Школьный ассистент - готовые сочинения по русскому языку и литературе. Синяя птица образ


В мифологии каких стран присутствует синяя птица? Что она символизирует?

Самый красивый из птиц нашей страны - синий соловей, самый нарядный из всех соловьев, синяя птица счастья из южной тайги.

Соловьи улетают в сентябре. В мае они прилетели в Таврический сад, в кусты сирени вдоль межевой решетки с оранжерейной территорией, близ самостийного выхода на Шпалерную улицу, с видом на зады Таврического дворца. Слишком близко к власти, императоры любят соловьев в клетках. "Скоро тринадцать лет, как соловей из клетки вырвался и улетел. И, на ночь глядя, таблетки богдыхан запивает кровью проштрафившегося портного, откидывается на подушки и, включив заводного, погружается в сон, убаюканной ровной песней". Иосиф Бродский, "Письма династии Минь". Бродский часто вспоминал в стихах птиц. Конкретных - ястребов, уток, чаек, грачей, ворон, скворцов, дроздов (соловьи - род семейства дроздовых, кстати) . Абстрактных -- как обобщение, символ: "…чем слышнее куплет, тем бесплотнее исполнитель". Алмазное описание соловья. Но в другой сиюминутной поэтической реальности Бродского он безвинно поплатился за свое сладкоголосие и стал частью декорации интернационального мифа о благополучии: "Соловей будет петь нам в зеленой чаще" (см. "Песня невинности, она же - опыта").

Внезапно, в ходе изысканий, увиделось, как льнет к этой метафоре причудливый образ в стиле рэгги, залетевший в голову БГ почти 30 лет спустя: "У нас был ящик со святым, но с него сбили пломбу, а где-то внутри все равно поет мутант-соловей… "

В Санкт-Петербург соловьев завезли по приказу императрицы Анны Иоанновны (Бирон, русско-турецкая война, Ломоносов, Ледяной дом и т. д. ) в первой половине XVIII века из южных губерний России. Они должны были услаждать слух горожан, оставаясь на свободе, поскольку тут же был издан закон (и полиция следила за его выполнением) , запрещающий ловить этих певчих птиц. По инициативе петербургских историков, поддержанной бизнесменами и людьми искусства, скоро будет объявлен конкурс проектов памятника петербургскому соловью.

Приятно в белые ночи внимать соловьям, сидя на почти горизонтальном стволе старой ивы и глядя на молодую иву напротив. Ива - абсолют дерева, над ней, сквозь нее - полная луна, абсолют луны, над луной ясная звезда - абсолют звезды. И над всем этим, вокруг всего -- соловьи. Почти по БГ: "Половина соловьиная падь, Половина алеет восток".

otvet.mail.ru

Во многих культурах Счастье имеет образ Птицы.. почему??

Почти все люди имеют свою сокровенную мечту. Одни мечтают о личном счастье, другие – о благополучии общества. Но мечты всех людей сливаются в единую мечту о счастье человечества. Именно из этой мечты возведён величественный Замок Счастья. . И живёт в этом сказочном Замке-лабиринте, конечно же, не минотавр, а Синяя Птица. Она – истинная королева птиц. Есть в ней что-то от гордого орла, что-то от нежного голубя – лучшие черты всех птиц Земли присущи ей. Синяя Птица – королева по величественности и красоте, а не по закону деспотичной власти. Истинная её задача – приносить Счастье и Удачу людям.

Птица счастья* - мифопоэтический образ народов России, символизирующий семейное счастье и благополучие. Образ птицы - это образ посредника между нашим земным миром и небом, в котором есть покой и истинное счастье, к которому мы все стремимся.

Многозначный образ, одновременно и философский и будничный; не надо ходить далеко, надо уметь видеть счастье рядом, уметь дарить добро людям; Синей птицей может быть и простая птичка Жизнь сама по себе является счастьем; солнце и жизнь сильнее смерти; счастливым становится тот, кто дарит счастье другим.

Издавна птица считается связующим звеном между землей и небом, человеческим и божественным. Птицу называют еще проводником души.

В языческой мифологии фигурирует «утица» . По легенде утка достала землю со дна первородного океана, помогла создать земную твердь.

Летящая птица напоминает солнце - языческий символ животворящего начала. Христианская мифология утверждает, что символ Святого Духа - голубь. Голубь явился Деве Марии в Благовещение, голубь - Святой Дух спускается с небес во время крещения Христа.

Поэтому щепная деревянная птица, которую стали делать на Руси еще более трехсот лет назад, приобрела очертания голубя.

Щепная птица, вероятно, стала побочным промыслом кораблестроения. На ее изготовление идет корабельная сосна, причем только комлевая ее часть (три метра от земли, где нет веток) . Архангельск и Воронеж оспаривают первенство «колыбели» русского флота. Однако именно в Архангельске сошел со стапелей первый корабль «Святой Павел» . Он на шесть лет опередил первый воронежский корабль «Божье провидение» . Хотя разница по времени небольшая, но, по всей видимости, рачительный Петр I решил не тратиться на обучение воронежцев в Голландии и переселил к ним, в район Шипова леса, мастеров из Архангельска. Они уже успели пройти Амстердамскую школу. Первое, что делали переселенцы на новом месте - вешали в избе оберег - птицу счастья. Они-то и научили местных жителей секретам изготовления чудо-птиц.

