Персональный сайт Булыгиной Валентины Николаевны. Птицы осенью проект


Проект на тему "Перелетные птицы".

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад комбинированного вида №46

Педагогический проект

«Перелётные птицы»

Автор : воспитатель

средней группы №1

Мандрыкина О.А.

п. Спартак

2016 г.

Вид проекта: краткосрочный. Время реализации: с 01 по 15 мая 2016 г.

Участники: дети, воспитатели и родители средней группы.

Тип проекта: информационно-творческий.

Интеграция образовательных областей: « Развитие речи», «Восприятие художественной литературы», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».

Актуальность: осенью перед птицами встают жизненно важные вопросы: как прокормиться. Птицы, которые улетают от нас на зиму, едят разных насекомых, жуков, мух. Когда становится холодно, и насекомые прячутся в щели, птицы не могут их достать, поэтому они улетают от нас в теплые края, где тепло и много корма. А весной , когда природа оживает перелетные птицы снова возвращаются в родные края.

Цель: формировать у детей представление об особенностях жизни перелётных птиц, развивать познавательный интерес к родной природе.

Задачи:

Образовательные:

- расширить и закрепить представления о жизни перелётных птиц в естественных природных условиях и приспособлении к своей среде обитания: чем питаются, как спасаются от врагов, как приспосабливаются к жизни весной после перелёта; закрепить представления о внешнем виде и о частях тела перелётных птиц.

- учить детей подражать голосу птицы. Упражнять в использовании сравнений, подборе определений, синонимов к заданному слову. Активизировать в речи названия перелётных птиц и их птенцов.

- учить создавать изображение скворечника, с помощью аппликации. Формировать умение правильно держать ножницы и пользоваться ими. Продолжать учить в процессе рисования передавать характерные особенности внешнего вида птиц.

- учить детей правильно воспринимать содержание произведения, сопереживать его героям. Продолжать приучать слушать сказки, рассказы, стихотворения; запоминать небольшие и простые по содержанию стихотворения.

Развивающие:

- развивать у детей интерес к музыке, желание слушать ее и подражать голосам птиц с помощью музыкальных произведений.

Воспитательные:

- воспитывать интерес к живой природе, бережное отношение к птицам.

Взаимодействие с родителями: предложить родителям вместе с детьми понаблюдать за перелётными птицами, посмотреть и обсудить мультфильмы о перелётных птицах.

Схема реализации проекта.

1. Первый этап – подготовительный:

  • Изучение уровня знаний по данной теме;

  • Определение задач;

  • Изучение методической литературы по данной теме.

  • Подбор игр, мультфильмов, песен, художественной литературы.

  • Изготовление дидактических пособий по теме.

  • Подготовка презентации «Перелетные птицы» с музыкальным включением «Голоса птиц»

  • Подготовить материал для консультации по теме:

«Расскажите детям о птицах»

2. Второй этап – основной:

Образовательная

область

Содержание

1.

О.О. «Познавательное развитие»

Беседа с элементами ИКТ (видеоролик): «Почему перелётные птицы осенью покидают нас, а весной возвращаются?».

Дидактические игры: «Кто где зимует?»,

« Птицы»- учить узнавать и называть перелетных птиц

« Чей хвост?»- учить по хвосту находить знакомую птицу

« Сколько птичек?»- учить считать до десяти

«Чей хвост длиннее?»- учить сравнивать по длине

«Четвертый лишний»- учить группировать по признакам

(Приложение №1)

Просмотр и обсуждение мультфильмов: «Весенняя сказка», «Гадкий утёнок».

Рассматривание иллюстраций с изображением перелетных птиц, презентации «Перелетные птицы»

2.

О.О. «Развитие речи»

Словесные игры: «Назови ласково» - учить называть существительные в уменьшительно-ласкательной форме,

«Птицы и их детеныши»- учить называть существительные множественного и единственного числа.

«Один-много». «Кто как говорит».

Дидактические игры: «Расскажи о птице» - развивать связную речь,

«Улетает - не улетает», «Узнай птицу по описанию».

(Приложение №2)

Составление рассказа по картине А. К. Саврасова «Грачи прилетели».

3.

О.О. «Восприятие художественной литературы»

Чтение рассказов Д.Н. Мамин-Сибиряк «Серая шейка», Г. Снегирёв «Птицы наших лесов», Куприн А.И. «Скворец», Соколов-Микитов И.С. «Жаворонок», Аксаков С.Т. «Лебедь»

Разучивание стихотворений о птицах: «Скворец», «Ласточка»

Загадывание загадок о перелетных птицах;

4.

О.О. «Художественно-эстетическое развитие»

Аппликации с элементами рисования «Скворушка».

Рисование с элементами аппликации «Соловей в яблоневом саду».

Работа с раскрасками «Ласточка», «Цапля/ Аист»

Лепка «Лебеди/ Птичка»

(Приложение №3)

5.

О.О. «Физическая культура»

Подвижные игры: «Птицы, гнезда, птенцы». «Птички в гнездышке», «Пчелки и ласточка», «Журавль и лягушки». Игра с мячом «Поймай и назови».

Физкультминутка: «Ласточки летели», «Лебеди летят», «Птички прилетели».

Пальчиковая игра: «Встречаем птиц», «Ласточка»

(Приложение №4)

3. Третий этап – заключительный:

Задачи:

1. Образовательная: уточнить и закрепить представления детей о весне, её признаках. Обобщить знания о перелетных птицах, их повадках, образе жизни, расширять и активизировать словарь по теме.

2. Развивающая: развивать речевую активность, внимание, мышление, методику. Совершенствовать грамматический строй речи (образование существительных с суффиксами – ат; - ят)

3. Воспитательная: воспитывать чувство любви к родной природе, бережное отношение к птицам.

Ход.

Звучит музыка (звуки природы, пение птиц)

Рыхлый снег,

На солнце тает,

Ветерок в ветвях играет,

Звонче птичьи голоса

Значит, к нам пришла (весна)

Ушла зима холодная, неласковая. На смену ей торопится красавица весна.

- А хорошо ли вы знаете приметы весны? Давайте проверим? Есть у меня особый сундучок, там загадки о весне, а отгадки не простые, отгадаете, увидите сами:

Голубая простыня,

Весь свет одевает,

Выше леса, выше гор

Расстилается ковер.

Он всегда, всегда раскинут

Над тобой и надо мной,

То он серый, то он синий,

То он – ярко голубой (небо).

Воспитатель достает из сундучка голубой лоскуток.

Солнце пригревает,

Лед на речке треснул

Речка зашумела

Льдины подгоняет,

Как это явление

Весною называют?

Воспитатель достает склянку с водой

Снежок растаял и с полей

Бежит проворный … (ручей).

Появился из-под снега,

Увидал кусочек неба,

Самый первый самый нежный

Чистый маленький … (подснежник).

Висит за окошком

Кулек ледяной

Он полон капели

И пахнет весной (сосулька).

Воспитатель показывает картинку

- Молодцы, все загадки отгадали, пуст мой сундучок.

Физкультминутка

Ласточки летели (бегут по кругу, взмахивая руками как крыльями)

Все люди глядели.

Ласточки садились (приседают, сложив руки за спиной)

Все люди дивились

Сели, посидели (делают ритмичны наклоны)

Взвились, полетели (бегут по кругу, взмахивая руками)

Песенки запели.

Воспитатель: Пришла весна – красна, солнышко пригревает, начинает расти молодая травка, на деревьях набухают почки. Давайте представим, что мы в весеннем лесу.

Прослушивание записи «звуки леса»

- Расскажите, о чем услышали.

Дети называют (грач, скворец, жаворонок, ласточка)

- В какое время года птицы улетают в теплые края?

Дети: - Осенью

Воспитатель: - Как их называют?

Дети: - Перелетные птицы.

Воспитатель: - А как вы думаете, почему они улетают?

Дети: - становится холодно; нет корма; насекомые прячутся или погибают.

Воспитатель: - Значит, если птицы питаются насекомыми, зимой им есть нечего.

Д/и «Собери картинку»

Детям раздаются картинки, на которых изображены перелетные птицы.

Воспитатель: - Достаньте разрезанные на части картинки и попробуйте их собрать. Ребенок, собравший картинку, называет птицу.

В группу входят дети (заранее подготовленные) в шапочках птиц (грач, скворец, соловей, ласточка)

Вот – я – грач

Проворный, черный,

Кричу: «Крак! Крак! »

Всем червякам – враг!

