Журавль, птица. Журавль описание птицы


Где живет черный журавль? Черный журавль: фото, описание

Птица, описанная в данной статье, красива и уникальна. Ее изображение можно увидеть на серебряной монете банка России.

Великолепная и достаточно редкая птица – черный журавль. Красная книга России имеет в своих списках этот редкий вид пернатых.

Вообще все журавли – грациозные птицы. Особенность их и в том, что пару себе они подбирают единственную на всю жизнь, поэтому и являются символом верности. В мире существует не очень много видов журавлей, причем, большая часть из них на сегодня являются редкими. А самым редким является журавль черный.

Прежде чем представим его, рассмотрим, что представляет собой список самых редких видов пернатых.

Красная книга России

Птицы данной книги (издание 2001 года) являются важной частью мира животных, населяющих Россию. Ежегодно со всей планеты бесследно исчезают самые разнообразные виды животных, растений и пр. Данная статистика неутешительна и в отношении птиц. Только за последний век планета лишилась 130 видов пернатых.

Для многих видов и Россия является пристанищем, местом обитания, среди них есть и довольно редкие. Один из них - черный журавль.

Птица эта настолько редкая, что орнитологи довольно длительное время не могли ее описать, так как найти ее было почти невозможно. До 1974 года журавль черный считался почти мифом. Орнитолог Пукинский в 1974 году впервые обнаружил на российской территории гнездо этого вида птиц. После определенных наблюдений он смог его описать.

Сегодня этот вид относительно хорошо изучен, однако и в Красную книгу России, и в Международную он внесен.

Описание

Журавль черный – птица из отряда журавлеобразных. Его размеры тела в длину достигают 90-100 сантиметров, в высоту – 150 см, а вес – около 4 кг. Туловище довольно плотное и крупное, голова небольшая. Сравнительно длинная шея имеет, как и у многих подобных пернатых, "S"-образную форму. Крепкий, средней длины клюв на конце слегка загнутый.

Черный журавль имеет тонкие, достаточно длинные, но сильные ноги. Длинный хвост за счет кроющих перьев довольно пышный. Оперение тела густое и плотное. Основная часть тела журавля покрыта темно-пепельными и сине-серыми перьями. Перья маховые и хвостовые кроющие окрашены в чёрный цвет. Почти вся голова и шея покрыты белыми перьями. Неоперенное темя окрашено в яркий красный цвет. У самого основания клюв имеет розоватый окрас, а на конце – зеленоватый. Ноги у журавля чёрно-бурые.

Диморфизм половой практически не выражен. Самки журавлей от самцов почти не отличаются, лишь размером они чуть меньше.

Следует отметить, что среди всех существующих журавлей черный является самым мелким.

Где живет черный журавль?

Преимущественно средой обитания этих птиц является территория Российской Федерации (Сибирь). Немного меньшее количество обитает в Китае (север) и на Корейском полуострове. Птицы эти предпочитают заболоченные редколесные лиственные леса или болота, по берегам которых имеются заросли пушицы и разных осок.

Всего в мире, по данным научных исследований, существует примерно 9 тысяч особей этого вида. Излюбленные их места – труднодоступные заболоченные низменности таежной зоны. Черный журавль – перелетная птица, и зимует она в Японии (большая часть птиц), в Корее и Китае.

Область гнездования журавля изучена не совсем хорошо. Известно, что связана она, в основном, с тайгой лиственничной.

Образ жизни, поведение, питание

Недостаточно изучены и поведение, и голосовая сигнализация этих птиц. Однако некоторые факты известны. Передвигается черный журавль совершенно бесшумно, поочередно, плавно и высоко поднимая ноги, медленно и осторожно погружая их в жижу болота. При этом голова птицы чуть склонена вниз, а тело всегда находится в горизонтальном положении.

Пара перед спариванием совершает красивый брачный ритуальный танец. Птицы подпрыгивают, подбрасывая вверх пучки мха. Самец при этом издает крики, а самка повторяет их за ним дважды.

Весной происходит гнездование, для чего журавли выбирают местность болотистую, окруженную лесом. В основном это глухие, не затронутые деятельностью человека места. Гнезда строятся из различных кусочков влажного торфа, мха, веточек березы и лиственницы. Обычно самка откладывает не больше 2-х яиц, напоминающих яйца гусей домашних. Насиживаются они примерно 30 дней. Родители одинаково проявляют заботу о своем потомстве. Крылья у птенцов формируются на 70-й день.

Основой рациона питания являются водные растения, ягоды, зёрна, насекомые с их личинками, мелкие грызуны, лягушки и саламандры. В основном пища подбирается с земли.

Заключение

Важное значение имеет Красная книга России. Птицы, внесенные в нее, находятся под надежной охраной и защитой.

Черный журавль – это редчайшая птица не только в России, но и во всем мире. Бережное отношение к этому уникальному виду и его охрана – личная ответственность каждого и первостепенная задача природоохранной деятельности.

fb.ru

Журавль, птица. Фото

Это крупная птица ростом около 125 см и массой 4—5,5 кг. Размах крыльев более 2 м. Общая окраска журавля серая, более темная, почти черная на концах крыльев. От глаз по бокам шеи спускается заметная белая полоса; остальная часть головы и шеи черная, а на затылке и темени участок голой красной кожи, слабо покрытый тонкими и жесткими волосовидными перьями. Пятьсот лет назад серый журавль обитал почти по всей Европе и северной части Азии. Сейчас и Западной Европе он сохранился в заметных количествах только в Скандинавских странах, а л остальных либо исчез, либо, как, например, в Германии, Польше гнездится считанными парами.

В СНГ гнездятся шесть разных журавлей. Самый обычный — серый почти по всей стране, кроме Заполярья, юга Украины и Средней Азии. Самый маленький — красавка в степных районах от Молдавии до Забайкалья. Самый большой — белый, красноголовый стерх в низовьях Оби и тундры северо-востока Якутии. Самый редкий и загадочный — черный, голова и шея у него, однако, белые, житель глухих таежных болот Сибири. Ну а самый искусный в «танцах» — уссурийский или японский. Журавлиные танцы — по-видимому, не только токовой ритуал, но и просто выражение радости и хорошего настроения. Танцуют самцы и самки, старые и совсем молодые, брачный возраст которых наступит еще не скоро, и во все времена года, не только весной. Уссурийские журавли даже зимой на снегу.

