Философский характер феерии М. Метерлинка “Синяя птица”. Тема синяя птица


Философский характер феерии М. Метерлинка “Синяя птица”

Философская драма-феерия “Синяя птица” бельгийского символиста Мориса Метерлинка создана в 1908 году. В этот период у автора появляются новые взгляды на жизнь и творчество. Эстетичные поиски Метерлинка находились под влиянием философии идеалистической, в которой утверждается, что люди должны искать идеальный мир сквозь подсознание. Мир имеет таинственную сущность, но понять ее могут лишь чистые душой люди. В драме “Синяя птица” рассказывается о том, как главные герои, брат и сестра Тильтиль и Митиль, отправляются на поиски счастья, которые, наконец получают в борьбе с силами зла. Автор считал, что дети, символически чисты и безгрешны, остро ощущают добро и тянутся к нему. Действие пьесы начинается накануне Рождества, праздника, который символизирует согласие, рождение новой, прекрасной жизни.

Волшебная зеленая шапочка, которую одевает Тильтиль, помогает мальчику увидеть души вещей: Хлеба, Воды, Огня, Времени. Наделяя “душами” окружающий мир, автор доказывает нам, что у детей особое восприятие будничных предметов. И это открывает обворожительность жизни, так как оно дарит каждый день новую радость. Страна Воспоминаний, куда попадаются маленькие путешественники, – это страна умерших. Там дети встречают Дедушку и Бабушку, которые напомнят всем о необходимости помнить, о тех, кто ушел из жизни: “… Мы немало спим, пока нас не разбудит мысль кого-то из живых… Хорошо спать, … но и просыпаться время от времени тоже приятно…”.

Помня о приказе Феи найти Синюю Птицу, Тильтиль преодолевает страх перед неизвестным в Дворце Ночи: призраками, войнами, болезнями. Путь к счастью трудный, он никому не дается легко. Нужно преодолеть свои страхи перед неизвестным, понять самого себя, оказывать сопротивление влиянию зла:

Блаженству Быть Богатым, Блаженству Ничего Не Знать.

А искать подкориться силам... добра и радости:

Блаженству Быть Здоровым, Радости Быть Добрым, Радости уметь Думать.

Метерлинк считает, что человек имеет высокое назначение в жизни: она должен оставить после себя память на земле. Дети, попадаясь в Царство Будущего, видят детей, которые еще не родились. “Они непременно имеют с чем-то прийти на Землю – с пустыми руками туда не пускают…”. Кто-то принесет машину, которая летает без крыльев, кто-то имеет средства удлинения жизни, а кто-то – преступления. Автор понимает, что в будущем людей ждут не только радости. Приход новых людей принесет и новые беды. Путешествуя, Тильтиль и Митиль не находят Синей Птицы: Птица из Страны Воспоминаний почернела, Птица из Царства Будущего стала красным, птицы из Дворца Ночи умерли. Автор старается довести, что мир невозможно познать до конца: процесс познания истины бесконечный. Но реальное счастье – своей Синей Птицы – дети отыскали не в сказке. Дома в клетке жила горлица. Отдав птичку больной соседке, мальчик делает ее счастливой, и она выздоравливает. Этим Метерлинк утверждает, что счастье заключается в добрых делах, в помощи другим. Девушка, которая была похожа на Душу Света, не удержала птицы – она улетает. Пьеса заканчивается символически: дети не нашли еще своего счастья, но они поняли простые истины любви и добра, ощутили свою ответственность за счастье других. Они вместе с автором призывают нас продолжать вечные поиски.

Драма-Феерия М. Метерлинка “Синяя птица” преисполнена глубокого философского содержания. Счастье, по мнению автора, – это награда за жизненный путь, где каждый познает добро, любовь, сочувствие. Нужно лишь “расплющить глаза к потаенным глубинам души”. В этих словах звучит гуманизм Метерлинка, писателя с нежным сердцем.

Loading... Философский характер феерии М. Метерлинка “Синяя птица”

ege-russian.ru

Конспект урока по литературе на тему "Итог пьесы М.Метерлинка «Синяя птица» – обретение Истинного Зрения."

                          Литературное чтение.

                            4 класс.

  Тема: Итог пьесы М.Метерлинка «Синяя птица» – обретение Истинного Зрения.

Цель урока: понять саму идею пьесы: не надо ходить за Синей птицей за тридевять земель, счастье поселится у тебя дома, если ты умеешь смотреть на мир с открытыми  глазами, то есть умеешь отличать истинное  

от поверхностного, искреннее  от лживого и несёшь в этот мир добро.

