Птицы (фильм, 1963). Птицы фильмы


Птицы (фильм, 1963) — Википедия РУ

Сюжет

Как и в случае с предыдущим фильмом Хичкока, «Психо», ничто не подготавливает зрителя к необъяснимым событиям, составляющим основное содержание фильма. В начале ленты мы видим, как Мелани Дэниелз, очаровательная и несколько самодовольная прожигательница жизни, знакомится с Митчем Бреннером, молодым адвокатом. Встреча происходит в зоомагазине в Сан-Франциско. Его холодность не отталкивает её, и, купив в качестве подарка его сестренке Кэти пару неразлучников, Мелани едет к нему в залив Бодега.

Приближаясь к пристани, она подвергается нападению чайки, ударившей её в голову. На ночь Мелани решает остановиться у местной учительницы, Энни Хейворт, которая рассказывает ей о том, что миссис Бреннер, мать Митча, очень ревнива в отношении к своему сыну и полна собственнических чувств.

На следующий день во время празднования дня рождения Кэти, который проводится на свежем воздухе, на детей нападают чайки, а вечером сотни ласточек врываются в дом через каминную трубу. Наутро миссис Бреннер едет навестить соседа-фермера и находит его мёртвым, с выклеванными глазами. Днём, когда Мелани становится свидетелем угрожающего скопления ворон на школьном дворе, она вместе с Энни уводит детей из школы. Спасая Кэти, Энни становится жертвой атаки птиц и погибает. Мелани с детьми спасаются в ресторанчике. В это время птицы становятся причиной пожара на бензоколонке.

Вечером Мелани и Бреннеры забаррикадировали окна в доме, успев защититься от налетов птиц, с размаху ударявшихся о стены и двери. Когда на время наступает затишье, Мелани, услышав какие-то звуки на чердаке, поднимается туда, чтобы узнать, в чём дело. Там полным-полно птиц, которые набрасываются на неё. Тогда Митч приходит ей на помощь. Воспользовавшись очередной передышкой, Митч предлагает всем покинуть дом. Они выходят на крыльцо. Пространство между домом и гаражом и дальше, куда хватает глаз, заполнено сотнями птиц. Мелани и Бреннеры уезжают из дома в кабриолете Мелани.[1]

В ролях

Альфред Хичкок сыграл камео в роли мужчины, выходящего из зоомагазина с двумя собаками.

Работа над фильмом

В 1961 году город Капитола в штате Калифорния был атакован сотнями серых буревестников, которые нападали на прохожих и врезались в окна и стены домов. Изменение в поведении этих птиц было якобы вызывано отравлением токсинами моллюсков. Сообщения об этом инциденте вдохновили Хичкока на создание фильма. По другим данным, однажды в сан-францискской газете появилась заметка о том, как вороны атаковали ягнят как раз в той местности, где потом проводились съемки. Хичкок побеседовал с фермером-свидетелем этого происшествия, и так у него зародилась идея будущего фильма[2]. Он предложил написать сценарий Джозефу Стефано, с которым работал над «Психо», но тот не проявил интереса к рассказу Дюморье.

Я умышленно начал фильм с поведения лёгкого, повседневного и малозначительного. В отношении титров мне пришлось пойти на компромисс, сделав их зловещими. Мне хотелось использовать очень лёгкие и простые китайские изображения птиц — миниатюрные, изящные рисунки. Я отказался от этой идеи, предчувствуя, что зритель потеряет терпение и начнёт спрашивать: «Ну и когда же нагрянут птицы?» Посему я время от времени поддразниваю зрителя, показывая птичку рядом с дверью, птиц на телеграфных проводах, пташку, которая клюнула девушку. Мне представляется, что важнее всего узнать этих людей, особенно мать, ведь она тут ключевая фигура. Нам придётся подождать, чтобы впитать атмосферу перед тем, как появятся птицы. Напоминаю, что это фантазия. Но всё вокруг предельно реалистично — и топография, и декорации, и люди. Ну и птицы должны были быть самыми обыденными — ни в коем случае не ястребами, не дикими птицами.

Оригинальный текст (англ.)

I deliberately started off with light, ordinary, inconsequential behavior. I even compromised by the nature of the opening titles, making them ominous. I wanted to use very light, simple Chinese paintings of birds--delicate little drawings. I didn't because I felt people might get impatient, having seen the advertising campaign and ask, "When are the birds coming on?" That's why I give them a sock now and again--the bird against the door, bang! birds up on the wires, the bird that bites the girl. But I felt it was vital to get to know the people, the mother especially, she's the key figure. And we must take our time, get absorbed in the atmosphere before the birds come. Once more, it is fantasy. But everything had to be as real as possible, the surroundings, the settings, the people. And the birds themselves had to be domestic birds--no vultures, no wild birds of any kind.

Во время работы над фильмом режиссёр стремился выявить параллели между людьми и птицами. В первой части фильма люди держат птиц в клетках, во второй — птицы запирают их в клетках автомобилей и домов.[4] Отмечается даже сходство с птичьими некоторых жестов героев (особенно героини Типпи Хедрен).[5]

Переработку рассказа в сценарий фильма предполагалось поручить Рэю Брэдбери. Однако из-за работы над другим проектом Хичкока он не смог заняться «Птицами». Брэдбери остался крайне недоволен результатом: «Фильм полон дыр. Он слишком длинный. Я часто думаю, что бы случилось, если бы я писал сценарий. Концовка фильма, каким мы его знаем, получилась крайне неудачной»[6]. В сценарии Энни Хэйворт до самого финала пребывала в доме Митча, а потом поднялась на чердак и стала жертвой последней атаки[7].

Хичкок рассказывал Франсуа Трюффо: «Меня правдоподобие не занимает совершенно; его-то как раз добиться легче всего – ради чего тут копья ломать? Помните ту длинную сцену в «Птицах» с обсуждением птичьих повадок? Среди персонажей там была женщина – специалистка по этим вопросам, орнитолог. Она оказалась там по чистой случайности! Разумеется, я мог бы подмонтировать тройку эпизодов для обоснования ее присутствия, но кому же это интересно![8]»

Интерпретации

С момента выхода фильма не утихают споры о якобы зашифрованных в нём смыслах. В газетной рекламе фильма среди прочего от имени режиссёра было написано: «...На этот раз, однако, кроме удовольствия, предлагается серьезная тема. В фильме «Птицы» за фасадом шока и саспенса скрывается страшная идея. Когда вы ее поймете, ваше удовольствие более чем удвоится»[9]. Сам Хичкок назвал «Птицы» фильмом о самодовольстве (complacency), видимо, намекая на излишнюю самоуверенность главной героини, которая убеждена, что всё окружающее находится у неё под контролем.[10] Отталкиваясь от этой ремарки, высказывались мнения, что нападения птиц носят характер возмездия героям фильма (или людям в целом) за гордыню либо иные прегрешения. Известный кинокритик Жак Лурселль перечисляет некоторые версии:

«Апокалипсис, Страшный суд (гипотеза, поддержанная Хичкоком в его интервью Питеру Богдановичу «Кинематограф Алфреда Хичкока»), библейская казнь, которой подвергает человека гневный и мстительный бог — все толкования происходящего должны оставаться открытыми и при этом как можно больше запутывать зрителя, чтобы все нравственные и метафизические вопросы, поднятые в десятках предыдущих фильмов Хичкока, смогли вновь подняться на поверхность и вновь блеснуть с небывало ощутимой и впечатляющей силой»)[11].

Известный исследователь творчества Хичкока, Робин Вуд, в своей книге «Фильмы Хичкока» разбирает различные варианты интерпретации фильма. Он отметает версии экологическую (птицы мстят людям за зло, которое те им причинили) и эсхатологическую (божественное возмездие за грехи людей) по той причине, что в фильме подчёркивается безадресность нападений, ибо птицы нападают на всех подряд, в том числе на маленьких детей. По мнению исследователя, путём введения в фильм фантастического элемента Хичкок стремится продемонстрировать «непрочность, полнейшую бессмысленность» человеческой жизни:[10]

Птицы — вещественное воплощение случайного и непредсказуемого, всего того, что вносит неуверенность в жизнь людей и их взаимоотношения, это напоминание о хрупкости и нестабильности, которые нельзя ни избежать, ни проигнорировать, и, далее, намёк на возможность того, что вся жизнь лишена смысла и абсурдна.[12]

Оригинальный текст (англ.)

The birds... are a concrete embodiment of the arbitrary and unpredictable, of whatever makes human life and human relationships precarious, a reminder of fragility and instability that cannot be ignored or evaded, and beyond that, of the possibility that life is meaningless and absurd.

