Фрида Кало. Гений, рождённый через боль. Я и мои попугаи фрида кало


мексиканские страсти Фриды Кало – Москва 24, 25.07.2016

Фрида Кало "Автопортрет с обезьянками", 1945

Пока многие московские музеи ушли на каникулы, а до нового выставочного сезона остается больше месяца, в DI Telegraph открылась мультимедийная выставка "Фрида Кало. Ожившие полотна", которая будет работать ежедневно. В новом материале рубрики "10 неизвестных" мы рассказываем о десяти произведениях этой художницы. Распечатывайте наш гид и смело отправляйтесь с ним на выставку.

Фрида Кало "Автопортрет на границе между Мексикой и Соединенными Штатами Америки", 1932

Фрида Кало "Автопортрет на границе между Мексикой и Соединенными Штатами Америки", 1932

Если бы в истории искусства не существовало Фриды Кало, то ее было бы необходимо изобрести: влияние этой художницы на мировую культуру переоценить практически невозможно. Женщина-художник из Южной Америки стала не только легендой феминизма, но и важной политической фигурой планетарного масштаба. Последняя выставка в Москве, где можно было увидеть ее работы, проходила 14 лет назад, и несмотря на то что на ней представлены не оригинальные произведения художницы, а мультимедийные, посмотреть ее нужно и важно. Фрида – не просто художник. Это культурный феномен.

Фрида Кало "Немного маленьких уколов", 1935

Фрида Кало "Немного маленьких уколов", 1935

Фрида Кало родилась утром 6 июня 1907 года в старом районе Мехико Койокане в семье немецкого эмигранта Гильермо Кало и мексиканки Матильды Кальдерон. Про себя она говорила: "В моей жизни было две аварии: одна – когда автобус врезался в трамвай, другая – это Диего". Диего Ривера – художник, первым заметивший талант юной художницы. Их история любви стала одним из главных романов XX века, а бурная совместная жизнь стала легендой. Именно под влиянием Диего сформировался уникальный живописный стиль Кало, в котором можно проследить отголоски итальянского и северного Возрождения, картин Боттичелли, а также культуры мексиканских аборигенов и искусства народов доколумбовой Америки.

Фрида Кало "Мои прародители. Мои родители и я", 1936

Фрида Кало "Мои прародители. Мои родители и я", 1936

17 сентября 1925 года Фрида Кало попала в ужасную автокатастрофу: автобус, на котором она ехала, столкнулся с трамваем. Вот как описал злополучную аварию первый возлюбленный Фриды Алехандро Ариас: "Трамвай медленно вдвигался в автобус. Автобус был на удивление податливым. Он вдавливался все больше и больше, но какие-то мгновения не ломался. Когда прочность автобуса дошла до предела, он разрушился на тысячи кусков, а трамвай продолжал двигаться. Было много жертв. Поручень сломался и пронзил Фриду на уровне таза". Это событие изменило всю жизнь девушки, ставшей впоследствии великой художницей.

Фрида Кало "Четыре жителя Мексики", 1938

Фрида Кало "Четыре жителя Мексики", 1938

О своем творчестве Кало писала: "Со времени несчастного случая я была одержима идеей изображать вещи такими, какими их видят мои глаза, и больше ничего… Раз несчастный случай изменил мой путь, то многое отвратило меня от исполнений желаний, которые остальными людьми расцениваются как нормальные, а для меня нет ничего более нормального, чем писать то, что не может быть исполнено". После аварии прикованная к постели Фрида не только занялась живописью, но и стала активно интересоваться политикой под влиянием ее окружения из мексиканского художественного авангардного движения. Кстати, эта картина на сегодняшний день остается одним из самых дорогих произведений Кало, проданных на аукционных торгах. В 1996 году на аукционе Sotheby's в Нью-Йорке ее купили за 882,5 тысяч долларов.

Фрида Кало "Девочка с посмертной маской. (Она играет в одиночестве)", 1938

Фрида Кало "Девочка с посмертной маской. (Она играет в одиночестве)", 1938

При всей своей авангардности Фрида Кало тесно связана с мексиканскими и южно-американскими традициями в искусстве. Маска-череп, изображенная на этой картине, является одним из главных атрибутов традиционного фестиваля Дня мертвых. Работы Фриды вообще полны загадок и странных, сюрреалистических образов, которые исследователи творчества связывают с концепциями психоанализа. И в Европе о Фриде узнали как о художнике сюрреализма: первую выставку в Париже ей организовал Андре Бретон, основоположник этого направления в живописи.

Фрида Кало "Две Фриды", 1939

Фрида Кало "Две Фриды", 1939

Фрида до безумия ревновала Диего Риверу ко всем его любовницам, и в 1939 году они официально развелись. Эта картина написана как раз после разрыва, который Фрида очень тяжело переживала. Две Фриды сидят бок о бок на плетеной скамейке и держатся за руки. Их соединяет кровеносная артерия. Левая Фрида держит в руках хирургический зажим, которым пережимает сосуд, идущий от ее сердца; истекающая из него кровь пачкает ее белоснежное платье. Правая сжимает в пальцах опущенный к ее лону миниатюрный портрет Диего в детстве. Но их отношения на этом не закончились: через год Фрида и Диего вновь сочетались браком.

