Конспект урока окружающего мира в первом классе по теме «Птицы, их существенные признаки». Отличительные признаки птиц


конспект урока по развитию устной речи "Отличительные признаки птиц"

УРОК РАЗВИТИЯ УСТНОЙ РЕЧИ

НА ОСНОВЕ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТОВ

И ЯВЛЕНИЙ ОКРУЖАЮЩЕЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ

В 4 КЛАССЕ

«ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ ПТИЦ»

Подготовила и провела

учитель начальных классов

высшей квалификационной

категории

Чёрная О.М.

станица Березанская

2017 год

ГКОУ КК «Березанская школа-интернат»

Конспект урока развития устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности

в 4 классе по теме: «Отличные признаки птиц».

Урок с использованием элементов современных образовательных технологий:

компьютерные технологии; игровые технологии;

здоровьесберегающие технологии.

Тип урока: изучение нового материала.

Цели:

Предметные:

учить отличать птиц от других групп животных;

сформировывать представление на основе выявления отличительных признаков птиц;

учить определять принадлежность птиц к своей группе.

Метапредметные:

Личностные:

формировать положительное отношение к учению, познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения.

стремиться к преодолению трудностей, осваивать новые виды деятельности;

участвовать в творческом процессе.

Регулятивные:

организовывать своё рабочее место под руководством учителя;

принимать и сохранять учебную задачу; действовать по плану;

Познавательные:

понимать информацию; осуществлять операции анализа, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения.

Коммуникативные:

вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе; задавать вопросы; отвечать на вопросы других;

Виды деятельности учащихся на уроке:

работа по учебнику, работа в парах и группах;

Личное целеполагание учеников на занятии:

знать понятие «птицы»; иметь представление, чем птицы отличаются от других групп животных;

уметь определять и находить их отличительные признаки.

Оборудование (для учителя):

компьютер, интерактивная доска, карточки, учебник, тетрадь.

Оборудование (для учащихся):

карточки с заданиями, светофор, учебник, тетрадь, письменные принадлежности, смайлики.

Ход урока:

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

Примечание

1.Организационный момент.

Цель: формирования умения приготавливать своё рабочее место и готовность к восприятию информации.

Прозвенел для нас звонок –

Вот уж начался урок.

Очень много интересного

предстоит нам на нём узнать.

Мы сегодня новые знанья будем о животных открывать.

Спасибо! Садитесь!

Проверьте, всё ли у вас приготовлено к уроку: учебник, тетрадь, пенал? Начинаем работать.

Проверяют готовность к уроку, садятся на свои места.

На перемене учащиеся готовят рабочее место к уроку.

1.Актуализация необходимых (ранее изученных) знаний.

Цель: актуализировать и закрепить полученные ранее знаний (группы животных «насекомые», «рыбы» и их отличительные признаки.)

С какими основными группами животных вы уже познакомились на предыдущих уроках? Давайте вспомним признаки этих групп животных. Для этого я предлагаю поиграть в игру. У вас на столах лежат карточки двух цветов зелёная и красная. Я буду читать вам утверждения, если вы с ними согласны поднимаете – зелёную карточку, если нет - красную.

1.У насекомых есть два крыла и две ноги.

2. Тело насекомых покрыто чешуёй.

3.Рыбы живут только в воде.

4.Рыбы передвигаются с помощью крыльев.

5.У насекомых 6 ног.

6.Тело рыб состоит из головы, туловища, хвоста и плавников.

Молодцы. Зная, признаки этих групп животных, вы легко выполните следующее задание. Работа парами. На столах у вас лежит карточка с животными, найдите 3 лишнее. Объясняем почему, животное в этом ряду лишнее

Оценивание.

насекомые

рыбы

Ответы:

1.Нет (А что есть у насекомых?)

2.Нет (А чем?) чешуёй

3.Да

4.Нет (А с помощью чего?) плавников и хвоста.

5.Да

6.Да

это насекомое.

это рыба.

это птица или не насекомое

Слайд

Карточка:

Карточка:

Карточка:

1. Мотивация к деятельности.

Цель: создание благоприятных условий для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность

Скажите, а для чего людям необходимо уметь различать разные группы животных?

Какую роль в жизни человека выполняют животные?

Я же желаю Вам, чтоб те знания, которые вы обретёте на нашем уроке, пригодились в жизни и вы научились любить и беречь окружающую среду.

Благодаря животным человек получает разнообразные продукты питания: сливочное масло, молоко, сыр, мед и множество других. Животные поставляют и сырье для промышленности: шерсть, пух, кожу, воск, из пчелиного яда изготавливают разнообразные лекарства.

1.Организация познавательной деятельности.

