Можно ли назвать речевым общение между глухонемыми людьми? Является ли коммуникацией разговор с говорящим попугаем


Содержание

Содержание

Упражнение 31. Письменно ответьте на вопросы (ответы аргументируйте): 3

Упражнение  32. Ниже в случайном порядке перечислены характеристики хорошего и плохого слушателя. Проанализируйте их и запишите в две колонки  3

Упражнение 33. Послушайте какое-либо публичное выступление и ответьте на следующие вопросы (ответы запишите): 4

Упражнение 34. К какому типу относится речь, произнесенная в целях рекламирования? Ответ аргументируйте. 5

Упражнение 35. Подготовьте и произнесите четырехминутную побуждающую речь на одну из следующих тем: 5

Упражнение 36. Чем отличается бытовой разговор, интервью, деловая беседа и допрос? Ответ аргументируйте. 5

Упражнение 37. Составьте и запишите кодекс речевого поведения: 6

Упражнение 38. При обращении к какому адресату можно использовать следующие этикетные формы завершения письма: 6

Упражнение 39. Прослушайте или прочитайте речь какого-либо оратора (политика) и попробуйте выделить речевые тактики, которые он использовал. Ответ запишите. 7

Упражнение 40. Приведите примеры ситуаций общения, в которых доминируют коммуникативная, перцептивная, интерактивная функции общения. Ответ запишите. 8

Список литературы.. 9

Упражнение 31. Письменно ответьте на вопросы (ответы аргументируйте):

1. Можно ли назвать речевым общение между глухонемыми людьми?

         Можно назвать общением, но не речевым, так как именно речь, как таковая не употребляется. Общение дактиличное (жестовое)

2. Известно, что попугаи могут произносить человеческие слова. Является ли разговор с говорящим попугаем коммуникацией?

         Разговор с попугаем не является коммуникацией, так как попугай просто произносит выученные слова, но не может поддержать беседу, а это является условием коммуникации.

         3. Исследователи установили, что человек, хорошо владеющий одним иностранным языком, гораздо легче осваивает второй, чем человек, не знающий никакого языка. Как вы думаете, чем можно объяснить этот факт?

         Так как каждый иностранный язык имеет свои особенности, то человек, который знает свой язык и иностранный находится в лучшем положении, чем тот, кто не знает. Это можно объяснить тем, что артикуляционный аппарат данного человека более подвижен и приспособлен к произнесению слов другого языка. Другим фактом можно назвать «похожесть» разных языков. Например, группа романских языков имеет много общего, следовательно, выучить другой язык легче.

Упражнение  32. Ниже в случайном порядке перечислены характеристики хорошего и плохого слушателя. Проанализируйте их и запишите в две колонки

«Хороший слушатель»:

Получает как вербальную, так и невербальную информацию.

Работает, чтобы улучшить коммуникативные навыки.

Помогает оратору.

Внутренне реагирует на любое эмоциональное выражение.

Сосредоточен и терпелив, не перебивает оратора.

Избегает ненужного несогласия, непонимания и повторения.

Видит, чувствует и слышит.

Способен абстрагироваться от визуальных и эмоциональных факторов.

«Плохой слушатель»:

Экономит время, слушая рационально.

Рассматривает саму тему как скучную и неинтересную.

Считает, что хранит композицию выступления в голове.

Тратит время на обдумывание посторонних тем.

Не хочет концентрироваться на трудных моментах.

Расслабляется, позволяя себе отвлекаться.

Улавливает голые факты и не понимает главной идеи.

Отвлекается на критику оратора.

Слишком возбужден и часто отвлекается.

Упражнение 33. Послушайте какое-либо публичное выступление и ответьте на следующие вопросы (ответы запишите):

1. Какова главная цель оратора - информирование, убеждение или развлечение? (Была прослушана лекция; главная цель – информирование)

2. Можете ли вы определить структуру речи? (вступление, основная часть и заключение)

3. Какова главная тема речи? Определил ли оратор ее особо или развертывал ее в процессе? (тема раскрывалась на протяжении речи)

4. Сколько проблем затронул оратор и речи? Адекватно ли они подтверждали главную тему? (проблема была затронута одна, относящаяся к теме)

5. Сделал ли оратор детальное резюме в заключении? (резюме было сделано)

6. Какой тип заключения использовал оратор? (заключение состояло из основных моментов основной части)

Упражнение 34. К какому типу относится речь, произнесенная в целях рекламирования? Ответ аргументируйте.

Любая речь, произнесенная в целях рекламирования, является побуждающей и информированной, так как потенциальному потребителю дается информация о каком-либо товаре (то, что он есть) и побуждает (иногда скрытно, иногда открыто) к действию, то есть к покупке данного товара.

Упражнение 35. Подготовьте и произнесите четырехминутную побуждающую речь на одну из следующих тем:

«Сервис нуждается в предприимчивости молодых»

«Пользуйтесь услугами нашей фирмы»

«Эту выставку следует посетить»

«Умеете ли вы составлять документы?»

«Референт руководителя - женщина: а почему бы и нет?»

«Дома должен быть порядок»

Упражнение 36. Чем отличается бытовой разговор, интервью, деловая беседа и допрос? Ответ аргументируйте.