Считается, что эта птица приносит счастье. Когда-то ее, как фамильный тотем-оберег подвешивали в переднем, красном углу деревянной горницы, где стоял обеденный стол. По вечерам на него ставили самовар, и резная птица вдруг начинала торжественно вращаться вокруг своей оси. Медленно кружила она над столом, заглядывая во все уголки избы, как бы проверяя, все ли в порядке, все ли в сборе и не нарушен ли чем семейный лад.

otvet.mail.ru

5) Философия счастья в «Синей птице» М. Метерлинка. Образ ребенка. Основные символы.

 

Своего рода итогом этого наиболее яркого периода творчества Метерлинка стала «Синяя птица» (1908), феерическая сказка, где художник воплощает представление о сокровищах «незаметной» человеческой души и повседневной жизни, об отваге и дерзании, необходимых людям. В «Синей птице» предельно наглядны основные мотивы творчества Метерлинка: это, например, развенчание примитивных радостей низшего, сугубо материального порядка («Тучные блаженства») в сопоставлении с неотъемлемыми духовными ценностями человеческой натуры, конкретизируемыми как «Радость быть справедливым», «Радость быть добрым», «Радость завершенной работы», «Радость мыслить», «Радость созерцать прекрасное» и т. д., вплоть до «Радостей, которых люди еще не узнали». "Синяя Птица" посвящена вопросу о поисках счастья. По мысли Метерлинка, Синяя Птица и есть не что иное, как символ счастья, которое люди ищут повсюду в прошлом и будущем, в царстве дня и ночи, не замечая, что это счастье находится у них под рукою, в их собственном доме, так что, в сущности, счастье искать не надо, а только увидеть: оно везде. Когда Тильтиль в "Садах Блаженств" с недоумением спрашивает, неужели у него дома живут Блаженства, в ответ ему раздается дружный хохот Блаженств. "Слышали? Живут ли Блаженства в его доме? Да знаешь ли, мой бедный мальчик, их столько там, что они выпирают двери и окна". Правда, все это такие Блаженства, вроде Блаженств голубого неба, солнечных часов, заходящего солнца и зажигающихся звезд, из-за которых не ведется социальная борьба и не льются реки слез и крови. Важно отметить то огромное искусство, с которым Метерлинк использовал встреченный им у Новалиса намек на души предметов и превратил этот намек в такую яркую толпу живых образов, влив свежую кровь в театральную технику? "Синяя Птица" останется надолго, может быть навсегда, лучшей феерией, которая глубиной замысла поднимает детей до понимания самых сложных истин и яркостью формы позволяет взрослым скинуть с себя бремя лет и взглянуть на мир детскими глазами. ТИЛЬТИЛЬ И МИТИЛЬ — герои феерии М. Метерлинка «Синяя птица», маленький мальчик в костюме Мальчика-с-Пальчика, его младшая сестричка в платье Красной Шапочки. Через костюмы героев Перро автор стремится привлечь внимание к сказочной стихии пьесы. Образ ребенка довольно частое явление в драматургии Метерлинка. Причем, как правило, это символ, который имеет, по наблюдению Б.И.Зингермана, два значения: символ неведения, безвинного, беспомощного страдания и образ чистых надежд, обращенных в будущее, к счастливым, не родившимся еще поколениям. Вместе с тем Т. и М. вполне живые дети, без нарочитой символической окраски. Они, как и многие их сверстники, радуются подаркам, ждут праздников, особенно Рождества, любят сладости и игры. Но их отец всего лишь бедный дровосек, поэтому Т. и М. только в мечтах съедают по «четырежды двенадцать» пирожных, не забыв при этом поделиться друг с другом. Они действительно очень милые, добрые, общительные и хорошо воспитанные дети. Однажды под Рождество явилась к ним фея и отправила их в путешествие по удивительным местам. То ли это происходило в мечтах, то ли во сне, а может быть, и на самом деле случилось, но по настоянию этой странной феи и с ее чудодейственным алмазом в руках Т. и М. пошли искать Синюю птицу, которая должна помочь выздороветь заболевшей внучке феи. Они побывали в волшебном мире, где действуют не предметы и вещества, а их души — душа Сахара, душа Воды, душа Часов и т.д. Они посетили Страну воспоминаний, где встретились со своими Бабушкой, Дедушкой, умершими в детстве братиками и сестричками, побеседовали с Лазоревыми детьми из Царства Будущего. Но Синей птицы так и не нашли. И это не удивительно: во всех этих чудесных местах Синей птицы — символа счастья — быть не могло. Эта диковинная птица всегда находится рядом. Главное — вовремя разглядеть ее. Т., не раздумывая, отдает свою горлицу, которая давно уже живет в клетке у него в комнате, больной соседской девочке, и горлица становится синей. Подарив счастье ближнему, Т. и сам начинает все видеть по-другому — более красивым, новым, значительным. Горлица, став синей, вырывается из рук девочки-соседки и улетает. «Ничего, не плачь, я ее поймаю», — успокаивает девочку Т. Он обращается к зрителям (или читателям): «…если кто-нибудь из вас ее найдет, то пусть принесет нам — она нам нужна, чтобы стать счастливыми в будущем…» Несомненно, что и сам Т. постарается сдержать обещание и вместе со своей сестрой вновь отправится в поход за Синей птицей. Герои вернулись из своего дивного путешествия повзрослевшими и помудревшими. Они поняли, что счастье — не в обладании Синей птицей, а в ее поиске.