Задачи:  - развивать  умение  анализировать  текст,  составлять  

                - характеристики   героев;

               - развивать   умение   находить  необходимые   сведения  в  тексте;

                - формировать   представление  о  счастье.

Оборудование:  рисунки костюмов,  декораций

  1. Орг момент
  2.  Собираем внимание по хлопку.
  3. Введение  в тему урока.

- Ребята, мы закончили с вами  прочтение пьесы бельгийского драматурга Мориса Метерлинка  «Синяя Птица». Я  предлагаю  погрузиться в атмосферу театра,  побывать в роли актёра и тем самым постараться найти ответ  на этот вопрос   (вывешиваю вопрос  «В чём смысл жизни»)

                  Постижение истинного смысла жизни.

              Еще один шаг к познанию идеи  пьесы «Синяя птица»                                 Мориса Метерлинка.

  Беседа;

- На какие размышления побудила  вас эта пьеса? (высказывания ребят)

 - Какие цели вы можете поставить перед собой?

- А что такое счастье по – вашему?

  - Где пытались найти Птицу Счастья  Тильтиль и Митиль? (В Стране Воспоминаний, в Садах блаженства, в Царстве Будущего)

- Согласны вы с  мнением Души Света, по-видимому, Синей Птицы совсем не существует, или меняет окраску, как только её сажают в клетку…

- Так может быть поиск Синей Птицы был напрасен?

  1. Работа над темой.

- Случайно ли в пьесе 12 картин? Докажи?

 - как изменились дети за время путешествия? (земное время не течёт, поэтому родители не потеряли своих детей)

- Что изменилось  в детях за  время путешествия? (Они обрели  Истинное зрение – научиться видеть окружающий мир по-новому, изменилось отношение  к людям.)

- Какие новые персонажи появляются  в 12 картине? ( Соседка Берленго и её внучка. На кого похожа соседка?)

АКТЁРСКОЕ    ЧТЕНИЕ   1 картины 

                                              12 картины

       - Почему раньше Тильтиль не отдавал? (Было жалко, думал о себе)

        - После путешествия отдал сразу? (у ней изменилось отношение к людям, зная, что Синяя  Птица принесёт радость другому )

- Приносить радость другому – это счастье  Постижение истинного смысла жизни.

3. Почему поправилась девочка? ( Исполнилась мечта).

4.На кого похожа внучка соседки?  (На Душу Света)

5. Почему?  (Она умеет мечтать не о кукле и вкусных пирожках, а о живой птице. Т. и М. научились видеть внутреннюю красоту человека )

6. Как вы понимаете смысл пьесы «Синяя птица улетела» ( Птица принесла счастье девочке, теперь она свободна.)

7. Прочитайте последние  слова Тильтиля.  А может он поймать Птицу Счастья?  

Обобщение:  (составить значения смысла жизни)

- понравилась вам пьеса?

- содержание каких картин вам показалось интересным

- где мы чувствуем присутствие автора (Ремарках, свои взгляды  передал фее и Душе Света)

-Что хотел  сказать автор нам – читателям

. Я задумался о счастье. "А что же такое счастье?" — задался я этим вопросом. Посетив вместе с героями Сады Блаженств, я убедился, что счастье — это не богатство с его пошлой музыкой и ярко украшенными залами. Это что-то иное, как, например, Материнская Любовь, Радость Быть Справедливым, Радость Быть Добрым… Эти Радости делают человека действительно счастливым. Но порой мы не видим их. Материнская Любовь сказала: " … с закрытыми глазами ничего нельзя увидеть…". Оттого что мы слепы, мы проходим мимо нашего счастья и порою его не замечаем, но стоит оглянуться и… Также и наши герои абсолютно не подозревали, что Синяя птица — это обыкновенная горлица, живущая в их доме.      Это путешествие помогло Тильтилю и Митиль стать добрее и лучше, а меня Синяя птица научила видеть счастье всегда и во всем. М. Метерлинг.

Рефлексия:

  Составить синквейн  Счастье

 

                       Счастье

                    Полное, вечное;

           Облагораживает, радует, окрыляет.

          Это бесконечное познание жизни!

                        Блаженство!

  1. «Стараясь о счастье других, мы находим своё собственное»  Платон.
  2. « Единственное счастье  в жизни – это постоянное стремление  вперёд» Эмиль Золя.

  3-   «Счастье  - это возможность и талант преумножать вокруг себя счастливых!»

