Ностальгический клуб любителей кино . Жар птица история


О ЖАР-ПТИЦЕ - ОБО ВСЕМ - ИСТОРИЯ - Каталог статей

С детства мы привыкли к про­стому объясне­нию сущест­вования этой таинственной чудо-птицы. Мифическое сущес­тво русских сказок, она является объ­ектом поиска ге­роя. Перья жар-птицы обладают способностью светиться и блистать, поражая зрение людей. Её перья отсвечивают серебром и златом, крылья, как языки пламени, глаза светятся, как кристаллы. Достигает размеров павлина.

Но существует и иное мнение об этом создании. Вот что пишет об этом ав­торитетный американский журнал Fate.

Существование стран­ных и неклассифици­рованных форм жизни, которые, возможно, обитают в околоземной атмос­фере, долгое время было объ­ектом спекуляций и частных исследований. А в мифах, сказ­ках и фольклоре многих куль­тур такие существа – обычное явление. К примеру, это может быть видение в образе сильфа, птицы с металлическим опе­рением, природным явлени­ем (болидом) или рукодельной поделкой. В фольклоре, такие существа изображают мягки­ми и добрыми созданиями, однако, некоторые факты и сказания оп­ределяют их как небесных хищников и злобных тварей.

Исследователь Скотт Коррэлз откопал в архивах отчёты о «птице-поджигателе», которая стала виновницей пожара в Риме в 106 году до н.э., а также была замешана в пожарище в Пуэрто-Рико (в 1970-х годах), о чём рассказывала пресса в 1997 году.

Исследователь Тревор Джеймс Кон­стебль ещё в 1950-х годах ухитрился сделать фотоснимок некоего эфирного существа над пустыней Моджейв в Ка­лифорнии, для чего использовал инфра­красный объектив. Известный кинорежиссёр Хосе Эскамилла в своё время потряс мир, представив видеоматери­ал с кадрами, где снял быстролетающих существ, которых сам назвал палочками. Эта запись объявлена научной комиссией подлинной и по сей день не даёт учё­ным покоя своей необъяснимостью.

Корреспондент журнала Fortean Вин­сент П. Гаддис поведал волнующий рас­сказ о «небесных змеях», который позже опубликовал в книге «Мистические огни и свет». Создания, о которых говорил журналист, достигали размеров 20 м, они стали возмутителями спокойствия в городе Крауфордсвилл (Индиана) в сен­тябре 1891 года, о чём сохранились мно­гочисленные свидетельства очевидцев. Среди них был местный пастор, свиде­тельствовавший: «У этих тварей горели глаза, а их дыхание обжигало на боль­шом расстоянии».

НЕБЕСНЫЕ СТОЛКНОВЕНИЯ

Подобных созданий запечатлел на своих рисунках и опуб­ликовал в цветном из­дании Уильям Гордон. В этом ему помогали очевидцы такого яв­ления и документаль­ный фильм 1976 года «НЛО доминируют» с редчайшими кад­рами, где сняты эти редкие то ли сущест­ва, то ли явление.

Уже упоминавший­ся здесь Винсент П. Гаддис отметил стран­ное совпадение, свя­занное с огненными птицами: «…11 сен­тября 1948 года ты­сячи птиц погибли и покалечились при столкновении со зна­менитым зданием Empire State Building в Нью-Йорке». Анало­гичный казус случил­ся в Балтиморе, где огромная стая птиц врезалась в трансляционную баш­ню WBAL (бюро погоды).

Здесь необходи­мо отметить, что в тот самый день (11 сентября 1948 года) стояла прекрасная солнечная погода, туман не наблюдал­ся. Специалисты объясняют нелепое по ведение пернатых стремительной атакой на них, которую произвели небесные хищники, невидимые человеческому гла­зу. В любом случае, поведение птиц в тот день обычным не назвать.

За 30 лет до упоминаемого события в журнале Monthly Weather Review за май 1917 года, мы читаем любопытную за­метку, где описывается феномен, когда на город Батон-Руж (Луизиана) с чистого неба упали замертво сотни птиц разных видов. Причины птицепадения остались неизвестны. Но Винсент Гаддис напоми­нает, что на головы жителей калифор­нийского городка Капитола-Бич в августе 1960 года попадало более тысячи мёрт­вых буревестников. И то же без всяких видимых причин.

В книге Чарльза Форта «Книга про­клятий» собрано множество запрото­колированных историй аналогичного толка. Одна заметка взята из официаль­ного журнала Шведской Академии наук. Там говорится, как на прибрежный город выпало, некое желеобразное вещество, по структуре напоминавшее на ощупь мягкий растягивающийся пластик.

