Конспект Нод "Зимующие птицы Урала" (подготовительная группа). Зимующие птицы урала


Зимующие птицы Среднего Урала | Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад № 47 комбинированного вида"

Зимующие птицы Среднего Урала

Птицы – наиболее многочисленный класс наземных позвоночных животных, объединяющий около 8600 видов, разделяющийся на 35- 40 отрядов.

На территории нашей страны встречается примерно 750 видов из 18 отрядов – около 8,5 % видов мировой фауны.

Значение птиц в природе велико. Многие из них питаются насекомыми. А насекомые размножаются очень быстро. Потомство одной мухи за 5 месяцев может достигнуть астрономической цифры 7 600 000 000 штук. А потомство тли может за год покрыть сплошным слоем весь земной шар. Этого не происходит, потому что на помощь приходят птицы.

Не меньшую пользу приносят хищные птицы, спасая поля и луга от грызунов.

Птицы разносят семена, некоторые их них опыляют растения.

Большое число видов птиц служит объектом промысловой и спортивной охоты.

Важную роль в хозяйстве играют домашние птицы: куры, гуси, утки и другие.

Нельзя не сказать об огромном эстетическом значении птиц, без которых наша жизнь была бы скучна и безмолвна.

Зимующие птицы нашего края.

Приходит осень. Все меньше становится корма для птиц, ведь насекомые исчезают, травянистые растения увядают. Зимой многие птицы не смогли бы находить себе корм. Вот почему в конце лета и осенью они улетают в теплые края, где корма всегда достаточно. Эти птицы называются ПЕРЕЛЕТНЫМИ.

Но не все птицы улетают. Те, которые проводят зиму у нас, называются ЗИМУЮЩИМИ. Это синицы, поползни, сойки, дятлы, и другие птицы.

Почему воробья назвали воробьём

         Когда увидишь, как ловко воробьи таскают крошки у неповоротливых голубей, подумаешь: «воробей» — это просто «вора бей». Именно так русские крестьяне называли этих птиц, которые склевывали на полях созревшее зерно.

         Некоторые ученые думают иначе. Слово «воробей» имеет тот же корень, что и слова «ворота», «забор». Ведь воробьи издавна вертятся возле человеческого жилья, на воротах, да на заборах сидят.

         В городах живут городские воробьи, а в деревнях – деревенские или полевые. Отличаются они оперением и поведением. Городской воробей крикливее, нахальнее, крупнее, оперенье его скромное, серенькое.

         Деревенский, полевой воробей более робкий. Он меньше, но наряднее своего городского собрата: на белых щечках у него черные пятна, белая шейка и коричневая шапочка на голове.

         Воробьи – очень прожорливые птицы. Часто они летают по полям и садам и истребляют не только насекомых, но и вредят урожаю.

         Своё гнездо сооружает воробей рядом с жилищем человека – под крышей дома или сарая, в дупле дерева. Воробей – плохой строитель, гнездо его не отличается красотой и удобством.

 

Почему дятла назвали дятлом

Слово «дятел» произошло от слова «долбить». Следовательно, название птице дали по характерному для нее действию.

С утра до позднего вечера слышится в лесу стук дятла. Упершись в ствол хвостом и зацепившись сильными лапами, он долбит дерево крепким клювом, чтобы достать из –под коры насекомых.

Зимой дятлы кормятся семенами сосен и елей.

В наших лесах водится пестрый дятел, черный дятел и зеленый дятел.

Дятел – птица не очень дружелюбная. Он не терпит соседей и изгоняет со своей территории даже подросших птенцов.

Дятел – лесной санитар. Он прилетает и в сады, чтобы избавить их от вредителей.

 

 

 

Почему синицу назвали синицей

Назвали их так за песенку: «сии –сии» или «ции – ции».

Синицы – красивые птицы ростом с воробья. У них белые щечки и грудка, желтое брюшко, на голове черная шапочка, спинка зеленая, а крылья серо – голубые.

Ранней весной синица начинает вить гнездо, поэтому делает она гнездо из пуха, перьев и шерсти животных. В таком гнезде синичка сидит, как на перине.

Синицы – многодетные матери. Два раза за весну они птенцов, т каждый раз в гнезде по 10 – 12 яиц. Пока синица сидит на яйцах, будущий отец заботливо ухаживает за ней: каждый час приносит еду.

Летом синицы питаются только насекомыми. Зимой они прилетают к нашим домам за помощью. Они будут клевать все, что вы им дадите: зерно, крупу, крошки хлеба, кусочки мяса и сала.

 

 

Почему снегиря назвали снегирём

Снегирь – древнерусское производное от слова «снег». Птица названа так, потому что прилетает к нам с севера вместе с первым снегом. Однако встречается и другое такое толкование «снигирь» (а именно так писалось раньше это слово) образовано от тюркского «сниг», что значит «красногрудый». А потом оно изменилось на современное написание «снегирь», так как птичка эта стала ассоциироваться в народе со снегом. Как только пройдет первый снежок — жди снегиря.

Грудка у снегиря – красная, яркая как бочок спелого яблока. На головке как будто черная шапочка, спинка голубовато-серая (снегири — самочки окрашены поскромнее).

