Родительское поведение у животных. Родительское поведение птиц


Родительское поведение

Родительское поведение

Всех животных можно разделить на две группы. К первой группе относятся животные, самки которых уже при первых родах демонстрируют родительское поведение. Ко второй группе относятся животные, самки которых совершенствуют своё родительское поведение в течение жизни. Такая классификация была впервые разработана на млекопитающих, хотя различные формы родительского поведения наблюдаются и у других групп животных.

Типичными представителями животных первой группы являются мыши и крысы, они уже с первых дней ухаживают за потомством, и многие исследователи не отмечали существенных различий в этом между молодыми и опытными самками. К животным второй группы относятся человекообразные обезьяны, врановые птицы. Молодой самке шимпанзе ухаживать за детенышами помогают более опытные сородичи, в противном случае новорожденный может погибнуть из-за неправильного ухода.

Родительское поведение относится к одному из самых сложных типов поведения. Как правило, оно состоит из ряда взаимосвязанных фаз. У низших позвоночных основным в родительском поведении служит распознавание детенышами родителей, а родителями - детенышей. Здесь важную роль играет запечатление на ранних стадиях заботы о потомстве. Мальки рыб инстинктивно сбиваются в стайки и следуют за взрослыми особями. Взрослые же особи стараются плавать медленно и держать детенышей в пределах видимости. В случае опасности взрослые защищают молодь.

Намного сложнее развито родительское поведение птиц. Как правило, начинается оно с откладки яиц, так какфаза постройки гнезда относится больше к половому поведению и зачастую совпадает с ритуалом ухаживания. Стимулирующим влиянием на откладку яиц служит присутствие гнезда, а у некоторых птиц – и его постройка. У некоторых птиц гнездо с полной кадкой на некоторое время может приостановить откладку яиц, и наоборот, неполная кадка стимулирует этот процесс. В последнем случае птицы могут откладывать в несколько раз больше яиц, чем в нормальных условиях.

Следующая фаза родительского поведения птиц – распознавание яиц. У ряда птиц избирательность отсутствует, они могут насиживать яйца с любой окраской, и даже муляжи, имеющие лишь отдаленное сходство с яйцами. Но многие птицы, в частности воробьинообразные, хорошо отличают свои яйца от яиц сородичей. Например, некоторые славки отвергают яйца сородичей, похожие по окраске, но слегка отличающиеся формой.

Следующей фазой родительского поведения птиц является насиживание. Оно отличается исключительным разнообразием форм поведения. Насиживать яйца может как самец, так и самка или оба родителя одновременно. Насиживание может происходить с первого, второго яйца или после завершения кадки. Насиживающая птица может сидеть на гнезде плотно или бросать гнездо при первых признаках опасности. Наивысшего мастерства достигло насиживание у сорных кур, когда самец следит за терморегуляцией в своеобразном инкубаторе из гниющей растительности, причем его постройка может занимать несколько месяцев. У видов, у которых насиживает самец, его стремление к этому действию синхронно со сроками откладки яиц. У самок же оно определяется физиологическими процессами.

Следующая фаза родительского поведения наступает после вылупления птенцов. Родители начинают выкармливать их полупереваренной пищей. Реакция птенцов врожденная: они тянутся к кончику клюва за кормом. Релизером в этом случае чаще всего выступает окраска клюва взрослой птицы, у некоторых птиц в это время она изменяется. Взрослые птицы чаще всего реагируют на голос птенца, а также на окраску глотки у птенца, выпрашивающего корм. Как правило, именно присутствие птенцов заставляет родителей заботиться о них. В экспериментальных условиях у кур можно поддерживать родительское поведение в течение многих месяцев, постоянно подкладывая ей цыплят.

Сложным родительским поведением отличаются и млекопитающие. Начальной фазой родительского поведения у них является сооружение гнезда, которое во многом видотипично. Стимулом к постройке гнезда у самок служит определенная фаза беременности. Крысы могут начинать постройку гнезда уже на ранних стадиях беременности, но обычно оно не достраивается до конца и представляет собой только груду строительного материала. Настоящее строительство начинается за три дня до родов, когда гнездо приобретает определенную форму, а самка крысы становится всё менее подвижной.

Непосредственно перед родами у самок млекопитающих изменяется порядок вылизывания отдельных частей тела. Например, в последнюю неделю беременности они чаще вылизывают промежность и всё реже – бока и передние лапы. Рожают самки млекопитающих в самых разнообразных положениях. Поведение их в периодродовможет достаточно сильно меняться. Как правило, самки тщательно вылизывают новорожденных, перекусывают им пуповину. Большинство млекопитающих, особенно травоядные, с жадностью поедают плаценту.

Большой сложностью отличается поведение млекопитающих при вскармливании детенышей.Самка собирает детенышей, подставляет им соски, к которым они присасываются. Период вскармливания у разных видов различен: от двух недель у грызунов до одного года у некоторых морских млекопитающих. Ещё до окончания лактации детеныши предпринимают краткие вылазки из гнезда и начинают пробовать дополнительные корма. По окончании лактации детеныши переходят на самостоятельное питание, но продолжают преследовать мать, пытаются сосать её, однако самка всё реже позволяет им сделать это. Она прижимается брюхом к земле или пытается резко отбежать в сторону.

Еще одним характерным проявлением родительского поведения является перетаскивание детенышей.Если условия становятся неподходящими, животные могут построить новое гнездо и перетащить туда свое потомство. Инстинкт перетаскивания особенно силен в первые несколько дней после родов, когда самка стаскивает в гнездо не только своих, но и чужих детенышей, а также посторонние предметы. Однако этот инстинкт быстро угасает, и уже через несколько дней самки хорошо отличают своих детенышей от чужих. Способы переноса детенышей у разных видов различны. Само перетаскивание может вызываться различными раздражителями. Чаще всего эта реакция вызывается криками детенышей, а также их характерным запахом и температурой тела.

studfiles.net

Поведение птиц

Иллюстрации Николая Гаврицкова

Как птицы заботятся о детях?

Родительское чувство, особенно материнское, и забота о своих детях составляет давно известную, главную черту душевных проявлений животных.

Конечно, далеко не все представители живого мира обременены брачными связями и заботой о молоди. Однако у тех из них, у которых генетически закреплена родительская самоотверженность, искренне удивляют нас проявлениями этого чувства. Оно даровано самым разным животным: млекопитающим, птицам, пресмыкающимся, земноводным, насекомым и др.

Многие, даже совсем маленькие и, казалось бы, слабые животные защищают своих детенышей с отчаянной отвагой. Пугливые птички наших лесов при нападении на их гнездо более сильного неприятеля бесстрашно вступают с ним в неравный бой ради спасения своих птенцов. Даже домашние птицы, отличающиеся добродушием, и те, под влиянием врожденной материнской любви, делаются сердитыми не только в отношении «непрошеных гостей», но и своих хозяев.

Птицы-родители, так же как и млекопитающие, наделены самыми разными способами охраны и защиты птенцов и яиц. Одни могут яростно нападать на приближающихся к гнезду врагов. Такая защита потомства характерна для многих хищных птиц, пускающих в ход когти и клювы. А другие птицы, например крачки, чайки, а также дрозды-рябинники, наделены способностью объединяться в стаю, чтобы вместе прогонять более сильных хищных птиц и зверей. И смелыми ударами с налета они обычно обращают врага в бегство.

Птицы-дуплогнездники инстинктивно защищают свои дома, не сходя с места. Находящаяся в дупле мать издает определенные чихающие или шипящие звуки. Так, вертишейка и большая синица, изгибая шею и вращая головой, очень искусно воспроизводят шипение змеи, которое отпугивает неприятеля.

Есть птицы, которые защищают потомство так называемой «отвлекающей демонстрацией». Например, самка-кулик, точно следуя наследственной программе защитного родительского поведения, отвлекает хищника, убегая от гнезда с яйцами или выводком. Умело взъерошив перья спины, она бежит по земле с вытянутой шеей и опущенным к земле хвостом, так что ее не отличишь от зверька. Или же мать представляется птенцом с трепещущими крыльями и громким тонким писком. Она может изображать и раненую птицу, совершая короткие подлеты и падения на землю. Так своей игрой мать спасает жизнь потомству.

Кулик не единственный «артист». Такие формы защиты известны и у других видов птиц, гнездящихся на земле или низко над землей. Примером может служить и отвлекающий прием «раненной» птицы у самки рябчика, уводящей врага от защищаемого выводка.

Некоторые птицы не умеют активно защищать свои гнезда, но они, перелетая с ветки на ветку, издают характерные сигналы тревоги. Причем они предупреждают об опасности не только птиц данного вида. Приходилось наблюдать, что на такие тревожные крики слетались самые разные пернатые – синицы, пеночки, снегири, чтобы установить причину тревоги.

Кто заботится о чужом потомстве?

Материнская любовь у пернатых не ограничивается заботой о собственных детях. Нередко она распространяется у них и на чужих малышей, особенно осиротевших.

Часто можно встретить курицу-наседку с большим выводком утят. У некоторых водоплавающих птиц материнский инстинкт развит так сильно, что, бывает, они насильно отнимают у своих соседей яйца и перекатывают их в собственные гнезда для насиживания.

 

Каким укором это должно служить тем матерям, которые не заботятся даже о своих детях!

Многие животные для воспитания потомства объединяются с сородичами. Так, страусы охотно принимают чужих детей в свою семью. Часто старый самец водит и оберегает целый «детский сад» из подросших страусят. Немало там и усыновленных. Так и ходят они – несколько самок со страусятами и один самец.

Способны ли птицы сострадать?