А вот натуралист и писатель Иван Т. Сандерсон собирает все подобные исто­рии из прессы и радиопередач, обсуждая их в прямом эфире с орнитологами и учё­ными. Одну закономерность после «вы­падения» стай мёртвых птиц ему всё же удалось обнаружить. Это наличие в небе в тот момент следа инверсии реактивно­го самолёта. Наличие такого ничтожного и эфемерного факта, конечно же, ниче­го не доказывает, но на безрыбье…, как говорится.

АЭРОГЕЛЬ

Не менее загадочным явлением, чем птицы, несущие огонь, является загадоч­ная субстанция, обнаруженная в некоторых областях земной атмосферы, которую учёные называют аэрогелем. Этим стран­ным веществом в своё время занималась национальная лаборатория США. Потра­тив на это огромные деньги, она пришла к выводу: данное вещество является пе­реходным состоянием материи, погра­ничным между газообразным и твёрдым. При нагревании аэрогель меняет физи­ческие качества и становится легче воздуха. Данную субстанцию тогда называли «твёрдый дым», в земные лаборатории её в своё время доставил из космоса (с ко­меты Wild-2) беспилотный космический корабль Stardust Mission. В лаборатории сотрудники были поражены: каса­ясь руками аэрогеля, человек его не чувствовал и не ощущал. Странное складывалось дело: вещь у вас перед глазами, но фактически её нет.

При нагревании аэрогель меняет физические качества и становится легче воздуха

Представьте себе удивление, смущение и заме­шательство детектива из Флориды Фостина Галлегоса, который первым обна­ружил это мистическое вещество на месте пре­ступления 28 декабря 1958 года. Он был обязан составить акт о находке с описью субстанции или вещества. А что Галлегос мог записать? Он положил наход­ку, принявшую форму шара, в стеклянный лаборантский со­суд для сохранения до утра. Но к утру медузообразное студенис­тое вещество полностью испари­лось, не оставив в память о себе даже запаха.

Итак, мы имеем дело с вещест­вом, субстанцией или ещё с чем, что невозможно понюхать, по­щупать, удержать в замкнутом твёрдом пространстве и даже описать. Так почему мы исключа­ем возможность существования воздушных хищников с пиротех­ническими задатками, а также невидимых для человеческого глаза пернатых, внушающих ужас своим собратьям, что те падают на землю замертво?

Причина одна: мы не привык­ли верить в то, что не можем увидеть, потрогать, понюхать.

Кстати, в современной литературе мы имеем всего лишь одно описание ата­ки воздушными хищниками человека. Это сцена из бестселлера американско­го писателя Чарльза Берлитца «Треуголь­ник дракона». Он вышел в свет в 1989 году. Необходимо учитывать, что писа­тель использовал в своём произведении реальную историю, имевшую место в практике учёного исследователя Робер­та Коу Гарднера.

Летом 1939 года с военного аэродро­ма морской базы в Сан-Диего взял старт транспортный самолёт, который полетел над Тихим океаном. Но уже через час пос­ле вылета, на базе получили с этого борта по радио срочный сигнал SOS, после чего в эфире наступила полная тишина. А сам борт взял курс назад на базу.

После экстренного приземления в Сан-Диего перед глазами служащих базы предстала страшная и поразительная картина. 12 из 13 членов экипажа были мертвы. Самолёт привёл на базу 2-й пи­лот, который находился к моменту ос­тановки двигателей в бессознательном состоянии. Позже он скончался по до­роге в госпиталь. У всех членов экипажа (уже мёртвых) на телах обнаружили боль­шие и глубокие рваные раны. Был иско­веркан также и корпус самолёта. Даже непонятно, как он смог дотянуть до базы с такими кошмарными повреждениями. И странная вещь: у всех членов экипажа оказались опустошёнными пистолетные обоймы и барабаны револьверов. Не было сомнений, они кого-то испугались и отчаянно отстреливались до послед­него патрона. Но в кого или во что они стреляли? Тогда этот эпизод в приказном порядке удалось замолчать, но о нём ста­ло известно Гарднеру в 1954 году, о чём он рассказал в своей книге.

