Птицы и их отличительные особенности. Характерные черты птиц


Птицы и их отличительные особенности

Птицы - это представители фауны нашей планеты, и хотя большинство людей не ошибется, определяя птицу как класс, в данной статье пойдет речь об их отличительных особенностях.

Птицы - и их характерные черты

Птицы (Aves) — класс позвоночных животных, представители которого хорошо характеризуются тем, что тело их покрыто перьями и передние конечности видоизменены в органы полета — крылья. За редкими исключениями, птицы — летающие животные, а те виды, которые не летают, имеют недоразвитые крылья. Для передвижения по твердому субстрату птицам служат задние конечности — ноги. Таким образом, птицы, в отличие от всех других наземных позвоночных, животные двуногие. У птиц весьма энергичный обмен веществ, температура тела постоянная и высокая, сердце четырехкамерное, артериальная кровь отделена от венозной. Хорошо развиты большие полушария головного мозга и органы чувств, в особенности зрения и слуха.

С биологической точки зрения наиболее характерными чертами птиц являются, с одной стороны, интенсивность обмена веществ, интенсивность хода жизненных процессов, а с другой — передвижение по воздуху путем полета. Эти две основные черты птиц в значительной мере определяют их биологию. Именно эти свойства птиц коренным образом отличают их от других групп позвоночных. Несмотря на общность эволюционного происхождения птиц и пресмыкающихся, биологические различия между этими двумя группами животных громадны.

В отношении подвижности и способности преодолевать пространство птицы занимают первое место среди наземных позвоночных. Большая подвижность связана с большой работой мускулатуры, с большими затратами энергии, который требуют быстрой и интенсивной компенсации. Несмотря на то, что легкие птиц малорастяжимы и относительно невелики, использование кислорода в них и питание организма кислородом у птиц весьма интенсивно, что объясняется действием системы воздушных мешков. Активная часть дыхательного процесса у птиц, в отличие от других позвоночных, происходит не только при вдыхании, но и при выдыхании. Значение этого для интенсификации обмена веществ в организме очевидно. Артериальная кровь полностью отделена от венозной, а работа сердца весьма энергична. В связи с этим стоит и энергичная работа пищеварительных органов: птица потребляет большое количество пищи, а усвоение ее идет быстро и очень полно. Все эти особенности тесно связаны с наличием у птиц постоянной температуры тела (а последняя — с развитием теплоизолирующего покрова из перьев). Температура тела у птиц выше, чем у млекопитающих, чаще всего она близка к 42° С, у немногих видов опускается ниже 39° С, но нередко достигнет 45 и 45,5° С.

Из других весьма существенных особенностей биологии и строения птиц над упомянуть еще об особенностях размножения. По сравнению с пресмыкающимися отмечается, во-первых, слабая интенсивность размножения, а во-вторых, сложность биологических явлений, сопутствующих размножению, и в особенности сложность явлений заботы о потомстве. Последнее как бы компенсирует невысокую плодовитость. Вся эволюция птиц шла в теснейшей связи с приобретением ими способности к полету. Появление основных биологических и анатомических черт птичьего организма должно было идти одновременно с появлением и развитием у них подвижности, улучшением их двигательных возможностей. Палеонтологический материал показывает, что на известной стадии эволюционного развития предки птиц были наземными бегающими рептилиями. Предки предков птиц должны были, судя по представлениям об общем ходе эволюции животного мира, принадлежать к весьма древним группам примитивных археозавров, живших в триасе, а быть может, и в пермском периоде. Это были, конечно, бегающие наземные формы и, судя по всему, некрупные животные. В юрское время существовала промежуточная между пресмыкающимися и птицами древесная форма — археоптерикс, у которого уже появились некоторые признаки современных птиц, в частности перья или пероподобные образования. Таким образом, в это время произошел переход предков птиц от наземного образа жизни к древесному и, очевидно, возникла постоянная температура тела (на последнее указывает наличие у археоптерикса оперения). Конструкция скелета археоптерикса еще далека от птичьей и лишена важнейших ее функциональных особенностей. Общая тенденция дальнейших этапов в развитии птиц (после юрского периода) связана с улучшением их возможностей передвижения и с приобретением способности к полету.

