Фрида Кало, картины мексиканской художницы. Натюрморт с попугаем фрида кало


экскурсия по выставке Фриды Кало в Музее Фаберже, Buro 24/7

В Музее Фаберже открылась выставка «Фрида Кало. Живопись и графика из собраний Мексики», а мы незамедлительно отправились на экскурсию с искусствоведом и куратором экспозиции Екатериной Лопаткиной, чтобы узнать, какие именно работы художницы привезли в Петербург и как они связаны с ее жизнью и судьбой

На выставке в Музее Фаберже представлены 35 работ, позволяющие пройти вместе с художницей весь ее творческий путь: от ранней «Аварии» (1926) до «Круга» (1954) — крошечной работы, созданной в год смерти.

Жизнь Фриды Кало обросла невероятным количеством легенд: что говорить, своим эпатажным и свободным поведением она сама давала повод разного рода слухам и кривотолкам. Но удивительно, что чем глубже изучаешь ее биографию, тем отчетливее понимаешь, что все это было лишь способом скрыть тонкую, ранимую душу под маской независимости, бесстрашия, безразличия к внешним трагическим обстоятельствам.

Начало всему положила авария. 17 сентября 1925 года автобус, на котором ехала Фрида Кало, столкнулся с трамваем. Девушка получила серьезные травмы — многочисленные переломы костей и повреждения внутренних органов, после чего год была прикована к постели, а детей не могла иметь уже никогда. От последствий аварии Фрида страдала всю свою жизнь. Ровно год спустя она решила нарисовать это страшное событие в духе ретабло — популярных в Мексике картин, изображающих трагическое происшествие, и святого-заступника, спасшего героя полотна.

Живопись Фриды на ретабло кажется примитивной, но художница была прекрасно образована, читала на нескольких языках, увлекалась итальянской живописью, ее любимыми художниками были Ботичелли и Бронзино — и в начале своего творческого пути она пробовала себя именно в классической манере и только потом перешла к экспериментам в ар-деко. Так, на выставке представлен «Портрет Алисии Галант» (1929), который художница считала своим первым произведением искусства, о чем свидетельствует собственноручно сделанная надпись на обороте.

Узнать искусство: экскурсия по выставке Фриды Кало в Музее Фаберже (фото 1)

Узнать искусство: экскурсия по выставке Фриды Кало в Музее Фаберже (фото 2)

К раннему творчеству Фриды относится и работа «Автобус» (1929), на первый взгляд изображающая лишь городские типажи, встретившиеся в автобусе: домохозяйка с корзинкой для провизии, рабочий в комбинезоне, обездоленная индейская крестьянка с ребенком на руках, буржуа — денежный мешок и молодая, одетая по последней моде девушка. На самом деле это люди из ближайшего окружения Фриды: она сама сидит справа, рядом с ней — промоутер ее мужа Диего Риверы, предприниматель Уильям Спратлинг, затем — Диего Ривера в рабочем комбинезоне, а около него — его бывшая жена, писатель Гваделупе (Лупе) Марин.

Узнать искусство: экскурсия по выставке Фриды Кало в Музее Фаберже (фото 3)

Узнать искусство: экскурсия по выставке Фриды Кало в Музее Фаберже (фото 4)

В это же время Фрида пишет портреты: осталось четыре работы того периода — два взрослых портрета и два детских. Как раз один из них — «Портрет Вирджинии» (1929) — представлен на экспозиции. В этом необычном по своей колористической гамме и энергетике полотне Фрида продолжает поиски своей манеры письма. В созданном спустя несколько лет «Портрете Евы Фредерик» (1931) она пробует себя в более традиционной манере. Фрида пишет и обнаженную натуру, в ней видна эволюция технических навыков художника.

Узнать искусство: экскурсия по выставке Фриды Кало в Музее Фаберже (фото 5)

Узнать искусство: экскурсия по выставке Фриды Кало в Музее Фаберже (фото 6)

Интересно, что Кало почти не делала предварительных этюдов и набросков. Практически вся графика — это самостоятельные, полноценные работы. Они потрясают своей точностью, буквально ювелирной проработкой деталей: с помощью тонких кисточек прорисованы ноготки, морщинки — они удивительно реалистичны. Этой технике Фрида научилась в мастерской отца, где помогала ему раскрашивать фотографии.

Другим увлечением художницы с детства были естественные науки и особенно ботаника: она прочла массу книг, досконально знала символику растений, и, конечно, наивно было бы думать, что цветы, животные, насекомые на ее картинах играют исключительно декоративный характер. Все они несут зашифрованные, закодированные смыслы.

Этот подход — кодировка смыслов — отличал Фриду от сюрреалистов, считавших ее «своей»: в Париже, во время подготовки выставки в 1939 году, она познакомилась со многими художниками и поэтами, ее творчеством восхищались, к примеру, Андре Бретон и Пабло Пикассо. Сама же Фрида, кстати, «единственным своим парнем среди всего этого гнилья» считала Марселя Дюшана. В отличие от сюрреалистов она предельно точно анализировала все свои сны, чувства и ощущения, а затем превращала их в символы и изображала на картинах.

Узнать искусство: экскурсия по выставке Фриды Кало в Музее Фаберже (фото 7)

Узнать искусство: экскурсия по выставке Фриды Кало в Музее Фаберже (фото 8)

Одним из главных сюрреалистичных произведений художницы считается «Портрет Лютера Бербанка» (1932). Лютер Бербанк (1849—1926) — знаменитый американский селекционер, создатель более 800 новых сортов ягод, овощей и фруктов, сам себя называл гением селекции. Всю свою жизнь — он никогда не был женат, и у него не было детей — исследователь посвятил идее выведения новых сортов и размышлениям о создании «нового человека». Он был адептом безоговорочной веры в прогресс человечества, и действительно его эксперименты изменили сельское хозяйство во всем мире. На портрете Бербанк изображен в виде гибрида растения и человека, корни которого уходят в могилу и переплетаются с костями скелета. Бербанк был похоронен в своем калифорнийском поместье, в саду — и этот факт Фрида трансформирует в идею возрождения, жизнь после смерти. В руках он держит куст филодендрона. Два листа из пяти перевернуты, два — обесцвечены, мертвы. В Мексике есть выражение «перевернуть лист», означающее «сменить тему», «говорить о чем-нибудь еще». Перевернутый лист здесь — нечто, имеющее скрытый смысл. Возможно, так Фрида демонстрирует свое отношение к его наследию: да, благодаря своим экспериментам Бербанк обрел новую жизнь, растения сделали его бессмертным, но идея культивации людей как растений для нее все-таки безжизненна.

Узнать искусство: экскурсия по выставке Фриды Кало в Музее Фаберже (фото 9)

Узнать искусство: экскурсия по выставке Фриды Кало в Музее Фаберже (фото 10)

Наряду с переживанием собственной физической неполноценности, брак с Диего Риверой был другой важной темой творчества Фриды Кало. С искусствоведческой точки зрения Диего Ривера был художник более сильный — главный латиноамериканский живописец того времени, монументалист, работавший над образами новой Мексики. Диего расписывал школу, где училась Кало, — так они впервые увиделись, но любовь, которая мучительно связывала их на протяжении жизни и сформировала Фриду не только как личность, но и как художника, случилась гораздо позже. Кстати, именно Диего посоветовал Фриде носить традиционные мексиканские костюмы, ставшие ее визитной карточкой. На выставке представлены два костюма, созданных в 1950-х годах той же семьей, что шила платья для Фриды. Это национальные костюмы региона Тюана, откуда была родом мать художницы. В этом регионе Мексики царит матриархат: мужчины работают в полях, а женщины управляют жизнью семьи. И пусть Диего посоветовал Фриде носить традиционный костюм, но, без сомнения, выбрать именно эти платья было ее собственным решением. Длинные юбки так полюбились Фриде еще и по вполне практическим соображениям. В возрасте 6 лет она переболела полиомиелитом, и одна ее нога была короче другой, что в детстве часто делало Фриду объектом насмешек. Так что длинные юбки, как и ее обезьянки, стали защитным оберегом Кало.

Костюмы имеют свои особенности: в них обязательно должны сочетаться верхняя и нижняя часть — это может достигаться за счет материала или повторяющихся элементов, например вышивки. По торжественным поводам к юбкам пришивали кружево, а для особенно выдающихся событий надевали еще и накрахмаленное кружево вокруг лица — так Фрида изобразила себя на одном из известных портретов. В мексиканских платьях художница ходила всегда, а, приехав в Нью-Йорк, оказалась в центре внимания — и не в последнюю очередь благодаря своему стилю.

Узнать искусство: экскурсия по выставке Фриды Кало в Музее Фаберже (фото 11)

Диего Ривера становится героем многих работ Кало. Самая значимая из них — «Диего и я» (1944) в авторской рамке, украшенной ракушками — символами женского начала, сделана в двух экземплярах: одну картину Фрида подарила Диего, другую оставила себе как символ вечной любви — она долгие годы висела рядом с ее туалетным столиком.

