Международные дни учета птиц в Олекминском районе Республики Саха (Якутия). День учета птиц


Международные дни учета птиц в Олекминском районе Республики Саха (Якутия)

Библиографическое описание:

Кучменко Н. Г., Закирова Г. Ф. Международные дни учета птиц в Олекминском районе Республики Саха (Якутия) // Молодой ученый. — 2016. — №29. — С. 234-237. — URL https://moluch.ru/archive/133/37340/ (дата обращения: 17.12.2018).



В первые, выходные дни октября на нашей планете отмечаются Международные дни наблюдения птиц. В это время сотни тысяч людей во всем мире отправляются в леса, парки, на луга, болота, на морские и речные побережья, чтобы наблюдать за пернатыми в естественных для них условиях. Эта экологическая акция позиционируется как новый вид отдыха для населения Земли. Впервые она прошла в 1993 году по инициативе Международной ассоциации по охране птиц (BirdLife International). Сегодня в акции принимают участие сотни тысяч любителей птиц из более 100 стран мира.

Основных целей, которые ставят перед собой организаторы этого экологического мероприятия, две. Первая — общественно-просветительская — стремление привлечь внимание людей к миру птиц и проблемам сохранения мест их обитания. Вторая цель — научная — получение свежих данных о миграциях, позволяющих оценить численность разных видов птиц и выяснить пути их перелетов.

Главная задача участников Дней наблюдений — отметить на специальном листе всех встреченных за определенный промежуток времени пернатых, а затем направить результат «переписи» в национальные координационные центры. Наблюдать и учитывать птиц можно повсюду — на улицах, в парке, за городом, в лесу, — чем с удовольствием и занимаются любители природы разных профессий и дети. Оказывается, результаты такого массового одновременного учета птиц имеют и огромное научное значение. Во многих странах даже проводятся национальные состязания, в которых побеждает тот, кто сумел встретить большее количество видов птиц и смог учесть наибольшее число особей. Жители России присоединились к участию в Днях наблюдений птиц с 1995 года.

МБУ ДО «Центр творческого развития и гуманитарного образования школьников» МР «Олекминский район» Республики Саха (Якутия) является инициатором проведения течение ряда лет в Олекминском районе Международных дней учета птиц. До 2016 года Международные дни учета птиц проводились в первые, выходные дни октября. По многочисленным просьбам участников акции из северных регионов Союз охраны птиц России увеличил сроки проведения Дней наблюдения птиц в 2016 году. Наша страна огромна, климатические условия различны. В сроки удобные европейцам, большинство перелетных птиц уже покидают родные края. В Европе дни наблюдений прошли 1–2 октября, а в Россииучитывали птиц— целую неделю. Практика организации мероприятия в 2016 году показала, что увеличение сроков проведения мероприятия дает возможность привлечение более многочисленного круга участников.

В Международных днях учета птиц -2016 года приняло участие- 569 человек, из которых 514 детей и 55 взрослых. Из 24 образовательных учреждений принявших участие в акции: 1 учреждение дополнительного образования, 9 детских садов, 3 начальных школы — детский сад, 11 основных и средних общеобразовательных школ. К 23 ОУ Олекминского района присоединилось 1 образовательное учреждение Ленского района, МБОУ СОШ № 2 г. Ленска.

Рис. 1.Количество участников акции по годам

Среди 514 детей участников акции Международных дней учета птиц -2016: 161 дошкольник, 307 учащихся начальных классов, 43 учащиеся среднего звена, 3 старшеклассника.

Рис. 2. Распределение участников, акции Международных дней учета птиц-2016, по возрастам

Необычно прошла осень в этом году. Казалось, в сентябре наступило так и не начавшееся лето, а в начале октября резко похолодало и выпал снег. Именно в эти дни многие олекминчане с восторгом наблюдали, как, соединяясь в большие стаи, улетали на юг гуси и лебеди. Некоторые, наблюдали такую картину впервые. Объяснить такое явление, можно тем, что в по-летнему теплом сентябре и водоплавающие птицы — гуси, утки, лебеди, журавли, цапли — не спешили с отлетом, потихоньку собирались в стаи, готовились к отлету, набирая вес, а с резким похолоданием «встали на крыло». Мокрый снег, ветер, плохая видимость стали причиной тому, что стаи птиц пролетали низко над городом и населенными пунктами района, дав возможность наблюдательным ребятам и взрослым полюбоваться таким осенним пейзажем. При более благоприятных условиях птицы пролетают над нашим городом гораздо раньше и выше, преимущественно в ночное время, поэтому и увидеть их удается не каждому. Птицы стараются останавливаться во время перелетов на отдых, питание в местах малодоступных человеку, если нет экстремальных погодных условий.

В 2016 году учтено 5681 особей птиц, 23 видов. Доминантными видами, в период проведения акции, среди перелетных видов были: гуси-1631, лебеди-1007, черная ворона-682, дрозды -367. Можно предположить, что большое количество встреч с перелетными птицами при проведении Международных дней учета птиц-2016 связано со стойкой, теплой осенней погодой в сентябре и резкими изменениями погоды, похолодание и снегопады в последних числах сентября в первых числах октября. Среди зимующих птиц доминантными были: воробьи-1044, свиристели-109. Единичные встречи в период проведения акции произошли в селах Юнкюрь — коршун(2), Даппарай — тетерев(1), глухарь (2), Олекминское — сорока(2).

По итогам акции 46 руководителей акции из ОУ района получили электронные сертификаты участников Международных дней учета птиц-2016 года от Союза охраны птиц России. Материалы по проведенной акции представлены на сайте учреждения, фейсбуке https://www.facebook.com/cnirsh/, в Зеленых школах Олекмы «Летели гуси-лебеди» http://olekmagreenschools.blogspot.ru/2016/10/blog-post.html.

