Ознакомление с птицами. Перелетные птицы физкультминутка


Конспект урока «Перелётные птицы» | Doc4web.ru

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение комбинированного вида детского сада «Гусельки» г. Волгодонска Ростовской области

Конспект урока

«Перелётные птицы»

Составила

Епонешникова Ольга Васильевна

Коррекционно-образовательные цели:

Активизация и уточнение словаря по теме «Перелетные птицы».

Формирование лексико-грамматических категорий: образование прилагательного от существительного.

Образование сложных прилагательных.

Образование приставочных глаголов.

Закрепление употребления предлогов (в, на).

Образование уменьшительно-ласкательной формы от существительного и прилагательного.

Коррекционно-развивающие цели:

Совершенствование диалогической речи, речевого слуха, зрительного и слухового восприятия, памяти и внимания.

Формирование: мелкой и общей моторики; диафрагмального дыхания, умение расслаблять мышцы.

Развитие умения согласовывать речь с движением.

Развитие логического мышления.

Коррекционно-воспитательные цели:

Воспитание внимательного бережного отношения к птицам.

Воспитание уважения друг к другу: умение слушать, не перебивая.

Предварительная работа:

Наблюдение за перелётными птицами в природе. Рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы, о перелётных птицах, проведение лексико-грамматических игр и упражнений. Заучивание физкультминутки: «Хочу быть птичкой» и хороводной игры «Веснянка».

Оборудование:

Письмо, разрезная картинка «Скворец», скворечник (из картона), скворец на палочке, предметные картинки «Перелетные птицы»: журавль, иволга, пеночка, кукушка, скворец, аист, лебедь, трясогузка, грач, бусинки, розетки

  1. Вводная часть

  1. Релаксация «Весенняя поляна».

Цель: Развитие диафрагмального дыхания, умение расслаблять мышцы.

Под спокойную расслабляющую музыку логопед говорит: «Лягте в удобное положение. Вытянитесь и расслабьтесь.

Будто мы лежим на травке,

На зелёной, на муравке

Реснички опускаются,

Глазки закрываются,

Мы спокойно отдыхаем

Сном волшебным засыпаем.

Представьте себе чудесное солнечное утро. Вы находитесь на весенней поляне. Воздух свеж, чист, и прозрачен, дышите глубже. Вдох – выдох.

Дышится легко, ровно, глубоко. Ах, какой свежий весенний воздух! Травка мягкая, нежная, шелковистая. Солнце светит ярко, и это заставляет чувствовать себя все лучше и лучше. Вы чувствуете, как солнечные лучики согревают вас. Вы абсолютно спокойны. Вы ощущаете всем телом тепло солнца. Вы неподвижны, это как тихое утро. Вы чувствуете себя спокойными и счастливыми. Вам лень шевелиться. Каждая клеточка вашего тела наслаждается покоем и солнечным теплом. Вы отдыхаете…

Хорошо понежиться, полежать на травке.

Но пора вставать.

А теперь открываем глаза. Мы снова в детском саду, хорошо отдохнули, у нас бодрое настроение и приятные ощущения не покинут нас в течение всего дня.

  1. Лексическое упражнение «Сядет тот, кто повторит ряд слов».

Цель: Совершенствование слухового восприятия и памяти.

- Дети, сейчас вы должны быть очень внимательными. Присядет на подушку тот, кто повторит ряд слов, а повторит тот, на кого я посмотрю.

Аист, гусь, пеночка;

Журавль, гусь, трясогузка;

Цапля, соловей, лебедь;

Грач, скворец, кукушка;

Ласточка, удод, иволга;

Пеночка, утка, лебедь;

Соловей, цапля, кукушка;

Трясогузка, аист, чиж.

Какие слова мы сейчас называли? (Птиц). Какие это птицы? (Это перелётные птицы). Совершенно верно, мы назвали перелётных птиц.

  1. Основная часть.

  1. Беседа о перелётных птицах.

Цель: Совершенствование диалогической речи.

– Откуда прилетают птицы весной? (Из тёплых стран). Почему они улетали? Как вы думаете, почему их называют перелётными? Что общего у птиц? (Голова, туловище, шея, крылья, хвост, клюв, перья, пух, лапы, грудь). Чем они отличаются? (Размером, голосами, опереньем, окраской). А вы знаете, как птицы подают голоса?

  1. Лексическое упражнение «Кто, как кричит?»

Цель: Уточнение глагольного словаря.

Гусь (что делает?)- … (гогочет). Лебедь - … (трубит).

Утка - … (крякает). Журавль - … (курлычет).

Аист - … (трещит). Соловей - … (поет).

  1. Работа с предлогами на магнитной доске «Кто, где сидит?»

Цель: Закрепление употребления предлогов (в, на).

- Зимой к нам на участок прилетали зимующие птицы, а с наступлением весны стали появляться перелетные птицы. Посмотрите на доску и ответьте «Кто, где сидит?»