Славой Жижек в своей работе «Киногид извращенца» приводит психоаналитическое объяснение: нападения птиц олицетворяют вытесненные кровосмесительные желания матери Митча, её безотчётную тревогу, вызванную вторжением в размеренную жизнь её дома самоуверенной девушки, опасение того, что она заберёт у неё сына.[13] Появление Мелани в доме у озера пробуждает все вытесненные из сознания матери тревоги и фобии: боязнь неопределённости, покинутости, одиночества, наконец, просто ревность. Чем ближе сходятся Митч и Мелани, тем более неистовыми становятся нападения птиц. В конце фильма мать утешает Мелани и помогает забинтовать её раны, словно бы примирившись с выбором сына.[14]

Жижек отмечает, что мотив птиц нарастает в творчестве Хичкока от фильма «К северу через северо-запад» (нападение на главного героя «стальной птицы» — самолёта) через «Психо» (многочисленные чучела птиц, к которым приравнивается и покойная мать главного героя) к «Птицам». Он трактует ужасающие образы птиц в этих фильмах как воплощение неразрешённого напряжения в семейных отношениях и сравнивает их с чумой, свирепствующей в Фивах «Царя Эдипа». Чума и птицы, по Жижеку, олицетворяют глубинный непорядок в семейных отношениях: фигура властного отца уступает место материнскому суперэго, злобному и деспотичному, блокирующему нормальную половую жизнь сына.[15]

Как олицетворение сексуальной неудовлетворённости, божественного возмездия, хаотической бессмыслицы, метафизической инверсии и ноющего чувства вины — созданный Хичкоком образ птиц по многослойности и динамичности смыслов не уступит Моби Дику Мелвилла.

Некоторые кинокритики посчитали, что фильм претенциозный, в стиле «французской новой волны», финал фильма оставляет неясной не только причину нападения птиц, но и судьбу главных героев. Критик из журнала «Тайм» писал: «Мастер, творя по своим незамысловатым принципам нагнетания ужаса и страха, стал претендовать на новый взгляд, который едва ли можно назвать Nouvelle Vague»[9].

Звуковая сторона фильма

Хичкок отказался от использования музыки в этом фильме. В начальных титрах стилизованные изображения беспорядочно перелетающих птиц сопровождают электронные, полые звуки, которые механически имитируют воркование птиц; с ними перемешаны и реальные звуки пернатых.[5] Избранное им звуковое сопровождение Хичкок описывал как какой-то «монотонный глухой шум… странный искусственный звук, словно на своём языке птицы говорят нам: „Мы ещё не готовы напасть, но мы готовимся к этому. Мы подобны мотору, который заводится и может стартануть в любую минуту“».[13]

Награды

См. также

Примечания

  1. ↑ Фильм не заканчивался словом «Конец», так как Хичкок хотел показать бесконечный ужас. Финал оставлен открытым. Зрителю предоставляется самому решить, закончились ли на этом нападения птиц на людей, носили ли они только локальный характер. По первоначальному замыслу Архивная копия от 27 мая 2010 на Wayback Machine Хичкока, при въезде в Сан-Франциско герои фильма должны были обнаружить мост «Золотые ворота» полностью облепленным полчищами птиц.
  2. ↑ Франсуа Трюффо. Кинематограф по Хичкоку (недоступная ссылка). Paris: Lafiont, 1966. Стр. 158
  3. ↑ Интервью Хичкока с Питером Богдановичем Архивная копия от 27 мая 2010 на Wayback Machine (1963)
  4. ↑ David Sterritt. The Films of Alfred Hitchcock. Cambridge University Press, 1993. ISBN 0-521-39814-2. Page 142.
  5. ↑ 1 2 Gregory Currie. Narratives and Narrators: A Philosophy of Stories. Oxford University Press, 2010. ISBN 0-19-928260-9. Page 172.
  6. ↑ Биография Рэя Брэдбери
  7. ↑ Франсуа Трюффо. Кинематограф по Хичкоку (недоступная ссылка). Paris: Lafiont, 1966. Стр. 163
  8. ↑ "Кинематограф по Хичкоку" автора Трюффо Франсуа - RuLit - Страница 18. www.rulit.me. Проверено 26 марта 2017.
  9. ↑ 1 2 Ребелло С. Хичкок. Ужас, порожденный „Психо“ (англ.). readme.club. Проверено 12 августа 2017.
  10. ↑ 1 2 Joseph Maddrey. Nightmares in Red, White and Blue: The Evolution of the American Horror Film. McFarland, 2004. ISBN 0-7864-1860-5. Page 110.
  11. ↑ Лурселль Жак. "Авторская энциклопедия фильмов. Том I". litlife.club. Проверено 12 августа 2017.
  12. ↑ Robin Wood. Hitchcock’s Films. Paperback Library, 1969. Page 137.
  13. ↑ 1 2 Lee Edelman. No Future: Queer Theory and the Death Drive. Duke University Press, 2004. ISBN 0-8223-3369-4. Page 147.
  14. ↑ Птицы, по словам Жижека, «воплощают фундаментальное расстройство семейных взаимоотношений»: «Отца нет, его функция в семье провисает, а образовавшийся вакуум заполняет иррациональное материнское суперэго, деспотичное, жестокое, блокирующее нормальные отношения полов».
  15. ↑ Slavoj Žižek. Looking Awry: An Introduction to Jacques Lacan Through Popular Culture. 2nd ed. Massachusetts Institute of Technology Press, 1992. ISBN 978-0-262-74015-9. Pages 87-107.
  16. ↑ The Birds | Chicago Reader

Ссылки

http-wikipediya.ru

Птицы (фильм, 1963) — Википедия

«Пти́цы» (англ. The Birds) — кинофильм Альфреда Хичкока, снятый в 1963 году по мотивам одноимённого рассказа Дафны Дюморье. В жанровом отношении сочетает элементы фантастического триллера, апокалиптического фильма-катастрофы, фильма ужасов и традиционной мелодрамы. Был выдвинут на премию «Оскар» за визуальные эффекты.

Сюжет

Как и в случае с предыдущим фильмом Хичкока, «Психо», ничто не подготавливает зрителя к необъяснимым событиям, составляющим основное содержание фильма. В начале ленты мы видим, как Мелани Дэниелз, очаровательная и несколько самодовольная прожигательница жизни, знакомится с Митчем Бреннером, молодым адвокатом. Встреча происходит в зоомагазине в Сан-Франциско. Его холодность не отталкивает её, и, купив в качестве подарка его сестренке Кэти пару неразлучников, Мелани едет к нему в залив Бодега.

Приближаясь к пристани, она подвергается нападению чайки, ударившей её в голову. На ночь Мелани решает остановиться у местной учительницы, Энни Хейворт, которая рассказывает ей о том, что миссис Бреннер, мать Митча, очень ревнива в отношении к своему сыну и полна собственнических чувств.

На следующий день во время празднования дня рождения Кэти, который проводится на свежем воздухе, на детей нападают чайки, а вечером сотни ласточек врываются в дом через каминную трубу. Наутро миссис Бреннер едет навестить соседа-фермера и находит его мёртвым, с выклеванными глазами. Днём, когда Мелани становится свидетелем угрожающего скопления ворон на школьном дворе, она вместе с Энни уводит детей из школы. Спасая Кэти, Энни становится жертвой атаки птиц и погибает. Мелани с детьми спасаются в ресторанчике. В это время птицы становятся причиной пожара на бензоколонке.

Вечером Мелани и Бреннеры забаррикадировали окна в доме, успев защититься от налетов птиц, с размаху ударявшихся о стены и двери. Когда на время наступает затишье, Мелани, услышав какие-то звуки на чердаке, поднимается туда, чтобы узнать, в чём дело. Там полным-полно птиц, которые набрасываются на неё. Тогда Митч приходит ей на помощь. Воспользовавшись очередной передышкой, Митч предлагает всем покинуть дом. Они выходят на крыльцо. Пространство между домом и гаражом и дальше, куда хватает глаз, заполнено сотнями птиц. Мелани и Бреннеры уезжают из дома в кабриолете Мелани.[1]

Видео по теме

В ролях

Альфред Хичкок сыграл камео в роли мужчины, выходящего из зоомагазина с двумя собаками.

Работа над фильмом

В 1961 году город Капитола в штате Калифорния был атакован сотнями серых буревестников, которые нападали на прохожих и врезались в окна и стены домов. Изменение в поведении этих птиц было якобы вызывано отравлением токсинами моллюсков. Сообщения об этом инциденте вдохновили Хичкока на создание фильма. По другим данным, однажды в сан-францискской газете появилась заметка о том, как вороны атаковали ягнят как раз в той местности, где потом проводились съемки. Хичкок побеседовал с фермером-свидетелем этого происшествия, и так у него зародилась идея будущего фильма[2]. Он предложил написать сценарий Джозефу Стефано, с которым работал над «Психо», но тот не проявил интереса к рассказу Дюморье.