Рис. 3. Участники Международных дней учета птиц г.Олекминск, педагог дополнительного образования Гажала О. Г. и ее воспитанники

В последнее время на территории нашего города и района по данным Международных дней учета птиц участники акции наблюдают птиц, которые раньше не наблюдались. Например, ряд лет в дни учета учащиеся Амгино-Олекминской СОШ встречают сорок. По информации из Сводного аннотированного списка позвоночных животных заповедника «Олекминский» представитель семейства врановых, сорока — Pica pica (Linnaeus, 1758) очень редкий залетный вид. Одиночные встречи регистрируются в осенние периоды до начала сильных заморозков. [1, с. 55] Есть данные о том, что на протяжении ряда лет в районе села Олекминское наблюдают сорок, которые из года в год прилетают сюда гнездиться. Это не говорит о том, что меняется климат, скорее всего, расширяется ареал обитания этих птиц, их численность, они ищут новые места для гнездования.

В исследовательской работе учащегося РГ «Эврика» Яриахметова Юрия Руслановича, руководитель Николаева Галина Ивановна, научный руководитель Дегтярев Виктор Григорьевич, доктор биологических наук «Утка-мандаринка в Олекминском районе» [2], говорится о том, что в последнее десятилетие на территории Якутии регулярно регистрируются залеты птиц, ареалы которых располагаются в непосредственной близости, так и на значительном удалении. [3] В последнее десятилетие зарегистрированы также залеты, в том числе и на территории Олекминского района горного гуся в 2008 году. [4] Утка-мандаринка ежегодно проникает на территорию Олекминского района, что в совокупности с данными по остальной части Якутии позволяет утверждать, что фауна Якутии пополнилась новым видом. Проникновение утки мандаринки в Якутию, по-видимому, связано с восстановлением численности в ее естественном ареале. Возможно, появление сорок в Олекминском районе имеет схожие причины.

Мы благодарим всех участников акции и надеемся, что в будущем году к нам присоединится еще большое количество участников, что позволит узнать много интересного о перелетных и зимующих птицах в нашем районе.

Литература:
  1. Ревин Ю. В., Тирский Д. И. Сводный аннотированный список позвоночных животных заповедника «Олекминский».- Олекминск,2010. с. 55, -102с.
  2. Яриахметов Ю. Р. Утка мандаринка в Олекминском районе.//Юный ученый. -2016.-Вып 4.1.(07.1)- с19–21.-123с.
  3. Дегтярев В. Г. Водноболотные птицы в условиях криоаридной равнины.-Новосибирск: Наука, 2007.-292 с.
  4. Тирский Д. И. Залет горного гуся в юго-западную Якутию//Казарка, 2008.-Вып.11(2) — с.191–193
  5. http://www.calend.ru/holidays/0/0/3127/

Основные термины (генерируются автоматически): Олекминский район, Международный день учета птиц, птица, Международный день учета, участник акции, Якутия, выходной день октября, последнее десятилетие, дополнительное образование, Союз охраны птиц России.

moluch.ru

Методическая разработка "листовка - Международные дни учета птиц"

Для подготовки внеклассного мероприятия можно использовать информационные листовки. В них желательно указать важные и интересные факты, цели и способы участия в предполагаемом мероприятии.

Просмотр содержимого документа «Методическая разработка "листовка - Международные дни учета птиц"»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЯЛТИНСКАЯ ГИМНАЗИЯ ИМ.А.П. ЧЕХОВА»

Международные дни наблюдения птиц

Сотни тысяч людей во всем мире отправляются в леса, парки, на морские и речные побережья, чтобы наблюдать за пернатыми в естественных для них условиях.

Основных целей, которые ставят перед собой организаторы этого экологического мероприятия, две.

Первая – общественно-просветительская – стремление привлечь внимание людей к миру птиц и проблемам сохранения мест их обитания.

Вторая цель – научная – получение свежих данных о миграциях, позволяющих оценить численность разных видов птиц и выяснить пути их перелетов.

Главная задача участников Дней наблюдений – отметить на специальном листе всех встреченных за определенный промежуток времени пернатых, а затем направить результат «переписи» по электронной почте в координационный центр.

Оказывается, результаты такого массового одновременного учета птиц имеют огромное научное значение. Во многих странах даже проводятся национальные состязания, в которых побеждает тот, кто сумел встретить большее количество видов птиц и смог учесть наибольшее число особей.

Учитель химии

МКОУ «Ялтинская гимназия имени А. П. Чехова

Грибанова О. А.

multiurok.ru

Методическая разработка "листовка - Международные дни учета птиц"

Для подготовки внеклассного мероприятия можно использовать информационные листовки. В них желательно указать важные и интересные факты, цели и способы участия в предполагаемом мероприятии.

Просмотр содержимого документа «Методическая разработка "листовка - Международные дни учета птиц"»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЯЛТИНСКАЯ ГИМНАЗИЯ ИМ.А.П. ЧЕХОВА»

Международные дни наблюдения птиц

Сотни тысяч людей во всем мире отправляются в леса, парки, на морские и речные побережья, чтобы наблюдать за пернатыми в естественных для них условиях.

Основных целей, которые ставят перед собой организаторы этого экологического мероприятия, две.

Первая – общественно-просветительская – стремление привлечь внимание людей к миру птиц и проблемам сохранения мест их обитания.

Вторая цель – научная – получение свежих данных о миграциях, позволяющих оценить численность разных видов птиц и выяснить пути их перелетов.

Главная задача участников Дней наблюдений – отметить на специальном листе всех встреченных за определенный промежуток времени пернатых, а затем направить результат «переписи» по электронной почте в координационный центр.

Оказывается, результаты такого массового одновременного учета птиц имеют огромное научное значение. Во многих странах даже проводятся национальные состязания, в которых побеждает тот, кто сумел встретить большее количество видов птиц и смог учесть наибольшее число особей.

