Тема: «Перелетные птицы». Птицы летят вереницей


«Перелетные птицы» Конспект занятия в старшей группе.

Конспект занятия в старшей группе.

Задачи: 1) формировать представление о зимующих и перелетных птицах; углублять представления о причинах отлета птиц; классифицировать птиц на зимующих и перелетных.

2) упражнять в согласовании существительных с порядковыми числительными, в подборе прилагательных – антонимов.

3) обогащать словарь путем введения слов: зимующие, перелетные.

4) воспитать любовь к птицам, желание помогать им.

Развивающая среда: предметные картинки, схемы отлета птиц, кормушки, корм для птиц.

Ход занятия:

1) Упражнение на развитие слухового внимания «Мы идем».

Ребята предлагаю всем отправиться на прогулку в лес…В лес с ребятами идем, громко песенку поем (Дети маршируют)На носочках мы пойдем, и тихонько запоем (Ходят на носочках)

2) Привела нас тропинка в лес.

Садимся на пеньки. Тихо.

— Не слышно птиц. Почему?

+ Улетели в теплые края.

— Чем питались птицы летом?

+ Мошками, жучками, ягодами, зелеными растениями.

— А что стало с жучками, мошками, ягодами осенью?

— Не стало еды для птиц, вот улетели они на юг,

где тепло и сытно.

— Сначала улетели те, кто питался насекомыми.

Это какие птицы?

+ Ласточки, стрижи. (ставлю картинки).

— После ласточек и стрижей улетают те птицы,

которые кормятся, собирают пищу на земле – это журавли, грачиИ последними улетают от нас утки и гуси.

Они живут у нас пока не замерзнут  реки.

— Ребята, как называют птиц, которые улетают на юг?

+ Перелетные птицы.

— Еще каких перелетных птиц вы знаете?

— Лебеди, скворцы, кукушки.

— Гуси, утки, лебеди, улетают вереницей (ставлю картинки этой вереницы)

— Журавли клином (ставлю картинку клином)

— Ласточки, грачи, скворцы – стаей (ставлю картинку стаю)

— Во время перелетов много птиц погибает. Выдерживают только сильные и крепкие, которые хорошо питались. Поэтому не мешайте птицам отыскивать себе корм, не пугайте и не гоняйте их зря!

3) Игра «Сосчитай-ка» (согласование сущ. с порядком числит-м). Утки летят вереницей?

— Ребята, сосчитайте птиц по порядку.

+  Первая утка, вторая утка…

(ставлю картину)

— Первый гусь, второй гусь…

(ставлю картину)

 

4) Физминутка. «Снегирек»

Отгадайте загадку..

Зимой на ветках яблоки!

Скорей их собери!

Ведь это – снегири!

Картинку «Снегирек» Про снегирей говорят: «Снегири прилетели – на крыльях зиму

принесли. Эта птица появляется тогда, когда снег выпавший уже

не первый раз и раньше таявший, наконец не растает.5) Игра «Кто лишний»

Не все птицы улетают на юг, остаются птицы и зимовать.

— Ребята, назовите птиц, которые зимуют?

+ Воробей, ворона, синичка, сорока, голубь. (Ставлю картинки!»

— Как мы их называем?

+ Зимующие птицы. (повторяют 2 раза)

Лебедь, дикие утки, журавль, голубь  (картинки)

— Как мы их называем?

Перелетные птицы.

Ворона, сорока, воробей, ласточки (картинки)

— Какая птица лишняя?

+ Ласточки и т.д.

5) Игра «Скажи наоборот» — закончи предложение.

— Птицы у нас разные по внешности, размеру, пению!

Аист большой, а соловей … (маленький) (повтори предложение)

У соловья серая грудка, а у ласточки …

У аиста длинная шея, а у кукушки … (короткая)

Аист белый, а грач … (черный)

6) Итог. Игра «Улетает – не улетает»

— Встали в круг

— Ребята, о ком, чем говорили на занятии?

+ О зимующих и перелетных птицах ( с мячом)

— ( Я называю птицу, а ребенок отвечает, улетает она на зиму или нет.)

7) Оценивание

— Ребята, молодцы, все хорошо занимались. (кормушку)

— Сегодня мы с вами повесили вот эти кормушки и насыпали корм для разных птиц,поможем птицам.— А летом птицы помогут людям. Они будут поедать насекомых – вредителей и продолжать охранять – сады, парки.