Фото журавлей

Серый журавль. Фото: Lip Kee

Серый журавль. Фото: Harald Hoyer

Журавль canadensis. Фото: Kolin Toney

Журавль этот — белоснежно-белый, с черной шеей, черными концами крыльев и красной шапочкой — сам по себе очень красив, а когда танцует, то у зрителей, говорят, просто дух захватывает. Недавно его танцы подробно описал, снабдив прекрасными фотографиями, американский натуралист Стюарт Кейн.

Уссурийский журавль гнездится на болотистых равнинах Маньчжурии и Хоккайдо, а у нас в Уссурийском крае и, возможно, местами по Амуру. Он всюду редок. В Японии, например, сохранилось сейчас лишь около 200 танчо, так японцы называют этих птиц.

Гнездование журавлей

На места гнездования серые журавли прилетают рано, в конце марта — первой половине апреля и почти сразу приступают к устройству гнезда. Оно представляет собой плотно утрамбованную кучу стеблей осоки и тростника, часто с примесью кусочков мха, с небольшим углублением посередине. Журавли из года в год занимают один и тот же участок и иногда используют повторно старое гнездо, однако чаще строят новое по соседству со старым. Гнездо может располагаться как на некотором повышении, так и прямо среди воды, и очень часто в самом глухом, захламленном и заросшем месте. Гнездовые участки птицы охраняют, однако не так ревностно, как некоторые другие виды журавлей. Расстояние между соседними гнездами может быть всего около километра, однако обычно значительно больше. Откладка яиц начинается в конце апреля — начале мая. В кладке 2 яйца, реже 1, которые откладываются с интервалом в 2 суток. Насиживают яйца оба члена пары, однако самка проводит на гнезде значительно больше времени, особенно в ночные часы. Длительность насиживания 28— 30 дней, птенцы вылупляются неодновременно. Обсохнув в гнезде, птенец уже через несколько часов покидает гнездо и больше в него не возвращается: сопровождаемый самцом, он начинает свой путь по земле. После вылупления второго птенца самка с ним присоединяются к ушедшим самцу и первому птенцу. Хотя агрессивных взаимоотношений между птенцами нет, в выводке значительно чаще выживает только один птенец. В возрасте около 2 месяцев журавлята поднимаются на крыло, однако семьи не распадаются до следующей весны. Яйца журавлей крупные, в среднем размеры их составляют 100—109 х 60—62 мм. Окраска очень характерная для яиц всех наших журавлей: основной фон скорлупы буровато- или зеленовато-оливковый, по нему разбросаны в беспорядке крупные и мелкие ржаво-коричневые пятна, обычно группирующиеся на тупом конце яйца. Масса яйца 150—200 г. В конце августа — сентябре начинается концентрация журавлей в предотлетные стаи.

Птенцов они выкармливают исключительно насекомыми, моллюсками и другими беспозвоночными животными. Тысячные стаи серых журавлей на зимовках могут причинять существенный ущерб полям. Линяют серые журавли 2 раза в году — по окончании гнездового периода у них происходит полная линька, а зимой, на местах зимовок, — частичная. Маховые перья сменяются раз в 2 года и выпадают почти все сразу, так что птицы на некоторое время теряют способность к полету.

Танцы журавлей

Как и другие журавли, танчо всегда готов сплясать, но в январе, феврале и марте танцует особенно много и хорошо. Танцуют журавли и парами, и всей стаей. Парный танец такой. Обе птицы, самца и самку по внешности невозможно различить, вдруг прерывают на время охоту за «лягушками» и поворачиваются друг к другу клювами. Одна из них начинает кланяться: вытягивает шею к партнеру, слегка выгнув ее дугой вниз. В этой позе голова и шея журавля легонько покачиваются вверх-вниз, вверх-вниз. Затем птица хлопает крыльями и танцующим шагом прохаживается вокруг. С каждым новым поворотом темп нарастает.

Иногда, подскочив особенно высоко, журавли совершают «танцевальный полет»: бок о бок медленно и изящно планируют вниз и приземляются метрах в сорока от того места, где поднялись в воздух. Обычно после этого кончают танцевать, отряхиваются и снова деловито бродят по лугу. В танцах маньчжурских журавлей есть еще три интересных па. Танцуя, они часто хватают клювами с земли разные мелкие предметы: прутики, сухие былинки, зерна или даже обрывки бумаги — и подкидывают их в воздух. Второе па: танцор прыгает спиной к партнеру, раскинув как можно шире крылья. Тогда хорошо видна их черная оторочка, контраст к белому оперению журавля.

Иногда птицы замирают одна перед другой, вытянув вверх шеи и прижав клювы к груди, показывают красные шапочки на темени. Крылья слегка приподняты. Затем поднимают головы, так что клювы смотрят теперь в небо, и пронзительно кричат. Обычно же хореографические дуэты совершаются в полной тишине. Но, когда танцует вся стая, журавли подбадривают себя криками.

Если какая-нибудь птица кивками приглашает партнера на бал, другие танчо, мирно пасущиеся на болоте, часто окружают их и тоже начинают прыгать. Иногда танцует сразу целая дюжина журавлей. Одни исполняют весь танец, другие делают лишь несколько ленивых прыжков, третьи стоят и смотрят, четвертые, те, что находятся далеко от танцоров, собирают в поле зерна, ягоды, насекомых или равнодушно чистятся. Но те, что поближе, не могут удержаться, чтобы не сплясать. Танцевальному искусству молодым журавлям не приходится учиться у стариков, они рождаются «обученными», с полным знанием всех фигур и пируэтов. Живший в неволе крошка журавленок, пишет Кейт, пяти дней от роду уже умел выделывать журавлиные батманы — высоко прыгал, лягая ногой. А также кланялся и подбрасывал вверх разные предметы. Он никогда не видел, как танцуют другие журавли.



biofile.ru

Журавль в мифологии

Проплывающий в небесной синеве журавлиный ключ, наверное, никого не оставит равнодушным. Весной он символизирует возвращение тепла, осенью — предупреждает, что зима не за горами. Встреча журавлей — всегда радостное событие, провожают же их с грустью. Соответственно различному настроению человека считалось, что весной и осенью птицы и курлычут по-разному — весело или грустно. Голос журавля во все времена так впечатлял человека, что в большинстве языков и названия ему давали звукоподражательные: это и наше «журавль», и латинское «grus», греческое «геранос» английское «crane», немецкое «Кгаnich», шведское «trana», армянское «трунк», эстонское «kurg», финское «kurki», венгерское «daru», турецкое «turna», татарское и башкирское «торпа», японское «нуру» и многие другие. Сходство названий журавля у европейских народов некоторые ученые связывают с тем, что они берут начало из праиндоевропейского языка (Мейе, 1938). Но объяснить это можно и по-другому: у многочисленных сходно звучащих названий был один общий источник, а именно — крик самой птицы. Как видим, они похожи в разных языковых семьях (Грищенко, 2001). Звукоподражательные названия пернатых вообще очень распространены у разных народов.

