Драматургическое творчество М. Метерлинка ("Синяя птица") (стр. 3 из 4). Птица синяя метерлинка


Символическая картина мира в пьесе Мориса Метерлинка «Синяя птица»

Творческий человек может передать свое видение мира по-разному. Может – через детальное описание факта, который чем-то поразил. А может и наоборот, так как не каждый способен за частным случаем увидеть действие определенных универсальных законов бытия – с помощью символических образов рассказать о философских глубинных сущностях человеческого существования, отвлечься от будничных обстоятельств, которые навязывают собственные «правила игры», и обратиться к непосредственным обобщениям. Возьмем, например, понятие «счастье». Каждый понимает это слово по-разному: кто-то считает счастьем спокойную семейную жизнь, кто-то – творческий поиск, открытие нового, кто-то не представляет счастья без денег. Понятно, что и путь к каждому такому счастью будет разным. Но все же будет и кое-что общее – собственно поиск счастья как такового.

Именно эта проблема раскрывается в пьесе бельгийского писателя-символиста Мориса Метерлинка. Счастье в его произведении – это Синяя птица. Можно еще раз подчеркнуть, что речь идет не о каком-то четко очерченном понимании счастья определенного человека, а именно об образе счастья вообще. По этому принципу обобщения строятся и другие символические образы, объединенные в действии они превращаются в символы определенных мыслей и идей, а если взять пьесу в целом – создают символическую картину мира, который отвечает мировоззрению автора. Таинственное содержание, по мнению Метерлинка, может быть скрыто не только в словах и действиях, а даже в молчании.

Это произведение вместе с тем и очень простое для восприятия, форма сказки разрешает смотреть пьесу даже маленькому ребенку, но объединение аллигорических символов заставляют и взрослого поломать голову над вечными духовными проблемами.

Не случайным есть даже то, что главные герои пьесы – дети. Образ ребенка по обыкновению символизирует безгрешную чистую душу, таинственные сущности мира могут постигнуть лишь именно такие люди: чистые, непредубежденные, наивные, с широко раскрытыми глазами, которые тянутся к добру и способные на сочувствие.

Итак, двое детей – Тильтиль и Митиль – на Рождество встречаются с феей Берилюной и отправляются на поиски счастья – Синей птицы, которая живет во дворце Ночи, но может существовать и при солнечном свете. Как выясняется потом, сделать это невозможно, и это уже неважно: этим детям открылось столько важных вещей о мире, что они приобретают умение видеть его новыми глазами. Они путешествуют Страной Воспоминаний (без которой нет пути к счастью), Царством Будущего, им как детям лесоруба препятствуют деревья (символ ответственности Детей за поступки родителей), Тильтиль и Митиль узнают, что существуют наслаждения: от отвратительного Наслаждения есть, когда не хочется, Быть Богатым, Ничего Не Делать, к «знакомым незнакомцам» Домашних Наслаждений: Быть Здоровым, Любить Родителей, Видеть Звезды, и даже Большой Радости: Быть Справедливым, Быть Добрым,

Радость Материнской любви. А сколько людей путают наслаждение именно со счастьем?! Увидев их собственными глазами, Тильтиль и Митиль начинают понимать и эту разность. Итак, оказывается, ищут они не только счастье, а и жизненные идеалы, без которых понять счастье тоже невозможно.

Преодолевать препятствия помогает им Душа Света. Не случайно Свет – один из любимейший образов символистов. Именно Душа Света помогает детям постичь настоящие ценности жизни, хотя и не дает преждевременно раскрыть покрывало, что скрывает неведомые истины. Для настоящего понимания чего-то простые пути не пригодны. В путешествии Тильтиля и Митиль сопровождают души Хлеба, Воды, Молока, Сахара, Огня, Кошки и Собаки. Они не всегда являются помощниками: Вода и Огонь (две вечные противоположности) ведут споры, но настоящее противопоставление мы видим на примере символов Собаки (верности) и Кошки (измены).

Как уже повелось, поиски ведутся во дворце Ночи, которая совершает детям препятствия. Она символизирует мрак и незнание. Но и в нем прячутся разные вещи: от ужасов (призраков, болезней, войн) к Саду Мечты. Да и Синяя птица живет именно там. Итак, Ночь – не только зло, это быстрее невозможность человека отличить его от добра. А если вспомнить другую пьесу Метерлинка, «Слепые», образ Ночи (тьмы) делается еще содержательнее: вся современная жизнь, по мнению автора, проходит во тьме. Поэтому счастье, по убеждениям Метерлинка, – в познании сущностей этого мира.

«Нужно быть смелым, чтобы видеть скрытое» – высказывает он свою позицию словами Берилюни. Опасным и сложным для детей оказывается Путь к пониманию, но они в конце концов одолевают его, и Синей птицей кажется Тильтилю горлица, которую он дарит больной девочке. Уже не помочь найти – именно «возвратить Синюю птицу» просит он в конце пьесы.

Тильтиль и Митиль не нашли лично себе счастье, но, познав множество важных истин, ощутили ответственность за счастье других.

Наблюдая за их Путем, каждый зритель в театре (или читатель пьесы) может и себе попробовать ответить на один из главнейших вопросов философии – о смысле бытия человека. Пусть даже не согласившись в чем-то с автором. Главное – задуматься над этим вопросом. А будет смысл в жизни – будет и счастье…

school-essay.ru

Краткое содержание пьесы Метерлинка “Синяя птица” Краткие содержания

Канун Рождества. Дети дровосека, Тильтиль и Митиль, спят в своих кроватках. Вдруг они просыпаются. Привлеченные звуками музыки, дети подбегают к окну и смотрят на рождественское празднество в богатом доме напротив. Слышится стук в дверь. Появляется старушонка в зеленом платье и красном чепце. Она горбата, хрома, одноглаза, нос крючком, ходит с палочкой. Это Фея Берилюна. Она велит детям отправиться на поиски Синей Птицы. Ее раздражает, что дети не различают вещей очевидных. “Надо быть смелым, чтобы видеть скрытое”, – говорит Берилюна и дает Тильтилю зеленую шапочку с алмазом, повернув который человек может увидеть “душу вещей”. Как только Тильтиль надевает шапочку и поворачивает алмаз, все окружающее чудесно преображается: старая колдунья превращается в сказочную принцессу, бедная обстановка хижины оживает. Появляются Души Часов, Души Караваев, Огонь предстает в виде стремительно двигающегося человека в красном трико. Пес и Кошка тоже приобретают человеческий облик, но остаются в масках бульдога и кошки. Пес, обретя возможность облечь свои чувства в слова, с восторженными криками “Мое маленькое божество!” прыгает вокруг Тильтиля. Кошка жеманно и недоверчиво протягивает руку Митиль. Из крана начинает бить сверкающим фонтаном вода, а из ее потоков появляется девушка с распущенными волосами, в как бы струящихся одеждах. Она немедленно вступает в схватку с Огнем. Это Душа Воды. Со стола падает кувшин, и из разлитого молока поднимается белая фигура. Это робкая и стыдливая Душа Молока. Из сахарной головы, разорвав синюю обертку, выходит слащавое фальшивое существо в синей с белым одежде. Это Душа Сахара. Пламя упавшей лампы мгновенно превращается в светозарную девушку несравненной красоты под сверкающим прозрачным покрывалом. Это Душа Света. Раздается сильный стук в дверь. Тильтиль в испуге поворачивает алмаз слишком быстро, стены хижины меркнут, Фея вновь становится старухой, а Огонь, Хлеб, Вода, Сахар, Душа Света, Пес и Кошка не успевают вернуться назад, в Молчание, фея приказывает им сопровождать детей в поисках Синей Птицы, предрекая им гибель в конце путешествия. Все, кроме Души Света и Пса, не хотят идти. Тем не менее, пообещав подобрать каждому подходящий наряд, фея уводит их всех через окно. И заглянувшие в дверь Мать Тиль и Отец Тиль видят только мирно спящих детей.