— А этот мешочек с сюрпризом передала сорока – белобока.

(Раздаем угощения детям)

Автор: Ахмадянова Рая Анатольевна,воспитатель,Муниципальное дошкольное образовательное учреждениеДетский сад N31 «Красная Шапочка»,Набережные Челны.

www.moi-detsad.ru

Тема: «Перелетные птицы»

Дети должны усвоить: основные названия птиц, из каких частей состоит их тело, чем оно покрыто, как птицы передвигаются, чем питаются, где живут, почему осенью они улетают.

Лексический материал: утки, гуси, лебеди, журавли, ласточки, грачи, скворцы, кукушки; части тела, перья; гнездо, стая, клин, вереница, поодиночке; корм, кормушка; щебетать, летать, улетать, прилетать, ходить, прыгать, махать.

Лексико-грамматические игры и упражнения

• «Живой —неживой». Формирование понятий о живых организмах. Дифференциация вопросов: «Что это? — Кто это?»

У детей на столах— картинки с изображением живых и неживых предметов. Дети по очереди берут их и спрашивают у товарищей: «Что это?» или «Кто это?»

•«Составь предложение». Логопед имитирует крики птиц (чиф-чиф; ку-ку). Дети должны отгадать, кто так кричит и составить предложение: «Ласточка чифкает, а кукушка кукует» и т.д.

•«Каких птиц много на дереве?» (кукушек, ласточек, скворцов и т.д.).

•«Какой птички не стало?» Усвоение категории родительного падежа единственного числа. На доске — четыре - пять картинок с изображением перелетных птиц. Логопед незаметно для детей убирает одну картинку и спрашивает: «Какой птички не стало?»

•«Как улетают птицы?»

Гуси, утки, лебеди — вереницей; журавли — клином; ласточки, грачи, скворцы — стаей; кукушки — поодиночке.

Работа над предложениями с однородными членами сопровождается рисунками на доске. Развитие связной речи

• Составление рассказа о птичке, которая вылетела из гнезда в поисках корма. Примерный словарь: летать, вылетать, прилетать, облетать, залетать, слетать, улетать, махать, щебетать, ходить, прыгать (практическое усвоение глаголов с разными приставками). Для игры рекомендуется использовать макет гнезда и птички из бумаги.

Психоречевая гимнастика

• Повторение цепочек слов (сначала по картинкам, а затем без них):

грач — ласточка — кукушка — скворец; утка —лебедь — гусь — журавль и т.д.

• Речевая подвижная игра «Птички». Речь логопеда дети сопровождают движениями.

Птички летели, Крыльями махали, На деревья сели, Вместе отдыхали.

logoped.od.ua

Почему птицы летают клином?Ответы на вопросы

Люди издавна задаются вопросом, почему крупные птицы, вроде гусей, уток или аистов, во время дальних перелетов в теплые края образуют клин. Если птицы выбрали такой вид построения для своего строя, то наверняка это дает им некоторые преимущества.

С этим связано множество мифов и предположений, но только недавно ученые провели серию экспериментов, окончательно выяснив вероятную причину.

  • Первая теория построена на социальных отношениях внутри стаи. Особи каким-то образом выбирают лидера в группе и следуют строго за ним в двух «шеренгах», отходящих в стороны. Вожак становится ведущим и направляющим, как штурман автомобиля или корабля, следящий за направлением движения. Остальные стараются не отклоняться от маршрута, полностью полагаясь на инстинкты и выдержку главного. Также птицы выстраиваются клином, чтобы было прекрасно видно как вожака, так и сородичей. Именно в клиновидном полете обзор происходящего спереди и вокруг самый выгодный.
  • Вторая теория больше связана с физикой. Но перед тем как перейти к самому клину, нужно разобрать принцип действия обычного птичьего крыла. По законам аэродинамики от каждого взмаха крыла появляются восходящие и нисходящие потоки воздуха. Восходящие воздушные потоки позволяют подняться вверх тому, кто летит позади и чуть сбоку. Но если следующая за вожаком птица будет лететь строго сзади, то понадобится больше усилий, чтобы не быть затянутой в вихри нижних потоков. Благодаря этой особенности воздушных вихрей участники клина затрачивают меньше сил, если бы они летели врознь или вереницей. Это значит, что стая пролетит гораздо большее расстояние за тот же промежуток времени.

