Сочинение по картине Васнецова Сирин и Алконост. Песнь радости и печали описание. Васнецов сирин птица


Сирин и Алконост. Птица Радости и Птица Печали. Описание картины Васнецова

Виктор Васнецов. Сирин и Алконост. Птица Радости и Птица Печали. 1896. Холст, масло. 133 x 250. Третьяковская Галерея, Москва, Россия.

Алконо?ст (алконст, алконос) — в русских и византийских средневековых легендах райская птица-дева бога солнца Хорса, приносящая счастье, в апокрифах и сказаниях птица светлой грусти и печали. Образ Алконоста восходит к греческому мифу об Алкионе, превращённой богами в зимородка. Эта райская сказочная птица стала известна по памятникам древнерусской литературы (Палея XIV в., азбуковники XVI—XVII в.) и лубочным картинкам.

По сказанию XVII века алконост пребывает близ рая и когда поет, то сам себя не ощущает. Алконост утешает своим пением святых, возвещая им будущую жизнь. Алконост несёт яйца на берегу моря и, погружая их в глубину моря, делает его спокойным на 7 дней. Пение Алконоста настолько прекрасно, что услышавший его забывает обо всём на свете.

Алконост изображается на русских лубочных картинах полуженщиной-полуптицей с большими разноцветными перьями (крыльями), человеческими руками и телом. Девичья голова, осененная короной и ореолом, в который иногда помещена краткая надпись. В руках держит райские цветы или развернутый свиток с объяснительной надписью. В некоторых описаниях Алконоста упоминается река Евфраний как место его обитания.

Существует подпись под одной из лубочных картинок с её изображением: «Алконост близ рая пребывает, иногда и на Евфрате-реке бывает. Когда в пении глас испущает, тогда и самое себя не ощущает. А кто вблизи тогда будет, тот всё на свете забудет: тогда ум от него отходит, и душа из тела выходит». Сравниться с Алконостом в сладкозвучии может лишь птица Сирин.

Легенда о птице Алконост перекликается с легендой о птице Сирин и даже частично её повторяет. Истоки же этих образов следует искать в мифе о сиренах.

Си?рин [от греч. seir?n, ср. сирена] — птица-дева. В русских духовных стихах она, спускаясь из рая на землю, зачаровывает людей пением, в западноевропейских легендах — воплощение несчастной души. Происходит от греческих сирен. В славянской мифологии чудесная птица, чье пение разгоняет печаль и тоску; является лишь счастливым людям. Сирин — это одна из райских птиц, даже самое ее название созвучно с названием рая: Ирий. Однако это отнюдь не светлые Алконост и Гамаюн. Сирин — темная птица, темная сила, посланница властелина подземного мира.

Источник: http://www.tanais.info/art/vasnetsov10more.html 

Похожие записи

design-kmv.ru

В чём смысл этой картины?

Какая из птиц на картине Виктора Михайловича Васнецова "Песнь радости и печали" Сирин, а какая Алконост?

У Васнецова лик одной девы строг, ее распущенные волосы черны, как ночь, щеки бледны, а под глазами глубокие тени. Другая румяна, весела, ее лицо излучает всепоглощающую радость. И, вообще-то, первая должна была называться птицей сирин - вещей птицей, тоскующей о рае, а вторая - птицей алконост, возвещающей радость от грядущей жизни в раю. Но у Васнецова почему-то наоборот: сирин - птица радости, алконост - птица печали. Видимо, произошла какая-то путаница. А потом она случилась и у Блока, который, вдохновившись картиной Васнецова, написал стихотворение "Сирин и Алконост".

Птицы радости и печали Густых кудрей откинув волны, Закинув голову назад, Бросает Сирин счастья полный, Блаженств нездешних полный взгляд. И, затаив в груди дыханье, Перистый стан лучам открыв, Вдыхает всё благоуханье, Весны неведомой прилив.. .И нега мощного усилья Слезой туманит блеск очей.. .Вот, вот, сейчас распустит крылья И улетит в снопах лучей! Другая — вся печалью мощной Истощена, изнурена.. .Тоской вседневной и всенощной Вся грудь высокая полна.. .Напев звучит глубоким стоном, В груди рыданье залегло, И над ее ветвистым троном Нависло черное крыло.. .Вдали — багровые зарницы, Небес померкла бирюза.. .И с окровавленной ресницы Катится тяжкая слеза.. .