Учитель химии

МКОУ «Ялтинская гимназия имени А. П. Чехова

Грибанова О. А.

multiurok.ru

Всероссийский учёт водоплавающих птиц пройдёт в ближайшие выходные дни

Всероссийский учёт водоплавающих птиц пройдёт в ближайшие выходные дни, 16 и 17 января, по всей стране. Заповедник «Брянский лес» выступает региональным координатором общероссийского проекта.Водоплавающие птицы все чаще остаются зимовать в средней полосе Европейской России, Поволжье и южной Сибири. Для того чтобы выяснить, насколько важны для птиц подобные «холодные зимовки», какие виды зимуют здесь и в каком количестве, Союз охраны птиц России проводит ежегодный среднезимний учёт водоплавающих птиц.Учёт проводят специалисты-орнитологи, однако им, зачастую, не под силу охватить все места зимовок, и не обо всех местах зимних скоплений уток они знают. Поэтому Союз охраны птиц России приглашает принять участие в учёте всех любителей птиц. Широкое участие населения станет большим подспорьем учёным. Мониторинг массовых видов и их местообитаний имеет и практическое значение. Данные об изменении численности и размещении птиц могут служить индикаторами социально-экономической обстановки, состояния водоёмов и т.п. К тому же, учёт – это прекрасная возможность познакомиться с зимующими водоплавающими своего края.- Чаще всего на Брянщине остаются зимовать кряквы, - говорит Сергей Косенко, орнитолог, ведущий научный сотрудник заповедника «Брянский лес». – Кроме того, иногда на незамерзающих водоемах Брянска и области встречаются лебеди, большая поганка чомга, разные северные утки. Хорошо бы вместе с учётом устроить ещё и новогодний стол водоплавающим: покормите их хлебом, и будет приятно и вам, и птицам.Свои наблюдения присылайте по адресу [email protected] Обязательно укажите время, место, дату, название водоёма, погоду, ледовую обстановку, число  птиц и видом, их размешенное, поведение птиц по отношению к человеку, свои фамилию, имя и отчество.В рамках акции Союз охраны птиц России проводит фотоконкурс «Утиное селфи». Актуальные фотографии  будут  приниматься в мероприятиях ВКонтакте и Facebook. Номинации фотоконкурса: «Самое большое скопление уток»; «Самый оригинальный кадр». Также предусмотрен приз зрительских симпатий (определяется по числу «лайков» под фотографией). Помните, пожалуйста, об этичном и бережном отношении к птицам во время съёмки! Вот сюда можно присылать фотографии -https://vk.com/event111325037. А вот здесь – подробности мероприятия, методика проведения учёта, другие подробностиhttp://www.rbcu.ru/news/press/31075/.

news.zapoved.ru

Сценарий проведения праздника для младших школьников, посвященного Всемирным дням учета перелетных птиц

Команда Дарвинисты

Описание акции

В рамках участия в Дистанционной эколого-биологической викторине нами была проведена творческо-образовательная акция для учащихся 2-3 классов, посвященная Всемирным Дням учета перелетных птиц! Нашей целью и задачей было рассказать младшим школьникам о Всемирных днях наблюдения за птицами и познакомить их с техникой наблюдения за ними. В ходе данного мероприятия дети узнали много нового и интересного о перелетных птицах, и что в первые выходные октября ежегодно проводятся Всемирные Дни наблюдения за птицами. Дети с удовольствием попробовали понаблюдать за пернатыми друзьями в бинокли, делились радостью, что смогли разглядеть сорок и ворон. Мы рассказали ребятам о том, что же необходимо для более точного наблюдения и определения птиц. Девочки и мальчики с радостью поучаствовали в играх, которые мы проводили, внимательно и с интересом слушали наши рассказы об отличительных признаках птиц, о том, какие у птиц голоса, куда записывать и отправлять собранные ими данные об увиденных птицах, когда появился первый определитель и как им пользоваться. Завершая нашу акцию мы вручили детям буклеты, в которых постарались отразить всю необходимую информацию, которая поможет им наблюдать и считать птиц!

Сценарий мероприятия

Действующие лица: Старец (Николай Колбешкин), Осень (Анастасия Новожилова), Птичка (Анастасия Буданова), Хулиган (Александр Городилов)

Мудрый старец: Здравствуйте ребята, узнали кто я? (Дети отвечают). Да, я мудрый старец, и знаю все обо всем! Сегодня к вам я пришел не один! Со мной пришла царица богатого урожая - золотая осень.

Осень: Здравствуйте ребята!

Поспевает брусника,

Стали дни холоднее,

И от птичьего крика

В сердце только грустнее.

Стаи птиц улетают

Прочь, за синее море.

Все деревья блистают

В разноцветном уборе.

Мудрый старец: Каждую осень, когда ещё не закончились полевые работы, наши пернатые друзья и помощники покидают родные края и спешат куда-то вдаль. Летят рядами, шеренгами, беспорядочными кучами и поодиночке.

Осень: Ребята, а вы знаете какие перелетные птицы покидают наш родной края и летят в теплые страны, чтобы пережить холодную зиму? (Дети отвечают). А узнать перелетных птиц нам помогут загадки и так:

Важно по земле шагает,Клювом почву протыкает,Вредных — съест, он молодецА зовут его…(скворец).

Ноги – длинны, длинен нос,Что он на обед принёс?Змей, улиток, лягушатДля любимых …(аистят)

По весне то там, то тутПесню весело поют:«Ах, качи, качи, качи,Прилетели к нам …(грачи)»

Спрятавшись среди ветвей,

Поёт славно…(соловей)

Я на елке, на суку,

Счет веду:

КУ-КУ, КУ-КУ!...(кукушка)

Осень: Старец, а расскажи нашим ребятам, что же заставляет перелётных птиц каждой осенью и весной совершать такие дальние путешествия?

Мудрый старец: Ребята, а вы сами знаете, почему птицы улетают? (Дети отвечают).

Многие птицы способны защитить себя зимой благодаря пуху, который растет под оперением. Он задерживает теплый воздух и защищает птицу от холода. Большинство птиц улетают по другой, более существенной причине — недостатку еды в зимние месяцы. Основной рацион большинства птиц составляют насекомые, которые зимой или умирают, или впадают в спячку. Поэтому птицам становится трудно добывать себе еду. На юге насекомые не погибают от холодов. Их можно ловить столько, сколько нужно для пропитания. Аисты и цапли улетают на юг, когда замерзают пруды. Лед укрывает лягушек, жаб, маленьких рыбок и личинок.

Птица: Ой Ой, помогите , хнык хнык (убегая от хулигана)!

Хулиган: стреляет по птице из рогатки и смеется.

Осень: что же ты делаешь, ну как перестань, ребята правильно ли поступает этот мальчик?

Хулиган: Она у меня в огороде все семечки склевала!

