Урок окружающего мира по теме "Наши пернатые друзья". 1-й класс. Птица дети воздуха


Наши пернатые друзья

Разделы: Начальная школа

Цели:

  • познакомить с птицами России, с их образом жизни;
  • расширять кругозор учащихся;
  • развивать стремление самостоятельно добывать знания;
  • воспитывать бережное отношение к родной природе.

Содержание:

  1. Синица.
  2. Снегирь.
  3. Свиристель.
  4. Поползень.
  5. Дятел.
  6. Трясогузка.
  7. Оляпка.
  8. Чомга.
  9. Клест.
  10. Кедровка.
  11. Глухарь.

Птицы – это песнь и полет. Это голоса наших лесов, степей, гор и пустынь. Песни птиц звучат на Земле круглый год, голоса их слышны днем и ночью. Птицы – дети воздуха, покорители воздушного океана. Они поднимаются выше облаков и гор, перелетают через моря и пустыни. Птицы – дети радуги: перья их раскрашены во все мыслимые и немыслимые цвета. Птицы – вестники радости. Каждый год они приносят нам на крыльях весну. Птицы – верные наши помощники, защитники наших лесов и полей, садов и огородов. Птицы – это тайна и красота. Птицы – друзья нашего детства. О птицах сложены прекрасные стихи и песни, легенды и сказки, без птиц нам не обойтись. Невозможно представить даже нашу планету без птиц. Вот что такое птицы!Н. Сладков.

Приложение

Часть 1. Фрагменты 3-15. Синица.

Синица – птица лесная. Под древесным пологом среди многих других пичужек ее трудно заметить. Но с наступлением осени, когда все до весны утихает, вдруг можно услышать ее песню «ци-ци-ци, пинь-пинь-пинь». Посмотрите на нее! Разве спутаешь ее с кем-то из птиц, такую нарядную? Синица прилетела из леса поближе к людям пережить зиму.

Она будет рада всему, что мы, люди, предложим ей на кормушках: крошкам, зернышкам, крупе, семенам подсолнечника,кусочкам сала. Мгновенно синички найдут угощение и будут летать на кормушку регулярно. А, если забудешь добавить еду, немедленно известят об этом… Как? Всем своим поведением! Могут даже и в окошко клювиками постучать.

В парке можно заметить, как синички смело хватают семечки с ладони.

Любимое лакомство синичек – кусочки сала, развешанные на ветках деревьев…

В марте синицы начинают славить прибывающие тепло и солнце. Весенняя песня у них несложная, но звонкая и приятная: «зензивар, зензивар…» Под эту песню пташки удаляются в лес, и жизнь их становится не такой открытой и заметной. Но, если они прожили зимой в парке или в саду, где их подкармливали, могут остаться здесь и на лето.

Синицы не боятся человека, т.к. очень доверчивы. Гнездо синиц можно увидеть в почтовом ящике, в брошенной самоварной трубе, в валенке, лежащем на поленнице дров, в кармане пиджака, надетого на пугало… От 6 до 15 хрупких, светлых яичек можно увидеть в теплом, выстланном шерстью и пухом гнездышке.

Синицы – отменные древолазы. Крепкие ножки с острыми коготками на лапках позволяют им обшаривать ветки деревьев вплоть до самых тонких, в поисках личинок насекомых. При этом они могут оказаться в разнообразных позах, частенько даже вниз головой.

До 500 раз в день приносят родители корм подрастающим птенцам. Один ученый пометил синицу и наблюдал за ней в течение 40 минут. Птица за это время обследовала в поисках насекомых и их личинок 96 сосен, 5 берез… Нужно ли говорить, какую услугу оказывают эти птицы деревьям?

Семейство синиц объединяет 65 видов. Все представители семейства – птицы малые. Самая крупная – большая синица, весит 25-30 г, самая малая –10 г.

Есть среди синиц синички – гаички, длиннохвостые синички – ополовнички, лазоревки, московки, есть даже хохлатые синички…

Часть 2. Фрагменты 16-22. Снегирь.

С первым снегом в наших краях появляются на редкость красивые птицы – снегири. Грудь, шея, щеки снегиря - самца ярко красного цвета. На голове черная шапочка, спинка – голубовато-серая. Все цвета чистые, и это делает птицу нарядной. Самка окрашена не так ярко, но так же красива.

Снегирь – птица чуть больше воробья.

А назвали его так потому, что снегири – первые вестники зимы со снегами. Это необыкновенное зрелище: важный. гордый, красногрудый снегирь на ветке рябины, а кругом белый снег.

По временам птицы ныряют в снег, купаются в нем.

Снегирь – птица спокойная и солидная. Он не будет суетиться, кричать, метаться на кормушке. Он все делает спокойно. А вот песня у снегиря простая, незамысловатая. Ранним утром и под вечер, а в сильные морозы и днем, снегири стайкой перелетают с куста на дерево в поисках еды и дружно кормятся семенами ясеня, клена, ягодами рябины, семенами яблочек дикой яблоньки, семенами сорных растений.

Снегири выклевывают из ягод рябины, яблочек только семена, саму мякоть сбрасывают на снег.

Если стайку потревожить, прячутся среди ветвей ели или сосны. Большую часть дня птицы спокойно и молчаливо сидят в глубине ветвей елей. И ночуют птицы эти в ельнике, спрятав головку под крылышко. После захода солнца снегирей не видно, а с рассветом над ельником раздаются голоса проснувшихся птиц, скоро стайка летит к ясеням, рябине… Снегирь – птица лесная. С приближением весны снегирей у жилья человека не видно, улетели в леса.

Бывает, что семья снегирей совьет гнездо под крышей дачного домика или на веранде среди густых зарослей цветов. Тогда птицы ведут себя осторожно, скрытно.

Или в сильные морозы снегирь может прилететь на крыльцо и упасть замертво. Но, если занести птичку домой, она отогреется, будет клевать крошки и перестанет бояться людей.

Часть 3. Фрагменты 23-28. Свиристель.

А эти нарядные птицы – свиристели. Сидят, поют – свиристят приятным серебристым голоском, как колокольчики. И на вид приятные - дымчато-розоватые, с хохолками, с красными, желтыми, белыми крапинками на крылышках.

Красивые, загадочные, доверчивые. Гнездятся на севере, в наших лесах появляются только зимой.

Чем питаются? Так же, как и снегири, любят рябину, яблочки яблони – дикушки, семена различных растений… У рябины и яблони выклевывают семена, мякоть выкидывая на снег. Клюют быстро, будто торопятся куда-то.

Могут даже объесться и упасть целой стайкой замертво в траву, в снег. Полежат там часа 2 - 3, проголодаются и снова, придя в себя, летят искать еду.

«Свирк-пересвирк»- слышится в лесу. Это стайка свиристелей перелетает с куста на куст, с дерева на дерево…Не боятся людей: там, где они гнездятся, не видно людей.

Придет весна, потеплеет, и … Вот и улетели свиристели в родные края, туда, где прохладнее.

Часть 4. Фрагменты 29-36. Поползень.

Немного звуков ранним утром в зимнем лесу. Но только начнет розоветь краешек неба на востоке, как раздается бодрый посвист поползня. «…Тьюю - тьюю - тьюю- тиррр…»- сильный, звучный голос маленькой пташки.