Но на самом деле этот дуализм, разделение на черное и белое - это трактовка Серебряного века, когда сначала Васнецов, а за ним и Блок провозгласили птицу сирин певицей счастья, а птицу алконост - певицей беды. Хотя, вообще-то, алконост к несчастьям не имел никакого отношения, наоборот, он возвещал прекрасную жизнь в раю для праведников. Один из лубочных текстов, дошедших до наших дней, говорит:

Птица райская алконостъ: Близ рая пребываетъ. Некогда и на Ефрате реке бываетъ. Когда в' пении гласъ испущаетъ тогда и сама себе неощущаетъ. А кто во близости ея будетъ, той все в' мире семъ позабудетъ. Тогда умъ от него отходить и д (у) ша его ис тела исходит. Таковыми песньми с (вя) тых оутешаетъ и будущую им радость возвещаетъ. И многая благая темъ сказуетъ то и яве перстомъ указуетъ.

Мне кажется Васнецов намеренно не стал изображать Алконосту руки, и давать ему свиток с текстом - отличительные признаки Алконоста в русском лубке, и в этом, как мне кажется, и есть основная интрига картины, радость и печаль как говорится, ходят всместе, иногда радость может обернутся печалью, иногда наоборот. Таким образом он изобразил невидимую, неосязаемую грань между счастьем и горем, добром и злом, радостью и печалью.

otvet.mail.ru

Сочинение по картине Васнецова Сирин и Алконост. Песнь радости и печали описание

Васнецов Виктор Михайлович популярен благодаря своему уникальному стремлению выражать навыки и мысли с использованием древней языческой славянской символики. Его работы, собственно, как и само творчество основаны на народных преданиях, былинах и сказках. Прекрасным примером проявления символизма является уникальная работа «Сирин и Алконост. Песнь радости и печали», которую автор закончил в 1896 году.

Автор, при написании данной работы, обратился к мифическим существам. Главные персонажи Алконост и Сирин. Пение первой символизирует обещание Рая, пение же второй, наоборот, говорит нам о печали потери Рая и будто молит о праве вернуться на небо. Мифические существа изображены наполовину птицами, наполовину людьми. При этом Васнецов не отошел от славянских традиций, и изобразил главных персонажей с лицами юных девушек, на голове которых находятся короны.

В центре работы изображено дерево, а птицы сидят на его ветвях. Алконост своим пением рассчитывает на то, что ей найдется место в Раю. Автор подчеркивает ее светлость прекрасной улыбкой и нежными тонами ее пышных крыльев. Согласно мифологии, Алконост своим пением способна утешать страждущих, оно настолько прекрасно и мелодично, что человек, услышавший его, способен забыть о всех проблемах и муках. Светлый Алконост при пении полностью уходит в себя.

Полной противоположностью светлой птицы является Сирин, на лице которой изображено горе. Ее голова опущена вниз, взгляд полностью закрыт от зрителя. Васнецов придал ее крыльям темные тона, которые подчеркивают скорбь птицы об утраченном месте на небесах. Под ее глазами отчетливо видны синяки от бессонных ночей, которые были проплаканы сутками напролет. Согласно мифологии, Сирин своим пением несет смерть, муки и вечное забвение.

Контраст образов птиц отлично подчеркнут задним планом. Каждая из птиц сидит на разных ветках единого дерева, при этом вокруг печальной Сирин мир почернел, листья практически опали, а те, которые еще на дереве, имеют мрачный серый цвет. Листва же вокруг светлой Алконост имеет насыщенные цвета, поражает своей пышностью и желанием к жизни.

«Сирин и Алконост. Песнь радости и печали» является наиболее известной работой Васнецова.

Описание настроения картины Сирин и Алконост. Песнь радости и печали

Популярные сегодня темы

  • Сочинение по картине Пукирева Неравный брак 6 класс

    Пукирев изображает драму несчастного юного создания. По тем временам, а это был 1862 год, проблема бесправия женщин была очень актуальна. Эта проблема и есть основа сюжета картины.

