ТЕМА «ПЕРЕЛЕТНЫЕ И ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ». Штриховка перелетные птицы


ЛОГОПЕД.РУ: Непосредственно–образовательная деятельность в старшей группе на тему “Перелетные птицы”.

Новикова Т.В., учитель–логопед МДОУ №138 г. Челябинск.

  • Уточнить названия перелетных птиц. Учить называть строение птиц.
  • Учить образовывать существительные с уменьшительно – ласкательным суффиксом, согласовывать существительные с числительными.
  • Развивать умение составлять предложение с использованием пространственных предлогов.
  • Развивать мелкую моторику.
  • Воспитывать умение работать в группе, слушать ответы других детей.
  • Оборудование: картинки перелетных птиц, игрушка – птица, макет дерева мяч, бубен, перо, листы с заданиями.

    Ход занятия:

    1. Организационный момент:

    - Ребята, послушайте стихотворение:

    Листья с деревьев в лесу осыпаются.

    Дождик уныло по крышам стучит.

    Светлое небо с землею прощается,

    Хмурая осень в окошко стучит.

    - О каком времени года говорится в стихотворении?

    - Назовите осенние месяцы?

    - Назовите признаки осени?

    2. Беседа о птицах.

    - Что делают птицы осенью? (улетают на юг)

    - Почему они улетают в теплые края?

    - Как называют этих птиц?(перелетные птицы)Почему они так называются?

    - Назовите перелетных птиц? (Стрижи, жаворонки, ласточки, скворцы).

    Назовите перелетных водоплавающих птиц? (Гуси, утки) Почему они называются водоплавающими?

    - Ребята, а знаете ли вы, что стрижи, ласточки, жаворонки и скворцы улетают первыми, потому что насекомых становится меньше, а некоторые и вовсе исчезают, а вот водоплавающие птицы улетают последними, когда реки и озера покроются льдом.

    - Вот и к нам прилетела в гости птица, какая это птица? (дикая утка)на доску выставляется картинка с изображением утки:

    - Давайте посмотрим что есть у птиц (голова, шея, туловище, крылья, перья, грудь, лапы, хвост, клюв)

    - Чем покрыто тело птиц? (перьями, пухом)

    - Для чего нужны перья? (чтобы птицы не поранились и не замерзли).

    3. Физминутка.

    - Представьте, что вы птицы. Пока звучит бубен, вы летаете по лесу. В лесу день. Как только бубен замолкает, вы садитесь в гнездышки. В лесу ночь.

    4. Штриховка.

    Дети садятся за столы, на которых лежат листы с контуром птицы (лебедь).

    - Ребята, что изображено на листе? Заштрихуйте по образцу.

    5. Пальчиковая гимнастика.

    Тили – тели, тили – тели,

    На юг птицы улетели.

    Улетел и скворушка, черная головушка.

    Жаворонок, соловей, торопились, кто скорей.

    Цапля, лебедь, утка, стриж,

    Аист, ласточка и чиж.

    Все собрались, улетели.

    Песни звонкие отпели.

  • “Назови ласково”
  • - Ребята, у меня есть волшебное перышко, и сейчас я превращу вас в маленьких птичек. Я буду называть часть тела большой птицы, а вы будете называть у маленькой птички, то есть у себя. Итак:

    Черное перо – Пестрые крылья -

    Серая спина – Красная грудь –

    Белая шея - Острые когти –

    Длинный хвост - Белый пух –

    Круглая голова - Шустрые лапы –

  • Игра с мячом “Сосчитай – ка”
  • Логопед показывает картинки птиц, а дети называют птиц с числительными 1,2, 5.

  • “Я покажу, а ты скажи”
  • - Ребята, сейчас мы будем составлять предложения:

    - Сейчас я буду выполнять определенные действия, с игрушечной птицей, а вы будете отвечать полным ответом

    Например, Птица летит к дереву…

    (птица сидит около (возле дерева), птица садится на верхнюю ветку, на нижнюю ветку и т.д)

  • Итог.
  • - Молодцы ребята, о чем сегодня мы говорили на занятии? Что вам больше всего понравилось? Что показалось для вас трудным? Ну, а нашей птичке пора улетать в теплые края, давайте попрощаемся с ней!

    www.logoped.ru

    ТЕМА «ПЕРЕЛЕТНЫЕ И ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ»

    ТОП 10:

    1. Назови каждую нарисованную птичку ласково.

