Креативные рисунки на бумаге, которые выходят за линии. Рисунки из волнистых линий


Урок 3. Точки, горошины, кружочки.

дудлинг узоры,как рисовать дудлинг, зенарт уроки Этот незатейливый элемент — начало начал. Любое изображение можно разложить на маленькие точки – мазки или пиксели. И как отдельные элементы эти точки, горошины и кружочки повсеместно присутствуют вокруг нас. Орнаменты в горошек заполоняют поверхности предметов с глубокой древности, периодически врываясь в мир моды, и тому пример популярный «polka dot», который является модной классикой наряду с полосками.

Вариантов орнамента с горошинами и кружками бесчисленное множество, точки сопровождают нас всюду. Точечный узор, вероятно, был первым, которым человек украсил свою нехитрую утварь, как только вообще решил что-либо украшать. Вот, например, что я сфотографировала в московском Музее Археологии. Тут вам и «полька дот» из средневековья, и точки-горошки из неолита.

орнамент неолита, дудлинг уроки, linedot

Точечный орнамент на глиняных сосудах. Фото 1: сосуд I века до н.э.; фото 3-4: фрагменты сосудов неолита V-III до н.э.; фото 4: кружка «в горошек» XVI век н.э.

Рисование точками сейчас называют «дот арт». Есть несколько разновидностей дот арта, и о них я написала в статье Искусство рисования точками.  Мы немного позанимаемся точкованием в этом уроке, чтобы понять, как рисовать дудлинг с горошком и кружочками и освоить интересные приемы, которые могут разнообразить ваши узоры и, несомненно, помогут развивать художественные навыки и глазомер.

В отличие от пуантилизма и точечной росписи, где весь рисунок состоит из точек, в дудлинге и зентангле точки чаще всего образуют рисунок наряду с другими элементами – линиями, завитками и т.д. Рисунки, где точки и горошины занимают все или почти все пространство, — это разновидность дотарта. Встречаются зентангл уроки с узорами только из горошка, но все же «клубки» редко состоят только из этого элемента.

Если рассуждать о том, есть ли разница между точками, горошинами и кружками, то в итоге мы придем к пониманию, что это, по сути, одно и то же. Точка нам представляется маленькой, как та, что мы ставим в конце предложения. Увеличив изображение, мы увидим крупную точку – горошек. А круг – это тоже горошек, только не заполненный цветом: )) Все просто, правда? Нарисуем на крупной точке свет и тень, и получим шарик или жемчужину, либо прозрачную каплю.

как рисовать дулинг, зентангл уроки, уроки дудлинга

Давайте начнем с простых горошков и кружков в этой теме, а в одной из последующих тем, где изучаются спецэффекты, мы вернемся к ним и поработаем над объемами.

Самое скучное, пожалуй, но очень полезное упражнение заключается в рисовании ровных горошков на равном удалении друг от друга. Оно развивает глазомер, чувство ритма. Зентангл уроки обычно описывают пошаговое составление узора, а здесь в некоторых упражнениях я не показываю последовательность, вы решите сами, с чего начать.

Рисование горошин можно сделать следующими способами: начинаем от серединки увеличивать по спирали точку либо сначала рисуем круг нужного размера, а потом закрашиваем. Ах, да, можно просто взять толстый маркер и поставить точку… Но, вы же понимаете, насколько можно удалиться от чистого дзен арта, если у вас будет батарея маркеров разного размера?!

Итак, приступим.

Упражнение 1 «Уменьшение и увеличение точек»

  1. Нарисуйте на трех –четырех воображаемых параллельных прямых линиях по ряду уменьшающихся горошков.
  1. Теперь делаем волнистые линии из уменьшающихся точек. Можете нарисовать карандашом полупрозрачные линии, словно нити, на которые вы нанижете бусины. Можно уменьшать и увеличивать точки в разных направлениях.
  1. Рисуем кружки разного размера, не закрашивая их. Главное, располагать их на одной кривой линии и отрабатывать постепенное уменьшение и увеличение.
уроки дудлинга, как рисовать дудлинг, зентангл узоры

Упр.1. Уменьшение и увеличение точек.

Упражнение 2. «Точечные патерны»

В этом блоке можете поупражняться в различном расположении точек и кружжочков. В первом квадрате точки нарисованы близко друг к другу, кружки вообще вплотную, а зазорчики между кружками следует закрасить. Во втором квадрате точки и кружки нарисованы разреженно. Это отличные дудлинг узоры для заполнения пространства, для связки в рисунках.

Смотрим дальше, в 3 и 4 квадратах точки расположены в сетчатой структуре, здесь как раз тот самый горошек polka dot. Главное, это расположение точек с определенным расстоянием друг от друга и сохранением структуры сетки. Эти и следующее упражнение на развитие глазомера.

В 5 квадрате более сложный патерн, составленный из точек и кружков, имеющий также четкую структуру.  Существует огромное количество уже придуманных точечных орнаментов за всю историю, но, лучше не смотреть заранее примеры, а попробуйте придумать свои разные варианты с точками и кружками.

узоры из точек, дотарт, зентангл узоры

упр.2. Точечные патерны.

В нижнем ряду вы видите как скоплением точек можно создавать оптические эффекты – углубления и выпуклости. Давайте отработаем создание объема в 3 упражнении.

Упражнение 3. «Трубка из точек» (Dots tube)

  1. Рисуем границы трубки точками

2-3. По обеим сторонам рисуем по направлению к центру два-три ряда крупных точек

уроки дудлинга, зентангл узоры, как рисовать дудлинг

Упр.3. Трубка из точек

  1. В оставшемся пространстве ставим мелки разреженные точечки, при этом центральная часть должна оставаться почти без точек.

5-6. Добавляем мелких и средних точек более плотно вдоль линий крупных точек, оставляя также не закрашенной центральную часть трубки.