Узнать искусство: экскурсия по выставке Фриды Кало в Музее Фаберже (фото 12)

Совсем другой характер носит полотно «Несколько царапин» (1935). Хотя работа и была основана на газетной статье об одной из многочисленных в то время историй домашнего насилия, в облике убийцы нетрудно обнаружить черты мужа Фриды — пропорции тела, любимая в те годы шляпа. Эта картина, у которой даже раму Фрида покрыла кроваво-красными пятнами краски, была создана вскоре после того, как она узнала, что у Диего был роман с Кристиной Кало, ее младшей и любимой сестрой.И если Фриде было непереносимо больно, она чувствовала себя униженной, оскорбленной, опозоренной, то для Диего роман стал очередным среди очень многих, ничего не значащих, — «несколько царапин». Обсудив случившееся, они, по взаимному согласию, объявили свой брак открытым. Иметь любовников отныне разрешалось каждому из супругов. 

Узнать искусство: экскурсия по выставке Фриды Кало в Музее Фаберже (фото 13)

Диего изображен и на знаменитой «Больнице Генри Форда» (1932) среди других объектов, соединенных с Фридой красными нитями-пуповинами. 4 июля 1932 года в Детройте у Фриды случился выкидыш. Для нее это была уже вторая неудачно закончившаяся беременность: из-за повреждений, полученных в аварии 1925 года, ее репродуктивное здоровье было сильно подорвано. Пережив эту трагедию, она стала первым художником в истории, обратившимся к теме потери ребенка, теме, которая и сегодня, более 80 лет спустя, может казаться слишком личной и болезненной для изображения и восприятия.

Узнать искусство: экскурсия по выставке Фриды Кало в Музее Фаберже (фото 14)

Каждый из представленных на картине объектов объясняет смысл произошедшего события. Плод — потерянный ребенок, мальчик, орхидея — подарок Диего, по словам Фриды, «соединение сексуального и сентиментального», улитка — мучительно ползущее время, анатомический женский макет — «попытка объяснить устройство женщины», металлическая вещь — «механическая часть любого дела» и таз, поврежденный в аварии — причина, по которой Фрида так и не смогла родить ребенка. Несмотря на то, что Кало обращается к форме ретабло, здесь нет главного — фигуры святого. Фрида одинока в своем отчаянии, брошена, оставлена высшими силами и абсолютно беспомощна перед лицом судьбы.

Пройдет 12 лет, и Кало напишет одну из своих самых знаменитых работ, в которой, наоборот, воплотится ее сила и стойкость перед ударами судьбы, — «Сломанная колонна» — без сомнения, главный шедевр, представленный на выставке. Фоном для картины служит Педрегальское плоскогорье — место, где в 1943 году Диего Ривера начал строить музей для размещения своей коллекции доколумбовой скульптуры. Художница использовала камни и расщелины пустынного вулканического пейзажа во многих своих работах 1940-х годов, чтобы показать свою растущую тревогу и физическое недомогание. В это время из-за перелома позвоночника и многочисленных операций Фриде пришлось носить ортопедические корсеты. На автопортрете на месте сломанного позвоночника она изображает сломанную колонну и обручи своего первого металлического корсета, стягивающие расщелину ее тела. Гвозди, воткнутые в него, символизируют не только физическую боль, но и душевные страдания. Мексиканское выражение Estar clavado, на которое указывают гвозди (clavar — с испанского «гвоздь»), означает «быть обманутым».

Узнать искусство: экскурсия по выставке Фриды Кало в Музее Фаберже (фото 15)

Если «Сломанная колонна», без сомнения, автопортрет Фриды, то на «Маске (безумия)» (1945) ее можно узнать не сразу. Впрочем, художницу выдают прическа и перстень, известный по фотографиям 1940-х годов. Лицо Кало закрывает маска Малинче, традиционный атрибут мексиканских народных представлений. Малинче (1502—1529) была переводчицей, осведомительницей, наложницей завоевателя Мексики Эрнана Кортеса. Ее судьба стала легендарной, из исторической фигуры Малинче превратилась в персонажа народных уличных представлений. Маска Малинче традиционно красная, этот цвет олицетворяет сексуальность, соблазн и одновременно жестокое кровопролитие, которое Малинче навлекла на свой народ. Фрида прячется за маской обольстительной предательницы, по которой текут слезы: к 1945 году, когда Фриде исполнилось 38 лет, образ свободолюбивой и раскрепощенной женщины, который она когда-то на себя надела, стал даваться ей с трудом.

Узнать искусство: экскурсия по выставке Фриды Кало в Музее Фаберже (фото 16)

Интересно, что одними из самых своих удачных произведений сама художница считала работы «Моя кормилица и я» (1937) — аллегорию Мексики, матери-земли, вскормившей Фриду, дающей силы и защиту, — и «Портрет доньи Роситы Морильо» (1944), матери Эдуардо Морильо Сафы, одного из главных коллекционеров работ Фриды Кало. Спицы и нитки, которые держит донья Росита, наводят на ассоциацию с «нитью жизни», «тканью судьбы» в руках у старейшины рода. А кактус за ее спиной, весь в многочисленных цветах — с мексиканским «деревом жизни» и ее собственной, сильной, процветающей, крепкой семьей. Однако коричневые листья обозначают старость и неизбежный конец.

В поздний период творчества Фрида обратилась к натюрмортам, но некоторые из них на самом деле зашифрованные автопортреты. Например, «Цыпленок» (1945) — гротескный натюрморт, наполненный множеством типичных для Фриды символов, оказывается двойным портретом. Самодовольный и наивный цыпленок — муж Фриды, Диего Ривера. Он сидит на сухой веточке, в стороне от хитросплетений судьбы, от многочисленных снующих туда-сюда пауков, вьющих свои сети. Он не принадлежит к миру насекомых, он — другой. Фрида — это хрупкий длинноногий «блуждающий лист» — насекомое из отряда привиденьевых. Его можно увидеть в нескольких работах, среди них — «Моя кормилица и я» (1937).

Узнать искусство: экскурсия по выставке Фриды Кало в Музее Фаберже (фото 17)

Узнать искусство: экскурсия по выставке Фриды Кало в Музее Фаберже (фото 18)

Задача привиденьевых — быть незаметными, прятаться среди листьев или веток, мимикрировать. Но сиреневые цветы, на которых сидит «блуждающий лист», и опутывающая букет паутина не позволяют скрыться. Толстые волосатые гусеницы поедают остатки листьев, уничтожая последнюю надежду на спасение. Яркий желтый фон лишь усиливает ощущение отчаяния: желтый, согласно персональному цветовому коду Фриды, цвет безумия, болезни, страха.

Узнать искусство: экскурсия по выставке Фриды Кало в Музее Фаберже (фото 19)

Узнать искусство: экскурсия по выставке Фриды Кало в Музее Фаберже (фото 20)

«Натюрморт с попугаем и флагом» (1951) — одно из последних полотен, написанных в характерной для Фриды филигранной манере. Позднее она начала принимать сильные обезболивающие, часто смешанные с алкоголем, что уже не позволяло ей писать так, как раньше. В этот натюрморт включен мексиканский флаг — знак ее возродившегося интереса к политике. Последняя из картин, представленных на экспозиции, — «Круг» (1954). В 1953 году из-за начавшейся гангрены правая нога Фриды была до колена ампутирована. Эта работа — очень небольшая и недатированная — считается написанной в 1954-м не только из-за изображения ноги, но и из-за характера живописи. В 1953 году состоялась первая персональная выставка Фриды Кало на родине, которую помогла организовать подруга художницы — фотограф Лола Альварез Браво. На нее Кало привезла машина скорой помощи — страдание и радость в судьбе художницы снова смешались.  

Узнать искусство: экскурсия по выставке Фриды Кало в Музее Фаберже (фото 21)

Узнать искусство: экскурсия по выставке Фриды Кало в Музее Фаберже (фото 22)

Выставка «Фрида Кало. Живопись и графика из собраний Мексики» открыта в Музее Фаберже до 30 апреля.

www.buro247.ru

Выставка Фриды Кало в Санкт-Петербурге

Символизм и сюрреализм в живописи. Искусство Мексики.

В Санкт-Петербурге, в музее Фаберже организована выставка Фриды Кало. В России эта первая выставка. Период её проведения: с 3 февраля по 30 апреля 2016 года. Картины, созданные этой мексиканской художницей, являются достоянием Мексики, их запрещено вывозили из страны. Но частные коллекции могут путешествовать по миру. Практически все такие работы Фриды Кало представлены на выставке в Санкт-Петербурге. Экспозиция позволяет увидеть в развитии путь этой знаменитой женщины и интересного художника XX века.

автопортрет с обезьянкой фриды кало, художник фрида кало, художница фрида кало картины   художник фрида кало, мексиканская художница фрида кало, художница фрида кало картины1. Автопортрет с обезьянкой, написанный в 1937 году, находится в Нью-Йоркском музее современного искусства. Эта картина участвовала в первой крупной выставке Фриды Кало в Нью-Йорке в 1938 году. Французский писатель и основоположник сюрреализма Андре Бретон в своей статье к этой выставке назвал эту работу сюрреалистической. Кало не согласилась с его оценкой: «Они думали, что я сюрреалист, но я никогда не рисовала сны. Я написала свою собственную реальность…».

