Птица Рух: ожившая легенда. Рох птица


ожившая легенда » Параллельный мир. Все грани реальности

Герой знаменитых сказок «Тысячи и одной ночи» Синдбад-мореход в одно из своих плаваний оказался на необитаемом острове. И первое, что он увидел, был «большой белый купол, уходящий ввысь и огромный в окружности». Пока путешественник искал вход в это сооружение, «...солнце скрылось, и воздух потемнел, и все померкло». Испуганный Синдбад поднял голову и «увидел большую птицу с огромным телом и широкими крыльями, которая летела по воздуху...».

То была птица рух, а «большой белый купол» оказался снесенным ею яйцом... Исследователи полагают, что авторы «Тысячи и одной ночи» позаимствовали образ гигантской птицы из индийских фантастических сказаний, представляющих собой так называемый животный эпос. В частности, истории о птице рух можно встретить в сборнике индийских притч о животных «Панчатантра». Но следует ли считать их чистой воды вымыслом?

Сказка - ложь, да в ней –намек…

Чтобы ответить на этот вопрос, сначала окунемся в историю Индостана. Жители этой страны любили путешествовать по миру. Побывали они и на острове Мадагаскар, поразившем их богатством своей флоры и фауны. И, конечно же, среди индийских моряков нашлись талантливые рассказчики, обладавшие цветистым воображением!

Никому нынче достоверно не известно, как выглядела на самом деле та чудо-птица, да и существовала ли она вообще, — ведь по мере того, как легенда о пернатом гиганте с острова Мадагаскар передавалась из уст в уста, она обрастала все большим числом фантастических подробностей. Из древнеиндийского эпоса образ птицы рух перекочевал в персидский и арабский фольклор, а позднее стал частью мифологических традиций и других народов. Крылатая великанша выступала в сказаниях под разными именами — рок, рук, рухх, вором-патра и даже птица-бегемот. В славянском фольклоре ее называли северной птицей рух.

Если верить большинству этих мифов, то размах крыльев у этого создания составляет не менее семи сажен, у него человеческая голова и оно умеет разговаривать на языке людей.

Гриф Марко Поло

Любопытно, что таинственная птица упоминается и в рассказах знаменитого путешественника Марко Поло. Правда, дошли они до нас не совсем обычным образом.

В начале XIV века общественности была предъявлена объемная рукопись под названием «Книга, именуемая о разнообразии мира», в дальнейшем более известная как «Книга Марко Поло». Подлинным автором ее являлся сокамерник знаменитого путешественника по генуэзской тюрьме, обладавший литературным талантом и старательно записывавший бесконечные истории, которыми в 1298 году венецианец забавлял своих товарищей по заключению.

Марко Поло не довелось самому побывать на Мадагаскаре, славящемся своей диковинной фауной. Но, ссылаясь на свидетельства жителей этого острова, он сообщал: «... в определенную пору года из южных краев прилетают удивительные птицы, называемые рук. С виду они напоминают орла, только размерами куда огромней. Они так громадны и могучи, что лапами своими хватают слона и поднимают его в воздух, а поднявши, бросают на землю, дабы его убить и потом расклевать вплоть до костей».

Сам путешественник считал, что речь идет о грифоне, и даже пытался развеять миф о полуптичьем-полульвином облике этого существа, распространенный в тогдашнем фольклоре: «Рассказывают, что есть там птица гриф, появляется в известное время года, и во всем гриф не таков, как у нас думают и как его изображают. У нас говорят, что гриф наполовину птица, наполовину лев, и это неправда. Те, кто его видел, уверяют, что он похож на орла, но только очень большой... Зовут его на острове рухом».

По словам знаменитого венецианца, люди, видевшие эту птицу собственными глазами, утверждали, что размах ее крыльев равняется тридцати шагам, а длина пера из ее крыла—двенадцать шагов.  

Упоминает Марко Поло и о том, что у монгольского властителя Кубла Хана (у которого ему пришлось прослужить шестнадцать лет) есть перо птицы рух, подаренное правителю китайскими послами.

Другие мореплаватели, побывавшие на острове Мадагаскар, тоже описывали обитающую там неведомую птицу огромных размеров. По их словам, эта птица несла такие крупные яйца, что местное население использовало их скорлупу в качестве сосудов для воды.

В 1658 году вышла в свет книга французского путешественника Этьена де Флакура «История большого острова Мадагаскар». Он писал: «На Мадагаскареживет большая птица воромпатра... Однажды туземцы с Мадагаскара прибыли на остров Мориса, чтобы закупить рома. Они привезли с собой сосуды — скорлупу яиц, в восемь раз больших, чем яйца страуса, и в сто тридцать раз больших, чем яйца курицы. Привезенная скорлупа вмещала в себя два галлона» (галлон — около 4,5 л. — Ред.). Автора книги подняли на смех: никто не поверил рассказам, записанным Флакуром со слов местных жителей.

Познакомьтесь: Эпиорнис!

Так и получилось, что, несмотря на многочисленные свидетельства, птица рух до сих пор считается большинством исследователей сказочным персонажем, рожденным исключительно человеческим воображением. Высказывались предположения о том, что легенды о чудо-птице были навеяны арабам встречей с незнакомым им представителем пернатых, заблудившимся во время перелета на постоянное место обитания. Что же касается размеров этого создания, то в дальнейших пересказах их попросту преувеличили ради красного словца.

Но особый интерес представляет гипотеза, из которой следует, что птица рух — это реально существовавший, по каким-то причинам не вымерший доисторический вид пернатых.

В 1834 году данная версия получила подтверждение.

Французский путешественник Гудо нашел на Мадагаскаре половину огромной яичной скорлупы. Гудо зарисовал находку, указав точные размеры, и отправил рисунок парижскому орнитологу Верро. На основании этого свидетельства ученый окрестил птицу, которой принадлежало яйцо, эпиорнисом, что в переводе с греческого означает «великорослая».

Несколько лет спустя в Париж доставили целых два яйца мадагаскарской великанши. А позднее в болотах острова обнаружили еще и несколько гигантских костей, которые поначалу приняли за останки слона или носорога. Но оказалось, что они принадлежали бескрылому существу, которое тем не менее принадлежало к породе птиц... Вес такой «пташки» должен был достигать по меньшей мере полтонны!

И все-таки она существует...

И вот совсем недавно французские зоологи снова обнаружили на Мадагаскаре останки эпиорниса. Исследователей ожидала новая сенсация: к ноге птицы было прикреплено бронзовое кольцо с выгравированными на нем загадочными символами! Экспертиза показала, что это оттиск печати эпохи древнейшей цивилизации Индии — Мохенджо-Даро. Значит, птичку окольцевали около пяти тысяч лет назад! Радиоуглеродный анализ костей подтвердил данное предположение — возраст останков эпиорниса соответствовал третьему тысячелетию до нашей эры.

Именно к указанной эпохе относятся первые легендарные упоминания о птице рух. К тому времени жители Индостана уже накопили многовековой опыт мореплавания. Побывали индийцы и на Мадагаскаре, где водились эпиорнисы. Правда, образ экзотического пернатого был основательно подкорректирован фантазией рассказчиков: бескрылая птица стала летать, заметно увеличилась в размерах и приобрела хищный нрав...