koshkathebest.livejournal.com

Ответы@Mail.Ru: Синяя птица - птица счастья, это миф или реальность?

"Говорят что за эти годы Синей птицы пропал и след Что в анналах родной природы Этой твари в помине нет Говорят что в дальние страны Подалась она навсегда Только я заявляю прямо Это полная ерунда... " __________________

Синих птичек в природе предостаточно:

* Синяя птица (вид) (лат. Myophonus caeruleus) — вид птиц семейства дроздовых.

* Лазурные птицы (лат. Sialia, англ. Bluebird, буквально «Синяя птица» ) — род птиц семейства дроздовых.

* Белогрудый зимородок (Halcyon smyrnensis)

Выражение «гоняться за синей птицей» у некоторых европейских народов означает «искать счастья» . В России образ синей птицы стал известен и популярен с начала XX века благодаря пьесе бельгийского писателя М. Метерлинка «Синяя птица» .

Синяя птица стала символом прекрас­ной, но недостижимой мечты.

Недостижи­мой, потому что синей птицы, как счита­лось, нет в природе.

Но, оказывается, си­няя птица, более того, птица именно с та­ким названием, существует. Она относится к отряду воробьиных, семейству дроздо­вых, живет в горах Южной и Средней Азии, например в Гималаях и на Тянь-Шане.

СИНЯЯ ПТИЦА (Myophonus caeruleos), род птиц семейства дроздовых – необычайно красивое существо. В тени ее оперенье бархатно-черное, а на солнце переливается то ярко-синим, то лиловым цветом. Клюв жёлтый. Длина ее тела немалая – до полуметра. Хвост длинный, загнутый книзу, а крылья короткие. Голову украшает низкий красный гребешок. Селится парами по берегам горных рек. Массивное гнездо строит на скале над водой, иногда даже за водопадом, делает его из мха, травинок, корешков и грязи. Кладка состоит из 4-5 бледно-зеленоватых или розоватых с более темными крапинками яиц. Называют птицу аджиром или лиловым дроздом.

Осенью основной пищей синих птиц яв­ляются плоды и семена шиповника, боя­рышника, дикого винограда, шелковицы, а в другое время года — личинки, насеко­мые, моллюски. Синие птицы любят селиться в горных ущельях, вблизи озер, рек и ручьев. Они обожают купанья, после которых не отря­хиваются, как большинство пернатых, а долго бегают по камням, пока не обсохнут перья.

Справедливости ради нужно сказать, что Метерлинк не мог знать о существова­нии синей птицы, тем более что в западно­европейских языках ее название не связа­но с цветом.

Птица синяя - птица сильная. Вслед за нею приходит счастье. Прилагай или нет усилия, Но над ней все равно не властен.

Можешь ждать, можешь вдаль глядеть, Вперив свой несчастливый взор.

Только вряд ли решит лететь, Твой услышав надрывный зов.

Можешь жить, к небу нос задрав, Грезить сказками наяву.

А у птицы - несносный нрав: Прилетает, когда не зовут.

otvet.mail.ru

Воплощение принципов символистской драмы в пьесе М. Метерлинка «Синяя птица» - ЗАНЯТИЕ - ПРАКТИЧЕСКИЙ КУРС - История зарубежной литературы XIX

ЗАНЯТИЕ 15

Тема:

Воплощение принципов символистской драмы в пьесе М. Метерлинка «Синяя птица»

 

ПЛАН

• Концепция «театра молчания» и ее дальнейшее переосмысление, создание «пьесы - беседы души».

• «Синяя птица» - светлая лирическая феерия о высших ценностях человеческого бытия.

• Символический смысл сюжета поисков Синей птицы и символістська картина мира в пьесе.

• Проблемы человеческих возможностей познания сферы Неизвестного, настоящих и искусственных радостей жизни.

• Образы Тільтіля и Митиль - символ человечества, что делает первые шаги в постижении смысла и гармонии бытия.

• Многозначность образа Синей птицы.

 

Задания для подготовительного периода

• Подберите цитатний материал к образам Тільтіля и Метель.