Источник

helperia.ru

Птицы : Животный мир : Виртуальная школа БАКАЙ

Нравится

Птицы – уникальный класс в царстве животных. Характерными чертами большинства птиц являются передвижение по воздуху путем полета и высокая интенсивность обмена веществ. Эти две основные черты птиц в значительной мере определяют их биологию. Именно эти свойства птиц коренным образом отличают их от других групп позвоночных. В отношении подвижности и способности преодолевать пространство птицы занимают первое место среди наземных позвоночных. Все строение птиц направлено на наилучшее приспособление к полету.

Чтобы летать, необходимо иметь легкое тело. Поэтому большинство птиц маленьких размеров. Тело птиц обтекаемо. Оперение снижает сопротивление воздуха. Хвост во время полета играет роль руля, а при приземлении помогает тормозить.

Скелет птиц очень легкий, что обусловлено пневматичностью костей, редукцией костного мозга, отсутствием зубов. У птиц меньше костей, чем у других позвоночных. Все эти особенности привели к тому, что масса скелета составляет 4-18% от массы тела птиц. Самая тяжелая кость в скелете – грудина; у летающих птиц она имеет большой гребень (киль), к которому крепится мощная мускулатура, управляющая движением крыльев.

У птиц большое сильное сердце и очень своеобразное дыхание. Между внутренними органами птицы находятся воздушные мешки, являющиеся выростами легких. При вдохе воздух по трахее и первичным бронхам попадает преимущественно в задние воздушные мешки, при выдохе продвигается в легкие. При втором вдохе воздух из легких попадает в передние мешки, при втором выдохе выходит наружу. Такой способ дыхания птиц, при котором насыщенный кислородом воздух попадает в легкие и при вдохе, и при выдохе, называется двойным дыханием. Примечательно, что в дыхательных путях птиц не обнаружено никаких клапанов, так что все причудливые движения воздуха происходят по законам гидродинамики. Кровь в кровеносных сосудах легких птиц и воздух движутся в противоположных направлениях, навстречу друг другу. Это обеспечивает эффективный газообмен. Птицы из 1 литра воздуха могут извлекать 40 мл кислорода, тогда как млекопитающие – только 30. Также важным приспособлением к полету является быстрое пищеварение. Так как на полеты тратится много энергии, птицы должны много и часто есть. Но с полным желудком тяжело летать. Поэтому пища переваривается быстро. Птицы опорожняются прямо перед тем, как подняться в воздух.

Быстрота передвижения птиц в воздушной среде привела и к большему развитию органов зрения и слуха. Острота зрения у птиц весьма велика, и минимум восприятия значительно превосходит таковой у человека: сокол-сапсан, например, видит горлиц на расстоянии более 1000м. Есть основания полагать, что в отношении восприятия пространства и расстояния птицы занимают первое место среди всех животных.

Птицы (и млекопитающие) – животные с постоянной температурой тела. Иногда их называют теплокровными, а остальных животных – холоднокровными. Поддержание постоянной температуры тела требует значительных энергетических затрат. Мелкие птицы при значительном понижении температуры расходуют на терморегуляцию организма более половины получаемой от питания энергии. Зимой для птиц вследствие похолодания и сокращения дня наступают критические моменты, и при сильном понижении температуры может наступить смерть от истощения: наступление темноты прекращает возможность кормления, и птица не может получить достаточных источников энергии.

Птицы ведут свое происхождение от пресмыкающихся. У них есть много сходных с пресмыкающимися особенностей. Подобно рептилиям, птицы откладывают яйца, оплодотворенные в теле самки. Ноги птиц покрыты такими же чешуями, как и у рептилий. Кожа бедна железами, имеется клоака. Самые первые птицы, известные по ископаемым остаткам, имели зубы того же типа, что и у рептилий.

Среди отличительных черт птиц, помимо отмеченных выше приспособлений к полету отмечается, во-первых, слабая интенсивность размножения, а во-вторых, сложность биологических явлений, сопутствующих размножению, и в особенности сложность явлений заботы о потомстве. Последнее как бы компенсирует невысокую плодовитость.

Птицы встречаются по всему земному шару, за исключением внутренних частей Антарктиды, в самых разных местностях и в самых различных климатических условиях. Насчитывается 8600 видов птиц, относящихся к 29 отрядам. Вот некоторые отряды птиц:

Отряд воробьиные (чижи, воробьи, ласточка, соловей)

Отряд гусеобразные (гуси, лебеди, утки)

Отряд дневные хищники (орлы, ястребы, соколы)

Отряд куриные (дом.куры, фазаны, тетерев, рябчик)

Отряд ночные хищники (совы)

Отряд пингвины

Отряд попугаи

Опубликовано:29/06/1999Автор:ВШБЧитателей:1305

school.bakai.ru

Урок: "Изображение птиц и животных: общие и характерные черты"

«Изображение птиц и животных: общие и характерные черты»

2 класс

Урок разработала:

учитель ИЗО

Буранова А.А.