2. Фрида Кало сыграла важную роль в возрождении традиционной мексиканской культуры. На автопортрете с обезьянкой, датируемый 1938-м годом, Фрида Кало изобразила себя с любимой обезьянкой на фоне пышной растительности в традиционном мексиканском стиле, со сложной национальной прической, в мексиканской блузе и ожерелье. Автопортрет находится в США, в Художественной галерее Олбрайт-Нокс.

Несчастье, произошедшее с Фридой Кало в юности, радикально повлияло на её жизнь и направило её по пути художника. В 18 лет она попала в аварию. Автобус, в котором ехала девушка, столкнулся с трамваем. Фрида получила множественные переломы. Целый год она была прикована к постели. Чтобы занять себя и легче переносить боль, Фрида начала рисовать. До аварии она не занималась искусством. В организации рабочего места Фриде помогал отец. Мольберт Фриды был размещен таким образом, чтобы она могла рисовать лёжа. В итоге она — художник-самоучка, выработала свой язык символов, из которого сложился её мир наивного искусства, фолк-арта и сюрреализма.

фрида кало в эрмитаже, фрида кало выставка в эрмитаже, картины художницы фриды кало   мексиканские художники, художник фрида кало, художница фрида кало картины, портреты фриды кало3. Автопортрет с обезьянкой, написанный в 1945 году, находится в Музее Долорес Ольмедо, в Мексике. Эта картина — аллегорический рассказ о том, что причиняет Фриде страдания и откуда она черпает силы. В работах Кало обезьянка традиционно означает ребёнка и верного товарища. Мексиканская собачка и старинная статуэтка символизируют мексиканскую культуру. Гвоздь — это обманутые надежды и боль отношений с мужем Диего Ривера. Взаимосвязь всего показана через ленту, которая оплетает все символические образы. Эта картина была показана в России в 2015 году на выставке «Шедевры музеев мира в Эрмитаже».

Одна из главных тем Фриды Кало — это невозможность стать матерью. Об этой проблеме говорить не легко. Но через свои картины Фрида была откровенна и рассказывала о глубоко личностном и интимном. Картина «Больница Генри Форд» — это одно из произведений, посвященное этой болезненной теме. Фрида изображает сюжет, как в очередной раз теряет дитя. Художница изображает себя лежащей на кровати в крови. Символические предметы окружают женщину, они связаны с ней ниточками-пуповинами. Улитка означает медленно текущее время. В центре картины — не рожденный ребенок. Рядом — анатомическое изображение женской системы. Внизу картины находятся механическая шестеренка, которая противопоставляется нормальному течению жизни, и сломанная орхидея, олицетворяющая несчастную женщину. Замыкает этот символический круг изображение тазовых костей, которые были раздроблены — это последствие страшной аварии и причина, почему она не может стать матерью.

картины сюрреалистов, необычные портреты, птицы на картинах художников, портрет жанр искусства   картины сюрреалистов, необычные портреты, картины художников с животными, портрет жанр искусстваФрида Кало «Я и мои попугаи» и автопортрет с терновым ожерельем и колибри.

Важнейшие событие в жизни Фриды Кало — это встреча с Диего Ривера, мексиканским художником-монументалистом, который стал ее мужем. Диего влиял на Фриду и как человек, и как художник. Он вдохновлял ее. Но это были не простые отношения. Диего Ривера был человек со сложным характером, он беспечно относился к множеству своих романов. Для Фриды каждая измена мужа была трагедией.

Фрида Кало Сломанная колонна, художница фрида кало, жизнь фриды кало, портреты фриды кало   мексиканская художница фрида кало, картины художницы фриды кало, портреты фриды калоФрида Кало «Сломанная колонна» и портрет Доны Разиты. Музей Долорес Ольмедо.

Одно из самых известных произведений Фриды Кало — «Сломанная колонна». Это автопортрет. На картине изображена женская фигура, на месте её позвоночника находится разрушенная колонна. Все женское тело усеяно гвоздями. Это произведение — символ не только физической, но и моральной боли. Фриде постоянно приходилось лечиться, она перенесла огромное количество операций, носила жесткие корсеты, которые поддерживали ее тело. Но изображенное тело стоит ровно. Картину «Сломанная колонна» можно считать не только символом сломанной жизни, но и символом стойкости.Любимой картиной самой художницы был портрет Доны Разиты, мудрой женщины, матери коллекционера, для которого Фрида создала множество картин. За спиной Доны Разиты изображена изгородь из цветущих кактусов — символа защиты и долголетия. В руках пожилой женщины спицы, означающие нить судьбы семьи и целого рода.Еще одна важная картина, которую выделяла для себя Фрида Кало — «Я и моя кормилица». Фрида была настроена патриотично и гордилась тем, что ее выкормила мексиканка. На этой картине художница изображает себя на руках своей кормилицы, лицо которой закрыто маской древнего идола. На картине есть изображения насекомых, которые сливаются с растениями и таким образом спасаются от своих врагов. С этими насекомыми Фрида ассоциировала себя.

фрида кало картины с названиями, фрида кало картины с описанием, сюрреализм картины художников   жанр искусства натюрморт, необычный натюрморт, натюрморты с фруктами известных художниковФрида Кало «Я и моя кормилица» и натюрморт с испуганной невестой.

В зрелый период своего творчества Фрида Кало пишет много натюрмортов. Для нее жанр натюрморта — это не формальное изображение предметов, это зашифрованные истории. Возможно, натюрморт «Цыпленок» — это не только иллюстрация взаимоотношений Фриды с мужем, но в целом ее взаимоотношения с миром. На картине изображено хрупкое длинноногое насекомое — это характерный образ самой Фриды. Насекомое сидит на букете сирени, который изъеден гусеницами и запутан паутиной. У насекомого нет шансов выбраться. А милый цыпленок — это зашифрованный образ её мужа Диего, который смотрит снизу вверх на букет и не понимает, в чем заключаются проблемы. Это наивное существо относится к другому миру и помочь обреченному существу не может.

фрида кало картины с описанием, картины натюрморты известных художников, картины сюрреалистов   картины сюрреалистов, необычные портреты, картины художников с животными, портрет жанр искусстваФрида Кало, натюрморт «Цыпленок» и автопортрет с обезьянками.

В конце жизни в картинах художницы начинают преобладать мрачные образы. Проблемы с алкоголем были и раньше, после ампутации ноги начинаются наркотики. В своих дневниках Фрида называла себя «исчезновением». Она не боялась кончины и относилась к этому факту философски торжественно. Фрида скончалась 1954 году, в возрасте 47 лет от воспаления лёгких. В своём дневнике она оставила последнюю запись: «Надеюсь, что уход будет удачным, и я больше не вернусь». Некоторые друзья Фриды предполагали, что она умерла от передозировки. Тем не менее, доказательств этой версии нет. Жизнь Фриды Кало была запутанной. В её картинах много печальных и пугающих образов, которые автобиографичны и откровенны. Эта искренность подкупает и вызывает сочувствие. Произведения Фриды Кало значительны для латиноамериканского и мирового искусства.

жанр искусства натюрморт, необычный натюрморт, натюрморты с фруктами известных художников   птицы на картинах художников, необычный натюрморт, натюрморты с фруктами известных художниковФрида Кало, натюрморт, посвященный Samuel Fastlicht и натюрморт с попугаем и фруктами.

◊ ◊ ◊

01.03.2016

Навигация по записям

← Бижутерия авторской работы Таир Салахов. Солнце в зените →

uniqart.ru

"Фридомания" захлестнула Петербург.: mara_kar

Музей Фаберже.Выставка "Фрида Кало. Живопись и графика из собраний Мексики"03.03.2016

FRIDA KAHLO VOGUEЖивопись Фриды Кало впервые в России (спасибо частному Музею Фаберже). Экспонаты для выставки представлены из собраний Музея Долорес Олмедо, галереи «Arvil» и частной коллекции Хуана Коронеля Риверы, внука Диего Риверы.Сегодня 3 марта в 12-00 особого нашествия "фридоманов" на выставке я не заметила. Было спокойно, тихо, достаточно немноголюдно. А может, мне просто повезло :-) Ждала огромной очереди, поэтому подстраховалась on-line билетами, а для них отдельная касса.Выставка небольшая, один полутемный зал - 35 живописных и графических работ, галерея фотографий. Полотна небольшие, но очень выгодно освещены - полная иллюзия сияния изнутри. Походила, посмотрела...Задумалась, привлекла ли меня эта живопись в отрыве от эксцентричной фигуры этой мексиканской художницы, создавшей из своей жизни легенду. Но, к сожалению или к счастью, это уже поздно проверять... Заинтересовалась Фридой в 2003 г. после нашумевшего голливудского фильма с Сальмой Хайек. Потом много времени провела на сайте фанатов Фриды (http://www.fridakahlofans.com/mainmenu.html). Замечательный сайт - довольно полный каталог работ с описанием по годам.Сознаюсь, что я тоже давно в числе  поклонников Фриды - женщины, создавшей саму себя. Страдания и боль, бесчисленные любовники и любовницы, экстравогантные наряды и поведение, резкие суждения, политические взгляды, - всё это вылепило  тот неповторимый образ, свозь призму которого теперь весь мир смотрит на её живопись.Линия жизни Фриды Кало6 июля 1907 г. Дата рождения Фриды Кало де Ривера.17 сентября 1925 г. Авария.1928 г. Вступление в Мексиканскую коммунистическую партию.1929 г. Брак с художником Диего Риверой.1937 г. Роман с Львом Троцким.1939 г. Поездка в Париж для участия в тематической выставке мексиканского искусства, развод с Диегой Риверой.1940 г. Повторный брак с Диего.1953 г. Первая персональная выставка Фриды Кало в Мексике.13 июля 1954 г. Дата смерти Фриды Кало.

