Хохломская роспись для начинающих: техника, образцы узоров. Хохломская роспись птицы


Поэтапное рисование хохломской росписи | LS

Хохломская роспись узнаваема ничуть не меньше, чем гжель. Роскошные узоры и сочетания оттенков, характерный тандем красного и золотого, цветы и ягоды, диковинные птицы — все это не может не привлекать внимания и завороженно изучать каждую линию. Профессионалы уверяют: в выполнении хохломская роспись очень проста, и если разобраться в принципах ее создания, освоить технологию сможет даже человек, ни разу в жизни не державший кисть.

Особенности узоров в хохломской росписи: фото и рекомендации

Для понимания выполнения данной технологии важно понимать ее суть и особенности: не только сочетание определенных линий и завитков делает «хохлому» «хохломой», но и то, что в них вкладывается, как они соединяются, и какой образ создают в целом. На развитие хохломской росписи значительно повлияли восточные орнаменты ковров и шалей, а также русские узоры домовой резьбы в виде стеблей и листьев. Церковь тоже внесла свою лепту в виде общей цветовой гаммы: черный и чистый красный, золото — тона глубокие, сильные. Все это породило изначальную технологию волжских мастеров и осталось в основе нынешней «хохломы».

  • Рисунок в хохломской росписи строится на «ведущей», представленной плавной раскидистой ветвью. Она постепенно расширяется за счет добавления разнообразных элементов, подразделяемых на основные (крупные цветы, грозди ягод и т.д.) и побочные (мелкие листья, одиночные ягоды, травинки). При этом основной элемент должен находиться по центру.

Изначально хохломская роспись подразделялась на 2 категории, отличающихся стилистикой исполнения узоров: «верховое» письмо и «кудрину». Последняя стала наиболее известной — это темный (красный или черный) фон, по которому выписаны изящные и сложные завитки и природные элементы. Схема работы та же — сначала ведущая ветвь, затем добавочные детали. «Кудрина» выглядит более тяжелой, наполненной, нежели «верховое» письмо, которому свойственен золотой фон с обилием травинок разного размера, а остальные орнаменты выполняются или под ягодку, или под листок. Кроме того, само расположение рисунка должно представлять собой квадрат, который может вытягиваться в ромб.

  • Что касается технологии работы, то здесь также есть некоторые нюансы: хохломская роспись никогда не пишется четкими линиями, и этапа предварительного эскиза в ней нет. Мастер сразу выполняет задумку краской, что обуславливает определенную мягкость даже самых мелких и тонких узоров.

Также следует отметить, что некоторые орнаменты выполняются не вручную: точнее, рисуют их, конечно же, кистью, но через трафарет — такой прием используется достаточно давно и может быть скомбинирован со штамповкой, для которой используют фетровый или деревянный инструмент.

Поэтапное рисование хохломской росписи для начинающих

Несмотря на то, что некоторые узоры могут быть созданы через трафарет, учиться хохломской росписи все же стоит с простейших орнаментов кистью. Для этого подберите несколько очень тонких и маленьких (00, 01) кистей с ворсом белки или пони (он должен быть мягким), и, ориентируясь по прописям, сначала обведите несколько раз предложенные узоры, затем попытайтесь вывести их на штрихованных подсказках, а после — на той же бумаге или чистом стекле.

  • Травинка или осочка. Самый простой и базовый узор: чуть выгнутая вбок линия, максимальный нажим кисти в середине, у краев сходит «на нет». Утолщение производится очень плавно и имеет минимальную степень.
  • Завиток. Следующий по сложности элемент; нажим кисти не изменяется, остается одинаковым по всей протяженности узора; линия скручивается улиткой.
  • Капелька. На ней хорошо тренировать нажим: кисть ставится основанием ворса, после чего проворачивается на 180 градусов и начинает осторожно сниматься с поверхности. Одновременно с этим ее нужно потянуть вперед. Когда одиночный узор будет получаться, пробуйте выполнять по 2 капли зеркально.
  • Кустик. Представляет собой собранные веером капельки, в основании которых ставится маленькая точка кончиком кисти.
  • Листочек. Самый простой способ выполнить этот узор — вывести зеркально отражающиеся травинки, выгнутые наружу, после чего заполнить внутреннюю пустоту тем же цветом. Более сложная версия — не отрывая кисть, регулировать нажим и направление, выводя овал с заостренными концами.

