Что такое олимпиада по физике? Задача по физике попугай кеша


Олимпиада по физике 7-11 класс

Школьный этап олимпиады по физике.

9 класс

1. Движения поездов.

Экспериментатор Глюк наблюдал за встречным движением скорого поезда и электрички. Оказалось, что каждый из поездов прошел мимо Глюка за одно и тоже время t1 = 23c. А в это время друг Глюка, теоретик Баг, ехал в электричке и определил, что скорый поезд прошел мимо него за t2 = 13c. Во сколько раз отличаются длины поезда и электрички?

2. Расчет электрических цепей.

Каково сопротивление цепи при разомкнутом и замкнутом ключе? R1 = R4 = 600 Ом, R2 = R3 = 1,8 кОм.

3. Калориметр.

В калориметр с водой, температура которой t0, бросили кусочек льда, имевшего температуру 0 оС. После установления теплового равновесия оказалось, что четверть льда не растаяло. Считая известными массу воды М, ее удельную теплоемкость с, удельную теплоту плавления льда λ, найдите начальную массу кусочка льда m.

4. Цветные стекла.

На тетради написано красным карандашом «отлично» и «зеленым» - «хорошо». Имеются два стекла – зеленое и красное. Через какое стекло нужно смотреть, чтобы увидеть слово «отлично»? Свой ответ поясните.

5. Колба в воде.

Колба из стекла плотностью 2,5 г/см3 вместимостью 1,5 л имеет массу 250 г. Груз, какой массы надо поместить в колбу, чтобы она утонула в воде? Плотность воды 1 г/см3.

Ответы, указания, решения к олимпиадным задачам

1. Экспериментатор Глюк наблюдал за встречным движением скорого поезда и электрички. Оказалось, что каждый из поездов прошел мимо Глюка за одно и тоже время t1 = 23c. А в это время друг Глюка, теоретик Баг, ехал в электричке и определил, что скорый поезд прошел мимо него за t2 = 13c. Во сколько раз отличаются длины поезда и электрички?

Решение.

  1. Пусть скорость скорого поезда:hello_html_24d60f22.gifего длина - hello_html_m53817ad6.gif

  2. Для электрички соответственно:hello_html_1872b78.gifее длина - hello_html_m4e111860.gif

  3. Следовательно: hello_html_60e146fe.gif hello_html_m66d3f23b.gif

  4. Скорость сближения поезда и электрички равна сумме их скоростей. Поэтому: hello_html_m75e5957c.gif

  5. Выразим из (1) уравнения скорость поезда, из (2) – скорость электрички, подставим в (3).

  6. Решая полученное уравнение, найдем отношение длин поезда и электрички: hello_html_27120404.gif

Критерии оценивания:

  • Запись уравнения движения скорого поезда – 1 балл

  • Запись уравнения движения электрички – 1 балл

  • Запись уравнения движения при сближении скорого поезда и электрички – 2 балла

  • Решение уравнения движения, запись формулы в общем виде – 5 баллов

  • Математические расчеты –1 балл

2. Каково сопротивление цепи при разомкнутом и замкнутом ключе? R1 = R4 = 600 Ом, R2 = R3 = 1,8 кОм.

Решение.

  1. При разомкнутом ключе: Ro = 1,2 кОм.

  2. При замкнутом ключе: Ro = 0,9 кОм

Эквивалентная схема при замкнутом ключе:

Критерии оценивания:

  • Нахождение общего сопротивления цепи при разомкнутом ключе – 3 балла

  • Эквивалентная схема при замкнутом ключе – 2 балла

  • Нахождение общего сопротивления цепи при замкнутом ключе – 3 балла

  • Математические вычисления, перевод единиц измерения – 2 балла

3. В калориметр с водой, температура которой t0, бросили кусочек льда, имевшего температуру 0 оС. После установления теплового равновесия оказалось, что четверть льда не растаяло. Считая известными массу воды М, ее удельную теплоемкость с, удельную теплоту плавления льда λ, найдите начальную массу кусочка льда m.

Решение.

  1. Поскольку не весь лед растаял, то после установления теплового равновесия в калориметре находится и вода, и лед.

  2. Это возможно только при температуре плавления льда, значит конечная температура системы равна 0 оС.

  3. Четверть льда не растаяло, значит, растаяло (расплавилось) три четверти льда.

  4. Вода, охладившись до нуля градусов Цельсия, отдает количество теплоты: hello_html_23d8f900.gif

  5. Теплоту, необходимую для плавления, лед получил от воды: hello_html_m1c636e9d.gif

  6. Согласно уравнению теплового баланса: hello_html_m2bf090f2.gif

  7. hello_html_m730250b.gifСледовательно, hello_html_3daa6d3f.gif

Критерии оценивания:

  • Составление уравнения количества теплоты, отданного холодной водой – 2 балла

  • Составление уравнения количества теплоты, необходимого для плавления льда – 3 балла

  • Запись уравнения теплового баланса – 1 балл

  • Решение уравнения теплового баланса (запись формулы в общем виде, без промежуточных вычислений) – 3 балла

  • Вывод единиц измерения для проверки расчетной формулы – 1 балл

4. На тетради написано красным карандашом «отлично» и «зеленым» - «хорошо». Имеются два стекла – зеленое и красное. Через какое стекло нужно смотреть, чтобы увидеть слово «отлично»? Свой ответ поясните.