Старец: Какой ты не хороший мальчик (нравоучения), она ведь есть хочет!!!

Птица: Извините, правда очень кушать хотелось!!!

Осень: Ребята, простим птичку? (Дети отвечают), Птичка, а расскажи нам всем о себе, кто ты такая?

Птица: Меня вы можете узнать по длинным острым крыльям и длинному раздвоенному хвосту Я – птица воздуха. Летаю высоко в небе, неустанно ловлю мелких мошек, мух и комаров. Но когда на небе появляется много туч, я тогда низко к земле опускаюсь. Особенно плохо и голодно нам в дождливую погоду, когда насекомые прячутся. Жизнь моя тесно связана с жизнью человека. Я свое гнездо строю под крышей домов. Считается, что если такая птица поселилась под крышей дома, это к СЧАСТЬЮ.

Узнали меня??? (Дети отвечают)

Осень: Ой, как интересно!

Птица: Только вот я еще кушать хочу (стеснительно)!

Осень: Ребята, а давайте покормим ласточку?

Мы сейчас сыграем в игру: я буду называть продукт, если ласточка этим питается, вы хлопаете, а если нет, то топаете! Колбаса, мухи, конфеты, стрекозы, шоколад, кузнечики, сверчки

Какие вы молодцы!!!

Птица: Ой, спасибо накормили, очень вкусно, ну а теперь я хочу с вами поиграть, вы ведь любите играть?

Дети изображают ворон, они стоят и выполняют движения в соответствии с текстом. Слова «кар-кар-кар» произносят все дети.

Вот под елочкой зеленойСкачут весело вороны:«Кар-кар-кар!» (громко)Целый день они кричали,Спать ребятам не давали:«Кар-кар-кар !»( Дети размахивают руками как крыльями)Только к ночи умолкаютИ все вместе засыпают:«Кар-кар-кар!» (тихо)(Садятся на корточки, руки под щеку — засыпают)

Осень: Спасибо тебе ласточка за игры!

Осень: А знаете ребята, что в мире ежегодно проводят дни наблюдения перелетных птиц.

Старец: Верно, в первые выходные октября на нашей планете отмечаются Всемирные дни наблюдения за птицами. В этом году они будут проходить 3 и 4 октября. В это время сотни тысяч людей во всем мире отправятся в леса, парки, на луга, болота, на морские и речные побережья, чтобы наблюдать за пернатыми в естественных для них условиях.

Осень:Ребята а вы бы хотели узнать, зачем проводятся эти всемирные дни наблюдения за птицами!

Птицы – наиболее заметные, привлекательные и любимые человеком "животные". За ними интересно наблюдать, их поведение разнообразно, высока экологическая роль. Многие из окружающих нас птиц нуждаются во внимании и заботе, так как места их обитания пострадали из-за неразумной хозяйственной деятельности человека. Осенние дни наблюдений птиц – это в большей степени просветительско-образовательное мероприятие. Основная его цель – привлечь людей к наблюдению за птицами.

Походная одежда, бинокль, полевой определитель и блокнот с ручкой - вот что необходимо начинающему наблюдателю. Это увлечение получило широкое распространение в 1930-х годах вместе с развитием производства биноклей, придя на смену коллекционированию ракушек и бабочек. Примерно в то же время в Америке был опубликован «Полевой справочник птиц» Роджера Тори Питерсона. Это был первый в мире полевой определитель, при помощи которого у людей появилась возможность надежно опознавать птиц. С тех пор «охота» на птиц с биноклями стала популярной во всем мире.

Наблюдать и считать птиц можно повсюду – на улицах, в парке, за городом, в лесу, – чем с удовольствием и занимаются любители природы разных профессий и конечно же дети. Результаты ваших наблюдений и подсчетов необходимо обязательно записывать в специальный блокнот, а потом передавать в специальные центры регистрации. Результаты такого массового одновременного подсчета птиц имеют большое научное значение.

Мудрый старец: Но ребята, перед тем как изучать птиц района, где будут осуществляться исследования, следует ознакомиться с общими сведениями о птицах, образом их жизни, а главное — научиться определять птиц. Практические советы, как определять птиц, и таблицы для определения есть в специальных книгах. Птиц можно определять, держа их в руках и рассматривая особенности внешнего вида. Нужно хорошо знать их голоса, привычки, места, где они питаются или строят гнезда. Эти знания приобретают в процессе многолетней работы в природе, а книга здесь вам обязательно поможет.

Осень: А я пожалуй дам вам несколько практических советов как определять птиц:

В облике промелькнувшей в зарослях птицы наблюдатель должен выделять основные и самые броские отличительные особенности. Это в первую очередь величина птиц — ее следует определять не в сантиметрах, а примерно, сравнивая с самыми обычными птицами — воробьем, скворцом, вороной, голубем.

Размеры и форма клюва позволяют отнести незнакомую птицу к группе тонкоклювых (они питаются насекомыми) или, наоборот, к толстоклювым любителям зерна, семян, словом, растительного корма.

В оперении птиц нужно выделять наиболее заметные детали — длину и форму хвоста, крыльев, особенности расцветки, например полоски на крыльях, наличие «шапочки» на голове, «галстука» на шее, или «передничка» на грудке. Обращайте внимание, есть ли светлые перья в хвосте, как они расположены — по бокам или в середине. Одновременно отметьте особенности поведения птиц, прислушивайтесь к их голосам.

Знаете как говорят птицы?

Ворона – кар-кар.

Дятел – тра-та-та.

Синица – пили-пили.

Голубь – чуф - фы.

Зяблик – рю-рю-рю.

Сорока – ча-ча-ча.

Грач – кра –кра.

Дрозд – филипп - филипп.

Овсянка – зинь –зинь.

Иволга – фиу-тиу-лиу.

Пеночка – тинь - тинь.

Горихвостка – фи-ить (Птица года 2015).

Кукушка – ку-ку.

Воробей чик-чирик.

Птица: А вы бы хотели принять участие в этой акции «Всемирные дни наблюдения за птицами»?

