Составление описательного рассказа о зимующих птицах. Рассказ зимующие птицы


методический комплект к проекту "Зимующие птицы"

Загадки

В серой шубке перьевой

И в морозы он герой.

Назови его скорей!

Кто там скачет? (воробей)

Эти птицы рядом с нами-

Мы зовем их сизарями,

И зимой в мороз и голод

Не покинет город… (голубь)

Сама вся сероватая,

Походка мешковатая,

Важная персона-

Зовут ее… (ворона)

Черная шапочка

И полоска шарфика

У желтогрудой птички

По имени… (синичка)

Эта птица так болтлива,

Воровата, суетлива,

Стрекотунья, белобока,

А зовут ее… (сорока)

Выпал снег, метут метели,

А к нам гости прилетели.

На рябину посмотри-

Там расселись… (снегири)

Любит прыгать и летать,Хлеб и зёрнышки клевать,Вместо «Здравствуйте» привыкГоворить всем «Чик-Чирик». (воробей)

Эту птицу каждый знает,В теплый край не улетаетЭта птица - круглый годВо дворе у нас живетИ чирикает онаГромко с самого утра:- Просыпайтесь поскорей. -Всех торопит (воробей)

Как в лесу похолодает,Птички в город прилетают.Грудкой жёлтой всем знакомы,Ищут сало на балконах.Часто в окна к нам стучат,И пронзительно свистят!Всем известны эти птицы,Называются …(синицы)

 Мерзнет желтенькая пташка,

Накорми ее бедняжку.

Дай и семечек, и сала,

Чтоб зимой ей легче стало. (синица)

Чернокрылый,КрасногрудыйИ зимой найдет приют:Не боится он простуды- С первым снегомТут как тут! (снегирь)

Красногрудый, чернокрылый,

Любит зернышки клевать,

С первым снегом на рябине

Он появиться опять. (снегирь )

 

Эта птица серовата

и на выдумки богата.

Знает, где еду добыть,

чтоб зимой холодной жить.

Любит по двору гулять,

«Кар-кар-кар-кар!» повторять. (ворона)

Хочет с детства эта птицаСтать известною певицей.День и ночь неугомонно" Кар–кар–кар! " – поёт… (ворона)

Любопытством этой птицыНам нельзя не восхититься!Что на солнце заблестело,Стащит ловко и умело.Ну а новости так те,Нам "приносит на хвосте".Белобока, черно окаИ зовут её ... ( сорока)

Непоседа пестрая, Птица длиннохвостая, Птица говорливая, Самая болтливая. (сорока)

Целый день в лесу: тук-тук...Кто там среди веток спрятан?Всем деревьям лучший друг,врач лесной, трудяга... (дятел)

Все деревья я лечуПо деревьям я стучу.Их спасаю от враговВредных,маленьких жуков. (дятел)

 Гнездо на ели птицы той,

Птенцы выводятся зимой,

Клюв искривлен почти крестом,

Зовется птица та … (клестом)

Выносливая птица,

Усердно ищет корм,

И крошки подбирает,

Воркуя под окном! (голубь)

Эти птички с хохолком

И красивые при том,

На рябину прилетели,

Птички эти…(свиристели)

Покрупнее воробья,

Вам встречаюсь часто я.

Я со стаею летаю,

Всюду крошки подбираю,

Семечки люблю клевать

И с подружкой ворковать.

За свой нрав миролюбивый

Называюсь птицей мира. (голубь)

Познавательные рассказы

Снегирь

Снегирь - красногрудый красавец, украшение бескрайних российских белоснежных просторов.

Эта птица всегда рядом с нами. Снегири обычно держатся небольшими стайками по 7-10 птичек в каждой. Чем сильнее мороз, тем спокойнее сидит стайка, изредка передвигаясь, чтобы сорвать ягоду, отломить почку, а затем снова усесться неподвижно на некоторое время. И так целый день. С приближением темноты вся стайка улетает в кусты или на деревья, где и ночует, скрытая в ветках.

Снегирь - доверчивая и общительная птица. Если кто-нибудь из стаи попался в ловушку, остальные спешат на помощь.

Толстым клювом снегирь разгрызает семена ягод или небольшие орешки. Он питается почками и семенами деревьев и кустарников, ягодами, из которых он выбирает семена, а мякоть выбрасывает. Отведав рябины, снегирь чистит клюв: к нему прилипают семена рябины. Во время чистки клюва они попадают на землю, а весной прорастают.

Эту маленькую птичку, беспрестанно поющую «жю-жю-жю», можно узнать по ее характерному пению.

Синица

Синица – подвижная, энергичная, заметная птица. Природа одарила её яркой внешностью. Брюшко у неё — лимонно-жёлтое, разделённое чёрной полосой, белые щёчки.

«Мороз и солнце – день чудесный» — гласит известный стих. И синица об этом знает. Она любит петь зимой. Скорее и зимой и весной. Только песни её разнятся…

Репертуар у каждой птицы свой. Некоторые виды синиц знают по десять песен различных типов.

Синица – птица небольших размеров, с сильными лапками, коротким коническим клювом. Бегать по земле синицы не умеют, в отличие от настоящих наземных птиц. Зато, подобно воробьям, умеют скакать. Гнездо синица любит закрытое. Особенно ей нравится дом-дупло, выдолбленное дятлом.

Но иногда синицы гнездятся в стволах или пнях гнилых, трухлявых деревьев, под крышей домов. Нередко синицы проявляют агрессию: изгоняют из своих гнезд довольно наглых воробьёв.

Воробей

Воробьи встречаются повсюду. Обычный домовой воробей — не перелётная птица, по земле передвигается скачками, людей не боится. Внешний вид — самый обычный, верх головы серый, горло и верхняя часть груди черные, с пестринками. Плавать, бегать по земле, петь воробьи не умеют. Но они мило чирикают.

Воробьи неплохо летают. Воробьи выкармливают ежегодно один-два выводка птенцов насекомыми, уничтожая в день не по одной сотне вредных мушек, комаров, бабочек, жуков, гусениц. То есть выходит, что пользы от них для наших садов, огородов и полей куда больше, чем вреда. Иногда воробьи начинают просто разбойничать.

«…В конце лета стайкой летают бродяги-воробьи. Увидят посев подсолнуха, усядутся поудобнее и давай семечки клевать. Иной раз отдельные шляпки почти начисто вылущат. Или залезут в сад к поспевшим ягодам. Всё попробуют: и малину, и клубнику, и смородину«.

Сорока

У сороки есть прозвище - белобока. По бокам перышки у неё белые, а голова, крылья и хвост чёрные. Очень красив у сороки хвост - длинный, прямой, будто стрела. Перья на нём не просто чёрные, а с красивым зеленоватым отливом.

