Внеклассное занятие по биологии. Игра "Крестики-нолики" по теме: птицы республики Коми. Птицы коми перелетные


Разработка общешкольного мероприятия "Птицы республики Коми"

Государственное общеобразовательное учреждение

«Республиканский центр образования»

УКП «Республиканская детская больница»

ПТИЦЫ РЕСПУБЛИКИ КОМИ

Общешкольное мероприятие, посвященное Дню птиц.

Составитель: учитель биологии ГОУ РК «РЦО» Федорова Г.М.

Сыктывкар, 2017

Оглавление.

  1. Аннотация………………………………………………………3

  2. Введение……………………………………………………… ..3

  3. Ход мероприятия……………………………………………….4

  1. Просмотр презентации…………………………………………. 5

  2. Конкурсы и викторины по станциям. …………………………..5

  1. Станция «Скворечник»………………………………………….5

  2. Станция «Найди пару»…………………………………………..5

  3. Станция «Блиц – турнир»……………………………………….6

  4. Станция «Хвостатая»…………………………………………….7

  5. Станция «Знатоки»……………………………………………….8

Приложение Презентация «Птицы РК»

Аннотация.

Экологическое воспитание учащихся – одно из важнейших направлений образования.

Данное мероприятие посвящено экологическим проблемам, в частности проблеме сохранения многообразия птиц на территории республики Коми.

В игровой форме раскрываются знания о жизни птиц, их повадках, об отношении народа к птицам. Методическая разработка интересна и полезна тем, что её можно использовать как в учебном процессе (например по программе 7 класса, где в двух последних уроках по классу птиц есть региональный компонент), так и во внеклассных мероприятиях по предмету «биология» и по экологии.

Введение.

Актуальность данной методической разработки в том, что 2017год - год Экологии. К месту показать «птичьи» проблемы, заострить на них внимание, вызвать интерес к ним у учащихся. На тему «Класс Птицы» в 7 классе выделено 7 часов, и данная разработка может послужить как основной и как дополнительный материал к уроку.

Новизна её состоит в том, что содержание разделено как бы на две части: игровая и серьезная образовательная в виде презентации. Любую из этих частей можно использовать отдельно в зависимости от целей мероприятия или урока.

Цели методической разработки: познакомить учащихся с многообразием и жизнедеятельностью птиц, показать огромное значение птиц в природе и жизни человека, раскрыть роль охраны птиц и окружающей природы, вызвать у учащихся интерес к птицам и желание что-то сделать для безопасности их жизни.

Мероприятие может проводиться со всеми школьниками без ограничения по возрасту. Задания подобраны так, что они вызывают интерес у всех детей.Оформление: выставка рисунков и плакатов, сцена оформлена экспозицией леса, поговорки, пословицы, рисунки и фотографии птиц, птицы – живые барометры (приметы).

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ.

Мероприятие проводится в актовом зале детской республиканской больницы, куда приглашены дети из всех отделений, по типу игры по станциям, но все сидят на местах. Формируются команды каждого отделения, которые будут участвовать в конкурсах. Команд пять, у каждой выбирается капитан, которому выдается путеводный лист для подсчета баллов.

Ведущий: Добрый день, дорогие друзья! Наша встреча сегодня проводится в честь праздника – Дня птиц.

Традиционный народный праздник отмечался на Руси 22 марта, в День Сорока мучеников (в народе – сорочины). В этот день закликали весну, встречали перелетных птиц, пекли из теста жаворонков. Сейчас во многих учебных заведениях отмечают День птиц, который не только возрождает старые традиции, но и играет большую роль в экологическом воспитании школьников. Праздник помогает нам лучше узнать и полюбить птиц, живущих рядом, пробуждает интерес к родной природе и ее охране.

«Международный День птиц» — интернациональный экологический праздник, который отмечается ежегодно, 1 апреля. В Российской Федерации является самым известным из «птичьих» праздников.

