Тема: Перелетные птицы. Перелетные птицы тема


Тема: Перелетные птицы

Занятие 1

Задачи: упражнение в классификации предметов; расширение и активизация словаря; развитие логического мышления.

Оборудование: картинки для классификации по пройденным лексическим темам; картинки по теме (ласточка, грач, скворец).

Ход занятия

1. Организационный момент Дидактическая игра «Назови одним словом»

2. Уточнение лексики по теме

Припоминание детьми отличительных признаков птиц. Логопед спрашивает: -Как вы догадались, что это птицы? Что есть у птиц? (Какие части тела?) -А у людей есть крылья (перья, хвост)? -Что птицы умеют делать? А люди умеют летать?

3.Дидактическая игра «Летает — не летает»

4.Знакомство с предметной лексикой по теме

Логопед объясняет детям значение определения «перелетные птицы». Демонстрируются картинки с изображением ласточки, грача, скворца. Каждый ребенок повторяет за логопедом название обобщающего понятия.

5. Итог занятия

Занятие 2

Задачи: развитие слухового внимания, восприятия и понимания стихотворного текста; практическое усвоение и упражнение в употреблении глаголов прошедшего времени в женском и мужском роде, во множественном числе; развитие мелкой и общей моторики; развитие зрительной и слуховой памяти.

Оборудование: мяч, предметные картинки (ласточка, грач, скворец).

Ход занятия

1.Организационный момент

Пальчиковая гимнастика «Колодец»

2.Уточнение лексики по теме

Дети вспоминают название времени года, когда прилетают скворцы, ласточки и грачи (весна), и как этих птиц называют (перелетные птицы).

3.Работа со стихотворными текстами

После прочтения каждого из стихотворений логопед уточняет, о какой птице говорится в нем. Выставляется соответствующая картинка.

Травка зеленеет. Солнышко блестит, Ласточка с весною В садик к нам летит. Зиме конец. Летит скворец И песню распевает: - Пришла весна, Пришла весна, Смотрите, как все тает! Грачи прилетели? Грачи прилетели! Грачи прилетели, Весну принесли.

4.Дидактическая игра «Какая птица улетела?» Проводится с картинками по теме аналогично игре «Что пропало?». При ответе ребенка логопед следит за правильным употреблением глагола (Грач улетел. Ласточка улетела. Скворец улетел.)

5.Итог занятия.

Занятие 3

Задачи: развитие фразовой речи;развитие понимания связного текста, слухового внимания, восприятия и памяти; развитие мелкой и общей моторики.

Оборудование: картинки по теме, иллюстрация к рассказу «Ласточки».

Ход занятия

1.Организационный момент.

Пальчиковая гимнастика «Колокольчик»

Динь-динь, динь-динь, Локоть правой (затем левой) руки стоит на столе. Колокольчик, поскорей. Кисть руки опущена вниз. Динь-динь, динь-динь, Большой палец дотрагивается поочередно Созывай моих друзей. до каждого пальца в такт стихотворению. Динь-динь, динь-динь!

2.Рассказ «Ласточки». Беседа по содержанию рассказа

Логопед читает детям рассказ. Демонстрируется иллюстрация к рассказу. Весной прилетают к нам из теплых стран веселые ласточки. Они устраивают себе гнезда под крышами домов, под балконами. Скоро в гнезде появятся маленькие птенцы, и ласточка будет заботиться о них, будет ловить комаров и мошек и приносить своим малышам. Затем дети отвечают на вопросы логопеда по содержанию рассказа.

3.Игра «Ласточка — грач — скворец»

Логопед показывает картинки с изображением перелетных птиц и знакомит детей с их особенностями. - Скворец любит петь, весело прыгая по веткам дерева. Грач ходит по земле важно, неторопливо. Ласточка все время летает и на землю не садится. Затем логопед просит детей показать, как прыгает скворец, шагает важно грач, летает ласточка. Логопед называет птиц, дети двигаются, изображая соответствующую птицу.

4.Итог занятия

Занятие 4

Задачи: развитие словесно-логического мышления; активизация словаря; практическое усвоение согласования существительных с глаголами прошедшего времени в роде, употребление глаголов настоящего времени во множественном числе, употребление приставочных глаголов; развитие общей и мелкой моторики.