Перелетая с дерева на дерево, они оживляют своей красотой однообразную снежную белизну. Живут снегири в хвойных лесах, глухих и тихих. Гнездо свое устраивают на елках невысоко над землей. Снегириное гнездышко свито из тонких прутиков, внутри заботливо выстлано травой и мхом.

С наступлением зимней стужи снегири улетают из родных лесов в сады и парки, поближе к человеку. Держатся они на рябинах, кленах, кустах калины; обрывают ягоды и расклевывают семена, перекликаясь мелодичным свистом; наевшись, усаживаются на веточках и запевают простенькие скрипучие песенки.

Снегири – неторопливые стайные птицы. Они очень доверчивы, их легко поймать. К человеку они привыкают быстро и могут жить в клетке. Но в неволе они теряют свой красивый красный цвет и становятся черными.

Любопытно, что в каждой стае есть свой вожак. Спокойно обработав одно дерево, стайка перелетает на соседнее. И делает это по команде вожака: тот слегка приподнимает крылышки, покажет всем (для этого попрыгает по веточке, повернется в разные стороны) белое пятно у себя на пояснице. Это команда: «В полет!».

 

Почему клеста назвали клестом

Название произошло от старинного русского слова «клестить», что значит «сжимать», «сдавливать», «стискивать».

Клюв у этой птицы загнут крест — накрест, он как будто сжат, сдавлен. Клестов еще называют «северными попугайчиками» за то, что они искусно лазают по деревьям, цепляясь за ветки лапами и кривыми клювами.

Для клестов зима – тоже трудное время. Но не потому, что им нужно разыскивать еду. Питаются клесты семенами хвойных деревьев, а их зимой много.

Трудно клестам от того, что именно в это время года у них появляются птенцы. Удивительное дело! В декабре – январе морозы, а в гнезде клестов – жизнь.

Очень заметны в лесу клесты. Ростом со скворца. Старые петушки розовые, а самочки серовато-оливковые. В наших лесах обычно встречаются клесты – еловики. Их можно наблюдать в течение всей зимы.

 

 

Почему чечётку назвали чечёткой

Чечеткой пляска зовется. Быстрая, шумная с пристуком. То одной ногой, то другой. Так и слышится «Че – че – че, че – че, че – че – че, че – че!» А чечетку так называют за выкрики. Летают стайкой птички в лесу и покрикивают «Че – че – чет, че – че – чет!»

Чечетка – птичка небольшая, зато привлекательная. Красногрудая, с красной шапочкой на голове. Клюв разноцветный: сверху голубой, а снизу желтоватый. Обожает семена березовых сережек, а также поедает семена трав.

 

 

Почему щегла назвали щеглом

Полагают, что корень слова щег – (щек -) – звукоподражательный. В «Слове о полку Игореве» щекот –«пение», «трели», а «ущекотал» обозначает — «воспел». Как же красиво надо петь, чтоб тебя так назвали!

В самом деле щегол удивительно поет. Его звонкие трели преображают лес. Щегол поет песню, сидя на ветке или на вершине высокого куста. Молодые учатся пению у старых птиц, иначе они никогда не смогут так же хорошо петь.

 

 

Почему ворону назвали вороной

Ворона – символ ловкости, хитрости, коварства, всеядности, воровства. В некоторых мифах ворона – превращенная женщина, а также громовая птица (её карканье ассоциируется с громом, блеск глаз — с молнией).

Вороны – очень смышленые птицы. Утверждают, что они умеют считать до пяти, подражать крикам других птиц, а в неволе могут даже научиться «разговаривать».

Умение подражать человеческой речи, а возможно и долголетие, способствовали возникновению представлений о вороне как о мудрой вещей птице.

 

 

Почему сороку назвали сорокой

Птица во фраке – так называют сороку за ее черно – белый наряд.

Сорока не любит занимать свое старое гнездо и каждый год строит новое. Старые сорочьи гнезда не пустуют: тут же находятся бездомные жители леса, кому приглянулось ее гнездо, — сова или пустельга.

Гнездо у нее прочное, просторное, дно выложено сухой травой, мхом и шерстью. Над гнездом крыша из веток, чтобы не мочил дождь и чтобы птенцов никто не обидел.

Сорочья семья большая – 8-12 малышей просят есть. Пока сорочата маленькие, родители кормят их мягкими личинками, гусеницами, и мелкими насекомыми.

Сорока – разбойница. Не любят её маленькие птицы – воробьи, малиновки, соловьи, потому что не прочь сорока – воровка украсть яйцо или птенчика из чужого гнезда.

Сорока – очень любопытна. Увидит что–нибудь блестящее–монетку, стеклышко – и разглядывает своими круглыми глазами. А понравится – тут же тащит и прячет в укромном уголке своего большого гнезда.

В середине лета сорок не слышно и не видно. Они начинают линять — менять перышки – и, будто стыдясь своего обтрепанного фрака и короткого хвоста, прячутся в лесу от посторонних глаз.

 

mbdou-47.ru

Проект «Зимующие птицы Урала»

Педагогический проект в средней группе

«Зимующие птицы Урала»

Время реализации – зимний период. Образовательная область «Познание».  Проект направлен на расширение кругозора детей, воспитание любви к природе родного края.

