Грозные облака «Асператус». Облака волнистые


Редкие виды облаков | ФОТО НОВОСТИ

Что такое облака? Это мельчайшие капли воды или кристаллики льда, взвешенные в атмосфере и видимые на небе с поверхности земли. Облака, также, являются известным лирическим образом, который ассоциируется с покоем и безмятежностью.

Облака есть везде, в любой части нашей планеты. Но в природе существуют еще и редкие виды облаков, которые мало кому посчастливилось увидеть.

Большой обзор самых редких видов облаков.

43 фото

Редкие виды облаков

Грозовой воротник

Это красивое погодное явление называется грозовой воротник — редкие длинные облака, которые обычно формируются перед наступающими холодными фронтами.

Грозовой воротник

Как возникают облака этого вида? Поднимающийся теплый влажный воздух остывает ниже точки росы и, конденсируясь, образует облако. Если такой процесс происходит по всей длине вдоль вытянутого воздушного фронта, то может образоваться грозовой воротник.

Грозовой воротник

Воздушные потоки в грозовом воротнике могут циркулировать вокруг его горизонтальной оси, однако торнадо из такого облака получиться не может.

Грозовой воротникГрозовой воротник

Грозовой воротник

Грозовой воротник

Лентикулярное облако

Лентикулярные (линзовидные) облака — довольно редкое природное явление. Они образуются на гребнях воздушных волн или между двумя слоями воздуха.

Лентикулярное облако

Удивительной особенностью этих облаков является то, что они не двигаются и стоят в небе, как приклеенные, сколь бы ни был силён ветер. Похожи на зависшие в воздухе НЛО.

Лентикулярное облако

Облака обычно зависают с подветренной стороны горных хребтов, за хребтами и отдельными вершинами на высоте от 2 до 15 километров.

Лентикулярное облако

Появление лентикулярных облаков свидетельствует, что в воздухе достаточно высокое содержание влаги. Обычно это связано с приближением атмосферного фронта.

Лентикулярное облако

Лентикулярное облако

Лентикулярное облако

Серебристые (ночные светящиеся) облака

Серебристые облака — самые высокие облачные образования, появляющиеся на высотах 75-95 км. Временем открытия этого вида облаков принято считать 1885-й год.

Серебристые (ночные светящиеся) облака

Другое название облаков — ночные светящиеся облака — наиболее точно отвечает их внешнему виду. Днем, даже на фоне чистого неба, эти облака не видны, т.к они очень тонкие: сквозь них прекрасно видны звезды.

Серебристые (ночные светящиеся) облака

Наблюдать серебристые облака можно лишь в летние месяцы: в Северном полушарии в июне-июле, в Южном полушарии в конце декабря и в январе.

В ночь после Тунгусской катастрофы 30 июня 1908 года серебристые облака повсеместно наблюдались в западной Европе и России, став источником оптических аномалий.

Серебристые (ночные светящиеся) облака

Эффект Fallstreak в перисто-кучевых облаках

Этот редкий эффект можно наблюдать в перисто-кучевых облаках — большой круговой разрыв, который называют Fallstreak.

Эффект Fallstreak в перисто-кучевых облаках

Такие «дыры» в облаках образуются, когда температура воды в них ниже нуля, но она еще не замерзла. Когда часть воды в облаке начинает замерзать, она иногда оседает на землю, образуя большие «дыры».

Эффект Fallstreak в перисто-кучевых облаках

Из-за своей редкости это природное явление часто принимают за НЛО.

Эффект Fallstreak в перисто-кучевых облаках

Вымеобразные облака

Эти облака (Mammatus clouds) имеют необычную ячеистую форму. Встречаются редко и преимущественно в тропических широтах, т.к. они связаны с образованием тропических циклонов.

Вымеобразные облака

Ячейки облаков обычно имеют размер около 0.5 км, и чаще всего хорошо различимы, хотя бывают и с размытыми краями.

Вымеобразные облака

Облака имеют серо-голубой цвет, как и у основного облака, однако из-за попадания лучей Солнца могут казаться золотистыми или красноватыми.

Вымеобразные облака

Волнистые облака

Глядя на вид этих облаков становится ясно, почему они называются волнистыми.

Волнистые облака

Радужность в облаке

Это довольно редкое природное явление связано с появлением в облаке цветов, аналогичные тем, которые наблюдаются в нефтяной пленке на лужах. Чаще всего оно встречается в высококучевых, перисто-кучевых облака и лентикулярных (см. выше) облаках.

Радужность в облаке

Когда солнечный свет сталкивается с маленькими каплями воды или кристаллами льда в облаке, имеющими разный размер, преломление света вызывает гамму цветов, которая называется радужностью.

Радужность в облаке

Выступающие облака

Выступающие облака (Shelf clouds) производят сильное впечатление. Их обычно можно увидеть перед грозой, хотя они могут предшествовать и фронту относительно холодного воздуха.

Выступающие облака

Выступающие облака

Выступающие облака похожи на грозовой воротник (см. выше), но отличаются от них, так как всегда связаны с большой облачной системой, скрытой вверху.

