Фламберг – пламенеющий клинок. Меч волнистый


Фламберг - пламенеющий клинок | Сайга 12.ru

Меч символизирует силу, власть, достоинство, лидерство, высшую справедливость, свет, мужество, бдительность. На метафизическом уровне он олицетворяет всепроникающий разум, силу интеллекта, проницательность.Обоюдоострый меч — важный образ божественной мудрости и правды. В буддизме меч воспринимается как оружие мудрости, отсекающее невежество. Вишну часто изображали с огненным мечом познания в руках.Во многих мифологиях меч имеет амбивалентное значение, в котором, в основном, противопоставляется жизнь и смерть. Меч разделяет и отделяет — душу от тела, небо от земли. В некоторых традициях меч служит мостом в другой мир (например, мост Чинват в Древнем Иране).И в то же время состоящий из лезвия и рукояти, меч является символом соединения, союза, особенно если принимает форму креста. Пожалованием меча сопровождалось принятие в рыцарское братство; положив руку на меч, произносили клятвы, обусловливавшие жизнь или, в случае их нарушения, смерть. Культ меча особенно заметен в японской традиции и у рыцарей Средневековья .Меч известен как символ жизненной силы и атрибут бога войны. Меч может отождествляться с молнией богов-громовержцев (священный меч Сусаноо, сверкающий меч Яхве, меч-молния Индры, пламенеющий меч Вишну).Меч облечен магической властью отражать силы тьмы. Часто огромный, изготовленный из небесного огня, он служит оружием богов Солнца и культурных героев, которые с его помощью сражаются с чудовищами (Мардук, разрубающий Тиамат; архангел Михаил, мечом повергающий Люцифера). Меч часто защищает девственницу от хтонического чудовища (Персей и Андромеда, святой Георгий).При изготовлении этого грозного оружия использовались тайные знания и навыки, благодаря чему мечи наделялись сверхъестественными свойствами. Отсюда и многочисленные легенды о волшебных мечах, таких, как Экскалибур — меч короля Артура.Меч западного типа, с его прямым лезвием, благодаря своей форме служит мужским, солнечным символом. Восточный меч, будучи изогнутым, представляет собой женское, лунное начало.

В истории существует несколько видов мечей, различных по своему виду и происхождению, но известных практичсеки всем, кто в той или иной степени интересуеться историей. Это катана, палаш, шашака, шпага, ятаган и конечно пламенеющий клинок.

Фламберг - Пламенеющий клинок

Пламенеющий клинок – история появленияЕщё во времена первых крестовых походов рыцари-крестоносцы познакомились с имевшими искривленный клинок образцами оружия Северной Африки и Святой земли — ятаганами. Чуть позже, во время походов Чингиз-хана, в Европу попала и лёгкая монгольская сабля. При этом было отмечено, что искривленные клинки обладают большей поражающей способностью, нежели прямой меч того же веса. Однако широкого распространения в Европе оружие с изогнутым клинком не получило. Мощность удара меча была выше, чем у сабли, а стальной доспех был для лёгких сабель практически непреодолим. А попытки выковать саблю, сравнимую по мощности удара с тяжёлым мечом, успеха не имели — резко снижалась прочность клинка.Тем не менее, к XIV-XV векам развитие металлургии и параметры рыцарской брони сделали рубящий меч почти бесполезным. К концу XV века появилась мысль вместо единого изогнутого клинка сделать клинок волнового типа, с несколькими изгибами. Однако как полноценное боевое оружие, «пламенеющий меч» или фламберг появился лишь в середине XVI века, в Германии (предположительно — в Южной).

Фламберг - Пламенеющий клинок

Принцип действияОсновным преимуществом конструкции фламберга в сравнении с обычным мечом являлось существенное уменьшение поражающей поверхности при контакте с мишенью. Таким образом, благодаря тяжести меча и изгибам клинка, значительно усиливался удельный разрушительный эффект на единицу площади — выгнутая кромка имела лучшие рубящие свойства за счет концентрации ударного воздействия клинка. То есть, во фламберге сочетались эффективность кривого меча с привычной для европейцев прямой формой клинка.

Вряд ли многие имеют представление об этом оружии, которое больше похоже на сказочное, созданное фантазией оружейных мастеров, оружие. Клинки этих ножей похожи на языки пламени причудливой формы. Эти ножи называют флабержами или фламбергами, от слова “flame” – пламя. Пик популярности пламенеющих клинков пришелся на шестнадцатые  – семнадцатые столетия. Особенно распространены они были в западной Европе.

В дохристианской эпохе воины отдавали предпочтения именно подобным коротким мечам. Например, немецкие наемники-ландскнехты имели фламберги в качестве подспорья к своим огромным двуручным мечам – эспадонам. Но дело конечно не в изощренной фантазии мастеров оружейников. Подобная искривленная форма клинка имела более высокие рубящие функции, чем у обычных прямых клинков. Они гораздо глубже проникали в рану, за счет остроты в поперечном сечении лезвия клинка и его малом треугольном разрезе. И чем сильнее кривизна клинка, тем сильнее по силе наносился удар. Фламберги по рубящим свойствам мало уступали даже кривым саблям. Фламберг также давал ряд преимуществ в оборонительном положении, поскольку при отражении атаки клинок соперника задерживался на волнах, не опускаясь до перекрестья меча.