Решение.

  1. Если красное стекло поднести к записи красным карандашом, то она не будет видна, т.к. красное стекло пропускает только красные лучи и весь фон будет красным.

  2. Если же рассматривать запись красным карандашом через зеленое стекло, то на зеленом фоне мы увидим слово «отлично», написанное черными буквами, т.к. зеленое стекло не пропускает красные лучи света.

  3. Чтобы увидеть слово «отлично» в тетради, нужно смотреть через зеленое стекло.

Критерии оценивания:

5. Колба из стекла плотностью 2,5 г/см3 вместимостью 1,5 л имеет массу 250 г. Груз какой массы надо поместить в колбу, чтобы она утонула в воде? Плотность воды 1 г/см3.

Решение.

  1. Чтобы колба утонула в воде, необходимо, чтобы она полностью погрузилась в воду. Условия плавания колбы: hello_html_74126689.gif

  2. Объем колбы больше ее вместимости на объем стекла, из которого она изготовлена: hello_html_104aa020.gif

  3. Сила тяжести, действующая на колбу с грузом:hello_html_m4df5603a.gif

  4. Сила Архимеда, действующая на колбу при полном погружении: hello_html_m662a0d9c.gif hello_html_m5ba67fc2.gif

  5. Решаем систему двух уравнений: hello_html_67f286d9.gif = hello_html_m638efec4.gif

  6. hello_html_453ea0dd.gif

  7. hello_html_5a489cdb.gif

Критерии оценивания:

  • Запись условия плавания тел – 1 балл

  • Запись формулы нахождения силы тяжести, действующей на колбу с грузом – 2 балла

  • Запись формулы нахождения силы Архимеда, действующей на колбу, погруженную в воду – 3 балла

  • Решение системы двух уравнений – 3балла

  • Математические вычисления – 1 балл

infourok.ru

Что такое олимпиада по физике?

Интернет-олимпиада 2011-2012 уч. года

1-й этап

Физика, 8 класс

Дорогие ребята!

Уважаемые учителя!

Мы начинаем публикацию материалов, которые, надеемся, помогут школьникам, увлеченным физикой, попробовать себя в решении сложных, олимпиадных задач.

Что такое олимпиада по физике?

Это интеллектуальное соревнование! А значит, кроме прочных знаний по физике (и математике, конечно), требуется сообразительность и характер. Для чего нужны знания и сообразительность, наверное, каждому понятно. А вот зачем характер? Олимпиадную задачу быстро не решить. Приходится долго работать. Непривычно долго. Чем выше уровень олимпиады, тем тяжелее задачки. На одну задачу в среднем уходит один час! Для того чтобы не бросить все, нужно иметь характер…

Олимпиадное задание, как правило, составляется по всем изученным к этому моменту темам. Если речь идет об олимпиаде в 8 классе, то тогда сюда входит и изученное в 7 классе тоже (движение, плотность, силы, давление, простые механизмы, работа и энергия) и текущий материал (тепловые явления).

Здесь представлены задачи по темам «Тепловые явления», «Силы», «Правило моментов». Одни задачи полегче, другие – потяжелее. Многие задачи взяты из регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников по физике. Отдельно приведены их решения. Сначала решения приведены очень подробные, в конце – достаточно конспективные, где для того, чтобы разобраться в решении, требуется поработать самому. Это сделано намеренно.

Указана полезная литература.

И, наконец, через некоторое время вам, ребята, будет предложено олимпиадное задание для самостоятельного решения.

Все ваши решения, присланные нам, будут проверены и оценены, а результаты (и решения) будут также размещены на этом сайте.

Можно решение набирать в любом текстовом редакторе, но можно и написать от руки, отсканировать, и послать в формате pdf, например. Главное, - чтобы ваша работа была читаемая!

Ну вот, вроде о главном и сказали. Если будут какие-то вопросы, задавайте, а мы постараемся на них ответить.

Ильин Александр Борисович,

преподаватель физики ЮФМЛИ,

ответственный за публикацию материалов по физике для учащихся 8 класса

Литература.

    1. Всероссийские олимпиады по физике.1992-2001:Под ред. С.М.Козела, В.П.Слободянина. – М.: «Вербум-М», 2002. –392 с.

    2. Всероссийские олимпиады по физике./Под ред. С.М.Козела. – М.: ЦентрКом, 1997. –240 с., илл.

    3. Кабардин О.Ф. и др. Физика. Задачник. 9-11 кл.: Пособие для общеобразоват. учеб. заведений/ О.Ф.Кабардин, В.А.Орлов, А.Р.Зильберман. – М.: Дрофа, 1997. – 352 с.: илл.

    4. Слободецкий И.Ш., Орлов. В.А. Всесоюзные олимпиады по физике: Пособие для учащихся 8-10 кл. сред. школы. – М.: Просвещение, 1982. – 256 с., илл.

    5. Задачи московских физических олимпиад/ Под ред. С.С. Кротова. – М.: Наука. Гл. ред. Физ.-мат. лит., 1988. – 192 с. –(Б-чка «Квант». Вып. 60.)

    6. Кабардин О.Ф., Орлов. В.А. Экспериментальные задания по физике. 9–11 классы: учебное пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Вербум-М, 2001. – 208 с.