• Определите символические образы пьесы.

• Схематично подайте путь поисков Синей птицы.

• Составьте тесты, схемы, ребусы, кроссворды, чайноврди.

 

Литература

• Грабовский A. B. «Человек - наивысшее божество». К уроку по феерией М. Метерлинка «Синяя птица». 10 класс. // Зарубежная литература в средних учебных заведениях Украины. - 2004. - №3. - С. 39-42.

• Rogosinski В. Какого же цвета метерлінківський птица? // Всемирная литература и культура в средних учебных заведениях Украины. - 2006. - № 1. - С. 28.

• Назарец В.Н., Васильев Является. М., Пелех Ю.В. «Визитная карточка» Г. Метерлинка // Всемирная литература и культура в средних учебных заведениях Украины. - 2006. - № 1. - С. 25-27.

• Шкурко О. Вслед за птицей счастья. Изучение пьесы-феерии М. Метерлинка «Синяя птица». 10 кл. // Зарубежная литература. - 2006. - № 13. - С. 17-22.

 

Инструктивно-методические материалы

В 1908 г. из-под пера Метерлинка появилась пьеса - сказка «Синяя птица», которая стала самым известным его произведением. В этом же году она впервые была поставлена в России на сцене Художественного театра и выдержала более двух тысяч спектаклей.

«Синяя птица» - одна из крупнейших по объему пьес Метерлинка - шесть действий на двенадцать картин. Автор старательно, со многими подробностями выложил не только то, какими должны быть декорации каждой картины, но и к следует причудливо надеть многочисленных персонажей, которых в этой романтической сказке более семидесяти. К тому же некоторые из них довольно необычные, как, например, Насморк, Дух Бука, Сытный Блаженство или Король Девяти Планет. Большие Радости драматург посоветовал одеть в «яркие одежды тонких и нежных оттенков: розы, что мерцает на солнце вод, янтарной росы, утренней лазури и т. д.». А вот многочисленных животных он видел в стилизованной крестьянской одежде. Яркие и прозрачные краски сценических костюмов существенные для данного произведения, ибо они были элементом его общей радостной, полной светлых надежд атмосферы. Даже такой персонаж пьесы, как Ночь, отмечался не мрачностью, а загадочной красотой. На ней должны были быть «широкая черная, с огненно-золотистым оттенком риза, усыпанная звездами, таинственно сверкают. Вуаль, темно-красные маки и т. д.». Когда в 1907 году Московский Художественный театр начинал репетиции «Синей птицы», режиссер, каким был руководитель театра Константин Станиславский, обратившись к труппе, говорил, что для этой пьесы нужны новые сценические средства, чтобы лучше воссоздать сновидения, мечты, предчувствия, свойственные драматургии Метерлинка, что это невозможно передать традиционными театральными приемами. Представление имело быть наивной, простой, легкой, радостной, как сон десятилетнего ребенка, и в то же время - грандиоВНОй, потому что она должна была воплощать мечту великого поэта. Она призвана восхищать детей и пробуждать серьезные размышления у взрослых.

Сам сюжет произведения несложен. Дочь и сын Дровосека в рождественскую ночь засыпают в своих кроватях и увидели один распрекрасный сон. К ним появилась маленькая старая женщина в зеленом платье и красном колпачке, одноглазая и хромая. Это Фея Берилюна, которая послала детей на поиски Синей птицы. Он был ей нужен для очень больной внучки. Сама Фея не могла покинуть своего горшка с супом, который варился в печи. Вот почему она отправила на поиск детей, дав им волшебный зеленый шляпка с бриллиантом, который чудодейственно возвращал людям способность видеть сущность вещей, души, всего, что их окружало, наделяло их этим «ясновидением», той проницательностью, что за внешностью, за оболочкой осягало настоящего, самого главного. Это была мечта и задача поэтов - символистов, современников Метерлинка. Если бриллиант повернуть в ту или иную сторону, то можно заглянуть в прошлое или будущее. Мальчик вернул бриллиант - и бедная комната Дровосека превратилась в феерически красивый зал, а из всех вещей выпрыгивали их своеобраВНО одеты души. Некоторые из них собирались сопровождать Тільтіля и его сестренку Митиль в их странствовании за Синей птицей. Все дальнейшие действия и картины пьесы - вехи на пути поиска загадочного птицы. Нет в Стране Воспоминаний, где дети встретили своих умерших деда и бабушку, ни в Царстве Ночи, где за закрытыми дверями прятались призраки, болезни, войны, ужасы, духи тьмы, а также ароматы, потухшие звезды, светлячки и соловьиный пение, птицы не было. И в лесу среди Духов Деревьев его не значили. Не прятался птица и на печальном кладбище, где с розчахнутих могил поднимались не мертвецы, а удивительные цветы, потому что «мертвых не было»; и в Садах Блаженств, где судьба собрала все радости плоти и духа, которые, однако, еще не доступные людям; и в Царстве Будущего, в котором еще не рожденные дети готовились к появлению на свет. Наконец, через год блужданий дети в сопровождении своей доброй помощницы и спасительницы Души Света вернулись к калитке родного дома. В последней, двенадцатой картине пьесы Тильтиль и Митиль проснулись в залитой солнцем комнате в своих кроватках. Они не сразу смогли поверить, что все блуждания в распрекраснейших и страшных мирах им только приснились. Однако к ним пожаловала старая соседка, похожая на Фею Берилюну. Ее больная внучка очень хотела бы получить на Рождество в подарок птичку Тільтіля. Вдруг мальчик заметил, что его горлица стала почти совсем синей: «Да ведь это и есть тот Синий птица, которого мы искали!.. Мы за ним ходили в такую даль, а он, оказывается, здесь!..». Он снял клетку с птичкой и подарил ее соседке госпожа Барленго (это и есть Берилюна) для больной внучки. Однако это не финал пьесы. Было бы слишком просто и банально толковать символ Синей птицы лишь как скромное счастье семейного очага. И автор не удовлетворился такой символикой. Подарена горлица принесла радость больной девочке лишь на мгновение, потому что вырвалась из рук и вылетела. Счастье нельзя задержать, присвоить, приручить. Оно всегда впереди, всегда в мечтах и надеждах, за ним надо идти всю жизнь, ища его во всех всюду - замечательное, светлое, неуловимое. Таким выдался главный символ драматической сказки Метерлинка. Синяя птица, как и Синяя цветок романтиков, не дался в руки, он только привлекал нас всю жизнь, определял наши чаяния и деяния.