Я самый первый прилетаю

Зиму ломаю.

Воспитатель: - Как только начинают пахать землю, грач тут как тут. Он ловко выхватывает из земли жуков, пауков, червяков. Живут грачи большими семьями и свои гнезда строят высоко на деревьях.

На магнитную доску помещается картинка грача.

В народе говорят «Если грач на горе, то весна на дворе», «Увидел грача – весну встречай»

Ребенок 2

А у нас в саду жилец –

Бойкий маленький скворец –

Тихий сад повеселел

Оттого что он запел.

С солнцем скворушка встает,

Ест жуков, росинки пьет.

Сдвинув шапку набекрень,

Распивает целый день.

Воспитатель: - (помещает картинку на доску). Селится скворушка в старых дуплах деревьев или в скворечниках, развешанных для него людьми. Поет, подражая различным звукам и голосам других птиц.

Ребенок 3

Кто без нот и без свирели

Лучше всех выводит трели,

Голосистее, нежней?

Кто же это?

Дети: - Соловей.

Помещается картинка на доску

Воспитатель: - Это небольшая птичка. Совсем с виду невзрачная. Серенькая, грудка беленькая, хвостик рыжеватый, большие темные глазки. А любят люди соловья за нежную, звонкую, красивую песню. Прилетает на родину, когда деревья и кустарники одеваются листьями, вернувшись, отыскивают старые жилища (гнезда в кустарниках) и поют.

Ребенок 4

Прилетаю к вам с теплом,

Путь проделав длинный,

Леплю домик под окном

Из травы и глины.

Дети: - Это ласточка.

Помещается картинка

Воспитатель: - К нам ласточки прилетают только на лето, чтобы свить гнезда и вывести птенцов. А осенью ласточки снова собираются в стаи и улетают в жаркие страны.

Вы знаете, что весну на своих крылышках несут не все птички, а только перелетные. А зачем птицы прилетают на родину? Родина – это место где родился. Поэтому птицы возвращаются, чтобы свить гнездо и выседеть птенцов. Птенцы рождаются слепыми, беспомощными, покрытые пухом. Родители выкармливают. За лето птенцы вырастают и осенью, с родителями улетают в теплые края. Для того чтобы весной вернуться на родину

Для чего нужны птицы? Уничтожают насекомых – вредителей; радуют нас своим пением, яркой окраской. Надо ли охранять и беречь птиц? Как? Делать скворечники, кормушки; подкармливать; нельзя разорять гнезда, собирать яйца; стрелять по ним из рогатки; шуметь, кричать, слушать громко музыку в лесу, парке где живут птицы.

Ребенок: - Вы должны помнить:

Что птиц не надо ловить,

Надо птиц всегда любить.

Птичьих гнезд не разорять

Зимою птицам помогать,

Их жалеть, оберегать

- Давайте повторим названия птиц. (повторяют хором и по одному)

- Как всех этих птиц называю?

Перелетные

- А почему?

Осенью они улетают в теплые края

Игра с мячом «У кого кто? »

- Я буду бросать «звучащий» мячик каждому из вас и называть взрослую птицу. Вы будете ловить мяч, называть птенцов этой птицы и возвращать мяч мне.

- грач (грачата)

- скворец (скворчата)

- ласточка (ласточата)

- дрозд (дроздята)

- стриж (стрижата)

- журавль (журавлята)

- кукушка (кукушата)

Итог занятия

О ком мы сегодня говорили?

Как одним словом назвать этих птиц?

Приложение №1

Беседа: «Почему перелётные птицы осенью покидают нас, а весной возвращаются?».

 - Ребята, давайте подумаем, а почему птиц называют перелётными (выслушать ответы детей и обобщить их). Правильно, перелётные птицы – это птицы, которые половину года проводят с нами и на вторую половину года покидают нас, отправляясь в другие страны.

 Почему эти птицы улетают от нас осенью (выслушать ответы детей)?

 Чтобы понять это, давайте вспомним, что служит им кормом. Правильно, все эти птицы питаются насекомыми: грач добывает червяков из свежевыкопанной земли, стрижи и ласточки хватают мошек и других насекомых прямо на лету, кукушки охотятся за гусеницами, дрозды – великолепные охотники за саранчой и кузнечиками.

 Но осенью насекомые исчезают. Наши птицы лишаются основного корма, поэтому и вынуждены улетать в тёплые края.

 Значит, что страшнее птицам зимой – холод или голод? Конечно же – голод. Ведь оседлые птички, которые живут у нас постоянно – воробьи, вороны, голуби, синицы – переносят зимние холода.

 А почему же они не улетают? Чем питаются эти птицы? Они всеядны: могут и насекомых поклевать, но основная их пища – семена растений. Осенью они любят полакомиться зерном, просыпавшимся при уборке зерновых. Зимой питаются семенами деревьев и держатся поближе к человеческому жилью, надеясь на помощь людей.

 А вы знаете, что не все птицы отправляются в тёплые края? Есть и такие перелётные птицы, которые прилетают к нам зимовать (рассказ сопровождается демонстрацией картинок с изображением птиц).

 Снегири – обитатели тайги, северных смешанных лесов. Но во время зимних кочёвок прилетают к нам. Они становятся заметны именно с выпадением снега. Питаются снегири плодами клёна, рябины, причём у ягод они съедают только мелкие косточки, а мякоть выбрасывают. Поэтому присутствие снегирей можно определить по мякоти ягод, лежащей под деревьями. Доставать семена из шишек они не могут.

 А вот родственники снегирей – клесты – имеют крепкие клювы со скрещенными кончиками. Они могут расшелушить любую шишку. Клесты не только прилетают к нам на зиму из более холодных лесов, но и выводят у нас здесь зимой птенцов. Чтобы уберечь яйца и птенцов от зимней стужи, клесты строят прочные, толстые гнёзда. Стенки гнезда снаружи утепляются мхом, а изнутри – перьями. Устраивается гнездо под густой еловой лапой, что бы в него не попадал снег. Основная пища клестов – это еловые и сосновые семена, которые они легко достают из шишек своим удивительным клювом.

Дополнительный материал:

Интересные факты о птицах. Например, о том, что птицы летят в дальние страны на зимовку в виде фигур:

  • прямым фронтом,

  • скученной стаей,

  • косяком,

  • клином.

Полет клином или другой фигурой имеет причину. Клин выстраивается по принципу: первыми летят сильные и взрослые, за ними самые младшие и слабые. Рассекая воздух и создавая мощный поток воздуха, лидер группы помогает слабым в полете, также он показывает дорогу.

Иногда в стае несколько лидеров. Они летят первыми по очереди, чтобы окончательно не выбиться из сил и не свернуть с курса. Замыкающие клин, постоянно издают звуки, подбадривая лидеров и подтверждая свое присутствие.

Летящие птицы - видео

Можно рассказать, что перелетные птицы улетают не только в период наступления холодов, но и среди лета, что каждый вид птиц по-разному ведет себя перед полетом.

Птицы узнают о наступлении холодов и необходимости отлета не из газеты или новостей, их инстинкт более красноречив, чем представители СМИ. С его помощью птица знает, когда начинать готовиться к длительному перелету, иногда даже они делают пробные полеты. Не только птица готовится, но и ее организм. Он начинает перестраиваться, чтобы птица была готова к тяжелым временам.

Почему перелетные птицы возвращаются?

 Ответ, в самом деле, прост: в теплых странах не хватит места и корма, чтобы свить гнездо и вырастить потомство. Птицы устроены так, что если условия благоприятны для выращивания птенцов, то выводок становится больше. Конкуренция среди видов погубила бы целые кланы птиц. Именно забота о будущих птенцах, толкает хвостатых родителей преодолевать тысячи километров и возвращаться домой.

 Шишкина школа. Урок природоведения. Перелетные птицы. – видео

Дидактические игры:

«Кто где зимует?»

Цель: закрепить умение классифицировать птиц на зимующих и перелетных.

Задание: посади зимующих птиц на изображение зимнего дерева, а перелётных на изображение летнего дерева.

«Кто лишний»

Воспитатель показывает картинку с изображением птиц, дети должны сказать кто лишний и почему.