Сороку невозможно спутать ни с одной другой птицей. В природе сороку можно безошибочно определить по голосу с типичным звучанием "ча, ча, ча". Всем известна, её привычка красть и прятать блестящие предметы. Сорока обычно селится в открытом месте с множеством деревьев и кустов. Она избегает густого леса.

Корм сорок разнообразен. Во время выкармливания птенцов сорока не только ест мелких млекопитающих, насекомых, гусениц и разных других мелких животных, но и разоряет гнёзда других птиц. Кроме того, она охотно употребляет в пищу различные ягоды, фрукты, злаки.

Ворона

Эту птицу, наверное, видели все и слышали ее громкий, пронзительный голос. Ворона - довольно крупная птица. По земле она важно вышагивает, но иногда смешно подпрыгивает.

Наряд у вороны скромный: черная голова, крылья и хвост. Остальное - серое. Клюв большой, крепкий.

Вороны превратились в настоящих городских жителей. Их большие гнезда можно увидеть на высоких деревьях в парках, вдоль дорог. Питаются всем, что найдут на улице.

Можно сказать, что вороны - "санитары": подберут все отходы и отбросы. Но кормятся вороны не только тем, что раскопают в мусорных баках. Они уничтожают вредных насекомых, мышей. Умеют даже ловить рыбу. Не прочь полакомиться яйцами из чужих гнезд.

Всем знакомо воронье карканье. Часто говорят: "Ворона каркает зимой к морозу, а летом к ненастью".

Оказывается, вороны могут подражать голосам других птиц, стуку дятла. Могут мяукать, лаять и даже скрипеть, как дверь. Прирученные вороны не хуже попугаев произносят слова человеческой речи.

Вороны очень умны. Они размачивают в лужах сухие корки хлеба, разбивают орехи, бросая их с высоты на асфальт. Ученые установили, что вороны умеют считать до пяти! И легко отличают человека с ружьем от человека с обычной палкой.

А еще вороны неравнодушны к блестящим вещам - часам, серьгам, украшениям, частенько воруют их, прячут в гнездах или в других тайниках.

Для ночевки вороны собираются в стаи и летят в парк или на опушку леса. И долго устраиваются на ветках, каркают, словно рассказывая друг дружке, что интересного произошло за день.

Гнезда у них большие и прочные. Вместе с ветками вороны вплетают в гнезда кусочки проволоки. Утепляют гнезда пухом, мхом, тряпками и шерстью, которую ловко выклевывают из шкур лохматых собак.

Дятел

Зимой в лесу тихо, но где-то вдали раздаётся короткий, отрывистый стук - это работает в своей "кузнице" пёстрый дятел. Найдёт дятел в лесу дерево с расщелиной и устроит в ней свою "кузницу". Таскает туда еловые и сосновые шишки, засовывает их в расщелину, а потом раздалбливает шишки и достаёт языком из-под чешуек семена. Расклюёт одну шишку - летит за другой. Поэтому на снегу под "кузницей" дятла валяется целая куча пустых шишек.

Питаются дятлы и насекомыми, живущими в коре и под корой деревьев, в древесине, на ветках. Дятла называют лесным доктором. Стучит дятел, значит, будут уничтожены насекомые-вредители - и лес будет жить.

Дятел клювом-долотом быстро определяет по звуку дерева, где находятся насекомые, и извлекает их оттуда. Дятел не успокоится, пока не выберет всех вредителей. Своим крепким клювом дятел несколько дней долбит дерево, пока не получится дупло. Дупла, выдолбленные им, долгие годы служат для гнездования других птиц.

Щегол

Щегол - одна из самых красивых птиц, встречающихся в лесах. В оперении этой пташки бросаются в глаза красный лоб и горло, а также ярко-желтые полоски на черных крыльях. За такой праздничный, щегольский наряд птицу и назвали «щеглом».

Осенью и зимой щеглы ведут кочующий образ жизни, дальних перелетов не совершают.

Селятся щеглы в уютных рощицах, фруктовых садах, неподалеку от пышных кустов или зарослей бурьяна. Особенно он любит открытую местность с рощами и перелесками, с большими фруктовыми садами и зарослями бурьяна по соседству, на которых он охотно кормится. Здесь в середине мая, когда начнут пушиться тополь и ива, щегол приступит к строительству гнезда - качественному сооружению с плотными стенками из стебельков, скрепленных паутиной. Снаружи гнездо тщательно замаскировано мхом, лишайником, берестой и корой в тон дерева, а внутри дно выстилается мелкими перышками, шерстью, конским волосом. Еще одна важная особенность гнезда щегла: располагается оно далеко от ствола и высоко от земли.

С приближением зимы стаи откочевывают к югу. Всю зиму они питаются семенами, преимущественно ольхи и березы, но любимый их корм - это семена репейника и чертополоха. Там, где нет этих сорных трав, нет и щеглов или они очень редки.

Песня у щегла довольно громкая, приятная, разнообразная и чрезвычайно веселая и задорная. За свое пение он в большом почете у любителей певчих птиц. Выразить песню щегла словами очень трудно. Она представляет собой довольно пестрый набор совершенно своеобразных звуков. Щегол поет ее, сидя на ветке или на вершине высокого куста. Поющий щегол во время пения ведет себя подобно канарейке, поворачиваясь вправо и влево.

Клест

Клеста всегда легко узнать по его клюву. У клестов клюв похож на крестик. Он им нужен, чтобы добывать себе еду – доставать семена из шишек. Обычным прямым клювом семена из шишки не добудешь! Но не только своим клювом-крестиком знаменит клёст! 

Клест – это самая удивительная птица! И самая закаленная! Никаких морозов не боится! И птенцов выводит лютою зимой во время вьюг, метелей и сильных морозов. И поэтому гнездо клесты делают очень теплое и прочное. И всегда их гнездо находится очень высоко на сосне или на ели, чтобы никто птенцов не смог достать.

Строят клесты  свой зимний домик для птенчиков – свое гнездо из сухих еловых веточек, мха и лишайников, мягких корешков. А чтобы теплее оно было, выстилают внутри шерстью и перышками. Толстые стеночки должны быть у этого гнезда, чтобы малыши в нем не замерзли.

Клесты  очень дружные птички. Они любят летать стайками и всегда строят гнезда там, где много шишек с семенами. Но как захочет пара вывести птенцов – улетает из стаи, гнездо делает и живет в нем. А как клестята подрастут, то возвращается семья с клестятами в общую стайку. Стайкой легче прокормиться и выжить в лесу.

У клестов есть еще одно имя. Их называют очень смешно – «северные попугайчики». Догадались, почему? Да, они яркие как попугайчики, у них тоже есть крылья, лапки, голова, хвост, они тоже умеют летать. А еще клесты как и попугаи могут лазать по веточкам даже висеть вниз головой!