Такие понятия, как сострадание, обычно связывают только с человеком. Однако не подлежит сомнению существование врожденного чувства сострадания, то есть сочувствия к страданиям себе подобных, и у целого ряда животных.

У птиц наследственная способность к состраданию проявляется не только во вскармливании птенцов-сирот, причем не только своего, но и чужого вида. Пернатые также оказывают помощь слепым, больным и раненым птицам, утратившим возможность летать.

Особенно отличаются здесь вороны и сороки. Услышав крик боли, издаваемый собратом, эти птицы особым криком собирают стаю и летят на помощь пострадавшему.

Пеликаны кормят больных и немощных товарищей, как своих птенцов. Так, известна история слепого пеликана, который сам не мог ловить рыбу, но благополучно жил в колонии, так как его кормили сородичи.

Прирожденной добротой пеликанов широко пользуются жители Мексики, избавляя себя от хлопот рыбной ловли. Пойманного пеликана они привязывают к дереву, и несчастная птица отчаянным криком дает знать о беде своим товарищам. Через некоторое время вокруг плененной птицы собирается целая стая собратьев. Их сочувствие выражается не только печальными криками, но и самым существенным образом – пеликаны приносят в своих сумках-ковшах рыбу для пропитания товарища. Но почти всю ее у него забирают люди…

Они ухаживают за престарелыми родителями?

Многочисленные наблюдения естествоиспытателей свидетельствуют об отзывчивости, дружбе, верности и других удивительных чувствах, проявляемых различными животными по отношению друг к другу в семье.

Еще древние греки обратили внимание на то, какой прирожденной заботой о своих престарелых родителях отличаются молодые аисты. Они очень старательно ухаживают за немощными птицами, кормят их и не допускают, чтобы родители в чем-то испытывали нужду.

У людей даже возникло понятие «закона аистов», в силу которого дети были обязаны заботиться о своих родителях. Тек, кто не исполняли этот закон, считались опозоренными.

Заботу о престарелых близких проявляют и другие птицы, например канарейки. Интересны результаты наблюдения за одной семьей канареек, в которой внуки заботливо кормили свою немощную от старости бабушку. Она была родоначальницей большой стаи канареек, живших на чердаке у натуралиста, описавшего их поведение. Когда старенькой канарейке трудно стало подлетать к общей кормушке, двое молодых потомков пришли ей на помощь. Два года, до самой ее смерти, они кормили ослабленную годами птицу из собственного клюва, как маленькую. Что особенно любопытно: бабушка, как бы «возвратясь в детство», при встрече кормильцев часто хлопала крыльями, как это обычно делают птенцы.

Такая семейная привязанность внуков и детей к состарившимся близким далеко не всегда встречается даже у людей.

Зачем птицам хорошая память?

Многие птицы по возвращении на родину из дальних стран благодаря памяти отыскивают родные гнезда. Так, грачи по прошествии зимы издалека прилетают на прежнее место и вьют гнезда по соседству со старым гнездом. Даже куры способны узнавать свой курятник спустя несколько лет.

Или же мухоловки-пеструшки. Самцы у них возвращаются в начале мая в те же места, где вывели потомство год назад. Память позволяет им находить свои дуплянки и синичники, а ведь путь у этих пичуг не близок – из Африки.

За время путешествия они пролетают над тридцатью странами мира, а вернувшись, легко отыскивают родную дуплянку. Самки же мухоловок-пеструшек и молодые птицы менее привязаны к дому и гораздо реже, чем взрослые самцы, возвращаются к своим гнездовьям.

Некоторые вороновые птицы осенью устраивают запасники пищи, а зимой и весной их быстро находят. Запасы делает и муравьиный дятел – штучным способом. Он проделывает в коре дерева отверстия и в каждое из них закладывает по желудю. Эти маленькие кладовые могут быть так многочисленны, что охраняются целой семьей. Но приходится запоминать каждый запасник, чтобы воспользоваться им в голодное время.

Птицы, питающиеся нектаром цветов, тоже отличаются хорошей памятью. Так, колибри хорошо помнят те места, где они уже побывали и выпили цветочный нектар. Поэтому они никогда не тратят время на бесполезные поиски.

Исследования пространственно-временной связи памяти врановых показали, что птицы помнят не только где и что спрятано, но и когда это произошло. Так, сойки, которые запасли два вида корма – орехи и мучных червей, через 4 ч легко находили оба вида запасов. Но через 104 ч они также быстро нашли только орехи, а червей даже не искали. «Зная», что черви – скоропортящаяся пища, и помня о давнем времени их закладки, птицы полностью проигнорировали уже ставший ненужным корм.

Врановые способны долгое время помнить и о пище, спрятанной при экспериментах у них на глазах. Получив возможность передвигаться, они сразу же устремляются к приманке. Такой способности нет даже у собак и кошек.

Они – прекрасные музыканты?

На острове Тасмания обитает ворона-органист. Услышав ее пение, вполне можно поверить, что играет настоящий орган. Эта ворона легко приручается, и в неволе ее можно научить высвистывать различные мелодии.

Прекрасной музыкальной памятью наделен и скворец обыкновенный. Интересно, что свое пение он подобно дирижеру сопровождает ритмичными взмахами крыльев. Известно немало забавных случаев из жизни этого умелого имитатора.

Один большой любитель пернатых научил своего скворца насвистывать «Марсельезу». А когда он отпустил птицу на волю, то вскоре стал свидетелем уникального события – многоголосый хор скворцов дружно исполнял этот французский гимн. То есть птица не только выучила мелодию, но передала ее и собратьям.

Яркие проявления музыкальной памяти демонстрируют и попугаи. Один знаменитый попугай жако выучил и умел высвистывать многие популярные партии из опер и оперетт. Он отлично помнил мелодии и отсчитывал такт, а если случайно фальшивил, тотчас останавливался, как бы задумывался, и повторял эту мелодию сначала.

Другой попугай, живущий в одной московской семье, собрал в своей памяти и высвистывал мелодии таких песен, как например, «Смело товарищи в ногу», «Зачем вы, девочки, красивых любите», и даже знал детскую песенку крокодила Гены.

Какие способности у голубей?

Как только не использовали люди голубей, в том числе и весьма прозаично – в качестве объекта питания. Но прежде всего прирученные голуби служили «почтальонами». Птицы избранных пород работали в этом качестве еще во времена фараонов в древнеегипетских храмах. В Европе XI - XIII веков почтовый голубь стоил не меньше, чем чистокровный арабский жеребец. Ведь рыцари с помощью пернатых курьеров поддерживали деловую связь между замками или вели личную переписку.

Почему использовались именно голуби? Ответ прост: они хорошо приручаются, имеют прекрасную память, привязанность к местам гнездования и отличные навигационные способности.

Передаваемые голубями важные письменные сообщения так и назывались – голубеграммы. Выведением и селекцией голубиных «почтальонов» в основном для военных целей специально занимались в Древнем Египте и Греции, в Римской империи.

Множество голубей «служили в армии» и в более поздние времена. Так, за годы франко-прусской войны (1870 - 1871 гг.) почтовые голуби доставили более миллиона писем. Голуби из осажденного немцами Парижа летели с депешами сквозь шрапнель и ружейную стрельбу и порой добирались до своих голубятен израненными и даже потерявшими зрение. Для перехвата пернатых курьеров немцы бросили на фронт «эскадрильи» соколов, и голуби стали гибнуть один за другим. Но французы оригинально решили проблему, снабдив голубей оружием устрашения – к их хвостам стали крепить крошечные свистки. Нападать на свистящих птиц соколы боялись.

В России в Первую мировую войну голуби разносили почту по всем фронтам. Военно-полевых голубей обучали необходимым навыкам и окольцовывали в питомнике, который находился в Останкино, бывшем в те годы селом.

Даже во время Великой отечественной войны, несмотря на совершенство технических средств связи, многие военные донесения передавались на голубиных крыльях. Так, в 1942 году глубинными бомбами фашисты повредили английскую подводную лодку. Та не могла оторваться от грунта и погибла бы, если бы на ней не держали пернатую пару – голубя и голубку. Их выпустили на поверхность в маленькой капсуле через торпедный аппарат. Голубя, очевидно, захлестнула штормовая волна, а голубка все-таки сумела добраться до базы. Благодаря голубеграмме экипаж подводной лодки был спасен, а пернатому «почтальону» позже поставили памятник.

umdobro.ru

Поведение птиц

Иллюстрации Николая Гаврицкова

Как птицы заботятся о детях?

Родительское чувство, особенно материнское, и забота о своих детях составляет давно известную, главную черту душевных проявлений животных.

Конечно, далеко не все представители живого мира обременены брачными связями и заботой о молоди. Однако у тех из них, у которых генетически закреплена родительская самоотверженность, искренне удивляют нас проявлениями этого чувства. Оно даровано самым разным животным: млекопитающим, птицам, пресмыкающимся, земноводным, насекомым и др.

Многие, даже совсем маленькие и, казалось бы, слабые животные защищают своих детенышей с отчаянной отвагой. Пугливые птички наших лесов при нападении на их гнездо более сильного неприятеля бесстрашно вступают с ним в неравный бой ради спасения своих птенцов. Даже домашние птицы, отличающиеся добродушием, и те, под влиянием врожденной материнской любви, делаются сердитыми не только в отношении «непрошеных гостей», но и своих хозяев.

Птицы-родители, так же как и млекопитающие, наделены самыми разными способами охраны и защиты птенцов и яиц. Одни могут яростно нападать на приближающихся к гнезду врагов. Такая защита потомства характерна для многих хищных птиц, пускающих в ход когти и клювы. А другие птицы, например крачки, чайки, а также дрозды-рябинники, наделены способностью объединяться в стаю, чтобы вместе прогонять более сильных хищных птиц и зверей. И смелыми ударами с налета они обычно обращают врага в бегство.