Ответы детей: Ласточка сидит на проводе;

Скворец сидит на скворечнике;

Трясогузка сидит на пеньке

Кукушка сидит на ветке;

Грач сидит на ели;

Пеночка сидит на земле;

Соловей сидит на дереве.

  1. Сюрпризный момент.

– Я сегодня нашла в кабинете письмо. Не знаю, кто его прислал, но оно адресовано детям детского сада «Гусельки» группы №10, значит нам. Интересно? (Да). Тогда надо прочитать его?!

«Привет, ребята!

Девочки и мальчики, если хотите узнать, кто прислал вам письмо, то выполните все задания по порядку».

- Ой, какое загадочное письмо. Девочки и мальчики, а вы хотите узнать, от кого оно? Тогда внимательно слушайте задания, а за каждый правильный ответ вы получите бусинку. После занятия, в группе, каждый из вас, соберет свои бусы на нить, и вы сравните, у кого они получились длиннее.

Задание 1. Загадка: На шесте дворец

Во дворце певец

А зовут его… (Скворец).

Игра «Доскажи словечко» .

Цель: Образование приставочных глаголов.

(Логопед берёт скворечник, скворца на палочке и обыгрывает действия).

- Скворец хочет с вами поиграть в игру «Доскажи словечко». Я вам буду показывать действия и их проговаривать, а вы должны продолжить фразу: скворец к скворечнику (Что сделал?)…прилетел. Скворец в скворечник …(залетел), затем из скворечника …(вылетел), от скворечника … (отлетел), вокруг скворечника … (облетел) и … (улетел).

Мы справились с 1-м заданием, получили бусинки. На столах стоят розетки, положите, пожалуйста, в них бусинки и займите свои места за столами.

Задание 2. Игра «Путаница».

Цель: Образование прилагательного от существительного.

- Ой, этот листок, наверное, попал под дождь, смотрите! Он размыл некоторые слова. Вы поможете мне разобраться? (Детям предлагаются ошибочные окончания слов в предложениях).

Наступил первый весна день. - Наступил первый весенний день.

Дует теплый весна ветер. - Дует теплый весенний ветер.

В небе светит яркое весна солнце. - В небе светит яркое весеннее солнце.

На полянах расцветают первые весна первоцветы. - На полянах расцветают первые весенние первоцветы.

Все птицы поют весна песню. - Все птицы поют весеннюю песню.

Все живое радуется весне.

Задание 3. Игра «Скажи, какой, скажи какая».

Цель: Образование сложных прилагательных от прилагательного и существительного.

У цапли длинные лапы (какая цапля?) - Длиннолапая цапля.

У аиста красный клюв (какой аист?) - Красноклювый аист.

У лебедя белые крылья (какой лебедь?) - Белокрылый лебедь.

У чижа жёлтая грудь (какой чиж?) - Желтогрудый чиж.

У ласточки чёрная голова (какая ласточка?) - Черноголовая ласточка.

У трясогузки длинный хвост (какая трясогузка?) - Длиннохвостая трясогузка.

Задание 4. Игра «Узнай по голосу».

Цель: Формирование фонематического слуха, слухового внимания.

Дети внимательно слушают голоса птиц, показывают свою картинку с изображением птицы и говорят, как она называется. У каждого на столе лежит предметная картинка. (Кукушка, скворец, журавль, гусь, жаворонок).

Задание 5. Игра «Скажите наоборот».

Цель: Упражнение детей в подборе антонимов.

У жаворонка туловище мелкое, а у грача … (крупное).

Журавль большой, а соловей … (маленький).

У аиста клюв длинный, а у соловья … (короткий).

У трясогузки лапки тонкие, а у лебедя …(толстые).

У пеночки хвост короткий, а у трясогузки …(длинный).

У соловья серая грудка, а у ласточки …(белая).

Аист белый, а грач …(черный).

Физкультминутка. Игра «Хочу быть птичкой»

Цель: Развитие умения согласовывать речь с движением. Формирование мелкой и общей моторики.

Я по улице гулял, (Шаги на месте).

Скворцов и ласточек считал (Упражнение «Птица летит»).

Раз, 2,3,4,5 (Указательным пальцем правой руки дети считают пальцы левой, начиная с мизинца и обратно с большого пальца).

Буду их считать опять.

Рот открыл, смотрю я в небо

Влево, вправо. Я там не был.

Птичкой захотел я стать (Руки вниз, удивление).

И руками стал махать (Махи руками).

Крылья вверх и крылья вниз,

Только слышен ветра свист. (Указательный палец делает круговые движения).

Я подпрыгнул, чтоб взлететь (Прыжок, руки вверх).

Но пришлось на землю сесть (Присесть).

Задание 6. Упражнение «Так бывает или нет».

Цель: Развитие диалогической речи и логического мышления.

- Послушайте, внимательно, предложения. Скажите, чего не бывает, и как должно быть на самом деле. Птенцы высиживают яйца. Так бывает или нет? (Нет). А кто высиживает яйца? (Птицы). Из яиц птиц вылупились крокодильчики. Так бывает или нет? (Нет!) Из яиц птиц вылупились …(кто?) (птенцы).