         Перечисленные коммуникации различаются в первую очередь лексикой, которая употребляется, то есть различными стилями. Для бытового разговора характерна разговорная лексика. Разговор стоится на сочетании монолога и диалога.

         Интервью использует нейтральную или научную лексику, в зависимости от темы. Для интервью характерна беседа в виде диалога: вопрос – ответ.

         Деловая беседа проходит по теме производственных отношений или проблем. Лексика, присутствующая в деловой беседа, непосредственно связана с темой беседы. Возможно употребление разговорной лексики, но в ограниченном количестве.

         Допрос строится на основе вопросов и ответов. Лексика нейтральная или разговорная.

Упражнение 37. Составьте и запишите кодекс речевого поведения:

специалиста туристической фирмы:

1) вежливость, такт — «соблюдай интересы другого»;

2) одобрение, согласие — «не порицай другого», «избегай возражений»;

3) симпатии — «будь доброжелателен, приветлив».

организатора выставки:

1) принцип кооперативности — «твой вклад должен быть таким, какого требует совместно принятое направление разговора»;

2) принцип достаточности информации — «говори не больше и не меньше, чем требуется в данный момент»;

3) принцип качества информации — «не ври»;

референта руководителя:

1) принцип целесообразности — «не отклоняйся от темы, сумей найти решение»;

2) «выражай мысль ясно и убедительно для собеседника»;

3) «умей слушать и понять нужную мысль»;

4) «умей учесть индивидуальные особенности собеседника ради интересов дела».

Упражнение 38. При обращении к какому адресату можно использовать следующие этикетные формы завершения письма:

«С надеждой на плодотворное сотрудничество» - к партнерам по бизнесу

«Жду ответа, как соловей лета» - к близкому другу

«Целую» - к другу или родственнику

Предложите свои варианты этикетных форм завершения письма (не менее 5).

         Заранее благодарны, до свидания, передавай всем привет, до скорой встречи, с уважением...

Упражнение 39. Прослушайте или прочитайте речь какого-либо оратора (политика) и попробуйте выделить речевые тактики, которые он использовал. Ответ запишите.

Владимир Познер: «Некоторые телеакадемики не хотели показывать церемонию «ТЭФИ»

         В один день вручать все статуэтки нельзя, потому что слишком много номинаций и церемония займет 5,5-6 часов. Высидеть столько времени невозможно физически. К тому же количество номинаций со временем будет увеличиваться. Это первая причина. Во-вторых, мы пришли к выводу, что телевизионный показ интересен зрителю. Однако не такой, как раньше. Зрителя интересуют только телевизионные лица, конкретные люди. Поэтому мы решили поделить вручение «ТЭФИ» на два этапа: день «Профессии», когда мы вручим награды в своем кругу, и день «Лица», в который пройдет награждение только ведущих программ и исполнителей главных ролей в телесериалах.

         Все программы - и новости, и развлекательные шоу - будут получать «ТЭФИ» вместе с «Профессиями». При таком подходе очевидным станет то, что номинации дня «Профессии» - это не награды второго сорта, потому что сюда попадут и все программы, и продюсеры, и режиссеры, которых раньше награждали на глазах у телезрителей.

         Академики не хотели показывать «ТЭФИ», предлагали снизить пафос. Но эту точку зрения не поддержали - многие академики говорили о том, что мы напрасно снижаем значение телевидения и это неправильно. Если федеральные каналы показывают «Золотую маску», «Золотого орла», «Нику», непонятно, почему не надо показывать «ТЭФИ». К тому же зритель привык и ждет. После некоторого обсуждения канал «Россия» согласился транслировать в порядке очередности (четыре года назад для определения последовательности руководители).

         Осенью все поддержали идею Константина Эрнста делегировать право голоса 12 телеакадемикам, которых по случайной выборке определит компьютер. Но мы решили менять состав выборщиков каждые 5 номинаций. Таким образом, за два дня вручения в голосовании поучаствуют приблизительно 80 академиков. Главное - исключить возможность корпоративных договоренностей, для этого ни у одного телеканала не должно быть численного преимущества. Этого хотят все. Большинство кардинальных изменений в премии диктуются именно желанием преодолеть эту корпоративность, которая вредит «ТЭФИ» и бьет по профессиональному уровню.

         До апреля академики решат, сколько таких групп будет. Потом будет создана компьютерная программа, в которой учтем все нюансы: кто на каком канале работает, для какой корпорации производит программы. Я понимаю, что идеала, возможно, не достигнем, но уверен, что может получиться прилично.

         Данное выступление посвящено теме вручения премии «ТЭФИ». Владимир Познер строит свою речь с использованием различных языковых средств. Но, тем не менее, встречаются и шаблоны: мы пришли к выводу, при таком подходе, эту точку зрения не поддержали, исключить возможность корпоративных договоренностей, не должно быть численного преимущества, диктуются именно желанием преодолеть эту корпоративность.

Упражнение 40. Приведите примеры ситуаций общения, в которых доминируют коммуникативная, перцептивная, интерактивная функции общения. Ответ запишите.

         Лекция, доклад – интерактивная

         Реклама, убеждение – перцептивная

         Беседа, деловой разговор, бытовой разговор – коммуникативная.