Не меньше восхищали красота и изящество птиц, особенно белых журавлей.

Вот что писал об американском журавле Э. Сетоп-Томпсон: «И вдруг на этом великолепном фоне я увидел очертания двух чудесных птиц, ко мне донеслись издалека трубные звуки их голосов. Это были белые журавли — самые изящные создания из всего пернатого царства. Торжественные, волнующие звуки их трубных голосов до сих пор отдаются эхом в моем сердце. Чего бы я ни отдал, чтобы услышать их сейчас так, как я слышал тогда, и увидеть их теми же юными глазами!» (Сетон-Томпсон, 1989). Здесь необходим небольшой комментарий. В этих строках сквозит ностальгия не только по безвозвратно ушедшей молодости, но и безвозвратно улетевшим журавлям. Когда известный писатель-натуралист работал над своей книгой, считалось, что американский журавль уже исчез, как странствующий голубь или каролинский попугай. К счастью, это оказалось не так. В 1955 г. были обнаружены гнездовья в национальном парке Вуд-Баффало в Канаде (Фишер и др., 1976).

Журавли были «значимыми» птицами практически повсеместно. Их знали, уважали, многие народы поклонялись. Правда, служили они нередко и охотничьей добычей. В том числе и в Киевской Руси (Шарлемань, 1997). Это, между прочим, отражают некоторые наши пословицы: лучше синица в руках, чем журавль в небе; журавль в небе — не добыча и т.п. К пословице «журавль не каша, еда не наша» В.И. Даль (1978) дает примечание: «Журавль встарь почитался лакомством». Кости журавлей во множестве находят в «кухонных отбросах» первобытных охотников еще со времен раннего палеолита. Охотились на них римляне, Гораций называл журавля «приятной добычей». В средневековой Западной Европе серый журавль был обычным охотничьим видом. В наши дни этим занимаются многие африканские племена (Mewes et al., 1999). Напряженные отношения могли возникать и с земледельцами, поскольку журавли поедают зерно и всходы. Останавливавшиеся на отдых пролетные стаи прогоняли с полей. В Пруссии в XVIII в. даже законодательно предписывалось охотиться на журавлей из-за их «большой вредности» (Mewes et al., 1999).

Журавли были в разных частях света одними из наиболее распространенных тотемических птиц. Пережитки этого до сих пор можно встретить, например, у многих сибирских народов — эвенков, энцев, угров и др. Их нередко изображают в религиозных танцах (Каприелов, 1980). Американский журавль — распространенный тотем среди индейцев юго-запада США. У зуни есть клан канадского журавля. Ацтеки считали себя «журавлиными людьми» (Frisbie, 1986). Видимо, с древними тотемистическими представлениями связано и поверье, что журавли созданы из земли (Скуратiвський, 1998). Здесь явное сближение с человеком. Создание первых людей из земли — распространенный сюжет в мифологии самых различных народов мира (Фрэзер, 1989). Вспомните, хотя бы, Библию. В мифах и сказках многих народов встречаются сюжеты о превращении журавлей в людей и наоборот. Так, по одной австралийской легенде колдун превратил девушку в журавля за то, что она не захотела стать его женой. В японской сказке раненый журавль оборачивается красивой девушкой, которая оказалась прекрасной ткачихой. Ткала она, закрывшись от всех в комнате. Когда хозяева подсмотрели, что занималась она этим в облике журавля, девушка опять становится птицей и улетает (Oеsting, 1984).

К древним тотемистическим верованиям восходит и известная еще со времен Гомера легенда о битвах пигмеев с журавлями. Пигмеи ведут их каждый год верхом на куропатках, баранах или козлах для того, чтобы похитить или разбить яйца журавлей. Эту вражду часто объясняли превращением в журавля пигмейской девушки, враждовавшей с племенем (Мифы народов мира, 1980-1982). По Элиану, в «безобразного журавля» была превращена королева пигмеев Герана за неуважение к богам (Mewes et al., 1999).

Японцы верили, что журавли могут превращаться в людей. В человеческом облике они — очень добрые и красивые существа со всепонимающим взглядом. Часто принимают облик странствующих монахов и путешествуют в поисках нуждающихся в их помощи. Ненавидят насилие*.

Немало способствовало сближению журавлей с людьми в представлениях различных народов и необычное токовое поведение этих птиц — «танцы». Журавли, пожалуй, наиболее импозантные танцоры среди пернатых. Не удивительно, что у многих народов есть особые «журавлиные танцы», например, у айнов и аборигенов Австралии (Oesting, 1984). У обских угров на медвежьих праздниках среди прочих исполнялся и танец журавля (Соколова, 1998). На Руси танцующих журавлей изображали на многих предметах — браслетах, колтах и т. п. Бытовало поверье, что счастье и удача выпадут тому, кто первым весной увидит танцы журавлей (Рыбаков, 1987). Б.А. Рыбаков (1987) даже предполагает, что слово «жар-птица» произошло от журавля по созвучию названий.

У многих народов журавли были священными птицами, посланцами богов и т. п.

В Древней Греции журавль был священной птицей Аполлона, Деметры, Гермеса, в Египте — Тота, наряду с ибисом, его считали птицей солнца (Федосеенко, 1998; Mewes et al., 1999). Почитали журавлей и кельты. Ирландцы, например, не употребляли их мясо в пищу (Александровский, 1998). У кельтов Галлии был бог Езус, которого изображали стоящим возле дерева. Рядом с ним был бык, на котором сидели три журавля. У ирландцев богиня Бри-гита, дочь Дагды, являлась либо в виде птицы с человеческой головой, либо в виде трех птиц (журавли или петухи) (Мифы народов мира, 1980-1982). В знаменитой легенде об Ивиковых журавлях эти птицы выступают провозвестниками божественной воли.

