Тема: «Зимующие птицы: снегирь». Снегирь зимующая птица


Тема: «Зимующие птицы: снегирь»

Казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение ХМАО – Югры для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

«Леушинская специальная (коррекционная) общеобразовательная

школа- интернат VIII вида»

КОНКУРС

«УЧИТЕЛЬ! ПЕРЕД ИМЕНЕМ ТВОИМ!»

НОМИНАЦИЯ:

«МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА»

УРОК УСТНОЙ РЕЧИ

ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 3 КЛАССА СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ VIII ВИДА

«ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ: СНЕГИРЬ»

Составитель:

Бурик Наталья Владимировна

учитель начальных классов

высшая квалификационная категория

Адрес:

628212, ХМАО-Югра,

Тюменская область,

Кондинский район,

с.Леуши,

ул.Волгоградская 51.

тел/факс 8 (34677) 37-0-99,

37-6-11

E-mail: korshk @ mail. ru

с. Леуши, 2011г.

Тема: «Зимующие птицы: снегирь».

Цель: Уточнение и систематизация знаний учащихся о зимующих птицах на примере снегиря.

Задачи: 1. Формирование умения составлять рассказ по плану.

2. Коррекция мышления на основе упражнений в классификации.

Развитие устной речи учащихся посредством обогащения словарного запаса учащихся.

3. Воспитание бережного отношения к живой природе посредством создания условий для активной познавательной деятельности учащихся.

Оборудование: предметные картинки, шаблоны птиц, ТСО, аудиозапись с голосами птиц, зеркала, разрезные картинки.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Учитель: Долгожданный дан звонок,

Начинается урок.

Ну-ка проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Всё ль на месте,

Всё ль в порядке:

Ручка, книжка и тетрадка?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Учитель: Назовите дату, день недели.

Ученик называет дату и день недели, остальные учащиеся записывают дату в тетрадь. Проводится словарная работа.

Учитель: Какой у нас урок?

Ученик: У нас урок устной речи.

Учитель: Чему мы учимся на этом уроке?

Ученик: Мы учимся красиво и правильно говорить, чтобы стать грамотными.

Учитель: Прочитайте девиз нашего урока.

Ученики: «Говорю неторопливо, очень чётко и красиво».

  1. Речевая разминка.

Учитель: Для того, чтобы говорить неторопливо, очень чётко и красиво, проведём разминку.

Учитель проговаривает тексты упражнений, ученики перед зеркалами выполняют нужное задание.

1.Язык лопаткой положи 2. Квака любит улыбаться.

И спокойно подержи. Рот у Кваки до ушей,

Язык иголочкой потом Хоть завязочки пришей.

И потянем остриём.

3. А теперь слонёнок я 4. А теперь я дудочка,

Хоботок есть у меня. Дудочка – погудочка.

5. Красить комнаты пора. 6. На лесной опушке

Пригласили маляра. Вырос гриб волнушка.

Маляру мы помогаем. Ушки на макушке.

Рот пошире открываем.

7. Учащиеся вместе с учителем выполняют упражнения для пальцев рук с проговариванием.

Пальцы – дружная семья.

Друг без друга им нельзя.

Вот - большой,

А это – средний, безымянный и последний –

Наш мизинчик – малышок.

Указательный забыли!

Чтобы пальцы дружно жили,

Будем их соединять и движенья выполнять.

Мы рога козы покажем

И рога оленя даже.

Мы про зайку не забудем,

Ушками мы двигать будем.

Чтобы чётко говорить, надо с пальцами дружить.

  1. Введение в тему.

  1. Упражнения в классификации.

У учителя на панно картинки с изображением птиц.

(Предметные картинки: дятел, воробей, ворона, сорока, снегирь, синица)

Учитель: Как можно назвать одним словом все предметы?

Ученик: Это птицы.

Учитель: По каким признакам вы это определили.

Ученик: У птиц тело покрыто перьями, две ноги, есть клюв и перья.