Нет ничего удивительного в том, что чудо с Мадагаскара послужило прообразом мифических птиц, обитающих в разных частях света и отличающихся друг от друга лишь по ряду внешних признаков, характерных для местных культурных традиций.

Итак, «сказочная птица» существовала в действительности. Причем не только на Мадагаскаре! Судя по последним палеонтологическим находкам, она обитала также в Азии и Северной Африке. Размеры великанши достигали трех метров, а вес — 450 килограммов. Правда, она не умела летать...

История эпиорниса служит наглядным примером тому, что легендарные персонажи могут иметь реальные прообразы, — ведь фантастические слухи о птице рух и прочих разновидностях гигантского пернатого возникли задолго до того, как погибла последняя мадагаскарская великанша. А случилось это, как утверждают зоологи на основании научных исследований, в XVIII веке. Выходит, что, когда над «сказочными» историями об эпиорнисах потешалась Европа, эти твари все еще продолжали жить на острове!

Казалось бы, все точки над «и» расставлены, эпиорнисы вымерли три столетия назад и сегодня в распоряжении энтузиастов-исследователей имеются лишь внушительного вида останки этих монстров. Однако... яйца, которые продолжают находить в южной части Мадагаскара, выглядят, подозрительно свежими! А сравнительно недавно оттуда пришла весть: европейские миссионеры, находившиеся на острове, слышали глухие, утробные крики неведомой птицы, доносившиеся из глубины неприступных лесных болот... Может, эпиорнисы просто прячутся от людских взоров?

Ирина Царева

parallelnyj-mir.com

«Поедающая слонов» птица Рух (6 фото)

Первое упоминание о птице Рух мы находим в арабских сказках «Тысяча и одна ночь», где говорится и о том, что Рух известен более тысячи лет. В 404-ю ночь Шехерезада рассказывает историю Абд аль-Рахмана, который в результате кораблекрушения оказывается на необитаемом острове, где видит гигантскую птицу с крыльями размахом в тысячу саженей и ее птенцов. Из этого путешествия он привозит пух с крыла леоперившегося птенца.

В 405-ю ночь следует повествование о том, что во время путешествия ло китайским морям Абд аль-Рахман сходит на берег и там видит белый купол высотой в сто локтей, который оказывается яйцом птицы Рух. Абд аль-Рахман и его спутники разбивают яйцо и уносят невылупившегося птенца. В пути их настигает Рух с огромным обломком скалы в когтях, к счастью, Рух промахивается. К морякам, отведавшим мясо птенца, чудесным образом возвращается молодость.

В 543-ю ночь царица рассказывает о втором путешествии Синдбада. Взбунтовавшаяся команда высаживает Синдбада на необитаемом острове, где он находит огромный купол окружностью 50 шагов. Внезапно появляется огромная птица, закрывающая крыльями солнце. Синдбад вспоминает историю о птице Рух, кормящей птенцов слонами, которую он слышал и раньше, и понимает, что купол — не что иное, как яйцо птицы. Он привязывает себя к лапам спящего Руха в надежде спастись с острова. Утром Рух переносит Синдбада на другой остров, населенный огромными змеями.

Наконец в 556-ю ночь повествуется о том, как в своем четвертом путешествии Синдбад причаливает на корабле к острову и снова видит возвышающийся белый купол. Несмотря на предостережения Синдбада, егоспутники купцы разбивают яйцо, убивают птенца и отрезают от него большие куски мяса. В море к кораблю приближается пара чудовищных птиц Рух с огромными камнями в лапах. Птицы разбивают судно, и все находившиеся на нем оказываются в море. Синдбад привязывает себя к доске и на ней доплывает до суши.

«Тысяча и одна ночь» — не единственный арабский источник, упоминающий о птице Рух. О ней в XIII в. сообщают в своих книгах географ аль-Касвини и естествоиспытатель аль-Варди.

Мифы, подобные арабским, в которых название птицы не уточняется, запечатлены в «Джатаках» — собраниях индийских сказаний IV в. до н.э. Египетские жрецы рассказывали Геродоту (V в. до н.э.) о гигантской птице, способной поднять в небо человека.

Ее образ можно связать с арабской птицей анка, персидским симургом, египетским фениксом, еврейской птицей зиз и гигантскими птицами из европейских и североамериканских легенд. По разным описаниям, белая птица Рух напоминает орла, кондора или альбатроса, однако она гораздо больше каждой из этих птиц.

Согласно преданию, размах ее крыльев — «60 шагов», а каждое из ее перьев длиной «8 шагов». Чтобы обойти яйцо птицы, требуется «более пятидесяти шагов». Рух достаточно велик размерами и силен для того, чтобы поднять в своих когтях высоко в воздух не только человека, но и трех слонов.

В XIII в. птицу Рух в своих дневниках описал Марко Поло. В главе об острове Мадагаскар он пишет о том, что, по словам туземцев, Рух раз п году появляется на юге острова. Птица похожа на орла, но размерами намного превосходит его. Рух поднимает слонов в воздух и убивает их, бросая на скалы.

Те, кто видел птицу, говорили, что Рух известен в Европе под именем «грифон», хотя и не похож на классического грифона — птицу с телом льва. Марко Поло рассказывал, что на его расспросы жители Мадагаскара отвечали, что Рух — настоящая птица. Индийский правитель, услышав о птице, послал своих людей на Мадагаскар, откуда они привезли огромное перо девяти пядей длиной.

В 1658 г. вышла книга французского путешественника Этьена де Флакура «История большого острова Мадагаскара». Автора книги подмяли на смех: никто не поверил рассказам, записанным Флакуром со слов местных жителей. Разве можно было поверить, к примеру, что на острове живет птица размером чуть ли не со слона?

Прошли годы, появились новые сообщения. Побывавшие на острове сообщали, что там и вправду обитает неведомая птица огромных размеров и несет она такие крупные яйца, что жители используют их скорлупу как сосуды для воды… Примерно в это время Европа познакомилась с арабскими сказками — с удивительным миром могучих волшебников, несравненных восточных красавиц и мудрыхджиннов. И в этих сказках также упоминается таинственная птица!

Что же это за животное? Существовало ли оно вообще в природе?

В 1834 г. французский путешественник Гудо нашел на Мадагаскаре половину яичной скорлупы такого размера, что ее и в самом деле можно было использовать как посуду для воды. Путешественник отправил зарисовку скорлупы парижскому орнитологу Верро. На основании рисунка ученый окрестил птицу, снесшую яйцо, «великорослой» — эпиорнисом.

Прошло несколько лет, и в Париж доставили целых два яйца. А затем в болотах острова было найдено несколько гигантских костей, которые поначалу приняли за останки слона или носорога. Но кости принадлежали птице! И птица та должна была весить по меньшей мере полтонны.

Не так давно французские зоологи снова обнаружили на Мадагаскаре останки эпиорниса. Теперь они, конечно, никого не удивили. Сенсацией стало другое: к ноге птицы было прикреплено бронзовое кольцо (!), да еще с какими-то загадочными знаками. Эксперты пришли к выводу, что знаки на кольце не что иное, как оттиск печати эпохи древнейшей городской цивилизации Индии — Мохенджо-Даро. Значит, печать изготовлена около 5 тыс. лет назад. Радиоуглеродный анализ костей птицы помог установить ее возраст: он равен пяти тысячелетиям!