    Догадайся, что забыл нарисовать художник у птиц. Ответь на вопросы.

    У снегиря нет чего?

    У синицы нет чего?

    У ласточки нет чего?

    У цапли нет чего?

    У кого нет клюва? У кого нет хвоста? У кого нет крыла? У кого нет лапки?

    Дорисуй части тела и раскрась этих птиц. Покажи части тела у синицы и снегиря и ответь на вопросы:

    Чей клюв? — Синичий.

    Чей хвост?

    Чье крыло?

    Чья лапка?

    Чья голова?

    Чьи перья?

     

     

    2. Нарисуй птичек, которые зимой собираются у кормушки. Как их всех можно назвать одним словом? Почему?

    3. Рассмотри картинки и назови нарисованных птиц. Какая птица лишняя? Почему? Раскрась картинки, кроме лишней.

    4. Вспомни, каких ты еще знаешь перелетных птиц. Почему они так называются? Нарисуй их или вклей картинки с их изображением.

    5. Придумай предложения по схеме, чтобы в них были слова: кормить, снегирь, кле­вать, синица, корм, семечки. Например: Ребята кормят птиц.

    6. Из каких геометрических фигур составлены птички? Посчитай, сколько всего кругов, овалов, треугольников. Выполни штриховки всех фигур, как показано на рисунке.

    7. С помощью клеток нарисуй схемы для каждого ряда птиц. Под некоторыми птица­ми клеточки уже проставлены — ориентируйся на них.

     

     

    8. Игра «Угадай птицу по описанию».

    Маленькая, грудка розовая, сидит на ветке как яблочко. Что это за птица?

     

    9. Придумай описательную загадку о зимующих птицах: о воробье, о снегире.

    10. Нарисуй схему к предложениям: Воробей клюет крошки. Попугай жил у бабушки.

     

     

     

     

    Загадки Всех перелетных птиц черней, Чистит пашню от червей, Взад — вперед по пашне вскачь, А зовется птица... (грая). На шесте — дворец, Во дворце — певец, А зовут его... (скворец).   Все время стучит, Деревья долбит. Но их не калечит, А только лечит. (Дятел)   Эта хищница болтлива, Воровата, суетлива, Стрекотунья,белобока, А зовут ее... (сорока). Кто на елке, на суку Счет ведет: «Ку-ку-ку-ку...»? (Кукушка)   Зимой на ветках яблоки, Скорей их собери! И вдруг вспорхнули яблоки, Ведь это... (снегири).   Чик-чирик! К зернышкам прыг! Клюй, не робей! Кто это? (Воробей)   Всю ночь летает, мышей добывает. А станет светло — спать летит в дупло. (Сова)   На одной ноге стоит, В воду пристально глядит, Тычет клювом наугад, Ищет в речке лягушат. (Цапля)   Спинкою зеленовата, животиком желтовата, Черненькая шапочка и полоска-шарфик. (Синица)   Стихотворения для заучивания Выбегай поскорей, Посмотри на снегирей! Прилетели, прилетели! Стайку встретили метели, А Мороз-Красный нос Им рябинки принес, Хорошо угостил, Хорошо подсластил Зимним вечером поздним Ярко-алые грозди. (А. Прокофьев) Синица Скачет шустрая синица, Ей на месте не сидится. Прыг-скок, прыг-скок, Завертелась как волчок. Вот присела на минутку, Почесала клювом грудку И с дорожки — на плетень, Тири-тири, тень-тень-тень. (А. Барто) Мы построили скворечник Для веселого скворца, Мы повесили скворечник Возле самого крыльца. Все семейство вчетвером Проживает в доме том: Мать, отец и скворушки — Черненькие перышки. (Е. Тараховская) Улетают, улетели... Скоро белые метели Снег поднимут от земли. Улетают, улетели, Улетели журавли. Не слыхать кукушки в роще. И скворечник опустел. Аист крыльями полощет — Улетает, улетел. Лист качается узорный В синей луже на воде. Ходят грач с грачихой черные В огороде по гряде. Осыпаясь, пожелтели Солнца редкие лучи. Улетают, улетели, Улетели и грачи. (Е. Благинина)
       

     

     

    ТЕМА «ЗИМА»

    1. Внимательно рассмотри снеговиков и скажи, чем они отличаются друг от друга. Раскрась снеговиков.

