Анализ стихотворения А.А.Фета «Облаком волнистым. Анализ фет облаком волнистым


Анализ стихотворенияА.А.Фета Облаком волнистым | Универсальный образовательный портал UniverFiles.com

Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.Текстовое содержимое слайдов презентации:Презентация Анализ стихотворенияА.А.Фета «Облаком волнистым…» Подготовил ученик 10 класса ВМОУ «Первомайская сош»п.Первомайский Тамбовской областиХаляпин РоманУчитель Халяпина Л.Н. Анализ стихотворения А.ФетаОблаком волнистым… Фет проявляет себя превосходным мастером nоэтической миниатюры, одной из труднейших форм лирики: «При своей стихотворной работе... главное, стaраюсь не переходить трех, мнoгo четырех куплетов, увeренный, что если не удалось ударить по надлежащей струне, то надо искать другого момента вдохновения, а не исправлять промаха новыми усилиями». Одним из характерных образцов фетовской миниатюры является стихотворение «Облаком волнистым...» (1843), которое состоит всего из двух строф: Облаком волнистымПыль встает вдали;Конный или пеший –Не видать в пыли!Вижу: кто-то скачетНа лихом коне.Друг мой, друг далёкий,Вспомни обо мне!   1843 Как известно, А.А. Фет четко разделил жизнь и поэзию. «Не заноси же в мир святыни своих невольничьих тревог»,- в этом стихе из стихотворения «Добро и зло», пожалуй, и сформулировано его поэтическое кредо. Следуя ему, Фет писал всегда только о высоком и вечном: о природе, о любви и дружбе, об искусстве. Облаком волнистым… В этой пейзажной зарисовке нет деталей, представлен лишь общий вид. Такие обобщённые картины, без пристального вглядывания, характерны для раннего творчества А.А. Фета. В картине стихотворения «Облаком волнистым…» главенствуют неясность и нечёткость: «пыль», «не видать», «кто-то». Глубину чувства, охватившего лирического героя, подчёркивает сочетание пространственнoгo плана, данного в движении («Не видать в пыли! /Вижу: кто-то скачет...»), с временным планом, реализующимся в обращении к «другу далёкому». При этом переход пространственного плана во временной ocyществляется неожиданно, резко, своеобразным «скачком», который будоражит воображение читателя. В стихотворении «Облаком волнистым…» всего три эпитета. Первый из них - «волнистым» - в инверсии усиливает неясность, нечёткость, кроме того, задает мотив движения. Второй – «лихом» - этот мотив развивает, усиливает. Взгляд лирического героя сосредоточен на движущейся фигуре:Вижу: кто-то скачетНа лихом коне. Видимое здесь рождает воспоминания о «друге далёком». Появляется ещё один персонаж. Эпитет «далёком» усложняет художественное пространство. Более сложным и разветвлённым ощущается в этом стихотворении и художественное время. Воспоминания всегда связаны с прошлым. Таким образом, сознание лирического героя из настоящего  («встаёт», «вижу», «скачет» – глаголы настоящего времени)  переносится в прошлое, а затем и в будущее, поскольку глагол «вспомни» употреблён в будущем времени. Увидев всадника, герой вспоминает о друге и надеется на ответное воспомина