                                         (Леонид Сухоруков)

  1. «Кто входит в дом счастья через дверь удовольствий, тот обыкновенно выходит через дверь страданий»

 

                    (Паскаль)

5-Чтобы быть вполне счастливым,  недостаточно обладать  счастьем, надо заслужить его».  (В.Гюго)

6 – «Самый счастливый человек  тот, кто дарит  счастье наибольшему числу людей»  (Д.Дидро)

Дом. Задание    

Итог урока: так что же такое счастье?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Просмотр содержимого документа «Конспект урока по литературе на тему "Итог пьесы М.Метерлинка «Синяя птица» – обретение Истинного Зрения." »

Литературное чтение.

4 класс.

Тема: Итог пьесы М.Метерлинка «Синяя птица» – обретение Истинного Зрения.

Цель урока: понять саму идею пьесы: не надо ходить за Синей птицей за тридевять земель, счастье поселится у тебя дома, если ты умеешь смотреть на мир с открытыми глазами, то есть умеешь отличать истинное

от поверхностного, искреннее от лживого и несёшь в этот мир добро.

Задачи:  - развивать  умение  анализировать  текст,  составлять  

                - характеристики   героев;

               - развивать   умение   находить  необходимые   сведения  в  тексте;

                - формировать   представление  о  счастье.

Оборудование: рисунки костюмов, декораций, вид билета на спектакль.

Вид урока: игра!

  1. Орг момент

  2. Собираем внимание по хлопку.

  3. Введение в тему урока.

- Ребята, мы закончили с вами прочтение пьесы бельгийского драматурга Мориса Метерлинка «Синяя Птица». Я предлагаю погрузиться в атмосферу театра, побывать в роли актёра и тем самым постараться найти ответ на этот вопрос (вывешиваю вопрос «В чём смысл жизни»)

Постижение истинного смысла жизни.

Еще один шаг к познанию идеи пьесы «Синяя птица» Мориса Метерлинка.

Беседа;

- На какие размышления побудила вас эта пьеса? (высказывания ребят)

- Какие цели вы можете поставить перед собой?

- А что такое счастье по – вашему?

- Где пытались найти Птицу Счастья Тильтиль и Митиль? (В Стране Воспоминаний, в Садах блаженства, в Царстве Будущего)

- Согласны вы с мнением Души Света, по-видимому, Синей Птицы совсем не существует, или меняет окраску, как только её сажают в клетку…

- Так может быть поиск Синей Птицы был напрасен?

  1. Работа над темой.

- Случайно ли в пьесе 12 картин? Докажи?

- как изменились дети за время путешествия? (земное время не течёт, поэтому родители не потеряли своих детей)

- Что изменилось в детях за время путешествия? (Они обрели Истинное зрение – научиться видеть окружающий мир по-новому, изменилось отношение к людям.)

- Какие новые персонажи появляются в 12 картине? ( Соседка Берленго и её внучка. На кого похожа соседка?)

АКТЁРСКОЕ ЧТЕНИЕ 1 картины

12 картины

- Почему раньше Тильтиль не отдавал? (Было жалко, думал о себе)

- После путешествия отдал сразу? (у ней изменилось отношение к людям, зная, что Синяя Птица принесёт радость другому )

- Приносить радость другому – это счастье Постижение истинного смысла жизни.

3. Почему поправилась девочка? ( Исполнилась мечта).

4.На кого похожа внучка соседки? (На Душу Света)

5. Почему? (Она умеет мечтать не о кукле и вкусных пирожках, а о живой птице. Т. и М. научились видеть внутреннюю красоту человека )

6. Как вы понимаете смысл пьесы «Синяя птица улетела» ( Птица принесла счастье девочке, теперь она свободна.)

7. Прочитайте последние слова Тильтиля. А может он поймать Птицу Счастья?

Обобщение: (составить значения смысла жизни)

- понравилась вам пьеса?

- содержание каких картин вам показалось интересным

- где мы чувствуем присутствие автора (Ремарках, свои взгляды передал фее и Душе Света)

-Что хотел сказать автор нам – читателям

. Я задумался о счастье. "А что же такое счастье?" — задался я этим вопросом. Посетив вместе с героями Сады Блаженств, я убедился, что счастье — это не богатство с его пошлой музыкой и ярко украшенными залами. Это что-то иное, как, например, Материнская Любовь, Радость Быть Справедливым, Радость Быть Добрым… Эти Радости делают человека действительно счастливым. Но порой мы не видим их. Материнская Любовь сказала: " … с закрытыми глазами ничего нельзя увидеть…". Оттого что мы слепы, мы проходим мимо нашего счастья и порою его не замечаем, но стоит оглянуться и… Также и наши герои абсолютно не подозревали, что Синяя птица — это обыкновенная горлица, живущая в их доме.     Это путешествие помогло Тильтилю и Митиль стать добрее и лучше, а меня Синяя птица научила видеть счастье всегда и во всем. М. Метерлинг.

