Птица счастья (деревянная игрушка). Птица счастья википедия


Птица счастья (деревянная игрушка) Википедия

Основным местом происхождения считается Архангелогородская губерния, в которую до XX века входили территории современных Мурманской, Архангельской областей, беломорские районы республики Карелии и Ненецкого автономного округа (Поморье, Поморская сторона). Одно из оригинальных названий игрушки «Поморский голубок». В 60-х годах XX века искусство изготовления было практически утрачено. Носителем и возродителем традиции изготовления птиц был мастер Мартын Филиппович Фатьянов из деревни Селище Лешуконского района Архангельской области. В деревне открыт небольшой музей, посвящённый его творчеству. После нескольких публикаций в центральных СМИ и журналах, о творчестве мастера, промысел по изготовлению «птицы счастья» был восстановлен на архангельском предприятии «Беломорские узоры».

Согласно описанию известного исследователя русской этнографии Сергея Максимова, в XIX веке подвешенная к потолку щепная птичка была непременным атрибутом поморского дома. Он упоминает, что таких голубков делали поморские старообрядцы в своих скитах, а также мурманские промышленники: «Здесь те же голубки из лучинок — досужество умелых скитников, прикрепленные к потолку ради украшения»[1].

В путевых записках по северу России и Норвегии «За волшебным колобком» Михаил Пришвин, описывает голубка так: «Я в чистой комнате зажиточного помора. Посреди неё свешивается вырезанный из дерева, окрашенный в сизую краску голубок». В рассказе М. Пришвина «По Маймаксе» он упоминает птицу, описывая старика-помора: «А то вот я его сфотографирую, и он повесит портрет в „чистой“ комнате над столиком с чистой скатертью. На него будут смотреть из угла преподобные Зосима и Савватий, а с потолка — вырезанный из дерева и окрашенный в синюю краску голубёночек — „вроде как бы Святой дух“»[2]. Из вышеприведенного текста можно сделать вывод о сакральном назначении голубя, связанным с образом Святого духа. В связи с этим современное превращение сакрального символа поморов в обычный сувенир не совсем корректно, так как разрушает исконную суть и духовное назначение артефакта. Образ голубя — это глубокий символ надежды, а не просто украшение или деревянная игрушка, как пытаются представить некоторые исследователи.

В советской этнографии также можно найти описание голубя. В конце 20-х годов XX века этнограф Нина Гаген-Торн в рассказе «Путь к Северу» так описывает птицу: «Я остановилась изумленная, широкое окно сияло лазоревым наличником. За ним блестели серебряные океанские дали, а на фоне их покачивалось привешенное на веревочке к оконному наличнику резное суденышко. Оно было так искусно вырезано и оснащено, что, казалось, приплыло сюда из океана, чудом не увеличившись, и повисло на окне. По бокам его покачивались на таких же шнурочках резанные из тонких стружек птицы. Одна, распустив разноцветный хвост, повернула голову к морю; другая, с девичьим лицом и в высокой короне, смотрела в комнату, сложив на груди ярко-синие крылья»[3].

Исследователь Иван Мосеев считает, что «поморский старообрядческий „голубок“ — артефакт этнических и религиозных верований поморского народа»[источник не указан 286 дней].

Птицу подвешивали под потолком в переднем, «красном» углу деревенской горницы, где располагался стол с лавками. Когда на него ставили кипящий самовар, резная птица, повинуясь токам горячего воздуха, медленно и торжественно вращалась вокруг оси… Глухарка Мартына Филипповича была изготовлена с великим тщанием и излучала добро. Он осторожно дул на её деревянные перья, и птица поворачивалась по кругу, словно осматривала свои владения. В золотистую фактуру сосновой дранки прекрасно вписывались красные и черные штрихи. Такое сочетание красок придавало вещи особый, «мезенский» колорит. В руках другого народного мастера из Архангельской области, Александра Ивановича Петухова, традиционный щепной голубок, выполнявшийся всегда предельно просто, лаконичными приёмами резьбы, превратился в настоящую скульптуру. Массивное туловище, причудливо выгнутые крылья, корона на голове. Работы А. Петухова украшают многие выставки. Мастер словно демонстрирует красоту материала, подбирая текстуру древесных слоев под оперение птицы, подчеркивая ею форму туловища, головы, хвоста.[источник не указан 286 дней]

За сравнительно короткий срок производство деревянной «птицы счастья» было освоено ремесленниками во многих регионах и ведется сейчас не только по всей России, но и на Украине, Белоруссии, Литве и Чехии.