univerfiles.com

Анализ стихотворения А.А.Фета «Облаком волнистым

Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.Текстовое содержимое слайдов презентации:Презентация Анализ стихотворенияА.А.Фета «Облаком волнистым…» Подготовил ученик 10 класса ВМОУ «Первомайская сош»п.Первомайский Тамбовской областиХаляпин РоманУчитель Халяпина Л.Н. Анализ стихотворения А.ФетаОблаком волнистым… Фет проявляет себя превосходным мастером nоэтической миниатюры, одной из труднейших форм лирики: «При своей стихотворной работе... главное, стaраюсь не переходить трех, мнoгo четырех куплетов, увeренный, что если не удалось ударить по надлежащей струне, то надо искать другого момента вдохновения, а не исправлять промаха новыми усилиями». Одним из характерных образцов фетовской миниатюры является стихотворение «Облаком волнистым...» (1843), которое состоит всего из двух строф: Облаком волнистымПыль встает вдали;Конный или пеший –Не видать в пыли!Вижу: кто-то скачетНа лихом коне.Друг мой, друг далёкий,Вспомни обо мне!   1843 Как известно, А.А. Фет четко разделил жизнь и поэзию. «Не заноси же в мир святыни своих невольничьих тревог»,- в этом стихе из стихотворения «Добро и зло», пожалуй, и сформулировано его поэтическое кредо. Следуя ему, Фет писал всегда только о высоком и вечном: о природе, о любви и дружбе, об искусстве. Облаком волнистым… В этой пейзажной зарисовке нет деталей, представлен лишь общий вид. Такие обобщённые картины, без пристального вглядывания, характерны для раннего творчества А.А. Фета. В картине стихотворения «Облаком волнистым…» главенствуют неясность и нечёткость: «пыль», «не видать», «кто-то». Глубину чувства, охватившего лирического героя, подчёркивает сочетание пространственнoгo плана, данного в движении («Не видать в пыли! /Вижу: кто-то скачет...»), с временным планом, реализующимся в обращении к «другу далёкому». При этом переход пространственного плана во временной ocyществляется неожиданно, резко, своеобразным «скачком», который будоражит воображение читателя. В стихотворении «Облаком волнистым…» всего три эпитета. Первый из них - «волнистым» - в инверсии усиливает неясность, нечёткость, кроме того, задает мотив движения. Второй – «лихом» - этот мотив развивает, усиливает. Взгляд лирического героя сосредоточен на движущейся фигуре:Вижу: кто-то скачетНа лихом коне. Видимое здесь рождает воспоминания о «друге далёком». Появляется ещё один персонаж. Эпитет «далёком» усложняет художественное пространство. Более сложным и разветвлённым ощущается в этом стихотворении и художественное время. Воспоминания всегда связаны с прошлым. Таким образом, сознание лирического героя из настоящего  («встаёт», «вижу», «скачет» – глаголы настоящего времени)  переносится в прошлое, а затем и в будущее, поскольку глагол «вспомни» употреблён в будущем времени. Увидев всадника, герой вспоминает о друге и надеется на ответное воспоминание.

univerfiles.com

Сравнительный анализ стихотворений А. А. Фета “Чудная картина…” и “Облаком волнистым…”

Чудная картина, Облаком волнистым

Как ты мне родна: Пыль встает вдали;

Белая равнина, Конный или пеший –

Полная луна, Не видать в пыли!

Свет небес высоких, Вижу: кто-то скачет

И блестящий снег, На лихом коне.

И саней далеких Друг мой, друг далекий,

Одинокий бег. Вспомни обо мне!

1842 1843

Как известно, А. А. Фет четко разделил жизнь и поэзию. “Не заноси же в мир святыни своих невольничьих тревог”,- в этом стихе из стихотворения “Добро и зло”, пожалуй, и сформулировано его поэтическое кредо. Следуя ему, Фет писал всегда только о высоком и вечном: о природе, о любви и дружбе, об искусстве.

Стихотворения “Чудная картина…” и “Облаком волнистым…” о природе. В этих пейзажных зарисовках нет деталей, представлен лишь общий вид. Такие обобщенные картины, без пристального вглядывания, характерны для раннего творчества А. А. Фета. Но в стихотворении “Чудная картина…” изображение ясное и четкое: употреблены конкретные существительные “равнина”, “луна”, “сани”. Причем, во второй строфе возникает повтор-перифраз: “белая равнина” – “блестящий снег”, “луна” – “свет небес”. Выразительность и четкость изображения усилены контрастным цветовым рядом: снег и силуэт саней на нем – ночное небо и диск луны на нем. Такую картину очень легко представить. В картине стихотворения

“Облаком волнистым…”, напротив, главенствуют неясность и нечеткость: “пыль”, “не видать”, “кто-то”. В стихотворении “Чудная картина…” эпитет – основное изобразительное средство, эпитеты определяют и взгляд, и отношение лирического героя. Эпитеты “высоких”, “далеких”, “полная” подчеркивают безграничность пространства, взгляд лирического героя охватывает все изображенное. Умиротворенно-любовное состояние выражено с помощью оценочных эпитетов “чудная”, “родна”. В стихотворении “Облаком волнистым…” всего три эпитета. Первый из них – “волнистым” – в инверсии усиливает неясность, нечеткость, кроме того, задает мотив движения. Второй – “лихом” – этот мотив развивает, усиливает. Взгляд лирического героя сосредоточен на движущейся фигуре:

Вижу: кто-то скачет

На лихом коне.