Рефлексия:

Составить синквейн Счастье

Счастье

Полное, вечное;

Облагораживает, радует, окрыляет.

Это бесконечное познание жизни!

Блаженство!

  1. «Стараясь о счастье других, мы находим своё собственное» Платон.

  2. « Единственное счастье в жизни – это постоянное стремление вперёд» Эмиль Золя.

3- «Счастье - это возможность и талант преумножать вокруг себя счастливых!»

(Леонид Сухоруков)

  1. «Кто входит в дом счастья через дверь удовольствий, тот обыкновенно выходит через дверь страданий»

(Паскаль)

5-Чтобы быть вполне счастливым, недостаточно обладать счастьем, надо заслужить его». (В.Гюго)

6 – «Самый счастливый человек тот, кто дарит счастье наибольшему числу людей» (Д.Дидро)

Дом. Задание ;

.

Итог урока: так что же такое счастье?

kopilkaurokov.ru

Реферат на тему Синяя птица. Метерлинк Морис

СИНЯЯ ПТИЦА Феерия (1908) Канун Рождества. Дети дровосека, Тильтиль и Митиль, спят в своих кроватках. Вдруг они просыпаются. Привлеченные звуками музыки, дети подбегают к окну и смотрят на рождественское празднество в богатом доме напротив. Слышится стук в дверь. Появляется старушонка в зеленом платье и красном чепце. Она горбата, хрома, одноглаза, нос крючком, ходит с палочкой. Это Фея Берилюна. Она велит детям отправиться на поиски Синей птицы. Ее раздражает, что дети не различают вещей очевидных. "Надо быть смелым, чтобы видеть скрытое", - говорит Берилюна и дает Тильти-лю зеленую шапочку с алмазом, повернув который человек может увидеть "душу вещей". Как только Тильтиль надевает шапочку и поворачивает алмаз, все окружающее чудесно преображается: старая колдунья превращается в сказочную принцессу, бедная обстановка хижины оживает. Появляются Души Часов, Души Караваев, Огонь предстает в виде стремительно двигающегося человека в красном трико. Пес и Кошка тоже приобретают человеческий облик, но остаются в масках бульдога и кошки. Пес, обретя возможность облечь свои чувства в слова, с восторженными криками "Мое маленькое божество!" прыгает вокруг Тильтиля.

Кошка жеманно и недоверчиво протягивает лапу Митиль. Из крана начинает бить сверкающим фонтаном вода, а из ее потоков появляется девушка с распущенными волосами, в как бы струящихся одеждах. Она немедленно вступает в схватку с Огнем. Это Душа Воды. Со стола падает кувшин, и из разлитого молока поднимается белая фигура. Это робкая и стыдливая Душа Молока. Из сахарной головы, разорвав синюю обертку, выходит слащавое фальшивое существо в синей с белым одежде.

Это Душа Сахара. Пламя упавшей лампы мгновенно превращается в светозарную девушку несравненной красоты под сверкающим прозрачным покрывалом. Это Душа Света. Раздается сильный стук в дверь. Тильтиль в испуге поворачивает алмаз слишком быстро, стены хижины меркнут, Фея вновь становится старухой, а Огонь, Хлеб, Вода, Сахар, Душа Света, Пес и Кошка не успевают вернуться назад, в Молчание. Фея приказывает им сопровождать детей в поисках Синей птицы, предрекая им гибель в конце путешествия. Все, кроме Души Света и Пса, не хотят идти. Тем не менее, пообещав подобрать каждому подходящий наряд, Фея уводит их всех через окно. И заглянувшие в дверь Мать Тиль и Отец Тиль видят только мирно спящих детей.

Во дворце Феи Берилюны, переодевшись в роскошные сказочные костюмы, души животных и предметов пытаются составить заговор против детей. Возглавляет их Кошка. Она напоминает всем, что раньше, "до человека" которого она именует "деспотом", все были свободны, и высказывает опасение, что, завладев Синей птицей, человек постигнет Душу Вещей, Животных и Стихий и окончательно поработит их. Пес яростно возражает.