P.S. Вывод корреспонденты научных изда­ний делают простой: в чистом и голубом небе над нашими головами далеко не всё так прозрачно, ясно и очевидно, как ка­жется в чудесную солнечную погоду. А жар-птица, быть может, сидит на яблоне в вашем саду на даче. Будьте вниматель­ны к окружающему нас миру. Он так зага­дочен и таинственен…

источник

МОИ ПРОЕКТЫ:

РУСЬ БЫЛИННАЯ

РАТНАЯ ДОБЛЕСТЬ РУССОВ

АРХИВ ГРАФОМАНА

wikii.ru

Солнцеворот, жар-птица и новый год

Солнцестояние — астрономическое явление, представляющее собой момент прохождения центра Солнца через точки эклиптики, наиболее удалённые от экватора небесной сферы (точки солнцестояния)

Празднование зимнего солнцестояния (21 декабря) и летнего солнцестояния 21 июня являются самыми древними. После зимнего солнцестояния - "рождения нового солнца", ко всеобщей радости, постепенно начинает удлиняться световой день и укорачиваться ночная темнота.

Древние празднования Зимнего солнцестояния

Для наших древнейших предков, полностью зависевших от природы, зимнее возрождение солнца после дня солнцеворота было не рядовым, а весьма значительным событием.

20 декабря у древних славян было последним днем осени, а 21 декабря, в солнцеворот - день зимнего солнцестояния, начинался Колядень - первый месяц зимы и нового года. В этот же день, в соответствии с природными ритмами, отмечали рождество Коляды, ипостаси одного из главных славянских богов Даждьбога (Дажбога, Дажьбога), воплощавшего Солнце. Празднование Святок - Рождества и Нового года, наполненное весельем, вкусной едой и магическими ритуалами, растягивалось у древних славян на 21 день, помогая скоротать темную холодную зиму.

На Святки готовили коливо, или сочиво - кашу с медом и изюмом, и сочевики - сладкие пирожки с творогом и вареньем. Избы украшали куклами бога Велеса (славянского прообраза современного Деда Мороза) и Снегурочки, а на улицах катали горящие колеса и жгли костры, чтобы помочь зарождающемуся зимнему солнцу. От дома к дому ходили колядовщики - молодые парни и девушки, которые исполняли колядки (обрядовые песни с пожеланиями благополучия) и получали в награду угощение.. На Святки наряжались в новую одежду и выставляли на столы лучшее угощение для собравшейся вместе семьи. Считалось, "как встретишь Солнцеворот так его и проведешь.".

По славянскому календарю с 21 декабря 2013-го по 22 декабря 2014-го миром правит Жар-птица.

И это замечательно, поскольку наши предки считали мифическую чудо-птицу вестником АБСОЛЮТНОГО МИРА

Птица-Жар принесет нам весть лучшего мира, и через эту весть — облегчение и успокоение души. Она снимет груз проблем, облегчит страдания и напомнит, кто мы есть на самом деле: бессмертные существа, временно пребывающие в Яви. С наших глаз спадет пелена, мы прозреем и сумеем постичь истину.

На физическом плане все будет, как обычно: дом, семья, работа, дача, Турция, Куршевель))))) Но мы станем легче воспринимать любые превратности бытия, потому что душа каждого из нас расправит крылья. Никаких политических интриг, никаких ссор и скандалов, ненависти, зависти и злобы.

Люди потянутся к свету, заинтересуются искусством, творчеством, наукой, этикой. Что, конечно же, не может не радовать.

В разных уголках нашего мира существуют легенды об удивительных зверях и птицах, которых никто никогда не видел, однако описания которых поразительно сходны.

В разных культурах образ Жар-птицы обрастал своими подробностями и оттенками. У Славян Жар-Птица, ptak Ohnivak (чех. и словак.) - сказочная, огненная птица, её перья блистают серебром и золотом (у Огнивака перья рыжезлатые), крылья как языки пламени, а глаза светятся как кристалл. По размерам она достигает павлина. Живёт Жар-птица в райском саду Ирии, в золотой клетке. По ночам вылетает из нее и освещает сад собою так ярко, как тысячи зажжёных огней.

У Жар-птицы в саду есть любимое кушанье - молодильные яблоки, которые дают ей красоту и бессмертие. У Жар-Птицы исцеляющее пение, когда она поёт из клюва сыплется жемчуг. Вокруг неё ослепляющий свет. Каждый год, осенью, Жар-птица умирает, а весной возрождается. Иногда можно найти выпавшее перо из хвоста Жар-птицы, внесенное в тёмную комнату, оно заменит самое богатое освещение. Поймать голыми руками её нельзя, так как можно обжечься об её оперение. Выпавшее перо еще долгое время сохраняет свойства оперения Жар птицы. Оно светится и дает тепло. А когда потухнет перо то оно превращается в золото.