Видимое здесь рождает воспоминания о “друге далеком”. Появляется еще один персонаж. Эпитет “далеком” усложняет художественное пространство. Более сложным и разветвленным ощущается в этом стихотворении и художественное время. Воспоминания всегда связаны с прошлым. Таким образом, сознание лирического героя из настоящего переносится в прошлое, а затем и в будущее, поскольку глагол “вспомни” употреблен в будущем времени. Увидев всадника, герой вспоминает о друге и надеется на ответное воспоминание. Лирическое “Я” стихотворения “Чудная картина…” существует только в настоящем. В этом стихотворении нет ни одного глагола. Настоящее время передается назывными предложениями и составным именным сказуемым с нулевой связкой: “Как ты мне родна…”. Мотив пути отчетливо проявляется лишь к концу стихотворения:

И саней далеких

Одинокий бег.

Мотив пути, движения и в том и в другом стихотворении задан и хореем, правда, в стихотворении “Облаком волнистым…” движение более ощутимо, более динамично благодаря глаголам движения “встает”, “скачет”. В двух последних стихах внешнее движение сменяется внутренним – движением мысли, чувства, памяти. И мотив памяти звучит сильнее, чем мотив пути.

Стихотворение “Чудная картина…” – это одно сложное синтаксическое целое; так передано целостное восприятие природы, взаимосвязь с окружающим миром, в котором важно все. Ощущение целостности, гармонии, одинаково любовного восприятия всего окружающего усиливается синтаксическим параллелизмом : “чудная картина”, “белая равнина”, “полная луна”, “блестящий снег”, “одинокий бег”. Присутствие живых существ в этом безмолвном белом пространстве, равно как и мотив пути, вводится инверсией: “И саней далеких…”. Кроме того, единственное предложение – по цели высказывания повествовательное, что также передает спокойное, умиротворенное состояние лирического героя. Это спокойствие и умиротворение не может поколебать даже восклицательная частица “как”; она лишь добавляет толику восхищения, спокойного внутреннего восхищения, для которого не требуется какого-то особого внешнего выражения. Стихотворение “Облаком волнистым…” состоит из трех предложений, два из которых восклицательные, одно из восклицательных – побудительное. Это создает настроение тревожно-ностальгическое, подчеркнутое и рифмовкой: первая и третья строки каждой строфы не рифмуются.

Композиции одинаковы: каждое стихотворение состоит из двух строф, каждая строфа из четырех стихов. Но все сказанное ранее подводит к выводу: они написаны с разной целью. Создавая стихотворение “Чудная картина…”, поэт хотел показать красоту и очарование зимней ночи, наполняющей душу лирического героя спокойной любовью и умиротворением. А стихотворение “Облаком волнистым…” призвано пробудить воспоминания о близком человеке. Обращения усиливают это идейное различие. В первом стихотворении это обращение к природе:

Чудная картина,

Как ты мне родна…

Во втором – это обращение к близкому человеку:

Друг мой, друг далекий,

Вспомни обо мне.

Перечень основных вопросов, которые необходимо задать учащимся на уроке по сравнительному анализу стихотворений А. А. Фета “Чудная картина…” и “Облаком волнистым…”:

О чем каждое стихотворение? На этих картинах представлен общий вид или детали? В каком стихотворении окружающий мир изображен более ясно и четко? Как достигается ясность и четкость изображения? Какие слова подчеркивают неясность, нечеткость изображения в другом стихотворении? В каком стихотворении цветовой ряд помогает представить словесную картину? В каком из стихотворений основным изобразительным средством является эпитет? Каково назначение эпитетов и в одном, и в другом стихотворении? В каком стихотворении взгляд лирического героя сосредоточен на определенном предмете, а в каком охватывает всю картину? В каком стихотворении лирический герой связан только с настоящим, а в каком художественное время кажется более сложным? В чем это проявляется? Какие мотивы ощущаются в каждом стихотворении? Какой мотив задан стихотворным размером? Каким чувством и настроением проникнуто каждое стихотворение? Какими средствами это настроение выражено?