Список литературы

1.     Введенская Л.А. Культура речи. Ростов-на-Дону, 2000

2.     Головин Б.Н. Основы культуры речи. М. Высшая школа. 1998

3.     Дебольский Н. Психология делового общения. – М.: ВЛАДОС, 1999.

4.     Ковальчук А.С. Основы имиджелогии и делового общения. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2004.

5.     Столяренко Л.Д. Психология делового общения и управления. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2005.



www.yurii.ru

Оскар Гойхман, Татьяна Надеина - Речевая коммуникация

Речевая коммуникация

В рамках коммуникативного акта отправитель информации (например, говорящий), имея мотив высказывания, строит его во внутренней речи, а при переводе во внешнюю речь кодирует в звуки. Получатель, воспринимая поступающий сигнал, декодирует его и распознает смысл высказывания. У него также возникает мотив высказывания, происходит обмен репликами, т. е. осуществляется обратная связь. Другими словами, отправитель и получатель меняются местами, но схема коммуникативного акта остается при этом прежней.

Таким образом, речевая коммуникация – это общение людей, понимаемое в широком смысле слова не только как разговор или беседа, а как любое взаимодействие с целью обмена информацией (чтение, письмо и т. д.).

Общение осуществляется в процессе речевой деятельности человека с помощью вербальных (словесных) и невербальных средств. Вербальная речевая деятельность включает четыре аспекта: говорение, слушание, чтение, письмо.

Основная цель речевого общения – обмен информацией. В соответствии с этим задачи, которые решает человек в процессе общения, можно свести к следующим основным:

• эффективное получение информации;

• эффективная передача информации;

• достижение поставленной цели путем убеждения собеседника и побуждения его к действию;

• получение дополнительной информации о собеседнике;

• позитивная самопрезентация.

Эффективное получение информации относится как к устной, так и к письменной речи и зависит от уровня владения навыками чтения и слушания. Эффективная передача информации (в письменной и устной формах) предполагает владение навыками письма и говорения. Достижение поставленной цели путем убеждения собеседника предполагает знание основных риторических приемов (как в устной, так и в письменной речи), а также владение речевыми тактиками убеждения и побуждения. Получение дополнительной информации о собеседнике возможно на основе знания основных закономерностей функционирования языка в обществе (чтобы определить уровень социально-культурного развития человека, его социальную принадлежность), умения различать оттенки интонации и голоса собеседника (чтобы оценить его эмоциональное состояние), умения интерпретировать содержание его высказываний и понять возможный подтекст. Позитивная самопрезентация означает способность произвести хорошее впечатление на собеседника (или на читателя) и предполагает владение основами культуры речи, что включает в себя и знание норм языка, и умение "исполнить" свою речь в приятной для собеседника манере, продемонстрировав свои положительные качества.

В соответствии с этими задачами и построен курс "Основы речевой коммуникации". Две следующие главы первого раздела знакомят с формами функционирования языка в обществе, с понятием речевой нормы и основными принципами культуры речи. Последующие разделы – практическая часть курса – посвящены совершенствованию навыков основных видов речевой деятельности, вопросам этики и психологии общения, обучению деловому общению с помощью деловых игр.

Вопросы и задания

1. Можно ли назвать речевым общение между глухонемыми людьми?

2. Вспомните рассказ А. Конан-Дойля "Пляшущие человечки". С помощью каких средств – вербальных или невербальных – осуществлялась коммуникация в этом случае?

3. Известно, что попугаи могут произносить человеческие слова. Является ли разговор с говорящим попугаем коммуникацией?

4. Словосочетание "уважаемые товарищи" употребляется, как правило, в фатической функции, т. е. для установления контакта с окружающими. Приведите другие примеры.

5. Прочитайте предложение: "Человек состоит из трех слогов". Скажите, в какой функции употребляется слово "человек" в данном предложении?

6. Какое значение имеет слово "речь" в предложении: "Его речь была нелогичной"? Конкретизируйте это предложение, выразив разные значения термина "речь": а) речевая деятельность, б) продукт деятельности.

7. Исследователи установили, что человек, хорошо владеющий одним иностранным языком, гораздо легче осваивает второй, чем человек, не знающий никакого иностранного языка. Как вы думаете, чем можно объяснить этот факт?

Глава 1.2. Разновидности национального языка и функциональные стили речи

Язык и общество

Язык как основное средство человеческого общения существует только в обществе людей. Связь языка и общества двусторонняя: нет языка вне общества и нет общества без языка. В период возникновения и развития человеческого общества язык способствовал осуществлению совместной деятельности людей, их сплочению, передаче опыта от одного поколения другому.

Таким образом, язык – это прежде всего социальное явление, поэтому он не может не испытывать влияния социальных факторов. Все изменения общественной структуры в конечном счете отражаются в языке. Любое общество неоднородно по своему составу: люди различаются по своему социальному положению, по уровню образования, по месту жительства, по возрасту, полу и т. д. Все, конечно, замечают различия, существующие в речи городских и сельских жителей, людей с высшим образованием и малограмотных людей и т. д. Но этим социальная дифференциация языка не ограничивается. Все знают, что в речи людей, имеющих одну профессию, встречаются слова, непонятные "непосвященным", – это профессиональный жаргон. А в некоторых случаях различия в языке людей зависят еще и от их пола.