В шестнадцатом столетии популярность пламенеющих клинков несколько упала, так как разрубить крепкие доспехи ими практически не реально. Но благодаря изменению острия клинка, которое стало напоминать штыкообразную форму, фламберги вновь стали востребованы. Семнадцатые и восемнадцатые века стали для пламенеющих клинков поворотными. Теперь они были востребованы более для наемных убийц, чем для открытых схваток. Колющий удар фламбергом был довольно опасен, так как рана нанесенная кривым клинком, превышала ширину клинка в несколько раз.

Из-за этого фламберги получили репутацию – негуманного оружия. Но, тем не менее, популярность пламенеющих клинков от этого отнюдь не упала. Наоборот его стремились приобрести в первую очередь, как конные и пешие воины, так и разбойники всех мастей. Массовым оружие не стало только лишь потому, что создавать фламберг гораздо сложнее, чем обычный прямой клинок. Мастера для придания  волнистой формы использовали горячую ковку более высококачественной стали, чем, например, которая использывалась  для изготовления прямых мечей, сабель или шпаг.

Такая сталь была дороже и имела большую трудоемкость при создании ножа или кривого короткого меча. Высококачественная сталь требовалось для того чтобы прочность кривого клинка оставалась высокой. Настоящий качественный пламенеющий клинок изготовлялся в течение длительного времени, которое исчислялось не неделями и месяцами, а годами.

Но со временем именитые мастера оружейники ушли в прошлое. Массовое изготовление стандартных сабель, шпаг, палашей более не требовало такого качества, которое достигалось годами, именно из-за своей массовой востребованности. С развитием огнестрельного оружия знаменитые пламенеющие клинки стали полным анахронизмом. Вместе с ними в прошлое ушло и мастерство изготовления настоящих качественных клинков.

Фламберг - Пламенеющий клинок

Загрузка...

sayga12.ru

Фламберг | WeaponHistory

ФламбергФламберг (в оригинале звучит как flamberge) – являет собою тип меча, с оригинальным клинком который был не ровной, а волнистой формы (также в литературе встречается название «пламенеющий» клинок). Волнообразное лезвие меча, как считалось, придавал данному мечу дополнительные «пламенные» характеристики. Если же по сути разобраться, то данная модель клинка в большей мере играла чисто декоративную роль, но не взирая на это, были и те характерные черты у данного клинка, которые хорошо помогали в бою. Данный меч в литературе можно встретить также именуемым как «волнистый меч» либо «огненный меч».

При отбивании ударов, в клинок оппонента передавались неприятные вибрации. Данные вибрации приводили к замедлению контактов между мечами, так как каждое волнистое сечение приводило к дополнительному трению.

Слово «фламберг» неверно использовались в кругу коллекционеров и музеев по отношению к клинку, который исторически сформировал свое название как фламбард и фламмард.

Фламбард, фламмард, и фламменшверт

ФламбергНазвания «фламбард» как и «фламмард» подразумевают «огненный клинок» и имеют в виду стандартное режущее лезвие, которое было выковано с краями в виде волн. Слово «фламменшверт» немецкого происхождения, его можно перевести как «пылающий меч». Данное название подразумевает под собой, не только сам клинок, в отличии от фламбарда и фламмарда. Данные «огненные» мечи зачастую были выполнены в форме обычного двуручного меча, или как его называли цвайхандера. Данный меч обладал невероятно длинным эфесом, как в прочем, и клинком, подобно длинной пяте клинка, он был защищен рядом «parrierhaken», что можно перевести как «парирующие края», иногда в литературе их называют «кабаньи клыки». Данная верхняя гарда служила защитой для владельца во время того как он держал пяту клинка. Эксплуатированный в период XVI столетия ландскнехтами, бихандер довольно успешно применялся в тактике ведения боя под названием «квадрат пик». Тут бихандер использовали для обороны высоко-почтенных особей. Охраняли их хорошо обученные фехтовальному делу воины, которых именовали «doppelsoldner» (что дословно можно перевести как двойные наемники), это название было получено ими за то, что они получали удвоенное жалование. Вероятно, также и то что еще одним применением и плюсом волнистого клинка была хорошая эффективность в атаке деревянных древков пик оппонента, при помощи волнистых краев воин с легкостью мог отрубить наконечник пик, тем самым делая ее сравнительно не опасной. Точно не установлено, имели ли волнистые мечи фламберги намного большую или меньшую режущую, колющую или рубящую способность против людей. Аналогично, вероятно, и то, что модель клинка в виде волн не придавала ему существенную уязвимость или силу. Но в то же время следует заметить и то, что у волнистого клинки, сочетается большая режущая площадь, чем у обычного меча, и меньшая масса клинка. Возможно, и была какая-то причина практического характера для использования данного меча. Также стоит заметить, что данный меч был весьма труден в изготовлении, и большое количество  двуручных фламбергов изготавливались, хотя бы, с небольшой областью клинка, имеющей волнистую форму.

Красивый вид меча, что позже вошел в моду, породил более большой и тяжелый церемониальный экземпляр, так называемый paradeschwerter (что можно перевести как «парадный меч»).

weaponhistory.com

Фламберг - это... Что такое Фламберг?