После освоения тех узоров, которые рисуются только кистью, рекомендовано попробовать ягодные элементы: для них необходим штамп, изготавливаемый самостоятельно — он создаст основу рисунка. А мелкие детали также будут добавлены кистью. Чтобы сделать штамп, достаточно взять трубочку-соломку, прикрепить вниз круг бумаги, и обмакивать эту часть в краску.

  • Брусничка выполняется простой штамповкой алых кругов, которые не нуждаются в дополнениях.
  • Смородинка — несколько собранных возле травинки кругов-ягод, на которых после расставляются одиночные золотые точки кистью.
  • Рябинка — кроме кругов-ягод необходимо дорисовать очень узкие и вытянутые капельки и листочки в основании грозди. Также обязательны крапинки кистью с золотой краской.
  • Малинка. Гроздь из 6-ти кругов-ягод, которые уже ставятся без соблюдения расстояния, через наложение друг на друга. Блики рисуются по технике травинок, после проставляются точки кончиком кисти. Чашелистик — собранные вместе травинки, веточка — листья и тонкая линия.

Читайте также:

Профессионалы советуют начинающим тренироваться не на бумаге, а на стекле или пластике: с этого материала легко смыть краску, причем, локально. Таким образом, удается сначала понять правильное положение кисти и нажима на ворс, и только потом пробовать переносить даже простейшие узоры на бумагу или дерево.

ladyspecial.ru

Урок на тему «Хохломская роспись. Роспись сказочной птицы хохломским узором» | DOBROSLET.RU

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Автор – педагог дополнительного образования школьного учреждения Деточка Елена Анатольевна.

Образо$вательное учреждение: МОУ Щедровская ООШ

Раздел программы –«Основы росписи»

Тема занятия: «Хохломская роспись. Роспись сказочной птицы хохломским узором»

Название материала- конспект учебного занятия с мультимедийной презентацией «в гостях у хохломы»

Уров$ень образования 5-7 класс

Предназначенная презентация – для фронтальной работы.

Цель занятия: развитие и умение кружковцев в кистевой манере росписи на примере изучения типовых элементов Хохломы, познакомиться с Хохломской росписью.

Задачи занятия: познакомиться с историей происхождения техники хохломской росписи, создать условия для воспитания у детей чувства $гордости за свой народ, традиции, научить самостоятельно составлять композицию,$ использовав при этом изученные элементы хохломской росписи, подбирать нужный цвет в композиции, разбудить фантазию детей, настроить их на создание необычных композиций росписи.

«Через красивое к человечеству – такова закономерность воспитания»

В.А. Сухомлинский$

Сегодня наше время сложное - это время социальных перемен. Ребенок должен впитывать культуру своего народа через традиции народа, песни, частушки произведения народно-прикладного искусства. Но, к сожалению не всегда это происходит, наши дети отдалились от всего этого, и мы должны им помочь в этом. Поэтому я постаралась в своем занятии с детьми, показать им, что народное искусство помогает взглянуть на привычные вещи и явления по-новому, увидеть красоту и богатство декоративно-прикладного искусства.

В наше время велико зн$ачение опыта для духовного развития школьников, их эстетического воспитания, знакомство с искусством народных мастеров.

Мы живем там где$, нет возможности увидеть технологический процесс изготовления художественной посуды, увидеть работу мастеров хохломы. Но педагог может познакомить с историей хохломы, показать приемы росписи, подарить детям радость творчества. В данном занятии я использовала различные методы: словесный (беседа, использование художественного слова), практический (самостоятельное выполнение детьми декоративных элементов), частично-поисковый, метод «подмастерья» взаимодействие педагога и ребенка в едином творческом процессе)

$

Предполагаемый результат: умеют различать изделия хохломской росписи, у детей появится интерес к истории и культуре нашего народа, развивается художественный вкус, они научатся видеть красивое вокруг себя, приобретут трудовые навыки и умения ,стремясь овладеть традиционным мастерством.