Например, в языке индейцев яна (Северная Калифорния) мужчины называют какой-либо предмет одним словом, а женщины – другим. В Японии речь девушек гораздо более богата и разнообразна, чем речь юношей, потому что это является необходимым требованием к образованию девушки при подготовке ее к семейной жизни.

Наука, изучающая социальное расслоение языка, называется социолингвистикой. В рамках этой науки исследуются языковая вариативность, ее причины и роль в процессе развития языка. Социолингвисты установили, что социальный статус человека во многом зависит от того, насколько в его речи соблюдаются нормы, свойственные людям соответствующего круга.

Установлено, например, что в Англии женщины в большей степени, чем мужчины, обращают внимание на социальную значимость языковых характеристик. Это объясняется тем, что социальная позиция женщин в обществе менее стабильна, они должны заботиться о поддержании своего статуса. Статус мужчин определяется преимущественно тем, что они делают, а статус женщины – тем, какое они производят впечатление.

Вывод ясен: чтобы производить хорошее впечатление, добиться успеха в делах, необходимо знать особенности функционирования языка в обществе, а также нормы, свойственные каждой разновидности языка. Данная глава познакомит читателя с основными разновидностями языка и функциональными стилями речи.

Общенародный язык и его разновидности

Язык данного народа, взятый в совокупности присущих ему черт, отличающих его от других языков, называется общенародным, или национальным, языком. Говоря о национальном языке, мы имеем в виду русский, английский, немецкий, французский и др.

Любой национальный язык не является единым по своему составу, так как им пользуются люди, различающиеся по своему социальному положению, роду занятий, уровню культуры и т. д., и, кроме того, пользуются в разных ситуациях (деловая беседа, лекция и т. д.). Эти различия находят отражение в разновидностях общенародного языка. В каждом национальном языке выделяются следующие основные разновидности: литературный язык, территориальные диалекты, просторечие, жаргоны[5].

1. Литературный язык

Литературный язык – это основное средство коммуникации между людьми одной национальности. Он характеризуется двумя главными свойствами: обработанностью и нормированностью.

Обработанность литературного языка возникает в результате целенаправленного отбора всего лучшего, что есть в языке. Этот отбор осуществляется в процессе использования языка, в результате специальных исследований учеными-филологами, писателями, общественными деятелями.

Нормированность выражается в том, что употребление языковых средств регулируется единой общеобязательной нормой. Норма как совокупность правил словоупотребления необходима для сохранения целостности и общепонятности национального языка, для передачи информации от одного поколения к другому (подробнее см. главу 1.3). Если бы не было единой языковой нормы, то в языке могли бы произойти такие изменения (например, в лексике), что люди, живущие в разных концах России, перестали бы понимать друг друга.

Основные требования, которым должен соответствовать литературный язык, – это его единство и общепонятность. Другие разновидности общенародного языка не отвечают указанным требованиям.

profilib.net

Речевая коммуникация. Гойхман Оскар Яковлевич. Страница: 4. domknig.me

Виды речевой деятельности

Из предыдущего изложения ясно, что с точки зрения механизмов кодирования/декодирования информации речевая деятельность включает четыре основных аспекта, которые принято называть видами речевой деятельности: говорение, слушание, письмо, чтение.

Говорение – это отправление речевых акустических сигналов, несущих информацию.

Слушание (или аудирование) – восприятие речевых акустических сигналов и их понимание.

Письмо – зашифровка речевых сигналов с помощью графических символов.

Чтение – расшифровка графических знаков и понимание их значений.

Механизмы кодирования информации действуют при говорении и письме, механизмы декодирования – при слушании и чтении. При говорении и слушании человек оперирует акустическими сигналами, при письме и чтении – графическими знаками.

Указанные четыре вида речевой деятельности составляют основу процесса речевой коммуникации. От того, насколько у человека сформированы навыки этих видов речевой деятельности, зависит эффективность речевого общения. Кроме того, степень сформированности навыков речевой деятельности служит критерием оценки уровня владения языком (не только иностранным, но прежде всего родным) и показателем общей культуры человека.

Модель речевой коммуникации

В каких бы условиях ни осуществлялась речевая коммуникация, с помощью каких бы средств ни передавалась информация, сколько бы человек ни принимали участие в общении, в основе лежит единая схема, или модель. Компонентами этой модели являются:

1) отправитель информации (или адресант) – говорящий или пишущий человек;

2) получатель информации (или адресат) – читающий или слушающий человек;

3) сообщение (текст в устной или письменной форме) – неотъемлемая часть модели, поскольку без обмена информацией не может быть речевой коммуникации.

Отдельное речевое действие (фрагмент коммуникации) называется коммуникативным актом (например, в диалоге – реплика одного из собеседников).

Простейшая схема отдельного коммуникативного акта в процессе речевой коммуникации выглядит следующим образом:

В рамках коммуникативного акта отправитель информации (например, говорящий), имея мотив высказывания, строит его во внутренней речи, а при переводе во внешнюю речь кодирует в звуки. Получатель, воспринимая поступающий сигнал, декодирует его и распознает смысл высказывания. У него также возникает мотив высказывания, происходит обмен репликами, т. е. осуществляется обратная связь. Другими словами, отправитель и получатель меняются местами, но схема коммуникативного акта остается при этом прежней.

