Проверочная в 10 классе по прилагательному в формате ЕГЭ. Вода казалась огромным волнистым зеркалом


Вариант 1 ЭГЭ 2018

Вариант 1 ЭГЭ 2018

Прочитайте текст и выполните задания 1–3.

(1)B XIV веке популярной формой развлечения богатых людей становятся балы и танцевальные маскарады. (2)Основное внимание на этих мероприятиях уделялось обсуждению костюмов и демонстрации украшений. (3)_____ танцы на балах были медлительны, торжественны и состояли из разнообразного движения колонн танцоров по залу.

1.В каких из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте?

1. В XIV веке танцы на балах были очень торжественны, поскольку основное внимание уделялось обсуждению костюмов и демонстрации украшений.

2. Танцы на балах в XIV веке были очень торжественны и состояли в основном из разнообразного движения колонн танцоров по залу.

3. Балы и танцевальные маскарады становятся в XIV веке популярной формой развлечения богатых, которые во время неторопливых танцев обсуждали костюмы и демонстрировали украшения.

4. Обсуждению костюмов и демонстрации украшений на балах в XIV веке уделяли основное внимание, поэтому танцы были медлительны и торжественны.

5. Основное внимание на балах и танцевальных маскарадах в XIV веке уделялось обсуждению костюмов и демонстрации украшений.

2.Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).

1. Неужели

2. Наоборот,

3. Вопреки всему

4. Поэтому

5. Вряд ли

3.Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ДЕМОНСТРАЦИЯ. Определите значение, в котором это слово употреблено во втором (2) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи. ДЕМОНСТРАЦИЯ, -и, ж

1. Демонстрирование, показ. Д. физических приборов на лекции.

2. Массовое шествие для выражения общественно-политических настроений. Праздничная д. Д. протеста. Д. у здания посольства.

3. Проявление, свидетельство чего-н. Яркая д. патриотизма.

4. Военный манёвр на второстепенном направлении, отвлекающий внимание противника от того пункта, где намечается главная операция.

5. Действие, подчёркнуто выражающее протест против чего-н., несогласие с чем-н., неприязнь. Устроить демонстрацию кому-н. Очередная д. домашним.

4.В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

вручИт

сверлИшь

бАловать

вернА

дремОта

5.В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

1. Боксер должен быстро и вовремя УКЛОНЯТЬСЯ от ударов.

2. Сегодня сложно ОГРАДИТЬ ребёнка от влияния улицы.

3. Музыка рождала ни с чем не СРАВНИМОЕ впечатление: уже на входе мощь и объём звучания пробирали до мурашек.

4. Он шёл, освещая дорогу карманным фонариком, машинально ИЗБИРАЯ дорогу.

5. Рюкзак стал тяжёл, точно гиря; лямки, врезавшись в плечи, причиняли НЕСТЕРПИМУЮ боль.

6.В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

ЛЯГТЕ на пол

вопреки ОЖИДАНИЮ

килограмм ВИШНЕЙ

НАИДОБРЕЙШИЙ человек

о ПОЛУТОРА часах

7.Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

А) неправильное построение предложения с косвенной речью

Б) нарушение построения предложения с причастным оборотом

В) ошибка в построении предложения с однородными членами

Г) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

Д) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

1) Подобравшись поближе, охотники увидели, что медведь не убит, а только раненый.

2) Расстилая по воде отблески огней, пароход движется почти бесшумно.

3) Большая часть территории, еще недавно не тронутое цивилизацией, сегодня пересечена дорогами.

4) Возвращаясь домой очень поздно, скандал был неизбежен.

5) До встречи с Гуровым Анна Сергеевна думала, что ведь же достойна лучшей жизни.

6) Пословица тем и отличается от афоризма, что, кроме прямого значения, заключает в себе иносказательный смысл.

7) В своём творчестве Л. Н. Толстой пытался найти ответы на вечные, волнующие всех вопросы.

8) Бумага желтеет благодаря окисления в ней целлюлозы.

9) Историки утверждают, что в древности в глиняной посуде хранили важные документы, чтобы уберечь их от наводнений или пожаров.

Ответ запишите цифрами без пробелов и иных знаков

8.Определите слово, в котором пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

ут...пический

тр...туар

нагр...дить

пл...вец

б...лизна

9.Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву

. нед...едание, пр...родители

пр...града, пр...возмочь

ра...двоение, ни...падать

на...кусить, о...грести

ра...щедриться, и...держки

10.Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е

. игруш...чный

карандаш...к

перешаг...вать

раскраш...вать

изменч...вый

11.Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.