    7. Лукашик В.И. Сборник задач по физике. 7-9 кл.: Учеб. пособие для общеобразоват. учреждений/ В.И.Лукашик, Е.В.Иванова. – М.: ООО «Издательский дом ОНИКС 21 век»: ООО «Издательство «Мир и образование», 2003. – 288с: илл.

    8. Задачник «Кванта»: Физика. Часть 1/ Под ред. А.Р. Зильбермана и А.И. Черноуцана. – М.: Бюро Квантум, 1997. – 128 с. (Прил. к журналу «Квант» №2/97)

    9. Задачник «Кванта»: Физика. Часть 2/ Под ред. А.Р. Зильбермана и А.И. Черноуцана. – М.: Бюро Квантум, 1997. – 128 с. (Прил. к журналу «Квант» №4/97)

    10. Задачник «Кванта»: Физика. Часть 3/ Под ред. А.Р. Зильбермана и А.И. Черноуцана. – М.: Бюро Квантум, 1997. – 128 с. (Прил. к журналу «Квант» №6/97)

    11. Журнал «Квант».

    12. Журнал «Физика в школе».

    13. Гельфгат И.М., Гендельштейн Л.Э., Кирик Л.А. 1001 задача по физике с ответами, указаниями, решениями. – 5-е изд. – М.: «Илекса», 2001. – 352 с.

    14. Шаскольская М.П., Эльцин И.А., Сборник избранных задач по физике. 3-е изд., стереотипное. – М.: Наука. Гл. ред. физ.-мат. лит., 1969. – 224 с.

Тренировочные задачи.

Тепловые явления. (8 кл.)

  1. Если у воды, находящейся в калориметре, отнять 42 кДж теплоты, то ее температура понизится на 10°С. Если после этого еще раз отнять 42 кДж теплоты, то температура понизится только на 5°С. Найдите массу и начальную температуру воды.

  2. Космонавт в скафандре выходит в отсек орбитальной станции, держа в руках сосуд с во­дой, масса которой равна m. Давление воздуха внутри отсека станции равно 0,01 Па, а температура равна 0°С. Какова будет масса образовавшегося льда? Удельная тепло­та парообразования воды при 0°С равна L, а удельная теплота плавления льда равна λ.

  3. В термос с водой, имеющей температуру t=40°С, опускают бутылочку с детским питанием. Там бутылочка нагревается до температуры t1=36°С, затем ее вынимают и в термос опускают другую точно такую же бутылочку. До какой температуры она нагреется? Перед погружением в термос обе бутылочки имели температуру t0=18°С.

  4. В дне теплоизолированного сосуда (калориметра) имеется небольшое отверстие, через которое может вытекать вода. В сосуд поместили смесь воды и льда при температуре 0°C вместе с электрическим нагревателем мощностью P=600 Вт, и начали следить за изменением температуры содержимого калориметра в зависимости от времени. Экспериментальный график зависимости температуры t от времени τ представлен на рисунке.

    1. Определите массу воды, оставшейся в калориметре к моменту окончания таяния льда.

    2. Какая средняя масса воды вытекала из отверстия калориметра в течение 1 мин?

    3. Сколько льда было в калориметре в начале эксперимента?

    4. Сколько воды находилось в калориметре к концу эксперимента (t=17 мин)?

Принять L=2260 кДж/кг; с=4,2 кДж/(кг·°C), λ=340 кДж/кг.

Движение и силы. (7 кл.)

  1. Динамометр показывает, что мраморный шарик, подвешенный к нему на тонкой нити, весит 1,62 Н. А если шарик погрузить в воду, то динамометр покажет 1,32 Н. Какова плотность мрамора? Плотность воды принять равной 1000кг/м3.

  2. Из двух полушарий, сделанных из разных материалов, склеили шар. Массы половинок отличаются в два раза. Шар плавает в воде, погрузившись ровно наполовину. Найти плотность материала тяжелой половинки.

  3. Стальной шарик плавает в ртути. Как изменится объем погруженной в ртуть части шарика, если сверху долить воды, скрыв полностью весь шарик? Плотность ртути 13600 кг/м3, стали – 7800 кг/м3, воды – 1000 кг/м3.

Правило моментов. (7 кл.)

  1. Система, состоящая из двух однородных стержней, трех невесомых нитей и блока, находится в равновесии. Трение в оси блока отсутствует. Все нити вертикальны. Масса верхнего стержня m1=0,5 кг. Найдите массу m2 нижнего стержня.

  2. Провода над железной дорогой, питающие током электропоезда, натягиваются с помощью системы, показанной на рисунке. Она крепится к столбу и состоит из тросов, блоков с изоляторами и стального груза квадратного сечения со стороной a=20 см. Сила натяжения толстого троса, который идет от крайнего блока к держателю проводов, равна T=8 кН. Какова высота h стального груза? Плотность стали равна с=7800 кг/м3.

  3. Ко дну сосуда при помощи шарнира прикреплена за конец тонкая однородная палочка длиной L. В сосуд медленно наливают воду и отмечают, какая часть длины палочки Lп оказывается под водой. График зависимости относительной части длины палочки Lп/L, находящейся под водой, от высоты h уровня жидкости над дном сосуда изображён на рисунке. Определите плотность материала палочки , если известна плотность воды в.

Решения тренировочных задач

Тепловые явления.

Задача №1.