Каждый год в конце марта — начале апреля из теплых стран возвращаются перелетные птицы, но найти себе жилье в наших городах, где парков и лесов, практически, не осталось, им непросто. Все меньше слышим мы весной гомон и щебет птиц. Но для того, чтобы они вернулись, и мы сегодня могли наблюдать их жизнь, а не только изучать ее по учебникам, нужно совсем немного.

Старинная русская традиция изготовления скворечников и других гнездовий имела глубокий смысл: человек не просто помогал птицам, но через это сам становился ближе к природе, лучше понимал свое исконное единство с ней. Одновременно люди на Руси праздновали приход весны, символически проживая вместе с природой пробуждение от зимней спячки.

День птиц стали отмечать во всем мире еще в начале XX века. 19 марта 1902 г. в Париже была составлена «Международная конвенция по охране птиц, полезных в сельском хозяйстве», которая вступила в силу 12 декабря 1905 года. В 1918 году Советская Россия подписала «Международный договор о перелетных птицах», который действует по настоящее время. 18 октября 1950 года в столице Франции Париже на смену документу 1902 года была подписана «Международная конвенция об охране птиц», в которой помимо «полезных» птиц назывались и птицы «вредные». В частности, к последним попали практически все ястребиные (ныне часть из этих видов утрачена, а часть занесена в Красную книгу).

I. Просмотр презентации о птицах Республики Коми.

II. Конкурсы и викторины по станциям.

На каждой станции есть распорядитель.

  1. Станция «Скворечник».

Оборудование: лего, кубики, детские конструкторы, стройматериалы.

Весной у птиц горячая пора. Много забот о будущем потомстве. А главное – для них нужно построить гнездо и как можно скорее. Ребята, поможем птицам. Кто быстрее изготовит домик для птиц из подручного материала. (вызывается 1 член из каждой команды). Ставится оценка команде от 1 до 5. 5 – за первое место и т.д.

  1. Станция «Найди пару».

Оборудование: пословицы и поговорки разрезанные на две части в пяти экземплярах. (разложены на полу или на столе)

Так же вызываются 5 человек по одному из каждой команды. Задание: кто быстрее и больше соберет пословиц и поговорок о птицах. Ставится оценка команде от 1 до 5.

Пословицы, поговорки.

Слово – не воробей, вылетит – не поймаешь.

Цыплят по осени считают.

Птицу узнают в полете, человека – в работе.

Человек без родины, что соловей без песни.

Был бы сад, соловьи прилетят.

Воля птичке дороже золотой клетки.

Всяк кулик свое болото хвалит.

Годы не птица: улетят – не поймаешь.

Лучше умереть орлом, чем жить зайцем.

Старого воробья на мякине не проведешь.

Счастье не птица – само не прилетит.

Соловей месяц поет, а ворона круглый год каркает.

Слепой курице все пшеница.

С трибуны – соловьи, а на деле – глухари.

Поет соловьем, а рыщет волком.

На чужой стороне и орел – ворона.

Голосиста пташка, да черна на ней рубашка.

Мал соловей, да голос велик.

Та же птица, да песни другие.

Ранняя птичка носок прочищает, а поздняя – глаза протирает.

Где ласточке ни летать, а к весне опять прибывать.

  1. Станция «Блиц – турнир».

Кто это?

Вопросы задаются всем. Ответы должны даваться быстро. Засчитывается только самый первый правильный ответ. Ответивший зарабатывает балл для своей команды.

● Разрушитель родного дома. (Вылупившийся птенец)

● Ныряльщик в ластах, но без маски.(Гусь)

● Пернатая журналистка.(Сорока)

● Птица с репутацией плохой матери. (Кукушка)

● Живые нотки. (Ласточки, сидящие на проводах)

● Безрукий строитель. (Птица, построившая гнездо)

● Лесной доктор (или пернатый кузнец). (Дятел)

● Зимние яблоки. (Красногрудые снегири на ветках)

● Разносчик младенцев. (Аист)

● Птица фрукт. (Киви)

● Предсказательница продолжительности жизни. (Кукушка)

● Пернатая кошка. (Сова)

● Крылатый почтальон.(Голубь)

● Пернатый чемпион по бегу. (Страус)

● Лесной барашек. (Бекас, песня его хвоста напоминает блеяние ягненка)

● Пернатая змейка. (Вертишейка, эта птичка мастерски изображает змею, шипя и вытягивая шею)

● Птичья столовая. (Кормушка)

● Пернатый прибор для измерения глубины. (Воробей, говорят: «Воробью по колено»)

4. Станция «Хвостатая».

