«Хохломской росписи» — 100 лет. Хохломская птица роспись


Занятие по хохломской росписи в подготовительной группе «Волшебная.птица».

КОНСПЕКТ МКДОУ № 5 «Ручеёк»

Воспитатель:Луценко

Елена Александровна,

Занятие по хохломской росписи в подготовительной группе «Волшебная.птица». Воспитатель:Луценко.Елена.Александровна. Описание работы: конспект итогового занятия по хохломской росписи в подготовительной к школе группе, занятие предусматриваем практическую деятельность детей – роспись деревянной заготовки; конспект содержит подробное описание занятия, авторскую физминутку, сюрпризный момент для детей.

Программные задачи:

Художественное творчество:

- учить основным приемам кистевой росписи объемной модели, совершенствование свободного владения кончиком кисти,

- закреплять умения создавать узоры по мотивам народной росписи Хохлома,

- формировать умения выделять и передавать цветовую гамму,

- развивать фантазию и творческое воображение.

Познание:

- развитие зрение, слуха,

- совершенствование координации руки и глаза,

- развитие познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности,

- закреплять умения выделять в процессе восприятия несколько качеств предметов.

Коммуникация:

- совершенствовать речь, как средство общения,

- совершенствовать умения точно характеризовать объект, высказывать предположения и делать простейшие выводы, излагать свои мысли понятно для окружающих.

Оборудование:

- Для воспитателя: настольная ширма, магнитофон, записи с русской народной музыкой, столик с разнообразной посудой (городец, гжель, фарфор, береста, хохлома), плакаты по хохломской росписи, поэтапная разработка росписи деревянной ложки, Жар-Птица, нарисованная или игрушка.

- Для детей: деревянная ложка, гуашь, кисть №2 с тонким кончиком, баночка с водой, тряпочка – на каждого ребенка.

Ход занятия.

Стоит студеная зима,

Снежинки кружит буйный ветер,

А золотая хохлома напоминает нам о лете.

Ладья: цветущий хвост – карма,

Нос – петушиная головка.

Плывет по лесу хохлома,

Расписанная очень ловко.

Бочонок солнечен весьма,

На нем цветы и земляника.

Семеновская хохлома

Вся золотисто-краснолика,

В тарелочках не полутьма,

Не сумрак в вазах и солонках,

Напоминает хохлома

Родную милую сторонку!                           Н.Глазков.

В. – Ребята скажите, о чем это стихотворение? (о хохломской росписи)

В. – О чем напоминает вам эта роспись? (о Родине, о природе)

В – Ребята, а что расписывали хохломской росписью? (посуду)

В. – А из чего её делали? (из дерева).

В. – Я вижу, вы хорошо запомнили все о хохломе. Посмотрите, ребята, как много разной посуды стоит у меня на столе, и вся она нарядная, красивая, расписная. А вы сможете угадать какая из нее хохломская, а какая нет? (воспитатель по очереди вызывает детей к столу и просит показать там хохломскую посуду и объяснить, почему он так считает).

В. – Да, и с этим заданием вы справились, какие вы молодцы, ребята. А давайте теперь с вами вспомним, каким узорами мастера расписывали свою волшебную посуду? (завиток, капелька, кустик, ягодка, листик, веточка, травинка)

В. – А какие цвета использовали мастера? (золотой, черный, красный, зеленый, коричневый).

В. – Как хорошо вы все запомнили, ребята, вот теперь я думаю, вам знаний о хохломе хватит для того, чтобы сегодня ненадолго превратиться в русских мастеров и самим попробовать  расписать деревянную посуду хохломской росписью. Ребята, а кой волшебный персонаж научил мастера расписывать посуду хохломой? (Жар-птица)

(звучит музыка, воспитатель достает из-за настольной ширмы нарисованную жар-птицу).

В. – Вот и к нам на помощь Жар-птица прилетела, давайте вместе с вами скажем волшебные слова и сделаем волшебные движения, и тогда мы тоже превратимся в мастеров Хохломы.

Птица хохломская крыльями махала

Крыльями махала – злато рассыпала.

Головой качала, в стороны качала

Да, с землицы русской травы собирала.

Травы собирала, чаши украшала,

Мастерство с любовью нам передавала.

Руки в стороны, махи

Махи, встряхиваем кисти рук

Наклоны голы

Наклоны в пол, собираем

Собираем, обводим руками круг

Руки к сердцу, руки вперед.

(проводится физ-минутка)

В. – А теперь ребята ,давайте пройдем в нашу мастерскую.

(дети переходят в рабочую зону)

В. – Ребята, посмотрите, какие подарки принесла вам Жар-птица? (деревянные ложки). А еще Жар-птица подарила вам знания о Хохломе и свое мастерство. Поэтому мы сейчас с вами эти ложки будем расписывать, согласны? (да)

В. – Но для начала давайте с вами вспомним, в какой последовательности мы будем их расписывать. (воспитатель проводит анализ последовательности росписи ложки по поэтапной разработке).