Цель: познакомить обучающихся с группой «птиц» и их отличительными признаками.

1.Создание проблемной ситуации.

Какое животное мы ещё не изучали?

К какой группе животных он относится?

Почему вы считаете, что воробей – это не насекомое, ведь он тоже летает и есть крылья? А может он относится к рыбам, ведь у него есть хвост?

2. Постановка учебной задачи.

Как вы думаете, о чём же мы будем говорить сегодня на уроке?

Кто такие птицы? На этот вопрос мы сегодня и попробуем найти ответ.

А какую цель мы поставим перед собой? Откройте учебник

стр. 36. Прочитайте.

3. Построение проекта учебных действий.

С чего же мы должны начать изучение группы «птицы»?

Внешний вид.

Знакомство со строением тела птиц.

Мудрая Черепаха предлагает нам прочитать вопрос и рассмотреть рисунок под ним.

Каких животных вы узнали?

Что общее есть у всех этих животных?

Муравьишка считает, что ночная бабочка это птица, так как она умеет летать. Прав ли он?

Скажите, кто из этих животных всё же относится к птицам? Почему?

По какому признаку мы птиц отнесем в отдельную группу? Правда ли, что если животное умеет летать, значит, это животное - птица?

Вывод: Умение летать не является отличительным признаком. Действительно не все птицы летают. Например, не умеет летать страус или необычная птичка киви.

Посмотрите в учебник, назовите, какая птица изображена?

Рассмотрите тело голубя (стр. 36). Из каких частей состоит тело голубя?

Найдите теперь эти части тела у дятла, совы. Учитель показывает - дети называют.

А чем же покрыто тело птиц?

Сделаем вывод:

Перья – это основной отличительный признак птиц.

Давайте немного отдохнём.

Музыкальная физминутка. Учащиеся повторяют движения за учителем.

5.Практическая работа

Рассмотрение перьев.

Мы выяснили, что у птиц есть перья, выясним, зачем они нужны птицам?

Давайте проведем практическую работу и рассмотрим перья птиц. Разделимся на группы. Каждая группа получает перо птицы. Перья птиц различаются по окрасу, размеру, форме и назначению. Группа должна рассмотреть своё перо, попытаться определить, какой птице принадлежит, зарисовать в тетради и подписать, где стержень, опахало, очин.

Основа каждого пера – это центральный стержень.

Опахало - пластинчатая часть пера птиц.

Очин полая нижняя часть стержня пера птиц.

Выполните задания:

1. Рассмотрите перо под лупой. Разрежьте его. Что обнаружите.

2. Подуйте на перо. Что произойдет?

3. Намочите перо. Что заметите?

Посмотрите на слайд № ….

Проверьте правильно ли вы подписали части пера.

Подумайте, зачем птицам большие и маленькие перья?

Сделаем общий вывод: у птиц разные перья, они защищают птиц от воды и сырости, от холода и жары. Большие перья нужны для полёта, а маленькие для тепла.

6.Закрепление изученного материала. Знакомство с разнообразием птиц.

Мы выяснили, что птицы – это те животные, у которых есть перья, благодаря которым многие из них могут летать. Птиц на планете большое многообразие. Рассмотрите слайд.

Чем птицы похожи? Чем различаются? Почему у птиц разный окрас, как он помогает птицам?

Почему у птиц разный клюв?

Размер крыльев? Как это помогает птицам в природе?

Ученых, изучающих птиц, называют

орнитологи. А науку о птицах – орнитология.

Воробья.

Птицы.

(Высказывания обучающихся)

О птицах.

Кто такие птицы?

Рассказать Муравьишке. Вопросику о том, кто такие птицы и как их отличить от других групп животных.

Учащиеся предлагают свой план работы (учитель помогает).

Летучая мышь, белка, ночная бабочка, курица.

Все они умеют летать.

Нет. Ночная бабочка - это насекомое, т.к….

Курица. (Предположения детей).

У птиц есть крылья.

Нет. Не все птицы могут летать.

Голубь.

Голова, шея, туловище, крылья, хвост, 2 ноги, клюв.

Перьями

«Танец маленьких утят»

Обучающиеся выполняют работу, делают зарисовки, выводы:

Перья легкие. Вода скатывается с пера.

Один обучающийся из группы рассказывает свои наблюдения и выводы.

Перо внутри полое.

Если подуть на перо, оно полетит, значит, легкое.

Перья не намокают.

Обучающиеся отвечают на вопросы.

Слайд

Работа по учебнику стр.36

Слайд

Слайд

Слайд

(Здоровьесберегающая технология)

Слайд

Обучающиеся делятся на 5 групп. Каждой группе выдаётся по 1 перу: курицы, сороки, павлина, вороны, утки. Выполняют задания.