(Приложение №2)

«Назови ласково»

Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Птенец — птенчик,перо — перышко,голова — головка, головушка,соловей — соловушка,шея — шейка,жаворонок — жаворонушек,крыло — крылышко,скворец — скворушка,гусь — гусенок,утка — уточка,лебедь — лебедушка,гнездо — гнездышко,журавль — журавушка, трясогузка — трясогузонька,аист — аистенок,цапля — цапелька.

«Назови детеныша»

Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Грач — грачонок                                             стриж — стриженок                                      кукушка — кукушонок                               скворец — скворчонок                               гусь — гусенок

аист — аистенок

журавль — журавленок

лебедь — лебеденок

утка — утенок

«Один — много» 

Образование множественного числа.

Грач — грачиптица — птицы стриж — стрижи  аист — аисты         жаворонок — жаворонки скворец — скворцы журавль — журавлигусь — гуси утка — утки ласточка — ласточки соловей — соловьи лебедь — лебеди кукушка — кукушки.

Игра «Кто как говорит»

Воробей — чирикаетКукушка — кукуетВорона — каркаетКурица — кудахчетУтка — крякаетСоловей — поетСорока — трещит

«Расскажи о птице».

Цель. Развивать связную речь детей с наглядной опорой в виде графических схем.

Материал. Предметные картинки из серии «Перелетные птицы», набор графических схем.

 Ход: Логопед предлагает детям рассказать о птице, используя схемы.

Например:

Это ласточка. Она черного  цвета с белой грудкой. Ласточка – маленькая птичка. У нее есть голова, тело, крылья, хвост, похожий на вилочку. Все тело покрыто перьями. Ласточка строит гнездо и выводит птенцов под крышей дома или на берегу реки. Целый день она летает и ловит мошек и комаров. С наступлением холодов ласточка улетает в теплые края, а весной возвращается домой.

«Улетает — не улетает».

Цель: воспитывать любовь ко всему живому, чувство необходимости помогать птицам в трудное для них время.

Ход. Взрослый называет какую-нибудь птицу, а ребенок отвечает — улетает она на зиму или нет.

«Узнай птицу по описанию».

Цель: воспитывать доброе, бережное отношение к пернатым друзьям.

Ход. Воспитатель описывает птицу, а ребёнок отвечает – какая это птица.

(Приложение №3)

Конспект НОД

Аппликация с элементами рисования «Скворушка»

Программное содержание:

Учить детей изображать в аппликации предметы, состоящие из нескольких частей; определять форму частей (прямоугольная, круглая, треугольная). Уточнить знание цветов. Развивать цветовое восприятие. Продолжать знакомить детей с перелетными птицами, называть знакомых птиц. Воспитывать чувства доброты и любви к птицам.

Ход:

Сюрпризный момент.

В групповую комнату «влетает» птица. Воспитатель озвучивает «гостью», приветствует детей.

Воспитатель: «Посмотрите, у нас гость, это перелетная птица – ласточка. Ласточка - вестник, какого времени года? ».

Выслушивает ответы детей.

Воспитатель: «Правильно, ребята. Весной появляется травка, распускаются почки, просыпаются после зимней спячки насекомые. Для птиц появляется привычная пища, и они возвращаются к нам из теплых стран».

Воспитатель показывает картинки с изображением перелетных птиц и перечисляет их, дети проговаривают названия птиц. Затем воспитатель, обращаясь к каждому ребенку, показывает изображение птиц и просит назвать их.

Физминутка: «Птички прилетели».

Птички прилетели Скрещивать ладони в виде крыльев и имитируют

полет птиц

Распушили перья Делать частые потряхивания кистями обеих рук

Головой вертят Делать головой вправо-влево

Улететь хотят Бегать, изображать полет птиц

Кыш! Кыш! Улетели! За метелью, за метелью.

Воспитатель: «А как птички будут зернышки клевать? » Ребята сжатыми в клювик пальчиками имитируют, как птички клюют зернышки и произносят «Клюв-клюв-клюв».

Воспитатель: «Ребята, к сожалению, ранней весной для птичек мало еды, поэтому люди должны подкармливать их. А для этого необходимы скворечники – домики для птиц. Давайте и мы с вами сделаем и для нашей ласточки и всех перелетных птиц, скворечники».

Воспитатель показывает картинку с изображением скворечника и называет части, из которых он состоит, обращая внимание, что эти части похожи на геометрические фигуры. Сам скворечник - на прямоугольник, крыша – на треугольник, а окошко – на круг.

Воспитатель предлагает детям вместе с ним сделать скворечник, и объясняет, в какой последовательности нужно приклеивать его составные части, показывая это на ватмане. Воспитатель вместе с детьми проговаривает цвет составных частей скворечника (крыша – красная, стены – сини, окошко желтое). Педагог к большому скворечнику приклеивает жердочку, на которую «прилетела» птица.

Воспитатель: «Ребята посмотрите, а вот и первая птичка прилетела в скворечник! Послушайте, она говорит нам «спасибо» на своем птичьем языке». В групповой комнате раздаются голоса птиц. Воспитатель предлагает еще раз «полетать» вместе с птицей. Затем гостья прощается и обещает прилетать к скворечнику каждый день.

(Приложение №4)

Подвижные игры

«Птицы, гнезда, птенцы».

Цель игры: уметь быть внимательным к командам воспитателя, быстро действовать в соответствии с командой, ориентироваться в пространстве, уметь подражать голосам птиц.

Атрибуты к игре: наголовники птиц, обручи по количеству детей.

Ход игры: По команде «Птицы» дети передвигаются на носочках под музыку, взмахивая руками.

По команде «Гнезда» - собираются в круг, взявшись за руки.

По команде « Птенцы» - находят свой обруч, присаживаются и по просьбе воспитателя подражают голосу нужной птицы. (Кукушка: ку-ку, утка: кря-кря, грач: крак-крак, ласточка: фьють-фьють, журавль: курлы-курлы, гусь: га-га.)

Повторить игру два раза.

«Птички в гнёздышке»

Цель. Игра тренирует память, внимание, развивает быстроту движений,

ориентировку в пространстве.

- Нарисовать на земле несколько кругов - это гнёздышки.

- По сигналу все птички вылетают из гнёздышек, разлетаются во все стороны,

приседают, клюют корм, снова летают, размахивая руками-крыльями.

Взрослый произносит слова:

Вот летели птички, птички невелички.

Все летали, все летали - крыльями махали.

На дорожку сели, зёрнышек поели.

Клю-клю-клю-клю, как я зёрнышки люблю.

Перышки почистим, чтобы были чище.

Вот так, вот так, чтобы были чище!

Прыгаем по веткам, чтоб сильней быть деткам.

Прыг-скок, прыг-скок, прыгаем по веткам.

- По сигналу: "Летите домой в гнёздышки!" дети возвращаются в "гнёздышки" -

«Лягушки и цапля»

Цель: развивать у детей умение действовать по сигналу, ловкость. Упражнять в прыжках в высоту с места

Описание игры: очерчивается квадрат – «болото», где живут «лягушки». В углах вбиваются колышки или кладутся кубики. Высота 10 – 15 см. По сторонам квадрата протягивается веревка. За пределами квадрата «гнездо цапли». По сигналу «цапля» она, поднимая ноги, направляется к болоту и перешагивает через веревку. Лягушки выскакивают из болота, прыгая через веревку, отталкиваясь двумя ногами. Перешагнув через веревку, цапля ловит лягушек. Продолжительность 5-7 минут

Игра с мячом «Поймай и назови».

Воспитатель бросает мяч ребенку, тот возвращает мяч и называет перелетную птицу.

«Пчелки и ласточки»

Играющие – пчелы – летают по поляне и напевают:

Пчелки летают,

Медок собирают!

Зим, зум, зум!

Зум, зум, зум!

Ласточка сидит в своем гнезде и слушает их песенку. По окончании песни ласточка говорит: «Ласточка встанет, пчелку поймает». С последним словом она вылетает из гнезда и ловит пчел.. Пойманный играющий становится ласточкой, игра повторяется.

Правила игры. Пчелам следует летать по всей площадке. Гнездо ласточки должно быть на возвышении.

Физкультминутки

«Лебеди»

Лебеди летят, крыльями машут, подняться на носки, плавные

движения рук

Прогнулись над водой, прогнуться назад, нога на носок

Качают головой. руки на пояс, покачивание головой

Прямо и гордо умеют держаться, полуприседание, руки на пояс

Очень бесшумно на воду садятся. Присесть на корточки, руки в

стороны

Белые лебеди летели, летели, подняться, руки вверх, взмах руками

И на воду сели. Присесть на корточки, руки в стороны

Сели посидели, присесть

Снова полетели. встать, руки вверх, через стороны

вниз.