Выступающие облака

Выступающие облака

Выступающие облака

Огненные облака

Огненные облака или пирокумулюс (Pyrocumulus cloud, fire cloud) образуются во время интенсивного нагрева воздуха у поверхности земли.

Огненные облака

Такой вид облаков может возникнуть при лесных пожарах, извержении вулкана, атомном взрыве.

Огненные облака

И действительно, они сильно похожи на облако пыли после взрыва:

Огненные облака

Лучевые облака

Лучевые облака были обнаружены в 1960 годах. Их название (actinoform) происходит от греческого слова «луч» и связано с их радиальной структурой. Их размеры могут доходить до 300 километров в диаметре, поэтому их можно увидеть только со спутника.

Лучевые облака

В настоящее время ученые не могут дать точного объяснения, как образуется этот редкий вид облаков.

Лучевые облака

Полярные стратосферные облака

Полярные стратосферные облака или перламутровые облака формируются на высотах от 15 до 25 км в холодных областях стратосферы (температура ниже –80С).

Полярные стратосферные облака

Появляются этот вид облаков очень редко. Пожалуй, за всю историю физики атмосферы полярные стратосферные облака наблюдались всего около 100 раз. Все дело в том, что в стратосфере концентрация водяного пара в несколько тысяч раз меньше, чем в нижней части атмосферы (тропосфере).

Полярные стратосферные облака

Облако-шапка

Это небольшие, быстро меняющие форму горизонтальные, высоко-слоистые облака, которые обычно находятся выше кучевых и кучево-дождевых облаков. Облако-шапка может образоваться над облаком из пепла или огненного облака (см. выше) во время извержения вулкана.

Облако-шапка

Утренняя глория

Это странные, длинные горизонтальные облака, похожие на вращающиеся трубы: до 1 000 км в длину, от 1 до 2 км в высоту. Они находятся всего от 100 до 200 метров над землей и могут двигаться со скоростью до 60 км/час.

Утренняя глория

Этот редкий вид облаков можно увидеть во всем мире, однако только весной над городом Бурктауном в штате Квинсленд (Австралия) их можно наблюдать более-менее постоянно и прогнозируемо. Образование Утренней глории (Morning Glory) часто сопровождается внезапным шквальным ветром.

Утренняя глория

Шероховатые волны (Undulatus asperatus)

Лишь в 2009 году было предложено выделить это необычное погодное явление в отдельный вид облаков — Undulatus asperatus. Последний раз новые облачные образования заносились в Международный атлас облаков аж в 1951 году!

Шероховатые волны (Undulatus asperatus)

Примерный перевод названия нового вида облаков — «шероховатые волны».

Шероховатые волны (Undulatus asperatus)

С виду это самые зловещие и дьявольские облака. Они похожи на бурлящее море, темную, причудливо «помятую» поверхность.

Шероховатые волны (Undulatus asperatus)

Некоторые даже связывают появление облаков Undulatus asperatus с предполагаемыми апокалиптическими событиями 2012 года.

Шероховатые волны (Undulatus asperatus)

loveopium.ru

Удивительные типы облаков | Priroda.SU

необычные типы облаков

Продолжим знакомство с удивительными облаками планеты. Сегодня на очереди необычные типы морфологической классификации облаков.Вымяобразные облакаВымяобразные облака по форме напоминают коровье вымя. Наблюдаются в тропических широтах во время образования тропических циклонов.

Вымяобразные облакаИсточник фото: www.flickr.com/photos/synesthesiaphotography/

Вымяобразные облака (Mammatus clouds)Источник фото: www.flickr.com/photos/kenlewis26/

Вымяобразные облака (Mammatus clouds)Источник фото: http://www.flickr.com/photos/vincefryhover/

 

Лентикулярные облакаЛентикулярные облака обычно образуются с подветренной стороны горных хребтов между двумя слоями воздуха или на гребнях воздушных волн. Особенностью этих облаков является то, что они практически не двигаются, не смотря на дующий ветер.

Лентикулярные облакаИсточник фото: www.bbc.co.uk

Лентикулярные облакаИсточник фото: www.boredpanda.org

Лентикулярные облакаИсточник фото: www.500px.com/photo/2178233

 

Волнисто-бугристые облакаНовый, малоизученный тип облаков, который ещё не внесён в общую классификацию облаков. Считается, что волнисто-бугристые облака стали впервые появляться только в начале XXI века.

Волнисто-бугристые облакаИсточник фото: www.flickr.com/photos/acanofwd40/

Волнисто-бугристые облакаИсточник фото: www.flickr.com/photos/wittap/

Волнисто-бугристые облакаИсточник фото: www.flickr.com/photos/acanofwd40/

 

Дырявые облакаДырявые облака образуются, когда вода, не смотря на температуру ниже нуля, остаётся жидкой. Затем, когда кристаллики льда всё таки начинают формироваться, образуя эффект домино, капельки воды концентрируются на кристалликах и испаряются, образуя «дыры».