Вся жизнь поползня проходит на стволах деревьев. Он – мастер лазания по стволам вверх и вниз, умеет делать это и боком, и вверх, и вниз головой. И при этом не опирается на свой хвостик. Но цепкость пальцев такова, что может держаться даже за бетонный столб.

Эта птица всегда в движении, всегда на ногах, и кажется, что крыльями пользуется только для того, чтобы перелететь с дерева на дерево. Взлетев до кроны дерева, поползень спускается вниз головой по стволу почти до самой земли, осматривая все щели и выискивая себе на еду все, что попадется: жучков, личинок насекомых…Его можно считать всеядным.

В зимнем парке эту птичку можно накормить семечками с ладони. Настолько поползень доверчив и не боится человека!

За поползнем в лесу интересно наблюдать в любое время года. Он без тени беспокойства будет заниматься своим делом: искать еду для себя и для своих птенцов.

Интересно еще и то, что эта птица очень запаслива. Осенью она прячет в щели, в трещины коры дерева то, что может сохраниться до зимы. Здесь могут быть орехи, семена клена, крошки хлеба с кормушек, кусочки сала.

А зимой найдет и свои запасы, и запасы своих сородичей. А его запасами могут воспользоваться соседи. Если делать запасы, значит надо жить около них. Так и происходит. Надо сказать: поползень – домосед. Семейная пара живет на «своем» участке круглый год, не пуская на него чужих. И сами птицы не летают на «чужие» участки. Свое гнездо пара устраивает в дупле, оставленном дятлом. Если вход в дом слишком велик, птицы его уменьшают, замазывая глиной, оставляя ровное отверстие около 3 см в диаметре. Так дупло становится недоступным для хищников.

После обмазки дупло сначала заполняют кусками гнилушек, откалывая их от пней. Потом начинается постройка самого гнезда. В нем нет никогда ни пуха, ни перьев, ни шерстинок. Эта уникальная постройка из тонких кусочков коры, поставленных на ребро, так что птенцы будут расти в «спартанских» условиях. Работа идет быстро, в это время птицы не отвлекаются даже на поиски корма.

Все это происходит в начале весны.

И сразу же самка откладывает 7-8 яиц. В начале мая уже появляются птенцы, которых мать с отцом кормят и опекают достаточно долго. Только к концу июня птенцы вылетают из гнезда.

Часть 5. Фрагменты 37-49. Дятел.

Большой пестрый дятел – самый многочисленный в наших лесах.

Его можно встретить во всех лесах, в парке. Ростом он чуть крупнее скворца. Своему названию вполне соответствует – пёстрый. Самца от самки можно отличить по красному пятну на затылке. Летом питается насекомыми, зимой ест семена сосны и ели.

Все дятлы – заботливые родители. Гнездо устраивают в дупле, где всегда сухо и чисто. Высиживает птенцов мать, а отец приносит ей пищу. Вылупившихся птенцов выкармливают вместе, прилетая к гнезду осторожно и поочередно в течение всего дня. В гнезде поднимается шум, как только кто-то из родителей появляется с едой.

Так выглядит двухдневный птенец дятла. Но с каждым днем его вид меняется. С каждым днем птенцы растут и меняются внешне. Они прожорливы и готовы есть, есть и есть… Через 25 дней птенцы уже вылезают из гнезда, они плохо летают еще, но зато ловко лазают по стволу дерева, цепляясь за кору острыми коготками. И очень скоро все семейство покинет родное дупло, чтобы никогда больше не вернуться сюда.

Чтобы пропитаться, дятел тратит много энергии. Сначала он срывает шишку, а она держится крепко, и он подрубает ее своим крепким клювом. Потом приносит шишку к «кузнице» и укрепляет ее там. Чтобы извлечь только 1 семечко, птица делает 20-30 ударов клювом. Значит на каждую шишку 600-700 ударов. А на 10 шишек? Правильно, 6000-7000 ударов. Можно позавидовать такому трудолюбию. Сорванные шишки не разбрасывает, а извлекает из них почти все семена. Обработанную шишку клювом откидывает в сторону и летит за новой шишкой. За день может до 70 шишек выпотрошить. Так что к концу зимы под некоторыми «кузницами» оказывается 800-900 пустых шишек, а иногда 5000-7000.

Летом и в трухлявом пне, и в коре деревьев дятел найдет либо толстую личинку, либо муравьев-древоточцев.

Поют ли дятлы? «Барабанная трель» дятлов – это сигнал для других, что участок леса занят. Найдя на участке сухой сучок, он быстро-быстро стучит по нему клювом. Сучок неподвижен, а голова дятла «туда-сюда мотается». Это не назовешь пением. Да, они подают отрывистый голос, но это тоже не пение.

В семействе дятлов около 220 видов. Кроме большого пестрого можно встретить малого пестрого дятла, черного дятла желну, золотолобого дятла, белоклювого королевского дятла, зеленого дятла – самого молчаливого.

Часть 6. Фрагменты 50-55. Трясогузка.

Ранней весной трясогузка можно увидеть на песчаном берегу речек. Птичка бегает между камешками и корягами, высматривая в щелях живых личинок, жучков. Или вспорхнет, схватит на лету муху и возвратится на прежнее место. Комары, мотыльки, мошки, жуки, их куколки – любимая еда белой трясогузки.

А это желтая трясогузка.

Но почему у птички такое название, трясогузка? Потому что, когда птичка бежит, ее длинный хвост качается вверх-вниз не переставая. Вот поэтому – трясогузка или трясохвостка.

На дорогах эта птичка Не могла вам не встречаться. Невеличка. Есть привычка – Вверх и вниз слегка качаться. Длинный хвост – то вверх, то вниз То подпрыгнул, то повис.

Рой увидит комариный Где-нибудь среди двора. Подбегает балериной Хвать! – и нету комара. Комары дрожат от страха Если рядом эта птаха.

Крикнет весело: «Цок-цок!»- И качнется, как челнок.

Нрав доверчивый и смелый У бегуньи серо-белой. Семенит, по тропке мчится- Мошкаре не будет спуска…. Догадались, что за птица? - Трясогузка! Трясогузка!

Свить гнездо может там, где ей понравится: за наличником окна, под крышей дома, за поленницей дров, в мангале, под капотом автомобиля. Голос у птички негромкий, но приятный, звенит, как колокольчик. В конце лета, собравшись в стайки, улетают трясогузки в жаркую Африку.

Часть 7. Фрагменты 56-59. Оляпка или Водяной воробей.

Оляпка или Водяной воробей. Живет около речек. Зимует у полыньи. Неплохо зимует: на льдинках качается, в полынье купается. Еще и песни поет!

Нырнет в ледяную воду и бродит по дну пешком. Нос во все донные щели сует, лапками донный ил взмучивает – ищет водяных жуков и личинок. А найдет – так наверх. Всплывет, взлетит, на лед сядет, разобьет о него раковинку или чехольчик шитика – личинки ручейника.