Актуальность реализации проекта:

Часто во время прогулки с ребятами, к нам на участок прилетают голуби, воробьи. Реакция у детей непредсказуема. Кто-то замирает и начинает наблюдать, но чаще всего найдётся тот ребёнок, который побежит и спугнёт гостей. На вопрос: «Зачем ты так сделал?», ребёнок не может дать ответа.  Вот и возникла идея – познакомить ребят с птицами поближе, научить их наблюдать за ними, заботиться. Больше всего забота нужна птицам в холодное время года. Именно поэтому мы и решили на зимний период взять этот проект: «Зимующие птицы Урала».

 

Тип проекта: информационно-исследовательский, творческий,  краткосрочный.

Вид проекта:  групповой, семейный.

Проблема:

Многие дети среднего дошкольного возраста не знают названий птиц, обитающих на территории своего края, особенностей их существования и необходимости им помогать.

Ожидаемые результаты:  дети получать начальные знания о птицах своего региона, особенности их существования, будут иметь представление о способах помощи им, научаться заботиться о живой природе, получат опыт совместной деятельности с родителями и ребятами.

Место проведения: МКДОУ «Детский сад №10» г. Карабаша

Сроки проведения:  январь 2016 года.

Режим работы: во время и вне занятий.

Участники проекта: Воспитатели: Тряпицына Е.А.

Егорова Ю.В.

Дети 25 чел.

Родители

Возраст детей: 4-5 лет.

Цель: создание условия для развития у детей познавательного интереса.

Задачи:

Воспитательная:

Воспитывать у детей бережное отношение к живой природе, потребность в заботе о птицах.

Обучающая:

Сформировать у детей начальные представления о зимующих птицах родного края, особенностях их образа жизни, питания, расширять кругозор детей и  словарный запас.

Развивающая:

Развивать интерес к объектам живой природы, продолжать работу над развитием творческих способностей детей.

 

 

Реализация  проекта.

 Организация деятельности проекта.

1. Игровая деятельность.

Сюжетно-ролевая игра «Ветеринарная клиника», «Воробушки и автомобиль», « В гости к птицам».

Цель: развить интерес к птицам и их образу жизни, учить подражать людям разных профессий; воспитывать любовь к  птицам; продолжать учить играть всем вместе, партнёрским отношениям со сверстниками.

Настольно-печатная игра «Птицы», дидактические игры «С какого дерева листок?», «Кто, где живёт?», «Чей обед?», лото «Животный мир».

Цель: развивать интерес  к птицам, расширять кругозор и обогащать словарный запас детей новыми терминами, развивать связную речь.

Словесные игры «Чей дом? », «Доскажи словечко».

Цель: расширить у детей знания о птицах, научить их правильно называть, продолжать развивать умение слушать и слышать собеседника, развивать речь, память, образное мышление.

2. Художественно-речевая деятельность.

Цель: формировать у детей понятия «зимующие и перелётные птицы», расширить словарный запас, воспитывать любовь  к птицам, воспитывать бережное отношение к окружающей живой природе, учить внимательно наблюдать и слушать, развивать речь и память.

• Чтение стихов и небольших рассказов  о птицах: «Домик для воробья», «Птичья елка» Е. Александрова, «Воробьишко».

• Беседа: «Птичка-невеличка», «А можем ли мы помочь?», «Что кушает воробей», «Кормушки бывают разные».

• Разучивание потешек, считалок, скороговорок  о птицах.

        Чтение пословиц и поговорок, загадок о птицах.

3. Художественно-эстетическая деятельность.

Цель: развивать творческие способности детей, прививать аккуратность в работе, воспитывать любовь к труду.

Изготовление коллективной работы «Птицы прилетели».

4. Продуктивная деятельность.

- Разукрашивание картинок «Зимующие птицы южного Урала»

- Рисование: «Ветки рябины».

-Лепка: «Птичка в гнездышке».

- Изготовление папки «Птицы южного Урала»

5. Акция: «Будем добрее!»

Цель: изготовление совместно с родителями кормушек для птиц и размещение их на территории детского сада.

Продукт проектной деятельности.

Изготовление папки «Птицы южного Урала»

Выставка в группе «Птицы вокруг нас», «Детские писатели о птицах».

Акция: «Будем добрее!»

Выставка «Птицы вокруг нас»

Выставка «Детские писатели о птицах»

Разукрашивание картинок «Зимующие птицы южного Урала»

 

 

Кормушка на нашей площадке

Птички из пластилина Ветки рябины

 

xn--j1ahfl.xn--p1ai

Зимующие птицы Урала - Дошкольное образование

Педагогический проект в средней группе

«Зимующие птицы Урала»

Время реализации – зимний период. Образовательная область «Познание».  Проект направлен на расширение кругозора детей, воспитание любви к природе родного края.

Актуальность реализации проекта:

Часто во время прогулки с ребятами, к нам на участок прилетают голуби, воробьи. Реакция у детей непредсказуема. Кто-то замирает и начинает наблюдать, но чаще всего найдётся тот ребёнок, который побежит и спугнёт гостей. На вопрос: «Зачем ты так сделал?», ребёнок не может дать ответа.  Вот и возникла идея – познакомить ребят с птицами поближе, научить их наблюдать за ними, заботиться. Больше всего забота нужна птицам в холодное время года. Именно поэтому мы и решили на зимний период взять этот проект: «Зимующие птицы Урала».