Для специалистов, внимательно сопоставивших многие факты, кое-что прояснилось. В 3-м тыс. до н.э. жители Индостана совершали смелые морские экспедиции. К этому времени у них был накоплен опыт вождения кораблей — сейчас ученым известны морские порты, построенные в 5-м тыс. до н.э. Побывали индийцы и на Мадагаскаре. Остров поразил путешественников разнообразием растительного и животного мира. 

Тогда здесь в изобилии водились эпиорнисы. Среди моряков наверняка были любители фантастических историй, обладавшие пылким воображением, так рассказы вернувшихся домой мореплавателей обросли дополнительными деталями, бескрылая птица стала летать, заметно увеличилась в размерах, приобрела хищный нрав. Такой образ птицы Рух и вошел в древнейший эпос. Оттуда она перекочевала к персам, арабам и другим народам. Конечно, это лишь предположение, и новые находки могут либо подтвердить, либо опровергнуть его.

Зоологов волнует не только история образа таинственной птицы. Яйца, которые находили на песчаных дюнах и в болотах в южной части острова, выглядели подозрительно свежими. Казалось, они снесены совсем недавно… Местные жители уверены, что в самых дремучих лесах острова до сих пор живут гигантские птицы, однако увидеть их нелегко. В самом деле, сравнительно недавно европейские миссионеры слышали  глухие, утробные крики неведомой птицы, доносившиеся из глубины лесных болот. 

В то же время в местных преданиях ни слова не говорится об охоте на эпиорниса — значит, жители ради мяса их не истребляли. Конечно, сокращение количества или даже исчезновение диковинных птиц могло произойти в процессе освоения острова — вырубки леса, осушения болот. Но ведь на Мадагаскаре остались еще огромные участки заповедных джунглей и нехоженых болот. Словом, места для животного эпиорниса достаточно…

Кстати, знали эту чудовищную птицу и на Руси, называли Страх-рах, Ног или Ногой, придавали ей еще новые сказочные черты. «Ног-птица так сильна, что вола поднять может, по воздуху летает и четырьмя ногами по земле ходит», — повествует древнерусский «Азбуковник» XVI в.

В преданиях чукчей упоминается огромная птица Нога, пожирающая оленей, лосей, китов и людей. Подобные мифы бытовали и у алеутов островов Тихого океана. В фольклоре североамериканских индейцев апачей говорится об огромном орле, уносящем людей. Легенды о птицах гигантах были распространены и у индейцев прерий Северной Америки.В персидском языке слово «рух» означает также «шахматная ладья» и — иногда — «носорог». 

Легенды о Рухе тесно связаны с арабскими мифами о птице анка. Созданная Богом как птица совершенство, она затем превратилась в настоящее бедствие для людей. Анка также описывается как огромная птица, способная поднять слона; живет она 1700 лет, что роднит ее с египетским фениксом. В некоторых арабских книгах анку называют вымершей птицей. Согласно преданию, во время династии Фатимидов (X—XII вв.) анки нередко содержались в зоологических садах халифов.

После перевода арабских сказок птица Рух стала распространенным персонажем европейской живописи и литературы. На гравюре голландского художника XVI века Йоханна Страдануса «Магеллан открывает проливы» изображена птица с огромным клювом, вдвое превышающая размеры слона, которого она держит в когтях.

Особенно интересно упоминание о Рухе в поэме Майкла Дрейтона «Потоп», в которой Ной собирает на свой ковчег «каждой твари по паре» — от маленького жаворонка до огромного Руха, величайшей из птиц. Американский писатель Герман Мелвилл в романе «Моби Дик» (1851) сравнивает огромного альбатроса с птицей Рух.

Братья Гримм дважды упоминают о большой птице в своих сказках. В «Беляночке и Розочке» две девочки спасают карлика от огромной птицы, которая хотела унести его в своих когтях, а в сказке «Птенец Найденыш» охотник встречает мальчика, которого большая птица принесла в клюве в гнездо, находящееся на верхушке огромного дерева.

Другие статьи:

nlo-mir.ru

Существовала ли птица Рух?

В одной восточной легенде о Синдбаде-мореходе среди страшных существ, с которыми ему пришлось столкнуться, фигурирует чудовищная птица Рух, имеющая такой огромный размер и силу, что поднимает слона в воздух. Она носит их к своему гнезду, где ее голодный выводок, такие же гигантские птенцы, вмиг съедают этих несчастных толстокожих. А существовала ли птица Рух на самом деле? На протяжении десятилетий зоологи и криптологи пытались объяснить появление этих мифических птиц, считая, что скорее всего, это гигантские бескилевые птицы, известные как эпиорнисы (Aepyornis Maximus).

Большая птица слон, весом до полутоны. и высотой до 5 метров, ранее обитала на Мадагаскаре. Эти птичьи Голиафы населяли обширные болота, и вымерли совсем недавно. В конце 1700-х, сочетание чрезмерной охоты, неместных заболеваний, вырубка лесов, которая повлекла за собой высыхание болот, естественной среды обитания, привели к полному исчезновению этих гигантов, но фрагменты их огромных яиц еще можно встретить на местных пляжах.

Но, к сожалению, отождествляя Рух с птицей слоном, зоологи и криптологи столкнулись с одной серьезной проблемой. Эпиорнисы нелетающие птицы, и, следовательно, абсолютно не в состоянии были похищать неосторожных слонов и парить с ними в воздухе, хватая крепкими когтями, как повествует арабская легенда. Тем не менее, из-за огромных размеров, птица слон оставалась единственным прототипом легендарной птицы Рух до 1994 года. Тогда палеонтолог д-р Стивен М. Гудман обнаружил останки доселе неизвестного вида огромного орла, которого формально окрестили Мадагаскарский венценосный орел (Stephanoaetus mahery), и который, как полагают, обитал на острове примерно до 1500 г.Эта впечатляющих размеров птица, предположительно, охотилась на ныне вымершие виды гигантских лемуров, и, вполне возможно, на птицу слона. Очевидно, действительно встречали этого мега-орла ранние европейские исследователи при посещении Мадагаскара, а последующие преувеличения во время пересказов, при возвращении домой объясняют происхождение легенды о Синдбаде-мореходе и птице Рух.

Тем не менее, даже обитавший на Мадагаскаре венценосный орел не может объяснить появление поистине огромных перьев, которые крестоносцы иногда приобрели на Ближнем Востоке в качестве сувениров, чтобы порадовать домочадцев или сбить с толку своих друзей.

Арабские поставщики заявляют, что это подлинные перья птицы Рух. Иногда их размер достигает 3 фута и более в длину, а острые лезвия их боковых сторон режут как бритва. На самом деле, конечно, эти впечатляющие экспонаты не перья вообще, а очень длинные листья пальмы рафии Raphia Regalis (или родственных с ними видов). Но их форма, конечно, достаточно убедительна в своем внешнем сходстве с гигантским пером, чтобы обмануть ничего не подозревающих крестоносцев и заставить потратить на них свои заработанные деньги.