Весь зимний день то нырнет, то вынырнет, то по дну бегает. И не намокнет – перья у нее водоотталкивающие. И не замерзнет – перо у нее плотное, теплое. Да еще изнутри жуки и личинки «греют».

Гнездо пара оляпок строит на берегу речки или ручья. Из зеленого мха, сухих листьев и травинок строят большое круглое гнездо с толстыми стенками. Сбоку расположено широкое входное отверстие. Часто его не видно, так как оно спрятано от посторонних глаз. Высиживает птенцов только самка в течение 17-20 дней, но выкармливают их оба родителя.

Часть 8. Фрагменты 60-72. Чомга.

Знакома ли вам эта птица? Какой наряд прекрасный:, пышный оранжевый воротник, на голове хохолки, спинка темно – бурая, брюшко - белоснежное…

Вот таких чудесных птиц охотники называют …поганкой. И только за то, что мясо у неё невкусное. А красота? Смотрите, какая это красавица! Один только бархатно – черный хохол чего стоит?

Есть у птицы и другое, более соответствующее её красоте, название – чомга или нырец, потому что прекрасно ныряет. С первого до последнего дня эта птица живет на воде.

Интересно, что по суше она способна только ползать, хотя превосходно летает, плавает, ныряет и, стоя колышком во весь рост, может промчаться по водной глади с быстротой моторной лодки. Интересно и то, что чомги – превосходные танцоры в царстве птиц.

Танец начинается внезапно. Только что птицы были заняты каждая своим делом…Вдруг обе встрепенулись, будто впервые увидели друг друга, стремительно поплыли навстречу, чуть склонив головы и нацелив друг на друга острые клювы. Но , едва не столкнувшись грудью, останавливаются, вскидывают головы и поворачивают их то вправо, то влево.

…а потом птицы внезапно отворачиваются и быстро расплываются в разные стороны, не останавливаясь и не оглядываясь, и ныряют.

Ныряют не для того, чтобы скрыть смущение, а чтобы набрать на дне травяной ветоши. И с этими пучками травы, как с подарками, снова быстро спешат навстречу друг другу. И, приблизившись, обе чомги встают во весь рост, будто под ними не вода, а твердая опора. Такой танец может повторяться много раз, пока солнце не «сядет». Так продолжается до тех пор, пока вода в реке не прогреется. Тогда пара начинает сооружать гнездо.

Гнездо у них тоже на воде, плавучее. Ни у одной птицы нет такого гнезда – плавает по воде, словно плотик. На «плотике» яйца; когда птица покидает гнездо, чтобы привести себя в порядок, поесть, она накрывает их листиками, стебельками, чтобы никто не увидел.

Под яйцами в таком гнезде всегда сыро. Птенцы появляются – мохнатенькие и полосатые, как бурундучки. Ходить не умеют, даже стоять не умеют, а вот плавать и нырять – пожалуйста! Чуть что - бульк, бульк – и в воду. И не видно ни одного. С выводком каждая семья, оставив ненужное больше гнездо, переселяется на открытое, свободное от травы место.

Пока основное место пребывания птенчиков – спинка мамы или папы. Здесь и тепло, и уютно, и безопасно. Если вдруг появится опасность, они готовы мгновенно скрыться под водой вместе с детьми. И кормят, и носят детей родители по очереди, распределяя свое время для туалета, отдыха, охоты.

Удивительные эти птицы – чомги, поганки или нырцы… Птицы эти перелетные, с непостоянными сроками прилета и отлета. Ранняя осень с холодами – улетают рано, а если осень затяжная и теплая, могут жить до самых морозов. То же происходит и с прилетом из теплых краев.

Часть 9. Фрагменты 73-78. Клест.

Их можно отличить по клюву. Такой клюв надо еще поискать! С острыми, загнутыми, перекрещенными концами клюв – отличное орудие для обработки шишек. А семена шишек хвойных деревьев и есть пища для этих птиц.

Чаще всего, рассказы о клестах сводятся к тому, что птицы эти выводят птенцов зимой, в самые лютые морозы. Да, так и есть! Сидит себе клестиха в гнезде среди заснеженных веток и высиживает птенцов. Воет ветер, метет метель, мороз до 30-35 градусов доходит. Сидит самка недели 2, никуда не отлучается, ведь яйца нельзя оставить ни на минуту без спасительного материнского тепла. Но зато самец заботливо кормит ее. Но и тогда, когда появляются птенцы, ничего не меняется. Ведь теперь нельзя оставлять беспомощных детей. Зоологи уверяют, что пух у них не гуще и не длиннее, чем у малышей, рождающихся весной и летом. Все тепло от матери! Со временем пуха становится больше и гуще. Мать изредка покидает гнездо, улетая за кормом. Но возвращается быстро и птенцы отогреваются под крылом матери.

Вообще же, кормит потомство обычно самец: приносит семена ели, сосны, передает их самке, а она – деткам. За один раз самец приносит в своем пищеводе до 300- 400 г семян.

Чаще всего бывает в гнезде клеста 4 птенца. В гнезде они находятся недели три, но и потом родители заботятся о них. Дело в том, что у молодых клестов, клюв самый обычный, прямой. Только в 1,5 месячном возрасте клюв искривляется, приходит в норму. И только теперь дети сами учатся доставать семена из шишек, раздвигая чешуйки или обрывая их.

Гнезда клестов хорошо укрыты от снега и от постороннего взгляда в гуще еловых лап, сложены из сухих веточек и плотно оплетены прядями древесных лишайников. Глубокий, просторный лоток тщательно устлан сухим мхом, заячьей, беличьей, лосиной шерстью. Как только детки подрастают, родители делят выводок и вместе с птенцами отправляются путешествовать по лесу, нимало не заботясь о судьбе остальных.

Среди клестов в наших лесах встречаются клёст – еловик, клёст – сосновик, белокрылый клёст.

Часть 10. Фрагменты 79-85. Кедровка.

А вот таежная птица кедровка. Так ее назвали потому, что больше всего кедровок в кедровой тайге и это название родственно слову кедр.

Еще ее могут называть ореховкой. Оперение ее темно – коричневое с белыми пятнами на кончиках перьев. Конечно же, ее пищей являются орехи кедра, а в тех краях, где кедра немного, то в пищу идут и желуди, орехи – фундук, ягоды, а когда надо кормить птенцов, то и разные насекомые: долгоносики, усачи.

Гнездо птицы строят в хвойных деревьях, когда в лесу еще лежит снег. Птенцов выкармливают жуками и их личинками, прошлогодними орехами. Детки растут быстро. А когда новые орехи созреют, птенцов уже не отличишь от родителей.

Как поспеют кедровые орешки, кедровка начинает делать запасы. Набьет в зоб орешки и летит в горы. Там засовывает орешки в трещины скалы, прячет в дупла деревьев, зарывает под мох. Известно, что кедровки сбрасывают с деревьев больше половины всех созревших шишек, и многие из них остаются нетронутыми. И, если орехи остаются в шишках, то они не прорастают, а пропадают или их съедают мыши. А вот кедровка раздалбливает шишки, выклевывает из них орешки и прячет их, этим делая запасы на зиму для себя и для птенцов. Повсюду, где стоят кедры, осенью слышны крики кедровок, порой резкие и неприятные, но иногда нежные и мелодичные.