Фрида Кало "Я и мои попугаи", 1941

Фрида Кало "Я и мои попугаи", 1941

Фрида и Диего были тесно связаны с политическими активистами и русскими коммунистами: еще в середине 1930-х они приютили в своем доме Льва Троцкого, бежавшего от сталинских репрессий. В своем дневнике Фрида писала: "Светское общество меня раздражает, – писала художница в дневнике, – и все эти богатые люди меня бесят, потому что я видела тысячи людей в самой страшной нищете, совершенно без еды, без жилья, это произвело на меня самое сильное впечатление. Как ужасно видеть богатеев, веселящихся день и ночь, когда тысячи и тысячи людей умирают от голода… Хотя мне очень интересно индустриальное развитие США, я нахожу, что американцы полностью лишены чувствительности и хорошего вкуса… Они живут словно в огромном курятнике, где очень грязно и неудобно. Дома похожи на духовки, а все удобства, о которых они говорят, – это миф."

Фрида Кало "Сломанная колонна", 1944

Фрида Кало "Сломанная колонна", 1944

Фрида написала огромное количество автопортретов. Одни были более реалистичными, другие – более символистскими. Она постоянна размышляла на тему своих отношений с Диего, с семьей и, конечно, вспоминала о той физической боли, которая сопровождала ее всю жизнь с момента аварии. Это и сделало ее картины неповторимыми. Она говорила: "Я пишу автопортреты, потому что так часто бываю в одиночестве, потому что я – человек, которого я знаю лучше всего".

Фрида Кало "Автопортрет. Дерево надежды", 1946

Фрида Кало "Автопортрет. Дерево надежды", 1946

С середины 1940-х годов здоровье Фриды постепенно ухудшалось. Постоянные хирургические вмешательства, лечение последствий той аварии, операции, исчерпали все жизненные силы ее организма. Лекарства, алкоголь и наркотики стали сказываться на ее живописной манере и на выборе сюжетов. Фрида Кало умерла 13 июля 1954 года от воспаления легких. Незадолго до смерти она оставила в своем дневнике последнюю запись: "Надеюсь, что уход будет удачным, и я больше не вернусь". Когда художницу кремировали Диего Ривера долго молча стоял у ее тела, пытаясь сохранить ее образ.

Фрида Кало "Живая природа", 1952

Фрида Кало "Живая природа", 1952

Сегодня Фрида Кало остается национальным героем и главной фигурой мексиканской культуры: в 2002 году Джулия Тэймор сняла фильм "Фрида" с Сальмой Хайек в главной роли, в 2005 году в лондонской галерее Tate прошла персональная выставка работ Кало, а в 2010 году Банк Мексики выпустил новую банкноту в мексиканских 500 песо, на одной стороне которой была изображена Фрида Кало и одна из ее картин, а на другой – Диего Ривера.

Ссылки по теме

www.m24.ru

Прекрасная Фрида Кало: lat_elenka

Фрида Кало (530x700, 137Kb)

Фрида Кало (исп. Magdalena Carmen Frida Kahlo y Calderón, 6 июля 1907, Койоакан — 13 июля 1954, там же) — мексиканская художница, жена Диего Риверы.Ее картины висят в Лувре и Музее современного искусства в Нью-Йорке. На творчество Фриды Кало очень сильно повлияло народное мексиканское искусство,где смешалась испанская и индейская культур.Коллекционировала старинные произведения прикладного искусства, даже в повседневной жизни носила национальные костюмы.Фрида родилась в Мехико в 1907. Она третья дочь Гулермо и Матильды Кало. Отец — фотограф, по происхождению — еврей, родом из Германии. Мать — испанка, рождённая в Америке. Фрида Кало в 6 лет заболела полиомелитом, после чего осталась хромота.

17 сентября 1925 года автомобиль, в котором Фрида ехала со своим школьным другом, столкнулся с трамваем. Сломанный железный прут токосъемника трамвая воткнулся ей в живот и вышел в паху. Раздроблена тазобедренная кость, в трех местах поврежден позвоночник, сломаны два бедра, нога. Чтобы не сойти с ума от скуки в больнице, Фрида попросила кисть и краски. Она писала автопортреты: «Я пишу себя, потому что много времени провожу в одиночестве и потому что являюсь той темой, которую знаю лучше всего».

Фрида Кало "Я и мои попугаи" 1941

"Фрида — деревянная нога" — жестоко дразнили ее сверстники. А она наперекор всем плавала, играла с мальчишками в футбол и даже занималась боксом. На ногу натягивала по 3–4 чулка, чтобы выглядела, как здоровая. Физический дефект помогали скрывать брюки, а после замужества — длинные национальные платья, какие до сих пор носят в штате Оахака и которые так нравились Диего. Впервые Фрида появилась в таком платье на их свадьбе, одолжив его у служанки.

