Символика образов в пьесе М. Метерлинка “Синяя птица”. Синяя птица тема


Тема поиска в пьесе Метерлинка «Синяя птица»

Морис Метерлинк и Эмиль Верхарн — первые среди бельгийских писателей, которые стали классикой мировой литературы. Будучи бельгийцами, эти авторы писали на французском языке. Французский язык и вся французская литература сыграли очень важную роль в формировании бельгийской литературы. Именно благодаря этому бельгийские писатели смогли достичь высокого уровня мировых литературных стандартов, не теряя при этом свою самобытность. Это же позволило бельгийской литературе влиться в поток мировой литературы, занять в ней свое очень важное место. Морис Метерлинк вошел в историю литературы как символист. Этому способствовала и особенная атмосфера детства, которая привила ему особенный «мистический» взгляд на жизнь.

Символизм — искусство, которое намекает на иррациональную сущность бытия. Метерлинк создал цикл символистских пьес, которые получили обобщенное название «театр смерти». Для этих пьес является характерным присутствие Неизвестного — оно и является «главным героем» «театра смерти». Неизвестный руководит всем, его намерения таинственные — это фатумная сила, которая властвует над человеком. Метерлинк достигает поражающего эффекта присутствия Неизвестного на сцене своего театра. Действие в его пьесах почти всегда происходит в условном месте — это может быть лес или комната старого замка. Человек в «театре смерти» остается один на один с Неизвестным, она чувствует ужас перед ним.

В символистском цикле произведений Метерлинка, к которому принадлежат пьесы «Принцесса Мален», «Непрошеная», «Слепые», именно образ Неизвестного является сквозным.

В своих поздних драмах Метерлинк пошел дальше: символизм здесь переплетается с романтизмом, как в пьесе «Синяя птица» (1905). Здесь персонажи и место действия тоже условны, но основа пьесы — романтичный сюжет о поисках Синей птицы. Метерлинк вводит в свое произведение даже социальные ноты: деть крестьян-дровосеков в канун Рождества смотрят на праздник в богатом доме напротив, они не могут себе позволить такое веселье. В ходе развития сценического действия появляется очень важный мотив «преодоления слепоты»: необходимо просто посмотреть на все другими глазами — и жалкий домик дровосека кажется прекрасным дворцом. Потому что настоящий праздник — это не наряд, не игрушки, не дорогие подарки, настоящий праздник — это способность чувствовать свято внутри себя. Важным персонажем пьесы является сказочная Фея — именно она должна «снять» пелену неведения из глаз главных героев, Тильтиля и Митиля, она же отправляет их на поиски волшебной Синей птицы. Поиски эти важны сами по себе, независимо от их результата. Путь, который проходять дети, изменяет их. Путь этот лежит через символические места: «Страну воспоминаний», где герои встречают своих умерших родственников; «Дворец ночи», где они встречаются с повелителькой тьмы; «Лес», где дети общаются с разными духами деревьев. Конечным пунктом их путешествия является та же хижина дровосека, которая, правда, очень изменилась — все вокруг стало новым, радостным, веселым. Это превращение связано прежде всего с внутренними изменениями самих героев, которые случились благодаря путешествию. Символической синей птицей становится теперь простая горлица Тильтиля, которая жила в клетке в хижине дровосека. Тильтиль дарует ее больной девочке, которая теперь не внучка сказочной Феи, а внучка обычной соседки. В последний момент птица улетает, и пьеса заканчивается обещанием Тильтиля найти его. Следовательно, поиски Синей птицы будут продолжены, потому что состояние поиска — это нормальное состояние души человека.

Таким образом, тема поиска и связанная с ней тема путешествия — основные в пьесе М. Метерлинка «Синяя птица». В результате поиска душа человека изменяется, поиск является главной целью путешествия. Внутренняя очистка — наибольшая награда за этот поиск.

