Птицы и животные на конкурсе «Живая природа Алтая». Птицы горного алтая


Легендарные птицы Алтая

С давних пор человек, живущий среди дикой природы, пытался объяснить окружающие его явления, исходя из своего опыта и знаний. Растениям приписывались чудодейственные свойства.

Звери и птицы в народных поверьях не только наделялись чувствами и эмоциями, свойственными человеку, но и считались воплощением духов и богов, т.е. высшими существами.

Чтобы изучить птиц, о которых сложены легенды, наша экспедиция оправилась на Горный Алтай. На языке местного населения Горный Алтай означает «Золотые горы», а иностранные туристы называют Алтай - «Жемчужиной Сибири». Несколько лет назад Фонд дикой природы включил Горный Алтай в число 15 наиболее чистых территорий России.

С древних времен на Алтае сохранились удивительные по красоте и точности наскальные изображения птиц и зверей. В этих краях народные легенды живы и по сей день. Особым уважением и почитанием у алтайцев пользуются птицы. Например, лебеди. Многие племена считали, что их род начался именно с этой царственной птицы.

Особое место в алтайской мифологии занимают хищные птицы. Орлы, коршуны, соколы. Эти стремительные и могучие птицы всегда вызывали восхищение людей. На своих сильных крыльях они доставляли послания шаманов богам.

Очень интересна и занимательна алтайская легенда о создании земли. Она гласит, что первоначально был только бескрайний океан. По зеркальной глади воды плыли две утки. Одна из них стала доставать со дна ил – и получилась суша. Другая – поднимала со дна камни – так получились горы. В Алтайской мифологии два верховных божества Эрлика и Ульгеня изображались в виде уток.

Среди семейства утиных в алтайской степи, благодаря аркой окраске, выделяется степная утка огарь, местные так же называют ее варнавкой.

Степная или красная тука добывает себе еду как на суше, поедая траву и мелких насекомых, так и в воде, выискивая водоросли и небольших рачков.

А вот еще одна красивая легенда. Давным-давно молодой алтаец  полюбил девушку из соседней деревни, но ее родители были простив свадьбы, так как мечтали о другом женихе для своей дочери. Родители разлучили возлюбленных. Не в силах вынести разлуку девушка превратилась в утку-огаря, а юноша стал журавлем-красавкой.Журавль и степная утка-огарь выбирают для гнездования схожие степные ландшафты рядом с реками и озерами, и потому по народным поверьям считаются неразлучными. Местные жители верят, что если застрелить одну из этих птиц, то вторая прилетит и накличет беду на охотника. Поэтому алтайцы не охотятся ни на огаря, ни на красавку.

Только во время Великой Отечественной войны, уже после раскулачивания, из-за голода и нищеты здесь начали охотиться на этих прекрасных птиц для пропитания. Существование журавлей-красавок на Горном Алтае было под угрозой. Но за последние 60 лет их популяция восстановилась. И сегодня можно часто видеть этих редких птиц, занесенных в красную книгу.

Живая природа в алтайской мифологии тесно переплетена с миром людей и миром духов. Птицы помогали людям, они обладали необычайными способностями, например, умением летать, и поэтому были посланниками воли богов.

Животные во все времена сопровождали человека, жили рядом с ним. Люди же в свою очередь пытались понять язык зверей и птиц, объяснить их поведение. Люди изображали животных на стенах своих домов и глиняной посуде. И, конечно же, сочиняли о них сказки и легенды.

 

www.worldofanimals.ru

Животный мир Горного Алтая | Fishong

Про Горный Алтай можно рассказывать до бесконечности, но достаточно будет увидеть однажды – и Вы ощутите его чары на себе! Как только не называют Горный Алтай - это и страна горных хребтов, страна ледников, страна голубых озер, страна горных рек и страна первооткрывателей. Как многолика природа Горного Алтая, так и многолик его животный мир. Достаточно незначительная территория Горного Алтая, представлена несколькими природными зонами - степь, полупустыня, лесная, альпийская, субальпийская зоны, тундра.

Наличие степей, лесов, высокогорья объясняет и многообразие животного мира. Животные, обитающие в Горном Алтае, приспособлены к кочевому образу жизни, этому способствуют условия среды. В зависимости от времени года они меняют разницу высот, или из степи переходят в лесостепь. Так, например, бурый медведь в весенние солнечные дни выходит из тайги на открытые поляны с молодой сочной травой, при этом постепенно меняет высоту, взбираясь вверх.

Если летом медведь лакомится сочной травой и кореньями субальпийских лугов, то ближе к осени, спускается в низины, к высокотравью. В осенний период таежные припасы из ягод и кедровых орех обеспечат его зимнюю лежку. Меняют зоны обитания также маралы и мелкие промысловые звери – из лесного массива в субальпийские луга и назад. Соболь, как известно типичный таежный житель, однако горные субальпийские луга для него также родные. Из одной поясной зоны в другую кочуют также обитающие в Горном Алтае косуля, кабарга, лось.

Таежная северо-восточная зона Горного Алтая дает пропитание многим видам животных, среди них в последнее время появились и волки, которые хорошо адаптировались в лесах и даже глубокие снега для них не помеха. Промысловые пушные звери белка, горностай, куница и др. истинные обитатели алтайских лесов. Хорошо адаптируются в тайге крупные росомахи, барсуки, выдры.

В степном Горном Алтае, а теперь уже и лесостепном, повсеместно можно встретить лисицу, обладающую ценным мехом. Не редкостью в лесостепной зоне стали кабаны их популяции и ареол обитания постоянно расширяется.

Кулундинскую степь в жаркие летние дни, когда, кажется, вымерло все, внезапно оживит пробежавший корсак (степная лиса), окраска которого похожа на цвет, выгоревшей на солнце травы или промелькнувший тушканчик, а может неизвестно откуда появившаяся над пожухлой травой, головка суслика. В степи обитают хомяки, полевки, мыши - это местные обитатели грызуны, доставляющие немало проблем сельскому хозяйству.

