейший компонент клетки.

Ядро – важнейший компонент клетки, оно регулирует процессы обмена веществ в клетке. От цитоплазмы ядро отделяется двухмембранной ядерной оболочкой. Внутреннее содержимое ядра называется ________ (А). В ней находятся хромосомы и __________(Б). Общее число, размер и форма хромосом, характерных для того или иного вида организмов называется __________ (В) . Ядра соматических клеток содержат ____________ (Г) набор хромосом. В ядрах половых клеток набор хромосом ___________ (Д)

Пропущенные термины
  1. Цитоплазма
  2. Кариоплазма
  3. Рибосомы
  4. Ядрышко
  5. Гомологичный
  6. Гаплоидный
  7. Дивергентный
  8. Диплоидный
  9. Кариотип
  10. Генотип.

Часть С

С 1 Дайте полный развернутый ответ

Дайте характеристику третьего этапа энергетического обмена.

С2. Прочтите текст и найдите в тексте предложения, в которых содержаться биологические ошибки. Запишите сначала номера этих предложений, а затем сформулируйте их правильно.

Органические соединения клетки

1. В клетках живых организмов синтезируются большие и малые органические молекулы. 2. В органических соединениях клетки важным элементом выступает железо. 3. Малые органические молекулу называются мономерами. 4. Они как строительные блоки могут соединяться друг с другом, образуя биополимеры. 5. К мономерам клетки относят белки, а к биополимерам аминокислоты. 6. Для каждого вида биополимеров характерно определенное строение и функции. 7. Так, например, молекулы ДНК являются основным источником энергии в клетке.

koledj.ru

Итоговая контрольная работа для 9 класса

Пояснительная записка

к итоговой контрольной работе по биологии

9 класс

Контрольная работа в двух вариантах составлена в виде тестовых заданий, соответствующих темам, изучаемым в 9 классе:

- биология как наука;

- эволюция живого мира;

- структурно-функциональная организация организмов;

- размножение и индивидуальное развитие организмов;

- наследственность и изменчивость организмов;

- основы экологии.

В тестах представлены разнообразные задания по темам:

Часть А содержит 20 заданий с выбором одного верного ответа из четырех базового уровня сложности.

Часть В содержит 5 заданий с выбором нескольких верных ответов, на установление соответствия и определение последовательности биологических объектов, процессов и явлений. Эти задания повышенного уровня сложности.

В1, В2 - умение проводить множественный выбор;

В3, В4 - умение устанавливать соответствие;

В5 – умение включать в текст пропущенные биологические термины и понятия.

На выполнение теста рекомендуется выделить 45 минут.

Критерии оценивания:

«5» 85% - 100%

«4» 75% - 84%

«3» 51% - 74%

Ответы:

А

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

Вариант - 1

4

3

3

3

4

3

4

2

4

2

2

3

1

3

4

2

1

4

4

3

Вариант - 2

2

4

1

4

2

4

3

1

3

1

3

2

4

3

4

3

3

3

2

4

В

1

2

3

4

5

Вариант - 1

145

234

211122

122112

ДГВАБ

Вариант - 2

126

124

212112

121212

БАГВД

Элементы содержания.

№ задания

Проверяемые элементы содержания

Уровень сложности

Макс балл

Время выполнения

Часть А

1

Биология как наука

Б

1

1

2

Признаки живых организмов

Б

1

1

3

Методы изучения живых объектов

Б

1

1

4

Уровни организации живой материи

Б

1

1

5

Клетка – единица строения, жизнедеятельности и развития организмов

Б

1

1

6

Разнообразие организмов. Вирусы

Б

1

1

7

Клеточная теория

Б

1

1

8

Деление клетки

Б

1

1

9

Химический состав клетки. Функции органических веществ

Б

1

1

10

Структурная организация клетки

Б

1

1

11

Основные понятия генетики

Б

1

1

12

Изменчивость организмов

Б

1

1

13

Основы эволюционной теории

Б

1

1

14

Движущие факторы эволюции

Б

1

1

15

Взаимоотношения организмов

Б

1

1

16

Экологические факторы.

Б

1

1

17

Природные сообщества

Б

1

1

18

Компоненты экосистемы

Б

1

1

19

Цепи питания

Б

1

1

20

Биосфера. Круговорот веществ в природе

Б

1

1

Итого часть А

Б

20

20

Часть В

В1

Система и многообразие живой природы

П

2

5

В2

Приспособленность организмов

П

2

5

В3

Клеточный метаболизм

П

2

5

В4

Способы использования энергии организмами

П

2

5

В5

Усложнение растений и животных в эволюции

П

2

5

Итого часть В

П

10

25

Итого

30

45

Итоговая контрольная работа по биологии. 9 класс

Вариант - 1

ЧАСТЬ А. Задания с выбором одного верного ответа.