Таким образом, речевая коммуникация – это общение людей, понимаемое в широком смысле слова не только как разговор или беседа, а как любое взаимодействие с целью обмена информацией (чтение, письмо и т. д.).

Общение осуществляется в процессе речевой деятельности человека с помощью вербальных (словесных) и невербальных средств. Вербальная речевая деятельность включает четыре аспекта: говорение, слушание, чтение, письмо.

Основная цель речевого общения – обмен информацией. В соответствии с этим задачи, которые решает человек в процессе общения, можно свести к следующим основным:

• эффективное получение информации;

• эффективная передача информации;

• достижение поставленной цели путем убеждения собеседника и побуждения его к действию;

• получение дополнительной информации о собеседнике;

• позитивная самопрезентация.

Эффективное получение информации относится как к устной, так и к письменной речи и зависит от уровня владения навыками чтения и слушания. Эффективная передача информации (в письменной и устной формах) предполагает владение навыками письма и говорения. Достижение поставленной цели путем убеждения собеседника предполагает знание основных риторических приемов (как в устной, так и в письменной речи), а также владение речевыми тактиками убеждения и побуждения. Получение дополнительной информации о собеседнике возможно на основе знания основных закономерностей функционирования языка в обществе (чтобы определить уровень социально-культурного развития человека, его социальную принадлежность), умения различать оттенки интонации и голоса собеседника (чтобы оценить его эмоциональное состояние), умения интерпретировать содержание его высказываний и понять возможный подтекст. Позитивная самопрезентация означает способность произвести хорошее впечатление на собеседника (или на читателя) и предполагает владение основами культуры речи, что включает в себя и знание норм языка, и умение «исполнить» свою речь в приятной для собеседника манере, продемонстрировав свои положительные качества.

В соответствии с этими задачами и построен курс «Основы речевой коммуникации». Две следующие главы первого раздела знакомят с формами функционирования языка в обществе, с понятием речевой нормы и основными принципами культуры речи. Последующие разделы – практическая часть курса – посвящены совершенствованию навыков основных видов речевой деятельности, вопросам этики и психологии общения, обучению деловому общению с помощью деловых игр.

Вопросы и задания

1. Можно ли назвать речевым общение между глухонемыми людьми?

2. Вспомните рассказ А. Конан-Дойля «Пляшущие человечки». С помощью каких средств – вербальных или невербальных – осуществлялась коммуникация в этом случае?

3. Известно, что попугаи могут произносить человеческие слова. Является ли разговор с говорящим попугаем коммуникацией?

4. Словосочетание «уважаемые товарищи» употребляется, как правило, в фатической функции, т. е. для установления контакта с окружающими. Приведите другие примеры.

5. Прочитайте предложение: «Человек состоит из трех слогов». Скажите, в какой функции употребляется слово «человек» в данном предложении?

6. Какое значение имеет слово «речь» в предложении: «Его речь была нелогичной»? Конкретизируйте это предложение, выразив разные значения термина «речь»: а) речевая деятельность, б) продукт деятельности.

7. Исследователи установили, что человек, хорошо владеющий одним иностранным языком, гораздо легче осваивает второй, чем человек, не знающий никакого иностранного языка. Как вы думаете, чем можно объяснить этот факт?

Глава 1.2. Разновидности национального языка и функциональные стили речи

Язык и общество

Язык как основное средство человеческого общения существует только в обществе людей. Связь языка и общества двусторонняя: нет языка вне общества и нет общества без языка. В период возникновения и развития человеческого общества язык способствовал осуществлению совместной деятельности людей, их сплочению, передаче опыта от одного поколения другому.

Таким образом, язык – это прежде всего социальное явление, поэтому он не может не испытывать влияния социальных факторов. Все изменения общественной структуры в конечном счете отражаются в языке. Любое общество неоднородно по своему составу: люди различаются по своему социальному положению, по уровню образования, по месту жительства, по возрасту, полу и т. д. Все, конечно, замечают различия, существующие в речи городских и сельских жителей, людей с высшим образованием и малограмотных людей и т. д. Но этим социальная дифференциация языка не ограничивается. Все знают, что в речи людей, имеющих одну профессию, встречаются слова, непонятные «непосвященным», – это профессиональный жаргон. А в некоторых случаях различия в языке людей зависят еще и от их пола.

domknig.me

Можно ли назвать речевым общение между глухонемыми людьми?

Вспомните рассказ А. Конан-Дойля «Пляшущие человечки». С помощью каких средств – вербальных или невербальных – осуществлялась коммуникация в этом случае?

Известно, что попугаи могут произносить человеческие слова. Является ли разговор с говорящим попугаем коммуникацией?

Словосочетание «уважаемые товарищи» употребляется, как правило, в фатической функции, т. е. для установления контакта с окружающими. Приведите другие примеры.

Прочитайте предложение: «Человек состоит из трех слогов». Скажите, в какой функции употребляется слово «человек» в данном предложении?