А) Из скольких предложений состоит каждое стихотворение?

Б) Каковы эти предложения по цели высказывания и по эмоциональной окраске?

В) В каком стихотворении настроение выражено и с помощью синтаксического параллелизма?

Г) Какая рифмовка в каждом стихотворении?

10.Какова идея каждого стихотворения? Как помогают выразить основную мысль обращения?

Ответы на эти вопросы фиксируются в таблице.

” Чудная картина. ..”

” Облаком волнистым. ..”

Ясность, четкость изображения:“равнина”, “луна”, “сани” – конкретные сущ.

Изображение неясно, нечетко:“пыль”, “не видать”, “кто-то”.

Зима, лунная ночь.

Вероятно, лето, день.

Цветовой ряд: желтый диск луны на темном ночном небе, черный силуэт конного экипажа на белом снегу.

Цвет, может быть, серый.

Основное изобразительное средство – эпитет: “белая”, “блестящий” – рисующие; “чудная”, “родна” – оценочные; “высоких”, “далеких”, “полная” – пространственные.

“Волнистым” – задает и нечеткость изображения, и мотив пути; “лихом” – усиливает мотив пути; “далекий” – усложняет пространство и время.

Повтор-перифраз: 1 строфа – “белая равнина”, 2 строфа – “снег”; 1 строфа – “луна”, 2 строфа – “свет небес”.

Взгляд лирического героя охватывает все изображенное – пространство огромное.

Взгляд лирического героя сосредоточен на движущейся фигуре.

Лирический герой связан только с настоящим, поглощен видимой картиной.

Видимое побуждает вспомнить о “друге далеком” .

Мотив пути проявляется в конце стихотворения: “бег”. Написано хореем, размером, передающим движение, динамику. Нет ни одного глагола.

Мотив пути сменяется мотивом памяти. Хорей передает внешнее и внутреннее движение.

Состоит из одного предложения – целостность восприятия, гармония с окружающим миром.

Состоит из трех предложений – нет целостности: одно выдвигается на первый план, другое отодвигается.

Повествовательное невосклицательное предложение выражает спокойное, умиротворенное настроение.

Два предложения восклицательные, одно из них побудительное – тревожное настроение, переходящее в ностальгическое.

Синтаксический параллелизм : “чудная картина”, “белая равнина”, “полная луна”, “блестящий снег”, “одинокий бег”.

Стихотворение состоит из двух строф, по четыре стиха в каждой. Рифмовка перекрестная, рифма точная.

Состоит из двух строф, по четыре стиха в каждой. Рифмовка условно-перекрестная, так как первая и третья строчки каждой строфы не рифмуются.

Идея – показать красоту и очарование зимней ночи.Обращение к природе – “чудная картина”.

Идея – пробудить воспоминания о близком человеке.Обращение к человеку – “друг мой, друг далекий” – повторяется дважды.

home-task.com

Сравнительный анализ стихотворений А.А. Фета «Чудная картина…» и «Облаком волнистым…». на Сёзнайке.ру

 

Чудная картина,                                Облаком волнистым

Как ты мне родна:                             Пыль встает вдали;

Белая равнина,                                   Конный или пеший –

Полная луна,                                      Не видать в пыли!

Свет небес высоких,                          Вижу: кто-то скачет

И блестящий снег,                             На лихом коне.

И саней далеких                                 Друг мой, друг далекий,

Одинокий бег.                                   Вспомни обо мне!

1842                                                                                                        1843

Как известно, А.А. Фет четко разделил жизнь и поэзию. «Не заноси же в мир святыни своих невольничьих тревог»,- в этом стихе из стихотворения «Добро и зло», пожалуй, и сформулировано его поэтическое кредо. Следуя ему, Фет писал всегда только о высоком и вечном: о природе, о любви и дружбе, об искусстве.