Дети сделали для аистов скворечники? Так бывает? (Нет!) Для кого дети сделали скворечники (Для скворцов).

Тело птицы покрыто шерстью. Так бывает или нет? (Нет!) Чем покрыто тело птицы? (Опереньем). Медведи строят гнезда. Так бывает или нет? А как бывает? (Птицы строят гнезда). Скворец живет в будке. Так бывает или нет? (Нет!) А как бывает? (Скворец живет в скворечнике).

Задание 7. Игра с мячом «Назовите ласково».

Цель: Образование уменьшительно-ласкательной формы от существительного и прилагательного.

Пестра утка - … (пестренькая уточка).

Серая кукушка - … (серенькая кукушечка).

Шустрая трясогузка - … (шустренькая трясогузочка).

Добрая птица - … (добренькая птичка).

Короткий хвост - … (коротенький хвостик).

Тонкая шея - … (тоненькая шейка).

Белое крыло - … (беленькое крылышко).

Острый клюв - … (остренький клювик).

Задание 8. Игра «Сложите картинку».

Цель: Развитие логического мышления.

Детям предлагаются карточки с заданиями – разрезанная картинка с изображением скворца.

- Переверните карточки с заданиями, сложите картинку, и вы узнаете от кого это письмо.

- Что же у нас получилось? (Скворец). Так значит, это скворец принес нам письмо.

  1. Заключительная часть.

  1. Хороводная игра «Веснянка».

Цель: Согласование речи с движением.

- Все задания мы выполнили и узнали, кто принес нам письмо, а сейчас хотите поиграть?

Солнышко, солнышко (Дети идут по кругу, взявшись за руки).

Золотое донышко

Гори, гори ясно

Чтобы не погасло.

Побежал в саду ручей, (Бег по кругу).

Прилетели 100 грачей, (Дети бегут по кругу, махая руками - «крыльями»).

А сугробы тают, тают (Медленно приседают).

И цветочки подрастают. (Руки вверх, тянутся на носочках).

  1. Итог. Сегодня мы очень много говорили о перелётных птицах. А как вы к ним относитесь? Чем можно помогать птицам? (Подкармливать их зимой, делать им скворечники, и т.д.). Я вам предлагаю дома нарисовать листовки, «как нужно беречь птиц», а потом с экологом Еленой Петровной расклеить их по микрорайону. Потому, что не все дети знают, как нужно относиться к птицам.

Возьмите свои бусинки и в группе соберёте из них бусы, а я приду, и вы мне покажете, что получилось.

Список использованной литературы:

  1. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников./ Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. – Екатеринбург: Издательство ЛИТУР, 2003.

  2. Н.В. Нищева. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. – Санкт-Петербург: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004.

  3. Е.В. Кузнецова, И.А. Тихонова. Развитие и коррекция речи детей 5 – 6 лет. – Москва: ТЦ Сфера, 2005.

  4. Е.А. Алябьева. Логоритмические упражнения без музыкального сопровождения: Методическое пособие – Москва: ТЦ Сфера, 2005.

  5. Н.Э Теремкова. Логопедические домашние задания для детей 5 – 7 лет с ОНР. Альбом 3. – Москва: Издательство «ГНОМ и Д», 2006.

doc4web.ru

Конспект ООД, старшая группа "Перелетные птицы"

Конспект ООД, старшая группа "Перелетные птицы"

Жаркова Галина Анатольевна, воспитатель МБУ детский сад №138 «Дубравушка» г.о. Тольятти

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, продуктивная, познавательно — исследовательская, восприятие художественной литературы.

Цели: формирование представлений у детей о птицах (внешний вид, среда обитания и т.д).

Задачи.

  1. Расширить представления у детей о разнообразии птиц.
  2. Формировать умения делить перелетных и зимующих птицах на основе их связи между характером корма и способом его добывания.
  3. Активизироватьсловарь (зерноядные,насекомоядные, перелетные, водоплавующие, размножение).
  4. Воспитывать бережное отношение к птицам, любовь к природе.

Материалы и оборудование: иллюстрации и фотографии с изображением птиц, птичьи стаи; жетоны для игры, магнитная доска, проектор, ноутбук, экран.

Содержание организованной деятельности детей.

1. Организационный момент.

Листья с веток опадают.Лить дожди не устают.Улетают птичьи стаи,Направляются на юг.

Но остался сизый голубьЗимовать на ветках голых. (Е. Благинина.)

-Какие птицы улетают в теплые страны? (перелетные)

2. Беседа о перелетных птицах.

На экране появляются иллюстрации с изображением птиц.

-Какие изменения происходят в жизни птиц осенью? (ответы детей)

-Почему птиц называют перелетными?

-Каких перелетных птиц вы знаете?

-Почему улетают птицы?

-Какие птицы нашего края первыми улетают в теплые края?