Арабский путешественник X в. Ахмед ибн Фадлан, который в составе посольства багдадского халифа побывал в Волжской Болгарии, свидетельствовал, что часть башкир поклоняется зверям и птицам. Он записал легенду о том, как журавли помогли одному башкирскому племени одержать победу над врагом, после чего это племя стало поклоняться им (Кржижевский, 1996). По другому поверью, журавли предупредили башкирские племена о нашествии врагов, и те успели вовремя приготовиться к отпору. Есть предание о том, что один юноша записал журавлиное курлыканье и переложил на флейту (куран). Считается, что наигрывание этой мелодии помогает выиграть битву. Почитание журавлей сохранилось до сих пор. «Эти птицы — наш господин, так как они обратили в бегство наших врагов и поэтому мы поклоняемся им теперь», — говорят в народе (Самарбаев, 1991). У башкир есть народная инструментальная мелодия «Сыирау торна» — «звенящие журавли», связанная с легендами об этих птицах. Есть сведения, что в прошлом был и одноименный танец, построенный на подражании играм и пению журавлей*.

У вепсов особое культовое значение имели лебедь и журавль. До сих пор у них сохраняется запрет на убийство и употребление в пищу мяса этих птиц, нарушение которого, по народным убеждениям, приводит к беде**. Убивать и трогать журавлей запрещалось у балкарцев и карачаевцев***, марийцев****. У эвенков они тоже священны, считались помощниками шаманов. Красавку до сих пор почитают алтайцы. По поверьям удмуртов, кто убьет журавля, у того умрет жена (Борейко, Грищенко, 1999). У якутов священной птицей считался белый журавль (Соломонов, 1998). В мифах и преданиях обских угров в облике белого журавля традиционно выступал Мир-суспе-хум — одно из верховных божеств (Бауло, 1998).

Особое отношение к журавлям было на Востоке. В китайской мифологии они перевозят по воздуху ангелов, сопровождают умерших, с ними связана идея долголетия. По поверьям, распространенным в Индонезии, журавль рождается из скалы, омываемой морем (Мифы народов мира, 1980-1982). В Китае журавль считался патриархом мира пернатых, посланцем богов. Особенно почитали белых журавлей. Журавль был атрибутом одного из древнекитайских богов счастья Ву-фу, воплощавшего долгую жизнь*****.

В китайской мифологии журавль — хэ — считался связанным со светлым началом ян. Часто встречаются такие названия как сянь хэ — «журавль бессмертных», «бессмертный журавль», лип хэ — «чудесный журавль». Хэ питается субстанцией огня и металла, и к 160-летнему возрасту тело его становится белым и чистым, а крик может быть услышан небом. Ему приписывается исключительное долголетие. Белый хэ в возрасте тысячи лет становится синим (зеленым), а еще через тысячу лет — черным. Считалось, что белый журавль искусен в танцах, а черный тонко чувствует музыку. Упоминаются в легендах также желтые и красные журавли. Как символ долголетия журавлей часто изображали в китайской живописи. На белых журавлях ездят бессмертные — сянь (Мифы народов мира, 1980—1982).

* http://www.bdxc.ru/encikl/zzzz/zvenjur.htm.** http://www.soros.karelia.ru/projects/1998/sui/people/vepsver2.html.*** http://balkaria.narod.ru/kultura/dgurtubaev/7_pochitptis.htm.**** http://nurali.newmail.ru/mari.htm.***** http://www.apress.rU/pages/greif/simbol/s/schastiabogi.htm.

В китайской даосской мифологии есть популярная группа героев — «восемь бессмертных». С ними неразрывно связаны и журавли. Один из них, Люй Дуи-бинь, от рождения имел шею журавля, спину обезьяны, туловище тигра, глаза феникса. В момент его зачатия с неба к постели матери па миг спустился белый журавль. Другой из героев, Чжунли Цюань, улетел в страну бессмертных на журавле. Лань Цай-хэ уходит из мира, когда в облаках появился журавль (Мифы народов мира, 1980-1982).

Японский журавль считался священной птицей в Японии. До конца Токугавской династии в 1867 г. его строго охраняли, однако после этого птицы были практически полностью истреблены охотниками (Фишер и др., 1976). Японцы называли журавлей «людьми в перьях», величали птицу «достопочтенный господин журавль». Японский журавль — герой множества сказок и легенд.

Американских и канадских журавлей очень почитали индейцы. У пуэбло (юго-запад США) еще с X в н. э. появляются многочисленные петроглифы, рисунки на керамических сосудах, изображающие журавлей. Эти птицы вообще играли исключительную роль в верованиях пуэбло. Поскольку журавль держится у водоемов, поедает рыбу и лягушек, он ассоциируется со стихией воды, как и белый аист в Европе. Также он страж и защитник, связан с урожаем. Журавль ест семена, особенно зерно, поэтому является их своеобразным «вместилищем» и может рассеивать семена. В мифологии пуэбло есть персонаж, называющийся Дедушка Журавль. Он руководит шаманами и качинами — духами-покровителями. По легенде одного из племен, журавль защищает вход в жилище мифического монстра. Солнце посылает своего сына, Огненного Юношу, покорить его и освободить людей. Благодаря своей яркости юноша ослепил журавля и смог выполнить миссию. Журавлиные перья используются во время религиозных церемоний. У хопи следы журавлей изображают на маске страшилища, которое появляется в обряде инициации детей, когда они посвящаются в секреты качины. Во время этой церемонии также прогнозируются виды на урожай и протекание грядущей зимы. Миграции этих птиц также нашли отражение в верованиях. По представлениям пуэбло, канадские журавли улетают весной на север в поисках дождя, а затем возвращаются, принося с осадками семена (Tyler, 1979; Frisbie, 1986). По одной из индейских легенд, Дедушка Журавль спас детей от преследовавшей их медведицы. Он перебросил свои длинные ноги через реку, и дети перебрались по ним на другой берег. Медведицу же журавль сбросил и воду (Oesting, 1984).

Египтяне не просто любили журавлей, они даже смогли их частично одомашнить (серого и красавку). На многочисленных фресках и рельефах времен фараонов можно увидеть и журавлиные стада, которые пасут люди. Римляне также свидетельствовали, что в Египте можно было увидеть табуны не только гусей или кур, но и журавлей. Подобно гусям их содержали в качестве сторожей, своими трубными криками птицы давали знать о приближении к домашним животным четвероногих или пернатых хищников. Журавлей также часто использовали в качестве жертвенных животных. Для разведения этих птиц ловили большими сетями в местах их остановки во время миграций (Schuz, 1966; Mewes et al., 1999).

У некоторых африканских народов священной птицей считается венценосный журавль.

На египетских монетах периода Римской империи феникса, считавшегося у египтян священным, изображали в виде журавля с нимбом из лучей*. Журавлей и подобных им птиц можно увидеть и на средневековых русских монетах (Уваров, 1998).