На это станции засчитываются все правильные ответы, независимо от того. Кто первый правильно ответил.

▪ Голос у этой птицы ужасно противный, зато хвост самый красивый. (Павлин)

▪ Эта птица на своем длинном хвосте разносит новости по лесу. (Сорока)

▪ Перья из хвоста этой птицы индейцы носят на голове. (Орел)

▪ Эта птица может лазать по стволам деревьев вперед хвостом. (Поползень)

▪ Эта очень подвижная птичка, даже отдыхая, ежеминутно помахивает своим длинным хвостиком. Эта её привычка и дала название птице. (Трясогузка)

▪ Этот пернатый лекарь в момент свалился бы с дерева, если бы не держался за ствол когтями и, конечно же, хвостом, который служит ему подпоркой. (Дятел)

▪ Хвост у этой небольшой буровато-серой птички огненно-рыжий, потому-то он и дал ей такое «пожароопасное» название. (Горихвостка)

▪ Сапоги со шпорами, хвост с узорами. (Петух)

▪ Хвост у этой птички раздвоенный на конце, как фрак. (Ласточка)

5. Станция «Знатоки».

Условия работы на станции как и на предыдущей.

♦ Какие наши птицы не садятся ни на землю, ни на воду, ни на ветки? (Стрижи).

♦ Какие птицы нашей местности ночуют, зарывшись в снег? (Глухари, тетерева, рябчики.)

♦ Какая птица ходит под водой?(Оляпка.)

♦ Какая птица выводит птенцов зимой? (Клест).

♦ Какая птица поет хвостом? (Бекас).

♦ Какая птица носит фамилию писателя? (Гоголь).

♦ Какая птица лает как собака? (Самец белой полярной куропатки).

♦ Есть ли у скворца своя песня?(Нет).

♦ Какая птица любит нырять в прорубь? (Оляпка).

♦ Какие птичьи тайны открывает листопад? (Гнезда).

♦ Собирают ли птицы себе запасы на зиму? (Да. Сова, сойка, кедровка, поползень, синичка-московка).

♦ Какой орган чувств у птиц развит слабее других? (Обоняние).

♦ Кто больше ест: птицы или люди? (Птицы. Некоторые птицы съедают за день столько пищи, что она превышает их вес. Прожорливость птиц объясняется тем, что полет требует больше энергетических затрат).

♦ Почему птицы, попав в глубокий колодец, не могут вылететь из него? (Птицы не могут лететь вверх по прямой линии).

♦ Каких птиц Альфред Брем называл «гражданами мира»? Голубей).

Подведение итогов.

Подсчитываются баллы. Команды – победители награждаются.