«Ласточки»

Ласточки летели (бегут по кругу, взмахивая руками как крыльями)

Все люди глядели.

Ласточки садились (приседают, сложив руки за спиной)

Все люди дивились

Сели, посидели (делают ритмичны наклоны)

Взвились, полетели (бегут по кругу, взмахивая руками)

Песенки запели.

«Птички прилетели».

Птички прилетели Скрещивать ладони в виде крыльев и имитируют

полет птиц

Распушили перья Делать частые потряхивания кистями обеих рук

Головой вертят Делать головой вправо-влево

Улететь хотят Бегать, изображать полет птиц

Кыш! Кыш! Улетели! За метелью, за метелью.

Пальчиковая игра:

«Встречаем птиц»

Мы построили скворечню

Для весёлого скворца.

(Попеременно постукиваем кулачками друг о друга и по столу.)

Мы повесили скворечник

Возле самого крыльца.

(Сводим руки над головой.)

Всё семейство вчетвером

Проживает в доме том:

(Попеременно постукиваем кулак о кулак и ладонь о ладонь.)

Мать, отец и скворушки –

Чёрненькие пёрышки.

Соединяем каждый палец с большим пальцем

на обеих руках одновременно, по 2 раза.)

«Ласточка»

Ласточка, ласточка, - За морем бывала,

Милая касаточка, Весну добывала.

Ты где была? Несу, несу

Ты с чем пришла? Весну красну.

(на каждую строчку большой палец «здоровается» дважды с одним пальчиком, начиная с указательного,- сначала на правой, потом на левой руке)

Загадки.

Он живет на крыше дома –

Длинноногий, длинноносый,

Длинношеий, безголосый.

Он летает на охоту.

За лягушками к болоту. (аист)

Весной прилетает птица.

Поле вспашут - там любит кормиться. (грач)

В синем небе голосок -

Будто крохотный звонок. (жаворонок)

Встали братья на ходули,

Ищут корма по пути.

На бегу ли, на ходу ли

Им с ходулей не сойти. (журавль)

Кто такой весенним днем

Сплёл рукавичку над окном,

Вывел в ней новых жильцов -

Маленьких таких птенцов? (ласточка)

Так важно она по болоту шагает!

И живность болотная прочь убегает.

Ведь если лягушка укрыться не сможет,

То этой лягушке никто не поможет. (цапля)

На шесте - дворец,

Во дворце - певец. (скворец)

Стихи о перелетных птицах

Снова по законам вечнымВ город к нам пришла весна.Я повесила скворечникНа березе у окна.Как-то утром, наконец,Занял новый дом скворец.И теперь у нас не тихо.Целый день поют скворцы.Есть у скворушки скворчихаИ горластые птенцы.Скворчик - просто молодец,Он - заботливый отец.  (Е. Тараховская)

Журавушки - журавли

Оторвались от земли.

Крылья к небу вскинули,

Милый край покинули.

Закурлыкали вдали

Журавушки - журавли!

Рассказы для детей о птицах.

Скворцы (Отрывок)

Автор: Куприн Александр Иванович

... Мы с нетерпением ждали, когда к нам в сад опять прилетят старые знакомые — скворцы, эти милые, веселые, общительные птицы, первые перелетные гости, радостные вестники весны.

Итак, мы дождались скворцов. Подправили старые скворечники, покривившиеся от зимних ветров, подвесили новые.

... Воробьи вообразили, будто эта любезность делается для них, и тотчас же, при первом тепле, заняли скворечники.

Наконец девятнадцатого, вечером (было еще светло), кто-то закричал: «Смотрите — скворцы!»

И правда, они сидели высоко на ветках тополей и, после воробьев, казались непривычно большими и чересчур черными...

Два дня скворцы точно набирались сил и все навешали и осматривали прошлогодние знакомые места. А потом началось выселение воробьев. Особенно бурных столкновений между скворцами и воробьями я при этом не замечал. Обыкновенно скворцы по два сидят высоко над скворечниками и, по-видимому, беспечно о чем-то болтают между собой, а сами одним глазом, искоса, пристально поглядывают вниз. Воробью жутко и трудно. Нет-нет — высунет свой острый хитрый нос из круглой дырочки — и назад. Наконец, голод, легкомыслие, а может быть, робость дают себя знать. «Слетаю, — думает, — на минутку и сейчас же назад. Авось перехитрю. Авось не заметят». И только успеет отлететь на сажень, как скворец камнем вниз и уже у себя дома.

И уже теперь пришел конец воробьиному временному хозяйству. Скворцы стерегут гнездо поочередно: один сидит — другой летает по делам. Воробьям никогда до такой уловки не додуматься.

... И вот, с огорчения, начинаются между воробьями великие побоища, во время которых летят в воздух пух и перья. А скворцы сидят высоко на деревьях да еще подзадоривают: «Эй, ты, черноголовый! Тебе вон того, желтогрудого, во веки веков не осилить». — «Как? Мне? Да я его сейчас!» — «А ну-ка, ну-ка...»

И пойдет свалка. Впрочем, весною все звери и птицы... дерутся гораздо больше...

Жаворонок

Соколов-Микитов Иван Сергеевич

Из множества звуков земли: пения птиц, трепетания листвы на деревьях, треска кузнечиков, журчания лесного ручья — самый веселый и радостный звук — песня полевых и луговых жаворонков. Еще ранней весною, когда на полях лежит рыхлый снег, но уже кое-где на пригреве образовались темные проталины, прилетают и начинают петь наши ранние весенние гости. Столбом, поднимаясь в небо, трепеща крылышками, насквозь пронизанными солнечным светом, выше и выше взлетает в небо жаворонок, исчезает в сияющей голубизне. Удивительно красива, звонка песня жаворонка, приветствующего приход весны. На дыхание пробудившейся земли похожа эта радостная песня.

Многие великие композиторы в своих музыкальных произведениях старались изобразить эту радостную песнь...

Многое можно услышать в пробуждающемся весеннем лесу. Тонко пищат рябчики, гугукают по ночам невидимые совы. На непроходимом болоте водят весенние хороводы прилетевшие журавли. Над желтыми золотистыми пуховиками цветущей ивы жужжат пчелы. А в кустах на берегу реки защелкал, звонко запел первый соловей.

Лебедь

Автор: Аксаков Сергей Тимофеевич

Лебедь по своей величине, силе, красоте и величавой осанке давно и справедливо назван царем всей водяной, или водоплавающей, птицы. Белый как снег, с блестящими, прозрачными небольшими глазами, с черным носом и черными лапами, с длинною, гибкою и красивою шеею, он невыразимо прекрасен, когда спокойно плывет между зеленых камышей по темно-синей, гладкой поверхности воды.

infourok.ru

Проект «Перелётные птицы»

Булыгина Валентина Николаевна

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад № 12 «Солнышко»

Проект «Перелётные птицы»

Актуальность проекта: В дошкольном детстве закладываются основы личности, в том числе отношение к природе, окружающему миру.Формируя гуманное отношение к природе, я стараюсь достичь того, чтобы каждый ребенок осознал, что человек и природа взаимосвязаны, поэтому забота о природе, на примере –птиц, есть забота, о человеке, его будущем.Моя задача заключается в том, чтобы совместно с родителями подвести детей к пониманию того, что все мы вместе, и каждый из нас в отдельности в ответе за друзей наших меньших.

Цель проекта: Уточнить и расширить представления детей о перелётных птицах, об их жизни в весенний период.

Задачи проекта:– Дать детям новые знания о перелётных птицах, развивать умения сравнивать и обобщать простейшие причинно-следственные связи.– Анализировать влияние смены времени года на жизнь птиц, классифицировать птиц на зимующих и перелётных.– Воспитывать у детей бережное отношение к природе, учить заботится о  птицах.

Прогнозируемые результаты:

В процессе проекта у детей сформируется позитивное отношение к живой природе и в частности к птицам. В ходе бесед, дети узнают много нового об их среде обитания, корме, гнездовании. Дети научатся самостоятельно составлять небольшие рассказы о птицах и их птенцах. Вместе с родителями проявят творческий подход в продуктивных видах деятельности. Ребята станут более внимательными, добрыми и заботливыми к птицам.

Участники проекта: Дети 5-6 лет, воспитатели, родители.

