Конспект урока литературного чтения в 1 классе УМК ПНШ по теме: "Попугай". Текст. Живые и неживые предметы. Попугай текст живые и неживые предметы


Конспект урока литературного чтения в 1 классе УМК ПНШ по теме: "Попугай". Текст. Живые и неживые предметы.

Урок обучение грамоте (чтение )

Тема урока: «ПОПУГАЙ».ТЕКСТ. ЖИВЫЕ И НЕЖИВЫЕ ПРЕДМЕТЫ

Цели деятельности педагога: создать условия для ознакомления со структурными единицами (элементами) графической системы печатных букв: полосками в форме полуовалов; закрепления наглядно-образного представления о содержании и структуре текста, о словах-предметах; учить определять одушевленные и неодушевленные слова-предметы; развивать внимание, память, речь; воспитывать интерес к чтению.

Планируемые результаты:

Предметные УУД: слушают (аудирование) текст сказки; соотносят иллюстрации с частями текста; пересказывают содержание сказки; имеют представление о тексте как определенной последовательности предложений и слов, связанных между собой по смыслу и интонационно и выражающих относительно законченное сообщение, о предложении как высказывании, которое содержит сообщение о чем-либо и рассчитано на слуховое или зрительное восприятие.

Оборудование: элементы-шаблоны печатных букв; стихотворение Г. Новицкой «Тропиночка дождей!»; лото «Инструменты» с загадками и картинками.

Ход урока

I. Организационный момент.

Беседа о правилах подготовки рабочего места и поведения на уроке.

Регулятивные УУД: организовывают рабочее место под руководством учителя; определяют цель выполнения заданий на уроке.

Личностные УУД: понимают важность нового социального статуса «ученик», внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе и принятие образа «хорошего ученика», ориентируются в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей (на уровне, соответствующем возрасту)*.

II. Сообщение темы урока.

Познавательные УУД: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, делают умозаключения и выводы в словесной форме.

– Отгадайте загадку:

Прилетел из жарких стран

Разноцветный … (попугай).

– Сегодня на уроке будем работать с текстом, который называется «Попугай».

III. Беседа по иллюстрации в учебнике.

Коммуникативные УУД: участвуют в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях, отвечают на вопросы учителя, товарищей по классу.

– Где происходит действие?

– Кто изображен на картинке? Опишите попугая. Где он сидит? Почему?

– Опишите кота. Какой у него характер? (Хитрый кот.)

– Как вы определили, что кот хитрый? (Он прищурил один глаз.)

– Составьте рассказ по данной иллюстрации. Озаглавьте рассказ.

IV. Работа по соотнесению рассказа с его графической моделью.

Познавательные УУД: моделируют различные языковые единицы (слово, предложение), используют на доступном уровне логические приемы мышления (анализ, сравнение, классификацию, обобщение).

– Покажите «дом», в котором «поселим» текст о попугае.

– Покажите заголовок в данной схеме-модели.

– Сосчитайте, сколько предложений в этом «доме-тексте».

Учитель читает рассказ «Попугай».

– Что значит выражение «полакомиться Кешкой»?

– Почему кот Васька мечтает об этом?

– Можно ли по-другому назвать рассказ? Как? («Хитрый кот Васька».)

Учитель читает рассказ второй раз в замедленном темпе, чтобы учащиеся смогли «расселить» предложения в «домике-тексте».

Чтобы сформировать у обучающихся представление о необходимости соблюдения определенной последовательности предложений в тексте, можно предложить им поставить четвертое предложение на второе место и воспроизвести новую комбинацию предложений. (Данное задание вызовет смех в классе. Получается, что попугай Кешка мечтает сам собой полакомиться.)

Физминутка.

Учащиеся выполняют упражнения за учителем.

У опушки Филин: – У-ух!

Две старушки Филин: – У-ух!

Брали грузди У старушек замер дух.

И волнушки. Жутко!

Личностные УУД: имеют установку на здоровый образ жизни.

ПТИЧКИ

Птички в гнездышке сидят

И на улицу глядят.

Погулять они хотят

И тихонько все летят.

V. Закрепление представления о словах-предметах.

Коммуникативные УУД: выражают свои мысли с полнотой и точностью в соответствии с возрастом, проявляют терпимость к другим мнениям, учитывают их в совместной работе.