Учитель: Какие это птицы?

Ученик: Это зимующие птицы.

Учитель: Почему их так называют?

Ученик: Они остаются зимовать в наших краях.

Учитель: Птиц на земном шаре очень много. Они встречаются на всех материках и островах. А знаете ли вы, что самую маленькую птицу зовут колибри. Она питается нектаром растений. А это пингвин. Он отличается от других представителей тем, что не умеет летать. (1, 2 слайды)

  1. Сообщение темы и целей урока.

Учитель: О какой птице мы сегодня будем говорить, вы узнаете, если отгадаете загадку.

Красногрудый, чернокрылый

Любит зёрнышки клевать

С первым снегом на рябине

Он появится опять.

Ученик: Снегирь.

Учитель: Выбери из ряда картинок с изображением птиц ту, о которой я говорю.

Ученик выбирает нужную картинку.

Учитель: Посмотрите на экран и прочитайте тему нашего урока. (3 слайд)

Зимующие птицы: снегирь.

Учитель: Молодцы! Тема нашего урока «Зимующие птицы: снегирь». Запишите тему в тетрадь.

Проводится словарная работа.

Учитель: Как вы думаете, от какого слова образовано слово снегирь?

Ученик: Я думаю, что от слова снег.

Учитель: Правильно. Прочитайте поговорку. Объясните её смысл.

Ученик: Снегирь прилетит – о зиме известит. Если прилетели снегири, значит наступила зима.

  1. Изучение нового.

  1. Словарная работа и рассказ учителя.

Учитель: Рассмотрите картинки, назовите птиц. (4 слайд)

Ученик: Это снегири.

Учитель: Зимой случается увидеть такое чудо: стоит заснеженное дерево, а на нём пламенеют румяные яблоки. Присмотришься – а это вовсе не яблоки. Это опустилась на дерево стайка снегирей. Грудка у снегиря красная, яркая, как бочок спелого яблока. На голове словно чёрная шапочка. Крылья тоже чёрные, спинка голубовато – серая, а надхвостье и подхвостье чисто – белые. Так нарядны только самцы – снегуры. А снегурки, как и все птицы – самочки, окрашены поскромнее. Красный цвет у них заменён серым. А размером снегирь немногим больше воробья.

Снегири – северяне, они – жители таёжных лесов. В среднюю же полосу они прилетают «погреться», когда на их родине начинаются трескучие морозы. В марте – апреле они вновь возвращаются в родные места. Построят на подходящей ели гнездо, снегурка отложит в него 5 – 6 голубоватых яиц и начнёт их насиживать. Снегур в это время заботится о ней – подкармливает, иногда сменяет на гнезде. Недели через две в гнезде уже разевают клювы птенцы – пора выкармливать потомство. И родители без устали разыскивают семена, молодые листики, цветы, изредка насекомых и несут их птенцам.

В родительских хлопотах быстро проходит лето. Вновь наступает зима. И если она выдастся в тех краях особенно суровая, жителям средней полосы опять повезёт увидеть где-нибудь в саду или парке стайку ярко–грудых птиц на заснеженном дереве.

(5 - 12 слайды)

Учитель: А знаете ли вы, что едва первые птенцы станут самостоятельными, то снегурка уже снова насиживает яйца. У снегирей в одно лето дважды бывают птенцы.

  1. Составление описательного рассказа по плану.

Учитель: Сегодня мы будем составлять рассказ о снегире по плану.

На доске записан план:

План.

  1. Кто это?

  2. Какая это птица? Почему?

  3. Какие части тела ты можешь назвать?

  4. Чем питается?

  5. Что нового ты узнал об этой птице? (13 слайд)

Ученики при фронтальном опросе отвечают, опираясь на вопросы учителя, пункты плана и слайд.

  1. Физкультурная минутка.

Мы на лыжах в лес идём,

Мы взбираемся на холм.

Палки нам идти помогут,

Будет нам легка дорога.

Учащиеся имитируют ходьбу на лыжах.