Давайте вместе сейчас попробуем понаблюдать за птицами на вашем пришкольном участке, смотрите как у вас тут красиво, и даже есть домики для птиц, кто же в них живет? (скворцы)

(дети берут бинокли, и пробуют понаблюдать за птицами)

Птица: Дети, какие же вы молодцы, спасибо за теплый прием, мне у вас очень понравилось, но мне пора, улетать в теплые страны, и я прошу что бы вы написали мне на память понравилась ли вам наша встреча и будете ли вы и дальше трепетно относиться к миру птиц и принимать участие во всемирных днях наблюдения птиц! увидимся в следующем году!(дети прощаются с птицей)

Осень: Вот и подошло к концу наше знакомство с перелетными птицами и Всемирными днями наблюдения за ними, надеемся что вам очень понравилось, и вы обязательно будете и дальше наблюдать за птицами! А на память мы вам подарим буклеты в которых вы найдете всю необходимую информацию о том, как принять участия во Всемирных днях наблюдения за птицами, а так же практические советы как наблюдать за птицами!

Анализ проведенного опроса

В завершении нашего мероприятия мы провели опрос. Мы письменно оформили анкеты, в которых спросили у ребят о важности и целях проведения Всемирных Дней наблюдений птиц. В ходе исследования ответов, полученных от учащихся, мы сделали вывод, что ребята правильно поняли смысл проведения мероприятий, посвященных учету перелетных птиц. Ребятам очень понравилось проведенное нами мероприятие. Дети были очень активны, сами задавали вопросы, а мы с удовольствием отвечали на них. В ходе данного мероприятия их все больше интересовала жизнь птиц и их отличительные особенности. Именно поэтому ребята захотели поучаствовать во Всемирных днях наблюдения за птицами и сказали, что обязательно 3-4 октября они вооружатся биноклями, блокнотами и ручками, и отправятся в лес, на поля и на огороды, чтобы понаблюдать и подсчитать количество увиденных птиц и привлекут к этому занятию своих друзей и родителей. Нам удалось привлечь внимание ребят к проблемам мира птиц! Детей всерьез заинтересовала работа с пернатыми друзьями, и они обязательно внесут свой вклад в проведение акции Всемирные Дни наблюдения перелетных птиц.

infourok.ru

Положение Областной акции"Международный день птиц"

Утверждаю директор ГКОУ СО

«Верхотурская вечерняя школа»

Головкова Т.В.

Положение Областной акции

« Международный день птиц»

Областная акция «День птиц» - проводится в начале апреля в рамках Международных Дней наблюдений птиц, программ «Parus» и Евразийские рождественские учёты птиц, Международного Дня птиц ( 1 апреля)- целью является привлечение внимания человечества к проблемам охраны окружающей природной среды, воспитания бережного и внимательного отношения к природе, получения опыта практической природоохранной деятельности.

Цель акции : Активизировать природоохранные знания обучающихся . повысить интерес к охране природы, обогатить интеллект обучающихся дополнительными знаниями.

Задачи акции: 1.Показать значимость природоохранных знаний в жизни человека.

2.Создать условия для реализации творческих возможностей обучающихся и повысить мотивацию по участию в охране природы.

3..Содействовать развитию у обучающихся культуры общения.

Организаторы: ГКОУ СО « Верхотурская вечерняя школа»,

Бессонова ЕИ. -Учитель биологии – химии ,ВКК.,

Сроки проведения: с 06.04 г. по 18.04. 2016 г. Заявки принимаются до 10 апреля . Творческие отчеты принимаются до 20 апреля 2016г на электронный адрес –

Условия участия: К участию приглашаются инициативные группы- Государственные Казённые Образовательные Учреждения Свердловской области вечерних школ.

Акция состоит из двух взаимосвязанных этапов:

1 этап. Учёт птиц ,обитающих на близ лежащих территориях.

Самостоятельно подобрать методики наблюдения за птицами. Составит отчет согласно использованной методике.

2 этап. Конкурс рекламы «Кругосветное путешествие с птицами» (ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ).

Перелетные птицы на зиму улетают в дальние жаркие страны. Предлагаем составить описание туристического маршрута от лица птицы, вернувшейся с зимовки, в виде рекламного листа, в который вы можете включить следующие вопросы:

- Вид птицы, место зимовки которой вы будете рекламировать.

- В какие сроки птица улетает и возвращается с зимовки.

- Описание места зимовки.

- Описание маршрута перелёта, сколько времени необходимо, чтобы добраться до места зимовки (можно приложить карту-схему маршрута перелёта).

- Чем питается птица на «курорте».

- Какая погода ожидает птиц- «туристов» на месте «отдыха».

- Какие опасности подстерегают птицу при перелёте, как избежать этих опасностей.

- Какие виды птиц могут быть «соседями по пляжу».

- «Отзывы» птиц, побывавших на «курорте» ранее.

Реклама может быть оформлена в виде плаката , в виде брошюры или в виде буклета. В рекламе могут быть использованы фотографии или рисунки птицы – «туриста».

Участники АКЦИИ – Обучающиеся ГКОУ СО вечерних школ ( ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ , ГРУППОВЫЕ РАБОТЫ ).

Требования к отчёту о проделанной работе по этапам

Предоставить электронный вариант отчёта, состоящего из следующих разделов:

Раздел 1.Титульный лист.

В титульном листе необходимо указать:

-полное наименование и адрес образовательного учреждения , участвующего в конкурсе;

-Ф.И.О. директора ОУ;

-Ф.И.О, руководителя акции;

-Ф.И.О, обучающихся , участвующих в этапах акции;

- контактный телефон (сотовый, рабочий) обязательно!

Раздел 2.Письменный отчёт о выполненных заданиях по каждому этапу.

Раздел 3. Фотоотчёт. Приложить фотографии и электронный вариант : изготовленных листовок - реклам , брошюр, буклетов «туристического маршрута» птиц.

Раздел 4. Используемая литература.

Работы, переданные на конкурс, НЕ возвращаются авторам после подведения итогов.

Состав орг.комитета : Головкова Т.В. – директор « ВВШ»

Бессонова Е.И. –учитель химии-биологии ВКК.

Жюри : Головкова Т.В. – директор « ВВШ»

Бессонова Е.И. –учитель химии-биологии «ВВШ»,ВКК.