9 (375x385, 36Kb)fridakahlo3 (360x430, 42Kb)

Ее муж - Диего Ривера - был старше ее на двадцать лет. Талантливый, темпераментный, с огромным животом - Ривера служил отличной мишенью для шуток: в Академии его прозвали Пузаном, а Максимилиан Волошин - «Добрым Людоедом». Между тем Диего пользовался большим успехом у женщин и был женат несколько раз. Первой его женой была русская художница из Петербурга Ангелина Белова, потом Ривера увлекся другой русской, а его мексиканских любовниц никто даже не считал. И вот в 42 года он женится на 22-летней Фриде Кало.

guide_rm4 (300x423, 31Kb)

В день свадьбы новобрачная появилась в длинном национальном платье, какие до сих пор носят в штате Оахака. Свадьба была по-богемному шумной: кутили весело, с разными милыми шутками, не очень-то церемонясь. Одна из бывших пассий Риверы при всех задрала невесте юбку и, показывая на ноги Фриды, пьяно кричала: «Вы только посмотрите, и вот на эти спички Диего променял мои восхитительные ноги»…

Больше всего в жизни Фрида любила саму жизнь — и это магнитом притягивало к ней мужчин и женщин. Несмотря на мучительные физические страдания, он искрилась юмором, могла хохотать до изнеможения, подшучивать над собой, развлекаться и от души кутить. И только взяв кисть, позволяла себе думать о неизбежном. Она мечтала о ребенке, но страшная травма не позволила ей иметь детей. Три беременности — а это был настоящий подвиг в ее положении — закончились трагично. И тогда она стала рисовать детей. Чаще всего — мертвых. Хотя большинство ее картин, натюрмортов, пейзажей пронизаны солнцем и светом.

0_14 (593x517, 83Kb)

Фрида была коммунисткой. Она вступила в мексиканскую компартию в 1928 году, но через год вышла из нее вслед за исключенным Диего Риверой. А через десять лет, верная своим идейным убеждениям, снова вступила в компартию. В ее доме на книжных полках стоят потрепанные, зачитанные до дыр тома Маркса, Ленина, работы Сталина, рядом — Зиновьев, изданный в 1943 году в Мехико, тут же — публицистика Гроссмана, посвященная Великой Отечественной войне, и совершенно неожиданная "Генетика в СССР". В спальне, в изголовье кровати, висят большие портреты основоположников марксизма-ленинизма и самых даровитых их последователей. В частности, Мао Цзедуна в красивой деревянной раме. увеличенная фотография, тоже в раме: Ленин выступает с трибуны на Красной площади перед уходящими на фронт красноармейцами. Инвалидная коляска стоит рядом с подрамником, на холсте незаконченный портрет Сталина. Вождь изображен суровым, с нахмуренными бровями, в белом парадном кителе, с одним золотистым маршальским погоном. Второй погон Фрида нарисовать не успела...

Поврежденный позвоночник постоянно напоминал о себе. Периодически Фриде Кало приходилось ложиться в госпиталь, чуть ли не постоянно носить специальные корсеты. В 1950 году ей сделали 7 операций на позвоночнике, 9 месяцев она провела на больничной койке. Теперь она может передвигаться только в инвалидной коляске. Через два года — новая трагедия: ей ампутируют до колена правую ногу. И как утешение — в том же, 1953, году проходит первая персональная выставка Фриды Кало. Она счастлива. Она, как всегда, смеется. И чуточку подтрунивает над собой. Вот, мол, какая я знаменитость. Не хуже Риверы...

А дома в крохотной спальне (ее трепетно берегут хранители "голубого дома") на потолке порхают большие яркие нарисованные бабочки — глядя на них, Фрида успокаивается, боли утихают, и она засыпает. Чтобы проснувшись, снова взяться за кисть.

frida-and-diego-21 (296x260, 18Kb)

Ни на одном автопортрете Фрида не улыбается: серьезное, даже скорбное лицо, сросшиеся густые брови, чуть заметные черные усики над плотно сжатыми чувственными губами. Идея ее картин зашифрована в деталях, фоне, фигурах, появляющихся рядом с Фридой. Символика художницы, говорят искусствоведы, опирается на национальные традиции, тесно связана с индейской мифологией доиспанского периода. Фрида Кало блестяще знала историю своей родины. Множество подлинных памятников древней культуры, которые Диего и Фрида собирали всю жизнь, находится сейчас в саду "голубого дома". Каменные идолы, такие же каменные животные схоронились под пальмами и кактусами. Тут и там выглядывают индейские маски. Здесь есть даже — редкость для иного этнографического музея — каменная плита с кольцом для игры в мяч — древняя и совсем небезобидная забава мексиканских индейцев: ведь капитан проигравшей команды приносился в жертву богам.

Аллея ведет к входу в Casa Azul (700x525, 93Kb)

Деталь патио во дворе Fridas Casa Azul (450x600, 58Kb)

Малая пирамида, построенная внутри двора La Casa Azul (700x525, 145Kb)Малая пирамида, построенная внутри двора La Casa Azul

Фрида Кало умерла от воспаления легких, через неделю после того, как отметила свое 47-летие, во вторник 13 июля 1954 года. На следующий день близкие собрали ее любимые украшения, в том числе старинное, еще доколумбовых времен, ожерелье, дешевенькие простые вещицы из морских ракушек, которые она особенно любила, и положили все это в серый гроб, установленный в "Бельяс Артес" — Дворце изящных искусств. Гроб накрыли черным покрывалом, который спускался до самого пола, усыпанного красными розами. Одноклассник Фриды Кало - Артуро Гарсиа Бустос, как и она, увлеченный революционными идеями, принес красное знамя с серпом и молотом в центре белой звезды и положил его на гроб. Возник скандал, который быстро замяли, убрав знамя. Рядом с Диего Риверой стояли бывший президент Мексики Ласаро Карденас, известные художники, писатели — Сикейрос, Эмма Уртадо, Виктор Мануэль Вильясеньор.frida kahlo_9 (671x671, 101Kb)

При подготовке материалов использованы следующие источники:http://gorod.tomsk.ru/index-1221371378.phpСтатья Александра Трушина, опубликованная на сайте http://www.explan.ru