Одноручный фламберг (справа) с рапирной гардой Дешёвый фламберг с классической двуручной гардой, переделанный из меча с прямым клинком при помощи особой заточки

Фла́мберг (нем. Flamberge, от нем. Flamme — пламя, также встречаются офранцуженный вариант транскрипции Фламберж) — двуручный (реже — одноручный или полуторный) меч с клинком волнистой (пламевидной) формы.

Применялся в Европе (в особенности в Швейцарии и Германии) в XV—XVII веках.

История появления

Появление такого оружия, как фламберг, имело ряд предпосылок. Ещё во времена первых крестовых походов рыцари-крестоносцы познакомились с имевшими искривленный клинок образцами оружия Северной Африки и Святой земли — саблями. Чуть позже, во время походов Чингиз-хана, в Европу попала и лёгкая монгольская сабля. При этом было отмечено, что искривленные клинки обладают большей поражающей способностью, нежели прямой меч того же веса. Однако широкого распространения в Европе оружие с изогнутым клинком не получило. Тому имелся целый ряд причин. Во-первых, мощность удара тяжёлого рубящего меча была выше, чем у лёгкой сабли, и качественный стальной доспех был для сабель практически непреодолим. А попытки европейских оружейников выковать саблю, сравнимую по мощности удара с тяжёлым мечом, успеха не имели — резко снижалась прочность клинка (турецкие оружейники отчасти вышли из положения, оснастив клыч и палу (гаддарэ) массивной елманью). Кроме того, к этому времени в западно-европейской фехтовальной школе начали появляться колющие приёмы, для нанесения которых сабля была пригодна куда меньше, чем меч. Также оказывал влияние тот факт, что бои часто велись в узком пространстве (улочки городов, дома, замки), что не позволяло в полной мере пользоваться преимуществами сабли.

Однако к XIV—XV векам развитие металлургии и параметры рыцарской брони сделали рубящий меч на поле боя почти бесполезным (для пробития брони требовалось нанести 3—5 рубящих ударов, а это возможно только в бою один на один). Оружейники начали активно искать выход из ситуации — к примеру, в создании колющего «бронебойного» меча типа панцербрехера, и таких типов оружия, как эсток и кончар. В Европе и Азии началось распространение бронебойных топоров — клевцов и чеканов. Кроме того, в противоборстве с латниками начала усиливаться роль копий и ударно—раздробляющего оружия. К примеру, русские ратники предпочитали применять против тяжеловооружённых рыцарей рогатины и совни, а также булавы—шестопёры с высокой эффективностью удара (использовались, впрочем, и клевцы). Табориты расправлялись с рыцарями при помощи боевых цепов. Периодически возвращались и к идее искривлённого клинка — так, в частности, появился гросс-мессер. К концу XV века появилась мысль вместо единого изогнутого клинка сделать клинок волнового типа, с несколькими изгибами. Однако как полноценное боевое оружие, фламберги появились лишь в середине XVI века, в Германии (предположительно — в Южной).

Устройство

Фламберг представлял собой двуручный (реже — одноручный или полуторный) меч с клинком, имеющим ряд последовательных противофазных изгибов. Боевое оружие чаще всего имело изгибы лишь на две трети своей длины от гарды — конец клинка оставался прямым и служил для нанесения как рубящих, так и колющих ударов, как обыкновенный меч (это особо относилось к двуручным образцам, требующим больших тренировок и силы удара). По всей длине клинка лезвие затачивалось, при этом «волны» клинка чуть отгибали (разводили), как у пилы.

Часто помимо основной гарды, служившей для защиты кистей рук воина, фламберги имели и малую волнистую гарду, расположенную перед основной и служившую для перехвата клинка противника. Чаще всего её крепили под углом в 45 градусов для увеличения захватывающего эффекта. Между гардами размещалось рикассо.

Мечи-фламберги были сложны в изготовлении и отличались дороговизной. Поэтому, кроме настоящих, дорогих фламбергов, у которых был изогнут сам клинок, существовали также дешёвые фламберги, переделанные из прямых мечей путем особой заточки клинка до волнистого состояния. Общая длина фламберга достигала 1,5 м, рукоять покрывалась материей или кожей. Масса двуручного фламберга составляет около четырех килограммов[источник не указан 290 дней].

Принцип действия

Изображение фламберга, помещённое в первом издании книги Ричарда Ф. Бертона «Книга мечей», 1884

Основным преимуществом конструкции фламберга в сравнении с обычным мечом являлось существенное уменьшение поражающей поверхности при контакте с мишенью. Таким образом, благодаря тяжести меча и изгибам клинка, значительно усиливался удельный разрушительный эффект на единицу площади — выгнутая кромка имела лучшие рубящие свойства за счет концентрации ударного воздействия клинка. То есть, во фламберге сочетались эффективность кривого меча с привычной для европейцев прямой формой клинка.

Выступающие участки волн первыми касались цели, что повышало шанс прорубить жесткую поверхность. Добавочным фактором являлось то, что в большинстве случаев рубящая грань не перпендикулярна разрубаемой поверхности, что повышало эффективность рубки нежестких объектов. Кроме того, обратный ход волнистого «пламенеющего» лезвия давал вполне очевидный эффект пилы, рассекая поражаемую поверхность.