Стихотворения «Чудная картина…» и «Облаком волнистым…» о природе. В этих пейзажных зарисовках нет деталей, представлен лишь общий вид. Такие обобщенные картины, без пристального вглядывания, характерны для раннего творчества А.А. Фета. Но в стихотворении «Чудная картина…» изображение ясное и четкое: употреблены конкретные существительные «равнина», «луна», «сани». Причем, во второй строфе возникает повтор-перифраз: «белая равнина» - «блестящий снег», «луна» - «свет небес». Выразительность и четкость изображения усилены контрастным цветовым рядом: снег и силуэт саней на нем - ночное небо и диск луны на нем. Такую картину очень легко представить. В картине стихотворения «Облаком волнистым…», напротив, главенствуют неясность и нечеткость: «пыль», «не видать», «кто-то». В стихотворении «Чудная картина…» эпитет – основное изобразительное средство, эпитеты определяют и взгляд, и отношение лирического героя. Эпитеты «высоких», «далеких», «полная» подчеркивают безграничность пространства, взгляд лирического героя охватывает все изображенное. Умиротворенно-любовное состояние выражено с помощью оценочных эпитетов «чудная», «родна». В стихотворении «Облаком волнистым…» всего три эпитета. Первый из них - «волнистым» - в инверсии усиливает неясность, нечеткость, кроме того, задает мотив движения. Второй – «лихом» - этот мотив развивает, усиливает. Взгляд лирического героя сосредоточен на движущейся фигуре:

Вижу: кто-то скачет

На лихом коне.

Видимое здесь рождает воспоминания о «друге далеком». Появляется еще один персонаж. Эпитет «далеком» усложняет художественное пространство. Более сложным и разветвленным ощущается в этом стихотворении и художественное время. Воспоминания всегда связаны с прошлым. Таким образом, сознание лирического героя из настоящего  («встает», «вижу», «скачет» – глаголы настоящего времени)  переносится в прошлое, а затем и в будущее, поскольку глагол «вспомни» употреблен в будущем времени. Увидев всадника, герой вспоминает о друге и надеется на ответное воспоминание. Лирическое «Я» стихотворения «Чудная картина…» существует только в настоящем. В этом стихотворении нет ни одного глагола (прием «безглагольности» - художественное открытие А.А. Фета, вызвавшее немало разноречивых откликов у его современников). Настоящее время передается  назывными предложениями и составным именным сказуемым с нулевой связкой: «Как ты мне родна…». Мотив пути отчетливо проявляется лишь к концу стихотворения:

И саней далеких

Одинокий бег.

Мотив пути, движения и в том и в другом стихотворении задан и хореем, правда, в стихотворении «Облаком волнистым…» движение более ощутимо, более динамично благодаря глаголам движения «встает», «скачет». В двух последних стихах внешнее движение сменяется внутренним - движением мысли, чувства, памяти. И мотив памяти звучит сильнее, чем мотив пути.

Стихотворение «Чудная картина…» - это одно сложное синтаксическое целое; так передано целостное восприятие природы, взаимосвязь с окружающим миром, в котором важно все. Ощущение целостности, гармонии, одинаково любовного восприятия всего окружающего усиливается синтаксическим параллелизмом (прилагательное + существительное): «чудная картина», «белая равнина», «полная луна», «блестящий снег», «одинокий бег». Присутствие живых существ в этом безмолвном белом пространстве, равно как и мотив пути, вводится инверсией: «И саней далеких…». Кроме того, единственное предложение - по цели высказывания повествовательное, что также передает спокойное, умиротворенное состояние лирического героя. Это спокойствие и умиротворение не может поколебать даже восклицательная частица «как»; она лишь добавляет толику восхищения, спокойного внутреннего восхищения, для которого не требуется какого-то особого внешнего выражения. Стихотворение «Облаком волнистым…» состоит из трех предложений, два из которых восклицательные, одно из восклицательных – побудительное. Это создает настроение тревожно-ностальгическое, подчеркнутое и рифмовкой: первая и третья строки каждой строфы не рифмуются.

Композиции одинаковы: каждое стихотворение состоит из двух строф, каждая строфа из четырех стихов. Но все сказанное ранее подводит к выводу: они написаны с разной целью. Создавая стихотворение «Чудная картина…», поэт хотел показать красоту и очарование зимней ночи, наполняющей душу лирического героя спокойной любовью и умиротворением. А стихотворение «Облаком волнистым…» призвано пробудить воспоминания о близком человеке. Обращения  усиливают это идейное различие. В первом стихотворении это обращение к природе:

Чудная картина,

Как ты мне родна…

Во втором – это обращение к близкому человеку:

Друг мой, друг далекий,

Вспомни обо мне.