Слайд

Слайд

Слайд

Слайд

Слайд

Слайд

1.Рефлексия деятельности.

Цель: организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.

В заключение нашего урока я предлагаю Вам небольшой тест:

  1. 1. Найди птицу.

  2. Налим, муравей, синица.

2.Найди отличительный признак птиц?

3. Сколько птиц изобразил художник на рисунке?

Проверьте свои ответы.

Оцените свою работу, поднимите светофор:

Красный – плохо.

Желтый – хорошо.

Зеленый – все получилось –отлично.

Обучающиеся выполняют тест, оценивают свою работу.

Слайд

Слайд

Слайд

1.Подведение итогов урока.

Цель: выявление уровня усвоения и понимания нового материала.

С какой группой животных сегодня познакомились?

Чем птицы отличаются от других групп животных?

Что интересного узнали на уроке?

С какими новыми понятиями познакомились?

Что получилось, что нет?

Наш урок подходит к концу.

– Выразите своё отношение к уроку с помощью смайлика. 

Покажите свой смайлик. Объясните, почему выбрали такой смайлик.

Оценивание учащихся.

Д/з:

1.Нарисовать птицу мира.

2.Собрать коллекцию перьев.

Птицы-

это животные, тело которых покрыто перьями.

Понятия «орнитолог», «орнитология». Состав перьев: «очин», «стержень», «опахало».

Ответы обучающихся.

Слайд

Слайд

Зазвенел опять звонок и нам пора заканчивать урок.

Спасибо за сотрудничество!

Уборка рабочего места.

Подготовка к следующему уроку.

www.metod-kopilka.ru

Чем отличаются птицы друг от друга

Птицы представляют собой класс животных, обладающих перьями и клювом и наделенных способностью летать. Видов птиц существует очень много, и распознать, к какому из них принадлежит та или иная особь, можно по ряду признаков.

  • Общие сведения
  • Сравнение

Общие сведения

Птицы обитают на планете повсеместно, играя в природе и в жизни людей важную роль. Пернатых можно назвать социальными животными, поскольку им свойственно общаться между собой с помощью особых сигналов, звуковых и визуальных, а также выполнять совместные действия.

Для птиц характерно коммунальное гнездование. Собираясь в стаи, они охотятся и защищаются от хищников. Большинство видов склонны к моногамии, когда определенные особи разных полов более или менее продолжительное время существуют в паре и сообща заботятся о потомстве.

к содержанию ↑

Сравнение

Перечислим признаки, позволяющие различать пернатых разных видов.

к содержанию ↑

Размеры

Класс птиц включает в себя представителей всевозможной величины. К небольшим относятся, например, воробей и трясогузка. Ворона и голубь уже большего размера. А есть и очень крупные экземпляры, такие как страус и фламинго.

к содержанию ↑

Строение тела

Разные птицы отличаются по внешнему облику, который зависит от формы и размеров частей их тела. Так, у совы крупная голова словно переходит в туловище, а аист – обладатель длинной шеи и маленькой, по сравнению с самим туловищем, головы.

Разнообразны клювы птиц. Например, зяблик и овсянка добывают корм с помощью толстого конусообразного клюва, цапли и журавли орудуют клювом острым и длинным, у хищников же он загнутый, крючковатый.

Еще одна часть тела, составляющая отличие птиц друг от друга, – хвост. У одних птиц он короткий и широкий, у других – очень длинный, а, скажем, деревенская ласточка может похвастаться хвостом, разделенным надвое.

Нужно сказать и о различиях в строении ног птиц, а также об особенностях оперения этих частей тела. Так, по сравнению с длинными конечностями цапли, ноги утки выглядят совсем короткими. Что касается оперения, то у части птиц оно имеется лишь в верхней части конечностей, а, к примеру, ноги той же совы сплошь мохнатые. В то же время есть особи со свешивающимися «штанами» из удлиненных перьев.

к содержанию ↑

Окраска

Окраска является важным признаком, помогающим распознавать виды птиц. Ее варианты многочисленны. Надо сказать, что обладателей одноцветного оперения не так и много. Гораздо чаще окраска одной и той же птицы складывается из «островков» разного цвета и формы. Примеры: сорока, снегирь, зимородок.

Нередко встречается пятнистый или рябой окрас. Им обладают, например, вертишейка и дрозд. В некоторых случаях узнать ту или иную птицу можно по «шапочке» характерного цвета или по полоскам на хвосте, имеющим определенное расположение.

к содержанию ↑

Голос

Птицы постоянно издают какие-то звуки. Эти несложные сигналы могут выражать тревогу, спокойствие или другое состояние, с помощью них пернатые призывают сородичей. Всем известно, как крякают утки или курлыкают журавли. Позывные сигналы представителей разных видов отличаются.

