Выживание ворон осенью и зимой - повадки, основные нюансы и особенности. Ворона зимующая птица


Советы учителя-логопеда по формированию лексико-грамматического строя речи по лексической теме «Зимующие птицы»

Для детей 4-5 лет

1. Гуляя вместе с ребенком на улице, в парке, понаблюдайте за птицами, покажите зимующих птиц: снегиря, синицу. При этом следует обратить внимание ребенка на окраску птиц. Уточните строение тела птицы (спинка, грудка, головка, крылья, хвост, лапки).

2. Расскажите, где они живут и чем питаются зимующие птицы.

3. Обратите внимание малыша на то, какие птицы часто прилетают во двор (голубь, ворона, галка, воробей, синица).

4. Рассмотрите иллюстрации зимующих птиц (желательно использовать книгу Н.Э. Теремковой «Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР», альбом 2, стр.26) или сканированные страницы из данной книги в приложении.

5. Упражнение «Скажи, когда много» на образование существительного множественого числа. Ворона — вороны, синица — синицы (сорока, воробей, синица, клёст, дятел, свиристель, снегирь)

6. Упражнение «Назови ласково» на образование существительного с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.

кукушка — кукушечка

воробей — воробышек, воробьишко

птица — птичка

сова — совушка

гнездо— гнездышко

крыло — крылышко

пестрый — пестренький

быстрый — быстренький

шустрый — шустренький

7. Упражнение «Посчитай птиц» на согласование числительного с существительным. Образец: одна синица, две синицы, …, пять синиц.(посчитайте воробьев, голубей, ворон, сорок)

8. Упражнение «Кто как голос подает?»Ворона кар-кар — ворона каркает, воробей..., голубь…

9. Упражнение «Узнай птицу по описанию».Я сегодня в парке видела птицу: сама маленькая, грудка красная, сидит на ветке, как яблочко красное. Кто это?

10. Упражнение «Скажи одним словом».У сороки белые бока, поэтому её называют белобокая сорока. У сороки длинный хвост, поэтому её называют ... У синицы грудка жёлтая, поэтому её называют ... У вороны черные крылья, поэтому её называют ... У дятла длинный клюв, поэтому её называют…

11. Упражнение «Скажи наоборот» на подбор антонимов. (это упражнение для детей, которым уже исполнилось 5 лет) Воробей маленький, а ворона ... У синицы хвост короткий, а у сороки ... Голубь тяжелый, а воробей ... У синицы клюв тонкий, а у вороны…

12. Пересказ с опорой на вопросы. Развитие связной речи.Послушай рассказ* и ответь на вопросы полным предложением.

Была зима. Стояли сильные морозы. Дети в парке на снегу нашли замершего воробышка. Он лежал и не двигался. Дети отогрели воробышка в руках, а потом положили его в теплую варежку и понесли домой. Дома воробышек согрелся и стал летать по комнате. Дети кормили воробышка хлебными крошками, семечками. Когда кончились сильные морозы, дети выпустили воробышка на волю и подвесили в парке кормушку с кормом, чтобы помочь птицам пережить холодную зиму.

* Текст взят из альбома № 2 «Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР», автор Н.Э. Теремкова.

Вопросы:Какое было время года? Кого нашли дети на снегу в парке? Какой был воробышек? Что сделали дети, чтобы замерзший воробышек не погиб? Когда дети выпустили воробья на волю? Что подвесили дети зимой в парке? Зачем?

13. Выучить наизусть стихотворение А. Прокофьева:Выбегай поскорей, Посмотри на снегирей! Прилетели, прилетели! Стайку встретили метели, А Мороз — красный нос Им рябинки принес, Хорошо угостил, Хорошо подсластил. Зимним вечером поздним Ярко-алые грозди.

14. Развитие мелкой моторики.(Ритмично сжимать и разжимать кулачки) Сколько птиц К кормушке нашей Прилетело?(На каждое название птицы загибать по одному пальчику) Две синицы, воробей, Шесть щеглов и голубей, Дятел в пестрых перышках.(опять сжимать и разжимать кулачки) Всем хватило зернышек!

Пальчиковая гимнастика «Зимующие птицы»

Зимовать у нас остались

Дятлы, совы, воробьи,

Сойки, голуби, синицы;

Прилетели снегири.

Сжимать – разжимать пальцы.

Последовательно поднимать большой, указательный, средний пальцы обеих рук.

Поднимать средние, указательные пальцы и мизинцы обеих рук.

Ладони повернуты к себе, большие пальцы выпрямлены и переплетены — «птичка», остальными пальцами

совершать колебательные движения.

Для детей 5-7 лет

1. Рекомендую уточнить у ребенка, каких зимующих птиц он знает; почему они не улетают (учим устанавливать причинно-следственные связи). Вспомнить их названия, характерные признаки (хвост, клюв, оперенье, величину), где они живут, чем питаются, почему называются зимующими.

2. Познакомить малыша с такими зимующими птицами, как клест, кедровка: показать на иллюстрациях, рассказать о внешнем виде, повадках, питании. Обратить внимание ребенка на особенность строения клюва клеста и рассказать, почему именно такой клюв нужен клесту. Рассказать, что кедровка — единственная птица, делающая запасы на зиму, как белка. У нее очень хорошая память и она всегда помнит, где и какой запас сделала.

3. Провести беседу о бережном отношении к птицам, о необходимости их подкармливать зимой.

4. Изготовить совместно с ребенком кормушку и подвесить её на улице. Во время прогулки понаблюдать, какие птицы прилетают на кормушку.

5. Упражнения на грамматический строй речи.Повторение (материал должен быть усвоен до 5 летнего возраста), описание упражнений см. выше (домашнее задание для детей 4-5 лет): «Назови ласково», «Скажи, когда много», «Посчитай», «Кто как голос подает», «Скажи одним словом».

6. Упражнение «Чей, чья, чьё, чьи?» на образование притяжательных прилагательных. Девочка Танюшка подвесила кормушку на дерево. Когда птицы от кормушки улетели, девочка Таня нашла на кормушке разные перышки. Помоги Тане разобраться, чьи перышки были на кормушке. Закончи предложения. Перья вороны (чьи?)..., перья воробья (чьи?)..., перья снегиря (чьи?)..., перья голубя (чьи?)…

7. Упражнение «Подбери признак» на согласование имен существительных с прилагательными. Синица (какая?) желтогрудая, шустрая, маленькая, проворная. Воробей (какой?)… Снегирь (какой?)..., клест (какой?)…

8. Упражнение «Назови действия»

Подобрать как можно больше действий к пред­мету:

Воробей (что делает?) — ...

Ответьте на вопросы: Что умеют делать птицы? (летать, прыгать, порхать, клевать, вить гнезда, петь, щебетать, ворковать, чирикать.)

9. Связная речь. Пересказ без опоры на вопросы.

Кормушка.Увидели дети зимой у школы птиц. Кинули им крошки хлеба. Птицы сначала боялись, а потом склевали весь хлеб. На следующий день птицы опять прилетели. Дети взяли ящик, повесили на сук и насыпали зерен. Вышла кормушка. Дети кормили птичек до весны.

10. Развитие мелкой моторики. Нарисовать рисунок к рассказу «Кормушка». Рисунок можно использовать при пересказе.

11. Выучить наизусть стихотворение (любое по выбору).ВоробейЧуть живой, Не чирикает даже. Замерзает совсем воробей. Как заметит подводу с поклажей, Из-под крыши бросается к ней, И дрожит он над зернышком, бедный, И летит к чердаку своему. А гляди, не становится вредным Оттого, что так трудно ему… (Н. Рубцов)

ВоронаВот ворона сидит на заборе. Все амбары давно на запоре. Все обозы прошли, все подводы, Наступила пора непогоды. Суетится она на заборе. Горе ей. Настоящее горе! Ведь не зернышка нет у вороны. И от холода нет обороны. (Н. Рубцов)

СиницаСкачет шустрая синица, Ей на месте не сидится. Прыг-скок, прыг-скок, Завертелась как волчок. Вот присела на минутку, Почесала клювом грудку И с дорожки на плетень, Тири-тири, тень-тень-тень. (А. Барто)

«Новая столовая»

Мы кормушку смастерили, Мы столовую открыли. Поползень, лесной – сосед, Будет вам зимой обед. В гости первый день недели. К нам синицы прилетели. А во вторник, посмотри, Прилетели снегири. Три вороны были в среду. Мы не ждали их к обеду, А в четверг со всех краев – Стая жадных воробьев. В пятницу в столовой нашей Голубь лакомился кашей. А в субботу на пирог. Налетело семь сорок.