А теперь представьте коварных продавцов в тех далеких землях Ближнего Востока демонстрировавших в те времена эти замечательные «перья» птицы Рух крестоносцам, и какое удивление испытывали они, когда видели их. Некоторые из этих псевдо-перьев почти в полтора раза выше человеческого роста, цвет у них коричневый и зеленый, ну и больно режущие их острые края сыграли не последнюю роль!

Основной торговый центр Бирмингема, второго по величине города Соединенного Королевства, изобилует уникальными магазинами и киосками, продающие всевозможные интересные и часто, весьма эзотерические товары. Именно там можно найти «перья птицы Рух!

Читать еще:

mozplan.ru

Птица Рух - это... Что такое Птица Рух?

  • Птица Рух — У этого термина существуют и другие значения, см. Рух. Птица Рух нападает на судно Синдбада морехода. Рух или птица слон  в средневековом арабском фольклоре огромная (как правило, белая) птица …   Википедия

  • Рух — Рух  многозначный термин. В арабском языке два слова при транскрипции на кириллицу пишутся одинаково: дух, душа, привидение ( араб. روح‎‎ рух) ладья (шахматы), лицо ( араб. رخ‎‎ рух) Птица Рух мифологическое существо, представляемое в виде… …   Википедия

  • РУХ, РОК — вымышленное сверхъестественное существо в виде птицы, символизирующее судьбу. Чаще всего птица Рух изображалась в виде гиперболизированного орла или грифа и почиталась в качестве царя птиц. Некоторые полагают, что этот образ навеян арабам каким… …   Символы, знаки, эмблемы. Энциклопедия

  • ПТИЦА — широко распространенный символ духа и души в древнем мире, сохранивший это значение в христианской символике. По преданию, индийское древо жизни было населено птицами, которые символизировали человеческие души. Упанишады рассказывают о птицах… …   Символы, знаки, эмблемы. Энциклопедия

  • птица — См. мясо обстрелянная птица, стреляная птица... Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. птица птаха, пташка, птичка (божия), пичуга, пичужка; жар птица, синяя птица, орнитопер,… …   Словарь синонимов

  • рух — сущ., кол во синонимов: 1 • птица (723) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 …   Словарь синонимов

  • Книга вымышленных существ — El libro de los seres imaginarios Автор: Хорхе Луис Борхес Язык оригинала: испанский …   Википедия

  • Симург — У этого термина существуют и другие значения, см. Симург (значения). Sēnmurw династийный символ Сасанидов …   Википедия

  • Самурык — Симург на позолоченном серебряном блюде (VII VIII вв. н. э.) Это статья о мифологическом существе. О футбольном клубе см. статью Симург (футбольный клуб). Симург, или Сэнмурв (перс. «тридцать …   Википедия

  • Семург — Симург на позолоченном серебряном блюде (VII VIII вв. н. э.) Это статья о мифологическом существе. О футбольном клубе см. статью Симург (футбольный клуб). Симург, или Сэнмурв (перс. «тридцать …   Википедия

  • dic.academic.ru

    Встреча Синдбада-морехода с птицей Рух была невозможна...

    В арабских сказках о Синдбаде-мореходе часто фигурирует гигантская птица, способная поднять в воздух корабль или сбросить на него солидный кусок скалы. Если опустить некоторые преувеличения, вроде «птица Рух питается слонами», то ее описание схоже с поистине гигантской летающей птицей, населявшей Землю еще 5 миллионов лет назад, в миоцене – аргентависом величественным (Argentavis magnificens). Если бы современным охотникам на пернатых во время поисков дичи случилось бы столкнулись с аргентависом – немедленно бросились бы наутек, бросив оружие и снаряжение…

    Птица Рух — аргентавис

    Размах крыльев аргентависа – 8 метров. Чтобы представить себе эти крылья, поставьте два авто «Жигули» бампер к бамперу, уберите ширину этих бамперов – перед вами размах крыльев аргентависа. Внушительно? Маховые перья аргентависа были метровой длины, ее рост в сидячем положении – 2 метра, длина тела от кончика ключа до хвоста – 3,5 метра, вес птицы – около 80 кг. Родиной аргентависов была Южная Америка и современный андский кондор (размах крыльев 3,2 метра, вес – 15 кг) выглядел бы жалким голубем рядом с ней.

    Гигантская птица аргентавис

    Как и современные хищные птицы с большим размахом крыльев, аргентавис предпочитал парить в восходящих потоках воздуха, живя исключительно в горных районах Южной Америки. Объектами нападения этой птицы Рух были грызуны весом до 5 кг – большая птица замечала группу грызунов с высоты, затем обрушивалась на них всем своим весом, стараясь оглушить как можно больше жертв. Добычу аргентавис глотала целиком – череп длиной 45 см позволял сделать это. Птица Рух из миоцена, судя по ее вооружению, нападала и на небольших хищников, чьи размеры были примерно равны современным волкам. Определенно аргентависы были проблемой для сухопутных животных, вынуждая последних тревожно изучать небо в ожидании атаки с воздуха.

    Охота аргентависа

    Что же стало причиной вымирания этих летающих гигантов, паривших над Андами два миллиона лет? Прежде всего – их способности к деторождению. Как считают эксперты, эти птицы Рух откладывали лишь одно яйцо за 16 месяцев, в течение которых выхаживали своего единственного птенца. Полное взросление и способности к размножению у молодого аргентависа наступали лишь в 14-ти летнем возрасте (эти птицы жили по 100-120 лет). Но причины гибели популяции гигантов Argentavis magnificens кроятся не в этом, ведь все крупные птицы нашего времени выводят малое потомство…

    Скелет аргентависа

    Все дело в питании – для охоты птице столь огромного размера (я никак не могу представить себе «орла» выше меня ростом!) требовалась внушительная территория, не менее 500 квадратных километров. Выходит, что аргентависы просто остались без пищи – какой-то неведомый нам катаклизм сократил численность живности андских предгорий до минимума, а те виды животных, что выжили, были слишком осторожны, чтобы попасться голодному аргентавису на глаза.

    Против гигантов-аргентависов сыграл их размер – мощное тело, огромные крылья и крепкие когти на лапах давали преимущество перед летающими и сухопутными хищниками миоцена, но эту физическую массу нужно было кормить, причем регулярно. В голодные времена первыми погибают самые крупные животные… Увы, однажды встретится с птицей Рух из арабских легенд нам никак не удастся, но стоит ли жалеть об этом?

    svagor.com

    Птица, затмевающая солнце. 100 великих тайн Востока [с иллюстрациями]

    Птица, затмевающая солнце

    На земле воцарялась тьма, когда она летела, закрывая солнце. Наблюдатели сравнивали ее с парящей в небе горой. А для потерпевших кораблекрушение она была единственным средством покинуть необитаемые острова. Марко Поло передает, что ее описывают как гигантского орла, с размахом крыла в тридцать шагов. Монгольский хан Хубилай снарядил экспедицию, чтобы добыть ее перо. Согласно рассказам арабских путешественников, она охотится на слонов: поднимает жертву в когтях, а потом бросает на землю и пожирает. Такова эта птица, которую арабы называют именем «Рух», что восходит к общесемитскому ruаh – «дыхание, ветер, божественный ветер».