Какое значение имеет слово «речь» в предложении: «Его речь была нелогичной»? Конкретизируйте это предложение, выразив разные значения термина «речь»: а) речевая деятельность, б) продукт деятельности.

Исследователи установили, что человек, хорошо владеющий одним иностранным языком, гораздо легче осваивает второй, чем человек, не знающий никакого иностранного языка. Как вы думаете, чем можно объяснить этот факт?

 

 

Глава 1.2. Разновидности национального языка и функциональные стили речи

 

Язык и общество

 

Язык как основное средство человеческого общения существует только в обществе людей. Связь языка и общества двусторонняя: нет языка вне общества и нет общества без языка. В период возникновения и развития человеческого общества язык способствовал осуществлению совместной деятельности людей, их сплочению, передаче опыта от одного поколения другому.

Таким образом, язык – это прежде всего социальное явление, поэтому он не может не испытывать влияния социальных факторов. Все изменения общественной структуры в конечном счете отражаются в языке. Любое общество неоднородно по своему составу: люди различаются по своему социальному положению, по уровню образования, по месту жительства, по возрасту, полу и т. д. Все, конечно, замечают различия, существующие в речи городских и сельских жителей, людей с высшим образованием и малограмотных людей и т. д. Но этим социальная дифференциация языка не ограничивается. Все знают, что в речи людей, имеющих одну профессию, встречаются слова, непонятные «непосвященным», – это профессиональный жаргон. А в некоторых случаях различия в языке людей зависят еще и от их пола.

 

Например, в языке индейцев яна (Северная Калифорния) мужчины называют какой-либо предмет одним словом, а женщины – другим. В Японии речь девушек гораздо более богата и разнообразна, чем речь юношей, потому что это является необходимым требованием к образованию девушки при подготовке ее к семейной жизни.

 

Наука, изучающая социальное расслоение языка, называется социолингвистикой. В рамках этой науки исследуются языковая вариативность, ее причины и роль в процессе развития языка. Социолингвисты установили, что социальный статус человека во многом зависит от того, насколько в его речи соблюдаются нормы, свойственные людям соответствующего круга.

 

Установлено, например, что в Англии женщины в большей степени, чем мужчины, обращают внимание на социальную значимость языковых характеристик. Это объясняется тем, что социальная позиция женщин в обществе менее стабильна, они должны заботиться о поддержании своего статуса. Статус мужчин определяется преимущественно тем, что они делают, а статус женщины – тем, какое они производят впечатление.

 

Вывод ясен: чтобы производить хорошее впечатление, добиться успеха в делах, необходимо знать особенности функционирования языка в обществе, а также нормы, свойственные каждой разновидности языка. Данная глава познакомит читателя с основными разновидностями языка и функциональными стилями речи.

 

pdnr.ru

Дипломная, курсовая работа 9649 от сайта geum.ru

 

Содержание

Упражнение 31. Письменно ответьте на вопросы (ответы аргументируйте): 3

Упражнение 32. Ниже в случайном порядке перечислены характеристики хорошего и плохого слушателя. Проанализируйте их и запишите в две колонки 3

Упражнение 33. Послушайте какое-либо публичное выступление и ответьте на следующие вопросы (ответы запишите): 4

Упражнение 34. К какому типу относится речь, произнесенная в целях рекламирования? Ответ аргументируйте. 5

Упражнение 35. Подготовьте и произнесите четырехминутную побуждающую речь на одну из следующих тем: 5

Упражнение 36. Чем отличается бытовой разговор, интервью, деловая беседа и допрос? Ответ аргументируйте. 5

Упражнение 37. Составьте и запишите кодекс речевого поведения: 6

Упражнение 38. При обращении к какому адресату можно использовать следующие этикетные формы завершения письма: 6

Упражнение 39. Прослушайте или прочитайте речь какого-либо оратора (политика) и попробуйте выделить речевые тактики, которые он использовал. Ответ запишите. 7

Упражнение 40. Приведите примеры ситуаций общения, в которых доминируют коммуникативная, перцептивная, интерактивная функции общения. Ответ запишите. 8

Список литературы 9

Упражнение 31. Письменно ответьте на вопросы (ответы аргументируйте):

1. Можно ли назвать речевым общение между глухонемыми людьми?

Можно назвать общением, но не речевым, так как именно речь, как таковая не употребляется. Общение дактиличное (жестовое)

2. Известно, что попугаи могут произносить человеческие слова. Является ли разговор с говорящим попугаем коммуникацией?

Разговор с попугаем не является коммуникацией, так как попугай просто произносит выученные слова, но не может поддержать беседу, а это является условием коммуникации.

3. Исследователи установили, что человек, хорошо владеющий одним иностранным языком, гораздо легче осваивает второй, чем человек, не знающий никакого языка. Как вы думаете, чем можно объяснить этот факт?

Так как каждый иностранный язык имеет свои особенности, то человек, который знает свой язык и иностранный находится в лучшем положении, чем тот, кто не знает. Это можно объяснить тем, что артикуляционный аппарат данного человека более подвижен и приспособлен к произнесению слов другого языка. Другим фактом можно назвать «похожесть» разных языков. Например, группа романских языков имеет много общего, следовательно, выучить другой язык легче.