Оборудование: картинки с изображением зимующих и перелетных птиц.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Пальчиковая гимнастика «Птичка пьет водичку»

Наклонилась, захватила, Локоть на столе, большой и указательный пальцы сложены в виде клюва.

Поднялась и проглотила. Опустить кисть руки, открыть и закрыть «клюв». Затем кисть руки поднять. Сначала одной рукой, а затем двумя руками («Птички пьют водичку» ).

2. Дидактическая игра «Доскажи»

Рассказ логопед сопровождает показом картинок, дети договаривают фразы: -Прошла холодная зима. Наступила... (весна). Теперь уже не идет на улице снег, а идет... (дождик). Снег тает, по дорожкам бегут... (ручейки), а под ногами маленькие лужицы и большие... (лужи). Птицы хотят пить и прилетают к большой луже напиться. Вот прилетел черный... (грач) и другие грачи... (прилетели). Ворона тоже... (прилетела). А по¬том голубь... (прилетел). Пьет голубь водичку, и другие птицы тоже... (пьют). Вдруг услышали птицы, как кто-то сказал «Мяу!». Испугались они и... (улетели). Кого испугались птицы? (- Кошку.)

3.Подвижная игра «Птички и кошка» Логопед выбирает водящего (кошку), который садится на стул. А дети-птички около него «летают», водящий ребенок ловит их после произнесенного текста: Сели птички на окошко, Но следит за ними кошка. -Птички, птички, не зевайте, А скорее улетайте!

4.Дидактическая игра «Кто улетел?»

Проводится с картинками перелетных и зимующих птиц (известных детям) аналогично игре «Что пропало?». Логопед уделяет особое внимание согласованию существительных с глаголами «улетел», «улетела».

5.Дидактическая игра «Зимующая или перелетная птица?» Логопед дает каждому ребенку картинку с изображением птицы, просит назвать ее и вспомнить, оставалась она на зиму или улетала в теплые края.

logoped.od.ua

Тема: Перелетные птицы

Тема: Перелетные птицы.

Задачи: Закрепление знания признаков весны, представлений о перелетных птицах, обобщающего понятия “перелетные птицы”. Расширение, уточнение и активизация словаря по теме.

Цели:

образовательные: расширение представлений детей о перелетных птицах, их внешнем виде и образе жизни, активизация словаря по теме, употребление предлогов;

коррекционно-развивающие: развитие умения составлять простые предложения, формирование грамматического строя речи (образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, образование относительных прилагательных), закрепление умения согласования имен числительных с именами существительными, развитие внимания, памяти, мышления, общей, мелкой моторики, координация слова и движения;

воспитательные: воспитание интереса к окружающей среде и бережного к ней отношения, развитие доброжелательности, чувства взаимопомощи.

Ход

Весна приходит за зимой

Тепло приносит нам с тобой,

Приносит небо голубое,

Сосульки, пение ручейка,

Проталины и первоцветы,

И таяние на речках льда.

Воспитатель. Ребята, скажите, о каком времени года говорится в этом стихотворении? Почему вы думаете, что это о весне?

Посмотрите в окно.

- Назовите, пожалуйста, характерные признаки весны? (Тает снег, солнце светит ярче и греет теплей, сосульки на крышах начинают таить, появляются проталины, прилетают перелетные птицы , появляются первые весенние цветы – подснежники, день становится длинней ночи , люди одевают легкую одежду.)

- А как называются птицы, которые прилетают из теплых краёв? (Перелетные).

-Сегодня мы продолжим разговор о перелетных птицах,вы уже знаете о них. Попробуйте отгадать загадки о перелетных птицах.

В это время выставляются картинки – пособия с изображением птиц.

Загадки:

1. Всех перелетных птиц черней,

Чистит пашню от червей ( Грач).

2.Эта птица никогда для птенцов не вьет гнезда (Кукушка).

3.Под крышей я леплю гнездо

Из комочков глины,

Для птенчиков стелю

На дно пуховую перину. ( Ласточка)

4.На шесте дворец

Во дворце певец,

А зовут его ... (Скворец)

5. Это старый наш знакомый:

Он живет на крыше дома –

Длинноногий, длинноносый,

Длинношеий, безголосый.