-Оказывается, еще в августе воздух около земли теплый, а чем выше, тем холоднее. Стрижи летают очень высоко, а там холодно и нет насекомых — они и улетают. Улетают самыми первыми. За ними ласточки, а позже улетают скворцы.

-Какие птицы улетают последними, как вы думаете почему?

(Утки и гуси, потому что водоемы замерзают постепенно.)

3. Д / И «У кого кто или один много»

-Сейчас мы разделимся на две команды. На экране будут появляться картинку с изображением птицы. Одна команда будет называть одного птенца, а вторая – много птенцов.

У журавля — журавленок – журавлятаУ скворца – скворчонок –скворчатаУ лебедя – лебеденок- лебедятаУ грача – грачонок – грачата

У утки — утенок – утятаУ аиста — аистенок – аистятаУ гуся – гусенок – гусята

4. Физкультминутка:

Насекомые пропалиПтицы в лесу заскучали. (Взмахи руками)Стали думать и гадать,Как беды им избежать? (Пальцы рук к вискам головы,

Покачивание головы вправо-влево)Вместе собрались,Стаей назвались. (Дети встают в круг,Взявшись за руки.)

Дружно взлетели,На юг полетели. (Поворачивают направо, машут руками,бегут по кругу.)Вот и южные края,

Долетели мы друзья! (Поворачивают налево, летят дальше.)Вы устали, отдохните.Насекомых поищите. (Садятся на свои места.)

5. Отгадывание загадок о птицах.

После отгадки на экране появляются изображения птиц.

-Все ли птицы улетают в теплые края?

-Какие птицы остаются в нашем городе?

-Какие птицы живут в вашем дворе? (ответы детей)

-Как мы называем птиц которые остались зимовать? (зимующие)

Отгадайте загадки о птицах.

Дети отгадывают и называют зимующая или перелетная это птица.

Нос у него белый,Сам он черный,Очень проворный,Друг садов и полей.Поедает червей.

(Грач.)

Прилетает к нам с тепломПуть, проделав длинный.Лепит домик под окномИз травы и глины.

(Ласточка.)

Маленькая, юркая, проворная,Трясет длинным тонким хвостиком.

(Трясогузка.)

Спинкою зеленовата,Животиком желтовата,Черненькая шапочкаИ полоска шарфика.

(Синичка.)

Красногрудый, чернокрылый,Любит зернышки клевать,С первым снегом на рябинеОн появится опять.

(Снегирь.)

Вот птичка так птичка,Не дрозд, не синичка,Не лебедь не уткаИ не козодой.

Но эта вот птичкаХоть и невеличка,Выводит птенцовТолько лютой зимой.

(Клест.)

6. Игра на зрительную память и внимание «Кто улетел?»

Правила игры: Воспитатель прикрепляет на магнитную доску 5-6 изображений перелетных птиц (постепенно количество картинок увеличивается) и предлагает детям назвать всех птиц.

Затем говорит, что одна из птиц улетит на юг и просит детей закрыть глаза. Убирает одно изображение птицы. Тот кто первым дает правильный ответ, получает призовой жетон. Воспитатель добивается, чтобы дети отвечали полным предложением.

Например: на юг улетел журавль.

Выигрывает тот, у кого больше жетонов.

7. Пальчиковая гимнастика. «Десять птичек — стайка»

Пой-ка, подпевай-ка:10 птичек – стайка.Эта птичка – соловей,Эта птичка – воробей,

Эта птичка – Совушка,Сонная головушка.Эта птичка свиристель,Эта птичка – коростель,

Эта птичка – скворушка,Серенькое перышко.Это зяблик, это- стриж,Это развеселый чиж.

Ну, а это злой орлан.Птички, птички по домам!

(И. Токмакова.)

8. Рефлексия.

-О каких птицах мы беседовали?

-Что нового вы узнали о перелетных птицах?

-В какие игры играли?

-Что понравилось? (Ответы детей)

Литература

  1. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.. МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. -352 с.
  2. Николаева С.Н. «Юный эколог» — М. Мозаика-синтез, 2010.
  3. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников: Учебное пособие. -М.: Академия, 2009
< Предыдущая Следующая >
 

doshkolnik.ru

Ознакомление с птицами

Разделы: Работа с дошкольниками

Программа составлена на основе программ Н.А. Рыжовой, Л.Г. Резниковой, Н.Н. Кондратьевой.

Программа рассчитана на три года обучения, начиная со среднего возраста.

Основным методом обучения является наблюдение за объектами природы и анализ наблюдаемого.

Развивать чувство эмпатии, интерес к птицам и заботливое отношение к ним помогает обстановка чередования познавательных вопросов и задач с двигательной активностью (подвижные, пальчиковые игры, артикуляционные гимнастики, физкультминутки) в живой и неживой природе.

Погружаясь в мир птиц, дети учатся распознавать строение живого существа, его своеобразие, повадки.

Наблюдение за живыми объектами, знание о взаимосвязи способствуют формированию чуткости и душевной отзывчивости, гуманного отношения к птицам.