На выставке показывают довольно любопытный фильм "Фрида на фоне Фриды":

Немного фото с выставки:IMG_2565.JPGIMG_2444.JPGIMG_2421.JPGIMG_2422.JPGIMG_2427.JPGIMG_2425.JPG

Составила для памяти каталог живописных картин на выставке с небольшими пояснениями.Портрет Алисии Галант 1929Портрет подруги, нарисован в стиле итальянского ренессанса 16 века, в стиле Боттичелли, которого очень почитала Фрида.16-Портрет Алисии Галант.jpg

Портрет Вирджинии, 1929По совету Ривера Фрида обращается к теме коренного населения Мексики: рисует четыре портрета индейских женщин, в том числе девочки Вирджинии. Кстати, другой портрет из этой серии стал первой работой, которую Кало продала.17_Virginia Nina.jpg

Автобус, 1929Картина относится к раннему периоду творчества художницы и написана в традиции народных картинок ретабло. Все изображенные на ней люди — ее родные и близкие, и она сама (справа в платочке) и Диего Ривера (в синем комбинезоне), его бывшая жена (крайняя слева).9_Автобус.jpg

Портрет Евы Фредерик, 1931Написан во время пребывания в Сан-Франциско. Ева была профессиональной черной моделью, которая позировала Ривера и другим художникам и фотографам.19_Портрет Евы Фредерик.jpg

Портрет ботаника Лютера Бербанка, 1932.Лютер Бербанк — американский Мичурин, талантливый селекционер-самоучка, создавший около 800 новых сортов ягод, фруктов и овощей. Он и изображен — проросшим из могилы гибридом человеком и дерева, обретшим бессмертие в своих делах. Справа от фигуры — результат экспериментов Бербанка, дерево с гигантскими плодами, слева для контраста обычное. Фриде соображения евгеники были чужды и неприятны, и по мнению некоторых исследований, именно это она подчеркивает, включив в композицию потенциально ядовитый филодендрон. То, что два листа изображены со светлой, изнаночной стороны также может указывать на оборотную сторону идей Бербанка.1_Портрет ботаника.jpg

Госпиталь Генри Форда, 1932Вскоре после свадьбы с Риверой Фрида забеременела, но по медицинским показаниям была вынуждена сделать аборт. Вторая беременность тоже закончилась трагически: в 1932 году в Детройте у нее случился выкидыш. Пытаясь осмыслить произошедшее, она впервые в истории искусства обратилась к теме потери ребенка. На картине обнаженная Фрида лежит в луже крови на больничной койке, а предметы, соединенные с ней нитями-пуповинами, так или иначе рассказывают о пережитом. Плод — потерянный ребенок, улитка — мучительно ползущее в больнице время; кости таза, раздробленные в аварии, — причина, по которой она не могла выносить. Орхидея отсылает к женской сексуальности и репродуктивной системе, а с помощью изображения механического устройства художница, по ее словам, хотела передать механику медицинских процедур, их холод и жестокость.8_Госпиталь Генри Форда.jpeg

Всего-то несколько царапин! 1935Невыносимо болезненным ударом, стал роман Диего с ее младшей, самой любимой сестрой Кристиной, длившийся около года. На создание картины ее вдохновила газетная заметка об убийстве неверной женщины ревнивым любовником. Нанеся ей множество смертельных ножевых ранений, мужчина потом оправдывался в суде, притворно недоумевая: «Но ведь это были всего лишь несколько царапин!» Эта циничная фраза и стала названием картины, написанным на белой ленте.5_Всего лишь несколько царапин.jpg

Моя кормилица и я, 1937Буквально через пару месяцев после рождения Фриды ее мать забеременела четвертой дочерью (той самой Кристиной) и, потеряв молоко, бросила девочку на няню-мексиканку. Мощная фигура кормилицы напоминает индейского идола, а ее лицо прикрыто ритуальной маской. Помня о том, как трепетно художница относилась к своим корням, насколько важно было для нее наследие доколумбовой эпохи, в этом легко читается намек на связь с традициями. Кормилица-Мексика бережно держит Фриду на руках, сверху льется живительный молочный дождь, одним словом, родина — это то, что дает Кало защиту и силу.14_Моя кормилица и я.jpg

Умерший Димас, 1937Ребенок из бедной индейской семьи. Ривера был его крестным. Картина следует мексиканской традиции посмертных портретов.6_Умерший Димас.jpg

Цветок жизни (Пламенный цветок), 1943Фрида изобразила цветы, как символ сексуальности и чувственности, как символ мужского и женского начала.23_Цветок жизни.jpg

Сломанная колонна, 1944Манифест стойкости перед ударами судьбы, образ силы.Из-за многочисленных операций Фриде пришлось носить ортопедические корсеты. На автопортрете на месте сломанного позвоночника Фрида изображает сломанную колонну, края раны прописаны алым, гвозди, воткнутые в тело, символизируют не только физическую боль, но и душевные страдания. Тем не менее, она стоит прямо и открыто смотрит на зрителя.4_Сломанная колонна.jpeg

Портрет инженера Эдуардо Морильо Сафы, 1944Агроном, инженер и дипломат Эдуардо Морильо Сафа был большим другом Фриды и коллекционировал ее картины. Его собрание и составило основной костяк петербургской выставки. В какой-то момент Морильо Сафа заказал Кало портреты членов своей семьи — матери, жены, сына, двух дочерей — и свой собственный.22_Портрет инженера Эдуарда Морильо Сафы.jpg

Портрет доньи Морильо Сафы (матери Эдуарда), 19442_Портрет доньи Роситы Морильо_мать Эдуарда.jpeg

«Диего и я»,  1944 Рамка картины собрана из морских ракушек, которые символизируют женское начало. Картина или, скорее, арт-объект, был создан в двух экземплярах — один она хранила у себя, как символ вечной любви, другой — подарила Диего.13_Диего и я.jpg

Автопортрет с обезьянкой, 1945Диего снова обижает Фриду, она грустит — и защищает себя ожерельем из любимых существ и вещей. Обезьянка — заместитель ребенка, которого она не могла иметь. В её «Голубом доме» всегда было много животных: обезьян, попугаев, лысых собачек породы шолоицкуинтли, одна из которых изображена на картине. Ацтеки держали этих собак при храмах как священных животных и подавали их мясо на церемониальных пирах, а в первой половине XX века, на волне подъема национального самосознания, шолоицкуинтли стали модными питомцами у мексиканской элиты. И шолоицкуинтли, и индейский божок связывают художницу с ее корнями, традициями древней Мексики.10_втопортрет с собакой и обезьяной.jpg

Маска (безумия). 1945 г.Фрида прячется за плачущей маской безумия. Реальная Фрида смотрит на нас через отверстия в глазах маски.11_Маска безумия.jpg

Цыпленок. 1945 г.Это двойной портрет ее самой и Диего: напыщенный цыпленок — это Диего, а насекомое, которое ползет по букету, это Фрида. Это насекомое (палочник) из отряда привиденьевых, которые в природе мимикрируют, прикидываясь листиками и палочками. И вот, она ползет сквозь эту паутину, среди этих цветов, ее никто не понимает, гусеницы едят последние листья, в которых она могла бы скрыться.20_Цыпленок.jpg

Без надежды, 1945На картине Фрида лежит в кровати, стоящей в гористой пустыне. Над кроватью установлена непропорционально большая лестница, поддерживающая огромную воронку, вставленную в рот лежащей женщины. Воронка наполнена красным мясом, черепами, рыбой, непонятными, но отталкивающими объектами. В небе еле светит луна и ярко сияет солнце, похожее на помидор. Фрида изобразила себя сытой по горло ложью мужа-изменника Диего. С одной стороны, это - визуализация испанской поговорки ("кормить из воронки" - "вешать лапшу на уши"), с другой, это - очень болезненная сцена, свидетельство травматического переживания.7_Без надежды.jpeg

Солнце и жизнь, 194718_Солнце и жизнь.jpg

Натюрморт с попугаем и флагом, 195121_Натюрморт с попугаем и флагом.jpg

Натюрморт с собачкой, 1951Этой картиной Фрида расплатилась со своим другом дантистом за проделанную работу. Посвящение этому другу и написано на флажке в верхнем правом углу.15_Натюрморт с собакой.jpg

Круг, 1954Печальная точка выставки. В 1953 году Фриде по колено ампутировали правую ногу, чтобы остановить начавшуюся гангрену. Физические страдания она заглушала алкоголем и сильными болеутоляющими, что отразилось на ее манере письма. Ушло внимание к деталям — растворение искалеченной фигуры в пространстве передано рваными, хаотичными мазками. В дневнике в это время она пишет «Я есть дезинтеграция».В том же году, когда был написан «Круг», Фрида Кало умерла.12_Круг.jpg

mara-kar.livejournal.com

Фрида Кало, картины мексиканской художницы, печаль, боль и страдание

В статье представлены картины Фриды Кало с названиями и никому не нужные разглагольствования автора статьи краткое обсуждение истоков творчества мексиканской художницы.