     

    2. Дорисуй узоры Деда Мороза.

     

     

     

     

     

    3. Рассмотри картинки и назови то, что на них нарисовано. Какая картинка лишняя? Почему? Раскрась все картинки, кроме лишней.

     

    4. Какие зимние забавы детей ты знаешь? Придумай по схеме предложения со слова­ми: санки, лыжи, коньки, на. Например: Мальчики катаются на коньках.

     

     

    5. Игра «Один — одна».

    Назови, какие животные и птицы изображены на рисунке.

    Про кого можно сказать один, а про кого — одна!

    Проведи стрелки от животного или птицы к нужному слову.

    Какая птица лишняя? Почему?

    Раскрась всех птиц, кроме лишней.

     

     

    6. Игра «Подбери признак». Снег какой? — Пушистый. Мороз какой? Сосулька какая? Зима какая?

     

    7.Расскажи о зиме по плану:

    1. Признаки зимы. (Как ты догадался, что наступила зима?)

    2. Зимние месяцы.

    3. Зимующие птицы. Их повадки.

    4. Зимние забавы и развлечения детей.

    8. Нарисуй зимнюю открытку.

     

     

    Загадки Дел у меня немало: Я белым одеялом Всю землю укрываю, В лед реки убираю, Белю поля, дома Зовут меня... (зима).   С неба падают зимою И кружатся над землею Легкие пушинки, Белые... (снежинки).   У избы побывал — Все окно разрисовал, У реки погостил — Во всю реку мост мостил. (Мороз)   Одеяло белое не руками сделано. Не ткалось и не кроилось, С неба на землю свалилось. (Снег)   Рассыпала Лукерья Серебряные перья, Закрутила,замела — Стала улица бела. (Метель)   Растет она вниз головою, Не летом растет, а зимою. На солнце ее припечет — Заплачет она и умрет. (Сосулька)   Не колючий, светло-синий По кустам развешан... (иней).   Стихотворения для заучивания Вот север, тучи нагоняя, Дохнул, завыл. И вот сама Идет волшебница зима! Пришла, рассыпалась; клоками Повисла на суках дубов, Легла волнистыми коврами Среди полей, вокруг холмов. Брега с недвижною рекою Сравняла пухлой пеленою, Блеснул мороз. И рады мы Проказам матушки-зимы. (А. Пушкин) Белый снег, пушистый, В воздухе кружится И на землю тихо Падает, ложится. И под утро снегом Поле забелело, Точно пеленою Все его одело. Темный лес что шапкой Принакрылся чудной И заснул под нею Крепко, непробудно... СИ. Суриков) Зима Стоят деревья в инее — То белые, то синие. Столбами синеватыми Стоят дымки над хатами. И все на свете в инее — То белое, то синее. (А. Каминчук) Пришла зима Вот и к нам пришла зима. На деревьях — бахрома, Из окна не виден двор — Все стекло покрыл узор. На веревке бельевой Простыни коробятся И от холода домой Под утюг торопятся. (Б. Белова) Береза Белая береза Под моим окном Принакрылась снегом, Точно серебром. (С. Есенин)   Первый снег Раз шажок, два шажок. Под ногой скрипит снежок. На шнурке ботинка — Звездочка-снежинка. Мальчик взял ее рукой — Нет снежинки никакой. А на рукавице — Капелька водицы. (Н. Полякова)  
       

     

    ТЕМА «НОВЫЙ ГОД»

    1. Дорисуй картинку, соединяя точки. Что у тебя получилось? Раскрась елочку.

    2. Сравни елочки. Чем они отличаются? Назови елочные украшения.

     

    3. Рассмотри рисунки. Догадайся, ориентируясь по плану, куда лесник несет елку. Проведи линию по середине дорожки.

     

     

     

    4. Рассмотри рисунок и догадайся, какие маски должны надеть ребята к своим новогодним костюмам.

     

    Проведи стрелки от костюмов к маскам.