В. – Всем понятно? (да) Теперь можете преступать к работе. А потом мы разместим наши ложечки на ярмарке и посмотрим, у кого как получилось.

(самостоятельная деятельность детей)

Во время самостоятельной работы детей, можно включить негромкую народную музыку.

После окончания работы воспитатель раскладывает ложки на отдельном столике.

В. – Молодцы, ребята, вы сегодня настоящие хохломские художники, такие замечательные ложки расписали, что нам на целую ярмарку хватит. А на ярмарке нужно обязательно что-то купить. Кто хочет попробовать. (воспитатель проводит анализ; по очереди вызывает к столику детей, ребенок должен выбрать любую понравившуюся ложку, показать всем и объяснить, почему он ее выбрал; воспитатель хвалит автора ).

В. – А нам с вами пора прощаться, и волшебнице Жар-Птице дальше лететь, других детей хохломскому промыслу обучать, до новых встреч. (Воспитатель забирает птицу, и уходит).

Литература:

- Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы», по редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, М.

infourok.ru

«Хохломской росписи» — 100 лет

В 2016 году исполняется 100 лет со дня создания Георгием Петровичем Матвеевым школы хохломской росписи в Семенове — в настоящее время это предприятие народных художественных промыслов «Хохломская роспись».

Хохломская роспись — это самобытный русский народный промысел, который вот уже более ста лет не перестает удивлять мир своей красотой. С XVII века в деревнях Нижегородского Заволжья занимались хохломской росписью, получившей свое название от торгового села Хохлома.

Уникальность промысла — в его оригинальной технологии закаливания деревянной посуды в печи и получении золотистого цвета без применения драгоценного металла, а также в его орнаменте.

Изначально хохломская посуда изготавливалась только при монастырях и предназначалась для царского двора. Позже, когда на рынках появилась конкурирующая с хохломской, дешевая металлическая и фаянсовая посуда, необычная окраска семеновских изделий обеспечивала их популярность и сбыт.

Так, в XIX веке хохломскую посуду можно было встретить в любом уголке России, а также в Персии, Индии, Средней Азии, США и Австралии, а после Всемирной выставки 1889 г. в Париже и без того высокий экспорт хохломских изделий резко увеличился.

В 1916 году в Семенове Нижегородское земство открыло Школу художественной обработки дерева, которую возглавил талантливый педагог и художник Георгий Петрович Матвеев.

В основе художественной росписи были заложены традиции народного промысла изготовления деревянной посуды, возникшего во второй половине XVII века.

На базе школы была организована кооперативная артель «Кустарь-художник», впоследствии переросшая в производственное объединение «Хохломская роспись».

В 1961 году артель получила статус фабрики, а в 1971 году – производственного объединения, в настоящее время это предприятие народных художественных промыслов «Хохломская роспись», крупнейшее в России.

С середины 1960-х годов и по настоящее время предприятие «Хохломская роспись» является крупнейшим производителем художественных изделий из дерева с хохломской росписью, а город Семенов по праву считается столицей золотой хохломы, сплотившей вокруг себя около тысячи как давно признанных, так и совсем еще молодых мастеров старинного искусства.

Отработанная веками оригинальная технология золочения деревянных изделий, пришедшая из иконописи, практически без изменений сохранилась до настоящего времени. Сначала из высушенной липовой древесины вытачивают готовую для дальнейшей обработки токарную посуду: чаши и бочата, подставки и вазы, вырезают ложки и ковши.

Затем их сушат и покрывают специальным грунтом красно-коричневого цвета, отчего все они становятся похожими на глиняные. После этого  пропитывают вареным льняным маслом (олифой) и натирают алюминиевым порошком. Изделия становятся матово-блестящими, напоминая серебряные, и в таком виде поступают в цеха росписи. Расписанные изделия два-три раза покрывают лаком и закаливают в печи при температуре 120-130 градусов. Образовавшаяся лаковая пленка придает серебристой поверхности золотой блеск. Таким образом, дерево превращается в «золото».

Благодаря специальному покрытию лаком и высокотемпературной обработке изделия получаются практичными и безопасными в использовании. Из хохломской посуды можно пить и есть, причем она не теряет своего внешнего вида от холодных и горячих блюд, а также соленых и кислых продуктов.

Вся продукция предприятия ЗАО «Хохломская роспись» сертифицирована и защищена международным зарегистрированным товарным знаком «Семенов. Хохломская роспись».

В состав предприятия входят большие цеха: первый и второй художественный цех, столярный, сушильно-заготовительный, экспериментальный, прессовый, транспортный, тарный, а также склад материалов и цех комплектации готовых изделий.