1. Какая наука изучает ископаемые остатки вымерших организмов?

  1. систематика

  2. эмбриология

  1. генетика

  2. палеонтология

2. Какое свойство характерно для живых тел природы – организмов, в отличие от объектов неживой природы?

  1. ритмичность

  2. движение

  1. раздражимость

  2. рост

3. Как называется метод И.П. Павлова, позволивший установить рефлекторную природу выделения желудочного сока?

  1. наблюдение

  2. описательный

  1. экспериментальный

  2. моделирование

4. Какая из последовательностей понятий отражает основные уровни организации организма?

  1. Орган – ткани – организм – клетки – молекулы – системы органов

  2. Молекулы – ткани – клетки – органы – системы органов – организм

  3. Молекулы – клетки – ткани – органы – системы органов – организм

  4. Система органов – органы – ткани – клетка – молекулы – организм – клетки

5. Митохондрии отсутствуют в клетках

  1. рыбы-попугая

  2. городской ласточки

  3. мха кукушкина льна

  4. бактерии стафилококка

6. У вирусов процесс размножения происходит в том случае, если они

  1. вступают в симбиоз с растениями

  2. находятся вне клетки

  3. паразитируют внутри кишечной палочки

  4. превращаются в зиготу

7. Одно из положений клеточной теории заключается в том, что

  1. растительные организмы состоят из клеток

  2. животные организмы состоят из клеток

  3. все низшие высшие организмы состоят из клеток

  4. клетки организмов одинаковы по своему строению и функциям

8. В ядре клетки листа томата 24 хромосомы. Сколько хромосом будет в ядре клетки корня томата после ее деления?

  1. 12

  2. 24

  1. 36

  2. 48

9. Молекулы АТФ выполняют в клетке функцию

  1. защиты от антител

  2. катализатор реакции

  1. транспорта веществ

  2. аккумулятора энергии

10. К эукариотам относятся

  1. кишечная палочка

  2. амеба

  3. холерный вибрион

  4. стрептококк

11. Какие гены проявляют свое действие в первом гибридном поколении?

  1. Аллельные

  2. Доминантные

  3. Рецессивные

  4. сцепленные

12. Регулярные занятия физической культурой способствовали увеличению икроножной мышцы школьников. Это изменчивость

  1. мутационная

  2. генотипическая

  3. модификационная

  4. комбинативная

13. Учение о движущих силах эволюции создал

  1. Жан Батист Ламарк

  2. Карл Линей

  1. Чарлз Дарвин

  2. Жорж Бюффон

14. Наследственная изменчивость, борьба за существование и естественный отбор – это

  1. свойства живой природы

  2. результаты эволюции

  3. движущие силы эволюции

  4. основные направления эволюции

15. Примером взаимоотношений паразит-хозяин служат отношения между

  1. лишайником и березой

  2. лягушкой и комаром

  3. раком-отшельником и актинией

  4. человеческой аскаридой и человеком

16. Какой из перечисленных факторов относят к абиотическим?

  1. выборочная вырубка леса

  2. соленость грунтовых вод

  3. многообразие птиц в лесу

  4. образование торфяных болот

17. Что из перечисленного является примером природного сообщества?

  1. березовая роща

  2. крона берез

  1. отдельная береза в лесу

  2. пашня

18. Какую роль в экосистеме играют организмы – разрушители органических веществ?

  1. паразитируют на корнях растений

  2. устанавливают симбиотические связи с растениями

  3. синтезируют органические вещества из неорганических

  4. превращают органические вещества в минеральные

19. Какая из приведенных пищевых цепей составлена правильно?

  1. пеночка-трещотка→жук-листоед→растение→ястреб

  2. жук-листоед→растение→пеночка-трещотка→ястреб

  3. пеночка-трещотка→ястреб→растение→жук-листоед

  4. растение→жук-листоед→пеночка трещотка→ястреб

20. Какова роль грибов в круговороте веществ в биосфере?

  1. синтезируют кислород атмосферы

  2. синтезируют первичные органические вещества из углекислого газа

  3. участвуют в разложении органических веществ

  4. участвуют в уменьшении запасов азота в атмосфере

ЧАСТЬ B. Задания с выбором нескольких верных ответов.

В1. Сходство грибов и животных состоит в том, что

  1. они способны питаться только готовыми органическими веществами

  2. они растут в течении всей своей жизни

  3. в их клетках содержатся вакуоли с клеточным соком

  4. в клетках содержится хитин

  5. в их клетках отсутствуют специализированные органоиды – хлоропласты

  6. они размножаются спорами

В2. Среди приведенных ниже описаний приспособленности организмов к условиям внешней среды найдите те из них, которые способствуют перенесению недостатка влаги:

  1. листья крупные, содержат много устьиц, расположенных на верхней поверхности листа.

  2. Наличие горбов, заполненных жиром у верблюдов, или отложения жира в хвостовой части у курдючных овец.