Во дворце Феи Берилюны, переодевшись в роскошные сказочные костюмы, души животных и предметов пытаются составить заговор против детей. Возглавляет их Кошка. Она напоминает всем, что раньше, “до человека”, которого она именует “деспотом”, все были свободны, и высказывает опасение, что, завладев Синей Птицей, человек постигнет Душу Вещей, Животных и Стихий и окончательно поработит их. Пес яростно возражает. При появлении Феи, детей и Души Света все затихает. Кошка лицемерно жалуется на Пса, и тому попадает от Тильтиля. Перед дальней дорогой, чтобы покормить детей, Хлеб отрезает от своего брюха два ломтя, а Сахар отламывает для них свои пальцы (которые тут же отрастают вновь, поэтому у Сахара всегда чистые руки). Прежде всего Тильтилю и Митиль предстоит посетить Страну Воспоминаний, куда они должны отправиться одни, без сопровождения. Там Тильтиль и Митиль гостят у покойных дедушки и бабушки, там же они видят и своих умерших братцев и сестриц. Оказывается, что умершие как бы погружены в сон, а когда близкие вспоминают о них, пробуждаются. Повозившись с младшими детьми, пообедав вместе со всем семейством, Тильтиль и Митиль торопятся уйти, чтобы не опоздать на встречу с Душой Света. По просьбе детей дедушка с бабушкой отдают им дрозда, который показался им совершенно синим. Но когда Тильтиль и Митиль покидают Страну Воспоминаний, птица становится черной.

Во дворце Ночи первой оказывается Кошка, чтобы предупредить хозяйку о грозящей опасности – приходе Тильтиля и Митиль. Ночь не может запретить человеку распахнуть врата ее тайн. Кошке и Ночи остается только надеяться, что человек не поймает настоящую Синюю Птицу, ту, что не боится дневного света. Появляются дети в сопровождении Пса, Хлеба и Сахара. Ночь пытается сначала обмануть, потом запугать Тильтиля и не дать ему ключ, открывающий все двери в ее дворце. Но Тильтиль поочередно открывает двери. Из-за одной выскальзывают несколько нестрашных Призраков, из-за другой, где находятся болезни, успевает выбежать Насморк, из-за третьей чуть не вырываются на свободу войны. Затем Тильтиль открывает дверь, за которой Ночь хранит лишние Звезды, свои любимые Ароматы, Блуждающие Огни, Светляков, Росу, Соловьиное Пение. Следующую, большую среднюю дверь, Ночь не советует отпирать, предупреждая, что за ней кроются видения настолько грозные, что не имеют даже названия. Спутники Тильтиля – все, кроме Пса, – в испуге прячутся. Тильтиль и Пес, борясь с собственным страхом, открывают дверь, за которой оказывается дивной красоты сад – сад мечты и ночного света, где среди звезд и планет без устали порхают волшебные синие птицы. Тильтиль зовет своих спутников, и, поймав каждый по нескольку синих птиц, они выходят из сада. Но вскоре пойманные птицы погибают – дети не сумели обнаружить ту единственную Синюю Птицу, что выносит свет дня.

Лес. Входит Кошка, здоровается с деревьями, разговаривает с ними. Натравливает их на детей. Деревьям есть за что не любить сына дровосека. И вот Тильтиль повержен наземь, а Пес еле освободился от пут Плюща, он пытается защитить хозяина. Оба они на волосок от гибели, и лишь вмешательство Души Света, которая велит Тильтилю повернуть алмаз на шапочке, чтобы погрузить деревья в мрак и молчание,... спасает их. Кошке удается скрыть свою причастность к бунту.

Дети ищут Синюю Птицу на кладбище. В полночь Тильтиль со страхом поворачивает алмаз, могилы разверзаются, и из них появляются целые снопы призрачных, волшебно прекрасных белых цветов. Птицы поют восторженные гимны Солнцу и Жизни. “Где же мертвые?.. – Мертвых нет…” – обмениваются репликами Тильтиль и Митиль.

В поисках Синей Птицы дети со своим эскортом оказываются в Садах Блаженств. Тучные Блаженства едва не втягивают Тильтиля и его спутников в свои оргии, но мальчик поворачивает алмаз, и становится видно, насколько Тучные Блаженства жалки и безобразны. Появляются домашние Блаженства, которых поражает, что Тильтиль не подозревает об их существовании. Это Блаженство Быть Здоровым, Блаженство Любить Родителей, Блаженство Голубого Неба, Блаженство Солнечных Дней, Блаженство Видеть Зажигающиеся Звезды. Они посылают самое быстроногое Блаженство Бегать По Росе Босиком известить о приходе детей Великие Радости, и вскоре появляются высокие прекрасные ангелоподобные существа в блистающих одеждах, Среди них Великая Радость Быть Справедливым, Радость Быть Добрым, Радость Понимать и самая чистая Радость Материнской Любви. Она кажется детям похожей на их мать, только гораздо красивее… Материнская Любовь утверждает, что дома она такая же, но с закрытыми глазами ничего нельзя увидеть. Узнав, что детей привела Душа Света, Материнская Любовь созывает другие Великие Радости, и они приветствуют Душу Света как свою владычицу. Великие Радости просят Душу Света откинуть покрывало, которое еще скрывает непознанные Истины и Блаженства. Но Душа Света, исполняя приказ своего Повелителя, лишь плотнее закутывается в покрывало, говоря, что час еще не настал, и обещая прийти когда-нибудь открыто и смело. Обнявшись на прощание, она расстается с Великими Радостями.

Тильтиль и Митиль в сопровождении Души Света оказываются в Лазоревом дворце Царства Будущего. К ним сбегаются Лазоревые Дети. Это дети, которые когда-нибудь родятся на Земле. Но на Землю нельзя прийти с пустыми руками, и каждый из детей собирается принести туда какое-нибудь свое изобретение: Машину Счастья, тридцать три способа продления жизни, два преступления, летающую по воздуху машину без крыльев. Один из малышей – удивительный садовник, выращивающий необыкновенные маргаритки и огромный виноград, другой – Король Девяти Планет, еще один призван уничтожить на Земле Несправедливость. Двое лазоревых детишек стоят, обнявшись. Это влюбленные. Они не могут наглядеться друг на друга и беспрерывно целуются и прощаются, потому что на Земле окажутся разделены столетиями. Здесь же Тильтиль и Митиль встречают своего братика, который вскоре должен появиться на свет. Занимается Заря – час, когда рождаются дети. Появляется бородатый старик Время, с косой и песочными часами. Он забирает тех, кто должен вот-вот родиться, на корабль. Корабль, который везет их на Землю, проплывает и скрывается. Доносится далекое пение – это поют Матери, встречающие детей. Время в изумлении и гневе замечает Тильтиля, Митиль и Душу Света. Они спасаются от него, повернув алмаз. Под покрывалом Душа Света прячет Синюю Птицу.

У ограды с зеленой калиткой – Тильтиль не сразу узнает родной дом – дети расстаются со своими спутниками. Хлеб возвращает Тильтилю клетку для Синей Птицы, так и оставшуюся пустой. “Синяя Птица, по-видимому, или вовсе не существует, или меняет окраску, как только ее сажают в клетку…” – говорит Душа Света. Души Предметов и Животных прощаются с детьми. Огонь чуть не обжигает их бурными ласками, Вода журчит прощальные речи, Сахар произносит фальшивые и слащавые слова. Пес порывисто бросается к детям, его ужасает мысль о том, что он не сможет больше говорить со своим обожаемым хозяином. Дети уговаривают Душу Света остаться с ними, но это не в ее власти. Она может лишь пообещать им быть с ними “в каждом скользящем лунном луче, в каждой ласково глядящей звездочке, в каждой занимающейся заре, в каждой зажженной лампе”, в каждом их чистом и ясном помысле. Бьет восемь часов. Калитка приотворяется и тотчас же захлопывается за детьми.