С этой целью я разработала ряд занятий, которые помогают решать проблемы формирования экологического сознания детей.

Средняя группа:

  1. «Птицы»
  2. «В гостях у нас снегирь»

Старшая группа:

  1. «Зимующие птицы»
  2. «Перелетные птицы»
  3. «Снегири на ветке рябины»

Подготовительная группа:

  1. «Разнообразие птиц» (1 часть)
  2. «Разнообразие птиц» (2 часть)
  3. «Почему птицы летают»
  4. «Домик для скворца»
Содержание работы Средняя группа Старшая группа Подготовительная группа
ПТИЦЫ Признаки класса: а) Наличие оперения б) Наличие двух ног в) Наличие крыльев г) Клюв Все приспособлено к полету. Наблюдение за птицей. Особенности внешнего строения. Как приспособились к полету. Знакомство с 2-3 птицами – снегирь, воробей, синица. (чтение рассказов, составление рассказов, описаний) Расширение знаний о птицах. Забота о потомстве. Формировать понятие птицы зимующие, кочующие, перелетные. Причина? (голод) Как зимуют? Почему не боятся холода? (теплая кровь, теплый покров) Приспособленность птиц к разной среде обитания: воздушной, водной, наземной. Птицы насекомоядные, растительноядные, хищные. Ситуация: что может случиться, если птицы исчезнут? Строительство домиков для птиц.

Конспект занятия по ознакомлению с природой в средней группе, тема: «Птицы»

Цели:

  1. Обобщать у детей представления о птицах (внешний вид)
  2. Познакомить детей с процессом появления птенцов из яиц.
  3. Развивать доказательную речь, логическое мышление, воображение.
  4. Воспитывать заботливое отношение к птицам.

Оборудование: Иллюстрации птиц, насекомых, воздушного транспорта. Модели птиц.

Предварительная работа: Наблюдение за птицами во время прогулки; чтение стихов, рассказов о птицах.

Ход занятия

– Дети у меня сегодня хорошее настроение, просто замечательное и я хочу с вами поделиться своей добротой, теплотой. Подставьте свои ладошки, я каждому подарю частичку тепла.

– Стали теплые ладошки?

– А как мамы вам дарят свое тепло? (ответы детей)

– А как курочка согревает своих цыплят теплом? (ответы детей)

– А вы знаете, что птицы свое тепло отдают не только птенцам, но и яйцам? (Мама птица откладывает в гнезде яйца и сидит, неподвижно согревая яйца своим теплом. Так она сидит несколько недель)

– Кто появляется из яиц? (ответы детей)

Птенцы вырастают и превращаются во взрослых птиц.

(Воспитатель показывает картинки птиц)

– Какую пользу приносят птицы? (ответы детей)

– Вот какие разные бывают птицы.

– Каких вы знаете? (ответы детей)

– Скажите, что общего у всех птиц? (ответы детей)

(воспитатель показывает модели: голова с клювом, два крыла, две лапки, хвост, туловище покрытое перьями)

Воспитатель с детьми составляют модель птицы.

Каждый ребенок работает с моделями.

Делают выводы.

– Дети, возьмите картинку с изображением птицы, которая вам больше всего понравилась, и выходите на ковер.

Сейчас мы с вами превратимся в птиц, которых вы выбрали.

(Вокруг себя повернись и в птицу превратись!)

Физминутка.

Летели птички, Собой невелички. Как они летели, Все люди глядели. Как они садились Все люди дивились. Сели, посидели, Взвились, полетели Песенки запели.

– Приглашаю всех птиц в столовую. Выберете себе корм.

– Почему ты выбрал себе этот корм? (ответы детей)

(После «вкусного обеда» воспитатель приглашает всех птиц полетать и пропеть свою песню)

– Наступило утро, пора птичкам просыпаться и в ребяток превращаться.

– Яна, расскажи, что ты чувствовала, когда ты была птицей?

(спросить несколько детей)

– Я еще вам принесла картинки с изображением птиц?

(картинки с изображением насекомых, воздушного транспорта, летучих мышей и.т.д.)

– Права ли я?

– Конечно, я права, они все летают, значит, птицы.

– Если вы не согласны, докажите с помощью модели

(Дети, опираясь на модели, доказывают, как можно узнать птиц.)

Игра: «Летает не летает»

Итог занятия

– Что нового вы узнали о птицах?

– Что понравилось на занятии?

Конспект занятия по аппликации (коллективной) в старшей группе, тема: «Снегири на ветке рябины»

Цели:

  1. Учить изображать в аппликации двух снегирей в разных позах: сидящего на ветке рябины и летящего;
  2. Закрепить способ вырезывания снегиря;
  3. Учить способам получения объёмных форм, используя метод торцевания, совершенствовать умение приклеивать детали к основе;
  4. Продолжать развивать навыки общения в совместной работе;
  5. Воспитывать уважительное отношение к труду, культуру общения, аккуратность.

Оборудование: Нарисованные веточки рябины, клей, кисти, фломастеры, трафареты снегиря, бумага для ягод, гофрированная бумага для снегиря, салфетки, клеёнки.