Горно-алтайские горы это уголок нетронутой природы, где вольно себя чувствуют дикие олени, красавцы маралы и горные козлы и бараны (архар). На юго-востоке Алтая можно встретить дзерена, или зобастую антилопу, заходящую с территории Монголии. Довольно редко можно увидеть кота-манула в природе, даже здешние жители, не могут похвастать  этим. Дикий кот выбирает места среди  труднодоступных каменных россыпей, в ущельях с густыми зарослями кустарника. Высоко в горах Алтая можно встретить снежного барса, внесенного в Красную книгу. По-другому его называют ирбис – очень редкий хищник, и в Горном Алтае он обитает только на небольшой территории.

Горный Алтай, это малоизученный регион России. Данные по обитанию птиц в регионе, продолжают уточняться, многие виды недостаточно изучены. В 2012 г. была совершена орнитологическая экспедиция, где было зарегистрировано 200 видов пернатых, среди них есть те, что никогда ранее не фиксировали в Горном Алтае. Одних только птиц из семейства утиных зафиксировано 18 видов. Здесь и горный гусь, и утки, и лебедь-кликун.

Редко можно встретить черного аиста, их популяция насчитывает всего около десятка птиц. Наибольший интерес для любителей охоты представляют семейства тетеревиных (куропатка белая, глухарь) и фазановых (рябчик, куропатка бородатая, перепел обыкновенный).

Объектом спортивной охоты среди них является, несомненно, красавец глухарь. В высокогорье водится горная индейка (улар), её можно встретить на рубеже горных ледников.

Так и хочется в довершение уже названной многоликости Горного Алтая назвать его - страной спортивной охоты! И эта страна ждет своих фанатов.

fishong.ru

О птицах - Алтайский путь

ЛЕГЕНДА О КУКУШКЕ (Кёёк)

Давным-давно среди голубых гор жили брат и сестра. Родителей у них не было, кормила их мать-земля. В один год была страшная засуха, земля осталась голой, ни одной травинки не было на ней. Деревья стали сохнуть, птички уже не пели. Они улетели далеко, где есть корм для птенцов. Ручейки пересохли. Все вокруг погибло.

Столько слез пролили сестра с братом. Но кто им поможет? Тогда брат сказал сестре: «Я пойду за хлебом. Скоро вернусь к тебе. Жди меня, сестра!». Ушел он, а сестра ждет его день, другой, третий... Месяц прошел, его нет. Много времени прошло, много рек утекло — брата нет. Тогда сестра решила идти искать брата. Шла она через реки, долины, высокие горы переваливала. Наконец, пришла она в широкую ровную степь. Видит, стоит дерево. Захотела она отдохнуть под деревом, подошла ближе к дереву, а под ним лежит скелет человека. Девушка узнала своего брата. Долго она горевала. Горькие слезы лились из глаз. Плакала она, сидя под деревом, и из ее слез образовалось озеро. По берегам зеленела трава, цвели цветы. А девушка от горя и печали превратилась в кукушку. И летает теперь она, плачет по брату, всем рассказывает о своем горе. Она поет: «Как-сеек, как-сеек». Это значит: «Одни кости, ничего нету».

Внимательно прислушайтесь к пению кукушки. Правда она о чем-то печально поет.

 

ЖУРАВЛЬ И КОРОСТЕЛЬ (Турна ла Тартал)

Бог создал землю и все живое на земле. А огонь не смог создать. Собрал всех зверей и птиц и спросил их, кто может добыть огонь. На сходку опоздал коростель. Он потихоньку к месту сходки вышел из травы и присел. Журавль увидел его и со словами «Кто тебя тут не видел, будто как ты птиц нет, будто как ты зверя нет, ты зачем пришел? и пнул его. У коростеля вывихнулась поясница, коростель обиделся и так же потихоньку ушел в траву, идет и ругает журавля; длинноногий, тонкошеий, лысоголовый, большеголовый. Птицы заинтересовались тем, что про себя говорит коростель. Чтоб подслушать коростеля послали сову. Сова прилетала за ним и прислушалась. Коростель сидит и про себя бормочет:

– Зря тараторит, огонь-то добывать не умеет, не знает твердость камня, не знает твердость железа, только надо мной господин, теперь мне поясницу вывихнул, как я буду двигаться. Услышав это, сова вернулась к птицам и рассказала об услышанном. Взяли железо и ударили об камень, полетели искры. С тех нор научились добывать огонь. Сход птиц вынес решение: «За то, что журавль без причины вывихнул поясницу коростелю, будет ежегодно возить на своей спине при перелете коростеля в теплые края, таким же путем привозить обратно. С тех пор журавль возит коростеля.

 

ЖУРАВЛЬ (Турна)

Раньше журавль был зайсаном. Как крикнет «Кокой Калак! Кокой Калак!» (беда) все звери птицы собираются на его зов, но все попусту, никакого дела нет. За то, что он понапрасну тревожит лесных жителей, коростель сказал журавлю: – Ничего не делаешь, постоянно попусту людей собираешь! Журавль рассердился, своими длинными ногами с острыми когтями пнул Коростеля. У коростеля от этого вывихнулась поясница. С тех пор коростель стал горбатым. Собрались все люди (звери и птицы люди тоже) и журавля переизбрали. На его место избрали филина. Филин до сих пор является зайсаном, глава птиц. Журавля не бьют и мясо не едят – он произошел от человека.

 

ФИЛИН И СНЕГИРЬ (Юнгожек ле Шарлыйак)

Филин и снегирь украшали друг друга. Хотели, чтоб каждый из них был красивым – красивое платье, глаза, лицо, волосы. Сначала филин украшал снегиря: оперенье разукрасил яркими красками, голову причесал красиво, глаза обвел, чтоб выглядели красиво. Получилась яркая птица. Потом снегирь украшал филина. В темно-серый цвет покрасил оперение, на голове сделал хохолочек, красиво расчесал волосы, усадил удобно ушки. А глаза вывел в круглое ядрышко обвел черным цветом. Глаза у филина получились круглые и глубокие. Филин рассердился, что глаза ему снегирь посадил глубоко и сделал слишком круглые. Схватил снегиря и сунул его голову в огонь и опалил окраску. Поэтому грудка у снегиря осталась красной, а глаза у филина круглыми и глубокими.

 

ГУСИ (Кас)

Гуси – это парная птица, это дети богатыря Сартакпая – сын Адучы и сноха Оймок, которые испугавшись отца за то, что заснули, когда работал Сартакпай, превратились в гусей. Эту парную птицу убивать нельзя. Это люди.