– Из чего состоят предложения? (Из слов.)

– Что могут называть слова? (Предметы.)

– Приведите примеры слов-предметов.

– Назовите слова-предметы, изображенные на странице. (Тарелка, чашка, чайник.)

– Как можно назвать одним словом эти предметы? (Посуда.)

– Покажите слово «посуда». (Это нижний прямоугольник.)

– А теперь покажите не рисунки, а схемы слов: тарелка, чашка, чайник. (Розовые прямоугольники под рисунками.)

– Какие это предметы? (Эти слова обозначают неживые предметы.)

Познавательные УУД: анализируют объекты с целью выделения признаков (существенных, несущественных), осуществляют синтез – составляют целое из частей, в том числе самостоятельно достраивают с восполнением недостающих компонентов, осуществляют выбор оснований и критериев для сравнения, классификацию объектов, подведение под понятие, выведение следствий.

Учитель читает загадки. Учащиеся их отгадывают, показывают условное обозначение слов-отгадок – розовый прямоугольник.

Колун колол, колол, колол. Ломает толстый лед,

Колун полено расколол. Ломать не устает.

(Топор.) (Лом.)

Стучал, стучал, Сверху дыра, снизу дыра,

Гвозди в доску загонял, А посередине – огонь да вода.

Колотил он с толком – (Самовар.)

Получилась полка.

(Молоток.)

Новая посудина, а вся в дырах. Сама не ем, а людей кормлю.

(Сито, решето.) (Ложка.)

– Возьмите в руку шаблон розового цвета и назовите несколько слов, обозначающих окружающие предметы.

Физминутка

Лучшие качели – гибкие лианы.

Это с колыбели знают обезьяны.

Кто весь век качается, да-да-да!

Тот не огорчается никогда!

VI. Работа с элементами-шаблонами печатных букв.

Познавательные УУД: моделируют различные языковые единицы (слово, предложение), используют на доступном уровне логические приемы мышления (анализ, сравнение, классификацию, обобщение).

Учащиеся выполняют сравнение полуовальных полосок (полуовалов) № 15, 16, 18, 20 по размеру путем наложения. названия полосок: № 15 – целая (большая), № 16 – половинная, № 18 – четвертная (четвертушка). Подсчет количества полуовальных полосок (№ 15) – одна; половинных (№ 16, 17) – две; четвертных (№ 18, 19) – две; восьмых, или восьмушек (№ 20), – одна.

VII. Чтение и разучивание стихотворения наизусть.

ТРОПИНОЧКА ДОЖДЕЙ!

Ах, радуга, ах, радуга –

Тропиночка дождей!

Она, как песня, радует

И взрослых и детей!

Нарядная скакалочка

Над каждой головой.

И прыгает от радости

Зеленый шар земной!

Г. Новицкая

– Назовите слова-предметы из стихотворения «Тропиночка дождей!».

VIII. Итог урока.

Регулятивные УУД: оценивают результат своей работы на уроке.

Коммуникативные УУД: слушают и вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении.

– Из чего состоит наша речь? Из чего состоит предложение?

– Как мы будем обозначать слова-предметы?

kopilkaurokov.ru

«ПОПУГАЙ». ТЕКСТ. ЖИВЫЕ И НЕЖИВЫЕ ПРЕДМЕТЫ. пнш 1 класс

Тема: «ПОПУГАЙ». ТЕКСТ. ЖИВЫЕ И НЕЖИВЫЕ ПРЕДМЕТЫ.

Ц е л и : продолжить знакомство учащихся со структурными единицами (элементами)

графической системы печатных букв: полосками в форме полуовалов; закреплять наглядно-образное представление детей о содержании и структуре текста, о словах-предметах; учить определять одушевленные и неодушевленные слова-предметы; развивать внимание, память, речь;

воспитывать интерес к чтению.

Регулятивные УУД: осуществлять контроль по результату в отношении многократно повторяемых действий с опорой на образец выполнения;

совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

Познавательные УУД: понимать значение речи в жизни каждого человека и общества.

Коммуникативные УУД: рассуждать и анализировать название литературного произведения.