Колющий удар фламбергом причинял противнику значительно более тяжелую рану, нежели удар обычным клинком. Из-за особенностей заточки клинка, раны, нанесенные фламбергом, практически не заживали. Эффект фламберга заключался, прежде всего, в том, что при последовательном прохождении («прорезке») сквозь тело жертвы, волны оставляли рваную рану с несколькими параллельными разрезами внутри неё, которые, с учетом уровня средневековой медицины, почти всегда воспалялись, вызывая гангрену. Данный эффект действовал примерно до первой трети ширины раны, то есть до окончания собственно зоны волнообразной заточки. При этом, чем большую амплитуду волн имел клинок фламберга, тем сильнее проявлялись эти свойства.

По тем же причинам фламберг вообще давал очень широкую колотую рану — эффективная ширина раны, равная расстоянию между крайними точками лезвия на противофазных волнах, в полтора-два раза больше фактической ширины лезвия. Кроме того, за счет волнистой формы «пламевидный» клинок в некотором роде самоориентируется в направлении наименьшего сопротивления и реже застревает между рёбрами жертвы (однако при жестком удержании рукояти меча это свойство почти исчезает). Наконец, скругленная форма «волн» лезвия препятствовала застреванию клинка в теле жертвы и позволяла совместить акт извлечения с актом расчленения.

Фламберг также давал ряд преимуществ в оборонительном положении, поскольку при отражении атаки клинок соперника задерживался на волнах, не опускаясь до перекрестья меча.

Вместе с тем, фламберг имел и ряд недостатков. В частности, клинок фламберга обладал меньшей жёсткостью и бо́льшим весом: клинок приходилось делать бо́льшей (в сравнении с прямым мечом) толщины, так как объективно он имел довольно узкое лезвие. Волнообразная форма клинка программировала множество зон напряжения металла (по одной на каждые полволны), что в сочетании с неравномерностью нагрузки на лезвие давало значительно бо́льший риск поломки клинка при нанесении или отражении удара. Кроме того, на отрицательных полуволнах закаленная грань лезвия работает на растяжение в бо́льшей степени, нежели у прямых или слабоизогнутых клинков, что также негативно сказывалось на долговечности фламберга.

В попытке увеличить долговечность фламбергов их изготовители разрабатывали различные системы закалки клинка. Отмечено, к примеру, что ряд фламбергов имеет закалку только режущей кромки с разными вариантами поверхностной цементации. В этом случае распределение нагрузок являлось более приемлемым для несения как ударных, так и вибрационных нагрузок. Однако, поскольку фламберги были, по существу, оружием единичного изготовления, для клинков из одного и того же металла из-за разной формы клинка нужно было подбирать различные варианты закалки.

Общими проблемами были также сложность изготовления фламберга, высокие требования к качеству металла, связанные с этим высокая цена и достаточно ограниченное количество фламбергов, находящихся в употреблении.

Применение фламбергов

Распространению фламбергов в первую очередь способствовала наёмная пехота — кондотьеры и ландскнехты, вышедшие на арену войн в конце XV века. Весьма часто они были вооружены двуручными мечами — цвайхандерами, некоторые имели и фламберги. Несмотря на то, что фламберг, в силу своей дороговизны, был оружием достаточно редким, его достоинства были быстро оценены. Особое распространение фламберги получили в годы 30-летней войны.

Очень скоро за фламбергом закрепилась репутация грозного оружия. К примеру, в бою зажать щитом человека с фламбергом было практически невозможно, так как изогнутое лезвие эффективно резало и протыкало щиты. В разрубании доспехов фламберг имел значительные преимущества перед прямым мечом. Нанесённые фламбергом раны практически не заживали, что послужило почвой для легенд об «отравленности» фламберга. Воины-«фламбергоносцы» закономерно внушали страх и были объектом особой ненависти противника. Отдельные полководцы тех лет приговаривали плененных владельцев фламбергов к смерти исключительно за ношение подобного оружия. В одной инструкции для солдат прямо указывалось: «носящий лезвие, волне подобное, должен быть предан смерти без суда и следствия». В связи с этим распространились не лишённые основания легенды о том, что фламбергами вооружались только отчаянные сорвиголовы.

Примерно в это же время фламберги (как и арбалеты) были про́кляты католической церковью и запрещены ею к использованию, как негуманное оружие. Однако особенного действия этот запрет не возымел, и использование фламбергов продолжалось вплоть до XVII века, когда они постепенно вышли из употребления вместе с прямыми двуручными мечами.

Часть мечей с «пламенеющим» клинком изготовлялась исключительно в церемониальных целях. Клинки подобных мечей, как правило, выковывались из единого куска металла, не несли соответствующей закалки и имели изгибы по всей своей длине. Изучение этих мечей послужило почвой распространённого в прошлом предположения, что фламберги изначально являлись небоевым оружием. Отчасти эта гипотеза опиралась на сравнение фламбергов с огненным мечом архангела Михаила. Однако позднейшее изучение боевых фламбергов опровергло данную гипотезу.

«Пламенеющие клинки» позднего времени

Когда в XVII веке, с развитием огнестрельного оружия, доспехи утратили свою практическую ценность, двуручные мечи, основным назначением которых было именно разрубание доспехов, автоматически вышли из употребления. Вместе с ними исчезли и фламберги, однако сами волнистые клинки из оружейного искусства не пропали, перейдя к шпаге. Пламенеющая шпага унаследовала практически все достоинства фламберга (она прорезала кольчуги, не застревала в теле жертвы, позволяла блокировать клинок противника и т.д.).