  • Сочинение по картине Заросший пруд Поленова

    Картина «Заросший пруд» написана талантливым российским художником Василием Поленовым. В его полотне преобладают все оттенки зеленого цвета. Когда картина вышла в свет, он заявил

  • Сочинение по картине Рылова Зеленый шум 3, 7, 8 класс

    Одно из таких творений знаменитого художника Рылова – это картина под названием «Зеленый шум». Над созданием данного полотна, Аркадий Александрович работал около двух лет.

  • Сочинение по картине Билибина Гвидон и царица 5 класс

    Это такая яркая и красивая картина (иллюстрация)! Передний план цветочно-красный, а даль желто-голубая. Ближе к нам сам Гвидон и, получается, царица. Их не сразу отличишь от цветочного фона. Особенно царицу.

  • Сочинение по картине Сирень в корзине Кончаловского 5 класс

    Многочисленные свои работы художник посвящал сирени, о которых свидетельствует многочисленные натюрморты. В центре картины изображена плетеная корзина, в которую помещен великолепный букет сирени.

sochinimka.ru

«Сирин и Алконост. Песнь радости и печали»

Описание картины В. М. Васнецова «Сирин и Алконост. Песнь радости и печали»

Виктор Михайлович Васнецов известен своим стремлением выражать мысли посредством обращения к древней языческой славянской символике, народным преданиям, былинам и сказкам. Ярким проявлением такого символизма является картина «Сирин и Алконост. Песнь радости и печали», написанная автором в 1896 году. В древние времена считалось, что в своём пении Алконост обещает Рай. Сирин, наоборот, тоскует об утраченном рае и умоляет о возращении на небо. Васнецов по древней традиции изобразил их виде полулюдей-полуптиц, только в отличие от обычного изображения, эти мифические персонажи представлены с головами прекрасных девушек, увенчанных короной, хотя по легенде они были обоеполыми.У Алконоста перья разноцветные, на румяном лице играет радостная улыбка, она как будто размахивает крыльями в такт своей радостной песне. По легенде, пение этой птицы способно утешить страждущего, возвещает светлое будущее. Васнецов передал настроение этой птицы: когда Алконост поёт, то она не чувствует сама себя.

Сирин же, являясь воплощением несчастной души, покрыта опереньем чёрного цвета. Вся её поза говорит о скованности горем. Её голова в тоске опущена вниз, чёрные волосы беспорядочно развеваются по ветру, отчаянным жестом она подпирает крылом свою голову. Мертвенная бледность её лица, темные синяки под глазами подчеркивают её скорбь.

Обе райские птицы изображены сидящими на одном дереве, но по разные стороны от его ствола. Задний план усиливает ощущение контраста между двумя мифическими персонажами: рядом с Сирин листья пожухли, стали редкими и чёрными, а вокруг Алконост они зеленеют пышным цветом жизни. Как и в других своих произведениях, Васнецов чётко передает гармонию между миром животных, людей и окружающей их природы.

ГАМАЮН, ПТИЦА ВЕЩАЯ.А. Блок на картину В. Васнецова

На гладях бесконечных вод,Закатом в пурпур облеченных,Она вещает и поет,Не в силах крыл поднять смятенных...Вещает иго злых татар,Вещает казней ряд кровавых,И трус, и голод, и пожар,Злодеев силу, гибель правых...Предвечным ужасом объят,Прекрасный лик горит любовью,Но вещей правдою звучатУста, запекшиеся кровью!..

alindomik.livejournal.com

В.Васнецов Сирин и Алконост.docx - Курс лекций. История картин. В. ...