  3. Превращение листьев в колючки и сильное утолщение стебля, содержащего много воды.

  4. Листопад осенью.

  5. Наличие на листьях опушения, светлый цвет у листьев.

  6. Превращение части стебля в «ловчий аппарат» у растений, питающихся насекомыми.

В3. Установите соответствие между процессами, характерными для фотосинтеза и энергетического обмена веществ.

  1. Поглощение света

  2. Окисление пировиноградной кислоты

  3. Выделение углекислого газа и воды

  4. Синтез молекул АТФ за счет химической энергии

  5. Синтез молекул АТФ за счет энергии света

  6. Синтез углеводов из углекислого газа

  1. Энергетический обмен

  2. Фотосинтез

В4. Установите соответствие между особенностями обмена веществ и организмами, для которых они характерны.

  1. Использование энергии солнечного света для синтеза АТФ

  2. Использование энергии, заключенной в пище, для синтеза АТФ

  3. Использование только готовых органических веществ

  4. Синтез органических веществ из неорганических

  5. Выделение кислорода в процессе обмена веществ

  6. Грибы

  1. Автотрофы

  2. Гетеротрофы

В5. Установите, в какой хронологической последовательности появились основные группы растений на Земле.

А) голосеменные

Б) цветковые

В) папоротникообразные

Г) псилофиты

Д) водоросли

Итоговая контрольная работа по биологии. 9 класс

Вариант - 2

ЧАСТЬ А. Задания с выбором одного верного ответа.

1. Какая наука изучает химический состав, строение и процессы жизнедеятельности клетки?

  1. экология

  2. цитология

  1. физиология

  2. анатомия

2. Какое свойство характерно для живых тел природы – организмов, в отличие от объектов неживой природы?

  1. ритмичность

  2. движение

  1. рост

  2. обмен веществ и энергии

3. Появление электронной микроскопии позволило ученым увидеть в клетке

  1. рибосому

  2. ядро

  1. пластиду

  2. цитоплазму

4. Какая из последовательностей понятий отражает основные уровни организации организма, как единой системы?

  1. Система органов – органы – ткани – клетка – молекулы – организм – клетки

  2. Орган – ткани – организм – клетки – молекулы – системы органов

  3. Молекулы – ткани – клетки – органы – системы органов – организм

  4. Молекулы – клетки – ткани – органы – системы органов – организм

5. Переваривание пищевых частиц и удаление непереваренных остатков происходит в клетке с помощью

  1. аппарата Гольджи

  2. лизосом

  1. эндоплазматической сети

  2. рибосом

6. Одну кольцевую хромосому, расположенную в цитоплазме, имеют

  1. одноклеточные водоросли

  2. вирусы

  3. одноклеточные животные

  4. бактерии

7. Согласно клеточной теории, клетка – это единица

  1. искусственного отбора

  2. естественного отбора

  3. строения организмов

  4. мутаций организма

8. Сохранение наследственной информации материнской клетки у дочерних клеток происходит в результате

  1. митоза

  2. мейоза

  1. оплодотворения

  2. деления цитоплазмы

9. Биохимические реакции, протекающие в организме, ускоряются

  1. пигментами

  2. тормозами

  1. ферментами

  2. витаминами

10. К организмам, в клетках которых имеется оформленное ядро, относят

  1. сыроежку

  2. вирус кори

  1. сенную палочку

  2. возбудителя туберкулеза

11. Как назвал Г. Мендель признаки, не проявляющиеся у гибридов первого поколения?

  1. гетерозиготными

  2. гомозиготными

  3. рецессивными

  4. доминантными

12. Под действием ультрафиолетовых лучей у человека появляется загар. Это изменчивость

  1. мутационная

  2. модификационная

  3. генотипическая

  4. комбинативная

13. Выберете утверждение, правильно отражающее взгляды Ч. Дарвина на причины эволюции: в основе разнообразия видов лежит

  1. приспособленность организмов к условиям среды

  2. способность к неограниченному размножению

  3. единовременный акт творения

  4. наследственная изменчивость и естественный отбор

14. Социальные факторы эволюции сыграли важную роль в формировании у человека

  1. уплощенной грудной клетки

  2. прямохождения

  3. членораздельной речи

  4. S-образных изгибов позвоночника

15. Конкуренция в сообществах возникает между

  1. хищниками и жертвами

  2. паразитами и хозяевами

  3. видами, извлекающими пользу из связи друг с другом

  4. видами со сходными потребностями в ресурсах

16. Какой из перечисленных факторов относят к абиотическим?