Птица счастья вешалась в доме в качестве оберега, хранителя домашнего очага и благополучия.

ruwikiorg.ru

Птица счастья (деревянная игрушка) — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Птица счастья

Птица счастья — деревянная игрушка в виде птицы, изготовленная с помощью резьбы по дереву. Элемент поморского ремесла.

История

Основным местом происхождения считается Архангелогородская губерния, в которую до ХХ века входили территории современных Мурманской, Архангельской областей, беломорские районы республики Карелии и Ненецкого автономного округа (Поморье, Поморская сторона). Одно из оригинальных названий игрушки «Поморский голубок». В 60-х годах XX века искусство изготовления было практически утрачено. Носителем и возродителем традиции изготовления птиц был мастер Мартын Филиппович Фатьянов из деревни Селище Лешуконского района Архангельской области. В деревне открыт небольшой музей, посвящённый его творчеству. После нескольких публикаций в центральных СМИ и журналах, о творчестве мастера, промысел по изготовлению «птицы счастья» был восстановлен на архангельском предприятии «Беломорские узоры».

Согласно описанию известного исследователя русской этнографии Сергея Максимова, в XIX веке, подвешенная к потолку щепная птичка была непременным атрибутом поморского дома. Он упоминает, что таких голубков делали поморские старообрядцы в своих скитах, а также мурманские промышленники: «Здесь те же голубки из лучинок — досужество умелых скитников, прикрепленные к потолку ради украшения».

В путевых записках по северу России и Норвегии «За волшебным колобком» Михаил Пришвин, описывает голубка так: «Я в чистой комнате зажиточного помора. Посреди неё свешивается вырезанный из дерева, окрашенный в сизую краску голубок». В рассказе М. Пришвина «По Маймаксе» он упоминает птицу, описывая старика-помора: «А то вот я его сфотографирую, и он повесит портрет в „чистой“ комнате над столиком с чистой скатертью. На него будут смотреть из угла преподобные Зосима и Савватий, а с потолка — вырезанный из дерева и окрашенный в синюю краску голубёночек — „вроде как бы Святой дух“». Из вышеприведенного текста можно сделать вывод о сакральном назначении голубя, связанным с образом Святого духа. В связи с этим современное превращение сакрального символа поморов в обычный сувенир не совсем корректно, так как разрушает исконную суть и духовное назначение артефакта. Образ голубя — это глубокий символ надежды, а не просто украшение или деревянная игрушка, как пытаются представить некоторые исследователи.

В советской этнографии также можно найти описание голубя. В конце 20-х годов XX века этнограф Нина Гаген-Торн в рассказе «Путь к Северу» так описывает птицу: «Я остановилась изумленная, широкое окно сияло лазоревым наличником. За ним блестели серебряные океанские дали, а на фоне их покачивалось привешенное на веревочке к оконному наличнику резное суденышко. Оно было так искусно вырезано и оснащено, что, казалось, приплыло сюда из океана, чудом не увеличившись, и повисло на окне. По бокам его покачивались на таких же шнурочках резанные из тонких стружек птицы. Одна, распустив разноцветный хвост, повернула голову к морю; другая, с девичьим лицом и в высокой короне, смотрела в комнату, сложив на груди ярко-синие крылья».

Исследователь Иван Мосеев считает, что «поморский старообрядческий „голубок“ — артефакт этнических и религиозных верований поморского народа».