Дырявые облакаИсточник фото: www.flickr.com/photos/ladigue_99/

Дырявые облакаИсточник фото: www.flickr.com/photos/mtnrockdhh/

Дырявые облакаИсточник фото: www.flickr.com/photos/lookseeseen/

 

Полярные стратосферные (перламутровые) облакаОблака, состоящие из кристалликов льда, образуются на больших высотах полярных областей Земли.

Полярные стратосферные (перламутровые) облакаИсточник фото: www.flickr.com/photos/alan_light/

Полярные стратосферные облакаИсточник фото: www.flickr.com/photos/lindaola/

Полярные стратосферные облакаИсточник фото: www.flickr.com/photos/lindaola/

Облака Кельвина-ГельмгольцаОблака Кельвина-Гельмгольца возникают в результате сдвига воздушных масс, имеющих разные скорости.

Облака Кельвина-ГельмгольцаИсточник фото: www.drdouglascordeiro.blogspot.com

Облака Кельвина-ГельмгольцаИсточник фото: www.drdouglascordeiro.blogspot.com

Облака Кельвина-ГельмгольцаИсточник фото: www.flickr.com/photos/[email protected]/

 

Рулонные облакаРулонные облака образуются в результате оттока холодного воздуха от морских бризов и холодных фронтов.

Рулонные облакаИсточник фото: www.wikipedia.org

Рулонные облакаИсточник фото: www.wikipedia.org

Рулонные облакаИсточник фото: www.apod.nasa.gov

 

Кучево-дождевые облака с «наковальнями»Облака-наковальни формируются в результате подъёма в стратосферу восходящими потоками кристалликов льда.

облако - наковальняИсточник фото: www.flickr.com/photos/nicholas_t/

облако - наковальняИсточник фото: http://500px.com/photo/31545885

облако - наковальняИсточник фото: www.flickr.com/photos/tom_lampman

(Visited 1 180 times, 1 visits today)

www.priroda.su

Анализ стихотворения Фета Облаком волнистым лирический герой сочинения и текст



Анализ стихотворения Фета «Облаком волнистым»

Анализ стихотворения Фета «Облаком волнистым»

Картинка Анализ стихотворения Фета Облаком волнистым лирический герой № 1

Фет проявляет себя превосходным мастером поэтической миниатюры, одной из труднейших форм лирики: «При своей стихотворной работе. главное, стараюсь не переходить трех, много четырех куплетов, уверенный, что если не удалось ударить по надлежащей струне, то надо искать другого момента вдохновения, а не исправлять промаха новыми усилиями». Одним из характерных образцов фетовской миниатюры является стихотворение «Облаком волнистым. » (1843), которое состоит всего из двух строф:

Облаком волнистымПыль встает вдали;Конный или пеший — Не видать в пыли! Вижу: кто — то скачетНа лихом коне. Друг мой, друг далекий, Вспомни обо мне! 1843

Как известно, А. А. Фет четко разделил жизнь и поэзию. «Не заноси же в мир святыни своих невольничьих тревог»,- в этом стихе из стихотворения «Добро и зло», пожалуй, и сформулировано его поэтическое кредо. Следуя ему, Фет писал всегда только о высоком и вечном: о природе, о любви и дружбе, об искусстве.

В этой пейзажной зарисовке нет деталей, представлен лишь общий вид. Такие обобщенные картины, без пристального вглядывания, характерны для раннего творчества А. А. Фета.

В картине стихотворения «Облаком волнистым» главенствуют неясность и нечеткость: «пыль», «не видать», «кто-то».

Глубину чувства, охватившего лирического героя, подчеркивает сочетание пространственного плана, данного в движении («Не видать в пыли! Вижу: кто-то скачет. »), с временным планом, реализующимся в обращении к «другу далекому». При этом переход пространственного плана во временной осуществляется неожиданно, резко, своеобразным «скачком», который будоражит воображение читателя.

В стихотворении «Облаком волнистым» всего три эпитета. Первый из них — «волнистым» — в инверсии усиливает неясность, нечеткость, кроме того, задает мотив движения. Второй — «лихом» — этот мотив развивает, усиливает. Взгляд лирического героя сосредоточен на движущейся фигуре:Вижу: кто-то скачетНа лихом коне.

Видимое здесь рождает воспоминания о «друге далеком». Появляется еще один персонаж. Эпитет «далеком» усложняет художественное пространство.

Более сложным и разветвленным ощущается в этом стихотворении и художественное время. Воспоминания всегда связаны с прошлым. Таким образом, сознание лирического героя из настоящего («встает», «вижу», «скачет» — глаголы настоящего времени) переносится в прошлое, а затем и в будущее, поскольку глагол «вспомни» употреблен в будущем времени. Увидев всадника, герой вспоминает о друге и надеется на ответное воспоминание.

Стихотворение «Облаком волнистым» состоит из трех предложений, два из которых восклицательные, одно из восклицательных — побудительное. Это создает настроение тревожно-ностальгическое, подчеркнутое и рифмовкой: первая и третья строки каждой строфы не рифмуются.

Стихотворение состоит из двух строф, каждая строфа из четырех стихов. «Облаком волнистым» призвано пробудить воспоминания о близком человеке. Это обращение к близкому человеку:Друг мой, друг далекий, Вспомни обо мне.