school-essay.ru

Сочинения на тему Идея сказки в пьесе М. Метерлинка «Синяя птица» по литературе

Курсотека
  • Каталог
      • Школьникам
      • Алгебра 140
      • Английский язык 481
      • Астрономия 2
      • Биология 426
      • Всеобщая история 285
      • География 230
      • Геометрия 172
      • ИЗО 24
      • Информатика 66
      • История России 338
      • Еще 17 категорий
      • Студентам
      • Адвокатура 7
      • Административное право 2
      • Английский язык 63
      • Архитектура и строительство 10
      • АФХД 11
      • Банковское дело 20
      • БЖД 38
      • Биология и химия 46
      • Бухгалтерский учет и аудит 41
      • Еще 57 категорий
      • Самообразование
      • Без категории 9
      • Бизнес 10
      • Бухгалтерия и 1C 11
      • Вождение автомобиля 7
      • Дизайн 5
      • Дом. Квартира. Интерьер. 2
      • Иностранные языки 108
      • Информационные технологии 14
      • Искусство и фотография 8
      • Еще 13 категорий
  • Ресурсы
    • Статьи
    • Вопросы
    • Форум
    • Файлы
    • Блоги
    • Преподаватели
  • Сочинения
  • Онлайн помощь
  • Контрольные
  • ЕГЭ/ОГЭ
  • Войти

М. Метерлинк

  • Главная
  • Сочинения
  • По литературе
  • 6 класс
  • М. Метерлинк
  • Идея сказки в пьесе М. Метерлинка «Синяя птица»
  • Все
  • 10 класс
  • 11 класс
  • 9 класс
  • 8 класс
  • 7 класс
  • 6 класс
  • 5 класс

 

Категории сочинений
По русскому языку
По литературе
Алексин А.Г.
Астафьев В.П.
Астрид Лингрен
Ахматова А.А.
Блок Александр
Борис Полеевой
Булгаков М.Ф.
Бунин И.А.
Гайдар Аркадий
Герои среди нас. Образ героя.
Гёте Иоганн Вольфганг
Гоголь Н.В.
Гомер
Гончаров И.А.
Горький М.
Грибоедов А. С.
Грин А.
Даниэль Дефо
Доброта и милосердие
Дом. Семья. Родители. Детство
Домашние животные. Мой питомец
Достоевский Ф.М.
Драгунский Виктор
Дружба. Любовь.
Есенин Сергей
Железников Владимир
Жизненные ценности
Жюль Верн
История России в литературе
Каверин В.
Казаков О.А.
Как я провел лето
Каникулы!
Карамзин Н.М.
Кем быть? Разговор о профессиях
Кино. Фильмы. Актеры
Книга в моей жизни. Моя любимая книга.
Короленко В.Г.
Крылов И.А.
Купер Ф.
Куприн А.И.
Лермонтов М.Ю.
Лесков Н.С.
Лиханов Альберт
Марк Твен
Маяковский Владимир
Молодежные проблемы. Легко ли быть молодым?
Мольер Жан-Батист
Москва - столица нашей Родины
Носов Евгений
О.Генри
Островский А.Н.
Паустовский Г.К.
Погодин Р.П.
Природа. Времена года. Погода.
Пришвин М.М.
Проспер Мериме
Пушкин А.С.
Распутин Валентин
Рей Бредбери
Родина моя - Россия!
Рыбаков Анатолий
Санкт-Петербург
Сервантес М.
Симашко М.Д.
Слово о полку Игореве
Солженицин А. И.
Сочинения на лингвистическую тему в формате ОГЭ
Спорт. Здоровье.
Счастье. Мечта (свободные темы)
Твардовский Александр
Тема нравственного выбора в литературе
Толстой Л.Н.
Топольскийй Гавриил
Тургенев И.С.
Тютчев Ф.И.
Уэллс Г.
Ф.Купер
Фонвизин Д.С.
Фраерман Р.И.
Ханс Кристиан Андерсен
Хобби. Времяпровождение
Хобби. Времяпровождение
Чехов А.П.
Чтобы помнили... - сочинения о войне и людях войны
Шекспир Уильям
Школа. Класс. Учитель.
Шолохов М. А.
Шукшин В.

www.kursoteka.ru

Тема поиска в пьесе Метерлинка «Синяя птица» » Готовые Домашние Задания

Морис Метерлинк и Эмиль Верхарн — первые среди бельгийских писателей, которые стали классикой мировой литературы. Будучи бельгийцами, эти авторы писали на французском языке. Французский язык и вся французская литература сыграли очень важную роль в формировании бельгийской литературы. Именно благодаря этому бельгийские писатели смогли достичь высокого уровня мировых литературных стандартов, не теряя при этом свою самобытность. Это же позволило бельгийской литературе влиться в поток мировой литературы, занять в ней свое очень важное место. Морис Метерлинк вошел в историю литературы как символист. Этому способствовала и особенная атмосфера детства, которая привила ему особенный «мистический» взгляд на жизнь.