Я умышленно начал фильм с поведения лёгкого, повседневного и малозначительного. В отношении титров мне пришлось пойти на компромисс, сделав их зловещими. Мне хотелось использовать очень лёгкие и простые китайские изображения птиц — миниатюрные, изящные рисунки. Я отказался от этой идеи, предчувствуя, что зритель потеряет терпение и начнёт спрашивать: «Ну и когда же нагрянут птицы?» Посему я время от времени поддразниваю зрителя, показывая птичку рядом с дверью, птиц на телеграфных проводах, пташку, которая клюнула девушку. Мне представляется, что важнее всего узнать этих людей, особенно мать, ведь она тут ключевая фигура. Нам придётся подождать, чтобы впитать атмосферу перед тем, как появятся птицы. Напоминаю, что это фантазия. Но всё вокруг предельно реалистично — и топография, и декорации, и люди. Ну и птицы должны были быть самыми обыденными — ни в коем случае не ястребами, не дикими птицами.

Оригинальный текст (англ.)

I deliberately started off with light, ordinary, inconsequential behavior. I even compromised by the nature of the opening titles, making them ominous. I wanted to use very light, simple Chinese paintings of birds--delicate little drawings. I didn't because I felt people might get impatient, having seen the advertising campaign and ask, "When are the birds coming on?" That's why I give them a sock now and again--the bird against the door, bang! birds up on the wires, the bird that bites the girl. But I felt it was vital to get to know the people, the mother especially, she's the key figure. And we must take our time, get absorbed in the atmosphere before the birds come. Once more, it is fantasy. But everything had to be as real as possible, the surroundings, the settings, the people. And the birds themselves had to be domestic birds--no vultures, no wild birds of any kind.

Во время работы над фильмом режиссёр стремился выявить параллели между людьми и птицами. В первой части фильма люди держат птиц в клетках, во второй — птицы запирают их в клетках автомобилей и домов.[4] Отмечается даже сходство с птичьими некоторых жестов героев (особенно героини Типпи Хедрен).[5]

Переработку рассказа в сценарий фильма предполагалось поручить Рэю Брэдбери. Однако из-за работы над другим проектом Хичкока он не смог заняться «Птицами». Брэдбери остался крайне недоволен результатом: «Фильм полон дыр. Он слишком длинный. Я часто думаю, что бы случилось, если бы я писал сценарий. Концовка фильма, каким мы его знаем, получилась крайне неудачной»[6]. В сценарии Энни Хэйворт до самого финала пребывала в доме Митча, а потом поднялась на чердак и стала жертвой последней атаки[7].

Хичкок рассказывал Франсуа Трюффо: «Меня правдоподобие не занимает совершенно; его-то как раз добиться легче всего – ради чего тут копья ломать? Помните ту длинную сцену в «Птицах» с обсуждением птичьих повадок? Среди персонажей там была женщина – специалистка по этим вопросам, орнитолог. Она оказалась там по чистой случайности! Разумеется, я мог бы подмонтировать тройку эпизодов для обоснования ее присутствия, но кому же это интересно![8]»

Интерпретации

С момента выхода фильма не утихают споры о якобы зашифрованных в нём смыслах. В газетной рекламе фильма среди прочего от имени режиссёра было написано: «...На этот раз, однако, кроме удовольствия, предлагается серьезная тема. В фильме «Птицы» за фасадом шока и саспенса скрывается страшная идея. Когда вы ее поймете, ваше удовольствие более чем удвоится»[9]. Сам Хичкок назвал «Птицы» фильмом о самодовольстве (complacency), видимо, намекая на излишнюю самоуверенность главной героини, которая убеждена, что всё окружающее находится у неё под контролем.[10] Отталкиваясь от этой ремарки, высказывались мнения, что нападения птиц носят характер возмездия героям фильма (или людям в целом) за гордыню либо иные прегрешения. Известный кинокритик Жак Лурселль перечисляет некоторые версии:

«Апокалипсис, Страшный суд (гипотеза, поддержанная Хичкоком в его интервью Питеру Богдановичу «Кинематограф Алфреда Хичкока»), библейская казнь, которой подвергает человека гневный и мстительный бог — все толкования происходящего должны оставаться открытыми и при этом как можно больше запутывать зрителя, чтобы все нравственные и метафизические вопросы, поднятые в десятках предыдущих фильмов Хичкока, смогли вновь подняться на поверхность и вновь блеснуть с небывало ощутимой и впечатляющей силой»)[11].

Известный исследователь творчества Хичкока, Робин Вуд, в своей книге «Фильмы Хичкока» разбирает различные варианты интерпретации фильма. Он отметает версии экологическую (птицы мстят людям за зло, которое те им причинили) и эсхатологическую (божественное возмездие за грехи людей) по той причине, что в фильме подчёркивается безадресность нападений, ибо птицы нападают на всех подряд, в том числе на маленьких детей. По мнению исследователя, путём введения в фильм фантастического элемента Хичкок стремится продемонстрировать «непрочность, полнейшую бессмысленность» человеческой жизни:[10]

Птицы — вещественное воплощение случайного и непредсказуемого, всего того, что вносит неуверенность в жизнь людей и их взаимоотношения, это напоминание о хрупкости и нестабильности, которые нельзя ни избежать, ни проигнорировать, и, далее, намёк на возможность того, что вся жизнь лишена смысла и абсурдна.[12]

Оригинальный текст (англ.)

The birds... are a concrete embodiment of the arbitrary and unpredictable, of whatever makes human life and human relationships precarious, a reminder of fragility and instability that cannot be ignored or evaded, and beyond that, of the possibility that life is meaningless and absurd.

Славой Жижек в своей работе «Киногид извращенца» приводит психоаналитическое объяснение: нападения птиц олицетворяют вытесненные кровосмесительные желания матери Митча, её безотчётную тревогу, вызванную вторжением в размеренную жизнь её дома самоуверенной девушки, опасение того, что она заберёт у неё сына.[13] Появление Мелани в доме у озера пробуждает все вытесненные из сознания матери тревоги и фобии: боязнь неопределённости, покинутости, одиночества, наконец, просто ревность. Чем ближе сходятся Митч и Мелани, тем более неистовыми становятся нападения птиц. В конце фильма мать утешает Мелани и помогает забинтовать её раны, словно бы примирившись с выбором сына.[14]

Жижек отмечает, что мотив птиц нарастает в творчестве Хичкока от фильма «К северу через северо-запад» (нападение на главного героя «стальной птицы» — самолёта) через «Психо» (многочисленные чучела птиц, к которым приравнивается и покойная мать главного героя) к «Птицам». Он трактует ужасающие образы птиц в этих фильмах как воплощение неразрешённого напряжения в семейных отношениях и сравнивает их с чумой, свирепствующей в Фивах «Царя Эдипа». Чума и птицы, по Жижеку, олицетворяют глубинный непорядок в семейных отношениях: фигура властного отца уступает место материнскому суперэго, злобному и деспотичному, блокирующему нормальную половую жизнь сына.[15]

Как олицетворение сексуальной неудовлетворённости, божественного возмездия, хаотической бессмыслицы, метафизической инверсии и ноющего чувства вины — созданный Хичкоком образ птиц по многослойности и динамичности смыслов не уступит Моби Дику Мелвилла.

Некоторые кинокритики посчитали, что фильм претенциозный, в стиле «французской новой волны», финал фильма оставляет неясной не только причину нападения птиц, но и судьбу главных героев. Критик из журнала «Тайм» писал: «Мастер, творя по своим незамысловатым принципам нагнетания ужаса и страха, стал претендовать на новый взгляд, который едва ли можно назвать Nouvelle Vague»[9].