 

Тип проекта: информационно-исследовательский, творческий,  краткосрочный.

Вид проекта:  групповой, семейный.

Проблема:

Многие дети среднего дошкольного возраста не знают названий птиц, обитающих на территории своего края, особенностей их существования и необходимости им помогать.

Ожидаемые результаты:  дети получать начальные знания о птицах своего региона, особенности их существования, будут иметь представление о способах помощи им, научаться заботиться о живой природе, получат опыт совместной деятельности с родителями и ребятами.

Место проведения: МКДОУ «Детский сад №10» г. Карабаша

Сроки проведения:  январь 2016 года.

Режим работы: во время и вне занятий.

Участники проекта: Воспитатели: Тряпицына Е.А.

Егорова Ю.В.

Дети 25 чел.

Родители

Возраст детей: 4-5 лет.

Цель: создание условия для развития у детей познавательного интереса.

Задачи:

Воспитательная:

Воспитывать у детей бережное отношение к живой природе, потребность в заботе о птицах.

Обучающая:

Сформировать у детей начальные представления о зимующих птицах родного края, особенностях их образа жизни, питания, расширять кругозор детей и  словарный запас.

Развивающая:

Развивать интерес к объектам живой природы, продолжать работу над развитием творческих способностей детей.

Реализация  проекта.

 Организация деятельности проекта.

1. Игровая деятельность.

  • Сюжетно-ролевая игра «Ветеринарная клиника», «Воробушки и автомобиль», « В гости к птицам».

Цель: развить интерес к птицам и их образу жизни, учить подражать людям разных профессий; воспитывать любовь к  птицам; продолжать учить играть всем вместе, партнёрским отношениям со сверстниками.

  • Настольно-печатная игра «Птицы», дидактические игры «С какого дерева листок?», «Кто, где живёт?», «Чей обед?», лото «Животный мир».

Цель: развивать интерес  к птицам, расширять кругозор и обогащать словарный запас детей новыми терминами, развивать связную речь.

Цель: расширить у детей знания о птицах, научить их правильно называть, продолжать развивать умение слушать и слышать собеседника, развивать речь, память, образное мышление.

2. Художественно-речевая деятельность.

Цель: формировать у детей понятия «зимующие и перелётные птицы», расширить словарный запас, воспитывать любовь  к птицам, воспитывать бережное отношение к окружающей живой природе, учить внимательно наблюдать и слушать, развивать речь и память.

• Чтение стихов и небольших рассказов  о птицах: «Домик для воробья», «Птичья елка» Е. Александрова, «Воробьишко».

• Беседа: «Птичка-невеличка», «А можем ли мы помочь?», «Что кушает воробей», «Кормушки бывают разные».

• Разучивание потешек, считалок, скороговорок  о птицах.

        Чтение пословиц и поговорок, загадок о птицах.

3. Художественно-эстетическая деятельность.

Цель: развивать творческие способности детей, прививать аккуратность в работе, воспитывать любовь к труду.

Изготовление коллективной работы «Птицы прилетели».

4. Продуктивная деятельность.

- Разукрашивание картинок «Зимующие птицы южного Урала»

- Рисование: «Ветки рябины».

-Лепка: «Птичка в гнездышке».

- Изготовление папки «Птицы южного Урала»

5. Акция: «Будем добрее!»

Цель: изготовление совместно с родителями кормушек для птиц и размещение их на территории детского сада.

Продукт проектной деятельности.

  • Изготовление папки «Птицы южного Урала»

  • Выставка в группе «Птицы вокруг нас», «Детские писатели о птицах».

  • Акция: «Будем добрее!»

Выставка «Птицы вокруг нас»

Выставка «Детские писатели о птицах»

Разукрашивание картинок «Зимующие птицы южного Урала»

Кормушка на нашей площадке

Птички из пластилина Ветки рябины

multiurok.ru

Зимующие птицы Урала - Дошкольное образование

Педагогический проект в средней группе

«Зимующие птицы Урала»

Время реализации – зимний период. Образовательная область «Познание».  Проект направлен на расширение кругозора детей, воспитание любви к природе родного края.

Актуальность реализации проекта:

Часто во время прогулки с ребятами, к нам на участок прилетают голуби, воробьи. Реакция у детей непредсказуема. Кто-то замирает и начинает наблюдать, но чаще всего найдётся тот ребёнок, который побежит и спугнёт гостей. На вопрос: «Зачем ты так сделал?», ребёнок не может дать ответа.  Вот и возникла идея – познакомить ребят с птицами поближе, научить их наблюдать за ними, заботиться. Больше всего забота нужна птицам в холодное время года. Именно поэтому мы и решили на зимний период взять этот проект: «Зимующие птицы Урала».

 

Тип проекта: информационно-исследовательский, творческий,  краткосрочный.

Вид проекта:  групповой, семейный.

Проблема:

Многие дети среднего дошкольного возраста не знают названий птиц, обитающих на территории своего края, особенностей их существования и необходимости им помогать.

Ожидаемые результаты:  дети получать начальные знания о птицах своего региона, особенности их существования, будут иметь представление о способах помощи им, научаться заботиться о живой природе, получат опыт совместной деятельности с родителями и ребятами.

Место проведения: МКДОУ «Детский сад №10» г. Карабаша

Сроки проведения:  январь 2016 года.