И уже потом люди, чтобы удача и счастье, которые дарует Жар-птица, не покинули их, стали делать амулеты и обереги, расписывать посуду ее яркими изображениями.

Согласно русской волшебной сказке, каждое перо её «так чудно и светло, что ежели принесть его в тёмную горницу, оно так сияло, как бы в том покое было зажжено великое множество свеч». Золотая окраска Жар Птицы, её золотая клетка связаны с тем, что птица прилетает из другого («тридесятого») царства, откуда происходит всё, что окрашено в золотой цвет. Жар-Птица может выступать в роли похитителя, сближаясь в этом случае с Огненным Змеем: она уносит мать героя сказки «за тридевять земель».

Жар-птица — сказочная птица, персонаж русских сказок, обычно является целью поиска героя. Перья жар-птицы обладают способностью светить и своим блеском поражают зрение человека.

Добыча жар-птицы сопряжена с большими трудностями и составляет одну из главных задач, которые задает в сказке царь (отец) сыновьям. Добыть жар-птицу удается лишь доброму младшему сыну. Мифологи (Афанасьев) объясняли жар-птицу в виде олицетворения огня, света, солнца. Жар-птица питается золотыми яблоками, дающими молодость, красоту и бессмертие; когда она поет, из её клюва сыплются жемчуга. Пение жар-птицы исцеляет больных и возвращает зрение слепым. Оставляя в стороне произвольные мифологические объяснения, можно сопоставить жар-птицу со средневековыми, очень популярными и в русской, и в западноевропейской литературе рассказами о птице Феникс, возрождающейся из пепла. Жар-птица также является прототипом павлинов. Молодильные яблоки, в свою очередь, можно сопоставить с плодами гранатового дерева, излюбленного лакомства Фениксов.

Перо жар птицы– предмет русских народных сказок, известный своими волшебными свойствами. Кто не читал или не слушал в детстве сказку про Ивана-дурака, который нашел перо жар птицы. Именно с этой находки и начались его приключения.

С жар птицей и его пером связано много различных сказок, которыми в итоге стали легендами. Более известным, пожалуй, является лишь цветок папоротника. Также можно отметить, что наша жар птица явно является родственником феникса– огненной птицы из европейских легенд и сказок.

Жар птица по описаниям из сказок и иллюстрациям к ним похожа на павлина, и перо жар птицы – так же напоминает перо из павлиньего хвоста. Размером жар птица также с павлина, в то время, как феникс описывается размером с орла.

Говорят, что поймать жар птицу можно только на приманку – клетку с золотыми яблоками внутри. Так как не только найденное перо жар птицы, но и все ее оперение горит огнем, голыми руками такую птицу не схватишь, мгновенно обожжешься. Вот и пришлось Ивану заманивать ее в клетку и накидывать мешок, чтобы жар до рук не достал.

Также по легендам жар птица стережет цветок папоротника в ночь на Купала, когда он распускается лишь раз в году, а многие молодые люди уходят в лес искать его.

Наталья Олейникова

 

источник

Понравился наш сайт? Присоединяйтесь или подпишитесь (на почту будут приходить уведомления о новых темах) на наш канал в МирТесен!

historicaldis.ru

Балет "Жар-птица" (1. История балета)

Жарко сейчас. Неспешо и лениво шевеляться мысли в голове.Может поэтому и родились эти три поста, которые я хочу поставить один за другим в течение трех дней.Это посты для любителей балета. А если таковых не будет, значит, я делала их для собственного удовольствия и самообразования.

Предисловие.

Скачала в eMule балет «Жар-птица». Посмотрела.Оказалось, балет в постановке Б.Эйфмана. Хотела порезать и загрузить в YouTube клипы .Предварительно посмотрела, может там они уже есть.Действительно, клипы этого балета были, но в другой постановке. А именно, 2002 года в Париже.И я стала в этом разбираться. В результате у меня получилось три поста.1. История балета «Жар-птица». 2. Либретто (М.Фокина) и ссылки на клипы балета 2002 года. 3. Краткое либретто и сделанные мной клипы балета «Жар-птица» в постановке Бориса Эйфмана.