Большую часть запасов кедровки за зиму съедают, часть съедают бурундуки, белки. Но все же часть орехов остается под мхом и весной прорастают. В таких местах кедры растут группами из 5-10 ростков.

Вот и получается, что кедровки, «сажая» таким образом кедры, помогают лесу.

Самое удивительное: как эта птица умеет зимой находить под снегом спрятанные осенью запасы? Как она определяет место расположения кладовой? Точно никто не может сказать. Каждая кедровка устраивает сотни кладовок, причем в самых разных местах.

Вот такая она, птица кедровка!

Часть 11. Фрагменты 86 – 97. Глухарь.

Глухарь – красивый лесной петух. Глухарь – лесной житель. Весной, как сойдет снег в лесу, глухари начинают токовать – петь свои весенние песни. Глухарь ходит по земле, как индюк, распустив веером хвост, и щелкает клювом, будто две палочки одну о другую стукаются. А песню заканчивает, будто нож на бруске затачивает.

К концу песни птица ничего не слышит, глохнет, потому его и назвали глухарем.

Живут глухари в чащобе, сторонятся людей. А поют свои песни, т.е. «токуют», ранней весной, собравшись на токовище, куда слетаются еще с вечера. На вечерней заре поют недолго, а утренняя песня начинается задолго до восхода солнца. Песня слышна в лесу шагов за 200 и привлекает глухарок, которые тоже собираются на токовище и выбирают себе в пару того, кто поет лучше, у кого оперение краше.

Часто во время токования между глухарями возникают бои, а глухарка выберет того, кто окажется сильнее.

Гнездо глухари устраивают на земле среди сухой прошлогодней травы, в небольшом углублении, куда самка откладывает 8-12 яиц. Высиживает птенцов глухарка одна, иногда оставляя ненадолго гнездо, чтобы найти еду.

Светло-коричневое оперение с ржавыми и белыми поперечными полосками у самки очень хорошо помогает ей скрываться в траве. Ее даже и не заметишь, когда она сидит на гнезде среди веток и сухих травинок.

Птенчиков тоже не заметишь среди травы, такие они пестренькие. Но…, малыши, едва обсохнув, ходят за матерью и сами начинают кормиться мухами, муравьями, ягодами. А мать учит их добывать корм и прятаться в траве в минуты опасности.

Любимая пища летом – ягоды земляники, брусники, клюквы, морошки, семена трав. Поближе к зиме птицы летят на берега реки, озера, набивают зобы мелкими камешками. Эти камешки помогают перемалывать в желудке птицы зимой жесткую сосновую хвою. Сосна, хвоей которой они питаются зимой, к весне окажется совсем голой. Ведь хвоя – единственная пища этих птиц в зимнее время.

В зимние снежные ночи глухари падают с деревьев в сугроб и там спят. Удивительное зрелище – вылет птиц из-под снега. Идешь на лыжах, кругом снег сверкает, и вдруг из-под ног с громким хлопаньем крыльев вылетают птицы.

Текстовый материал для презентации взят из номеров журнала «Юный натуралист».

Авторы фотографий:

  1. Андреев А.
  2. Богушев И.
  3. Горшков В.
  4. Давыдов В.
  5. Козлов М.
  6. Масахов А.
  7. Орлов Н.
  8. Сапегин А.
  9. Телятник А.
  10. Тулин И.

17.01.2011

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Познавательная игра "Наши пернатые друзья"

Разделы: Внеклассная работа

Цели:

  • закрепить знания учащихся о пользе птиц, о бережном отношении человека к ним в разное время года;
  • расширить знания учащихся интересными сведениями о жизни птиц;
  • воспитывать любовь и бережное отношение к птицам, ответственное и действенное отношение к природе;
  • развивать эмоциональную отзывчивость, чувство прекрасного.

Ход занятия

I. Вступление

Лицом к веснеПотихоньку Снег сошёл, Почернел И стаял, Всем на свете Хорошо: В роще - Птичьим стаям, На деревьях - Лепесткам, Клейким И пахучим, В синем небе - Облакам, Лёгким И летучим, Лучше всех На свете - мне: По сырой тропинке Я бегу, Лицом к весне, Промочив Ботинки. Роман Сэф

В воскресенье мы простились с зимой, которая побаловала нас в этом году снегом, морозами, зимними забавами. Наступила весна. Чего вы ждёте от будущей весны?

(Ответы детей.)

Каждое живое существо с нетерпением ждёт весны, тепла, света, чего-то нового. Весна – время пробуждения, перемен. Но особенно долгожданное это время года для птиц. Как выдумаете почему?

(Ответы детей.)

Действительно, для птиц весна – это время возвращения на Родину. Неслучайно в дни возвращения птиц из тёплых стран отмечается День птиц.

Всемирный день птиц начали отмечать с 1 апреля 1906 года, когда была подписана Международная конвенция (договор) об охране пернатых. Но и без принятия конвенции в России считалось преступлением разорить гнездо или убить птицу. Российские крестьяне для скворцов вывешивали цилиндрические ящики из коры.

Для аистов в Белоруссии и Украине по традиции весной на столбах выставлялись колёса от телег. В России всегда с любовью относились к птицам, считая их живыми символами свободы, красоты, счастья.

Праздник ещё важен и тем, что именно в эти первые весенние промозглые дни, птицы демонстрируют нам великое чудо любви к Родине, преодолевая тысячи километров с более тёплых краёв, принося благую весть о наступающей весне. Даже слабая птица готова преодолеть огромные расстояния, вынести тяготы, отказаться от сытого, тёплого края, для того, чтобы её дети увидели белый свет на бескрайних просторах России. Именно у нас, на своей малой Родине, каждую весну крик перелётных птиц мог бы стать для всех песней любви к Отчизне.

II. Постановка целей занятия

Сегодня проведём познавательную игру, которая будет подготовительным этапом к Всемирному дню птиц.

А почему человек уделяет такое внимание птицам?

(Ответы детей.)

К сегодняшнему занятию вы получили задание провести исследование, какое значение имеют птицы в жизни человека.

III. Игра «Прилетели птицы…»

Я сейчас буду произносить слова, которые будут обозначать названия птиц, но если только ошибусь, и вы услышите что-то другое, то тут же даёте сигнал – хлопок, называя мою ошибку.

  1. Прилетели птицы: Голуби, куницы…
  2. Прилетели птицы: Голуби, синицы, Мухи и стрижи…
  3. Прилетели птицы: Голуби, синицы, Аисты, вороны, Галки, макароны…
  4. Прилетели птицы: Голуби, синицы, Чибисы, чижи, Галки и стрижи, Комары, кукушки…
  5. Прилетели птицы: Голуби, синицы, Чибисы, чижи, Гаички, стрижи, Аисты, кукушки… Даже совки-сплюшки…
  6. Прилетели птицы: Голуби, синицы, Галки и стрижи, Чибисы, чижи, Аисты, кукушки, Даже совки-сплюшки, Лебеди, скворцы… Все вы молодцы!

IV. Птицы – защитники от насекомых

Птицы – верные помощники, защитники наших лесов, полей, огородов от вредных короедов и листогрызов, плодоножек и грызунов.