Режим работы: во время и вне занятий.

Участники проекта: Воспитатели: Тряпицына Е.А.

Егорова Ю.В.

Дети 25 чел.

Родители

Возраст детей: 4-5 лет.

Цель: создание условия для развития у детей познавательного интереса.

Задачи:

Воспитательная:

Воспитывать у детей бережное отношение к живой природе, потребность в заботе о птицах.

Обучающая:

Сформировать у детей начальные представления о зимующих птицах родного края, особенностях их образа жизни, питания, расширять кругозор детей и  словарный запас.

Развивающая:

Развивать интерес к объектам живой природы, продолжать работу над развитием творческих способностей детей.

Реализация  проекта.

 Организация деятельности проекта.

1. Игровая деятельность.

  • Сюжетно-ролевая игра «Ветеринарная клиника», «Воробушки и автомобиль», « В гости к птицам».

Цель: развить интерес к птицам и их образу жизни, учить подражать людям разных профессий; воспитывать любовь к  птицам; продолжать учить играть всем вместе, партнёрским отношениям со сверстниками.

  • Настольно-печатная игра «Птицы», дидактические игры «С какого дерева листок?», «Кто, где живёт?», «Чей обед?», лото «Животный мир».

Цель: развивать интерес  к птицам, расширять кругозор и обогащать словарный запас детей новыми терминами, развивать связную речь.

Цель: расширить у детей знания о птицах, научить их правильно называть, продолжать развивать умение слушать и слышать собеседника, развивать речь, память, образное мышление.

2. Художественно-речевая деятельность.

Цель: формировать у детей понятия «зимующие и перелётные птицы», расширить словарный запас, воспитывать любовь  к птицам, воспитывать бережное отношение к окружающей живой природе, учить внимательно наблюдать и слушать, развивать речь и память.

• Чтение стихов и небольших рассказов  о птицах: «Домик для воробья», «Птичья елка» Е. Александрова, «Воробьишко».

• Беседа: «Птичка-невеличка», «А можем ли мы помочь?», «Что кушает воробей», «Кормушки бывают разные».

• Разучивание потешек, считалок, скороговорок  о птицах.

        Чтение пословиц и поговорок, загадок о птицах.

3. Художественно-эстетическая деятельность.

Цель: развивать творческие способности детей, прививать аккуратность в работе, воспитывать любовь к труду.

Изготовление коллективной работы «Птицы прилетели».

4. Продуктивная деятельность.

- Разукрашивание картинок «Зимующие птицы южного Урала»

- Рисование: «Ветки рябины».

-Лепка: «Птичка в гнездышке».

- Изготовление папки «Птицы южного Урала»

5. Акция: «Будем добрее!»

Цель: изготовление совместно с родителями кормушек для птиц и размещение их на территории детского сада.

Продукт проектной деятельности.

  • Изготовление папки «Птицы южного Урала»

  • Выставка в группе «Птицы вокруг нас», «Детские писатели о птицах».

  • Акция: «Будем добрее!»

Выставка «Птицы вокруг нас»

Выставка «Детские писатели о птицах»

Разукрашивание картинок «Зимующие птицы южного Урала»

Кормушка на нашей площадке

Птички из пластилина Ветки рябины

multiurok.ru

Конспект Нод "Зимующие птицы Урала" (подготовительная группа)

Лексическая тема недели: «Зимующие птицы Урала». подг.гр.

НОД: «Наши друзья-пернатые»

Программное содержание:

Образовательная: Закрепить и расширить знания о зимующих птицах, их повадках.

Обобщение представлений о зависимости между зимними явлениями в природе

Коррекционная: Учить выделять существенные информативные признаки внешнего вида зимующих птиц. Формировать связи между условиями жизни и внешним видом зимующих птиц.

Воспитательная: Воспитывать любовь и бережное отношение к природе родного края.

Учить любоваться красотой окружающей природы.

Формировать знания о помощи людей зимующим птицам в условиях города.

Речевая: Учить составлять описательные загадки по алгоритму «птицы».

Предварительная работа: наблюдение на участке детского сада за птицами.

Методические приемы: загадки, рассматривание картинок, дидактическая игра, чтение стихотворения «Покормите птиц зимой».

Материал: картинки с изображением птиц, кормушка, презентации в электроном виде, звуки птиц,леса.

Ход НОД

Звуки леса, пения птиц

1.- Ребята, давайте представим, что мы сегодня пришли с вами в парк, вокруг деревья и слышны голоса? - Чьи это голоса? Здесь живет много птиц. А еще где можно встретить птиц? - Хотите послушать их пение? - Вы знаете уже, что есть люди, которые изучают птиц. Эта профессия называется- орнитолог?

- Ученые- орнитологи могут по описанию внешнего вида, повадкам угадать, какая это птица. А вы можете? Хотите поиграть в ученых-орнитологов? Мы с вами в парке, здесь много птиц. Слышите их голоса?

2. Игра «Отгадайте загадки». Отгадывание загадок.

Я буду загадывать загадки, а вы будете отгадывать:

Платье серое надела

И к кормушке подлетела

Стала каркать «Кар-кар-кар!»

Что за птичий тут базар?