Реклама

Реклама

Продолжаем тему женщин в сюрреализме. На сей раз хочу представить вашему вниманию одну эпатажную, обаятельную, экстравагантную и одновременно очень несчастную в бытность свою особу — Фриду Кало. Мексиканская художница Фрида — пожалуй, не менее известный персонаж в сюрреализме, чем Сальвадор Дали.

Содержание

Правда, вкусить плодов своего успеха, как Сальвадорычу, Фриде толком не удалось. Творчество Фриды Кало — плод страданий, боли, печали и неудач.

Реклама

Реклама

В чем же феномен популярности Фриды? Почему, казалось бы столь неоднозначная и сложная для понимания художница стала столь популярна у хомячков?

Фрида Кало, картины, мое рождениеФрида Кало, картины, мое рождение Картина «Мое рождение»

Картины Фриды Кало в большинстве своем довольно жуткие, в анатомии она тоже явно не всегда была сильна. Ее работы можно назвать скорее наивными, чем технически сильными. Взять ту же Ремедиос Варо — она явно лучше рисовала, да и картинки у нее милее. Вряд ли у кого возникнет желание повесить картину Фриды возле кроватки, разве только если он не чокнутый с синдромом поиска глубинного смысла.

И, все же, мало кто из сюрреалистов (не считая Сальвадора Дали) добился такой известности. А среди женщин сюрреалистов так и вовсе Фрида Кало, пожалуй, единственная.

Фрида Кало, картины, Дружеские объятия Вселенной, Я, Диего и Сеньор ХолотльФрида Кало, картины, Дружеские объятия Вселенной, Я, Диего и Сеньор Холотль Дружеские объятия Вселенной. В этой картине Фрида Кало как бы не иллюзорно намекает нам на крайнюю инфантильность своего мужа Диего.

Так в чем же сила, брат? Думаю, секрет успеха Фриды в том, что несмотря на свою явную наивность и пугающие образы (а скорее благодаря), творчество художницы производит весьма сильное впечатление. Фундамент любого творчества — по сути, сила эмоций, которые оно вызывает, не важно — приятные или нет.

Когда смотришь на картины мексиканской художницы, как будто кожей ощущаешь всю ту боль, которую она перенесла. Искренность ее работ поражает. И некоторая наивность в этом случае только усиливает впечатление. Сила Фриды Кало в том, что она никогда не шла на поводу у толпы, а попросту выплескивала на холст все то, что у нее скопилось на сердце, без оглядки насколько это будет шокирующим. Казалось бы парадокс — иметь успех у толпы не следуя на поводу у толпы.

Фрида Кало, картины, олененокФрида Кало, картины, олененок Олененок или раненый олень.

Творчество Фриды Кало как отражение жизни художницы.

Думаю, еще дело в том, что Фрида Кало прожила весьма интересную, пусть и несчастную жизнь. Ее жизнь была полна драм, трагедий, несчастий, предательств и острых эмоций. Не удивительно, что такая сочная история заинтересовала режиссеров. А конкретно Джули Тэймор, которая в 2002 году выпустила на свет хороший, годный фильм «Фрида» по мотивам жизни сабжа.

Ведь именно это мы и любим, верно? — посмотреть на чужие драмы, лежа в мягких постелях, чтобы пощекотать себе нервы. Фильм, кстати, если еще не смотрели, рекомендую — очень. Правда слишком уж грустный. Автор рыдал, как *цензура* даже пустил скупую мужскую слезу.

Реклама

Реклама

Короче, рецепт от Фриды, как стать известным художником после смерти (ну и совсем немножко до).

  • Попадаешь в аварию и всю жизнь мучаешься от боли в переломанных костях.
  • Хочешь нормальной семейной жизни и поэтому выбираешь самого заядлого бабника в своей стране (Диего Ривера), к тому же толстого и страшного.
  • Всю жизнь хочешь завести детей, но не можешь из-за проблем со здоровьем.
  • Говоришь людям то, что ты о них думаешь в лицо. Всегда. Всем.
  • Заглушаешь свою боль алкоголем и табаком.
  • Выплескиваешь все это на холст.
  • ????
  • Профит.

Ладно, это все глупый черный юмор. То с какой стойкостью эта хрупкая женщина переносила все невзгоды только добавляет трагичности. А судьба, как будто специально, чтобы испытать на прочность посылала одно несчастье за другим.

Фрида Кало, картины, сломанная колоннаФрида Кало, картины, сломанная колонна Сломанная колонна — тут как бы все понятно. В этой картине Фрида изображает свои страдания из-за болезни.

Смешение различных стилей живописи в картинах Фриды Кало.

Фрида на самом деле очень глубокая и интересная художница и до сих пор поражает своей внутренней силой и харизмой. В отличие от того же Сальвадора Дали или Магритта образы Фриды отличаются большей прямотой, что отнюдь не умаляет их глубины.

В картинах Фриды Кало явно видно влияние мексиканского мурализма или мексиканской монументальной живописи. Наиболее ярким и известным представителем этого направления является, внезапно, муж Фриды — Диего Ривера. Мексиканский мурализм — это такая причудливая смесь совка соц. реализма с элементами кубизма и символизма, приправленная мексиканским колоритом.

Вообще, в творчестве мексиканской художницы намешано много разного и всякого — тут и сюрреализм, и мурализм, и символизм, а кое где и элементы народного творчества — всякие мексиканские цветуечки и узоры.

Оно то в общем и не удивительно, ибо Фрида Кало рисовала от сердца и никогда особо не заморачивалась принадлежностью к какому-либо течению живописи. Например, Фрида никогда не ассоциировала себя с сюрреализмом. По сути Фриду можно отнести категории художников, которые «что вижу / чувствую, то пою».

Ну и собственно то, зачем вы все сюда пришли. Чтобы посмотреть название картины надо навести на изображение. Ну вордпресс галерея так работает, а мне лень что-то менять. Наводибельно и кликабельно.

figgery.com.ua

Персональный сайт - Фрида Кало. Живая натура

 

На днях сказала своему другу: «Захотелось порисовать. Пойду покупать краски и кисточки». Тот удивился: «Что это вдруг? Ты, случайно, в аварию не попадала?» Я улыбнулась его намеку: как знать, стала бы любимая мною Фрида Кало художницей, если бы 17 сентября 1925 года в трамвай, в котором она ехала, не врезался грузовик.

Результат катастрофы — перелом позвоночника, перелом шейки бедра, повреждение органов малого таза, раздробленная правая ступня, перелом левой ноги, вывих плеча… В течение года Фрида была вынуждена провести не вставая с кровати, закованная в ортопедический корсет. Чтобы занять себя в долгие месяцы постельного режима, Фрида попросила у отца кисти и краски. Для нее был изготовлен подрамник, позволявший рисовать лежа, а над кроватью было подвешено зеркало, чтобы Фрида могла видеть себя. Именно этот год и определил будущее Фриды: она посвятит свою жизнь живописи (хотя в Национальной подготовительной школе изучала медицину) и всегда, независимо от жанра картины, она всегда будет изображать то, что знает лучше всего, — себя.

Через некоторое время после выздоровления Фрида отправилась показывать свои работы знаменитому мексиканскому художнику Диего Ривере, который в 1929 году стал ее мужем. Семейная жизнь была далеко не такой, о которой обычно мечтают, но что бы ни происходило, Диего постоянно оказывался на ее картинах: то в сердце, то в мыслях, то в объятиях. Любовь к мужу, катастрофа, изломанное и искалеченное тело, боль, история Мексики, ее легенды и предания — сплав всего этого и есть творчество Фриды. Подавляющее большинство ее работ — автопортреты в классическом понимании этого слова. Но, по большому счету, автопортретом является любая ее картина, настолько сильно ощущается характер художницы и ее эмоциональное состояние.

Натюрморты Кало начинает рисовать в последние годы своей жизни: состояние ее настолько ухудшилось, что она была вынуждена все время проводить дома и, чтобы скоротать время, рисовала фрукты, разложенные на тумбочке. Но даже в этих несложных картинах всегда видна сама Фрида. 

Мотив, наиболее часто используемый ею в автопортретах, — увечья и боль — присутствует и в натюрмортах. Вместо истерзанного тела — разрезанные арбузы, которые своими острыми краями вызывают очень тревожное и неприятное чувство (картины, где арбузы разрезаны ровными дольками выглядят гораздо спокойнее), вместо крови — ярко-красный сок, только вот слезам не находится природной аналогии, поэтому кокосы, своими тремя точками напоминающими простую рожицу, плачут самыми настоящими слезами. 

 

Плачущие кокосы (1951)

 

Другая группа натюрмортов раскрывает чувственную сторону характера Фриды. Разрезанные фрукты по-прежнему присутствуют, но обладают другими очертаниями и другим смыслом, потому что похожи они на совершенно определенные части человеческого тела («Фрукты земли», «Натюрморт (тондо)»).