Мотив пути («встает», «скачет») сменяется мотивом памяти (я помню о тебе, и ты вспомни обо мне). Хорей передает внешнее и внутреннее движение. Идея стихотворения — пробудить воспоминания о близком человеке. Обращение к человеку — «друг мой, друг далекий» — повторяется дважды.

Используя малое число художественных деталей, Фет искусно создает в стихотворении образ необъятного пространства и вносит неповторимое своеобразие в нарисованную им картину.

Как ты мне родна: Пыль встает вдали;

Белая равнина, Конный или пеший –

Полная луна, Не видать в пыли!

Свет небес высоких, Вижу: кто-то скачет

И блестящий снег, На лихом коне.

И саней далеких Друг мой, друг далекий,

Одинокий бег. Вспомни обо мне!

Как известно, А.А. Фет четко разделил жизнь и поэзию. «Не заноси же в мир святыни своих невольничьих тревог»,- в этом стихе из стихотворения «Добро и зло», пожалуй, и сформулировано его поэтическое кредо. Следуя ему, Фет писал всегда только о высоком и вечном: о природе, о любви и дружбе, об искусстве.

Стихотворения «Чудная картина…» и «Облаком волнистым…» о природе. В этих пейзажных зарисовках нет деталей, представлен лишь общий вид. Такие обобщенные картины, без пристального вглядывания, характерны для раннего творчества А.А. Фета. Но в стихотворении «Чудная картина…» изображение ясное и четкое: употреблены конкретные существительные «равнина», «луна», «сани». Причем, во второй строфе возникает повтор-перифраз: «белая равнина» - «блестящий снег», «луна» - «свет небес». Выразительность и четкость изображения усилены контрастным цветовым рядом: снег и силуэт саней на нем - ночное небо и диск луны на нем. Такую картину очень легко представить. В картине стихотворения «Облаком волнистым…», напротив, главенствуют неясность и нечеткость: «пыль», «не видать», «кто-то». В стихотворении «Чудная картина…» эпитет – основное изобразительное средство, эпитеты определяют и взгляд, и отношение лирического героя. Эпитеты «высоких», «далеких», «полная» подчеркивают безграничность пространства, взгляд лирического героя охватывает все изображенное. Умиротворенно-любовное состояние выражено с помощью оценочных эпитетов «чудная», «родна». В стихотворении «Облаком волнистым…» всего три эпитета. Первый из них - «волнистым» - в инверсии усиливает неясность, нечеткость, кроме того, задает мотив движения. Второй – «лихом» - этот мотив развивает, усиливает. Взгляд лирического героя сосредоточен на движущейся фигуре:

Вижу: кто-то скачет

Видимое здесь рождает воспоминания о «друге далеком». Появляется еще один персонаж. Эпитет «далеком» усложняет художественное пространство. Более сложным и разветвленным ощущается в этом стихотворении и художественное время. Воспоминания всегда связаны с прошлым. Таким образом, сознание лирического героя из настоящего («встает», «вижу», «скачет» – глаголы настоящего времени) переносится в прошлое, а затем и в будущее, поскольку глагол «вспомни» употреблен в будущем времени. Увидев всадника, герой вспоминает о друге и надеется на ответное воспоминание. Лирическое «Я» стихотворения «Чудная картина…» существует только в настоящем. В этом стихотворении нет ни одного глагола (прием «безглагольности» - художественное открытие А.А. Фета, вызвавшее немало разноречивых откликов у его современников). Настоящее время передается назывными предложениями и составным именным сказуемым с нулевой связкой: «Как ты мне родна…». Мотив пути отчетливо проявляется лишь к концу стихотворения:

И саней далеких

Мотив пути, движения и в том и в другом стихотворении задан и хореем, правда, в стихотворении «Облаком волнистым…» движение более ощутимо, более динамично благодаря глаголам движения «встает», «скачет». В двух последних стихах внешнее движение сменяется внутренним - движением мысли, чувства, памяти. И мотив памяти звучит сильнее, чем мотив пути.

Стихотворение «Чудная картина…» - это одно сложное синтаксическое целое; так передано целостное восприятие природы, взаимосвязь с окружающим миром, в котором важно все. Ощущение целостности, гармонии, одинаково любовного восприятия всего окружающего усиливается синтаксическим параллелизмом (прилагательное + существительное): «чудная картина», «белая равнина», «полная луна», «блестящий снег», «одинокий бег». Присутствие живых существ в этом безмолвном белом пространстве, равно как и мотив пути, вводится инверсией: «И саней далеких…». Кроме того, единственное предложение - по цели высказывания повествовательное, что также передает спокойное, умиротворенное состояние лирического героя. Это спокойствие и умиротворение не может поколебать даже восклицательная частица «как»; она лишь добавляет толику восхищения, спокойного внутреннего восхищения, для которого не требуется какого-то особого внешнего выражения. Стихотворение «Облаком волнистым…» состоит из трех предложений, два из которых восклицательные, одно из восклицательных – побудительное. Это создает настроение тревожно-ностальгическое, подчеркнутое и рифмовкой: первая и третья строки каждой строфы не рифмуются.