Птицы-дуплогнездники инстинктивно защищают свои дома, не сходя с места. Находящаяся в дупле мать издает определенные чихающие или шипящие звуки. Так, вертишейка и большая синица, изгибая шею и вращая головой, очень искусно воспроизводят шипение змеи, которое отпугивает неприятеля.

Есть птицы, которые защищают потомство так называемой «отвлекающей демонстрацией». Например, самка-кулик, точно следуя наследственной программе защитного родительского поведения, отвлекает хищника, убегая от гнезда с яйцами или выводком. Умело взъерошив перья спины, она бежит по земле с вытянутой шеей и опущенным к земле хвостом, так что ее не отличишь от зверька. Или же мать представляется птенцом с трепещущими крыльями и громким тонким писком. Она может изображать и раненую птицу, совершая короткие подлеты и падения на землю. Так своей игрой мать спасает жизнь потомству.

Кулик не единственный «артист». Такие формы защиты известны и у других видов птиц, гнездящихся на земле или низко над землей. Примером может служить и отвлекающий прием «раненной» птицы у самки рябчика, уводящей врага от защищаемого выводка.

Некоторые птицы не умеют активно защищать свои гнезда, но они, перелетая с ветки на ветку, издают характерные сигналы тревоги. Причем они предупреждают об опасности не только птиц данного вида. Приходилось наблюдать, что на такие тревожные крики слетались самые разные пернатые – синицы, пеночки, снегири, чтобы установить причину тревоги.

Кто заботится о чужом потомстве?

Материнская любовь у пернатых не ограничивается заботой о собственных детях. Нередко она распространяется у них и на чужих малышей, особенно осиротевших.

Часто можно встретить курицу-наседку с большим выводком утят. У некоторых водоплавающих птиц материнский инстинкт развит так сильно, что, бывает, они насильно отнимают у своих соседей яйца и перекатывают их в собственные гнезда для насиживания.

 

Каким укором это должно служить тем матерям, которые не заботятся даже о своих детях!

Многие животные для воспитания потомства объединяются с сородичами. Так, страусы охотно принимают чужих детей в свою семью. Часто старый самец водит и оберегает целый «детский сад» из подросших страусят. Немало там и усыновленных. Так и ходят они – несколько самок со страусятами и один самец.

Способны ли птицы сострадать?

Такие понятия, как сострадание, обычно связывают только с человеком. Однако не подлежит сомнению существование врожденного чувства сострадания, то есть сочувствия к страданиям себе подобных, и у целого ряда животных.

У птиц наследственная способность к состраданию проявляется не только во вскармливании птенцов-сирот, причем не только своего, но и чужого вида. Пернатые также оказывают помощь слепым, больным и раненым птицам, утратившим возможность летать.

Особенно отличаются здесь вороны и сороки. Услышав крик боли, издаваемый собратом, эти птицы особым криком собирают стаю и летят на помощь пострадавшему.

Пеликаны кормят больных и немощных товарищей, как своих птенцов. Так, известна история слепого пеликана, который сам не мог ловить рыбу, но благополучно жил в колонии, так как его кормили сородичи.

Прирожденной добротой пеликанов широко пользуются жители Мексики, избавляя себя от хлопот рыбной ловли. Пойманного пеликана они привязывают к дереву, и несчастная птица отчаянным криком дает знать о беде своим товарищам. Через некоторое время вокруг плененной птицы собирается целая стая собратьев. Их сочувствие выражается не только печальными криками, но и самым существенным образом – пеликаны приносят в своих сумках-ковшах рыбу для пропитания товарища. Но почти всю ее у него забирают люди…

Они ухаживают за престарелыми родителями?

Многочисленные наблюдения естествоиспытателей свидетельствуют об отзывчивости, дружбе, верности и других удивительных чувствах, проявляемых различными животными по отношению друг к другу в семье.

Еще древние греки обратили внимание на то, какой прирожденной заботой о своих престарелых родителях отличаются молодые аисты. Они очень старательно ухаживают за немощными птицами, кормят их и не допускают, чтобы родители в чем-то испытывали нужду.

У людей даже возникло понятие «закона аистов», в силу которого дети были обязаны заботиться о своих родителях. Тек, кто не исполняли этот закон, считались опозоренными.

Заботу о престарелых близких проявляют и другие птицы, например канарейки. Интересны результаты наблюдения за одной семьей канареек, в которой внуки заботливо кормили свою немощную от старости бабушку. Она была родоначальницей большой стаи канареек, живших на чердаке у натуралиста, описавшего их поведение. Когда старенькой канарейке трудно стало подлетать к общей кормушке, двое молодых потомков пришли ей на помощь. Два года, до самой ее смерти, они кормили ослабленную годами птицу из собственного клюва, как маленькую. Что особенно любопытно: бабушка, как бы «возвратясь в детство», при встрече кормильцев часто хлопала крыльями, как это обычно делают птенцы.

Такая семейная привязанность внуков и детей к состарившимся близким далеко не всегда встречается даже у людей.

Зачем птицам хорошая память?

Многие птицы по возвращении на родину из дальних стран благодаря памяти отыскивают родные гнезда. Так, грачи по прошествии зимы издалека прилетают на прежнее место и вьют гнезда по соседству со старым гнездом. Даже куры способны узнавать свой курятник спустя несколько лет.

Или же мухоловки-пеструшки. Самцы у них возвращаются в начале мая в те же места, где вывели потомство год назад. Память позволяет им находить свои дуплянки и синичники, а ведь путь у этих пичуг не близок – из Африки.

За время путешествия они пролетают над тридцатью странами мира, а вернувшись, легко отыскивают родную дуплянку. Самки же мухоловок-пеструшек и молодые птицы менее привязаны к дому и гораздо реже, чем взрослые самцы, возвращаются к своим гнездовьям.

Некоторые вороновые птицы осенью устраивают запасники пищи, а зимой и весной их быстро находят. Запасы делает и муравьиный дятел – штучным способом. Он проделывает в коре дерева отверстия и в каждое из них закладывает по желудю. Эти маленькие кладовые могут быть так многочисленны, что охраняются целой семьей. Но приходится запоминать каждый запасник, чтобы воспользоваться им в голодное время.

Птицы, питающиеся нектаром цветов, тоже отличаются хорошей памятью. Так, колибри хорошо помнят те места, где они уже побывали и выпили цветочный нектар. Поэтому они никогда не тратят время на бесполезные поиски.

Исследования пространственно-временной связи памяти врановых показали, что птицы помнят не только где и что спрятано, но и когда это произошло. Так, сойки, которые запасли два вида корма – орехи и мучных червей, через 4 ч легко находили оба вида запасов. Но через 104 ч они также быстро нашли только орехи, а червей даже не искали. «Зная», что черви – скоропортящаяся пища, и помня о давнем времени их закладки, птицы полностью проигнорировали уже ставший ненужным корм.

Врановые способны долгое время помнить и о пище, спрятанной при экспериментах у них на глазах. Получив возможность передвигаться, они сразу же устремляются к приманке. Такой способности нет даже у собак и кошек.

Они – прекрасные музыканты?

На острове Тасмания обитает ворона-органист. Услышав ее пение, вполне можно поверить, что играет настоящий орган. Эта ворона легко приручается, и в неволе ее можно научить высвистывать различные мелодии.

Прекрасной музыкальной памятью наделен и скворец обыкновенный. Интересно, что свое пение он подобно дирижеру сопровождает ритмичными взмахами крыльев. Известно немало забавных случаев из жизни этого умелого имитатора.

Один большой любитель пернатых научил своего скворца насвистывать «Марсельезу». А когда он отпустил птицу на волю, то вскоре стал свидетелем уникального события – многоголосый хор скворцов дружно исполнял этот французский гимн. То есть птица не только выучила мелодию, но передала ее и собратьям.

Яркие проявления музыкальной памяти демонстрируют и попугаи. Один знаменитый попугай жако выучил и умел высвистывать многие популярные партии из опер и оперетт. Он отлично помнил мелодии и отсчитывал такт, а если случайно фальшивил, тотчас останавливался, как бы задумывался, и повторял эту мелодию сначала.

Другой попугай, живущий в одной московской семье, собрал в своей памяти и высвистывал мелодии таких песен, как например, «Смело товарищи в ногу», «Зачем вы, девочки, красивых любите», и даже знал детскую песенку крокодила Гены.

Какие способности у голубей?

Как только не использовали люди голубей, в том числе и весьма прозаично – в качестве объекта питания. Но прежде всего прирученные голуби служили «почтальонами». Птицы избранных пород работали в этом качестве еще во времена фараонов в древнеегипетских храмах. В Европе XI - XIII веков почтовый голубь стоил не меньше, чем чистокровный арабский жеребец. Ведь рыцари с помощью пернатых курьеров поддерживали деловую связь между замками или вели личную переписку.

Почему использовались именно голуби? Ответ прост: они хорошо приручаются, имеют прекрасную память, привязанность к местам гнездования и отличные навигационные способности.

Передаваемые голубями важные письменные сообщения так и назывались – голубеграммы. Выведением и селекцией голубиных «почтальонов» в основном для военных целей специально занимались в Древнем Египте и Греции, в Римской империи.

Множество голубей «служили в армии» и в более поздние времена. Так, за годы франко-прусской войны (1870 - 1871 гг.) почтовые голуби доставили более миллиона писем. Голуби из осажденного немцами Парижа летели с депешами сквозь шрапнель и ружейную стрельбу и порой добирались до своих голубятен израненными и даже потерявшими зрение. Для перехвата пернатых курьеров немцы бросили на фронт «эскадрильи» соколов, и голуби стали гибнуть один за другим. Но французы оригинально решили проблему, снабдив голубей оружием устрашения – к их хвостам стали крепить крошечные свистки. Нападать на свистящих птиц соколы боялись.