Хижина дровосека волшебно преобразилась – все здесь стало новее, радостнее. Ликующий дневной свет пробивается в щели запертых ставен. Тильтиль и Митиль сладко спят в своих кроватках. Мать Тиль приходит будить их. Дети начинают рассказывать об увиденном во время путешествия, и их речи пугают мать. Она посылает отца за доктором. Но тут появляется Соседка Берленго, очень похожая на фею Берилюну. Тильтиль начинает объяснять ей, что не сумел найти Синюю Птицу. Соседка догадывается, что детям что-то пригрезилось, возможно, когда они спали, на них падал лунный свет. Сама же она рассказывает о своей внучке – девочка нездорова, не встает, доктор говорит – нервы… Мать уговаривает Тильтиля подарить девочке горлицу, о которой та мечтает. Тильтиль смотрит на горлицу, и та кажется ему Синей Птицей. Он отдает клетку с птицей соседке. Дети новыми глазами видят родной дом и то, что в нем находится, – хлеб, воду, огонь, кошку и пса. Раздается стук в дверь, и входит Соседка Берленго с белокурой необыкновенно красивой Девочкой. Девочка прижимает к груди горлицу Тильтиля. Тильтилю и Митиль соседская внучка кажется похожей на Душу Света. Тильтиль хочет объяснить Девочке, как кормить горлицу, но птица, воспользовавшись моментом, улетает. Девочка в отчаянии плачет, а Тильтиль обещает ей поймать птицу. Затем он обращается к зрителям: “Мы вас очень просим: если кто-нибудь из вас ее найдет, то пусть принесет нам – она нужна нам для того, чтобы стать счастливыми в будущем…”

Loading... Краткое содержание пьесы Метерлинка “Синяя птица”

ege-russian.ru

Драматургическое творчество М. Метерлинка ("Синяя птица")

Сон и сновидение — это внешнее, объективное, и внутреннее, субъективное время «путешествия» детей. В сновидении, с помощью памяти и воображения, символически воссоздано качество времени как особой категории реальности — единство и непрерывность его потока. О том, что настоящее содержит в себе и прошлое и будущее, и что его «состав» и есть состав» самой личности, Метерлинк много пишет в своих философских этюдах начала века. Диалектическая взаимосвязь трех сторон времени осуществляется в телесном, душевном и духовном бытии человека: эту мысль Метерлиик стремится доказать и на страницах своей философской прозы и с помощью поэтических образов и символов «Синей Птицы».[6]

Наконец следует сказать о главном символе феерии – о самой Синей птице. В пьесе говорится, что синяя птица нужна героям «для того, чтобы стать счастливыми в будущем»... Здесь символ птицы пересекается с образом времени, с Царством будущего. Александр Блок высказывает интересную версию, почему символом счастья стала именно птица. «Птица всегда улетает, ее не поймать. Что еще улетает, как птица? Улетает счастье. Птица — символ счастья; а о счастье, как известно, давно уже не принято разговаривать; взрослые люди разговаривают о деле, об устроении жизни на положительных началах; но о счастье, о чуде и тому подобных вещах не разговаривают никогда; это даже довольно неприлично; ведь счастье улетает, как птица; и неприятно взрослым людям гоняться за постоянно улетающей Птицей и пробовать насыпать ей соли на хвост. Другое дело — ребенку; дети могут забавляться этим; с них ведь не спрашивается серьезности и приличий».[7] Тут же можно сделать вывод, что дети также символизируют надежду на будущее счастье. Хотя они так и не нашли птицу во время путешествия, а горлица в конце улетела, они не отчаиваются и собираются продолжать поиски синей птицы, то есть – счастья.3. «Одухотворение» мира в пьесе «Синяя птица»

метерлинк пьеса синяя птица

Герои философской пьесы-сказки «Синяя птица» — это образы-символы, которые воплощают господствующие на земле силы. Это человек, растения, животные, стихии Света, Огня и Воды, Души, Хлеба, Молока, Часов — все то, из чего состоит человеческий мир. Оказывается, человек живет на земле, не замечая вокруг никого и ничего, кроме таких, как сам. Ей кажется, что лишь он наделена душой, и все тайны мира им разгаданы. Но это не так. С помощью волшебного камня, который открывает истинное зрение, Тильтиль и Митиль, герои пьесы, видят мир таким, которым он является в действительности, — одухотворенным, прекрасным (а иногда — страшным), преисполненным тайн, еще неизведанных человечеством. В этом мире прошлое, настоящее и будущее находятся рядом и пронизывают друг друга: Тильтиль и Митиль встречают и своих давно умерших родных, и еще не рожденного брата. Оказывается, человек отвечает не только за себя, но и за всех своих предков и потомков, потому что весь его род — единственное целое, одна бесконечная линия.

Драматург делает своими героями именно детей, ведь их сознание еще гибкое, они наиболее восприимчивы к тайнам мира, близки к природе. Они умеют искренне любить и радоваться, их еще не затронули несчастье и пороки, которые появляются в пьесе в образах Толстых Блаженств (например, Блаженство Быть Богатым, Блаженство Ничего Не Делать и др.)

Созданная Метерлинком космогоническая объединяет все силы и законы земли: от ночных ужасов и войн к самой светлой сущности земли — Материнской любви, Справедливости, Радости Понимать; дети попадают к своим предкам и потомкам, в подземное царство Ночи и на вершины мира, встречают Души растений и животных. Они узнают, что в мире существует большое количество сил, которые помогают им, или наоборот — обиженные на людей и стремятся отомстить им (как, например, души тех деревьев и животных, которых человек уничтожает).

Метерлинк дает в пьесе оптимистичную картину будущего: те дети, которые ожидают в Царстве Будущего своего рождения, вскоре принесут на землю прекрасные машины, цветы и плоды, победят болезни, несправедливость и даже саму смерть. Однако и перед теми, которые живут на земле, появилось очень важное задание: Тильтиль и Митиль должны найти Синюю птицу — птицу счастья — и принести его на землю. Для этого они познают мир. Но этот мир и души, которые населяют его, - внутри самих людей. Действие пьесы начинается и завершается в родном доме детей. Путешествие внутрь себя происходило во сне, но, проснувшись, Тильтиль и Митиль не забывают всего, что с ними случилось, и теперь по-новому смотрят на окружающий мир: как предусматривала Душа Света, их взгляд на вещи изменился, и теперь им кажется, что лишь они проснулись, а остальные люди — спят, не видя всю красоту и благодать мира.

«Одухотворяет» в пьесе мир, окружающий человека мир, Метерлинк показывает, что людям необходимо «проснуться», посмотреть вокруг и увидеть всю красоту земли, ценность человеческой любви и доброты, необходимость жить в мире со своими соседями по земли и познавать мир, не разрушая его.

Посмотреть вокруг и увидеть всю красоту земли, ценность человеческой любви и доброты, необходимость жить в мире со своими соседями по земли и познавать мир, не разрушая его.

4. Тема поиска в пьесе «Синяя птица»

Морис Метерлинк и Эмиль Верхарн — первые среди бельгийских писателей, которые стали классикой мировой литературы. Будучи бельгийцами, эти авторы писали на французском языке. Французский язык и вся французская литература сыграли очень важную роль в формировании бельгийской литературы. Именно благодаря этому бельгийские писатели смогли достичь высокого уровня мировых литературных стандартов, не теряя при этом свою самобытность. Это же позволило бельгийской литературе влиться в поток мировой литературы, занять в ней свое очень важное место. Морис Метерлинк вошел в историю литературы как символист. Этому способствовала и особенная атмосфера детства, которая привила ему особенный «мистический» взгляд на жизнь. Символизм — искусство, которое намекает на иррациональную сущность бытия. Метерлинк создал цикл символистских пьес, которые получили обобщенное название «театр смерти». Для этих пьес является характерным присутствие Неизвестного — оно и является «главным героем» «театра смерти». Неизвестный руководит всем, его намерения таинственные — это фатумная сила, которая властвует над человеком. Метерлинк достигает поражающего эффекта присутствия Неизвестного на сцене своего театра. Действие в его пьесах почти всегда происходит в условном месте — это может быть лес или комната старого замка. Человек в «театре смерти» остается один на один с Неизвестным, она чувствует ужас перед ним.