Таким образом, получается простой объем. Центральная часть трубки выпуклая, а боковые затенены.

Упражнение 4. «Узор с точками»

Как вы поняли, мои занятия это не просто пошаговые зентангл уроки. Каждый урок будет более насыщенным. Сначала мы тренируем руку, а потом рисуем более сложные дудлинг узоры.

Этот патерн я сначала придумала, а потом назвала «НЛО» по каким-то своим ассоциациям. Он в принципе, самодостаточен, и хорошо смотрится в цвете, но может быть и композиционным элементом, как в моем финальном рисунке.

уроки дудлинга, как рисовать дудлинг, точечные узоры

Упр.4. Узор с точками для зентангла и дудлинга

  1. Основой здесь являются точки расположенные крестом. В большом рисунке можно расположить точки сразу сеткой.
  2. Вокруг точки рисуем маленькую окружность.
  3. Рисуем большие круги вплотную к маленьким.
  4. Плотно заполняем большие круги маленькими кружками.
  5. И завершаем композицию россыпью точек по внешнему периметру, уменьшающихся от центра к периферии.

Можно варьировать с наполнением и раскрашиванием после 3го шага, что я и сделала в финальном рисунке.

Такой тангл у меня получился только из точек и кружков. Если бы основа из кружочков была однотипной, то можно было бы назвать этот рисунок монотанглом (об этом мы поговорим подробно в следующих уроках).

дотарт, уроки дудлинга, зентангл узоры, linedot

Dots by Oga Red

Мои финальные композиции показывают, как рисовать дудлинг и зентангл только с точками или в сочетании с ранее пройденными элементами – линиями. Оба рисунка у меня получились на лист А4, т.к. рисуя горошки и кружки мне сложно остановиться, увлекает.

дудлинг узори, рисунки в стиле дудлинг, уроки дудлинг, зентангл узоры

by Oga Red

Второй рисунок я сделала не в рамках этого урока, а намного раньше, но он отлично вписался, так как демонстрирует дудлинг узоры как раз по этой теме. Также я люблю рисовать круги и точки в цветном варианте, а о цвете, о создании красивых фактурных фонов я еще расскажу в рамках этого курса.

Буду рада, если этот урок вас вдохновит. И, как всегда, жду ваши финальные работы, которые вы можете отправить в наш клуб: в предлагаемые новости во Вконтакте и инстаграме @zeartclub по хэштегам #zenartclub #linedotru. Рада сообщить также, что теперь Zenart Club имеет свое постоянное место. Новости будут на странице Обучение.

Вернуться к предыдущему уроку.

linedot.ru

Абстрактный рисунок из оранжевых волнистых линий

Купить!

Изображение помещёно в вашу корзину покупателя. Вы можете перейти в корзину для оплаты или продолжить выбор покупок. Перейти в корзину…

удалить из корзины

Размеры в сантиметрах указаны для справки, и соответствуют печати с разрешением 300 dpi. Купленные файлы предоставляются в формате JPEG.

¹ Стандартная лицензия разрешает однократную публикацию изображения ограниченным тиражом в качестве иллюстрации к информационному материалу или обложки печатного издания;

² Расширенная лицензия разрешает прочие виды использования, в том числе в рекламе, упаковке, дизайне сайтов и так далее;

Подробнее о различиях в лицензиях

³ Для приобретения лицензии Печать в частных целях, пожалуйста, свяжитесь с нами по телефону или e-mail: roed?rolirr! u, asel?solirr! u.

* Пакеты изображений дают значительную экономию при покупке большого числа работ (подробнее)

Размер оригинала: 2659×3500 пикс. (9.3 Мп)

Указанная в таблице цена складывается из стоимости лицензии на использование изображения (75% полной стоимости) и стоимости услуг фотобанка (25% полной стоимости). Это разделение проявляется только в выставляемых счетах и в конечных документах (договорах, актах, реестрах), в остальном интерфейсе фотобанка всегда присутствуют полные суммы к оплате.

Внимание! Использование произведений из фотобанка возможно только после их покупки. Любое иное использование (в том числе в некоммерческих целях и со ссылкой на фотобанк) запрещено и преследуется по закону.

lori.ru

Креативные рисунки на бумаге, которые выходят за линии

Наверняка многим из нас знакома подобная ситуация, когда ты сидишь на уроках или на совещании и от скуки твоя ручка начинает вырисовывать замысловатые закорючки на бумаге. Однако, иногда эта скука может создать потрясающие картинки, которые используют тетрадные линии, как часть композиции.

Так, что если вам скучно, берите ручку и начинайте рисовать, прямо сейчас. Кто, знает, может наша следующая статья будет именно о ваших творениях.

Котик, который забрался на жалюзи

spongeballs

Трехмерные художества

Muhammad Ejleh

Осьминог, выползающий из-под пола

gowiththeflo

Человечки карабкаются по линиям тетради

Highfly365

Кот на полосатых простынях

Pavel Pichugin

Бумажный Стич

Jdesenhos

Круги на воде

Jdesenhos

За решеткой

causeofb

Наконец-то свободен!

beartales.me

← Жми «Нравится» и читай нас в Фейсбуке

Больше интересного

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ

vicer.ru

Рисунки животных одной линией от David Hallangen-Lake

Дэвид Hallangen-Лейк, иллюстратор, дизайнер, аниматор, жевет и работает в Лондоне.

Я создаю дизайн и иллюстрации для клиентов по всему миру, начиная с 1998 года (хотя еще в 1977 году я нарисовал кошку, все же потребовалось некоторое время, чтобы стать профессионалом), - сказал Дэвид.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Источник: hallangenart

animalworld.com.ua

ТОЧКА, ЛИНИЯ, ПЯТНО, ПЛОСКОСТЬ - Вдохновение, полезная информация и галерея.