$Итог детской деятельности: выставка детского творчества в школе и в районе.

Структура проведения занятия беседа демонстрация презентации тренировочное упражнение физминутка

Творческая работа итог(анализ). Рефлексия.$

Отличительная особенность занятия: состоит в том, что дети шире и глубже знакомятся с хохломской росписью, чем это возможно на уроках ИЗО.

$

Тема занятия: Хохломская роспись. Роспись сказочной птицы хохломским узором.

Цель занятия: Изучение приемов кистевого письма хохломских мастеров. Разв$итие и умений кружковцев в кистевой манере росписи на примере изучения типовых элементов росписи Хохломы.

Задачи занятия:

  • Познакомить с историей происхождения техники хохломской росписи.

  • Создать условия для воспитания у детей чувства гордости за свой народ, традиции.

  • Научить самостоятельно, составлять композицию, использовав при этом изученные элементы хохломской росписи.

  • Подбирать цвет

Наглядные пособия и инструменты для руководителя кружка:

  • м$ультимедиа проектор, экран,ноутбук

  • предметы хохломской росписи

  • таблицы элементов росписи

Материалы и инструменты для кр$ужковцев: утка изготовленная из папье- маше, кисти, палитра, гуашь, баночка для воды

Музыкальный ряд: народная музыка в инструментальном изложения

Методическое обеспечение занятия:

План занятия.

  1. Организационный момент.

    $

  2. Сообщение темы и цели занятия

-посылка

3. Актуализация новых знаний, погружение в занятие

-беседа- лекция : « Хохлома-центр народного художественного промысла». (рассказ сопровождается показом презентации)

4. Техника исполнения элементов Хохломы

- показ руководителем приемов хохломского письма

-цветовая гамма хохломской росписи

5. Творческая работа детей

$

- роспись изделия

-физминутка

6. Проверка руководителем выполненных работ.

-самооценка качества выполнения росписи изделия.

7.Подведение итогов занятия

- рефлексия

8. Уборка рабочего места

$

Ход занятия

1. Организационный момент.

2. Сообщение темы и цели занятия.

- здравствуйте ребята! Сегодня придя на работу около нашего кабинета , я обнаружила посылку. На ней было написано: « В творческое объединение «Художники – умельцы».

Давайте вместе с вами откроем посылку и посмотрим, что там находится.

- Посмотрите, какая красивая деревянная ложка, а какая она красочная и яркая. Что же это за роспись? Давайте отправимся $на нашу школьную выставку и посмотрим, есть ли изделия похожие на эту ложку.( На выставки нет хохломской росписи)

Держа ложку в руке и показывая на ней узор, руководитель читает стихотворение про хохлому.

Хохлома, Хохлома!

Весь народ свела с ума!

Яркая, лучистая, узоры золотистые

Резные ложки и ков$ши

Ты разгляди-ка, не спеши.

Там травка вьется и цветы

Растут нездешней красоты.

Блестят они как золотые,

А может, солнцем залитые.

-Ребята, тема нашего занятия «Хохломская роспись».

Сегодня вы узнаете об особенностях хохломской росписи, о том, какую роль и$ место она занимает в декоративном искусстве, об истории ее зарождения, я познакомлю вас с элементами хохломской росписи, научу их выполнять на данном изделии.

3.Актуализация новых знаний. (Погружение в урок)

Посмотрите на нашу $ложку и скажите: нравится ли она вам?

Почему она вам понравилась?

-Откуда же пришло к нам это диво? Вы хотите узнать?