     

    5. Назови и раскрась новогодние игрушки.

    Подбери по три признака к каждой игрушке. Например: Шар какой? — Круглый, большой, блестящий.

    Укрась елочку этими игрушками (нарисуй их на елочке).

    Составь по схеме предложения с названиями игрушек и с маленьким словом — пред­логом на: Например: Шар висит на елке.

    6. Найди на рисунке тени масок. Раскрась их.

     

     

      Стихотворения для заучивания Новый год Скоро, скоро Новый год! Он торопится, идет! Постучится в двери к нам: «Дети, здравствуйте, я к вам!» Праздник мы встречаем, Елку наряжаем, Вешаем игрушки, Шарики, хлопушки... Скоро Дед Мороз придет! Нам подарки принесет — Яблоки, конфеты... Дед Мороз, ну где ты? (3. Орлова) Елка Горит огнями елочка, под нею тени синие, Колючие иголочки как будто в белом инее. Огни на елке яркие повсюду зажигаются. Во всех домах, по всей стране ребята улыбаются. (Л. Некрасова)   Наша елка велика, Наша елка высока, Выше папы, выше мамы, Достает до потолка. А на ней игрушки, Бусы да хлопушки. (Е. Ильина) Встали девочки в кружок, Встали и примолкли. Дед Мороз огни зажег На высокой елке. Наверху звезда, Бусы в два ряда. Пусть не гаснет елка, Пусть горит всегда. (А. Барто)  
       

     

    

    infopedia.su

    Логопедическое занятие "Зимующие птицы" для детей с ОНР (подготовительная группа)

    Разделы: Работа с дошкольниками

    Программное содержание:

    • расширение и активизация словаря детей по теме, закрепление в речи названий зимующих птиц, их частей тела; закрепление обобщающего понятия "Зимующие птицы"
    • развитие мышления детей на материале описательных загадок
    • автоматизация и дифференциация сонорных и шипящих звуков в спонтанной речи детей
    • закрепление умения детей делить слова на слоги
    • развитие связной речи детей: умение составлять рассказ по опорным схемам
    • развитие навыков чтения путем составления слов из слогов
    • развитие зрительного и слухового восприятия; развитие межполушарного взаимодействия
    • развитие общей и мелкой моторики пальцев рук
    • воспитание умения взаимодействовать друг с другом
    • воспитание гуманного, бережного, заботливого отношения к окружающему миру, к зимующим птицам

    Оборудование и материалы:

    • предметные и силуэтные (для штриховки) картинки с изображением зимующих птиц
    • модели птиц на каждого ребенка
    • картинки зимующих птиц, подвешенные под потолком
    • магнитная доска
    • опорная схема для составления рассказа по теме "Зимующие птицы".
    • дидактическая игра "Назови по части целое"
    • дидактическая игра "Составь слово"
    • губки (по 2 штуки на каждого ребенка)
    • простые карандаши на каждого ребенка.

    Лексический материал: воробей, ворона, синица, снегирь, голубь, дятел, клест, сорока, кормушка, корм, зимующая, клевать, каркать и т.д.

    Ход занятия

    1. Организационный момент.

    Логопед: Сегодня на занятии нам предстоит выполнить много различных заданий. Чтобы успешно с ними справиться, нам надо как следует подготовиться. Давайте сделаем гимнастику для головы.

    Кинезиологическая гимнастика

    Логопед:

    • Сначала натянем "умную шапку". (Указательным и большим пальцами оттягивает мочки ушей вниз или имитирует завязывание узелка под подбородком.)
    • Теперь позеваем. (Открывает широко рот и нажимает указательными пальцами на середину щек.)
    • Покажем "умную сову". (Правую руку кладет на левое плечо и слегка надавливает, медленно поворачивает голову влево назад, затем вправо назад, меняет руку и повторяет движение головы.)

    Совушка-сова, Большая голова. На суку сидит, На всех глядит.

    (Дети вместе с логопедом выполняют каждое упражнение 3-4 раза.)

    Гимнастика для глаз "Найди названную птицу".

    (По заданию логопеда дети находят глазами, не поворачивая головы, подвешенную под потолком картинку с изображением названной птицы)

    Логопед: Молодцы! Теперь вы готовы к выполнению заданий.