Он летает на охоту

За лягушками к болоту. (Аист)

Молодцы, ребята. Вы много знаете о птицах, с заданиями вы справились.

-Давайте повторим названия птиц.

Игра «Назови части тела птицы».

Ребята, рассмотрите изображение птиц, скажите, какие у них есть части тела. Отвечаем полным предложением.

У птиц есть голова. У птиц есть два крыла.

У птиц есть две лапы. У птиц есть хвост.

У птиц есть клюв. Тело птиц покрыто перьями.

- Ребята, послушайте меня внимательно, я расскажу вам о перелётных птицах. Воспитатель рассказывает, а затем несколько детей по желанию рассказывают о понравившейся птице.

Кукушка – небольшая птица, но крупнее, чем соловей, имеет пеструю окраску, длинный хвост, небольшой клюв. Кукушка, в отличие, от других птиц, никогда не вьет гнезда, а свои яйца откладывает в чужих гнездах, поэтому птицы вынуждены выводить и растить птенцов кукушки.

Аист – крупная птица с большим красным клювом и длинными ногами. Окраска бело-черная. Питается мелкими грызунами. Гнездо строит на крыше, на вершине высокого дерева возле человеческого жилья. Аист – перелетная птица .»

Грач – большая черная птица с мощным белым клювом. Хвост короткий, похож на лопатку, питается толстыми мохнатыми гусеницами. Строит гнездо из веток высоко на деревьях. Грач – перелетная птица .

Ласточка – небольшая птичка. Спина – черная, а грудка розовая с белым. Клюв очень маленький, а хвост длинный, раздвоенный. Ласточки ловят на лету мошек, комаров. Строят свои гнезда из глины и травы под карнизами и крышами домов. Ласточка – перелетная птица .

Скворец – птица среднего размера с перьями черного цвета с фиолетовым оттенком. Клюв маленький, острый. Питается червяками, гусеницами. Гнездится или в старых дуплах, или в скворечниках. Скворец – перелетная птица.

Пальчиковая гимнастика “Ласточка”.

На каждою строку большой палец “здоровается” дважды с одним пальчиком, начиная с указательного, - сначала на правой, потом на левой руке.

Ласточка, ласточка,

Милая касаточка,

Ты где была,

Ты с чем пришла?

- За морем бывала,

Весну добывала.

Несу, несу

Весну - красну.

Упражнение “Угадай и назови”

- Какие птицы подражают пению других? (Скворцы).

- У какой птицы красный длинный клюв? (У аиста).

- Какие птицы лучше всех поют? (Скворцы).

- Какие птицы не вьют себе гнёзда? (Кукушка).

- Какая птица уничтожает вредных насекомых? (Грач).

- Какая птица уничтожает вредных насекомых? (Грач).

Игра с мячом “Назови детеныша”.

Я буду бросать мячик каждому из вас и называть взрослую птицу. Вы будите ловить мяч, называть птенцов этой птицы и возвращать мяч мне

- Грач (грачонок - грачата).

- Скворец (скворчонок - скворчата).

- Кукушка (кукушонок - кукушата).

- Аист (аистенок – аистята).

-Ласточка (ласточонок-ласточата)

Игра «Назови лишнюю птицу»

(На фланелеграфе выставлены картинки с изображением птиц: ласточка, кукушка, гусь.)

- Какая птица лишняя? Почему?

- Ребята закройте глаза (картинки с птицами педагог переставляет местами, вместо гуся ставит ворону)

- Какая птица лишняя? Почему?

- Закройте глаза (педагог картинки с птицами переставляет местами, вместо вороны ставит орла)

- Какая птица лишняя? Почему?

- Закройте глаза (педагог картинки с птицами переставляет местами, вместо орла ставит воробья)

- Какая птица лишняя? Почему?

-И последний раз закройте глаза (педагог убирает воробья и ставит аиста)

- Какая птица лишняя?

Игра «Перелётные птицы».

Раздаются маленькие карточки с изображением различных птиц. Количество карточек соответствует количеству детей.

- Ребята, сейчас мы поиграем в перелётных птиц. Каждый из вас будет той птицей, которая нарисована у вас на картинке. А сейчас летят ко мне те, у кого на картинке нарисована ласточка… (грач, аист, кукушка, скворец ).