Простой сюжет пьесы типичный для фольклорной, а довольно часто и для литературной сказки. Это опасное путешествие смелого и благородного героя, который должен преодолеть ради счастья, любви, богатства разные препятствия, победить чудовища и стихии, вернуться домой победителем. Мальчик Тильтиль вполне отвечал своими человеческими качествами фольклорного образа положительного героя. Он - мужественный, добрый, благородный, искренний и благодарный, воплощающий высшие качества мужчины, хоть и был еще маленьким мальчиком. А Митиль - настоящая маленькая женщина и во всем хорошем, и в своих слабостях. Детей, как это не раз бывало в сказке, сопровождали животные - Пес и Кошка, также были носителями черт, присущих таким сказочным животным, - отважный, благородный Пес, надежда хозяина, и льстивое, коварная, хитрющая Кошечка, которой никак не могла «раскусить» наивная Митиль. Другие спутники брата и сестры - Хлеб, Огонь, Вода, Молоко, Сахар - существа сказочные и знаковые, которые представляли различные человеческие нравы, разные темпераменты и типы поведения. Огонь, конечно же, горячий, подвижный, легко вспыхивал гневом; у Воды - глаза всегда на мокром месте; Сахар - рафинированно изящный и сладкий; Хлеб - добродушный толстяк. Однако все эти персонажи психологически сложнее, чем фольклорные.

Другие герои, которые появлялись только в отдельных картинах, чаще всего имели значительное символическое и философское нагрузки, как, например, Сон, Смерть, Духи Деревьев, Животные, разные Блаженства, Время, Голубые Дети и др. Они воплощали разные аспекты, разные временные плоскости, разные ценности человеческой жизни, человеческую память и представления о будущем и т.д. Удивительно красивые, поэтические, таинственные картины пьесы тоже имели символическое значение, внушали определенное эмоциональное состояние. Автор все время комментировал, каким должно быть освещение той или иной картины, создал настоящую световую партитуру пьесы - сказки. Освещение тоже связано с настроением персонажей и зрителей и общим оптимистичным звучанием целого.

В своем труде «Сокровища смиренных» Метерлинк утверждал, что победа добра - это дело не далекого будущего, она уже состоялась, моральные сокровища спрятаны не где, а в нашей собственной душе, их надо только осветить, чтобы они заиграли тысячами цветных огней, как самоцветы. По-другому эту же мысль он высказал в «Синей птице». Счастье - многогранно, оно во всем, что нас окружало: природе, семье, домашнем уюте, ежедневной работе, в дружеском общении, поддержке других и щедрой отдачи своего тепла людям.

Нельзя не согласиться со словами переводчика и критика Н. Минского: «"Синяя птица" останется надолго, возможно навсегда, лучшей феерией, глубиной замысла поднимает детей к пониманию сложнейших истин и яркостью формы дает возможность взрослым сбросить с себя груз лет и посмотреть на мир детскими глазами».

Новые взгляды Метерлинка на жизнь в целом и творчество в частности воплощено в созданной 1908 года философской драме - сказке «Синяя птица». Сказка богата на фантастику, ее главные герои легко переносились в волшебный мир сказочных образов. Персонажи, которые окружали Тільтіля и Митиль, - Кот в сапогах, мальчик - с-пальчик, фея, пес в одежде лакея Золушки, Хлеб в одежде Синей Бороды - напоминали персонажей разных сказок. Сюжет пьесы также типично сказочный: главный герой отправился на поиски счастья, которое приходилось добывать в борьбе с силами, которые противостояли ему. Драма Метерлинка в большей степени романтична, чем символістська.