На Кавказе есть поверье, что павшие на поле брани воины перевоплощаются в журавлей. Помните, у Р. Гамзатова: «Не в землю нашу полегли когда-то, а превратились в белых журавлей!»

Как перелетные птицы, серые журавли в Европе стали вестниками весны, отлет их осенью предвещал наступление холодов. В буддизме же журавли символизируют зиму (Мифы пародов мира, 1980-1982), поскольку па юго-востоке Азии они появляются лишь на зимовке.

Украинцы дают такой совет: «Як побачиш весною журавлiв, треба сказать «веселики», то цiлий год весело тобi буде, а як скажет «журавлi», то будеш цiлий год журитися». Или так: «Летит журавль с моря — убавит нам горя; веселок, колесом, перевяжи дорогу красным поясом!» Есть поверье, что журавль приносит из вырея души новорожденных, подобно аисту (Борейко, Грищенко, 1999).

Улетающих журавлей провожали и даже пытались задержать, связывая их отлет с приближением холодов. Тоже своего рода магический обряд, в надежде продлить лето. В России деревенские мальчишки, увидев журавлиную стаю, бежали за ней, крича: «колесом дорога», чем будто бы можно поворотить журавлей назад, во всяком случае, они при этом собьются с пути и будут целый день без толку кружиться на одном месте. В Украине люди выходили на свои усадьбы, снимали головные уборы, поднимали вверх руки и обращались к журавлям:

Журавлi, журавлi,Колесом, колесом!Вашi дiтиЗа лiсом, за лiсом.

Или:Журавель, журавель,Колесом, колесом!Зав’яжем тобi очiКрасним поясом, поясом.Журавель, журавель,Кругом дороги! (Скуратiвський, 1998).

Увидев улетающих осенью журавлей, украинцы говорили: «Iз чужої сторононьки повертайтесь додомоньку!» При этом нужно было собрать в платок щепотку земли и держать ее до весны. А заметив первый журавлиный ключ, возвращающийся с юга, ту щепотку сразу закопать в поле или огороде. Это означало, что весна будет щедрой и буйной. Дети приговаривали вслед журавлям:

Ви летiть вiд нас,Та не забудьте нас!Ми вас будем дожидати,В вiконечко виглядати;Не барiтеся ви ж там,А мерщiй летiть ви к нам!(Скуратiвський, 1998).

Считалось, что ни в коем случае нельзя показывать пальнем на летящих журавлей или считать их — птицы могут заблудиться. Ну, а если журавли все же сбились с дороги, то нужно или камень на другой бок перевернуть, или считалку три раза проговорить: Прямо, прямо, журавлики, Папа впереди, мама сзади, Сыновья и дочери в середине, — это поможет птицам найти правильный путь (Борейко, Грищенко, 1999).

В старину людям не верилось, что маленькие птички также совершают дальние перелеты. Считалось, что они путешествуют с помощью более крупных птиц. Так, по представлениям эстонцев, трясогузок весной приносят под крыльями журавли. В России есть поговорка: «Трясогузку-ледоломку журавль на хвосте принес». Украинцы верили, что перепелки «ездят» на журавлях и аистах. Считалось, что прислушавшись к курлыканью, можно услышать и писк мелких пичуг.

В Украине первым журавлям бросали соломинку, приговаривая: «На тобi на гнiздо, а менi на добро» (Скуратiвський, 1998). Считалось, что увидеть первый раз весной пару журавлей — к свадьбе.

У древних греков были журавлиные пляски, посвященные богу весны, возвратившемуся с прилетом этих птиц. Первый, увидевший журавлей, получал награду (Уваров, 1998).

Фигурировали журавли и в космогонических мифах. Так, тангуты считали журавля творцом (ткачем) вселенной (Кычанов, 1997). В некоторых легендах сохранились описания бога-творца, вышагивавшего на длинных ногах над первобытными болотами.

С давних времен журавли считались связанными с плодородием. С одной стороны это можно объяснить их близостью к богам и участием в возрождении природы весной, с другой — особенностями питания этих птиц. Выше уже говорилось, что по представлениям индейцев журавль был своеобразным «вместилищем» семян, которые мог рассеивать весной. Подобные воззрения встречаются и у других народов. Так, у коми есть сказка о том, как журавль уронил с неба в передник бездетной вдовы три горошины. Она их съела, после чего родила трех сыновей-богатырей*. Кроме того, журавль, как птица, связанная со стихией воды, приносил дождь, что тоже очень важно для земледельца.

Аисты и журавли — постоянные персонажи среди ряженых на святки и масленицу. Причем, если в Западной и Центральной Европе это белый аист, то дальше на восток его заменяет журавль. Так, один из обычных персонажей святочного вождения «козы» у украинцев и белорусов — журавль, у западных же и южных славян это — аист (Гусев, 1987).

В шаманской традиции журавль считается одним из проводников в нижний мир, царство подсознания и телесного «я», где открываются тайны творения. Шаманы глубоко почитали журавля, считая его хранителем скрытого знания. В Скандинавии он ассоциировался с Одином, которому в облике рун были открыты «живые шифры» Вселенной. Шаманы древней Британии и Северной Европы носили мешочки, сделанные из кожи журавля, в которых хранились руны или другие магические предметы**.

Многообразно значение журавлей в символике. В европейской геральдике журавль был символом бдительности. Изначально происхождение таких воззрений связано, по всей видимости, с обликом самой птицы — длинные ноги и длинная шея, внимательный взгляд, что само по себе наводит на мысль о бдительном страже. К тому же журавли — очень чуткие и осторожные птицы, к ним трудно подобраться человеку. В пользу этого говорит и то, что такое же значение в символике имели и другие похожие птицы — цапли, ибисы, аисты (Уваров, 1998). На гербах журавля (а также аиста или цаплю) часто изображали с камнем в лапе. Восходит этот образ к известной еще с античных времен легенде, что в отдыхающей во время перелета стае одна из птиц сторожит покой остальных, держа в приподнятой лапе камень. Когда птица засыпает, камень падает и будит ее (Уваров, 1998; Mewes et al., 1999). Другая легенда, связанная с «журавлиным камнем»: когда стая перелетает горы Тавр в Малой Азии, птицы держат в клювах камешки, чтобы случайно не крикнуть и не разбудить обитающих в горах орлов (Mewes et al., 1999). Благодаря этому журавль стал также символом предусмотрительности и сдержанности*. Восхищало людей и построение птиц при перелетах. Стая журавлей с вожаком во главе символизировала хорошо организованное государство и его правителя.