З. Александрова

220ds.ru

ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ. ВОРОБЕЙ, ВОРОНА — МегаЛекции

Приблизительный пассивный и активный словарь: воробей, воро­на, голубь, клюв, хвост, лапа, грудь, брюшко, крыло, перо, кор­мушка, зерно, летать, клевать, скакать, кормить, каркать, чири­кать, гулить, ворковать, сизый, белый, черный, холодно, голод­но, высоко.

Занятие. 1 Тема «Воробей»

Цель: знакомство с характерными внешними признаками воро­бья, с особенностями его жизни в зимних условиях; составление короткого предложения по картинке.

Оборудование: картина «Воробей», шапочки с изображением кота и воробьев.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Оргмомент.

Педагог предлагает детям посмотреть в окошко.

Что вы видите за окном? (Снег.) Как вы думаете, кто летает за окном? (Птицы.)

2. Рассматривание картинки «Воробей».

При рассматривании картины педагог обращает внимание на ча­сти тела воробья: голову, туловище, крылья, хвост, клюв, лапки, грудь, брюшко; просит детей показать и по возможности назвать части тела птицы. Затем рассказывает о внешних признаках воробья:

верх головы серый, верхняя часть груди черная, от клюва через глаз к уху идет коричневая полоса, спинка коричневая с черными крапинками, брюшко серое. Далее рассказывает об особенностях питания воробья.

летом воробей питается жучками, бабочками, червячка­ми, зернышками. Зимой их нет. Он ищет зернышки на сне­гу. Можно зимой найти зернышки? (Нет.) Зимой птицам очень голодно. Часто именно из-за голода птицы гибнут зи­мой. Поэтому воробьи селятся ближе к людям. Они совсем не боятся людей, потому что знают: там, где человек, там всегда будет корм. Но есть у воробьев и враги. Злейший враг воробья в городе — кошка. Кошка ловит воробьев. Кто зна­ет, как кричит воробей? (Чик-чирик.) Воробей чирикает.

3. Подвижная игра «Воробьи-попрыгунчики».

Дети надевают шапочки с изображением кота и воробьев. На полу чертят круг такого размера, чтобы все играющие могли свободно разместиться по его окружности. Один из играющих — «кот» — становится в центр круга, остальные дети — «воробуш­ки» — располагаются за кругом, у самой черты. По сигналу взро­слого воробушки начинают впрыгивать в круг и выпрыгивать из него, а кот старается поймать кого-либо из них в тот мо­мент, когда «воробушек» находится внутри круга. Тот, кого пой­мали, становится «котом», а «кот» — «воробушком», и игра повторяется.

4. Ответы на вопросы по картинке.

Воробей большая птичка или маленькая? Чем питается воробей? Кто кормит воробья зимой? Боится воробей лю­дей или нет? Кто ловит воробья?

5. Итог.

Когда будете гулять, попросите родителей показать вам воробья.

Занятие 2 Тема «Ворона»

Цель: знакомство с характерными внешними признаками воро­ны, с особенностями ее жизни в зимних условиях; обучение срав­нению двух птиц по словесному образцу.

Оборудование: игрушечная ворона, картины «Ворона» и «Воро­бей».

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Оргмомент.

Кто-то к нам летит и громко кричит: «Кар-кар!» Посмот­рите, кто это?

2. Рассматривание картины «Ворона».

При рассматривании изображения вороны педагог обращает вни­мание на части ее тела: голову, туловище, крылья, хвост, клюв, лапки, грудь, брюшко; просит детей показать и назвать части тела птицы. Затем рассказывает о внешних признаках вороны: голова, крылья и хвост черные, остальное оперение темно-серое.

Ворона, как и воробей, питается жучками, паучками, клю­ет зернышки. Часто она питается погибшими животными. Во­рона —- крупная и сильная птица. Даже кошке опасно ловить ворону. Ворона будет защищаться — клевать, рвать когтями кошку. Живут вороны парами — ворон и ворона. Они заботятся о своих птенцах — воронятах. Семья ворон — очень дружная.

3. Чтение стихотворения О.Г. Зыковой «Ворон и ворона».

Всю жизнь живем одной семьей —

Всегда и всюду вместе,

Растим птенцов

И гнезда вьем.

И даже если проживем

Мы лет примерно двести,

Как ни старайся — никогда

Ворон ты не поссоришь.

Мы очень крепкая семья —

И с этим не поспоришь.

4. Сравнение картин «Ворона» и «Воробей».

И у вороны, и у воробья есть клюв. Какой клюв у вороны (Большой.) Какой клюв у воробья? (Маленький.) У вороны клюв большой, а у воробья — ... (маленький).

Аналогично рассматриваются и сравниваются остальные части тела птиц. В заключение педагог делает обобщение, говорит, что у всех птиц есть две лапы, крылья, хвост, клюв, тело птиц покрыто перьями.

5. Итог.

Какая птица прилетала сегодня к нам в гости?

Занятие 3 Тема «Кормушка для птиц»

Цель: развитие умения отвечать на вопросы по содержанию сю­жетной картины.

Оборудование: картинки с изображением вороны и воробья, сю­жетная картина «Кормушка для птиц», фланелеграф, картинки с изображением кормушки и птиц.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Оргмомент.

На наборное полотно выставляются две картинки с изображение воробья и вороны. Детям предлагается отгадать загадки.

Стайкой шумной прилетели, Крошки, зернышки все съели.

— Чик-чирик, — чирикают в окошко:

— Насыпьте нам еще немножко! (Воробьи.) Окраской — сероватая,

Повадкой — вороватая, Крикунья хрипловатая — Известная персона. Зовут ее ... (ворона).

2. Рассматривание картины «Кормушка для птиц».Показывая картину, педагог рассказывает, что птицам зимой

очень голодно, поэтому люди делают для них кормушки. Какое время года изображено на картине? Что нарисовано на картине? Кто сидит у кормушки? Какие птички клюют? Как вы думаете, кто сделал кормушку? Зачем они сделали кормушку?

3. Чтение стихотворения П. Воронько «Снегирики-снегири».

Снегирики- снегири На дворике у двери. Я насыпал за порог Гречку, семечки, горох. А когда я вышел в сад, То от них услышал: «Ты добрее всех ребят, Молодчина, Гриша!»

4. Дидактическая игра «Кормушка».76

На фланелеграф помещается картинка с изображением кор­мушки. Дети поочередно берут маленькие картинки с изображени­ем птиц и помещают на «кормушку». При этом они называют птиц.

5. Итог.

Кто помогает птицам зимой? Как люди помогают пти­цам.

ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ. КОРОВА

Приблизительный пассивный и активный словарь: корова, рога, хвост, кисточка, шкура, копыта, телятник, стадо, пастух, молоко, мычит, бодается, щиплет, пасет, рогатый, гладкий, длинный.

Занятие 1 Тема «Короба с теленком»

Цель: знакомство с характерными признаками внешнего вида коровы, частями ее тела; обучение ответам на вопросы простым предложением.

Оборудование: картина «Корова с теленком», дудочка.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Оргмомент.

Детям предлагается отгадать загадку.

Полем идет,

Травку жует,

Деткам молоко дает.

Мычит: «Му-му-му».

Кто это? Не пойму. (Корова.)

2. Рассматривание картины «Корова с теленком».

Педагог рассказывает детям о корове, ее внешних признаках, что у коровы есть рога, она бодается, хвост длинный, а на конце — кисточка, на ногах — копыта. Затем задает детям вопросы.

Какие части тела есть у коровы? Что у коровы на голове? Зачем корове рога? Какой у коровы хвост — длинный или короткий? Что у коровы на конце хвоста? Что у коровы на ногах? Какая у коровы шкура — гладкая или пушистая? Что ест корова? Как называется детеныш коровы?

Педагог обращает внимание детей на изображение теленка, срав­нивает корову с теленком. Затем называет действия, которые может выполнять корова (умеет ходить, бегать, лежать, мычать), говорит об особенностях ее питания (ест сено и щиплет траву), о пользе, которую приносит корова (дает молоко, мы любим пить молоко, оно вкусное, белое), сообщает, что много коров — это стадо.

В заключение делает обобщение: корова — домашнее животное, она живет рядом с человеком, человек заботится о корове.

3. Подвижная игра «Я по лугу хожу».

Один ребенок — «пастушок», у него дудочка; остальные дети — «коровы» (гуляют, щиплют травку). Педагог читает потешку «Я по лугу хожу». При этом дети выполняют соответствующие действия.

Я по лугу хожу И коров не нахожу. Ну куда же мне идти, Где коровушек найти? Надо дудочку достать И на дудочке сыграть. Все услышат, прибегут И со мной домой пойдут.