Премьера Балета состоялась 25 июня 1910 года в рамках второго русского сезона Дягилева.Готовя программу сезона 1910г., Дягилев поставил целью включить в нее оригинальный русский балет. Либретто сказочного балета по мотивам русского фольклора уже существовало, будущий балет назывался “Жар-птица”. Выбор Лядова в качестве композитора напрашивался сам собой. Дягилев с полным основанием называл автора симфонических картин “Кикимора”, “Баба-яга”, “Волшебное озеро” и многочисленных обработок русских народных песен “нашим первым, самым интересным и самым сведущим музыкальным талантом”.Но Лядов медлил с началом работы, и стало ясно, что он не успеет к сроку. На какой-то момент у Дягилева мелькнула мысль о Глазунове. Недолгое время “Жар-птицей” занимался Н.Черепнин, но дело кончилось сочинением симфонической картины “Зачарованное царство”, а сам композитор, по словам Бенуа, “внезапно охладел к балету”. Тогда-то Дягилев, не без подсказки Б.Асафьева, начал приглядываться к молодому, тогда еще неизвестному, композитору Игорю Стравинскому.Зимой 1909г. Дягилев услышал в одном из концертов его “Фантастическое скерцо” для большого симфонического оркестра. От произведения веяло свежестью и новизной.Неординарность ритмов, блеск и переливы тембровых красок, вообще печать сильной творческой индивидуальности, заинтересовали Дягилева. Интуиция подсказывала ему, что в недрах этой пьесы таится облик будущего балета. Позднее, побывав вместе с Фокиным на исполнении симфонической миниатюры “Фейерверк”, Дягилев лишь укрепился в первоначальном впечатлении. Фокин всецело разделял его: “Музыка эта горит, пылает, бросает искрами. Это то, что мне надо для огневого образа в балете”.Решение было принято. Стравинский получил заказ. Интуиция не обманула Дягилева. “Полет и пляс Жар-птицы” – примеры совершенно нового музыкального решения сольной вариации балерины.Балет был готов в срок и Дягилев повез его в Париж. Постановщиком балета был Михаил Фокин. Он же танцевал и Ивана-царевича.И вот 25.6.1910, под назв. «L'Oiseau de feu», состоялось первое представление балета французской публике. Татьяна Карсавина писала в своих мемуарах: «Мне повезло, так как Матильда (Кшесинская), которая готовила роль Жар-птицы, изменила свое решение и отказалась ехать в Париж. Тогда эту роль поручили мне».Состав артистов был такой:Жар-птица - Т. П. Карсавина, Иван-царевич - Фокин, Царевна Ненаглядная краса - В. П. Фокина, Кащей Бессмертный - А. Д. Булгаков.

Т.Карсавина – «Жар-птица», она же - рис. П.Кайнера, эскизы Л.Бакста к балету «Жар-птица»

Успех был оглушительным. «Танец вернулся к нам с Севера» - писала критика.

В течение многих лет разными театрами возобновлялся балет "Жар-птица" .Вот краткий перечень постановок:

1926, Парижская Опера, возобн., новые декорации и костюмы Н. С. Гончаровой;Жар-птица - А. Д. Данилова, Иван-царевич - С.Лифарь, Царевна Ненаглядная краса - Л. П. Чернышёва.

2.10.1921, Петрогр. театр оперы и балета (б. Мариинский), балетм. Ф. В. Лопухов, худ. Головин, дир. Э. А. Купер;Жар-птица - Е. М.Люком. Иван-царевич - Б. В. Шавров.

22.3.1962, Ленингр. Малый театр. балетм. К. Ф. Боярский (по Фокину), худ. С. А. Соломко (декорации), Т. Г. Бруни (костюмы), дир. С. А. Прохоров;Жар-птица - Л. Н. Сафронова, Иван-царевич - А. С. Хамзин. Марья Моревна - Н. С. Янанис, Кащей Бессмертный - Н. Н.Филипповский.

30.6.1964, Большой театр, балетм. С. К. Власов, Н. Р. Симачёв (по Фокину), худ. М. Н. Прокудина (по эскизам Головина), дир. М. Ф. Эрмлер;Жар-птица - М. М.Плисецкая, Иван-царевич - Н. Б. Фадеечев, Царевна Ненаглядная краса - Н. М. Таборко. Кащей Бессмертный - В. А. Левашов.

25.6.1982, там же, возобн. по Фокину, балетм. и худ. те же, дир. А. А. Лавренюк; Жар-птица - М. К. Леонова, Иван-царевич - Ю. В.Васюченко, Царевна Ненаглядная краса - Т. Г. Гаврилова, Кащей Бессмертный - Ю. Ю. Ветров.