Однако, помимо этих преимуществ, шпаги с волнистым клинком получили еще одно. Конструкция шпаги в принципе позволяла в бою схватить клинок противника рукой в кожаной перчатке и нанести ему неблокируемый удар. Но в случае с волнистым клинком-пилой подобный приём грозил серьёзными ранами. Практичный клинок получил распространение как оружие наемных убийц и профессиональных дуэлянтов — бретёров, хотя массово такие шпаги не производились по причине сложности и дороговизны. Волнистые клинки использовались вплоть до начала XVIII века, когда они окончательно вышли из употребления.

Аналоги фламберга

В юго-восточной Азии получило распространение оружие, по принципу действия практически аналогичное фламбергу — малайский крис, также имеющий волнистое лезвие. Данный тип оружия существует до сих пор в качестве традиционного ритуального кинжала.

См. также

Источники

  • Ричард Ф. Бертон Книга мечей. — М.: Центрполиграф, 2007. — 400 с. — 4000 экз. — ISBN 978-5-9524-2702-0
  • Эварт Окшотт Меч в век рыцарства. Классификация, типология, описание. — М.: Центрполиграф, 2007. — 224 с. — 4000 экз. — ISBN 978-5-9524-3315-1

Ссылки

dic.academic.ru

"Пламенеющие" клинки. - mihalchuk_1974

Говоря о средневековом оружии с "пламенеющим" клинком мы всегда представляем себе классический двуручный ФЛАМБЕРГ - разновидность тяжелого пехотного двуручника ЦВАЙХАНДЕРА. Вот, как эти красавцы из арсенала города Грац.

Или вот этот немецкий двуручный меч 1520 года из собрания Musee de L'Armee, Париж.

Про двуручных монстров можно подробнее почитать тут http://mihalchuk-1974.livejournal.com/59073.html и тут http://mihalchuk-1974.livejournal.com/59073.html

Однако, в средневековой Европе существовали и другие виды холодного оружия с волнистым клинком. И вообще, термин "фламберг" это не столько название типа меча, сколько характеристика клинка - то есть это именно волнистый "пламенеющий" клинок. Например итальянский кинжал для левой руки. Его вес 425 граммов. Датируется кинжал 1550-1575 годами.

Или эта испанская дага 1680 года. Хотя клинок тут не совсем "пламенеющий", однако, оружие весьма примечательное.

Меч с корзинчатой гардой из Португалии, датируется 1625-1650 годами, и несет на себе девиз «Я сражаюсь за Отечество». Хват этого меча одноручный.

А это красивейшее оружие - английский меч с корзинчатой гардой из собрания Музея Метрополитен. Год изготовления этого шедевра 1662. Гарда богато украшена серебром.

Он же в компании английских корзинчатых мечей 1610-20 (внизу) и 1725-50 (вверху) годов.

Клинки шпаг так же подвергались «фламбергизации». Степень ее была разной. В одних случаях шпага была изгибалась как змея — вот вам пример такого оружия.

А бывали шпаги более похожие на пилу. Вот сразу три шпаги из Испании, Германии и Италии — заметьте, что первый и третий образцы скорее пилообразные, чем пламенеющие, но фламбергами называют тех и других.

Эта же красавица хранится в Государственном Историческом Музее. Французская шпага с пламенеющим клинком конца 18 века.

Или вот эта "итальянка" середины 18 века.

Существовали полутораручные мечи с "пламенеющим" клинком. Это образец немецкого или швейцарского происхождения, который датирован 1570 годом.

А это его "коллега", не так давно ушедший с лота аукционного дома «Херман Хисторика».

Этими видами оружия распространения "фламберговидных" клинков не ограничивалось. Немецкий двуручный гроссмессер 16 века. В умелых руках поистине страшное оружие.

Примерно такого же типа гроссмессер из частной коллекции.

Про гроссмессеры тут http://mihalchuk-1974.livejournal.com/63427.html

Абордажная сабля. Германия 1580-1610 год.

Теперь о самом "пламенеющем" клинке. Долгое время считалось, что такого плана клинки делались просто "для красоты". Однако за последние 50 лет, мнение оружиеведов изменилось. 1. Для прямых клинков "пламенеющая" форма позволяла усилить поражающий фактор оружия, без излишних усилий. Если простой прямой клинок - рубящее оружие, то волнистый за счет многочисленных изгибов - рубяже-режущий. Аналог искривленного клинка сабли.2. Раны от "пламенеющих" клинков заживали гораздо хуже, чем от прямых. А в условиях военно-полевой антисанитарии средневековья, когда микробы косят раненых сотнями, это пламенеющее оружие становится втройне смертоносным.3. Клинок с многочисленными изгибами был гораздо более жестким, чем просто прямой.

Но существовали и два минуса1. Пламенеющий клинок стоил гораздо дороже обычного.2. В ряде европейских армий было заведено, что пленник, пойманный с пламенеющим клинком, подлежал немедленной казни.

Ну и на сладкое истинный шедевр, хоть и не европейский.Индо-персидский килич (клыч). Клинок - булат, с золотой насечкой. 18 век.