  1. выборочная вырубка леса

  2. многообразие птиц в лесу

  3. соленость грунтовых вод

  4. образование торфяных болот

17. Биогеоцеоз –это совокупность взаимосвязанных

  1. организмов одного вида

  2. животных одной популяции

  3. компонентов живой и неживой природы

  4. совместно обитающих организмов разных видов

18. К редуцентам, как правило, относятся

  1. низшие растения

  2. беспозвоночные животные

  3. грибы и бактерии

  4. вирусы

19. Какая цепь питания правильно отражает передачу в ней энергии?

  1. лисица→дождевой червь→землеройка→листовой опад

  2. листовой опад→дождевой червь→землеройка→ лисица

  3. землеройка→дождевой червь→листовой опад→ лисица

  4. землеройка→лисица→дождевой червь→листовой опад

20. Бактерии гниения, живущие в почве Земли,

  1. образуют органические вещества из неорганических

  2. питаются органическими веществами живых организмов

  3. способствуют нейтрализации ядов в почве

  4. разлагают мертвые остатки растений и животных до перегноя

ЧАСТЬ B. Задания с выбором нескольких верных ответов.

В1. В чем проявляется сходство растений и грибов

  1. растут в течение всей жизни

  2. всасывают воду и минеральные вещества поверхностью тела

  3. растут только в начале своего индивидуального развития

  4. питаются готовыми органическими веществами

  5. являются производителями в экосистемах

  6. имеют клеточное строение

В2. Среди приведенных ниже приспособлений организмов выберите предупреждающую окраску:

  1. яркая окраска божьих коровок

  2. чередование ярких полос у шмеля

  3. чередование темных и светлых полосу зебры

  4. яркие пятна ядовитых змей

  5. окраска жирафа

  6. внешнее сходство мух с осами

В3. Установите соответствие между признаками обмена веществ и его этапами.

  1. Вещества окисляются

  2. Вещества синтезируются

  3. Энергия запасается в молекулах АТФ

  4. Энергия расходуется

  5. В процессе участвуют рибосомы

  6. В процессе участвуют митохондрии

  1. Пластический обмен

  2. Энергетический обмен

В4. Установите соответствие между особенностями обмена веществ и организмами, для которых они характерны.

  1. Использование энергии солнечного света для синтеза АТФ

  2. Использование только готовых органических веществ

  3. Выделение кислорода в процессе обмена веществ

  4. Использование энергии, заключенной в пище, для синтеза АТФ

  5. Синтез органических веществ из неорганических

  6. Грибы

  1. Автотрофы

  2. Гетеротрофы

В5. Установите, в какой хронологической последовательности появились основные группы животных на Земле.

  1. Членистоногие

  2. Кишечнополостные

  3. Земноводные

  4. Рыбы

  5. Птицы

doc4web.ru

Итоговая контрольная работа для 9 класса

Пояснительная записка

к итоговой контрольной работе по биологии

9 класс

Контрольная работа в двух вариантах составлена в виде тестовых заданий, соответствующих темам, изучаемым в 9 классе:

- биология как наука;

- эволюция живого мира;

- структурно-функциональная организация организмов;

- размножение и индивидуальное развитие организмов;

- наследственность и изменчивость организмов;

- основы экологии.

В тестах представлены разнообразные задания по темам:

Часть А содержит 20 заданий с выбором одного верного ответа из четырех базового уровня сложности.

Часть В содержит 5 заданий с выбором нескольких верных ответов, на установление соответствия и определение последовательности биологических объектов, процессов и явлений. Эти задания повышенного уровня сложности.

В1, В2 - умение проводить множественный выбор;

В3, В4 - умение устанавливать соответствие;

В5 – умение включать в текст пропущенные биологические термины и понятия.

На выполнение теста рекомендуется выделить 45 минут.

Критерии оценивания:

«5» 85% - 100%

«4» 75% - 84%

«3» 51% - 74%

Ответы:

А

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

Вариант - 1

4

3

3

3

4

3

4

2

4

2

2

3

1

3

4

2

1

4

4

3

Вариант - 2

2

4

1

4

2

4

3

1

3

1

3

2

4

3

4

3

3

3

2

4

В

1

2

3

4

5

Вариант - 1

145

234

211122

122112

ДГВАБ

Вариант - 2

126

124

212112

121212

БАГВД

Элементы содержания.

№ задания

Проверяемые элементы содержания

Уровень сложности

Макс балл

Время выполнения

Часть А

1

Биология как наука

Б

1

1

2

Признаки живых организмов

Б

1

1

3

Методы изучения живых объектов

Б

1

1

4

Уровни организации живой материи

Б

1

1

5

Клетка – единица строения, жизнедеятельности и развития организмов

Б

1

1

6

Разнообразие организмов. Вирусы

Б

1

1

7

Клеточная теория

Б

1

1

8

Деление клетки

Б

1

1

9

Химический состав клетки. Функции органических веществ

Б

1

1

10

Структурная организация клетки

Б

1

1

11

Основные понятия генетики

Б

1

1

12

Изменчивость организмов

Б

1

1

13

Основы эволюционной теории

Б

1

1

14

Движущие факторы эволюции

Б

1

1

15

Взаимоотношения организмов

Б

1

1

16

Экологические факторы.