  1. О чем каждое стихотворение?
  2. На этих картинах представлен общий вид или детали?
  3. В каком стихотворении окружающий мир изображен более ясно и четко? Как достигается ясность и четкость изображения? Какие слова подчеркивают неясность, нечеткость изображения в другом стихотворении?
  4. В каком стихотворении цветовой ряд помогает представить словесную картину?
  5. В каком из стихотворений основным изобразительным средством является эпитет? Каково назначение эпитетов и в одном, и в другом стихотворении?
  6. В каком стихотворении взгляд лирического героя сосредоточен на определенном предмете, а в каком охватывает всю картину?
  7. В каком стихотворении лирический герой связан только с настоящим, а в каком художественное время кажется более сложным? В чем это проявляется?
  8. Какие мотивы ощущаются в каждом стихотворении? Какой мотив задан стихотворным размером?
  9. Каким чувством и настроением проникнуто каждое стихотворение? Какими средствами это настроение выражено?

А) Из скольких предложений состоит каждое стихотворение?

Б) Каковы эти предложения по цели высказывания и по эмоциональной окраске?

В) В каком стихотворении настроение выражено и с помощью синтаксического параллелизма?

Г) Какая рифмовка в каждом стихотворении?

10.Какова идея каждого стихотворения? Как помогают выразить основную мысль обращения?

 

 

Ответы на эти вопросы фиксируются в таблице.

«Чудная картина…»

«Облаком волнистым…»

Ясность, четкость изображения:«равнина», «луна», «сани» – конкретные сущ.

Изображение неясно, нечетко:«пыль», «не видать», «кто-то».

Зима, лунная ночь.

Вероятно, лето, день.

Цветовой ряд: желтый диск луны на темном ночном небе, черный силуэт конного экипажа на белом снегу.

Цвет, может быть, серый.

Основное изобразительное средство – эпитет: «белая», «блестящий» – рисующие; «чудная», «родна» – оценочные; «высоких», «далеких», «полная» – пространственные.

«Волнистым» - задает и нечеткость изображения, и мотив пути; «лихом» - усиливает мотив пути; «далекий» - усложняет пространство и время.

Повтор-перифраз: 1 строфа – «белая равнина», 2 строфа – «снег»; 1 строфа – «луна», 2 строфа – «свет небес».

 

Взгляд лирического героя охватывает все изображенное – пространство огромное («высоких», «далеких», «полная»).

Взгляд лирического героя сосредоточен на движущейся фигуре («кто-то скачет»).

Лирический герой связан только с настоящим, поглощен видимой картиной.

Видимое  («встает», «вижу», «скачет» – глаголы настоящего времени)  побуждает вспомнить  (прошлое – «вспомни» - будущее) о «друге далеком» (еще один персонаж – «друг», еще одно пространство – «далекий»).

Мотив пути проявляется в конце стихотворения: «бег». Написано хореем, размером, передающим движение, динамику. Нет ни одного глагола.

Мотив пути («встает», «скачет») сменяется мотивом памяти (я помню о тебе, и ты вспомни обо мне). Хорей передает внешнее и внутреннее движение.

Состоит из одного предложения – целостность восприятия, гармония с окружающим миром.

Состоит из трех предложений – нет целостности: одно выдвигается на первый план, другое отодвигается.

Повествовательное невосклицательное предложение выражает спокойное, умиротворенное настроение.

Два предложения восклицательные, одно из них побудительное – тревожное настроение, переходящее в ностальгическое.

Синтаксический параллелизм (прилагательное + существительное): «чудная картина», «белая равнина», «полная луна», «блестящий снег», «одинокий бег».

 

Стихотворение состоит из двух строф, по четыре стиха в каждой. Рифмовка перекрестная, рифма точная.

Состоит из двух строф, по четыре стиха в каждой. Рифмовка условно-перекрестная, так как первая и третья строчки каждой строфы не рифмуются.

Идея – показать красоту и очарование зимней ночи.Обращение к природе – «чудная картина».

Идея – пробудить воспоминания о близком человеке.Обращение к человеку – «друг мой, друг далекий» - повторяется дважды.

 

www.seznaika.ru