Презентация "Какого цвета Жар-птица" ( ДПИ. Гжель). Жар птица гжель


Презентация "Какого цвета Жар-птица" ( ДПИ. Гжель)

Инфоурок › ИЗО, МХК › Презентации › Презентация "Какого цвета Жар-птица" ( ДПИ. Гжель)

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд Описание слайда:

Какого цвета жар-птица? Плотникова С.Н., учитель изобразительного искусства ГБОУ СШ № 53 г. Твери

2 слайд Описание слайда:

Образ жар-птицы

3 слайд Описание слайда: 4 слайд Описание слайда:

Неча молвить, страх красивы! Ножки красные у всех; А хвосты-то — сущий смех! Чай, таких у куриц нету. А уж сколько, парень, свету, Словно батюшкина печь!» -Ярким пламенем сверкая, Встрепенулася вся стая, Кругом огненным свилась И за тучи понеслась. Образ в сказке «Конек- Горбунок»

5 слайд Описание слайда:

весьма сходно для разных народов: «…воздух расцветился всеми цветами радуги, от перьев и крыльев птицы шли красивые звуки, от нее исходил приятный запах...» Описание Птицы

6 слайд Описание слайда:

Голубая или золотая??? Голубая или золотая???

7 слайд Описание слайда: 8 слайд Описание слайда:

Гжель или хохлома??? Славяне связывали Жар-птицу с золотом и кладами, считая, что птица указывает на них. Где она опустится, там в земле сокровища и таятся. Иногда говорили, что в купальскую ночь Жар-птица спускается на землю, и именно ее сияние принимают за цветок папоротника.

9 слайд Описание слайда:

Образ Жар-птицы в сказках

10 слайд Описание слайда:

Птица-огонь, - полагали славяне, подразумевая Жар-птицу, - об ее оперение можно запросто обжечься. Каждое перо же светится, как множество свеч, и остро, крепче булата. А сама же она сияет то голубым, то малиновым светом. Птица- огонь

11 слайд Описание слайда:

Увидеть ее, преодолев множество испытаний, мог лишь отчаянный смельчак с чистыми помыслами, ведомый по жизни мечтой. Недаром иногда называли Птицу Жар-птицей, ведь жар, огонь – это и творчество, и творение, и «горение». Жар, огонь – это творчество…

12 слайд Описание слайда:

Свет божественного сияния, окружавший Птицу, ложился и на человека, наделяя его тем, чего он больше всего хотел в своем сердце: талантами, умениями, счастьем. И вот уже человек, получивший дар от Птицы, сам нес на себе отблеск волшебного света. Играет нежная свирель, И замирает в восхищенье Жемчужина России – Гжель, Где поселилось вдохновенье. Здесь каждый – мастер и творец... Татьяна Алферова Человек – творец

13 слайд Описание слайда:

Украшение изделий И уже потом люди, чтобы удача и счастье, которые дарует Жар-птица, не покинули их, стали делать амулеты и обереги, расписывать посуду ее яркими изображениями.

14 слайд Описание слайда:

Описание конечного «продукта»  Синяя Птица — это символ свободного знания, святого духа, сбывающейся мечты, семейного счастья. Жар-птица – творчества и счастья. Конечный продукт: жар-птица, но сине-голубого цвета (под гжель).

15 слайд Описание слайда: 16 слайд Описание слайда:

Сине-голубая гжель Поверить трудно: неужели Всего два цвета? Чудеса!.. Вот так художники из Гжели На снег наносят небеса! Л. Куликова. Гжельская роспись – это древнее, традиционно русское искусство, истоки которого зародились в русской глубинке уже более 670 лет назад. Тогда оно среди других поселений было отписано князем Иваном Даниловичем Калитой старшему сыну. «Нежно-голубое чудо – сказочная гжель»  - так ласково называли люди на Руси – всем полюбившуюся, удивительно украшенную керамику из белоснежной глины. Без сомнения, гжельская посуда, сувениры и игрушки – эти уникальные самобытные произведения искусства - испокон веков и по сегодняшний день очень ценятся во всем мире.  

17 слайд Описание слайда:

На чем выполняют роспись художники? На керамике: фарфоре, фаянсе. Освоили также технику майолики. Роспись часто дополняется скульптурными изображениями людей, животных, птиц.