Каждая следующая картина пьесы раскрывала специфическое видение драматургом мира, его понимание моральных обязанностей людей. Вместе с детьми в дальнюю дорогу отправились Души Света, Хлеба, Сахара, Кошка, Пес. Рядом с ними - Душа Огня, что вылезла из очага, Душа Воды, появившейся из крана, Душа Часов. Одни из них были символами трусости, фальшивости, подобострастия, злодеяний, другие олицетворяли добро. Тучные Блаженства и Найгладше Блаженство - это отражение самодовольного и тупого мещанства, а Душа Светлая была символом познания нового. Одни из них радостно открывали свою душу человеку и готовы помочь, а другие, например, Кошка, Ночь, пытались помешать детям поймать Синюю Птицу, потому что боялись разоблачить себя, чтобы не потерять таким образом собственной независимости. Кошка так говорила об этом: «Мы все, здесь присутствующие, - Животные, Предметы, Стихии - обладаем Душой, которую Человек до сих пор не разгадала. Только благодаря этому мы еще не совсем потеряли независимость. И как только она найдет Синюю Птицу, поймет все до последнего, уярмить нас...»

Наделяя душами окружающий мир, Метерлинк преодолевал страх перед неизвестным во Дворце Ночи. Он открывал двери одни за одними, и перед ним предстали разгаданные и неразгаданные тайны природы - и ужасы, и красота Ночи: Звезды, Соловьиный пение, Светлячки, Росы лесов и долин, Ночные Ароматы.

Силу Человека, его превосходство над другими силами природы подтвердили слова Духа Дуба: «Вы боитесь Человека... Даже беспомощные, беззащитные дети вызывают у вас непонятный страх, что именно и делает нас всех рабами Человека!...». Страх Человека - от незнания. Неведомое заставляло человека бояться окружающего мира. Сцена Кладбища продемонстрировала понимание маленькими героями безосновательности своих представлений о потустороннем мире как о чем-то страшном: охапки цветов поднимались из могил, а вместо ужасов предстала прекрасная картина сада, гимн Солнцу и Жизни.

Путь к счастью - долгий и трудный, истина никому не давался легко. Побороть страх перед неизвестным еще не означало обеспечить успех в достижении цели. Глубоко символичной была сцена в волшебных садах, где сосредоточены все земные Радости и Блаженства. Познание их познанием самого себя. Чтобы постичь истину, нужно иметь силу воли побороть в себе слабость, быть целеустремленным, твердым в достижении цели, не поддаваться искушению Блаженств, которые могли повредить познанию истины, сделать невозможным истинное счастье. Надо сопротивляться и Блаженству Быть Наглым, и Блаженство Ничего Не Знать, и Блаженство Спать Больше, Чем Нужно и др. Спасаясь от них, Тильтиль повернул Бриллиант, и перед нами предстала символическая сцена: все эти Блаженства бросились искать спасение в пещере Несчастий - там, куда приходил человек, которая не могла устоять перед соблаВНОм быть богатым, ничего не знать, долго спать.

Но, кроме негативных Блаженств, жили в мире и другие доступные каждому Блаженства, которые надо уметь видеть и чувствовать. На земле их гораздо больше - это Детские Блаженства, Блаженство Быть Здоровым, Блаженство Дышать Воздухом, Блаженство Любить Родителей, Блаженство Голубого Неба, Блаженство Солнечных Дней, Блаженство Дождя, Блаженство Зимнего Огня и др. Наряду с ними существовали Большие Радости: Радость Быть Справедливым, Радость Быть Добрым, Радость Завтрашней Труда, Радость Думать, Радость Понимать, Радость Материнской Любви.

Царство будущего - это гимн человеку, его неограниченным и прекрасным возможностям, это яркий пример веры драматурга в том, что человек сумеет раскрыть тайны природы, сделать жизнь лучше. Единственный, от кого зависел приход будущих изобретателей, ученых, философов, которые сумели бы осчастливить человечество, - это Время. В пьесе старик Время строго следил, чтобы люди сумели познать новое тогда, когда придет время.

Рисунки Царства Будущего подтвердили мнение, что судьба человека решалась не ею. Уже каждый ребенок знал, что его ждало на земле, какова ее судьба. Это - неизбежная смерть. «Ребенок: «Я несу три болезни: скарлатина, коклюш, корь». Тильтиль: «Вот и все. А потом что ты будешь делать?» Ребенок: «Потом. Потом я уйду от вас...» Тильтиль: «стоило Ли приходить?» Ребенок: «Разве это от нас зависит...»

Метерлинк глубоко убежден в том, что Человек имел высокое назначение в жизни: она должна оставить после себя след на земле. Об этом свидетельствовала ответ ребенка на вопрос, что будут делать дети, которые спят: «Они сами этого еще не знают, но они непременно должны с чем-то прийти на землю - с пустыми руками туда не пускают...».