Б

1

1

17

Природные сообщества

Б

1

1

18

Компоненты экосистемы

Б

1

1

19

Цепи питания

Б

1

1

20

Биосфера. Круговорот веществ в природе

Б

1

1

Итого часть А

Б

20

20

Часть В

В1

Система и многообразие живой природы

П

2

5

В2

Приспособленность организмов

П

2

5

В3

Клеточный метаболизм

П

2

5

В4

Способы использования энергии организмами

П

2

5

В5

Усложнение растений и животных в эволюции

П

2

5

Итого часть В

П

10

25

Итого

30

45

Итоговая контрольная работа по биологии. 9 класс

Вариант - 1

ЧАСТЬ А. Задания с выбором одного верного ответа.

1. Какая наука изучает ископаемые остатки вымерших организмов?

  1. систематика

  2. эмбриология

  1. генетика

  2. палеонтология

2. Какое свойство характерно для живых тел природы – организмов, в отличие от объектов неживой природы?

  1. ритмичность

  2. движение

  1. раздражимость

  2. рост

3. Как называется метод И.П. Павлова, позволивший установить рефлекторную природу выделения желудочного сока?

  1. наблюдение

  2. описательный

  1. экспериментальный

  2. моделирование

4. Какая из последовательностей понятий отражает основные уровни организации организма?

  1. Орган – ткани – организм – клетки – молекулы – системы органов

  2. Молекулы – ткани – клетки – органы – системы органов – организм

  3. Молекулы – клетки – ткани – органы – системы органов – организм

  4. Система органов – органы – ткани – клетка – молекулы – организм – клетки

5. Митохондрии отсутствуют в клетках

  1. рыбы-попугая

  2. городской ласточки

  3. мха кукушкина льна

  4. бактерии стафилококка

6. У вирусов процесс размножения происходит в том случае, если они

  1. вступают в симбиоз с растениями

  2. находятся вне клетки

  3. паразитируют внутри кишечной палочки

  4. превращаются в зиготу

7. Одно из положений клеточной теории заключается в том, что

  1. растительные организмы состоят из клеток

  2. животные организмы состоят из клеток

  3. все низшие высшие организмы состоят из клеток

  4. клетки организмов одинаковы по своему строению и функциям

8. В ядре клетки листа томата 24 хромосомы. Сколько хромосом будет в ядре клетки корня томата после ее деления?

9. Молекулы АТФ выполняют в клетке функцию

  1. защиты от антител

  2. катализатор реакции

  1. транспорта веществ

  2. аккумулятора энергии

10. К эукариотам относятся

  1. кишечная палочка

  2. амеба

  3. холерный вибрион

  4. стрептококк

11. Какие гены проявляют свое действие в первом гибридном поколении?

  1. Аллельные

  2. Доминантные

  3. Рецессивные

  4. сцепленные

12. Регулярные занятия физической культурой способствовали увеличению икроножной мышцы школьников. Это изменчивость

  1. мутационная

  2. генотипическая

  3. модификационная

  4. комбинативная

13. Учение о движущих силах эволюции создал

  1. Жан Батист Ламарк

  2. Карл Линей

  1. Чарлз Дарвин

  2. Жорж Бюффон

14. Наследственная изменчивость, борьба за существование и естественный отбор – это

  1. свойства живой природы

  2. результаты эволюции

  3. движущие силы эволюции

  4. основные направления эволюции

15. Примером взаимоотношений паразит-хозяин служат отношения между

  1. лишайником и березой

  2. лягушкой и комаром

  3. раком-отшельником и актинией

  4. человеческой аскаридой и человеком

16. Какой из перечисленных факторов относят к абиотическим?

  1. выборочная вырубка леса

  2. соленость грунтовых вод

  3. многообразие птиц в лесу

  4. образование торфяных болот

17. Что из перечисленного является примером природного сообщества?

  1. березовая роща

  2. крона берез

  1. отдельная береза в лесу

  2. пашня

18. Какую роль в экосистеме играют организмы – разрушители органических веществ?

  1. паразитируют на корнях растений

  2. устанавливают симбиотические связи с растениями

  3. синтезируют органические вещества из неорганических

  4. превращают органические вещества в минеральные

19. Какая из приведенных пищевых цепей составлена правильно?

  1. пеночка-трещотка→жук-листоед→растение→ястреб

  2. жук-листоед→растение→пеночка-трещотка→ястреб

  3. пеночка-трещотка→ястреб→растение→жук-листоед

  4. растение→жук-листоед→пеночка трещотка→ястреб

20. Какова роль грибов в круговороте веществ в биосфере?