По-разному вредят эти насекомые. Одни грызут листву деревьев, другие подгрызают их корни; третьи забираются под кору дерева и точат его изнутри. Одни летают, другие ползают. Но птицы находят их везде.

Трудно представить какое количество вредных насекомых уничтожают за год все птицы, обитающие в нашей стране.

Синица за сутки съедает столько, сколько весит сама.

Одна полёвка за лето уничтожает 1 килограмм зерна, а одна сова за лето съедает 1000 полёвок и мышей: значит, одна сова сохраняет за лето тонну хлеба.

Вот сколько саранчи могут уничтожить розовые скворцы одной колонии. В каждый прилёт к гнезду скворец несёт 3 саранчука по 3 грамма весом каждый. За день пара птиц скармливает птенцам 360 граммов саранчи. За гнездовой месяц пара скворцов уничтожает 10 килограммов 800 граммов саранчи. За месяц тысяча скворцов вместе с птенцами, живущими в колонии, истребляет 22000 килограммов вредителей. (Рассказ сопровождается показом иллюстраций. Приложение 1)

V. Конкурс «Загадки»

Ой-люли, та-ра-ра-ра! Заходи-ка, детвора! Да подумай, посмекай, Все загадки отгадай.

Загадки – это и игра, и состязание, и развлечение, и учение. Сегодня загадки будут о птицах. (Дети встают в круг, передают друг другу мяч, произнося при этом слова.

- Ты катись весёлый мячик быстро, быстро по рукам, у кого весёлый мячик, тот загадку скажет нам.

Тот, у кого в руках оказался мяч, тот загадывает загадку.)

У нее глаза большие, Хищный клюв – всегда крючком. По ночам она летает, Спит на дереве лишь днем. (Сова)

Спереди шильце, Сзади вильце, Сам мал, а за морем бывал. (Ласточка)

Он прилетает каждый год, Туда, где домик его ждет. Чужие песни петь умеет, А все же голос свой имеет. (Скворец)

Весь день рыбак в воде стоял, Мешок рыбешкой набивал. Закончив лов, забрал улов, Поднялся ввысь – и был таков. (Пеликан)

Это старый наш знакомый, Он живёт на крыше дома – И летает на охоту За лягушками к болоту. (Аист)

Гнездо своё он в поле вьет, Где тянутся растения. Его и песни, и полет Вошли в стихотворения! (Жаворонок)

Прилетел к нам наконец Самый лучший наш певец. Дни и ночи напролет Он поет, поет, поет. (Соловей)

Каждый год я к вам лечу – Зимовать у вас хочу. И ещё красней зимой Ярко красный галстук мой. (Снегирь)

Кто в беретке ярко-красной, В черной курточке атласной. На меня он не глядит, Все стучит, стучит, стучит. (Дятел)

По лужку он важно ходит, Из воды сухим выходит, Носит красные ботинки, Дарит мягкие перинки. (Гусь)

Чёрный, проворный, Кричит «крак», червякам враг. (Грач)

Мать, отца не знаю, но частенько называю, Детей знать не буду, чужим сбуду. (Кукушка)

Непоседа пёстрая Птица длиннохвостая, Птица говорливая, Самая болтливая. (Сорока)

Спинкой зеленоватая, Животиком желтоватая, Черненькая шапочка, И полоска галстучка. (Синица)

VI. Птицы – украшение Земли

Птицы – это песнь и полёт! Людей восхищали их яркое оперение, их смелые, стремительные полёты, мелодичное пение.

Птицы – это тайна и красота. О птицах сложены прекрасные стихи и песни, легенды и сказки. Образы птиц отражены в картинах художников, в творениях народных умельцев.

Птицы – это дети радуги. Перья их переливаются мыслимыми и немыслимыми цветами.

Птицы – это голоса наших лесов, полей, гор и пустынь. Песни птиц звучат на Земле круглый год. Их весёлая, задорная, звонкая, а иногда грустная песня, яркая окраска оживляют природу, вселяют в нас бодрость и радость. (Во время рассказа звучит пьеса П.И.Чайковского «Песнь жаворонка». Приложение 2)

VII. Филлворд «Наши пернатые друзья»

Вычеркните вписанные в сетку филлворда слова из списка. Из оставшихся восьми букв составьте слово.

скворец кукушка дятел павлин гусь

 

 

орёл цапля соловей попугай грач

VIII. Птицы – двигатель прогресса

Птицы – дети воздуха, покорители воздушного океана. Они могут подняться выше облаков и гор, перелететь через пустыню и море.

Птицы издавна привлекали внимание человека. Наблюдая пернатых, люди расширяли свои знания. Несомненно, первые мысли о воздухоплавании, стремление научиться летать зародились при взгляде на птиц. Наблюдения за их жизнью сыграли большую роль в развитии естественных наук.

До сих пор работают учёные над интереснейшей научной проблемой – тайной ежегодных перелётов птиц.

С давних времен люди наблюдали за полетами птиц и, подобно другим живым существам, стремились летать.

Люди пытались скопировать полет крупных птиц. Китайцы, например, придумали воздушного змея, чтобы подниматься на нем в небо. Многие просто прыгали с высоких башен и откосов, держа в руках планирующие предметы. Леонардо да Винчи создал такие замечательные чертежи летательных аппаратов, по которым в дальнейшем были созданы многие летательные аппараты.

Но хозяевами воздуха, безусловно, являются насекомые и птицы. При планировании птица движется в воздухе продолжительное время, не делая взмахов крыльями и пользуясь восходящими воздушными потоками, которые образуются вследствие неравномерного нагрева солнцем поверхности земли. Скорость движения этих потоков определяет высоту полета птицы. Сейчас в воздухе находятся различные аппараты, летающие по принципу неподвижного (немахающего) крыла. (Приложение 3)

IX. Загадочная картинка

Попробуйте отыскать 13 птиц, которые скрылись на картинке.

X. Обобщение

Какое же значение имеют птицы в жизни человека?

XI. Защита птиц, забота о них

Если птицы имеют такое важное значение в жизни человека, значит, и человеку необходимо заботиться о них.

Как человек может проявить заботу о пернатых друзьях?

З.Александрова "Птичьи песни"

Я знаю все, о чем поют Щегол и реполов. Поют на ветке соловей, Малиновка и дрозд: "Ты гнёзда разорять не смей. Не трогай птичьих гнезд! Ты в наши гнезда не смотри, Не становись на пни, Яичек теплых не бери – Зачем тебе они? Через неделю или две Зайди послушать в сад – Птенцы в молоденькой листве Тихонько запищат". Чтоб накормить своих птенцов, Набить едою рот, Найдут синицы червяков, Ползущих в огород. Повсюду птицы полетят – Они и там и тут. Всех гусениц, что портят сад, На яблонях найдут. От кровожадных комаров Покоя летом нет – Их пеночка и реполов Поймают на обед. Поют щегол и соловей, Малиновка и дрозд: "Ты гнезда разорять не смей, Не трогай птичьих гнезд!" И мы не будем разорять! – Вот слово всех ребят. Пусть птичьи песенки опять В саду у нас звенят.