 

ГУСИ И ЛЕБЕДИ (Кас ла Куу)

Перед птицами расхвастался гусь «Когда распластав крылья, я лечу, у меня крылья красивы, когда звонко я пою, голос у меня красив, я буду царем птиц». Лебедь послушала гуся и говорит:

– Ты не хвались, есть птицы, которые берегут своих птенцов от людей, а твоих птенцов люди истребляют.

За благородство и заботу о птицах, лебедя избрали повелителем птиц. Поэтому лебедь осенью отправляет всех птиц в теплые края, а последним улетает сама. Своих птенцов лебедь учит плавать, а пока они малы возит их по воде на плоту. Лебедя человек не убивает, т. к. он произошел от человека. Лебедь по сию пору повелитель птиц.

 

ЛЕБЕДЬ (Куг)

Лебедь раньше была красивой девушкой, с длинными косами. Любили родители единственную дочь, но заметил ее бай – богатый человек и стал сватать ее. Родители знали, что она не будет счастлива с ним. Чтоб дочь не испытывала несчастье, превратили родители ее в красивую птицу, лебедь. Вот почему лебедь как можно дольше старается пробыть на Алтае осенью и как можно раньше прилетать. А зимовать на Алтае в лютую зиму, не может, потому что из дому ушла лебедь в летнем платье.

 

ЖАВОРОНОК (Кырлан)

Жаворонок всегда взлетает высоко и парит в воздухе, потом камнем падает на землю, затем снова стремглав взлетает ввысь. Почему? Жаворонок выводит всего четыре птенца, а у других птиц много — у коростеля полный мешок, у перепелки — полная шапка, а у вальдшнепа полный котел. И вот жаворонок взлетает высоко в небо и со словами «если упаду на камень, пусть нога вывихнется, если упаду на лед пусть нос разобьется: у перепелки детей полная шапка, у коростеля полный мешок, у вальдшнепа полный котел, только у меня в году четыре, в году четыре, к-р-р. Так причитая падает вниз головой на землю. Перед землей со словами «жизни жаль, жизни жаль» снова направляется ввысь. Вот почему так летает жаворонок.

 

ПОЧЕМУ ГЛУХАРЬ ЗИМУЕТ НА АЛТАЕ?

Вначале глухарь был перелетной птицей. Однажды при перелете птицы остановились ночевать в горах Алтая. Глухарь лег отдохнуть и крепко уснул. Утром все птицы улетели, глухарь остался один, проспал. Поняв, что он один, загрустил:

– Как же я здесь буду один, все птицы улетели, чем я здесь буду питаться, как буду зимовать?

К нему пришел создатель вселенной (Дьайачы). Он сказал глухарю:

– Будешь зимовать среди снегов и снежных бурь, будешь жить в хвойной тайге, питаться орехами, хвоей и зимней ягодой. С тех пор глухарь живет на Алтае зимой и летом.

 

ЛЕТУЧАЯ МЫШЬ (Дьарканат)

Создатель вселенной (Дьайачы) решил проверить все ли звери и птицы живут хорошо. Вызывает на сход всех птиц, летучая мышь не является. Вызвал ее одну и спрашивает:

– Почему не являешься, когда тебя вызывают?

– Мне некогда было, – отвечает летучая мышь.

– А чем ты занималась?

– Я взвешала, что тяжелее –  камень или рыба.

– Ну и что тяжелее?

– Рыба тяжелее.

– Не может так быть, я создал так, чтоб камень был тяжелее рыбы.

– Я продолговатые камни относила к рыбам.

Летучую мышь отпустили. На второй сход вызывают всех бегающих зверей. Летучая мышь опять не является. Снова летучую мышь нашли, привели.

– Почему не являешься на сход? – спросил Дьайачы.

– Я определяла, кого на земле больше мужчин или женщин.

– Кого же больше?

– Женщин больше.

– Не должно быть так, я создал мужчин больше.

– А я тех мужчин, у кого ум подобен женским, относила к женщинам.

Летучая мышь оказалась умной. Создатель вселенной хотел поймать ее, а она, сказав, что «я не бегающий зверь, я летающая птица» и улетела. Дьайачы плюнув летучей мыши в след и сказал:

– Будь рожденная берегом летучей мышью.

С тех пор она зовется летучая мышь. Когда чиновники вызывают зверей, чтоб собрать с них дань, летучая мышь говорит: «Я птица» и не является, улетает. Когда вызывают птиц, чтоб собрать дань, летучая мышь говорит «Я зверь» и показывает зубы. С тех пор летучая мышь не может ни к зверям примкнуть, ни к птицам и не платит дань.

 

РЯБЧИК (Шонош)

Создавая мир, бог создал всех птиц и зверей крупными. Однажды собравшись поехал бог осмотреть Алтай, все ли здесь хорошо устроено. Как только на своем иноходце бог въехал в лес, рябчик с шумом взлетел. От звука «тр-р», издаваемого при полете рябчиком, конь испугался и рванул, бог слетел с коня. Упав на камень потерял сознание. Опомнился, вернулся домой пешком. Принял твердое решение уничтожить всех птиц. Отдал распоряжение собрать всех птиц. Собрались все птицы Алтая, не явился один рябчик. Ждут день, два – рябчика нет. На третий день отправляют всех птиц поймать и привести рябчика. Пока искали рябчика, мать бога дает наказ, что рябчика нужно уничтожить. Привели рябчика. Рассвирепевший бог спрашивает у рябчика:

Почему заставляешь людей три дня ждать? Почему не являешься, когда созывают всех? Что ты делал, чем занимался?

– В первый день некогда было. Я считал в реке камней больше или рыб больше.

– Ну и что больше.

– У меня получилось рыб больше.

– Так не должно быть. Почему это рыб больше. Я создал камней больше.

– А я продолговатые камни причислял все к рыбам.

– Почему на второй день не явился?

– Второй день я считал, чего больше: на небе звезд, или на земле кочек.

– Чего оказалось больше?

– У меня получилось на земле кочек больше.

– Не должно быть так. Я создал звезд больше.

–А я обгоревшие пни все причитал к кочкам, поэтому у меня кочек получилось больше.

А–  третий день чем занимался, что не явился на сход?

– Третий день я считал, кого больше на земле – мужчин или женщин.

– Ну и кого же больше?

– Женщин на земле больше.

– Не должно быть так, я создал мужчин на земле больше.