Символизм — искусство, которое намекает на иррациональную сущность бытия. Метерлинк создал цикл символистских пьес, которые получили обобщенное название «театр смерти». Для этих пьес является характерным присутствие Неизвестного — оно и является «главным героем» «театра смерти». Неизвестный руководит всем, его намерения таинственные — это фатумная сила, которая властвует над человеком. Метерлинк достигает поражающего эффекта присутствия Неизвестного на сцене своего театра. Действие в его пьесах почти всегда происходит в условном месте — это может быть лес или комната старого замка. Человек в «театре смерти» остается один на один с Неизвестным, она чувствует ужас перед ним.

В символистском цикле произведений Метерлинка, к которому принадлежат пьесы «Принцесса Мален», «Непрошеная», «Слепые», именно образ Неизвестного является сквозным.

В своих поздних драмах Метерлинк пошел дальше: символизм здесь переплетается с романтизмом, как в пьесе «Синяя птица» (1905). Здесь персонажи и место действия тоже условны, но основа пьесы — романтичный сюжет о поисках Синей птицы. Метерлинк вводит в свое произведение даже социальные ноты: деть крестьян-дровосеков в канун Рождества смотрят на праздник в богатом доме напротив, они не могут себе позволить такое веселье. В ходе развития сценического действия появляется очень важный мотив «преодоления слепоты»: необходимо просто посмотреть на все другими глазами — и жалкий домик дровосека кажется прекрасным дворцом. Потому что настоящий праздник — это не наряд, не игрушки, не дорогие подарки, настоящий праздник — это способность чувствовать свято внутри себя. Важным персонажем пьесы является сказочная Фея — именно она должна «снять» пелену неведения из глаз главных героев, Тильтиля и Митиля, она же отправляет их на поиски волшебной Синей птицы. Поиски эти важны сами по себе, независимо от их результата. Путь, который проходять дети, изменяет их. Путь этот лежит через символические места: «Страну воспоминаний», где герои встречают своих умерших родственников; «Дворец ночи», где они встречаются с повелителькой тьмы; «Лес», где дети общаются с разными духами деревьев. Конечным пунктом их путешествия является та же хижина дровосека, которая, правда, очень изменилась — все вокруг стало новым, радостным, веселым. Это превращение связано прежде всего с внутренними изменениями самих героев, которые случились благодаря путешествию. Символической синей птицей становится теперь простая горлица Тильтиля, которая жила в клетке в хижине дровосека. Тильтиль дарует ее больной девочке, которая теперь не внучка сказочной Феи, а внучка обычной соседки. В последний момент птица улетает, и пьеса заканчивается обещанием Тильтиля найти его. Следовательно, поиски Синей птицы будут продолжены, потому что состояние поиска — это нормальное состояние души человека.

Таким образом, тема поиска и связанная с ней тема путешествия — основные в пьесе М. Метерлинка «Синяя птица». В результате поиска душа человека изменяется, поиск является главной целью путешествия. Внутренняя очистка — наибольшая награда за этот поиск.

Подобные записи

vip-gdz.ru

Урок литературы по теме "Дорога к счастью" по пьесе М.Метерлинка "Синяя птица"

Разделы: Литература

Цели:

  • активизировать самостоятельность исследовательской деятельности учащихся;
  • развивать  навыки творческого чтения, углубляющего понимание и переживание событий пьесы;
  • воспитывать осмысленное отношение к жизни.

Задачи:

  • повторить теоретические сведения о драматическом роде литературы;
  • проанализировать идейное содержание пьесы;
  • оценить авторскую позицию в произведении;
  • обсудить понимание счастья учениками 6 класса.

Оформление урока:

  • Доска: тема урока, портрет писателя, годы жизни,  на  листах бумаги формата А4 термины: драма, пьеса, феерия, действие, картина;
  • Стенд: иллюстрации к пьесе «Синяя птица».
  • «Дороги счастья» на листах бумаги, которые после анализа каждого дйствия учащиеся прикрепляют к доске;
  • Аудиозапись: Э. Григ «Утро».