олицетворением солнечного бога Хорса и Дажьбога, Илья­пророк соответствовал богугрома и молний Перуну, покровитель скота Власий стал преемником языческогоВелеса.Точно так же обстояло дело и с магическими знаками в виде птиц на одежде,предметах быта и украшениях. Образ птицы, начиная с глубокой древности, былнастолько привычным талисманом и распространенным персонажем славян, чтоуничтожая эту защитную символику, христианская церковь вынуждена была датьлюдям новых покровителей в привычном облике. Сирин и Алконост заменили Птицу­Солнце и Уточку, при этом мифические птицы­девы стали изображаться с нимбом илисиянием над головой — признаком святости в христианской религии. Постепенно образптицы Сирин под влиянием христианских и языческих верований стали считать внароде райским, т.е. божественным, и наделять необыкновенными качествами:яркостью, сиянием, неземной красотой, чудным пением и добротой. ИзображениеСирина в русском искусстве получило широкое распространение, оно довольно частовстречается на поверхности различных изделий XIV­XVII веков. Алконост попадаетсягораздо реже. Возможно ,с течением времени различия между ними были забыты, и онислились в один образ Сказочной Птицы, в котором, как в символе прекрасного, русскийчеловек видел свою собственную мечту о доброте, красоте и счастье.Наиболее распространенной композицией древнеславянского языческого искусства,связанного с изображением этих двух птиц, является расположение их по двумсторонам одного и того же дерева, ветки или листа. Согласно утверждениямисследователей, это идет от первых легенд о возникновении мира. В одной из нихговорится, что среди бескрайних водных просторов, которые были началом всех начал,стояло высокое могучее дерево — скорее всего, это знакомое многим выражение —«на Море­океане, на острове Буяне, стоит Дуб». От двух птиц, свивших на том Дубегнездо, началась новая жизнь на земле. Древо жизни стало символом всего живого, аохраняющие его две птицы — символом добра, продолжения рода и семейного счастья.Всеи благополучие.До начала XX столетия обе птицы­девы часто встречались и на народных лубочныхкартинках, продававшихся на базарах и ярмарках, на предметах крестьянскогообихода, в деревянной резьбе, на расписных прялках и посуде, в рисунках надомотканом холсте, в народной вышивке и кружеве. В настоящее время все это восновном хранится в музеях, но до сих пор в российской деревенской глубинке можноувидеть дома, украшенные резными досками, где среди завивающихся побегов илистьев можно встретить загадочных райских птиц — Сирина и Алконоста.

целом означало жизньизображение

в

znanio.ru

Сочинение по картине В.М. Васнецова «Сирин и Алконост. Песнь радости и печали»

     Когда я впервые увидел эту картину, мне, прежде всего, захотелось разобраться: кто же это – Сирин и Алконост. Оказалось, что Сирин – это райская птица с девичьим лицом, которая способна погубить, исполняя свои песни. Алконост – это райская птица с женским лицом. Эти названия берут начало в мифологии славян.

     Васнецов в своих картинах обращался не только к преданиям, сказкам, былинам, но и к мифам. Данная картина является ярким представителем такого направления. Раньше считали, что в основе пения Алконоста – обещание Рая. А Сирин, напротив, тоскует, о том, что утратила рай и просит вернуться на небо. В мифологии многие герои изображались наполовину людьми, наполовину птицами. Художник не стал отходить от славянских традиций. Он показал персонажей с девическими лицами, на головах каждой из них – корона.

     У Алконоста на картине перья разных цветов, при этом на красивом румяном лице художник изобразил улыбку, наполненную радостью. Она в такт своей песне размахивает крыльями. Согласно легенде, ее пение предвещает светлое, радостное будущее. Когда она поет, в это время сама себя не чувствует. Сирин, наоборот, представлена как воплощение несчастной души. Ее оперенье художник изобразил в черном цвете. Даже поза буквально говорит о каком-то горе. Она очень скованна, голова наклонена вниз, волосы развевает ветер. Лицо ее неестественно бледное, художник даже нарисовал темные круги под глазами, чтобы подчеркнуть всю скорбь и тяжесть у нее на душе.

     Обе птицы сидят на одном дереве, но с разных сторон ствола. Для дополнения образа, Васнецов показал и разный фон за каждой из птиц. Рядом с Сирин он нарисовал листья, которые пожухли, они редкие и черные, а рядом с Алконост они прекрасные, зеленые, цветущие и благоухающие. Этим художник еще раз подчеркнул контраст между двумя персонажами мифов.

Понравилось сочинение? Тогда Вам будут интересны ещё эти:

isoch.ru

Сирин - темная птица, темная сила, посланница властелина подземного мира.

Сирин - это одна из райских птиц, даже самое ее название созвучно с названием рая: Ирий. Однако это отнюдь не светлые Алконост и Гамаюн. Сирин - темная птица, темная сила, посланница властелина подземного мира. От головы до пояса Сирии - женщина несравненной красоты, от пояса же - птица. Кто послушает ее голос, забывает обо всем на свете, но скоро обрекается на беды и несчастья, а то и умирает, причем нет сил, чтобы заставить его не слушать голос Сирии. А голос этот - истинное блаженство!