Упражнение 32. Ниже в случайном порядке перечислены характеристики хорошего и плохого слушателя. Проанализируйте их и запишите в две колонки

«Хороший слушатель»:

Получает как вербальную, так и невербальную информацию.

Работает, чтобы улучшить коммуникативные навыки.

Помогает оратору.

Внутренне реагирует на любое эмоциональное выражение.

Сосредоточен и терпелив, не перебивает оратора.

Избегает ненужного несогласия, непонимания и повторения.

Видит, чувствует и слышит.

Способен абстрагироваться от визуальных и эмоциональных факторов.

«Плохой слушатель»:

Экономит время, слушая рационально.

Рассматривает саму тему как скучную и неинтересную.

Считает, что хранит композицию выступления в голове.

Тратит время на обдумывание посторонних тем.

Не хочет концентрироваться на трудных моментах.

Расслабляется, позволяя себе отвлекаться.

Улавливает голые факты и не понимает главной идеи.

Отвлекается на критику оратора.

Слишком возбужден и часто отвлекается.

Упражнение 33. Послушайте какое-либо публичное выступление и ответьте на следующие вопросы (ответы запишите):

1. Какова главная цель оратора - информирование, убеждение или развлечение? (Была прослушана лекция; главная цель – информирование)

2. Можете ли вы определить структуру речи? (вступление, основная часть и заключение)

3. Какова главная тема речи? Определил ли оратор ее особо или развертывал ее в процессе? (тема раскрывалась на протяжении речи)

4. Сколько проблем затронул оратор и речи? Адекватно ли они подтверждали главную тему? (проблема была затронута одна, относящаяся к теме)

5. Сделал ли оратор детальное резюме в заключении? (резюме было сделано)

6. Какой тип заключения использовал оратор? (заключение состояло из основных моментов основной части)

Упражнение 34. К какому типу относится речь, произнесенная в целях рекламирования? Ответ аргументируйте.

Любая речь, произнесенная в целях рекламирования, является побуждающей и информированной, так как потенциальному потребителю дается информация о каком-либо товаре (то, что он есть) и побуждает (иногда скрытно, иногда открыто) к действию, то есть к покупке данного товара.

Упражнение 35. Подготовьте и произнесите четырехминутную побуждающую речь на одну из следующих тем:

«Сервис нуждается в предприимчивости молодых»

«Пользуйтесь услугами нашей фирмы»

«Эту выставку следует посетить»

«Умеете ли вы составлять документы?»

 

geum.ru

Вопросы и задания

1. Можно ли назвать речевым общение между глухонемыми людьми?

2. Вспомните рассказ А. Конан Дойла «Пляшущие человечки». С помощью каких средств — вербальных или невербальных — осуществлялась кoммyнникaция в этом случае?

3. Известно, что попугаи могут произносить человеческие слова. Является ли разговор с говорящим попугаем коммуникацией?

4. Словосочетание «уважаемые товарищи» употребляется, кaк правило, в фактической функции, то есть для установления контакта с окружающими. Приведите другие примеры.

5. Прочитайте предложение: «Человек состоит из трех слогов». В какой функции употребляется слово «человек» в данном предложении?

6. Кaкoe значение имеет слово «речь» в предложении: «Его речь была нелогичной»? Конкретизируйте это предложение, выразив разные значения термина «речь»:

а) речевая деятельность,

б) npoдукт деятельности.

7. Исследователи установили, что человек, хорошо владеющий одним иностранным языком, гораздо легче осваивает второй, чем человек, не знающий никакого иностранного языка. Kaк вы думаете, чем можно объяснить этот факт?

Глава 1.2.РАЗНОВИДНОСТИ НАЦИОНАЛЬНОГО И ЯЗЫКА

ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ СТИЛИ РЕЧИ

Язык и общество

Язык как основное средство человеческого общения существует только в обществе людей. Связь языка и общества двусторонняя: нет языка вне общества и нет общества без языка. В период возникновения и развития человеческого общества язык способствовал осуществлению совместной деятельности людей, их сплочению, передаче опыта от одного поколения другому.

Таким образом, язык — это прежде всего социальное явление, поэтому он не может не испытывать влияния социальных факторов. Все изменения общественной структуры в конечном счете отражаются в языке. Любое общество неоднородно по своему составу: люди различаются по своему социальному положению, по уровню образования, по месту жительства, по возрасту, полу и т.д. Все, конечно, замечают различия, существующие в речи городских и сельских жителей, людей с высшим образованием и малограмотных людей и т.д. Но этим социальная дифференциация языка не ограничивается. Все знают, что в речи людей, объединенных одной профессией, встречаются слова, непонятные «непосвященным», — это профессиональный жаргон. А в некоторых случаях различия в языке людей зависят еще и от их пола. Например, в языке индейцев яна (Сев. Калифорния) мужчины называют какой-либо предмет одним словом, а женщины — другим. В Японии речь девушек гораздо более богата и разнообразна, чем речь юношей, потому что это является необходимым требованием к образованию девушки при подготовке ее к семейной жизни.