Ход урока

Учитель (звучит музыка Э. Грига «Утро»): Синяя птица – это философская сказка о смысле жизни и всемогуществе человека. В ней много сказочных мотивов: вещи и животные, наделенные чрезвычайными свойствами и способностями, выступают помощниками или врагами человека. Герои пьесы путешествуют сказочными странами. Итак, сегодня у нас необыкновенное занятие. Мы вместе с Тильтитем и Митиль отправляемся за Синей птицей.

Цель нашего урока – повторить  сведения о драматическом роде литературы, обобщить знания, которые мы получили, отправившись в путешествие с автором пьесы «Синяя птица» Морисом   Метерлинком и ее героями. И, завершив наше путешествие, ответить на вопрос вместе с автором пьесы «Как найти свою  птицу счастья?».  На предыдущих уроках  мы с вами сделали уже многое. Анализировали эпизоды пьесы, смотрели отрывки из фильма по этому произведению. Читали по ролям. Учили стихотворение о счастье. Провели социологический опрос «Что такое счастье?» среди взрослых и детей нашей школы, результаты которого вы сообщите в конце урока.  К этому уроку мы подготовили иллюстрации к пьесе.

  1. Что мы знаем об авторе? (Краткие сведения о писателе приготовил один из учеников класса ).
  2. Морис Метерлинк написал сказку необычного жанра, особенной композиции. (Об этом нам расскажет следующий ученик).

Произведение написано для постановки на сцене, относится к роду литературы – драма. Жанр – феерия, что означает театральное или цирковое представление сказочного содержания, требующее пышной постановки и сценических эффектов. В отличие от обычных театральных пьес эта сказка имеет более сложную композицию:

  1. В хижине дровосека;
  2. Страна Воспоминаний;
  3. Царство Ночи;
  4. Лес;
  5. Сады блаженств;
  6. Царство будущего;
  7. Возвращение.

Учитель: Чаще всего мы  с вами желаем друг другу счастья. Мечтаем о счастье. А что такое счастье? Каким оно бывает?  Как его добиться? Как  оставаться счастливыми? Над этими вопросами размышляют вот уже почти 100 лет читатели и зрители феерии М. Метерлинка «Синяя птица».

В чем, по-вашему, заключается смысл заглавия этого произведения?

Ученик: Синяя птица – это символ счастья, за которым отправились в путешествие герои сказки.

Учитель: Какие другие названия вы придумали бы к этой сказке?

Ученики: “Путешествие за счастьем”, “Дорога к счастью”.

Учитель: Так и назовем наш урок: Дорога к счастью.

Учитель: В первом действии мы познакомились со всеми главными героями. Сейчас двое учеников  предложат классу игру. Они будут называть внешний вид персонажа, а вы угадывать его. (Наприме, Тильтиль: мальчик лет десяти, в короткой курточке, нежно-голубого цвета, сын дровосека. Митиль: дочка дровосека, в костюме красной шапочки. Огонь: герой в красном костюме, которого боятся все животные. Тилетта: любимое животное Митиль, хитрая и коварная. Тило: любимое животное Тильтиля, верный и преданный друг).

Учитель: Герои отправляются за Синей птицей. Кому нужна эта птица?

Ученик: Больной девочке.

Учитель: Чем она больна?

Ученик: Она мечтает о синей птице, которая принесет ей счастье и здоровье.

Учитель: Итак, дети отправляются в дорогу за счастьем для больной девочки. Путешествие приводит их в страну Воспоминаний. Коротко перескажите этот эпизод. Каково представление о счастье у умерших?

Ученик: Они счастливы и оживают тогда, когда о них помнят.

Учитель: Следовательно, счастье в реальной жизни невозможно без…Начинаем выстраивать на нашем уроке дорогу к счастью. На столе разложены «уроки счастья» разных дорог. Выберите мудрость первого путешествия. (Двое учащихся выбирают табличку: “Изучай и уважай прошлое” и прикрепляют её к доске).

Царство Ночи    

Учитель: С кем встречаются герои в этой части?

Ученик: С болезнями, ужасами, войнами.

Учитель: Зачем автор придумывает этот эпизод?