раста..вший

застел..шь

обкле..нный

задерж..шь

меч..шься

12.Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

1. Коль нет цветов среди зимы, так и грустить о них (НЕ)НАДО

. 2. Князя Андрея раздражал холодный, (НЕ)ПРОПУСКАЮЩИЙ в душу взгляд Сперанского.

3. (НЕ)КАЖДЫЙ может точно сформулировать свою мысль.

4. Иван стал размышлять о том, что в хирургическом отделении очень (НЕ)ПЛОХОЙ коллектив.

5. Липы в старом саду (НЕ)ВЫРУБЛЕНЫ, их удалось отстоять.

13.Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

1. В камине (ПО)ДОМАШНЕМУ потрескивали дрова, (С)БОКУ мирно тикали высокие часыбашня с темным циферблатом.

2. Посмотришь с одного берега на другой, так там видится все (В)РОДЕ через дым: ракиты, луга (СО)СВОИМИ цветами и лес.

3. Гром ударил ПОЧЕМУ(ТО) не в самое высокое дерево, нашу великую сосну, а рядом с ней, в догонявшую ее (ИЗ)ДАВНА елку.

4. (В)ПРОЧЕМ, (В)ВИДУ недостатка времени, не будем отклоняться от предмета лекции.

5. Дорога шла (В)ГОРУ, и, поднявшись (НА)ВЕРХ, мы увидели море, раскинувшееся у подножия горы.

14.Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

Тогда он постарался представить себе, в какую име(1)о причудливую форму выльется гнев вспыльчивого прокуратора при этой неслыха(2)ой дерзости арестова(3)ого.

15.Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.

1. Смелые и юркие стрижи носились над водой и хлопотливо трещали.

2. Раскалённые лучи заливают круглую клумбу с цветами тёмную зелень сирени садовые аллеи.

3. Среди луговых трав встречаются не только анис и ромашка но и тысячелистник и зверобой и клевер.

4. Получить хорошее воспитание можно не только в семье или в школе но и у самого себя.

5. Вид проснувшейся могучей реки являл собой если не страшное то поистине величественное зрелище.

16.Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Роса (1) выпадающая вечером (2) бывает такой обильной, что даже блестит ночью (3) отражая свет звёзд (4) и предсказывая тем самым жаркий день на завтра.

17.Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.

Вода (1) казалась (2) огромным волнистым зеркалом, отражавшим невидимый свет, и (3) может быть (4) это и было на самом деле.

18.Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Капитан тотчас записал в корабельный журнал (1) что произошло (2) но к острову не стал подходить (3) потому что увидел множество рифов (4) и по берегу отвесные скалы.

19.Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Собака всё лаяла густо и отрывисто (1) и (2) только Обломов пошевелится (3) или лошадь стукнет копытом (4) начиналось скаканье на цепи (5) и непрерывный лай.

20.Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употребленное слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

Чтобы быть грамотным и обладать большим жаргоном слов, надо много читать.

Прочитайте текст и выполните задания 21-26.