И, наконец, 2002 год:

ПАРИЖ, 16 октября. /Корр. РИА "Новости" Леонид Кокович/. В парижском муниципальном оперном театре "Шатле" в среду стартует "Русский сезон" во Франции.Как передает корреспондент РИА "Новости", честь его открытия предоставлена всемирно известному коллективу Мариинского театра Санкт- Петербурга, чья труппа в полном составе прибыла во французскую столицу.Директор театра "Шатле" Жан-Пьер Броссман сообщил РИА "Новости", что одноактные балеты не случайно открывают русский культурный сезон во Франции. Ведь именно они, по его словам, "93 года тому назад на сцене "Шатле" в постановке Дягилева и Нежинского ослепили парижскую публику, завоевав Париж, а не русские казаки, как считают некоторые, которые в 1815 году расположились военным лагерем на Елисейских полях".

Балет "Жар-птица" на сцене Шатле был "по Фокину".В следующем посте я дам либретто балета и покажу ссылки на клипы этой постановки, найденные мной в YouTube.

zelda-l.livejournal.com

Жар-птица — Всемирное наследие литературы, истории, живописи

 

Жар-птицаЖар-птица, в восточнославянской мифологии чудесная птица. Жар-птица является целью исканий различных героев русских сказок. Это птица, перья которой обладают способностью светить и своим блеском поражают зрение человека. Добывание жар-птицы сопряжено с большими затруднениями и составляет одну из главных задач, которые задает в сказке царь (отец) сыновьям. Добыть жар-птицу удается лишь незлобивому младшему сыну. Согласно русской волшебной сказке, каждое перо ее "так чудно и светло, что ежели принесть его в темную горницу, оно так сияло, как бы в том покое было зажжено великое множество свеч". Золотая окраска Жар-птицы, её золотая клетка связана с тем, что птица прилетает из другого ("тридесятого царства"), откуда происходит все, что окрашено в золотой цвет. Жар-птица может выступать в роли похитителя, сближаясь в этом случае с Огненным Змеем: она уносит мать героя сказки "за тридевять земель". Сравнительный анализ позволяет предположить древнюю связь Жар-птицы и словацкой "птицы-огневика" с другими мифологическими образами, воплощающими огонь, в частности с огневым конем-птицей. Мифологи (Афанасьев) объясняли жар-птицу как олицетворение огня, света, солнца. Оставляя в стороне произвольные мифологические объяснения, можно сопоставить жар-птицу со средневековыми, очень популярными и в нашей, и в западноевропейской литературе рассказами "Физиолога" о чудной птице Феникс, возрождающейся из пепла.

Историческая справка.Физиолог — сборник статей и сведений о животных и каменьях, получивший начало во II или III веке нашей эры, предположительно, в Александрии. Это памятник коллективного творчества. В основе его лежат наблюдения, принадлежащие классическим писателям, не без влияния восточных преданий. Подбор этих наблюдений сделан писателями христианскими, поставившими себе целью сближение их со Святым Писанием и христианским преданием. Физиолог состоит из отдельных глав числом до 50, дающих описание животных и птиц, насекомых, минералов и т. д. и перечисление их особенностей и свойств, с символическими толкованиями (свойства зверей, например, сопоставляются с христианскими добродетелями). В Физиолог попали такие животные, как феникс, сирены, кентавры, горгона, единорог; перечисление свойств остальных животных и особенно символические толкования переносят читателя в совершенно сказочный мир. Тем не менее, Физиолог пользовался авторитетом в Московской Руси даже в XVII столетии. Славянские переводы Физиолога сохранились только в русских списках. Язык древнейшей редакции указывает на болгарское происхождение перевода (до XIII века). Сказания Физиолога отразились на некоторых древнерусских статьях в разных сборниках, отчасти также в народно-поэтических произведениях; физиологическая символика проникла и в памятники искусства (например, в иконографию). На Западе Европы Физиолог пользовался большой популярностью; в XIII столетии он был переведен с латинского на национальные языки Европы и вошел в состав средневековых энциклопедий. Символическая сторона его при этом несколько утратила свое значение, а сам Физиолог в средневековье принял форму естественнонаучного труда "Бестиария".

 

 

www.nitpa.org

ИСТОРИЯ ГРУППЫ «ЖАР-ПТИЦА». ГЛАВА 2. КГБ: «КЛУБ МУЗЫКАЛЬНЫХ ВСТРЕЧ» Специальное Радио - Музыкальный Лексикон

Выполнив обязательства перед Партией и Правительством, которые всем этим меня снабдили, а именно: быстренько обеспечив культурный досуг рабочей и учащейся молодежи по выходным, я взялся за дело, которое в дальнейшем очень не понравилось ни Партии, ни Правительству – до такой степени, что они даже попытались отправить меня в тюрьму. Я начал исполнять с «Жар-птицей» свои песни, постепенно превращая их в основу репертуара.