При появлении Феи, детей и Души Света все затихает. Кошка лицемерно жалуется на Пса, и тому попадает от Тильтиля. Перед дальней дорогой, чтобы покормить детей, Хлеб отрезает от своего брюха два ломтя, а Сахар отламывает для них свои пальцы (которые тут же отрастают вновь, поэтому у Сахара всегда чистые руки). Прежде всего Тильтилю и Митиль предстоит посетить Страну Воспоминаний, куда они должны отправиться одни, без сопровождения. Там Тильтиль и Митиль гостят у покойных дедушки и бабушки, там же они видят и своих умерших братцев и сестриц. Оказывается, что умершие как бы погружены в сон, а когда близкие вспоминают о них, пробуждаются.

Повозившись с младшими детьми, пообедав вместе со всем семейством, Тильтиль и Митиль торопятся уйти, чтобы не опоздать на встречу с Душой Света. По просьбе детей дедушка с бабушкой отдают им дрозда, который показался им совершенно синим. Но когда Тильтиль и Митиль покидают Страну Воспоминаний, птица становится черной.

Во дворце Ночи первой оказывается Кошка, чтобы предупредить хозяйку о грозящей опасности - приходе Тильтиля и Митиль. Ночь не может запретить человеку распахнуть врата ее тайн. Кошке и Ночи остается только надеяться, что человек не поймает настоящую Синюю птицу, ту, что не боится дневного света. Появляются дети в сопровождении Пса, Хлеба и Сахара. Ночь пытается сначала обмануть, потом запугать Тильтиля и не дать ему ключ, открывающий все двери в ее дворце. Но Тильтиль поочередно открывает двери. Из-за одной выскальзывают несколько нестрашных Призраков, из-за другой, где находятся болезни, успевает выбежать Насморк, из-за третьей чуть не вырываются на свободу войны. Затем Тильтиль открывает дверь, за которой Ночь хранит лишние Звезды, свои любимые Ароматы, Блуждающие Огни, Светляков, Росу, Соловьиное Пение. Следующую, большую среднюю дверь Ночь не советует отпирать, предупреждая, что за ней кроются видения настолько грозные, что не имеют даже названия. Спутники Тильтиля - все, кроме Пса, - в испуге прячутся. Тильтиль и Пес, борясь с собственным страхом, открывают дверь, за которой оказывается дивной красоты сад - сад мечты и ночного света, где среди звезд и планет без устали порхают волшебные синие птицы.

Тильтиль зовет своих спутников, и, поймав каждый по нескольку синих птиц, они выходят из сада. Но вскоре пойманные птицы погибают - дети не сумели обнаружить ту единственную Синюю птицу, что переносит свет дня.

Лес. Входит Кошка, здоровается с деревьями, разговаривает с ними. Натравливает их на детей. Деревьям есть за что не любить сына дровосека. И вот Тильтиль повержен наземь, а Пес еле освободился от пут Плюща, он пытается защитить хозяина. Оба они на волосок от гибели, и лишь вмешательство Души Света, которая велит Тильтилю повернуть алмаз на шапочке, чтобы погрузить деревья во мрак и молчание, спасает их.

Кошке удается скрыть свою причастность к бунту.

Дети ищут Синюю птицу на кладбище. В полночь Тильтиль со страхом поворачивает алмаз, могилы разверзаются, и из них появляются целые снопы призрачных, волшебно прекрасных белых цветов.

Птицы поют восторженные гимны Солнцу и Жизни. "Где же мертвые?.. - Мертвых нет..."- обмениваются-репликами Тильтиль и Митиль.

В поисках Синей птицы дети оказываются в Садах Блаженств. Тучные Блаженства едва не втягивают Тильтиля и его спутников в свои оргии, но мальчик поворачивает алмаз, и становится видно, насколько Тучные Блаженства жалки и безобразны. Появляются домашние Блаженства, которых поражает, что Тильтиль не подозревает об их существовании.

Это Блаженство Быть Здоровым, Блаженство Любить Родителей,` Блаженство Голубого Неба, Блаженство Солнечных Дней, Блаженство Видеть Зажигающиеся Звезды. Они посылают самое быстроногое Блаженство Бегать По Росе Босиком известить о приходе детей Великие Радости, и вскоре появляются высокие прекрасные ангелоподобные существа в блистающих одеждах. Среди них Великая Радость Быть Справедливым, Радость Быть Добрым, Радость Понимать и самая чистая Радость Материнской Любви. Она кажется детям похожей на их мать, только гораздо красивее. Материнская Любовь утверждает, что дома она такая же, но с закрытыми глазами ничего нельзя увидеть. Узнав, что детей привела Душа Света, Материнская Любовь созывает другие Великие Радости, и они приветствуют Душу Света как свою владычицу. Великие Радости просят Душу Света откинуть покрывало, которое еще скрывает непознанные Истины и Блаженства. Но Душа Света, исполняя приказ своего Повелителя, лишь плотнее закутывается в покрывало, говоря, что час еще не настал, и обещая прийти когда-нибудь открыто и смело.