Клесты до конца семена из шишек никогда не выклевывают. Чуть-чуть семян склюют, а остальные оставят в шишке. А шишку после еды на землю роняют. И поэтому можно сказать, что клесты очень полезные для леса птички. Они как лесники лес сажают.

Свиристель

Зимой в лесах можно услышать звонкое "свири - свири - свири" - так поёт небольшая птица, размером со скворца. Наверное, из-за своей песни она и получила название "свиристель".

Свиристель - красивая птица. Оперение плотное, шелковистое. Спинка тёмная, коричневая. На крыльях и хвосте заметны яркие полоски белого, чёрного и жёлтого цветов. Под клювом и около глаз чёрные пятнышки. А на голове украшение - большой хохолок серовато - розового цвета.

Питаются свиристели семенами и ягодами, ловят комаров, мошек и других насекомых. Во время зимних кочёвок стайки свиристелей могут надолго, иногда и на всю зиму, задержаться в тех местах, где много пищи - ягод рябины, калины, боярышника, шиповника, барбариса и другого лакомства.

Но весной свиристели возвращаются к местам гнездования, в северные районы. Гнёзда птицы строят на высоких деревьях. Это довольно - таки крупная постройка из сухих веточек, пучков лишайника, мха. Внутри тёплая и мягкая подстилка из пуха и перьев.

Голубь

Голубь — это птица с небольшой головой, тонким клювом, короткими ногами, но очень цепкими когтями на них. Когтями он крепко цепляется за деревья, чтобы не упасть. Еще у этой птицы красивые, длинные и острые крылья.

Голуби могут жить не только на воле, то есть на улицах города, в лесу, скалах, но еще и у человека. Человек строит птицам хороший дом — голубятню или клетку. Люди, которые разводят голубей, называются голубеводами. А вот городские голуби живут под крышами домов, на чердаках или строят себе гнезда на деревьях.

Существует много разных пород голубей, но те, которые обитают в городе, называются сизарями. Они красивого голубоватого цвета — сизого, хотя нам кажется, что они серые. А как красиво переливаются цвета на их шее — и изумрудный и лиловый.

Бывают почтовые голуби. Раньше они разносили почту. Домашнего голубя брали с собой в дальнюю дорогу, а если нужно было написать письмо домой, то к его лапке привязывали письмо, свернутое в трубочку, и отпускали. Голубь прилетал домой вместе с письмом.

Кроме семечек и хлеба, голуби едят разные зерна, семена, растения, ягоды. А в городе все, что найдут съедобного на улице. Городским птицам очень тяжело зимой, потому, что вся еда осталась под снегом — поэтому так важно кормить птиц зимой. Еще голуби пьют много воды, чтобы быстрее размягчалась твердая пища.

Как живут птицы зимой?

Как же птицы переносят зимой морозы? Оказывается, они готовятся к зиме как и люди! Как люди готовятся к зиме? (Они переодеваются в зимнюю одежду, утепляют жилье). А кто еще переодевается зимой в теплые зимние шубки? (Звери – зайцы, лисы, волки) И птицы тоже к зиме меняют оперение на более теплое и густое и более длинное зимнее оперение. Между перышками у птиц – воздух. Он не подпускает холод и задерживает тепло. Вот и не мерзнут они!

Наверное, ты часто видел, как в мороз птицы не летают, а сидят нахохлившись. Они распушатся, приумолкнут. Зачем же они так делают? Почему сидят, а не летают? Оказывается, птицы не летают в мороз,  потому что в полете птица мерзнет намного быстрее. Когда птичка сидит, между перьями у нее находится неподвижный воздух. Он не пропускает к телу птицы холод и задерживает тепло. В полете же к телу птицы со всех сторон устремляется морозный воздух, и птичка мерзнет на лету.

Когда птички нахохлились, они становятся похожими на пушистые шарики. В эту пору им очень нужно помогать – подкармливать. Иначе птички могут погибнуть.

А еще в зимние морозы можно увидеть, как птичка стоит то на одной, то на другой ноге. Это она обогревает свои ножки в перышках, поднимая их с холодной земли. Так птичка греется.

Зима – очень тяжелое время года для птиц. Холодно и голодно им. Из-за холода птицы теряют много тепла. Как же им согреться? Для того чтобы согреться птицам необходимо много есть, и еды им нужно зимой намного больше чем летом.

Отчего греет печка? Оттого что в ней дрова горят. Так и у птиц. Пища их греет как дрова греют печку. «Сытому морозы не страшны» — так можно сказать о птицах. Поэтому с раннего утра до позднего вечера зимующие птицы заняты одним важным делом. Поиск еды – главное занятие для птиц зимой. День зимой короткий, быстро темнеет, в темноте корма не найти. Вот и встают они с солнышком и целый день ищут себе еду. А уж кто не нашел еды и остался голодным – пропадет ночью, замерзнет! Еды больше в городе, вот и жмутся птички в холода поближе к нам, к теплу и еде. Люди подкармливают птиц на кормушках, чтобы помочь им выжить.

Птичьи кормушки

 Однажды Ариша выбежала с ребятами на улицу поиграть в снежки. Поглядела вокруг: на белую улицу, на белые крыши, на белые деревья – и призадумалась.

   - Послушайте, ребята. Видите, сколько снегу навалило? В такую снежную зиму птицам очень плохо: им совсем негде добывать корм. Мы должны им помочь, им нужны кормушки.

   - Да ведь у нас есть кормушки возле школы!

   - Птиц много, а кормушек мало, - ответила Ариша. – Вот если бы у нас во всех дворах кормушки были!

   Когда ребята шли из школы домой, то у них только и разговоров было что о кормушках.

   - Я живо  кормушку сделаю, - сказал Митя, - мне это недолго!

   - И я сделаю! – закричал Паша.

    Не прошло и двух дней, как у всех  ребят уже висели во дворах птичьи кормушки.

Л.Воронкова

Воробей

Пошёл Никита с папой гулять. Гулял он, гулял и вдруг слышит - кто-то чирикает: Чилик-чилик! Чилик-чилик! Чилик-чилик!

И видит Никита, что это маленький воробушек прыгает по дороге.

Нахохлённый такой, прямо как шарик катится. Хвостик у него коротенький, клюв жёлтый, и никуда он не улетает. Видно, ещё не умеет.

- Смотри-ка, папа, - закричал Никита, - воробей не настоящий!

А папа говорит:

- Нет, это настоящий воробей, да только маленький. Это, наверно, птенчик выпал из своего гнезда.

Тут побежал Никита ловить воробья и поймал. И стал этот воробушек жить у нас дома в клетке, а Никита кормил его мухами, червяками и булкой с молоком.

Вот живёт воробей у Никиты. Всё время кричит - есть просит. Ну и обжора какой! Чуть утром солнце покажется, - он зачирикает и всех разбудит.

Тогда Никита сказал:

- Я научу его летать и выпущу.