infourok.ru

В Коми возвращаются перелетные птицы

>

>

В Коми возвращаются перелетные птицы

вБизнес. Финансы

В этом году перелетные птицы возвращаются в Коми в положенные сроки. Правда, их пока меньше, чем обычно, что связано с затянувшейся весной. Особенно мало дроздов, которые традиционно прилетают одними из первых. Места гнездования для многих лесных видов с каждым годом сдвигаются к северу, что связано с глобальным изменением климата. Об этом рассказал БНК научный сотрудник отдела экологии животных Института биологии Коми НЦ УрО РАН Глеб Накул.По его словам, по погодным условиям нынешний год похож на 2009, 2013, 2014 и 2015, когда также наблюдалась продолжительная и прохладная весна. Пока еще сохрается снежный покров, что сдерживает возвращение многих птиц. Несмотря на это основные виды птиц уже прилетают, хотя их пока и немного. По наблюдениям специалистов, очень мало летят утки-кряквы. Скорее всего, часть их задерживается на юге. Уже началась миграция гусей-гуменников, появились лебеди.Как пояснил Глеб Накул, если кормовой базы на обычных местах гнездования птицам не хватает, они могут на время даже улететь обратно. Во время миграции корм для пернатых играет наиважнейшую роль, так как необходимо восполнять энергетические затраты перелета.Уже начали прилетать многие мелкие воробьиные. Особенностью этого года является крайне низкая численность дроздов. Этот вид, по словам орнитолога, в Коми гнездится в большом количестве. И обычно дрозды прилетают одними из первых.Глеб Нагул также рассказал, что места гнездования многих лесных видов птиц постепенно сдвигаются к северу – это связано с глобальным потеплением, влияющим на растительный покров. Например, пеночка-весничка и пеночка-теньковка уже были замечены недалеко от арктического побережья. В том же направлении сдвигаются гнездовья зябликов и дроздов. Птицы продвигаются туда, где создаются условия, где они могут успешно размножаться.Как рассказал Глеб Накул, чайки и гуси возвращаются в Коми после зимовки в Западной Европе, различные виды воробьиных — из Средней Азии и Африки. Гнездующаяся в тундре на севере республики полярная крачка летит на родину из Южной Америки. Эта птица преодолевает около 20 тысяч километров, пересекая по пути целый океан.Орнитологи отмечают также, что не всегда и не все птицы улетают на зиму так далеко. Когда случаются очень теплые зимы и позволяет кормовая база, некоторые виды остаются зимовать рядом с местами размножения.

Похожее

  Поделиться

businessreal.ru

В Коми через Свердловскую область летят перелётные птицы

С юга России в ХМАО и Коми возвращаются большие стаи свиристелей. Жители Екатеринбурга заметили огромные стаи птиц, которые кружат над домами, сидят на проводах, крышах и козырьках балконов. По словам специалистов, это обычное явление для весны - птицы массово возвращаются из тёплых краев к своим обычным местам обитания, а Екатеринбург для них — просто промежуточная точка в пути. Орнитологи считают, что конечный пункт назначения свиристелей – Ханты-Мансийский автономный округ и Коми.

— Для свиристелей сейчас наступило время миграции к местам гнездования. И если зимой можно было заметить стаи около 20 особей и меньше, то в апреле через среднюю полосу России летят сотни, — рассказала порталу E1.RU председатель екатеринбургского отделения Союза охраны птиц России Александра Хлопотова. — Екатеринбург — промежуточная точка на пути миграции. Места гнездования находятся в основном в средней и северной тайге: в нашей области это окрестности Ивделя, Серова. Летят и дальше — в ХМАО, Коми.

Она считает, что перелётные птицы в Свердловской области надолго не задержатся, помешать им продолжить свой путь может только погода.

Фото с сайта: e1.ru

bnkomi.ru

www.news11region.ru

Технологическая карта по коми языку как государственному УОНЗ «Лунвыл? лэбысь лэбачьяс» («Перелётные птицы») — 3 класс.