Обнявшись на прощание, она расстается с Великими Радостями.

Тильтиль и Митиль в сопровождении Души Света оказываются в Лазоревом дворце Царства Будущего. К ним сбегаются Лазоревые Дети. Это дети, которые когда-нибудь родятся на Земле. Но на Землю нельзя прийти с пустыми руками, и каждый из детей собирается принести туда какое-нибудь свое изобретение: Машину Счастья, тридцать три способа продления жизни, два преступления, летающую по воздуху машину без крыльев.

Один из малышей - удивительный садовник, выращивающий необыкновенные маргаритки и огромный виноград, другой - Король Девяти Планет, еще один призван уничтожить на Земле Несправедливость. Двое лазоревых детишек стоят, обнявшись. Это влюбленные. Они не могут наглядеться друг на друга и беспрерывно целуются и прощаются, потому что на Земле окажутся разделены столетиями. Здесь же Тильтиль и Митиль встречают своего братика, который вскоре должен появиться на свет. Занимается Заря - час, когда рождаются дети. Появляется бородатый старик Время с косой и песочными часами. Он забирает тех, кто должен вот-вот родиться, на корабль. Корабль, который везет их на Землю, проплывает и скрывается. Доносится далекое пение - это поют Матери, встречающие детей.

Время в изумлении и гневе замечает Тиль-тиля, Митиль и Душу Света. Они спасаются от него, повернув алмаз. Под покрывалом Душа Света прячет Синюю птицу.

У ограды с зеленой калиткой - Тильтиль не сразу узнает родной дом - дети расстаются со своими спутниками.

Хлеб возвращает Тильтилю клетку для Синей птицы, так и оставшуюся пустой.

"Синяя птица, по-видимому, или вовсе не существует, или меняет окраску, как только ее сажают в клетку..." - говорит Душа Света. Души Предметов и Животных прощаются с детьми. Огонь чуть не обжигает их бурными ласками, Вода журчит прощальные речи, Сахар произносит фальшивые и слащавые слова.

Дети уговаривают Душу Света остаться с ними, но это не в ее власти. Она может лишь пообещать им быть с ними "в каждом скользящем лунном луче, в каждой ласково глядящей... звездочке, в каждой занимающейся заре, в каждой зажженной лампе", в каждом их чистом и ясном помысле. Бьет восемь часов.

Калитка приотворяется и тотчас же захлопывается за детьми.

Хижина дровосека волшебно преобразилась - все здесь стало новым, радостным. Ликующий дневной свет пробивается в щели запертых ставен. Тильтиль и Митиль сладко спят в своих кроватках. Мать Тиль приходит будить их. Дети начинают рассказывать об увиденном во время путешествия, и их речи пугают мать. Она посылает отца за доктором. Но тут появляется Соседка Берленго, очень похожая на Фею Берилюну.

Тильтиль начинает объяснять ей, что не сумел найти Синюю птицу. Соседка догадывается, что детям что-то пригрезилось, возможно, когда они спали, на них падал лунный свет. Сама же она рассказывает о своей внучке - девочка нездорова, не встает, доктор говорит: нервы... Мать уговаривает Тильтиля подарить девочке горлицу, о которой та мечтает. Тильтиль смотрит на горлицу, и та кажется ему Синей птицей. Он отдает клетку с птицей соседке. Дети новыми глазами видят родной дом и то, что в нем находится, - хлеб, воду, огонь, кошку и пса. Раздается стук в дверь, и входит Соседка Берленго с белокурой, необыкновенно красивой девочкой. Девочка прижимает к груди горлицу Тильтиля. Тильтилю и Митиль соседская внучка кажется похожей на Душу Света.

Тильтиль хочет объяснить девочке, как кормить горлицу, но птица, воспользовавшись моментом, улетает. Девочка в отчаянии плачет, а Тильтиль обещает ей поймать птицу. Затем он обращается к зрителям: "Мы вас очень просим: если кто-нибудь из вас ее найдет, то пусть принесет нам - она нужна нам для того, чтобы стать счастливыми в будущем..." В. С. Кулагина-Ярцева Тильтиль, Митиль - дети, совершающие во сне странствие, которое из хижины дровосека переносит их в Страну Воспоминаний, Дворец Ночи, Сады Блаженств, Царство Будущего.