Саунд-чек. Слева – Сергей Царенков

Надо сказать, в середине 70-х прошлого века я был практически единственным музыкантом в Дубне постоянно сочинявшим песни: у меня их было что-то около 150. Некоторые из них знали и исполняли многие группы в Москве («Красные дьяволята», «Кентавры», «Окна», первый состав «Цветов»), играли их и в других городах. Но во времена СССР такое низовое инициативное творчество не считалось достоинством – скорее, я был белой вороной, видной издалека не только поклонникам, но и надзирающим органам. Сочинять имели право только члены Союза Композиторов. Правда, 95% из того, что они сочиняли, никто никогда не слушал, деньги им платило государство: сочинил оперу – получи гонорар. Поставили твою оперу в областном театре драмы и комедии города Устьжопинска – вот тебя медаль.

То же, что предлагалось тогда в качестве «образца» профессиональными ВИА, «советскими композиторами» и сборниками, выпускавшимися специально для коллективов художественной самодеятельности, меня совершенно не устраивало. Это были даже не «Запорожцы» по сравнению с «Мерседесами», за которых мы считали группы уровня Beatles и Led Zeppelin а, скорее, ослиная моча по сравнению с шотландским виски: цвет тот же, но вкус и крепость отличаются до тошноты.

Были и исключения: некоторые вещи «Веселых ребят», «Цветы», музыкальные постановки в «Ленкоме». Фурор произвел Тухманов своим альбомом «По волне моей памяти». Стихи были великолепны на фоне той серости, которая царила на официальной сцене (и царит еще больше сейчас), аранжировки изысканны, а голоса вокалистов – свежи. Правда, когда я из любопытства подобрал гармонии всех песен, оказалось, что в основе – тот самый навязший в ушах классический квинтовый лад с «тремя аккордами», просто оригинально поданный. Думаю, Тухманов поступил так намеренно, в расчете на максимальную аудиторию.

Я записал на магнитофон свои старые и новые композиции, которые считал наиболее интересными и пригодными для исполнения новой группой. (Запись, кстати, сохранилась). Потом ежедневно приходил и подбирал под фонограмму отдельные партии – баса, второй, гитары, вокала и т.д. А вечером, когда ребята приходили на репетицию, пробовал и шлифовал свои наработки уже с ними. Содержание песен было незатейливым, но в те времена смысл был не так важен, главенствовала форма – именно ее необходимо было утвердить на сцене в противовес инфантильной и скучной «советской эстраде».

В «Уазике». Едем на халтуру

Вокал, мелодия рассматривался просто как дополнительный инструмент, который необходимо было наполнить рок-н-ролльной экспрессией. В начальный период развития рок-музыки в СССР такой подход был характерен для всех групп без исключения. Лично я обращал внимание скорее на поэтическую технику – ритм, фонетику, образность – чем на содержательность. И никакой антисоветчины года до 1979-го.

…Еще когда я служил срочную в полку ПВО, где был командиром антенного расчета, ко мне в подчинение на целый год попал Николай Крыщук, работавший до армии редактором отдела журнала «Звезда». (Сейчас он – известный литературовед и критик.) Когда мы подружились, и я рискнул показать ему свои тексты, он разгромил их в пух и прах, а потом взялся за мое литературное воспитание. Конечно, он не принимал во внимание то, что просто стихи и песенные тексты отличаются хотя бы по предназначению – Коля долбил меня как не очень сведущего в настоящей литературе автора с потугами, часто переходящими в графоманию. Я всерьез засел за теорию и практику литературы, часто используя то, что ему раза два в месяц присылали из журнала – критику, стихи начинающих авторов, свежие сборники и т.д.

Результат этих бдений оправдал себя в тот момент, когда я сразу после демобилизации, сходу, сдал на «5» литературу на подготовительное отделение филфака МГУ, причем, по Шолохову. Правда, успешно завалив там же английский, отыграться я смог только на следующий год, легко поступив на редакторский факультет московского «Полиграфа».До встречи с Крыщуком я был чистым «технарем» с неплохой математикой и физикой. Но музыка и литература стерли в моей голове все нелинейные уравнения, которые там еще болтались, и я стал отпетым гуманитарием. Правда, у меня и в мыслях не было работать после окончания ВУЗа по специальности: уже тогда я понимал, что с текстами в рок-н-ролле будут трудности, и мне хотелось – и формально, и неформально – считаться профессионалом в этой области.