    1. Обобщение материала по теме "Зимующие птицы"

    Логопед: Дети, вы наверное догадались, о ком мы сегодня будем говорить на занятии. (Ответы детей.) Правильно, о зимующих птицах. Каких птиц мы называем зимующими? (Зимующие – это те птицы, которые не боятся холода, остаются у нас зимовать и не улетают осенью на юг в теплые края). Назовите известных вам зимующих птиц. (Дети называют птиц, а логопед выставляет на магнитной доске их изображения – ворона, сорока, клест, свиристель, снегирь, синица, воробей, глухарь, голубь, дятел). А теперь давайте определим количество слогов в словах – названиях зимующих птиц. (Дети выполняют задание логопеда, отделяя слоги в словах сжатием поролоновых губок)

    Сейчас предлагаю вам отгадать загадки о зимующих птицах. (Дети отгадывают загадки, при этом один ребенок отыскивает изображение – отгадку на магнитной доске)

    Чик-чирик! К зернышкам прыг! Клюй, не робей! Кто это? (Воробей.)

    Красногрудый, чернокрылый, Любит зернышки клевать, С первым снегом на рябине Он появится опять. (Снегирь.)

    Черный жилет, Красный берет, Хвост как упор, Нос как топор. (Дятел)

    Белые щечки - Синяя птичка, Остренький клювик - Собой невеличка. Желтая грудка - Это …(Синичка)

    Ходит важно, Вперевалку. И воркует, и клюет. (Голубь.)

    • Что общего в строении у всех птиц? (2 крыла, 2 лапки, хвост, круглая головка, овальное туловище, перья, пух)
    • Чем они отличаются друг от друга? (Размеры, окраска, оперенье)
    • Давайте соберем модель, на которой представлены общие части тела всех птиц. (Дети собирают предложенную модель из деталей, лежащих у каждого на подносе)
    • Дидактическое упражнение “Для чего?” (Дети отвечают на вопросы логопеда)
    • Для чего птице клюв?
    • Для чего птице крылья?
    • Для чего птице лапки (перышки, хвост)?

    Логопед: А теперь давайте заштрихуем предложенные вам силуэты птиц. Следите за направлением штриховки (дети выполняют задание). Вы штриховали?

    Дети: Мы штриховали.

    Логопед: А теперь все дружно встали. Превратимся в птичек.

    1. Физминутка.
    1. Игра "Птички" (дети выполняют упражнения, повторяя их за логопедом)

    Птички прыгают, летают. Птички прыгают, поют. Чик-чирик, чик-чирик Птички крошки собирают, Зернышки клюют Перышки почистили, Перышки почистили, Клювики почистили, Клювики почистили. Дальше полетели И на место сели.

    • Имитируют руками взмахи крыльев и совершают повороты туловища в стороны.
    • Наклон вперед, пальцами рук, собранными вместе, постукивать по коленкам
    • Стоя прямо, совершать взмахи правой рукой
    • Стоя прямо, совершать взмахи левой рукой
    • Повороты головы вправо – влево
    • Имитируют руками взмахи крыльев
    • Дети садятся на стульчики.
    1. Логопед: Голодно и холодно птицам зимой. Люди заботятся о них, делают кормушки для птиц. Давайте же узнаем, какие птицы прилетели на нашу кормушку.

    Пальчиковая гимнастика "Кормушка"

    Сколько птиц к кормушке нашей Прилетело? Мы расскажем. Две синицы, воробей, Шесть щеглов и голубей, Дятел в пестрых перышках. Всем хватило зернышек. Н.Нищева

    • Ритмично сжимают и разжимают кулачки.
    • На каждое название птицы загибают по одному пальчику.
    • Опять сжимают и разжимают кулачки.
    1. Развитие навыков чтения.

    Логопед: Много птиц прилетело к нашей кормушке, чтобы отдохнуть и подкрепиться. У вас на столах слоги, написанные на разноцветных перышках. Если мы правильно составим с вами слова из этих слогов, то узнаем, чем питаются птицы зимой и чем мы можем их подкормить. Выложите, пожалуйста, слова из предложенных слогов. (Дети работают парами, и у них получаются разные слова: семечки, ягоды, крошки, семена, зерно, орешки, сало)

    • Перечислите составленные слова. Как можно назвать все это одним словом? (Еда, корм, пища)
    • Для кого этот корм? (Для птиц)
    • Чей это корм? (Птичий корм)
    • Чья это пища? (Птичья пища)
    1. Развитие связной речи.