– Когда считаешь, конечно мужчин больше, но мужчин, которые живут по мнению женщин, я причислял их к женщинам. Поэтому у меня женщин получилось больше.

Бог задумался. Значит он, слушаясь мать соглашаясь убить рябчика, сам попадает в число женщин. Подумал и сам вынес решение: рябчика не убивать, но сделать его меньше размером, размах крыльев уменьшить, чтоб при взлете было меньше шума. Бог белое Мясо рябчика разделил всем зверям и птицам. У любого зверя и птицы есть кусочек белого мяса рябчика. Мясо рябчика не взяла себе сова. Рябчик взлетел от него раздался слабый шум и почувствовал легкий вес. С тех пор считается, что рябчик хоть и маленький, но сумел провести бога, он оказался умней его. Сова не взяла мясо рябчика, зато сохранила бесшумный, легкий полет. Какова мораль, судите сами.

 

ЛЕТЯГА (Павалак)

Летяга – полуптица, полузверек (разновидность белки). Поет она пава-пава-пава. Она думала, что поет красиво. Но филин однажды говорит ей: «У тебя голос плохой, поешь плохо, я пою лучше, у меря голос нежнее». Филин запел: «уу-уу». В споре, чей голос лучше, филин выиграл, его голос оказался лучше. Летяга пошла к создателю природы (Дьайачы) и говорит. «Ты мой голос создал грубым, плохим у тебя три дочери, одну твою дочь я уничтожу». Дьайачы отвечает: – когда создавал птиц всем дал разные голоса, когда будут все птицы петь, твой голос среди них будет отличаться, он будет раздаваться над морями и реками, если будешь петь в тайге то твое пение будет оглушать горы. Летяга продолжает: «ты Дьайачы, свою больную дочь не можешь вылечить, делаешь людям только вред. И мой голос создал на посмешище. Со временем люди для лекарства будут искать мой помет, я людям принесу пользу, а что ты хорошего сделал для людей»? Дьайачы рассердился и сказал: как я, создатель жизни, издам первый гром, после этого чтоб ты не пела. С этих пор летяга поет только до первого грома, после этого не издает голоса.

 

КУКУШКА (Кеек)

Кукушка – это девушка. У бедных родителей была единственная дочь: красива, стройна, мила. Родители очень любили ее. У ней появился жених, такой же молодой красивый юноша с одного урочища. Любили они друг друга, мечтали быть вместе всю жизнь. Родители девушки ждали сватов. Но об этой девушке узнал бай, местный богатый барин. Зачастил он в гости в бедный аил. А затем сказал родителям девушки, что он пошлет к ним сватов. Родители были расстроены, долго судили, как быть, пролили много слез, Но знали, что с баем дочь не будет счастлива. И решили превратить дочь в кукушку. Дочь кукушкой взлетела в дымоход, родители спохватились, что больше дочь они не увидят, и отец успел схватить улетающую дочь за ноги, один башмачок ее остался в руках. С тех пор у кукушки ноги разного цвета: одна нога черная, другая без башмачка – серая. Кукушка всегда оплакивает своих оставшихся родителей и свою любовь, поэтому в ее песнях всегда грусть и печаль. И часто прилетает к домашнему очагу. Ее появление у домашнего очага – несчастье.

 

СИНИЦА (Сывыл)

Синица была девушка. Ее жених жил на другом берегу. Она решила через речку перебрести и сходить к нему. Только вошла по колено в воду, откуда ни возьмись, хлынул большой поток воды. Речка поднялась, зашумела и понеслась. Синица успела выбежать из речки. Теперь, когда вода в реке давно уже убавилась, все равно синица боится перебродить речку: войдет в воду по колено и выходит на берег. Далеко от берега не уходит, все охота попасть на другой берег к жениху. Бегает по берегу туда-сюда, а перейти речку не может, так и живет на берегу, напевая свою песенку.

 

СОЛОВЕЙ, КОРОСТЕЛЬ И ПЕРЕПЕЛКА

Соловей, Коростель и Перепелка отправились в город учиться красноречию. Идут по дороге, навстречу им идет женщина, ведет ребенка. Ребенок устал и проситься на руки. А мать ему говорит: «Бас, барак, балам». Перепелке понравились слова «бас, барак» она стала их Повторять «бас барак, бас, барак», с тех пор так поет, дальше в город не пошла, вернулась. Коростель и соловей идут дальше. Вошли в город. Видят: около дома висит белье. А корова подошла и давай жевать. Хозяйка выбежала и кричит «Тарт-тарт-тарт», т. е. «тяни, тяни, тяни». Коростель стал повторять слова «Тарт-тарт-тарт» и у него получалось такое скрипучее пение «тарт-тарт-тарт». Он тоже решил дальше путь не продолжать, а вернуться домой, петь он научился. А соловей решил упорно услышать какое-нибудь разнообразие голосов, он хотел петь на все лады. Оставшись один решил пойти прямо в центр города, в самые многолюдные места. Народу в городе много, кругом голоса, все говорят по-разному. Услышал разговор людей и стал подражать всем. Разговор городских людей соловей слушал днем и ночью. От подражания многочисленным голосам соловей научился красивому пению. С тех пор соловей поет на «все лады» на многие голоса. Вернулся домой и огласил тайгу своим пением. Соловья птицы считают царицей пения.

 

ЧЕРНЫЙ ДЯТЕЛ (Кара кардас)

Бог создал зверей и птиц на земле. Создав дятла, не определил, чем же он будет питаться. Дятел полетел по свету и не знает, чем питаться и пошел к богу спросить, что ему есть, как жить. Бог ему ответил: «Ты садись на дерево, цепляйся когтями за кору, держись в вертикальном положении, долби клювом дерево и как увидишь под корой насекомых или червей кричи: «эй, люди, сегодня свадьба, Кара-Каан свою дочь замуж выдает, надевайте бобровые шапки, шубы с собольевыми воротниками, выходите на праздник. Как выглянут насекомые и черви из своих норок и вытаскивай их и питайся. Так и будешь жить». С тех пор черный дятел долбит дерево и питается насекомыми и червями.