Птицу подвешивали под потолком в переднем, «красном» углу деревенской горницы, где располагался стол с лавками. Когда на него ставили кипящий самовар, резная птица, повинуясь токам горячего воздуха, медленно и торжественно вращалась вокруг оси… Глухарка Мартына Филипповича была изготовлена с великим тщанием и излучала добро. Он осторожно дул на её деревянные перья, и птица поворачивалась по кругу, словно осматривала свои владения. В золотистую фактуру сосновой дранки прекрасно вписывались красные и черные штрихи. Такое сочетание красок придавало вещи особый, «мезенский» колорит. В руках другого народного мастера из Архангельской области, Александра Ивановича Петухова, традиционный щепной голубок, выполнявшийся всегда предельно просто, лаконичными приёмами резьбы, превратился в настоящую скульптуру. Массивное туловище, причудливо выгнутые крылья, корона на голове. Работы А. Петухова украшают многие выставки. Мастер словно демонстрирует красоту материала, подбирая текстуру древесных слоев под оперение птицы, подчеркивая ею форму туловища, головы, хвоста.

За сравнительно короткий срок производство деревянной «птицы счастья» было освоено ремесленниками во многих регионах и ведется сейчас не только по всей России, но и на Украине, Белоруссии, Литве и Чехии.

Птица счастья вешалась в доме в качестве оберега, хранителя домашнего очага и благополучия.

Изготовление

Изготавливается из цельного бруска, щепки, без применения клея и крепежных элементов, путём нарезки тонких лепестков и специального метода изгибания, лепестки получившихся крыльев и хвоста могут соединяться нитками. Обычно делается из дерева сосны, ели, пихты или сибирского кедра.

Литература

  • Максимов Сергей. «Год на Севере». 3-е изд., доп. -СПб.: Тип. А.Траншеля, 1871. − 690 с.
  • Чекалов А.К.. «Народная деревянная скульптура русского Севера» Искусство, 1974. стр. 189
  • Иван Мосеев. «Бренды покидают Поморье» Бизнес-класс-Архангельск. (21 января 2008 года)
  • «Поморская птица счастья: миф или мистификация?» Журнал «Поморская столица» (06/2004)

Источники

|{{#if: {{#ifeq: x|y|1}}{{#ifeq: x|y|{{#ifeq: x|y|1}}}}|Ошибка в параметрах шаблона {{dead link}}. }}(недоступная ссылка{{#if:09| с 09-04-2015 ({{#expr:((( {{ #time: U}} - {{ #time: U | 2015-04-09 }} )/86400 - 0.5 round 0) * ( (( {{ #time: U}} - {{ #time: U | 2015-04-09 }} )/86400 - 0.5 round 0) > 0) ) round 0}} дня) |}}{{#if: | — история}}{{#if:|{{#if:|, копия}}}}){{#if:|| {{#if:09|{{#if:||[[Категория:Википедия:Статьи с нерабочими ссылками с {{#time:xg Y|2015-04-09}}]]}}|{{#if:||}}}} | (недоступная ссылка с {{{1}}}-{{{2}}}-{{{3}}} ({{#expr:((( {{ #time: U}} - {{ #time: U | {{{3}}}-{{{2}}}-{{{1}}} }} )/86400 - 0.5 round 0) * ( (( {{ #time: U}} - {{ #time: U | {{{3}}}-{{{2}}}-{{{1}}} }} )/86400 - 0.5 round 0) > 0) ) round 0}} дня){{#if: | — история}}{{#if:|{{#if:| копия}}}}) {{#if:||[[Категория:Википедия:Статьи с нерабочими ссылками с {{#time:xg Y|{{{3}}}-{{{2}}}-{{{1}}}}}]]}}}} }}{{#if:

| [{{{archiveurl}}} Архивировано из первоисточника {{#iferror: {{#time: j xg Y | {{{archivedate}}} }} | {{{archivedate}}} }}.]