18 слайд Описание слайда: 19 слайд Описание слайда:

Какие бывают изделия? Это разнообразная посуда: квасники, кувшины, кумганы, блюда, молочники, масленки, чашки, вазы, солонки, тарелки, скульптурные фигурки людей, птиц, животных…

20 слайд Описание слайда:

    Опытные мастера-модельщики на специальных станках вытачивают гипсовые модели будущих изделий. Станок представляет собой гончарный круг с двумя стойками и деревянной рейкой для упора рук. С помощью клюшек-резцов обрабатывается поверхность гипсовой заготовки, с которой изготавливается рабочая форма для отливки изделий. КАК СОЗДАЮТСЯ ГЖЕЛЬСКИЕ ИЗДЕЛИЯ

21 слайд Описание слайда:

Традиционная роспись - выполненные от руки растительные и геометрические орнаменты, нанесенные быстрыми, сочными мазками кисти Фарфоровые изделия изготавливаются путем литья в гипсовых формах. Шликер (жидкую фарфоровую массу) литейщик заливает в формы. Пористый гипс впитывает влагу, шликер постепенно затвердевает и приобретает очертания формы. Изделия, прошедшие обжиг, живописец расписывает окисью кобальта.

22 слайд Описание слайда:

Натюрморт с васильками  Игорь Белковский

23 слайд Описание слайда:

Голубая сказка И светлеет вода родниковая, И дыхание ветра свежей. Расцветает Гжель васильковая, Незабудковая Гжель. Рядом с осинками в синих косынках Синие гроздья на синих рябинках, Синие зори и синие птицы, — С этой красою ничто не сравнится. Каждый элемент росписи – не копия реального мотива, а декоративно-переработанный, стилизованный, главное здесь – фантазия.

24 слайд Описание слайда: 25 слайд Описание слайда:

Элементы росписи – это разнообразные сеточки, прямые и волнистые линии

26 слайд Описание слайда: 27 слайд Описание слайда: 28 слайд Описание слайда:

Основные мотивы росписи – травка, злаки, птицы, полевые и садовые цветы. Разнообразны и технические приемы работы: четкие мазки лепестков и листьев темно-синего цвета или мазки с мягкими размытыми краями наносят всей кистью, обильно насыщенной краской, с разным нажимом, концом кисти наносят жилки, штриховку и прихотливо изогнутые стебельки и усики. Кистью, смоченной краской с одной стороны, поворотом вокруг черенка получают «мазок с тенями».По синему фону пишут только золотом.

29 слайд Описание слайда:

Усики, завитки, Мазок с капельки, отводки, тенями росчерки

30 слайд Описание слайда:

Элементы росписи

31 слайд Описание слайда:

Разнообразие образов гжели

32 слайд Описание слайда:

Разнообразие посуды

33 слайд Описание слайда:

Волшебные птицы

34 слайд Описание слайда:

Рисование птицы Душу, гжельскою белой глиною, Вдруг поманит судьба-кудесница… И взмахнёт кистью с краской синею, И распишет всё тонкой линией… И всё сбудется… и всё слепится… …В нужном времени… в нужном месте ли – Пусть Душа вдруг не закачается… Пусть на белом, небес известием, Синей птицы счастливой песнею – Роспись гжельская проявляется! Любовь к своему искусству, трудолюбие и талант мастеров Гжели вновь вызвали из небытия древние символы счастья и мечты о прекрасном –синих птиц – и одухотворили ими узоры и мир вещей человека.

35 слайд Описание слайда:

Практическая работа Украшение пасхального яйца Пасхальное крашеное яйцо в русской культуре означает новую жизнь, возрождение. Христос воскрес Сам и воскресит каждого, кто поверит Ему и будет любить людей так же, как любил Он. Мария Магдалина пришла с этой вестью к римскому императору Тиберию. Она ничего не имела, пришла с простым куриным яйцом. Яйцо всегда было символом жизни: в крепкой скорлупе находится скрытая от глаз жизнь.  Когда Мария стала говорить Тиберию о том, что Иисус Христос вырвался из смертельных оков и воскрес, император только рассмеялся: «Это так же невозможно, как твоему белому яйцу превратиться в красное». И не успел Тиберий закончить фразу, как яйцо в руках Марии Магдалины стало совершенно красным.

36 слайд Описание слайда:

Контроль знаний Сине-голубые Розы, листья, птицы. Увидев вас впервые, Каждый удивится. Чудо на фарфоре – Синяя купель. Это называется Просто роспись…?

37 слайд Описание слайда:

Лети птица, лети… Самое главное в обычных и сказочных птицах то, что они умеют летать. Этой способности птиц люди завидовали с древних времен, и потому сказочные птицы очень часто являются отражением мечтаний человека о том, что ему недоступно.

38 слайд Описание слайда:

Спасибо за урок Сегодня просыпается земля, И тайной одеваются поля. Весна идёт она полна чудес! Христос воскрес! Воистину воскрес! Природа нежным трепетом полна, И птицы вьются в синеве небес, Нарушена сегодня тишина: Христос воскрес! Воистину воскрес! Шумит теперь зелёная трава, Ей вторит старый полной тайны лес И ветер шепчет нежные слова: "Христос воскрес! Воистину воскрес!"