Использованы материалы сайта http://ludota.ru/ с дополнениями.

mihalchuk-1974.livejournal.com

Типы и конструкции мечей. Мечи различных эпох и стран

Меч имеет довольно простую конструкцию: длинный клинок с рукоятью, при этом у мечей есть множество форм и способов применения. Меч более удобен, чем топор, являющийся одним из его предшественников. Меч приспособлен для нанесения рубящих и колющих ударов, а также для парирования ударов противника. Будучи более длинным, чем кинжал, и не так легко скрываем в одежде, меч является во многих культурах благородным оружием. Он обладал особенной значимостью, являясь одновременно произведением искусства, фамильной драгоценностью, символом войны, правосудия, чести, и конечно славы. Составные части меча

Меч имеет следующее строение: Формы клинка

a. Эфесb. Клинокc. Навершиеd. Рукоятьe. Гарда (перекрестье)f. Лезвиеg. Острие

Известно множество вариантов форм сечений клинка. Обычно форма клинка зависит от предназначения оружия, а также от стремления совместить в клинке жесткость и легкость. На рисунке показаны некоторые двухлезвийные (позиции 1, 2) и однолезвийные (позиции 3, 4) варианты форм клинков.

Формы клинков

Имеется три основных формы клинков мечей. У каждой из них имеются свои преимущества. Прямой клинок (а) предназначен для укола. Клинок, изогнутый назад (b) наносит при ударе глубокую резаную рану. Клинок, изогнутый вперед (с) эффективен для нанесения рубящего удара, особенно когда он имеет расширяющуюся и тяжелую верхнюю часть. Лица гражданские при выборе меча руководствовались в основном веяниями моды. Военные же пытались найти идеальный клинок, сочетающий в себе одинаковую эффективность как при нанесении рубящих, так и колющих ударов.

Африка и Ближний Восток

В большинстве этих регионов меч является весьма распространенным оружием, однако в Африке он встречается редко и с трудом поддается датированию. Большинство из показанных здесь мечей попало в западные музеи и к коллекционерам благодаря путешественникам XIX - начала XX вв.

Африка

Африка

1. Обоюдоострый меч, Габона, Западная Африка. Тонкий клинок выполнен из стали, рукоять меча обмотана латунной и медной проволокой.2. Такоуба, меч племени туарегов Сахары.3. Флисса, меч племени кабилов, Марокко. Однолезвийный клинок,  украшенный гравировкой и инкрустированный латунью.4. Каскара, прямой обоюдоострый меч народа багирми, Сахара. По стилю данный меч близок к суданским мечам.5. Обоюдоострый меч восточно-африканских масаев. Ромбическое сечение клинка, гарда отсутствует.6. Шотел, обоюдоострый меч с двойным изгибом клинка, Эфиопия. Серповидная форма меча предназначена для поражения противника за его щитом.7. Суданский меч с характерным прямым обоюдоострым клинком и крестовидной гардой.8. Арабский меч, XVIII в. Клинок, вероятно, европейского происхождения. Серебряный эфес меча покрыт позолотой.9. Арабский меч, Лонгола, Судан. Обоюдоострый стальной клинок украшен геометрическим орнаментом и изображением крокодила. Рукоять меча выполнена из эбенового дерева и слоновой кости.

Ближний Восток

Мечи Ближнего Востока

10. Килидж, Турция. Показанный на рисунке экземпляр имеет клинок XV в., а эфес XVIII в. Часто у вершины клинок килиджа имеет елмань - расширенную часть с прямым лезвием.11. Ятаган, классическая форма, Турция. Меч с изогнутым вперед однолезвийным клинком. Костяная рукоять имеет большое навершие, гарда отсутствует.12. Ятаган с серебряной рукоятью. Клинок украшен кораллами. Турция.13. Саиф, изогнутая сабля с характерным навершием. Встречается везде, где жили арабы.14. Шашка, Кавказ. Черкесское происхождение, широко применялась русской кавалерией. клинок этого экземпляра датирован 1819 г., Персия.15. Кинжал, Кавказ. Кинжал мог достигать размеров короткого меча, один из таких экземпляров представлен здесь.16. Шамшир, типичная форма. Персидская сабля с изогнутым клинком и характерной рукоятью.17. Шамшир с волнистым клинком, Персия. Стальной рукоять украшена золотой инкрустацией.18. Кваддара. Большой кинжал. Рукоять выполнена из рога. Клинок украшен травлением и золотой насечкой.

Индийский субконтинент

Регион Индии и смежных областей богат разнообразными типами мечей. В Индии изготавливали лучшие в мире стальные клинки с роскошными украшениями. В некоторых случаях трудно дать верное название некоторым образцам клинков, определить время и место их изготовления, так что основательное их изучение еще впереди. Указанные даты относятся только к изображенным экземплярам.