Решение:

Во втором опыте, отнимая то же самое количество теплоты, полу­чили иной результат. Это означает, что вода отдала 21 кДж, не из­меняя своей температуры. Такое возможно при изменении агре­гатного состояния вещества – в данном случае, - кристаллизации воды в лед. Температура плавления льда равна 0°C, следователь­но, начальная температура воды 15°C. Для охлаждения воды в первом опыте применим известную формулу , где c – удельная теплоемкость воды, равная 4200 Дж/(кг·°C). Отсюда найдем массу воды: .

Ответ: t0=15°C, m=1 кг.

Задача №2.

Решение:

Испарение жидкости идет при любой температуре. Очень низкое давление воздуха приведет к тому, что вылетающие из жидкости молекулы не будут возвращаться обратно – испарение будет про­исходить очень быстро. При испарении жидкость охлаждается. Но вода находится при температуре кристаллизации! Поэтому будет происходить не охлаждение, а кристаллизация воды. Запишем уравнение теплового баланса: .

Учтем, что .

Отсюда, решая систему уравнений, получим ответ: .

Ответ: .

Задача №3.

Решение:

Термос исключает теплообмен с окружающей средой, поэтому можно считать, что количество теплоты, отданное водой, равно количеству теплоты, полученному детским питанием. Запишем уравнение теплового баланса для каждого случая:

Здесь t2 - температура воды и детского питания после установле­ния теплового равновесия во втором опыте, а с1, m1, с2, m2 – соответственно удельная теплоемкость и масса воды, находящейся в термосе и удельная теплоемкость и масса детского питания. Поделим второе уравнение на первое. теплоемкости и массы сократятся, останется одно уравнение с одной неизвестной . Решая его, получим

.

Ответ:

Задача №4.

Решение:

При плавлении кристаллических тел их температура не меняется. По графику видим, что плавление льда происходило в течение 5 минут. Отверстие в дне, а лед в воде плавает – он наверху, поэто­му лед в отверстие не уходит. Все подведенное тепло идет на плавление льда, поэтому

Pτ1=λmл

Отсюда получим массу льда:

Теплообмена с окружающей средой нет, но вода в сосуде с 5-ой по 12-ю минуту нагревается все быстрее и быстрее. Как это мож­но объяснить? Тем, что вода вытекает, масса воды в сосуде умень­шается, а мощность нагревателя остается прежней! Если бы вода не вытекала, этот участок графика был бы прямолинейным. Про­ведем касательные к этому участку графика в начале и в конце.

По ним мы сможем рассчитать массу воды в сосуде в эти момен­ты времени. Поделив разницу найденных масс на время, в течение которого температура воды в калориметре изменялась, найдем расход жидкости.

При кипении идет интенсивный процесс парообразования, а значит, масса воды в калориметре уменьшается двумя путями – вытекая через отверстие и превращаясь в пар.

Вода в калориметре закончится еще до окончания эксперимента!

Ответ: a) ; b) ; c) mл=0,529 кг; d) m=0

Движение и силы. (7 кл.)

Задача №1

Решение:

В воздухе вес шарика . В воде вес шарика меньше на величину силы Архимеда: . Сила Архимеда рассчитывается по формуле . Теперь легко найти плотность шарика – для этого из первой формулы выразим его массу, а из первых трех – его объем: , . Поделим массу на объем и получим плотность шарика: .

Ответ: .

Задача №2.

Решение:

Обозначим массу легкой половинки , тогда масса тяжелой половинки . Шар плавает на поверхности воды – это значит, что сила тяжести, действующая на шар, уравновешивается силой Архимеда. Обозначим объем всего шара . Тогда .

Упрощая и преобразуя последнее уравнение, получим: , а значит

Ответ:

Задача №3.

Решение:

Поскольку шарик плавает, то сила тяжести уравновешивается силой Архимеда. В первом случае это можно записать так: . Во втором случае . Сократим каждое уравнение на и учтем, что .

Выразим, какая часть объема шарика была погружена в ртуть в каждом случае: и .

Таким образом, изменение объема погруженной в ртуть части шарика составляет всего объема шарика, или 3%.

Ответ: уменьшится на 3%.

Правило моментов. (7 кл.)

Задача №1.

Решение:

На верхний рычаг действуют четыре силы: слева – сила натяжения нити T1, справа – сила натяжения нити T2, в центре – сила тяжести m1g и – сила натяжения нити T3. Относительно оси вращения, находящейся в центре верхнего рычага, получаем, что плечи сил T1 иT2 одинаковы и равны L, а силы тяжести m1g и силы натяжения нити T3 равны нулю. Правило моментов в этом случае запишется так: . Отсюда получаем, что обе нити – и левая, и правая натянуты одинаково:

Такое же рассуждение про нижний рычаг дает аналогичный вывод: .

То есть все нити натянуты одинаково! Для простоты, обозначим эту силу T.

Для верхнего рычага сумма сил, действующих вертикально вверх уравновешивается суммой сил, действующих вертикально вниз: . Отсюда находим силу натяжения нити: .

То же самое для нижнего рычага дает . Значит .

Ответ: .

Задача №2.

Решение:

Подвижный блок дает двукратный выигрыш в силе. Если обозначить T1 первого троса, то тогда . Также со следующим блоком: и с последним блоком: .

На груз действует сила тяжести и сила натяжения третьего троса. Эти силы уравновешиваются, значит и .

Используя формулу плотности, найдем объем, а затем и высоту груза: .