    При ближайшем рассмотрении обнаруживается, что легенды о птице рух сложены из фрагментов различных мифов, одним из которых, как принято считать, является миф о царе птиц Гаруде, перекочевавший из Индии через Персию в арабский мир[30].

    Бузург ибн Шахрияр (X в.), житель одного из портовых городов Персидского залива, записал занимательные сведения морских капитанов о фантастической птице, охотнице за слонами. Видимо, это первая литературная фиксация легенды, где повествуется о далекой, но все же доступной области мира. Любопытно, что имя птицы при этом ни разу не называется. Имя «рух» неизвестно и собеседнику аль-Бируни, якобы видевшему ее во время странствия в степях севернее Китая. Невероятные сведения о рогатой птице, затмевающей в полете солнце, вызвали неподдельный интерес у аль-Бируни, хотя он и не скрывает своего скепсиса относительно ее свойств. Агапий Манбиджский именует ее асфур ал-фил (букв. «птица-слон»), что, по-видимому, должно было показать необычные размеры птицы.

    Птица Рок (она же Рох, она же Рух)

    Рассказы о пернатой охотнице на слонов отражают морской фольклор, но отсюда не следует, что капитаны были авторами этих сюжетов. Корабли, иногда уносимые штормами, приближались к необитаемой зоне земли, поэтому в массовом восприятии капитаны были первопроходцами, имевшими реальный шанс на встречу с птицей рух. Вопрос, который нас занимает, звучит так: каким образом легенда о птице рух приобрела контуры реальных историй? В поисках ответа следует обратить внимание на одну странную деталь. Как правило, путешественники привозили из странствий перо этой птицы, причем с удивительной настойчивостью сообщалось, что в полость пера входит один или два меха воды.

    Познакомимся с историей, услышанной Бузургом ибн Шахрияром, в которой рассказчик странным образом не может вспомнить имя птицы.

    «Ибн Лакис рассказывал мне, что, когда он был в Софале (побережье Юго-Восточной Африки. – Н.Н.), к царю зинджей (чернокожих. – Н.Н.) пришел человек и сказал: “О царь! Птенец такой-то птицы, – ибн Лакис забыл ее название, – спустился в такую-то рощу, схватил слона и растерзал. Его поймали, когда он пожирал свою добычу”. Царь тотчас же встал и отправился в рощу; с ним пошла толпа народа, в которой находился и я. Птица еще билась, когда мы к ней подошли, а слон валялся подле нее, объеденный на целую четверть. Царь приказал вырвать из ее крыльев перья; двенадцать из них, по шести в каждом крыле, были громадны. Кроме того, он взял несколько других перьев, клюв и часть когтей и кое-что из внутренностей. В ствол одного такого пера входило больше двух мехов воды. Говорили, что этот птенец – из птиц Софалы зинджей. Пролетая над рощей, он увидел слона, схватил его когтями и поднял на воздух, а потом убил, бросив наземь. Люди, находившиеся там, заметили птенца, когда он, спустившись, пожирал свою добычу. Они изранили его отравленными стрелами и копьями, потом наконец опрокинули и убили». Из приведенного рассказа следует, что зона обитания птицы рух («Софала зинджей») – побережье Африки с прилегающими к нему островами.

    Агапий Манбиджский в космографическом введении к своей «Книге заглавий» дает описание первого климата, соприкасающегося с пылающей землей. В этой зоне мира сосредоточены необычные природные явления, животные и птицы. Необычность животных и птиц заключена в их фантастических размерах. В сведениях Агапия скрыт ключ к разгадке вопроса о переходе птицы рух из мифа в сферу занимательных историй. Картина, рисуемая этим автором, может рассматриваться как текст-посредник, связывающий воедино мифологический сценарий и ожидания путешественников и землеописателей. Недоступный вследствие своей враждебности, первый пояс земли являлся вместилищем фантастических созданий природы, и вместе с тем это пространство было частью среднего мира. Иными словами, речь идет о пограничной территории, рубеже, где возможно сопряжение и переход космической вертикали мифа в земную плоскость. Гигантская птица, парящая в божественном пространстве, преодолевая этот рубеж, обретает земные черты и новую родину.

    «В этом климате имеются крупные животные, большие звери с телами безобразного вида, гадкого сложения, очень страшные, – пишет Агапий Манбиджский. – Там есть большие птицы. Среди этих птиц есть имеющие облик животных: наподобие страуса, жирафы, грифона. Есть птица, которую называют “асфур ал-фил”» и которая бросается на большого слона и уносит его. В этом климате есть большие слоны и другие животные, которых никто не видел и о которых никто не слышал. Там имеются все виды огромных змей, большие драконы, обычные змеи и гадкие и страшные рептилии».

    Следующим шагом в раздвижении земных горизонтов стало проникновение отважных путешественников за границы освоенного мира, где они с неизбежностью сталкивались с птицей рух. Ал-Бируни слышал рассказ о том, что гигантская птица живет за морем в необитаемых пустынях Китая и страны зинджей и питается дикими слонами.

    То, о чем рассказывали арабские капитаны в X в., с удивительной точностью повторилось в путешествии Магеллана. Пигафетта записал рассказ мавров из Бурне об огромной птице Гаруде, способной перетащить по воздуху буйвола или слона. Эти сведения вновь возвращают нас к Гаруде из индийского мифа, который также со временем превратился в приключенческую историю. Обитает эта птица в Китайском заливе ниже Большой Явы и гнездится на плодовом дереве. Ни одна джонка не может приблизиться к месту, где растет это дерево, из-за бурных водоворотов у этих берегов. По словам мавров, впервые узнали об этом дереве после того, как одну джонку втянуло в водоворот и она разбилась в щепы, причем весь экипаж утонул и спасся чудесным образом только один мальчик, привязавший себя к толстой доске. Он взобрался на дерево, не будучи никем замечен, и спрятался под крылом одной из этих птиц. На другой день птицы поднялись, чтобы полететь на берег и поймать буйвола, и мальчик спасся. От него-то и узнали про этих птиц.

    Как видим, многие из рассказчиков уверяли Пигафетту, что видели эту птицу. Добраться же до мест ее обитания было невозможно. И дело вовсе не в водоворотах: дерево, на котором живет Гаруда, находится в мифической стране.

    В XIII в. рассказы о птице рух дошли до слуха великих монгольских ханов. Хубилай, правивший Китаем, отправил посольство для разведки места обитания этой птицы. Как и следовало ожидать, посольство вернулось с пером птицы рух. А в сказках «Тысячи и одной ночи» есть рассказ о купце из Северной Африки, носившем почетное имя «Китаец», который привез с какого-то острова перо птенца птицы рух. Как и в рассказах почтенных капитанов, поведавших о своих путешествиях Бузургу ибн Шахрияру, этот загадочный предмет используют для хранения воды.