Мечи ИндииМечи Индии - продолжение

  1. Чора (хайбер), тяжелый однолезвийный меч племен афганцев и пуштунов. Афгано-пакистанское пограничье.
  2. Тулвар (талвар). Меч с изогнутым клинком и рукоятью с дисковидным навершием, Индия. Данный экземпляр обнаружен в Северной Индии, XVII в.
  3. Тулвар (талвар) с широким клинком. Был оружием палача. Данный экземпляр имеет происхождение Северная Индия, XVIII-XIX вв.
  4. Тулвар (талвар).Стальная рукоять в пенджабском стиле с предохранительной дужкой. Индаур, Индия. Конец XVIII в.
  5. Кханда, стальная рукоять с позолотой в «староиндийском» стиле. Обоюдоострый прямой клинок. Непал. XVIII в.
  6. Кханда. Рукоять выполнена в стиле «индийская корзина» с отростком для захвата обеими руками. Народ маратхи. XVIII в.
  7. Сосун паттах. Рукоять выполнена в стиле «индийская корзина». Изогнутый вперед усиленный клинок с одним лезвием. Центральная Индия. XVIII в.
  8. Южноиндийский меч. Стальная рукоять, квадратное деревянное навершие. Клинок изогнут вперед. Мадрас. XVI в.
  9. Меч из храма народа наяр. Латунная рукоять, обоюдоострый стальной клинок. Танджавур, Южная Индия. XVIII в.
  10. Южноиндийский меч. Рукоять стальная, обоюдоострый волнистый клинок. Мадрас. XVIII в.
  11. Пата. Индийский меч с латной рукавицей - стальной гардой, защищавшей руку до предплечья. Украшен гравировкой и позолотой. Ауд (в настоящее время штат Уттар-Прадеш). XVIII в.
  12. Адъяр катти типичной формы. Короткий тяжелый клинок, изогнутый вперед. Рукоять выполнена из серебра. Кург, Юго-Западная Индия.
  13. Зафар такех, Индия. Атрибут властителя на аудиенциях. Навершие рукояти выполнено в форме подлокотника.
  14. Фиранги («чужой»). Данное название применялось индийцами для европейских клинков, имеющих индийские рукояти. Здесь изображен маратхский меч с немецким клинком XVII в.
  15. Обоюдоострый двуручный меч с полыми железными навершиями. Центральная Индия. XVII в.
  16. Кора. Клинок изогнут вперед, имеет одно лезвие с «оттянутой» вершиной. Непал. XVIII в.
  17. Кукри. Длинный узкий клинок. Имел распространение в XIX в. Непал, около 1850 г.
  18. Кукри. Железной рукоять, изящный клинок. Непал, приблизительно XIX в.
  19. Кукри. Был на вооружении индийской армии во II Мировой войне. Изготовлен подрядчиком в Северной Индии. 1943 г.
  20. Рам дао. Меч, применяемый для жертвоприношения животных в Непале и Северной Индии.

Дальний Восток

Мечи Дальнего Востока

  1. Дао. Меч племени качинов, Ассам. Показанный на рисунке экземпляр показывает самую распространенную форму клинка из многих известных в этом регионе.
  2. Дао (нокланг). Двуручный меч, народ кхаси, Ассама. Рукоять меча железная, отделка выполнена из латунью.
  3. Дха. Однолезвийный меч, Мьянма. Цилиндрическая рукоять меча покрыта белым металлом. Инкрустация клинка серебром и медью.
  4. Кастане.  Меч имеет украшенную резьбой деревянную рукоять и предохранительную стальную дужку. Украшен инкрустацией серебром и латунью. Шри-Ланка.
  5. Однолезвийный китайский железный меч. Рукоять представляет собой черешок клинка, обмотанный шнуром.
  6. Талибон. Короткий меч филиппинских христиан. Рукоять меча выполнена из дерева и оплетена тростником.
  7. Баронг. Короткий меч народа моро, Филиппины.
  8. Мандау (паранг ихланг). Меч племени даяков - охотников за головами, Калимантана.
  9. Паранг пандит. Меч племени морских даяков, Юго-Восточная Азия.  Меч имеет однолезвийный, изогнутый вперед клинок.
  10. Кампилан. Однолезвийный меч племен моро и морских даяков. Рукоять выполнена из дерева и украшена резьбой.
  11. Клеванг. Меч с острова Сула-веси, Индонезия. Меч имеет однолезвийный клинок. Рукоять выполнена из дерева и украшена резьбой.

Европа бронзового и раннего железного веков

История европейского меча это процесс не столько улучшения функциональности клинка, сколько его изменения под воздействием веяний моды. На смену мечам из бронзы и железа пришли стальные, мечи приспосабливали к новым теориям боя, но никакие нововведения не приводили к полному отказу от старых форм.

Европейские мечи бронзового века

Европейские мечи бронзового века - продолжение

  1. Короткий меч. Центральная Европа, ранний бронзовый век. Клинок и рукоять меча соединены клепкой.
  2. Изогнутый однолезвийный короткий меч,Швеция. 1600-1350 гг. до н.э. Меч изготовлен из цельного куска бронзы.
  3. Бронзовый меч гомеровских времен, Греция. ок. 1300 г. до н.э. Данный экземпляр найден в Микенах.
  4. Длинный цельный бронзовый меч, один из островов Балтики. 1200-1000 гг. до н.э.
  5. Меч позднего бронзового века, Центральная Европа. 850-650 гг. до н.э.
  6. Железный меч, гальштатская культура, Австрия. 650-500 гг. до н.э. Рукоять меча выполнена из слоновой кости и янтаря.
  7. Железный меч греческих гоплитов (тяжеловооруженной пехоты). Греция. Приблизительно VI в. до н.э.
  8. Железный однолезвийный меч,Испания, около V-VI вв. до н.э. Мечи данного типа также использовались в классической Греции.
  9. Железный клинок меча, латенская культура. Около VI в. до н.э. Данный экземпляр найден в Швейцарии.
  10. Железный меч. Акуилея, Италия. Рукоять меча выполнена из бронзы. Около III в. до н.э.
  11. Галльский железный меч. Департамент Об, Франция. Антропоморфная бронзовая рукоять. Около II в. до н.э.
  12. Железный меч, Камбрия, Англия. Рукоять меча выполнена из бронзы, и украшена эмалью. Около I в.
  13. Гладиус. Железный римский короткий меч. Начало I в.
  14. Римский гладиус позднего типа. Помпеи. Края клинка параллельны, острие укороченно. Конец I в.

