«Зоология. Птицы», дидактические карточки. Птицы дидактические карточки


«Зоология. Птицы», дидактические карточки

Моу Вешкаймская общеобразовательная школа №2 имени Б. П. Зиновьева Учитель:Немова Л.Ю.

Особенности внутреннего строения и жизнедеятельности птиц, связанные с полётом

Цели:

  1. создать условия для формирования у школьников целостных знаний об особенностях внутреннего строения, связанных с приспособлением к интенсивному обмену веществ (большими расходами энергии и повышенной двигательной активностью)
  2. показать усложнение организации внутреннего строения птиц по сравнению с млекопитающими
  3. научить распознавать системы органов класса птиц
  4. научить выявлять приспособленность организмов к среде обитания
  5. развитие навыка систематизации понятий

Оборудование: таблица» Класс Птицы. Голубь», таблица» Внутреннее строение птицы»- рельефная, макет головного мозга птицы, фолии по теме - « Зоология. Птицы», дидактические карточки

Ход урока:

Орг. Момент.

  1. а) Повторение. Работа со слабыми уч-ся. (работа по дидактическим карточкам-10 минут, 6 уч-ся)
б) фронтальный опрос на доске записано: Черты приспособленности птиц к полёту, связанные с внешним строением. Уч-ся выходят, записывают черты, объясняют
    • наличие перьев( легких и прочных)
    • обтекаемая форма тела ( при полёте птица вытягивает голову, ноги прижимает к телу или вытягивает назад)- уменьшение трения
    • наличие хвоста, служащего птице рулём
    • образование цевки, как посадочного устройства
    • лёгкий скелет ( наличие в костях воздухоносных путей)

    Добавление учителя:

    • клюв без зубов
    • быстрое пищеварение
    • частое удаление непереваренных остатков из организма

    2. Изучение нового материала

    а) постановка целей урока

    Наш список приспособлений еще не закончен. Сегодня мы изучим внутреннее строение птиц и пополним наш список

    б) рассказ учителя с демонстрацией фолий и элементами беседы

    - какие системы внутренних органов имеют позвоночные животные

    - где они расположены ( грудная, брюшная полость)

    Птицы имеют такие же системы органов, как и ранее изученные позвоночные. Эти системы расположены в полости тела, которая у пернатых защищена грудной клеткой и костями таза.

    Внутреннее строение птиц отличается рядом особенностей

    Пищеварительная система:

    Личностная значимость изучаемого для уч-ся:- Будет ли комплиментом для девушки выражение: «Ешь как птичка»

    Полёт птиц связан с затратами большого количества энергии( например, голубь, летящий со скоростью- 70 км. В час расходует в 27 раз больше энергии, чем в покое)

    Источник пополнения энергии- пища. Поэтому птицы потребляют много разнообразного корма

    - какие органы составляют пищеварительную систему?

    Работа с фолиями:

    Отделы: рот, глотка, пищевод, желудок, тонкий, толстый кишечник, клоака, поджелудочная железа и печень.

    Пища в рот попадает целиком или разделённая на небольшие порции при помощи клюва и лап. Во рту пища смачивается слюной и при помощи языка проталкивается в пищевод. У зерноядных и хищников пищевод образует расширение- зоб, где пища размягчается. Затем она поступает в железистый желудок- подвергается воздействию пищеварительных ферментов и соляной кислоты.

    Неперевареные части: кости, перья, шерсть, хитин, твердые оболочки семян птицы отрыгивает в виде погадок. Мускульный желудок наполнен мелкими камушками

    - как они туда попадают?

    - для чего они нужны?

    (роль зубов - перетирают пищу)

    В тонком кишечники пища переваривается и всасывается. Пищеварение у птиц протекает быстро

    - какая пища очень быстро переваривается

    ( мясо, мякоть сочных плодов)

    Ягоды- 10 мин.

    Мелкая рыба- 15 мин.