В римской культуре журавль символизировал пруденцию — благоразумие, нерсевенцию — постоянство, настойчивость, кустодию — заботливость, вигиланцию — военную и нравственную бдительность. Тогда и возник образ Grus vigilans — журавля бдящего — с камнем в лапе (Mewes et al., 1999).

Королю готов Аталариху (VI в н. э.) приписывают следующее высказывание, как свидетельство раннего демократически-общественного мышления: «Журавли сторожат меняясь и обеспечивают свою безопасность коллективной стражей. Они оказывают почести не кому-то особенному, а всем. Их вожак в полете меняется, так что первый становится последним и наоборот. Никто не делает место другого спорным. Они живут единодушно благодаря добровольной службе и подают хороший пример для всеобщего блага» (Mewes et al., 1999).

Журавли нередко изображались на дворянских гербах Российской империи и Польши (Яблоновская-Грищенко и др., 1996). На печати подольского местечка Дунаевцы начала XVII в. есть журавль или аист с камнем в лапе (Панченко, 1996). Рисунки журавлей и аистов можно найти и на заставках в начале средневековых греческих рукописей. Так, в рукописи 1153 г. в начале Евангелия помещены каноны и сочетания евангелий под архитектурным украшением. Над главной аркой этого украшения среди других животных помещены и журавли (Уваров, 1998).

В христианстве журавль — символ бдительности, преданности, праведности, благих деяний и монашеской жизни. Как вестник весны он символизировал обновление, а в христианстве стал символом воскресения**. Благие качества приписываются журавлю благодаря описанным выше легендам, а также, видимо, некоторым особенностям биологии: людям казалось, что обитающая на болотах птица терпит невероятные лишения, а крик ее полон тоски (Яблоновская-Грищенко и др., 1996). Венценосный журавль помещен на гербе Уганды. Многие компании имеют изображения журавлей на своих эмблемах — Люфтганза, Джапан эрлайн и др.

В Китае журавль — образец отношений между отцом и сыном (птенец журавля отвечает на крик родителей). Точно так же он был символом мудрости, вероятно благодаря впечатляющей «созерцательной» позе покоящейся птицы. Поднимающийся к Солнцу журавль выражает стремление к общественному подъему. Смерть даосских священников описывается словами Ю-ху т. е. они превращаются в птиц — журавлей*.

Наиболее известные статуи журавлей находятся в Пекине. Две птицы стоят по обе стороны трона в императорском дворце. Они символизировали бдительность, долголетие и удачу (Oesting, 1984).

В Японии журавль с древних времен был символом долгой жизни, здоровья, счастья. Есть трогательный рассказ о японской девочке, умирающей от рака через 12 лет после атомной бoмбардировки Хиросимы. Она делает бумажных журавликов в надежде снова стать здоровой. В Японии возведен памятник миру, который так и называется «Башня тысячи журавлей». На его вершине стоит маленькая девочка, держащая в поднятых руках журавля (Lеder, 1987).

С древнейших времен до наших дней журавли были привлекательными персонажами и для изобразительного искусства. Связано это как с эстетической ценностью птиц, так и с мифологическими представлениями и символикой. Изображения журавлей можно увидеть на полотнах, фресках, мозаиках, керамике, рельефах, тканях, ковpax, чеканке, резьбе, медалях, росписи яиц и т. п. На мозаиках собора Св. Марка в Венеции среди прочих животных у Ноева ковчега стоят и журавли. Фигурки их есть на рельефах столпа Грановитой палаты Московского кремля**.

На расписной керамике раннеземледельческих культур Месопотамии и Средней Азии можно увидеть и изображения длинношейных голенастых птиц (Флиттиер, 1958; Массон, 1964), то ли журавлей, то ли аистов. Связаны они, по-видимому, с тотемизмом и древними культами. Рисунки летящих журавлей есть на очажных подставках древних поселений Кавказа. На чаше из Озни изображен двуглавый журавль. В искусстве некоторых сибирских народов известны также скульптурные изображения этих птиц. Встречаются и тамги в виде журавля (Каприелов, 1980).

Журавли были популярной темой изображений на самурайских мечах. Птица, летящая на фоне солнца или луны, символизировала долговечность, длинную и преуспевающую жизнь***.

По поведению цапель и журавлей рыбаки и моряки с древности предсказывали погоду. Если рулевой в море видел как журавлиный ключ разворачивался и летел обратно, значит причиной этого послужил сильный ветер. Корабль торопился к берегу. Летящие же высоко и спокойно журавли предвещали хорошую погоду. Еще Теофраст писал, что можно ожидать бурю с дождем, если журавли возвращаются па берег (Gattikcr, Gattiker, 1989). Следует заметить, что в основе этих поверий лежат реальные наблюдения за птицами. Они действительно предпочитают не лететь против сильного ветра, а в бурю отсиживаются на берегу. В Италии крестьяне верили, что появление журавлей или аистов предвещает дождь. По народной примете, если журавли полетят к третьему спасу, на покров будет мороз, если пет — зима наступит позже (Даль, 1978). По народным русским приметам, чем позднее улетает журавль, тем позже наступит зима. Если журавли вечером раскричатся в местах гнездования, на другой день будет хорошая погода (Борейко, Грищенко, 1999). Если журавли весной летят на север — будет тепло, обратно — к холоду. Летят стаи низко и молча — к ненастью.

Интересно, что название поднимающего механизма — «кран» — происходит от журавля. Это сокращенный вариант от немецкого «Kranich». В английском же и некоторых других языках журавля и машину называют одним и тем же словом. Кран имеет длинную «шею», как и птица. Колодезный журавль получил свое название из тех же соображений. Немало названий, связанных с журавлем, находим в словаре В.И. Даля (1978): журавчики — долгоносые щипчики; журавль, журав, или журавец — рычаг для подъема тяжестей; жура, журка — женская одежда вроде куртки. В украинском языке «журавлина» — клюква. В некоторых русских диалектах ее называют журавиной, журавикой, журавицей (Даль, 1978). (Пернатые обитатели мифов и легенд)

Отрывок из книги Тэда Эндрюса "Определи свой тотем. Полное описание магических свойств животных, птиц и рептилий"

У древних китайцев журавль считался могущественным символом. Он олицетворяет справедливость и долголетие и является одним из многих символов солнца. Журавль обитает у водоемов, поэтому он зачастую может научить вас, как использовать изначально присущую вам энергию женского начала.