  1. синтезируют кислород атмосферы

  2. синтезируют первичные органические вещества из углекислого газа

  3. участвуют в разложении органических веществ

  4. участвуют в уменьшении запасов азота в атмосфере

ЧАСТЬ B. Задания с выбором нескольких верных ответов.

В1. Сходство грибов и животных состоит в том, что

  1. они способны питаться только готовыми органическими веществами

  2. они растут в течении всей своей жизни

  3. в их клетках содержатся вакуоли с клеточным соком

  4. в клетках содержится хитин

  5. в их клетках отсутствуют специализированные органоиды – хлоропласты

  6. они размножаются спорами

В2. Среди приведенных ниже описаний приспособленности организмов к условиям внешней среды найдите те из них, которые способствуют перенесению недостатка влаги:

  1. листья крупные, содержат много устьиц, расположенных на верхней поверхности листа.

  2. Наличие горбов, заполненных жиром у верблюдов, или отложения жира в хвостовой части у курдючных овец.

  3. Превращение листьев в колючки и сильное утолщение стебля, содержащего много воды.

  4. Листопад осенью.

  5. Наличие на листьях опушения, светлый цвет у листьев.

  6. Превращение части стебля в «ловчий аппарат» у растений, питающихся насекомыми.

В3. Установите соответствие между процессами, характерными для фотосинтеза и энергетического обмена веществ.

  1. Поглощение света

  2. Окисление пировиноградной кислоты

  3. Выделение углекислого газа и воды

  4. Синтез молекул АТФ за счет химической энергии

  5. Синтез молекул АТФ за счет энергии света

  6. Синтез углеводов из углекислого газа

  1. Энергетический обмен

  2. Фотосинтез

В4. Установите соответствие между особенностями обмена веществ и организмами, для которых они характерны.

  1. Использование энергии солнечного света для синтеза АТФ

  2. Использование энергии, заключенной в пище, для синтеза АТФ

  3. Использование только готовых органических веществ

  4. Синтез органических веществ из неорганических

  5. Выделение кислорода в процессе обмена веществ

  6. Грибы

  1. Автотрофы

  2. Гетеротрофы

В5. Установите, в какой хронологической последовательности появились основные группы растений на Земле.

А) голосеменные

Б) цветковые

В) папоротникообразные

Г) псилофиты

Д) водоросли

Итоговая контрольная работа по биологии. 9 класс

Вариант - 2

ЧАСТЬ А. Задания с выбором одного верного ответа.

1. Какая наука изучает химический состав, строение и процессы жизнедеятельности клетки?

  1. экология

  2. цитология

  1. физиология

  2. анатомия

2. Какое свойство характерно для живых тел природы – организмов, в отличие от объектов неживой природы?

  1. ритмичность

  2. движение

  1. рост

  2. обмен веществ и энергии

3. Появление электронной микроскопии позволило ученым увидеть в клетке

  1. рибосому

  2. ядро

  1. пластиду

  2. цитоплазму

4. Какая из последовательностей понятий отражает основные уровни организации организма, как единой системы?

  1. Система органов – органы – ткани – клетка – молекулы – организм – клетки

  2. Орган – ткани – организм – клетки – молекулы – системы органов

  3. Молекулы – ткани – клетки – органы – системы органов – организм

  4. Молекулы – клетки – ткани – органы – системы органов – организм

5. Переваривание пищевых частиц и удаление непереваренных остатков происходит в клетке с помощью

  1. аппарата Гольджи

  2. лизосом

  1. эндоплазматической сети

  2. рибосом

6. Одну кольцевую хромосому, расположенную в цитоплазме, имеют

  1. одноклеточные водоросли

  2. вирусы

  3. одноклеточные животные

  4. бактерии

7. Согласно клеточной теории, клетка – это единица

  1. искусственного отбора

  2. естественного отбора

  3. строения организмов

  4. мутаций организма

8. Сохранение наследственной информации материнской клетки у дочерних клеток происходит в результате

  1. митоза

  2. мейоза

  1. оплодотворения

  2. деления цитоплазмы

9. Биохимические реакции, протекающие в организме, ускоряются

  1. пигментами

  2. тормозами

  1. ферментами

  2. витаминами

10. К организмам, в клетках которых имеется оформленное ядро, относят

  1. сыроежку

  2. вирус кори

  1. сенную палочку

  2. возбудителя туберкулеза

11. Как назвал Г. Мендель признаки, не проявляющиеся у гибридов первого поколения?