"В этом уроке Вы познакомитесь с основными элементами рисунка: точкой, линией и пятном. Вы узнаете об их видах и использовании. Эти элементы являются средствами, при помощи которых можно создать любой рисунок как в иллюзии пространства на плоскости, так и в реальном пространстве. Затем мы познакомимся с другими, «производными» по отношению к упомянутым, элементами рисунка. Итогом нашей встречи станет рассмотрение различных способов рисования.ОТ ТОЧКИ К ФИГУРЕ В ПРОСТРАНСТВЕ

Что такое точка

Евклид (ок. 365-300 до н. э.) утверждал, что существует неделимая, не имеющая размеров математическая, геометрически воображаемая точка.Если мы посмотрим вокруг, то увидим точки в плоском или объемном окружении: белые на черном, черные на белом, серые на сером, разноцветные на разноцветном, вогнутые, плоские и объемные, маленькие и большие и т. д. В натуральной перспективе я нашел такие их образцы: хлопья снега, падающие за окном (объемные точки на объемном формате), головка шпильки, лежащая на бумаге (объемная точка на плоском формате), след, оставшийся от прокола этой шпилькой белой бумаги (вогнутая, серая точка - дыра на плоском формате). Это примеры натуральных (или физических) точек, видимых в натуральном пространстве, то есть в натуральной перспективе.Запись (след) точки на плоскости - или на поверхности объемной фигуры - дает рисовальную точку. Она может приобретать различную форму: может быть правильной (геометрической), неправильной (биологической), малой, большой, темной или светлой. Её можно нарисовать как плоскую, вогнутую или выпуклую. Она может также появиться в трех измерениях.

Портрет Евклида (рис. 1) состоит из похожих, маленьких нарисованных точек с меньшей или большей степенью их концентрации (насыщенности).

Практическое задание 1

Нарисуйте контуром, состоящим из точек, произвольную форму, например, человеческую фигуру.Не указанная на рисунке в сходящейся перспективе точка схода - это математическая, геометрически воображаемая точка. Точка, из которой происходит наблюдение рисунка (на уровне глаз), как и точка в природе, где соединяются линии схода наблюдаемой сцены, зафиксированной на этом рисунке, - это натуральные воображаемые точки.Посмотрите на рисунок 3. То, что с расстояния видится как точка, может быть черной или белой плоской фигурой, образованной с помощью контура, неправильной фигурой или даже, при рассмотрении вблизи, может оказаться группой многих, близко расположенных точек.Если мы при помощи карандаша зарисуем точками формат прямоугольника (рис. 4), то получим разновидность растра, который издалека выглядит как серая плоскость. Присмотревшись, мы заметим, что эти точки незначительно отлича¬ются друг от друга и располагаются неравномерно. На распечатке подобного рисунка, созданного в компьютерной программе, могли бы получиться идентич¬ные точки, расположенные на одинаковых расстояниях друг от друга.

Практическое задание 2

При помощи произвольного инструмента зарисуйте точками формат небольшого квадрата, стараясь соблюдать одинаковую их светлоту, величину, а также одинаковые расстояния между ними. На втором рисунке такого же формата попытайтесь изменить одну из этих характеристик (валёр, размер или расположение).Рисунок 5 также представляет дифференцированные точки, но уже полученные в графической технике «frottage». В данном случае эта техника состоит в том, что неплотная бумага, наложенная на шероховатую поверхность (например, на крупнозернистую наждачную шкурку), зарисовывается карандашом. Таким обра¬зом, получается рисовальный отпечаток (оттиск) этой поверхности.В основе графики «фроттажа» лежит получение оттиска с определенной, фактурно выраженной поверхности.

Практическое задание 3

Выполните подобный «frottage" в виде точек. Используйте её как основу (фон) для изображения объекта. Часть полученной фроттажной «графики» сотрите ластиком так, чтобы появившееся белое пятно напоминало определенную форму - к примеру, чашку, дерево, фигуру человека.Рисунок может состоять из таких самых точек, но нанесенных с различной степенью концентрации (плотности)- в одних местах меньшей, в других большей (иногда вплоть до получения черного ограниченного пятна). На рисунках ниже изображен цилиндр в трех разных ситуациях распределения светотени на фигуре - самые темные фрагменты обозначают тень. На каждом из цилиндров имеется осветленная часть, полутень, собственная тень с рефлексом, отделяющим фигуру от падающей на основание тени.

Практическое задание 4

Выполните в подобной технике (тушью или капиллярной ручкой) рисунок любой другой несложной фигуры. Сами выберите вариант светотеневой моделировки формы объекта - с большей или меньшей концентрацией точек.

Объемность в рисунке точками можно по¬лучить при помощи их дифференциации (различия, контраста) по размеру, светло¬те, форме, расположению и т.д.Рисунок (7) женщины возник в результате продуманного размещения черных точек на белом фоне, различная концентрация и размеры которых передают светотеневые отношения на теле. Насыщенность точек образует более темные области и тень. Плавное уменьшение концентрации создает осветленные поверхности. Белье нарисовано при помощи более крупных белых точек на темно-сером фоне. Дополнением являются закрученные черно-белые ленты из неправильных (биологических) точек, имеющих линейно-кристаллическую форму.Рис. 7. Томаш Соберайский (без названия), 1999 г., капиллярная ручкаПрактическое задание 5