Ученик: В жизни много хорошего и плохого, но побеждает лишь тот, кто не боится трудностей.

Учитель: Откройте урок второй дорожки. Учащиеся  выбирают: “Смело преодолевай препятствие”.

Эпизод в лесу

Учитель:  На каких противоположных героев делятся деревья в лесу?

Ученики: На тех, кто ненавидит людей, и тех, кто их защищает.

Учитель: Почему деревья не любят людей?

Ученики: Лес помнит о том, что герои – это дети дровосека, который уничтожал лес.

Учитель: Какой же смысл этого эпизода?

Ученики: Дети поняли, что нужно жить в дружбе со всеми обитателями земли.

Учитель: Найдите «дорожку счастья» этого эпизода.

Ученики выбирают дорожку: “Человек должен жить в согласии с окружающим миром”.

Эпизод Сады Блаженств

Учитель: Почему дети не остались в Саду Блаженств?

Ученики: Им нужно спешить за Синей птицей.

Учитель: Выберите «дорожку счастья» этой части.

Ученики выбирают дорожку  “Надо жертвовать удовольствием для главного”.

Эпизод Царство будущего

Учитель: Перескажите этот эпизод. В чем смысл этого эпизода?

Ученики: Необходимо иметь цель в жизни, думать о будущем.

Учитель: Выберите «дорогу счастья» для этого эпизода.

Ученики выбирают: “Думай о будущем”.

Эпизод  Возвращение

Учитель: Дети возвращаются домой без Синей птицы. Но хижина дровосека волшебно преображается – все кажется новым, радостным. Что хотел сказать этим автор? Что поняли дети о том, что такое счастье?

Ученики: Счастье – это жить рядом с любимыми людьми.

Учитель: Что же стало с больной девочкой?

Ученики: Дети дарят ей Горлинку, которая кажется им синей, птица улетает, но дети счастливы, потому что они вместе, что наступает праздник, что счастье – это мечта, к которой надо стремиться.

 Учитель:  Группа учеников нашего класса провела анкету “Что такое счастье?” и сейчас они познакомят нас  с ее данными.

По степени важности  данные  распределились следующим образом.

Счастье – это:

  1. здоровье;
  2. жизнь с родителями;
  3. дружная и счастливая семья;
  4. хорошо учиться и иметь возможность получать больше знаний;
  5. иметь много друзей;
  6. заниматься любимыми делами.

Учитель: Давайте спросим у взрослых гостей нашего урока, что для них счастье?

Учитель: Каждый из вас задумался сегодня над тем, что такое счастье и какая дорога к нему ведет. Я считаю, что сказка “Синяя Птица” Мориса Метерлинка учит нас дорожить тем, что у нас есть, видеть и находить счастье рядом с собой и ценить его.

Группа учеников читает стихотворение

Дорожите счастьем, дорожите! Замечайте,  радуйтесь, берите Радуги, рассветы, звезды глаз –  Это все для вас, для вас, для вас. Услыхали трепетное слово –  Радуйтесь. Не требуйте второго. Не гоните время. Ни к чему. Радуйтесь вот этому, ему! Сколько песне суждено продлиться? Все ли в мире может повториться? Лист в ручье, снегирь, над кручей вяз… Разве будет это тыщу раз? На бульваре освещают вечер Тополей пылающие свечи. Радуйтесь, не портите ничем Ни надежды, ни любви, ни встречи! Хворь и ссоры временно отставьте, Вы их все для старости оставьте. Постарайтесь, чтобы хоть сейчас Эта “прелесть” миновала вас. Пусть бормочут скептики до смерти. Вы им, желчным скептикам, не верьте –  Радости ни дома, ни в пути Злым глазам, хоть лопнут, – не найти! А для очень, очень добрых глаз Нет ни склок, ни зависти, ни муки. Радость к вам сама протянет руки, Если сердце доброе у вас. Красоту увидеть в некрасивом, Разглядеть в ручьях разливы рек! Кто умеет в буднях быть счастливым, Тот и впрямь счастливый человек! И поют дороги и мосты, Краски леса и ветра событий, Звезды, птицы, реки и цветы: Дорожите счастьем, дорожите!