В символистском цикле произведений Метерлинка, к которому принадлежат пьесы «Принцесса Мален», «Непрошеная», «Слепые», именно образ Неизвестного является сквозным. В своих поздних драмах Метерлинк пошел дальше: символизм здесь переплетается с романтизмом, как в пьесе «Синяя птица» (1905). Здесь персонажи и место действия тоже условны, но основа пьесы — романтичный сюжет о поисках Синей птицы. Метерлинк вводит в свое произведение даже социальные ноты: деть крестьян-дровосеков в канун Рождества смотрят на праздник в богатом доме напротив, они не могут себе позволить такое веселье. В ходе развития сценического действия появляется очень важный мотив «преодоления слепоты»: необходимо просто посмотреть на все другими глазами — и жалкий домик дровосека кажется прекрасным дворцом. Потому что настоящий праздник — это не наряд, не игрушки, не дорогие подарки, настоящий праздник — это способность чувствовать свято внутри себя. Важным персонажем пьесы является сказочная Фея — именно она должна «снять» пелену неведения из глаз главных героев, Тильтиля и Митиля, она же отправляет их на поиски волшебной Синей птицы. Поиски эти важны сами по себе, независимо от их результата. Путь, который проходять дети, изменяет их. Путь этот лежит через символические места: «Страну воспоминаний», где герои встречают своих умерших родственников; «Дворец ночи», где они встречаются с повелителькой тьмы; «Лес», где дети общаются с разными духами деревьев. Конечным пунктом их путешествия является та же хижина дровосека, которая, правда, очень изменилась — все вокруг стало новым, радостным, веселым. Это превращение связано прежде всего с внутренними изменениями самих героев, которые случились благодаря путешествию.

Превращение связано прежде всего с внутренними изменениями самих героев, которые случились благодаря путешествию. Символической синей птицей становится теперь простая горлица Тильтиля, которая жила в клетке в хижине дровосека. Тильтиль дарует ее больной девочке, которая теперь не внучка сказочной Феи, а внучка обычной соседки. В последний момент птица улетает, и пьеса заканчивается обещанием Тильтиля найти его. Следовательно, поиски Синей птицы будут продолжены, потому что состояние поиска — это нормальное состояние души человека.

Таким образом, тема поиска и связанная с ней тема путешествия — основные в пьесе М. Метерлинка «Синяя птица». В результате поиска душа человека изменяется, поиск является главной целью путешествия. Внутренняя очистка — наибольшая награда за этот поиск.

ТИЛЬТИЛЬ И МИТИЛЬ (фр. Tiltill, Mitill) — герои феерии М. Метерлинка «Синяя птица» (1905), маленький мальчик в костюме Мальчика-с-Пальчика, его младшая сестричка в платье Красной Шапочки. Через костюмы героев Перро автор стремится привлечь внимание к сказочной стихии пьесы. Образ ребенка довольно частое явление в драматургии Метерлинка. Причем, как правило, это символ, который имеет, по наблюдению Б.И. Зингермана, два значения: символ неведения, безвинного, беспомощного страдания и образ чистых надежд, обращенных в будущее, к счастливым, не родившимся еще поколениям. Вместе с тем Т. и М. вполне живые дети, без нарочитой символической окраски. Они, как и многие их сверстники, радуются подаркам, ждут праздников, особенно Рождества, любят сладости и игры. Но их отец всего лишь бедный дровосек, поэтому Т. и М. только в мечтах съедают по «четырежды двенадцать» пирожных, не забыв при этом поделиться друг с другом. Они действительно очень милые, добрые, общительные и хорошо воспитанные дети. Однажды под Рождество явилась к ним фея и отправила их в путешествие по удивительным местам. То ли это происходило в мечтах, то ли во сне, а может быть, и на самом деле случилось, но по настоянию этой странной феи и с ее чудодейственным алмазом в руках Т. и М. пошли искать Синюю птицу, которая должна помочь выздороветь заболевшей внучке феи. Они побывали в волшебном мире, где действуют не предметы и вещества, а их души — душа Сахара, душа Воды, душа Часов и т.д. Они посетили Страну воспоминаний, где встретились со своими Бабушкой, Дедушкой, умершими в детстве братиками и сестричками, побеседовали с Лазоревыми детьми из Царства Будущего. Но Синей птицы так и не нашли. И это не удивительно: во всех этих чудесных местах Синей птицы — символа счастья — быть не могло. Эта диковинная птица всегда находится рядом. Главное — вовремя разглядеть ее. Т., не раздумывая, отдает свою горлицу, которая давно уже живет в клетке у него в комнате, больной соседской девочке, и горлица становится синей. Подарив счастье ближнему, Т. и сам начинает все видеть по-другому — более красивым, новым, значительным. Горлица, став синей, вырывается из рук девочки-соседки и улетает. «Ничего, не плачь, я ее поймаю», — успокаивает девочку Т. Он обращается к зрителям (или читателям): «…если кто-нибудь из вас ее найдет, то пусть принесет нам — она нам нужна, чтобы стать счастливыми в будущем…» Несомненно, что и сам Т. постарается сдержать обещание и вместе со своей сестрой вновь отправится в поход за Синей птицей. Герои вернулись из своего дивного путешествия повзрослевшими и помудревшими. Они поняли, что счастье — не в обладании Синей птицей, а в ее поиске. В знаменитой постановке «Синей птицы», осуществленной в Художественном театре К.С. Станиславским и Л.А. Сулержицким (1909), первыми исполнителями ролей Т. и М. были С.В. Халютина и А.Г. Коонен. Лит.: Шкунаева И. Бельгийская драма от Метерлинка до наших дней. М., 1973; Зингерман Б. Очерки истории драмы XX века. М., 1979.

mirznanii.com

Драматургическое творчество М. Метерлинка ("Синяя птица")

В 1911 г. Метерлинк получил нобелевскую премию.

2. Символика „Синей птицы“

К началу XX века Метерлинк вышел за пределы символизма и стал одним из создателей бельгийской прогрессивно-романтической и реалистической драмы.[1] В 1908 году писатель создает одно из центральных своих произведений – «Синюю птицу». Эта феерия, рассказывающая о путешествии детей дровосека, сопровождаемых душами предметов и явлений, в поисках птицы, способной принести счастье людям, наполнена символами и аллегориями.

Перед тем, как приступить непосредственно к анализу символов в пьесе Метерлинка следует обратить внимание на русский перевод ее названия. У нас феерию знают как «Синюю птицу», однако как раз с точки зрения символичности цвета, такое наименование неверно. Вот, что пишет об этом Александр Блок: «Совсем не педантизм с моей стороны – придираться к слову синий ипередавать словом голубой французское слово Bleu ; по-французски bleu значит и синий и голубой, так же как Blau по-немецки; но дело в том, что за пьесой-сказкой Метерлинка лежит длинная литературная традиция. Метерлинк очень много занимался немцем Новалисом; он переводил его и как бы заново открыл для французов, тесно связан его имя с символизмом; Метерлинк — один из тех, кому мы обязаны установлением тесной литературной связи между ранними романтиками начала века и символистами конца века. Новалис— ранний романтик, один из тех немногих, у кого начало романтизма можно наблюдать в чистом виде, не осложненном позднейшими наслоениями; он еще не сошел с первоначального пути, – и главное произведение его есть неоконченный роман о Голубом Цветке. У нас твердо установился обычай называть этот волшебный сказочный цветок именно голубым, а не синим, значит, нет никакой причины называть метерлинковскую птицу синей, а не голубой. Называя ее синей, мы порываем с традицией; но ведь всякое слово традиционно, оно многозначно, символично, оно имеет глубокие корни; последние тайны нашего сознания заложены именно в корнях языка; потому нам, художникам, нужно бережно относиться к слову; легко растерзать слух чуткого читателя или театрального зрителя, сразу навязав ему ряд ложных ассоциаций. Будем верны слову голубой во всем тексте пьесы; потому что цветок голубой, небо голубое, лунный свет – голубой, волшебное царство – (голубое или лазурное – у Тургенева) и дымка, в которую закутана вся метерлинковская сказка и всякая сказка, говорящая о недостижимом — голубая, а не синяя.[2]

Для начала следует сказать, что в пьесе присутствуют не только символические образы, но и аллегорические, которые не следует путать. В реферате я расскажу как о первых, так и о вторых.