Звуковая сторона фильма

Хичкок отказался от использования музыки в этом фильме. В начальных титрах стилизованные изображения беспорядочно перелетающих птиц сопровождают электронные, полые звуки, которые механически имитируют воркование птиц; с ними перемешаны и реальные звуки пернатых.[5] Избранное им звуковое сопровождение Хичкок описывал как какой-то «монотонный глухой шум… странный искусственный звук, словно на своём языке птицы говорят нам: „Мы ещё не готовы напасть, но мы готовимся к этому. Мы подобны мотору, который заводится и может стартануть в любую минуту“».[13]

Награды

Номинации

См. также

Примечания

  1. ↑ Фильм не заканчивался словом «Конец», так как Хичкок хотел показать бесконечный ужас. Финал оставлен открытым. Зрителю предоставляется самому решить, закончились ли на этом нападения птиц на людей, носили ли они только локальный характер. По первоначальному замыслу Хичкока, при въезде в Сан-Франциско герои фильма должны были обнаружить мост «Золотые ворота» полностью облепленным полчищами птиц.
  2. ↑ Франсуа Трюффо. Кинематограф по Хичкоку (недоступная ссылка). Paris: Lafiont, 1966. Стр. 158
  3. ↑ Интервью Хичкока с Питером Богдановичем (1963)
  4. ↑ David Sterritt. The Films of Alfred Hitchcock. Cambridge University Press, 1993. ISBN 0-521-39814-2. Page 142.
  5. ↑ 1 2 Gregory Currie. Narratives and Narrators: A Philosophy of Stories. Oxford University Press, 2010. ISBN 0-19-928260-9. Page 172.
  6. ↑ Биография Рэя Брэдбери
  7. ↑ Франсуа Трюффо. Кинематограф по Хичкоку (недоступная ссылка). Paris: Lafiont, 1966. Стр. 163
  8. ↑ "Кинематограф по Хичкоку" автора Трюффо Франсуа - RuLit - Страница 18. www.rulit.me. Проверено 26 марта 2017.
  9. ↑ 1 2 Ребелло С. Хичкок. Ужас, порожденный „Психо“ (англ.). readme.club. Проверено 12 августа 2017.
  10. ↑ 1 2 Joseph Maddrey. Nightmares in Red, White and Blue: The Evolution of the American Horror Film. McFarland, 2004. ISBN 0-7864-1860-5. Page 110.
  11. ↑ Лурселль Жак. "Авторская энциклопедия фильмов. Том I". litlife.club. Проверено 12 августа 2017.
  12. ↑ Robin Wood. Hitchcock’s Films. Paperback Library, 1969. Page 137.
  13. ↑ 1 2 Lee Edelman. No Future: Queer Theory and the Death Drive. Duke University Press, 2004. ISBN 0-8223-3369-4. Page 147.
  14. ↑ Птицы, по словам Жижека, «воплощают фундаментальное расстройство семейных взаимоотношений»: «Отца нет, его функция в семье провисает, а образовавшийся вакуум заполняет иррациональное материнское суперэго, деспотичное, жестокое, блокирующее нормальные отношения полов».
  15. ↑ Slavoj Žižek. Looking Awry: An Introduction to Jacques Lacan Through Popular Culture. 2nd ed. Massachusetts Institute of Technology Press, 1992. ISBN 978-0-262-74015-9. Pages 87-107.
  16. ↑ The Birds | Chicago Reader

Ссылки

wikipedia.green

Птицы (фильм, 1963) - это... Что такое Птицы (фильм, 1963)?

«Птицы» (англ. The Birds) — кинофильм Альфреда Хичкока, снятый в 1963 году по мотивам одноимённого рассказа Дафны Дюморье. В жанровом отношении сочетает элементы фантастического триллера, апокалиптического фильма-катастрофы, фильма ужасов и традиционной мелодрамы.

Сюжет

Как и в случае с предыдущим фильмом Хичкока, «Психо», ничто не подготавливает зрителя к необъяснимым событиям, составляющим основное содержание фильма. В начале ленты мы видим, как Мелани Дэниелз, очаровательная и несколько самодовольная прожигательница жизни, знакомится с Митчем Бреннером, молодым адвокатом. Встреча проис­ходит в зоомагазине в Сан-Франциско. Его холодность не отталкивает её, и, купив в качестве подарка его сестренке Кэти пару неразлучников, Мелани едет к нему в залив Бодега.

Приближаясь к пристани, она подвергается нападению чайки, ударившей её в лоб. На ночь Мелани решает остано­виться у местной учительницы, Энни Хейворт, которая рассказывает ей о том, что миссис Бреннер, мать Митча, очень ревнива в отношении к своему сыну и полна собственнических чувств.

На следующий день во время празднования дня рож­дения Кэти, который проводится на свежем воздухе, на де­тей нападают чайки, а вечером сотни воробьев врывают­ся в дом через каминную трубу. На утро миссис Бреннер едет навестить соседа-фер­мера и находит его мертвым, с выклеванными глазами. Днём, когда Мелани становится свидетелем угрожающе­го скопления ворон на школьном дворе, она вместе с Эн­ни уводит детей из школы. Спасая Кэти, Энни становится жертвой атаки птиц и погибает. Мелани с детьми спасаются в ресторанчике. В это время птицы становятся причиной пожара на бензоколонке.

Вечером Мелани и Бреннеры забаррикадировали окна в доме, успев защититься от налетов птиц, с размаху ударявшихся о стены и двери. Когда на вре­мя наступает затишье, Мелани, услышав какие-то звуки на чердаке, поднимается туда, чтобы узнать, в чем дело. Там полным-полно птиц, которые набрасываются на неё. Тогда Митч приходит ей на помощь. Вос­пользовавшись очередной передышкой, Митч предлагает всем покинуть дом. Они выходят на крыльцо. Пространство между домом и гаражом и дальше, куда хватает глаз, запол­нено тысячами птиц. Мелани и Бреннеры уезжают из дома на машине.[1]

В ролях

Награды и номинации

Награды

Номинации

Работа над фильмом

В 1961 году город Капитола в штате Калифорния был атакован сотнями серых буревестников, которые нападали на прохожих и врезались в окна и стены домов. Изменение в поведении этих птиц было якобы вызывано отравлением токсинами моллюсков. Сообщения об этом инциденте вдохновили Хичкока на создание фильма. Он предложил написать сценарий Джозефу Стефано, с которым работал над «Психо», но тот не проявил интереса к рассказу Дюморье.

Я умышленно начал фильм с поведения лёгкого, повседневного и малозначительного. В отношении титров мне пришлось пойти на компромисс, сделав их зловещими. Мне хотелось использовать очень лёгкие и простые китайские изображения птиц — миниатюрные, изящные рисунки. Я отказался от этой идеи, предчувствуя, что зритель потеряет терпение и начнёт спрашивать: «Ну и когда же нагрянут птицы?» Посему я время от времени поддразниваю зрителя, показывая птичку рядом с дверью, птиц на телеграфных проводах, пташку, которая клюнула девушку. Мне представляется, что важнее всего узнать этих людей, особенно мать, ведь она тут ключевая фигура. Нам придётся подождать, чтобы впитать атмосферу перед тем, как появятся птицы. Напоминаю, что это фантазия. Но всё вокруг предельно реалистично — и топография, и декорации, и люди. Ну и птицы должны были быть самыми обыденными — ни в коем случае не ястребами, не дикими птицами.

Оригинальный текст  (англ.)  

I deliberately started off with light, ordinary, inconsequential behavior. I even compromised by the nature of the opening titles, making them ominous. I wanted to use very light, simple Chinese paintings of birds--delicate little drawings. I didn't because I felt people might get impatient, having seen the advertising campaign and ask, "When are the birds coming on?" That's why I give them a sock now and again--the bird against the door, bang! birds up on the wires, the bird that bites the girl. But I felt it was vital to get to know the people, the mother especially, she's the key figure. And we must take our time, get absorbed in the atmosphere before the birds come. Once more, it is fantasy. But everything had to be as real as possible, the surroundings, the settings, the people. And the birds themselves had to be domestic birds--no vultures, no wild birds of any kind.

— Альфред Хичкок[2]

Во время работы над фильмом режиссёр стремился выявить параллели между людьми и птицами. В первой части фильма люди держат птиц в клетках, во второй — птицы запирают их в клетках автомобилей и домов.[3] Отмечается даже сходство с птичьими некоторых жестов героев (особенно героини Типпи Хедрен).[4]

Интерпретации

С момента выхода фильма не утихают споры о якобы зашифрованных в нём смыслах. Сам Хичкок назвал «Птицы» фильмом о самодовольстве (complacency), видимо, намекая на излишнюю самоуверенность главной героини, которая убеждена, что всё окружающее находится у неё под контролем.[5] Отталкиваясь от этой ремарки, высказывались мнения, что нападения птиц носят характер возмездия героям фильма (или людям в целом) за гордыню либо иные прегрешения.

Известный исследователь творчества Хичкока, Робин Вуд, в своей книге «Фильмы Хичкока» разбирает различные варианты интерпретации фильма. Он отметает версии экологическую (птицы мстят людям за зло, которое те им причинили) и эсхатологическую (божественное возмездие за грехи людей) по той причине, что в фильме подчёркивается безадресность нападений, ибо птицы нападают на всех подряд, в том числе на маленьких детей. По мнению исследователя, путём введения в фильм фантастического элемента Хичкок стремится продемонстрировать «непрочность, полнейшую бессмысленность» человеческой жизни:[5]

Птицы — вещественное воплощение случайного и непредсказуемого, всего того, что вносит неуверенность в жизнь людей и их взаимоотношения, это напоминание о хрупкости и нестабильности, которые нельзя избежать либо проигнорировать, и, далее, намёк на возможность того, что вся жизнь лишена смысла и абсурдна.[6]

Оригинальный текст  (англ.)  