Много ли требуется от человека, чтобы позаботиться о птицах? Кто из вас видел скворечник? Кто мастерил скворечник с родителями? Какие правила нужно соблюдать, чтобы сделать хорошее гнездовье?

Сценка "Разговор Скворца с Синицей".

Синица. Здравствуйте, дорогой Скворец! Поздравляю вас с благополучным возвращением на родину.

Скворец. Спасибо! Я сам очень рад.

Синица. Довольны ли вы новой квартирой?

Скворец. Сейчас я ее осмотрю. Хорошо, что ребята не стругали ту сторону доски, которая обращена вовнутрь. Птицам по шершавой доске удобней выбираться из гнезда. Приятно, что дом снаружи выкрашен темной краской.

Синица. Проверьте, крепко ли забиты гвозди, хорошо ли проконопачены щели.

Скворец. Вы правы! Ужасно, когда квартира качается из стороны в сторону, но на этот раз все в порядке.

Синица. Вас не огорчает отсутствие жердей?

Скворец. Да что вы! Они нужны только кошкам!

Синица. Где и когда вы дадите свой первый концерт?

Скворец. Сегодня на крыше скворечни. Вы знаете, у меня особый дар: перенимать чужие голоса и звуки. Я могу квакать, как лягушка, скрипеть, как телега, свистеть, как дрозд.

Какие же правила вы будете соблюдать, мастеря скворечник?

XII. Создание проекта

Чтобы рассказать другим о важности заботы и защиты птиц, о том, как это можно сделать, предлагаю выбрать один из видов работы:

  • нарисовать знак;
  • придумать стихотворение;
  • создать эскиз необычного скворечника.

После выполнения задания объясните, что хотели рассказать в своей работе.

(Защита проектов.)

XIII. Домашнее задание

По чертежам со своими родителями попробовать сделать скворечники.

XIV. Итог занятия

Почему люди заботятся о птицах?

Как они это делают?

6.05.2010

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Урок окружающего мира по теме "Наши пернатые друзья". 1-й класс

Разделы: Начальная школа

Цели.

1. Познакомить учащихся с многообразием пернатых, углубить знания о птицах, дать понятия: оседлые, перелетные птицы. Закрепить и уточнить представления детей о жизни птиц зимой. Обобщить наблюдения за птицами в зимний период.

2. Расширять кругозор и творчество учащихся, пробудить интерес к урокам окружающего мира, активизировать мыслительную деятельность учащихся деятельность учащихся.

3. Воспитание любви к природе и окружающему миру, желание заботиться о птицах и помогать им.

Задачи.

Образовательные:

закрепить знания, умения и навыки детей о признаках зимы в живой и неживой природе.

Развивающие:

развивать у учащихся логическое мышление, речь, учить сравнивать и обобщать

Воспитательные:

воспитывать любовь к птицам, бережное отношение к ним.

Формы организации работы детей: фронтальная, групповая, индивидуальная

Формы организации учителя: беседа, сообщение новых знаний

Оборудование: компьютер, проектор, иллюстрации птиц, выставка книг о птицах, рисунки солнышка и снежинки

Ход урока

I. Организационный момент

Приложение 1 (слайд 1-2)

Наконец-то дан звонок, Начинается урок! Тут затеи и кроссворды, Игры, шутки - всё для вас! Пожелаем вам удачи - За работу, в добрый час.

II. Сообщение темы, целей и задач урока

У: Ребята, тема нашего урока спрятана в загадке.

Снится ночью пауку Чудо-юдо на суку: Длинный клюв и два крыла Прилетят - плохи дела. А кого паук боится? Угадали? Это ... птицы.

Приложение 1 (слайд 3)

У: Конечно же, птицы.

Так о чем сегодня пойдет речь на уроке?

Д: О птицах.

У: Да, сегодня на уроке мы будем говорить о птицах, познакомимся с многообразием птиц, обобщим свои наблюдения за птицами в зимний период, а также подведем итоги участия в операции “Покормите птиц зимой”.

III. Изучение нового материала

Приложение 1 (слайд 4)

У: Птицы - это песнь и полет, музыка. Это голоса наших лесов, полей, гор, пустынь. Песни птиц звучат на Земле круглый год, их голоса слышны днем и ночью.

Птицы - дети воздуха, покорители воздушного океана. Они могут подняться выше облаков и гор, перелететь через пустыню и море.

Птицы – дети радуги. Перья их переливаются всеми мыслимыми и немыслимыми цветами.

Птицы – верные помощники, защитники наших полей, лесов, садов и огородов от вредных насекомых.

Птицы – наши друзья. О них сложены песни и стихи, легенды и сказки.

(Показ выставки книг о птицах)

Без птиц не обойтись. Нельзя представить нашу Землю без птиц.

И вот сегодня на уроке я предлагаю вам отправиться в увлекательное путешествие в страну птиц. Как и в любом путешествии у нас будут остановки на красочно оформленных станциях с необычными названиями. Итак, стартуем! В походе за новыми знаниями нам не помешает ни дождь, ни снег.

Cтанция “Лесная”

Приложение 1 (слайд 5)

Как красив наш лес. Тропинка ведет нас вглубь. Приятной прохладой веет отовсюду, приветливо шелестят ветви деревьев, и тишина...

Но вдруг, эту тишину кто-то нарушил. Послушаем…

(Слушание голосов птиц)

Приложение 1 (слайд 6-10)

У: Вам понравилось пение птиц?

А сейчас мы продолжаем свое путешествие и делаем вторую остановку на станции “Загадочная”. Уже из названия этой станции вы поняли, что нужно что-то отгадать.

Cтанция “Загадочная”

Приложение 1 (слайд 11)0

Я день деньской стучу, Я врач лесной, я лес лечу… (Дятел)

Я весь день ловлю жучков, Уплетаю червячков. В теплый край я не летаю, Здесь под крышей обитаю. Чик-чирик, не робей, я бывалый ... (Воробей)

На шесте - дворец Во дворце - певец, А зовут его ... (Скворец)

Красногрудый, чернокрылый Любит зернышки клевать, С первым снегом на рябине Он появится опять. (Снегирь)

Прилетает к нам с теплом, Путь проделав длинный, Лепит домик под окном Из травы и глины. (Ласточка)

У нее глаза большие Хищный клюв всегда крючком. По ночам она летает Спит на дереве лишь днем. (Сова)

У: Молодцы, ребята! Вы отлично умеете отгадывать загадки.

Скажите, всех ли этих птиц, о которых шла речь в загадках, можно увидеть зимой?

Д: Нет.

У: А вот почему нет, мы сейчас узнаем.

С наступлением зимы происходят изменения в живой и неживой природе.

Приложение 1 (слайд 12)

Давайте по схемам, которые вы видите, составим маленькие рассказы о признаках зимы в живой и неживой природе.

1-й ученик: Зима - холодное время года. Дни становятся короче, а ночи длиннее. Солнце восходит поздно, заходит рано. Зимой солнце на небе стоит низко и слабо греет.

2-й ученик: Зимой замерзает почва и водоемы. Становится холодно. Идет уже не дождь, а снег. Он покрывает землю, крыши домов, ветки деревьев.

3-й ученик: Все водоемы сковывает лед.