Птицы также поют. Но делают это они только в определенное время – в период размножения. Вслушавшись в пение, можно понять, какой птице оно принадлежит. Для этого необходимо обратить внимание на продолжительность звучания, темп исполнения, паузы, характер звуков (свист, щебетание, переливы).

к содержанию ↑

Местообитание

Говоря о том, в чем разница между птицами, нельзя не упомянуть и о местах их обитания. Представители каждого вида ведут свою жизнедеятельность в определенных условиях, позволяющих добывать нужный корм и гнездиться. Например, лес является местом обитания глухаря, кедровки, дятла. В степи и на лугах можно встретить жаворонка и овсянку. А для водоплавающих особей необходимо наличие в ареале обитания водоема.

thedifference.ru

Сравнительная характеристика пресмыкающихся и птиц « Катарина Канивец

ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ КЛАСС ПРЕСМЫКАЮЩИЕСЯ(Reptilia) КЛАС ПТИЦЫ (Aves)
1 Количество видов 7 000 9 000
2 Способность к полету Не характерна Характерна
3 Размеры тела От 1 см (скрытоокий сцинк) до 7 м и массы 1 т (нильский крокодил), длины 11,47 м (анаконда) От 2,8 см (колибри-шмель) до высоты 2,8 м и массы 150 кг (африканский страус)
4 Передние конечности Пятипалые Имеют вид крыльев
5 Железы Отсутствуют Есть копчиковая железа
6 Кожа покрыта Роговыми, чешуйками или щитками Перьями
7 Особенности строения скелета Межзапьястные и межпередплюсневые соединения Легкость и прочность, роста костей (например, в черепе)
8 Клюв Отсутствуют Есть
9 Рост позвонков Отсутствует Наблюдается (сложный крестец)
10 Киль Отсутствует Есть
11 Мускулатура Менее дифференцированная, основная масса расположена на спинной стороне тела, мышцы, которые обеспечивают движение конечностей, расположенные на конечностях Более дифференцированная, основная масса расположена на груди (грудные мышцы сильно развиты), мышцы, которые обеспечивают движение конечностей, расположенные на туловище
12 Зубы Есть Отсутствуют
13 Зоб Отсутствует Есть
14 Желудок Хорошо выражен, имеет сильную мускулатуру 2 отдела: железистый и мускульный желудок
15 Толстая кишка Относительно длиннее Относительно короче (задержание калловых масс затрудняло бы полет)
16 Фабрициевая сумка Отсутствует Есть (имеет вид слепого выроста клоаки)
17 Дыхательные пути Ноздри, гортань, трахея, две бронхи Ноздри, носовая полость, верхняя гортань, трахея с голосовым аппаратом в нижней гортани, бронхи
18 Легкие Имеют относительно меньшую площадь поверхности (ячеистые) Имеют относительно большую площадь поверхности (губчатые)
19 Парабронхы Отсутствуют Есть
20 Воздушные мешки Отсутствуют Есть
21 Тип дыхания Обычный Двойной
22 Общий объем крови До 7% веса тела До 9% веса тела
23 Содержание эритроцитов в крови 0,98 млн/мм3 3,5 млн/мм3
24 Кислородная емкость крови До 12% До 22%
25 Сердце Трехкамерное Четырехкамерное
26 Дуги аорты Есть правая и левая дуги аорты Есть только правая дуга аорты, левая редуцирована
27 Смешивание крови Происходит смешиванию артериальной и венозной крови Не происходит (артериальный ток крови отделен от венозного)
28 Температура тела Непостоянная (холоднокровные) Относительно постоянная (теплокровные)
29 Мочевой пузырь Есть Отсутствует
30 Наружное ухо Отсутствует Есть (слуховой проход)
31 Женская половая система Симметричная (парные яичники и яйцеводы) Асимметричная (есть только левый яичник и левый яйцевод)

biology.kiev.ua

Конспект урока окружающего мира в первом классе по теме «Птицы, их существенные признаки»

План – конспект открытого урока

Предмет: окружающий мир

Класс: 1А

Учитель: Наранова Вера Убушаевна

Дата проведения: 03.03.2014 год

Тема «Птицы, их существенные признаки.»

Цель: учиться различать птиц по их отличительным признакам;

Задачи урока:

-развивать умения анализировать рисунки с изображением птиц;

-расширить представления о разнообразии птиц, их значении для природы и человека;

-воспитывать бережное отношение к птицам.

Тип урока: урок изучения новой темы

Методы: словесный, наглядный, частично – поисковый, проблемный

Оборудование: интерактивная доска, презентация.