Технологическая карта по коми языку УОНЗ «Лунвылӧ лэбысь лэбачьяс» («Перелётные птицы») - 3 класс. Цели для ученика Познакомиться с новыми словами по теме «Лэбачьяс» («Лунвылӧ лэбысь лэбачьяс»). Научиться составлять словосочетания, предложения, небольшой рассказ на тему с использованием новых слов. Выбирать правильные лексические средства устного общения на уроке. Цели для учителя Образовательные: создание условий для формирования коммуникативной компетенции обучающихся по теме «Лунвылӧ лэбысь лэбачьяс». Развивающие: создать условия для формирования умений оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения на уроке и следовать им; учиться работать в паре, в группе, формулировать собственное мнение и позицию. Воспитательные: создать условия для формирования внимательного и бережного отношения к своему языку, к родной земле, к коми народу. Тип урока- урок открытия нового знания Форма урока- урок в технологии системно-деятельностного подхода Опорные понятия, термины: лексика по теме «Лэбачьяс» Новые понятия: тури, дзодзӧг, юсь, утка, каля, джыдж, лунвылӧ лэбысь. Формы контроля: диагностика полученных результатов на последующих уроках. Домашнее задание: по выбору- стр.26, упр.38-составить предложения по выученной теме; или- стр.26, упр.39- составить кроссворд по теме «Лэбачьяс». Этапы Содержание Формы и методы Деятельность учителя Деятельность учеников Формируемые УУД I Орг. момент- 2 мин 1.Включение и мотивирование учащихся на уч. деятельность. -Видза оланныд, челядь! - Бур удж! - Для хорошей работы нам надо сначала поработать над коми звуками. Повторяйте за мной: дза, дзу, дзи, дзо- дзодзӧг. Какой звук повторяется? Джа, джу, джо, джы- джыдж. Катша, катша, китш-котш. Диалог, беседа. Приветствует учащихся, мотивирует на хорошую работу Приветствуют учителя, настраиваются на урок Личностные: -Самоопределение, ориентация на успешную уч. деятельность. II Актуализация знаний- 3 мин 2. Повторение лексики по изученным темам. -Кутшӧм талун поводдя? -Кутшӧм ӧні вогӧгӧрся кад? -Кутшӧм ар? (сёр). Мыйла сёр?(одеты тепло, снег, птицы улетают на юг) Диалог, беседа. Задаёт вопросы, наводит на тему урока. Отвечают на вопросы, находят признаки осени. Личностные: - формирование учебно- познавательного интереса. Коммуникативные: -Умение слушать собеседника; -Строить понятные для собеседника высказывания. Познавательные: -анализирование, умозаключения, построение логической цепи рассуждений. III Выявление места и причины затруднений- 5 мин 3. Выявление и фиксация места и причины затруднений. (на д!- картинки птиц.) - Тайӧ коді? (Лэбачьяс) - Кутшӧм юкӧнъяс-группа вылӧ позьӧ юкны найӧс? (юкӧй)- у д! -Назовите птиц 1 группы по-коми. - По какому признаку мы их объединили? (тӧвйысь). -Назовите птиц 2 группы… Проблемный диалог, беседа. Выявляет причину проблемы. Находят и обсуждают проблему. 1) Лэбачьяс. 2) Тӧвйысь да … Познавательные: -Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта; Регулятивные: -Умение принимать и сохранять учебную задачу; -Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями реализации; Коммуникативные: - аргументация своего мнения и позиция в коммуникации. IV Целеполагание и построение выхода из затруднения-6 мин 4.Постановка цели уч.деятельности, выбор способа и средств её реализации. - Кутшӧм лэбачьяс мӧд колонкаын? Шуӧй найӧс комиӧн… - Мыйын мытшӧд(проблема)? В чём проблема? - А почему возникла эта проблема? -А по какому признаку мы их объединили? (перелётные) - Кутшӧм тема сідзкӧ? (Перелётные птицы) - По-коми можем сказать тему? - Посмотрите – видзӧдлӧй пӧв вылӧ да бӧрйӧй уроклысь тема. Тӧвйысь лэбачьяс. Вӧрса пемӧсъяс. Лунвылӧ лэбысь лэбачьяс. Гортса пемӧсъясПроблемный диалог. Задаёт вопросы, вводит в проблему, заинтересовывает детей. Обсуждают, выдвигают гипотезы, алгоритм работы, ставят задачи. 1) Не знаем названия этих птиц. 2) Ещё не проходили слова 2-го столбика. 3) Перелётные птиц

profhelp.net

Внеклассное занятие по биологии. Игра "Крестики-нолики" по теме: птицы республики Коми.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РЕСПУБЛИКИ КОМИ «СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ШКОЛА-ИНТЕРНАТ №7» г. воркуты

Конспект внеклассного занятия

Игра «Крестики-нолики» по теме: птицы республики Коми

Першко Ольга Олеговна

учитель биологии

1 категория

г. Воркута, 2017г.