Предварительная работа: Наблюдение за рябиной и снегирями во время прогулки и из окна группы; чтение стихов, загадывание загадок, рассматривание иллюстраций. Разучивание пальчиковой гимнастики, рисование, лепка птиц.

Ход занятия

– Ребята, глядя на столы, вы уже догадались, чем мы сегодня будем заниматься?

(Вырезать и наклеивать).

– А вот кого именно вы узнаете из моей загадки.

Слушайте внимательно:

Пусть я птичка невеличка, У меня одна привычка – Как начнутся холода, Прямо с севера сюда! Чернокрылый, красногрудый И зимой найдет приют: Не боится он простуды С первым снегом тут как тут. Ты откуда, ты откуда Прилетел к нам красногрудый? Облетел я всю Сибирь! Как зовут меня? – Снегирь!

– Как красиво сказано о снегире: красногрудый, чернокрылый, а как еще можно сказать? (ответы детей)

– Наше сегодняшнее занятие посвящено самым зимним птицам - снегирям. Название снегирю дано очень удачное. Почти повсюду он становится, заметен именно с выпадением снега, благодаря своей красной грудке. Держатся снегири на рябинах, кустах калины, обрывают ягоды и расклевывают семена. Птицы постоянно перекликаются мелодичным свистом.

– Скажите, а как поет снегирь? (рюм-рюм-рюм)

– Молодцы! Сегодня мы с вами будем делать общую аппликацию, которая будет называться «Снегири на ветке рябины». Подумайте, какого снегиря вы хотите изобразить – летящего или сидящего, либо ягоды рябины.

Прежде чем приступить к выполнению задания, сделаем зарядку для пальчиков.

Пальчиковая гимнастика

Сколько птиц к кормушке нашей (Ритмично сжимают и разжимают кулачки) Прилетело? Мы расскажем. Две синицы, воробей, (на каждое название птицы загибают по одному пальчику.) Шесть щеглов и снегирей, Дятел в пестрых перышках. Всем хватило зернышек. (Ритмично сжимают и разжимают кулачки)

– Кто будет делать снегирей, берите трафареты и вырезайте.

– Грудки снегирям будем делать следующим образом: берем квадратик красной гофрированной бумаги и закручиваем его вокруг карандаша. Опускаем кончик карандаша в клей и прикладываем к трафарету снегиря, убираем карандаш и.т.д.

– Посмотрите, на нашу рябину, снегири к ней не летят. Как вы думаете почему?

(изображение рябины без ягод)

– Конечно, какие снегири прилетят на такую рябинку. Вы хотите ей помочь?

– Ребята я хочу вам предложить сделать ягоды рябины

Объяснение работы, с показом:

– Скажите, пожалуйста, какой формы ягоды на рябине?

– Какого цвета?

– Скажите, почему я приклеиваю сразу по несколько ягод?

(ягоды на рябине растут гроздьями)

– Кто будет делать рябину, приступайте к работе.

Воспитатель напоминает правила работы с клеем.

Физминутка

На холме стоит рябинка, Держит прямо, ровно спинку. (Потягивания — руки вверх.) Ей не просто жить на свете — Ветер крутит, вертит ветер. (Вращение туловищем вправо и влево.) Но рябинка только гнётся, Не печалится — смеётся. (Наклоны в стороны.) Вольный ветер грозно дует На рябинку молодую. (Дети машут руками, изображая ветер.)

– Веточки с ягодами мы сделали, но на них не хватает … Кого? – снегирей.

– Давайте посадим (наклеим) снегиря на веточку и летящего к ней.

Когда дети приступают к изображению сюжета на общем листе бумаги, педагог советует им не сразу наклеивать снегирей, а сначала расположить их так, как задумали. Может быть, изменить что-либо, выбрать более удачный вариант.

– Как вы думаете, какое сейчас настроение у рябины? (ответы детей)

Итог:

– Молодцы! Воспитатель отмечает детей, проявивших терпение, усидчивость, аккуратность, настойчивость и другие нравственно-волевые качества в процессе занятий по аппликации.

– Ребята, получилось, что целая стая снегирей прилетела к нашей нарядной рябине. Давайте всех позовем полюбоваться нашей работой!

Конспект занятия по конструированию в подготовительной группе, тема: «Домик для скворца»

Цели:

  1. Закрепить умения изготавливать форму скворечника из бумаги по чертежу;
  2. Уточнить представления детей о конструкции скворечника;
  3. Формировать заботливое отношение к птицам;
  4. Воспитывать уважительное отношение к труду, культуру общения, аккуратность.

Оборудование: Картинки с изображением скворца, скворечника, клей, кисти, салфетки, клеёнки, записи пения скворца.

Предварительная работа: Провести беседу о том, что скворцы полезны, как и многие другие птицы; весной они прилетают к нам из теплых стран, выводят здесь птенцов. Понаблюдать, как взрослые делают новые скворечники и развешивают их на деревьях. Подготовить листы бумаги квадратной формы.