Первый этап проекта «Подготовительный»Подобрать наглядный материал, подобрать художественную литературу по теме для чтения, дидактические игры, загадки о птицах, информацию для бесед.

Второй этап проекта «Этап активной деятельности»

Виды детской деятельности:

Социально – коммуникативное развитие

Создание игровых, обучающих ситуаций «Выбираем материал и инструменты для работы-постройки кормушки», «Прилетели-не прилетели», «Найди и опиши», «Весна пришла, игры принесла»

Театрализованная деятельность: драматизация отрывка произведенияВ. Орлова «Ворона».

Дидактические игры «Чей клюв», «Дорисуй», «Чей птенец», «Кто как кричит?», «Чьё гнездо?», «Что за птица?», «Четвёртый лишний».

Подвижные игры «Гуси- гуси», «Воробышки и автомобиль», «Совушка», «Голуби», «Гори-гори ясно», «Пчёлки и ласточка», «Перелёт птиц».

Сюжетно-ролевые игры «Зоомагазин», «Доктор Айболит».

Рассматривание плакатов, карточек «Перелётные и зимующие птицы».

Коммуникация

Беседы: «Как помочь птицам весной», «Кто, где зимует?», «Чего нельзя делать в лесу?»

Составление  рассказа по сюжетным картинкам на тему «Новый дом для скворцов»

Чтение художественной  литературы:

Русский фольклор. «Николенька-гусачок», «По дубочку постучишь – прилетает синий стриж»,  « Грачи – киричи», «Уж ты пташечка, ты залётная…», «Ласточка-ласточка».

Сказки и рассказы о птицах: «Царевна-лягушка», «Гуси-лебеди»«Финист – ясный сокол», «Кукушка», Г.Х. Андерсен «Гадкий утёнок», Д.Н. Мамин –Сибиряк «Серая Шейка» и др.,  В. Бианки « Рассказы»  и др

Заучивание заклички, стихотворений о птицах:

Синички-сестрички, чечётки-тётки,Кулички-мужички, скворцы-молодцы,Из-за моря к нам летите, весну красную несите!С шёлковой травой, с жемчужной росой,С тёплым солнышком, с пшеничным зёрнышком!

Милая певунья, ласточка родная,Ты домой вернулась из родного края.Над оконцем вьётся с песенкой живой:«Я весну да солнце принесла с собой».

Птичка над моим окошкомГнёздышко для птичек вьёт,То соломку тащит в ножках,То пушок она несёт.

Чтение загадок, пословиц и примет:

Всех прилётных птиц черней,Враг личинок, друг полей,Взад-вперёд по пашням вскачь,А зовётся птица… (грач).

Как лиса среди зверей,Зта птица всех хитрей,Прячется в зелёных кронах,А зовут её … (ворона)

«Всякая птица своим пером гордится», «Всякая птица своим клювом сыта», «Ласточка весну начинает, соловей лето кончает», «Увидел скворца – весна у крыльца», «Соловей месяц поёт, а ворона круглый год каркает», «Срубили кусты – прощай, птицы!»

Вороны купаются в песке, воде – к скорому потеплению; птицы запели в дождь – скоро будет ясно; если в марте дятел стучит, весна будет поздней; если воробей нахохлился – к морозу, пёрышки приглаживает – к теплу; голуби разворковались – к ясной погоде.

Викторина о птицах

Занятие на тему «День птиц – 1 апреля»

Познавательное развитие

НОД на тему «Как человек охраняет природу»

Просмотр детского экологического журнала «Свирель»

Экскурсия по территории детского сада «К встрече пернатых готовы?»

Просмотр видеофильма: «Заклички птиц»

Синички-сестрички, чечётки-тётки,Кулички-мужички, скворцы-молодцы,Из-за моря к нам летите, весну красную несите!С шёлковой травой, с жемчужной росой,С тёплым солнышком, с пшеничным зёрнышком!

Птицы дороги нам, как частица чудесной природы России. Их мелодичные весёлые, звонкие песни, яркое оперение оживляют природу, вселяют в нас радость, бодрость.

Видеофильм «Голоса весеннего леса»

Презентация «Птицы нашей Родины»

Изобразительная деятельность (Продуктивная деятельность)

Рисование «Перелётные птицы», раскрашивание картинок«Наши пернатые друзья»

Аппликация «Сказочная птица»

Конструирование птиц из бумаги способом оригами

Лепка «Птицы на кормушке»Художественная  литература:Беседа по содержанию рассказа В. Бианки «Подкидыш»

Беседа с детьми по рассказу Д. Волгина «Пернатые Куршскойкосы» из журнала «Свирель»

Чтение:

– В. Жуковский. «Жаворонок»

– Е. Носов «Как ворона на крыше заблудилась»

– В. Бианки «Мастера без топора»

– В. Степанов «Птицы в стихах»

– Н. Сладков «Птица чечевица».

Работа с родителями

Информация в родительском уголке «1 апреля – Международный день птиц»

Газета для родителей «Детям о птицах»

Папка – передвижка «Охрана птиц»

Консультации для родителей: «Ребенок и птицы: научим любить»,

«О необходимости обучения детей правильному поведению в лесу»,

«Чтобы дети были добрыми».

Третий этап «Презентация»

  1. Презентация проекта «Перелётные птицы»
  2. Объявление конкурса детско-родительской поделки: «Наши пернатые друзья».
  1. Проведение экологического десанта «Юные экологи»
  2. Создание альбома «Всё о птицах».
  3. Непосредственная образовательная деятельность с детьми по теме.

Не разоряйте птичьего гнезда,

Так счастлива в своём жилище птица.

Она в гнезде спокойна и тогда,

Когда над рощей буря злится.  К. Кулиев

Любите птиц! Оберегайте их!

19.04.2016 в 12:50. Рубрики: Проекты

vospitatel-sada.ru

ООД средней группе ДОУ "Перелетные птицы осенью"

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд Описание слайда:

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ с детьми среднего дошкольного возраста Подготовила: воспитатель МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №64» Борсякова М.В. ПЕРЕЛЕТНЫЕ ПТИЦЫ ОСЕНЬЮ 2016 г.

2 слайд Описание слайда:

Вид проекта: краткосрочный, групповой. Участники проекта: дети, педагоги. Возраст детей: вторая средняя группа. Актуальность проекта: проведенная предварительно диагностика показала, что у ребят недостаточно развиты знания о перелётных птицах. Дети зачастую путают зимующих и перелётных птиц, не знают причин отлёта перелетных птиц в тёплые края. Затрудняются ответить, какую пользу приносят птицы, что для птиц вредно, а что – полезно. Настоящий проект позволит закрепить в памяти детей названия перелетных птиц, углубить и расширить знания о перелетных птицах, познакомить детей с таким явлением, как осенний отлёт птиц и понять его причины, послужит воспитанию заботливого и бережного отношения к птицам. ОПИСАНИЕ ПРОЕКТА

3 слайд Описание слайда:

ЦЕЛЬ: расширить и углубить знания дошкольников о жизни перелётных птиц в осенний период.

4 слайд Описание слайда:

ЗАДАЧИ 1. Образовательные закреплять и расширять знания детей о внешнем виде, питании и поведении птиц; - изучать особенности отлёта перелётных птиц. 3. Воспитательные 2. Развивающие - формировать навык словообразования при работе с уменьшительно-ласкательным значением слов; - развивать связную устную речь детей в процессе ответов на вопросы и составлении предложений; - формировать художественно-эстетическое восприятие детей на основе прослушивания текста рассказа, рассматривания иллюстраций по теме, рисования и раскрашивания картинок; - пополнять активный и пассивный словарь детей с помощью ввода новых слов и понятий. - формировать навыки учебной деятельности; - формировать бережное отношение к природе.

5 слайд Описание слайда:

Начиная изучение перелётных птиц, следует объяснить детям, почему их так называют. Перелётные птицы улетают зимовать в тёплые края. Это происходит осенью.

6 слайд Описание слайда:

Обычно перелетные птицы летят в тёплые края стаей, но еще могут лететь дугой, поодиночке, клином, шеренгой.

7 слайд Описание слайда:

Раньше всех нас покидают насекомоядные птицы. В слове насекомоядные прячутся два слова: едят насекомых. Они едят майских жуков, бабочек, ос, стрекоз и пчёл. Раньше всех улетают ласточки, трясогузки, дрозды, жаворонки, овсянки, скворцы. Улетают эти птицы сразу после первых заморозков, как только исчезают насекомые.