Выберите любую иллюстрацию, наложите на нее прозрачную кальку и перерисуйте изображение двумя способами: первый раз - используя точки одного вида, а второй -дифференцированные (по своему усмотрению).Если мы ограничим точки контуром, то получим силуэтные изображения, например такие, как на следующих трех рисунках, которые по принципу подобия представляют: букву М, два топорика индейцев и птеродактиля - древнего летающего ящера.Силуэт - это ограниченное пятно, обозначающее упрощенную форму, очертание предмета.Рисунок объекта мы можем также начать с контура, а затем нарисовать точки на объекте, основании и фоне. Рисунки, помещенные ниже, показывают последовательность такого процесса. Так, на рис. 9а изображен конус, нарисо¬ванный контуром на квадратном формате, разделенном линией на основание и фон. Затем с помощью точек изображаются собственная и падающая тени, а также вертикальная и горизонтальная поверхности фона (рис. 9 б). На последнем рисунке (9е) контурные линии убираются и остаются только теневые фрагменты на фоне редких точек. Обратите внимание на то, что линия контура оказывает более сильное визуальное воздействие, чем деликатно выполненная тень.На рисунке 10а этот же конус нарисован с использованием уже другого художественного приема - таким образом, что образуемые при помощи точек тень и свет (белизна бумажного листа) воздействуют на нас сильнее, чем контур. Следующие рисунки фигур - шара (б) и куба (в) - выполнены по тому же принципу. В них применяется слабый контур и более активно проработанная светотень.Посмотрите внимательно на эти рисунки и запомните способ их выполнения.

От точки к фигуре

Оказывается, что любые формы, имеющиеся в натуре, можно получить, исходя из фиксации точки на плоскости - при помощи ее увеличения, изменения или придания объемности.Нанесем черным цветом математическую точку на плоскость белого листа. Её мы можем воспринимать двояко: согласно реалиям - как плоскую на плоском формате; в иллюзии пространства - как «выходящую» из фона вперед или, наоборот, как черную дыру на белом формате.Дальнейшее развитие (увеличение) точки выстраивает цепь основных элементов рисунка. Это: точка, линия, растр, пятно, плоскость, плоская фигура, силуэт, объемная фигура. Любой известный нам рисунок содержит один или несколько из этих элементов как средство получения изображения.

Теперь рассмотрим, в чем именно состоит увеличение точки. Если к точке (рис. 14а) мы прибавим эту же точку, повторенную многократно и расположенную без разрыва одна за другой, то получим сначала короткий отрезок (14 б), а потом - линию (в). Изменяя направление развития точки, мы можем вместо прямой линии получить кривую (г). Если мы последовательно увеличим количество правильных точек, то получим линию с правильными краями, если увеличим неправильные точки - получим рваную линию (д).

Продолжим наглядный эксперимент, но теперь уже с отрезком прямой линии. Если мы увеличим отрезок в одном направлении (рис. 15а), то получим плоскую фигуру, или силуэт, например, прямоугольника. Ее можно заполнить по всей площади черным цветом (как на рисунке 156), а можно зафиксировать только контуром (в) или дополнительно представить в сходящейся перспективе (г).Наконец, если мы увеличим фигуру в одном направлении (рис. 16а), то получим объемное изображение параллелепипеда, который представлен на рисунке в параллельной перспективе - первый раз с плотно заполненными гранями (16 б), а второй раз контуром (в).Осуществляя ряд постепенных, начинающихся с точки преобразований, мы в результате можем получить различные плоские или объемные элементы. Затем, если мы размоем плоскую фигуру или силуэт, то получим пятно (рис. 17). Накладывая друг на друга в определенной композиционной последовательности такие разные элементы, мы сможем получать разнообразные, художественно более выразительные и сложные формы.Точка - исходное понятие геометрии, не имеющее измерения.Линия - это последовательно расположенная в одном направлении группа точек, не имеющая разрывов.Пятно - это группа точек с нечеткими границами (очертаниями).Растр - это изображение простого рисовального или графического знака, многократно повторяемого в определенной последовательности.

Плоская фигура - это ограниченное формой пятно.Силуэт - это форма объемной фигуры, упрощенная до плоской (ограниченное пятно, повторяющее очертания этой фигуры).Изменения в каком-либо из перечисленных элементов влекут за собой практически бесконечное количество вариантов рисунка. Эти элементы могут взаимопроникать друг в друга, накладываться, чередоваться или существовать независимо на формате. Посмотрите еще раз на рисунки И, 12, 13 и обратите внимание на использование в них различных по форме, размеру, плотности линий, точек и пятен.Элементы рисунка можно наносить разными инструментами (карандашом, углем, кистью, пером, фломастером, и т. д.) с использованием различных материалов и техник (черная тушь, нанесенная пером; белая гуашь, наложенная кистью или поролоновой губкой на разную основу - бумагу, кальку, картон, стекло и т. д.).Таблица, приведенная ниже, представляет основные звенья в цепочке элементов рисунка, полученных из точки в результате ее развития (преобразования), а рядом - их объемные эквиваленты.

Элемент рисунка-Его объемный эквивалент

точка-объемная точка линия (контур)-объемная линия пятно-объемное пятно растр-объемный растр плоскость-объемная плоскость силуэт-объемный силуэт фигура-объемная фигура

Предыдущие примеры, демонстрирующие увеличение, произвольное изменение или придание объемности точке, являющейся изображением (записью) на плоскости воображаемой математической точки, наглядно убеждают в том, что из неё можно получить все объемные элементы и формы, включая трехмерные фигуры. Очевидно, что более развитые элементы рисунка, находящиеся в цепочке на удаленных местах, можно получить из элементов, расположенных ближе к ее начальному звену - точке. К примеру, фигуру человека можно нарисовать точками, контуром, пятном, силуэтом и т. д.Границы между элементами рисунка бывают (часто это делается преднамеренно) нечеткие. Так, белую жирную линию, проведенную мелом на темной бумаге, можно, например, считать тонким пятном вытянутой формы. Черный круг, рассматриваемый вблизи, воспринимается в рисунке силуэтом, а наблюдаемый издалека - точкой. То, что является элементом одного вида в одних условиях, в других превращается в нечто иное.Рисунок, в узком его значении, оперирует линией на плоскости, но в более широком - может «выйти» в пространство и оперировать уже линией объемной. Поэтому выполненное в таблице деление на плоские и объемные элементы является существенным. Если бы я хотел поместить в ней визуальные примеры объемных элементов, то в соответствующих местах наклеил бы (или присоединил другим способом), например, кусок черной ткани или черного провода возле объемной линии. В следующей части урока мы уделим больше всего внимания линии, как самому главному элементу рисунка. Однако, сосредоточившись на рисунке как на выражении (записи) иллюзии пространства, мы будем говорить, главным образом, о рисунке на плоскости.