Личностные УУД: понимание важности нового социального статуса «ученик»; проявление положительного отношения к школе и принятие образа «хорошего ученика»; ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как

собственных, так и окружающих людей (на уровне, соответствующем возрасту)

О б о р у д о в а н и е : элементы-шаблоны печатных букв; стихотворение Г. Новицкой

«Тропиночка дождей!»; лото «Инструменты» с представленными загадками и картинками.

Х о д у р о к а

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы урока.

– Отгадайте загадку:

Прилетел из жарких стран Разноцветный … (попугай).

– Сегодня на уроке будем работать с текстом, который называется «Попугай».

III. Беседа по иллюстрации в учебнике.

– Где происходит действие? – Кто изображен на картинке?

– Опишите попугая. Где он сидит? Почему?

– Опишите кота. Какой у него характер? (Хитрый кот.)

– Как вы определили, что кот хитрый? (Он прищурил один глаз.)

– Составьте рассказ по данной иллюстрации. – Озаглавьте свой рассказ.

IV. Работа по соотнесению рассказа с его графической моделью.

Учитель предлагает учащимся показать «дом», в котором мы «поселим» текст о попугае.

– Покажите заголовок в данной схеме-модели.

– Сосчитайте, сколько предложений в этом «доме-тексте».

Далее учитель читает рассказ «Попугай».

– Что значит выражение «полакомиться Кешкой»?

– Почему кот Васька мечтает об этом?

– Можно ли по-другому назвать рассказ? Как? («Хитрый кот Васька».)

Затем учитель читает второй раз рассказ в замедленном темпе, чтобы дети смогли

«расселить» предложения в «домике-тексте».

Чтобы сформировать у обучающихся представление о необходимости соблюдения

определенной последовательности предложений в тексте, можно предложить им поставить

четвертое предложение на второе место и воспроизвести новую комбинацию предложений.

(Данное задание вызовет смех в классе. Получается, что попугай Кешка мечтает сам собой

полакомиться.)

Ф и з к у л ь т м и н у т к а

ПТИЧКИ

Птички в гнездышке сидят

И на улицу глядят.

Погулять они хотят

И тихонько все летят.

V. Закрепление представления о словах-предметах.

– Из чего состоят предложения? (Из слов.)

– Что могут называть слова? (Предметы.)

– Приведите примеры слов-предметов.

– Назовите слова-предметы, изображенные на странице. (Тарелка, чашка, чайник.)

– Как можно назвать одним словом эти предметы? (Посуда.)

– Покажите слово «посуда». (Это нижний прямоугольник.)– А теперь покажите не рисунки, а схемы слов «тарелка», «чашка», «чайник».

Учащиеся показывают на розовые прямоугольники под рисунками.

– Какие это предметы? (Эти слова обозначают неживые предметы.)

Далее учитель читает загадки. Учащиеся их отгадывают, показывают условное обозначение

слов-отгадок – розовый прямоугольник.

Колун колол,

Колол, колол.

Колун полено расколол.

(Топор.)

Ломает толстый лед,

Ломать не устает.

(Лом.)

Стучал, стучал,

Гвозди в доску загонял,

Колотил он с толком –

Получилась полка.

(Молоток.)

Сверху дыра,

Снизу дыра,

А посередине –

Огонь да вода.

(Самовар.)

Новая посудина,

А вся в дырах.

(Сито, решето.)

Сама не ем,

А людей кормлю.

(Ложка.)

– Возьмите в руку шаблон розового цвета и назовите несколько слов, обозначающих

окружающие предметы.

Ф и з к у л ь т м и н у т к а

VI. Работа с элементами-шаблонами печатных букв.

Учащиеся выполняют сравнение полуовальных полосок (полуовалов) № 15, 16, 18, 20 по

размеру путем наложения. Названия полосок: № 15 – целая (большая), № 16 – половинная, № 18 –

четвертная (четвертушка). Подсчет количества полуовальных полосок (№ 15) – одна;

половинных (№ 16, 17) – две; четвертных (№ 18, 19) – две; восьмых, или восьмушек (№ 20), –

одна.

VII. Чтение и разучивание стихотворения наизусть.

ТРОПИНОЧКА ДОЖДЕЙ!

Ах, радуга,

Ах, радуга –

Тропиночка дождей!