Образовательные ресурсы: http//www.nestingdols.ru,

http//ru. wikpedia org/wiki/, www.garmoniya-club.ru

Предметные результаты:

учиться различать птиц по их отличительным признакам;

развивать умения анализировать рисунки.

Личностные УУД:

желание открывать новое, новые способы действия, готовность преодолевать учебные затруднения, умение сотрудничать.

Познавательные УУД:

узнать существенный признак птиц, чем они отличаются от млекопитающих;

осуществлять поиск учебной информации из рассказа учителя, из материала учебника, в рабочей тетради из рисунков.

Результативные УУД:

организовывать свою деятельность;

принимать учебно-познавательную задачу;

планировать свои действия в соответствии с решаемыми учебно-познавательными, учебно-практическими задачами.

Коммуникативные УУД:

вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками;

строить речевое высказывание в устной форме;

проявлять доброжелательное отношение к партнерам.

Технологическая карта урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.Орг. момент

Видеоролик с пением птиц.

-Сейчас вы, ребята, послушай-те звуки.

-Какие звуки вы услышали?

-О чем мы сегодня будем говорить на уроке?

- Какая тема нашего урока?

-К какой природе относятся птицы?

Мы услышали пение птиц.

Тема урока

«Птицы».

Они относятся к живой природе.

Р

К

Л

2.Актуализация знаний.

Мотивация к деятельности

-Кто такие млеко-питающие?

-Назовите основ-ные признаки млекопитающих?

-Приведите при-меры млекопита-ющих?

-К какой природе относятся млеко- питающие?

Какие условия необходимы для жизни живых организмов?

Уч-ся отвечают.

4 ноги, тело покрыто шерстью, кормят детенышей молоком.

Млекопитающие относятся к живой природе. Для жизни и развития животных необходимы следующие условия: вода, солнце, чистый воздух, тепло, свет, питательные вещества

Р

К

Л

3.Изучение новой

темы

Разгадывания загадок

1)Пан шагает по дороге. У него как ласты ноги, шея длинная, дугой, он защиплет, если злой.

2) Этот старый наш знакомый. Он живет на крыше дома. Он летает на охоту за лягушками в болото.

3) Прилетел он на заре и постукал по коре длинным клювом: «Тук да

тук! »

- О ком загадки?

- Какова цель нашего урока?

Гусь.

Аист.

Дятел.

Загадки о птицах.

Цель урока учиться различать птиц по их отличительным признакам.

П

К

Л

Слайд с изобра-жением птиц

-Каких животных ты видишь на картинке?

-Назовите птиц?

-Сравни строение млекопитающих и птиц, чем они различаются?

Вывод: у птиц 2 ноги, а 4, тело покрыто перьями, а не шерстью, есть клюв и крылья.

-Для чего птицам клюв?

-Для чего птицам крылья?

-Какую функцию выполнят перья?

-Где могут оби-тать птицы?

-Какую пользу приносят птицы растениям?

Я вижу птиц.

Уч-ся называют птиц.

У млекопитающих: 4 ноги, тело покрыто шерстью.

У птиц: 2 ноги, тело покрыто перьями, а не шерстью, есть клюв и крылья.

Клюв птицам необходим, чтобы добывать себе пищу, строить гнездо. Крылья нужны для полета.

Перья птицам нужны для того, чтобы сохранять тепло

Р

К

П

4.Применение общего способа действий для решения частных задач

Работа в тетради

№ 5.

Разгадай ключевое слово.

1.На болоте

обитает

И лягушек поедает.

2.Хвост с

узорами,

Сапоги со шпорами.

3.Зимою краснеют

На голых ветвях.

4.На шесте дворец,

Во дворце певец.

5. Птица говорливая, Самая болтливая.

- Какое ключевое слово по вертикали получилось?

Цапля.

Петух.

Снегирь.

Скворец.

Сорока.

Получилось слово- птица.

Р

К

Л

П

5. Физминутка

«Замри»

Мы топаем ногами, (топают)

Мы хлопаем руками, (хлопают)

Качаем головой, (качают головой)

Мы руки поднимаем, (руки вверх)

Потом их опускаем, (руки вниз)

Мы руки подаем (руки в «замок»)

И бегаем кругом, (покружиться на месте)

Раз, два, три, (три хлопка)

Любая фигура замри! (изобразить любую фигуру)

Учащиеся выполняют физминутку

Р

К

Л

6. Блиц- опрос

-Какие птицы не летают?

-Страусы, утка, жаворонок, ворон.

- Какая птица выводит птенцов зимой? (Клест)

Птенцы какой птицы не знают своей матери? (кукушки)

Страусы быстро бегают, удар страус иной ноги напоминает по силе удар копытом лошади.

Страусиные яйца и мясо человек использует в пище.