Ход занятия

Стук в дверь. Прилетает скворец (игрушка) Здравствуйте, ребята! Вы меня узнаёте? А тем, кто меня не узнал, Разрешите представиться: Я выступаю перед вами, Как молодой весны гонец. Я рад увидеться с друзьями! Ну, а зовут меня … (Дети угадывают.) (скворец)

Верно! Вы угадали.

– Ребята, а вы знаете, что скворцы прилетают, самыми первыми.

– Откуда они прилетают? (ответы детей)

– А зачем скворцы улетали в теплые края? (ответы детей)

– А кто из вас, ребята, знает, какая первая забота у птиц весной?

(Приготовить гнездо для откладывания яиц и высиживания птенцов).

Скворцы не вьют гнезда, как некоторые другие птицы. Они предпочитают селиться в дуплах деревьев или в специальных домиках, построенных для них людьми.

– Знаете ли вы, как называются эти домики? (Скворечники.)

– Взгляните на изображение скворечника. (Показ картинки).

Сверху на скворечнике крыша, круглый вход называется леток.

– Подумайте, почему вход в скворечник называется «леток»?

(Потому что птицы влетают в него.)

– А вот эта жердочка под летком называется насест.

– Догадаетесь ли вы, почему? От слова «сесть», ведь на него садится птица.

Скворцы возвращаются к своим прежним домикам. Натаскивают в него перышки, сухую траву, листочки. И начинают петь.

Пение скворца может быть похоже на кваканье лягушки или ржание жеребенка, ведь скворец ловко передразнивает разные звуки, которые слышал раньше.

– А сейчас давайте попросим скворушку спеть нам.

Пока скворец будет нам петь песенки, мы с вами тоже превратимся в скворушек. (Включается запись пения скворца).

Динамическая пауза «Скворцы»

Ой, летали скворушки-скворцы. Все летели, песни распевали, Махи руками. Крыльями махали.

Стайкою на землю сели, Развернуться в сторону кормушки. Червячков они поели.

Клю, клю, клю, клю, Сесть на корточки.

Клю, клю, клю, клю, Как я червячков люблю. Указательными пальцами постучать по полу.

Перышки почистим, Чтобы были чище. Руками потереть предплечья, как бы обнимая себя.

Вот так, вот так, Вот так, вот так, Чтобы были чище. Прыгаем по веткам, Развернуться в сторону деревьев за окнами. Чтоб сильней стать деткам. Прыг-скок, прыг-скок, Прыг-скок, прыг-скок, Прыгаем по веткам. Тут собака прибежала, Развернуться в сторону собаки – игрушка или картинка. И скворцов всех распугала Гав-гав-гав, скворцы взлетели, Махи руками. И в скворечник полетели.

Скворец грустно – А у меня нет скворечника, я опоздал, и все скворечники были уже заняты.

– Ребята, что же делать, как мы можем помочь нашему гостю? (ответы детей)

– Давайте сделаем скворечники (показать картинку, где изображены два-три скворечника разной формы).

Воспитатель просит детей вспомнить, какую фигуру напоминает скворечник, рассказывает, как сделать выкройку, как сделать переднюю стенку выше. В какой последовательности будут выполнять игрушку, что будут наклеивать на выкройку (леток и полочку). Воспитатель предупреждает, чтобы дети не сделали ошибок, когда будут делать крышу (леток, может получиться сбоку).

Провести пальчиковую игру «Скворечник»

Делаем руками над головой домик – соединив кончики пальцев и разведя локти рук в разные стороны.

Из скворечника торчат клювы (показываем клювы, соединив большие пальцы с остальными)Маленьких скворчат (соединив ладошки так, как будто собираемся набрать в них воду)Клювик раз (показываем клюв одной рукой),Клювик два (показываем клюв другой рукой)Лапка, лапка (кладем поочередно руки, на стол растопырив пальчики),Голова (делаем «замок»).Кук, и спрятались (показываем домик над головой или прячем руки за спиной).

«Голодные скворчата громко пищат» (артикуляционная гимнастика)

Максимально широко открывать рот (язык лежит на дне ротовой полости, кончик упирается в нижние зубы) и произносить слоги: “Ам-ам-ам-ам-ам”.

“Птенчики глотают пищу” Сглатывание слюны.

Скворцы предпочитают гусениц, жуков, червяков, но любят полакомиться ягодами, фруктами, виноградом.

“Очень вкусная пища!” Присасывать “широкий” язык к небу, затем произносить звук а.

– Молодцы! А сейчас приклеим наши скворечники на ранее приготовленные березки.

У нас с вами получилась березовая роща.

Скворец благодарит детей за скворечники и улетает занимать самый красивый и уютный скворечник, говорит, что в остальные скворечники прилетят его друзья скворцы.