Кто это? (ворона)

Посмотрите какая она? Что можно сказать? (большая, умная, важная, серьезная, сама серая, а крылья, хвост, голова черная. А почему ее зовут ворона? Потому что она любит что-нибудь воровать (брать), в деревнях цыплят, утят, яйца. Может поживиться из запасов продуктов на балконах в городах. Хоть ворона и вороватая птица, но он нее польза есть: она уничтожает вредных насекомых и сохраняет деревья в городах.

Костюмчик пестрый,

Носик острый

Сам небольшой

Доктор лесной. (дятел)

Что можно сказать про дятла? Это небольшая, но очень красивая птичка, сидит на стволе дерева «солдатиком» цепляясь острыми коготками и опираясь на твердый и упругий хвост. Своем длинным клювом извлекает вредителей жуков-короедов. Поэтому он лесной доктор. Дятла еще называют «барабанщиком». Почему? Долбит кору дерева, как будто играет на барабане.

Птицу с грудкой красной

Знают все прекрасно

Любит птица кочевать

И рябину объедать. (снегирь)

Что мы знаем про снегирей? Красавец снегирь прилетает перед первым снегом. Есть такая примета, если снегири прилетели, значит завтра после завтра пойдет снег. Снегирь – это не только гордость и краса наших лесов, он еще и галантный кавалер. Лучшие гроздья рябины снегирь, как бы он не был голоден, уступит своей подружке. Посмотрите на клюв. Он толстый, широкий, хорошо приспособлен для выуживания семян из ягод рябины, черемухи. Он расклевывает ягоды, выедает семечки, а мякоть выплевывает на землю.

Очень шустрый, суетливый

Разговорчивый, крикливый

По дорожке, прыгает

Чик-чирик! Чирикает. (воробей)

Какой он? Маленький, быстрый, шустрый, крикливый, часто вступает в споры с другими воробьями и даже дерется с ними. У маленьких воробышков желтые рты, которые они широко открывают и просят корм, поэтому птенцов называют «желторотиками». Как они летают? Стайками, т.к. вместе им легче заметить опасность и быстрее найдешь корм.

Кто летает

Кто стрекочет

Рассказать нам новость хочет (сорока)

Какая она? Сороку можно узнать по белым пятнышкам на крыльях. Голова, шея, грудка – черные. У нее очень длинный хвост. Сороки отлично летают, а по земле – прыгают. Они умеют издавать стрекочущие звуки. Так они разговаривают между собой. Сорока – очень красивая птица, и в некоторых странах она считается птицей счастья. Черненькая шапочка.

Тоненькие лапочки

Галстук есть у птицы

Кто она? (синица)

Какая она? Маленькая птичка, черная головка, белые щечки, грудка желтая и черный галстук. Синичкой называли ее за ее песенку си-си-си, синь-синь, пинь-пинь. Синички любят делать запасы. Например поймают бабочку, гусеницу и спрячут с внутренней стороны веточки, чтобы выпавший снег не мешал подобраться к кладовой. Лапки у нее цепкие это позволяет ей цепляться за ветку и висеть вниз головой.

А есть еще синичка хохлатая и синичка длиннохвоста. У синички хохлатой удлиненные перья на голове образуют хохолок. На горле и по бокам черные пятна. У синицы длиннохвостой белая грудка и очень длинный хвост.

Всю ночь летает

Мышей добывает

А станет светло

Спать летит в дупло. (сова)

Это крупная птица, серые перышки, короткий хвост и длинные изогнутые когти. Особые перья расположены по кругу, и кажется, что у совы есть «лицо». Клюв у нее в идее крючка, глаза огромные, а шея очень подвижная. У нее хорошее зрение и прекрасный слух. Это позволяет ей охотиться ночью.

- А эта птица клест. У Клеста все туловище красного цвета. Только крылья черно-белого цвета. Эта птица питается семенами еловых и сосновых шишек, поэтому у него такой формы клюв: верхняя часть изогнут вверх, а нижняя часть – вниз. Клест выводит птиц зимой. Чтобы прокормить своих птенцов семенами шишек.

А как вы думаете, что этих птиц объединяет? Правильно эти птицы зимующие. Чем они отличаются от перелетных? У них есть подпушек под перьями и очень твердый клюв.

А что общего у всех птиц? (поговорить с детьми о строении тела птиц)

3. Дидактическая игра. «Один-много».

4. -Что для птиц страшнее холод или голод?

А как человек может помочь птицам?

Конечно сделать кормушки и повесить их на дерево и подкармливать.

Надо соблюдать правила:

- во время подкормки не сорить, не оставлять полиэтиленовые пакеты, жестяные банки, коробки;

- подкармливать в одном и том же месте, желательно в одно и то же время, птицы будут прилетать к этому времени;

- кормить регулярно, ежедневно особенно в мороз.

5. Игра «Кто внимательный». Схема с изображением зимующих птиц. - Посмотрите внимательно на схему.

Дятел воробей сорока

Сова ворона клест

голубь снегирь синица

- Я задумываю птиц, которые стоит после… (снегиря) - Это кто? Перед…? Справа от…? Слева от…? Сверху над…? Снизу под…? Между… А теперь вы. - Мы с вами хорошо поработали, а теперь можно отдохнуть и поиграть в парке.

6. Подвижная игра «Найди пару». Каждому ребенку клеится на одежду картинка с изображением птицы. Звучит музыка «Пение птиц». Дети «летают» по «парку», когда музыка заканчивается, каждый ищет себе пару.(игра повторяется 2 раза.