ИСПОЛНЕНИЕ ЖЕЛАНИЙ

Один дровосек во время сильной бури спас дитя птицедевы Сирии. В награду Сирии предложила исполнить любое его желание.

- Хочу видеть то, что ярче солнца и чего не видел никто на земле, - пожелал дровосек.

- Остерегайся впредь подобных желаний, - сказала Сирии. - Не все дозволено увидеть человеку, а на смерть, как на солнце, во все глаза не взглянешь. Но что обещано, будет исполнено.

Не успев моргнуть, дровосек увидел себя в огромной пещере, где горело множество свечей. Время от времени кто-то невидимый гасил ту или другую свечу.

- Что это? - спросил дровосек.

- Это жизни. Горит свеча - жив человек. Ну а погаснет...

- Хочу видеть гасящего! - потребовал дровосек.

- Подумай, человече, прежде чем просить неведомо что, - сказала Сирии. - Я могу тебя озолотить, могу показать красоты всего света. В моей власти сделать тебя владыкою над людьми. Трижды подумай!

Но дровосек был упрям и потому повторил свое желание:

- Хочу видеть гасящего!

Через миг он очутился в непроглядной темноте и наконец понял, что ослеп. Так сбылось страшное пророчество птицы Сирии: «На смерть, как на солнце, во все глаза не глянешь!»

Долго горевал дровосек, став слепым. Но нет худа без добра: довольно скоро он обрел себе и пропитание, и уважение односельчан тем, что начал врачевать наложением рук, а также предсказывать будущее. Случалось, он отвращал людей от дурных деяний, которые те замышляли, или говорил охотнику и рыболову:

- Оставайся завтра дома. Все равно добыча от тебя уйдет, а вот на чужой самострел нарвешься, либо лодка твоя на крутой волне перевернется.

Сначала люди ему не верили, но потом убедились в правоте его пророчеств. Однако более всего трепетали те, кого он призывал к себе негаданно-нежданно и предупреждал:

- Приуготовьтесь к похоронам. Послезавтра ваш Агафон отойдет к праотцам. Предупреждения эти сбывались неукоснительно. А если кто-то отваживался спросить слепого дровосека, от кого он узнает о скором бедствии, тот ответствовал загадочно:

- Я вижу гасящего.

Сирин и Алконост.

Про этих птичек ходит множество легенд и слухов. Говорят, что они – волшебные, сидят на райских веточках и поют людям свои песни. Только вот песни у них разные – Сирин поет песню радости, а Алконост – печали. Наверное, именно такими их и написал Виктор Васнецов на своей знаменитой картине. Во многих легендах Сирина и Алконоста сравнивают с греческими сиренами - те также поют песни, заслушавшись которых люди теряют рассудок.

В славянской мифологии есть одна любопытная легенда. Родителями Перуна Громовержца были Сварог (создатель Нави - небесного мира богов) и Лада (богиня любви у славян, от другого имени которой, кстати, произошло и само название народа). Когда Перун появился на свет, произошло ужасное землетрясение. В «Книге Коляды» сказано об этом:

«Загремели тогда громы на небе,Засверкали тогда в лучах молнии,И явился на свет, словно молния,Сын Сварога Перун Громовержец».

Не успел младенец подрасти, как его похитил Скипер – зверь (человек-скорпион; он подробно описан в вавилонской поэме о Гильгамеше и там же часто встречается в рисунках). Чудовище прихватило с собой и сестер Перуна – Живу (богиню жизни), Марену (или Морану – богиню смерти) и Лёлю, присматривавших за братцем. Утаща их всех в пещеру, Скипер усыпил Перуна вечным сном, а его сестер превратил в волосатых чудищ. Их мать, Лада, очень расстроилась и послала на поиски своих старших сыновей. И вот тут начинается самое интересное: сыновья эти превращаются в тех самых птиц – в Сирина, Алконоста и еще одну птичку – Стратима. После долгих поисков сварожичи (хотя теперь уже скорее сварожанки) нашли своего брата спящим. За минувшие годы он превратился в статного великана. Разбудить его братьям помогла четвертая птица в этой легенде – вещая Гамаюн. Ну, и далее Перун, естественно, героически побеждает страшного Скипер – зверя, возвращая его в недры Матушки Сырой Земли.