Композиции одинаковы: каждое стихотворение состоит из двух строф, каждая строфа из четырех стихов. Но все сказанное ранее подводит к выводу: они написаны с разной целью. Создавая стихотворение «Чудная картина…», поэт хотел показать красоту и очарование зимней ночи, наполняющей душу лирического героя спокойной любовью и умиротворением. А стихотворение «Облаком волнистым…» призвано пробудить воспоминания о близком человеке. Обращения усиливают это идейное различие. В первом стихотворении это обращение к природе:

Как ты мне родна…

Во втором – это обращение к близкому человеку:

Друг мой, друг далекий,

Вспомни обо мне.

Перечень основных вопросов, которые необходимо задать учащимся на уроке по сравнительному анализу стихотворений А.А. Фета «Чудная картина…» и «Облаком волнистым…»:

  1. О чем каждое стихотворение?
  2. На этих картинах представлен общий вид или детали?
  3. В каком стихотворении окружающий мир изображен более ясно и четко? Как достигается ясность и четкость изображения? Какие слова подчеркивают неясность, нечеткость изображения в другом стихотворении?
  4. В каком стихотворении цветовой ряд помогает представить словесную картину?
  5. В каком из стихотворений основным изобразительным средством является эпитет? Каково назначение эпитетов и в одном, и в другом стихотворении?
  6. В каком стихотворении взгляд лирического героя сосредоточен на определенном предмете, а в каком охватывает всю картину?
  7. В каком стихотворении лирический герой связан только с настоящим, а в каком художественное время кажется более сложным? В чем это проявляется?
  8. Какие мотивы ощущаются в каждом стихотворении? Какой мотив задан стихотворным размером?
  9. Каким чувством и настроением проникнуто каждое стихотворение? Какими средствами это настроение выражено?

А) Из скольких предложений состоит каждое стихотворение?

Б) Каковы эти предложения по цели высказывания и по эмоциональной окраске?

В) В каком стихотворении настроение выражено и с помощью синтаксического параллелизма?

Г) Какая рифмовка в каждом стихотворении?

10.Какова идея каждого стихотворения? Как помогают выразить основную мысль обращения?

Ответы на эти вопросы фиксируются в таблице.

нужен анализ стиха облако волнистое фет

Картинка Анализ стихотворения Фета Облаком волнистым лирический герой № 2

GERA Гений (71031) 4 года назад

«Облаком волнистым пыль встаёт вдали. »

Облаком волнистым Пыль встаёт вдали; Конный или пеший - Не видать в пыли!

Вижу: кто-то скачет На лихом коне. Друг мой, друг далёкий, Вспомни обо мне!

Как известно, А. А. Фет четко разделил жизнь и поэзию. «Не заноси же в мир святыни своих невольничьих тревог», - в этом стихе из стихотворения «Добро и зло». пожалуй, и сформулировано его поэтическое кредо. Следуя ему, Фет писал всегда только о высоком и вечном: о природе, о любви и дружбе, об искусстве.

Стихотворение «Облаком волнистым… » о природе. В этих пейзажных зарисовках нет деталей, представлен лишь общий вид. Такие обобщенные картины, без пристального вглядывания, характерны для раннего творчества А. А. Фета. В картине стихотворения «Облаком волнистым…». главенствуют неясность и нечеткость: «пыль». «не видать». «кто-то». В стихотворении «Облаком волнистым… » всего три эпитета. Первый из них - «волнистым» - в инверсии усиливает неясность, нечеткость, кроме того, задает мотив движения. Второй – «лихом» - этот мотив развивает, усиливает. Взгляд лирического героя сосредоточен на движущейся фигуре:

Вижу: кто-то скачет На лихом коне.

Видимое здесь рождает воспоминания о «друге далеком». Появляется еще один персонаж. Эпитет «далеком» усложняет художественное пространство. Более сложным и разветвленным ощущается в этом стихотворении и художественное время. Воспоминания всегда связаны с прошлым. Таким образом, сознание лирического героя из настоящего («встает». «вижу». «скачет» – глаголы настоящего времени) переносится в прошлое, а затем и в будущее, поскольку глагол «вспомни» употреблен в будущем времени. Увидев всадника, герой вспоминает о друге и надеется на ответное воспоминание. В стихотворении «Облаком волнистым… » движение более ощутимо, более динамично благодаря глаголам движения «встает». «скачет».

Стихотворение «Облаком волнистым… » состоит из трех предложений, два из которых восклицательные, одно из восклицательных – побудительное. Это создает настроение тревожно-ностальгическое, подчеркнутое и рифмовкой: первая и третья строки каждой строфы не рифмуются.

Стихотворение состоит из двух строф, каждая строфа из четырех стихов.

Стихотворение «Облаком волнистым… » призвано пробудить воспоминания о близком человеке. Обращения усиливают это идейное различие.

Вероника Денисова Ученик (139) 6 месяцев назад

«Облаком волнистым…» А.Фет

«Облаком волнистым…» Афанасий Фет

Облаком волнистымПыль встаёт вдали;Конный или пеший —Не видать в пыли!