.

Ответ: .

Задача №3.

Решение:

Слово «тонкая» означает, что не будь палочка прикреплена шарниром за один конец ко дну сосуда, то она при очень небольшом уровне воды в сосуде начала бы всплывать. Рассмотри эту ситуацию подробнее.

График показывает, что до какого-то уровня воды в сосуде длина погруженной в воду части палочки остается неизменной и равной .

При повышении уровня воды растет угол отклонения палочки от вертикали, и, когда она принимает вертикальное положение, длина погруженной в воду части палочки начинает расти.

Поэтому излом графика соответствует вертикальному положению палочки в воде. Запишем правило моментов относительно оси вращения, проходящей через шарнир в один из моментов времени, когда палочка находится еще в наклонном положении:

Если из точек приложения сил Архимеда и тяжести опустить перпендикуляры на горизонтальную линию, проходящую через шарнир, мы получим два подобных треугольника. В одном и катетом и гипотенузой прямоугольного треугольника, в другом - и также катетом и гипотенузой. Сами треугольники имеют общий угол – а значит, подобны по двум углам.

Из подобия получаем: . Сократив на длину палочки L, получим

Выразим силу Архимеда через плотность воды и объем погруженной части палочки, силу тяжести – через плотность палочки и объем всей палочки и подставим в правило моментов, написанное выше: После упрощения получаем:

Ответ: .

Задачи интернет-олимпиады по физике за 8 класс 2010-2011 учебного годы (I тур)

Блиц-олимпиада.

Уважаемые восьмиклассники!

Вам предлагается решить несколько задач, где требуется проявить хорошее знание материала и сообразительность. Мы постарались подобрать не очень сложные задачи (но и не совсем уж простые!!), поэтому засчитываться они будут по ответу. В конце каждой задачи приведены варианты ответа. Только один из них является правильным. Решение присылать для этих задач не нужно, только назвать правильный ответ!

Задача №1.

На графике приведена зависимость температуры тела от количества теплоты, полученной телом для двух образцов массы 1 кг каждый. Определите по графику, во сколько раз отличаются удельные теплоемкости этих тел, когда они находятся в жидком состоянии.

Варианты ответа:

Задача №2.

В калориметр с водой, температура которой t0, бросили кусочек льда, имевшего температуру 0°C. После установления теплового равновесия оказалось, что четверть льда не растаяло. Считая известными массу воды M, ее удельную теплоемкость c, удельную теплоту плавления льда λ, найдите начальную массу кусочка льда m.

Варианты ответа:

Задача №3.

Экспериментатор Глюк наблюдал за встречным движением скорого поезда и электрички. Оказалось, что каждый из поездов прошел мимо Глюка за одно и то же время t1=23 с. А в это время друг Глюка, теоретик Баг, ехал в электричке и определил, что скорый поезд прошел мимо него за t2=13 с. Во сколько раз отличаются длины поезда и электрички?

Варианты ответа:

А) скорый поезд короче ≈ в 1,77 раз

Б) они равны по длине

В) скорый поезд длиннее ≈ в 1,77 раз

Г) скорый поезд длиннее ≈ в 1,57 раза

Д) скорый поезд длиннее в 1,3 раза

Задача №4.

Прямоугольная льдина длиной 5 м и шириной 2 м плавает в море. Высота льдины, выступающей над поверхностью воды, равна 1 м. Определите объем всей льдины. Плотность воды принять равной 1000 кг/м3, льда 900 кг/м3.

Варианты ответа:

А) 8 м3

Б) 10 м3

В) 90 м3

Г) 100 м3

Д) 108 м3

Задача №5.

В то утро попугай Кешка, как обычно, собирался сделать доклад о пользе банановодства и бананоедства. Позавтракав 5 бананами, он взял мегафон и полез на «трибуну» - на верхушку пальмы высотой 20 м. На полпути он почувствовал, что с мегафоном ему не добраться до вершины. Тогда он оставил мегафон и полез дальше без него. Сумеет ли Кешка сделать доклад, если для доклада нужен запас энергии в 200 Дж, один съеденный банан позволяет совершить работу в 200 Дж, масса попугая 3 кг, масса мегафона 1 кг?

Варианты ответа:

А) нет, ему не хватит энергии долезть до верхушки пальмы.

Б) нет, он залезет на верхушку пальмы, но не хватит энергии на доклад.

В) да, но в конце доклада он пол­ностью потратит всю энергию

Г) да, и в конце доклада у него даже останется запас энергии

Д) да, он даже мог и не оставлять мегафон на полпути

Олимпиадное задание №1. (8 кл.)

  1. В калориметр с водой, температура которой t0, бросили кусочек льда, имевшего температуру 0°C. После установления теплового равновесия оказалось, что четверть льда не растаяло. Считая известными массу воды M, ее удельную теплоемкость c, удельную теплоту плавления льда λ, найдите начальную массу кусочка льда m.

  2. В ведре находится смесь воды со льдом общей массой M=10 кг. Ведро внесли в комнату и сразу же начали измерять температуру сме­си. Получившаяся зависимость температуры от времени изображе­на на рисунке. Удельная тепло­емкость воды с=4200 Дж/(кг·°С). Удельная теплота плавления льда λ=340000 Дж/кг. Определите массу льда в ведре, когда его внесли в комнату. Теплоемкостью ведра пренебречь.