Тогда внимательно послушайте мой рассказ. (Рассказ сопровождается презентацией)

(слайд 1)

Говорят в давние времена в Москве жил талантливый мастер – иконописец. Царь высоко ценил его мастерство и щедро награждал за его труды. Любил свое ремесло, но еще больше любил он свободу. Но однажды покинул он царские палаты и поселился в глухих керженских лесах. Избу поставил и занялся своим ремеслом. Хотел мастер, чтобы его искусство стало родны$м, как простая русская песня, и чтобы в нем отразилась красота русской природы. И стал он рисовать пышные яркие цветы и тоненькие веточки.

$Вскоре слава о мастере разнеслась по всей земле. Стали люди приезжать да красотой любоваться. Избы рубили и селились рядом. Слава о мастере донеслась до государя. Приказал он отряду стрельцов найти беглеца и вернуть в Москву. Но народная молва летела быстрее стрелецких сапог. Узнав о беде мастер, собрал своих односельчан и раскрыл секреты своего мастерства. А утром, когда царс$кие посланцы вошли в село, они увидели, как ярким пламенем горела изба чудо-художника. А самого художника, как ни искали. Нигде не нашли. Но остались от художника краски, вобравшие в себя жар пламени и чернь пепелища. Исчез мастер. Но осталось его удивительное искусство, в котором отразилась и горячая любовь к людям, и жажда красоты.

Значит , кисть художника была необычной – она была из солн$ечных лучей.

Возникла она и развивалась в Нижегородском Заволжье, где обработка древесины издавна достигла высокого художественного уровня. Хохлома – старинное русское село, затерявшееся в глуши дремучих заволжских лесов. Вместе с его историей уходит в далекое прошлое зарождение там известного на весь мир искусства – хохломской росписи. Родоначальниками, которой были иконописцы и мастера рукописной книги.

  1. Техника исполнения хохломской росписи

-Давайте рассмотрим изделия хохломской росписи, и увидим как, же изготовл$яли эти изделия. (Показ сопровождается стихотворением)

(слайд 3,4)

Сколько здесь $прекрасных чаш- это Вам подарок наш!

Семеновская хохлома

Вся золотиста, краснолика!

А вот поднос.

В нем алых ягод россыпь,

Отголоска лета

В зелени травы,

Шелковые всплески

Золотой листвы.

Вот ладья: цветущий хвост –корма.

Нос –петушиная $головка

Плывет по лесу хохлома.

Расписанная очень ловко

Наши ложки хохломские-

Самый лучший сувенир.

С позолотой – не простые

Прогремели на весь мир.

Все листочки как листочки.

Здесь же каждый золотой.

Красоту такую люди называют ХОХЛОМОЙ!

Процесс изготовления хохломской посуды

(слайд 5)

-Ребята, как вы думаете, как изготовляли эти изделия?

Деревя$нные предметы, выточенные на токарном станке, или вырезанная ножом из липы или березы вещь тщательно покрывалась тончайшим слоем глины. Потом сушат в течении нескольких часов. Затем многократно покрывается олифой, красится серебрянкой (алюминиевый порошок), по которому затем наносится роспись масляными кра$сками, главным образом черной и красной, как наиболее жаростойкими. Расписанную вещь вновь несколько раз олифят и сушат в печи. После чего серебро дает золотистый оттенок, а красные узоры еще больше пламенеют на золотом и черном фоне, поэтому хохлому называют «золотой».

- Рассмот$рев изделия хохломских художников, скажите

-Какие основные цвета используются в росписи?

-Какой орнамент присутствует в росписи?

Хохломская роспись радует нас яркими красками и золотистым сверканием. Краски, использованные в изделиях, символизируют следующее: красный-тепло, огонь, красоту, любовь; золотой- свет, солнце; зелены$й – цвет жизни, природы. А на черном фоне хорошо смотрятся все цвета. (слайд 6,7,8,9)

Хохломская роспись представляет собой растительный орнамент, составленный из небольшого числа мотивов, называемых «травкой» «яблочком», «ягодкой», «листком». «кудриной»

В хохломе есть два письма: Верховое письмо- это когда узор наносится черной, красной, зеленой и желтой красками на серебристый фон изделия сверху. А фоновое письмо – сначала рисуют концом кисти контуры волнообразного стебля и всех крупных элементов узора, а затем серебрист$ый фон изделия закрывают черной или красной краской, оставляя нарисованный узор незакрашенным.