В России в Первую мировую войну голуби разносили почту по всем фронтам. Военно-полевых голубей обучали необходимым навыкам и окольцовывали в питомнике, который находился в Останкино, бывшем в те годы селом.

Даже во время Великой отечественной войны, несмотря на совершенство технических средств связи, многие военные донесения передавались на голубиных крыльях. Так, в 1942 году глубинными бомбами фашисты повредили английскую подводную лодку. Та не могла оторваться от грунта и погибла бы, если бы на ней не держали пернатую пару – голубя и голубку. Их выпустили на поверхность в маленькой капсуле через торпедный аппарат. Голубя, очевидно, захлестнула штормовая волна, а голубка все-таки сумела добраться до базы. Благодаря голубеграмме экипаж подводной лодки был спасен, а пернатому «почтальону» позже поставили памятник.

umdobro.ru

Родительское поведение у животных | Мир Знаний

Одни виды яйцекладущих сразу оставляют свои кладки без присмотра. Другие проявляют чудеса изобретательности ради выживания потомства.

Жаркой летней ночью болото гремит от всевозможных звуков. Если подойти с фонариком к кромке воды, можно увидеть маленькую, длиной всего 5 см, жабу с кучкой икры на бедрах. При свете фонарика амфибия замрет на месте. Это жаба-повитуха (Alytes obstetricans), получившая свое название за причудливую манеру носить на себе икру вплоть до вылупления головастиков. «Какая прекрасная мать!» — скажете вы. И ошибетесь. Об икре у жабы-повитухи заботится только самец. Во время спаривания он помогает самке выметать икру двумя студенистыми шнурами, а затем оплодотворяет ее и наматывает шнуры себе на бедра, становясь живым инкубатором. Самец к тому же поддерживает и постоянную влажность кладки, время от времени заходя для этого в воду.

Природные инкубаторы

Многие виды яйцеродящих животных сразу покидают свои кладки, оставляя их на произвол судьбы. Они предоставляют заботу об отложенных яйцах самой природе. Так, например, поступают кожистая, зеленая и другие морские черепахи.

Когда самка готова отложить яйца, она выбирается на песчаный пляж, чтобы закопать кладку в песок. Потратив немало труда на рытье ямки, черепаха откладывает на дно яйца, засыпает их песком и утомленная возвращается в море. Теплый песок — природный инкубатор, согревающий яйца, под оболочкой которых развиваются зародыши. В один прекрасный день из песка вылезают крошечные черепашки. Они тут же спешат к морю, но до спасительной воды доберутся лишь те, кого по дороге не съедят хищники.

Рожденные в компосте

Большинство птиц добросовестно насиживают отложенные яйца. А австралийские сорные куры и некоторые другие пернатые считают это лишним.

Сорные куры — крупные птицы, решившие проблему обогрева яиц оригинальным, хотя и довольно трудоемким способом. Самец роет в земле яму и заполняет ее листьями, гниющими ветками и прочим влажным органическим материалом. Затем он засыпает этот компост песком, сооружая холм высотой до 1 м. Когда к этому сооружению приходит самка, чтобы отложить яйца, самец выкапывает на вершине углубление. Сюда, поближе к теплым разлагающимся растительным остаткам, и будут отложены яйца. Самка откладывает по одному яйцу в несколько дней. Самец каждый раз засыпает их песком, а затем раскапывает вновь, чтобы самка могла отложить новое яйцо. Кладку согревает тепло, образующееся в результате гниения остатков растений.

Когда температура становится слишком высокой, самец проделывает в холме отверстия, через которые часть тепла выходит наружу. Если инкубатор остывает, он накидывает на него листья и гнилые ветки. Птенцы вылупляются примерно через 11 месяцев после начала строительства инкубатора.Сумчатые рыбки

О малышах заботятся даже некоторые рыбы. У морских коньков вся забота о потомстве тоже лежит на отце. Во время спаривания самка мечет икру в особую сумку в нижней части брюшка самца. Когда вся икра оказывается в сумке, самец оплодотворяет ее, а потом все время носит с собой. В результате резких изменений тканей сумки развивающиеся в ней икринки хорошо снабжаются кислородом. Месяца через два из икринок вылупляются крошечные мальки, и самец не без труда выталкивает их из сумки наружу. Похоже ведет себя и близкий родственник морского конька — флейторыл.

У колюшек и некоторых американских окуней самец охраняет кладку икры вплоть до появления на свет мальков. Он регулярно «проветривает» гнездо и отгоняет от него незваных гостей.

У дискусов мальки прячутся во рту у родителей — в случае опасности или при переселении рыб на новое место. Более того, мальки дискусов кормятся питательной слизью, образующейся у родителей на поверхности чешуи.

Птенцы и их родители

У большинства птиц о потомстве заботятся оба родителя. Иногда на яйцах сидит только самка, а самец помогает ей кормить птенцов. Но у круглоносого плавунчика, малого песочника и некоторых других куликов яйца насиживают самцы.

Выкармливание птенцов — самая горячая пора в жизни птиц. Взрослые птицы должны не только обеспечить детенышей достаточным количеством корма, посвящая его поиску все светлое время суток. Они поддерживают гнездо в чистоте, вынося в клювах помет птенцов, в стужу прикрывают собственным телом, чтобы согреть. В жаркие дневные часы, когда лучи солнца падают прямо на выводок, один из родителей становится над гнездом и, слегка расправив крылья, создает над птенцами тень. Многие хищники загораживают птенцов от солнца зелеными ветками деревьев.

У пингвинов, особенно у императорских, родительская забота о потомстве безгранична. Сезон размножения императорских пингвинов наступает в середине полярной зимы, в глубине антарктического континента, где сложно найти корм, а температура редко поднимается выше -20°С. Отложив единственное яйцо и передав его нагулявшему жир самцу, самка отправляется в дальнюю дорогу к морю, преодолевая порой 160 км. В море она кормится и восстанавливает силы. Яйцо лежит на лапах самца, прикрытое теплой складкой кожи в нижней части отцовского брюха. Благодаря этому температура яйца постоянно остается примерно такой же, как температура тела птицы, что вполне достаточно для развития зародыша. Все это время отец стоит на снегу. К тому дню, когда с моря возвращается отдохнувшая самка, из яйца вылупляется пингвиненок.

Теперь настала очередь отца отправляться к морю. За период насиживания яйца самец изрядно оголодал — ведь он ничего не ел больше 100 дней. Родители по очереди будут ходить к морю за рыбой и кормить малыша до тех пор, пока он не обгонит по весу каждого из них. Лишний вес пригодится ему во время долгого путешествия к морю, которое может продлиться целый месяц. Добравшись до моря, он начнет добывать себе пищу самостоятельно.

Во время насиживания яиц самцы императорских пингвинов прибегают к одной хитроумной уловке. Они собираются большой плотной группой и время от времени меняются местами, чтобы каждый папаша мог согреться в ее середине. Это позволяет птицам экономить тепло.

Мрачные кладовые

Жуки-могильщики — совершенно необычные существа. В период размножения самцы и самки отправляются на поиск мертвых мышей и других мелких животных, тканями которых обычно питаются. Обнаружив труп зверька, могильщики начинают рыть в земле ямку. Затем, забравшись под мертвую тушку и работая ногами, они с огромным трудом мало-помалу затаскивают ее в эту ямку, засыпают землей и выделяют особое вещество, ускоряющее разложение тканей. Вскоре труп превращается в компактный комок.

Затем жуки-могильщики роют в земле над этим «склепом» ход, куда самка откладывает яйца. Когда из яиц выходят личинки, заботливые родители подманивают их к пище характерными стрекочущими звуками.

    1493      

mir-znaniy.com

Реферат Поведение

скачать

Реферат на тему:

План:

    Введение
  • 1 Подходы и направления
    • 1.1 Психология
    • 1.2 Зоопсихология
    • 1.3 Сравнительная психология
    • 1.4 Бихевиоризм и необихевиоризм
    • 1.5 Этология
  • 2 Компоненты психической деятельности
    • 2.1 Врождённые
    • 2.2 Научение
    • 2.3 Рассудочная деятельность
  • 3 Формы поведения
    • 3.1 Пищевое поведение
      • 3.1.1 Поисковое и пищедобывательное поведение
      • 3.1.2 Насыщение
      • 3.1.3 Запасание пищи
    • 3.2 Комфортное поведение
    • 3.3 Репродуктивное поведение
      • 3.3.1 Типы брачных отношений
    • 3.4 Родительское поведение
      • 3.4.1 Птицы
      • 3.4.2 Млекопитающие
      • 3.4.3 Насекомые
    • 3.5 Оборонительное поведение
    • 3.6 Агрессивное поведение
    • 3.7 Социальное поведение
    • 3.8 Территориальное поведение
    • 3.9 Исследовательское поведение
  • 4 Эволюция поведения
  • 5 Литература
    • 5.1 Научно-популярная
    • 5.2 Классические монографии
    • 5.3 Учебники
    • 5.4 На английском языке
  • ПримечанияИсточники

Введение

Поведе́ние — способность животных изменять свои действия под влиянием внутренних и внешних факторов[1], характерная черта животного типа организации[2]. Поведение имеет огромное приспособительное значение, позволяя животным избегать негативных факторов окружающей среды[3]. У многоклеточных организмов поведение находится под контролем нервной системы.