 

ДЯТЕЛ (Кардас)

Создатель земли (Дьайачы) полетел осматривать Алтай – везде ли все хорошо создано. Видит – не везде хорошо: где-то нет воды, где-то нет земли. И стал Дьайачы проводить реки. С гор Абакана провел реку Абакан, с Кош-Агачских гребтов – Башкаус, с хребтов Улагана повел Челушман. Задумал эту реку довести до океана. Спустился в котловину, ведя Челушман одним пальцем. Подбегает лиса и говорит: «Все реки уже дошли до океана, а ты только ведешь реку, так когда же ты дойдешь до океана?» Дьайачы послал дятла слетать и посмотреть действительно ли все реки дошли до океана. Дятел полетел, лиса подкараулила дятла и говорит ему: «Зачем ты полетишь до океана, это очень далеко, вдруг не долетишь. Переночуй у меня и вернись обратно, заверь Дьайачы, что все реки давно дошли до океана». Так и сделал дятел. Котловина, где было задержано течение Челушмана, наполнилось водой. Не стал дальше пропускать воду Дьайачы, на этом месте образовался перекат. Сам пошел посмотреть и убедиться правду ли сказал дятел. За собой повел из озера реку Бию. Встретившись Бия и Катунь заспорили, кто пойдет вперед. Катунь сказала: «Ты, мужчина, богатырь иди вперед, а я женщина, твоя жена, пойду за тобой. Я хоть и женщина, все-таки жена богатыря». Так слились Бия и Катунь, Проводив Бию и Катунь до океана, вернулся к озеру Дьайачы. А дятел сидит и караулит озеро. Рассердился на него Дьайачы за то, что дятел его обманул, схватил Дьайачы дятла, ударил об скалу головой. Скала та стоит на правом берегу Бий недалеко от озера, от крови дятла покраснела скала. Голова дятла тоже на всю жизнь осталась красной. Хотите верьте, хотите нет, будете плыть по реке увидите красную скалу недалеко от озера.

 

БЕРКУТ И ФИЛИН (Мюркют ле Юнюжек)

Давным-давно это было. На Алтае Беркут и Филин слыли друзьями. Однажды встретились и заспорили, у кого хорошее зрение. Взлетели высоко в небо и смотрят на землю. Видят: на поле что-то чернеет. Беркут спрашивает у филина: – Это что?

Филин всмотрелся и отвечает:

– Это выдра идет, волоча свой хвост.

Беркут оспаривает:

– Это едет человек на телеге.

Спустились на землю, убедились, действительно ехал на телеге человек. На этот раз победил Беркут. Теперь решили проверить зрение ночью. Взлетели высоко и смотрят на землю. Что-то чернеет на земле. Филин спрашивает у беркута:

– Это что?

Беркут не смог разглядеть и определить чернеющий предмет.

А Филин сказал:

– Это идет марал со своими детенышами.

Чтобы убедиться – слетели на землю. Смотрят, действительно – это марал со своими маралятами. На этот раз победил филин. С тех пор филин на охоту выходит ночью, а днем спит, а беркут ночью видит плохо, он ночью спит, а днем летает, добывает себе пищу.

 

ПОЧЕМУ У ГЛУХАРЯ И РЯБЧИКА ГЛАЗА КРАСНЫЕ?

В древние времена Дьайачы создал землю и все живое на земле. Птицу рябчик создал большим, с широким размахом крыльев, обитал он обычно в осиннике. Однажды Дьайачы поехал посмотреть свой Алтай. Только успел заехать в осинник, а оттуда взлетел с шумом рябчик. Иноходец Дьайачы от испуга понесся, а всадник слетел с коня, ударился о землю и крепко ушибся. Опомнившись, пришел домой и созвал всех птиц, распорядился: «найти немедля рябчика». Рябчика привели. Объяснения рябчика Дьайачы не хотел и слышать. Он сделал рябчика по размеру маленьким, а вкусное белое его мясо распределил всем птицам и животным, кое как вырвался рябчик и улетел. Сел в лесу на пенек и плачет. На голос плачущего прилетел глухарь. «Что ты плачешь, дружище?« – спросил глухарь, садясь рядом с рябчиком сквозь слезы рябчик рассказывал глухарю о своем горе.

– В лесу я совсем не знал, что едет Дьайачы, а взлетел сам испугавшись едущего всадника, подумав, что это охотник. От шума моего взлета, конь Дьайачы испугался и всадник упал и сильно разбился, теперь он мстит мне, – рассказал рябчик и заплакал еще больше, он теперь меня сделал совсем маленьким, как мне не плакать.

Глухарь из сочувствия лесному другу, сел рядом с ним и тоже заплакал. В лесу раздавался плач двух птиц. Тут незаметно подъехал Дьайачы, увидев их сказал:

– Почему плачет рябчик, понятно. А ты, глухарь чего плачешь.

Глухарь сквозь слезы говорит: – А мне рябчика жалко.

– Ну, если тебе хочется плакать, то плачьте всю жизнь вдвоем с рябчиком и глаза твои пусть будут красные, – сказал Дьайачы.

С тех пор от слез у рябчика и глухаря глаза покраснели до сих пор у них глаза красные.

 

Источник:

Кандаракова Е.П.  Легенды Северного Алтая / Екатерина Павловна Кандаракова. - г. Горно-Алтайск, 1994.

www.altaiway.com

Коршун - Птицы Алтая

15.08.2013

Хищные птицы Алтая

— На территории Алтайского края обитает довольно много дневных хищных птиц. Больше всего среди них соколообразных, к которым относятся черный коршун, степной орел и скопа, два последних, кстати, занесены в Красную книгу.

Черный коршун — птица крупная, размером с гуся, а бывает и больше. Размах крыльев превышает 1,5 метра; у него мощный клюв и когти, которые могут нанести серьезные увечья.

Коршун — птица оседлая, в неволе миролюбив, добродушно относится к человеку, а в клетке прекрасно уживается с галкой. К примеру, в нашем живом уголке коршун обитает уже больше 20 лет.

Увидеть этих птиц можно и близ мест обитания человека. Основной рацион питания дневных хищников составляют мыши и крысы. И обитать они предпочитают на огромных незанятых пространствах, практически лишенных растительности. Но сейчас планирующего черного коршуна все чаще можно увидеть над садами и огородами и даже над городом. Это происходит потому, что ему не хватает пищи. Возможно, из-за конкуренции с хищными птицами, орлом и скопой (эти более крупные и сильные птицы могут выживать коршуна с привычных мест) он начинает искать пищу в новых для него местах, коими и являются жилища человека в городах и селах.