Значительные достижения в развитии промысла и работы коллектива неоднократно удостаивались высокой оценки. В 1981 году за заслуги в развитии декоративно-прикладного искусства предприятие было награждено орденом «Знак Почета». В 1999 году, к празднованию 1000-летия русской расписной ложки, на территории предприятия «Хохломская роспись» был открыт памятник «Семёну Ложкарю». Его автором стала выпускница Нижегородского художественного училища Елена Коржова.

Семён-Ложкарь — это собирательный образ крестьянина-ремесленника, человека труда, с именем Семёна-Ложкаря местная легенда связывает основание города Семёнова — столицы Золотой Хохломы.

Каждый год к международному фестивалю «Золотая Хохлома» семеновские ремесленники изготавливают уникальный символ. Символом фестиваля в разные годы были: ложка длиной более 2,5 метров, гигантская чаша, жар-птица, необычные матрешки, хохломские стол-великан и стул-гигант. Все эти символы можно увидеть в музеях города Семенова.

Символом XIII-го международного фестиваля «Золотая Хохлома-2016» стало панно с изображением птицы.

Один из элементов панно — это скиты XVI-го века, другой — период образования города Семенова в 1779 году, еще один — образование школы художественного мастерства в 1916 году, и, наконец, наша современность — 2016 год.

С первых лет существования и по сей день в городе Семенове чтят народные хохломские традиции, разрабатывают новые виды росписи, совершенствуют формы токарных изделий. Сохраняя уникальность учебного процесса, особенности методики преподавания, семёновские мастера передают секреты народного ремесла от мастера к ученику, от профессионалов — начинающим художникам.

Источник: cultobzor.ru

ruvera.ru

Хохломская роспись

 Хохломской промысел насчитывает более трёх столетий. Он зародился в нижегородском Заволжье и пошёл от иконописи. Это было время обширного заселения нижегородских земель разным людом, среди которого были «старообрядцы» - противники церковных реформ Патриарха Никона. Они знали секрет золочения икон при помощи серебряного металла и льняного масла – олифы.

 Деревянные иконы покрывали слоем серебра, растёртого в порошок, после чего олифили, затем ставили в печь. После закалки икона приобретала новый золотистый цвет. Впоследствии, с появлением более дешёвого олова, этот способ перешёл и на посуду. Так, начиная с XVII века, на всю Россию славилась расписная деревянная посуда заволжских мастеров. «Парадная» посуда изготавливалась по особым заказам небольшими партиями из разных пород дерева, разных форм и художественной отделки, и предназначалась для дарения именитым гостям и иностранным послам.

 Символом хохломской росписи стала огненная жар-птица, украшенная яркими цветами (символ РУССКОГО ПОРТАЛА - прим. ред.).

 Трудно сказать, с каких времён началось на Руси изготовление точеной деревянной посуды. Археологические находки на территории Новгорода и на месте болгарских поселений в Поволжье говорят о том, что токарный станок был известен еще в XII в. В Киеве, в тайниках десятинной церкви, при раскопках была найдена точеная миска. В XVI-XVII вв. установка простейшего, так называемого лучкового, токарного станка была доступна каждому рядовому ремесленнику. О местах производства и рынках сбыта деревянной точеной посуды в XVI - начале XVII в. дают большой материал приходно-расходные книги, таможенные книги, акты и описи имущества монастырей. Из них видно, что выработкой деревянной токарной посуды занимались оброчные крестьяне Волоколамского, Троице-Сергиевского, Кирило-Белозерского монастырей, ремесленники Калужской и Тверской губерний, посадские люди Нижнего Новгорода и Арзамаса. К концу XVIII в. производство деревянной токарной посуды стало массовым. Русские ремесленники создали поистине совершенные формы: ставцы, ставчики, братины, блюда, чаши, кубки, чарки, стаканы. Мастерство, передаваемое по наследству, совершенствовалось творчеством каждого поколения.

 Но пользоваться неокрашенной деревянной посудой неудобно: древесина впитывает в себя жидкость, быстро загрязняется. Заметили, что промаслившиеся стенки сосудов легче моются, посуда дольше сохраняется. Тогда-то, вероятно, и возникла мысль покрывать посуду олифой – вареным льняным маслом. Олифа покрывала поверхность предмета непроницаемой плёнкой. Этот состав, применявшийся иконописцами для предохранения живописи от влаги, был известен русским мастерам с давних пор. Возможно, также в связи с техникой писания икон возникло живописное искусство Хохломы. В целях экономии дорогостоящего золота мастера Древней Руси закрашивали фон иконы серебром. Затем, после окончания живописных работ, покрывали поверхность иконы лаком, приготовленным из льняного масла, и прогревали в печи. Под влиянием высокой температуры плёнка лака приобретала золотистый оттенок и просвечивающее сквозь неё серебро тоже отливало золотом.