Она, как песня, радует

И взрослых и детей!

Нарядная

скакалочка

Над каждой

головой.

И прыгает от

радости

Зеленый шар

земной!

Г. Новицкая

– Назовите слова-предметы из стихотворения «Тропиночка дождей!».

VIII. Итог урока.

– Из чего состоит наша речь?

– Из чего состоит предложение?

– Как мы будем обозначать слова-предметы?

multiurok.ru

«ПОПУГАЙ». ТЕКСТ. ЖИВЫЕ И НЕЖИВЫЕ ПРЕДМЕТЫ. пнш 1 класс

Тема: «ПОПУГАЙ». ТЕКСТ. ЖИВЫЕ И НЕЖИВЫЕ ПРЕДМЕТЫ.

Ц е л и : продолжить знакомство учащихся со структурными единицами (элементами)

графической системы печатных букв: полосками в форме полуовалов; закреплять наглядно-образное представление детей о содержании и структуре текста, о словах-предметах; учить определять одушевленные и неодушевленные слова-предметы; развивать внимание, память, речь;

воспитывать интерес к чтению.

Регулятивные УУД: осуществлять контроль по результату в отношении многократно повторяемых действий с опорой на образец выполнения;

совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

Познавательные УУД: понимать значение речи в жизни каждого человека и общества.

Коммуникативные УУД: рассуждать и анализировать название литературного произведения.

Личностные УУД: понимание важности нового социального статуса «ученик»; проявление положительного отношения к школе и принятие образа «хорошего ученика»; ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как

собственных, так и окружающих людей (на уровне, соответствующем возрасту)

О б о р у д о в а н и е : элементы-шаблоны печатных букв; стихотворение Г. Новицкой

«Тропиночка дождей!»; лото «Инструменты» с представленными загадками и картинками.

Х о д у р о к а

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы урока.

– Отгадайте загадку:

Прилетел из жарких стран Разноцветный … (попугай).

– Сегодня на уроке будем работать с текстом, который называется «Попугай».

III. Беседа по иллюстрации в учебнике.

– Где происходит действие? – Кто изображен на картинке?

– Опишите попугая. Где он сидит? Почему?

– Опишите кота. Какой у него характер? (Хитрый кот.)

– Как вы определили, что кот хитрый? (Он прищурил один глаз.)

– Составьте рассказ по данной иллюстрации. – Озаглавьте свой рассказ.

IV. Работа по соотнесению рассказа с его графической моделью.

Учитель предлагает учащимся показать «дом», в котором мы «поселим» текст о попугае.

– Покажите заголовок в данной схеме-модели.

– Сосчитайте, сколько предложений в этом «доме-тексте».

Далее учитель читает рассказ «Попугай».

– Что значит выражение «полакомиться Кешкой»?

– Почему кот Васька мечтает об этом?

– Можно ли по-другому назвать рассказ? Как? («Хитрый кот Васька».)

Затем учитель читает второй раз рассказ в замедленном темпе, чтобы дети смогли

«расселить» предложения в «домике-тексте».

Чтобы сформировать у обучающихся представление о необходимости соблюдения

определенной последовательности предложений в тексте, можно предложить им поставить

четвертое предложение на второе место и воспроизвести новую комбинацию предложений.

(Данное задание вызовет смех в классе. Получается, что попугай Кешка мечтает сам собой

полакомиться.)

Ф и з к у л ь т м и н у т к а

ПТИЧКИ

Птички в гнездышке сидят

И на улицу глядят.

Погулять они хотят

И тихонько все летят.

V. Закрепление представления о словах-предметах.

– Из чего состоят предложения? (Из слов.)

– Что могут называть слова? (Предметы.)

– Приведите примеры слов-предметов.

– Назовите слова-предметы, изображенные на странице. (Тарелка, чашка, чайник.)

– Как можно назвать одним словом эти предметы? (Посуда.)

– Покажите слово «посуда». (Это нижний прямоугольник.)– А теперь покажите не рисунки, а схемы слов «тарелка», «чашка», «чайник».

Учащиеся показывают на розовые прямоугольники под рисунками.

– Какие это предметы? (Эти слова обозначают неживые предметы.)