}}{{#if:

| Проверено {{#iferror: {{#time: j xg Y | {{{accessdate}}} }} | {{{accessdate}}}{{#if: | {{{accessyear}}} }} }}.

}}{{#if:

| Проверено {{#iferror: {{#time: j xg Y | {{{accessmonthday}}} }} | {{{accessmonthday}}}{{#if: | {{{accessyear}}} }} }}.

}}{{#if:

| Проверено {{#iferror: {{#time: j xg Y | {{{accessdaymonth}}} }} | {{{accessdaymonth}}}{{#if: | {{{accessyear}}} }} }}.

}} (архивная копия)

Шаблон:^Шаблон:Русское народное искусство

ensiklopedya.ru

Птица счастья (деревянная игрушка) — Википедия

Птица счастья

Птица счастья — деревянная игрушка в виде птицы, изготовленная с помощью резьбы по дереву. Элемент поморского ремесла.

История

Основным местом происхождения считается Архангелогородская губерния, в которую до XX века входили территории современных Мурманской, Архангельской областей, беломорские районы республики Карелии и Ненецкого автономного округа (Поморье, Поморская сторона). Одно из оригинальных названий игрушки «Поморский голубок». В 60-х годах XX века искусство изготовления было практически утрачено. Носителем и возродителем традиции изготовления птиц был мастер Мартын Филиппович Фатьянов из деревни Селище Лешуконского района Архангельской области. В деревне открыт небольшой музей, посвящённый его творчеству. После нескольких публикаций в центральных СМИ и журналах, о творчестве мастера, промысел по изготовлению «птицы счастья» был восстановлен на архангельском предприятии «Беломорские узоры».

Согласно описанию известного исследователя русской этнографии Сергея Максимова, в XIX веке подвешенная к потолку щепная птичка была непременным атрибутом поморского дома. Он упоминает, что таких голубков делали поморские старообрядцы в своих скитах, а также мурманские промышленники: «Здесь те же голубки из лучинок — досужество умелых скитников, прикрепленные к потолку ради украшения»[1].

В путевых записках по северу России и Норвегии «За волшебным колобком» Михаил Пришвин, описывает голубка так: «Я в чистой комнате зажиточного помора. Посреди неё свешивается вырезанный из дерева, окрашенный в сизую краску голубок». В рассказе М. Пришвина «По Маймаксе» он упоминает птицу, описывая старика-помора: «А то вот я его сфотографирую, и он повесит портрет в „чистой“ комнате над столиком с чистой скатертью. На него будут смотреть из угла преподобные Зосима и Савватий, а с потолка — вырезанный из дерева и окрашенный в синюю краску голубёночек — „вроде как бы Святой дух“»[2]. Из вышеприведенного текста можно сделать вывод о сакральном назначении голубя, связанным с образом Святого духа. В связи с этим современное превращение сакрального символа поморов в обычный сувенир не совсем корректно, так как разрушает исконную суть и духовное назначение артефакта. Образ голубя — это глубокий символ надежды, а не просто украшение или деревянная игрушка, как пытаются представить некоторые исследователи.

В советской этнографии также можно найти описание голубя. В конце 20-х годов XX века этнограф Нина Гаген-Торн в рассказе «Путь к Северу» так описывает птицу: «Я остановилась изумленная, широкое окно сияло лазоревым наличником. За ним блестели серебряные океанские дали, а на фоне их покачивалось привешенное на веревочке к оконному наличнику резное суденышко. Оно было так искусно вырезано и оснащено, что, казалось, приплыло сюда из океана, чудом не увеличившись, и повисло на окне. По бокам его покачивались на таких же шнурочках резанные из тонких стружек птицы. Одна, распустив разноцветный хвост, повернула голову к морю; другая, с девичьим лицом и в высокой короне, смотрела в комнату, сложив на груди ярко-синие крылья»[3].

Исследователь Иван Мосеев считает, что «поморский старообрядческий „голубок“ — артефакт этнических и религиозных верований поморского народа»[источник не указан 286 дней].