Исследователи-орнитологи заметили, что большинство видов птиц, как например журавли, стараются махать крыльями в такт друг другу, поддерживая одинаковую скорость полета. Восходящие потоки растягиваются, помогая тем самым всем в стае. Основную нагрузку берет на себя вожак – от него зависит гармония полета всей группы пернатых.

Еще одним важным моментом является тот факт, что клин распространен преимущественно у больших птиц – ибисов, журавлей, аистов и т.д. Физические свойства их тел позволяют создавать мощные воздушные вихри, которыми легко управлять. Но у птиц помельче действуют другие принципы, потому что вихри, производимые маленькими и узкими крыльями не так просто поддаются контролю. К тому же, для маленьких птиц будет трудоемко подстроить ритм взмахов так, чтобы все в стае летели синхронно. Так, чайкам комфортно летать поодиночке или в беспорядочных скоплениях. Другие птицы находят удобство в полете ровной линией, а третьи, такие как кулики, лучше всего чувствуют себя в зигзагообразном или змеевидном построении.

В итоге получается, что ключевым фактором типа построения является экономия энергии. Каждая крупица сил важна в преодолении тысяч километров. Стайным птицам всё время необходимо держаться вместе особым образом. Некоторые представители животного царства научились покорять воздушное пространство и использовать свои возможности по максимуму. Клиновидная фигура стаи во время долгих перелетов оказалась полезной для выживания. И подходит клин, как правило, только для больших птиц.

Интересные факты: почему птицы летают клином?

Казалось бы, вопрос о том, почему птицы летают клином, известен каждому. Однако то, что объясняют школьникам на уроках биологии, является лишь гипотезой. Ученые до сих пор не установили точной причины, почему птичья стая летает клином. На этот счет существует две теории. Орнитологи активно доказывают эти гипотезы и сходятся во мнении, что они обе имеют право на существование.

Следование за лидером

Иерархия пернатых устроена так, что лидером является самая сильная и опытная особь в стае. Во время длительных перелетов она занимает место в вершине треугольного строя. Остальные птицы выстраиваются за вожаком клинообразно. Если вожак устает во время полета, то он меняется с собратьями, летящими следом за ним во втором ряду. Интересно, что птичий крик во время полета является сигналом от слабых особей, находящихся в конце клина. Таким образом они сигнализируют вожаку, что все в порядке и темп полета можно не снижать.

Клиновой порядок характерен для многих пернатых. Перелетные птицы собираются в стаи, хотя могут долететь до места назначения самостоятельно. Но особи поддерживают друг друга. Если один из слабых или больных собратьев теряет силы и отстает, то две другие птицы спускаются с ним на землю и ждут, пока он не поправится или не умрет. Затем, ориентируясь по магнитному полю Земли, они догоняют свой клин или пристраиваются к другой перелетной стае.

Но почему птицы летают в клине, а не в другом порядке? На самом деле некоторые пернатые могут лететь скучено или цепочками. Но треугольник удобен тем, что каждая особь, находясь в общем ряду, максимально освобождает себе обзор. Да и иерархию так соблюдать проще — сильные и опытные летят впереди, а слабые и молодые замыкают строй. Они всегда могут подать сигнал, чтобы их услышали.

Экономия энергии

Пилоты самолетов годами учатся выстраивать свои машины в воздухе клином. Подобный строй эскадрильи позволяет экономить до 30% топлива. Дело в том, что воздушные вихри, которые образуют впереди летящие самолеты, имеют подъемную силу и облегчают полет машин, которые следуют за ними.

То же самое касается и перелетной стаи. Птицы летают клином, чтобы использовать воздушные потоки впереди летящих особей. Только эти потоки непостоянны, так как пернатые машут крыльями. Особи в стае все время смещаются, стараясь поймать восходящие потоки и избежать нисходящих. Так сопротивление воздуха снижается для всех особей, кроме вожака. Именно поэтому впереди всегда летят самые сильные из птиц, беря на себя огромную нагрузку. Слабым особям в конце строя приходится легче, так как они тратят меньше энергии и время от времени могут парить в воздухе благодаря стараниям своих собратьев. Интересно, что все особи в стае периодически меняют характер взмахов крыльями, чтобы синхронизировать движения и обеспечить восходящие вихри для тех, кто летит позади.