Достал воробья из клетки, посадил на пол и стал учить.

- Ты крыльями вот так маши, - сказал Никита и показал руками, как надо летать. А воробей ускакал под комод.

Покормили воробья ещё денёк. Опять его посадил Никита на пол учить летать. Никита замахал руками, и воробей замахал крыльями.

Полетел воробей!

Вот он через карандаш перелетел. Вот через красный пожарный автомобиль перелетел. А как стал через неживую кошку-игрушку перелетать, наткнулся на неё и упал.

- Плохо ты ещё летаешь, - говорит ему Никита. - Давай-ка я тебя ещё денёк покормлю.

Покормил, покормил, а назавтра воробушек через Никитину скамейку перелетел. Через стул перелетел. Через стол с кувшином перелетел. Вот только через комод не мог перелететь - свалился.

Видно, надо его ещё кормить. На другой день Никита взял воробья с собой в сад, да там и выпустил.

Воробей через кирпич перелетел.

Через пенёк перелетел.

И стал уж через забор перелетать, да об него стукнулся и повалился.

А на следующий день он и через забор перелетел.

И через дерево перелетел.

И через дом перелетел.

И совсем от Никиты улетел.

Вот как здорово научился летать!

Е. Чарушин

Воробышки

На дворе морозищеГрадусов под сорок.Плачутся воробышки.Что весна не скоро.

Что в морозы лютыеПлохо греют шубки…Я принес воробышкамНа тарелке крупки:

- Кушайте, воробышки.Кушайте, хорошие!Я бы вам и валенкиПодарил с калошами.

Но сказала мама:- Воробей ведь маленький.Сразу, как запрыгает, -Потеряет валенки.

В.Звягина

Воробей

Чуть живой. Не чирикает даже.

Замерзает совсем воробей.

Как заметит подводу с поклажей,

Из-под крыши бросается к ней!

И дрожит он над зернышком бедным,

И летит к чердаку своему.

А гляди, не становится вредным

Оттого, что так трудно ему...

Ворона

Вот ворона сидит на заборе.

Все амбары давно на запоре.

Все обозы прошли, все подводы,

Наступила пора непогоды.

Суетится она на заборе.

Горе ей. Настоящее горе!

Ведь ни зернышка нет у вороны

И от холода нет обороны...

Н.Рубцов

 Синички

Мерзнут лапки у синичек,

Плохо им без рукавичек!

Да и голодно в мороз-

Я им семечек принес:

- Посмотрите-ка сюда,

Это вкусная еда!

На ладонь ко мне садятся,

Греют лапки. Не боятся!

Б. Поляков

Покормите птиц

Покормите птиц зимой!

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

Не богаты их корма.

Горсть зерна нужна,

Горсть одна, —

И не страшна

Будет им зима.

Сколько гибнет их — не счесть,

Видеть тяжело.

А ведь в нашем сердце есть

И для птиц тепло.

Разве можно забывать:

Улететь могли,

А остались зимовать

Заодно с людьми.

Приучите птиц в мороз

К своему окну,

Чтоб без песен не пришлось

Нам встречать весну.

А.Яшин

Зимние гостиСмастерили мы кормушки Для голодных зимних птиц:— Прилетайте к нам, подружки, Стайки резвые синиц!

Снегири, за ними следом К нам спешите под окно! Мы накормим вас обедом — Есть и просо и пшено.

Галку, черную как сажа, Мы не будем прогонять. Воробью-плутишке скажем:— Только, чур, не воровать.

А сороки-стрекотушки Знай, кричат:— И мне! И я! Собирайтесь у кормушки, Все пернатые друзья! Ю.Никонова

Свиристели

К нам с ветрами прилетелиСтаи ярких свиристелей.Прилетели свиристели,Песню севера запели.Пусть метель, как старый мельник,Белит сосны, белит ельник-Много ягод свиристелямЗаготовил можжевельник…Есть крушина, есть калина,А в колхозе, у овина,Стынет в инее рябина.Как пришла пора метелей,Налетели свиристели.Заскрипели, засвистели…Все до ягодки поели. 

                А. Барто

Снегирь

Ты откуда? Ты откуда

Прилетел к нам, красногрудый?

- Облетел я всю Сибирь.

- Как зовут тебя?

- Снегирь.

М. Лапыгин

Прилетайте под окно…

Снег-снежок, снег-снежок

Весь в следах от птичьих ног,

Воробьи вокруг скакали,

Видно, корм себе искали.

Время трудное пришло:

Зёрна снегом замело.

 

Куцехвостая семья,

Наши гости и друзья,

Прилетайте под окно -

Есть в кормушках вам зерно.

Г. Бойко

Лесной доктор

Тишина, покой вокруг.

Вдруг я слышу: тук-тук-тук!

Кто стучит? И почему?

Ничего я не пойму

 

Вижу рядом, на осине,

Птица в темной шапке синей.

В свежей, чистенькой манишке,

Красных, шелковых штанишках.

 

Черный фрак - его наряд.

«Пёстрый дятел»,- говорят

Он стучит с утра до ночи.

Полечить деревья хочет.

 

Одолели короеды,

Нанесут деревьям беды.

Доктор – дятел, тут как тут.

Крепким клювом тук – тук- тук.

 

Клюв большой и острый очень.

Он кору, как шилом точит.

Из коры червей достанет,

Ветки сохнуть перестанут.

 

И деревья оживут,

Вновь весною расцветут

Знают звери все вокруг –

Дятел – лесу лучший друг!   Игра «Угадай по описанию»

1. Эта маленькая подвижная птичка с округлой головкой, короткой шеей, яйцевидным туловищем, короткими и округлыми крыльями. Клюв твёрдый, к концу заострённый. В холодную пору птицы сидят, плотно прижавшись друг к другу, нахохлившись. (Воробей)

2. Это красивая птица. У неё на голове чёрная шапочка, щёки белые, на горле чёрная полоса – галстучек, крылья и хвост серые, спина жёлто-зелёная, а брюшко – жёлтое. (Синица)

3. У этой птицы красивое пёстрое оперение. Верх тела – чёрный, на голове и шее белые пятна, на сложенных крыльях белые полосы, подхвостье и темя красные. Клюв прочный и острый. (Дятел)

4. У этой птицы верх головы, крылья, хвост – чёрные; спина голубовато-серая, а брюшко – красное. Клюв короткий, толстый, конической формы, чёрного цвета. (Снегирь)

5. Эта небольшая птичка красного цвета с цепкими лапками и характерным крестообразным клювом. (Клест)

6. Голова, крылья, хвост у этой птицы – чёрные, а по бокам белоснежные пёрышки. Хвост длинный, прямой, будто стрела. Клюв прочный и острый. (Сорока)