4. Итог.

О каком животном мы сегодня говорили? Корова до­машнее животное или дикое?

 

Занятие 2 Тема «Игрушечная корова»

Цель: закрепление характерных внешних признаков коровы, со­ставление короткого рассказа-описания.

Оборудование: пластмассовые, деревянные, тканевые, глиняные игрушки (коровы) разных размеров.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Оргмомент.

Кто дает людям молоко? Как корова мычит?

2. Рассматривание игрушек и составление рассказа-описания последующему плану:

а) это игрушка, с которой можно играть, гулять, ее можнокормить, за ней можно ухаживать и т.д.;

б) внешний вид коровы: есть рога, длинный хвост, на концехвоста — кисточка.

 

78в) какую пользу приносит корова людям;

г) из чего сделана игрушечная корова: из дерева, глины, меха,пластмассы.

3. Дидактическая игра «Бывает — не бывает».

Педагог задает детям вопросы. Дети отвечают «да» или «нет».

Есть у коровы рожки? Есть у коровы клыки? Есть у ко­ровы копыта? Есть у коровы когти?

И так далее.

4. Итог.

О ком мы сегодня беседовали? Какое корова животное?

Занятие 3 Тема «Пастух и корова»

Цель: развитие понимания текста потешки, умения отвечать на вопросы по содержанию.

Оборудование: фланелеграф; картинки с изображением несколь­ких коров, пастушка; маски коров; рожок.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Оргмомент.

Детям показывается картинка с изображением коровы и предла­гается отгадать загадку.

Голодная — мычит,

Сытая — жует.

Всем детям молоко дает. (Корова.)

2. Чтение потешки.

Рано-рано поутру Пастушок: «Ту-ру-ру-ру!» А коровки в лад ему Затянули: «Му-му-му!» Ты, коровушка, ступай, В чистом поле погуляй. А вернешься вечерком — Нас напоишь молочком.

3. Беседа по содержанию.

Тот, кто слушал стихотворение внимательно, понял, что коровы пасутся на лугу не одни — их пасет пастух. Пастух защищает коров от нападения диких животных. Кто может

напасть на корову? Лиса слишком маленькая, чтобы на­пасть на корову. На корову может напасть волк, реже — медведь. Коровы пасутся обычно не поодиночке, а все вме­сте. Много пасущихся коров — это стадо. (Выставляет на фланелеграф по одной фигурке.) Вот корова, еще корова, еще корова, много коров — целое стадо. Стадо пасет пастух. Он играет на рожке. Покажите, как играет пастух на рожке.

4. Инсценировка.

Детям надеваются маски. Педагог читает текст потешки. Один ребенок играет на рожке. Под звуки рожка остальные дети выпол­няют действия, соответствующие содержанию потешки.

5. Итог.

Кем вы сейчас были? Кто был пастушком? Что делал пастушок?

РОДНАЯ СТРАНА

Приблизительный пассивный и активный словарь: Родина, столи­ца, Россия, мужчина, женщина, подарки, поздравление, пушка, танк, самолет, корабль, солдат, защищать, воевать, стрелять, лю­бить, смелый, сильный, храбрый, добрый, смело, сильно, храбро.

Занятие 1 Тема «Моя Родина»

Цель: знакомство с названием нашей страны, столицы; обучение ответам на вопросы по содержанию рассказа.

Оборудование: картина с изображением Красной площади.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Оргмомент.

Кто знает, в каком городе (селе) мы живем? А есть еще другие города? Кто ездил в другой город?

2. Рассказ о нашей Родине.

У каждого из вас есть свой дом. Там живут мама и папа. А у всех нас есть большой общий дом — наша страна, наша Родина. Люди назвали ее Россией. Россия — очень большая. В ней много-много городов, лесов и рек. Россия — самая большая страна в мире. Когда вы станете большими, вы

сможете поехать и посмотреть разные места. Самый глав­ный город в нашей стране — город Москва.

Педагог показывает детям картину с изображением Красной пло­щади.

3. Ответы на вопросы по содержанию рассказа. Как называется наш большой общий дом? В нашей стране много городов или мало? Какая страна Россия? Какой главный город России?

4. Дидактическая игра «Собери картинку».

Детям предлагается сложить из пазлов картинку с изображением башни Кремля.

5. Итог.

Кто запомнил, как называется наша Родина?

Занятие 2 Тема «Защитники Родины»

Цель: формирование элементарных представлений об армии; обу­чение ответам по содержанию рассказа.

Оборудование: картина с изображением солдата с автоматом, игрушечные танк, самолет, корабль, пушка, игрушечные солда­тики.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Оргмомент.

Педагог показывает детям самолет, пушку, танк, корабль и спра­шивает: «Что это?»

2. Рассказ об армии.

Педагог показывает картину с изображением солдата с автома­том и рассказывает о солдатах.

Самолет не летает без человека, пушка не стреляет без человека, танк не ездит без человека, и корабль не плавает без человека. Человек, который умеет управлять всеми эти­ми машинами, называется солдатом. Солдатами могут быть только мужчины, потому что они очень сильные и смелые. Солдаты защищают нашу Родину. Россия — очень большая страна, и везде вы можете встретить солдат. Солдат — все­гда защитник, он защищает каждого ребенка, защищает его жизнь, его дом.

 

3. Беседа по содержанию рассказа

Педагог задает детям несколько вопросов по содержанию рас­сказа.

4. Чтение отрывка из стихотворения В. Аушева «Солдатик».

Оловянный жил.

Он пел,

Шутил и не тужил.

Он воевал,

Не уставал.

И падал сам,

И сам вставал.

После чтения отрывка дети играют с игрушечными солдатиками.

5. Итог.

Кто защищает нашу Родину? Солдаты — это мужчины или женщины?

Занятие 3 Тема «Праздник нашей армии»

Цель: формирование элементарных представлений о празднике 23 февраля, обучение ответам на вопросы по содержанию кар­тинки.

Оборудование: сюжетная картина с изображением солдата и де­вочки, которая дарит ему цветы.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Оргмомент.

Кто служит в нашей армии?

2. Рассматривание картинки.

Кто нарисован на картинке? Что держит в руках солдат? Что держит в руках девочка? Кому девочка дарит цветы? Девочка дарит солдату цветы, потому что скоро праздник нашей армии. Солдаты защищают нашу Родину, каждый дом, каждого ребенка. Все дети в этот день поздравляют солдат с праздником. Это единственный праздник, когда цветы дарят мужчинам, а не женщинам. Многие мужчины были солдатами. Ваши папы, дедушки служили в армии. По­этому все дети поздравляют своих пап и дедушек с празд­ником нашей армии.

3. Дидактическая игра «Узнай по голосу».Предварительно на магнитофон записываются голоса пап детей.

Дети становятся в круг, берутся за руки, идут по кругу. Педагог становится в середину круга с магнитофоном. Пока дети двигаются, он произносит слова стихотворения:

Мы немножко поиграли,

А теперь в кружок мы встали.

Ты загадку отгадай,

Кто позвал тебя — узнай! Дети останавливаются. Включается запись. Ребенок, чей папа его позвал, должен догадаться и сказать: «Это мой папа».

4. Итог.

Кого вы будете поздравлять с праздником нашей армии?

ЖЕНСКИЙ ДЕНЬ

Приблизительный пассивный и активный словарь: мужчина, жен­щина, подарки, поздравление, цветок, любить, целовать, дарить, радоваться, обнимать, милая, ласковая, добрая, нежная.

Занятие 1 Тема «Готовимся к празднику»

Цель: дифференцирование понятий «мужчина» и «женщина», их роли в семье; употребление уменьшительно-ласкательной формы существительных «мама», «бабушка».

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Оргмомент.

Педагог проводит беседу о составе семьи.

Кто живет дома? Кто мужчина? Кто женщина? Как о вас заботится мама (бабушка)! Как вас мама (бабушка) называет? Как вы помогаете маме (бабушке)! Как можно на­звать маму (бабушку) ласково?

3. Сообщение о празднике.

Скоро будет праздник «Женский день». Это праздник всехженщин — мам, бабушек, сестер. Кого вы будете поздрав­лять с этим праздником в своей семье? Какие подарки вы будете дарить?

Педагог подчеркивает, что лучший подарок для мамы — это подарок, сделанный своими руками.

4. Чтение стихотворения Е. Благининой «Мамин день».

Все хожу, все думаю, смотрю:

«Что ж я завтра маме подарю?

Может, куклу? Может быть конфет?»

Нет!

Вот тебе, родная, в твой денек

Аленький цветочек — огонек!