Дети Picasso - Душечка

ЖИВОПИСЬ ФРИДЫ

Avtoportret 1922 (371x484, 34Kb)"Автопортрет " 1922

Автопортрет в бархатном платье, 1926 (529x700, 69Kb)"Автопортрет в бархатном платье" 1926

Мигель Н. Лира 1927 (463x700, 95Kb)"Мигель Н. Лира" 1927

Портрет Алисии Галант, 1927 (603x700, 93Kb)"Портрет Алисии Галант" 1927

Алехандро Гомес Ариас, 1928 (463x700, 70Kb)"Алехандро Гомес Ариас" 1928

Портрет Кристины, моей сестры 1928 (524x700, 121Kb)"Портрет Кристины, моей сестры" 1928

Автопортрет - Время летит, 1929 (541x700, 125Kb)"Автопортрет - Время летит" 1929

Автобус, 1929 (600x275, 46Kb)"Автобус" 1929

Портрет Вирджинии (Маленькая девочка) 1929 (505x700, 109Kb)"Портрет Вирджинии" (Маленькая девочка) 1929

Две женщины 1929 (516x700, 110Kb)"Две женщины" 1929

Лупа Марин 1929 (565x700, 146Kb)"Лупа Марин" 1929

Портрет женщины в белом, 1930 (469x700, 95Kb)"Портрет женщины в белом" 1930

Автопортрет 1930 (577x700, 114Kb)"Автопортрет" 1930

Лютер Бёрбанк, 1931 (501x700, 119Kb)"Лютер Бёрбанк" 1931

Автопортрет на границе Мексики и Соединенных Штатов Америки 1932 (597x516, 104Kb)"Автопортрет на границе Мексики и Соединенных Штатов Америки" 1932

Фрида в операционной 1932 (423x500, 55Kb)"Фрида в операционной" 1932

Госпиталь Генри Форда 1932 (700x564, 122Kb)"Больница Генри Форда" (Летающая кровать) 1932

Мое платье там или Нью-Йорк, 1933. Галерея Гувера (640x573, 158Kb)"Мое платье там или Нью-Йорк" 1933

Автопортрет. 1933 (570x700, 85Kb)"Автопортрет" 1933

A Few Small Nips, 1935 (700x560, 160Kb)"Всего-то несколько царапин!" 1935

Мои бабушки и дедушки, мои родители и я, 1936 (700x608, 173Kb)"Мои бабушки и дедушки, мои родители и я" 1936

Фуланг-Чанг и я 1937 (473x700, 113Kb)"Фуланг-Чанг и я" 1937

Портрет Диего Ривера 1937 (460x700, 78Kb)"Портрет Диего Ривера" 1937

Память (сердце) 1937 (432x700, 97Kb)"Память" (Сердце) 1937

Автопортрет(Посвящён Льву Троцкому) 1937 (547x700, 116Kb)"Автопортрет" (Посвящён Льву Троцкому) 1937

Моя сиделка и я 1937 (581x500, 86Kb)"Моя сиделка и я" 1937

Я и моя кукла 1937 (483x700, 81Kb)"Я и моя кукла" 1937

Плоды кактуса, 1938 (700x572, 144Kb)"Плоды кактуса" 1938

Фрукты Земли Fruits of the Earth, 1938 (700x478, 107Kb)"Фрукты Земли" (Fruits of the Earth) 1938

Девочка в маске смерти 1938 (515x700, 104Kb)"Девочка в маске смерти" 1938

Что мне дала вода 1938 (535x700, 148Kb)"Что мне дала вода" 1938

Питайя, 1938 (700x518, 171Kb)"Питайя" 1938

Автопортрет с обезьянкой 1938 (513x700, 117Kb)"Автопортрет с обезьянкой" 1938

Четыре жителя Мексики 1938 (616x396, 86Kb)"Четыре жителя Мексики" 1938

Две Фриды 1939 (696x700, 170Kb)"Две Фриды" 1939

Самоубийство Дороти Хейл 1939 (581x700, 119Kb)"Самоубийство Дороти Хейл" 1939

Две обнаженные в лесу 1939 (600x502, 105Kb)"Две обнаженные в лесу" 1939

Автопортрет Фриды Кало с терновым венцом и колибри 1940 (537x699, 107Kb)"Автопортрет Фриды Кало с терновым венцом и колибри" 1940

Сон (Кровать), 1940 (700x522, 142Kb)"Сон" (Кровать) 1940

Автопортрет посвященный Сигизмунду Файрстоуну 1940 (477x700, 102Kb)"Автопортрет посвященный Сигизмунду Файрстоуну" 1940

Автопортрет с обрезанными волосами, 1940 (430x700, 99Kb)"Автопортрет с обрезанными волосами" 1940

Автопортрет с косами 1941 (341x465, 35Kb)"Автопортрет с косами" 1941

Лука Мария, девочка из Теуакана, 1942 (575x700, 492Kb)"Лука Мария, девочка из Теуакана" 1942

Frida_Kalo_Avtoportret_s_obezyanami_1943_Kollekciya_Gelman_Mehiko Автопортрет с попугаями 1941 (349x465, 38Kb)" Автопортрет с обезьянами" 1943

Frida Kahlo -Думая о смерти thinking about death (480x590, 86Kb)"Думая о смерти" 1943

Автопортрет (Диего в мыслях) 1943 (535x700, 133Kb)"Автопортрет в образе Техуаны" 1940-1943