7. У этой птицы крупное, продолговатое туловище, большие сильные ноги. Ходит она большими шагами. Клюв крепкий, большой. Голова, горло и крылья – чёрные, а остальное тело – серое. (Ворона)

Р. Новикова

multiurok.ru

Составление описательного рассказа о зимующих птицах

Documents войти Загрузить ×
  1. Естественные науки
  2. Биология
  3. Зоология
  4. Энтомология
advertisement advertisement
Related documents
Эстетическое развитие» в старшей группе на тему
Моя профессия – воспитатель
Эссе «Моя педагогическая философия» Почему я стала
Каждый из нас волен выбирать свой путь, свою дорогу в... по-разному: у кого-то получается этот ...
Мой взгляд на профессию
Конспект занятия по познавательно
Учитель - homo informatikus
Эссе воспитателя детского сада №180 ОАО «РЖД
Эссе воспитателя детского сада Кайновой Евгении Сериковны
Эссе «Мой наставник»
Скачать advertisement

studydoc.ru

Задание 72. Зимующие птицы. Пересказ

1. Послушай и выучи одно из стихотворений:

На дворе морозище – -Кушайте, воробышки,

Градусов под сорок. Кушайте, хорошие.

Плачутся воробышки, Я бы вам и валенки

Что весна не скоро, Подарил с калошами.

- Что в морозы лютые Но сказала мама:

Плохо греют шубки... -Воробей ведь маленький,

Я принес воробышкам Сразу, как запрыгает,

- На тарелке крупки: Потеряет валенки...

В. Звягина

От простуд он не страдает,

Не страшится злобных вьюг

И к зиме не улетает

На далекий знойный юг.

Пусть покроют снега груды

И пригорок, и пустырь –

Раз красавец прилетел к нам,

Житель Севера снегирь.

Е. Ильин

2. Рассмотри картинку и раскрась ее. Назови птиц, которые на ней нарисованы. (Синицы, воробей, снегири.)

 

3. Ответь на вопросы:

- Какие это птицы?

- Каких зимующих птиц ты еще знаешь?

 

4.Послушай и перескажи рассказ по плану:

Пришла холодная, снежная зима.

Снег лежит на земле, на деревьях, на дорогах, на домах.

Птицы не могут найти под снегом корм.

Дети решили помочь птицам.

Они смастерили большую кормушку и повесили на дерево.

Дети насыпали в кормушку крошки, зерна, сушеные ягоды, подвесили несоле­ное сало.

К кормушке прилетели воробьи, снегири, синицы.

Серые шустрые воробьи клевали зерна, а желтогрудые синицы - сало. Красногрудые снегири лакомились ягодами. Желтогрудые синицы угощались салом. Птицы наклевались вкусного корма и запели веселые песенки. Дети подкар­мливали птиц до весны.

 

 

 

5. Подбери родственные слова к слову «корм». (кормушка, кормить, подкормить, накормить.)

6.

Задание 73. Звук «Рь»

1. Раскрась ленточку и кружочек зеленым карандашом. Расскажи, какой звук «Рь». (Согласный, мягкий, звонкий.)

 

2. Рассмотри картинки, назови, что на них нарисовано, определи, где в этих словах слышится звук «Рь».

 

3. Выучи чистоговорки:

• Ри-ри-ри - на ветке снегири.

• Арь-арь-арь - на стене висит фонарь.

• Ре-ре-ре - встанут дети на заре.

• Ре-ре-ре - порезвимся во дворе.

• Арь-арь-арь - будем мы читать букварь.

· Рю-рю-рю - четко говорю.

4. Скажи с числами 1,2,5:

• кудрявая береза;

• резиновый шарик.

 

5. Рассмотри картинки и назови их. (Ириски, сухарики.) Нарисуй схемы этих слов.

 

6. Рассмотри картинки и прочитай предложения:

 

 

7. Спиши подчеркнутые предложения нужными ручками, поставь в словах ударение.

studopedya.ru

Зимующие птицы - Детский сад №2 «Сказка

Documents войти Загрузить ×
  1. Естественные науки
  2. Биология
  3. Зоология
  4. Энтомология
advertisement advertisement
Related documents
Автор проекта Фамилия, имя отчество Масленникова Любовь
Конспект занятия "Перелётные птицы"
Ученики 3 «Б» класса приняли активное ... Подготовили и провели классный час «Птицы – наши друзья»;
Проектная деятельность на логопункте. Тема: Птицы нашего края. Цель проекта: Задачи:
Домики для птиц Внеклассное мероприятие Разработала и провела:
Заданий к уроку, не вошедших в обязательные 1
Интеллектуальная викторина по окружающему миру. Категории вопросов: Растения Животные
Открытый_урок_Заляловой_г.з
беседа - Детский сад комбинированного вида №94
Образовательный маршрут «Экологический десант: В гости к пернатым» («Терлецкий парк»)

studydoc.ru

Зимующие птицы

Конспект совместной деятельности по развитию речи с детьми  старшей  группы

Зимующие птицы

Пакина Валентина Васильевна, воспитатель ГБДОУ д./с. №95 к.в. Калининского района Санкт-Петербурга

 Программное  содержание:1.  Закрепить имеющие представления о зимующих птицах и формировать новые: их название,  чем питаются, где живут. Закрепить понятие «зимующие птицы».

2. С помощью моделей закрепить знания детей о внешнем строении птиц:

их   характерных  признаках.

3.  Закреплять умение составлять описательный рассказ, опираясь на  наглядный  материал. Учить строить полные предложения, использовать в рассказе слова- определения, наречия.   Закреплять диалогическую речь.

4.  Закрепить умение согласовывать числительные с существительным.     

5.  С помощью  мнемотаблицы  помочь детям в запоминании  стихов о зимующих  птицах.      

6.   Развивать у детей познавательные процессы: внимание, зрительное  восприятие,   память,    

       мышление,  речь.  

7.  Формировать экологическую культуру  детей: -  прививать  интерес, внимание к птицам, 

 - воспитывать бережное к ним отношение и заботу о них. 

Виды  детской  деятельности.

 Коммуникативная,   социальная,  игровая, восприятие  художественной литературы,  познавательная.

Материал  к  занятию.

-  Панно  с изображением зимующих птиц.

-  Модели частей внешнего строения птиц, их существенных особенностей.

-  Мнемотаблицы к стихам и загадкам.

-  Цветные изображения (силуэты)  зимующих птиц: снегиря, синицы, сороки,

   дятла, клеста, воробья, вороны, совы.

-  Панно и картинки к развивающим играм.

-  Панно для образования слов – антонимов.

-  Предупреждающие модели о бережном отношении к птицам.

Совместная образовательная деятельность с детьми.

Вводная часть.

В.  -   У нас  сегодня гости.   Они пока за шторкой на доске.

Если вы отгадаете загадки,  то догадаетесь, какие у нас гости.