5. Беседа по содержанию стихотворения.

Кого будет поздравлять девочка? Почему она хочет по­здравить маму? Что хотела подарить дочка маме? Алень­кий цветочек — это цветочек какого цвета? Как можно сделать такой цветочек? (Нарисовать, склеить, слепить, вы­растить.)

6. Итог.

Что вы подарите маме (бабушке) в праздник «Женский день»?

Занятие 2 Тема «Праздник "Женский день"»

Цель: обучение выделению главного при рассматривании карти­ны, развитие умения отвечать на вопросы распространенным пред­ложением.

Оборудование: картина с изображением праздника 8 Марта.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Оргмомент.

Педагог проводит беседу о предстоящем празднике.

Какой скоро будет праздник? Кого вы будете поздрав­лять? Кто уже приготовил подарок для мамы (бабушки)?

2. Рассматривание картины.

Кто нарисован на картине? Кого поздравляют дети? Что они дарят бабушке? Что дарят маме?

3. Дидактическая игра «Узнай по голосу».

Предварительно на магнитофон записываются голоса мам де­тей. Дети становятся в круг, берутся за руки, идут по кругу.

Педагог становится в середину круга с магнитофоном. Пока дети двигаются, педагог читает четверостишие:

Мы немножко поиграли, А теперь в кружок мы встали. Ты загадку отгадай, Кто позвал тебя — узнай! Дети останавливаются. Включается запись. Ребенок, чья мама его позвала, должен догадаться и сказать: «Это моя мама».

4. Итог.

К какому празднику мы все готовимся?

Занятие 3 Тема «Моя мама»

Цель: формирование эмоционально-экспрессивной лексики, упот­ребление ее в правильной грамматической форме. Оборудование: фотографии мам.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Оргмомент.

Вместе с педагогом дети рассматривают и обсуждают подарки, которые они приготовили для своих мам.

2. Чтение рассказа «Моя мама».

Самое первое слово на свете — «мама». Это самое замеча­тельное, самое доброе, самое любимое, самое лучшее слово на свете. Его умеют говорить все дети. Я очень люблю свою маму. Я не могу обойтись без мамы ни одного дня. А мама не может обойтись без меня. Она тоже меня очень любит. Завтра у мамы праздник. Я приготовил для нее подарок. Мама обрадуется моему подарку, улыбнется, обнимет меня, по­целует и скажет: «Как я тебя люблю, мой малыш!»

3. Беседа по содержанию рассказа.

Вы догадались, какой праздник завтра у мамы? Почему слово «мама» — самое лучшее? Какие слова вы скажите зав­тра маме? Какие слова скажет мама вам?

4. Дидактическая игра «Кто больше ласковых слов скажет о маме».Детям раздаются фотографии мам. Глядя на фотографию, дети

говорят ласковые слова.

5. Итог.

О каком празднике мы сегодня говорили?

ВЕСНА

Приблизительный пассивный и активный словарь: весна, солнце, капель, ручей, кораблик, лужа, трава, подснежник, почка, верба, греть, таять, бежать, журчать, распускаться, набухать, теплый, ласковый, зеленый, тепло, ясно, ярко, радостно.

Занятие 1 Тема «Изменения в природе Весной»

Цель: знакомство с характерными признаками весны, составле­ние предложений по картинкам.

Оборудование: сюжетная картина «Весна», предметные картинки с изображением отдельных признаков весны и зимы.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Оргмомент.

Я шла сегодня в детский сад и радовалась. Солнышко светит ярко-ярко. На улице тепло-тепло. Снег тает. Птицы радостно поют. Что наступило? (Весна.)

2. Рассматривание картины «Весна».

Дети поочередно рассматривают части картины. Педагог показы­вает и называет характерные признаки весны: тает снег на деревьях и на крышах, бегут ручьи, тают сосульки, светит яркое солнце, щебечут птицы, расцвел первый цветок, на деревьях появились почки.

3. Подбор тематических картинок.

На наборное полотно выставляются предметные картинки с изоб­ражением отдельных признаков весны и зимы. Дети должны ото­брать картинки, изображающие отдельные признаки весны. С помо­щью педагога дети составляют предложения по картинкам.

4. Отгадывание загадки.

Детям показываются две картинки с изображением сосульки и елочки в снегу.

Не летом растет, а зимой. Но солнце ее припечет — Заплачет она и умрет. (Сосулька.)

5. Итог.

В какое время года сосульки тают?

Занятие 2 Тема «Снежная баба, зайка и солнышко»

Цель: развитие наблюдательности при рассматривании серии сю­жетных картинок; составление предложений по картинкам.

Оборудование: две картинки с изображением весны и зимы, се­рия сюжетных картин «Снежная баба, зайка и солнышко».

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Оргмомент.

Детям показываются две картинки с изображением весны и зимы и предлагается отгадать загадку.

Потемнели снега,

Побежали ручьи,

И мороз не рисует

На окнах цветы.

День прибывает.

Когда это бывает? (Весной.)

2. Рассматривание серии сюжетных картин «Снежная баба, зайкаи солнышко».

Педагог поочередно показывает сюжетные картинки из серии «Снежная баба, зайка и солнышко», обращает внимание детей на первую картинку.

Кто нарисован на картинке? Что хочет сделать зайка? Почему он не может достать морковку? ,

Переключает внимание детей на следующие картины, задает де­тям аналогичные вопросы. Особый акцент делает на организацию наблюдения детьми за первыми признаками весны: солнце ярко светит, снежная баба тает, скоро она превратится в большую лужу.

В результате должен получиться небольшой рассказ.

Выбежал зайка погулять. Увидел он снежную бабу. Нос у снежной бабы — морковка. Попробовал зайка достать мор­ковку. Приготовился, прыгнул. Никак не может достать. Принес зайка лестницу. Залез на нее. Опять не может до­стать морковку. Сидит зайка и думает: «Что делать дальше?» Появилось солнышко. Стало солнышко греть. Стало тепло. Снежная баба растаяла. Упал зайка в сугроб. Зайка схватил морковку и стал есть. Зайка был доволен.

Примечание. В зависимости от речевых возможностей детей текст рассказа можно адаптировать.

3. Составление предложений по каждой картинке из серии с помощью педагога.

4. Итог.

Если снежная баба тает, а солнце светит ярко-ярко, то какое это время года?

Занятие 3 Тема «Детские забавы Весной»

Цель: формирование умения устанавливать причинно-следствен­ные связи и отвечать на вопросы: «Зачем?», «Почему?»

Оборудование: картинки с изображением отдельных признаков весны, таз с водой, бумажный кораблик.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Оргмомент.

Педагог читает детям отрывок из стихотворения А.Н. Плещеева «Весна».

Уж тает снег, бегут ручьи, В окно повеяло весною... Засвищут скоро соловьи, И лес оденется листвою! Называет (по картинкам) основные признаки весны.

2. Чтение рассказа Л.Н. Толстого «Пришла весна».

Пришла весна, потекла вода. Дети взяли дощечки, сдела­ли лодочку, пустили лодочку по воде. Лодочка плыла, а дети бежали за нею, кричали и ничего впереди себя не видали и в лужу упали.

3. Беседа по содержанию рассказа.

О каком времени года говорится в рассказе? Что сделали дети? Из чего? Зачем сделали лодочку? Почему дети в лужу упали?

4. Повторное чтение рассказа.

Педагог второй раз читает рассказ, дети договаривают слова или словосочетания.

5. Дидактическая игра «Плыви, кораблик».

Ставится таз с водой и пускается бумажный кораблик. Дети дол­жны дуть на кораблик так сильно, чтобы он поплыл.

6. Итог.

Скажите, из чего можно сделать кораблики? Где эти ко­раблики можно пускать весной?

ДЕМИСЕЗОННАЯ ОДЕЖДА

Приблизительный пассивный и активный словарь: шапка, шарф, колготки, носки, куртка, плащ, карман, рукав, воротник, капю­шон, перчатки, одевать (надевать), снимать, носить, мерзнуть, со­гревать, теплый, холодный, детский, вязаный, тепло, холодно, жарко, более, менее.

Занятие 1 Тема «Наша одежда»

Цель: уточнение назначения предметов демисезонной одежды, практическое усвоение правильных форм названий предметов одежды.

Оборудование: комплект демисезонной одежды, предметные кар­тинки с изображением предметов одежды.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Оргмомент.

Посмотрите в окошко. По улице идут люди. Как они оде­ты — так же как зимой или нет?