8 слайд Описание слайда:

Когда замерзают водоёмы (реки, озёра и пруды), направляются к югу водоплавающие птицы - гуси, утки и лебеди. В слове водоплавающие тоже прячется два слова - плавать в воде.

9 слайд Описание слайда:

Подвижные игры на свежем воздухе: «Воробышки и автомобиль», «Птички в гнездышках», «Птички летают».

10 слайд Описание слайда:

Игра «Назови ласково» изучение строения птицы и образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами птица – птичка голова – головка шея - шейка крыло – крылышко лапа – лапка хвост – хвостик клюв - клювик голова шея клюв крыло крыло хвост лапа лапа

11 слайд Описание слайда:

Игра «У кого какое тело» Это грач, у него острый клюв. У него чёрное крыло. Значит, он остроклювый и чернокрылый. Посмотрите, это скворец. Какой у него хвост? Значит, скворец какой? Короткохвостый. Это ласточка, у нее длинный хвост. Значит, какая ласточка? Длиннохвостая.

12 слайд Описание слайда:

ПОДВИЖНАЯ ИГРА Осень-непогодушка, Тополь пожелтел. Вдруг на ветке скворушка Песенку запел. Ветка чуть качается, Дождик не кончается. С нами старый скворушка До весны прощается. Подняли руки вверх; наклоны туловища влево - вправо; руки в стороны; повороты туловища влево - вправо; руки вытянули вперед; наклоны вперёд-назад; приседания. Скворушка

13 слайд Описание слайда:

Загадывание загадок о перелетных птицах На шесте дворец. Во дворце – певец. Всех перелетных птиц черней, Он чистит пашню от червей. Соседкам яйца оставляет И о птенцах не вспоминает. Он летает на охоту За лягушками к болоту. Серая птаха в лесу живет, Чудным певцом повсюду слывет. УГАДАЙ-КА!

14 слайд Описание слайда:

Пальчиковая игра «Десять птичек – стайка» Дети сидят на стульчиках. Пальцы левой и правой рук соединены между собой. Пой-ка, подпевай-ка: Десять птичек – стайка. (Хлопаем в ладоши) Эта птичка – соловей, (Поочередно загибаем пальчики на правой руке, начиная с мизинца) Эта птичка – воробей. Эта птичка – совушка, Сонная головушка. Эта птичка – свиристель, Эта птичка – коростель, Эта птичка – скворушка, (Поочередно загибаем пальчики на левой руке, начиная с мизинца) Серенькое перышко. Эта – зяблик. Эта – стриж. Эта – развеселый чиж. Ну, а эта – злой орлан. (Соединяем большой и указательный пальцы, как хищный клюв) Птички, птички – по домам! (Машем ручками, как крылышками)

15 слайд Описание слайда:

Художественное творчество Выбираем из стопки раскрасок только перелетных птиц. Закрепляем полученные знания о строении птицы: вначале раскрасим голову, затем крылья, затем хвост.

16 слайд Описание слайда:

Настольно-печатные игры

17 слайд Описание слайда:

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА «ЛЕБЕДИ» Лебеди летят, Крыльями машут. Прогнулись над водой, Качают головой. Прямо и гордо Умеют держаться, И очень бесшумно На место садятся.

18 слайд Описание слайда:

Артикуляционная гимнастика ЛИ-ЛИ-ЛИ, ЛИ-ЛИ-ЛИ – улетели журавли, ОЛ-ОЛ-ОЛ, ОЛ-ОЛ-ОЛ – сильный дождь с утра пошёл, АЙ-АЙ-АЙ, АЙ-АЙ-АЙ – зонт скорее открывай.

19 слайд Описание слайда:

Чтение сказок о перелетных птицах

20 слайд Описание слайда:

Закрепление изученного материала Упражнение «Закончи предложение» (составление сложноподчинённых предложений) - За окном стоит холодная, дождливая погода, потому что… - Первыми улетают на юг ласточки, потому что… - Последними улетают осенью лебеди, гуси, утки, потому что… - Птиц нужно любить и охранять, потому что…

21 слайд Описание слайда:

ИТОГИ ПРОЕКТА: ЦЕЛЬ ПРОЕКТА ДОСТИГНУТА 1. Дети узнают по картинкам, фотографиям и умеют называть большинство перелетных птиц, живущих в нашем регионе; 3. Большинство ребят в группе умеют рассказывать об особенностях внешнего вида и повадках перелетных птиц, могут составить описательный рассказ по картинке; 2. У дошкольников сформировалось правильное представление о таком явлении, как отлёт птиц на юг осенью; 4. Группа разучила новые подвижные, пальчиковые и ситуативные игры, гимнастики, потешки, загадки; 5. Ребята приобрели новые навыки в художественном творчестве, научились закрашивать разные части объекта по очереди; 6. В ходе реализации проекта дошкольники познакомились с замечательными сказками российских и зарубежных авторов.

22 слайд Описание слайда:

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Курс профессиональной переподготовки

Воспитатель детей дошкольного возраста

Курс повышения квалификации

Курс повышения квалификации

Найдите материал к любому уроку,указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

Выберите категорию: Все категорииАлгебраАнглийский языкАстрономияБиологияВсеобщая историяГеографияГеометрияДиректору, завучуДоп. образованиеДошкольное образованиеЕстествознаниеИЗО, МХКИностранные языкиИнформатикаИстория РоссииКлассному руководителюКоррекционное обучениеЛитератураЛитературное чтениеЛогопедияМатематикаМузыкаНачальные классыНемецкий языкОБЖОбществознаниеОкружающий мирПриродоведениеРелигиоведениеРусский языкСоциальному педагогуТехнологияУкраинский языкФизикаФизическая культураФилософияФранцузский языкХимияЧерчениеШкольному психологуЭкологияДругое

Выберите класс: Все классыДошкольники1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 класс

Выберите учебник: Все учебники

Выберите тему: Все темы

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Номер материала: ДБ-370379

Похожие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

infourok.ru

Краткосрочный проект «Перелётные птицы!»., ГБОУ Школа № 109, Москва

В старшей группе №12 завершен краткосрочный проект «Перелётные птицы»

Сроки реализации: 24 марта – 1 апреля 2017 г.

Тип проекта: информационно – творческий.

Участники проекта: дети 12 группы, воспитатели, родители.

Актуальность:

Ежегодно в рамках программы ЮНЕСКО «Человек и биосфера» проходит «Международный день птиц». И не случайно этот день отмечается именно в апреле – месяце массового возвращения пернатых с зимовок.

В России праздник имеет давнюю традицию. В старом (старый стиль) «Месяцеслове» есть такие праздники, как 9 марта - «День встречи перелётных птиц», 17 марта – «Герасим-грачевник», 6 мая – «День ласточки» и т.п.

Информация, получаемая в процессе совместной работы с родителями, позволяет расширить и углубить знания детей о птицах, служит формированию бережного отношения к птицам, осознанию того, что необходимо ухаживать за пернатыми. Очень важно, чтобы ребёнок мог оценить поведение человека в природе по отношению ко всем животным, высказывать своё суждение по этой проблеме.

Цели:

  • формировать представления детей об особенностях жизни перелётных птиц;
  • развивать познавательный интерес к родной природе;
  • воспитывать бережное и заботливое отношение к птицам;
  • поощрять и поддерживать самостоятельные наблюдения за птицами.

Задачи:

  • расширить и закрепить представления о внешнем виде и о частях тела перелётных птиц;
  • расширить и закрепить представления детей о жизни перелётных птиц в естественных природных условиях и о приспосабливаемости к своей среде обитания;
  • воспитывать интерес к живой природе, развивать любознательность;
  • развивать художественно-творческую деятельность;
  • учить устанавливать причинно-следственные связи между изменениями природных условий и повадками птиц.

Виды деятельности и формы работы

Игровая деятельность

Дидактические игры:

«Кто где живёт? », «Зимующие, перелетные птицы», «Назови, какая птица», «Кто, чем питается? », «Четвертый лишний».

Словесные игры:

«Продолжи предложение», «Какое слово не подходит?», «Исправь ошибку».

Познавательное и социально-коммуникативное развитие

беседы: "Что мы знаем о птицах?", «Почему перелётные птицы осенью покидают нас?», «Зачем птицы перелетают в теплые края?».