Используемая литература:

  1. Поваляева М.А. Развитие речи при ознакомлении с природой.
  2. Конваленко В.В., Коноваленко С.В. Артикуляционная гимнастика.
  3. Белая А.Е., Мирясова В.И. Пальчиковые игры.
  4. Ковалько В.И. Азбука физкультминуток для дошкольников.
  5. Лиштван З.В. Конструирование.
  6. Богатеева З.А. Занятия аппликацией в детском саду.
  7. Игры. Опыты. Самоделки (пособие ЮНЕСКО по экологическому воспитанию детей).

18.01.2012

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Интегрированное логопедическое занятие "Перелётные птицы" ⋆ Планета Детства

Задачи:

Коррекционно — образовательные:

  • учить образовывать родственные слова;
  • учить проводить звукобуквенный анализ слов;

Коррекционно — развивающие:

  • развивать логическое мышление;
  • развивать навыки словообразования;

Коррекционно — воспитательные:

  • формировать навык самооценки;
  • закрепить знания об окружающей среде и воспитывать заботливое отношение к её жителям;

Ход занятия:

Организационный момент.

Первый вариант:

Логопед: Ребята, посмотрите, какой солнечный и замечательный сегодня день. Какое время года за окном? Подвести детей к правильному ответу на вопрос.

Давайте вдохнём глубоко весенний свежий воздух.

Работа над дыханием: вдох через нос, длительный выдох через рот…

Второй вариант:

Логопед: Ребята, сегодня на улице, к сожалению, дождь. Но, как известно, у природы нет плохой погоды. Какое время года за окном?  Подвести детей к правильному ответу на вопрос. Очень часто от людей можно услышать, что в воздухе пахнет весной. Давайте вдохнём глубоко весенний свежий воздух.

Работа над дыханием: вдох через нос, длительный выдох через рот…

Педагог загадывает детям загадку:

Снится ночью пауку

Чудо — юдо на суку:

Длинный клюв и два крыла.

Прилетит — плохи дела!

А кого паук боится?

Угадали? Это … птица.

Логопед: Сегодня мы с вами поговорим о весне и о перелётных птицах. Каких вы знаете перелётных птиц? Дети называют перелётных птиц.

Игра «Подбери признак».

Ребята, посмотрите внимательно на птиц, скажите, какие части тела есть у птиц. Подвести детей к правильному ответу на вопрос.

1. Логопед: А сейчас давайте названия частей тела птиц разделим на слоги, но прежде вспомним, что такое слоги. Как мы делим слова на слоги? Дети вспоминают и проговаривают правило.

2. Логопед: Посмотрите внимательно на птиц. Чем птицы отличаются друг от друга? Подвести детей к правильному ответу на вопрос.

Дети называют отличительные признаки птиц.

Затем педагог заостряет внимание детей на иллюстрациях, которые находятся на доске. Среди перелётных птиц находится одна зимующая.

Логопед: Ребята, вы ничего странного не замечаете? Подвести детей к правильному ответу на вопрос. Значит, эта птица какая? (Лишняя) Правильно, ведь зимующие птицы давно уже улетели.

Педагог убирает с доски картинку с изображением зимующей птицы.

Гимнастика для глаз.

3. Игра «Четвёртый лишний».

Физминутка (видео).

Логопед: Ребята, какие перелётные птицы прилетают к нам самыми первыми, едва начинает таять снег. А ещё принято считать, что эти птицы самые дружные из всех перелётных. Подвести детей к правильному ответу на вопрос. Конечно же это грачи.

4. Звукобуквенный анализ слова ГРАЧ.

5. Логопед: Я предлагаю вам составить предложение к готовой схеме. Будьте внимательны.

Дети составляют предложение к схеме. Анализ предложения.

6. Логопед: Иногда, когда мы гуляем на улице или просто наблюдаем за птицами в окно, мы непроизвольно начинаем их считать. Я тоже предлагаю вам посчитать птиц.

Игра «Посчитай — ка».

7. Логические задачки:

Чего больше — крыльев или птиц?

Чего больше — перьев или крыльев?

Чего больше клювов или хвостов?

8. Игра «Исправь предложение»:

Червяк склевал скворца.

Песня спела соловья.

Гусеница съела кукушку.

Птицы высиживают птенцов, а потом откладывают яйца.

Весной перелётные птицы улетают на юг.

Как на белом на снегу

Мёрзнут ласточки в пургу…. Так бывает или нет?

9. Логопед: Скажите, как мы помогаем птицам? Подвести детей к правильному ответу на вопрос. Я хочу, чтобы вы об этом не забывали. Давайте с вами из букв выложим предложение: ПТИЦЫ — НАШИ ДРУЗЬЯ. Пальчиковая гимнастика.

 (Звучит музыка П.Чайковского. Времена года. Апрель).

Коллективная работа. Дети договариваясь друг с другом выкладывают предложение.

10. Итог занятия:

— О чём и ком мы сегодня говорили?

— Что вам понравилось больше всего на занятии?

Автор: Жукова Татьяна Юрьевна, учитель — логопед МБДОУ №5 «Белочка» г. Асино Томской области.

Статья размещена в авторской редакции

planetadetstva.net