    Бузург ибн Шахрияр, автор книги «Чудеса Индии», пишет: «Ал– Хасан ибн Амр и другие лица со слов индийских шейхов сообщили мне разные сведения о птицах Забеджа, Кхмера, Сенфа и других индийских стран. Самый большой кусок пера, который я когда-либо видел, – это нижняя часть ствола пера, показанная мне Абу-л-Аббасом ас-Сирафи. Этот кусок был длиною около двух локтей; казалось, он мог вместить целый мех воды. А капитан Исмаилуйя рассказывал мне, что где-то в Индии, в доме одного крупного купца, он видел ствол пера, в который наливали воду, точно в большой кувшин. “Не удивляйтесь! – продолжал Исмаилуйя, видя мое изумление, – один из капитанов Зинда рассказывал мне, будто у сирского царя он видел ствол пера, который вмещал двадцать пять мехов воды”».

    Китайским ценителям экзотических вещей эта птица была известна под именем пенг. В китайском сочинении XIII в., описывающем китайскую и арабскую торговлю, говорится об островах Пемба и Мадагаскар, где обитают огромные птицы пенг. В полете они закрывают солнце, так что оттенок солнечного диска меняется. Если кому-то повезет найти перо этой птицы, то он может сделать из него сосуд для воды.

    По мнению Хирта и Рокхилла, издавших перевод этого текста, указание на Мадагаскар как на место обитания птицы рух связано с находимыми там ископаемыми яйцами гигантской страусообразной птицы эпиорниса, истребленной человеком в XVII в. Перья рух – это, возможно, пальмовые листья. Многие племена, особенно в прибрежных областях Мадагаскара, пользовались сосудами для воды, сделанными из большого бамбука, около 15 см в диаметре и 2 м длиной.

    Проведя 24 года в странствиях, Ибн Баттута вернулся в 1349 г. в родной город Танжер (Марокко) и вскоре, исполняя волю султана, продиктовал писцу свои воспоминания. Есть там и история встречи с птицей рух. Из китайского порта Зайтун Ибн Баттута отплыл в Индию. На сорок третий день плавания в незнакомом море появилась гора, и ветер погнал на нее корабль. Все искали утешения в молитвах и покаянии. Как вдруг при восходе солнца они увидели, что гора поднялась высоко в воздух. Матросы стали прощаться друг с другом. На вопрос Ибн Баттуты, что случилось, они ответили, что птица рух, которую сначала приняли за гору, всех погубит, если увидит. В это время Аллах послал ветер, который увлек судно в сторону, и больше они страшную птицу не видели.

    Случай, рассказанный Ибн Баттутой, выглядит вполне достоверно, однако он напоминает историю купца Абд-ар-Рахмана аль-Магриби из «Тысячи и одной ночи». В повествованиях о морских происшествиях, видимо, бессмысленно искать грань, разделяющую непосредственные впечатления от встречи с чем-то необычным и традиционные сюжеты, незримо присутствующие в сознании рассказчика и по законам которых он непроизвольно строит свой рассказ, где пережитое обретает вполне литературную форму.

    Абд-ар-Рахман аль-Магриби имел прозвище «Китаец», так как долго жил в Поднебесной. Однажды в Китайском море он увидел вдали остров. Корабль пристал к этому острову, чтобы набрать воды и дров. На берегу матросы нашли белое блестящее яйцо длиной в сто локтей. Они стали бить по нему топорами, камнями и палками, и яйцо раскололось, обнаружив птенца. Люди выдернули перо из его крыла и унесли на корабль. Вдруг прилетела птица рух, величиной с большое облако. В когтях она несла камень больше корабля. Догнав корабль, птица бросила этот камень на него. Но камень упал мимо, потому что Аллах начертал путникам благополучие и спас их от гибели.

    Поступок купцов в рассказе Абд-ар-Рахмана аль-Магриби, из любопытства разбивающих яйцо, выглядит чистым безумием, ибо возмездие не заставляет себя долго ждать. Дело в том, что переход мифа в область фольклора мореходов влечет забвение исходной мотивации поступков героя, оказавшегося в трудной ситуации в одной из пограничных областей мира. Попытка купцов завладеть пером удивительного птенца есть не что иное, как добыча волшебного предмета, удостоверяющего факт их пребывания в иных пространствах. В древности и в Средние века возвращение путников из дальних путешествий воспринималось как возврат из мира мертвых в мир людей, и наоборот, чужое и неосвоенное пространство воспринималось как неземное. Наиболее архаичным сценарием в переходе из одного мира в другой был магический полет.

    В рассказе о втором путешествии Синдбада-морехода повествуется о встрече отважного героя с птицей рух. Действие разворачивается на одном из дальних островов, где спутники случайно забыли Синдбада. Синдбад исследовал остров и обнаружил гигантское яйцо. Вдруг солнце скрылось, кругом потемнело. Герой поднял голову и увидел большую птицу с широкими крыльями. Тогда он вспомнил, как люди рассказывали, что на неких островах есть огромная птица, называемая рух, которая кормит своих детей слонами. Синдбад привязал себя к ногам этой птицы, и она доставила его в обитаемые земли.

    Кроме Синдбада, летать на гигантской птице отважились еще несколько героев, а для потерпевших кораблекрушение у необитаемых островов это был, кажется, единственный и хорошо им известный способ выбраться из трудной ситуации.

    В самой знаменитой книге арабского космографа Закарии ибн Мухаммада ал-Казвини «Чудеса творения» (1280) есть рассказ о диковинках Персидского моря. Путешественник из Исфахана рассказывает о кораблекрушении. Один путник спасается и оказывается на острове, где росло огромное дерево и на нем было нечто похожее на широкий настил. «И тогда появилась огромная белая птица (я не видел творения больше ее) и опустилась на этот настил. И тогда я спрятался, страшась, что она меня поймает. Едва же забрезжил свет утра, птица встряхнула крыльями и улетела. И была вторая ночь. Снова появилась птица и устроилась в своем гнезде. И тогда я потерял надежду на сохранение жизни, и в предчувствии гибели тосковала душа моя. На следующее утро птица опять улетела. На третью ночь я снова сидел рядом с птицей, пока не настало утро и птица не расправила свои крылья. Тогда я прицепился за ее ноги; она подняла меня и полетела. И ускоряла свой полет, пока не поднялась к солнцу. Когда взглянул я вниз, то увидел только пучину моря. Я напряг все силы, чтобы не отпустить ее ноги и перевязь, которая причиняла мне боль. Я терпел до тех пор, пока не взглянул вновь на землю и не увидел селения и возделанные земли. Тогда птица приблизилась к земле и стряхнула меня на кучу сухой травы в порту, и кто-то из жителей селения увидел меня. Птица же поднялась в воздух и скрылась от меня».

    В середине XII в. рабби Вениамин из Туделы объехал еврейские общины Ближнего Востока и Персидского залива. В одном из портовых городов он услышал несколько историй о приключениях мореходов, ищущих пути в Китай. Занимательный рассказ о птице рух, переданный рабби Вениамином, хотя и облечен в форму достоверного сообщения, на самом деле является парафразой популярного сюжета о чудесном возвращении героя из страны мертвых. Самым неожиданным образом мы встречаемся в нем с грифоном, которого западные путешественники отождествляют с птицей рух. Рассказ следующий. Из Цейлона в Китай есть морской путь, по которому можно достигнуть замерзающего моря. Там господствует созвездие Орион, часто вздымающее такие бури, что ни один мореход не может управлять своим кораблем по причине чрезвычайной силы ветра, а когда ветер загоняет корабль в замерзающее море, то он уже никак оттуда выбраться не может, и экипаж, израсходовав всю свою провизию, умирает голодною смертью.