Вдруг поднялся сильный ветер.

Он деревья крутит, вертит

И среди ветвей шумит.

Снег летит, летит, летит.

Поднимают руки вверх и в стороны, размахивают ими.

А вокруг лежат сугробы,

Снегом замело дороги.

Ну а мы идём, идём

И к себе приходим в дом.

Ходьба на месте.

  1. Обобщение и закрепление.

  1. Упражнения в составлении рассказа.

Учитель: О какой птице мы сегодня говорим?

Ученик: Мы сегодня говорим о снегире.

Учитель: Расскажите, пожалуйста, по плану об этой птице.

Один из учеников составляет рассказ, опираясь на пункты плана и помощь учителя.

При необходимости остальные дети дополняют ответы ученика.

Примерный рассказ ученика.

Это снегирь. Снегирь - это зимующая птица. Он прилетает в наши леса поздней осенью или в начале зимы. Основные части тела: голова, туловище, ноги, хвост, крылья, клюв. Всё тело покрыто перьями. У самца грудка красного цвета, а у самки – серого.

Снегири питаются семенами сорных растений и ягодами, которые можно отыскать в наших лесах зимой, рябиной. Весной снегири уже будут далеко на севере, на родине. Совьют там гнёзда, выведут и выкормят птенцов.

  1. Работа в тетрадях.

Учитель: Обведите по шаблону птицу и подпишите основные части тела. Раскрасьте птицу в нужные цвета.

Ученики самостоятельно выполняют задание.

Проводится индивидуальная работа со слабыми учащимися.

VII. Итоговое воспроизведение.

Учитель: Какой у нас был урок?

Ученик: У нас был урок устной речи.

Учитель: Чему мы учимся на этом уроке?

Ученик: Мы учимся грамотно, правильно, красиво говорить.

Учитель: Прочитайте девиз нашего урока.

Ученики: «Говорю неторопливо, очень чётко и красиво».

  1. Игра «Вопрос – ответ».

Учитель: Сейчас мы поиграем в игру «Вопрос – ответ».

Учитель задаёт вопрос и кидает мяч ученику. Ученик отвечает на вопрос и возвращает мяч обратно.

Учитель: О ком мы сегодня говорили?

Ученик: Мы сегодня говорили о снегире.

Учитель: Как зовут самца?

Ученик: Самца зовут снегур.

Учитель: Как зовут самку?

Ученик: Самку зовут снегурка.

Учитель: Чем отличается внешне самка от самца.

Ученик: У самки грудка серого цвета, а у самца красного.

Учитель: К какой группе предметов мы отнесём снегиря? Почему?

Ученик: Снегирь – это птица, потому что его тело покрыто перьями, у него две ноги, есть крылья, он умеет летать.

Учитель: Почему снегирь - зимующая птица?

Ученик : Он остаётся зимовать в наших лесах.

Учитель: Чем питается снегирь?

Ученик: Снегири питаются семенами растений, рябиной.

Учитель: Что ещё вы узнали про снегиря?

Ученик: Весной снегири улетают далеко на север и там выводят птенцов. Самка за лето два раза выводит птенцов.

  1. Упражнения в складывании осколочных картинок.

Учитель: Сейчас соберите картинку из данных частей.

Учащиеся складывают осколочные картинки с изображением птиц в сопровождении аудиозаписи. Проводится индивидуальная и дифференцированная работа.

  1. Оценивание работ учащихся.

Учитель: Сегодня на уроке вы все занимались замечательно. Спасибо вам за работу!

  1. Заключительное слово учителя.