составление рассказа по картине А. Саврасова «Грачи прилетели».

чтение художественной литературы: Г. А. Скребицкий «Грачи» «Крылатые соседи», Н.Сладков «Птицы весну принесли», сказки: «Лиса и журавль», В. Бианки «Птичий календарь», «Что увидела сорока», «Кто чем поёт», «Птичьи разговоры»,», М. Пришвин «Гости».

чтение и заучивание пословиц и поговорок о птицах.

ситуативные беседы: «Что случится, если разорить гнездо птицы?»,

прослушивание пение разных птиц,

Продуктивная деятельность

Рисование:

«Грач» (работа выполнена углем)

«Белые лебеди на озере» (нетрадиционная смешанная техника)

Лепка: «Черный лебедь»

Акция изготовления запрещающих знаков – «Не разоряй птичьи гнезда», «Не лови птиц», «Наезд машины на птиц запрещен!» и др.

Конструирование:

из бумаги – «Черный грач» (оригами)

из материала Лего-конструктора «Птицы»

из природного и бросового материала «Птичка-невеличка»

вырезание птиц из бумаги по контуру

Поисково-исследовательская деятельность

Проведение опыта по басне Л.Н.Толстого «Галка и кувшин»

Опытно – экспериментальная деятельность:

«Почему говорят «как с гуся вода»

«Как устроены перья у птиц»

«Почему у водоплавающих птиц такой клюв»

Взаимодействие с родителями

Изготовление скворечника

co109.mskobr.ru

Проект времена года - осень

Проект времена года - осень

Проект на тему "Мое любимое время года - осень" делают во всех классах начальной школы. В 1 и 2 классах проект содержит стихи, загадки, пословицы и поговорки о временах года. В 3 - 4 классе добавляются наблюдения за изменениями в природе и в животном мире, связанные с особенностями осени.

Проекты бывают коллективные и индивидуальные. Иногда детям дают задание приготовить страницу проекта с загадками или приметами и т.д.

Если ваш ребенок получил в школе такое домашнее задание, то ему можно предложить выполнить проект в следующей форме:

  1. Презентация (PowerPoint), на флешке
  2. Документ Word, распечатанный на листах формата А4
  3. Творческая работа, выполненная своими руками (пример таких работ представлен ниже)

Для самостоятельного выполнения проекта вам понадобятся:

Загадки про осень

Пусто в поле, дождь идёт.Ветерок срывает листья.С севера туман ползёт,Тучи грозные нависли.Птицы движутся на югЧуть крылом касаясь сосен.Догадайся, милый друг,Что за время года? - ...(Осень)

***

Пришла без касок и без кистиИ перекрасила все листья

***

Листья желтые летят, Падают, кружатся, И под ноги просто так Как ковер ложатся! Что за желтый снегопад? Это просто ... (Листопад )

***

Листья желтые летят, Падают, кружатся, И под ноги просто так Как ковер ложатся! Что за желтый снегопад? Это просто ... (Листопад )

 

Пословицы и поговорки про осень

Сентябрь без плодов не бывает.

Осенью и у кошки пирог.

Весна цветами красна, осень снопами.

Осенью и у воробья пир.

В ноябре снег надует — хлеба прибудет.

Осень хвастлива, а весна справедлива.

Весна дает цветы, а осень — плоды.

Осень пришла, урожай принесла.

Осень прикажет, весна свое скажет.

От осени к лету повороту нету.

Осень идет и за собою дождь ведет.

Осень велика, зима долга.

Осень — собериха, зима — подбериха.

Осень - погод восемь.

Осенний мороз не выдавит слез, а зимние морозы — из глаз слезы.

Осенний дождь мелко сеется, да долго тянется.

 

Стихи про осень

ОСЕННИЕ ЛИСТОЧКИ

Листочки танцуют, листочки кружатся И ярким ковром мне под ноги ложатся. Как будто ужасно они занятые, Зелёные, красные и золотые... Листья кленовые, листья дубовые, Пурпурные, алые, даже бордовые... Бросаюсь я листьями вверх наугад —Я тоже устроить могу листопад!Ю. Каспарова

ОСЕННЕЕ УТРО

Жёлтый клён глядится в озеро,    Просыпаясь на заре.                     За ночь землю подморозило,       Весь орешник в серебре.   

Запоздалый рыжик ёжится,         Веткой сломанной прижат.           На его озябшей кожице                Капли светлые дрожат.    

Тишину вспугнув тревожнуюВ чутко дремлющем боруБродят лоси осторожные,Гложут горькую кору.

Улетели птицы разные,Смолк их звонкий перепевА рябина осень празднует,Бусы красные надев.О. Высотская

Осень

В ЛЕСУ

Кружат листья над дорожкой. Лес прозрачен и багрян... Хорошо бродить с лукошком Вдоль опушек и полян!

Мы идём, и под ногами Слышен шорох золотой. Пахнет влажными грибами, Пахнет свежестью лесной.

И за дымкою туманной Вдалеке блестит река. Расстелила на полянах Осень жёлтые шелка.

Через хвою луч весёлый В чащу ельника проник. Хорошо у влажных ёлок Снять упругий боровик!

На буграх красавцы клёны Алым вспыхнули огнём... Сколько рыжиков, опёнок За день в роще наберём!

По лесам гуляет осень. Краше этой нет поры... И в лукошках мы уносим Леса щедрые дары.А. Балонский

ОСЕНЬ

Стало вдруг светлее вдвое, Двор как в солнечных лучах — Это платье золотое У берёзки на плечах.

У калины и рябины Вьются стаями дрозды... Под окошком георгины Красотой своей горды.

Утром мы во двор идем — Листья сыплются дождём, Под ногами шелестят И летят... летят... летят...

Пролетают паутинки С паучками в серединке, И высоко от земли Пролетели журавли.

Всё летит! Должно быть, это Улетает наше лето.Е. Трутнева

Краски осени

Ах как щедра осень на краски,На прохладу и аромат.Листья царственно, словно в сказке,Над остывшей землею парят.

Я люблю эту грустную пору,Воздух свежий прозрачен и чист,Дым из труб поднимается в гору,Утром иней в траве серебрист.

С каждым днем всё прозрачней деревья,Мягче всё под ногами ковер.И волшебница осень слагаетИз листвы разноцветный узор.

Скоро явятся в гости морозыИ укроются снегом поля, А пока я рисую березыВ ярком золоте янтаря.

Олеся Лыкова

Приметы осени

Теплая осень - к долгой зиме. 

Гром в сентябре - к теплой осени.

Большой урожай рябины - к большим морозам. 

Гуси полетели – скоро выпадет снег.

Поздний листопад - к суровой и продолжительной зиме.

Бабье лето ненастно - осень сухая, бабье лето сухое - осень мокрая.

Если журавли летят высоко, не спеша и "разговаривают", будет стоять хорошая осень. 

Много желудей на дубе - к лютой зиме.

Если птицы перелётные высоко летят по осени , так и снегу много будет, а низко - мало снегу будет.

Если орехов много, а грибов нет - зима будет снежная и суровая. 

Белки делают большой запас орехов - жди холодной зимы. 

Сезонные изменения в жизни растений осенью.

Самой главной приметой осени является листопад. Листопад - это биологический процесс сбрасывания листвы растениями, который способствует приспособлению их к суровым условиям зимы.

Желтые листья - сигнал засухи. Неужели может быть засуха в сентябре? Неужели дереву воды не хватает?

Воды - то много, да взять ее дерево не может. Осенью земля стала холодной, а холодную воду корни всасывать не могут. В лесу начался листопад. У лиственных деревьев осенью изменяется окраска листьев, они засыхают и опадают.

Сезонные изменения в жизни животных и птиц осенью.

 Птицы, которые не способны обеспечить себя пищей в зимних условиях, улетают в теплые края, где они находят обильный корм. Это перелетные птицы, они в основном питаются насекомыми.

Такие животные, как лисы, волки, зайцы меняют шерсть на более густую и теплую, а белка, заяц и горностай меняют еще и цвет. Заяц становится белым, чтобы быть незаметным на снегу не попасть хищникам в лапы, а горностай, чтобы быть менее заметным при охоте.

Млекопитающие, не способные к добыванию корма в зимних условиях, впадают в спячку. Перед спячкой животные усиленно питаются, накапливая жиры. В спячку впадают медведи, барсуки, ежи, летучие мыши.