Многие жители Алтая рассказывают, что частенько хищники пытаются украсть еду из кормушек крупного рогатого скота, собак и кошек, охотятся на цыплят и утят. Еще одной причиной приближения птиц к жилищу человека специалисты считают загрязнение окружающей среды. Часто фермеры обрабатывают поля ядохимикатами, и если коршун хотя бы раз съест отравленную мышь, то больше он не вернется в эти места.

При острой нехватке корма коршуны начинают питаться падалью. Их, кстати, наравне с волками считают санитарами леса, ведь хищники съедают погибших животных.

Преподаватель объединения «Зоология» Бийского детского эколого-биологического центра Мария Юдакова.

Добавьте эту статью в закладки:

altaj-otdyh.ru

Птицы и животные на конкурсе «Живая природа Алтая»

Как уже сообщалось, на прошлой неделе были подведены итоги традиционного фотоконкурса «Живая природа Алтая». Благодаря его организаторам сегодня у наших посетителей есть прекрасная возможность ознакомиться с лучшими работами в номинации «Животные»:

Дмитрий Кулаков. «Азиатский бурундук»

Генрих Петкау. «Атака»

Е.Витюгова. «Горностаюшка»

Генрих Петкау. «Есть хотим!» (дрозд-деряба)

Александр Фомичёв. «Матёрый щитомордник»

В.Жижков. «Милая колония»

 

Константин Михайлов. «Высоко сидим, далеко глядим…» & Генрих Петкау. «Мушкетеры»

Сергей Ильиных. «На свидание»

Константин Михайлов. «Неожиданная встреча»

Анатолий Котлов. «Савка»

Р.Зайковский. «Самое дорогое»

Дмитрий Кулаков. «Серый, или алтайский сурок»

Александр Фомичёв. «Скиталец курумного лабиринта»

Константин Михайлов. «Скромная королева алтайской тундры»

Генрих Петкау. «Сова Сплюшка – портрет»

Анатолий Котлов. «Ходулочник»

Сергей Замков. «Чужие здесь не ходят!»

Сергей Замков. «Щёчки–мешочки»

Юлия Лопаткина. «Элегантный баклан»

Имена победителей в этой номинации вам уже известны из предыдущей публикации: 1. Сергей Ильиных. «На свидание»; 2. Генрих Петкау. «Сова Сплюшка – портрет»; 3. Константин Михайлов. «Неожиданная встреча». Специальный приз от Алтайского отделения Союза охраны птиц России в этой номинации получил Анатолий Котлов за работу «Савка».

gorno-altaisk.ru

Природа горного Алтая Алтайский государственный заповедник

Природа горного Алтая

Приветствую Вас, дорогие друзья! Приглашаю Вас в виртуальное путешествие на Алтай.

Природа горного Алтая очень разнообразна. Алтайские горы находятся на юге Западной Сибири, здесь находятся самые высокие горные вершины. Самая высокая гора Алтая — гора Белуха — 4506 метров.

Содержание статьи

Горный рельеф Южной Сибири обусловил отчетливо выраженную поясность и контрастность климата. На наветренных склонах выпадают обильные осадки — с ними связано распространение многочисленных снегов и ледников на склонах и вершинах Алтая. 

В Алтайских горах в межгорных котловинах — климат с относительно мягкими и снежными зимами. Это связано с тем, что сюда с запада часто проникают циклоны, которые сопровождаются значительной облачностью и осадками, облака защищают поверхность от выхолаживания.

Лето в горах Алтая почти везде короткое и прохладное, за исключением межгорных котловин, где оно бывает обычно сухим и жарким со средней июльской температурой около +20 градусов.

В горах Алтая  истоки крупнейшей сибирской реки Оби — здесь берут начало реки Бия и Катунь.  Они имеют горный характер, вдоль рек узкие, глубокие долины с живописными крутыми склонами. Наполняются реки талыми водами и осадками, выпадающими в летне-осенний период, а в высокогорных районах и водами ледников. Они представляют большой интерес для спортсменов и туристов, а также богаты гидроэнергией.

В горах Алтая находится красивейшее озеро Телецкое, заполняющее глубокую тектоническую котловину.

На влажных западных склонах Алтая находятся елово-пихтовые леса с примесью кедра. На более сухих восточных склонах увеличивается площадь сосново-лиственных лесов. Верхняя часть пояса лесов занята кедровым стланником.

Выше верхней границы лесов на высоте более 2000 метров находятся альпийские и субальпийские луга, восточнее заросли субальпийских кустарников, ещё выше начинаются нагорные тундры. Альпийские луга горного Алтая известны яркостью красок пышного и богатого травостоя, они используются, как пастбища.

В горах Алтая находятся крупные месторождения полиметаллических руд. Горный Алтай знаменит своим горным медом и мараловодством — разведением благородных оленей, от которых получают панты (молодые, еще не окостеневшие рога), идущие на производство ценных лекарств.

Алтай золотое озеро

Телецкое озеро называют жемчужиной горного Алтая, голубым дивом, младшим братом Байкала, алтайцы называют его «Алтын-Кёль», что означает Золотое озеро.

О происхождении названия Золотое озеро сложены легенды. Одна из них рассказывает о молодом пастухе, который нашел кусок золота и захотел заплатить калым за невесту. Но жадный бай узнал о золоте и решил отобрать его у бедняка. Тогда жених бросил золото в озеро, с тех пор оно так и называется — Золотое озеро.

Максимальная глубина Телецкого озера — 325 метров, по глубине оно занимает четвертое место среди озер России. Озеро расположено на высоте 436 метров над уровнем моря, площадь озера 223 кв. км.

Его питают более 70 рек и речек, на юге в Телецкое озеро впадает река Чулышман, берущая начало из высокогорного озера Джулукуль, а на севере — вытекает река Бия.

Реки бегут в озеро со склонов гор, образуя многочисленные водопады горного Алтая, падающие с грохотом с отвесных уступов и образующие бушующие водовороты.

На реке Чульче в 8 км от устья находится самый большой водопад Алтая — Большой Чульчинский —  Учар, это 150 метровый каскад воды. Вблизи берега Телецкого озера на северо-востоке, на притоке реки Камги находится красивый водопад Большой Шалтан.