The birds... are a concrete embodiment of the arbitrary and unpredictable, of whatever makes human life and human relationships precarious, a reminder of fragility and instability that cannot be ignored or evaded, and beyond that, of the possibility that life is meaningless and absurd.

Славой Жижек в своей работе «Киногид извращенца» приводит психоаналитическое объяснение: нападения птиц олицетворяют вытесненные кровосмесительные желания матери Митча, её безотчётную тревогу, вызванную вторжением в размеренную жизнь её дома самоуверенной девушки, опасение того, что она заберёт у неё сына.[7] Появление Мелани в доме у озера пробуждает все вытесненные из сознания матери тревоги и фобии: боязнь неопределённости, покинутости, одиночества, наконец, просто ревность. Чем ближе сходятся Митч и Мелани, тем более неистовыми становятся нападения птиц. В конце фильма мать утешает Мелани и помогает забинтовать её раны, словно бы примирившись с выбором сына.[8]

Жижек отмечает, что мотив птиц нарастает в творчестве Хичкока от фильма «К северу через северо-запад» (нападение на главного героя «стальной птицы» — самолёта) через «Психо» (многочисленные чучела птиц, к которым приравнивается и покойная мать главного героя) к «Птицам». Он трактует ужасающие образы птиц в этих фильмах как воплощение неразрешённого напряжения в семейных отношениях и сравнивает их с чумой, свирепствующей в Фивах «Царя Эдипа». Чума и птицы, по Жижеку, олицетворяют глубинный непорядок в семейных отношениях: фигура властного отца уступает место материнскому суперэго, злобному и деспотичному, блокирующему нормальную половую жизнь сына.[9]

Как олицетворение сексуальной неудовлетворённости, божественного возмездия, хаотической бессмыслицы, метафизической инверсии и ноющего чувства вины — созданный Хичкоком образ птиц по многослойности и динамичности смыслов не уступит Моби Дику Мелвилла.

— Дэйв Кер[10]

Звуковая сторона фильма

Хичкок отказался от использования музыки в этом фильме. В начальных титрах стилизованные изображения беспорядочно перелетающих птиц сопровождают электронные, полые звуки, которые механически имитируют воркование птиц; с ними перемешаны и реальные звуки пернатых.[4] Избранное им звуковое сопровождение Хичкок описывал как какой-то «монотонный глухой шум… странный искусственный звук, словно на своём языке птицы говорят нам: „Мы ещё не готовы напасть, но мы готовимся к этому. Мы подобны мотору, который заводится и может стартануть в любую минуту“».[7]

Интересные факты

  • Альфред Хичкок сыграл камео в роли мужчины, выходящего из зоомагазина с двумя собаками.
  • Фильм не заканчивался словом «Конец», так как Хичкок хотел показать бесконечный ужас.
  • Однажды в Бодега Бей в сан-францискской газете по­явилась заметка о том, как вороны атаковали ягнят, причем как раз в той местности, где проводились съемки. А. Хичкок побеседовал с фермером-свидетелем этого происшествия, и так у него зародилась идея будущего фильма[11].
  • В сценарии Энни Хэйворт до самого финала пребывала в доме Митча, а потом поднялась на чердак и стала жертвой последней атаки[12].
  • Автомобиль главной героини Мелани Дэниелз (Типпи Хедрен) — кабриолет Aston Martin DB2/4
  • Переработку рассказа в сценарий фильма предполагалось поручить Рэю Брэдбери. Однако из-за работы над другим проектом Хичкока он был занят и не смог заняться «Птицами». Брэдбери остался крайне недоволен результатом[13].

См. также

  • «Вороньё» — фильм 2007 года со схожим сюжетом
  • Список фильмов ужасов о животных и растениях

Ссылки

Источники

  1. ↑ Финал оставлен открытым. Зрителю предоставляется самому решить, закончились ли на этом нападения птиц на людей, носили ли они только локальный характер. По первоначальному замыслу Хичкока, при въезде в Сан-Франциско герои фильма должны были обнаружить мост «Золотые ворота» полностью облепленным полчищами птиц.
  2. ↑ Интервью Хичкока с Питером Богдановичем (1963)
  3. ↑ David Sterritt. The Films of Alfred Hitchcock. Cambridge University Press, 1993. ISBN 0521398142. Page 142.
  4. ↑ 1 2 Gregory Currie. Narratives and Narrators: A Philosophy of Stories. Oxford University Press, 2010. ISBN 0199282609. Page 172.
  5. ↑ 1 2 Joseph Maddrey. Nightmares in Red, White and Blue: The Evolution of the American Horror Film. McFarland, 2004. ISBN 0786418605. Page 110.
  6. ↑ Robin Wood. Hitchcock’s Films. Paperback Library, 1969. Page 137.
  7. ↑ 1 2 Lee Edelman. No Future: Queer Theory and the Death Drive. Duke University Press, 2004. ISBN 0822333694. Page 147.
  8. ↑ Птицы, по словам Жижека, «воплощают фундаментальное расстройство семейных взаимоотношений»: «Отца нет, его функция в семье провисает, а образовавшийся вакуум заполняет иррациональное материнское суперэго, деспотичное, жестокое, блокирующее нормальные отношения полов».
  9. ↑ Slavoj Žižek. Looking Awry: An Introduction to Jacques Lacan Through Popular Culture. 2nd ed. Massachusetts Institute of Technology Press, 1992. ISBN 9780262740159. Pages 87-107.
  10. ↑ The Birds | Chicago Reader
  11. ↑ Франсуа Трюффо. Кинематограф по Хичкоку. Paris: Lafiont, 1966. Стр. 158
  12. ↑ Франсуа Трюффо. Кинематограф по Хичкоку. Paris: Lafiont, 1966. Стр. 163
  13. ↑ Биография Рэя Брэдбери

veter.academic.ru

Фильмы про птиц - список лучших картин, в т.ч. ужасов и документальных

Крылатые создания не так уж и часто становятся главными героями фильмов. Чаще всего они — сторонние наблюдатели, отслеживающие аспекты людских жизней. Ленты про этих животных часто имеют философский подтекст и отличаются глубокомысленностью. В них главного героя сравнивают с пернатым за его легкомысленное отношение к жизни или стремление взмыть вверх слишком высоко. Так или иначе, в списке лучших фильмов про птиц мы собрали для вас наиболее яркие ленты, посвященные тем, кто может летать. Страшные и трогательные, детские и чрезмерно взрослые — каждая такая лента имеет свои преимущества, поэтому обречена найти целевую аудиторию.

Птицы (1963)Красавица Мелани замечает странную активность птиц на улицах города. Сначала одна из них атакует её автомобиль, а вскоре крылатые создания целыми стаями начинают нападать на людей. Женщина спасается в компании симпатичного молодого человека Митча и его малолетней сестры. С каждым днём агрессивных птиц становится всё больше, а главное, никто не может объяснить причину подобной жестокости животных. С трудом спасая тех, кто попадается им на пути, Мелани и Митч приезжают в загородный дом, где планируют найти хотя бы временное пристанище. Их отношения развиваются стремительно, но опасность не собирается отступать. Птицы уже готовят свой последний удар, который обернётся гибелью нескольких человек. Птицы / The Birds (1963)Жанр: ужасы, драма, мелодрамаПремьера (мир): 28 марта 1963Страна: США

Рейтинг КиноПоиска: 7,6 (19 259) Рейтинг IMDb: 7,7 (138 613)

В главных ролях: Типпи Хедрен, Сюзанн Плешетт, Род Тейлор, Джессика Тэнди

Большой год (2011)У Брэда, Стю и Кенни довольно своеобразное хобби: они любят наблюдать за птицами. Однажды мужчины принимают участие в соревновании под названием «Большой год». Его суть заключается в том, чтобы за наиболее короткий срок увидеть максимальное количество птиц. Кажется, задание элементарно простое, но для мужчин важно одержать принципиальную победу в поисках очень редкой птички. Обитательница Северной Америки не намерена так легко показываться, а вражда между мужчинами разрастается с новой силой день ото дня. Однако самым ужасным оказывается то, что за своё странное увлечение главным героям приходится платить большую цену. Вторые половинки Брэда, Стю и Кенни явно недовольны их длительным отсутствием, из-а чего в семьях начинаются скандалы и крупные ссоры. Большой год / The Big Year (2011)Жанр: драма, комедия, приключенияПремьера (мир): 14 октября 2011Страна: США

Рейтинг КиноПоиска: 6,5 (6976)Рейтинг IMDb: 6,2 (35 056)