Хохломская роспись выполняется от руки без предварительного рисунка, с маху. При этом кисть у самого основания обхватывается тремя пальца$ми, собранными в щепотку, ставится перпендикулярно к украшаемой поверхности и концом с легким нажимом рисуют тонкую волнистую линию стебелька, ведя ее к себе, и слегка поворачивая кисть в сторону изгибов. От стебелька в обе стороны рисуют завитки: начинают с тонкой линии, затем плавно усиливают нажим на кисть, не забывая вра$щать ее, и заканчивают тонкой линией. Из отдельных завитков и мазочков разной формы складывается сложный мотив- «кустик», повторяя который можно получить ленту орнамента для украшения края изделия и узкой его грани или заполнить им пустоты, образовавшиеся вдоль стебля в сложной цветочной росписи. (Показ руководителем выполнения элементов хохломской росписи )

В основе травки лежит плавно изгибающий стебель, от которого во все стороны отходят изогнутые стебельки; они по всей длине густо усеяны большими и малыми завитками, напоминающие узкие листочки, каждый из которых имеет свою особую форму; одни листочки группируются вокруг небольших стебельков, $другие густо покрывают стебель, перемежаясь с тонкими короткими штрихами; движение всех стебельков и листьев подчинено плавному движению стебля

Тренировочное упражнение

-Ребята на столе у вас лежит полоска бумаги (черная, красная), выберите понравившийся цвет и вместе со мной нарисуем, «осочки», «тра$винки»- это мазки с небольшим плавным утолщением, «капельки»- прикладываем кисть к изделию, «усики» - изображаем непрерывной линией одинаковой толщ$ины линию, закрученную в спираль, «завитки» - выполняем как и «усики», только с легким нажимом в середине элемента.

  1. Творческая работа детей. ( Роспись изделия)

Простые по форме, а радуют взор.

Богат и наряден чудесный узор.

По золоту фона затейливой змейкой

Орнамент здесь вьется$

Попробуй, сумей-ка.

- Ребята на прошлом занятии мы с вами сделали из папье-маше красивую уточку, а сегодня мы с вами распишем ее хохломским узором, чтобы она была сказочно красивой.

Для этого мы представим себя в роли хохломских мастеров.$

- Но прежде чем приступить к работе, я хочу вам напомнить поговорку: «Каков мастер, таково и дело», «Поспешишь людей насмешишь».

Руководитель проводит инструктаж при работе с гуашью и кистью.

  • Краски не пробуем на вкус, и не разбрызгиваем

  • Кисточкой не размахиваем, работаем внимательно и аккуратно

  • Не мешай соседу

  • Краски смешивай на палитре

  • После работы палитру, баночку и кисти хорошо промываем водой

Самостоятельное выполнение детьми росписи утки. (музыкальный ряд)

-руководитель проводит $индивидуальную работу, помогает детям.

Мы находимся в настоящей мастерской художника, и каждый из вас художник. Представьте узор, который вы хотели бы нарисовать. Вытяните руки, встряхните их, затем легким движением кисти р$ук поверните влево и вправо, вверх и вниз, а теперь разомните ладони и пальцы рук.

6.Проверка руководителем выполненных работ . (Выставка работ)

Вот наши сказочные уточки готовы. Посмотрите, какие они получились красочные, красивые. ( Каждая работа кружковцев рассматривается, учитывается тонкость,$ аккуратность работы, указываются недостатки в работе)

Я предлагаю пополнить школьную выставку нашими выполненными работами.

  1. Подведение итогов .Рефлексия.

-Ребята, скажите, что вам запомнилось и понравилось на сегодняшнем занятии?

-Какая информация помогла вам испытать чувство гордости за свой народ?

-Пригодятся ли вам эти знания в жизни?