(1)Чем больше черпаешь из колодца воды, тем свежее она и обильнее. (2)От неё веет ароматом глубокой земли и устойчивым холодом талого снега. (З)Каждый глоток колодезной воды сладко утоляет жажду и наполняет бодростью. (4)Утром солнце всплывает со дна, вечером — погружается на дно. (5)Так живёт колодец. (6)Если же в полутёмном срубе не звенит ведро и рассыпанные звенья цепи не натягиваются тетивой, а ржавеют от бездействия, если ворот весело не поскрипывает под рукой и сорвавшиеся капли серебряными монетами не падают обратно в гулкую глубину — родник перестаёт бить, колодец затягивается илом, чахнет. (7)Наступает смерть колодца. (8)С нашествием врага появились мёртвые колодцы. (9)Они умирали вместе с людьми. (10)Мёртвые колодцы были похожи на незарытые могилы. (11)Теперь колодцы ожили, вернее, их оживили люди — живые, пришедшие на смену мёртвым. (12)Весело звенят вёдра, и цепи блестят на солнце, освобождённые от ржавчины прикосновением множества рук. (13)Колодцы поят людей, коров, землю, деревья. (14)Они льют воду на раскалённые чёрные камни банек, и мягкий, захватывающий дух пар делает своё чистое дело, оседая каплями на вялой пахучей листве берёзовых веников.​ (15)Колодцы ожили. (16)Но тот, кто погиб на войне, — погиб навечно. (17)Я взял в руки тяжёлое холодное ведро, медленно поднёс его к губам и вдруг увидел себя мальчишкой. (18)Нескладным, нестриженым, со ссадиной на лбу, с облупившимся носом. (19)Этот мальчишка смотрел на меня из ведра с водой. (20)Я держал в руках свою давнюю жизнь. (21)Она была нелёгкой. (22)Руки начали слегка дрожать, и по воде пошли морщинки: мой маленький двойник корчил рожи и подсмеивался надо мной — солидным, взрослым, городским. (23)Я наклонился к ведру и сделал глоток. (24)Мальчишка тоже глотнул. (25)Так мы пили вдвоём вкусную колодезную воду, словно поспорили, кто кого перепьёт. (26)Меня стал сердить мальчишка. (27)Я с удовольствием выпил бы всё ведро, чтобы не видеть его. (28)Пить я больше не мог — мне уже свело зубы от холода, — я размахнулся и вылил воду на дорогу. (29)Я вылил воду, но двойник остался. (30)И когда я шёл по деревне, он всё время давал о себе знать. (31)Я вдруг почувствовал, что долгое время не помнил многих событий своей прежней жизни. (32)Люди, с которыми я жил когда-то рядом, отодвинулись далеко в пространство, а их очертания стёрлись. (ЗЗ)Образовался провал. (34)Пустота, от которой мне стало не по себе. (35)Теперь этот нестриженый, со ссадиной на лбу приблизил далёкое время. (36)Я увидел своё детство со множеством подробностей. (37)Я вспомнил щели в брёвнах над моей кроватью, сенник на лавке, занавески, прибитые обойными гвоздями, печную заслонку с отклепавшейся ручкой, рогатые ухваты. (38)Я услышал скрип половиц — у каждой свой особый звук: старые потрескавшиеся доски были клавишами какого-то таинственного инструмента. (39)Я реально ощутил запах топлёного молока - клейкий, кисло-сладкий запах, который неожиданно вытекал из печи и вытеснял из дома все остальные запахи. (40)Я увидел маму. (41)У колодца, с запотевшими вёдрами. ID_508 5/11 neznaika.pro

(42)В соломенных лучах солнца. (43)Каждое лето мы с мамой ездили в деревню. (44)Городской человек редко встречается с землёй. (45)3емля скрыта от его глаз каменными плитами, застывшей лавой асфальта. (46)Она покоится в глубине чёрная, бурая, красная, серебристая. (47)Она задержала дыхание и затаилась. (48)Городской человек не знает, чем пахнет земля, как она дышит в разные времена года, как страдает от жажды, как рожает хлеб. (49)Он не ощущает, что вся его жизнь, его благополучие зависят от земли. (50)Не переживает за сухое лето, не радуется обильному снегопаду. (51)А иногда боится земли, как смутной, незнакомой стихии. (52)И тогда в душе затихает необходимое, естественное чувство сыновней любви к земле. (53)Мать приучила меня к земле, как птица приучает своего птенца к небу, а белая медведица приваживает медвежонка к морю. (54)На моих глазах чёрная земля становилась зелёной, потом разливалась лёгкая голубизна, потом мерцала бронза — так рождается лён. (55)По-настоящему земля открылась мне на войне. (56)Сколько земли перекопал, перелопатил я за войну! (57)Я рыл окопы, траншеи, землянки, ходы сообщения, могилы... (58)Я рыл землю и жил в земле. (59)Я узнал спасительное свойство земли: под сильным огнём прижимался к ней в надежде, что смерть минует меня. (60)Это была земля моей матери, родная земля, и она хранила меня с материнской верностью. (По Ю. Яковлеву*) * Юрий Яковлевич Яковлев (1922—1996) — русский прозаик, журналист, автор книг для подростков, член художественного совета студии «Союзмультфильм». Участвовал в Великой Отечественной войне. Основные темы прозы Юрия Яковлева — школьный быт, Великая Отечественная война, сценическое искусство, дружба между человеком и животным. Рассказы и повести: «Серёжкин сын», «Был настоящим трубачом», «У человека должна быть собака»,«Воробьёв стекло не выбивал», «Кепка-невидимка»и др.

21.Какие из высказываний не соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1. Из колодцев нельзя брать много воды, потому что колодец может зачахнуть.

2. Двойник рассказчика был похож на солидного взрослого мужчину.

3. Рассказчик каждое лето ездил с мамой в деревню.

4. Городской житель понимает и ощущает, что вся его жизнь зависит от земли.

5. Лишь на войне рассказчик узнал спасительное свойство родной земли.

22.Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

1. В предложениях 1—7 содержится повествование.

2. Предложение 14 объясняет содержание предложения 13.

3. Предложение 16 противопоставлено по содержанию предложению 15.

4. В предложения 48—52 включено описание.

5. В предложениях 55—60 представлено рассуждение.

23.Из предложений 31—36 выпишите фразеологизм.