Первую в сказке символическую деталь мы наблюдаем в самом начале, еще до того, как дети проснулись. В комнате таинственно изменяется сила свет: «Сцена некоторое время погружена во мрак, потом сквозь щели ставен начинает пробиваться постепенно усиливающийся свет. Лампа на столе зажигается сама собой». Данное действие символизирует понятие «видеть в истинном свете». В том свете, в котором Тильтиль и Митиль увидят мир после того, как повернется алмаз на шапочке. В том свете, в котором любой человек может увидеть мир, посмотрев на него с чистым сердцем. В этой сцене знакомое нам противоречие слепоты и зрения выступает наружу, переходит из глубинного философского подтекста в драматический сюжет. Именно этот мотив проходит линией через все произведение, является центральным. В связи с этим интересно мнение И. Д. Шкунаевой. Она пишет, что в пьесе Метерлинка присутствует два различных типа превращений. Одно из них, близкое к сказочному, состоит в возвращении явлений к самим себе. Волшебный алмаз Тильтиля не изменяет окружающий мир, а приводит в соответствие знак и сущность. Для этого надо только «открыть глаза», ибо знак несомненно выражает сущность, она легко прочитывается зрячими глазами. Преображение людей, явлений и предметов – следствие открытого взгляда Тильтиля на мир. Широко распространенные народные, сохранившие всю свою метафорическую образность выражения – «видеть в истинном свете» и «смотреть на мир открытыми глазами» - стали основой драматического действия этой пьесы. Однако что же требуется для того, чтобы глаза действительно раскрылись и мир предстал таким, какой он есть, а не каким он кажется плохому зрению? Обратим внимание на механизм действия волшебного алмаза. И здесь мы находим символ: традиционное прикосновение волшебной палочки к предмету стало у Метерлинка прикосновением алмаза к «особой шишке» на голове Тильтиля. Изменяется сознание героя – и тогда окружающий его мир преобразуется по законам сказки.[3] «Большой алмаз, он возвращает зрение».

Также центральными символами пьесы можно назвать образы самих детей и их родственников-бедняков. Они являлись типичными представителями бельгийского, да и вообще, европейского общества. В начале пьесы, во дворце феи, Тильтиль и Митиль переодеваются в костюмы персонажей сказок, популярных в народе. Именно в силу своей обыденности как залога всеобщности они оказались символом человечества. Тут же надо сказать и о том, почему Метерлинк выбрал в качестве главных героев именно детей. Исследователь Л.Г. Андреев считает, что не могло быть случайностью то, что детям надлежало отправиться в поиски синей птицы, искать счастье в смысл жизни. Как тут не вспомнить о воспетой Метерлинком простоте, о тех преимуществах наивного, непосредственного мировосприятия, о которых он много раз писал, Тильтиль и Митиль для Метерлинка – это не только дети, пережившие необыкновенные приключения, но и тот ключ, с помощью которого можно открыть врата истины и врата рая.[4]

Другие персонажи феерии также символичны. Среди всех стоит выделить кошку. Тилетта символизирует зло, предательство, лицемерие. Коварный и опасный для детей недруг – такова ее неожиданная сущность, ее загадочная идея. Кошка дружит с Ночью: обе они охраняют тайны жизни. Она и со смертью накоротке; ее старинные друзья — Несчастья. Это она, по секрету от души Света, приводит детей в лес на растерзание деревьям и животным. И вот что важно: дети не видят Кошку в «истинном свете», они не видят ее так, как видят других своих спутников. Митиль любит Тилетту и защищает ее от нападений Тило. Кошка – единственный из путешественников, чья свободная под лучами алмаза душа не совместилась со своим видимым обликом. Хлеб, Огонь, Молоко, Сахар, Вода и Собака не таили в себе ничего чужеродного, были прямым доказательством тождества видимости и сущности. Идея не противоречила явлению, она только раскрывала и развивала его невидимые («молчаливые») возможности. Так Хлеб символизирует трусость, соглашательство. В нем есть отрицательные мещанские качества. Сахар слащав, комплименты, делаемые им, идут не от чистого сердца, его манера общаться театральна. Возможно, он символизирует людей из высшего общества, близких к власти, старающихся всячески угодить правителям, лишь бы «усидеть» на хорошей должности. Однако и у Хлеба, и у Сахара есть положительные черты. Они бескорыстно сопровождают детей. Притом, Хлеб еще и несет клетку, а Сахар отламывает свои пальцы-леденцы и дает их Митиль, так редко кушающей сладости в обычной жизни. Пес воплощает исключительно положительные стороны характера. Он предан, готов пойти на смерть, спасая детей. Однако хозяева не до конца понимают этого. Они постоянно делаю псу замечания, гонят прочь даже тогда, когда он пытается рассказать им правду о предательстве кошки. А в лесу Тильтиль даже согласился на предложение деревьев связать Тило.

Стоит обратить особое внимание на центрального персонажа пьесы – Душу Света. Заметим, что в «Синей Птице» среди путешественников одна лишь Душа Света – образ аллегорический. Но ведь Душа Света — исключение. Это не просто спутник детей, это их «предводительница»; им в ее фигуре олицетворяется символ света — поводыря невидящих. Остальные аллегорические персонажи пьесы встречаются детям на их пути к Синей Птице: каждый из них в наивно-обнаженной форме несет свою мораль — вернее, свою часть общей морали,— каждый преподносит свой особый конкретный урок. Встречи с этими персонажами образуют этапы духовного и душевного воспитания детей: Ночь и Время, Блаженства, самые тучные из которых символизируют богатство, собственность, жадность, и Радости, символизирующие обыденную жизнь простых честных людей, Призраки и Болезни учат Тильтиля и Митиль либо в форме прямого словесного назидания, либо собственным молчаливым примером, либо, создавая поучительные для детей ситуации, из которых можно извлечь житейский урок.[5] Душа Света движет внутреннее действие пьесы, так как, повинуясь фее, ведет детей от этапа к этапу их пути. Ее задачи в том, чтобы разматывать клубок событий, переходящих из одного времени в другое, меняющих пространство. Но роль поводыря и в том, чтобы вселять надежду, не дать угаснуть вере.

Особо следует сказать о роли времени в феерии, о его символике. Лицом к лицу мы встречаемся с ним в одной из последних картин феерии, однако и ранее оно то и дело напомяяало нам о себе. Впрочем, не только в далеком Царстве Будущего, но и в первой картине пьесы — в хижине дровосека — перед нами уже появляется олицетворенное время: «прекрасные дамы», танцующие под звуки прелестной музыки, – это «свободные» и «зримые» часы Жизни Тильтиля.

mirznanii.com

Феерия Метерлинка “Синяя птица”

Канун Рождества. Дети дровосека, Тильтиль и Митиль, спят в своих кроватках. Вдруг они просыпаются. Привлеченные звуками музыки, дети подбегают к окну и смотрят на рождественское празднество в богатом доме напротив. Слышится стук в дверь. Появляется старушонка в зеленом платье и красном чепце. Она горбата, хрома, одноглаза, нос крючком, ходит с палочкой. Это Фея Берилюна. Она велит детям отправиться на поиски Синей Птицы, Ее раздражает, что дети не различают вещей очевидных. “Надо быть смелым, чтобы видеть скрытое”, – говорит Берилюна и дает Тильтилю зеленую шапочку с алмазом, повернув который человек может увидеть “душу вещей”.