    Логопед: Птицы поклевали приготовленное для них угощение и улетели. Остались только воробей, снегирь и сорока. Предлагаю составить об этих птицах описательные рассказы по опорным схемам.

    Логопед выставляет на магнитной доске рисунки, составляющие опорную схему рассказа в следующей последовательности:

    - Название птицы

    <Рисунок 1>

    - Какая это птица? Зимующая или перелетная?

    <Рисунок 2>

    - Эта птица крупная или мелкая?

    <Рисунок 3>

    - Назови части тела птицы, особенности ее внешнего вида.

    <Рисунок 4>

    - Чем питается зимой?

    <Рисунок 5>

    - Где ночует?

    <Рисунок 6>

    - Какую пользу приносит эта птица?

    <Рисунок 7>

    Дети составляют описательные рассказы

    1. Закрепление материала

    Логопед: Мы сегодня хорошо поработали на занятии. Для закрепления изученного, давайте поиграем в игру "Назови по части целое" и вспомним известных нам зимующих птиц. (Логопед показывает детям картинку с изображением отличительной части тела зимующей птицы, а дети должны назвать эту птицу).

    <Рисунок 8>

    <Рисунок 9>

    <Рисунок 10>

    <Рисунок 11

    <Рисунок 12>

    <Рисунок 13>

    Логопед: А теперь давайте согреем зимующих птиц ласковыми словами. Ласковое слово – что солнышко.

    Игра “Назови ласково”. Образование слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами:

    • птица – птичка, пичужка
    • синица – синичка
    • воробей – воробышек – воробьишко
    • снегирь – снегирек, снегирюшка, снегиречек
    • голубь – голубка, голубок
    • галка – галочка

    Логопед: Молодцы! Надеюсь, что птички услышали наши ласковые и добрые слова.

    1. Итог занятия.

    Логопед в беседе с детьми уточняет, о чем сегодня шла речь на занятии, дается дифференцированная оценка работы детей.

    7.05.2009

    xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

    Дошкольная логопедия: ПЕРЕЛЁТНЫЕ ПТИЦЫ

    Занимаемся дома.Лексическая тема для дошкольников 6 лет

    1. Назови  перелётную птицу на  этот звук:       [А], [Ц], [Г], [Л], [И], [С],  [Ж], [К]   

     

    2. Назови птенца и птенцов У грача  –  один   грачонок,  много  грачат У аиста – один   …            много      … У стрижа – один   …       много      …   У журавля – один  …       много      … У кукушки – один  …       много      … У скворца – один   …      много      … 3. Узнай перелётную птицу по силуэту (карточка в тетради) 4. Угадай и назови У какой птицы самая длинная шея? ...    (у лебедя) У какой птицы самые длинные ноги? … У какой птицы самый длинный клюв? … Какие птицы лучше всех поют? … 5.  Отгадай и выучи загадку  На одной ноге стоит, В воду пристально глядит. Тычет клювом наугад – Ищет в речке лягушат 6. Учим звуки [Л], [Ль] и букву «Л»  (карточка в тетради)

    tatyana1972.blogspot.com

    "Перелетные птицы" - Андреева С.Г. - Каталог файлов

    Тема: «Перелетные птицы».

    Программное содержание:

    • Закреплять знания детей о птицах;
    • Расширять словарь по лексической теме «Перелетные птицы»;
    • Развивать внимание, память, монологическую речь, логическое мышление;
    • Закреплять стойкий познавательный интерес к изучаемой теме через привлечение разного дидактического материала;
    • Воспитывать любовь к природе и заботу о птицах.

    Оборудование: аудиозапись «Голосов птиц», слайдовая презентация, картинки с изображением птиц, трафареты с изображением птиц.

    Предварительная работа:

    Воспитатель заранее предлагает группе детей с помощью родителей подготовить сообщения по теме «Перелетные птицы». Обращает внимание родителей на то, что сообщение должно быть составлено из 5-6 простых предложений, включающих основную информацию о птице. Сообщение должно быть проиллюстрировано.