Вода падает с отвесных скал, уходящих в поднебесье, затем несется по ущелью среди огромных валунов ревущим потоком. Прекрасен водопад Корбу — поток воды низвергается с высоты 12 метров.

В Телецком озере обитает 13 видов рыб: сиги, хариусы, окуни, ельцы, гольцы, подкаменщики и другие. В глубоководной части озера встречается маленькая рыбка — телецкая килька, её длина 12 см, масса около 13 г. Большая рыба — таймень, достигающая массы более 40 кг и почти 2 м длины, заходит в углубления мелководных заливов.

Таймень — прожорливый хищник, он съедает всё, что ему встретится в воде: рыбу, водоплавающих птиц, лягушек. Огромной пастью таймень захватывает добычу и удерживает острыми зубами в мощных челюстях, зубы у тайменя расположены двумя рядами, полукругом. Весной таймень плывет на нерестилища к устью Чулышмана. Огромные рыбины медного цвета с огненно-красными плавниками, передвигаются вверх по течению для нереста.

Весь правый берег Телецкого озера и 22000 га его акватории находятся на территории Алтайского государственного заповедника.

Алтайский государственный заповедник

Для сохранения природы Горного Алтая в 1932 году был основан Алтайский государственный биосферный заповедник. Площадь заповедника — 881238 га, протяженность с северо-запада на юго-восток — 230 км, ширина 30 — 40 км, местами до 75 км.

В поселке Яймо, на северо-восточном берегу Телецкого озера, находится база Алтайского заповедника. Этот наиболее теплый уголок Сибири, единственное место в Сибири, где имеются благоприятные условия для созревания грецкого ореха, винограда, чернослива, абрикоса, яблок и груш.

Более 1400 видов растений растут в мохово-кустарниковой тундре, на высокогорных альпийских лугах, в тайге, на небольших степных участках. В подлеске Прителецкой тайги — непроходимые заросли малины, рябины, калины, черемухи, черной и красной смородины. На каменистых склонах Алтайских гор произрастают крыжовник и вечнозеленый кустарник — рододендрон даурский, местное его название — маральник. Когда цветет маральник, ранней весной, скалы как бы покрыты розово-фиолетовой пеной, которая колышется от ветра, как прозрачное цветное покрывало.

Всюду — от альпийских лугов до степных участков травянистые растения образуют красочный живой ковер, меняющий свои цвета по сезонам года.

Весной цветут белоснежные и ярко-желтые лютики, крупные белые и синие ветреницы, золотистые ослепительно желтые цветы адониса сменяются фиолетовыми полянками медуницы, оранжевыми огоньками жарков — купальницы алтайской.

Воздух на Алтае не просто чистый — когда цветут травы он вкусный, медово-пряный — не надышишься.

Летом цветут красные маки, розовые гвоздики, синие водосборы. В пределах Алтайского заповедника насчитывают до 20 видов реликтовых растений, сохранившихся с давних времен. У самой воды на берегу Телецкого озера на песке, галечниках, а также высоко в горах растет лук, на сухих скальных участках — бадан.

Растительный мир заповедника очень богат.  34 вида мхов, лишайников, грибов и сосудистых растений занесены в Красные книги Республики Алтай и России. Более 200 видов эндемиков (не встречающихся более нигде) находятся на территории Алтайского заповедника. Это определяет его выдающуюся роль в охране растительности Южной Сибири.

Предлагаю Вам посмотреть небольшое видео — По горам Алтая

Алтайский заповедник животные

Богатство растительного мира создает благоприятные условия для жизни животных, разнообразен животный мир заповедника.

Здесь обитают более 70 видов млекопитающих, 6 видов земноводных и пресмыкающихся — гадюка, полозы, ящерицы и другие, свыше 300 видов птиц.

Такие птицы как серая цапля, черный аист, лебедь-кликун, малая чайка, розовый скворец, алтайский урал, орлан-белохвост, беркут, сапсан и скопа занесены в Красную книгу.

Издавна в лесах горного Алтая живет марал — благородный олень. Здесь можно встретить медведя, соболя, грациозного юркого горностая, белку, бурундука.

По долинам рек встречаются косули, обитают росомахи, колонок, ласка, рысь и другие.

Редкие особо охраняемые животные Алтайского заповедника — сибирский козерог аргали — горный баран и самый редкий снежный барс — ирбис, обитающий высоко в горах, он занесен в Красную книгу России.

В горной тундре  заповедника сохранились небольшие табуны северного оленя. В долине Чулашмана в Прителецкой тайге обитает несколько видов летучих мышей.

В заповеднике много птиц. Часто тишину нарушают кедровки (ореховки). Они питаются кедровыми орехами, которые иногда не съедают, а прячут, зарывая в землю.

Через несколько лет на месте кладовой вырастает кедр, так птицы помогают восстановлению, размножению кедра. В долине реки Чулышма живут рябчик, серая куропатка и перепел.

Большая часть заповедника занята Чулышманским нагорьем,

на высотах более 2000 метров обширные выровненные пространства заняты болотами, зарослями кустарников, здесь царство малых озер, среди которых большое озеро — Джулукуль. В Алтайском заповеднике около 1190 малых озер, площадью 1 га каждое.

На Чулымашском нагорье распространена белая куропатка, на одном квадратном километре насчитывают до 140 этих птиц. На озерах останавливаются перелетные птицы. В заповеднике 16 видов уток, самая маленькая — чирок-свистунок — гнездится на озерах и болотах Чулышского нагорья. Весной гнездятся различные кулики. На Шапшальском хребте в каменистой тундре обитает алтайский улар.

Алтайский государственный заповедник — один из наиболее крупных заповедников России. В Алтайском заповеднике проводится большая и интересная научная работа по изучению природы горного Алтая, охране и изучению богатейшей растительности, животного мира, рек, озер, пещер.

Территория Алтайского заповедника внесена в список Всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО в 1998 году под названием Золотые горы Алтая.

Алтайский заповедник включен во Всемирную сеть биосферных резерватов Программы ЮНЕСКО Человек и биосфера — 26 мая 2009 года.

Немного мест на Земле могут сравниться по красоте с горами Алтая, и замечательно, что в горном крае есть уголок, где сохраняется дикая природа — величайшее богатство Республики Алтай и России.

Живая природа — наше богатство и красота!