Багаева В.П. – внешний эксперт( по согласованию),учитель биологии 1КК, МОУ «Красногорская общеобразовательная школа»

Победители ( Образовательные учреждения) будут награждены дипломами I-II-III СТЕПЕНИ.

Школьные организаторы будут награждены Благодарственными письмами . Все ОУ сертификатами участия.

Приложение 1

БЛАНК ЗАЯВКИ

1. Учреждение (полное наименование):

__________________________________________________________________________________________________________________________

2. Адрес: _____________________________________________________________

_____________________________________________________________

3. Ф.И.О. руководителя: ____________________________________________________________

4. Телефон, код города: _____________________________________

5. Ф.И.О., занимаемая должность и координаты школьного организатора ( мобильн. Телефон):

_____________________________________________________________

6. e-mail: ____________________________

7. Количество заявленных на конкурс участников ( инициативных групп):______________

№ п/п ФИО Класс

Руководитель ___________________ __________

Подпись М.П.

infourok.ru

О применяемых методах количественного учета видимых дневных перелетов птиц

О применяемых методах количественного учета видимых дневных перелетов птиц

О применяемых методах количественного учета видимых дневных перелетов птиц

По А. В. Михееву с сокращениями

 

Выяснить основные закономерности динамики видимого дневного пролета и на этой основе высказать ряд соображений по поводу применяемых методов

их количественного учета. Этим двум вопросам и посвящена настоящая статья.

Наблюдения велись с 1964 по 1981 г. с постоянного наблюдательного пункта, расположенного на западном побережье Каспийского моря в устье р. Самур (юг Дагестана). Примыкающая в этом районе к побережью моря полоса полупустыни непригодна для остановок водных и околоводных птиц. Тяготея к берегу моря, они летят здесь транзитом, представляя удобный объект для визуального количественного учета. Генеральное направление пролета осенью — юго-восточное, весной — северо-западное, т. е. параллельно береговой линии. Иные направления свойственны лишь небольшому числу некоторых сухопутных видов и в приводимых в статье данных не фигурируют.

В указанный период в устье р. Самур было совершено 12 осенних экспедиционных выездов продолжительностью от 10 до 37 дней. Ими охвачен весь сезон осеннего пролета, с начала августа до середины декабря. В некоторые периоды повторность наблюдений в разные годы — четырех- и пятикратная.

Мы применили тот же метод учета, который в свое время был применен В. Ф. Гавриным (1964): учет численности пролетных птиц проводили в течение дня с рассвета до темноты. При обработке материала ни к какой экстраполяции не прибегали. Для учета ежедневно выделяли четырех дежурных наблюдателей, сменявших друг друга каждые 3 ч. При валовом пролете каждую смену дежурили два человека, один из которых определял виды и подсчитывал летящих птиц, другой записывал данные. Ширины учетной полосы для птиц крупных и средних размеров (гуси, цапли, утки, чайки и др.) составляла 2 км (1 км над сушей, 1 км над морем), для мелких (крачки, мелкие чайки, утки и кулики и др.) — 800 м — 1 км. В основу статьи вошел материал осеннего пролета, собранный за 12 лет в течение 349 полных учетных дней;

за эти дни зарегистрировано около 3 млн. мигрантов.

Учитывая, что существующие методы количественного учета дневных миграций базируются, как правило, на показателях интенсивности пролета в утренние и вечерние часы, мы для получения сравнимых данных при анализе дневной ритмики пролета всю светлую часть суток разбили на три части: утро — до 10 ч, день — с 10 до 14 ч, вечер — после 14 ч. В октябре здесь рассветает примерно в 6 ч, темнеет в 18 ч и на каждую выделенную нами часть светового дня падает по 4 ч. В августе и в сентябре утро и вечер длиннее, в ноябре и декабре — короче, чем день. В среднем за весь осенний сезон пролета эти три части примерно равны.

Выводы.

Анализ собранных данных позволяет сделать следующие выводы.

1. У всех рассмотренных групп птиц резко выражена изменчивость динамики дневного пролета в разные дни одного сезона и разные годы. Удельный вес особей, пролетающих в разные части дня (утро, день, вечер) может меняться от 0 до 100%, а колебания абсолютного числа особей достигать сотен, тысяч и десятков тысяч раз. Аналогичные данные отмечены также Э. И. Гавриловым (1979).

2. По средним многолетним данным, у всех групп водных и околоводных птиц интенсивность пролета максимальна утром, меньше — днем, минимальна — вечером, хотя в среднем резких различий интенсивности в разные части дня не наблюдается. У цапель, крачек и чаек проявляется тенденция к наиболее интенсивному пролету в утренние часы, а у уток и особенно у бакланов — в дневные. Однако в разные годы наблюдается много самых разнообразных исключений. Решающее влияние на характер показателей динамики дневного пролета имеет время валового пролета; от него зависит, в какую часть дня пролетает абсолютное большинство мигрантов.

О применяемых методах количественного учета видимых дневных перелетов птиц

Все современные методы количественного учета видимых дневных перелетов птиц относятся к экстраполяционным: непосредственные подсчеты пролетающих через наблюдательный пункт птиц производятся в течение только части светлого дня в полосе определенной для разных по размеру птиц ширины, а затем полученные показатели экстраполируются на весь день, сезон и единый для всех мигрантов фронт пролета.

Изменчивость характера динамики видимого дневного пролета в разные дни и разные годы осложняет применение экстраполяционных методов и ограничивает точность их результатов. Для выяснения степени точности этих методов мы попытались сравнить результаты метода беспрерывного дневного учета с данными, полученными при помощи двух наиболее заслуживающих внимание экстраполяционных методов.

Первый метод разработан Э. И. Гавриловым (1974, 1979) и широко распространен среди орнитологов Казахстана и Средней Азии. Другой метод (Люлеева, Яблонкевич, 1981) применяется в Прибалтике. Поскольку эти методы относятся к абсолютным методам учета и рекомендуются для применения к разным группам птиц и в разных условиях, мы сочли правомерным сравнение наших данных с данными упомянутых методов.