39 слайд Описание слайда:

Работы учащихся

infourok.ru

Расписываем стеклянный стакан узором «Жар-птица» под гжель – Ярмарка Мастеров

В последние недели уходящего лета особенно хочется тепла, солнца и деревенской безмятежности... Хочется взять с собой частичку летнего уюта, неба и солнышка в пасмурные осенние дни. Сегодня мы будем расписывать стакан, из которого будем пить теплое молоко, когда похолодает, и делиться с друзьями воспоминаниями о летнем отдыхе.

Мастер-класс очень простой, его с легкостью сможет повторить тот, кто не очень умеет рисовать или думает, что у него не получится. А сам процесс принесет удовольствие. Понадобится минимум материалов и немного терпения. Нам потребуется:

1. Стеклянный прямой стакан.

2. Рисунок нашей Жар-птицы по величине стакана на бумаге.

3. Ножницы.

4. Скотч.

5. Акриловая краска по стеклу синяя.

6. Контур акриловый синий.

7. Кисточка.

8. Спирт или другой обезжириватель.

Возьмем наш рисунок (я нашла в интерете), один из распространенных для этого промысла мотивов — Жар-птицу, и обрежем его под размеры нашего стакана.

Свернем его трубочкой, чтобы можно было плотно вставить ее в наш стакан:

В предварительно обезжиренный стакан вставим наш свернутый трубочкой рисунок:

Зафиксирум рисунок скотчем:

И начинаем акриловым контуром обводить нашу Жар-птицу:

Совет: чтобы обводить было легче и границы рисунка и контура совпадали, лучше брать стакан из тонкого стекла.

Повторяем рисунок, создавая контуром обьемные точки:

И полностью обводим наш рисунок. Должно получиться вот так:

Оставляем контур высыхать на время, указанное в инструкции (у меня 24 часа).

После того, как контур высох, закрашиваем сплошные части рисунка акриловой краской:

Даем как следует просохнуть краске (3 дня).

Вынимаем наш рисунок из стакана:

Можно наливать молоко, которое и будет белым фоном к нашей Жар-птице:

Всё

www.livemaster.ru

Фигурка "Жар-Птица". Гжель.

Жар-Птица. Гжель.

Высота: 16,0см.

Гжель - русский народный промысел производства керамики и фарфора и вид русской народной росписи, также один из традиционных российских центров производства керамики.Издавна деревня Гжель славилась своими глинами. Широкая добыча разных сортов глины велась здесь с середины XVII века .В 1663 году царь Алексей Михайлович издал указ во гжельской волости для аптекарских и алхимических сосудов прислать глины, которая годится к аптекарским сосудам. Тогда же для аптекарского приказа было доставлено в Москву 15 возов глины из Гжельской волости и повелено держать ту глину на аптекарские дела: и впредь тое глину изо Гжельской волости указал государь имать и возить тое же волости крестьянам, како же глина в Аптекарьский приказ надобна будет. В 1770 году Гжельская волость была целиком приписана к Аптекарскому приказу для алхимической посуды. Великий русский учёный М. В. Ломоносов, по достоинству оценивший гжельские глины, написал о них столь возвышенные слова: Едва ли есть земля самая чистая и без примешания где на свете, кою химики девственницею называют, разве между глинами для фарфору употребляемыми, такова у нас гжельская , которой нигде не видал я белизною превосходнееОколо 1800 года в деревне Володино Бронницкого уезда крестьяне, братья Куликовы, нашли состав белой фаянсовой массы. Там же около 1800 - 1804 годов был основан и первый фарфоровый завод. Павел Куликов, его основатель, научился технике изготовления фарфора, работая на заводе Отто в селе Перово. Желая сохранить секрет выработки фарфора, Куликов всё делал сам, имея только одного рабочего, но, по преданиям, двух гончаров. Г. Н. Храпунов и Е. Г. Гусятников тайно проникли в мастерскую Куликова, срисовали горн (печь для обжига изделий) и завладели образцами глины, после чего открыли собственные заводы. Завод Куликова замечателен тем, что от него пошло фарфоровое производство Гжели.Вторая четверть XIX века - период наивысших художественных достижений гжельского керамического искусства во всех его отраслях. Стремясь получить тонкий фаянс и фарфор, владельцы производств постоянно совершенствовали состав белой массы.C середины XIX века многие гжельские заводы приходят в упадок, и керамическое производство сосредотачивается в руках Кузнецовых, некогда выходцев из Гжели. После революции кузнецовские заводы были национализированы.Только с середины XX века в Гжели начинается восстановление промысла, отметившего недавно своё 670-летие. В 1930-х и 1940-х здесь была сосредоточена почти половина всех фарфорофаянсовых предприятий России.

auction.ru