Наблюдения и опыты орнитологов доказали, что построение пернатых клином неслучайно и действительно связано с законами аэродинамики. Например, исследовалась орнитофауна в Подмосковье. Кроме того, создавались компьютерные модели стаи. Каким бы способом ни выпускали птиц в небо, они все равно перестраивались в клинообразный порядок. То же самое касалось и компьютерных моделей. Причем они иногда создавали более сложные модели, однако строй все равно состоял из треугольников.

Построение клином используют далеко не все пернатые. В основном он характерен для особей крупного размера. Из тех, какие птицы летят клином, можно назвать:

  • пеликанов;
  • ибисов;
  • журавлей.

Самый красивый строй у журавлей. Дикие утки обычно выстраиваются при перелетах в колонну друг за другом. А цапли и гуси летят дугообразно или шеренгой крылом к крылу.

Такие большие хищные особи, как ястребы, коршуны или орлы, предпочитают передвигаться в одиночку. Для маленьких птиц также не характерен треугольный порядок, хотя они и летают стаей. Все дело в том, что у них маленькие крылья. Клинообразный строй не помогает им ловить восходящие потоки.

otvet1.ru

Дружная семейка: Летят перелетные птицы...

  Здравствуйте, уважаемые читатели и гости блога!

     Вот и осень уже подходит к концу... В нашем городе уже и листья опали,  лежат кое-где, сбились от ветра в небольшие кучки. Идешь рано утром на работу, воздух влажный, холодный.  А запах  сырых листьев... Просто не передать словами этот потрясающий аромат! Почему-то у меня он ассоциируется с детством, даже не знаю почему, не могу найти объяснения... Может, потому, что такой же запах сопровождал нас с подружками, когда таким же ранним осенним утром мы бежали в школу...

     А теперь после  небольшого лирического отступления перейдем к делу.

Осень повсюду - не только на улице, но и в детском саду. Выставки поделок из природного материала, осенние праздники, продуктивная деятельность ребят: рисунки, аппликации, поделки, всё-всё пронизано осенней тематикой.

   Сегодня покажу наши работы - это аппликация на тему "Летят перелетные птицы...", к сожалению не удалось заснять процесс, но вот готовые работы рада представить вашему вниманию.

Птицы на юг улетают, 

Гуси, грачи, журавли. 

Вот уж последняя стая 

Крыльями машет вдали.

Маргарита Ивенсен 

Разминка для детей во время занятия:

Перелетные птицы

Птицы в небе тают, тают

Птицы к югу улетают.

(Машем руками)

 Все растаяли вдали 

  (Ладонь «козырьком» ко лбу)

 Аист, цапли, журавли

(Загибать по очереди мизинец, безымянный и средний пальцы)

***

Пальчиковое упражнение:

Перелетные птицы

Птицы перелетные

(Дети двигают кистями перекрещенных рук вверх-вниз)

В стаи собираются,

(Сжимают пальцы рук в кулаки)

В края теплые летят,

До весны прощаются.

(Двигают кистями перекрещенных рук вверх – вниз.

Двигают пальцами рук – «машут, прощаются»)

Стаи журавлиные,

Стаи лебединые,

Стаи соловьиные,

Гусиные, утиные –

(Перечисляя птичьи стаи, дети загибают по очереди пальцы на руке)

К югу все они летят,

Здесь замерзнуть не хотят.

Как наступят холода –

Не найдется им еда.

(Дети двигают кистями перекрещенных рук вверх-вниз)

***

И, небольшая подборка стихов по теме:

Улетают к югу птицы:

И грачи, и журавли,

Но останутся синицы,

Воробьи и снегири.

И сороки остаются

Не летят с родной земли.

А весной опять вернутся

И грачи, и журавли.

Андрей Парошин 

 ***

Шуршащей вереницей

За солнышком вдогонку

Летят над нами птицы

В далёкую сторонку.

Летят они к зимовке.

А во дворе, на холоде,

Прищепки на верёвке

Как ласточки на проводе.

 В. Орлов  

***

Журавлики-журавли 

Оторвались от земли, 

Крылья к небу вскинули, 

Милый край покинули. 

Закурлыкали вдали 

Журавлики-журавли. 

М. Шпак 

***

Листья с веток опадают.

Лить дожди не устают.

Улетают птичьи стаи,

Направляются на юг.

    Татьяна Бокова

***

Осень паутинки развевает,

В небе стаи будто корабли -

Птицы, птицы к югу улетают,

Исчезая в розовой дали...

Э. Асадов

drujhnaia.blogspot.com