Растения и бактерии тоже обладают способностью к активному, более того, упорядоченному перемещению под действием внешних факторов (таксису). Примером служат фото- и хемотаксисы бактерий, синезелёных водорослей[4]. Высшие растения также не лишены способности к движению. Хорошо известны никтинастии растений — открывание и закрывание цветков в связи со сменой дня и ночи, фототропизмы листьев, гидро- и хемотропизмы корней. [прим. 1][5].

Тем не менее, поскольку механизмы движения растений носят чисто физиологический характер, нельзя говорить о наличии у них ни поведения, ни психики. В психологии движения растений относят к допсихическому уровню отражения.

Поведение, в отличие от психики, доступно для непосредственного наблюдения и является предметом широкого спектра наук, от психологии, этологии, зоопсихологии и сравнительной психологии до поведенческой экологии.

1. Подходы и направления

 и История развития зоопсихологии.

Корни наук о поведении уходят в античные времена. Вопросами психологии и поведения людей и животных занимались ещё Аристотель, Хризипп, Сократ и Платон, однако серьёзное научное изучение поведение стало возможно лишь с созданием эволюционного учения. Современные научные дисциплины, занимающиеся изучением поведения, тесно связаны между собой и во многом пересекаются, а различия в предметах и методах способствует более полному раскрытию сущности поведения различных позиций. В настоящее время наблюдается объединение наук о поведении в междисциплинарные направления.

1.1. Психология

.

Основные понятия

Индивид, личность,память, восприятие, мышление

Психология изучает психику человека, а именно закономерности, особенности и развитие психической деятельности человека. Предметом психологии является поведение человека, однако психология неоднократно меняла предмет своего исследования на протяжении долгой истории своего развития. Современная психология представляет собой развитую науку, опирающуюся на достижения зоопсихологии, нейрофизиологии и других естественных наук.

1.2. Зоопсихология

.

Зоопсихология занимающается изучением психической деятельности животных. Объектом зоопсихологии является поведение животных. Предметом зоопсихологии являются особенности и закономерности психической деятельности животных, а также её развитие в онтогенезе и филогенезе. Внимание зоопсихологов направлено на изучение восприятия, памяти, мышления животных.

1.3. Сравнительная психология

.

Сравнительная психология занимается сравнительным анализом психических процессов представителей разных таксономичсеких групп. Характерной чертой сравнительной психологии является применение сравнительного анализа в качестве основного метода.

1.4. Бихевиоризм и необихевиоризм

.

Основные понятия

Оперантное научение, чёрный ящик,инструментальный рефлекс, промежуточные переменные, реактивное поведение «стимул-реакция»

Бихевиоризм — направление в американской психологии, зародившееся в начале XX века. Особенностью этого направления был отказ от изучения психики, как непознаваемого явления. При этом полностью исключались из рассмотрения психические процессы, а поведение сводилось к совокупности реакций на стимулы. Основателем бихевиоризма является американский психолог Джон Уотсон, он же и предложил этот термин. Представители этого направления внесли большой вклад в науки о поведении, в частности, определили предмет психологии, разработали классические методы, практически ценные технологии и способствовали распространению математических методов в психологии.

1.5. Этология

.

Основные понятия

ФКД, импринтинг, специфическая мотивация, ключевой раздражитель, этограмма, поисковое поведение

Этология в современном понимании — наука о биологических основах поведения животных. Предметом этологии являются механизмы, адаптивное значение, особенности развития поведенческих актов в онтогенезе и вопросы эволюции поведения. Этология зародилась в рамках «классической этологии» — научного направления, занимавшегося изучением поведения животных как адаптации к окружающей среде в их естественной среде обитания. Предмет этологии составляют законченные, скоординированные поведенческие акты. Основателями этологии как научного направления считаются Конрад Лоренц и Николаас Тинберген [6]с.51-52.

2. Компоненты психической деятельности

Со времён Чарльза Дарвина в науке установилос представление о трёх составляющих психической деятельности животных. Эти компоненты, по терминологии Дарвина — инстинкт, способность к научению и способность к рассуждению, органично соединяются образуя сложный феномен психической деятельности животных.

2.1. Врождённые

.

  • Инстинкт — в широком смысле наследственно закреплённый компонент поведенческого акта. В науках о поведении животных под инстинктом понимается видоспецифическая совокупность врождённых сложных реакций организма, возникающих, как правило, почти в неизменной форме в ответ на внешние или внутренние раздражения.
  • Безусловный рефлекс — относительно постоянная стереотипная врождённая реакция организма на воздействия внешней и внутренней среды, осуществляемые при посредстве центральной нервной системы и не требующие специальных условий для своего возникновения. Термин был предложен И. П. Павловым.

2.2. Научение

  • Привыкание — простейшая форма научения, заключающаяся в ослаблении реакции на стимул при многократном предъявлении.
  • Условный рефлекс. Классический павловский рефлекс заключается в формировании при многократном предъявлении биологически нейтрального стимула с биологически значимым стимулом, так что оба стимула частично перекрываются во времени, рекациина нейтральный стимул. В рамках рефлекторной теории ВНД условный рефлекс рассматривался как основная единица индивидуальноо опыта.
  • Оперантное научение — процесс формирования инструментальных рефлексов через подкрепление собственной активности животного.
  • Импринтинг — открытая этологами форма облигатного обучения.

2.3. Рассудочная деятельность

  • Расудочная деятельность — (по Крушинскому) способность животного улавливать эмпирические законы, связывающие предметы и явления внешнего мира и оперировать этими законами в новой для него ситуации.
  • Интеллект человека — общая познавательная способность, определяющая готовность к усвоению и использованию знаний и опыта, а также к разумному поведению в проблемных ситуациях.

3. Формы поведения

3.1. Пищевое поведение

Пищевое поведение присуще всем животным и отличается большим разнообразием. Оно неразрывно связано с различными видами активности, связанной с поиском, запасанием пищи и обменом веществ. Поисковое поведение запускается процессами возбуждения, вызванными отсутствием пищи.

3.1.1. Поисковое и пищедобывательное поведение

Поисковое и пищедобывательное поведение отличается исключительным разнообразием и зависит от особенностей экологии и биологии вида. Общим для животных является повышение чувствительности к пищевым раздражителям. У личинок насекомых оно проявляется в виде положительного таксиса, по отношению к химическим раздражителям.

Животные проявляют избирательность по отношению к пище. Она может проявляться в виде строгой специализации, как у коршуна-слизнееда или в виде пищевого предпочтения, при котором животное, если у него есть выбор, отдаёт предпочтение определённому пищевому объекту . [прим. 2] Часто животные стремятся поддерживать разнообразие пищевого рациона[прим. 3].

Среди животных, питающихся живой пищей (хищников[прим. 4]), наблюдаются две основные стратегии пищедобывания — охота и пастьба.

Охота представляет собой способ добывания подвижной добычи. Охотничьи стратегии зависят от характеристик добычи и особенностей биологии охотника. Одни хищники, например, богомолы, поджидают добычу в засаде, другие строят ловушки. Хорошо известны ловушки пауков. Насекомые также строят ловушки — примером может служить муравьиный лев. Быстрые хищники, например кальмары, реализуют особую стратегию — преследование. Охота на малоподвижную и скрытную добычу требует развитых анализаторов и специальных приспособлений для её вскрытия и умерщвления (такая добыча часто обладает прочным панцирем).

Неподвижная и многочисленная добыча снимает необходимость её выслеживания и умерщвления. Питание такой добычей — пастьба — заключается в поедаются части или отдельных органов кормовых организмов. Классическим примером пастбищного типа хищников могут служить крупные позвоночные травоядные животные, такие как овцы и козы.

Отнимание добычи у других — клептопаразитизм — также распространено в животном мире. Для одних видов он является подспорьем в неблагоприятних условиях. Для других, например многих поморников, он является обычным источником пропитания. Такие виды способны активно и настойчиво преследовать жертву, чтобы отобрать добычу. Далеко не всегда клептопаразитизм вызывает ответную агрессию, особенно при межвидовом клептопаразитизме[7].

3.1.2. Насыщение

При поедании пищи включаются механизмы торможения, запускающиеся как физиологическими изменениями, так и сигналами от рецепторов рта, глотки, желудка и кишечника. У высокоорганизованных животных процесс потребления пищи управляется при участии центральной нервной системы, у менее высокоорганизованных этот процесс контролируется периферической нервной системой. Например у мух потребление пищи управляется по принципу обратной отрицательной связи — по мере растяжение кишечника усиливается подавления пищевого поведения.[8]. Среди членистоногих встречается наружное пищеварение. Оно характерно для пауков, личинок мух и стрекоз.

3.1.3. Запасание пищи

Среди насекомых распространено запасание корма для личинок. Например копры откладывают яйца в заготовленные навозные шарики. Многие перепончатокрылые и некоторые двукрылые откладывают яйца в тела других животных (преимущественно насекомых). Своеобразие этой формы запасания корма позволило выделить их в отдельную экологическую категорию — паразитоиды. У некоторых грызунов, к которым относятся хомяки, мешотчатые крысы и бурундуки запасание корма приобрело характер приспособления к неблагоприятному сезону. У них запасание корма приурочено к периоду созревания злаков. За сезон обыкновенный хомяк запасает до 16 кг растительного корма[9].

3.2. Комфортное поведение

Комфортное поведение объединяет поведенческие акты, направленные на уход за телом. Комфортное поведение является неотъемлемой частью жизнедеятельности здорового животного. Нарушение комфортного поведения свидетельствует о неблагополучии животного (болезни, голоде или низком социальном статусе о общественных животных). Животные могут чистить тело при помощи конечностей, тереться о субстрат, встряхиваться, купаться в воде или песке.