Давайте оценим свою работу и настрое$ние на занятии с помощью цвета. Так как в хохломской росписи присутствуют красный и черный цвет, то мы используем эти два цвета.

На столе у вас леж$ат два цвета красный –занятие понравилось, черный- не понравилось. Выберите цвет и прикрепите его на доску.

«Большое счастье, что есть еще на Руси такой промысел, такое народное искусство»

(А. Ведерников)

Наше занятие подошло к концу, благодарю вас за хорошую работу.

Литература:

1. Ю.А.Арбат. Русская народная роспись по дереву. М., Изобразительное и$скусство, 1970

2. Н.П.Костерин Учебное рисование. М., Просвещение, 1980

3. Иллюстрации росписи к презентации взяты из интернета: Яндекс. Картинки. Хохломская роспись

4. Стихотворения о хохломе. П. Синявский. Хохлома.

Итог нашего занятия

Красота в умелых руках

«На$ши утки хороши»

$

dobroslet.ru

Хохломская роспись

На левом берегу Волги, среди густых лесов, вокруг старинного села Хохлома возник этот удивительный промысел. Из поколения в поколение совершенствовалось доселе не виданное искусство здешней "огненной" росписи. В самом селе ею никто не занимался, зато на еженедельных торгах продавали целые горы расписной деревянной посуды. Отсюда и пошло название- "хохломская роспись" или просто "хохлома".

В расположенных вокруг деревнях Большие и Малые Безлели, Мокушино, Шабаши, Глибино, Хрящи и других жили мастера- токари, резчики и художники. Небольшие наделы неплодородной к тому- же земли не оправдывали крестьянских надежд. Окончив сбор урожая, местные жители начинали усердно трудиться в своих мастерских- красильнях и токарнях. Работали целыми семьями, создавая вещи удивительной красоты. А получали за свой труд буквально гроши. Зато скупщики продавали на крупных ярмарках их товар втридорога.

Как возник промысел- никто не знает. Известно, однако, что густые заволжские леса издавна служили убежищем раскольникам, среди которых были искусные ремесленники- переписчики книг, резчики, иконописцы. Другое обстоятельство: земли вокруг Хохломы принадлежали Троице- Сергиеву монастырю, в мастерских которого, вероятно, работали и уроженцы здешних мест. Учились, перенимали опыт у подмосковных мастеров, умевших покрывать сусальным золотом и расписывать деревянную посуду. Иногда те поступали иначе- "обкладывали" изделие дешевой оловянной фольгой, а сверху промазывали слоем золотистой олифы. Был известен мастерам- иконописцам и такой прием: для создания "золотого" фона икону покрывали порошком серебра, а затем тоже олифили.

Эти- то приемы и положили заволжские мастера в основу своего производства. Правда, дороговизна сусального золота и серебряного порошка делали эти материалы недоступными. Не беда- хохломичи начали изготовлять серебристый порошок из олова. Но самой интересной их находкой стала закалка луженых изделий в печи, после чего посуда казалась золотой.

Липы и осины, древесина которых шла на их изготовление, в лесах Заволжья росло много. На быстрых лесных речках мастера ставили токарни, где, как и на мельницах, использовалась сила падающей воды. А уж ложки делали чуть- ли не в каждом доме.

Неокрашенные изделия- резные ковши и ложки, точеные бочата, поставки и чашки называли "бельем". После сушки его грунтовали жидкой очищенной глиной- вапой, как ее здесь называли. Затем полуфабрикат снова сушили, пропитывали сухую глину льняным маслом и втирали, вгоняли ее в поры дерева. После очередной сушки изделия покрывали несколькими слоями олифы, которую крестьяне изготовляли сами. Последний слой высушивали, как здесь опять- же говорили, до небольшого отлипа- когда олифа слегка прилипала к пальцу, уже не пачкая его. Следующий этап- лужение: порошок олова втирали в изделие, которое приобретало красивый бело- зеркальный блеск. Теперь, только теперь его расписывали и снова сушили. Затем покрывали несколькими слоями и лака (с промежуточной сушкой каждого слоя) и, наконец, закаливали в печи до образования масляно- лаковой пленки золотого цвета.