Далее учитель читает загадки. Учащиеся их отгадывают, показывают условное обозначение

слов-отгадок – розовый прямоугольник.

Колун колол,

Колол, колол.

Колун полено расколол.

(Топор.)

Ломает толстый лед,

Ломать не устает.

(Лом.)

Стучал, стучал,

Гвозди в доску загонял,

Колотил он с толком –

Получилась полка.

(Молоток.)

Сверху дыра,

Снизу дыра,

А посередине –

Огонь да вода.

(Самовар.)

Новая посудина,

А вся в дырах.

(Сито, решето.)

Сама не ем,

А людей кормлю.

(Ложка.)

– Возьмите в руку шаблон розового цвета и назовите несколько слов, обозначающих

окружающие предметы.

Ф и з к у л ь т м и н у т к а

VI. Работа с элементами-шаблонами печатных букв.

Учащиеся выполняют сравнение полуовальных полосок (полуовалов) № 15, 16, 18, 20 по

размеру путем наложения. Названия полосок: № 15 – целая (большая), № 16 – половинная, № 18 –

четвертная (четвертушка). Подсчет количества полуовальных полосок (№ 15) – одна;

половинных (№ 16, 17) – две; четвертных (№ 18, 19) – две; восьмых, или восьмушек (№ 20), –

одна.

VII. Чтение и разучивание стихотворения наизусть.

ТРОПИНОЧКА ДОЖДЕЙ!

Ах, радуга,

Ах, радуга –

Тропиночка дождей!

Она, как песня, радует

И взрослых и детей!

Нарядная

скакалочка

Над каждой

головой.

И прыгает от

радости

Зеленый шар

земной!

Г. Новицкая

– Назовите слова-предметы из стихотворения «Тропиночка дождей!».

VIII. Итог урока.

– Из чего состоит наша речь?

– Из чего состоит предложение?

– Как мы будем обозначать слова-предметы?

multiurok.ru

«Попугай». Текст. Живые и неживые предметы.

Конспект урока литературного чтения в 1 «а» классе

УМК: «Школа России»

Тема урока: «Попугай». Текст. Живые и неживые предметы.

Цель: создать благоприятные условия для воспитания бережного отношения к природе и братьям нашим меньшим,через закрепления наглядно-образного представления о содержании и структуре текста, о словах-предметах.

Задачи урока:

Образовательные: способствовать формированию навыка определять одушевленные и неодушевленные слова-предметы.

Развивающие: способствовать развитию артикуляционной моторики, фонематического слуха детей; связной речи, логического мышления, произвольного внимания, памяти, воображения.

Воспитательные:

-средствами учебного занятия воспитывать культуру учебного труда, культуру общения в классе(коллективе).

- воспитывать бережное отношение к природе и братьям нашим меньшим,через закрепления наглядно-образного представления о содержании и структуре текста, о словах-предметах.

Планируемые УУД:

Личностные:развитие бережного отношения к природе и братьям нашим меньшим.

Здоровьесберегающие: соблюдение СанПиН, гигиенических условий в кабинете, чередование видов деятельности, применение методов, способствующих активизации учебной деятельности обучающихся, создание положительного эмоционального микроклимата (позитивного психического и эмоционального микроклимата), применение на уроке ТСО и ИКТ в соответствии с гигиеническими нормами, проведение гимнастики для глаз, для мелкой моторики пальцев кисти руки.

Метапредметные:

формирование коммуникативных универсальных учебных действий:

- умения слушать и вступать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях, отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу.

- умение понимать обращённую речь, следовать инструкциям, отвечать на вопросы;

- умение адекватно реагировать на замечания учителя.

формирование регулятивных универсальных учебных действий:

- умение выполнять учебные действия: ставить цель, составлять план работы, осуществлять оценку результативности;

- умение самостоятельно планировать и выполнять свои действия на знакомом учебном материале;

- умение выполнять действия в сотрудничестве с учителем по предложенному плану;

-умение самостоятельно выполнять план действий по решению учебной задачи изученного вида.

формирование познавательных универсальных учебных действий:

- умение установленияпричинно - следственных связей, представление цепочек объектов и явлений;

-умение построения логической цепочки рассуждений;

- умение выдвижения гипотез и их обоснование;

- расширение словарного запаса.