Сюжет феерии - история посвящения маленьких героев в простые, но необходимые нравственные истины и их приобщения к миру высших ценностей человеческого бытия. Синяя птица - аналог голубого цветка романтиков, чудесное воплощение всего, что недостижимо в земном мире. В финале Т. дарит птицу больной соседской девочке, и этот жест альтруизма становится главным итогом действия. Наградой за способность ощущать глубокую родственность всех разнородных явлений жизни и знаком душевной чистоты, без которой невозможна подобная ясность восприятия мира, служит волшебный алмаз Т., открывающий душу во всех предметах, деревьях, животных, вещах домашнего обихода. Сказочное путешествие Т. и М. таинственными тропами познания, по которым их ведет Душа Света, не обходится без встречи с Духами Тьмы - чтобы убедиться, что внушаемые ими ужасы преодолимы, - с мнимыми Блаженствами, предстающими в своей иллюзорности, с Несчастьями, поддающимися укрощению. Важный эпизод этого странствия - познание высшей истины, состоящей в том, что нет ни смерти, ни забвения, потому что в безграничном океане бытия прошлое, настоящее, будущее связаны тысячами нитей.

Законом, по которому строится жизнь в мире Т. и М., является бескорыстие. Лишь оно признается залогом счастья, которое "всегда с нами, только не бойтесь его искать". Демонические козни Кошки остаются не более чем проделками комической интриганки, а Ночь отступает перед сиянием Души Света. Незамутненное сознание Т. и М. - символ торжества над злом и победы над Роком, которая возможна, если человеку удастся вернуть себе угасшее зрение, каким обладает ребенок.

alive-inter.net

Тема поиска в пьесе Метерлинка Синяя птица

Тема поиска в пьесе Метерлинка Синяя птица

Морис Метерлинк и Эмиль Верхарн — первые среди бельгийских писателей, которые стали классикой мировой литературы. Будучи бельгийцами, эти авторы писали на французском языке. Французский язык и вся французская литература сыграли очень важную роль в формировании бельгийской литературы. Именно благодаря этому бельгийские писатели смогли достичь высокого уровня мировых литературных стандартов, не теряя при этом свою самобытность. Это же позволило бельгийской литературе влиться в поток мировой литературы, занять в ней свое очень важное место. Морис Метерлинк вошел в историю литературы как символист. Этому способствовала и особенная атмосфера детства, которая привила ему особенный «мистический» взгляд на жизнь.

Символизм — искусство, которое намекает на иррациональную сущность бытия. Метерлинк создал цикл символистских пьес, которые получили обобщенное название «театр смерти». Для этих пьес является характерным присутствие Неизвестного — оно и является «главным героем» «театра смерти». Неизвестный руководит всем, его намерения таинственные — это фатумная сила, которая властвует над человеком. Метерлинк достигает поражающего эффекта присутствия Неизвестного на сцене своего театра. Действие в его пьесах почти всегда происходит в условном месте — это может быть лес или комната старого замка. Человек в «театре смерти» остается один на один с Неизвестным, она чувствует ужас перед ним.

В символистском цикле произведений Метерлинка, к которому принадлежат пьесы «Принцесса Мален», «Непрошеная», «Слепые», именно образ Неизвестного является сквозным.

В своих поздних драмах Метерлинк пошел дальше: символизм здесь переплетается с романтизмом, как в пьесе «Синяя птица» (1905). Здесь персонажи и место действия тоже условны, но основа пьесы — романтичный сюжет о поисках Синей птицы. Метерлинк вводит в свое произведение даже социальные ноты: деть крестьян-дровосеков в канун Рождества смотрят на праздник в богатом доме напротив, они не могут себе позволить такое веселье. В ходе развития сценического действия появляется очень важный мотив «преодоления слепоты»: необходимо просто посмотреть на все другими глазами — и жалкий домик дровосека кажется прекрасным дворцом. Потому что настоящий праздник — это не наряд, не игрушки, не дорогие подарки, настоящий праздник — это способность чувствовать свято внутри себя. Важным персонажем пьесы является сказочная Фея — именно она должна «снять» пелену неведения из глаз главных героев, Тильтиля и Митиля, она же отправляет их на поиски волшебной Синей птицы. Поиски эти важны сами по себе, независимо от их результата. Путь, который проходять дети, изменяет их. Путь этот лежит через символические места: «Страну воспоминаний», где герои встречают своих умерших родственников; «Дворец ночи», где они встречаются с повелителькой тьмы; «Лес», где дети общаются с разными духами деревьев. Конечным пунктом их путешествия является та же хижина дровосека, которая, правда, очень изменилась — все вокруг стало новым, радостным, веселым. Это превращение связано прежде всего с внутренними изменениями самих героев, которые случились благодаря путешествию. Символической синей птицей становится теперь простая горлица Тильтиля, которая жила в клетке в хижине дровосека. Тильтиль дарует ее больной девочке, которая теперь не внучка сказочной Феи, а внучка обычной соседки. В последний момент птица улетает, и пьеса заканчивается обещанием Тильтиля найти его. Следовательно, поиски Синей птицы будут продолжены, потому что состояние поиска — это нормальное состояние души человека.