В главных ролях: Джэк Блэк, Стив Мартин, Оуэн Уилсон, Розамунд Пайк

Чайка по имени Джонатан Ливингстон (1973)Чайка Джонатан внешне казалась такой же, как и все остальные члены стаи. Однако сердце этой птицы стремилось к познанию неизвестного. к осознанию великих истин, недоступных остальным пернатым. В результате, Джонатана выгнали из стаи, поскольку своим странным поведением он подрывал мир и спокойствие во всей стае. Однако главный герой горевал недолго. Он решил воспользоваться своим временным одиночеством, чтобы узнать огромный мир лучше. И вот уже Джонатан Ливингстон летит навстречу приключениям, в огромный, невероятный и не изведанный мир. Здесь его ждут опасности, знакомство с людьми и обретение того самого смысла жизни. Вот только рано или поздно неуёмная чайка захочет вернуться к своим собратьям, но вряд ли сможет это сделать. Чайка по имени Джонатан Ливингстон / Jonathan Livingston Seagull (1973)Жанр: драма, семейныйПремьера (мир): 23 октября 1973Страна: США

Рейтинг КиноПоиска: 7,0 (459) Рейтинг IMDb: 6,0 (1536)

В главных ролях: Джеймс Франсикус, Джульетт Миллс, Филип Ан, Дэвид Лэдд

Поли (1998)Попугайчик Поли невероятно привязан к своей хозяйке Мари. Маленькая девочка и её питомец проводят всё свободное время вместе. Они веселятся, попадают в приключения, а однажды Мари получает травму. Родители приходят к выводу, что совместные проделки негативно влияют на девочку, поэтому пытаются разделить попугайчика и Мари. Вот только питомец намерен любыми способами вернуться к хозяйке. Из зоомагазина он попадает к милой старушке, оттуда к бродячему музыканту, а после этого и вовсе к мелкому воришке. Поли невероятно сообразителен, он умеет разговаривать на уровне человека, но при этом снова и снова страдает от злых людей. Когда же попугайчику подрезают крылья, он и вовсе теряет надежду отыскать свою повзрослевшую хозяйку. Поли / Paulie (1998)Жанр: драма, комедия, приключенияПремьера (мир): 17 апреля 1998Страна: США

Рейтинг КиноПоиска: 7,8 (3088) Рейтинг IMDb: 6,5 (12 354)

В главных ролях: Джина Роулендс, Тони Шэлуб, Чич Марин, Брюс Дэвисон

За закатом рассвет (2015)Джек воспитывает троих детей в одиночку, и едва успевает справляться с многочисленными заботами. Его дом расположен неподалёку от национального парка, где выращивают и содержат лебедей. Одна влюблённая парочка лебедей поселяется в непосредственной близости от дома Джека. И если старший сын мужчины равнодушен к птицам, то младшие всеми способами стараются познакомиться с ними. Их чрезмерная активность возле гнезда приводит к тому, что птицы наносят травму одному из детей. Теперь Джек настроен решительно: он хочет избавиться от гнезда, чтобы спасти своих близких. Лебеди также не намерены оставаться в стороне: они хотят наведаться в дом главного героя, чтобы выяснить, насколько опасны люди. Так начинается маленькая война между двумя видами, оборачивающаяся гибелью одной из птиц. За закатом рассвет / Away and Back (2015)Жанр: драма, мелодрама, комедияПремьера (мир): 26 января 2015Страна: США

Рейтинг КиноПоиска: 5,9 (361) Рейтинг IMDb: 6,1 (770)

В главных ролях: Джейсон Ли, Минка Келли, Мэгги Элизабет Джонс, Джарен Льюисон

Пингвины мистера Поппера (2011)Мистер Поппер — преуспевающий бизнесмен, у которого практически нет времени на общение с детьми и женой. Из-за этого его семья разваливается, но мужчина продолжает делать выбор в пользу карьеры. Однажды ему приходит странная посылка. Внутри коробки оказывается несколько сообразительных пингвинов, которые прибыли к мистеру Попперу прямиком из Антарктики. Животные явно не намерены уходить, а посылка оказывается послана отцом главного героя, которого он не видел мне лет. Теперь мужчине приходится находить время для заботы за неугомонными питомцами. В связи с этими он производит оценку собственной жизни и понимает, насколько важны семейные ценности. Мужчина решает побольше видеться с детьми, возобновить общение с женой, но тут работники специальных служб отнимают у мистера Поппера его обаятельных питомцев. Пингвины мистера Поппера / Mr. Popper's Penguins (2011)Жанр: фэнтези, комедия. семейныйПремьера (мир): 16 июня 2011Премьера (РФ): 6 июля 2011Страна: США

Рейтинг КиноПоиска: 6,8 (61 034)Рейтинг IMDb: 6,0 (71 937)

В главных ролях: Джим Керри, Карла Гуджино, Анджела Лэнсбери, Офелия Ловибонд

Галчонок (2012)Йойо всего десять лет, но его обуревают далеко не детские мысли. Мальчик переживает по поводу судьбы своей матери, которая давно пропала из его жизни Йойо живёт с отцом, который работает сторожем и отказывается говорить о бывшей возлюбленной. По словам мужчины, мать мальчика — простая певичка, которая гастролирует где-то в США. Однако волнения за неё не оставляют главного героя. У него нет друзей ровно до тех пор, пока мальчик не знакомится с маленьким галчонком, выпавшим из гнезда. Это невинное маленькое создание нуждается в заботе, и Йойо планирует обеспечить её галчонку. Именно поэтому он начинает всё свободное время проводить с птицей. Однако мечты найти мать и вернуть её в семью до сих пор не оставляют главного героя. Галчонок / Kauwboy (2012)Жанр: драмаПремьера (мир): 11 февраля 2012Страна: Нидерланды

Рейтинг КиноПоиска: 7,1 (311) Рейтинг IMDb: 7,1 (1582)

В главных ролях: Рик Ленс, Люк Питерс, Сюзанна Радер, Рикки Коле

Пеликан (2011)В семье главного героя произошла трагедия: у него умерла жена. Это заставило мужчину запереться в доме и не выходить оттуда неделями. Он перестал общаться с сыном, а внешне будто и вовсе лишился рассудка. Малолетний наследник потерял всякую надежду вернуть отца к жизни, но тут ему на помощь пришёл новорождённый птенец пеликана. Малыш выпал из гнезда, и юноша решил его выкормить. Заботясь о пеликане, он постигает многие мудрые вещи и постепенно находит контакт с отцом. Сам же безутешный вдовец приходит к выводу, что жизнь не кончается одной смертью и всегда есть то, ради чего следует сбросить оковы скорби. Пеликан / Nicostratos le pélican (2011)Жанр: драма, комедия, семейныйПремьера (мир): 29 июня 2011Премьера: 21 июля 2011Страна: Франция, Греция

Рейтинг КиноПоиска: 7,6 (8846)Рейтинг IMDb: 6,9 (1123)

В главных ролях: Эмир Кустурица, Тибо Ле Геллек, Джейд-Роуз Паркер, Геннадий Пачис

Летят журавли (1957)Вероника и Борис искренно любят друг друга. Гуляя по Москве, главные герои видят косяк журавлей, который становится символом их любви. Они планируют совместное будущее, но в дело вмешивается война. Молодой человек имеет возможность оформить бронь, но совесть не позволяет ему этого сделать. И пока Борис находится на фронте, Веронике остаётся ждать и надеется на чудо. Девушка теряет родителей и вынуждена переехать в дом своего возлюбленного. Там за ней начинает ухаживать двоюродный брат Бориса, Марк, который напором берёт неприступную красавицу. Главная героиня выходит замуж за Марка, при этом продолжая любить того единственного, который находится на фронте. Терпя измены законного супруга девушка верит, что Борис к ней вернётся. Однако их мимолётному счастью уже не дано повториться. Летят журавли (1957)Жанр: драма, мелодрама, военныйПремьера (мир): 12 октября 1957Страна: СССР

Рейтинг КиноПоиска: 8,2 (38 733)Рейтинг IMDb: 8,3 (11 210)

В главных ролях: Татьяна самойлова, Алексей Баталов, Василий Меркурьев, Александр Шворин

Любитель птиц из Алькатраса (1962)Роберт Страуд — преступник, который совершил в жизни немало ошибок. Он воровал и убивал, но в тюрьме умудрился найти своё призвание. Однажды в камеру к мужчине залетела раненная птица. С большим трудом Роберту удалось выкормить крылатое существо и вернуть его к жизни. Однако законы тюрьмы суровы, и держать в камере питомцев не разрешается. Анатомия птиц увлекла главного героя, и поэтому он начал изучать орнитологию. За много лет, проведённых в заключении, мужчина превратился в настоящего специалиста по птицам. И даже перевод в самую строгую тюрьму США, Алькатрас, не стал ограничением для мужчины. Даже здесь он продолжил заниматься любимым делом, тем самым, которое дарило Роберту свободу от оков. Любитель птиц из Алькатраса / Birdman of Alcatraz (1962)Жанр: драма, биографияПремьера (мир): 3 июля 1962Страна: США