    Ход занятия:

    Дети проходят в группу и встают полукругом. Звучит аудиозапись голосов улетающих птиц, включается показ слайдов с изображением стаи улетающих птиц. Воспитатель читает стихотворение Е. Благининой «Улетают, улетели».

    Скоро белые метели

    Снег поднимут от земли,

    Улетают, улетели, улетели журавли.

    Не слыхать кукушку в роще,

    И скворечник опустел,

    Аист крыльями помашет –

    Улетает, улетел.

    Лист качается узорный

    В синей луже на воде.

    Ходит грач с грачихой черные

    В огороде, на гряде.

    Осыпаясь, пожелтели

    Солнца редкие лучи.

    Улетают, улетели,

    Улетели и грачи.

    Воспитатель: Ребята, вы догадались, о ком сегодня мы будем говорить на занятии?

    Дети: О птицах.

    Воспитатель: Да, о птицах. Точнее о перелетных птицах. А кто-нибудь знает из вас, почему птиц называют перелетными?

    Дети: Улетают в теплые края.

    Воспитатель: Перелетные птицы – это птицы, которые половину года проводят с нами, а во второй половине покидают нас, отправляясь в другие страны. Кто из вас может позвать перелетных птиц?

    Дети: Ласточки, грачи, кукушки, утка, лебедь, скворцы, соловьи, дрозды.

    Воспитатель выставляет на мольберт картинки с изображением называемых детьми птиц, дополняет.

    Воспитатель: А как вы думаете, почему эти птицы улетают от нас осенью?

    Дети: Становится холодно, нечего есть

    Воспитатель: Правильно, им нечего есть. Давайте вспомним, что служит им кормом? Дети: Комары, мухи, жуки.

    Воспитатель: Да все эти птицы питаются насекомыми. Но осенью все насекомые исчезают. Наши птицы лишаются основного корма и вынуждены улетать в теплые края. Значит, что страшнее птицам зимой – холод или голод? Конечно, голод.

    Воспитатель предлагает детям сесть за столы.

    Воспитатель: А теперь я хочу проверить, действительно ли вы хорошо знаете перелетных птиц? Сейчас вы закроете глаза, а я положу перед вам трафареты с изображением птиц. Обведите изображение пальцем и постарайтесь угадать, что за птица перед вами.

    Дети выполняют задание. Если ребенку трудно. Предлагаю открыть глаза и назвать птицу, а потом закрыть глаза и обвести контурное изображение пальцем.

    Подвижная игра «Цапля»

    Ход игры: Один ребёнок- «цапля». Остальные дети -  «лягушки».

    Они встают врассыпную. По сигналу ведущего ребёнка – «цапля» начинает выполнять ходьбу с высоким подниманием колена вдоль одной из сторон зала, произнося слова:

    Птица с длинными ногами

    по болоту шагает лягушат считает:

    - один, два, три, четыре, пять-

    Надоело мне считать.

    Дальше-шесть, а после – семь.

    Быстро всех лягушек съем!

    «Лягушата» в это время выполняют любые прыжки на месте или с продвижением. С окончанием слов «Цапля» начинает бег с ловлей и увёртыванием. Ребёнок, которого запятнали, выбывает из игры.

    Дети садятся на свои места.

    Воспитатель: Дети нашей группы с помощью родителей подготовили сообщения о перелетных птицах. Давайте внимательно их послушаем.

    Дети выступают с сообщением.

    Воспитатель подводит итог занятия, уточняя у детей, что интересного и полезного они узнали на этом занятии.

    Рефлексия

    zubareva.ucoz.ru

    Конспект занятия «Зимующие птицы»

    Занятие по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи на тему

    «Зимующие птицы»

    для детей с ЗПР

    (подготовительная группа)

    Программное содержание: расширение и активизация словаря детей по теме, закрепление в речи названий зимующих птиц, их частей тела; закрепление обобщающего понятия «Зимующие птицы»; развитие мышления детей на материале описательных загадок; развитие связной речи детей: умение составлять рассказ по опорным схемам; развитие слуховой памяти, мышления, восприятия, общей и мелкой моторики пальцев рук; воспитание гуманного, бережного, заботливого отношения к окружающему миру, к зимующим птицам

    Оборудование и материалы: предметные и силуэтные (для штриховки) картинки с изображением зимующих птиц; опорная схема для составления рассказа по теме «Зимующие птицы»; дидактическая игра «Назови по части целое»; простые карандаши на каждого ребенка.