Европа Средних Веков

В течение всего раннего средневековья меч был весьма ценным оружием, особенно в Северной Европе. Многие скандинавские мечи имеют богато украшенные рукояти, а рентгеновское их исследование позволило установить весьма высокое качество их сварных клинков. Однако, позднесредневековый меч, несмотря на свой значительный статус рыцарского оружия, часто имеет просто крестовидную форму и простой железный клинок; лишь навершие меча давало мастерам некоторый простор для фантазии.

Раннесредневековые мечи ковались с широкими клинками, предназначенными для нанесения рубящего удара. С XIII в. стали распространяться узкие клинки, предназначенные для колющего удара. Предполагается, что данная тенденция была вызвана возросшим использованием лат, которые легче было пробить именно колющим ударом, в местах сочленений.

Для улучшения балансировки меча на конце рукояти прикреплялось тяжелое навершие, как противовес клинку. Формы наверший:

Формы наверший

  1. Грибовидное
  2. В форме чехла для чайника
  3. В форме американского ореха
  4. Дисковидное
  5. В форме колеса
  6. Треугольное
  7. В форме рыбьего хвоста
  8. Грушевидное

Меч викингов

Меч викингов (справа) Х в. Рукоять обмотана серебряной фольгой с тисненым «плетеным» орнаментом, который оттенен медью и чернью. Стальной обоюдоострый клинок имеет широкий и неглубокий дол. Данный меч был найден в одном из шведских озер. В настоящее время храниться в Государственном историческом музее в Стокгольме.

Средневековье

Европейские средневековые мечиЕвропейские средневековые мечи - продолжение

  1. Широкий железный однолезвийный меч. Дания. Найден в болоте. 100-300 гг.
  2. Обоюдоострый железный меч с бронзовой рукоятью и оковками ножен. Дания. 400- 450 гг.
  3. Однолезвийный меч викингов. Норвегия. Около 800 г.
  4. Обоюдоострый железный меч. Скандинавия. IX или Х вв.
  5. Немецкий обоюдоострый меч с навершием в форме американского ореха. 1150- 1200 гг.
  6. Фальшион, Англия, 1260-1270 гг. Короткий тяжелый меч с искривленным лезвием. Тылье клинка может быть прямым, изогнутым или скошенным около острия. Данный экземпляр хранится в кафедральном соборе Дарема.
  7. Обоюдоострый меч с треугольным навершием. Около 1380 г.
  8. Меч бастард. Около 1380 г. Этот вид меча имеет длинную рукоять, позволявшую работать мечом как одной, так и двумя руками, поэтому они назывались еще полутораручными.
  9. Меч конца XIV в., Франция. Суживающийся к концу клинок предназначен для колющего удара.
  10. Меч конца XIV в., Италия. На гарде имеется скоба для указательного пальца. Такая гарда облегчала пользование оружием.
  11. Меч с двумя скобами для пальцев, Испания. Конец XV в.

Эпоха Возрождения и XVII в.

В XVI-XVII вв. меч претерпел определенные изменения. Получили большое распространение двуручные мечи, позднее они использовались и как церемониальное оружие. Одноручные мечи изменились намного сильнее, чем за несколько предыдущих столетий. Усложнилась гарда, поскольку использование защитных доспехов шло на убыль. Появились рапиры.

Двуручные и полутораручные(полуторные) мечи

Европейские полутора- и двуручные мечи эпохи Возрождения

  1. Полуторный меч, Южная Германия, начало XVI в.. Имеется спиральное навершие и изогнутые вперед «усики» гарды.
  2. Двуручный меч, Германия. Клинок в сечении имеет форму плоского ромба. Начало XVI в.
  3. Боршверт (першверт) - колющий меч без лезвия, Германия. Клинок в сечении имеет форму ромба. Первая половина XVI в.
  4. Клеймор (клейдхим мор). Двуручный меч, Шотландия. Середина XVI в.
  5. Полуторный меч, Германия, 1540-1580 гг. Клинок меча однолезвийный, нижняя треть клинка обоюдоострая.
Одноручные мечи XVI-XVII вв. (справа)

Европейские одноручные мечи эпохи Возрождения

  1. Чинкуэда. Италия. Укороченная разновидность чинкведеа использовалась как кинжал. Около 1500г.
  2. Кацбальгер («кошкодер») - обоюдоострый меч с горизонтальной S-образной гардой. Оружие немецких наемников (ландскнехтов) XVI в.
  3. Меч Густава Вазы, шведского короля. Меч сделан в Германии приблизительно в 1550 г. В настоящее время находится в Арсенале, Стокгольм.
  4. Скьявона, обоюдоострый меч с защитной «корзиной» на эфесе. Венеция. Около 1600 г.
  5. Бродсод. Обоюдоострый широкий меч, Шотландия. Гарда плетеная. Около 1610г.
  6. Сабля середины XVII в, Швейцария. Имеет характерную открытую гарду.

bsmith.ru


Смотрите также