Птицу подвешивали под потолком в переднем, «красном» углу деревенской горницы, где располагался стол с лавками. Когда на него ставили кипящий самовар, резная птица, повинуясь токам горячего воздуха, медленно и торжественно вращалась вокруг оси… Глухарка Мартына Филипповича была изготовлена с великим тщанием и излучала добро. Он осторожно дул на её деревянные перья, и птица поворачивалась по кругу, словно осматривала свои владения. В золотистую фактуру сосновой дранки прекрасно вписывались красные и черные штрихи. Такое сочетание красок придавало вещи особый, «мезенский» колорит. В руках другого народного мастера из Архангельской области, Александра Ивановича Петухова, традиционный щепной голубок, выполнявшийся всегда предельно просто, лаконичными приёмами резьбы, превратился в настоящую скульптуру. Массивное туловище, причудливо выгнутые крылья, корона на голове. Работы А. Петухова украшают многие выставки. Мастер словно демонстрирует красоту материала, подбирая текстуру древесных слоев под оперение птицы, подчеркивая ею форму туловища, головы, хвоста.[источник не указан 286 дней]

За сравнительно короткий срок производство деревянной «птицы счастья» было освоено ремесленниками во многих регионах и ведется сейчас не только по всей России, но и на Украине, Белоруссии, Литве и Чехии.

Птица счастья вешалась в доме в качестве оберега, хранителя домашнего очага и благополучия.

Изготовление

Изготавливается из цельного бруска, щепки, без применения клея и крепежных элементов, путём нарезки тонких лепестков и специального метода изгибания, лепестки получившихся крыльев и хвоста могут соединяться нитками. Обычно делается из дерева сосны, ели, пихты или сибирского кедра.

Примечания

Литература

  • Максимов Сергей. «Год на Севере». 3-е изд., доп. -СПб.: Тип. А.Траншеля, 1871. − 690 с.
  • Чекалов А.К.. «Народная деревянная скульптура русского Севера» Искусство, 1974. стр. 189
  • Иван Мосеев. «Бренды покидают Поморье» Бизнес-класс-Архангельск. (21 января 2008 года)
  • «Поморская птица счастья: миф или мистификация?» Журнал «Поморская столица» (06/2004)

Источники

ru.gowikipedia.org

Птица Счастья (Кетцаль) Википедия

Квезаль[1], или квеза́л[2], или кетсаль[2] (лат. Pharomachrus mocinno) — самая крупная птица отряда трогонообразных.

Описание

Длина до конца хвоста — 35 см, такой же длины два самых длинных надхвостовых пера, два других пера покороче. Самец сверху ярко-зелёный с золотистым оттенком и с металлическим блеском. Перья на голове распушены в виде невысокого, но широкого хохла. Большие зелёные кроющие перья крыла удлинены и свисают над тёмными крыльями. Брюхо и подхвостье густого малинового цвета. Хвост снизу белый. К концу гнездового сезона оперение самца снашивается и теряет своё великолепие.

Самка лишена хохла и надхвостовых длинных перьев. Сверху зелёная, но без золотистого оттенка, снизу коричнево-бурая, хвост снизу испещрён бурыми полосками.

Образ жизни

Питается почти исключительно плодами окотеи, которые глотает целиком, но при случае поедает насекомых, маленьких древесных лягушек, ящериц и улиток. Сидит неподвижно на ветвях непосредственно под пологом леса и время от времени делает выпады, чтобы схватить оказавшееся рядом насекомое или поклевать плоды на деревьях. Перелетая с ветки на ветку, совершает прыжки назад.

Гнездится в дуплах. В кладке 2—4 бледных яйца. При насиживании яиц птица сидит в гнезде так, что голова обращена наружу, а кроющие перья хвоста выходят из гнезда над головой.