Сейчас люди разводят страусов в неволе

Страусы не летают.

Клест выводит птенцов зимой.

Птенцы кукушки не знают своей матери, так как она свои яйца подбрасывает другим птицам.

Р

К

П

7.Практическая

работа

Работа в ТПО №6

- Вырежи и на-клей изображения мест, где обитают птицы.

Уч-ся выполняют задание

Р

Л

П

8.Работа на интерактивной доске

-Соедини линия-ми названия птиц и их характерные звуки.

Уч-ся соединяют названия птиц с их характерными звуками.

Отмечают галочкой только птиц.

Р

П

Л

К

9.Самостоятельная

работа в ТПО

Задание № 7

-Напиши признаки птиц.

Число ног-2.

Тело покрыто- перьями.

Есть клюв и крылья.

Р

П

Л

10. Итог урока.

Рефлексия

Что мы сегодня делали на уроке?

-Что интересного вы узнали?

-Какую пользу приносят птицы людям?

-А как вы можете позаботиться о птицах?

Уч-ся отвечают. что делали на уроке.

Птицы: охраняют

лес от вредителей;

защищают урожай и человека от насекомых и грызунов; дают чело-веку пищу, пух, перо; распространяют семена деревьев и трав; украшают природу.

Повесить кормушки, сделать скворечники, посадить деревья, кустарники, соблюдать

правила поведения в лесу летом.

К

Л

infourok.ru

Тема: ПТИЦЫ Задачи: повторить отличительные признаки птиц

Тема: ПТИЦЫ

Задачи: повторить отличительные признаки птиц;

дать учащимся знания о важности перьевого покрова в жизни птиц,

расширить знания о питании птиц, проследить с помощью

иллюстраций взаимосвязи внешнего вида птицы со способом

добывания пищи;

развивать внимание, память, любознательность;

воспитывать качества любви к живой природе.

Ход урока.

Орг. момент

Какое время года? Месяц? День недели? Время суток? Отмечаем погоду.

красный – снегирь

синий – синица

черный – воробей

У каждой команды дерево на дерево нужно наклеить нужную птицу

( правильный ответ- снегирь, допущены ошибки –синица, не выполнено задание- воробей)

^

Каждой группе раздаётся пазл. Дети собирают и рассказывают о пресмыкающем которого собрали.

Отвечают на поставленные вопросы:

(черепаха, змея, ящерица)

1 группа:

  1. Где обитают?
  2. Чем питаются?
  3. Где зимуют?
2 группа:
  1. К какому виду относится?
  2. В нашей стране, в какое время года обитают?
  3. Где зимуют?
3 группа:
  1. К какому виду относится?
  2. Где живут?
  3. Чем питаются?

2.Определение темы урока, цели.

( запись с пением птиц, иллюстрации,)

^ (о птицах)

Стр. учебника № 21

У. Что вы бы хотели узнать о птицах?

(Чем птицы отличаются о животных?

  1. Чем питаются птицы?
  2. Какие птицы остаются зимовать и почему?
  3. Какими перьями покрыты птицы?)
  4. Что то интересное про птиц?

3.У. Можно ли всех летающих животных назвать птицами?

( у уч-ся ил. с изображением – рыжая вечерница-зверь, бабочка – насекомое, гусь и пингвин – птицы)

После беседы выясняется, что не все животные которые летают – птицы

и не все птицы умеют летать.

( на доске)

ПТИЦЫ – 1. Наличие перьевого покрова (пернатые)

^

4. У. Зачем птицам перья?

(работа с учебником в группах, каждой группе раздаётся карточка с названием пера - пуховые, маховые, рулевые- характеристика), после работа с хрестоматией «зачем птицам перья» (аудио запись пения птиц)

Стр. 89-91

^

2. Сове, дятлу, водоплавающим? (по группам)

Д. объясняют значение покрова у каждой птицы

(отыскивают определения и вывешивается на доску около пера)

^

КАК С ГУСЯ ВОДА? мокрая как курица? (доклад)

Гуси, как и другие водоплавающие птицы, при чистке смазывают свои перья жиром. От этого перья становятся водонепроницаемыми и не намокают при плавании. У курицы такой смазки нет, и её перья в воде намокают. Вы видели как выглядит курица попавшая под дождь? (она мокрая) Не зря в народе говорят: мокрая как курица.