Как только Тильтиль надевает шапочку и поворачивает алмаз, все окружающее чудесно преображается: старая колдунья превращается в сказочную принцессу, бедная обстановка

хижины оживает. Появляются Души Часов, Души Караваев, Огонь предстает в виде стремительно двигающегося человека в красном трико. Пес и Кошка тоже приобретают человеческий облик, но остаются в масках бульдога и кошки. Пес, обретя возможность облечь свои чувства в слова, с восторженными криками “Мое маленькое божество!” прыгает вокруг Тильтиля. Кошка жеманно и недоверчиво протягивает руку Митиль. Из крана начинает бить сверкающим фонтаном вода, а из ее потоков появляется девушка с распущенными волосами, в как бы струящихся одеждах. Она немедленно вступает в схватку с Огнем. Это Душа Воды. Со стола падает кувшин, и из разлитого молока поднимается белая фигура. Это робкая и стыдливая Душа Молока. Из сахарной головы, разорвав синюю обертку, выходит слащавое фальшивое существо в синей с белым одежде. Это Душа Сахара. Пламя упавшей лампы мгновенно превращается в светозарную девушку несравненной красоты под сверкающим прозрачным покрывалом. Это Душа Света. Раздается сильный стук в дверь.

Тильтиль в испуге поворачивает алмаз слишком быстро, стены хижины меркнут, Фея вновь становится старухой, а Огонь, Хлеб, Вода, Сахар, Душа Света, Пес и Кошка не успевают вернуться назад, в Молчание, фея приказывает им сопровождать детей в поисках Синей Птицы, предрекая им гибель в конце путешествия. Все, кроме Души Света и Пса, не хотят идти. Тем не менее, пообещав подобрать каждому подходящий наряд, фея уводит их всех через окно. И заглянувшие в дверь Мать Тиль и Отец Тиль видят только мирно спящих детей.

Во дворце Феи Берилюны, переодевшись в роскошные сказочные костюмы, души животных и предметов пытаются составить заговор против детей. Возглавляет их Кошка. Она напоминает всем, что раньше, “до человека”, которого она именует “деспотом”, все были свободны, и высказывает опасение, что, завладев Синей Птицей, человек постигнет Душу Вещей, Животных и Стихий и окончательно поработит их. Пес яростно возражает. При появлении Феи, детей и Души Света все затихает. Кошка лицемерно жалуется на Пса, и тому попадает от Тильтиля. Перед дальней дорогой, чтобы покормить детей, Хлеб отрезает от своего брюха два ломтя, а Сахар отламывает для них свои пальцы (которые тут же отрастают вновь, поэтому у Сахара всегда чистые руки). Прежде всего Тильтилю и Митиль предстоит посетить Страну Воспоминаний, куда они должны отправиться одни, без сопровождения. Там Тильтиль и Митиль гостят у покойных дедушки и бабушки, там же они видят и своих умерших братцев и сестриц. Оказывается, что умершие как бы погружены в сон, а когда близкие вспоминают о них, пробуждаются. Повозившись с младшими детьми, пообедав вместе со всем семейством, Тильтиль и Митиль торопятся уйти, чтобы не опоздать на встречу с Душой Света. По просьбе детей дедушка с бабушкой отдают им дрозда, который показался им совершенно синим. Но когда Тильтиль и Митиль покидают Страну Воспоминаний, птица становится черной.

Во дворце Ночи первой оказывается Кошка, чтобы предупредить хозяйку о грозящей опасности – приходе Тильтиля и Митиль. Ночь не может запретить человеку распахнуть врата ее тайн. Кошке и Ночи остается только надеяться, что человек не поймает настоящую Синюю Птицу, ту, что не боится дневного света. Появляются дети в сопровождении Пса, Хлеба и Сахара. Ночь пытается сначала обмануть, потом запугать Тильтиля и не дать ему ключ, открывающий все двери в ее дворце. Но Тильтиль поочередно открывает двери. Из-за одной выскальзывают несколько нестрашных Призраков, из-за другой, где находятся болезни, успевает выбежать Насморк, из-за третьей чуть не вырываются на свободу войны. Затем Тильтиль открывает дверь, за которой Ночь хранит лишние Звезды, свои любимые Ароматы, Блуждающие Огни, Светляков, Росу, Соловьиное Пение.

Следующую, большую среднюю дверь, Ночь не советует отпирать, предупреждая, что за ней кроются видения настолько грозные, что не имеют даже названия. Спутники Тильтиля – все, кроме Пса, – в испуге прячутся. Тильтиль и Пес, борясь с собственным страхом, открывают дверь, за которой оказывается дивной красоты сад – сад мечты и ночного света, где среди звезд и планет без устали порхают волшебные синие птицы. Тильтиль зовет своих спутников, и, поймав каждый по нескольку синих птиц, они выходят из сада. Но вскоре пойманные птицы погибают – дети не сумели обнаружить ту единственную Синюю Птицу, что выносит свет дня.

Лес. Входит Кошка, здоровается с деревьями, разговаривает с ними. Натравливает их на детей. Деревьям есть за что не любить сына дровосека. И вот Тильтиль повержен наземь, а Пес еле освободился от пут Плюща, он пытается защитить хозяина. Оба они на волосок от гибели, и лишь вмешательство Души Света, которая велит Тильтилю повернуть алмаз на шапочке, чтобы погрузить деревья в мрак и молчание, спасает их. Кошке удается скрыть свою причастность к бунту.

Дети ищут Синюю Птицу на кладбище. В полночь Тильтиль со страхом поворачивает алмаз, могилы разверзаются, и из них появляются целые снопы призрачных, волшебно прекрасных белых цветов. Птицы поют восторженные гимны Солнцу и Жизни. “Где же мертвые. – Мертвых нет…” – обмениваются репликами Тильтиль и Митиль.

В поисках Синей Птицы дети со своим эскортом оказываются в Садах Блаженств. Тучные Блаженства едва не втягивают Тильтиля и его спутников в свои оргии, но мальчик поворачивает алмаз, и становится видно, насколько Тучные Блаженства жалки и безобразны. Появляются домашние Блаженства, которых поражает, что Тильтиль не подозревает об их существовании. Это Блаженство Быть Здоровым, Блаженство Любить Родителей, Блаженство Голубого Неба, Блаженство Солнечных Дней, Блаженство Видеть Зажигающиеся Звезды. Они посылают самое быстроногое Блаженство Бегать По Росе Босиком известить о приходе детей Великие Радости, и вскоре появляются высокие прекрасные ангелоподобные существа в блистающих одеждах, Среди них Великая Радость Быть Справедливым, Радость Быть Добрым, Радость Понимать и самая чистая Радость Материнской Любви.

Она кажется детям похожей на их мать, только гораздо красивее… Материнская Любовь утверждает, что дома она такая же, но с закрытыми глазами ничего нельзя увидеть. Узнав, что детей привела Душа Света, Материнская Любовь созывает другие Великие Радости, и они приветствуют Душу Света как свою владычицу. Великие Радости просят Душу Света откинуть покрывало, которое еще скрывает непознанные Истины и Блаженства. Но Душа Света, исполняя приказ своего Повелителя, лишь плотнее закутывается в покрывало, говоря, что час еще не настал, и обещая прийти когда-нибудь открыто и смело. Обнявшись на прощание, она расстается с Великими Радостями.

schoolessay.ru

"Синяя птица" (Метерлинк): описание пьесы из энциклопедии / Другие авторы

«Синяя птица» — пьеса-феерия Мориса Метерлинка, бельгийского драматурга и философа. Премьера «Синей птицы» состоялась в России — 30 сентября 1908 г. на сцене Московского Художественного театра. Ни на родине писателя, в Бельгии, ни во Франции, где пришла к нему мировая слава одного из создателей символистского театра, не было у Метерлинка такого количества верных почитателей, как в России.