Среда обитания

Населяет холодные горные леса от Южной Мексики до Панамы. В сухой сезон этих птиц можно встретить на высоте до 3000 метров над уровнем моря, а в сезон дождей они спускаются с высокогорья на высоты до 1000 м. Гнездится квезаль на кронах высоких деревьев, отыскивая дупла как минимум в 50 м над землёй, а иногда и выше.

Размножение

В брачный сезон самец квезаля громкими криками призывает самку к выбранному им месту для устройства гнезда. Местом для гнезда обычно становится покинутое прежним хозяином дупло в стволе гнилого дерева, хотя изредка птицы делают дупла сами.

Самец описывает в воздухе широкие круги, издавая призывные крики. Партнёры делают гнездо сообща, после спаривания самка откладывает 2—4 круглых яйца с блестящей скорлупой. В течение 17—18 дней кладку насиживают оба родителя. Птенцы вылупляются голыми, но быстро покрываются пухом. В первые дни жизни родители кормят птенцов насекомыми, а позднее начинают приносить фрукты, лягушек, улиток или ящериц. Молодь остаётся в гнезде около 20 дней, пока полностью не оперится, а половой зрелости достигает примерно в трёхлетнем возрасте.

Охрана

В прошлом квезали почитались ацтеками и во множестве водились в тропических лесах. Когда Кортес разгромил империю ацтеков, на птиц началась охота, и они оказались на грани полного исчезновения. Сегодня квезаль включён в международную Красную книгу исчезающих видов, однако для сохранения вида этой меры явно недостаточно. Люди продолжают вырубать тропические леса — единственное место обитания квезаля, а разводить их в неволе не удаётся: пойманные птицы быстро погибают.

В обществе

Священная птица у древних майя и ацтеков. Они считали его богом воздуха и его длинные зелёные надхвостовые перья использовали в религиозных церемониях. Однако птиц для этого никогда не убивали, а ловили живьём, вырывали у них перья и отпускали.

В современной Гватемале квезаль — государственный символ страны, национальный символ свободы. Среди жителей распространено глубоко укоренённое убеждение, что, будучи лишённой свободы, эта птица умирает от разрыва сердца. Квезаль изображён на гербе государства, денежная единица там называется кетсаль.

Примечания

  1. ↑ Бёме Р. Л., Флинт В. Е. Пятиязычный словарь названий животных. Птицы. Латинский, русский, английский, немецкий, французский / Под общ. ред. акад. В. Е. Соколова. — М.: Рус. яз., «РУССО», 1994. — С. 173. — 2030 экз. — ISBN 5-200-00643-0.
  2. ↑ 1 2 Биологический энциклопедический словарь / Гл. ред. М. С. Гиляров; Редкол.: А. А. Баев, Г. Г. Винберг, Г. А. Заварзин и др. — М.: Сов. энциклопедия, 1986. — С. 252. — 831 с. — 100 000 экз.

Литература

wikiredia.ru

Птица счастья (1993) | Энциклопедия лесбийских фильмов вики

Тематическая карта

история любви (найти друг друга)

Неприкаянные сердцаКогда опускается ночь

Бархатные ножкиТелохранительница

→ история любви

→ отношения в парах

→ только двое

El pájaro de la felicidad

Жанр: 

Драма

Страна:

 Испания, 1993

Язык:

Испанский, 115 мин

Режиссёр:

Пилар Миро

В ролях:

Мерседес Сампьетро, Айтана Санчес-Хихон  6.6

Художественный фильм режиссёра Пилар Миро.

Художница-реставратор Кармен переживает душевную травму после пережитого насилия. Её мир, большая часть которого занимало искусство, нарушен, и она пытается восстановить гармонию. В попытке вернуться в прошлое она встречается с людьми, оставившими след в её жизни. Уехав в загородный дом, она вскоре принимает там Нани, свою невестку с маленьким внуком. Нани возвращает Кармен то, что она едва не потеряла, — веру в красоту.

Актёрский состав Править

Мерседес Сампьетро  Кармен
Айтана Санчес-Хихон  Нани

ru.lesbianfilms.wikia.com