Поведенческие акты, не имеющие направления, такие как принятие позы для сна также относятся к комфортному поведению.

3.3. Репродуктивное поведение

.

Ритуальное кормление у речной крачки

Из двух основных типов размножения — полового и бесполого, первое характеризуется исключительным разнообразие форм поведения, нацеленных на поиск партнёра, образование пар, узнавание партнёра, брачные ритуалы и собственно спаривание. Бесполое размножение  не требует таких адаптаций, хотя размножающиеся партогенетически организмы иногда демонстрируют сложное половое поведение.

Животные, обитающие в природных районах с выраженной сменой сезонов года, имеют годовой цикл размножения. У них половое поведение сезон запускается внутренними годовыми (цирканнуальными) ритмами, при этом факторы внешней среды оказывают корректирующее воздействие. Например, у рыб, обитающих в водах умеренного пояса, нерест наблюдается раз в год (осенью, летом или весной), когда у рыб обитающих в тропиках он может быть не выражен вовсе.

У млекопитающих, наряду с цирканнуальным, имеется более короткий эстральный цикл, определяющийся физиологическими процессами. Эти факторы определяют готовность к спариванию. Под действием половх гормонов животные становятся чувствительными к половиым сигналам - химическим, звуковым и визуальным, начинают проявлять комплексы действий, направленные на поиск парнтёров.

Большинство высших животных приступают к спариванию только после ухаживания. Ухаживание представляет собой обмен специальными сигналами — демонстрациями. Ухаживание у животных сильно ритуализировано и отличается исключительным разнообразием: оно может включать преподнесение корма, как у чомги, демонстрацию оперения как у райских птиц, возведение сооружений, токование. Ухаживание рассматривается как механизм полового отбора. В общем случае, оно способствует отбору наиболее подходящего партнёра, а кроме того препятствует межвидовой гибридизации[10],

3.3.1. Типы брачных отношений
Полиандрия Полигиния Моногамия Полигинандрия
♂♂♂ ♀♀♀

Выделяют три основных типа брачных отношений — полигамия, моногамия и полиандрия.

Полигиния, частный случай полигамии, при которой один самец оплодотворяет более одной самки, является самой распространённой формой брачных отношений. Репродуктивный успех самцов при этой форме брачных отношений неодинаков. Она создаёт благодатные условия для полового отбора, приведшему к возникновению причудливых украшений, ритуалов ухаживания и турниров, победители которых получают право на спаривание.

Моногамией называется тип брачных отношений, при котором образуются более или менее прочные пары и оба партнёра участвуют в уходе за потомством. Является самой распространённой формой брачных отношений у птиц.[11]с. 369Впрочем, моногамия у птиц нередко сочетается в пределах вида с другими формами брачных отношений. Например, моногамные пары лесной завирушки часто разбавляются полиандрическими, полигиническими и полигинандрическими группировками[12].

Размножение требует от животных огромных затрат. Поэтому в период размножения животные становятся особенно требовательны к факторам окружающей среды. Кроме перечисленных форм к репродуктивному поведению можно отнести защиту территории и уход за потомством.

3.4. Родительское поведение

Родительское поведение объединяет поведенческие акты, связанные с выведением потомства. <Сложное> родительское поведение наблюдается у птиц, млекопитающих и некоторых рыб и земноводных. Родительское поведение тесно связано с репродуктивным[прим. 5] Например, у птиц постройка гнезда осуществляется в брачный период и является компонентом ухаживания. Родительское поведение делится на несколько последовательных фаз.

3.4.1. Птицы

У птиц первой фазой родительского поведения считается откладка яиц, за которой следует насиживание. Насиживать яйца могут как самец и самка попеременно, как у речной крачки, только самец или только самка. Большинство птиц сидят на яйцах, нагревая их теплом своего тела, но некоторые, например, сорные куры, строят специальные инкубаторы.

Необходимым условием начала перехода к насиживанию является распознавание яиц[прим. 6]. Избирательность по отношению к яйцам неодинакова у разных видов. Некоторые птицы готовы высиживать муляжи, лишь отдалённо напоминающие их яйца, когда другие, отказываются насиживать похожие яйца родственных видов, а иногда и свои собственные. Учитывая распросранённость внутривидового гнездовой гнездового паразитизма — он описан более, чем у 230 видов — становится понятным биологическое значение избирательности по отношению к яйцам[11].

После вылупления птенцов начинается стадия выкармливания. По характеру ухода за потомством выделяют две группы птиц — птенцовых и выводковых. У птенцовых птиц птенца вылупляются беспомощными, не способными добывать пищу самостоятельно и родители тщательно ухаживают за ними — кормят, обогревают и защищают. Птенцы активно выпрашивают корм — в этом случае в качестве релизера выступает клюв родителя. У выводковых птиц (гагарообразные, курообразные, гусеобразные и другие) птенцы вылупляются зрячими, способными в первые же часы жизни передвигаться вслед за родителями и кормиться самостоятельно. Поведение родителей и птенцов, обеспечивающее выкармливание является врождённым.

3.4.2. Млекопитающие

У млекопитающих родительское поведение включает постройку гнезда, роды, выкармливание потомства, уход за потомством — вылизывание, перетаскивание и обучение. Особое значение для них имеет вскармливание детёнышей. Детёныши млекопитающих рождаются с сосательным рефлексом. Кормление у млекопитающих представляет собой скоординированный процесс в котором и самка, и детёныши играют активную роль. По окончании вскармливания, от самки нередко требуется специально отучать детёнышей от груди различными способами, вплоть до применения агрессии.

3.4.3. Насекомые

Родительское поведение нехарактерно для беспозвоночных, однако насекомые, самая высокоорганизованная группа этого типа, ухаживают за потомством. Уход за потомством является характерной чертой общественных насекомых. Эволюцию общественного образа жизни даже связывают с родительским поведением.

Самец клопа из семейства Belostomidae с кладкой на спине

Исключительным явлением является отцовское родительское поведение клопов подсемейства Belostominae, у которых самки после копуляции откладывают яйца на спину самцов. Участие последних в уходе за потомством не ограничивется ношением кладки: они создают ток воды при помощи конечностей, время от времени всплывают на поверхность, чтобы дать яйцам доступ к атмосферному воздуху, и помогают нимфам выбраться из яиц[13].

3.5. Оборонительное поведение

К оборонительному поведению относятся действия, направленные на избегание опасности. Оборонительные реакции возникают в ответ на внешние стимулы и могут быть активными, вплоть до нападения или пассивными. Классическим примером оборонительной реакции является реакция избегания, наблюдающаяся у выводковых птиц в ответ на силуэт хищника.

3.6. Агрессивное поведение

 и Агрессия (психология).

Агрессивным называют деструктивное поведение, направленное на другую особь. К нему относятся угрожающие демонстрации, нападение и нанесение травм. Агрессия служит установлению иерархических отношений у социальных животных, распределению территории и других ресурсов. Вопрос о допустимости применения термина агрессия для описания отношений между хищником и жертвой остаётся открытым.

Агрессивное поведение запускается при восприятии специфического раздражителя (релизера), в качестве которого обычно выступают запах, звуковые сигналы и элементы окраски другой особи. Проявление агрессивного поведения, точнее чувствительность и избирательность по отношению к релизерам, зависит от внутреннего состояния организма. У большинства животных агрессия наблюдается в период размножения. Это явление хорошо изучено на примере птиц и территориальных рыб. У них (самцов) в период размножения агрессию вызывает соперник, приближающийся к границам участка.

При отсутствии специфических раздражителей, агрессия может накапливаться. Результатом этого процесса является снижение порога чувствительности (и избирательности) к релизерам.

3.7. Социальное поведение

К социальному поведению относятся проявления психической деятельности, непосредственно связанные с взаимодействием между отдельными особями и их группировками. Выделяют два основных типа социального поведения — групповое, для которого характерно наличие взаимного влечения между особями и территориальное, при котором такого влечения нет. Соответственно первый тип предполагает совместное использование пространственных ресурсов, второй — исключает. Территориальный тип поведения можно называть одиночным. При этом типе социальных отношений, представители своего вида вызывают агрессию, за исключением определнного периода.

3.8. Территориальное поведение

.

Территориальным называется поведение, связанное с делением доступной территории на индивидуальные участки. Оно включает выделение индивидуального участка, маркировку его границ и охрану от других особей. Территория может обозначаться звуковыми сигналами, как у птиц, пахучими метками, как у кошачьих, а также визуальными метками. Визуальные метки представляют собой экскременты, вытоптанные участки, царапины и выгрызы на коре деревьев или, в большинстве случаев, сочетание разных меток. Например медведи мочатся у деревьев, трутся о них, царапают и грызут кору, а также делают углубления в земле[14].

3.9. Исследовательское поведение

К исследовательскому поведению относят активость, направленную на изучение окружающей среды, не связанную с поиском пищи или полового партнёра. Высшие животные, попав в незнакомую обстановку начинают активно перемещаться, осматривать, ощупывать и обнюхивать окружающие предметы. Исследовательское поведение подавляется голодом, реакцией страха и половым возбуждением. Выделяют ориентировочные реакции, при котором животное остаётся неподвижным и активное исследование, при котором животное перемещается относительно исследуемого объекта или территории.

4. Эволюция поведения

5. Литература

5.1. Научно-популярная

  • Лоренц Конрад Агрессия (так называемое «зло»).
  • Лоренц Конрад Человек находит друга.
  • Лоренц Конрад Кольцо царя Соломона.
  • Н. Тинберген Социальное поведение животных.
  • Фабр Жан Анри Инстинкт и нравы насекомых. — в двух томах.
  • Дольник В.Р. Непослушное дитя биосферы. Беседы о поведении человека в компании птиц, зверей и детей.. — СПб: Петроглиф, 2007.