Игра «Крестики-нолики».

Тема: птицы республики Коми.

Класс: 8

Дата: 20.02.2017г.

Цели: обобщение знаний по теме «Птицы», расширение представлений о птицах в республике Коми.

Задачи:

  • обобщить и систематизировать знания по теме «Птицы»;

  • развивать и корректировать умение сравнивать, анализировать, выделять частные и общие признаки, описывать объект, узнавать по описанию;

  • корректировать утомление через чередование видов деятельности, физминутки;

  • воспитывать умение работать в группе, сплочённость, взаимовыручку.

Оборудование: таблица для игры, фишки для заполнения клеток, пазлы «Хищные птицы» (2 сектор), загадки, ребусы, викторина, изображения птиц.

Правила игры:

  1. В игре участвует 2 команды, которые в начале мероприятия придумывают себе название и бросают жребий.

  2. Игра проходит по такому же принципу, что и «крестики-нолики», но клетку в таблице занимает выигравшая в конкурсе команда.

  3. Победителем в игре является та команда, которая в таблице выложит линию своими фишками. Оставшиеся сектора открываются вне конкура.

ХОД ИГРЫ.

  1. Подготовительный этап.

  1. Орг. Момент.

- Сегодня на уроке мы обобщим знания о птицах и более подробно поговорим о пернатых, обитающих на территории нашей республики.

  1. Подготовка к игре.

  1. Команды придумывают название, соответствующее теме.

  2. Ознакомление с правилами игры.

  3. Жеребьёвка: назвать группы птиц, представленные на доске.

  1. Основной этап.

Учащиеся выбирают сектор. Предлагаются задания для обеих команд. Выигравшая команда занимает сектор своей фишкой.

Таблица для игры.

1

Птицы, живущие вблизи водоёмов.

2

Хищные птицы

3

Перелётные птицы.

4

Птицы, живущие вблизи жилья человека.

5

Птицы леса

6

Птицы тундры

7

Викторина «Покажи свой клюв»

8

Птичья жизнь

9

  1. Птицыживущие вблизи водоёмов.

Узнай птицу по описанию (на доске изображения птиц):

  • Тело похоже на лодку. Шея длинная, клюв плоский. Ходит, переваливаясь с ноги на ногу. Ест семена, траву. Гогочет. (ГУСЬ)

  • Ноги у птицы длинные, клюв острый, ест рыбу и лягушек. Гнездо строит на дереве. В ожидании добычи стоит в водоёме на одной ноге. (ЦАПЛЯ)

  • Небольшая водоплавающая птица обитает летом на морском побережье, ест рыбу.(ЧАЙКА)

  • Тело птицы напоминает плоскодонную лодку. По размеру небольшая. Хорошо плавает и ныряет. Ест в воде растительную пищу, мелких пресноводных животных. Клюв широкий, шея короткая. Окраска серо-коричневая. (УТКА).

  • Небольшая серо-коричневая птичка имеет клюв тонкий, длинный, не плавает, ходит по краю водоёма. Питается мелкими водными животными и насекомыми (КУКЛИК).

  • Небольшая водоплавающая птица, обитает по берегу океана, питается рыбой. Название своё получила за необычное строение клюва. (ТУПИК).

  1. Хищные птицы.

Каждой команде предлагается собрать 2 разрезные картинки с изображением птиц. Назвать этих птиц. Команда, которая быстрее выполнит задание – выигрывает конкурс.

  1. Перелётные птицы.

Загадки.

Мне скажи через минутку, что за птица это?... (утка)

И гогочет «га-га-га», как красивы берега.