Драматург прекрасно понимал, что в будущем будут у людей не только радости. Приход новых людей и принесет новые беды. Каждый человек должен прожить жизнь не зря, она несет с собой радость, или горе и несчастье.

В последней картине пьесы драматург подчеркнул связь сказочных идеалов и повседневной жизни. Соседка напомнила Тільтілю и Митиль Фею Берілюну, ее дочь - Душа Света. Тильтиль так и не нашел Синей Птицы: Птица из Страны Воспоминаний почернел, Птица из Царства Будущего стал красным, птицы из Дворца Ночи умерли. Мир невозможно познать полностью: достигая одних вершин, разгадывая одни тайны природы, Человек видел перед собой другие. Процесс познания - бесконечен. Истину нельзя познать раз и навсегда.

Тильтиль нашел Синюю Птицу, но не в сказке, а у себя в комнате: это горлица, которая жила в клетке. Сама по себе она не приносила счастья. Но когда Тильтиль отдал ее сусідчиній дочери, и, осчастливленная, выздоровела. Счастье заключалось не только в познании природы и мира, в постижении истины, счастье - в добрых делах, которые следует делать для ближних.

Тильтиль и Митиль - дети бедного дровосека, и отправились они на поиски Синей Птицы потому, что праздничный Санта Клаус ничего не принес им в рождественский Сочельник, потому что «мама говорила, что она не успела пойти к нему в город... Он придет к нам в следующем году».

Помощь детям оказали простейшие вещи, которые их окружали, - Хлеб, Вода, Огонь. И они в своей хижине нашли счастье в простом: в свободе от зависти, в добрых Блаженствах и Радостях - Блаженстве Быть Здоровым, Радости сердечной, Материнской Любви, Блаженстве Дышать Воздухом, Радости Быть Справедливым, Радости Совершенной Труда, Блаженстве Любить Родителей и Большой Радости Любить, Блаженстве Весны. И в жизни «в каждом доме, где живут с открытыми глазами, все дни недели - словно воскресенья», надо лишь внимательнее присмотреться, «раскрыть глаза до самых сокровенных глубин души». В таком понимании жизнь - великий гуманизм Метерлинка, писателя с нежным и кротким сердцем.

zarlitra.in.ua

Символика образов в пьесе М. Метерлинка «Синяя птица»

Все сказочные, необыкновенные события происходят в детстве. Потом сказка приходит и к взрослым, конечно, к тем, кто это заслуживает, воспринимается как реальность, и ее законы становятся символами. Так же происходит в пьесе бельгийского драматурга конца XIX-начала XX столетие М. Метерлинка «Синяя птица». В рождественскую ночь к бедной избушке, где дети радуются чужому празднику, смотря на него в окно, и воображают, что они смакуют пирожки, прилетела фея и предложила отправиться на поиски Синей птицы счастья. Сказка переплетается с жизнью; на детях костюмы сказочных персонажей, фея сначала похожая на старую соседку. Волшебный бриллиант, который помогает увидеть души вещей и животных, могут отобрать взрослых, как обычную реальность.

Дети быстро воспринимают условия сказки и уже не испытывают удивления, странствуя рядом с душами Хлеба и Сахара, Огня и Воды... Будто оживают обычные человеческие явления, становясь символами-аллегориями: добрый помощник бедных Хлеб и осторожный Сахар, верный искренний Пес и коварная неверная Кошка, Свет, который объединяет в себе лучше всего в жизни. Законами сказки становятся мудрые представления, за которыми живут умершие. Пока их помнят и им признательны, они готовы очистить души живых. В будущем лопаются, как мыльные пузырьки, выдуманные Дородные Блаженства: Блаженство есть, когда не ощущаешь голода, Блаженство пить, когда не хочется, Ничего не делать, - и всегда можно победить мгновенные качания и пойти от них до своей цели. А настоящие домашние Блаженства есть «в каждом доме, где живут с открытыми глазами, там вся неделя - воскресенье». Учитесь только замечать Блаженство Солнца, которое заходит, Блаженство видеть звезды, которые загораются, Блаженство любить родителей и радость думать... Надо было прийти в эти Сады Блаженств, чтобы научиться видеть рядом с собой, чтобы находить хорошее и светлое всюду.

  • «Ты пришел сюда, только чтобы научиться видеть меня, когда смотришь на меня там», - говорит Тильтиль главнейшая Радость - Радость Материнской Любови. И мы видим волшебную красавицу, очень похожую на женщину бедного дровосека, с теми царапинами и мозолями на руках, которые так хорошо знакомы детям, но освещенную огнем настоящего счастья, настоящей любви. «С закрытыми глазами этого не увидишь. Все матери богатые, если любят своих детей... Нет ни бедных матерей, ни некрасивых, ни старых. Их любовь неизменно есть самая чарующая из всех Радостей... Когда же они грустят, следует им поцеловать ребенка, следует ребенку поцеловать их - и все слезы, которые подступают к их глазам, превращаются в звезды...»