Воспитатель убирает все картинки и предлагает детям вспомнить, чем они сегодня занимались на занятии, каких перелётных птиц называли, в какие игры играли, что им понравилось делать.

birmaga.ru

Лексическая тема: Перелётные птицы

Лексическая тема: Перелётные птицы

Дети должны усвоить: какие птицы улетают в тёплые края, основные названия птиц, из каких частей состоит их тело, чем оно покрыто, как птицы передвигаются, чем питаются, где живут, почему осенью они улетают.Словарь ребёнка должен включать слова: утки, гуси, лебеди, журавли, ласточки, грачи, скворцы, кукушки; части тела, перья; гнездо, стая, клин, вереница, поодиночке; корм, кормушка; щебетать, летать, улетать, прилетать,ходить, прыгать, махать.

РАССКАЖЕМ О ПТИЦАХ.Перелётные птицы - это птицы, перелетающие от нас осенью в тёплые края.Эти птицы - насекомоядные (насекомых едят), питаются насекомыми.

Осенью насекомые прячутся, птицам нечем питаться, поэтому они улетают.

Родителям рекомендуется:

— познакомить ребёнка с перелётными птицами: журавлём, гусем, лебедем, уткой;

— рассмотреть на иллюстрациях их внешний вид, указав отличительные признаки;

— объяснить, почему они называются перелётными, рассказать, куда и когда они улетают;

— по возможности во время прогулки показать детям перелётных птиц — стаю улетающих уток, гусей и т.д.;

— обратить внимание на тех птиц, которые остаются зимовать, на погоду, на её изменения.

Задания для повторения

1. «Как улетают птицы?» возьми многопуговиц и разложи их так, как улетают : гуси, утки, лебеди - вереницей; журавли - клином;ласточки, грачи, скворцы - вереницей; кукушки - поодиночке.

2. «Чем питаются птицы?» (полный ответ!)

Птицы питаются червяками (бабочками, жуками, улитками, комарами, кузнечиками, гусеницами, стрекозами, муравьями, мухами).

3. «Четвёртый - лишний», (назвать лишнее и объяснить свой выбор)

Ласточка, волк, заяц, кошка (лишняя ласточка, потому что это - птица, а остальные - животные)

Скворец, собака, кукушка, соловей.Воробей, голубь, журавль, синица.Грач, лебедь, утка, ворона

4. «Кого много в лесу?» Скворец - В лесу много скворцов

Ласточка - …,

Соловей - …,

Аист - …,

Грач - …,

Журавль - …,

Кукушка - …

5. «Сосчитай» Одна ласточка, две ласточки, пять ласточек.

Кукушка -

Скворец -

Соловей -

Аист -

Грач -

Журавль -

6. «Скажи правильно»:Птица улетает, а птицы ... (улетаЮТ) (вылетает, залетает, прилетает, летает, клюёт, машет крыльями, прыгает, кричит, спит, вьёт гнездо, поёт)

7. Назови птенцов:

грач – граченок…

утка — …

кукушка — …

8. Один – много :

лебедь – лебеди

птица — …

грач — …

скворечник — …

журавль — …

соловей — …

перо – …

аист — …

клюв — …

9. Есть – нет

лебедь – нет лебедя

птица — … грач — …

скворечник — …

журавль — …

соловей — …

перо – …

аист — …

клюв — …

10.Подбери признаки (не менее трёх признаков):

ласточка – проворная, быстрокрылая, заботливая, белогрудая, забавная…

птица -..

клюв-….

8. Подбери действия (не менее трёх действий):

ласточка – летает, щебечет, строит гнездо, выводит птенцов, заботится, добывает корм…скворец -…

лебедь -

9. Назови птенцов:Журавли – журавлята. Грачи – грачата. Гуси – гусята. Скворцы – скворчата.

10. Нарисуй или вырежи изображения перелётных птиц и назови их части: голова, туловище, хвост, крылья, клюв, перья, лапки, когти.

11. Составь предложение из слов:Скворец , тёплые края, прилетать.Гнездо, высиживать, грач, птенцы.Червяк, ласточка, птенцы, принести, голодные. Небо, летать, кричать, журавль, большой. Болото, утки, крякать, громко. Лебеди, стая, пруд, плавать, красивые.