Рейтинг КиноПоиска: 7,8 (359) Рейтинг IMDb: 7,8 (12 977)

В главных ролях: Берт Ланкастер, Карл Молден, Тельма Риттер, Невилл Брэнд

Птаха (1984)Впечатлительный паренёк Птаха дружит с задирой Элом. Кажется, у них нет абсолютно ничего общего, но при этом мужчины умудряются находить общий язык. День за днём они проводят вместе, пока не приходят повестки в армию. Теперь Эл и Птаха должны отправиться в учебку, а после этого на войну во Вьетнам. Жестокие боевые действия меняют Эла, превращают его из весельчака во всегда задумчивого, потерянного парня. Ситуация с Птахой оказывается и того хуже: он стремительно сходит с ума, ассоциируя себя с птицей. Рано или поздно юноша придёт к выводу, что для него просто нет места в этом жестоком мире. Тогда он попробует улететь, а только Элу под силу это остановить. Птаха / Birdy (1984)Жанр: драма, военныйПремьера (мир): 21 декабря 1984Страна: США

Рейтинг КиноПоиска: 7,9 (9679) Рейтинг IMDb: 7,3 (18 181)

В главных ролях: Николас Кейдж, Мэттью Модайн, Джон Харкинс, Сэнди Бэрон

Птицы (2001)Съёмки данной документальной ленты проходили целых три года. Они велись масштабной командой в 500 человек, а целью стало запечатлеть процесс миграции птиц без спецэффектов, именно так, как он происходит на самом деле. Уникальные камеры, разработанные с ориентиром на феноменальную легкость, могли лететь рядом с птицами на протяжении всего их пути. А путь предстоял не близкий. Он пролегал через Арктику, болота, непроходимые степи, где не ступала нога человека. За весь период эмиграции с птицами происходили невообразимые, страшные и интересные вещи. Всё это оказалось запечатлённым на камеру. Задержите дыхание и насладитесь видом истинного полёта. Птицы / Le peuple migrateur (2001)Жанр: документальныйПремьера (мир): 12 декабря 2001Премьера (РФ): 26 сентября 2001 Страна: Франция, Германия, Швецария, Испания

Рейтинг КиноПоиска: 8,0 (4915)Рейтинг IMDb: 8,0 (10 583)

В главных ролях: Филипп Лабро, Жак Перрен

Пурпурные крылья: Тайна Фламинго (2008)Малой родился в самом сердце Танзании в семье розовых фламинго. Эти удивительные существа считаются одними из самых красивых птиц на планете. Однако главному герою ещё предстоит постичь все истины правильного поведения в стае. День за днём он знакомится с местными традициями, принимает участие в играх, а после и во взрослой жизни. Красивые птицы живут в диких условиях, а значит, и нападение хищников для них не является редкостью. Вот только малому уготована уникальная судьба. Именно его глазами зрители увидят все циклы жизни красивых и гордых фламинго. Пурпурные крылья: тайна фламинго / The Crimson Wing: Mystery of the Flamingos (2008)Жанр: документальныйПремьера (мир): 17 декабря 2008Страна: США, Великобритания

Рейтинг КиноПоиска: 8,1 (147)Рейтинг IMDb: 7,3 (669)

В главных ролях: Забу Брайтман, Мариэлла Фрострап, Каролина Херфурт

Птица (1988)Чапли Паркер был настоящим гением, человеком, навсегда изменившим звучание джаза. Он родился в бедной семье в 1920 году, и с ранних лет был одержим музыкой. Лучший саксофонист своего времени, он тонко чувствовал мир, поэтому друзья часто называли Чарли птицей за его желание познать все грани этого мира. Алкоголизм, наркомания, беспорядочный образ жизни — всё это негативно сказалось на состоянии здоровья Чарли Паркера. Он скончался в возрасте 34-х лет, что стало большой трагедией для всего джазового мира. Однако даже за столь короткий срок, отмеренный Чарли на планете Земля, он успел покорить тысячи, сотни тысяч людей, оставив свой вклад в истории музыки. Птица / Bird (1988)Жанр: драма, биография, музыкаПремьера (мир): 1 июня 1988Страна: США

Рейтинг КиноПоиска: 7,1 (921)Рейтинг IMDb: 7,2 (9515)

В главных ролях: Форрест Уитакер, Дайан Венора. Майкл Зелникер, Кит Дэвид

Любовь и голуби (1984)Василий получил серьёзную травму на производстве, поэтому его отправили на юг поправлять здоровье. Мужчине пришлось оставить любимых голубей на попечении супруги и уехать из деревни. На курорте он знакомится с ослепительной дамой Раисой Захаровной. Красивая и умная, она мгновенно покоряет Василия. Влюблённый до глубины души мужчина решает не возвращаться домой, а переехать в городскую квартиру Раисы. Это событие становится полнейшим шоком для жены главного героя, наивной деревенской женщины. Однако она не намерена отдавать свое счастье сопернице без боя. Сама Раиса Захаровна быстро начинает сомневаться в чувствах, да и Василий принимается скучать по голубям и членам семьи. Любовь и голуби (1984)Жанр: мелодрама, комедияПремьера (мир): 7 января 1985Страна: СССР

Рейтинг КиноПоиска: 8,2 (119 139) Рейтинг IMDb: 8,2 (2405)

В главных ролях: Александр Михайлов, Лариса Гурченко, Нина Дорошина, Сергей Юрский

prosto-top.com

Птицы (фильм, 1963) - это... Что такое Птицы (фильм, 1963)?

«Птицы» (англ. The Birds) — кинофильм Альфреда Хичкока, снятый в 1963 году по мотивам одноимённого рассказа Дафны Дюморье. В жанровом отношении сочетает элементы фантастического триллера, апокалиптического фильма-катастрофы, фильма ужасов и традиционной мелодрамы.

Сюжет

Как и в случае с предыдущим фильмом Хичкока, «Психо», ничто не подготавливает зрителя к необъяснимым событиям, составляющим основное содержание фильма. В начале ленты мы видим, как Мелани Дэниелз, очаровательная и несколько самодовольная прожигательница жизни, знакомится с Митчем Бреннером, молодым адвокатом. Встреча проис­ходит в зоомагазине в Сан-Франциско. Его холодность не отталкивает её, и, купив в качестве подарка его сестренке Кэти пару неразлучников, Мелани едет к нему в залив Бодега.

Приближаясь к пристани, она подвергается нападению чайки, ударившей её в лоб. На ночь Мелани решает остано­виться у местной учительницы, Энни Хейворт, которая рассказывает ей о том, что миссис Бреннер, мать Митча, очень ревнива в отношении к своему сыну и полна собственнических чувств.

На следующий день во время празднования дня рож­дения Кэти, который проводится на свежем воздухе, на де­тей нападают чайки, а вечером сотни воробьев врывают­ся в дом через каминную трубу. На утро миссис Бреннер едет навестить соседа-фер­мера и находит его мертвым, с выклеванными глазами. Днём, когда Мелани становится свидетелем угрожающе­го скопления ворон на школьном дворе, она вместе с Эн­ни уводит детей из школы. Спасая Кэти, Энни становится жертвой атаки птиц и погибает. Мелани с детьми спасаются в ресторанчике. В это время птицы становятся причиной пожара на бензоколонке.

Вечером Мелани и Бреннеры забаррикадировали окна в доме, успев защититься от налетов птиц, с размаху ударявшихся о стены и двери. Когда на вре­мя наступает затишье, Мелани, услышав какие-то звуки на чердаке, поднимается туда, чтобы узнать, в чем дело. Там полным-полно птиц, которые набрасываются на неё. Тогда Митч приходит ей на помощь. Вос­пользовавшись очередной передышкой, Митч предлагает всем покинуть дом. Они выходят на крыльцо. Пространство между домом и гаражом и дальше, куда хватает глаз, запол­нено тысячами птиц. Мелани и Бреннеры уезжают из дома на машине.[1]

В ролях

Награды и номинации

Награды

Номинации

Работа над фильмом

В 1961 году город Капитола в штате Калифорния был атакован сотнями серых буревестников, которые нападали на прохожих и врезались в окна и стены домов. Изменение в поведении этих птиц было якобы вызывано отравлением токсинами моллюсков. Сообщения об этом инциденте вдохновили Хичкока на создание фильма. Он предложил написать сценарий Джозефу Стефано, с которым работал над «Психо», но тот не проявил интереса к рассказу Дюморье.