Перед тем, как мы рассмотрим более подробно некоторые примеры плоских и объемных элементов, встречающихся в натуре, запомним для себя простой, но важный вывод: все изображения на рисунке возникают из точки, линии, пятна и их взаимных комбинаций.

ЧТО ТАКОЕ ЛИНИЯ

Линия в натуральной перспективе

Надеюсь, Вы хорошо усвоили, что натуральная сходящаяся перспектива подра¬зумевает воображаемые линии, сходящиеся в воображаемой точке схода, лежащей на линии горизонта. На рисунках из предыдущего урока, иллюстрирующих сходящуюся перспективу, нанесенных там линий в действительности не существует.Теперь рассмотрим один из обещанных примеров, демонстрирующих плоские и объемные линии, встречающиеся в натуре. Ниже (рис. 18) я предлагаю Вашему вниманию снимок, сделанный зимой. На фоне белой стены виден фрагмент скамейки и виноградных лоз. Это образец объемных, (выпуклых) биологических линий. Горизонтально натянутая проволока, которая их поддерживает, - это тоже выпуклая объемная линия, но уже геометрически правильная. Также горизонтальная, прерывистая линия кромки стены, нечетко проявляющаяся в верхнем левом углу снимка, это пример плоской линии, встречающейся в естественном пространстве. Объемные белые и черные линии света и тени появляются на планках скамейки. Между ними в виде белых вогнутых линий просвечиваются фрагменты стены. Обратите внимание, как много различных видимых в натуре линий запечатлено на одной фотографии.Как мы видим линии

Следует отличать видение линии в натуре от видения линии в рисунке. Мы уже говорили о том, что в природе нет линий, которыми были бы обведены какие-то формы, а значит, в натуре не существует контура - линии, очерчивающей форму. В то же время на рисунке мы можем увидеть следующие линии: самостоятельную, контурную или тонирующую (светотеневую).

Самостоятельная линия

Линии этого вида встречается очень часто. Они наиболее произвольны по своему характеру, направленности и не отображают конкретной формы. Такие линии выступают в рисунке «сами по себе», то есть как самостоятельный изобразительный элемент. Посмотрите на рисунок 19, который выполнен семилетней Евой. Здесь основой для изображаемой фигуры (моей!) являются, собственно, разновидности этого вида линии. Она будет еще часто появляться в иллюстрациях этого выпуска, а в каких именно - постарайтесь определить сами.Если в рисунке не представлено никакой конкретной формы, а присутствуют только отвлеченные по смыслу самостоятельные линии, то перед нами один из примеров абстрактного рисунка (о котором пойдет речь в уроке 13). Иногда такая линия может чем-то напоминать форму реальных предметов или фигур, как, к примеру, на рисунке известного художника-абстракциониста Пауля Клее (рис. 20). На рисунке Евы такая линия тоже присутствует.Примеры самостоятельных линий Вы также найдете на картине другого извес¬тного абстракциониста Хуана Миро, которая называется «Женщина, месяц, звезда» (цветной вкладыш). Речь идет о «звездочках», зигзагообразных и волни-стых линиях.

Контурная линия и «воздействие» контура

Еще раз посмотрите на рисунок Евы, которая на уровне незамысловатого детского воображения изобразила очертание фигуры. Аналогичным образом она нарисовала тучки, цветок и два других неизвестных растения. В её рисунке присутствуют контурные и самостоятельные линии. В ушах, чем-то напоминающих воздушные шарики, тоже есть замкнутые контуры. Помните мою фотографию, напечатанную в первом уроке? Сравните с ней рисунок. Очень удачный получился у ребенка портрет, неправда ли?Теперь снова вернемся к картине X. Миро (на цветном вкладыше). Наряду с самостоятельными линиями мы увидим на ней типичные контуры схематически представленных фигур, словно тоже нарисованных ребенком. На другом рисунке, те¬перь уже в исполнении известного художника Анри Матисса, контурные линии значительно более продуманные и изысканные. Художник мастерски применил линию одинаковой толщины для выражения пластики упругого женского тела (рис. 21).Рисунок Пабло Пикассо (рис. 22) тоже является примером использования только контура, но уже дифференцированного. Не менее выразительно «играет» контур на его же рисунке, помещенном на обложках выпусков нашего курса, а также на иллюстрации урока 1, стр.24.Теперь обратимся к более простым изображениям на рис. 23. Область, обведенная дифференцированным контуром, выглядит более объемно-пространственной, чем рисунок с одинаковым контуром. Более темный утолщенный контур может также восприниматься (интерпретироваться) как простейшая разновидность тени. Такой вариант представлен на рисунке частично вбитого гвоздя (24). Контурная линия сле¬ва, очерчивающая его форму, более толстая и темная, чем линия справа.Контур - это линия, которая фиксирует очертания формы и является простейшим переходом от линии к фигуре.Уяснив это положение, снова вернемся к примеру куба. Если мы обозначим линией рёбра воображаемого куба, то, благодаря различию между темной линией и белым фоном (как на рис. 23), будет создаваться иллюзия, что передняя грань перекрывает остальные. При дальнейшем развитии (увеличении) точки в трех направлениях возникнет впечатление, будто куб состоит только из ребер (рис. 25). Но мы можем его получить и в результате увеличения отрезка - ограниченной линии - в двух направлениях. Тогда он будет выглядеть так, как на рисунке 26, где контуром воспринимается линия стыка граней-плоскостей, отличающихся валёром (светотеневыми оттенками).Тонирующая линия