Такая пляска родов в легенде объясняет странный, на первый взгляд, принцип склонения сказочных имен. Ведь, по правилам, женские имена, оканчивающиеся на согласную, не склоняются, т.е. в серьезных источниках следовало бы писать не «обернулись в Сирина и Алконоста», а «обернулись в Сирин и Алконост». Из чего делаем вывод: велик и могуч русский язык!

кликабельна

В.М. ВаснецовСирин и Алконост. Песнь радости и печали1896г, холст, масло, 133 x 250 смГосударственная Третьяковская галерея, Москва.

«Две верных подруги – Любовь и Разлука – не ходят одна без другой».Булат Окуджава

Традиционными славянскими символами радости и печали считались две райские птицы: Сирин и Алконост. В православных бестиариях о «сиринах» говорится, что это полулюди-полуптицы, обоеполые, поющие настолько сладкие песни, что слышавший их теряет рассудок, идёт на голос, не замечая пути, падает в воду и умирает.По другой версии: забывает жизнь свою, уходит в пустыню и, заблудившись, умирает. Сирины или вилы – духи водяных источников, умеющие летать. Впоследствии это племя в русском лубке превращается в одну единственную птицу

В легендах Западной Европы птица Сирин считается воплощением несчастной души. Имя её легко соотнести с греческими «сиренами», легенды о которых могли быть привезены в Древнюю Русь торговым людом, ходившим по рекам от самой Византии и Греции.Сирены – хищные красавицы с головой и телом прекрасной женщины и с когтистыми птичьими лапами. Они дочери владыки пресных вод Ахелоя и одной из муз (Мельпомены или Терпсихоры). От отца они унаследовали дикий и злобный нрав, а от матери – божественный голос. Своим волшебным пением сирены заманивали на свой остров мореходов – те разбивали корабли о прибрежные рифы, а сами гибли в водоворотах или в когтях искусительниц. Сирен в древности часто изображали на надгробных памятниках и называли Музами Загробного мира.

Полина Лучанова. Сирин и Алконост

Об Алконсте, в православной традиции, сообщается, что это птица, которая выкладывает свои яйца в морскую глубину посреди зимы, а «яйца эти ПРАЗДНЫ – не портятся и наверх всплывают», как только приходит срок. Алконост не сводит взгляда с поверхности воды и ждёт всплытия, потому очень трудно выкрасть яйцо Алконоста. Если это удаётся, то такое яйцо люди вешают под паникадилом в церкви, что является символом целостности и единения всего приходящего в неё народа. Птица Алконост – пример Божьего Милосердия и божественного промысла, потому в те семь дней, когда Алконост своих деток высматривает, море спокойно. Корабелы эти дни ценят и называют Алконостскими или Алкионовыми.

Последнее наименование позволяет соотнести происхождение Алконоста с греческой легендой о царице Алкионе. Дочь Бога ветра Эола, супруга царя Кеика, царица Трахины, Алкиона тщетно пытается отговорить своего мужа от морского путешествия-паломничества к святилищу Аполлона Кларосского в Малую Азию. Кеик попадает в бурю и погибает вместе со всеми своими спутниками. Алкиона долгие месяцы ждёт своего мужа на берегу, к которому и выносит его труп. После этого Алкиона поднимается на утёс и бросается с него в море. Боги смилостивились над Алкионой и воды коснулось не женское тело, а маховые перья с крыла зимородка.

Алкиона (Алциона) и значит «зимородок». Эта птица несёт яйца и высиживает птенцов зимой, гнёзда строит на морском берегу.Пение Алконост радостно, поскольку она обещает Рай. Пение Сирин, как указывают средневековые источники, щемяще, Сирин тоскует о потерянном Рае, просит о возвращении на небо. В современной культуре Сирин и Алконост нерасторжимы, это устоявшиеся символы Горестного и Радостного пения.

Русский рисованный лубок.Неизвестный художникРайская птица СиринСередина 19 века .

http://www.liveinternet.ru/users/stephanya/post171064878/

alindomik.livejournal.com