Учитель: Значение птиц в природе трудно переоценить. Одни птицы распространяют семена растений. Хищные птицы, поедая мелких зверьков, ящериц и лягушек, регулируют их численность в природе. Насекомоядные птицы полезны для растений, так как уничтожают насекомых – вредителей и их личинок. Поэтому, привлечение в сады и парки насекомоядных птиц помогает защитить урожай от насекомых – вредителей. Учитывая огромную пользу, приносимую птицами, человек старается их охранять. И особенная роль здесь отводится заповедникам и зоопаркам. Охрана взрослых птиц осуществляется не только в местах их гнездования, зимовок, но и в местах кормёжки. Чтобы птицы не погибли зимой, их нужно подкармливать. Для этого в парках, садах и на балконах необходимо делать кормушки и следить, чтобы они не пустовали.

Список литературы:

  1. Программы специальных общеобразовательных школ для умственно отсталых детей. Под ред. Заляловой Т.С. – М.: Просвещение, 1990.

  2. А.Х.Тамбиев. Я познаю мир. Детская энциклопедия. - М.:ООО «Издательство АСТ», ООО «Издательство Астрель», 2001год.

  3. А.Теремов, В.Рохлов. Занимательная зоология. – М.:АСТ-ПРЕСС, 1999.

  4. Что такое. Кто такой. Т. 3. – М.: Педагогика – Пресс. Издательский Дом «Современная педагогика», 2001/

infourok.ru

Тема: Зимующие птицы: снегирь.

З класс

Урок 1. Развитие устной речи.

 

Тема: Зимующие птицы: снегирь.

Цель: уточнение и систематизация знаний детей о зимующих птицах.

Задачи:

-формирование умения составлять описательный рассказ по плану;

            -коррекция мышления на основе упражнений в классификации;

            -воспитание эмоциональной адекватности поведения.

Оборудование:

Картинки с изображением птиц, план описания птицы

 

Ход урока:

I.Организационный момент.

Учитель:

Громко прозвенел звонок –

                 Начинается урок.

                 Наши ушки на макушке,

                 Глазки широко открыты,

                 Слушаем, запоминаем,

                  Ни минуты не теряем.

II. Введение в тему

а) Вводная беседа «Каких птиц ты знаешь?».  

Учитель: - У меня на столе картинки. Я сейчас загадаю вам загадки, а вы найдите отгадку на столе.

           Эта хищница болтлива,                      Чик – чирик!

           Воровата, суетлива,                            К зёрнышкам прыг!

           Стрекотунья белобока,                       Клюй, не робей!

           А зовут её …     (сорока)                     Кто это?        (воробей)

 

           Красногрудый, чернокрылый,   Окраской - сероватая

           Любит зёрнышки клевать,                        Повадкой вороватая,

           С первым снегом на рябине                      Крикунья хрипловатая -

           Он появится опять.   (снегирь)   Известная персона. Кто она?    (ворона)

 

              Все время стучит,

              Деревья долбит.

              Но их не калечит,

              А только лечит. (дятел)

 

Учитель: - Кого вы отобрали?

Ученик: - Птиц.

Учитель: - Какие это птицы: зимующие или перелетные?

Ученик: - Зимующие.

б) Сообщение темы и целей урока

Учитель:- Сегодня на уроке мы познакомимся с зимующей птицей, будем учиться составлять рассказ о ней.

III. Актуализация опорных знаний и представлений.

Вводная беседа «Кто знает снегиря?»

Учитель: - Выбери из ряда картинок с изображением птиц ту, о которой я говорю: «Зимующая птица; крупнее воробья, у неё красная грудка, пузатенькая… Появляется со снегом, и зовут её …(снегирь)

 

 

 

 

Учитель: - Опишите форму тела, головы, крылья, клюв, лапы… Чем покрыто тело?

Ученик: - Голова овальная с черным опереньем, туловище тоже. Тело покрыто перьями. Грудка красного цвета. На спинке 2 голубовато-серых крыла. Хвост небольшой. 2 лапы с коготками. На голове глаза и маленький клюв.

IV. Физическая минутка

По дорожке, по дорожке

                  Скачем мы на правой ножке.

                  И по этой же дорожке

                  Скачем мы на левой ножке.

                  По тропинке побежим,

                  До лужайки добежим.

                  На лужайке, на лужайке

                  Мы попрыгаем, как зайки.