В основе хохломской росписи- богатейшие традиции. Скажем, большое влияние на ее развитие оказал "травный" орнамент, который часто встречается в росписях церквей, рисунках изразцов, белокаменной резьбе. Вот и на хохломских изделиях можно увидеть плавно вьющиеся стебли трав. Не менее важный источник здешнего орнамента- декоративное оформление церковных рукописей. Удивительно похожие элементы встречаются в заставках рукописных книг и в хохломской "кудрине". Сходной была даже цветовая гамма- сочетание ярко- красной киновари, черной сажи и золота. Несомненная и связь с мотивами домовой резьбы, у которой свои богатые традиции. Возможно, некоторое влияние на искусство заволжских мастеров оказали узоры восточнх тканей, шалей и ковров- все это в большом количестве продавалось на Макарьевской и потом Нижегородской ярмарках.

Виды хохломской росписи

Поначалу сложились два основных вида хохломской росписи- "верховое" письмо и "кудрина". Основу любой композиции составляют плавно изгибающиеся, как- бы вырастающие друг из друга ветви, которые сами художники называют "ведущей", или "корнем". Вокруг ведущей располагаются другие детали росписи, чередование которых подчиняется определенному ритму. В центре помещают крупный- главный элемент (например, гроздь рябины или цветок), вокруг- более мелкие- второстепенные (листья, травку, отдельные ягоды и цветы).

При "верховом" письме рисунок выполняют на серебристом фоне, который после лачки и закалки становится золотым. Один из наиболее древних вариантов- "травка"- узор из крупных и мелких травинок, составляющих ведущую и все элементы. Орнаменты, в которые, помимо травки, мастера включают листья, ягоды и цветы, носят характерные названия "под листок" и "под ягодку". Оригинальная роспись "пряник" которую выполняют обычно внутри чашки или блюда. Это геометрическая фигура- чаще всего квадрат или ромб, украшенная травкой, ягодами, цветами.

"Кудрину" отличает стилизованное изображение листьев, цветов, замысловатых завитков. Незанятое ими пространство закрашивают краской, и золотые ветви эффектно смотрятся на ярко- красном или черном фоне. У возникшей позже росписи "под фон" с "кудриной" много общего. Сначала рисуется "ведущая" с листьями и цветами, а иногда и главными элементами. Затем точно так- же незанятое пространство записывается краской- чаще всего черной. И уже по закрашенному фону рисуют ягоды и цветы, украшая все элементы "травкой".

Природные орнаменты

Несмотря на довольно строгие правила хохломской росписи, у художника достаточно простора для фантазии. Изначально жившие среди красивейшей природы Заволжья, хохломские мастера учились у нее бесконечному разнообразию красок и форм, творчески перерабатывая которые перенесли в роспись. Тут и ягоды- малина, клубника, рябина, и фантастические птицы, и различные цветы. Своеобразная роспись "древко", при которой все элементы располагаются вокруг вертикального стебля. Сюжет этот, вызывающий в памяти знаменитое "древо жизни", еще одно наглядное доказательство кровного родства хохломской росписи с другими видами декоративно- прикладного искусства России.

Используют мастера и упрощенные орнаменты. Скажем, "крап", который наносят штампиком, вырезанный из пластинок гриба- дождевика, или особым образом свернутым кусочком ткани. Разнообразные "витейки" обычно выполняют кистью. Этот узор в виде нешироких поясков, расположенных на внешней или внутренней поврехности чашек, шкатулок, поставцов, с боков основного рисунка.

Заволжская земля всегда была богата талантами. Но произведения свои русские мастера, как правило, не подписывали, оттого мы почти не знаем их имени. Постепенно из обыденных предметов домашнего обихода "хохлома" превратилась в украшающие наш быт сувениры, подчас отнюдь не дешевые. Зато многие из них- подлинные шедевры народного искусства.



paintmaster.ru