4-й ученик: Деревья и кустарники на зиму сбрасывают листья.

5-й ученик: Температура воздуха понижается.

6-й ученик: Насекомые прячутся на зиму.

7-й ученик: Птицы улетают в теплые края, так как им трудно добывать корм.

У: Но все ли птицы улетают?

Д: Нет. Многих птиц мы можем ежедневно зимой видеть на улицах, в парках, скверах.

У: Каких птиц вы видите зимой?

Д: Воробьев, ворон, голубей, дятлов.

У: Давайте вместе сделаем вывод.

Вывод: Птицы, которые круглый год живут в одной местности и не улетают на зимовку, называются оседлыми или зимующими.

Приложение 1 (слайд 13-а)

У: А почему же они не улетают в теплые страны?

Д: Потому что они едят и насекомых, и ягоды, и различные семена.

У: Верно. И их называют всеядными. Зимой нет насекомых, значит, они питаются семенами шишек, клена.

А вот другие птицы, с наступлением холодов улетают.

- Скажите, каких птиц мы не можем увидеть зимой?

Д: Скворцов, ласточек, стрижей, уток, журавлей, лебедей.

У: А почему?

Д: Трудно добывать корм, остаются без пищи.

У: А как мы называем птиц, которые улетают в теплые страны?

Д: Перелетными.

Приложение 1 (слайд 13-б)

У: Давайте вместе сделаем вывод.

Вывод: Птицы, которые улетают из наших мест в теплые страны и прилетают к нам обратно весной, называют перелетными.

У: Назовите этих птиц.

Д: Скворцы, ласточки, стрижи, утки, журавли, лебеди.

У: А почему они улетают?

Д: Потому что такие птицы питаются только насекомыми, гусеницами, а их зимой нет, то есть, для них нет зимой пищи. Этим птицам зимой страшен не холод, а голод.

У: Ребята, на уроках окружающего мира мы знакомились с темой “Наши северные гости”.

Вспомните, кого так называют?

Д: Так называют птиц, которые прилетают к нам из далекого севера.

У: Назовите этих птиц.

Д: Снегирь, свиристель.

У: Верно. И мы знаем, что таких птиц называют кочующими.

Приложение 1 (слайд 13-в)

У: Давайте вместе сделаем вывод.

Вывод: Птицы, которые живут на севере, а к нам прилетают только на зиму называют кочующими

У: Итак, на какие же три группы можно разделить птиц?

Д: Оседлые, перелетные, кочующие.

У: Славно поработали. Не пора ли нам отдохнуть? Как и все путешественники, давайте сделаем привал.

IV. Физкультминутка

Зарядкой ласточке не лень Заниматься целый день. С одной ветки, прыгнув влево, На сучке она присела. Вправо прыгнула потом, Покружилась над гнездом. Вправо, влево целый день Летать ласточке не лень. Вот под елочкой зеленой Скачут весело вороны Кар-кар-кар, кар-кар-кар. Целый день они кричали Спать ребятам не давали Кар-кар-кар. Только к ночи умолкают И все вместе засыпают.

У: Наше путешествие продолжается.

Поехали к следующей станции. Остановка четвертая. Станция “Птичья столовая”.

Станция “Птичья столовая”

Приложение 1 (слайд 14)

Нелегко переносить птицам зимнюю стужу, особенно, когда наметают большие сугробы. Трудно им добывать корм и мы с вами в это время оказываем птицам помощь.

У: Как мы с вами помогали птицам зимой ?

Д: Вывешивали кормушки, подкармливали птиц.

У: У кого дома есть кормушки? Из чего их можно сделать?

У: Да, оказывается, их можно сделать из пластиковой бутылки, пустой коробки из- под сока, молока, из дощечек.

- В этом году мы с вами участвовали в экологической операции “Покормите птиц зимой”.

- Что мы с вами делали?

Д: Подкармливали птиц.

У: А как надо кормить птиц?

Приложение 1 (слайд 15)

1. Кормушки должны быть удобными.

2. Кормить птиц регулярно.

3. Корма в кормушках должно быть много.

У: А чем вы угощали своих пернатых друзей?

Д: Крошки белого хлеба, несоленое сало, сырые семечки.

У: Каждая птица, дети, питается своим кормом.

Многие птицы питаются насекомыми - это ласточки, скворцы, грачи, кукушки.

Водоплавающие птицы - утки, гуси, лебеди питаются водорослями, насекомыми в воде, рыбой.

А вот синички и дятлы очень любят несоленое сало и жир. Дятлы еще питаются семенами шишек ели.

Снегири питаются морожеными ягодами рябины, которые остались на деревьях, семенами клена, липы.

А вот воробей не станет клевать рябину. Ему крошек белого хлеба подавай, просо.

Приложение 1 (слайд 16)

Давайте, сейчас выполним задание на смекалку “Выбери корм для птиц”.

1. Семена подсолнечника, лопуха, проса, дыни, тыквы, арбуза.

2. Соленое сало, несоленое сало, куски колбасы.

3. Макароны, хлебные крошки.

У: Что лишнее?

Д: Арбуз, соленое сало, макароны.

У: Почему?

У: Верно, в кормушку не надо класть макароны, крупные куски хлеба, колбасы, крошки черного хлеба. Можно положить семена подсолнечника, лопуха, проса, дыни, кусочки несоленого сала, крошки белого хлеба. Семена лучше раздавливать. Нельзя давать птицам жареные семена, соленое сало. Соль вредна птицам.

Ребята, всегда надо помнить о том, что зимой птицам страшен не холод, а голод. Мы с вами не должны забывать об этом. Весной птицы нас обязательно отблагодарят, окажут помощь человеку в охране полей и огородов, садов и лесов от насекомых вредителей.

Покормите птиц зимой! Пусть со всех концов К вам слетятся, как домой, Стайки на крыльцо. Не богаты их корма - Горсть зерна нужна, Горсть одна - и не страшна Будет им зима. Приучите птиц в мороз К своему окну, Чтоб без песен не пришлось Нам встречать весну!

- Ребята, вы отлично работаете на каждой станции. Однако, на следующей станции под названием “Угадай-ка” вам придется хорошенько подумать и вспомнить все, что вы узнали сегодня на уроке.

V. Закрепление изученного материала

Приложение 1 (слайд 17)

Станция “Угадай-ка”

У: На этой станции мы поиграем в игры.

Первая игра называется “Наоборот”

Вы знаете, что птицы все разные. Я буду говорить вам фразу, а вы должны будете ее продолжить, только наоборот.

1. У синицы клюв тонкий, а у дятла ... (Толстый)

2. Ворона большая, а воробей ... (Маленький)

3. Вот снегирь малоподвижный, а синица ... (Шустрая)

4. Клест нарядный, а воробей ... (Невзрачный)

У: Следующая игра называется “Кто обедал в птичьей столовой?”

- Дети, по описанию вы должны определить птицу.

1. Положила я в кормушку ветку сушеной рябины.

Прилетели маленькие, серенькие птички (их много около жилья человека). Хлеб склевали, а рябину не трогают.

Д: Воробьи.

2. Затем прилетели небольшие пушистые птички с красными грудками. Они, нахохлившись, сидели и клевали ягоды рябины.