^

7.У. откройте рабочую тетрадь с. 16. самостоятельная работа – взаимопроверка (вставить пропущенное слово, соединить рисунок с названием пера)

^

(раздаётся птица)

По группам распределяется группы птиц – зерноядные, насекомоядные, хищные, водоплавающие - учащиеся по книге готовят доклад о своей группе птиц . ( рассматривают иллюстрации особенности клюва, лап)

^

Тетрадь стр.17 – самостоятельно (вставьте пропущенное слово, напишите название птиц нашего края) ( группы меняются тетрадями- взаимопроверка)

^

  1. У какой птицы хвост имеет форму музыкального инструмента?
У птицы лирохвост, получившей своё название за форму хвоста, похожего на лиру
  1. Какая птица своей простой песней раньше других пернатых предвещает скорый приход весны? ( серая ворона)
  2. Какие перелётные птицы большую часть пути проходят пешком?
(Коростель-дергач, лысуха)

10.Стр. 18 тетрадь - вопросы №25

Отношение к птицам зимой – стихи беседа

Стихи:

Люблю птиц

Я, ребята, птиц люблю. Никогда их не ловлю Ни ловушками, Ни в сети. Не держу их дома в клетке. Никогда гнезда не трону. Ни сороки, Ни вороны, Ни скворца, Ни воробья Не обидел в жизни я!

(Г. Ладонщиков)

Кормилец

Я единственный кормилецВсех ворон и голубей,Ждёт мой крошечный гостинецКаждый крошка-воробей.

Только выйду на крыльцо,Узнают меня в лицо,И гурьбой с окрестных крыш:– Чем, родимый, угостишь?

(А. Орлова)

Покормите птиц

Покормите птиц зимой! Пусть со всех концов К вам слетятся, как домой, Стайки на крыльцо. Не богаты их корма. Горсть зерна нужна, Горсть одна, — И не страшна Будет им зима. Сколько гибнет их — не счесть, Видеть тяжело. А ведь в нашем сердце есть И для птиц тепло. Разве можно забывать: Улететь могли, А остались зимовать Заодно с людьми. Приучите птиц в мороз К своему окну, Чтоб без песен не пришлось Нам встречать весну. (А. Яшин)

Покормите, люди, птиц!

Покормите, люди, птиц:Свиристелей и синиц,Воробьев и снегирей.Покормите их скорей!

Были чтоб у птиц всегдаЗерна, семечки, вода,Знали, что их любят, ждут,И всегда приют найдут.

Воробьишка прилетал,Снег немножко притоптал.Перья распушил слегка,Знать, искал он червяка.

Но под снегом гололед,Корма здесь он не найдет.На деревьях не красно,Ветви голые давно.

И в лесу кормушек нет,Где найти ему обед?Вот летят гурьбою птицыВ город наш, чтоб прокормиться.

Покормите поскорейНаших маленьких друзей!Все пернатые важны,Помогать мы им должны.

Итог:

На все ли поставленные вопросы ответили?

Кто считает, что отвечал правильно и всё понравилось на уроке, около кормушки поставит снегиря.

У кого есть ещё вопросы по теме урока поставит – синицу или воробья.

Дети ставят птиц к кормушке.

velikol.ru

повторить отличительные признаки птиц; дать учащимся знания о важности перьевого покрова в жизни птиц, расширить знания о питании птиц, проследить с помощью иллюстраций взаимосвязи внешнего вида птицы со способом

Тема: ПТИЦЫ

Задачи: повторить отличительные признаки птиц;

дать учащимся знания о важности перьевого покрова в жизни птиц,

расширить знания о питании птиц, проследить с помощью

иллюстраций взаимосвязи внешнего вида птицы со способом

добывания пищи;

развивать внимание, память, любознательность;

воспитывать качества любви к живой природе.Ход урока.Орг. момент

Какое время года? Месяц? День недели? Время суток? Отмечаем погоду.

красный – снегирь

синий – синица

черный – воробей

У каждой команды дерево на дерево нужно наклеить нужную птицу

( правильный ответ- снегирь, допущены ошибки –синица, не выполнено задание- воробей)

1.Проверка домашнего задания

Каждой группе раздаётся пазл. Дети собирают и рассказывают о пресмыкающем которого собрали.

Отвечают на поставленные вопросы:

(черепаха, змея, ящерица)

1 группа:

  1. Где обитают?
  2. Чем питаются?
  3. Где зимуют?
2 группа:
  1. К какому виду относится?
  2. В нашей стране, в какое время года обитают?
  3. Где зимуют?
3 группа:
  1. К какому виду относится?
  2. Где живут?
  3. Чем питаются?

2.Определение темы урока, цели.

( запись с пением птиц, иллюстрации,)2.У. О ком мы будем говорить? (о птицах)Стр. учебника № 21

У. Что вы бы хотели узнать о птицах?

(Чем птицы отличаются о животных?

  1. Чем питаются птицы?
  2. Какие птицы остаются зимовать и почему?
  3. Какими перьями покрыты птицы?)
  4. Что то интересное про птиц?

3.У. Можно ли всех летающих животных назвать птицами?