Тонирующая линия - это, другими словами, светотеневая линия. Она применяется там, где, согласно нашему воображению или видению объектов в натуре, мы хотим на рисунке ввести тень. Мы можем наносить эти линии так, как это показано на рис. 27, где партию света играет естественная белизна бумажного листа.При изображении светотени линии образуют целое пятно, плавно распределяющееся по выпуклой или плоской форме той или иной части рисунка. Так, например, на рис. 28 линии на верхних и боковых гранях - это собственная тень параллелепипеда, представленного в параллельной сходящейся перспективе, а линии на основании - это падающая тень.Для достижения выразительных объемно-пространственных отношений в рисунке часто используются тонирующие линии разной формы, толщины, светлоты. Эти линии могут переходить в точку, пятно, образовывать контур, создавать тень и т.д. Одним из таких примеров может служить рис. 29.Теперь переверните несколько страниц и посмотрите на рисунок Леонардо да Винчи, изображающий фигуру всадника на коне (рис. 43). Наряду с дифференцированным контуром фигуры всадника и коня, воздействующим сильнее всего, мы видим ряд тонких линий на формах всадника и животного, которые и являются, собственно говоря, светотеневыми линиями. Их слабая тональная проработка создает впечатление пространства. Обратите внимание, что практически все эти линии одинаковой направленности, но отличаются между собой как валёром, так и промежутком.В этом месте я хотел бы предостеречь Вас от неосознанного подражания, а значит, и механического наложения штриховых линий, обозначающих обычно светотень. Линии штриха всегда следует наносить обдуманно, подчеркивая с их помощью особенности формы, не разрушая её! Как это можно наблюдать в работах великого Леонардо, каждый рисунок имеет ряд присущих только ему отличий, создающих неповторимость художественного образа.

Штриховка - это один из наиболее распространенных приемов тонирования в рисунке или графике с помощью как идентичных параллельных, так и (или) пересекающихся линий.Рассмотрим несколько подробнее принципы штриховки в рисунке. На иллюстрациях 30 а-г нарисован контуром цилиндр, стоящий на плоском основании. Здесь используется штриховка геометрически прямыми линиями - равномерно расположенными горизонтальными, диагональными, а также вертикальными с разной частотой (рис. ЗОа). Расположенные более плотно наклонные линии пересекают основные с целью создания собственной и падающей тени (30 б). Горизонтальные линии имитируют уходящую вглубь поверхность столешницы (в), а одинаковые линии на цилиндре, основании и фоне «стирают» форму предмета (г).Практическое задание 6

Нарисуйте контуром простой предмет, расположенный на горизонтальной плоскости. Затем, используя приемы разнообразной штриховки, постарайтесь выразить его форму с собственной падающей тенью и условной передачей фона и основания. Думаю, что иллюстрация рисунка Леонардо да Винчи поможет Вам правильно выполнить задание.Теперь посмотрите на выразительные примеры штриховки в рисунках яблока. Первый выполнен только контуром, остальные уже дополнены линией, обозначающей собственную и падающую тень. Яблоко нарисовано один раз целым, второй раз наполовину очищенным от кожуры и, наконец, с вырезанной частью.В демонстрируемых ниже рисунках театра можно наглядно увидеть, какую роль играет правильно выбранный и «положенный на форму» штрих. В отличие от контурного изображения (рис. 32 а), правый рисунок с помощью разнообразных штрихов передает не только объем здания, но и его архитектурные детали и элементы.Многие начинают рисунок с нанесения контура. Если контур в самом начале нарисовать очень темной и жирной линией, то он все время будет восприниматься как самый важный элемент рисунка, отвлекая на себя основное внимание. При этом, даже последущее введение активной светотени не сможет полностью ликвидировать этот нежелательный эффект. Посмотрите на рисунок 33, который иллюстрирует подобный случай.Конечно, возможна ситуация, при которой контур «воз¬действует» наиболее сильно, а светотень - очень мягко. Посмотрите, например, на светотень, образуемую точками на рисунке 9с, который мы рассматривали, изучая выразительные свойства точки.Эту часть рассказа о закономерностях восприятия линии мы подытожим на примерах простейших рисунков некойемкости. На рис. 34а и 346 она изображена, соответственно, равномерным и дифференцированным контуром; на рис. 34в и 34г - светотеневой штриховкой и, наконец, на рис. 34д мы видим наиболее произвольные, «самостоятельные» линии. Данные примеры показывают неограниченные возможности рисунка в художественной трактовке одной и той же темы.Линии в рисунке

Линия (черта) возникает из последовательного сочетания многих точек. В рисунке ее получают путем передвижения рисовального инструмента, оставляющего след на поверхности формата.О способах получения различных линий относительно вида инструмента (карандаш, капиллярная ручка и т. д.), материалов (темпера, тушь и т. д.) и основы, на которой рисуют (белая, черная, цветная бумага, калька, фольга и т. п.), Вы узнаете в следующем уроке. А сейчас мы продолжим рассмотрение вопросов дифференциации линий в рисунке, возникающих в результате использования контрастов. Эти линии могут быть самостоятельными, контурными, светотеневыми или штрихованными в одном или разных направлениях.