Учитель: Сущность пьесы, значение для нее народной, фольклорной традиции искусства, ее глубинный пафос, присущий и творчеству Метерлинка в целом, лучше всего охарактеризовал Блок: «Только сказка умеет с легкостью стирать черту между обычным и необычным, и в этом вся соль пьесы...» И далее: «...счастья нет, счастье всегда улетает как птица, говорит сказка; и сейчас же та же сказка говорит нам другое: счастье есть, счастье всегда с нами, только не бойтесь его искать. И за этой двойной истиной, неуловимой, как сама Голубая птица, трепещется поэзия, волнуется по ветру ее праздничный флаг, бьется ее вечно юное сердце».

Домашнее задание:  Написать сочинение-размышление на тему: «Какие истины мне открыла пьеса  М. Метерлинка  «Синяя птица?»

10.04.2013

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Тема поиска в пьесе Метерлинка «Синяя птица» (Синяя птица Метерлинк)

Морис Метерлинк и Эмиль Верхарн — первые среди бельгийских писателей, которые стали классикой мировой литературы. Будучи бельгийцами, эти авторы писали на французском языке. Французский язык и вся французская литература сыграли очень важную роль в формировании бельгийской литературы. Именно благодаря этому бельгийские писатели смогли достичь высокого уровня мировых литературных стандартов, не теряя при этом свою самобытность. Это же позволило бельгийской литературе влиться в поток мировой литературы, занять в ней свое очень важное место. Морис Метерлинк вошел в историю литературы как символист. Этому способствовала и особенная атмосфера детства, которая привила ему особенный «мистический» взгляд на жизнь.

Символизм — искусство, которое намекает на иррациональную сущность бытия. Метерлинк создал цикл символистских пьес, которые получили обобщенное название «театр смерти». Для этих пьес является характерным присутствие Неизвестного — оно и является «главным героем» «театра смерти». Неизвестный руководит всем, его намерения таинственные — это фатумная сила, которая властвует над человеком. Метерлинк достигает поражающего эффекта присутствия Неизвестного на сцене своего театра. Действие в его пьесах почти всегда происходит в условном месте — это может быть лес или комната старого замка. Человек в «театре смерти» остается один на один с Неизвестным, она чувствует ужас перед ним.

В символистском цикле произведений Метерлинка, к которому принадлежат пьесы «Принцесса Мален», «Непрошеная», «Слепые», именно образ Неизвестного является сквозным.

В своих поздних драмах Метерлинк пошел дальше: символизм здесь переплетается с романтизмом, как в пьесе «Синяя птица» (1905). Здесь персонажи и место действия тоже условны, но основа пьесы — романтичный сюжет о поисках Синей птицы. Метерлинк вводит в свое произведение даже социальные ноты: деть крестьян-дровосеков в канун Рождества смотрят на праздник в богатом доме напротив, они не могут себе позволить такое веселье. В ходе развития сценического действия появляется очень важный мотив «преодоления слепоты»: необходимо просто посмотреть на все другими глазами — и жалкий домик дровосека кажется прекрасным дворцом. Потому что настоящий праздник — это не наряд, не игрушки, не дорогие подарки, настоящий праздник — это способность чувствовать свято внутри себя. Важным персонажем пьесы является сказочная Фея — именно она должна «снять» пелену неведения из глаз главных героев, Тильтиля и Митиля, она же отправляет их на поиски волшебной Синей птицы. Поиски эти важны сами по себе, независимо от их результата. Путь, который проходять дети, изменяет их. Путь этот лежит через символические места: «Страну воспоминаний», где герои встречают своих умерших родственников; «Дворец ночи», где они встречаются с повелителькой тьмы; «Лес», где дети общаются с разными духами деревьев. Конечным пунктом их путешествия является та же хижина дровосека, которая, правда, очень изменилась — все вокруг стало новым, радостным, веселым. Это превращение связано прежде всего с внутренними изменениями самих героев, которые случились благодаря путешествию. Символической синей птицей становится теперь простая горлица Тильтиля, которая жила в клетке в хижине дровосека. Тильтиль дарует ее больной девочке, которая теперь не внучка сказочной Феи, а внучка обычной соседки. В последний момент птица улетает, и пьеса заканчивается обещанием Тильтиля найти его. Следовательно, поиски Синей птицы будут продолжены, потому что состояние поиска — это нормальное состояние души человека.