*   На ветвях, украшенных снежной бахромой,

     Яблоки румяные выросли зимой.

     Яблоки на яблоньке весело снуют.

     Гусениц  мороженых яблоки клюют.    Дети  -   (Снегири).

*   Всё время стучит

    Деревья долбит

    Но их не калечит,

    Представьте!   Их лечит.                              Дети  -   (Дятел).

*   Озорной мальчишка.

     В сером армячишке.

     По двору шныряет,

     Крошки собирает.

     Кто  это?                                                     Дети  -    ( Воробей).

*   Ты с модницей этой, конечно знаком.

     Вертушке  на  месте  никак  не сидится.

     Всё хвастает жёлтой желеткой своей

     И шапочкой синей гордится.                   Дети  -  (Синица).

 

В.  Молодцы дети!   Все загадки отгадали.  Открываю шторку. Вот они наши

     гости.     Какие  же птицы к нам прилетели?

Д.  Ответы детей. (Зимующие птицы.  Называют по  очереди всех птиц).

В.  Ребята! чем птицы отличаются от других животных?

Д.  Ответы детей.Свой ответ ребёнок подтверждает моделью.

 В.  Сколько ног у птиц?  Сколько у птиц крыльев?

Д.  Ответы детей.   ( У птиц 2 ноги, 2 крыла, клюв и тело, покрытое перьями).

В. Дидактическое игровое упражнение «Для чего?».

      -  Для чего птице клюв?-   Для чего птице крылья? -   Для чего птице  лапки (ноги)?

Д.   Ответы  детей.

В.   Игра.  « Подберите красивое слово  к  каждой зимующей  птице».

Д.   Ответы детей.    ( Шустрый воробей.   Синичка:   жёлтенькая,   вертлявая , 

шустрая,   модная.    Снегирь:  красногрудый, румяный, как яблоко.    

Сорока:  болтливая, белобокая, шумная).

В.   Помещает на доску 2 мнемотаблицы.      

Я  предлагаю  вам  вспомнить стихи про снегирей и синицу Т. А. Шорыгиной.   

      Стынут лапы на морозе.                               Все тропинки замело,

      У сосны и ели.                                               Снег блестит, искрится.

      Что за чудо?  -  На берёзе.                            Стукнула в моё окно

      Яблоки поспели.                                           Клювиком синица.

      Подойду поближе к ней,                              За окном повешу ей

      И глазам не верится –                                   Я кусочек  сала,

      Стайка алых снегирей.                                 Чтоб теплей и веселей                      

      Облепила деревце.                                        Бедной птахе  стало.

 В  Послушайте ещё одно стихотворение про  «Клеста».   Т.А. Шорыгиной           

     Кружат снежные метели,                               Он мороза не боится,

      По ночам трещит мороз.                               Не страшна ему зима!

      На вершине пышной ели                               Ель густая дарит птице.

      Ловко шишку лущит клёст.                          Золотые семена.                           

В.    Вам понравилось стихотворение   про клеста   Т. А. Шорыгиной?

       Почему клёст не боится снежных метелей, морозов?

Д.  Ответы детей.    (  Клёст прячется в густых ветвях ели и лущит шишки).

В.    -  Из стихов мы узнали, что  у каждой птички  –  своя еда.

       -  Что любит синица?  снегирь? клёст? дятел? воробей?

          Посмотрите на картинку. На ней перед каждой  птицей – своя еда.      

       -  Какая птица сидит перед салом?

       -  Какая   птица  сидит  перед ягодами  рябины?

       -  Какая – перед шишкой? 

       -  Какая  птичка  летит к зёрнышкам?

Д.     Ответы детей.

В.   Я расскажу вам про клеста. Послушайте.  Клёст – это самая удивительная

        птица. И самая закалённая. Ни каких морозов не боится. И птенцов выводит  лютою зимою, во время вьюг, метелей и сильных морозов   и поэтому гнездо   клесты делают очень тёплое и прочное. И всегда их гнездо находится очень   высоко на сосне или ели, чтобы никто не мог достать птенцов .Клеста всегда  можно узнать по его клюву  .Он нужен, чтобы добывать себе еду. Обычным   прямым клювом семена из шишек  доставать.  Клёст – единственная птица,   которая выводит птенцов зимой, в морозы.

  В.   Физкультминутка.  Игра «Птички».

         Птички  прыгают, летают.    -  Имитируют руками взмахи крыльев.

         Птички  прыгают,  поют.      -  Совершают повороты туловища в стороны.

         Чик-чирик!  Чик-чирик!

         Птички  крошки собирают, -  Наклоны вперёд, пальцами рук, собранными вм

         Зёрнышки клюют.                      вместе, постукивают по коленям.   

         Пёрышки почистили.       -  Стоя прямо, совершают взмахи правой рукой 

         Пёрышки почистили.       -  Стоя прямо, совершают взмахи  левой  рукой 

         Клювики почистили.        -  Повороты головы вправо, влево.   

         Клювики почистили.

         Дальше полетели                 -  Имитируют руками взмахи крыльев.

         И на место сели.                  -  Садятся на стульчики.

В.     Сейчас новое задание .     Узнай птицу по словесному описанию.

        На  фланелеграфе находятся зимующие птицы, о которых мы сегодня

        говорили.   Я  помещу модели, которые помогут вам описать птицу.

Д.   Дети описывают по моделям птиц.  

В. Молодцы!  Узнали всех птиц! Вы очень хорошо все потрудились, а теперь мы поиграем.  На столе у вас конверты а в конверте  много частей, из которых вы должны собрать зимующую птичку.

 Игра:  «Собери птицу»  из частей. 

Д.   Кто  выполнил задание, тот  называет птицуи рассказывает о ней .

 В.   Дети, посмотрите на доску.   На доске опять все птицы слетелись.

       Запомните, пожалуйста, где какая птица сидит.  (Птицы сидят  на ветках

       дерева) .   Игра:  «Что изменилось?». 

Д.  Дети  закрывают глаза, в это время воспитатель меняет местами птиц, убирает

      одну птицу или добавляет.  На вопрос Что изменилось?

      Ответы детей.

В.  Вам понравилось играть? Тогда мы ещё поиграем в одну игру.

     Игра называется  «Кто тут лишний?»  по типу«Четвёртый лишний»

     к трём зимующим птицам добавляется :

  -  домашняя птица  (курица),  

  -  перелётная птица  (грач, потом  ласточка),

  -  водоплавающая птица(   чайка). 

Д.  Ответы детей.

 В.   На доске панно  «У  кормушки». 

      Уля приготовила для вас сюрприз.  Она выучила очень    интересное

      стихотворение:  «Покормите   птиц».

Д.   Ребёнок  читает стихотворение.    (Стихотворение  прилагается).