Наука, изучающая социальное расслоение языка, называется социолингвистикой. В рамках этой науки исследуется языковая вариативность, ее причины и роль в процессе развития языка. Социолингвисты установили, что социальный статус человека во многом зависит от того, насколько в его речи соблюдаются нормы, свойственные людям соответствующего круга. Установлено, например, что в Англии женщины в большей степени, чем мужчины, обращают внимание на социальную значимость языковых характеристик. Это объясняется тем, что социальная позиция женщин в обществе менее стабильна, они должны заботиться о поддержании своего статуса. Статус мужчин определяется преимущественно тем, что они делают, а статус женщины — тем, какое она производит впечатление.

Вывод ясен: чтобы производить хорошее впечатление, добиться успеха в делах, необходимо знать особенности функционирования языка в обществе, а также нормы, свойственные каждой разновидности языка.

studfiles.net

Модель речевой коммуникации

Поиск Лекций

 

В каких бы условиях ни осуществлялась речевая коммуникация, с помощью каких бы средств ни передавалась информация, сколько бы человек ни принимали участие в общении, в основе лежит единая схема, или модель. Компонентами этой модели являются:

1) отправитель информации(или адресант) – говорящий или пишущий человек;

2) получатель информации(или адресат) – читающий или слушающий человек;

3) сообщение(текст в устной или письменной форме) – неотъемлемая часть модели, поскольку без обмена информацией не может быть речевой коммуникации.

Отдельное речевое действие (фрагмент коммуникации) называется коммуникативным актом(например, в диалоге – реплика одного из собеседников).

Простейшая схема отдельного коммуникативного акта в процессе речевой коммуникации выглядит следующим образом:

 

 

В рамках коммуникативного акта отправитель информации (например, говорящий), имея мотив высказывания, строит его во внутренней речи, а при переводе во внешнюю речь кодирует в звуки. Получатель, воспринимая поступающий сигнал, декодирует его и распознает смысл высказывания. У него также возникает мотив высказывания, происходит обмен репликами, т. е. осуществляется обратная связь. Другими словами, отправитель и получатель меняются местами, но схема коммуникативного акта остается при этом прежней.

Таким образом, речевая коммуникация – это общение людей, понимаемое в широком смысле слова не только как разговор или беседа, а как любое взаимодействие с целью обмена информацией (чтение, письмо и т. д.).

Общение осуществляется в процессе речевой деятельности человека с помощью вербальных (словесных) и невербальных средств. Вербальная речевая деятельность включает четыре аспекта: говорение, слушание, чтение, письмо.

Основная цель речевого общения – обмен информацией. В соответствии с этим задачи, которые решает человек в процессе общения, можно свести к следующим основным:

• эффективное получение информации;

• эффективная передача информации;

• достижение поставленной цели путем убеждения собеседника и побуждения его к действию;

• получение дополнительной информации о собеседнике;

• позитивная самопрезентация.

Эффективное получение информации относится как к устной, так и к письменной речи и зависит от уровня владения навыками чтения и слушания. Эффективная передача информации (в письменной и устной формах) предполагает владение навыками письма и говорения. Достижение поставленной цели путем убеждения собеседника предполагает знание основных риторических приемов (как в устной, так и в письменной речи), а также владение речевыми тактиками убеждения и побуждения. Получение дополнительной информации о собеседнике возможно на основе знания основных закономерностей функционирования языка в обществе (чтобы определить уровень социально-культурного развития человека, его социальную принадлежность), умения различать оттенки интонации и голоса собеседника (чтобы оценить его эмоциональное состояние), умения интерпретировать содержание его высказываний и понять возможный подтекст. Позитивная самопрезентация означает способность произвести хорошее впечатление на собеседника (или на читателя) и предполагает владение основами культуры речи, что включает в себя и знание норм языка, и умение «исполнить» свою речь в приятной для собеседника манере, продемонстрировав свои положительные качества.

В соответствии с этими задачами и построен курс «Основы речевой коммуникации». Две следующие главы первого раздела знакомят с формами функционирования языка в обществе, с понятием речевой нормы и основными принципами культуры речи. Последующие разделы – практическая часть курса – посвящены совершенствованию навыков основных видов речевой деятельности, вопросам этики и психологии общения, обучению деловому общению с помощью деловых игр.

 

Вопросы и задания

 

Можно ли назвать речевым общение между глухонемыми людьми?

Вспомните рассказ А. Конан-Дойля «Пляшущие человечки». С помощью каких средств – вербальных или невербальных – осуществлялась коммуникация в этом случае?

Известно, что попугаи могут произносить человеческие слова. Является ли разговор с говорящим попугаем коммуникацией?

Словосочетание «уважаемые товарищи» употребляется, как правило, в фатической функции, т. е. для установления контакта с окружающими. Приведите другие примеры.

Прочитайте предложение: «Человек состоит из трех слогов». Скажите, в какой функции употребляется слово «человек» в данном предложении?

Какое значение имеет слово «речь» в предложении: «Его речь была нелогичной»? Конкретизируйте это предложение, выразив разные значения термина «речь»: а) речевая деятельность, б) продукт деятельности.

Исследователи установили, что человек, хорошо владеющий одним иностранным языком, гораздо легче осваивает второй, чем человек, не знающий никакого иностранного языка. Как вы думаете, чем можно объяснить этот факт?

 

 

poisk-ru.ru


Смотрите также