  1. гетерозиготными

  2. гомозиготными

  3. рецессивными

  4. доминантными

12. Под действием ультрафиолетовых лучей у человека появляется загар. Это изменчивость

  1. мутационная

  2. модификационная

  3. генотипическая

  4. комбинативная

13. Выберете утверждение, правильно отражающее взгляды Ч. Дарвина на причины эволюции: в основе разнообразия видов лежит

  1. приспособленность организмов к условиям среды

  2. способность к неограниченному размножению

  3. единовременный акт творения

  4. наследственная изменчивость и естественный отбор

14. Социальные факторы эволюции сыграли важную роль в формировании у человека

  1. уплощенной грудной клетки

  2. прямохождения

  3. членораздельной речи

  4. S-образных изгибов позвоночника

15. Конкуренция в сообществах возникает между

  1. хищниками и жертвами

  2. паразитами и хозяевами

  3. видами, извлекающими пользу из связи друг с другом

  4. видами со сходными потребностями в ресурсах

16. Какой из перечисленных факторов относят к абиотическим?

  1. выборочная вырубка леса

  2. многообразие птиц в лесу

  3. соленость грунтовых вод

  4. образование торфяных болот

17. Биогеоцеоз –это совокупность взаимосвязанных

  1. организмов одного вида

  2. животных одной популяции

  3. компонентов живой и неживой природы

  4. совместно обитающих организмов разных видов

18. К редуцентам, как правило, относятся

  1. низшие растения

  2. беспозвоночные животные

  3. грибы и бактерии

  4. вирусы

19. Какая цепь питания правильно отражает передачу в ней энергии?

  1. лисица→дождевой червь→землеройка→листовой опад

  2. листовой опад→дождевой червь→землеройка→ лисица

  3. землеройка→дождевой червь→листовой опад→ лисица

  4. землеройка→лисица→дождевой червь→листовой опад

20. Бактерии гниения, живущие в почве Земли,

  1. образуют органические вещества из неорганических

  2. питаются органическими веществами живых организмов

  3. способствуют нейтрализации ядов в почве

  4. разлагают мертвые остатки растений и животных до перегноя

ЧАСТЬ B. Задания с выбором нескольких верных ответов.

В1. В чем проявляется сходство растений и грибов

  1. растут в течение всей жизни

  2. всасывают воду и минеральные вещества поверхностью тела

  3. растут только в начале своего индивидуального развития

  4. питаются готовыми органическими веществами

  5. являются производителями в экосистемах

  6. имеют клеточное строение

В2. Среди приведенных ниже приспособлений организмов выберите предупреждающую окраску:

  1. яркая окраска божьих коровок

  2. чередование ярких полос у шмеля

  3. чередование темных и светлых полосу зебры

  4. яркие пятна ядовитых змей

  5. окраска жирафа

  6. внешнее сходство мух с осами

В3. Установите соответствие между признаками обмена веществ и его этапами.

  1. Вещества окисляются

  2. Вещества синтезируются

  3. Энергия запасается в молекулах АТФ

  4. Энергия расходуется

  5. В процессе участвуют рибосомы

  6. В процессе участвуют митохондрии

  1. Пластический обмен

  2. Энергетический обмен

В4. Установите соответствие между особенностями обмена веществ и организмами, для которых они характерны.

  1. Использование энергии солнечного света для синтеза АТФ

  2. Использование только готовых органических веществ

  3. Выделение кислорода в процессе обмена веществ

  4. Использование энергии, заключенной в пище, для синтеза АТФ

  5. Синтез органических веществ из неорганических

  6. Грибы

  1. Автотрофы

  2. Гетеротрофы

В5. Установите, в какой хронологической последовательности появились основные группы животных на Земле.

  1. Членистоногие

  2. Кишечнополостные

  3. Земноводные

  4. Рыбы

  5. Птицы

globuss24.ru

А2 КЛЕТОЧНОЕ СТРОЕНИЕ ОРГАНИЗМОВ КАК ДОКАЗАТЕЛЬСТВО ИХ РОДСТВА, ЕДИНСТВА ЖИВОЙ ПРИРОДЫ.

ТЕОРИЯ

Строение и функции органоидов клетки

Название органоида Особенности строения, функции
1. Наружная цитоплазматическая мембрана Отграничивает содержимое цитоплазмы от внешней среды; через поры внутрь клетки с помощью ферментов могут проникать ионы и мелкие молекулы; обеспечивает связь между клетками в тканях; Растительная клетка кроме цитоплазматической имеет толстую, состоящую из целлюлозы, мембраны – клеточную стенку, которой нет у животных клеток
2. Цитоплазма Жидкая среда, в которой взвешены органоиды и включения, состоит из жидкой коллоидной системы, в которой присутствуют молекулы различных веществ
3. Пластиды (лейкопласты, хромопласты, хлоропласты) Характерны только для растительных клеток, двумембранные органоиды. Зеленые пластиды – хлоропласты, содержащие хлорофилл в особых образованиях – тилакоидах (гранах), в которых осуществляется фотосинтез, способны к самовозобновлению (имеют свою ДНК)
4. Эндоплазматическая сеть Расположена вокруг ядра, образована мембранами, разветвленная сеть полостей и каналов: гладкая ЭПС участвует в углеродном и жировом обмене; шероховатая обеспечивает синтез белков с помощью рибосом
5. Митохондрии Двумембранное строение, внутренняя мембрана имеет выросты – кристы, на которых много ферментов, обеспечивающих кислородный этап энергетического обмена (имеют собственную ДНК)
6. Вакуоли Обязательные органоиды растительной клетки; содержат в растворенном виде многие органические вещества, минеральные соли; имеются в животных клетках
7. Рибосомы Сферические частицы, состоящие из двух субъединиц, располагаются в цитоплазме свободно или прикреплены к мембранам ЭПС; осуществляют синтез белка
8. Цитоскелет Система микротрубочек и пучков белковых волокон, тесно связанных с наружной мембраной и ядерной оболочкой
9. Жгутики и реснички Органоиды движения, имеют общий план строения. Движение жгутиков и ресничек обусловлено скольжением микротрубочек каждой пары друг относительно друга