В.   Для птиц зимой самое страшное – это голод.  За короткий зимний день птицы едва успевают утолить голод. Во время гололедицы ледяные корки на  снегу и ветвях деревьях  затрудняют птицам добывать  корм.   В зимнюю стужу голодные

и ослабевшие птицы легко замерзают, поэтому надо помочь птицам в это трудное для них время. Нужно начинать подкармливать  птиц  поздней осенью и продолжать делать это постоянно до весны. Птицам нужны семечки подсолнуха,

семена арбуза, дыни, тыквы, кусочки несолёного сала, крошки хлеба.

Мы с вами молодцы, потому что не забываем кормить птиц.

Ребята,  несмотря на то,  что   занятие сегодня было очень трудное,  все вы прекрасно справились.  Я довольна, что вы хорошо знаете зимующих птиц, смогли их описать, отгадать загадки, вспомнить по мнемотаблицам стихи о снегирях  и синице,  правильно и быстро выполняли все задания.  Молодцы!!!

 

ext.spb.ru

Зимующие птицы

ЯНВАРЬ 3-я неделя

Зимующие птицы

Для детей 4-5 лет

1. Гуляя вместе с ребенком в лесу или парке, понаблюдайте за птицами, покажите зимующих птиц: снегиря, синицу. При этом следует обратить внимание ребенка на окраску птиц. Уточните строение тела птицы (спинка, грудка, головка, крылья, хвост, лапки). 2. Рассказажите, где они живут и чем питаются. 3. Обратите внимание малыша на то, какие птицы часто прилетают во двор (голубь, ворона, галка, воробей, синица). Желательно покормить птиц вместе с ребенком. 4. Рассмотрите иллюстрации зимующих птиц (желательно использовать книгу Н. Э. Теремковой "Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР", альбом 2, стр.26). 5. Упражнение "Скажи, когда много" на образование существительного множественого числа. Ворона - вороны, синица - синицы и т.д. 6. Упражнение "Назови ласково" на образование существительного с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов. 7. Упражнение "Посчитай птиц" на согласование числительного с существительным. 8. Упражнение "Кто как голос подает?" Ворона кар-кар - ворона каркает, воробей..., голубь... 9. Упражнение "Узнай птицу по описанию". Я сегодня в парке видела птицу: сама маленькая, грудка розовая, сидит на ветке, как яблочко красное. Кто это? 10. Упражнение "Скажи одним словом". У сороки белые бока, поэтому её называют белобокая сорока. У сороки длинный хвост, поэтому её называют ... У синицы грудка жёлтая, поэтому её называют ... У вороны черные крылья, поэтому её называют ... У дятла длинный клюв, поэтому её называют ... 11. Упражнение "Скажи наоборот" на подбор антонимов. (это упражнение для детей, которым уже исполнилось 5 лет) Воробей маленький, а ворона ... У синицы хвост короткий, а у сороки ... Голубь тяжелый, а воробей ... У синицы клюв тонкий, а у вороны ... 12. Пересказ с опорой на вопросы. Развитие связной речи. Послушай рассказ и ответь на вопросы полным предложением. Была зима. Стояли сильные морозы. Дети в парке на снегу нашли амершего воробышка. Он лежал и не двигался. Дети отогрели воробышка в руках, а потом положили его в теплую варежку и понесли домой. Дома воробышек согрелся и стал летать по комнате. Дети кормили воробышка хлебными крошками, емечками. Когда кончились сильные морозы, дети выпустили воробышка на волю и подвесили в парке кормушку с кормом, чтобы помочь птицам пережить холодную зиму. Вопросы: Какое было время года? Кого нашли дети на снегу в парке? Какой был воробышек? Что сделали дети, чтобы замерзший воробышек не погиб? Когда дети выпустили воробья на волю? Что подвесили дети зимой в парке? Зачем? 13. Выучить наизусть стихотворение А. Прокофьева: Выбегай поскорей, Посмотри на снегирей! Прилетели, прилетели! Стайку встретили метели, А Мороз - красный нос Им рябинки принес, Хорошо угостил, Хорошо подсластил. Зимним вечером поздним Ярко-алые грозди. 14. Развитие мелкой моторики. (Ритмично сжимать и разжимать кулачки) Сколько птиц К кормушке нашей Прилетело? (На каждое название птицы загибать по одному пальчику) Две синицы, воробей, Шесть щеглов и голубей, Дятел в пестрых перышках. (опять сжимать и разжимать кулачки) Всем хватило зернышек! Для детей 5-7 лет 1. Рекомендую уточнить у ребенка, каких зимующих птиц он знает; почему они не улетают (учим устанавливать причинно-следственные связи). Вспомнить их названия, характерные признаки (хвост, клюв, оперенье, величину), где они живут, чем питаются, почему называются зимующими. 2. Познакомить малыша с такими зимующими птицами, как клест, кедровка: показать на иллюстрациях (желательно в природе), рассказать о внешнем виде, повадках, питании. Обратить внимание ребенка на особенность строения клюва клеста и рассказать, почему именно такой клюв нужен клесту. Рассказать, что кедровка - единственная птица, делающая запасы на зиму, как белка. У нее очень хорошая память и она всегда помнит, где и какой запас сделала. Помочь запомнить информацию. 3. Провести беседу о бережном отношении к птицам, о необходимости 4. Изготовить совместно с ребенком кормушку и подвесить её на улице. на кормушку. 5. Упражнения на грамматический строй речи. Повторение (материал должен быть усвоен до 5 летнего возраста), описание упражнений см. выше (домашнее задание для детей 4-5 лет): "Назови ласково", "Скажи, когда много", "Посчитай", 6. Упражнение "Чей, чья, чьё, чьи?" на образование притяжательных прилагательных. Девочка Танюшка подвесила кормушку на дерево. Когда птицы от кормушки улетели, девочка Таня нашла на кормушке разные перышки. Помоги Тане разобраться, чьи перышки были на кормушке. Закончи предложения. Перья вороны (чьи?)..., перья воробья (чьи?)..., перья снегиря (чьи?)..., перья голубя (чьи?)... 7.Упражнение "Подбери признак" на согласование имен существительных с прилагательными. Синица (какая?) желтогрудая, шустрая, маленькая, проворная. Воробей (какой?)... Снегирь (какой?)..., клест (какой?)... 8. Учить подбирать однокоренные слова. Корм, кормить, кормушка, накормленный, кормление (птиц). 9. Связная речь. Пересказ без опоры на вопросы. Кормушка. Увидели дети зимой у школы птиц. Кинули им крошки хлеба. Птицы сначала боялись, а потом склевали весь хлеб. На следующий день птицы опять прилетели. Дети взяли ящик, повесили на сук и насыпали зерен. Вышла кормушка. Дети кормили птичек до весны. Для пересказа можно (желательно) использовать книгу "Пересказы круглый год" автора Т. Ю. Бардышевой из серии "Развитие речи. 4 книжки-малышки". Книга выпущена издательством "Карапуз", приобрести ее можно по подписке (подписной индекс 34227), на сайте издательского дома "Карапуз". 10. Развитие мелкой моторики. Нарисовать рисунок к рассказу "Кормушка". Рисунок можно использовать при пересказе. 11. Выучить наизусть стихотворение (любое по выбору). Воробей Чуть живой, Не чирикает даже. Замерзает совсем воробей. Как заметит подводу с поклажей, Из-под крыши бросается к ней, И дрожит он над зернышком, бедный, И летит к чердаку своему. А гляди, не становится вредным Оттого, что так трудно ему… (Н. Рубцов) Ворона Вот ворона сидит на заборе. Все амбары давно на запоре. Все обозы прошли, все подводы, Наступила пора непогоды. Суетится она на заборе. Горе ей. Настоящее горе! Ведь не зернышка нет у вороны. И от холода нет обороны. (Н. Рубцов) Синица Скачет шустрая синица, Ей на месте не сидится. Прыг-скок, прыг-скок, Завертелась как волчок. Вот присела на минутку, Почесала клювом грудку И с дорожки на плетень, Тири-тири, тень-тень-тень. (А. Барто)