    Мышь- 4 часа

    Зерно- 12-24 часа

    Мелкие птицы более прожорливы, они поедают больше пищи по отношении к массе тела, чем крупнее

    Кровеносная система:

    - какие особенности кровеносной

    - какое значение имеет полное разделение потто=коа крови у птиц на артериальный и венозной ( обеспечивает высокий уровень обмена веществ т постоянную температуру тела) системы птиц можно выявить на рисунке

    ( крупные размеры сердца, наличие 4 камер, 2 круга кровообращения, толстые стенки желудочка)

    - объясните, почему мышечные стенки предсердий тонкие, а желудочков- толстые

    - какую роль играют большой и малый круги кровообращения

    б) рассказ учителя с демонстрацией фолий

    в правой половине сердца находится венозная кровь, в левой - артериальная

    большой круг кровообращения начинается в левом желудочке, их которого выходит аорта, артерии, несущие кровь к голове, грудным мышцам, передним конечностям. Спинная аорта - кровью снабжаются внутренние органы и задние конечности

    артерии- капилляры- органы и ткани

    в тканях клетках происходит газообмен- кровь отдаёт кислород и насыщается углекислым газом

    Венозная кровь от головы и передних конечностей собирается в верхнюю полую вену, а от задних конечностей и внутренних органов - в нижнюю полую вену. Полые вены приносят кровь в правое предсердие. Здесь заканчивается большой круг кровообращения

    малый- правый желудочек - артерии (венозная кровь)

    в легких происходит газообмен: кровь отдает углекислый газ и окисляется

    от легких кровь собирается в вены. Они несут артериальную кровь в левое предсердие. Так заканчивается малый круг кровообращения.

    Нервная система

    - рассмотрите отделы, отметьте их относительные размеры- с чем связано более сложное строение переднего, среднего мозга и мозжечка у птиц по сравнению с пресмыкающимися

    ( точная координация движения птиц в полёте)

    Передний мозг- сложное поведение птиц: строительство гнёзд, уход за потомством, миграции, добывание корма и избегании опасности)

    Хорошо развиты зрительные бугры среднего мозга

    Дыхательная система

    В) самостоятельная работа уч-ся ( с использованием вопросов инструктивной карточки)

    1. рассмотрите схему строения органов дыхания птиц
    2. запишите особенности строения дыхательной системы птиц, связанные с полётом
    3. как дышат птицы во время покоя? При полёте? Что такое двойное дыхание? Каково его значение?
    1. закрепление
    1. тест - стр. 240 ( Пепеляева)
    1. Д/З.: П. 46, записи в тетради

    koledj.ru

    Дидактические карточки "Городские птицы"

    Аннотация

    Дидактические карточки Городские птицы помогут ребенку составить представление о птицах, которые живут в городе. В комплекте 16 карточек. Разглядывая карточки, играя с ними, ваш ребенок не только обогатит свой багаж знаний об окружающем мире, но и научится составлять предложения, беседовать по картинкам, классифицировать и систематизировать предметы. Кроме того, с подобными карточками можно придумать множество интереснейших игр! Именно такие карточки можно рекомендовать родителям для познавательных игр с детьми и занятий по методике Глена Домана. Размер карточек 25*15 см.

    Дополнительная информация
    Регион (Город/Страна где издана): Москва
    Тираж: 2000
    Страниц: 16
    Ширина издания: 150
    Высота издания: 210
    Вес в гр.: 137
    Тип обложки: Карточки
    Цвета обложки: Многоцветный
    Иллюстрирована: Да
    Тип иллюстраций: Цветные иллюстрации

    www.dkmg.ru

    Дидактические карточки "Птицы наших лесов"

    есть в наличии

    Дополнительная информация
    Регион (Город/Страна где издана): Москва
    Год публикации: 2014
    Страниц: 32
    Ширина издания: 252
    Высота издания: 150
    Язык публикации: Русский

    www.dkmg.ru