Суть сравнения сводится к следующему. Из данных нашего учета мы сделали выборки показателей числа пролетевших птиц в те часы дня, которые приняты каждым экстраполяционным методом, а затем по способу каждого из них вычисляли общее число пролетевших за день и весь период наблюдений. Экстраполяцию на ширину фронта пролета мы не проводили. Такого рода сравнение вполне правомерно, поскольку оно касается не разных экологических групп, с которыми имели дело авторы сравниваемых методов, а только тех, с которыми имели дело мы. По существу, описанная методика сравнения дает нам ответ на вопрос:

какие результаты количественного учета мигрантов мы получили бы на своем стационаре, применяя упомянутые экстраполяционные методы. Полученные данные правомерно сравнивать с нашими данными.

Метод Э. И. Гаврилова сводится к тому, что ежедневные количественные учеты пролетающих птиц проводятся с постоянного наблюдательного пункта в течение 2 ч утром и 2 ч вечером, а один раз в пять дней проводятся полные учеты птиц в течение всего дня. Мелких воробьиных птиц учитывают в полосе шириною 100 м, птиц средних размеров — 500 м, крупных — около 2000 м. В процессе обработки материала применяется экстраполяция полученных данных на единую для всех птиц ширину пролетной полосы в 500 м и на весь световой день. В первом варианте число зарегистрированных мелких воробьиных птиц умножается на 5, число крупных птиц делится на 4, число средних остается неизменным; во втором производятся более сложные расчеты. Сначала подсчитывается число птиц, пролетевших за все дни полного учета и определяется, какая доля (в %) из него падает на утренние и вечерние часы (6—8 и 16—18 ч). Затем подытоживается общее число зарегистрированных в эти часы птиц за весь период ежедневных наблюдений и с учетом ранее установленных коэффициентов, высчитывается суммарное число птиц, которое должно пролететь за весь период наблюдений в светлое время суток.

Сделав выборки из наших данных и проведя их экстраполяцию по способу, указанному в описанном методе, мы сравнили полученные результаты с результатами учета нашим методом. Данные, полученные рассматриваемым экстраполяционным методом, отклоняются от фактических в 1,5—4 раза. Экстраполяция числа мигрантов на единую ширину фронта пролета

усиливает величину расхождений ввиду пространственной неравномерности плотности пролета.

Метод Д. С. Люлеевой и М. Л. Яблонкевича (1981), названный авторами “формализованным”, состоит в том, что наблюдения с постоянного наблюдательного пункта начинаются за 30 мин до восхода солнца и заканчиваются через 30 мин после его захода. Каждый час учет производится только в течение первых 15 мин. Полученные данные экстраполируются на один час (умножаются на 4). Учет мелких птиц проводится в полосе 150

м, крупных — 500 м. Для определения плотности пролета по фронту шириной 1 км за один час число мелких птиц умножалось на 7, а крупных — на 2. В итоге коэффициент пересчета для крупных птиц составлял 8 (4´ 2), для мелких — 28 (4´ 7). Полученные таким образом данные затем суммировались за весь день.

Для сравнения результатов этого метода с нашими мы произвели выборку из наших данных и обработали ее в соответствии с описанной методикой. Полученные таким образом экстраполяционные данные сравнивались с данными нашего метода полного дневного учета. В качестве модельных мы взяли те же четыре группы птиц, а сезон — начало осенного пролета, его середину и конечную стадию.

Оценивая рассматриваемый метод, следует сказать, что величина его ошибки в наших примерах меньше, чем предыдущего. Максимальная ошибка формализованного метода достигает по отдельным группам 120—200, за весь период наблюдений по всем группам — около 1,3 крат. За некоторые отрезки времени по некоторым группам (чайкам, крачкам и уткам) средние показатели достаточно близки к нашим. Высокая достоверность данного метода связана с небольшой протяженностью отрезков времени, отводимых на экстраполяцию. Вместе с тем формализованный метод страдает известными изъянами.

Так, количество учетных дней с расхождениями в 40% и более превышает 50% всего периода наблюдений. При этом величина расхождений колеблется от 66,6 до 400%. Даже у крачек и чаек, суммарные данные учета которых близки к нашим, доля дней с расхождениями в 40% и более равна 40%, с расхождениями от 200 до 400% — 20%. Наибольший удельный вес расхождений падает на период валового пролета, а по группам — на бакланов и цапель.

Кроме того, формализованный метод может искажать картину волнообразности пролета. Регистрируя большинство волн, в ряде случаев он не улавливает их или, наоборот, показывает их в дни, когда их фактически нет. Так, например, в период с 13 ноября по 11 декабря 1967 г. этот метод не позволил обнаружить две волны из шести у бакланов и дал две волны у бакланов, три — у чаек и крачек и две — у уток, которых

фактически не было. Наконец, ошибки формализованного метода, как и метода Э. И. Гаврилова, могут возрастать за счет экстраполяции числа мигрантов на единый фронт пролета в 1 км, поскольку далеко не всегда и не везде птицы летят по территории равномерно.

Средние расхождения показателей методов, беспрерывного и экстраполяционных количественных учетов видимых дневных миграций как будто невелики и для выявления общих крупномасштабных закономерностей и теоретических построений вполне пригодны. Однако при решении более детальных вопросов допускаемый масштаб расхождений (в 2—4 раза) значителен: при валовом пролете на путях массовых миграций это может составлять десятки и сотни тысяч птиц в день. Поэтому необходима дальнейшая работа по усовершенствованию экстраполяционных методов и выявлению близких к истине показателей дневного видимого пролета за более короткие отрезки времени.

Все вышесказанное позволяет сделать некоторые замечания по поводу методов учета ночных и высотных миграций, применяющих приемы экстраполяции в неизмеримо больших масштабах. Так, например, в методе учета М. Л. Яблонкевича и Д. С. Люлеевой (1981) дневных высотных миграций в 8-кратный телескоп коэффициент экстраполяции достигает 280 и даже 560. Несомненно (это отмечают и сами авторы), что количественный учет высотных дневных (как и ночных) миграций крайне сложен и труден и применяющиеся методы далеко не совершенны. Полученные ими результаты следует пока рассматривать как крайне ориентировочные.