К концу XIX в. Метерлинк был уже хорошо известным писателем, автором философских и эстетических трактатов, драматургом, чьи пьесы с наибольшей полнотой выразили устремления символистского театра, противопоставившего себя натурализму и реализму. В своих теоретических статьях «Молчание» и «Трагизм повседневной жизни» (1896 г.) Метерлинк утверждал, что не внешняя реальность, а внутренняя, подсознательная жизнь определяет поведение персонажей, оказывающихся «непосредственно лицом к лицу с враждебной им действительностью». Герои его пьес пассивно ждут того, что может с ними произойти, потому что чувствуют себя игрушкой неведомых сил. С поразительной силой эта атмосфера ожидания и покорности перед неотвратимо надвигающейся судьбой передана в одноактных пьесах «Непрошенная», «Там внутри» и «Слепые», написанных в 1890-е гг. и передающих ощущение безысходности, характерное для конца столетия. С наступлением нового века Метерлинк одержим желанием подарить человеку новую надежду на возможность счастья, которую, конечно же, легче всего обнаружить в сказочных сюжетах. Так рождается «Синяя птица».

Действие этой феерии в двенадцати картинах происходит в «Садах Блаженства», «Стране Воспоминаний», «Царстве Будущего». Среди действующих лиц представлены не только люди, животные, но и их души, а также Вода, Молоко, Сахар, Душа Света и еще множество удивительных персонажей. Поразительна многоплановость, многослойность произведения, в котором очевидны и фольклорные корни и элементы романтической сказки. Но независимо от того, сколько пластов и слоев мы способны в нем расшифровать, и в детски наивном, и во взрослом философичном восприятии «Синей птицы» присутствует желание поддаться очарованию простой и светлой мысли о том, что любовь и счастье служат человеку в его жизни путеводной звездой. Для творчества Метерлинка закономерно, что на поиски этой звезды уходят дети, которые в своей открытости и готовности к чуду способны в большей степени, чем отчаявшиеся и разуверившиеся взрослые, проникнуть в тайны Бытия.

Однако и в этой, самой светлой своей пьесе, писатель — не безудержный оптимист: ни в сновидениях, ни наяву Синяя птица не дается в руки мальчика Тильтиля. Но счастливым был сам поиск Синей Птицы, так многому научивший всех, кто в нем участвовал. На протяжении всего XX в., особенно в России, Синяя птица была символом поисков счастья. На русской земле с феерией Метерлинка произошло чудо. История театрального искусства едва ли располагает другими столь же поразительными примерами не только долголетия спектакля, но и его превращения в совершенно особый феномен национальной культуры. И это при том, что все творения Метерлинка сразу же становились достоянием русского человека и зрителя, благодаря живому интересу к ним не только у русских символистов, но и у всех, кто чувствовал потребность в новых формах. А.А. Блок и В.Я. Брюсов, К.Д. Бальмонт и М.А. Волошин были не только их переводчиками, но и страстными пропагандистами и интерпретаторами, глубоко понимавшими особенности творческого новаторства Метерлинка. Его ранними пьесами увлекался А.П. Чехов, их ставили К.С. Станиславский, В.Э. Мейерхольд и Е.Б. Вахтангов. В них играли выдающиеся русские актеры. И все-таки Метерлинк известен в России прежде всего как автор «Синей птицы», показавший, что надежда для человека заключена в безграничности и бесконечности познания.

Источник: Энциклопедия литературных произведений / Под ред. С.В. Стахорского. - М.: ВАГРИУС, 1998

classlit.ru

Краткое содержание «Синяя птица» Метерлинка Помощь по литературе

Тильтиль и Митиль мирно спят на кануне Рождества. Тут за окнами раздается музыка и будит детей. Они выглядывают на улицу и видят шумное празднование Рождества у богатых соседей. Тут кто-то постучался в дверь. На пороге стояла старушка в зеленом одеянии с кокетливой красной шапочкой, чуть сдвинутой вбок. Это была Фея Берилюна — хромая, горбатая, с крючковатым носом и палочкой. Она говорит, что дети должны найти Синюю Птицу и очень злится, когда дети не понимают, зачем. Берилюна дарит девочке зеленую шапочку с алмазом вместо помпона, и говорит, что та волшебная шапка раскрывает истинный смысл вещей. Когда Тильтиль надевает эту шапку на голову, все вокруг становится до неузнаваемости красивым: вместо старой страшной феи перед ней стояла принцесса, а их скудно обставленная комнатка — в богатые апартаменты. В комнату заходят Душа Часов, Дуа Караваев, Душа Огня воплощается перед детьми быстрым человеком, облаченным в красные леггинсы. Появляются Пес и Кошка — люди в костюмах животных. Пес восторженно кружит вокруг Тильтили, называя ее маленьким божеством. Кошка, недоверчиво обнюхав Митиля, с пафосом жмет ему руку. Из раковины бьет фонтан, и из его брызг выходит девушка, облаченная в воду, как в одежду. Между ней и Огнем происходит схватка. Вдруг кувшин опрокидывается, и из разлитого молока робко показывается белый человечек. Это Душа Молока. Душа Сахара оказалось приторным, ненастоящим человечком, который вылезает из конфеты с треском разрывая фантик. Упавшая лампа выпускает из себя Душу Света — сияющую красавицу, завернувшуюся в сверкающее покрывало. Кто-то начинает стучать в дверь. Тильтиль испуганно срывает с себя шапку, и Души Огня, Хлеба, Воды, Сахара, Света, а так же Пес с Кошкой не успевают вернуться обратно. Превратившаяся обратно в старуху фея говорит им, что они будут сопровождать детей в их нелегком пути, и помогут им отыскать Синюю Птицу. После того, как цель путешествия будет достигнута, они умрут. Только Душа Света и Пес готовы отправиться в путь. Но фея не обращает внимания на всеобщий протест и выводит всех через окно, чтобы найти каждому подходящее облачение. Когда мать и отец Тиль заглядывают в детскую, они видят, что дети тихо посапывают во сне. Души тем временем находятся у Берилюны, в ее великолепном дворце. Каждый из их теперь щеголяет в восхитительных новых костмах. Между ними зреет заговор против Тильтиля и Митили. Организатором этого собрания была Кошка, напомнив всем, что человек (в ее словах — "деспот") в свое время поработил все эти души. Она считает, что Синяя Птица позволит человеку постигнуть все Души, как животных, так и Стихий и Предметов. Тогда все они обречены на пожизненное рабство. Пес категорически не согласен с ней. Тут заходит Фея, и все умолкают. Кошка подставляет Пса, и Тильтиль ругает его. Перед тем, как отправить детей в путь, Фея кормит их: Хлеб отрезает от своего тела два куска, а Сахар отрывает себе два пальца. Тильтиль и Митиль держат путь в Страну Воспоминаний. Туда Души не последуют за ними. В этой стране дети встречают своих давно умерших дедушку и бабушку. Усопшие объясняют брату с сестрой, что происходит с человеком после смерти: он как бы засыпает, причем так сильно, что просыпается только тогда, когда живые близкие зовут их. Повидавшись с родственниками и отобедав с ними, Тильтиль и Митиль предстоит встретить Душу Света, и они торопятся распрощаться с радушными покойниками. Они просят у дедушки с бабушкой в подарок синего дрозда, но как только они выходят из Сраны Воспоминаний, дрозд становится обычного черного цвета. Кошка прибывает в царство Ночи и предупреждает владелицу о том, что скоро сюда нагрянут Тильтиль и Митиль. Но Ночь ничем не может им помешать: человек вправе узнать ее тайны. Кошка и Ночь уповают только на детскую невнимательность и надеяться, что они не заметят настоящую Синюю Птицу — та не боится дня. Приходят дети, вместе с ними — Пес, Хлеб и Сахар. Сначала Ночь пытается окутать путников Иллюзиями, потом так затращать Тильтиля, чтобы тот не осмелился взять ключ ко всем дверям в ее замке. Когда дети отворили одну дверь, из нее выскочили Призраки. За другой спрятались разные болезни: на свободу успел вылезти только Насморк, едва не выпустив Войну. После Тильтиль обнаруживает дверь, за которой Ноь устроила кладовку: там в беспорядке перемешаны Лишние звезды, Ароматы, ходячие огоньки и светлячки. Последнюю и самую большую дверь Ночь просит детей оставить в покое, рассказывая им такие ужасы, что все в испуге убегают. Остаются только Тильтиль и Пес. Они тоже напуганы не меньше других, но преодолевают страх и просовывают ключ в замочную скважину. За дверью находился удивительный сад, в котором обитала мечта и ночной свет. Освещали пейзаж дивные планеты и звезды, над которыми беззаботно летают синие птицы. Остальные тоже заходят в сад за детьми. Там каждый ловит несколько синих птиц и они уходят. При дневном свете все птицы умирают — та единственная, которая выносит его, осталась летать где-то на свободе. Путники подходят к лесу. Первой входит Кошка, якобы полюбезничать с деревьями и задобрить их. На самом деле она натравливает их на Тильтиля и Митиль, сказав, что их отец — дровосек. Нет никого на свете, кроме дровосеков, кого деревья так ненавидели бы. Тильтиля прижимают к земле, Пса обволакивает Плющ. Верный друг еле выкарабкивается и кидается на помощь хозяину. Когда они готовы были распрощаться с жизнью, появилась Душа...