Предметные:

- совершенствовать культуру речи, обогащать словарный запас;

- формировать навык сознательного, правильного, слогового чтения.

Тип урока: закрепление ранее открытых учебных умений и действий.

Основные образовательныересурсыурока: компьютер и проектор, мультимедийная презентация, стихотворение Г. Новицкой «Тропиночка дождей!»;

Ход урока:

I. Организационный этап

Приветствие.

1. Здравствуйте, ребята! Меня зовут Виталина Сергеевна, и сегодня урок обучения грамоте проведу у вас я.

2. Проверка готовности.

- Посмотрите наличие на столе:«Азбука», дневник, наборное полотно.

3. Мотивация к учебной деятельности.

– Отгадайте загадку:

Прилетел из жарких стран

Разноцветный … (попугай).

– Сегодня на уроке будем работать с текстом, который называется «Попугай».(слайд 1)

II. Актуализация умений и знаний.

1)Проверка пройденного материала.

– Где происходит действие?

– Кто изображен на картинке? Опишите попугая. Где он сидит? Почему?

– Опишите кота. Какой у него характер? (Хитрый кот.)

– Как вы определили, что кот хитрый? (Он прищурил один глаз.)

– Составьте рассказ по данной иллюстрации. Озаглавьте рассказ.

2)Анализ учебной деятельности (безотметочная система оценивания, комментарий)

физкультминутка

ПТИЧКИ

Птички в гнездышке сидят

И на улицу глядят.

Погулять они хотят

И тихонько все летят.

III. Открытие новой темы. Целеполагание.

1) – Покажите «дом», в котором «поселим» текст о попугае.

– Покажите заголовок в данной схеме-модели.(слайд 2)

– Сосчитайте, сколько предложений в этом «доме-тексте».

Учитель читает рассказ «Попугай».

– Что значит выражение «полакомиться Кешкой»?

– Почему кот Васька мечтает об этом?

– Можно ли по-другому назвать рассказ? Как? («Хитрый кот Васька».)

Читаю рассказ второй раз в замедленном темпе, чтобы учащиеся смогли «расселить» предложения в «домике-тексте».

Чтобы сформировать у обучающихся представление о необходимости соблюдения определенной последовательности предложений в тексте, можно предложить им поставить четвертое предложение на второе место и воспроизвести новую комбинацию предложений. (Данное задание вызовет смех в классе. Получается, что попугай Кешка мечтает сам собой полакомиться.)

2)Речевая разминка:

Читаем столбики, написанные на доске, хором. Первый раз читаем столбик медленно, четко проговариваем звуки и обращаем внимание на мягкость согласных, второй раз – быстрее, а в третий раз – быстро, двигаясь по столбику сначала вниз, а затем – вверх. Потом переходим к следующему столбику. Что обозначает буква ё в каждой позиции? (в начале слова и после гласной- два звука, после согласного-мягкость).(Слайд 3)

ТЁ   

  НОС – НЁС  

  ГРЁ   

ВЁ

ВОЗ – ВЁЗ

ЗЛЁ

НЁ

РОВ – РЁВ

СВЁ

СЁ

МОД – МЁД

ПЛЁ

РЁ

ВОЛ – ВЁЛ

ГНЁ

ЛЁ

МОЛ – МЁЛ

ЗВЁ

IV.Физкультминутка:

«Мостик»Закрываем мы глаза, вот какие чудеса (Закрывают оба глаза)Наши глазки отдыхают, упражненья выполняют (Продолжают стоять с закрытыми глазами)А теперь мы их откроем, через речку мост построим. (Открывают глаза, взглядом рисуют мост)Нарисуем букву «О», получается легко (Глазами рисуют букву «О»)Вверх поднимем, глянем вниз (Глаза поднимают вверх, опускают вниз)Вправо, влево повернем (Глазами двигают вправо-влево)Заниматься вновь начнем. (Глазами смотрят вверх-вниз)

V. Открытие новых умений, знаний.

– Из чего состоят предложения? (Из слов.)(слайд 4)

– Что могут называть слова? (Предметы.)( слайд 5)

– Приведите примеры слов-предметов.

– Назовите слова-предметы, изображенные на странице. (Тарелка, чашка, чайник.) ( слайд 6)

– Как можно назвать одним словом эти предметы? (Посуда.)