  3. Два малыша – Петя и Вася – решили устроить гонки на движущемся вниз эскалаторе. Начав одновременно, они побежали из одной точки, расположенной точно посередине эскалатора, в разные стороны: Петя – вниз, а Вася – вверх по эскалатору. Время, затраченное на дистанцию Васей, оказалось в 3 раза больше Петиного. С какой скоростью движется эскалатор, если друзья на последних соревнованиях показали одинаковый результат, пробежав такую же дистанцию со скоростью 2,1 м/с?

  4. Колба из стекла плотностью 2,5 г/см3 вместимостью 1,5 л имеет массу 250 г. Груз какой массы надо поместить в колбу, чтобы она утонула в воде? Плотность воды 1 г/см3.

  5. Невесомый рычаг AC установлен на упоре так, что BC в 2 раза больше AB. К рычагу с помощью ниток прикреплены невесомый блок и массивное неоднородное тело. Слева к блоку подвешивают груз так, что система находится в равновесии. Найти отношение массы груза к массе тела.

Решение задач «Блиц-олимпиады».

Задача №1.

На графике приведена зависимость температуры тела от количества теплоты, полученной телом для двух образцов массы 1 кг каждый. Определите по графику, во сколько раз отличаются удельные теплоемкости этих тел, когда они находятся в жидком состоянии.

Варианты ответа:

Решение:

На каждом графике есть два горизонтальных участка, когда тепло подводится к телу. а его температура не изменяется. эти участки соответствуют изменению агрегатного состояния вещества: первый (при более низкой температуре) – плавлению, второй – кипению. Наклонный участок между ними соответствует нагреванию жидкости.

Обозначим единичный отрезок по оси количества теплоты Q0, по оси температур – t0. Тогда, учитывая, что массы тел одинаковы, можем записать:

Поделим первое уравнение на второе и получим, что правильный ответ В)

Ответ: В).

Задача №2.

В калориметр с водой, температура которой t0, бросили кусочек льда, имевшего температуру 0°C. После установления теплового равновесия оказалось, что четверть льда не растаяло. Считая известными массу воды M, ее удельную теплоемкость c, удельную теплоту плавления льда λ, найдите начальную массу кусочка льда m.

Варианты ответа:

Решение:

Поскольку не весь лед растаял, то после установления теплового равновесия в калориметре находится и вода и лед. Это возможно только при температуре плавления льда. Значит, конечная температура системы равна 0°C.

Четверть льда не растаяло, значит растаяло (расплавилось) три четверти льда.

Теплоту, необходимую для плавления, лед получил от воды, охладившейся до нуля градусов Цельсия. Запишем уравнение теплового баланса:

. Отсюда получим ответ Б) .

Ответ: Б).

Задача №3.

Экспериментатор Глюк наблюдал за встречным движением скорого поезда и электрички. Оказалось, что каждый из поездов прошел мимо Глюка за одно и то же время t1=23 с. А в это время друг Глюка, теоретик Баг, ехал в электричке и определил, что скорый поезд прошел мимо него за t2=13 с. Во сколько раз отличаются длины поезда и электрички?

Варианты ответа:

А) скорый поезд короче ≈ в 1,77 раз

Б) они равны по длине

В) скорый поезд длиннее ≈ в 1,77 раз

Г) скорый поезд длиннее ≈ в 1,57 раза

Д) скорый поезд длиннее в 1,3 раза

Решение:

Пусть скорость скорого поезда будем обозначать как v1, а его длину – L1. Для электрички соответственно скорость v2, ее длина – L2. Тогда:

Скорость сближения поезда и электрички равна сумме их скоростей. Поэтому:

.

Выразим из первого уравнения скорость поезда, из второго – скорость электрички и подставим в третье. Решая полученное уравнение, найдем отношение длин поезда и электрички:

.

Ответ: Д).

Задача №4.

Прямоугольная льдина длиной 5 м и шириной 2 м плавает в море. Высота льдины, выступающей над поверхностью воды, равна 1 м. Определите объем всей льдины. Плотность воды принять равной 1000 кг/м3, льда 900 кг/м3.

Варианты ответа:

А) 8 м3

Б) 10 м3

В) 90 м3

Г) 100 м3

Д) 108 м3

Решение:

Льдина плавает, это означает, что сила тяжести уравновешена силой Архимеда, действующей на погруженную в воду часть льдины. Обозначим весь объем льдины V, объем надводной части V1. Тогда объем погруженной части льдины равен V - V1 и

Сократив на g и преобразовав полученное равенство, найдем полный объем льдины:

Ответ: Г).

Задача №5.

В то утро попугай Кешка, как обычно, собирался сделать доклад о пользе банановодства и бананоедства. Позавтракав 5 бананами, он взял мегафон и полез на «трибуну» - на верхушку пальмы высотой 20 м. На полпути он почувствовал, что с мегафоном ему не добраться до вершины. Тогда он оставил мегафон и полез дальше без него. Сумеет ли Кешка сделать доклад, если для доклада нужен запас энергии в 200 Дж, один съеденный банан позволяет совершить работу в 200 Дж, масса попугая 3 кг, масса мегафона 1 кг?

Варианты ответа:

А) нет, ему не хватит энергии долезть до верхушки пальмы.

Б) нет, он залезет на верхушку пальмы, но не хватит энергии на доклад.