Таким образом, тема поиска и связанная с ней тема путешествия — основные в пьесе М. Метерлинка «Синяя птица». В результате поиска душа человека изменяется, поиск является главной целью путешествия. Внутренняя очистка — наибольшая награда за этот поиск.

www.allsoch.ru

Символика образов в пьесе М. Метерлинка “Синяя птица”

Все сказочные, необыкновенные события происходят в детстве. Потом сказка приходит и к взрослым, конечно, к тем, кто это заслуживает, воспринимается как реальность, и ее законы становятся символами. Так же происходит в пьесе бельгийского драматурга конца XIX-начала XX столетие М. Метерлинка “Синяя птица”. В рождественскую ночь к бедной избушке, где дети радуются чужому празднику, смотря на него в окно, и воображают, что они смакуют пирожки, прилетела фея и предложила отправиться на поиски Синей птицы счастья. Сказка переплетается с жизнью; на детях костюмы сказочных персонажей, фея сначала похожая на старую соседку. Волшебный бриллиант, который помогает увидеть души вещей и животных, могут отобрать взрослых, как обычную реальность.

Дети быстро Воспринимают условия сказки и уже не испытывают удивления, странствуя рядом с душами Хлеба и Сахара, Огня и Воды… Будто оживают обычные человеческие явления, становясь символами-аллегориями: добрый помощник бедных Хлеб и осторожный Сахар, верный искренний Пес и коварная неверная Кошка, Свет, который объединяет в себе лучше всего в жизни. Законами сказки становятся мудрые представления, за которыми живут умершие. Пока их помнят и им признательны, они готовы очистить души живых. В будущем лопаются, как мыльные пузырьки, выдуманные Дородные Блаженства: Блаженство есть, когда не ощущаешь голода, Блаженство пить, когда не хочется, Ничего не делать, – и всегда можно победить мгновенные качания и пойти от них до своей цели. А настоящие домашние Блаженства есть “в каждом доме, где живут с открытыми глазами, там вся неделя – воскресенье”. Учитесь только замечать Блаженство Солнца, которое заходит, Блаженство видеть звезды, которые загораются, Блаженство любить родителей и радость думать… Надо было прийти в эти Сады Блаженств, чтобы научиться видеть рядом с собой, чтобы находить хорошее и светлое всюду.

“Ты пришел сюда, только чтобы научиться видеть меня, когда смотришь на меня там”, – говорит Тильтиль главнейшая Радость – Радость Материнской Любови. И мы видим волшебную красавицу, очень похожую на женщину бедного дровосека,... с теми царапинами и мозолями на руках, которые так хорошо знакомы детям, но освещенную огнем настоящего счастья, настоящей любви. “С закрытыми глазами этого не увидишь. Все матери богатые, если любят своих детей… Нет ни бедных матерей, ни некрасивых, ни старых. Их любовь неизменно есть самая чарующая из всех Радостей… Когда же они грустят, следует им поцеловать ребенка, следует ребенку поцеловать их – и все слезы, которые подступают к их глазам, превращаются в звезды…”

А в Голубом Дворце Будущего, где живут еще не родившиеся дети, множество будущих изобретателей и поэтов, тех, что вырастят на Земле замечательные плоды и принесут людям неизвестный свет, Машину счастья и тридцать три средства продолжения жизни! Сколько мягкого доброго юмора в оскорблении Короля Девяти Планет, который еще ковыряет в собственном носу, или малыша, который с серьезным видом сосет палец, а когда-то уничтожит на земле несправедливость.

Как беспристрастно относится Властитель Времени, высокий бородатый дед с косой, к малышу, который забыл бутылку с идеей, которая просветит народы, и к тому, кто забыл коробку с двумя преступлениями! Все, как в реальной жизни, только ярче, концентрированнее. Даже несчастные влюбленные, которые никогда не встретятся на Земле. Даже самое удивительное редчайшее явление – честный человек, который один-одинешенек, и, наверное, долго не проживет… Маленькие герои Тильтиль и Митиль – в самый раз тот самый мостик, который перекинут от настоящего до будущего, поэтому их глазам приоткрывается этот мир необыкновенного. “Пусть дети играются в то, что они счастливы”, – говорит дровосек, и в его обычных словах – большая истина.