– Покажите слово «посуда». (Это нижний прямоугольник.)

– А теперь покажите не рисунки, а схемы слов: тарелка, чашка, чайник. (Розовые прямоугольники под рисунками.)

– Какие это предметы? (Эти слова обозначают неживые предметы.)

Учитель читает загадки. Учащиеся их отгадывают, показывают условное обозначение слов-отгадок – розовый прямоугольник.

Колун колол, колол, колол. Ломает толстый лед,

Колун полено расколол. Ломать не устает.

(Топор.) (Лом.) ( слайд 7)

Стучал, стучал, Сверху дыра, снизу дыра,

Гвозди в доску загонял, А посередине – огонь да вода.

Колотил он с толком – (Самовар.) ( слайд 8)

Получилась полка.

(Молоток.) ( слайд 9)

Новая посудина, а вся в дырах. Сама не ем, а людей кормлю.

(Сито, решето.) (Ложка.) ( слайд 10)

– Возьмите в руку шаблон розового цвета и назовите несколько слов, обозначающих окружающие предметы.

Скорочтение:

ТРОПИНОЧКА ДОЖДЕЙ!

Ах, радуга, ах, радуга –

Тропиночка дождей!

Она, как песня, радует

И взрослых и детей!

Нарядная скакалочка

Над каждой головой.

И прыгает от радости

Зеленый шар земной!

Г. Новицкая

– Назовите слова-предметы из стихотворения «Тропиночка дождей!». ( слайд 11)

VI. Подведение итогов урока. Рефлексия

– Вот и подходит к концу урок. Повторим, с чем мы сегодня познакомились?

– Из чего состоит наша речь? Из чего состоит предложение?

– Как мы будем обозначать слова-предметы?

VII. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

multiurok.ru

"Доброе дело".Слова -предметы.Живые и неживые предметы.Урок чтения 1класс

Урок 5«ДОБРОЕ ДЕЛО». СЛОВА-ПРЕДМЕТЫ. ЖИВЫЕ И НЕЖИВЫЕ ПРЕДМЕТЫ

Цели: сформировать у учащихся на основе графической модели текста элементарное образное представление о тексте как «о доме, в котором живут и дружат» предложения; показать, что предложения состоят из слов, которые фиксируются с помощью коротких прямоугольников и коротких шаблонов-фишек; сформировать у детей первичные представления о словах-предметах; раскрыть смысл условных обозначений («раскрытая книга» и «конверт»).

Оборудование: шаблон длинной прямоугольной полоски, поделенной на три части; короткий прямоугольный шаблон, окрашенный с одной стороны в розовый цвет; сказка В. Берестова «Аист и соловей».

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы урока.

– Отгадайте загадку:

На шесте – дворец,

Во дворце – певец,

А зовут его … (скворец).

– Как называют домик для скворцов?

– Кто строит скворечники?

– Как можно назвать людей, которые строят скворечники, заботятся о птицах? Какое это дело – доброе или злое?

– Сегодня на уроке будем слушать текст «Доброе дело».

III. Беседа по иллюстрации в учебнике.

– Какое время года изображено? (Весна.)

– Почему вы так решили? (На дереве и кустарнике зеленые листья. Небо голубое. Прилетели скворцы. Мальчик делает скворечник.)

– Составьте рассказ про мальчика, используя данную иллюстрацию.

IV. Работа по формированию представления о тексте.

Учитель знакомит учащихся с графической моделью текста («дом, в котором живут и дружат предложения»), значащих слов (в частности, слов-предметов).

Далее учитель читает первый раз текст.

Вопросы:

– Почему рассказ называется «Доброе дело»?

– Как зовут мальчика?

– Что делает Дима?

– Кто будет жить в скворечнике?

– Кто появится у скворцов?

– Рассмотрите схему-модель текста «Доброе дело».

– Покажите «крышу» этого текста.

– Покажите предложение-заголовок, то есть название рассказа в схеме-модели.

– Определите число предложений в этом тексте.

– Выделите (и покажите) «стенку» (начало предложения), «пол» (горизонтальную прямую линию) и «замочек» (точку в конце первого, второго и третьего предложений).