5.2. Классические монографии

  • Чарльз Дарвин Выражение эмоций у животных и человека.
  • Н.Н. Ладыгина-Котс Дитя шимпанзе и дитя человека.

5.3. Учебники

  • Д. Мак-Фарленд. Поведение животных. Психобиология, этология и эволюция. — Москва: "Мир", 1988.
  • Ю.К. Рощевский Особенности группового поведения животных. — учебное пособие. — Куйбышев: обл. типография им. Мяги, 1978. — 1000 экз экз.

5.4. На английском языке

  • Graham Scott Essential Animal Behavior. — Blackwell Science Ltd, 2005.

wreferat.baza-referat.ru

Родительское поведение животных (animal parental behavior)

Р. п. ж. включает в себя все типы поведения, направленные на заботу и выращивание своих детенышей или детенышей близких родичей. Хотя часто считают, что родительское поведение начинается в момент рождения или вылупления детеныша, на самом деле оно может начинаться в момент оплодотворения или даже еще раньше. Строительство гнезд, изменение паттернов питания, приобретение и накопление необходимых ресурсов могут иметь место в самом начале репродуктивной последовательности, хотя они служат целям заботы о детенышах и их выращивания.

Родительское поведение сильно варьирует у представителей разных видов. В то время как некоторые животные никогда не видят своего собственного потомства, другие демонстрируют развернутые и сложно регулируемые паттерны родительского поведения. Среди насекомых лучше всего изучены роющие осы. Самка роет норку и затем снабжает каждое яйцо в этих норках парализованной добычей. Когда вылупляются молодые особи, мать уже отсутствует, но они обеспечены и укрытием, и заготовленной пищей. Напротив, родительское поведение пчел сложное и длительное. Яйца откладывают в шестиугольные соты в улье, непрерывный поток рабочих пчел регулярно навещает эти ячейки, проверяет их, чистит и кормит развивающихся особей.

Рыбы отличаются замечательным разнообразием паттернов родительского поведения. Карпы выметывают икру на растения; форель часто откладывает икринки в песок или гравий; у др. видов неприкрепленные икринки просто плавают на поверхности воды или в ее толще. Такой минимум заботы контрастирует со строительством гнезд у др. рыб, напр., сиамская бойцовая рыбка строит пузырчатые гнезда. Цихловые рыбы из рода Tilapia могут переносить и вынашивать икринки во рту. У некоторых видов рыб о молоди заботятся самцы, как это происходит, напр., у излюбленного объекта этологов — трехиглой колюшки.

Амфибии в процессе эволюции разработали множество способов адаптации к проблеме сохранения влаги, поскольку часть своей жизни они проводят на суше. Многие откладывают икру в воду. Другие носят икру на себе, как это делают суринамская пипа, у которой вылупление икринок происходит в специальных складках на спине самки, или жаба-повитуха, у которой самцы носят икринки на себе, намотав цепочки икры вокруг талии.

Большинство птиц высиживают яйца. Поскольку многие виды являются моногамными, самка и самец сменяют друг друга при насиживании. Самки австралийской глазчатой курицы возводят настоящие курганы для своих яиц и много времени посвящают тому, чтобы лишний раз убедиться, что внутри кургана сохраняется подходящая температура. Только такие гнездовые паразиты, как кукушка и воловья птица, освободились от родительского поведения, откладывая яйца в гнезда вида-хозяина, к-рый и заботится о них.

Излюбленным объектом исслед. родительского поведения яв-ся кольчатая горлица. Самцы и самки разделяют обязанности по строительству гнезд и высиживанию яиц. Наблюдаются резкие изменения в поведении: вначале птицы не насиживают яйца; позднее, если кто-нибудь попытается поднять самку, он поднимет вместе с ней все гнездо — настолько сильна ее хватка. Когда вылупляются птенцы, родители выкармливают их «зобным молоком», представляющим собой отрыгиваемый материал эпителиальной выстилки зоба.

Родительская забота очень развита у млекопитающих и обычно включает в себя роды, вскармливание детеныша, уход за его телом, строительство логова, переноску детенышей и их защиту, игры и обучение. Вследствие эволюции молочных желез у млекопитающих на самок возлагается непропорционально высокая, по сравнению с другими таксонами, доля родительской заботы. Последовательность взаимодействий матери и детеныша в течение периода вскармливания сходна у многих видов, напр., кошек и лабораторных крыс. Когда детеныши достаточно малы, мать инициирует акт вскармливания, часто приближаясь к ним и принимая специфическую позу. На второй стадии часто происходит взаимное сближение матери и детенышей. На заключительном этапе приближаются детеныши, а мать может активно избегать приставаний с их стороны. Последовательность заканчивается отлучением от матери. Степень участия самца может быть минимальной, как у многих грызунов и копытных, или достаточно весомой, что имеет место у некоторых хищников и приматов.

Возможность реализации родительского поведения зависит от секреции гормонов, нервных механизмов и сенсорных факторов. У кольчатой горлицы строительство гнезда можно вызвать инъекциями эстрогена; введение прогестерона вызывает поведение, связанное с насиживанием. Колебания естественного уровня этих гормонов согласуются с той т. зр., согласно к-рой эстрогены особенно важны для строительства гнезд, а прогестерон — для насиживания (по крайней мере, у самок).

У млекопитающих не существует гормона, отвечающего за появление родительского поведения. На протяжении беременности самка в естественных условиях демонстрирует существенные и предсказуемые колебания гормонального фона. Используя тщательно подобранную последовательность инъекций эстрогена, прогестерона и пролактина, исследователи добились появления материнского поведения у нерожавших самок — но только через несколько часов после предъявления маленьких крысят. Было показано, что у крыс переливание крови от только что родивших самок нерожавшим вызывает появление материнского поведения. Простое содержание взрослых крыс с детенышами на протяжении 10—15 дней способствует появлению нормального родительского поведения без какой-либо гормональной основы. Конечно, в природе детеныши к этому времени просто-напросто погибли бы. Похоже, что гормоны синхронизируют появление детенышей и развитие родительского поведения.

Социобиологические перспективы. Поскольку каждый индивид, следуя по пути отбора, стремится максимально повысить свой уровень приспособленности, родители и детеныши должны вступать в конфликт, если речь заходит о распределении родительских ресурсов. Предполагается, что каждый отпрыск будет стремиться получить большую долю родительских ресурсов, чем родитель готов дать. Эти требования следует обуздывать только в тех случаях, когда чрезмерные запросы детеныша уменьшают его приспособленность, вступая в существенный конфликт с выживанием и размножением его семьи. Изменяющийся паттерн поведения в ходе развития родителей и потомства, инициация родительской заботы и конфликт окончательного отлучения от родителей могут отражать различные интересы родителей и детенышей.

Результатом адекватной родительской заботы яв-ся выживание, рост и репродуктивный успех молодняка. Нарушения, наблюдаемые у молодых млекопитающих, выращенных без родителей, свидетельствуют о важности родительской заботы.

См. также Половое поведение животных, Социобиология животных, Этология, Инстинктивное поведение

Д. А. Дьюсбери

Поделитесь на страничке

slovar.wikireading.ru

Основные формы поведения животных — реферат

    Родительское  поведение. Всех животных можно разделить на две группы. К первой группе относятся животные, самки которых уже при первых родах демонстрируют родительское поведение. Ко второй группе относятся животные, самки которых совершенствуют свое родительское поведение в течение жизни. Такая классификация была впервые разработана на млекопитающих, хотя различные формы родительского поведения наблюдаются и у других групп животных.

    Типичными представителями животных первой группы являются мыши и крысы, они уже  с первых дней ухаживают за потомством, и многие исследователи не отмечали существенных различий в этом между  молодыми и опытными самками. К животным второй группы относятся человекообразные обезьяны, врановые птицы. Молодой самке шимпанзе ухаживать за детенышами помогают более опытные сородичи, в противном случае новорожденный может погибнуть из-за неправильного ухода.

    Родительское  поведение относится к одному из самых сложных типов поведения. Как правило, оно состоит из ряда взаимосвязанных фаз. У низших позвоночных основным в родительском поведении служит распознавание детенышами родителей, а родителями – детенышей. Здесь важную роль играет запечатление на ранних стадиях заботы о потомстве. Мальки рыб инстинктивно сбиваются в стайки и следуют за взрослыми особями. Взрослые же особи стараются плавать медленно и держать детенышей в пределах видимости. В случае опасности взрослые защищают молодь.

    Намного сложнее развито родительское поведение  птиц. Как правило, начинается оно  с откладки яиц, так как фаза постройки  гнезда относится больше к половому поведению и зачастую совпадает  с ритуалом ухаживания. Стимулирующим  влиянием на откладку яиц служит присутствие гнезда, а у некоторых птиц – и его постройка. У некоторых птиц гнездо с полной кладкой на некоторое время может приостановить дальнейшую откладку яиц, и наоборот, неполная кладка стимулирует этот процесс. В последнем случае птицы могут откладывать в несколько раз больше яиц, чем в нормальных условиях.

    Сложным родительским поведением отличаются и  млекопитающие. Начальной фазой  родительского поведения у них  является сооружение гнезда, которое  во многом видотипично. Стимулом к постройке  гнезда у самок служит определенная фаза беременности. Крысы могут начинать постройку гнезда уже на ранних стадиях беременности, но обычно оно не достраивается до конца и представляет собой только груду строительного материала. Настоящее строительство начинается за три дня до родов, когда гнездо приобретает определенную форму, а самка крысы становится все менее подвижной.