( у уч-ся ил. с изображением – рыжая вечерница-зверь, бабочка – насекомое, гусь и пингвин – птицы)

После беседы выясняется, что не все животные которые летают – птицы

и не все птицы умеют летать.

( на доске)

ПТИЦЫ – 1. Наличие перьевого покрова (пернатые)

2. Наличие пары ног и двух крыльев4. У. Зачем птицам перья?

(работа с учебником в группах, каждой группе раздаётся карточка с названием пера - пуховые, маховые, рулевые- характеристика), после работа с хрестоматией «зачем птицам перья» (аудио запись пения птиц)

Стр. 89-91

1.Для чего нужны птицам перья?

2. Сове, дятлу, водоплавающим? (по группам)

Д. объясняют значение покрова у каждой птицы

(отыскивают определения и вывешивается на доску около пера)

5. У. Почему в народе говорят?

КАК С ГУСЯ ВОДА? мокрая как курица? (доклад)Гуси, как и другие водоплавающие птицы, при чистке смазывают свои перья жиром. От этого перья становятся водонепроницаемыми и не намокают при плавании. У курицы такой смазки нет, и её перья в воде намокают. Вы видели как выглядит курица попавшая под дождь? (она мокрая) Не зря в народе говорят: мокрая как курица.6. Физминутка - (летает, не летает)7.У. откройте рабочую тетрадь с. 16. самостоятельная работа – взаимопроверка (вставить пропущенное слово, соединить рисунок с названием пера)8.Чем питаются птицы и что им помогает добывать пищу?

(раздаётся птица)

По группам распределяется группы птиц – зерноядные, насекомоядные, хищные, водоплавающие - учащиеся по книге готовят доклад о своей группе птиц . ( рассматривают иллюстрации особенности клюва, лап)

У. Почему этих птиц отнесли к той или иной группе?? (питание)

Тетрадь стр.17 – самостоятельно (вставьте пропущенное слово, напишите название птиц нашего края) ( группы меняются тетрадями- взаимопроверка)9. Это интересно!!!!!!!!!!!!!!!!!

  1. У какой птицы хвост имеет форму музыкального инструмента?
У птицы лирохвост, получившей своё название за форму хвоста, похожего на лиру
  1. Какая птица своей простой песней раньше других пернатых предвещает скорый приход весны? ( серая ворона)
  2. Какие перелётные птицы большую часть пути проходят пешком?
(Коростель-дергач, лысуха)10.Стр. 18 тетрадь - вопросы №25

Отношение к птицам зимой – стихи беседа

Стихи:

Люблю птиц

Я, ребята, птиц люблю. Никогда их не ловлю Ни ловушками, Ни в сети. Не держу их дома в клетке. Никогда гнезда не трону. Ни сороки, Ни вороны, Ни скворца, Ни воробья Не обидел в жизни я!

(Г. Ладонщиков)

Кормилец

Я единственный кормилецВсех ворон и голубей,Ждёт мой крошечный гостинецКаждый крошка-воробей.

Только выйду на крыльцо,Узнают меня в лицо,И гурьбой с окрестных крыш:– Чем, родимый, угостишь?

(А. Орлова)

Покормите птиц

Покормите птиц зимой! Пусть со всех концов К вам слетятся, как домой, Стайки на крыльцо. Не богаты их корма. Горсть зерна нужна, Горсть одна, — И не страшна Будет им зима. Сколько гибнет их — не счесть, Видеть тяжело. А ведь в нашем сердце есть И для птиц тепло. Разве можно забывать: Улететь могли, А остались зимовать Заодно с людьми. Приучите птиц в мороз К своему окну, Чтоб без песен не пришлось Нам встречать весну. (А. Яшин)

Покормите, люди, птиц!

Покормите, люди, птиц:Свиристелей и синиц,Воробьев и снегирей.Покормите их скорей!

Были чтоб у птиц всегдаЗерна, семечки, вода,Знали, что их любят, ждут,И всегда приют найдут.

Воробьишка прилетал,Снег немножко притоптал.Перья распушил слегка,Знать, искал он червяка.

Но под снегом гололед,Корма здесь он не найдет.На деревьях не красно,Ветви голые давно.

И в лесу кормушек нет,Где найти ему обед?Вот летят гурьбою птицыВ город наш, чтоб прокормиться.

Покормите поскорейНаших маленьких друзей!Все пернатые важны,Помогать мы им должны.

Итог:

На все ли поставленные вопросы ответили?

Кто считает, что отвечал правильно и всё понравилось на уроке, около кормушки поставит снегиря.У кого есть ещё вопросы по теме урока поставит – синицу или воробья.Дети ставят птиц к кормушке.

5-bal.ru