Кричащий журавль с начала текущего столетия стал символом движения в защиту дикой природы. В какой-то момент в связи с чрезмерным промыслом журавли оказались на грани вымирания. Если в вашей жизни в качестве тотема появляется журавль, то он может очень ясно дать вам понять, что вы в скором времени обнаружите в себе какое-то качество, которое вот-вот должно угаснуть.

Почти на всех фотографиях журавлей можно увидеть исключительно взрослых птиц. Частично это связано с тем, что птенцы очень малочисленны, а также с тем, что родители выращивают птенцов, тщательно скрывая их от посторонних глаз. Это может символизировать пробуждение инстинкта сохранения или даже потребность в сокрытии чего-то нового, чему вы дали начало или собираетесь произвести на свет.

Несмотря на то, что журавль откладывает два яйца, выживает обычно только один птенец. Это указывает на важность умения не распылять ваше внимание – особенно когда речь идет о воспитании детей, будь то настоящие дети или незавершенные проекты. Женщины, тотемом которых является журавль, чувствуют себя лучше, когда сидят дома с детьми, вместо того чтобы делить свое время между работой и материнством. Если это невозможно, что часто случается в нашем сегодняшнем мире, то журавль может научить вас, как лучше справиться и с тем, и с другим.

Кроме того, журавль может указать вам новые ориентиры, связанные с проявлением прошлой жизни. В Китае журавля называют «патриархом пернатого племени», а Японии – «достопочтенным господином журавлем». В восточном искусстве его часто изображают вместе с солнцем и сосной. В кельтской мифологии, напротив, журавль является спутником повелителя подземного мира и предвещает войну и смерть.

Одним из отличительных признаков этой птицы является его звонкий крик. Кажется, что этот крик прославляет торжество жизни. Журавль может научить вас тому, как продемонстрировать окружающим ваши творческие способности и не дать им угаснуть, независимо от условий, в которых нам приходится жить. (esoterics.wikireading.ru)

Пословицы и поговорки Воробей в руках лучше журавля в небе.Воробью по колено, журавлю по лодыгу.Выпустил журавля из рук, а того, что на болоте, не поймаешь.Говоришь ему: «Журавль», а он спрашивает: «Какая птица?»Долго журавль летает, а мозолей не натирает.Если журавли полетят, то на покров будет мороз, а нет, то зима позже.Жаворонок прилетает на полынью, скворец - на полянку, журавль - с теплом, а ласточка - с письмом.Жил был журавль да овца, накосили они стожок сенца - не сказать ли опять с конца (докучливая сказка)?Жил-был журавль с журавлихой, поставили они стожок сенца - не сказать ли опять с конца? (докучливая сказка.)Журавли за море летают, а все одно курлы.Журавли летают высоко - к ненастью.Журавли-то в небе, а яйца-то в дупле.Журавлиная походка не нашей стати.Журавль в небе, а солнце на земле.Журавль высоко летает, а от реки не отбывает.Журавль еще в небе, а ему уже цену устанавливают.Журавль журавля всегда находит.Журавль летает высоко, да видит далеко.Журавль межи не знает, а через ступает.Журавль не каша, еда не наша.Журавль прилетел и теплынь принес.Журавль среди кур.Журавль ходит по болоту, нанимается на работу.Журавлю не годится павлиний хвост.Журавля в небе не сули, дай прежде синицу в руки. И журавль тепла ищет.Коли журавли на Киев (юг) пошли - ранняя зима.Кто когда хочет, а журавль к спасу.Лучше один крик журавля, чем тысяча чириканий воробья.Лучше пташка в руках, чем журавль в небе.Молодой журавль высоко взлетел, да низко сел.Не мсти журавлю за вину собаки.Не сули журавля в небе, а дай синицу в руки!Один журавль кричит громче тысячи воробьев.Одна у журавля дорога - на теплые воды.Отлет журавлей до покрова - на раннюю, холодную зиму.Перемерял журавль десятину, говорит: верно.Потоп кораблям, песок журавлям.Пошел бы журавль в мерщики, так не берут, а в молотильщики не хочется.Прощай, матушка Русь: я к теплу потянусь (говорит журавль на отлете).Сказывает журавля на сосне, на дубу грушу.Спесив журавль, а шею клонит.Стрелял в воробья, а попал в журавля.Стрелял в журавля, а попал в воробья. У бедняка деньги журавлем поют.Хоть тресни синица, а не быть журавлем.Хотя и синичка - в руках, журавль - да в небе.Через сине море журавлиное горло (перевясло на посуде). Шея его вытянулась, словно у журавля (об ожидании). СказкиЖуравлиные перья

Журавль и лисичка

ПесниEluveitie - Tarvos

LiLu - Кто Ты Такой

Александр Розенбаум - Утро осеннее

Витас - Птицы улетели

Вика Цыганова - Осень

Вячеслав Добрынин - Ты моя Россия

Дюна - Воздушный змей

Иванушки International - Беги

Ирина Аллегрова - Не было печали

Ірина Лончина - Любов одна

Квітка Цісик - Журавлі

Лика Ялинская - Журавлик

Марк Бернес - Журавли

Наталья Могилевская - Полюби Меня Такой

Оксана Білозір - Журавлі

Таисия Повалий - Я Відпускаю Журавля

Тріо Маренич - Налетіли Журавлі

Фактор-2 - Улетали Журавли

Журавли(Константин Фофанов)Свежело. Астры отцветали.Сквозное золото аллейЧуть трепетало. Я в печалиСледил за лётом журавлей.Они пугливо отлеталиК теплу полуденных морей!Их стая в небе потонула,—Я проводил их недвижим.Вдруг чем-то радостным пахнуло,-Я счастлив счастьем стал чужим!Моей душе отрадно было,Что, бросив севера ночлег,Они не встретят здесь унылоПоследний лист и первый снег.И думал: так мечты поэта,Звеня, стремятся от земли —К любви, в лазурь тепла и света,Как вы, седые журавли!..Журавли(Владимир Солоухин)Журавли, наверно, вы не знаете,Сколько песен сложено про вас,Сколько вверх, когда вы пролетаете,Смотрит затуманившихся глаз!

Из краев болотных и задебренныхВыплывают в небо косяки.Крики их протяжны и серебряны,Крылья их медлительно гибки.

Лирика полета их певучегоНашей книжной лирики сильней.Пролетают, радуя и мучая,Просветляя лица у людей.

Годы мне для памяти оставили,Как стоял я около рекиИ, покуда в синем не растаяли,Журавлей следил из-под руки.