А в Голубом Дворце Будущего, где живут еще не родившиеся дети, множество будущих изобретателей и поэтов, тех, что вырастят на Земле замечательные плоды и принесут людям неизвестный свет, Машину счастья и тридцать три средства продолжения жизни! Сколько мягкого доброго юмора в оскорблении Короля Девяти Планет, который еще ковыряет в собственном носу, или малыша, который с серьезным видом сосет палец, а когда-то уничтожит на земле несправедливость.

Как беспристрастно относится Властитель Времени, высокий бородатый дед с косой, к малышу, который забыл бутылку с идеей, которая просветит народы, и к тому, кто забыл коробку с двумя преступлениями! Все, как в реальной жизни, только ярче, концентрированнее. Даже несчастные влюбленные, которые никогда не встретятся на Земле. Даже самое  удивительное редчайшее явление - честный человек, который один-одинешенек, и, наверное, долго не проживет... Маленькие герои Тильтиль и Митиль - в самый раз тот самый мостик, который перекинут от настоящего до будущего, поэтому их глазам приоткрывается этот мир необыкновенного. «Пусть дети играются в то, что они счастливы», - говорит дровосек, и в его обычных словах - большая истина.

А Синяя Птица Счастья действительно живет в каждом доме. За ним не надо далеко странствовать - отправляться в путь надо, чтобы понять и оценить свой дом. Только! его нельзя держать в клетке, так как Счастье, Добро, Любовь приходят только к свободным, независтливым, искренним сердцем людям. Это и составляет символику пьесы Мориса Метерлинка, глубокий смысл его ведущего произведения.

 

schooltask.ru

Ответы@Mail.Ru: Существует ли «синяя птица»?

Синяя птица (лат. Myophonus caeruleus) — вид птиц семейства дроздовых.Сиалия (лат. Sialia, англ. Bluebird, буквально «Синяя птица» ) — род птиц семейства дроздовых.

В сказке Мориса Метерлинка "дети дровосека, Тильтиль и Митиль, по воле Феи отправляются на поиски Синей Птицы, которая позволит людям постичь души Вещей, Животных и Стихий. Но то, что они принимают за Синюю Птицу, на самом деле ею не является. Все птицы «недостаточно синие» : в Стране Воспоминаний давно умершие Бабушка и Дедушка дают им дрозда, который кажется детям совершенно синим, но когда они покидают эту Страну, дрозд становится черным.Автор сообщения: Miss Airam - Liveinternet.ruВ Царстве Ночи они находят множество синих птиц в Саду Мечты и Ночного Света; но пойманные птицы погибают — дети не сумели обнаружить ту единственную Синюю Птицу, что выносит свет дня... ".

Мы все живем нашими иллюзиями, и от этого наша жизнь проходит мимо нас, мы опаздываем любить тех, кто еще жив, мы забываем поблагодарить Бога за то, что имеем сейчас. Автор сообщения: Miss Airam - Liveinternet.ruМы продолжаем мечтать о той птице Счастья, одного шелеста крыльев которой довольно будет, чтобы в душе воцарилась радость. И мы идем: "Мы длинной вереницей пойдём за Синей Птицей... ", слова из марша спектакля, которые так и звучат в голове с тех пор, когда впервые в жизни мама отвела меня в театр.

"Поиски Синей Птицы приводят детей в Сады Блаженств. Тучные Блаженства едва не втягивают Тильтиля и его спутников в свои оргии, но мальчик поворачивает волшебный алмаз, и становится видно, что Тучные Блаженства жалки и безобразны. Появляются домашние Блаженства, а Тильтиль даже не подозревает об их существовании. Это Блаженство Быть Здоровым, Блаженство Любить Родителей, Блаженство Голубого Неба, Блаженство Солнечных Дней, Блаженство Видеть Зажигающиеся Звезды. Они посылают самое быстроногое Блаженство Бегать По Росе Босиком известить о приходе детей в Великие Радости, и вскоре появляются высокие прекрасные ангелоподобные существа в блистающих одеждах, среди них Великая Радость Быть Справедливым, Радость Быть Добрым, Радость Понимать и самая чистая Радость Материнской Любви. Она кажется детям похожей на их мать, только гораздо красивее. Материнская Любовь утверждает, что дома она такая же, но с закрытыми глазами ничего нельзя увидеть. И нужно быть смелым, чтобы видеть скрытое» .

Как долго, и как тяжело мы понимаем, да и понимаем ли когда-нибудь вообще, что наша жизнь - это миг, который здесь и сейчас. Потому что, все что было - этого уже нет, а все, что будет - этого еще нет. Хотя.. . Без настоящего не бывает будущего.

В одну реку нельзя войти дважды, как нельзя снова войти в реку времени, в наше прошлое - прошлое, где мы были счастливы.

otvet.mail.ru