 

Фрукты земли (1938)Натюрморт (тондо) (1942)

 

Более «спокойные» натюрморты, дополненные мексиканскими статуэтками, белыми голубями или мексиканскими же флагами напоминают открытки, но не те, которые выпускаются огромными тиражами, а уникальные, штучной работы. Сходство с открытками увеличивают надписи, сделанные либо прямо на кожуре фруктов, либо на ленточках, расположенных вверху или внизу картины. На надписях — посвящения тому, для кого был нарисован натюрморт или просто: «Нарисовано со всей моей любовью. Фрида Кало». Встречаются там и признания в любви — к жизни: «Как я люблю тебя, жизнь, когда ты есть у меня».

 

Невеста испугалась, увидев открытую жизнь (1943)

 

 

Натюрморты, которые Фрида написала в последние годы, – это хроника постепенного умирания. Многочисленные лекарства и обезболивающие в сочетании с алкоголем разрушительным образом действовали на точность руки. Сначала из-за этого пришлось отказаться от сложных и многофигурных, тщательно проработанных композиций, а затем даже написание простого натюрморта оказалось сложной задачей: не остается сил на тщательную проработку деталей и выравнивание колорита. Если сравнить натюрморты, написанные в 50-е годы, с работами, сделанными за десять лет до этого, то разница в качестве живописи становится очевидной.

Последней картиной Фриды стал натюрморт под названием «Viva la Vida!» («Да здравствует жизнь!», 1954). На фоне неба, в котором объединены день и ночь, лежит несколько арбузов, на переднем плане два из них: справа — разрубленный, напоминающий об израненном теле и всей боли, которая была в жизни художницы, слева — арбуз, разделенный ровно пополам, ярко-красный, напоминающий солнце, воплощенная радость и удовольствие. Между ними расположен небольшой ломтик, который может быть как частью одного, так и частью другого, на котором за несколько дней до своей смерти Фрида написала слова, несомненно, бывшие ее девизом, — прощальный привет жизни, принесшей столько боли, но все равно горячо любимой.

 

Viva la Vida! (1954)

 

 

Статья опубликована в блоге «Дело вкуса» (http://delovkusa.blog.ru) 9 августа 2008

 

 

nicksa.narod.ru

Фрида Кало смерть, живопись картины сильная женщина Фриды Кало

«Сюрреализм — это волшебный сюрприз, когда     уверен, что в платяном шкафу найдешь  рубашки, а находишь там льва.»

Фрида Кало — пожалуй, самая неоднозначная и культовая фигура Мексики, картины которой любят и высоко ценят по сей день. Будучи заядлой коммунисткой, лютой матершинницей и эксцентричной художницей, которая любила курить, пить текилу и оставаться жизнерадостной, Кало была и будет примером сильной женщины. В наши дни симулякры ее картин распродаются миллионными тиражами, а каждый почитатель ее творчества стремится завладеть хотя бы одним автопортретом, чтобы с гордостью повесить его на стену и радовать свой взгляд проникновенной красотой.

Однажды причисленная Андре Бретоном к числу неординарных сюрреалистов своего времени, Фрида Кало завоевала признание и любовь прочих художников. Она умело воплощала свою увлекательную биографию, сопровождаемую смертью, на белом холсте другой, вымышленной жизни. Быть художницей событий собственных прожитых дней — значит быть отважным наблюдателем, который не умеет плакать, писателем, который выписывает из себя героя, обсмеянного природой и, наконец, просто инородным объектом в своих глазах, полных жизни. Фрида Кало, без тени сомнений, таковой и являлась. Со взглядом, полным неподдельной борьбы и лишенным страха, художница часто смотрела на свое отражение в мутном зеркале, а затем воссоздавала взмахом кисти спрятанные в глубине души одиночество и страдание. Белое полотно холста — это не просто инструмент живописи, это подобие клетки, в которую Фрида заточала свою нестерпимую боль утраты, вечной потери здоровья, любви и сил, избавляясь от нее раз и навсегда, как от надоевшего ребенка. Хотя нет, не навсегда, а лишь до поры до времени... Пока новая беда не стучала в запертые двери ее дома.

Пробегая взглядом краткое жизнеописание этой женщины, сквозь поры радости и смеха пробивается лик смерти. К сожалению, за статной фигурой Фриды Кало неизменно громоздилась блеклая тень несчастья. Иногда смерть шумела своими огненными шутихами, чтобы припугнуть, иногда ухмылялась, чувствуя свою победу, а порой даже застилала своими костистыми ладонями взгляд, обещая скорый конец. Неудивительно, что волнующие художницу темы боли, мучительной агонии и даже культа смерти нашли отражение в ее ранних и более поздних работах.

И раз уж отголосок этой темы повсеместно распространен в картинной живописи Кало, давайте же и мы на свой страх и риск, боясь не заразиться ядовитыми парами, прикоснемся к агонизирующему искусству, всегда спровоцированному печальными событиями, некогда полосующими жизнь мексиканской художницы на «до» и «после».

Начиная издалека

Магдалена Кармен Фрида Кало Кальдерон появилась на свет 6-го июля 1907-го года в маленьком городке Койокане, в то время бывшим пригородом Мехико, и была по счету третей из четырех дочерей Матильды и Гильмеро Кало. Мать художницы имела мексиканское происхождение с индийскими отголосками в своей родословной. Отец же являлся евреем с немецкими корнями. Он работал большую часть своей жизни фотографом, выполняя снимки для различных изданий и журналов. Страстно любя своих дочерей и не обделяя ни одну своим вниманием, в конечном счете Гильмеро сильнее всего повлиял на формирование вкусов и мироощущения именно Фриды, судьба которой сложилась куда страшнее, чем у остальных сестер.   «Я помню, что мне было четыре года, когда произошли «трагические десять дней. Я собственными глазами видела битву крестьян Сапаты против каррансистов.»

Именно такими словами будущая художница описывала в личном дневнике свое первое воспоминание о Decena Tragica («трагические десять дней»). Девочке было всего четыре года, когда вокруг ее детства свирепствовала революция, непринужденно уносящая десятки тысяч жизней. Сознание Фриды прочно впитало в себя кровавый дух революционного настроя, с которым впоследствии она проживала свою жизнь, а запах смерти пропитал все насквозь, отобрав у девочки некую ребяческую, детскую беззаботность.

Когда Фриде исполняется шесть лет, первое несчастье затрагивает непосредственно ее судьбу. Она переносит полиомиелит, который беспощадно иссушает ее правую ногу, варварски приковывая к постели. Лишенная возможности играть и резвиться с остальными детьми во дворе, Фрида получает первую душевную травму и множество комплексов. После тяжелого течения болезни, которое ставило будущую жизнь девочки под сомнение, правая нога осталась тоньше левой, появилась хромата, которая никуда не исчезла до конца дней. Лишь потом Кало научилась скрывать свой маленький изъян под длинными подолами юбок.

В 1922-ом году, в числе тридцати пяти девушек из двух тысяч студентов, Фрида Кало посещает Национальную подготовительную школу, намереваясь в будущем изучать медицину в университете. В этот период ее восхищает Диего Ривера, который однажды станет ее супругом и послужит катализатором многих душевных кризисов наряду с физическими страданиями.

Авария

Неприятные события, случившиеся в прошлом, как оказалось, были лишь легкой подготовкой к более трудным испытаниям, выпавшим на долю хрупкой девушки.

17-го сентября 1925 г., возвращаясь после уроков в школе, Фрида Кало и ее друг Алехандро Гомес Ариас сели в автобус, который шел до Койокана. Транспортное средство передвижения стало определяющим символом. Через какое-то время после отправления произошла ужасная катастрофа: автобус столкнулся с трамваем, несколько человек погибло на месте. Фрида получила множество повреждений всего тела, настолько сильных, что врачи сомневались, выживет ли девушка и сможет ли вести нормальную, здоровую жизнь в дальнейшем. Худшим прогнозом был летальный исход. Наиболее оптимистичное, что предрекали — она оправится, но не сможет ходить. На этот раз смерть уже не играла в прятки, а стояла над изголовьем больничной койки, держа в руках черный саван, чтобы укрыть голову погибшей. Но закаленная болезнями детства, Фрида Кало выжила. Вопреки всему. И вновь встала на ноги.

Именно это роковое событие послужило в будущем плодородной почвой для первых рассуждений на тему смерти и интерпретаций ее образа в картинах Фриды.

Всего через год Фрида делает карандашный набросок, называя его «Авария» (1926), в котором бегло зарисовывает катастрофу. Забыв о перспективе, Кало рисует в самом верхнем углу сцену столкновения автобуса в рассредоточенной манере. Линии расплываются, теряя равновесие, тем самым напоминая о лужах крови, ведь рисунок черно-белый. Погибшие изображены лишь силуэтом, они уже не имеют лица. На переднем плане, на носилках Красного Креста, лежит забинтованное тело девушки. Над ним витает ее собственный лик, с выражением беспокойства озирающийся на происходящее.   В этом наброске, еще не похожим ни на одну из известных нам работ, смерть не обретает завершенности, образа, порожденного сознанием Фриды. Она лишь дает о себе знать посредством витающего опечаленного духа-лица, как бы определяющего грань между жизнью и смертью.

Этот рисунок — единственное изобразительное свидетельство той аварии. Однажды пережив ее, художница больше никогда не обращалась к этой теме в своих поздних работах.