2. Рассматривание комплекта детской демисезонной одежды.Педагог показывает предметы детской демисезонной одежды,

называет их, говорит о цвете, материале, из которого сделана одеж­да, обращает внимание на детали одежды: карманы, рукава, ворот­ник, отделку. Подчеркивает, что демисезонная одежда не такая теп­лая, как зимняя, потому что весной уже тепло.

3. Сравнение зимней и демисезонной одежды (по картинкам).Дети должны закончить предложение, начатое педагогом.

Зимой надевают шубу, а весной ... (плащ). Шуба очень теплая, а плащ менее ... (теплый). Зимой надевают теплые штаны, а весной ... (колготки). Штаны очень теплые, а кол­готки менее ... (теплые). Зимой надевают дубленку, а вес­ной ... (куртку). Дубленка очень теплая, а куртка менее ... (теплая). Зимой одевают шапку меховую, а весной шапку ... (вязаную). Меховая шапка очень теплая, а вязаная менее ... (теплая).

4. Дидактическая игра «Назови правильно».

Педагог последовательно показывает детям пары картинок с изоб­ражением одного и двух предметов зимней одежды.

Я буду называть один предмет одежды, а вы будете гово­рить сразу о двух предметах. Одна куртка — две ... (куртки), одна шапка — две ... (шапки). Один шарф — два ... (шарфа), один карман — два ... (кармана). Один плащ — два ... (пла­ща), одни рукав — два ... (рукава).

И так далее.

5. Дидактическая игра «Что пропало?»

На наборное полотно выставляются шесть картинок с изображе­нием предметов одежды. Детям предлагается запомнить картинки. Затем одна картинка убирается. Дети должны отгадать, какую кар­тинку убрали.

6. Итог.

Зимой носят одежду очень теплую, а весной менее ... (теп­лую).

Занятие 2 Тема «Кукольная одежда»

Цель: знакомство с предметами кукольной одежды, ее деталями, рисунком, цветом, активизация глагольной лексики, употребление глаголов в прошедшем и настоящем времени.

Оборудование: предметные картинки с изображением предметов демисезонной и зимней одежды, кукла, предметы кукольной де­мисезонной одежды.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Оргмомент.

 

В какой демисезонной одежде вы сегодня пришли в дет­ский сад?

2. Называние картинок.

Детям предлагается вспомнить названия предметов демисезон­ной одежды. Картинка с изображением названного предмета вы­ставляется на наборное полотно.

3. Дидактическая игра «Оденем куклу на прогулку».Детям предлагается одеть куклу на прогулку.

Сейчас весна. На улице еще холодно, но солнце греет ярче, поэтому одеваться можно менее тепло, чем зимой. Куклу Машу надо одеть на прогулку, так, чтобы ей было тепло, но не жарко. Какую демисезонную одежду надо надеть на куклу?

Педагог уточняет последовательность надевания одежды. Затем дети по очереди одевают куклу. Все действия детей педагог коммен­тирует.

Коля надевает колготки. Что Коля надел на Машу? Те­перь надо надеть тонкую кофту, застегнуть все пуговицы. Что Коля надел? Какая одежда? (Красивая, менее теплая...).

4. Дидактическая игра «Подбери правильно».

Детям по очереди предлагается набор из шести картинок с изоб­ражением одежды. Дается задание отобрать только картинки с изоб­ражением демисезонной одежды.

5. Итог.

Какую одежду вы надевали на куклу? (Менее теплую, ку­кольную.)

Занятие 3 Тема «На прогулке»

Цель: обучение детей самостоятельным ответам на вопросы по содержанию картины; закрепление согласования качественных при­лагательных с существительным в роде.

Оборудование: сюжетная картина «Прогулка в парке весной», картинки с изображением предметов демисезонной одежды разных цветов, варежки и перчатки, карточки основных цветов.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Оргмомент.

Детям показываются две картинки с изображением варежки и перчатки и предлагается отгадать загадку.

Пять мальчиков,

Пять чуланчиков,

Разошлися мальчики

В темные чуланчики.

Каждый мальчик

В свой чуланчик. (Перчатки.)

2. Рассматривание картины «Прогулка в парке весной».

Кто нарисован на картине? (Девочка и мама.) Как оде­лась девочка на прогулку — тепло или нет? Что надела мама на прогулку? Что надела девочка на прогулку?

3. Дидактическая игра «Подбери по цвету».

Каждому ребенку раздаются пять картинок с изображением пред­метов демисезонной одежды разного цвета. Ребенок называет пред­меты одежды, изображенные на его картинках и показывает кар­тинки остальным детям. Затем педагог называет цвет, показывает карточку этого цвета и ставит ее на наборное полотно. Ребенок, у которого на картинке предмет одежды такого же цвета, должен рядом поставить свою картинку.

Когда выставлены все картинки с предметами одежды одного цвета, надо хором проговорить их название, выделяя окончание прилагательного (перчатка красная, шарф красный).

4. Итог.

Скажите, кто из вас одевается на прогулку сам?

Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:

megalektsii.ru

Домашние задания для детей с ОНР по теме «Птицы»

Тема: «Зимующие птицы и их птенцы»

1. Вспомни каких зимующих птиц ты знаешь. (не менее 4). Объясни, почему мы этих птиц называем ЗИМУЮЩИЕ. Раздели на слоги слова – названия зимующих птиц: СНЕГИРЬ, СИНИЦА, ВОРОБЕЙ, ВОРОНА, КЛЕСТ, СОРОКА.2. Назови ласково: СИНИЦА – СИНИЧКА, ГОЛУБЬ - ……, СНЕГИРЬ - ……., ВОРОБЕЙ - …….3. Сравни птиц с животными и людьми:• У человека дети, а у птицы – птенцы.• У человека нос, а у птицы –• У животных шерсть, а у птиц –• У животных лапы, а у птиц -4. Кто как разговаривает?• Воробей – чирикает• Ворона –• Голубь –• Сорока –

5. Составь предложения со словами СОРОКА, ВОРОНА, ПТИЦЫ и предлогами НА, ПОД, ОКОЛО, РЯДОМ. (Например: Около кормушки летели белобокая сорока и крикливая ворона.)

6. Прослушай текст, ответь на вопросы полным предложением,подготовь пересказ.

СНЕГИРЬ.Ты знаешь, многие птицы с наступлением холодов улетают на юг. А есть такие, что прилетают к нам только зимой. И называются они «снегири», потому что появляются у нас вместе со снегом. Увидать снегирей легко. Их красные грудки, голубовато – серые спинки, черные бархатные шапочки крылья хорошо заметны на белом снегу.

• Как выглядят снегири?• Когда появляются снегири?• Каких еще зимующих птиц ты знаешь?

7. Объясни слова: БЕЛОБОКАЯ СОРОКА, КРАСНОГРУДЫЙ СНЕГИРЬ, ЧЕРНОКРЫЛАЯ ВОРОНА, ДЛИННОХВОСТАЯ СОРОКА

Тема: «Перелетные и водоплавающие птицы»

1. Вспомни и назови перелетных птиц, которых ты знаешь. (не менее 4 – 5). Объясни, почему их называют перелетными. Определи сколько слогов в словах: ласточка, скворец, журавль, стриж, лебедь.

2. Сосчитай до 5 правильно согласовывая слова: ЧЕРНЫЙ ГРАЧ. БЫСТРАЯ ЛАСТОЧКА.

3. «Чьи крылья? Чей клюв?»• У журавля – журавлиные крылья, журавлиный клюв• У гуся –• У утки –• У грача –

4. Объясни словечко: ВОДОПЛАВАЮЩИЕ ПТИЦЫ, НАСЕКОМОЯДНЫЕ ПТИЦЫ. Назови, каких водоплавающих перелетных птиц ты знаешь.

5. Назови птенцов:• У журавля – журавлята• У грача –• У утки –• У лебедя –• У скворца –

6. Развитие логического мышления:

ЛАСТОЧКИ УЛЕТАЮТ НА ЮГ РАНЬШЕ, ЧЕМ ЖУРАВЛИ. КАКИЕ ПТИЦЫ УЛЕТАЮТ ПЕРВЫМИ? КАКИЕ – ВТОРЫМИ? КТО ЗА КЕМ?

7. Прослушай текст. Ответь на вопросы. Подготовь пересказ.