Если Вам понравилась статья Природа горного Алтая Алтайский государственный заповедник, и Вы узнали что-то новое, интересное, поделитесь с друзьями, нажмите на кнопочки соцсетей под статьей.

Прочитайте также статью и посмотрите фото Природа Горномарийского района республики Марий Эл

Друзья, желаю Вам познать и увидеть в жизни много нового, сказочно красивого, необыкновенного!

Вам также будет интересно прочитать:

puteshestvievmirprirodi.com

Гусь индийский (птица) - Фауна - Флора и фауна Алтая - Каталог статей

     Индийский гусь, или горный гусь (Anser indicus) — вид птиц из семейства утиных (Anatidae). Русские названия - Индийский или индейский гусь — книжные; горный гусь— название, данное этому гусю Пржевальским.

 

 

     Единственный монотипический представитель рода Eulabeia. Характерная птица гор Центральной Азии. В России, кроме Республики Алтай, гнездится в Тыве.

     Статус. I категория. Крайне редкий вид на периферии ареала, сокращающий численность. Внесен в Красные книги СССР и РСФСР.

     Краткое описание внешнего вида. Индийский гусь несколько мельче домашнего, отличается общим светлым тоном окраски. Спина пепельно-серая. Голова белая с двумя темными поперечными полосами. Шея серовато-бурая с белыми вертикальными полосами по бокам. Концы крыльев черные. Клюв и ноги довольно высокие, ярко-желтые. Молодые без поперечных полос на голове.

     Распространение. В настоящее время горный гусь на Алтае - обитатель исключительно высокогорий Юго-Восточного Алтая. Единственным местом, где эта птица пока еще сохранилась и регулярно гнездится, является плато Укок, главным образом, бассейн Калгуты. Следует упомянуть также о нахождении выводка из пяти нелетающих молодых и 1 взрослой птицы в августе 1986 г. на оз. Кендыкты-Коль в Кош-Агачском районе. Птицы с невыясненным характером нахождения отмечались по среднему течению Бугузуна, в середине июня 1991 г. на оз. Рыбном в бассейне Богояша (Алтайский госзаповедник). Стаи горных гусей наблюдались на Богутинских озерах в августе 1978 и 1979 гг.. Имеется сообщение о кратковременном пребывании одиночных птиц на Телецком озере летом 1941 и 1943 гг. и нескольких птиц близ Усть-Кана.

     Места обитания. Птица высокогорий, горный гусь может поселяться в довольно разнообразной экологической обстановке, но чаще всего на островах крупных озер. При отсутствии таковых гуси переходят на гнездование в скалах речных долин. Кроме того могут гнездиться в лесу на деревьях, занимая прошлогодние гнезда хищников, как это наблюдается по соседству в Тыве в бассейне р.Кыргы.

     Численность и тенденция ее изменения. В конце прошлого - начале текущего столетия горный гусь в Юго-Восточном Алтае был обычной, местами многочисленной птицей. На плато Укок по озерам и на р.Аккол горные гуси "... решительно преобладали над остальными гусями", встречались на озерах Чуйской степи, в Курайской степи около Боротала, по рекам Чуе, Чаган-Узуну. В Чуйской степи они гнездились даже на небольших озерах в окрестностях Кош-Агача. Вертикальное распространение горного гуся в те времена было в интервале высот между 1400 и 2400 м. Почти все птицы, отмеченные в последние десятилетия, были встречены не ниже 2300 м. Видимо, антропогенный процесс не только вызвал сокращение ареала и численности горного гуся, но и сместил его вверх, на высоты, менее затронутые хозяйственной деятельностью. Ныне общее количество гусей в пределах Республики Алтай не превышает несколько десятков особей. По-видимому, численность этого вида продолжает сокращаться.

     Лимитирующие факторы. Мощный антропогенный пресс, изменение экологической обстановки в местах былого гнездования, интенсивная хозяйственная деятельность, усиление фактора беспокойства, что особенно важно, учитывая осторожность этих птиц. По-видимому, в резком падении численности сыграли роль на фоне довльно низкого репродуктивного потенциала разорение гнезд, охота, а в настоящее время и браконьерство. Особенности биологии. Перелетные птицы, зимующие в Индии, Китае. Обладают сильным, легким полетом, способностью к сложным маневрам в воздухе, что весьма полезно при гнездовании в скалах. Хорошо ходят и даже бегают по земле, почти не переваливаясь, прекрасно ныряют. Прилетают горный гуси когда водоемы еще покрыты льдом, и вскоре, часто до окончательного вскрытия озер, начинают гнездиться. Гнездование там, где позволяет численность, обычно колониальное, часто вместе с чайками и крачками.

     В кладке три-пять белых с очень толстой скорлупой яиц. Насиживание длится месяц. После вылупления птенцы загнездились на скале, то птенцам приходится самостоятельно добираться до воды. При этом они сваливаются со скалы вниз с довольно большой высоты без вреда для себя. Способность к полету приобретается в возрасте около двух месяцев. После подъема на крыло у гусей устанавливается определенный ритм суточной активности. День они проводят в безопасных местах - островах, отмелях озер, на открытой воде, а вечером летят на пойменные луга, где кормятся всю ночь. Взрослые птицы линяют в первой половине июля.

     В рационе горных гусей весной преобладают зеленые растения - осоки, рдесты и другие. Летом большое значение в пище приобретают беспозвоночные - бокоплавы, комары-долгоножки, личинки и имаго.

     Разведение. В России не разводят. Есть данные о разведении в ФРГ. Р.Л.Потапов отмечает чрезвычайную легкость приручения птенцов и считает вид перспективным для одомашнивания.

     Принятые меры охраны. Охота на горного гуся в России запрещена. Следует заметить, что Алтайский заповедник в настоящее время не может играть сколько-нибудь существенной роли в охране вида, поскольку здесь он если и гнездится, то в очень незначительном числе. Создание на плато Укок зоны покоя положительно отразилось на состоянии популяции горного гуся в Республике Алтай.      Необходимые меры охраны. Необходимо осуществить реинтродукцию горного гуся в некоторые из очагов былого распространения. Целесообразно начать работу работу по разведению горного гуся в искусственных уловиях с целью последующего выпуска в природу.

При подготовке статьи были использованы материалы сайтов: Википедия, Электронная библиотека ГАГУ

 

 

 

 

 

galt-auto.ru