Для справки

21-го августа 1929 г., Фрида Кало и муралист Диего Ривера, уже упоминавшийся выше, вступают в брак. В 1930-ом Фрида терпит страшную потерю, меняющую ее отношение к жизни: прерывается выкидышем первая беременность. Получив во время аварии травмы позвоночника и таза, девушке тяжело выносить ребенка. В это время Ривера получает заказы на работу в США, и уже в ноябре супружеская пара переезжает в Сан-Франциско.

Остальные подробности общественной жизни двух выдающихся художников вряд ли нам сейчас интересны, поэтому обратимся к тому времени, когда темы боли и отчаяния снова с жестокостью расцветают на полотнах Фриды.

Летящая кровать

В 1932-ом году Фрида и Диего отправляются в Детройт. Кало с радостью будущей мамы обнаруживает, что беременна и надеется, конечно, на лучший исход своего положения. Страх первого неудачного вынашивания дает о себе знать. К сожалению, судьба решает иначе. 4-го июля того же года у Фриды случается выкидыш. Врачи диагностируют, что ребенок умер в утробе и необходимо произвести аборт.

Утопая в слезах и депрессии, лежа на больничной кровати, Фрида рисует картину, родственную вотивным изображениям. Художница проявляет изумительную способность сочетать биографические факты своей жизни и фантазию. Реальность передана не такой, какой ее видят многие, а другой, видоизмененной чувствами восприятия. Внешний мир сокращен до самых существенных элементов.

На картине мы видим маленькую, уязвимую фигуру Фриды, лежащей на огромной кровати посреди безбрежной равнины. Кровать будто начинает движение в пустом пространстве, желая оторваться от земли и унести героиню в потусторонний мир, где больше нет мучительных испытаний на стойкость духа. Фрида на грани смерти, под ее промежностью виднеется большое пятно темно-бурой крови, а глаза проливают слезу. И вновь, если не врачи, Фрида могла бы погибнуть. Равнина создает ощущение одиночества и беспомощности, лишь усугубляя желание скорее умереть. Пейзаж индустриального характера, изображенный вдалеке на заднем плане, усиливает образ заброшенности, холода, потери и безразличия людей со стороны.

Рука Фриды будто с нежеланием держит сгусток нитей красного цвета, похожих на вены или артерии. Каждый конец нити привязан свободным узлом к предмету, несущему определенный смысл. В нижнем правом углу находится хрупкие кости таза — причина неудачной беременности и аборта. Далее — увядающий цветок светло-фиолетового цвета. Как известно, фиолетовый цвет является для некоторых культур цветом смерти. В данном случае он может символизировать исчерпанность жизни, ее тусклые цвета и редкие проблески счастья. Из нижнего ряда выделяется лишь металлический предмет, похожий на мотор. Скорее всего, он служит якорем, удерживающим кровать в неподвижном состоянии. Сверху по центру изображен зародыш ребенка. Его глаза закрыты — он мертв. Ноги сложены в позе лотоса. Справа на картине — улитка, которая призвана олицетворять медлительность времени, его протяженность и цикличность. Слева — манекен туловища человека на подставке, иллюстрирующий, как и таз, поврежденные кости позвоночника, не позволяющие вести полноценную жизнь матери.

В общем настроении произведения сквозит желание избавления от страданий, причиняемых временем и жизнью. Вот сейчас, кажется, Фрида отпустит эти тонкие нити и ее кровать медленно полетит в иные миры, уносимая все дальше и дальше одним только ветром.

Интересно, что в будущем над кроватью Фриды будет висеть не один мексиканский скелет — напоминание о смертности каждого. Memento Mori.

Всего несколько уколов

В 1935-ом году Фрида создает всего лишь две работы, из которых «Всего несколько уколов» особенно шокирует зрителя своей кровавой жестокостью.

Картина представляет собой визуальную параллель газетному репортажу о женщине, убитой мужем в приступе ревности.

Как и большинство работ Фриды Кало, это произведение следует рассматривать в свете личных обстоятельств. Накануне художнице ампутировали несколько пальцев на ноге. Взаимоотношения с Риверой в этот период были трудными и запутанными, так что Фрида, несомненно, могла найти облегчение только посредством символизма собственной живописи.

Ривера, который со времени их свадьбы постоянно находился в сексуальной связи с бесконечным количеством девушек, на этот раз увлекся сестрой Фриды — Кристиной.

Глубоко уязвленная таким положением вещей, Фрида Кало покинула семейный дом.

Картина «Всего несколько уколов» может быть понятна как умонастроение художницы. Тело, снова лежащее откинутым на кровати, давно предано смерти холодным орудием — ножом. Весь пол комнаты заляпан кровью, рука женщины беспомощно откинута. Следует предположить, что Фрида в образе главной героини воплотила погибель собственного сломленного духа, не желающего более бороться с изменами распутного мужа. Рама, в которую облачен холст, также разрисована «каплями» крови.

Это одна из немногочисленных картин, в которых смерть изображена в прямом значении, без утаивания под пластом образов и символов.

Самоубийство Дороти Хейл

В 1933-ом году супружеская чета переезжает в Нью-Йорк, где Ривера пишет свое монументальное панно в Рокфеллеровском центре. В 1938 г., Клер Бут Льюси, издательница модного журнала «Ярмарка тщеславия», заказывает у Фриды Кало картину. Ее подруга, Дороти Хейл, с которой Фрида также была знакома, покончила с собой в октябре того же года.   Вот как вспоминает череду событий сама Клер:    «Вскоре после этого я пошла в галерею на выставку картин Фриды Кало. На самой выставке было полно народу. Кало пробилась ко мне сквозь толпу и сразу же начала говорить о самоубийстве Дороти. Не теряя времени, Кало предложила сделать портрет Дороти. Я не настолько хорошо говорила по-испански, чтобы понять, что означает слово recuerdo (воспоминание — прим.). Я думала, что Кало напишет портрет Дороти, подобный ее автопортрету (посвященному Троцкому), который я купила в Мексике. И вдруг я подумала, что портрет Дороти, созданный знаменитой художницей-подругой, могла бы захотеть иметь ее бедная мать. Я так и сказала, и Кало думала также. Я спросила о цене, Кало назвала цену, и я сказала: «Пришли портрет мне, когда закончишь. Затем я отправлю его матери Дороти».»

Так появилась картина «Самоубийство Дороти Хейл». Это воссоздание реального события в формах старинного вотивного изображения. Дороти Хейл выбросилась из окна своих апартаментов. Подобно покадровой съемке, Фрида Кало фиксирует разные положения тела в падении, а сам труп, уже бездыханный, располагает внизу на переднем плане. История события изложена кроваво-красными буквами в надписи внизу:

«В городе Нью-Йорке в 21-й день октября 1938 г., в шесть часов утра, миссис Дороти Хейл совершила самоубийство, выбросившись из окна. В память о ней Фридой Кало создано это ретабло».

Накануне самоубийства несостоявшаяся актриса, вынужденная жить на щедрость знакомых, пригласила к себе друзей, объявив, что отправляется в далекое интересное путешествие и по этому поводу устраивает прощальную вечеринку.

Вдохновленная этой историей, Фрида мастерски справилась со своей задачей, ибо, по всей видимости, чувствовала отголосок чего-то родного в этом кульминационном поступке. Правда, заказчику интерпретация портрета своей подруги не понравилась. Клер Бут Льюси сказала, когда получила на руки готовую работу: «Я бы не заказала изобразить таким окровавленным даже заклятого врага, а тем более свою несчастную подругу».

Сон, или Кровать

В 1940 г., Фрида лечит свое здоровье у доктора Элоессера в Сан-Франциско. В этом же году художница вторично выходит замуж за Диего Риверу.

Устав от боли в спине, тазу и ноге, Фрида Кало все чаще обращается к мотивам собственного исчезновения в живописи. Подтверждением служит колоритная картина под названием «Сон, или Кровать».

Фигура, лежащая на балдахине кровати, представляет собой образ Иуды. Подобные фигуры взрывают обычно на мексиканских улицах во время пасхальной субботы, поскольку считается, что предатель найдет свое спасением путем самоубийства.

Считая себя предателем собственной жизни, Фрида изображает свое тело снова спящим. Но ее лицо не обезображено страдающей гримасой. Оно излучает спокойствие и умиротворенность — то, чего так не хватает в повседневной жизни мексиканской художницы. Укрытая желтым одеялом, ее голова с распущенными волосами оплетена арабеской из растений. Плавая в небесах, затянутых облаками, этот Иуда однажды взорвется и тогда настанет конец всему тяжелому и бренному, совершится акт чистоты — вожделенный суицид.

 Думая о смерти

В 1943 г., Фрида Кало назначена профессором в художественной школе «Ла Эсмеральда». К сожалению, через несколько месяцев по состоянию здоровья она вынуждена вести занятия на дому в родном Койокане.

Как считают многие, именно это событие подтолкнуло художницу написать автопортрет «Думая о смерти». Не желая оставаться дома взаперти, как это было прежде, когда Фрида сильно болела, Кало часто посещают мысли о смерти.

По древним мексиканским поверьям, смерть означает одновременно новую жизнь и рождение, чего как раз и не хватало уже сдающей Фриде. В этом автопортрете смерть представлена на детально выписанном общем фоне, составленном из терновых ветвей. Этот символ Кало заимствует из доиспанской мифологии, посредством которого указывает на возрождение, следующее за смертью. Ибо смерть — это дорога к иной жизни.