Я умышленно начал фильм с поведения лёгкого, повседневного и малозначительного. В отношении титров мне пришлось пойти на компромисс, сделав их зловещими. Мне хотелось использовать очень лёгкие и простые китайские изображения птиц — миниатюрные, изящные рисунки. Я отказался от этой идеи, предчувствуя, что зритель потеряет терпение и начнёт спрашивать: «Ну и когда же нагрянут птицы?» Посему я время от времени поддразниваю зрителя, показывая птичку рядом с дверью, птиц на телеграфных проводах, пташку, которая клюнула девушку. Мне представляется, что важнее всего узнать этих людей, особенно мать, ведь она тут ключевая фигура. Нам придётся подождать, чтобы впитать атмосферу перед тем, как появятся птицы. Напоминаю, что это фантазия. Но всё вокруг предельно реалистично — и топография, и декорации, и люди. Ну и птицы должны были быть самыми обыденными — ни в коем случае не ястребами, не дикими птицами.

Оригинальный текст  (англ.)  

I deliberately started off with light, ordinary, inconsequential behavior. I even compromised by the nature of the opening titles, making them ominous. I wanted to use very light, simple Chinese paintings of birds--delicate little drawings. I didn't because I felt people might get impatient, having seen the advertising campaign and ask, "When are the birds coming on?" That's why I give them a sock now and again--the bird against the door, bang! birds up on the wires, the bird that bites the girl. But I felt it was vital to get to know the people, the mother especially, she's the key figure. And we must take our time, get absorbed in the atmosphere before the birds come. Once more, it is fantasy. But everything had to be as real as possible, the surroundings, the settings, the people. And the birds themselves had to be domestic birds--no vultures, no wild birds of any kind.

— Альфред Хичкок[2]

Во время работы над фильмом режиссёр стремился выявить параллели между людьми и птицами. В первой части фильма люди держат птиц в клетках, во второй — птицы запирают их в клетках автомобилей и домов.[3] Отмечается даже сходство с птичьими некоторых жестов героев (особенно героини Типпи Хедрен).[4]

Интерпретации

С момента выхода фильма не утихают споры о якобы зашифрованных в нём смыслах. Сам Хичкок назвал «Птицы» фильмом о самодовольстве (complacency), видимо, намекая на излишнюю самоуверенность главной героини, которая убеждена, что всё окружающее находится у неё под контролем.[5] Отталкиваясь от этой ремарки, высказывались мнения, что нападения птиц носят характер возмездия героям фильма (или людям в целом) за гордыню либо иные прегрешения.

Известный исследователь творчества Хичкока, Робин Вуд, в своей книге «Фильмы Хичкока» разбирает различные варианты интерпретации фильма. Он отметает версии экологическую (птицы мстят людям за зло, которое те им причинили) и эсхатологическую (божественное возмездие за грехи людей) по той причине, что в фильме подчёркивается безадресность нападений, ибо птицы нападают на всех подряд, в том числе на маленьких детей. По мнению исследователя, путём введения в фильм фантастического элемента Хичкок стремится продемонстрировать «непрочность, полнейшую бессмысленность» человеческой жизни:[5]

Птицы — вещественное воплощение случайного и непредсказуемого, всего того, что вносит неуверенность в жизнь людей и их взаимоотношения, это напоминание о хрупкости и нестабильности, которые нельзя избежать либо проигнорировать, и, далее, намёк на возможность того, что вся жизнь лишена смысла и абсурдна.[6]

Оригинальный текст  (англ.)  

The birds... are a concrete embodiment of the arbitrary and unpredictable, of whatever makes human life and human relationships precarious, a reminder of fragility and instability that cannot be ignored or evaded, and beyond that, of the possibility that life is meaningless and absurd.

Славой Жижек в своей работе «Киногид извращенца» приводит психоаналитическое объяснение: нападения птиц олицетворяют вытесненные кровосмесительные желания матери Митча, её безотчётную тревогу, вызванную вторжением в размеренную жизнь её дома самоуверенной девушки, опасение того, что она заберёт у неё сына.[7] Появление Мелани в доме у озера пробуждает все вытесненные из сознания матери тревоги и фобии: боязнь неопределённости, покинутости, одиночества, наконец, просто ревность. Чем ближе сходятся Митч и Мелани, тем более неистовыми становятся нападения птиц. В конце фильма мать утешает Мелани и помогает забинтовать её раны, словно бы примирившись с выбором сына.[8]

Жижек отмечает, что мотив птиц нарастает в творчестве Хичкока от фильма «К северу через северо-запад» (нападение на главного героя «стальной птицы» — самолёта) через «Психо» (многочисленные чучела птиц, к которым приравнивается и покойная мать главного героя) к «Птицам». Он трактует ужасающие образы птиц в этих фильмах как воплощение неразрешённого напряжения в семейных отношениях и сравнивает их с чумой, свирепствующей в Фивах «Царя Эдипа». Чума и птицы, по Жижеку, олицетворяют глубинный непорядок в семейных отношениях: фигура властного отца уступает место материнскому суперэго, злобному и деспотичному, блокирующему нормальную половую жизнь сына.[9]

Как олицетворение сексуальной неудовлетворённости, божественного возмездия, хаотической бессмыслицы, метафизической инверсии и ноющего чувства вины — созданный Хичкоком образ птиц по многослойности и динамичности смыслов не уступит Моби Дику Мелвилла.

— Дэйв Кер[10]

Звуковая сторона фильма

Хичкок отказался от использования музыки в этом фильме. В начальных титрах стилизованные изображения беспорядочно перелетающих птиц сопровождают электронные, полые звуки, которые механически имитируют воркование птиц; с ними перемешаны и реальные звуки пернатых.[4] Избранное им звуковое сопровождение Хичкок описывал как какой-то «монотонный глухой шум… странный искусственный звук, словно на своём языке птицы говорят нам: „Мы ещё не готовы напасть, но мы готовимся к этому. Мы подобны мотору, который заводится и может стартануть в любую минуту“».[7]

Интересные факты

  • Альфред Хичкок сыграл камео в роли мужчины, выходящего из зоомагазина с двумя собаками.
  • Фильм не заканчивался словом «Конец», так как Хичкок хотел показать бесконечный ужас.
  • Однажды в Бодега Бей в сан-францискской газете по­явилась заметка о том, как вороны атаковали ягнят, причем как раз в той местности, где проводились съемки. А. Хичкок побеседовал с фермером-свидетелем этого происшествия, и так у него зародилась идея будущего фильма[11].
  • В сценарии Энни Хэйворт до самого финала пребывала в доме Митча, а потом поднялась на чердак и стала жертвой последней атаки[12].
  • Автомобиль главной героини Мелани Дэниелз (Типпи Хедрен) — кабриолет Aston Martin DB2/4
  • Переработку рассказа в сценарий фильма предполагалось поручить Рэю Брэдбери. Однако из-за работы над другим проектом Хичкока он был занят и не смог заняться «Птицами». Брэдбери остался крайне недоволен результатом[13].

См. также

  • «Вороньё» — фильм 2007 года со схожим сюжетом
  • Список фильмов ужасов о животных и растениях

Ссылки

Источники

  1. ↑ Финал оставлен открытым. Зрителю предоставляется самому решить, закончились ли на этом нападения птиц на людей, носили ли они только локальный характер. По первоначальному замыслу Хичкока, при въезде в Сан-Франциско герои фильма должны были обнаружить мост «Золотые ворота» полностью облепленным полчищами птиц.
  2. ↑ Интервью Хичкока с Питером Богдановичем (1963)
  3. ↑ David Sterritt. The Films of Alfred Hitchcock. Cambridge University Press, 1993. ISBN 0521398142. Page 142.
  4. ↑ 1 2 Gregory Currie. Narratives and Narrators: A Philosophy of Stories. Oxford University Press, 2010. ISBN 0199282609. Page 172.
  5. ↑ 1 2 Joseph Maddrey. Nightmares in Red, White and Blue: The Evolution of the American Horror Film. McFarland, 2004. ISBN 0786418605. Page 110.
  6. ↑ Robin Wood. Hitchcock’s Films. Paperback Library, 1969. Page 137.
  7. ↑ 1 2 Lee Edelman. No Future: Queer Theory and the Death Drive. Duke University Press, 2004. ISBN 0822333694. Page 147.
  8. ↑ Птицы, по словам Жижека, «воплощают фундаментальное расстройство семейных взаимоотношений»: «Отца нет, его функция в семье провисает, а образовавшийся вакуум заполняет иррациональное материнское суперэго, деспотичное, жестокое, блокирующее нормальные отношения полов».
  9. ↑ Slavoj Žižek. Looking Awry: An Introduction to Jacques Lacan Through Popular Culture. 2nd ed. Massachusetts Institute of Technology Press, 1992. ISBN 9780262740159. Pages 87-107.
  10. ↑ The Birds | Chicago Reader
  11. ↑ Франсуа Трюффо. Кинематограф по Хичкоку. Paris: Lafiont, 1966. Стр. 158
  12. ↑ Франсуа Трюффо. Кинематограф по Хичкоку. Paris: Lafiont, 1966. Стр. 163
  13. ↑ Биография Рэя Брэдбери

med.academic.ru