Затем учитель медленно читает рассказ второй раз, а учащиеся показывают их на графической модели текста, то есть «переселяют» заголовок рассказа и его предложения в «дом».

hello_html_m75e7d057.pngФизкультминутка

Учащиеся выполняют упражнения за учителем.

ПТИЧЬЯ ЗАРЯДКА

Петушок стоит на ножке

И клюет в саду горошки (стоят на одной ноге, руками изображают, как петушок клюет).

- Ой, устала ножка,

Похожу немножко (ходьба на месте; то же другой ногой).

Влево ножку, вправо ножку

Индюк пляшет под гармошку.

То присядет, то привстанет

И нисколько не устанет (движения по тексту).

V. Формирование представления о словах.

– Из чего состоит предложение?

– Повторите первое предложение рассказа «Доброе дело» и выложите перед собой полоску-шаблон.

– Определите, сколько слов в этом предложении. (Три слова.)

– Разрежьте полоску на три части.

hello_html_166374a7.png

Учитель выполняет схему на доске.

hello_html_6a69ae74.png.

– Покажите первое слово, второе и третье слово в этом предложении.

– Слова могут обозначать предметы.

– Назовите предметы, изображенные в нижней части страницы. (Воробей, снегирь, синица.)

– Покажите их условное графическое обозначение (розовый прямоугольник) на странице.

– Положите перед собой на столе прямоугольник, который обозначает слово-предмет.

– Как можно назвать одним словом воробья, снегиря и синицу?(Птицы.)

– Покажите это слово на странице и обозначьте шаблоном.

– Определите: эти предметы живые или неживые?

– Каких еще птиц вы знаете?

Учитель читает загадки, учащиеся отгадывают их и показывают условное обозначение «слово-предмет» – прямоугольник розового цвета.

Кто на елке, на суку

Счет ведет: «Ку-ку… Ку-ку!»

(Кукушка.)

Плотник острым долотом

Строит дом с одним окном.

(Дятел.)

Днем спит,

Ночью летает.

(Сова.)

Верещунья, белобока,

А зовут ее … (сорока).

Вывод: слова-предметы отвечают на вопросы кто? или что? Одушевленные предметы отвечают на вопрос кто?, а неодушевленные – на вопрос что?

hello_html_m75e7d057.pngФизкультминутка на слайде

«Птицы – наши друзья»

VI. Чтение и анализ сказки В. Берестова.

АИСТ И СОЛОВЕЙ

...Было время, когда птицы не умели петь. И вдруг они узнали, что в одной далекой стране живет старый, мудрый человек, который учит музыке. Тогда птицы послали к нему аиста и соловья проверить, так ли это.

Аист очень торопился. Ему не терпелось стать первым в мире музыкантом.

Он так спешил, что вбежал к мудрецу и даже в дверь не постучался, не поздоровался со стариком и изо всех сил крикнул ему прямо в ухо:

– Эй, старикан! Ну-ка, научи меня музыке!

Но мудрец решил сначала поучить его вежливости. Он вывел аиста за порог, постучал в дверь и сказал:

– Надо делать вот так.

– Всё ясно, – обрадовался аист. – Это и есть музыка? – и улетел, чтобы поскорее удивить мир своим искусством.

Соловей на своих маленьких крыльях прилетел позже. Он робко постучался в дверь, поздоровался, попросил прощения за беспокойство и сказал, что ему очень хочется учиться музыке.

Мудрецу понравилась приветливая птица. И он обучил соловья всему, что знал сам.

С тех пор скромный соловей стал лучшим в мире певцом.

А чудак аист умеет только стучать клювом. Да ещё хвалится и учит других птиц.

– Эй, слышите? Надо делать вот так, вот так! Это и есть настоящая музыка! Если не верите, спросите старого мудреца.

Вопросы.

– Кто из героев сказки вам понравился: аист или соловей? Почему?

– Кого называют мудрецом?

– Как вел себя соловей?

– Сравните поведение аиста и соловья.

– Чему учит это произведение?

VII. Итог урока.

– Что нового узнали на уроке?

– На какие вопросы отвечают слова-предметы?

– Каким условным знаком будем обозначать слова-предметы?

– Назовите автора сказки «Аист и соловей».

infourok.ru


Смотрите также