Таким образом, тема поиска и связанная с ней тема путешествия — основные в пьесе М. Метерлинка «Синяя птица». В результате поиска душа человека изменяется, поиск является главной целью путешествия. Внутренняя очистка — наибольшая награда за этот поиск.

baza-referat.ru

Тема поиска в пьесе Метерлинка Синяя птица

Тема поиска в пьесе Метерлинка Синяя птица

Морис Метерлинк и Эмиль Верхарн — первые среди бельгийских писателей, которые стали классикой мировой литературы. Будучи бельгийцами, эти авторы писали на французском языке. Французский язык и вся французская литература сыграли очень важную роль в формировании бельгийской литературы. Именно благодаря этому бельгийские писатели смогли достичь высокого уровня мировых литературных стандартов, не теряя при этом свою самобытность. Это же позволило бельгийской литературе влиться в поток мировой литературы, занять в ней свое очень важное место. Морис Метерлинк вошел в историю литературы как символист. Этому способствовала и особенная атмосфера детства, которая привила ему особенный «мистический» взгляд на жизнь.

Символизм — искусство, которое намекает на иррациональную сущность бытия. Метерлинк создал цикл символистских пьес, которые получили обобщенное название «театр смерти». Для этих пьес является характерным присутствие Неизвестного — оно и является «главным героем» «театра смерти». Неизвестный руководит всем, его намерения таинственные — это фатумная сила, которая властвует над человеком. Метерлинк достигает поражающего эффекта присутствия Неизвестного на сцене своего театра. Действие в его пьесах почти всегда происходит в условном месте — это может быть лес или комната старого замка. Человек в «театре смерти» остается один на один с Неизвестным, она чувствует ужас перед ним.

В символистском цикле произведений Метерлинка, к которому принадлежат пьесы «Принцесса Мален», «Непрошеная», «Слепые», именно образ Неизвестного является сквозным.

В своих поздних драмах Метерлинк пошел дальше: символизм здесь переплетается с романтизмом, как в пьесе «Синяя птица» (1905). Здесь персонажи и место действия тоже условны, но основа пьесы — романтичный сюжет о поисках Синей птицы. Метерлинк вводит в свое произведение даже социальные ноты: деть крестьян-дровосеков в канун Рождества смотрят на праздник в богатом доме напротив, они не могут себе позволить такое веселье. В ходе развития сценического действия появляется очень важный мотив «преодоления слепоты»: необходимо просто посмотреть на все другими глазами — и жалкий домик дровосека кажется прекрасным дворцом. Потому что настоящий праздник — это не наряд, не игрушки, не дорогие подарки, настоящий праздник — это способность чувствовать свято внутри себя. Важным персонажем пьесы является сказочная Фея — именно она должна «снять» пелену неведения из глаз главных героев, Тильтиля и Митиля, она же отправляет их на поиски волшебной Синей птицы. Поиски эти важны сами по себе, независимо от их результата. Путь, который проходять дети, изменяет их. Путь этот лежит через символические места: «Страну воспоминаний», где герои встречают своих умерших родственников; «Дворец ночи», где они встречаются с повелителькой тьмы; «Лес», где дети общаются с разными духами деревьев. Конечным пунктом их путешествия является та же хижина дровосека, которая, правда, очень изменилась — все вокруг стало новым, радостным, веселым. Это превращение связано прежде всего с внутренними изменениями самих героев, которые случились благодаря путешествию. Символической синей птицей становится теперь простая горлица Тильтиля, которая жила в клетке в хижине дровосека. Тильтиль дарует ее больной девочке, которая теперь не внучка сказочной Феи, а внучка обычной соседки. В последний момент птица улетает, и пьеса заканчивается обещанием Тильтиля найти его. Следовательно, поиски Синей птицы будут продолжены, потому что состояние поиска — это нормальное состояние души человека.

Таким образом, тема поиска и связанная с ней тема путешествия — основные в пьесе М. Метерлинка «Синяя птица». В результате поиска душа человека изменяется, поиск является главной целью путешествия. Внутренняя очистка — наибольшая награда за этот поиск.

coolreferat.com