Я был наивен: если Партия и КГБ скажут: «Ату его!» – никакой диплом не поможет.И не помог.

Постепенно, по одной-две в месяц, мои песни стали пополнять репертуар «Жар-птицы». Когда их в репертуаре накопилось довольно много, я решил легализовать свои опусы, т.е. официально, с печатью, получить право на их публичное исполнение. Надеялся я на то, что учусь в профильном ВУЗе и еще на то, что худручка ДК «Октябрь» Галина Дмитриевна Теленкова обожает Франсуазу Саган – тогда это был некий знак: «свой». Но, как говорится, фиг удалось. Причем, на самой низшей стадии этого непростого процесса, на уровне ДК.

Взяв мои тексты в руки, Галина Дмитриевна тут же начала наводить в них рабоче-крестьянский порядок, вычеркивая строчки, кажущиеся ей безыдейными, и требуя заменить их на пламенно-призывные в русле последних решений ЦК КПСС – ведь получается же у «Самоцветов»!

Виталий Рыбаков (слева) и Сергей Попов готовятся к заседанию клуба «Метроном»

До такой степени, до степени БАМа и других трудовых подвигов советского народа я уродовать свои стихи был не готов, а значит — не получил направление от ДК в Областной Дом самодеятельного творчества для рассмотрения моих текстов уже в этой инстанции. (К слову сказать, я никогда не встречал музыкантов, испытавших в те годы радость обладания литовкой. Скорее всего, ее если и давали, то каким-нибудь кукольным театрам – от идеологического греха подальше. Через несколько лет я ее все-таки получил, но об этом – позже.) В общем, ни моя учеба, ни богемная Саган мне не помогли, а о талантливости или отсутствии таковой речи вообще не шло: тогда такое понятие было абсолютно связано с партийно-идеологическим началом, особенно – «на местах», т.е. за 100 километров от Москвы и дальше.

Некоторое время, коль скоро мои тексты стали непроходными, я пытался выйти из положения при помощи многочисленных поэтических сборников в мягких обложках, которые в изобилии пылились во всех книжных магазинах. Но или стихи оказывались очень плохими – про тракторы, комсомол и юность вождей, пантеон которых уже был переполнен – или хорошие стихи, которых было немного, никак не ложились на мою музыку. Перечитав массу макулатуры, я так и не понял, для кого это все издается. Видимо, для каких-то своих внутренних взаимозачетов между Партией, мелкими поэтами и издательствами. А настоящая поэзия, как и настоящая литература, которая все-таки существовала, на полках отсутствовала: ее скупали еще до прилавка, и мне, как студенту «Полиграфа», это было хорошо известно. Я, конечно, мог их достать, но у меня не было уверенности в том, что известные поэты захотят, чтобы их стихи исполнялись в обрамлении фуза и барабанов.

Правда, эти мои трудности не помешали «Жар-птице» играть собственные песни на танцах или выездных концертах. Там нас никто не контролировал просто из-за лени: тащится вечером в субботу в этот гитарный грохот, когда по телику четыре танкиста и собака валят эсесовцев штабелями, мало кому из руководства хотелось. Но на концертах в ДК «Октябрь» петь свое мы некоторое время не могли – я «засветился».

В 1975-м году я, Виталик Рыбаков и Дима Неустроев организовали «Клуб музыкальных встреч «Мелодии и ритмы» в том же ДК «Октябрь». Это был подвижнический шаг: нам хотелось, чтобы максимальное количество людей смогло слушать ту прекрасную музыку, которую слушали мы, чтобы рок вырвался, наконец, из узкого круга меломанов, музыкантов и фарцовщиков и победно зашагал по нашей Родине от Прибалтики до Дальнего Востока.

Заседания клуба проходили в лекционном зале ДК 1-2 раза в месяц и носили форму модного тогда устного журнала. Я выставлял аппарат, кто-то приносил хороший проигрыватель, кто-то магнитофон, парой цветных прожекторов делалась подсветка. Публика рассаживалась, и кто-нибудь из нас начинал рассказывать о группе, солисте или музыкальном течении, перемежая информацию цитатами с диска или пленки. Основательность нашего тогдашнего начинания подтверждается тем, что нам удалось даже напечатать абонем

specialradio.ru