Зарисовка всей плоскости формата линией

Зарисовка квадратного формата мелким растром (сеткой из тонкой линии одного вида, то есть без каких-либо контрастов) привела к появлению своего рода серого пятна, плоскости в одинаковом валёре (рисунок 35а выполнен в компьютерной графике). Следующий рисунок более дифференцированный, поскольку вертикальные, под линейку нарисованные линии различаются между собой по светлоте и толщине, воздействуя при этом более сильно в той части, где они темнее и насыщеннее (356).Если мы зарисуем плоскость квадрата линией одного вида, выполненной от руки,то окажется, что даже в одинаковых линиях трудно избежать мелких отличий -первых проявлений контраста. Приведенные ниже рисунки 36 и 37 иллюстрируют сказанное на примерах прямой и волнистой линий.Контрасты между отдельными линиями

На рис. 38 показана градация прямой вертикальной линии в шести стадиях: от темной широкой - до светлой тонкой (рис. 38а). Близлежащие линии между собой не контрастируют, зато если мы сравним крайние линии, то контраст между ними очевиден. Из прямой геометрической линии можно также получить линию иного вида, например, зигзагообразную, как на иллюстрации 39; где контраст наглядно виден уже между каждой линией.Контрасты линий, а также линий и пятна хорошо иллюстрирует работа Марселя Дюшампа под названием «Мужчина в шляпе» (тушь, бумага) - рис. 40. Черные линии, обрисовывающие фигуру сидящего мужчины, отличаются между собой толщиной, длиной и направлением. По мере удаления на второй план, контурные линии становятся светлее и тоньше.

Для одного и того же вида линии возможны варианты преобразования, которые представлены на следующих рисунках. Рисунок 41а демонстрирует отдельную волнистую линию -промежуточную между биологической и геометрической, многократно повторенную с одинаковым промежутком в формате квадрата. Рисунок выглядит как изображение волнистой выпуклой или вогнутой плоскости. Если мы сделаем линии более толстыми, а также увеличим расстояния между ними, то получим такой набор линий, как на рис. 416, а если будем утолщать их и дальше - такой, как на рис. 41 в. В последнем рисунке введены контрасты за счет чередования тонкой и толстой линий, взятых из рис. 41а и 41в и изменения их наклона.Рис.40. Марсель Дюшамп, «Мужчина в шляпе», 1909 г.Следующие три рисунка выполнены от руки с использованием дифференцированных линий, которые становятся все более наклонными и биологическими, т.е. теряющими геометрическую строгость. Наложенные друг на друга, они образуют контрастные сочетания тонкого и толстого, темного и светлого (рис.42). В итоге мы получаем набор линий, при помощи которых можно изображать различные фрагменты рисунка в их объемном виде.

Практическое задание 7

В иллюстрации рисунка Леонардо да Винчи, на который я уже дважды ссылался, попытайтесь найти линии, аналогичные представленным на рисунках 42.Теперь попробуем при помощи разных видов линий выполнить рисунки двух параллелепипедов. Как Вам уже известно, определенный вид линии можно получить из прямой черты. Именно такой прямой чертой были нарисованы кубы, которые демонстрировались раньше на рисунках 23 и 25.Ниже нарисованы пары одинаковых фигур параллелепипедов четырьмя различ¬ными по типу линиями. Слева от них размещены в ряд объекты круглой формы. Рисунки последовательно демонстрируют различные приемы достижения кон¬траста между линией и пятном, линией и фоном, толстым «негативным» контуром и плотно заштрихованной поверхностью (рис. 44 а, б, в, г).Следующая серия рисунков, выполненных черной авторучкой, представляет три параллелепипеда, приближенных к форме куба в прямоугольной проекции и в параллельной или сходящейся параллельной перспективе. Кроме того, все они нарисованы в перекрывающей (кулисной) перспективе. Использование таких разных видов изображений, как и разных линий, придает рисункам каждый раз иное выражение.Следует помнить, что изображение любого объекта в перспективе всегда более наглядно и выразительно, чем его вид в одной из проекций. Рисунок - не чертеж, и в нем желательно избегать изображений типа ортогональных проекций.

Два следующие рисунка (45д, е) выполнены с использованием более сильной светотени - вплоть до очень темной тени в верхней части фигур. Различная направленность штриха и появление в рис. 45е точек усиливает выразительность фигур. Рисунок 45ж представляет в сходящейся параллельной перспективе три параллелепипеда, полученные при помощи черного контура. На рисунке 45з мы имеем эти параллелепипеды в том же расположении и в той же перспективе, полученные также черным контуром, но с нанесенными поверх изображения самостоятельными пересекающимися тонкими линиями, которые «стирают» форму фигур.Рисунок 45и представляет эти же три параллелепипеда, но выполненные толстым белым контуром. Сравнительно с предыдущей ситуацией точка схода немного сдвинута, а линии, нарисованные на гранях фигур, расположены в направлении схода. Рисунок 45й является ближайшим по типу изображения вариантом предыдущего рисунка, но он выполнен другим «петельчатым» видом линии, дифференцированным по величине и направлению.Рисунки 45г, д, е, з, и, и представляют собой «запись» поверхности параллелепипедов, выполненных упрощенным способом. Последний из данной серии рисунок 45к - это активная светотеневая версия, нарисованная толстым черным контуром, в которой свет падает спереди, вертикальные штриховые линии на боковых гранях передают полутень, а верхние черные силуэтные поверхности фигур обозначают собственную тень.Надеюсь, эти рисунки продемонстрировали Вам возможности использования широкого диапазона линий в изображении одних и тех же предметов. Запомните также, что усиление контраста между линиями и продуманное сочетание линии с пятном повышает выразительность изображения.