                                                             Росписью посуды занимались крестьяне, жившие в деревнях, расположенных вокруг Хохломы: Новопокровское, Сёмино, Хрящи и Кулигино. Первые поселенцы этих деревень, скрытых в густых лесах, были «утеклецами», т. е. беглецами, укрывшимися здесь от гонений за «старую веру», от царского произвола, помещичьего гнета. Среди них были и художники-иконописцы и мастера рукописной миниатюры. Они-то и могли применить технику золоченой окраски при изготовлении посуды.

 В народных представлениях цветовой строй хохломской росписи имел непосредственное отношение к цвету неба и небесным явлениям, его свечению и румянцу. Красный цвет в народной символике понимался не только в значении красивого, прекрасного. Был он также символом огня, не случайно в народе его называли «жарким». Много места мастер оставлял золотому фону, который в сочетании с киноварью воздействовал с большой красочной силой.  Расписывая чашку или блюдце, художник чётко выделял их дно, помещая в центр розетку с линиями, расходящимися от центра подобно солнечным лучам. На крупных предметах, блюдах и мисках, вокруг розетки рисовался квадрат или ромб с мягко закруглёнными углами. На поставцах или солонках, имеющих цилиндрическую форму, мастера создавали рисунки поднимающихся от земли побегов. Чем ниже высота изделия, тем напряженнее движение волны орнамента, обегающего его. Чем выше изделие, тем круче волна раскидистой ветви. Вся поверхность предмета гармонично заполнялась орнаментом.

 Наивысшего расцвета хохломской промысел достиг в XVIII веке. В это время складывается два типа письма: верховое и фоновое. Верховая роспись велась пластичными мазками на пролуженной поверхности посуды, создавая великолепный ажурный рисунок. Классическим примером «верхового» письма «травка». При «верховом» письме мастер наносит рисунок чёрной или золотой или серебряный фон красной краской на изделия. Здесь можно выделить три «травная» роспись, роспись «под типа орнамента: листок» или «под ягодку», роспись «рыжик». «Травная роспись» напоминает знакомые всем с детства и привычные травы: осоку, белоус, луговик. Это, пожалуй, наиболее древний вид росписи. Письмо, в которое помимо травки мастера включают листья, ягоды и цветы, называют «под листок» или «под ягодку». Эти росписи отличаются от «травки» более крупными мазками, образующими формы овальных листочков, круглых ягодок, оставляемых тычком кисти. Основу росписи под листок составляют остроконечные или округлые листья, соединённые по три или пять, и ягоды, расположенные группами около гибкого стебля. В росписи больших плоскостей используют мотивы покрупнее – вишня, клубника, крыжовник, виноград. К верховому письму относится ещё одна своеобразная разновидность росписи – «пряник» или «рыжик». Это геометрическая фигура, чаще всего вписываемая в квадрат или ромб, а в середине прямоугольника – «большой рыжик» – солнце. Росписи пряниками более просты и условны, чем травные, когда приглядишься к ним, то кажется, что Солнце, с завитыми по кругу лучиками находится в постоянном движении.

 В «фоновом» письме выделяют два типа орнамента: роспись «под фон» и роспись «кудрину». Роспись «под фон», как уже отмечалось, начинается с прорисовки линии стебля с листьями и цветами, а иногда и с изображениями птиц, или рыб. Затем фон записывается краской, чаще всего чёрной. По золотому фону прорисовывают детали крупных мотивов. Поверх закрашенного фона кончиком кисти делаются «травные приписки» - ритмичные мазочки вдоль основного стебля, тычком кисти «налепливаются» ягоды и мелкие цветы. Роспись «под фон» значительно более трудоёмкий процесс и не каждый мастер справится с такой работой. «Кудрина». Её отличает стилизованное изображение листьев, цветов, завитков. Не занятое ими пространство закрашивают краской, и золотые ветви эффектно смотрятся на ярко-красном или чёрном фоне. Своё название «кудрина» получила от золотых кудреватых завитков, линии которых образуют причудливые узорные формы листьев, цветов и плодов. Особенностью её является то, что главную роль играет не кистевой мазок, а контурная линия. Плоское пятно золота и тонкий штрих в проработке деталей. Фон в таком виде росписи также окрашивается в красный или чёрный цвет.

 Сегодня настоящей хохломой является продукция предприятий ЗАО «Хохломская роспись» в городе Семёнове и «Хохломской художник» в поселке Сёмино Ковернинского района. В настоящее время «Хохломская роспись» стабильно работает и развивается. Сегодня на предприятии работает более полутора тысяч человек, в том числе более 400 художников.

rupor.umi.ru