Вижу: кто-то скачетНа лихом коне.Друг мой, друг далёкий,Вспомни обо мне!

Анализ стихотворения Фета «Облаком волнистым…»

Короткое произведение 1843 г. — пример виртуозного владения искусством изображать сиюминутные переживания, ключевым для жанра стихотворной миниатюры. Тематика текста основана на обыденном событии. О нем заявляет лирический субъект, личность которого намеренно лишена автором каких-либо конкретизирующих черт. Мотив неопределенности, знаковый для фетовской художественной манеры, позволяет формировать разные трактовки идейного содержания. Вариации смысла обогащают произведение, кажущееся простым по стилю.

Фрагмент пейзажной зарисовки, возникающий в зачине, максимально обобщен. Читателю открывается широкая панорама равнины. Взгляд героя устремлен вдаль, где линия горизонта сливается с небом. По этой причине облако пыли наделяется эпитетом «волнистое». Указывая на движение объекта, лирическое «я» продолжает нагнетать ситуацию неясности. Ее не разрешает даже следующее уточняющее замечание, содержащее неопределенное местоимение «кто-то». Единственная четко оконтуренная деталь — «лихой конь» — передает стремительность перемещения загадочного облака, но не дает представления о седоке.

Финальное двустишие резко меняет и сюжетное русло, и тематику стихотворения. В этом эпизоде поэт применяет излюбленный метод ассоциаций: случайный всадник напомнил лирическому «я» о дорогом сердцу человеке, разлуку с которым он переживает. Поэтическая миниатюра заканчивается эмоциональным призывом к другу, тем самым преображая мотив движения в мотив памяти. Даль, ставшая доминантой скупого пейзажа, переосмысливается как мучительная отдаленность от товарища или любимого, которую остро переживает герой или героиня.

В концовке меняется и художественный хронос: глаголы в настоящем времени, отражающие процесс наблюдения, сменяются лексемой в будущем времени, обозначающей заветное желание.

Тоскливо-тревожные интонации поддерживаются на уровне ритмического рисунка: нечетные строки лишены рифмы и создают состояние нестабильности, расплывчатости. Трехстопная хореическая строка «Облака…» напоминает еще одно фетовское творение, появившееся годом раньше. Художественное пространство «Чудной картины… » устремлено не только вдаль, но и вверх, охватывая «свет небес» над «белой равниной». Пейзажную зарисовку дополняет эмоциональная оценка, повествующая о любви к родному краю, укрытому светлым блестящим покрывалом.

Сравнительный анализ стихотворений «Чудная картина…» и «Облаком волнистым…» А.А. Фета

Облаком волнистым Пыль встаёт вдали; Конный или пеший - Не видать в пыли!

Вижу: кто-то скачет На лихом коне. Друг мой, друг далёкий, Вспомни обо мне!

Сравнительный анализ стихотворений

Как известно, А.А. Фет четко разделил жизнь и поэзию. «Не заноси же в мир святыни своих невольничьих тревог»,- в этом стихе из стихотворения «Добро и зло», пожалуй, и сформулировано его поэтическое кредо. Следуя ему, Фет писал всегда только о высоком и вечном: о природе, о любви и дружбе, об искусстве.

Стихотворения «Чудная картина…» и «Облаком волнистым…» о природе. В этих пейзажных зарисовках нет деталей, представлен лишь общий вид. Такие обобщенные картины, без пристального вглядывания, характерны для раннего творчества А.А. Фета. Но в стихотворении «Чудная картина…» изображение ясное и четкое: употреблены конкретные существительные «равнина», «луна», «сани». Причем, во второй строфе возникает повтор-перифраз: «белая равнина» - «блестящий снег», «луна» - «свет небес». Выразительность и четкость изображения усилены контрастным цветовым рядом: снег и силуэт саней на нем - ночное небо и диск луны на нем. Такую картину очень легко представить. В картине стихотворения «Облаком волнистым…», напротив, главенствуют неясность и нечеткость: «пыль», «не видать», «кто-то». В стихотворении «Чудная картина…» эпитет – основное изобразительное средство, эпитеты определяют и взгляд, и отношение лирического героя. Эпитеты «высоких», «далеких», «полная» подчеркивают безграничность пространства, взгляд лирического героя охватывает все изображенное. Умиротворенно-любовное состояние выражено с помощью оценочных эпитетов «чудная», «родна». В стихотворении «Облаком волнистым…» всего три эпитета. Первый из них - «волнистым» - в инверсии усиливает неясность, нечеткость, кроме того, задает мотив движения. Второй – «лихом» - этот мотив развивает, усиливает. Взгляд лирического героя сосредоточен на движущейся фигуре:

Вижу: кто-то скачетНа лихом коне.