Перекрывающее наложение линий

Нанесение линий с перекрытием, то есть, таким образом, когда одна заслоняет другую, также часто используется в рисунках. В зависимости от степени контраста линий между собой, их размера и расположения, возникает определенный оптический эффект.Рисунки, выполненные на четырех квадратных форматах, иллюстрируют проблему выбора линий с целью достичь желаемого эффекта. Так, если мы хотим добиться ощущения монотонности пятна или фрагмента, следует применять одинаковой толщины линии. Если, наоборот, мы стремимся выразить динамику, гротескность формы или сюжета в целом, то здесь следует прибегнуть к более контрастным отношениям элементов рисунка.Увеличение, негатив и придание линии объемного характераПродолжим наши упражнения и усилим линию в соответствии с контрастом «тонкое - толстое»; при этом мы получим плоскую линейную фигуру (47а). Развитие (преобразование) тонкой, но уже не прямой а, к примеру, «узелковой» линии по такому же принципу, может привести к получению плоской фигуры с родственной структурной поверхностью (476).Получить негативный тональный рисунок довольно просто. Тон линии и фона меняются на противоположные, как в процессе черно-белой фотопечати: то, что было черным, становится белым и наоборот (рис.48 а, б). Мы можем также получить негатив другого вида, перевернув рисунок и создав, таким образом, зеркальное отображение (48в).Что касается объемной линии, то её можно получить многими способами, в зависимости от потребностей, возникающих при реализации замысла. Можно, например, создать изображение на плоскости из ниток или шнура. А можно просто достичь иллюзии объемности линии, умело используя многообразные приемы светотеневой моделировки формы и фактуры. Именно так поступают художники, изображая, к примеру, корабельный канат или нежный стебель цветка: в каждом случае для передачи объемной линии применяются особые приемы и техники.

tyblako.livejournal.com

Начало использования программы Paint – работа с инструментами рисования

Paint – это средство Windows, предназначенное для рисования, окраски и редактирования изображений. Программа Paint можно использовать как цифровой альбом для создания простых изображений и творческих проектов или для добавления текста и деталей к другим изображениям (например, сделанным цифровой камерой фотографиям).

Части программы Paint

Откройте Paint. После запуска программы Paint откроется пустое окно; инструменты для черчения и рисования расположены на ленте в верхней части окна. На рисунке показаны различные части окна программы Paint.

Работа с инструментами Paint

На ленте в программе Paint размещен удобный набор инструментов для черчения. Их можно использовать для рисования от руки и добавления различных фигур в готовые изображения.

В этом разделе описано несколько типичных задач. Дополнительные сведения о том, как использовать различные инструменты в программе Paint, см. Работа с программой Paint.

Рисование линий

Некоторые орудия и фигуры (например, Карандаш, Кисть, Линия и Кривая) дают возможность наметить различные прямые, кривые и волнистые линии. Результат зависит от движения мыши при рисовании. Например, с помощью орудия «Линия» можно начертить прямую линию.

  1. На вкладке Главная в группе Фигуры щелкните инструмент Линия.
  2. В группе Цвета нажмите Цвет 1, выберите нужный цвет.
  3. Чтобы нарисовать линию, перетащите указатель в области рисования.

Рисование волнистых линий

Рисунки можно создавать не из одних прямых линий. С помощью орудий «Карандаш» и «Кисть» можно рисовать фигуры произвольной формы.

  1. На вкладке в группе Сервис щелкните инструмент Карандаш.
  2. В группе Цвета нажмите Цвет 1, выберите нужный цвет.
  3. Чтобы нарисовать волнистую линию, соответственно перетащите указатель в области рисования.

Примечание: Чтобы создать линию с другим видом, используйте одну из кистей.

Рисование фигур

Программа Paint позволяет создавать самые разнообразные фигуры. Например, можно рисовать определенные шаблонные фигуры: прямоугольники, круги, квадраты, треугольники, стрелки (и многие другие).

К тому же, с помощью фигуры Многоугольник можно создать произвольную фигуру: многоугольник с каким угодно количеством сторон.

  1. На вкладке в группе Фигуры, выберите шаблонную фигуру, например прямоугольник.
  2. Чтобы добавить шаблонную фигуру, нарисуйте ее, перетаскивая указатель мыши в области рисования.
  3. Чтобы изменить контур, в группе Фигуры щелкните Контур, а затем выберите тип контура. Если фигуры не нужен контур, выберите Без контура.
  4. В группе Цвета нажмите Цвет 1 и выберите цвет контура.
  5. В группе Цвета нажмите Цвет 2, далее выберите цвет заливки для фигуры. Чтобы изменить тип заливки, в группе Фигуры щелкните Заливка и выберите тип заливки. Если для фигуры не нужна заливка, выберите Без заливки.

Добавление текста

К изображениям можно добавлять ещё и текст. С помощью орудия «Текст» можно добавить простое сообщение или заголовок.

  1. На вкладке Главная в группе Сервис щелкните инструмент Текст.
  2. Перетащите указатель в область рисования, куда нужно добавить текст.
  3. В разделе Сервис для работы с текстом на вкладке Текст выберите шрифт, размер и стиль в группе Шрифт.
  4. В группе Цвета нажмите Цвет 1, выберите нужный цвет. Это цвет текста.
  5. Введите текст, который нужно добавить.

Удаление части рисунка

Чтобы устранить ошибку или изменить часть рисунка, можно воспользоваться резинкой. По умолчанию ластик заполняет любой участок, который вы стираете, белым цветом, но цвет ластика можно изменить. Например, если задать желтый цвет фона, стертые участки станут желтыми.

  1. На вкладке в группе Сервис щелкните инструмент Резинка
  2. В группе Цвета нажмите Цвет 2, а затем выберите цвет стирания. Для удаления белым, не нужно выбирать цвет.
  3. Перетащите указатель над участком, который нужно стереть.

Cохранение изображения созданного в Paint

Часто сохраняйте внесенные в рисунок изменения, чтобы случайно не потерять. Для сохранения изменений нажмите кнопку Paint , выберите Сохранить. Сохраняются все изменения в рисунке, внесенные с момента последнего сохранения.

Во время первого сохранения рисунка нужно предоставить ему имя файла.

Для этого:

  1. Нажмите кнопку Paint, выберите Сохранить.
  2. В поле Сохранить как тип требуемый формат.
  3. В поле Имя файла введите имя и нажмите кнопку Сохранить.

windows-school.ru