    Ход НОД

    1. Орг.момент

    Игра «Повтори, не ошибись»: синица-воробей-галка, снегирь-дятел-свиристель и т.д.

    2. Основная часть

    - Кого мы называли?

    - Птицы бывают домашними, перелетными, зимующими. Как вы думаете, каких птиц называли мы?

    - Почему мы называем их зимующими?

    3. Д/упражнение «Отгадай загадки»

    - Сейчас предлагаю вам отгадать загадки о зимующих птицах (Дети отгадывают загадки, при этом одновременно выставляются на доску картинки-отгадки)

    Чик-чирик!

    К зернышкам прыг!

    Клюй, не робей!

    Кто это? (Воробей)

    Красногрудый, чернокрылый,

    Любит зернышки клевать,

    С первым снегом на рябине

    Он появится опять. (Снегирь)

    Я по дереву стучу,Червячка добыть хочу,Хоть и скрылся под корой- Все равно он будет мой! (Дятел)

    Белые щечки -

    Синяя птичка,

    Остренький клювик -

    Собой невеличка.

    Желтая грудка -

    Это …(Синичка)

    Ходит важно,

    Вперевалку.

    И воркует, и клюет. (Голубь)

    Окраской – сероватая,

    Повадкой – вороватая,

    Крикунья хрипловатая -

    Известная персона.

    Кто она? (Ворона)

    - Каких еще зимующих птиц вы знаете?

    - Что общего в строении у всех птиц? (2 крыла, 2 лапки, хвост, круглая головка, овальное туловище, перья, пух)

    - Чем они отличаются друг от друга? (размеры, окраска, оперенье)

    4. Д/упражнение «Штриховка»

    - А теперь давайте заштрихуем предложенные вам контуры птиц. Следите за направлением штриховки каждой части тела птицы.

    - А теперь все дружно встанем. Превратимся в птичек.

    Физкультминутка

    Игра «Птички» (дети выполняют упражнения, повторяя их за логопедом)

    Птички прыгают, летают. (Имитируют руками взмахи крыльев

    Птички прыгают, поют. и совершают повороты туловища в стороны)

    Чик-чирик, чик-чирик

    Птички крошки собирают, (Наклон вперед, пальцами рук, собранными

    Птички зернышки клюют вместе, постукивать по коленкам)

    Перышки почистили, (Стоя прямо, совершать взмахи правой рукой)

    Перышки почистили, (Стоя прямо, совершать взмахи левой рукой)

    Клювики почистили, (Повороты головы вправо – влево)

    Клювики почистили.

    Дальше полетели (Имитируют руками взмахи крыльев)

    И на место сели. (Дети садятся на стульчики)

    5. Д/игра «Покорми птиц»

    - Голодно и холодно птицам зимой. Люди заботятся о них, делают кормушки для птиц.

    - Что же мы положим в кормушку для птиц?

    6. Составление описательного рассказа

    - Птицы поклевали приготовленное для них угощение и улетели. Остались только воробей, снегирь и сорока. Предлагаю составить об этих птицах описательные рассказы по опорным схемам.

    - Название птицы

    - Какая это птица? Зимующая или перелетная?

    - Эта птица крупная или мелкая?

    - Назови части тела птицы, особенности ее внешнего вида.

    - Чем питается зимой?

    (Дети составляют описательные рассказы)

    7. Игра «Назови по части целое»

    - Давайте вспомним известных нам зимующих птиц. Каждый возьмет у себя на столе картинку с изображением отличительной части тела зимующей птицы и назовет эту птицу.

    - Например, у меня желтогрудая синичка.

    8. Игра «Назови ласково»

    - А теперь давайте согреем зимующих птиц ласковыми словами. Ласковое слово – что солнышко.

    Слова: птица, синица, воробей, снегирь, голубь, галка, сова, ворона

    9. Игра «Мы знаем зимующих птиц»

    10. Итог.

    xn--j1ahfl.xn--p1ai