В) да, но в конце доклада он пол­ностью потратит всю энергию

Г) да, и в конце доклада у него даже останется запас энергии

Д) да, он даже мог и не оставлять мегафон на полпути

Решение:

Запас энергии, который дают пять съеденных бананов, равен .

Для того, чтобы попугаю Кешке забраться на пальму с мегафоном, потребовалось бы энергии.

После этого у него оставалось 200 Дж энергии на то, чтобы сделать доклад.

Варианты А) – В) неверные, Г) похож на правильный ответ, Д) – правильный ответ.

Ответ: Д).

Решение задач олимпиадного задания №1. (8 кл.)

  1. В калориметр с водой, температура которой t0, бросили кусочек льда, имевшего температуру 0°C. После установления теплового равновесия оказалось, что четверть льда не растаяло. Считая известными массу воды M, ее удельную теплоемкость c, удельную теплоту плавления льда λ, найдите начальную массу кусочка льда m.

Решение:

Поскольку не весь лед растаял, то после установления теплового равновесия в калориметре находится и вода и лед. Это возможно только при температуре плавления льда. Значит, конечная температура системы равна 0°C.

Четверть льда не растаяло, значит, растаяло (расплавилось) три четверти льда.

Теплоту, необходимую для плавления, лед получил от воды, охладившейся до нуля градусов Цельсия. Запишем уравнение теплового баланса:

. Отсюда получим ответ .

Ответ:

  1. В ведре находится смесь воды со льдом общей массой M=10 кг. Ведро внесли в комнату и сразу же начали измерять температуру сме­си. Получившаяся зависимость температуры от времени изображе­на на рисунке. Удельная тепло­емкость воды с=4200 Дж/(кг·°С). Удельная теплота плавления льда λ=340000 Дж/кг. Определите массу льда в ведре, когда его внесли в комнату. Теплоемкостью ведра пренебречь.

Решение:

Температура смеси начала меняться, когда весь лед растаял и в ведре оказалась одна вода. За 10 минут (с 50-й по 60-ю) температура воды увеличилась на 2°C. Qв=cMΔt°.

Лед плавился 50 минут (с 0-й по 50-ю), а значит и тепла получил в 5 раз больше: Qл=5Qв.

Найдем массу льда, первоначально находившегося в ведре: .

Ответ: m=1,2 кг.

  1. Два малыша – Петя и Вася – решили устроить гонки на движущемся вниз эскалаторе. Начав одновременно, они побежали из одной точки, расположенной точно посередине эскалатора, в разные стороны: Петя – вниз, а Вася – вверх по эскалатору. Время, затраченное на дистанцию Васей, оказалось в 3 раза больше Петиного. С какой скоростью движется эскалатор, если друзья на последних соревнованиях показали одинаковый результат, пробежав такую же дистанцию со скоростью 2,1 м/с?

Решение:

Петя и Вася пробежали равные пути, но за разное время. Из формулы скорости следует, что раз Петино время в 3 раза меньше, то его скорость в 3 раза больше Васиной.

Вася бежит вниз, эскалатор тоже движется вниз, поэтому его скорость относительно земли равна сумме этих скоростей:

Петя бежит вверх, а эскалатор движется вниз, поэтому его скорость равна разности этих скоростей:

Отсюда

Ответ: .

  1. Колба из стекла плотностью 2,5 г/см3 вместимостью 1,5 л имеет массу 250 г. Груз какой массы надо поместить в колбу, чтобы она утонула в воде? Плотность воды 1 г/см3.

Решение:

Чтобы колба утонула в воде, необходимо, чтобы колба полностью погрузилась в воду. Объем колбы больше ее вместимости на объем стекла, из которого она изготовлена:

Сила Архимеда, действующая на колбу при полном погружении равна , а сила тяжести, действующая на эту же колбу с грузом, .

Приравняем правые части этих уравнений и сократим на g. Выразим массу груза:

Ответ: .

  1. Невесомый рычаг AC установлен на упоре так, что BC в 2 раза больше AB. К рычагу с помощью ниток прикреплены невесомый блок и массивное неоднородное тело. Слева к блоку подвешивают груз так, что система находится в равновесии. Найти отношение массы груза к массе тела.

Решение:

На груз действует сила тяжести Mg и сила натяжения нити T1. Груз покоится, значит силы уравновешены: .

На блок действуют две силы натяжения T1, и сила натяжения верхней нити T2. Эти силы также уравновешивают друг друга. Блок невесомый, поэтому силу тяжести учитывать не нужно: .

На рычаг действуют две силы: слева – сила натяжения верхней нити T2 и справа – сила натяжения третьей нити T3. Плечо силы T3 в 2 раза больше, значит сама сила в 2 раза меньше: .

На тело действуют две нити с силами и вертикально вверх и сила тяжести mg вертикально вниз. Они также уравновешивают друг друга. Получаем и .

Ответ: . Масса груза к массе тела равна ½.

gigabaza.ru

"Попугай Кеша". Задачи на внимание

НАЧАЛЬНАЯШКОЛА
ОСНОВНАЯИ СРЕДНЯЯ
ОБОБЩЕНИЕОПЫТА
ТЕМ ВРЕМЕНЕМВ БЛОГАХ... еще... КОММЕНТАРИИ еще... Татьяна Владимировна, очень приятно, что Вам понравилась работа! Благодарю за от... Большое спасибо за игру, Наталья Николаевна! Забираю для внуков! А на будущий год будет у Вас маленький юбилей - пятилетка "Тотального дикта... Наталья Николаевна! Спасибо за игры на развитие внимания! Большое спасибо Вам за внимание к работе и положительный отзыв! Раиса Поликарповна, благодарю Вас за добрые слова, за внимание к блогу! Наверное...