В ЗОЛОТЫЕ ОСЕННИЕ ДНИ СОБРАЛИСЬ К ОТЛЕТУ ЖУРАВЛИ. ГОТОВЯСЬ В ДАЛЕКИЙ ПУТЬ, ПОКРУЖИЛИСЬ ОНИ НАД РЕКОЙ, НАД РОДНЫМ БОЛОТОМ. СОБРАЛИСЬ В СТРОЙНЫЕ КОСЯКИ И ПОТЯНУЛИСЬ В ДАЛЬНИЕ ТЕПЛЫЕ СТРАНЫ. ЧЕРЕЗ ЛЕСА, ЧЕРЕЗ ПОЛЯ, ЧЕРЕЗ ШУМНЫЕ ГОРОДА ВЫСОКО В НЕБЕ ЛЕТЕЛИ ЖУРАВЛИ. ДО СВИДАНИЯ, ЖУРАВЛИ! ДО РАДОСТНОЙ ВСТРЕЧИ ВЕСНОЙ!

• Куда и когда улетают журавли?• Когда журавли прилетают обратно?• Где летят журавли?



Тема: «Дикие птицы»

1. Отгадай загадку:Чернокрылый, красногрудый,И зимой найдет приют:Не боится он простуды,С первым снегомТут, как тут! (снегирь)

Кто это? (Зимующая птица) Почему мы ее так называем? Каких зимующих птиц ты еще знаешь? (4 – 5)

Прослушай внимательно, повтори по памяти: ВОРОНА, ВОРОБЕЙ, СИНИЦА, СОВА.Определи количество слогов в этих словах.

2. Посчитай до 5, правильно согласовывая слова (ВОРОНА, СОВА, СИНИЦА, СНЕГИРЬ.

3. Подбери слова – определения (2 – 3 слова): ворона (какая?) – черная, хитрая, ловкая; воробей (какой?)………….; синица (какая?) …………………………, снегирь (какой?) …………….

4. Кто как голос подает? ВОРОБЕЙ – ЧИРИКАЕТ, ВОРОНА - ……… (КАРКАЕТ), ГОЛУБЬ - …….. (ВОРКУЕТ), СОРОКА - …… (СТРЕКОЧЕТ), СОВА - ………… (УХАЕТ).

5. Прослушай внимательно, кто лишний? Объясни почему: ВОРОНА, СОРОКА, ПЕТУХ, СИНИЦА.;ВОРОНЕНОК, СОРОЧОНОК, СОВЕНОК, ГОЛУБЬ

6. Назови птенцов:

У вороны - ………….. (вороненок)У совы - ………………(совенок)У у сороки - …………..(сорочонок)

Тема: «Домашние птицы и их птенцы»

1. Послушай внимательно слова и повтори их по памяти: петух, курица, индюк.• Кто это? (Домашние птицы). Почему мы называем домашними?. Вспомни и назови, каких домашних птиц ты еще знаешь? (гусь, утка).• Отгадай загадку: Явился в желтой шубке, прощайте, две скорлупки! (цыпленок).• Отхлопай слово цып – ле – нок. Сколько слогов в этом слове?

2. Посчитай до 5, правильно согласовывая слова: ПЕТУХ, КУРИЦА, УТКА.

3. Сравни!• Цыпленка и курицу (Курица большая, а цыпленок маленький; курица белая, а цыпленок желтый; курица большая птица, а цыпленок – птенец)

4. Вспомни и назови птенцов: У курицы – цыпленок, у утки - ……., у гусыни - ………, у индюшки - …………

5. Послушай внимательно и исправь предложения по образцу:• У утки цыплята? (Нет, у утки утята, а цыплята у курицы.)• У гусыни утята?• У курицы индюшата?

6. Кто как голос подает?• Петух - …….. (кукарекает), курица - …….(кудахчет, квохчет), гусь - …….. (гогочет), утка - ……… (крякает), индюк - ……. (болбочет).

7. Назови всю семью:• Гусь – гусыня – гусенок – гусята.• Петух - ……………………………• Индюк - …………………………..

logoped18.ru

Как выживают вороны осенью и зимой

С наступлением холодов большинство птиц улетают теплые края. Вороны же не меняют своё местообитание круглый год. Даже в сильные морозы, можно наблюдать их огромные стаи, которые перелетают с места на место.

Но вот увидеть, где спят вороны зимой и осенью, вряд ли кому-нибудь удавалось, так как в отличие от большинства птиц, они редко испытывают потребность в дневном сне.

Вороны отличаются своей выносливостью: в то время как большинство птиц не смогут выжить и прокормить себя во время холодов, они к ним приспосабливаются.

Быстрая навигация по статье

Способы выживания

  • Для того чтобы не замерзнуть, вороны сбиваются в стаи и постоянно перелетают с места на место.
  • Осенью птицы питаются остатками зерна с уже убранных полей и огородов, ищут деревья с ягодами, а также орехи.
  • Зимой вороны не только ищут жуков в коре деревьев, но и заглядывают в кормушки, которые заботливые люди повесили для птиц.
  • Эти птицы не облетают стороной и мусорные свалки.

Осторожность и осмотрительность ворон

Все птицы нуждаются во сне и вороны — не являются исключением. Однако, в отличие от остальных пернатых, они спят в основном только ночью и подальше от людей. Поэтому зимой, а также глубокой осенью, люди и наблюдают стаи ворон, летящие за город. В населенных пунктах эти птицы спят в очень редких случаях.

Дело в том, что вороны выживают исключительно из-за своей осмотрительности. Если понаблюдать за ними продолжительное время, то можно заметить, что вороны никогда не едят вместе с остальными птицами и даже поисками еды стараются заниматься по отдельности.

Вороньи гнезда на территории городов расположены только на самых высоких деревьях. Эти птицы предпочитают выращивать потомство и спать подальше от шумящей цивилизации, где каждое место может показаться им опасным из-за различного шума.

Вороны спят в тех местах, в которых в период размножения можно будет свить гнезда и обеспечить птенцам защиту. Они редко используют дупла в деревьях, чаще всего располагаются на их ветках (возле самого ствола, но так, чтобы ни один листок не помешал тихо взлететь в случае надобности).

Очень холодной осенью и в сильные морозы зимой, стаи ворон не всегда улетают из города и спят на высоковольтных проводах, расположенных возле котельных, а также на чердаках многоэтажных домов. 

Однако, несмотря на всю осторожность, присущую воронам, некоторые из этих птиц отлично приживаются в населённых пунктах до такой степени, что за городом уже могут не выжить.

Поделитесь этой статьёй с друзьями в соц. сетях:

podskajem.com

ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ. ВОРОБЕЙ, ВОРОНА

Поиск Лекций

Приблизительный пассивный и активный словарь: воробей, воро­на, голубь, клюв, хвост, лапа, грудь, брюшко, крыло, перо, кор­мушка, зерно, летать, клевать, скакать, кормить, каркать, чири­кать, гулить, ворковать, сизый, белый, черный, холодно, голод­но, высоко.

Занятие. 1 Тема «Воробей»

Цель: знакомство с характерными внешними признаками воро­бья, с особенностями его жизни в зимних условиях; составление короткого предложения по картинке.

Оборудование: картина «Воробей», шапочки с изображением кота и воробьев.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Оргмомент.

Педагог предлагает детям посмотреть в окошко.

Что вы видите за окном? (Снег.) Как вы думаете, кто летает за окном? (Птицы.)

2. Рассматривание картинки «Воробей».

При рассматривании картины педагог обращает внимание на ча­сти тела воробья: голову, туловище, крылья, хвост, клюв, лапки, грудь, брюшко; просит детей показать и по возможности назвать части тела птицы. Затем рассказывает о внешних признаках воробья:

верх головы серый, верхняя часть груди черная, от клюва через глаз к уху идет коричневая полоса, спинка коричневая с черными крапинками, брюшко серое. Далее рассказывает об особенностях питания воробья.

летом воробей питается жучками, бабочками, червячка­ми, зернышками. Зимой их нет. Он ищет зернышки на сне­гу. Можно зимой найти зернышки? (Нет.) Зимой птицам очень голодно. Часто именно из-за голода птицы гибнут зи­мой. Поэтому воробьи селятся ближе к людям. Они совсем не боятся людей, потому что знают: там, где человек, там всегда будет корм. Но есть у воробьев и враги. Злейший враг воробья в городе — кошка. Кошка ловит воробьев. Кто зна­ет, как кричит воробей? (Чик-чирик.) Воробей чирикает.

3. Подвижная игра «Воробьи-попрыгунчики».

Дети надевают шапочки с изображением кота и воробьев. На полу чертят круг такого размера, чтобы все играющие могли свободно разместиться по его окружности. Один из играющих — «кот» — становится в центр круга, остальные дети — «воробуш­ки» — располагаются за кругом, у самой черты. По сигналу взро­слого воробушки начинают впрыгивать в круг и выпрыгивать из него, а кот старается поймать кого-либо из них в тот мо­мент, когда «воробушек» находится внутри круга. Тот, кого пой­мали, становится «котом», а «кот» — «воробушком», и игра повторяется.