 

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

  1. Какую функцию выполняют углеводы в клетке

1) каталитическую 2) энергетическую 3) хранение наследственной информации

4) участие в биосинтезе белка

  1. Какую функцию выполняют в клетке молекулы ДНК

1) строительную 2) защитную 3) носителя наследственной информации

4) поглощения энергии солнечного света

  1. В процессе биосинтеза в клетке происходит

1) окисление органических веществ 2) поступление кислорода и удаление углекислого газа

3) образование более сложных органических в-в 4) расщепление крахмала до глюкозы

  1. Одно из положений клеточной теории заключается в том, что

1) клетки организмов одинаковы по своему строению и функциям

2) растительные организмы состоят из клеток

3) животные организмы состоят из клеток

4) все низшие и высшие организмы состоят из клеток

  1. Между понятием рибосома и синтез белка существует определенная связь. Такая же связь существует между понятием клеточная мембрана и одним из приведенных ниже. Найдите это понятие.

1) транспорт веществ 2) синтез АТФ 3) деление клетки 4) синтез жиров

  1. Внутреннюю среду клетки называют

1) ядром 2) вакуолью 3) цитоплазмой 4) эндоплазматической сетью

  1. В ядре клетки расположены

1) лизосомы 2) хромосомы 3) пластиды 4) митохондрии

  1. Какую роль играет ядро в клетке

1) содержит запас питательных веществ 2) осуществляет связь между органоидами

3) способствует поступлению веществ в клетку 4) обеспечивает сходство материнской клетки с дочерними

  1. Переваривание пищевых частиц и удаление отмерших клеток происходит в организме с помощью

1) аппарата Гольджи 2) лизосом 3) рибосом 4) эндоплазматической сети

  1. Какую функцию выполняют в клетке рибосомы

1) синтезируют углеводы 2) осуществляют синтез белков

3) расщепляют белки до аминокислот 4) участвуют в накоплении неорганических веществ

  1. В митохондриях в отличие от хлоропластов происходит

1) синтез углеводов 2) синтез ферментов 3) окисление минеральных веществ

4) окисление органических веществ

  1. Митохондрии отсутствуют в клетках

1) мха кукушкин лен 2) городской ласточки 3) рыбы-попугая 4) бактерии стафилококка

  1. Хлоропласты содержатся в клетках

1) пресноводной гидры 2) мицелия белого гриба 3) древесины стебля ольхи 4) листьев свеклы

  1. Клетки организмов автотрофов отличаются от клеток гетеротрофов наличием в них

1) пластид 2) оболочки 3) вакуолей 4) хромосом

  1. Плотную оболочку, цитоплазму, ядерное вещество, рибосомы, плазматическую мембрану имеют клетки

1) водорослей 2) бактерий 3) грибов 4) животных

  1. Эндоплазматическая сеть в клетке

1) осуществляет транспорт органических веществ

2) ограничивает клетку от окружающей среды или других клеток

3) участвует в образовании энергии

4) сохраняет наследственную информацию о признаках и свойствах клетки

  1. В клетках грибов не происходит фотосинтез, т.к. в них отсутствует

1) хромосомы 2) рибосомы 3) митохондрии 4) пластиды

  1. Не имеют клеточного строения, активны только в клетках других организмов

1) бактерии 2 ) вирусы 3) водоросли 4) простейшие

  1. В клетках человека и животных в качестве источника энергии используются

1) гормоны и витамины 2) вода и углекислый газ

3) неорганические вещества 4) белки,жиры и углеводы

  1. Какая из последовательностей понятий отражает организм, как единую систему

1) Молекулы – клетки – ткани – органы - системы органов - организм

2) Системы органов – органы – ткани – молекулы – клетки – организм

3) Орган – ткани – организм – клетка – молекулы – системы органов

4) Молекулы – ткани – клетки – органы – системы органов – организм

 

cyberpedia.su


Смотрите также