Света. Она напоминает Тильтилю о его волшебной шапке. Мальчик поворачивает алмаз, и деревья окутывает тихий мрак. Кошка ведет себя как ни в чем ни бывало. Поиски Синей Птицы приводят путников на кладбище. Когда вокруг воцаряется темнота, Тильтиль осторожно поворачивает алмаз на своей шапке. Могилы оживают, из них оказываются прекрасные белые бетоны. Они раскрываются и звучит хор, прославляющий Солнце и Жизнь. Когда Тильтиль спрашивает, где же мертвые, ему отвечают, что их нет. Следующая их остановка — в Саду Блаженств. Блаженства чуть не увлекают детей и из спутников в пучину порочных удовольствий. Лишь повернув алмаз мальчик видит, насколько происходящее вокруг ничтожно и уродливо. Тут возникают Блаженства Дома. Они удивлены, что Тильтиль не видит их. Они олицетворяют счастье от того, что ты здоров, счастье любви к родителям, счастье от созерцания голубого неба и т. д. Тогда Блаженства Дома говорят Великим Радостям, что появились дети. Приходят и Великие Радости в обличии прекрасных лучезарных ангелов. Среди них — Великая Радость Справедливого Поступка, Радость Добрых Деяний, Радость Понимания и Осознавания, Радость Матери Доброты. Дети, увидев последнюю Радость, находят схожесть между ней и их собственной матерю. Радость Матери говорит, что она всегда присутствовала у них дома. Когда Радости узнают, что предводителем Тильтиля и Митили была Душа Света, они преклоняют перед ней колено, как перед своей королевой. Великие Радости просят, чтобы Душа Света сняла покрывало, обнажив те Истины и Блаженства, которые еще никто никогда не видел. Но у Души Света есть на этот счет свой приказ, и она только плотнее притягивает к себе одеяло, сказав, что время еще не пришел, и в нужный час она без стыда обнажится. Она обнимает все Великие Радости по очереди и прощается с ними. Дальше Душа Света ведет детей в Лазоревый дворец Царства Будущего. Их окружают сияющие Дети. Им еще не представилось шанса воплотиться на Земле. Зная, что идти в гости к Земле негоже без подарков, Дети уже придумали, что они подарят ей. Кто-то собрался сделать Машину Счастья, другой — продлить всем людям жизнь. Кто-то обещает стать удивительным мастером по ухаживанию за садами, другой хочет быть Королем Десяти Планет, чтобы уничтожить несправедливость. Двое Детей стоят, не размыкая объятий. Они влюблены в друг друга и ни на минуту не теряют друг друга из виду: недавно они узнали, что на Земле их ждет разлука. Теперь они не могут насытиться друг другом вдоволь. К Тильтилю и Митиле подходит малыш, который представляется их будущим братом. Встает Заря — в ее дежурство на Земле всегда рождаются детки. Приходит и Время — древний старик с бородой до колен, опирающийся на косу и держащий в другой руке песочные часы. Он руководит кораблем, который возит детей из Лазоревого дворца туда, на Землю. Вдалеке слышны песни Матерей, которые ждут своих детей. Время рассердился, увидев чужаков, и начинает кричать на них. Тильтиль, Митиль и Душа Света спасаются благодаря шапке. Синяя Птица спрятана у Души Света под одеянием. Наконец брат с сестрой снова оказываются у зеленой изгороди своего дома. Там они прощаются со своими спутниками. Хлеб отдает им обратно клетку, где должна была сидеть Синяя Птица. Душа Света делает предположение, что этой Птицы либо никогда не существовало, либо она меняет окрас по желанию. Души слезно прощаются с детьми. Огонь в порыве страсти чуть не опаляет их, Вода ласково журчит на прощание, Сахар рассыпается в своей слащавой манере. Пес бросается к ним со всех ног, скучая по ним, еще даже не разойдясь. Дети хотят, чтобы Душа Света осталась с ними навсегда, но она не может. Но она обещает, что они всегда увидят ее отражение в каждом чистом и светлом порыве души. Дома все удивительным образом изменилось — дом стал чище, новее, наполнился счастьем. Когда в детскую заглядывает Мать, Тильтиль и Митиль сосут пальцы во сне. Она начинает пробуждать их ласковыми словами. Проснувшись, дети наперебой начинают рассказывать о том, что повидали, пока были в путешествии. Мать не понимает ни единого их слова и решает, что сын и дочь заболели. Пока мать звонила врачу, к ним пришла их соседка, Берленго. Наружностью она напоминает детям фею Берилюны, и Тильтиль начинает извиняться перед ней за то, что так и не нашел Синюю Птицу. Старуха Берленго смекнула, что детям приснилась какая-то сказка — может, полнолуние на них так действует. В ответ она рассказывает детям о своей внучке: та тяжело больна, Доктор говорит, что это от нервов, и он тут бессилен. Тогда Тильтиль решает подарить ей горлицу, которую девочка так давно хотела. Когда Тильтиль видит птицу, ему кажется, что она синего цвета. Он дарит птицу больной. Тильтиль и Митиль теперь по новому относятся ко всему, что видят вокруг — и хлеб с сахаром и молоком на столе, и огонь, и воду, и вьющихся вокруг пса с кошкой. К ним приходит старуха Берленго, ведя за ручку необычайно прелестную Девочку. Та нежно гладит прильнувшую к ее груди горлицу. Брат с сестрой находят, что ребенок очень похож на Душу Света. Когда Тильтиль начинает рассказывать Девочке, как и чем кормить ее питомца, горлица вырывается из ее рук и улетает. Девочка начинает горько плакать, а Тильтиль обещает вернуть ей птичку. Потом он просит читателя, чтобы тот, если увидит Синюю Птицу, дал ему знать — она нужна им всем, чтобы стать счастливыми».

Прислал: Фомина Анастасия . 2017-10-14 20:11:18

pomosh-po-literatyre.imysite.ru