Сломанная колонна, 1944 (523x700, 135Kb)"Сломанная колонна" 1944

Портрет Наташи Гельман 1943 (377x500, 45Kb)"Портрет Наташи Гельман" 1943

Корни 1943 (700x418, 136Kb)"Корни" 1943

Фантазия 1944 (342x528, 39Kb)"Фантазия" 1944

Portrait of Dona Rosita Morillo, 1944 (534x700, 107Kb)"Portrait of Dona Rosita Morillo" 1944

Автопортрет 1945 (491x700, 110Kb)"Автопортрет" 1945

Моисей или Ядро сознания 1945 (555x452, 110Kb)"Моисей или Ядро сознания" 1945

Das K?ken, 1945 (566x700, 275Kb)"Цыпленок" 1945

Магнолии 1945 (600x433, 73Kb)"Магнолии" 1945

Без надежды 1945 (700x549, 132Kb)"Безнадежность" 1945

Дерево надежды, стой прямо!, 1946 (507x700, 117Kb)"Дерево надежды, стой прямо!" 1946

Маленькая лань 1946 (700x522, 162Kb)"Раненый олень" 1946

Автопортрет с распущенными волосами 1947 (520x700, 119Kb)"Автопортрет с распущенными волосами" 1947

Солнце и жизнь 1947 (600x476, 96Kb)"Солнце и жизнь" 1947

Автопортрет 1948 (413x528, 66Kb)"Автопортрет" 1948

Объятия вселенской любви 1949 (595x700, 142Kb)"Объятия вселенской любви" 1949

Дружеские объятия вселенной, Я и Синьйор Холотл 1949 (700x601, 125Kb)"Дружеские объятия вселенной, Я и Синьйор Холотл" 1949

Портрет моего отца, 1951 (356x465, 66Kb)"Портрет моего отца" 1951

Натюрморт 1951 (700x570, 96Kb)"Натюрморт" 1951

Кокосы, 1951 (700x489, 113Kb)"Кокосы" 1951

Марксизм подарит больным здоровье, 1954 (550x700, 167Kb)"Марксизм подарит больным здоровье" 1954

Автопортрет со Сталиным 1954 (461x700, 142Kb)"Автопортрет со Сталиным" 1954

Viva la vida. 1954 (700x515, 119Kb)"Viva la vida" 1954

self_portrait_dedicated_to_dr_eloesser 1940 (462x700, 101Kb)"Автопортрет, посвященный Доктору Элоессеру" 1940

Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru

lat-elenka.livejournal.com

Фрида Кало. Гений, рождённый через боль | Новости

«Дали в цветастой юбке»

Яркие краски – «цвета папайи», как называл их француз Жан-Поль Готье, традиционный мексиканский орнамент, буйство цветов, попугаи, обезьяны и бесконечное лето, наполненное солнцем – таким представляется творчество Фриды Кало тем, кто знаком с ним не слишком глубоко. Без сомнения, мексиканская художница обожала родную страну, её культуру и природу, но есть в её творчестве и другой пласт: тяжёлый, жуткий и пугающий.

«Я и мои попугаи», 1941 год

Фото: Frida Kahlo Museum

Кало можно назвать «мексиканским Сальвадором Дали» в длинной и пышной юбке – как и испанский коллега, художница часто вводила в свои произведения элементы сюрреализма. Правда, «сочный» фолк-арт и наив затеняли сюрреалистичные мотивы в живописи Фриды. Так сама художница пыталась спрятаться за солнцем родной Мексики от боли и ужаса, сопровождавших её всю жизнь.

Натюрморт, 1951 год

Фото: Frida Kahlo Museum

Бунт хромоножки

С болью и несправедливостью Фрида Кало столкнулась уже в 6 лет. В этом возрасте дочь фотографа-эмигранта из Германии и мексиканки индейского происхождения переболела полиомиелитом.

Фото: wikimedia.org

Болезнь обезобразила тело девочки: одна нога Фриды, временно парализованная, стала тоньше и короче. Всю оставшуюся жизнь Кало хромала и была вынуждена носить обувь с каблуками разной высоты.

Фото: Frida Kahlo Museum

Дети дразнили маленькую Фриду «деревянной ногой». Чтобы скрыть свою особенность, девочка надевала на больную ногу несколько чулок, пытаясь придать ей нормальный вид. Полиомиелит стал первой проверкой характера будущей художницы. И она прошла эту проверку с блеском, доказав, что характер, в отличие от здоровья, у неё железный.

Фото: Frida Kahlo Museum

Фрида с детства была бунтаркой: играла с мальчишками в футбол, занималась боксом и другими видами спорта. А когда ей исполнилось 15, поступила в «Препараторию» – одну из лучших школ Мексики, где на две тысячи мальчиков приходилось лишь 35 девочек. И там юная миниатюрная хромоножка моментально заявила о себе, сколотив приватный клуб «Качучас».

Фрида Кало в мужском костюме с сестрами и братом, 1925 год

Фото: wikimedia.org

В 18 лет, когда её сёстры и кузины носили модные платья и шляпки, Фрида наряжалась в мужской костюм – для 1925 года это был серьёзный вызов обществу.

Катастрофа, разбившая жизнь

Хромота оказалась не единственным испытанием для Фриды. Самая жуткая трагедия произошла с девушкой 17 сентября 1925 года. В этот день юная Фрида ехала в автобусе с Алехандро, своим другом и «женихом», как она в шутку его называла. Водитель автобуса так спешил, что, в конце концов, не справился с управлением – и влетел с большой скоростью в трамвай.