    Таким образом погибло много кораблей. Но люди придумали способ, как выбраться из этого гибельного места. Корабельщик берет с собой телячьи шкуры, и когда ветер загоняет его в замерзающее море, то он, захватив нож, влезает в шкуру, зашивается в нее так, чтобы вода не могла проникнуть, и в таком виде кидается в море. Видит это большой орел, так называемый грифон, и, приняв плавающее тело за животное, спускается с высоты, хватает его и несет на сушу, чтобы растерзать свою добычу. В то время человек мгновенно убивает орла ножом и, высвободив себя из шкуры, идет отыскивать людей.

    В трактате «Минералогия» аль-Бируни есть рассказ о гигантской птице, охотнице на слонов. В нашей коллекции это самый странный рассказ о птице рух. Аль-Бируни заинтриговало то обстоятельство, что у птицы есть рога, которые крайне редко попадают в руки охотников, потому что птица умирает на далеких и недоступных островах. Кажется, в рассказе, записанном аль-Бируни, произошло наложение двух фигур: рогатая птица есть птица рух, несущая по воздуху слона. Слоновьи бивни и считаются рогами птицы, то есть хуту.

    «Рассказывал один человек, как однажды он ехал вместе с жителями степей Китая, и вдруг солнце потемнело, тогда они слезли с лошадей и распростерлись в земном поклоне. “Я сделал то же, что и они, – продолжает он, – и не поднимали они головы, пока не кончилась темнота; я спросил их об этом, и указали они на Бога Всевышнего, описав его так, как это делают язычники, – в образе птицы. И если бы вместо имени Его – слава Ему – они назвали ангелов или шайтанов, то были бы они дальше от нелепости и ближе к цели, ибо они утверждали, что это птица чрезвычайно большая, живет за морем в необитаемых пустынях Кичим и страны зинджей и питается дикими слонами, которые не поддаются приручению; она проглатывает их так, как петухи проглатывают зерна пшеницы, и имя ее на их языке – хуту”».

    В этой истории имеется еще одна немаловажная деталь. Столь ценимая кость (птицы или слона) может быть взята только у мертвой птицы. Скорее всего, подразумеваются кладбища слонов.

    Согласно сведениям Марко Поло, южнее Мадагаскара и Зaнзибара расположено множество островов, куда не рискуют плавать купцы, потому что морское течение не позволяет судну вернуться обратно. На этих недоступных островах и обитает птица рух. Марко Поло сначала решил, что речь идет о легендарном грифоне – орле с телом льва. Но поскольку описания этих птиц не совпадали, то он пришел к заключению, что существующее в Европе представление о четвероногом грифоне является ошибочным. Неясно, что помешало Марко Поло признать этих птиц разными существами. Но особенно занимательны сведения Марко Поло об островах, где обитает рух, совпадающие с тем, что пишет арабский лоцман Ахмад ибн Маджид о птице рух: очевидно венецианец получил эти сведения от опытных мореходов. Вот рассказ Марко Поло: «Рассказывают, что есть там птица гриф, появляется в известное время года, и во всем гриф не таков, как у нас думают и как его изображают; у нас рассказывают, что гриф наполовину птица, а наполовину лев: и это неправда. Те, кто его видел, рассказывают, что он совсем как орел, но только, говорят, чрезвычайно большой. Кто его видел, описывают его, как я слышал, так: рассказывают, что гриф очень силен и очень велик; схватит слона и высоко-высоко унесет его вверх, в воздух, а потом бросит его на землю, и слон разобьется; гриф тут клюет его, жрет и упитывается им. Кто видел грифа, рассказывают еще, что если он расправит крылья, так в них тридцать шагов, а перья в крыльях двенадцати шагов; по длине и толщина их…

    Вот что рассказывают о грифе, кто его видел. О грифе вот еще что нужно сказать: зовут его на островах “руком”, а по-нашему не называют и грифа не знают; но то гриф, судя по величине».

    Художник, который в середине XIV в. иллюстрировал книгу Марко Поло, попал в трудную ситуацию. Согласно традиции, у грифона передняя часть туловища орлиная, а задняя львиная. Марко Поло это отрицает, поскольку в своем описании заменил грифона легендарной птицей арабских мореплавателей. Птица рух не имела звериного тела. Как в этом случае следовало поступить художнику? Двойственность ситуации порождает две фигуры. Одного грифона художник изображает со слоном в клюве, при этом задняя часть тела грифона скрыта за скалой. Другой представлен как птица (без признаков звериного тела), нависшая над двумя слонами. Иллюстрация представляет собой любопытный компромисс. В дальнейшем художники уже не путали эти легендарные фигуры. На гравюре «Магеллан» голландского художника Иоанна Страдамуса (1523–1605) среди символических фигур, прославляющих открытие Американского континента, есть изображение гигантской птицы рух, несущей в когтях слона.

    Поделитесь на страничке

    Следующая глава >

    history.wikireading.ru

    2 . Мифологические существа народов мира [Магические свойства и возможности взаимодействия]

    8. Гигантские птицы: 2 

    Во многих культурах, особенно на Среднем и Дальнем Востоке знали о множестве других гигантских птиц. В персидской мифологии существовала птица Симург, арабам была известна птица Рух, а в Китае – Фей Лиен. Божественный белый орел Зевса наблюдал за двумя воротами мира. Эти существа были такими огромными, что могли заслонить собой солнце и сделать небо темным, как ночью. Как и у Феникса, у этих гигантских птиц было особое символическое значение.

    Арабские птицы Рух и Анка 

    Птица Рух (иногда ее называют Рок), описанная в арабских сказках «Тысяча и одна ночь», была гигантских размеров. В полете она закрывала собой солнце, а своих птенцов кормила слонами. Яйцо этой птицы было размером с 148 куриных и выглядело, как купол мечети. Каждое ее перо было не меньше листа пальмы. Взмах крыльев Рух вызывал бури и молнии. Согласно некоторым преданиям, Рух никогда не спускалась на землю, лишь на гору Каф, которую арабы считали осью мира. В других арабских мифах содержатся упоминания о том, что она приземлялась в различных уединенных местах. Шахматная фигура ладья (англ. Rook) изначально была птицей Рух (Ruhk).

    Считалось, что птицы Рух жили на определенных островах в Индийском океане, а так как на островах не было того разнообразия пищи, которое им требовалось, эти существа часто летали в Индию, на Аравийский полуостров и в Африку, откуда они приносили разных животных, даже слонов.

    Рух

    В «Сказке о Синдбаде-мореходе» из цикла «Тысяча и одна ночь» Синдбад описал не одно приключение, связанное с птицей Рух. В своей первой истории он был высажен на остров, где обнаружил огромное яйцо птицы Рух. Чтобы спастись, он дождался, когда птица сядет на землю, а затем привязал себя к ее ноге, толстой, словно ствол дерева. Птица была так велика, что ее крылья закрывали солнечный свет. На рассвете Рух, не знавшая о Синдбаде, полетела в долину, окруженную высокими горами, где она охотилась на змей. Там морехода спасли купцы, искавшие бриллианты.