                  Стоп. (присели)

                  Немного отдохнем

                  И домой пешком пойдём.

V. Изучение нового материала. 

Рассказ учителя.

Учитель: - Снегирь крупнее воробья. Он обладает ярким опереньем: красным на груди и серо-голубоватым на спине. Черные бархатные шапочки и крылья хорошо заметны на фоне белого снега.

         С наступлением холодов многие птицы улетают на юг, в жаркие страны. А снегири зимой только прилетают к нам. Они и зовутся снегирями потому, что появляются вместе со снегом.

         Дело в том, что для снегирей наши леса и есть «тёплые края», летом они живут гораздо севернее.

         Снегири питаются семенами сорных растений и ягодами, которые можно отыскать в наших лесах зимой. Особенно привлекает снегирей рябина, которую они охотно поедают.

         Весной снегири будут уже далеко на севере, на родине. Совьют там гнезда, выведут и выкормят птенцов. Поздней осенью, в начале зимы снова раздается их низкий звонкий посвист: жю-жю-жю.

VI. Закрепление

а) Составление текста-повествования по плану.

На доске:              План.

1.Особенности строения снегиря:

         Размер птицы;

        Окраска головки, крыльев, грудки, спинки;

        Оперенье, крылья;

        Клюв и глаза;

        Лапы и хвост.

2. Когда прилетают;

3. Чем питаются.

Учитель: - Составьте рассказ по плану о снегире

Ученик: - Голова у снегиря черная, грудка красная, спинка с крыльями серо-голубые. На голове маленькие глазки, толстый короткий клюв чёрного цвета. Хвост не длинный. Прилетают поздней осенью, в начале зимы.Питаются семенами сорных растений и ягодами.

Учитель: - Молодец.

б) Работа с учебником

Учитель: - Откройте страницу 72, задание 1. Посмотрите на рисунок и скажите, какую из нарисованных птиц можно встретить сейчас.

Ученик: - Снегиря.

Учитель: - А почему не видно этих птиц?

Ученик: - Они улетели на юг.

Учитель: - А сейчас задание 2, на следующей странице. Прочитайте его.

                    (Дети читают задание)

Учитель: - Как называются птицы, оставшиеся на зиму в родных краях?

Ученик: - Птицы, оставшиеся на зиму в родных краях, зимующие.

Учитель: - Почему зимой птицы перебираются из леса ближе к жилищу людей?

Ученик: - Потому что в лесу недостаточно еды, а люди могут их подкармливать крошками, семенами, салом и т.д.

Учитель: - Что страшнее для птицы: голод или холод?

Ученик: - Голод.

VII. Итог урока

Учитель: - С какой птицей мы познакомились на уроке?

Ученик: - Снегирем.

Учитель: - Что вы о ней узнали на уроке?

Ученик: - Снегирь – зимующая птица. И т.д.

Учитель: - Чем мы с вами можем помочь птицам зимой?

Ученик: - Сделать кормушки и подкармливать крупой, семенами и т.д..

Учитель: - Кто готов помочь зимующим птицам?

Ученик: - Я!

Учитель: - Ваши ответы показали, что вы заботливые дети. Не забывайте помогать птицам зимой.

Учитель: - Оценки за урок … Домашнее задание: стр.74

Учитель: - Урок окончен.

 

 

Составитель: Седельникова А.М. учитель I категории

 

 

infourok.ru

Рисунок «Снегирь – зимующая птица»

Пояснительная записка

Автор данной работы: Белик Ева, 2 года 6 месяцев

Куратор: Белик Яна Юрьевна

Название работы: «Снегирь – зимующая птица»

Цель работы: познакомить ребёнка с зимующей птицей – снегирём через любимое занятие автора работы.

Материал и оборудование: бумага, простой карандаш, ластик, черный фломастер, масляная пастель, акварельная краска (красная), ватная палочка, глазик.