Фото: Frida Kahlo Museum

В результате страшной аварии у Фриды оказалось переломано всё тело. Три перелома позвоночника, одиннадцать переломов правой ноги, тройной перелом таза, множественные переломы рёбер, сломанная ключица, раздробленная стопа и целый ряд вывихов – таков был результат столкновения для девушки. Кроме этого, острая металлическая часть перил пронзила насквозь её тело, пройдя через почку и матку. В результате трагедии Фрида оказалась на два года прикована к постели и больше никогда не могла иметь детей.

Рождение художницы

Как ни кошмарна была драма, в которую попала девушка – во многом именно благодаря ей на свет появилась не просто бунтарка, а именно художница. Лёжа в постели, 18-летняя Фрида впервые попросила у отца холст и краски. Папа, с которым у девушки всегда были тёплые отношения, сконструировал для дочери специальный подрамник, позволявший рисовать лёжа.

Фото: Frida Kahlo Museum

Помимо этого, над кроватью начинающей художницы висело огромное зеркало – так, чтобы больная всегда могла видеть своё отражение. Так и появились первые автопортреты, ставшие впоследствии основным жанром её творчества. Как признавалась художница, себя она знает лучше, чем что-либо ещё в этом мире.

«Две Фриды», 1939 год

Фото: Frida Kahlo Museum

«Я пишу себя, потому что много времени провожу в одиночестве и потому что являюсь той темой, которую знаю лучше всего», – так Фрида Кало объясняла свою любовь к автопортретам.

Больная страсть

Но автопортреты великой мексиканки были не только классическими. Часто художница рисовала себя «изнутри», и порой – в самом прямом смысле. Больная почка, кости таза, эмбрион, который никогда не станет рождённым ребёнком – всё это можно найти на самых откровенных картинах Фриды Кало.

«Госпиталь Генри Форда», 1932 год

Фото: Frida Kahlo Museum

Кроме своих портретов, художница часто рисовала лишь одного человека – собственного мужа. Знаменитый мексиканский художник Диего Ривера стал, по признанию самой Фриды, «второй трагедией» в её жизни после катастрофы с трамваем.

Портрет Диего Риверы

Фото: Frida Kahlo Museum

Ривера был старше Фриды на 21 год. Коммунист, бунтарь и ловелас, яркий представитель богемы, имевший бешеный успех у женщин, несмотря на свою, мягко говоря, не слишком привлекательную внешность, Диего покорил сердце юной девушки ещё в школе. Едва оправившись от травм, Фрида отправилась к своему кумиру – показать картины. Через два года пара сыграла свадьбу.

Фото: Frida Kahlo Museum

Несмотря ни на какие клятвы верности, Ривера продолжал крутить бесконечные романы. Он сам признавался, что ни одна из его любовниц не стоила Фриды – но останавливаться не собирался. Фрида прощала всё, она ведь и сама не была святой. Широко известен её мимолётный роман с Львом Троцким, который гостил у художников несколько месяцев и не устоял перед яркой мексиканкой.

Фото: Frida Kahlo Museum

Но однажды случилось то, чего Фрида не смогла простить мужу. Ривера изменил ей с её собственной младшей сестрой Кристиной. После этого ошеломлённая художница подала на развод.

Фото: Frida Kahlo Museum

Впрочем, позже Диего и Фрида поженились вновь. Правда, у вторичного брака были определённые особенности: по требованию Кало, была исключена интимная близость, а сами супруги жили в разных частях дома.

 

«Фрида и Диего Ривера», 1931 год

Фото: Frida Kahlo Museum

Алкоголь, наркотики и мировая слава

Бокс, футбол и мужская одежда не были единственными «эпатирующими» выходками Фриды-бунтарки. Художница курила, как паровоз, и очень любила выпить. Биографы уверяют, что пристрастие к алкоголю было следствием постоянных болей – последствий аварии – от которых мексиканка никак не могла спастись. В качестве той же причины указывают и её увлечение наркотиками.

Фото: Frida Kahlo Museum

В доме Кало и Риверы не утихали бесконечные вечеринки – сюда стекалась вся мировая богема того времени. В тридцатых художники жили в США и Франции, и именно там, в Европе имя Фриды Кало получило мировую известность. В 1939 году картины художницы появились на парижской выставке мексиканского искусства – и Фрида из Мехико тут же стала событием в мире искусства.

«Корни», 1943 год

Фото: Frida Kahlo Museum

Правда, в родной стране её первая персональная выставка состоялась только за год до смерти художницы, в 1953 году. Тогда Кало уже была прикована к постели – ей ампутировали часть ноги. Несмотря на это, художница лично посетила свою выставку. Фрида шутила и смеялась до последнего – в том числе и над своей странной, переломанной судьбой.

Фрида на обложке

В современном мире высокой моды и фэшн-индустрии Фрида Кало – признанная, хоть и крайне неоднозначная, икона стиля. Не все знают, что в 1937 году художница появилась на обложке журнала «Vogue» – более того, весь номер был посвящён ей целиком. Надпись на обложке культового женского издания гласила: «Особые женщины Латинской Америки: Женская сила Фриды Кало».