Видимое здесь рождает воспоминания о «друге далеком». Появляется еще один персонаж. Эпитет «далеком» усложняет художественное пространство. Более сложным и разветвленным ощущается в этом стихотворении и художественное время. Воспоминания всегда связаны с прошлым. Таким образом, сознание лирического героя из настоящего («встает», «вижу», «скачет» – глаголы настоящего времени) переносится в прошлое, а затем и в будущее, поскольку глагол «вспомни» употреблен в будущем времени. Увидев всадника, герой вспоминает о друге и надеется на ответное воспоминание. Лирическое «Я» стихотворения «Чудная картина…» существует только в настоящем. В этом стихотворении нет ни одного глагола (прием «безглагольности» - художественное открытие А.А. Фета, вызвавшее немало разноречивых откликов у его современников). Настоящее время передается назывными предложениями и составным именным сказуемым с нулевой связкой: «Как ты мне родна…». Мотив пути отчетливо проявляется лишь к концу стихотворения:

И саней далекихОдинокий бег.

Мотив пути, движения и в том и в другом стихотворении задан и хореем, правда, в стихотворении «Облаком волнистым…» движение более ощутимо, более динамично благодаря глаголам движения «встает», «скачет». В двух последних стихах внешнее движение сменяется внутренним - движением мысли, чувства, памяти. И мотив памяти звучит сильнее, чем мотив пути.

Стихотворение «Чудная картина…» - это одно сложное синтаксическое целое; так передано целостное восприятие природы, взаимосвязь с окружающим миром, в котором важно все. Ощущение целостности, гармонии, одинаково любовного восприятия всего окружающего усиливается синтаксическим параллелизмом (прилагательное + существительное): «чудная картина», «белая равнина», «полная луна», «блестящий снег», «одинокий бег». Присутствие живых существ в этом безмолвном белом пространстве, равно как и мотив пути, вводится инверсией: «И саней далеких…». Кроме того, единственное предложение - по цели высказывания повествовательное, что также передает спокойное, умиротворенное состояние лирического героя. Это спокойствие и умиротворение не может поколебать даже восклицательная частица «как»; она лишь добавляет толику восхищения, спокойного внутреннего восхищения, для которого не требуется какого-то особого внешнего выражения. Стихотворение «Облаком волнистым…» состоит из трех предложений, два из которых восклицательные, одно из восклицательных – побудительное. Это создает настроение тревожно-ностальгическое, подчеркнутое и рифмовкой: первая и третья строки каждой строфы не рифмуются.

Композиции одинаковы: каждое стихотворение состоит из двух строф, каждая строфа из четырех стихов. Но все сказанное ранее подводит к выводу: они написаны с разной целью. Создавая стихотворение «Чудная картина…», поэт хотел показать красоту и очарование зимней ночи, наполняющей душу лирического героя спокойной любовью и умиротворением. А стихотворение «Облаком волнистым…» призвано пробудить воспоминания о близком человеке. Обращения усиливают это идейное различие. В первом стихотворении это обращение к природе:

Чудная картина,Как ты мне родна…Во втором – это обращение к близкому человеку:Друг мой, друг далекий,Вспомни обо мне.

Перечень основных вопросов, которые необходимо задать учащимся на уроке по сравнительному анализу стихотворений:

  1. О чем каждое стихотворение?
  2. На этих картинах представлен общий вид или детали?
  3. В каком стихотворении окружающий мир изображен более ясно и четко? Как достигается ясность и четкость изображения? Какие слова подчеркивают неясность, нечеткость изображения в другом стихотворении?
  4. В каком стихотворении цветовой ряд помогает представить словесную картину?
  5. В каком из стихотворений основным изобразительным средством является эпитет? Каково назначение эпитетов и в одном, и в другом стихотворении?
  6. В каком стихотворении взгляд лирического героя сосредоточен на определенном предмете, а в каком охватывает всю картину?
  7. В каком стихотворении лирический герой связан только с настоящим, а в каком художественное время кажется более сложным? В чем это проявляется?
  8. Какие мотивы ощущаются в каждом стихотворении? Какой мотив задан стихотворным размером?
  9. Каким чувством и настроением проникнуто каждое стихотворение? Какими средствами это настроение выражено?
  10. Из скольких предложений состоит каждое стихотворение?
  11. Каковы эти предложения по цели высказывания и по эмоциональной окраске?
  12. В каком стихотворении настроение выражено и с помощью синтаксического параллелизма?
  13. Какая рифмовка в каждом стихотворении?
  14. Какова идея каждого стихотворения? Как помогают выразить основную мысль обращения?

Ответы на эти вопросы фиксируются в таблице

Темы соседних сочинений

Картинка к сочинению анализ стихотворения Облаком волнистым лирический герой

Анализ стихотворения Фета Облаком волнистым лирический герой

ostihe.ru

красивые и зловещие облака (видео, фото)

Тёмно-синие, почти чёрные, напоминающие грозное штормовое море – эти облака выглядят устрашающе, завораживающе, впечатляюще и способны испугать кого угодно, сигнализируя о приближающемся катаклизме.

На самом деле, облака асператус не так страшны, как кажутся на первый взгляд, и несмотря на весь свой неприветливый вид, никаких неприятностей людям не несут – ураган или гроза не сопровождают их никогда.