    Во время другого странствия Синдбад и его товарищи остановились на острове. Там они нашли птенца птицы Рух, которого они убили и съели. Родители птенца прилетели с континента и обнаружили моряков, поедающих их птенца. Моряки немедленно вышли в море, но птицы взяли в лапы огромные камни и сбросили их на корабль. Многие из тех, кто находился на борту, и сам корабль пошли ко дну. Синдбаду же удалось выплыть на обломке корабля.

    Арабы рассказывают еще об одной подобной гигантской птице, известной как Анка. Предположительно, Аллах создал Анка для того, чтобы убивать и есть диких животных в Палестине, чтобы в страну могли прийти израильтяне. Однако Аллах забыл убрать оттуда само это создание, поэтому Анка сделал большие территории этой страны изолированными и необитаемыми.

    Психологические характеристики: положительные – человек, который использует свои способности, силу и/или размер, чтобы защитить себя и свою семью. Отрицательные – человек, использующий эти способности для запугивания других.

    Магические свойства: защита.

    Хресвельг 

    В скандинавской и норвежской мифологии есть упоминание о гигантской птице, которую называют Хресвельг (или Хресвельгур). Это существо символизировало бури. Считалось, что оно создает ветер, сидя на краю Земли (на севере)[38], устремив взгляд на царство Хел и хлопая своими огромными крыльями. На древнескандинавском языке Хресвельг означает «пожиратель трупов», но в скандинавских легендах нет упоминаний о том, что эта птица питается падалью. Скорее, это гигантское существо[39] может олицетворять Страну мертвых, которая, по мнению жителей Скандинавии, находится где-то на севере.

    Психологические характеристики: встреча лицом к лицу со смертью и потерей, способность примириться с печальными сторонами жизни.

    Магические свойства: помогают создавать и/или обретать контроль над бурями; является проводником в подземное царство.

    Имдугуд 

    Имдугуд, или Зу – гигантское существо, частично птица, частично человек, частично животное, было важным персонажем в мифологии Месопотамии. Согласно легендам, Зу украл Скрижали судьбы у самих богов. Жителям Аккада (северной Вавилонии) эта птица была известна как Анзу. Это было существо, похожее на птицу с человеческим телом, головой льва и клювом, напоминающим пилу. Когда оно хлопало своими гигантскими крыльями, начинались вихри и песчаные бури. А когда птица была спокойна, ее крылья закрывали все небо, словно плотные тучи. Ее имя означает либо «сильный дождь», либо «камень для пращи».

    Имдугуд

    На огромном медном панно из храма Нинхурсаг в Тель-эль Обейд, расположенном недалеко от города Ур, изображен божественный орел с львиной головой, известный как Имдугуд, а рядом с ним – два оленя. Изначально это панно располагалось над входом в храм, а приблизительным временем его создания считается третье тысячелетие до о. э.

    В шумерских мифах Имдугуд, или Анзу, украл Скрижали судьбы у бога Энки; согласно аккадскому мифу, он украл эти скрижали у Энлиля. При этом оба мифа утверждают, что птицу Имдугуд убил сын Энлиля Нинурта и вернул Скрижали богу. Однако в эпической песне о Гильгамеше герой Гильгамеш увидел Имдугуд и одного из его птенцов, сидевших в гнезде на священном дереве халуб, которое Инанна посадила в Уруке.

    Изображения Зу были обнаружены на древних цилиндрических печатях. На одной из этих печатей изображен бог Эа, сидящий на своем троне, окруженном водой, в которой плавают рыбы. Эа держит в руках Зу, смотрящую на бога Солнца Шамаша, появляющегося из-за горы.

    Вторая печать, происхождение которой датируется третьим тысячелетием до о. э., тоже изображает бога Эа, сидящего на троне в окружении воды. Зу, получеловек-полуптица, стоит позади трона, а слуга угрожает ей копьем.

    Психологические характеристики: человек, который пытается найти короткие пути в изучении духовных и паранормальных областей знаний.

    Магические свойства: имеет контроль над грозами, вихрями и песчаными бурями.

    Ворон 

    Еще одна гигантская птица из мифов американских индейцев – Ворон. Это существо считалось создателем/преобразователем и обманщиком. Ворон подарил людям огонь; он постоянно создает и преобразует мир и людей. Хотя Ворон заботится о людях и дает им средства к существованию, он всегда обманщик: ничто не радует его так, как делать жизнь людей несчастной и слишком насыщенной событиями. Ворон, способный перевоплощаться, может принять любой облик, какой пожелает, в том числе превратиться в лису, сойку или даже Луну.

    Ворон

    Психологические характеристики: человек, сознательно вырывающийся из рамок природного порядка и законов Вселенной, считающий себя выше закона.

    Магические свойства: божество обманщиков, очень напоминает в этом Койота. Чрезвычайно опасен.

    Гром-птица 

    В Северной Америке была обнаружена огромная священная птица, первоначально ассоциировавшаяся с громом и молнией. Часто о Гром-птице говорят как о нескольких магических существах, обозначая скорее вид, чем отдельное существо. Считается, что она живет над облаками, и хлопанье ее гигантских крыльев вызывает гром, а ее сверкающие глаза извергают молнии.

    Гром-птица

    Зло (вечный враг Гром-птицы) никогда не может застать ее врасплох, ведь все чувства ее обострены и многократно усилены. Сигналом ее нападения всегда является гром, исходящий от ее огромных крыльев.

    Психологические характеристики: тот, кто борется против любого зла, встречающегося на его пути.

    Магические свойства: знающие маги не вызывают Гром-птицу; она появляется лишь по собственной воле или не появляется вовсе. Враг всех проявлений зла.

    Белый орел Зевса 

    Эта величественная и прекрасная гигантская птица была особым посланником греческого бога Зевса, а также символом верховного бога для всех народов Греции. Белый орел выглядел в точности как любой другой орел, отличаясь только гигантским размером и сияющим белым оперением.

    Однако эта волшебная птица была особенной. Она легко могла перемещаться с одного уровня существования на другой, даже неся на себе человека, и общаться как с богами, так и с людьми не прибегая к своему грубому голосу, а с помощью телепатии. Когда появляется Белый орел, маги знают, что он принес чрезвычайно важное послание от Высших Сил.

    Психологические характеристики: человек, являющийся искренним последователем Бога/Богини, передающий духовные послания в форме, понятной другим.

    Магические свойства: когда появляется Белый орел, он приносит важное послание от богов. Также Белый орел перемещает с одного уровня существования на другой; обладает телепатией; может общаться с богами и духовными наставниками.

    Другие гигантские птицы 

    В индийской мифологии существует гигантская птица, которую индусы считают Солнцем; считалось, что эта огромная птица либо орел, либо лебедь.

    В древней Сирии символом культа Солнца был орел с человеческими руками. Эта гигантская птица переносила души в следующую жизнь так же, как египетская птица Ба.

    Японская небесная птица, называемая Фенг, была подобна арабской птице Рух. Она могла затмить солнце и проглотить верблюда.

    Поделитесь на страничке

    Следующая глава >

    esoterics.wikireading.ru