    Непосредственно перед родами у самок млекопитающих  изменяется порядок вылизывания  отдельных частей тела. Например, в  последнюю неделю беременности они чаще вылизывают промежность и все реже – бока и передние лапы. Рожают самки млекопитающих в самых разнообразных положениях. Поведение их в период родов может достаточно сильно меняться. Как правило, самки тщательно вылизывают новорожденных, перекусывают им пуповину. Большинство млекопитающих, особенно травоядные, с жадностью поедают плаценту.

    Большой сложностью отличается поведение млекопитающих  при вскармливании детенышей. Самка  собирает детенышей, подставляет им соски, к которым они присасываются. Период вскармливания уразных видов различен: от двух недель у грызунов до одного года у некоторых морских млекопитающих. Еще до окончания лактации детеныши предпринимают краткие вылазки из гнезда и начинают пробовать дополнительные корма. По окончании лактации детеныши переходят на самостоятельное питание, но продолжают преследовать мать, пытаются сосать ее, однако самка все реже позволяет им делать это. Она прижимается брюхом к земле или пытается резко отбежать в сторону.

    Еще одним характерным проявлением  родительского поведения является перетаскивание детенышей. Если условия становятся неподходящими, животные могут построить новое гнездо и перетащить туда свое потомство. Инстинкт перетаскивания особенно силен в первые несколько дней после родов, когда самка стаскивает в гнездо не только своих, но и чужих детенышей, а также посторонние предметы. Однако этот инстинкт быстро угасает, и уже через несколько дней самки хорошо отличают своих детенышей от чужих. Способы переноса детенышей у разных видов различны. Само перетаскивание может вызываться различными раздражителями. Чаще всего эта реакция вызывается криками детенышей, а также их характерным запахом и температурой тела.

    К особым формам родительского поведения  относится наказание, которое выражено у некоторых хищных млекопитающих, в частности собак. Домашние собаки могут наказывать щенков за различные проступки. Самка рычит на детенышей, встряхивает их, держа за шиворот, или придавливает лапой. С помощью наказаний мать может быстрее отучить щенков искать у нее соски. Кроме того, собаки наказывают щенков, когда те удаляются от них, могут разнимать дерущихся.

    Социальное (групповое) поведение. Этот вид поведения представлен у низших беспозвоночных лишь в зачаточной форме, так как они не имеют специальных сигнальных действий для осуществления контактов между особями. Групповое поведение в данном случае ограничивается колониальным образом жизни некоторых животных, например коралловых полипов. У высших же беспозвоночных, напротив, групповое поведение проявляется уже в полной мере. Прежде всего это относится к насекомым, у которых образ жизни связан со сложными, сильно дифференцированными по структуре и функциям сообществами, – пчелам, муравьям и другим общественным животным. Все особи, входящие в состав сообщества, различаются по выполняемым функциям, пищедобывательные, половые и оборонительные формы поведения распределяются между ними. Наблюдается специализация отдельных животных по функциям.

    При такой форме поведения большое  значение имеет природа сигнала, при помощи которого особи общаются между собой и согласовывают свои действия. У муравьев, например, эти сигналы имеют химическую природу, остальные виды рецепторов гораздо менее значимы. Именно по запаху муравьи отличают особей своего сообщества от чужаков, живых особей – от мертвых. Личинки муравьев выделяют химические вещества для привлечения взрослых особей, которые могут их покормить.

    При групповом образе жизни большое  значение придается согласованию поведения  отдельных особей при угрозе сообществу. Муравьи, а также пчелы и осы ориентируются при этом на химические сигналы. Например, в случае опасности выделяются «вещества тревоги», которые распространяются по воздуху на небольшое расстояние. Такой небольшой радиус помогает точно определить место, откуда исходит угроза. Количество особей, выделяющих сигнал, а значит, и его сила увеличиваются пропорционально возрастанию опасности.

    Во  всех приведенных примерах четко  отмечается, что информация всегда передается в трансформированном, условном виде, при этом пространственные параметры переводятся в сигналы. Наибольшего развития инстинктивные компоненты общения достигли в таком сложном явлении, как ритуализация поведения, особенно полового, о котором уже говорилось выше.  Общественное поведение у высших позвоночных отличается большим разнообразием. Существует множество классификаций различных типов объединения животных, а также особенностей поведения животных внутри разных групп. У птиц и млекопитающих встречаются различные переходные формы организации от одиночной семейной группы до истинного сообщества. Внутри этих групп взаимоотношения построены в основном на разнообразных формах полового, родительского и территориального поведения, но некоторые формы характерны только для животных, живущих в сообществах. Одной из них является обмен кормом – трофаллаксис. Наиболее развит он у общественных насекомых, но встречается и у млекопитающих, например у диких собак, которые обмениваются кормом, отрыгивая его.

    К общественному поведению также  относится групповая забота о  потомстве. Она наблюдается у пингвинов: молодые детеныши собираются в отдельные группы, за которыми присматривают взрослые, пока родители добывают себе пищу. У копытных млекопитающих, например у лосей, самец владеет гаремом из нескольких самок, которые могут совместно ухаживать за потомством.

    К социальному поведению относят  и совместное выполнение работы, которое  управляется системой сенсорной  регуляции и координации. Такая  совместная деятельность заключается  в основном в строительстве, невозможном  для отдельной особи, например постройка муравейника или строительство бобрами плотин на мелких лесных реках. У муравьев, а также колониальных птиц (грачи, береговые ласточки) наблюдается совместная защита колоний от нападения хищников.

    Считается, что для общественныхживотных одно только присутствие и активность сородича служат стимулом для начала социальной деятельности. Такая стимуляция вызывает у них совокупность реакций, которые невозможны у одиночных животных.

    Исследовательское поведение определяет стремление животных передвигаться и осматривать окружающую среду даже в тех случаях, когда они не испытывают ни голода, ни полового возбуждения. Эта форма поведения является врожденной и обязательно предшествует обучению.

    Все высшие животные при неожиданном  внешнем воздействии реагируют на источник раздражения, стараются исследовать незнакомый предмет, используя все доступные органы чувств. Оказавшись в незнакомой обстановке, животное хаотично передвигается, обследуя все, что его окружает. При этом используются различные типы поведения, которые могут быть не только видотипичными, но и индивидуальными. Не следует отождествлять исследовательское поведение с игровым, на которое оно внешне похоже.

    Некоторые ученые, например Р. Хайнд, проводят четкую границу между ориентировочной  реакцией, когда животное неподвижно, и активным исследованием, когда оно двигается относительно обследуемого объекта. Эти два вида исследовательского поведения взаимно подавляют друг друга. Можно также выделить поверхностное и глубокое исследовательское поведение, а также проводить разграничения, взяв за основу сенсорные системы, участвующие в нем.

    Исследовательское поведение, особенно на первых порах, зависит от реакции страха и от опыта животного. Вероятность, что данная ситуация вызовет либо реакцию страха, либо исследовательское поведение, зависит от внутреннего состояния животного. Например, если в клетку с мелкими птицами отряда воробьинообразных поместить чучело совы, в первое время они редко приближаются к нему, испытывая реакцию страха, но постепенно сокращают это расстояние и в дальнейшем проявляют по отношению к чучелу только исследовательское поведение.

    На  начальных стадиях исследования объекта животное может проявлять  и другие формы активности, например пищевое поведение, чистку шерсти. Исследовательское  поведение во многом зависит от степени голода, испытываемого животным. Обычно голод уменьшает исследовательскую активность, но голодные млекопитающие (крысы) заметно чаще, чем сытые, покидают привычную обстановку и уходят на исследование новых территорий.

    Исследовательское поведение тесно связано и с внутренним состоянием животного. Эффективность исследовательских реакций зависит от того, что животное на основании своего опыта считает знакомым. Также от внутреннего состояния зависит, вызовет ли один и тот же раздражитель страх или исследовательскую реакцию. Иногда с исследовательским поведением вступают в конфликт и другие типы мотиваций.

    Исследовательское поведение может быть очень устойчивым, особенно у высших млекопитающих. Например, крысы могут исследовать незнакомый объект в течение нескольких часов и, даже находясь в знакомой обстановке, проявляют поисковое поведение, которое может дать им возможность что-то исследовать. Некоторые ученые считают, что исследовательское поведение отличается от остальных форм поведения тем, что животное активно ищет усиления стимуляции, однако это не совсем так, потому что и пищевое, и половое поведение включают в себя поиск завершающих раздражителей, что сближает эти формы поведения с исследовательским.

    Исследовательское поведение направлено на ликвидацию несоответствия между моделью знакомой ситуации и центральными следствиями восприятия новой. Это сближает его, например, с гнездостроением, которое также направлено на ликвидацию несоответствия между раздражителями в виде законченного и незаконченного гнезда. Но при исследовательском поведении несоответствие ликвидируется не из-за изменения раздражителей, а вследствие перестройки нервной модели, после которой она начинает соответствовать новой ситуации. В этом случае раздражители теряют свою новизну, и исследовательское поведение будет направлено на поиск новых раздражителей. 

ЛИТЕРАТУРА 

  1. Бехтерев  В.М. Объективная психология. — Москва: Наука, 1991.
  2. Зорина З.А., Полетаева И. И. Зоопсихология. Элементарное мышление животных: учебное пособие — Москва: Аспект-Пресс, 2008. — 320 с.
  3. Крушинский Л.В., Проблемы поведения животных. — Москва: Наука, 1993.
  4. Меннинг О. Поведение животных. Вводный курс./ пер. с англ. — Москва: Мир, 1982.
  5. Филиппова Г.Г. Зоопсихология и сравнительная психология — 3-е изд., стер.. — Москва: Академия, 2007. — 543 с.

         

student.zoomru.ru