Волнисто-бугристые облака

Многие считают, что по виду асператус – это самые страшные облака нашей планеты. Появились они относительно недавно: впервые их зафиксировали метеорологи Великой Британии и Новой Зеландии в пятидесятых годах прошлого века.

Стоит заметить, что если раньше эти зловещие тучи видели довольно редко, то уже в начале нашего столетия они стали появляться на небосводе всё чаще и чаще, а потому не могли не привлечь к себе пристального внимания экспертов, которые назвали их «Undulatus asperatus» (с латыни переводится как «волнисто-бугристые/шероховатые»).

Несмотря на постоянные наблюдения за этим удивительным феноменом, метеорологи классифицировать их как новый вид облаков предложили лишь в 2009 году. И что интересно, этот вопрос до сих пор не решён: свой вердикт должна вынести Всемирная метеорологическая организация. Если учёные всё же примут решение обновить Международный Облачный Атлас, то это произойдёт впервые с 1951 года.

извержение вулканаизвержение вулканаизвержение вулканаИзвержение вулкана153224.331

Как образуется это уникальное явление природы

Несмотря на то что с момента появления этого удивительного феномена прошло уже более полувека, учёные до сих пор точно не определились, каким именно образом формируются волнисто-бугристые облака, но некоторые выводы они все же сделали.

Прежде всего метеорологи не могли не обратить внимание на тот факт, что если до второй половины XX века асператус никто никогда не видел, то со временем они стали появляться всё чаще, а наибольшее их количество было зафиксировано уже в нынешнем веке (при этом больше всего их можно увидеть на территории Северной Америки в утренние или вечерние часы). Этот факт однозначно свидетельствует о том, что в атмосфере произошли какие-то изменения, способствовавшие появлению этого феноменального явления.

пусто

пусто

Метеорологи обратили внимание на цвет и структуру этого феномена и пришли к выводам о том, что волнисто-шероховатые облака содержат в себе довольно-таки большое количество водяного пара, а значит, для их формирования было затрачено немало как энергии, так и тепла. Откуда именно появляется в данном случае энергия, учёные до конца не разобрались, но обратили внимание на то, что это удивительное явление природы образуется лишь в районе гор и холмов, которые преодолевают движущиеся с запада на восток основные воздушные массы.

Вследствие этого происходит как вертикальное, так и горизонтальное движение потоков воздуха, создающие многослойные облака, которые оказываются сразу в двух слоях атмосферы и приобретают форму как слоистых, так и кучевых облаков.

Поскольку рельеф каждой местности уникален, формы волнисто-бугристых облаков нередко отличаются друг от друга и создают разные картины: напоминают бушующее море, арки, впадины и т.п.

Благодаря переходу через горы, эти удивительного вида облака способны сохранять очертания на протяжении длительного времени и на довольно-таки значительном расстоянии от возвышенностей.

Учёные выдвинули предположение, что этот феномен, скорее всего, возникает при столкновении тёплых воздушных потоков с холодными между средней и нижней частью атмосферы, при условии наличия огромного количества сконденсированного водяного пара. Также они не исключили чрезвычайно сильное техногенное влияние на природу, активизирующееся в последнее время.

Метеорологи обратили внимание на то, что, тогда как нижняя часть других видов облаков плоская, волнисто-бугристые облака, наоборот, имеют вертикальную структуру. Данное обстоятельство позволило выдвинуть предположение, что этот удивительный феномен может быть связан:

  • с линзовидными облаками – образуются около гор, формируясь или на гребнях воздушных волн, или между двумя слоями воздуха. Интересно, что вне зависимости от силы ветра они абсолютно неподвижно зависают или с подветренной стороны гор, или за хребтами, или отдельными вершинами;
  • с трубчатыми облаками – их можно увидеть в основном лишь в тропических широтах. Нижняя часть трубчатых облаков имеет специфичную пористую или сумчатую форму, при этом размер ячеек составляет около пятисот метров, и, несмотря на то, что их контуры обычно четко очерчены, иногда могут иметь размытые края. Облака эти в основном серо-голубого цвета, но из-за солнечных лучей иногда могут быть золотистого или красноватого оттенка;
  • с ветром фён – сухой холодный ветер интенсивно сильно дует вниз, быстро опускаясь с горы и попутно перегоняя облака. Температура воздуха при спуске через каждые 100 м поднимается на 1 °C. Если ветер фён опускается с высоты в 2,5 км, его температура повышается на 25 градусов, и он оказывается чрезвычайно тёплым (можно даже сказать – горячим), формируя внешний вид облаков.

Стоит ли опасаться появления волнисто-шероховатых облаков

Несмотря на то что асператус имеет чрезвычайно устрашающий вид, опасаться его (по крайней мере, так утверждают учёные) абсолютно не стоит, поскольку образуются они в спокойной атмосфере во время перехода воздушных масс через хребет.

Если вы вдруг подняли голову вверх и увидели на небе удивительного вида облака, грозные, но чрезвычайно красивые, бежать и прятаться под навесом от потенциального дождя не стоит. Лучше взять фотоаппарат в руки, и запечатлеть чудо природы на снимке.

awesomeworld.ru


Смотрите также