Математика 1 класс

• 1 класс • игра, викторина , презентация, задачи 10.11.2015
Презентация "Попугай Кеша" создана для учащихся 1 класса, УМК любой. Данный материал можно использовать на уроках математики, а также во внеурочной деятельности.

Презентация создана с использованием технологического приёма "Пазлы". Детям предлагается решить двенадцать шуточных задач на внимание. Можно проверить ответ задачи, нажав на рисунок. Правильно решив все задачи, дети соберут пазл "Попугай Кеша".

© Неверова Ольга Ивановна Неверова Ольга Ивановна Понравилось? Сохраните и поделитесь:

По кнопке ниже вы можете скачать "Попугай Кеша". Задачи на внимание категории Математика 1 класс бесплатно. Будем благодарны, если вы оставите отзыв или посмотрите еще другие материалы на нашем сайте. Документ является презентация, задачи.

Скачать материал 3.9Mb Загрузка началась... Понравился сайт? Получайте ссылкина лучшие материалы еженедельно! Подарок каждому подписчику!
Рекомендации:

Порядок вывода комментариев: По умолчаниюСначала новыеСначала старые

Ольга Ивановна! Спасибо за Ваш труд. Ярко, познавательно! Обязательно воспользуюсь.

Nevolja #9 | 10.11.2015 | 19:57 | 0

Спасибо, Татьяна Григорьевна! Думаю, детям будет интересно.

Ольга Ивановна, спасибо за интересную и красочную работу!

Nevolja #10 | 10.11.2015 | 19:59 | 0

Татьяна Ивановна, спасибо за высокую оценку материала.

DAN64 #3 | 10.11.2015 | 12:37 | 0

Ольга Ивановна, молодец! Поздравляю Вас с освоением нового технологического приёма.

Nevolja #11 | 10.11.2015 | 20:00 | 0

Спасибо, Надежда Георгиевна, за поздравление! Продвигаюсь мелкими шажками.

DAN64 #18 | 10.11.2015 | 20:17 | 0

Ничего не мелкими, Ольга Ивановна. Как неделя, так новый приём. Даже репутацию Вам не могу повысить, не пропускает СУП.

Nevolja #21 | 10.11.2015 | 20:21 | 0

Не обращайте на это внимание, не в репутации счастье!

DAN64 #22 | 10.11.2015 | 20:43 | 0

Хочется же как-то Вас за работу отблагодарить, а увы...

Nevolja #25 | 11.11.2015 | 03:52 | 0

Комментарий, позитив ...

Ольга Ивановна! Красочная и познавательная презентация у Вас получилась. Детишкам будет интересно. Спасибо за ресурс!

Nevolja #12 | 10.11.2015 | 20:02 | 0

Наталья Юрьевна, спасибо за добрые слова в адрес моей работы!

Ольга Ивановна! Вы на лету всё ловите! Яркая, увлекательная работа! Спасибо за задачки на внимание!

Nevolja #13 | 10.11.2015 | 20:04 | 0

Ирина Петровна, коллеги подталкивают, не дают сидеть на месте. Спасибо за внимание к работе.

Ольга Ивановна, благодарю за познавательный ресурс для уроков математики.

Nevolja #14 | 10.11.2015 | 20:06 | 0

Анжелика Владимировна, материал можно предложить в любом классе начальной школы. Спасибо за оценку презентации.

Ольга Ивановна, задачи на сообразительность я решила! Интересная подборка!

Nevolja #16 | 10.11.2015 | 20:12 | 0

Задачи были в бумажном варианте, пригодились для сопровождения пазлов. Спасибо, Наталья Николаевна, за урок по созданию и практическому применению данного технологического приёма!

Приятно, что мой урок оказался для Вас полезным!

Nevolja #19 | 10.11.2015 | 20:18 | 0

Я многое от Вас узнала и многому научилась. Все видеоуроку прошла, теперь буду их воплощать в жизнь.

Спасибо за добрые слова, Ольга Ивановна!

Ольга Ивановна, спасибо за полезный материал. Беру к себе в копилку.

Nevolja #15 | 10.11.2015 | 20:09 | 0

Татьяна Николаевна, буду рада, если материал будет Вам полезен! Спасибо за оценку!

annatim #23 | 10.11.2015 | 23:04 | 0

Ольга Ивановна! Спасибо за нужный и полезный ресурс.

Nevolja #24 | 11.11.2015 | 03:45 | 0

Анна Викторовна, спасибо за внимание и оценку работы!

kor_lb #26 | 12.11.2015 | 13:57 | 0

Ольга Ивановна! Какой потенциал, оказывается, Вы так долго скрывали! Спасибо Вам за новый ресурс!

Nevolja #27 | 12.11.2015 | 16:00 | 0

Любовь Николаевна, жизнь заставляет учиться новому! Трудно, но продвигаюсь.

И я беру в свою копилочку этот чудесный ресурс! Обязательно использую на уроках со своими первоклашками! Удачи!

easyen.ru


Смотрите также