Чернокрылый,

Красногрудый

И зимой найдет приют:

Не боится он простуды

- С первым снегом

Тут как тут!

Снегири – удивительно прекрасные птицы, которые радуют разноцветным внешним видом человека. Но любоваться ими можно только зимой, а летом их просто невозможно увидеть, ведь они меняют свой окрас, становятся менее разноцветными и полностью погружаются в заботу о своём птичьем потомстве. Они и зовутся снегирями потому, что появляются вместе со снегом.

Зимой, стараясь прокормить себя, снегири вынуждены прилетать в город, поэтому человек можно легко увидеть эти птичьи разноцветные шарики, которые будут перелетать с ветки на ветку. Зимний снегирь не только выглядит красиво, но и поднимают своим внешним видом настроение человеку.

Эти птицы любят рябину, к которой они обычно подлетают стайкой. Самцы уступают самкам выбрать ягоды, а затем уже сами лакомятся. Но долго на этом дереве они не задерживаются, ведь саму сочную мякоть они не едят, предпочитая семена. А затем снова перелетают на другое дерево.

Автору всего два с половиной года, поэтому при создании рисунка была необходимость использовать доступные технологии.

Для начала Ева воспользовалась шаблоном и обвела контур птички.

Затем обводим контур черным фломастером и дорисовываем детали.

 

           Убираем лишние линии ластиком и приступаем к раскрашиванию рисунка масляной пастелью.

 

 

 

Приклеиваем глазик. Сначала мы его нарисовали, но потом захотелось сделать его более эффектным, и мы приклеили глаз.

 

 

Приступаем к рябине. Рисуем гроздь черным фломастером, а ягодки ватной палочкой и красками.

 

Вот что у нас получилось!

Снегирь - зимующая птица. Белик ЕваDOCX / 2.76 Мб

Время выполнения – 20 минут.

Автор материала: Е. Белик (младшая группа)

xn--j1ahfl.xn--p1ai

Снегири зимой

Снегирь обыкновенный — хорошо известная птица с ярким оперением. Ближайшими родственниками этих пернатых являются щеглы, клесты и зяблики.

По размеру снегири равны воробьям, но кажутся более крупными из-за плотного оперения. Для этой птицы характерны короткая шея и крылья, острый конусовидный клюв, удлиненный хвост и "шапочка" черного цвета на голове.

Из-за того, что снегири появляются возле жилья человека только в зимний период, многие думают, что это северные пернатые. Но в действительности они живут и в умеренной, и субтропической, и даже в тропической зонах. Наиболее часто снегирь встречается на территории от берегов Англии до Сахалина. Северная граница его распространения находится в скандинавских странах, а южная − в районе Кавказа. Но наибольшее количество птиц живет в Гималаях и странах Юго-Восточной Азии.

Среди бедной зимней природы снегирь особо заметен своей яркостью. В этот период он топорщит оперение и кажется толстоватым. Держатся птицы стайками, где часто могут возникать ссоры, которые начинают самки.

Питаются снегири в это время почками, семенами растений и деревьев (ясеня, клена, липы, ольхи и берёзы). Налетая стайкой на рябину, крушину или на другой ягодный кустарник, птицы раздавливают плоды, отбрасывают мякоть и поедают внутреннее содержание. Наевшись вдоволь, снегири зимой могут долго сидеть на ветках, чиститься и тихонько перекликаться.

В феврале можно наблюдать ухаживание самцов за партнершами, в стаях они всегда держатся рядом. В апреле снегири улетают из южных районов России, но некоторые пары могут остаться и свить там гнездо. Однако основной зоной гнездования считаются северные леса от Скандинавии до Камчатки. Живут эти пернатые в неволе около 12 лет, но в природных условиях их продолжительность жизни значительно короче.

И хотя большая часть видов этой птицы довольно многочисленна, то некоторые из них находятся под угрозой вымирания. Это оранжевый снегирь, живущий в Гималаях, и азорский, которого насчитывается всего несколько сотен пар.

www.8lap.ru