Фото: Обложка Vogue Mexico

«Vogue» представил миру великую мексиканскую художницу в том самом образе, который сегодня знают все. Роскошный головной убор с цветами, ставший визитной карточкой художницы, платье с вышивкой и длинной широкой юбкой, персидская шаль, яркая помада и тяжёлые серьги – именно такой увидели французы «особую женщину» Фриду Кало.

Платья Фриды Кало

Фото: Frida Kahlo Museum

Интересно, однако, что «народное платье», в котором снялась для модного журнала художница, было придумано и сшито дизайнером из Парижа. Французский модельер Эльза Скиапаррелли (в подмастерьях у которой работал когда-то сам Живанши), вдохновившись стилем Фриды, создала для неё платье «Мадам Ривера».

Сэльма Хаек в роли Фриды Кало

Фото: kinopoisk.ru

В новом тысячелетии «новую жизнь» стиль Фриды Кало получил благодаря фильму с Сальмой Хайек, а также популярной певице Лане дель Рэй, представшей с венком из цветов «а-ля Фрида» на голове. Многие поклонники певицы, не слишком обременённые знанием культуры и искусства, решили было, что именно дель Рэй ввела в моду цветочный головной убор.

Лана дель Рэй

Фото: WordPress.com

Муза Жан-Поля Готье

Однако «классический» стиль художницы – лишь вершина айсберга её влияния на моду. Большим поклонником творчества художницы является французский модельер Жан-Поль Готье. По одной из версий, провокационный наряд инопланетянки Лилу из фильма «Пятый элемент» Готье создал, вдохновившись картиной Кало «Сломанная колонна».

Фото: kinopoisk.ru

На этом полотне мадам Ривера изобразила себя в не самом привычном образе – в виде покалеченной фигуры с разрушенной колонной внутри, целостность которой поддерживает только корсет из полосок.

«Сломанная колонна», 1944 год

Фото: Frida Kahlo Museum

Такой корсет художница носила из-за последствий аварии, стоившей ей двух лет неподвижности. Интересно, что в реальности корсет был стальным, однако на картине он кажется сделанным из мягкой ткани.

Фото: Vogue Germany, июнь 2014 (фотографы Луиджи Мурен и Янго Хенци) 

Образ Милы Йовович в голливудском фильме – не единственное, что создал Готье под впечатлением от творчества художницы. В 1998 году культовый дизайнер выпустил целую коллекцию одежды, посвящённую Фриде Кало. Длинные юбки, отделанные кружевом и тюлем, жакеты, мексиканские шали, яркие краски, тяжёлые ожерелья и головные уборы – всё это наследие художницы, которое вновь вошло в моду с лёгкой руки эпатажного модельера.

Фото: CR Fashion Book, 2013 (фотограф Энтони Мауле) 

Кроме Готье, образ Кало использовали «Dolce & Gabbana», «Valentino» и другие модные дома мирового уровня. Сегодня «стиль Фриды» – явный признак смелости и хорошего вкуса.

Маргарита Звягинцева

www.5-tv.ru

10 неизвестных: страсти Фриды Кало

Фрида Кало "Автопортрет с обезьянками", 1945

Пока многие московские музеи ушли на каникулы, а до нового выставочного сезона остается больше месяца, в DI Telegraph открылась мультимедийная выставка "Фрида Кало. Ожившие полотна", которая будет работать ежедневно. В новом материале рубрики "10 неизвестных" мы рассказываем о десяти произведениях этой художницы. Распечатывайте наш гид и смело отправляйтесь с ним на выставку.

Фрида Кало "Автопортрет на границе между Мексикой и Соединенными Штатами Америки", 1932

Фрида Кало "Автопортрет на границе между Мексикой и Соединенными Штатами Америки", 1932

Если бы в истории искусства не существовало Фриды Кало, то ее было бы необходимо изобрести: влияние этой художницы на мировую культуру переоценить практически невозможно. Женщина-художник из Южной Америки стала не только легендой феминизма, но и важной политической фигурой планетарного масштаба. Последняя выставка в Москве, где можно было увидеть ее работы, проходила 14 лет назад, и несмотря на то что на ней представлены не оригинальные произведения художницы, а мультимедийные, посмотреть ее нужно и важно. Фрида – не просто художник. Это культурный феномен.

Фрида Кало "Немного маленьких уколов", 1935

Фрида Кало "Немного маленьких уколов", 1935

Фрида Кало родилась утром 6 июня 1907 года в старом районе Мехико Койокане в семье немецкого эмигранта Гильермо Кало и мексиканки Матильды Кальдерон. Про себя она говорила: "В моей жизни было две аварии: одна – когда автобус врезался в трамвай, другая – это Диего". Диего Ривера – художник, первым заметивший талант юной художницы. Их история любви стала одним из главных романов XX века, а бурная совместная жизнь стала легендой. Именно под влиянием Диего сформировался уникальный живописный стиль Кало, в котором можно проследить отголоски итальянского и северного Возрождения, картин Боттичелли, а также культуры мексиканских аборигенов и искусства народов доколумбовой Америки.

Фрида Кало "Мои прародители. Мои родители и я", 1936

Фрида Кало "Мои прародители. Мои родители и я", 1936

17 сентября 1925 года Фрида Кало попала в ужасную автокатастрофу: автобус, на котором она ехала, столкнулся с трамваем. Вот как описал злополучную аварию первый возлюбленный Фриды Алехандро Ариас: "Трамвай медленно вдвигался в автобус. Автобус был на удивление податливым. Он вдавливался все больше и больше, но какие-то мгновения не ломался. Когда прочность автобуса дошла до предела, он разрушился на тысячи кусков, а трамвай продолжал двигаться. Было много жертв. Поручень сломался и пронзил Фриду на уровне таза". Это событие изменило всю жизнь девушки, ставшей впоследствии великой художницей.