На главную стр. На стр. "Домашние задания логопеда"

det-1446-127322.narod.ru

Рассказа «Зимующие птицы»

МБДОУ детский сад комбинированного вида №114 «Чебурашка»

г. Брянска

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе компенсирующей направленности на тему

«Составление описательного рассказа«Зимующие птицы»

Составила:

воспитатель Понкратенко Елена Ивановна

Задачи:1.Формировать умение рассказывать о зимующих птицах по схеме.

2.Упражнять в отгадывании птиц по их описанию, упражнять в подборе синонимов, образовании форм существительных множественного числа родительного падежа, согласовании слов в предложении.

3.Развивать монологическую форму речи; произвольное внимание, слуховую и зрительную память, мышление, мелкую моторику.4. Воспитывать доброе и заботливое отношение к птицам, проявлять заботу о них, пробуждать эмоциональную отзывчивость детей – пожалеть, помочь.

Оборудование: Письмо с загадками, иллюстрации с изображением птиц, мнемосхема, коврограф, силуэт дерева с кормушкой, силуэты птиц, птицы из оранжевого картона на каждого ребёнка.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, наше занятие начнем с игры «Один — много». Я буду называть предметы в единственном числе, а вы должны ответить мне словом, называющим несколько таких предметов:

блюдце — блюдца

яйцо - …

платье - …

лист - …

гроздь - …

сук - ...

Воспитатель: А теперь отгадайте, кто пришел к нам в гости на занятие

  1. Птичка – невеличка 5. Непоседа хитрая
Ножки имеет, Птица длиннохвостая,

А ходить не умеет. Птица говорящая,

Хочет сделать шажок, Самая болтливая.

Получается прыжок. (сорока)

(воробей)

  1. Все время стучит, 6. Кто там прыгает, шуршит,
Деревья долбит, Клювом шишки потрошит?

Но их не калечит, Голоском речистым, чистым -

А только лечит. Клее, клее, клее, - поёт со свистом.

(дятел) (клёст)

  1. Чернокрылый, красногрудый
И зимой найдет приют, 7. Носит серенький жилет,

Не боится он простуды, Но у крыльев черный цвет.

С первым снегом тут как тут. Видишь, кружат 20 пар

( снегирь) И кричат кар- кар – кар.

  1. Спинкою зеленовата, ( ворона)
Животиком желтовата.

Черненькая шапочка

И полоска шарфика. (синица)

Воспитатель. Молодцы! Правильно отгадали загадки. Как можно назвать, одним словом этих птиц? Почему?Давайте устроим конкурс на лучший рассказ о зимующей птице. Составить рассказ нам поможет схема. (Воспитатель вывешивает на доску мнемотаблицу, по которой дети будут составлять описательный рассказ). План описания:

1. Название птицы

2. Размер птицы.

3. Строение птицы.

4. Окраска.

5. Корм

Первый рассказ дети составляют вместе с воспитателем.

Пальчиковое упражнение «Дятел»

- Пришло время поиграть с пальчиками.

Я по дереву стучу, Раскрытая ладонь – дерево, указательный палец

Червячка добыть хочу, другой руки – клюв дятла. На каждую строчку

Хоть он скрылся под корой, четыре удара пальца по ладони.

Все равно он будет мой.

Затем слушаем выступления нескольких детей.

Например, о дятле: Это птица дятел. Дятел крупная птица. У него большие крылья, длинный хвост, с помощью которого он крепко держится на дереве. Клюв длинный и крепкий, он стучит им по дереву, и достаёт из под коры вредителей. У дятла голова, шея, спина, крылья – чёрные, на голове, шее и крыльях есть белые пятна, ещё на голове красные пёрышки как – будто красная шапочка. Он питается насекомыми и семенами шишек.Физминутка: «Снегири».Вот на ветках, посмотри,В красных майках снегири

(Опущенными руками, показывают грудку руками)Распустили пёрышкиГреются на солнышке (Хлопают себя по бокам)Улететь хотят

(Головой вертят,)Улетели! Улетели!(Бегут по кругу, взмахивают руками)За метелью, за метелью. Воспитатель: А сейчас я вам предлагаю поиграть в игру «Назови ласково»

Птица – птичка; гнездо – гнездышко; крыло – крылышко; клюв – клювик; перо – перышко; лапа – лака; глаз – глазик; воробей – воробышек; голубь – голубка, голубок; сова – совушка.Воспитатель. Ребята, а вы знаете, что зима страшна птицам не холодом, а голодом. Если птичка сыта, то ей тепло под её пухом и перьями. Как вы знаете зимой очень много снега, он лежит на земле, деревьях, крышах и птицам очень тяжело найти корм под снегом. Поэтому люди подкармливают их. Что они для этого делают?Ребёнок. Развешивают кормушки.

Упражнение «Каких птиц много на дереве?»

Воспитатель прикрепляет на ковролин макет дерева и прикрепляет к нему разных птиц.

Воспитатель: Вы составили очень хорошие рассказы про зимующих птиц, а теперь посмотрите — на наше дерево с кормушкой прилетело много птиц.

Давайте про них скажем так:

На дереве много… синиц.

На дереве много… дятлов.

На дереве много… ворон.

На дереве много… снегирей.

Воспитатель. Каких птичек вы видите у кормушки? Посмотрите внимательно и запомните, где находятся птички. Сейчас вы закроете глаза, а я уберу одну из них. Открыв глаза, вы скажите, кого не стало.

Воспитатель по одному убирает изображения птиц, а дети называют, кого не стало на дереве.

Подведение итогов занятия. Рефлексия.

publekc.ru