Несколько слов о методе количественного учета пролетных птиц с помощью радиолокатора. На наш взгляд, это наиболее перспективный метод обнаружения и учета высотных миграций. Одним из наиболее узких мест в его работе в настоящее время является расшифровка эхо-сигналов, записанных на пленку.

Необходимо остановиться вкратце на вопросе о месте и значении видимых дневных миграций в общей картине сезонных перемещений. В настоящее время в литературе отмечается, что по общей численности видимые дневные мигранты составляют 15% от общего числа мигрирующих птиц. Однако

при существующих методах учета за достоверность такой цифры поручиться нельзя. Вместе с тем высказано положение о том, что видимые дневные миграции представляют собой не самостоятельную, нормальную форму сезонных миграций, а как бы придаток, или остаточное явление высотного пролета птиц. Так, по В. Р. Дольнику (1971), все птицы совершают перелеты только на большой высоте, (300 — 3000 м), видимые же миграции свойственны тем из них, которые после очередного высотного транзитного “броска” спустились вниз, чтобы вскоре сделать остановку на отдых и кормежку. С этим утверждением согласиться нельзя. Видимые дневные миграции птиц — обычное и массовое явление, в том числе и в местах, удаленных от пунктов остановок для отдыха и кормежки. Так, по нашим наблюдениям, через наблюдательный пункт в устье р. Самур как весной, так и осенью проходит массовый видимый пролет на небольших высотах. Ближайшие места, удобные для остановки большинства птиц на отдых и кормежку, находятся примерно в 100 км по прямой к югу от устья р. Самур (Дивичинский лиман) и более чем в 200 км к северу от него (Аграханский залив). Во время валового пролета Дивичипский лиман не может вместить всю массу мигрантов, и значительная часть их вынуждена лететь дальше, вплоть до залива им. Кирова (300 км по прямой).

Если предположить, что после высотного пролета птицы опустились вниз для остановки на отдых и кормежку только перед нашим наблюдательным пунктом, то до ближайшего удобного

для приземления места даже таким быстрым летунам, как утки, пришлось бы лететь от полутора до четырех часов осенью и три часа весной. Едва ли такой длительный полет можно квалифицировать как полет перед посадкой.

Подводя итоги сказанному, следует отметить, что экстраполяционные методы имеют ряд преимуществ, по сравнению с методом беспрерывного учета они требуют гораздо меньше времени. Но ярко выраженная динамика сезонных миграций птиц затрудняет использование экстраноляционных методов учета и прогнозирование интенсивности пролета. Метод беспрерывного дневного учета более точен, но

трудоемок и для широкого применения не может быть рекомендован. Его можно рекомендовать для специальных исследований, а также для проверки старых и разработки новых экстраполяционных методов. Внедрение последних в практику желательно после их апробации.

Надежный количественный учет и распределение всего потока мигрантов во времени и пространстве могут быть осуществлены только комплексом хорошо отработанных методов.

ЛИТЕРАТУРА

Большаков К. В. Реконструкция полной картины ночного пролета и эффективность обнаружения ее разными методами // Методы обнаружения и учета миграций птиц. Л., 1981. С. 95-123. (Тр. Зоол. ин-та АН СССР; Т. 104).Большаков К. В., Булюк В. Н., Жалкявичус М. М. и др. Сравнение результатов учета ночного пролета осенью 1977 г. на Куршской косе семью методами наблюдений // Там же. 1981. С. 79-95.Гаврилов Э. И. О двух формах миграций у птиц // Изв. АН КазССР. Сер. биол. 1974. № 5. С. 55-58.Гаврилов Э. И. Сезонные миграции птиц на территории Казахстана. Алма-Ата:

Наука, 1979. 254 с.Гаврин В. Ф. Экология шилохвости в Казахстане // Охотничьи птицы Казахстана. Алма-Ата: Изд-во АН КазССР, 1964. С. 5-58. (Тр. Ин-та зоологии АН КазССР; Т. 24). ГубинБ. М. Пролет птиц в Таласском Алатау (Западный Тянь-Шань) // Миграции птиц в Азии. Алма-Ата: Наука, 1976. С. 49—69. Дольник В. Р. Энергетика перелетов птиц // Вопросы информации. М.: ВИНИТИ, 1971. Вып. 1. С. 52-81. Дольник В. Р. Миграционное состояние птиц. М.: Наука, 1975. 398 с. Дольник В. Р. Динамическая модель прогноза миграции птиц // Методы обнаружения и учета миграций птиц. Л., 1981а. С. 123—133. (Тр. Зоол. ин-та АН СССР; Т. 104). Дольник В. Р. Программа “Эксперимент”: сравнение методов наблюдения пролета птиц//Там же. 19816. С. 3-7. Дольник В. Р., Большаков К. В., Жалкявичус М. М. Реконструкция полной картины дневного пролета и эффективность обнаружения ее разными методами // Там же. 1981. С. 70-79. Кумари Э. В. Инструкция для изучения миграций птиц. Тарту, 1955. 28 с. Люлеева Д. С. Весенние миграции птиц на Куршской косе по данным наблюдений 1959—1960 гг. // Миграции птиц Прибалтики. Л.: Наука, 1967. С. 25—50. Люлеева Д. С., Жалкявичус М. М., Шумаков М. Е. и др. Сравнение результатов учета дневного пролета птиц осенью 1977 г. на Куршской косе пятью методами наблюдений // Методы обнаружения и учета миграций птиц. Л., 1981. С. 57-70. (Тр. Зоол. ин-та АН СССР; Т. 104). Люлеева Д. С., Яблонкевич М. Л. Визуальные наблюдения формализованным методом дневного пролета птиц осенью 1977 г. на Куршской косе // Там же. 1981. С. 24-36. Меженный А. А. Миграции птиц на Куршской косе и некоторые задачи их изучения // Экология и миграции птиц Прибалтики. Рига: Изд-во АН ЛатвССР, 1961. С. 235-240. Яблонкевич М. Л., Люлеева. Д. С. Оптические наблюдения дневного высотного пролета птиц осенью 1977 г. на Куршской косе // Методы обнаружения и учета миграции птиц. Л., 1981. С. 37—44. (Тр. Зоол. ин-та АН СССР; Т. 104).

 

 

 

 

 

 

 

water-birds.narod.ru