Осенью, собравшись в стаю он с друзьями улетает. (гусь)

В тундре летает, пеструшек и куропаток пугает (полярная сова)

Другим же плакать не велит. Как птицу ту зовут? (кулик)

Облетая полземли вдаль несутся… (журавли)

Хвостик косицами, чёрные перья. Любит весною танцы, веселье.

Песни поёт, говорят, что токует. Знаешь ли ты птицу такую? (глухарь, тетерев)

Птица в снег зароется, от пурги укроется. (куропатка)

Догадайтесь сами (трясогузка)

  • Что за птица мороза не боится? Хот снега лежат везде у неё птенцы в гнезде. (клёст)

  • Рыбку поймай-ка, быстрая… (чайка)

  1. Птицы, живущие вблизи жилья человека.

  1. Задание–загадка для команды соперников. Изобразить мимикой и жестами предлагаемую птицу (воробей, ворона, сорока, голубь).

  2. Соревнование на равновесие. Все игроки изображают птичку: встают на одну ногу, вторую подгибают, руки в разные стороны. Побеждает та команда, игроки которой дольше всех продержались.

  1. Птицы леса.

Участникам предлагаются ребусы.

  1. Птицы тундры.

Составить цепи питания тундры.

Учащимся предлагается набор слов (картинок). Необходимо составить цепи питания:

  • Ягоды => лемминг => сова

  • Почки => куропатка => песец

  • Трава => гусь => полярный волк

  • Мох «ягель» => северный олень => полярный волк

  1. Викторина «Покажи свой клюв, и я скажу кто ты!».

  • У этой птицы клюв снабжён специальным приспособлением для сцеживания воды. Опустив клюв в оду она «щелкочет»: процеживает воду, оставляя во рту мелкие водные организмы (утка).

  • У этой болотной птички клюв похож на пинцет (кулик)

  • Его клюв работает как рыболовный крючок: проносясь над водой птица цепляет им рыбу. (баклан)

  • Эта птица пользуется клювом как сачком. На нижней части клюва есть кожаный мешок, в который птица ловитрыбу. (пеликан)

  • Долотообразным клювом эта птица выдалбливает в дереве отверстия и достаёт личинок. (дятел)

  • Клюв этой птицы крестообразный. таким клювом легко добывать семена из чешуек шишек.(клёст)

  • Эта птица подбрасывает клювом добычу и ловит её открытым ртом (удод)

  • Клюв этой птицы крючкообразный, твёрдый. Помогает ей отрывать куски мяса от своей добычи. (сова)

  1. Птичья жизнь.

Игра «Летает - не летает».

Ведущий называет зверей и птиц. Когда звучит название птицы – взмах руками, как крыльями. Когда звучит название зверя – руки по швам. Кто неправильно выполнил – присаживается. Игра проводится до последнего игрока. Игрок какой команды остался – та и победила.

  1. Конкурс-сюрприз.

Сказочные птицы.

  • Какие птицы украли братца Иванушку, а сестрица Алёнушка его спасла? (гуси-лебеди)

  • Какая птица кашу варила, деток кормила, а одного из них оставила голодным? (сорока-белобока)

  • Эта птица спасла Дюймовочку от ненавистного замужества с кротом. (ласточка)

  • Длину удава в одном из мультфильмов измеряли этими птицами. Получилось 33. (попугай)

  • Хвастливая лягушка с этими птицами отправилась в дальнее путешествие. Но на юг так и не долетела. (утки)

  • В эту прекрасную птицу превратился один гадкий утёнок. (лебедь)

  • Эта птица подарила своему другу ослику на день рождения хвост. (сова)

  • Эта птица, поверив одной рыжей плутовке, лишилась обеда. (ворона)

  1. Заключительный этап.

  1. Подведение итогов игры, награждение победителей..

  2. Заключительная беседа.

  • О каких животных мы говорили на уроке?

  • Назовите птиц, обитающих на территории республики Коми.

  • Понравилась ли вам игра? Что вам больше всего запомнилось?

  1. Выставление дифференцированных оценок.

infourok.ru