Подготовка животных к зимовке начинается еще летом. Установлено, что основным условием сезонных изменений является изменения в продолжительности дня. Изменения длины дня в течение года служат сигналом для животных.

Смотрите также:

 

 

ucthat-v-skole.ru

Проект - Зимующие птицы

1.Покормите птиц зимой!Пусть со всех концовК вам слетятся, как домой,Стайки на крыльцо.Сколько гибнет их - не счесть,Видеть тяжело.А ведь в нашем сердце естьИ для птиц тепло

2.Гипотеза: вероятно, что зимой птицы больше страдают от голода, чем от холода.

Объект исследования: зимующие птицы;

Цель работы: изучение  образа  жизни  и  

поведения  зимующих птиц нашего поселка.

3. Информационный этап

Задачи:

1.Изучить дополнительную литературу и определить зимующих птиц.

2.Изучить, какие птицы остаются у нас зимовать.

3.Найти информацию о том, чем питаются птицы зимой, как они приспосабливаются к зимним условиям.

4.Подобрать иллюстрации с изображением птиц;

5.Оформить полученную информацию в виде сообщения.

Наши сообщения:

Воробей

Основной корм воробья – растительная пища. Насекомых воробьи ловят для того, чтобы выкармливать птенцов, которым в период активного роста необходима белковая пища.

Клесты

Питаются они, главным образом, семенами хвойных деревьев и лишь в крайнем случае едят семена некоторых лиственных деревьев; кроме того, они едят насекомых, особенно тлей. Для вскрывания шишек им и служит перекрещенный сильный клюв.

Голос — звонкое «кле-кле», служащее для звуковой связи между стайными птицами.

Ворона

Ворона – обычная птица городов и сёл. Встретить ворону можно круглый год. Зимой чаще всего вблизи жилья человека, на свалках.

Осторожная птица, обладает чрезвычайно высокой

способностью ориентироваться даже в очень сложной обстановке.

Снегирь

По красоте снегирь занимает одно из первых мест среди зимующих птиц нашей местности. Он, несомненно, является украшением наших зимних лесов и городских парков.

В течение октября — декабря снегири обычно очень молчаливы. В это время лишь иногда от них можно слышать тихие, поскрипывающие звуки, вроде «дю-дю-дю».

Питаются снегири преимущественно растительной пищей — семенами различных хвойных и лиственных деревьев, их почками, побегами, молодыми листьями и цветами.

Дятел.

Семена еловых и сосновых шишек – основной зимний корм дятла. На каждую шишку ему требуется всего 5минут.

Весь недолгий зимний день стучит он в своей « кузнице», а под деревом скапливается целая гора развороченных шишек.

Дятла называют лесным доктором. Стучит дятел – значит, будут уничтожены насекомые-вредители – и лес будет жить.

Синица

Это красивая и подвижная птица.

Синица очень прожорлива, она поедает за сутки столько, сколько весит сама. Тем самым она приносит большую пользу, поедая вредных насекомых, а в зимний солнечный денёк радует нас весёлой песенкой.

Зимой насекомые прячутся, и синичкам приходится плохо.

Сбивается в смешанные стайки с другими птицами и кочует в поисках корма. Охотно посещает кормушки, где кормятся семечками подсолнуха, несолёным салом.

Голубь

Голубь сизый - хорошо знакомая вам птица. Голуби живут в парках, скверах, дворах. Каждый видел, как стая голубей стремительно слетается к брошенным им хлебным крошкам или зернам.  Голуби ходят очень хорошо, пищу, как правило, собирают на земле. Живут голуби стаями, причем иногда очень большими.

Сорока 

Осенью и зимой сороки держатся около жилья и питаются пищевыми отбросами и падалью. В народе о сороке сложили немало поговорок . Из них наиболее известны такие, как: "сорока белобока", "сорока-воровка". Последняя поговорка связана с тем, что птица неравнодушна к незнакомым, особенно блестящим предметам и нередко затаскивает их в свое гнездо или другое укромное место.

Ворона

Ворона- птица очень осторожная и умная. Найти гнездо вороны не всегда просто, так как в гнезде она ведет себя очень тихо. И птенцы в гнезде тоже спокойны и смирны.

4.Вывод:

зимуют в нашем посёлке не все птицы, а только приспособленные к выживанию в жёстких погодных условиях.

5. Практический этап

Задачи:

1.Познакомиться с разнообразными способами изготовления кормушек.

2.Сделать кормушки для птиц, развесить, следить за тем, чтобы постоянно был корм в кормушке.

6.Вывод:

  • зимующие птицы охотно прилетают на места кормления;

  • в кормушках не должно быть снега;

  • нельзя  бросать возле кормушек пакеты, банки, в которых приносите корм;

  • следить, чтобы корм в кормушке был постоянно;

  • необходимо также знать, чем нужно кормить птиц.

 

7.Наблюдения

 

Задачи:

- Понаблюдать за птицами, прилетающими к кормушке. Подсчитать число птиц.

-Рассказать о своих наблюдениях.

- Провести фотосъемки

Наши наблюдения

8.Заключение

Проведя наблюдения за птицами, можно сделать следующие выводы:

  • В нашем поселке рядом с человеком зимуют воробьи, голуби, синицы, вороны, дятлы.

  • Зимуют в нашем крае не все птицы, а только приспособленные к выживанию в суровых погодных условиях.

  • Птицы довольно успешно могут противостоять холоду в том случае, если вокруг много подходящего корма. И человек может помочь перезимовать птахам, строя кормушки. Возможно, если птиц постоянно подкармливать, то они не улетят в тёплые края. Наши наблюдения подтверждают гипотезу.

9.Чтоб весною птичек слушать,Дай зимою им покушать!

Спасибо за внимание!

Список используемых источников:

  1. http://www.artap.ru/animal/animal26.jpg

infourok.ru

Краткосрочный проект Перелетные птицы осенью старшая группа

Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.Текстовое содержимое слайдов презентации: Краткосрочный проект в старшей группе «Перелетные птицы осенью»Подготовила: воспитательМКДОУ Бутурлиновскийдетский сад №10Черненькая И.В. Актуальность проекта: проведенная предварительно диагностика показала, что у ребят недостаточно развиты знания о перелётных птицах. Дети зачастую путают зимующих и перелётных птиц, не знают причин отлёта перелетных птиц в тёплые края. Затрудняются ответить, какую пользу приносят птицы, что для птиц вредно, а что – полезно. Настоящий проект позволит закрепить в памяти детей названия перелетных птиц, углубить и расширить знания о перелетных птицах, познакомить детей с таким явлением, как осенний отлёт птиц и понять его причины, послужит воспитанию заботливого и бережного отношения к птицам. Цель: расширить и углубить знания дошкольников о жизни перелётных птиц в осенний период. Формировать у детей представление об особенностях жизни перелётных птиц, развивать познавательный интерес к родной природе. ЗАДАЧИ:1. Образовательные- закреплять и расширять знания детей о внешнем виде, питании и поведении птиц;- изучать особенности отлёта перелётных птиц2. Развивающие- формировать навык словообразования при работе с уменьшительно-ласкательным значением слов;- развивать связную устную речь детей в процессе ответов на вопросы и составлении предложений;- формировать художественно-эстетическое восприятие детей на основе прослушивания текста рассказа, рассматривания иллюстраций по теме, рисования и раскрашивания картинок;- пополнять активный и пассивный словарь детей с помощью ввода новых слов и понятий.3. Воспитательные- формировать навыки учебной деятельности;- формировать бережное отношение к природе. Тип проекта - творческий, познавательно-игровойУчастники проекта – воспитатели, дети старшейгруппы и их родители.Основная проблема проекта – дети не имеют достаточных знаний о птицах.Ожидаемые результаты: воспитание бережного отношения к природе, расширение знаний детей о птицах их значимости для человека, приобщать родителей и детей к совместной деятельности, установить с ними доверительные и партнёрские отношения. Реализация проектаПознавательное и социально-коммуникативное развитие.Дидактические игры:«Один-много», «Назови ласково», «Счет птиц» , «Четвертый лишний», "Угадай птицу по описанию", «Чей хвост?», «Кто что ест», «Что едят птицы».Н/и «Разрезные картинки». «Лабиринт»,«Зимующие птицы».Сюжетно-ролевые игры:«Птичий двор».Беседы: "Что мы знаем о птицах?", «Почему перелётные птицы осенью покидают нас?», «Зачем птицы перелетают

univerfiles.com