Журавли летели, не синицы,Чьим порханьем полнится земля…Сколько лет уж, если спохватиться,Не видал я в небе журавля!

Словно светлый сон приснился илиЭто сказка детская была.Или просто взяли обступилиВзрослые, серьезные дела.

Окружили книги окончательно,Праздность мне постыдна и чужда…Ну а вы, спрошу я у читателя,Журавлей вы видели когда?

Чтоб не просто в песне, а воочию,Там, где травы жухнут у реки,Чтоб, забыв про мелочное прочее,Все глядеть на них из-под руки.

Журавли!Заваленный работою,Вдалеке от пасмурных полей,Я живу со странною заботою —Увидать бы в небе журавлей!

Журавли(Аполлон Майков)От грустных дум очнувшись, очиЯ подымаю от земли:В лазури темной к полуночиЛетят станицей журавли.

От криков их на небе дальнемКак будто благовест идет -Привет лесам патриархальным,Привет знакомым плесам вод!..

Здесь этих вод и лесу вволю,На нивах сочное зерно...Чего ж еще? ведь им на долюЛюбить и мыслить не дано...

Журавли(С. Баранов)У болота в полдень тихийИвы нежно шелестят.На пригорке журавлихаОбучает журавлят.

Только слышно над лугами,Где курлычат журавли:«Раз, два, три! Толчок ногами!Отрывайтесь от земли!»

Журавлихин голос тонок,В нём и радость, в нём и грусть.Самый младший журавлёнокГоворит: «А я боюсь!»

На сынишку мать взглянула:«До чего же он несмел!»Клювом длинным подтолкнула –Журавлёнок полетел…

Расстояния большие!Трудный путь для журавлят!В первый раз в края чужиеЖуравлята полетят.

А весной вы их найдётеТам, где ивы шелестят,У знакомого болотаС новой стайкой журавлят.

Журавли(Пётр Орешин)Полюбил я заоблачный лётЛегкокрылых степных журавлей.Над ухлюпами русских болот,Над безмолвием русских полей.

Полюбил я заоблачный шумНад землею тоскующих птиц;Красоту неисполненных думИ печаль человеческих лиц.

Полюбил я осеннюю мглуИ раздолье плывущих полей.Этот крик по родному селуЗолотых, как мечта, журавлей.

Пусть осенние ночи темны,Над полями — зеленая мгла.Выплывает из злой тишиныСветлый звон золотого крыла.

Полюбил я заоблачный лёт,Вечный зов журавлей над селом.Скоро, скоро от синих болотПоднимусь золотым журавлем.

Журавли(Малышенко Олег)С детства помню чудную картину,как взмывают в небо журавли,и уходят величавым клином,в поисках неведомой земли.

Разверзая воздух зовным криком,клин на крыльях держит облака,спят вершин таинственные пики,ниткой вьется горная река.

Манит небо странников пернатых,солнца луч им дарит каждый блик,в облаках, что сотканы из ваты,слышится мне их прощальный крик.

Так и мы свои расправив крылья,отчий дом оставим навсегда,думая, что молодость всесильна,и берутся силой города.

Только позже я узнал, что птицы,уходя за горизонта край,вновь вернутся к нам из-за границы,в треугольниках своих крылатых стай.

Далеко за гранями земного,где - то в неизведанной дали,я надеюсь, что увижу снова,как взмывают в небо журавли.

Журавли(Николай Рубцов)Меж болотных стволов красовался восток огнеликий…Вот наступит октябрь – и покажутся вдруг журавли!И разбудят меня, позовут журавлиные кликиНад моим чердаком, над болотом, забытым вдали…Широко по Руси предназначенный срок увяданьяВозвещают они, как сказание древних страниц.Все, что есть на душе, до конца выражает рыданьеИ высокий полет этих гордых прославленных птиц.Широко на Руси машут птицам согласные руки.И забытость болот, и утраты знобящих полей —Это выразят все, как сказанье, небесные звуки,Далеко разгласит улетающий плач журавлей…Вот летят, вот летят… Отворите скорее ворота!Выходите скорей, чтоб взглянуть на любимцев своих!Вот замолкли – и вновь сиротеет душа и природаОттого, что – молчи! – так никто уж не выразит их…Облітав журавель(Платон Воронько)Облітав журавельСто морів, сто земель,Облітав, обходив,Крила, ноги натрудив.Ми спитали журавля:— Де найкращая земля?Журавель відповідає:— Краще рідної немає! Журавли и корабли(Даниил Хармс)Я на камне сижуИ на море гляжу,А по морю плывут корабли.Я на травке лежуИ на небо гляжу,А по небу летят журавли.

И кричат журавли:— Вон плывут корабли,Поднимаются мачтами к нам.Ты взойди на корабльИ за нами плыви,И за нами плыви по волнам. —

Я кричу кораблям,Я кричу журавлям.— Нет, спасибо! — я громко кричу. —Вы плывите себе!И летите себе!Только я никуда не хочу.

Журавли(З. Александрова)Летят высоко журавлиНад опустевшими полями.Лесам, где лето провели,Они кричат: «Летимте с нами!»

А в роще сонной и пустойДрожат от холода осины,И долго листик золотойЛетит за стаей журавлиной.

о Башне желтого журавля(Цуй Хао) Давно тот старец улетел на желтом журавле.Осталась в память прежних лет лишь башня Хуанхэ.Журавль желтый никогда не возвратится вновь,Белеет в небе череда извечных облаков,И ясно виден вдалеке Ханьян в кругу дубрав,На Попугая острове – цветенье диких трав.Темнеет. Где же край родной? Гляжу в речную даль…Туман клубится над водой, растет в душе печаль… Журавли(Василе Александри)Вновь несутся узким клином журавли из светлой дали,На крылах своих широких солнца свет они примчали.Вот летят они над нами, вот за тучу скрылись вмиг…Впереди — журавль бывалый, их небесный проводник.

Нынче к нам они вернулись, ради севера покинувДальней Индии пределы, край таинственный браминов;Там не счесть свирепых тигров, джунгли змеями полны,Ходят ночью к водопою с длинным хоботом слоны.

О счастливые скитальцы! Мчась в заоблачные дали,Сверху, с неба, эти птицы тайны Африки видали:Горы лунные, пустыню, землю, странную, как сон,Где народом чернокожим Белый Нил обожествлен.

О скитальцы дорогие! Позади у них полмира:Реки Азии, долины плодородного Кашмира;И Цейлон оставлен ими, благодатный остров-рай,И несут они на крыльях счастье в наш родимый край!

mar4586.narod.ru