Viva la Vida

В 1950 году Фрида переносит 7 операций на позвоночнике. Целых девять месяцев она провела на больничной койке, которая уже стала повседневным атрибутом жизни. Выбора не было — художница осталась в инвалидной коляске. Судьба продолжала преподносить свои каверзные подарки. За год до смерти, в 1953 г., ей ампутировали правую ногу, чтобы остановить развитие гангрены. В это же время в Мехико, на ее родине, открылась первая персональная выставка, вобравшая в себя все плоды боли и испытаний. На открытие Фрида не могла прийти, рассчитывая на собственные силы, ко входу ее доставила карета скорой помощи. Как всегда, она оставалась весела, в одной руке художница держала сигарету, во второй — стакан с излюбленной текилой.

За неделю до смерти Фрида Кало написала последнюю картину «Да здравствует жизнь». Яркий натюрморт, который отразил отношение Фриды к жизни и смерти. И вопреки боли, даже в смертный час, Кало выбрала жизнь.

Фрида Кало скончалась в доме, где и родилась, в возрасте 47 лет.

Конечно, в вышеизложенном описании на суд зрителей вынесены не все картины и панно, так или иначе касающиеся темы смерти. Это лишь малая часть написанного. Но даже благодаря шести картинам, описанным здесь, можно составить краткое представление о личности и жизни великолепной мексиканской художницы Фриды Кало, пронесшей на своих плечах боль и отвагу, с мужеством взобравшейся на Голгофу жизни.

Автор: Дмитрий Вернер

estetico.me

Фрида Кало – биография и картины художника в жанре Примитивизм, Сюрреализм – Art Challenge

Кало Фрида (Kahlo Frida), мексиканский художник и график, жена Диего Риверы, мастер сюрреализма. Фрида Кало родилась в Мехико в 1907 году, в семье еврейского фотографа, родом из Германии. Мать - испанка, рождённая в Америке. В шесть лет она перенесла полиомиелит, и с тех пор правая нога стала короче и тоньше левой. В возрасте восемнадцати лет 17 сентября 1925 года Кало попала в автокатастрофу: сломанный железный прут токосъемника трамвая воткнулся в живот и вышел в паху, раздробив тазобедренную кость. В трех местах был поврежден позвоночник, сломаны два бедра и нога в одиннадцати местах. Врачи не могли поручиться за ее жизнь. Начались мучительные месяцы неподвижного бездействия. Именно в это время Кало попросила у отца кисть и краски. Для Фриды Кало сделали специальный подрамник, позволявший писать лежа. Под балдахином кровати прикрепили большое зеркало, чтобы Фрида Кало могла видеть себя. Она начала с автопортретов. Я пишу себя, потому что много времени провожу в одиночестве и потому что являюсь той темой, которую знаю лучше всего.

В 1929 году Фрида Кало поступает в Национальный институт Мексики. За год, проведенный почти в полной неподвижности, Кало всерьез увлеклась живописью. Снова начав ходить, посещала художественную школу и в 1928 году вступила в компартию. Ее работы высоко оценил уже знаменитый к тому времени художник-коммунист Диего Ривера.

В 22 года Фрида Кало вышла за него замуж. Их семейная жизнь бурлила страстями. Они не всегда могли быть вместе, но никогда — врозь. Их связывали отношения - страстные, одержимые и порой мучительные. Древний мудрец сказал о подобных отношениях: Ни с тобой, ни без тебя жить невозможно. Романтическим ореолом овеяны отношения Фриды Кало с Троцким. Мексиканская художница восхищалась трибуном русской революции, тяжело переживала его высылку из СССР и была счастлива, что благодаря Диего Ривере он нашел в Мехико приют. Больше всего в жизни Фрида Кало любила саму жизнь — и это магнитом притягивало к ней мужчин и женщин. Несмотря на мучительные физические страдания, она могла развлекаться от души и широко кутить. Но поврежденный позвоночник постоянно напоминал о себе. Периодически Фриде Кало приходилось ложиться в госпиталь, чуть ли не постоянно носить специальные корсеты. В 1950 году ей сделали 7 операций на позвоночнике, 9 месяцев она провела на больничной койке, после чего могла передвигаться только в инвалидной коляске.

В 1952 году Фриде Кало ампутировали до колена правую ногу. В 1953 году в Мехико проходит первая персональная выставка Фриды Кало. Ни на одном автопортрете Фрида Кало не улыбается: серьезное, даже скорбное лицо, сросшиеся густые брови, чуть заметные усики над плотно сжатыми чувственными губами. Идеи её картин зашифрованы в деталях, фоне, фигурах, появляющихся рядом с Фридой. Символика Кало опирается на национальные традиции и тесно связана с индейской мифологией доиспанского периода. Фрида Кало блестяще знала историю своей родины. Множество подлинных памятников древней культуры, которые Диего Ривера и Фрида Кало собирали всю жизнь, находится в саду Голубого дома (дома-музея). Фрида Кало умерла от воспаления легких, через неделю после того, как отметила свое 47-летие, 13 июля 1954 года. Прощание с Фридой Кало проходило в Бельяс Артес — Дворце изящных искусств. В последний путь Фриду вместе с Диего Риверой провожали президент Мексики Ласаро Карденас, художники, писатели — Сикейрос, Эмма Уртадо, Виктор Мануэль Вильясеньор и другие известные деятели Мексики.

Кало Фрида (Kahlo Frida), мексиканский художник и график, жена Диего Риверы, мастер сюрреализма. Фрида Кало родилась в Мехико в 1907 году, в семье еврейского фотографа, родом из Германии. Мать - испанка, рождённая в Америке. В шесть лет она перенесла полиомиелит, и с тех пор правая нога стала короче и тоньше левой. В возрасте восемнадцати лет 17 сентября 1925 года Кало попала в автокатастрофу: сломанный железный прут токосъемника трамвая воткнулся в живот и вышел в паху, раздробив тазобедренную кость. В трех местах был поврежден позвоночник, сломаны два бедра и нога в одиннадцати местах. Врачи не могли поручиться за ее жизнь. Начались мучительные месяцы неподвижного бездействия. Именно в это время Кало попросила у отца кисть и краски. Для Фриды Кало сделали специальный подрамник, позволявший писать лежа. Под балдахином кровати прикрепили большое зеркало, чтобы Фрида Кало могла видеть себя. Она начала с автопортретов. Я пишу себя, потому что много времени провожу в одиночестве и потому что являюсь той темой, которую знаю лучше всего.

В 1929 году Фрида Кало поступает в Национальный институт Мексики. За год, проведенный почти в полной неподвижности, Кало всерьез увлеклась живописью. Снова начав ходить, посещала художественную школу и в 1928 году вступила в компартию. Ее работы высоко оценил уже знаменитый к тому времени художник-коммунист Диего Ривера.

В 22 года Фрида Кало вышла за него замуж. Их семейная жизнь бурлила страстями. Они не всегда могли быть вместе, но никогда — врозь. Их связывали отношения - страстные, одержимые и порой мучительные. Древний мудрец сказал о подобных отношениях: Ни с тобой, ни без тебя жить невозможно. Романтическим ореолом овеяны отношения Фриды Кало с Троцким. Мексиканская художница восхищалась трибуном русской революции, тяжело переживала его высылку из СССР и была счастлива, что благодаря Диего Ривере он нашел в Мехико приют. Больше всего в жизни Фрида Кало любила саму жизнь — и это магнитом притягивало к ней мужчин и женщин. Несмотря на мучительные физические страдания, она могла развлекаться от души и широко кутить. Но поврежденный позвоночник постоянно напоминал о себе. Периодически Фриде Кало приходилось ложиться в госпиталь, чуть ли не постоянно носить специальные корсеты. В 1950 году ей сделали 7 операций на позвоночнике, 9 месяцев она провела на больничной койке, после чего могла передвигаться только в инвалидной коляске.

В 1952 году Фриде Кало ампутировали до колена правую ногу. В 1953 году в Мехико проходит первая персональная выставка Фриды Кало. Ни на одном автопортрете Фрида Кало не улыбается: серьезное, даже скорбное лицо, сросшиеся густые брови, чуть заметные усики над плотно сжатыми чувственными губами. Идеи её картин зашифрованы в деталях, фоне, фигурах, появляющихся рядом с Фридой. Символика Кало опирается на национальные традиции и тесно связана с индейской мифологией доиспанского периода. Фрида Кало блестяще знала историю своей родины. Множество подлинных памятников древней культуры, которые Диего Ривера и Фрида Кало собирали всю жизнь, находится в саду Голубого дома (дома-музея). Фрида Кало умерла от воспаления легких, через неделю после того, как отметила свое 47-летие, 13 июля 1954 года. Прощание с Фридой Кало проходило в Бельяс Артес — Дворце изящных искусств. В последний путь Фриду вместе с Диего Риверой провожали президент Мексики Ласаро Карденас, художники, писатели — Сикейрос, Эмма Уртадо, Виктор Мануэль Вильясеньор и другие известные деятели Мексики.

Сохранить

artchallenge.ru


Смотрите также