12.Подбери нужный по смыслу предлог: Грач вылетел ... гнезда. Грач прилетел ... гнездо. Грач подлетел ... гнезду. Грач кружит ... гнездом. Грач сел ... ветку. Грач ходит ... пашне.

13.Перескажи рассказ по вопросам:Прилетели грачи.Первыми прилетают грачи. Ещё кругом снег, а они уже тут. Отдохнут грачи и начинают гнезда вить. Вьют гнезда грачи на вершине высокого дерева. Грачи птенцов своих выводят раньше, чем другие птицы.Какие птицы прилетают весной первыми? Что сразу начинают делать грачи? Где они вьют гнезда? Когда они выводят птенцов?Предвестники весны.Прошла холодная зима. Наступает весна. Солнышко поднимается выше. Оно греет сильнее. Прилетели грачи. Увидели их дети и закричали: «Грачи прилетели! Грачи прилетели!»

Какая была зима? Что наступает после зимы? Как греет солнышко весной? Кто прилетел? Кого увидели дети? Что они закричали? 14. Перескажи рассказ от первого лица ( Я решил, взял..):Саша решил сделать скворечник. Он взял доски, пилу, напилил дощечек. Из них он сколотил скворечник. Скворечник повесили на дерево. Пусть у скворцов будет хороший дом.

15. Закончи предложение:На дереве гнездо, а на деревьях ... (гнезда). На ветке сук, а на ветках ... . В гнезде птенец, а в гнёздах — ... . На дворе дерево, а в лесу — ... .

16. Придумай рассказ о птичке, которая вылетела из гнезда в поисках корма для своих птенцов и спаслась от кошки, которая за ней охотилась (7 -10 предложений, рассказ записать в тетрадь, нарисовать картинку).

17. Отгадай загадки:Без рук, без топорёнка Построена избёнка. (Гнездо.)

Явился в жёлтой шубке, Прощайте, две скорлупки. (Птенец.)

На шесте дворец, Во дворе певец, А зовут его… (Скворец.)

Белоклювый, черноглазый, Он за плугом важно ходит, Червяков, жуков находит. Верный сторож, друг полей. Первый вестник тёплых дней. (Грач.)

На одной ноге стоит,В воду пристально глядит.Тычет клювом наугад —Ищет в речке лягушат. (Цапля.)

Прилетает к нам с теплом,Путь проделав длинный.Лепит домик под окномИз травы и глины. (Ласточка.)

Кто без нот и без свирели Лучше всех выводит трели? Голосистее, нежней? Кто же это? ... (Соловей.)

Эта птица никогдаДля птенцов не вьёт гнезда. (Кукушка.)

18. Прочитайте стихи, выучите одно из них с ребёнком наизусть.

Скворцы. Мы вставали ночью даже, Из окна смотрели в сад: Ну когда же, ну когда же Наши гости прилетят? А сегодня поглядели – На ольхе сидит скворец. Прилетели, прилетели, Прилетели, наконец!

ЖуравлиВысоко в голубой далиНад землей летят журавли.Летят они, курлычут,Нас за собою кличут,Как будто говоря:«Летите вместе с нами!За темными лесами,За синими морямиЕсть теплые края;Там, в зелени долины,Мы скоротаем зиму,А раннею веснойВернемся в край родной!»

19.Отдохнём

Игра «Скворушка прощается»Текст дети читают вместе с ведущей.(Кружатся.Смотрят вверх.Машут кистями рук, расставленных в стороны. Плавно машут кистью вытянутой правой руки).Осень, непогодушка,Тополь пожелтел, Вдруг на ветке скворушка Песенку запел. Ветка чуть качается, Дождик не кончается.С нами милый скворушка До весны прощается. Наше поле опустело, Опустел и лес, и сад. Гуси серые летят.

(Приседают. Ходят, наклоняя голову. Прыгают на месте.)Гуси серые летели,На лужайке тихо сели,Походили, поклевали,Потом быстро побежали.Лебеди летят,Крыльями машут,Прогнулись над водой,Качают головой.Плавно и гордоУмеют держаться,Очень бесшумноНа воду садятся.

 

lib2.podelise.ru