7. Д/и «Чьи перышки». - Посмотрите ребята, что я нашла. - Как вы думаете, что это? (перья птиц) - Птицы так спешили к нам, что обронили свои перышки. Давайте соберем их и посмотрим, чьи перышки у нас. Орнитологи могут определить, какой птице принадлежит перо, давайте, и мы с вами попробуем. Дети находят перышки и становятся с ними под нужную птицу. - Это перо чье? (воробьиное, воронье, голубиное и т.д.) - Орнитологи в своей работе делают зарисовки птиц, или их фотографируют. Мы сегодня с вами раскрасим зимующих птиц, обратите внимание на цвет оперенья. Выбирайте, какую зимующую птицу будете раскрашивать. (Дети садятся за подготовленный стол).

8. Развитие мелкой моторики «Раскрашивание птиц». Во время раскрашивания звучит музыка «Голоса птиц» (клест, воробей, снегирь, ворона). В конце дети называют, какую птицу раскрасили.

9. «Паспорт зимующих птиц». - Когда орнитологи заканчивают работу по изучению данных птиц, они пишут статью, работу или книгу, а мы сегодня закончим с вами заполнение паспорта зимующих птиц. На лист ватмана крепим птиц, раскрашенных детьми, недостающих птиц. Ватман заранее подписан «зимующие птицы» и изображена схема составления описательного рассказа. (Название, части тела, цвет, где живут чем питаются).

- Посмотрите, какой паспорт зимующих птиц у нас получился. Что по нему мы можем узнать? Какие птицы. Как называются. Части тела. Составить рассказ…

- Мы с вами в группе подпишем названия птиц. - Этот паспорт мы поместим в группе. А на этом наша прогулка в парке завершается..

Итог.

infourok.ru

Занятие на тему "Изучение некоторых зимующих птиц Урала"

Разделы: Работа с дошкольниками, Конкурс «Презентация к уроку»

Презентация к уроку

Загрузить презентацию (5,8 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Задачи:

  • Расширение глагольной лексики детей младшего дошкольного возраста.
  • Закрепить понятие “зимующие” птицы;
  • Дать детям представление о видах питания зимующих птиц;
  • Упражнять в установлении сходства и различия между птицами.
  • Активизировать в речи обобщающие слова: “зимующие птицы”; умение говорить “громко - тихо”, вырабатывать силу голоса;
  • Расширить словарный запас: корм, кормушка, холодно, голодно, клюет, щебечет, посвистывает, воркует, прыгает и т. д.
  • Развивать воображение, внимание, мышление, целостное восприятие предметов.
  • Продолжать учить детей составлять описательные рассказы о птицах по схеме.
  • Учить детей отгадывать загадки о зимующих птицах.
  • Воспитывать доброту, заботливое и доброжелательное отношение к птицам.
  • Развивать умение играть вместе со сверстниками.

Оборудование: картинки с изображением зимующих птиц, разрезные картинки птиц к игре “Собери картинку” - картинка “Филин”, коробка с угощением для птиц: семена, семечки, Кормушка. Мяч. Снежинки.

Предварительная работа:

  • Беседа о зимующих птицах Урала, наблюдение в природе, отгадывание загадок, рассматривание иллюстраций, составление описательных рассказов по схеме.
  • Чтение произведения устного народного творчества “Сорока - сорока”; А.Барто “Синица”; В.Бианки “Лесная газета”.
  • Совместно с родителями изготовление кормушки для птиц, подкормка птиц на участке детского сада.

Ход занятия

Наступила зима, задуло холодом, запорошила снегом землю, заморозила реки и озера. Наступило самое трудное время в жизни птиц.

Ребята, а всех ли птиц мы можем встретить на улице зимой? (Нет, некоторые птицы улетают в теплые края)

- Как мы их называем? - (Перелетные)

- Но не всем птицам страшна зима. А как называются птицы, которые остаются зимовать? - (Зимующие)

Воспитатель:

А вы, ребята, мои загадки отгадайте.

Чик-чирик! К зернышкам прыг! Клюй, не робей! Кто это? (Воробей)

Воспитатель показывает иллюстрированную картинку воробья. Воспитатель:

- Посмотрите и скажите, какого цвета оперение воробья? Какой он? (он маленький коричневого и серого цвета).

Воспитатель показывает иллюстрированную картинку Сороки.

Верещунья - белобока, а зовут ее? (Сорока)

Какая сорока? Опишите ее. (Сорока крупная птица с черно-белым оперением)

Воспитатель показывает иллюстрированную картинку Снегиря.

Красногрудый, чернокрылый, Любит зёрнышки клевать, С первым снегом на рябине он появится опять.(Снегирь)

Опишите его, дети по иллюстрированной картинке описывают снегиря (у снегиря на голове черная шапочка, серая спинка, а грудка- красная).

Воспитатель показывает иллюстрированную картинку Синички.

Непоседа. Невеличка, желтая почти вся птичка. Любит сало и пшеничку. Кто узнал её? (Синичка)

Воспитатель:

Как она выглядит? (на голове черная шапочка, спинка желто-зеленая, брюшко желтое, крылья и хвост - серые).