МБОУ СОШ № 10

города Белово

Тема: изображение птиц и животных: общие и характерные черты

Вид деятельности: рисование животных и птиц.

Цель: ознакомление учащихся с поэтапным изображение птиц и животных, с общими и характерными чертами.

Задачи:

- обобщить знания о животных и птицах, полученные из личных наблюдений;

- развивать творческие способности, наблюдательность, внимание к природе, умение анализировать внешний вид птиц и животных, цветовой окраски;

- совершенствовать умения и навыки рисования.

План урока:

1. Организационная часть.                          - 2 мин.

2. Вводная беседа.                                       – 5 мин.

3. Объяснение творческой задачи.            – 9 мин.

4. Практическая работа учащихся.            – 23 мин.

5. Подведение итогов.                                 – 3 мин.

6. Рефлексия. -3 мин.

1. Организационная часть

Здравствуйте, ребята. Присаживайтесь.

2. Вводная беседа

-ребята давайте отгадаем с вами загадки и сможем сформулировать тему урока.

Иголки на ножкахБегут по дорожке (Ёж).

Всех я вовремя бужу,Хоть часов не завожу.(Петух)

Красные лапки,Длинная шея,Щиплет за пятки,Беги без оглядки!(Гусь)

Всю ночь летает –Мышей добывает.А станет светло –Спать летит в дупло.(Сова)

Кто в лесу деревья лечит:Постучит – им сразу легче?(Дятел)

Хожу в пушистой шубе,Живу в густом лесу.В дупле на старом дубеОрешки я грызу.

белка

У косого нет берлоги,Не нужна ему нора.От врагов спасают ноги,А от голода - кора.

заяц

Рыжий молокозаводДень жует, ночь жует.Ведь траву не так легкоПеределать в молоко!

корова

3. Объяснение творческой задачи.            

 -Посмотрите на изображения на доске и попробуйте сформулировать тему урока?( изображение птиц и животных).

-Какая работа по данной теме нам предстоит? (учиться рисовать, изображать птиц)

- Что необходимо на уроке, что бы нарисовать птиц и животных?

- Еще раз посмотрите на изображения птиц и животных, они отличаются друг от друга?

А что бы узнать чем они отличаются, давайте правильно соотнесем признаки с животными или птицами.

Животные

птицы

шерсть

перья

нос

клюв

Копыта и лапы

лапы

Прыгают и бегают

летают

- Вы правильно выполнили задание, теперь попробуйте определить что у них общего.

Общее

Голова

Туловище

Шея

Глаза

Когти

4. Практическая работа учащихся

- Ребята, я вам раздаю карточки с поэтапным выполнение рисунка. У себя в альбоме рисуете сперва карандашом, затем выполняете рисунок в цвете. Не забываем про линию горизонта.

Физминутка.

Зайчик серенький сидит (присаживаемся, руки складываем на груди, изображая лапки)

И ушами шевелит (прикладываем ладони к голове)

Вот так, вот так (двигаем в разные стороны).

Зайке холодно сидеть (потираем плечи),

Надо лапочки погреть (показываем ладошки):

Хлоп-хлоп, хлоп-хлоп (хлопаем).

Зайке холодно стоять (притопываем ногами),

Надо зайке поскакать! Прыг-скок, прыг-скок (скачем, как зайчики).

5. Подведение итогов.                                

К доске выходит 4 человека.

-Ребята, на какие 2 группы можно всех разделить? ( птицы и животные).

Дети делают самоанализ своего рисунка: рассказвают, что получилось сделать, а что нет, правильно ли выполнили задание, изображение крупное или нет, как расположили на листе, какую цветовую палитру использовали и что какую отметку поставили себе.

6. Рефлексия.

-У вас на столах лежат фигуры животных или птиц. Раскрасьте их цветом , который соответствует вашему настроению на уроке. (зеленый - отличное, желтый - хорошее, красный- плохое).

Прикрепите своих птиц и животных на общий экран. ( расположен на доске. )

infourok.ru