Фрида Кало "Четыре жителя Мексики", 1938

Фрида Кало "Четыре жителя Мексики", 1938

О своем творчестве Кало писала: "Со времени несчастного случая я была одержима идеей изображать вещи такими, какими их видят мои глаза, и больше ничего… Раз несчастный случай изменил мой путь, то многое отвратило меня от исполнений желаний, которые остальными людьми расцениваются как нормальные, а для меня нет ничего более нормального, чем писать то, что не может быть исполнено". После аварии прикованная к постели Фрида не только занялась живописью, но и стала активно интересоваться политикой под влиянием ее окружения из мексиканского художественного авангардного движения. Кстати, эта картина на сегодняшний день остается одним из самых дорогих произведений Кало, проданных на аукционных торгах. В 1996 году на аукционе Sotheby's в Нью-Йорке ее купили за 882,5 тысяч долларов.

Фрида Кало "Девочка с посмертной маской. (Она играет в одиночестве)", 1938

Фрида Кало "Девочка с посмертной маской. (Она играет в одиночестве)", 1938

При всей своей авангардности Фрида Кало тесно связана с мексиканскими и южно-американскими традициями в искусстве. Маска-череп, изображенная на этой картине, является одним из главных атрибутов традиционного фестиваля Дня мертвых. Работы Фриды вообще полны загадок и странных, сюрреалистических образов, которые исследователи творчества связывают с концепциями психоанализа. И в Европе о Фриде узнали как о художнике сюрреализма: первую выставку в Париже ей организовал Андре Бретон, основоположник этого направления в живописи.

Фрида Кало "Две Фриды", 1939

Фрида Кало "Две Фриды", 1939

Фрида до безумия ревновала Диего Риверу ко всем его любовницам, и в 1939 году они официально развелись. Эта картина написана как раз после разрыва, который Фрида очень тяжело переживала. Две Фриды сидят бок о бок на плетеной скамейке и держатся за руки. Их соединяет кровеносная артерия. Левая Фрида держит в руках хирургический зажим, которым пережимает сосуд, идущий от ее сердца; истекающая из него кровь пачкает ее белоснежное платье. Правая сжимает в пальцах опущенный к ее лону миниатюрный портрет Диего в детстве. Но их отношения на этом не закончились: через год Фрида и Диего вновь сочетались браком.

Фрида Кало "Я и мои попугаи", 1941

Фрида Кало "Я и мои попугаи", 1941

Фрида и Диего были тесно связаны с политическими активистами и русскими коммунистами: еще в середине 1930-х они приютили в своем доме Льва Троцкого, бежавшего от сталинских репрессий. В своем дневнике Фрида писала: "Светское общество меня раздражает, – писала художница в дневнике, – и все эти богатые люди меня бесят, потому что я видела тысячи людей в самой страшной нищете, совершенно без еды, без жилья, это произвело на меня самое сильное впечатление. Как ужасно видеть богатеев, веселящихся день и ночь, когда тысячи и тысячи людей умирают от голода… Хотя мне очень интересно индустриальное развитие США, я нахожу, что американцы полностью лишены чувствительности и хорошего вкуса… Они живут словно в огромном курятнике, где очень грязно и неудобно. Дома похожи на духовки, а все удобства, о которых они говорят, – это миф."

Фрида Кало "Сломанная колонна", 1944

Фрида Кало "Сломанная колонна", 1944

Фрида написала огромное количество автопортретов. Одни были более реалистичными, другие – более символистскими. Она постоянна размышляла на тему своих отношений с Диего, с семьей и, конечно, вспоминала о той физической боли, которая сопровождала ее всю жизнь с момента аварии. Это и сделало ее картины неповторимыми. Она говорила: "Я пишу автопортреты, потому что так часто бываю в одиночестве, потому что я – человек, которого я знаю лучше всего".

Фрида Кало "Автопортрет. Дерево надежды", 1946

Фрида Кало "Автопортрет. Дерево надежды", 1946

С середины 1940-х годов здоровье Фриды постепенно ухудшалось. Постоянные хирургические вмешательства, лечение последствий той аварии, операции, исчерпали все жизненные силы ее организма. Лекарства, алкоголь и наркотики стали сказываться на ее живописной манере и на выборе сюжетов. Фрида Кало умерла 13 июля 1954 года от воспаления легких. Незадолго до смерти она оставила в своем дневнике последнюю запись: "Надеюсь, что уход будет удачным, и я больше не вернусь". Когда художницу кремировали Диего Ривера долго молча стоял у ее тела, пытаясь сохранить ее образ.

Фрида Кало "Живая природа", 1952

Фрида Кало "Живая природа", 1952

Сегодня Фрида Кало остается национальным героем и главной фигурой мексиканской культуры: в 2002 году Джулия Тэймор сняла фильм "Фрида" с Сальмой Хайек в главной роли, в 2005 году в лондонской галерее Tate прошла персональная выставка работ Кало, а в 2010 году Банк Мексики выпустил новую банкноту в мексиканских 500 песо, на одной стороне которой была изображена Фрида Кало и одна из ее картин, а на другой – Диего Ривера.

Ссылки по теме

wi-fi.ru


Смотрите также