4. Ответы на вопросы по картинке.

Воробей большая птичка или маленькая? Чем питается воробей? Кто кормит воробья зимой? Боится воробей лю­дей или нет? Кто ловит воробья?

5. Итог.

Когда будете гулять, попросите родителей показать вам воробья.

Занятие 2 Тема «Ворона»

Цель: знакомство с характерными внешними признаками воро­ны, с особенностями ее жизни в зимних условиях; обучение срав­нению двух птиц по словесному образцу.

Оборудование: игрушечная ворона, картины «Ворона» и «Воро­бей».

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Оргмомент.

Кто-то к нам летит и громко кричит: «Кар-кар!» Посмот­рите, кто это?

2. Рассматривание картины «Ворона».

При рассматривании изображения вороны педагог обращает вни­мание на части ее тела: голову, туловище, крылья, хвост, клюв, лапки, грудь, брюшко; просит детей показать и назвать части тела птицы. Затем рассказывает о внешних признаках вороны: голова, крылья и хвост черные, остальное оперение темно-серое.

Ворона, как и воробей, питается жучками, паучками, клю­ет зернышки. Часто она питается погибшими животными. Во­рона —- крупная и сильная птица. Даже кошке опасно ловить ворону. Ворона будет защищаться — клевать, рвать когтями кошку. Живут вороны парами — ворон и ворона. Они заботятся о своих птенцах — воронятах. Семья ворон — очень дружная.

3. Чтение стихотворения О.Г. Зыковой «Ворон и ворона».

Всю жизнь живем одной семьей —

Всегда и всюду вместе,

Растим птенцов

И гнезда вьем.

И даже если проживем

Мы лет примерно двести,

Как ни старайся — никогда

Ворон ты не поссоришь.

Мы очень крепкая семья —

И с этим не поспоришь.

4. Сравнение картин «Ворона» и «Воробей».

И у вороны, и у воробья есть клюв. Какой клюв у вороны (Большой.) Какой клюв у воробья? (Маленький.) У вороны клюв большой, а у воробья — ... (маленький).

Аналогично рассматриваются и сравниваются остальные части тела птиц. В заключение педагог делает обобщение, говорит, что у всех птиц есть две лапы, крылья, хвост, клюв, тело птиц покрыто перьями.

5. Итог.

Какая птица прилетала сегодня к нам в гости?

Занятие 3 Тема «Кормушка для птиц»

Цель: развитие умения отвечать на вопросы по содержанию сю­жетной картины.

Оборудование: картинки с изображением вороны и воробья, сю­жетная картина «Кормушка для птиц», фланелеграф, картинки с изображением кормушки и птиц.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Оргмомент.

На наборное полотно выставляются две картинки с изображение воробья и вороны. Детям предлагается отгадать загадки.

Стайкой шумной прилетели, Крошки, зернышки все съели.

— Чик-чирик, — чирикают в окошко:

— Насыпьте нам еще немножко! (Воробьи.) Окраской — сероватая,

Повадкой — вороватая, Крикунья хрипловатая — Известная персона. Зовут ее ... (ворона).

2. Рассматривание картины «Кормушка для птиц».Показывая картину, педагог рассказывает, что птицам зимой

очень голодно, поэтому люди делают для них кормушки. Какое время года изображено на картине? Что нарисовано на картине? Кто сидит у кормушки? Какие птички клюют? Как вы думаете, кто сделал кормушку? Зачем они сделали кормушку?

3. Чтение стихотворения П. Воронько «Снегирики-снегири».

Снегирики- снегири На дворике у двери. Я насыпал за порог Гречку, семечки, горох. А когда я вышел в сад, То от них услышал: «Ты добрее всех ребят, Молодчина, Гриша!»

4. Дидактическая игра «Кормушка».76

На фланелеграф помещается картинка с изображением кор­мушки. Дети поочередно берут маленькие картинки с изображени­ем птиц и помещают на «кормушку». При этом они называют птиц.

5. Итог.

Кто помогает птицам зимой? Как люди помогают пти­цам.

Рекомендуемые страницы:

poisk-ru.ru

Мини-альбомы о зимующих птицах.

ЗИМУЮЩАЯ ПТИЦА - ВОРОНА

Ворона уже настолько примелькалась на городских улицах, что мы не обращаем на нее никакого внимания. Эти птицы, предпочитающие черно-серые одежды, по осени буквально оккупируют деревья городских парков и дворов, шумно переругиваясь друг с другом из-за удобных веток. Поближе к местам обитания человека они перебираются, когда источники лесной пищи оскудевают настолько, что уже не в состоянии прокормить полчища этих крикливых птиц.

Ворона – это крупная птица плотного сложения с широким и тупым клювом. Ее часто путают с галкой из-за схожести внешнего вида и с птицей под названием «ворон» из-за схожести названий. По внешнему виду ворону легко отличить от сородичей – тело у нее серого цвета, а вот голова, крылья и хвост – черные, с металлическим отливом. В питании вороны не привередливы. Они могут употреблять и животную и растительную пищу. В городах они, в основном, питаются отбросами.

Характер у вороны дерзкий и нахальный. Когда эти птицы в поисках пропитания разоряют чужие гнезда, то не боятся никого, даже человека. Причем вороны прекрасно умеют оценить степень опасности – если в руках у человека палка, ворона и не подумает улетать. Но, завидев ружье, она моментально скроется из вида, и несколько дней не будет появляться в этих местах.

В добывании пропитания вороны весьма искусны. Однажды семейство ворон обнаружило источник пищи в миске у дворового пса. Но как добраться до лакомой косточки? Тут вороны проявили чудеса организованной деятельности – одна из них подобралась к собаке сзади и больно клюнула ее в ногу. Собака на несколько секунд отвлеклась от обеда и повернулась к обидчице. В это время вторая ворона пулей подлетела к миске, схватила кость и была такова. В итоге пес остался без обеда, а вороны шумно пировали в ближайших кустах.

Я – серая ворона; Живу в высоких кронах, В борах вечнозелёных На ветках гнёзда вью. Порой – гляжу спесиво, Но – каркаю красиво, Хрипящих переливов Не спеть и соловью!.. Повсюду клювом лезу (Он твёрже, чем железо!), Могу я им прорезать Любую кровлю крыш; Ночую в дождь и стужу Под снегом и над лужей, Мне дом совсем не нужен!.. А ты – в кроватке спишь...

— Здравствуй, милая ворона! Я тебя ждала. Как живешь, скажи, ворона, Как твои дела? Я тебя в лесу встречаю И частенько замечаю: Что-то очень ты грустна. Ты, случайно, не больна? — И ворона мне в ответ: — Я грустна? Да что ты, нет! Просто мы такие птицы — Не к лицу нам веселиться. Мы ведь песен не поем, Не сравнить нас с соловьем. Ну, конечно, иногда Можно каркнуть — не беда! Но свистеть да стрекотать, Щелкать клювом, хохотать — Не такие мы созданья! До свиданья! — До свиданья...

Загадки .

Эта птица всем знакома -  Важно ходит возле дома  Кар-Кар-Кар вдруг закричит,  И спокойно улетит.  Очень хитрая персона,  А зовут её… 

Корку хлебную таскает, Птиц других не подпускает. Крепко держит оборону, Громко каркая?

Сильная, большая птица Даже кошки не боится!.. Очень важная персона – Чёрно-серая ...

Я такая заводная, Славная и озорная, По асфальту я хожу, Вам я люди не служу. Гордой поступью шагаю, Чёрный плащик надеваю, Быстро весело скачу, Кар, кар, кар, всегда кричу .

Две болтливые соседки Разговор вели на ветке. Очень важные персоны Эти чёрные…

multiurok.ru

Урок по теме: «Зимующие птицы: воробей, ворона»

Филиал муниципального казённого специального (коррекционного) общеобразовательного учреждения «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интерна № 6 VIII вида»

г. Гурьевска Кемеровской области в п. УрскОткрытый урок по теме:

«Зимующие птицы: воробей, ворона»

Составила:

учитель начальных классов

Климова О.В.

П. Урск

2013 г

Зимующие птицы: воробей, ворона.

Тип урока: изучение нового материала.

Задачи урока:

Образовательные: расширить представление учащихся о птицах, научить отличать ворону от воробья.

Коррекционно - развивающие: умение находить информацию в разных источниках, анализировать и преобразовывать её.

Воспитывающие: воспитание чуткости, доброты и сочувствия по отношению к птицам, воспитание мотивации к учению.

Оборудование: предметные картинки с изображением птиц; напечатанные схематические части тела; карточки со словами, раскраски фигур вороны и воробья, диск со звуками птиц.