Воспитатель показывает иллюстрированную картинку Вороны.

Окраской - сероватая, повадкой - вороватая. К арку чья хрипловатая. (Ворона)

Воспитатель:

Опишите ее (черные голова, горло, крылья и хвост, остальное оперение серое).

Воспитатель показывает иллюстрированную картинку Голубя.

Я - толстый, серый, под ногами я хожу и по городу кругами И напрягаю толстый зоб, очаровать подругу чтоб. (Голубь)

Воспитатель:

Опишите его. (Оперение голубя серое). Воспитатель:

Молодцы, ребята, вы отгадали загадки о птицах. Давайте еще раз их назовем (воробей, сорока, снегирь, голубь, ворона, синица).

Как можно назвать, одним словом этих птиц? Почему?

Зимующие, потому что они не улетают в теплые края, а остаются зимовать у нас на Урале в городе Екатеринбурге.

Воспитатель:

Ребята, давайте хорошо рассмотрим этих птиц: Что у них разное?

Окраска, размер, что у них общего нам поможет схема. Внимательно на неё посмотрите и скажите, что есть у всех птиц?

- Есть туловище, голова, крылья, лапки, на голове - глаза и клюв, все части тела покрыты перьями.

Воспитатель:

Что птица делает клювом? - клюет.

- Что делает крыльями? - машет, летает.

- Для чего нужны лапки? - ходит, прыгает, держится, гребет...

(для закрепления, дети повторяют ответ хором.) Игра “Какой птички не стало? ”

На доске — четыре — пять картинок с изображением зимующих птиц. Воспитатель незаметно для детей убирает одну картинку и спрашивает:

Какой птички не стало? (дети отвечают).

Физминутка “Погреемся”.

Мы погреемся немножко, мы похлопаем в ладошки: Хлоп - хлоп - хлоп.Ножки тоже мы погреем, мы потопаем скорее:Топ - топ - топ.Мы согреем щеки, шею.

(медленно поглаживаем шею ладонями обеих рук сверху вниз в области горла; растирание щёк, постукивание кончиками пальцев). Рукавички мы наденем, не боимся мы метели, Да, да, да.

Воспитатель:

Вот и в лесу мы оказались, холодно, тихо. Зима заморозила птиц. Заколдовала, нам нужно помочь им, вы согласны, ребята? Пойдемте их искать.

Смотрите, ребята, сугроб. Сколько на нем снежинок? Надо на них подуть, чтобы они разлетелись и посмотреть, что под снегом.

Упражнение “Подуй на снежинки”. Дети дуют, снежинки разлетаются, а под ними файл с картинками. Вырабатываем длительный и плавный выдох.

Воспитатель:

Ребята, это зима заморозила птиц, превратила их в ледяные частички, если вы соедините их, то освободите птиц.

Игра “Собери птицу из частей” - “Филин”.

Дети собирают картинки зимующих птиц из частей целое. Правильно собрали, молодцы. Птиц мы освободили, стало весело в лесу. Ребята, расскажите, каких птиц вы собрали? Дети слушают стихи. “Воробей”, “Дятел”.

Игра: “Птичья столовая”

  • Воробей - хлебные крошки,
  • Снегирь - ягоды рябины и калины, семена шишек,
  • Синичка - любит сало,
  • Ворона. Сорока и голубь - всеядные.

Все птицы клюют зернышки, семечки, крошки. Зимой птицам трудно добывать корм. Как птицам зимой? Голодно. Вот мы будем подкармливать птиц, наше угощение положим им в кормушку.

Воспитатель: Ребята о каких птицах мы говорили? “Птицы, зимующие на Урале” Как сказать, одним словом? - “зимующие”. Мы приготовили для них угощение, сегодня во время прогулки будем их кормить. Я надеюсь, что вы всегда будете помнить, как трудно птицам зимой и будете им помогать.

Совместно с воспитателем изготовление аппликации “Кормушка для птиц”.

17.10.2016

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Зимующие птицы урала-Полезные птицы Урала.Интересные факты -

Прилетая, грачи поселяются в гнездовых колониях и принимаются за ремонт старых и постройку новых гнезд. Начало кладки яиц на Южном и Среднем Урале происходит обычно в последних числах апреля. Но у разных пар время размножения не совпадает, и поэтому только что отложенные яйца можно найти в мае и даже в июне.

Кладка начинается в первой трети мая (в горных районах кладка, как и прилет, запаздывает на несколько дней) и происходит почти одновременно у разных пар. Птенцы вылупляются около двадцатых чисел мая, вылетают, примерно, с середины июня. В равнинной части Южного Урала в течение лета у скворцов бывает два вывода птенцов.

После вылета птенцов скворцы собираются большими стаями по долинам рек. В горах через неделю после вылета птенцов скворцы отлетают в долины, а затем в равнинные районы, причем старые отлетают раньше молодых, которые иногда задерживаются до двух недель. На лугах равнинных районов скворцы держатся до конца сентября.

Зяблик — размером с воробья птичка. У самца верх головы и шея серые, спина каштановая, поясница и надхвостье зеленые, грудь и брюхо красновато-коричневые, на крыле большое белое пятно и поперечная белая полоска. Самка буроватосерая с зеленым надхвостьем и такими же, как у самца, белыми пятнами на крыльях.

kff.vilingstore.net