Д: Снегири.

3. На следующий день прилетели птички с желтыми грудками. Очень-очень любят лакомиться салом. Какую птицу я назвала?

Д: Синички.

У: Молодцы. Справились со всеми заданиями.

- А сейчас мы выполним такое задание. Работать будем в парах. Я вам раздам иллюстрации птиц. Вам необходимо будет узнать, что это за птица, вспомнить, какое у нее оперение по цвету, раскрасить птицу и подготовить сведения об этой птице.

На доске вы видите солнышко и снежинку.

Солнышко – это значит тепло. Снежинка – это значит холод, зима.

Птиц, которые улетают в теплые страны, вы будете крепить к солнышку.

Птиц, которые остаются зимовать в наших краях, вы будете крепить к снежинке.

(Детям раздаются иллюстрации птиц)

У: Итак, приступаем к выполнению задания. Кто справится с заданием, тот поднимает руку.

(Дети раскрашивают птиц)

- Итак, все готовы.

(Дети поочередно показывают раскрашенных птиц, рассказывают о них и крепят на доске к солнышку или снежинке)

Солнышко Снежинка
ласточка дятел
скворец воробей
грач сорока

VI. Итог урока

У: Итак, ребята, вы узнали и рассказали много интересного о птицах.

И наше путешествие подходит к концу.

- Скажите, как называют птиц, которые круглый год живут в одной местности?

Д: Оседлые или зимующие.

У: Назовите их.

Д: Дятел, воробей, сорока, сова, голубь.

У: Почему они все время живут на одном месте?

Д: Потому что они всеядные.

У: А как называют птиц, которые улетают в теплые края?

Д: Перелетные.

У: Назовите их.

Д: Ласточка, скворец, грач, журавли.

У: А почему они улетают?

Д: Потому что они питаются насекомыми, а зимой нет насекомых.

У: Назовите наших северных гостей.

Д: Снегирь, свиристель.

У: Почему их так называют?

Д: Потому что они прилетают к нам с севера.

У: А когда птицы особенно нуждаются в нашей помощи?

Д: Зимой.

У: Почему?

Д: Трудно добывать корм.

У: Как помочь птицам перенести трудное время зимой?

Д: Делать кормушки и подкармливать птиц.

У: Какой корм вы даете птицам?

Д: Крошки хлеба, зернышки.

У: А какое значение имеют птицы?

Д: Наши помощники, так как уничтожают вредных насекомых, птицы радуют своей красотой.

У: Как нужно относиться к птицам?

Д: Подкармливать, не разорят их гнезда.

У: Можно ли птиц назвать нашими друзьями? Почему?

Д: Приносят пользу, уничтожают вредных насекомых.

У: Молодцы, ребята!

Сегодня на уроке вы узнали много интересного и полезного о птицах. Мы с вами должны сделать все, чтобы пернатые друзья постоянно чувствовали нашу заботу и внимание.

Красивые и невзрачные, маленькие и большие птицы приносят пользу человеку и радость. Трудно и скучно было бы жить на свете без птиц. Берегите птиц! Они наши друзья!

На этом урок окончен.

Спасибо.

Приложение 1 (слайд 18)

22.10.2012

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Экологическая игра – праздник для учащихся 2 -3 класса. «Птицы – дети воздуха»

Сценарий клубного часа.

Зыкова Г.Ю., учитель начальных классов МОУ «СОШ № 5»Экологическая игра – праздник для учащихся 2 -3 класса.«Птицы – дети воздуха»Цели: Формирование экологического сознания учащихся, воспитание бережного отношения ко всему живому.

Задачи:Знакомство с народными праздниками и традициями.Развитие навыков коммуникативного общения и групповой работы.Развитие эмоционально – чувственного восприятия всего живого.

Возраст: 8 - 9 лет.

Учитель:Птицы – это песнь и полёт! Это голоса наших лесов, полей, гор, пустынь. Песни их звучат на земле круглый год, голоса их слышны днём и ночью.Птицы – дети воздуха, покорители воздушного океана. Они могут подняться выше гор и перелететь через пустыню и море. Птицы – вестники радости. Каждый год они приносят на крыльях весну.

МАРТ.1 скоморох: Ой, бежит ручьем вода,Нету снега, нету льда.Ой, вода! Ой, вода!Нету снега, нету льда.2 скоморох: Прилетели журавлиИ соловушки малы.Журавли, журавли,И соловушки малы.Вместе: Мы весняночку поемВесну красную зовем!Учитель: Уже в первом месяце весны птицы начинают возвращаться на родину. Кто прилетает первым? (Грач)Сначала грачи присоединяются к птицам, которые не улетали (галки, вороны), а потом приступают к поправке старых или постройке новых гнёзд. Гнездятся они колониями. Живут шумно и дружно. 17 марта – Герасим – грачевник. В этот день ожидай прилёта грачей.Если они прилетели – жди тёплой весны.21 марта – день весеннего равноденствия. Массовый прилёт птиц.После грачей прилетают скворцы. Гнездятся они в дуплах, но и человек может сделать для них жилище. Как оно называется? А кто вместе с папой уже делал скворечник?(Ответы детей)

АПРЕЛЬ.Учитель:Позади стужи и метели, позади мартовские переменчивые дни. А в лесу своя жизнь.

Л.Аграчева «АУ!»(Инсценировка стихотворения)Весело аукнулаИз лесу весна.Ей медведь откликнулся,Пробурчав со сна.Поскакали Зайки к ней,Полетел к ней Грач;Покатился Ежик вслед,Как колючий мяч.Всполошилась Белочка,Глянув из дупла, -Дождалась, пушистая,Света и тепла!Гордо приосанилсяПосветлевший бор;На ветвях коричневыхГрянул птичий хор.Улыбнулся радостно,Весь прозрачный лес,И мороз за елками,Заворчав, исчез.В начале апреля появляется трясогузка, которую называют ледоломкой – её прилёт совпадает со временем ледохода. В народе говорят, что она хвостом лёд разбивает. Потом прилетят гуси, певчие дрозды, мухоловки. Ночью полетят малиновки (они ориентируются по звёздам). А некоторые птицы из дальних краёв не только прилетают, но и прибегают. Это коростели. (Найти на таблице «Перелётные птицы» коростеля, трясогузку, дрозда, малиновку и др.)

МАЙ.Учитель:А за апрелем приходит чудесный месяц май. А что в народе о мае говорят? (Ответы детей)Май холодный – год хлебородный.Гроза в мае хлеба подымает.Март сухой – да мокрый май, будет каша и каравай.

А у птиц в мае свои заботы, особые. Надо думать о потомстве. Чем крупнее птица, тем меньше у неё яиц. У крупных птиц в гнезде 1 – 2 яйца, а у мелких –по 8 – 12 яиц. А это что за гости к нам прилетели?

И. Пивоварова. «Лишь бы песни петь!»(Инсценировка стихотворения – 2 чел).Треснуло яичко-Вылупилась птичка.Спрашивает:- Кто я?Чижик иль синичка?Может я кукушка?Не пойму по платьюЧто ж, пускай кукушка,Буду кукова

profhelp.net