Подготовка к уроку: детям даётся задание, найти в библиотеке загадки о птицах, желающие могут выучить загадку наизусть.

^

I.Орг. момент.

Психологический настрой на урок.

- Сядет тот, кто назовёт любую птицу.

- Улыбнитесь мне, пожалуйста. Улыбнитесь соседу по парте, улыбнитесь друг другу.

(Учащиеся по цепочке называют птиц и садятся на своё место, улыбаются друг другу и учителю).

^

Речевая зарядка.

Трудно птицам зимовать, надо птицам помогать.

Распилить я попросил досочку еловую.

Вместе с папой смастерил птичкину столовую.

- О ком была наша речевая зарядка? (О птицах)

- Каких вы знаете птиц? (Проверка домашнего задания – загадки про птиц)

По мере отгадывания загадок - на доску вывешиваются картинки птиц, о которых говорится в загадках).

- Кто из вас догадался, о ком будем говорить сегодня на уроке?

(Зимующие птицы)

- Сегодня мы с вами подробнее узнаем о двух птицах, которых вы видите каждый день. А какие это птицы вы должны догадаться по моим загадкам.

^

Знакомство с воробьем, вороной.

  1. Загадка.
Серенькая птичка,

Птичка-невеличка,

Шеей вертишь ты всегда.

Разве в этом есть нужда? (Воробей)

Загадка – подсказка.

Найдешь её в своём дворе,

Она на радость детворе.

Ты обижать её не смей!

Эта птичка - ... (Воробей)

- Покажите, какого размера воробей? (Дети показывают)

  1. Загадка
На дереве сидела я

И сыр во рту держала,

А мимо дерева лиса

Близёхонько бежала.

Кто я? Знаете?

А ну отгадайте! (Ворона)

Загадка – подсказка.

Окраской - сероватая,

Повадкой - вороватая,

Крикунья хрипловатая -

Известная персона.

Кто она?.. (Ворона)

- Покажите, какого размера ворона? (Дети показывают).

- Кто назовет тему нашего урока? («Зимующие птицы: воробей, ворона»)

- Расскажите, что вы знаете о них?

(В случае затруднения учитель наводящими вопросами помогает детям. Учащиеся рассказывают о воробье, вороне).

- Теперь послушайте мой рассказ об этих птицах.

^

(Перед тем как начать рассказ учитель прикрепляет к доске картинку птицы, про которую рассказывает)

Воробей - маленькая, неунывающая, бойкая птичка. Про него часто говорят: «Серый воробушек». А ведь на самом деле воробей не серый. На голове у него, действительно, будто серая шапочка надета, под шейкой черное пятнышко, словно галстук повязан. Спинка у него коричневая с широкими продольными черными полосами. Хвост темно-бурый, крылышки тоже темно бурые, украшенные рыжеватой каймой. Это очень проворные птицы. Они, не боясь, прыгают возле ног человека, клюют из собачьей миски, подбирают крохи под самым носом сытого ленивого кота. Воробей – очень умная птица. Он живет рядом с человеческим жильём, но поймать его весьма трудно. Воробьи никогда не живут в одиночку. Они всегда собираются стайками. У воробьев в стайке есть воробей – сторож.

- Что же он сторожит? (Ответы детей). Сторож – это воробей, который всегда внимательно смотрит вокруг. Если заметит кошку или ястреба или другого врага, сразу резко закричит «Чррррр», и все воробьи успеют улететь.

Оказывается, что воробьи бывают разные. Но отличить их друг от друга сложно. Они делятся на две группы: городские (домовые) и деревенские(полевые) воробьи. - Как вы думаете ребята, где живут городские воробьи? (Ответы детей) Конечно, раз городские, то живут в городе. - А почему городских воробьев называют «домовыми»? (Ответы детей) От какого слова слово «домовой» получилось? (Ответы детей) Правильно, конечно, от слова «дом». Значит, домовые воробьи рядом с нашими домами живут. Вот их так и называют. Вторая группа – деревенские (полевые). – Ребята, а вы догадались, где живут деревенские(полевые) воробьи? (Ответы детей) Конечно, раз деревенские полевые воробьи. То они живут в полях, садах, деревнях. Иногда их можно встретить в старых городских парках и садах. Не любят они городских домов, подальше от жилья людей улетают.

Питаются воробьи жучками, личинками, и этим они приносят пользу нашим садам и лесам.

Ворона – довольно крупная, хитрая, ловкая, и находчивая птица. Она не очень ярко окрашена. Голова, клюв, горло, крылья, хвост, и лапы у вороны черные. А все остальное серое. Клюв большой, крепкий.

Гнездо ворона строит большое и прочное, высоко на деревьях, из прутьев. Вместе с ветками ворона вплетает в гнездо кусочки проволоки. Утепляет гнездо пухом, мхом, тряпками. И шерстью, которую ловко выклевывает из шкур лохматых собак.

Питается тем, что найдет на улице, не прочь полакомиться яйцами из чужих гнезд, умеет даже ловить рыбу, но в основном питается мелкими грызунами (мышами) и падалью. Уничтожая грызунов, приносит большую пользу человеку.

Всем знакомо воронье карканье. Часто говорят: "Ворона каркает зимой к морозу, а летом к ненастью". Оказывается, вороны могут подражать голосам других птиц, стуку дятла. Могут мяукать, лаять и даже скрипеть, как дверь. Прирученные вороны не хуже попугаев произносят слова человеческой речи.

Ворона считается одной из самых смышлёных птиц. Она хорошо приспособилась жить рядом с человеком, прекрасно изучила его повадки и характер, даже научилась извлекать для себя пользу из деятельности человека. Она размачивает в лужах сухие корки хлеба, разбивает орехи, бросая их с высоты на асфальт. Ученые установили, что ворона умеет считать до пяти! И легко отличает человека с ружьем от человека с обычной палкой.

А еще вороны неравнодушны к блестящим вещам - часам, серьгам, украшениям. И частенько воруют их, прячут в гнездах или в других тайниках.

Для ночевки вороны собираются в стаи и летят в парк или на опушку леса. И долго устраиваются на ветках, каркают, словно рассказывая, друг дружке, что интересного произошло за день.

Физкультминутка

Вороны.

Вот под елочкой зеленой

Скачут весело вороны (Скачут размахивая руками)

Кар – кар –кар (громко)

Целый день они кричали

Спать ребятам не давали: (Бегают размахивая руками)

Кар – кар – кар (Громко)

Только к ночи умолкают (Садятся на корточки)

И все вместе засыпают: (Руки под щеку – засыпают)

Кар –кар –кар (Громко)

Воробьи

Летели две птички –

Собой невелички. (Размахивают руками прижатыми к плечам)

Как они летели,

Все люди глядели.

Как они садились,

Все люди дивились

^

- Ребята, вы так хорошо изображали птичек и махали крылышками, что у меня все карточки разлетелись и перепутались. Придется нам с вами их упорядочить.

- Мы будем сравнивать ворону и воробья и одновременно соберем перепутанные карточки.

клюв хвост туловище крылья лапы

- Посмотрите на птиц и сравните их туловище. Какое туловище у вороны?(Крупное) . А у воробья? (Мелкое)

- Теперь сравниваем их крылья. Какие крылья у вороны? (Большие ). А у воробья?(Маленькие).

- Сравниваем хвост. Какой хвост у воробья? (Маленький). А какой у вороны?(Большой).

- Что можно сказать о лапах? Как передвигается по земле воробей? (Прыгает). А ворона? (Ходит).

- Осталось сравнить клюв. Какой клюв у воробья? (Короткий, острый). А какой у вороны? (Длинный, сильный).

- Какой звук произносит воробей? («Чив - чив»)

- Значит воробей, что делает? (Чирикает).

- Какой звук произносит ворона ? («Кар -кар»).

- Значит ворона что делает? (Каркает).

- Ребята, а сейчас угадайте кто так кричит(Учитель включает звуки которые произносит воробей и ворона, а дети отгадывают).

^

- Какую тему мы изучали на уроке?

- Кто это? (Ворона, воробей).

- У кого крупнее клюв? (У вороны).

- У кого меньше хвост? (У воробья).

- Кого вы видите сейчас? (Ворону). А сейчас (Воробья).

- Мы любуемся кем? (Воробьем).

- А недовольны кем? (Вороной).

- О каких птицах мы сегодня говорили. (О вороне и воробье).

- Что вам понравилось?

- Что вызвало у вас затруднения?

Домашнее задание:

- Вам нужно раскрасить воробья и ворону.

- А сейчас поставим оценки за урок.

exam-ans.ru