А Синяя Птица Счастья действительно живет в каждом доме. За ним не надо далеко странствовать – отправляться в путь надо, чтобы понять и оценить свой дом. Только! его нельзя держать в клетке, так как Счастье, Добро, Любовь приходят только к свободным, независтливым, искренним сердцем людям. Это и составляет символику пьесы Мориса Метерлинка, глубокий смысл его ведущего произведения.

Loading... Символика образов в пьесе М. Метерлинка “Синяя птица”

ege-russian.ru

Тема поиска в пьесе Метерлинка «Синяя птица» – готовое школьное сочинение

Морис Метерлинк и Эмиль Верхарн — первый среди бельгийских писателей, ставших классиками мировой литературы. Будучи бельгийцами, эти авторы писали на французском языке. Французский язык и вся французская литература сыграли очень важную роль в формировании литературы бельгийской. Именно благодаря этому бельгийские писатели смогли достичь высокого уровня мировых литературных стандартов, не теряя при этом своей самобытности. Это же позволило бельгийской литературе влиться в поток литературы мировой, занять в ней свое очень важное место. Морис Метерлинк вошел в историю литературы как символист. Этому способствовала и особая атмосфера детства, которая привила ему особый «мистический» взгляд на жизнь.

Символизм — искусство, намекает на иррациональную сущность бытия. Метерлинк создал цикл символистских пьес, которые получили обобщенное название «театр смерти». Для этих пьес характерна присутствие Неизвестного — оно и является «главным героем» «театра смерти». Неизвестный управляет всем, его намерения таинственные — это фатумна сила, которая властвует над человеком. Метерлинк достигает впечатляющего эффекта присутствия Неизвестного на сцене своего театра. Действие в его пьесах почти всегда происходит в условном месте — это может быть лес или комната старого замка. Человек в «театре смерти» остается один на один с Неизвестным, она испытывает страх перед ним.

В символистской цикле произведений Метерлинка, к которому принадлежат пьесы «Принцесса Мален», «Непрошеная», «Слепые», именно образ Неизвестного является сквозным.

В своих поздних драмах Метерлинк пошел дальше: символизм здесь переплетается с романтизмом, как в пьесе «Синяя птица» (1905). Здесь персонажи и место действия тоже условные, но основа пьесы — романтический сюжет о поисках Синей птицы. Метерлинк вводит в свое произведение даже социальные ноты: дети крестьян-дровосеки накануне Рождества смотрят на праздник в богатом доме напротив, они не могут себе позволить таких веселья. В ходе развития сценического действия появляется очень важный мотив «преодоления слепоты»: следует просто посмотреть на все другими глазами — и жалкая домик дровосека представляется прекрасным дворцом. Потому что настоящий праздник — это не платье, не игрушки, не дорогие подарки, настоящий праздник — это способность чувствовать праздник внутри себя. Важным персонажем пьесы является сказочная Фея — именно она должна «снять» пелену неведения с глаз главных героев, Тильтиля и Митиля, она же отправляет их на поиски волшебного Синей птицы. Поиски эти важные сами по себе, независимо от их результата. Путь, который проходят дети, изменяет их. Путь этот лежит через символические места: «Страну воспоминаний», где герои встречают своих умерших родственников; «Дворец ночи», где они встречаются с повелительницей тьмы, «Лес», где дети общаютсяя с разными духами деревьев. Конечным пунктом их путешествия есть та самая хибарка дровосека, которая, правда, очень изменилась — все вокруг стало новым, радостным, веселым. Это преобразование связано прежде всего с внутренними изменениями самих героев, которые произошли благодаря путешествии. Символическим синей птицей становится теперь простая горлица Тильтиля, жившему в клетке в хижине дровосека. Тильтиль дарит ее больной девочке, которая теперь не внучка сказочной Феи, а внучка обычной соседки. В последний момент птица улетает, и пьеса заканчивается обещанием Тильтиля найти его. Итак, поиски Синей птицы будут продолжены, так как состояние поиска — это нормальное состояние души человека.

Таким образом, тема поиска и связанная с ней тема путешествия — основные в пьесе М. Метерлинка «Синяя птица». При поиске душа человека изменяется, поиск является главной целью путешествия. Внутреннее очистки — самая большая награда за этот поиск.

www.1kessay.ru