24.Среди предложений 8—14 найдите такое, которое связано с предыдущим при помощи наречия и лексического повтора. Напишите номер этого предложения.

25.Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 21-24.В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номеру термина из списка без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

«Городской житель редко соприкасается с землёй и совсем не знает её. А ведь вся его жизнь и благополучие зависят от земли. И очень важно, чтобы в душе каждого из нас не исчезало естественное чувство сыновней любви к родной земле. Текст Ю. Яковлева проникнут мягким лиризмом и особой образностью. Это создаётся такими лексическими средствами выразительности, как (А) ______ («мальчишка» в предложении 19, «перелопатил» в предложении 56, «корчил рожи» в предложении 22), (Б) _____ («колодцы ожили» в предложении 11, «земля хранила» в предложении 60). Усиливают впечатление от прочитанного и такие синтаксические средства, как (В) ______ (предложения 33—34, 40—42) и (Г) _____ (в предложениях 6, 10, 25,53)». Список терминов: 1) метафоры 2) сравнение 3) разговорная лексика 4) ирония 5) синонимы 6) фразеологизмы 7) гипербола 8) парцелляция 9) литота

Часть 2.

26. Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста. Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примераиллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Своё мнение аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения учитываются первые два аргумента). Объём сочинения – не менее 150 слов. Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

www.freedocs.xyz

Прочитайте текст и выполните задания 1–3.

Поиск Лекций

Прочитайте комедию Вампилова «Старший сын»; подготовьтесь к самостоятельной работе.

2) Синтаксический разбор:

А) Много должна была я сносить во многом уступать многого (не)вид…ть между тем как моё самолюбие прилежно замечало м…лейший о…енок небрежения.

Б) Я в…бр…зил себе что вместе со всеми моими товарищами попал в какой(то) сказочный лес в котором н…кого кроме нас нет.

Выполните задания

 

Часть 1.

Ответами к заданиям 1–24 являются слово, словосочетание, число или последовательность слов, чисел. Запишите ответ справа от номера задания без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

Прочитайте текст и выполните задания 1–3.

(1)B XIV веке популярной формой развлечения богатых людей становятся балы и танцевальные маскарады. (2)Основное внимание на этих мероприятиях уделялось обсуждению костюмов и демонстрации украшений. (3)_____ танцы на балах были медлительны, торжественны и состояли из разнообразного движения колонн танцоров по залу.

В каких из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте?

1. В XIV веке танцы на балах были очень торжественны, поскольку основное внимание уделялось обсуждению костюмов и демонстрации украшений.

2. Танцы на балах в XIV веке были очень торжественны и состояли в основном из разнообразного движения колонн танцоров по залу.

3. Балы и танцевальные маскарады становятся в XIV веке популярной формой развлечения богатых, которые во время неторопливых танцев обсуждали костюмы и демонстрировали украшения.

4. Обсуждению костюмов и демонстрации украшений на балах в XIV веке уделяли основное внимание, поэтому танцы были медлительны и торжественны.

5. Основное внимание на балах и танцевальных маскарадах в XIV веке уделялось обсуждению костюмов и демонстрации украшений.

 

Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).

1. Неужели

2. Наоборот,

3. Вопреки всему

4. Поэтому

5. Вряд ли

 

Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ДЕМОНСТРАЦИЯ. Определите значение, в котором это слово употреблено во втором (2) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

ДЕМОНСТРАЦИЯ, -и, ж.

1. Демонстрирование, показ. Д. физических приборов на лекции.

2. Массовое шествие для выражения общественно-политических настроений. Праздничная д. Д. протеста. Д. у здания посольства.

3. Проявление, свидетельство чего-н. Яркая д. патриотизма.

4. Военный манёвр на второстепенном направлении, отвлекающий внимание противника от того пункта, где намечается главная операция.

5. Действие, подчёркнуто выражающее протест против чего-н., несогласие с чем-н., неприязнь. Устроить демонстрацию кому-н. Очередная д. домашним.

 

В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

вручИт

сверлИшь

бАловать

вернА

дремОта

В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

1. Боксер должен быстро и вовремя УКЛОНЯТЬСЯ от ударов.

2. Сегодня сложно ОГРАДИТЬ ребёнка от влияния улицы.

3. Музыка рождала ни с чем не СРАВНИМОЕ впечатление: уже на входе мощь и объём звучания пробирали до мурашек.

4. Он шёл, освещая дорогу карманным фонариком, машинально ИЗБИРАЯ дорогу.

5. Рюкзак стал тяжёл, точно гиря; лямки, врезавшись в плечи, причиняли НЕСТЕРПИМУЮ боль.

В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

ЛЯГТЕ на пол

вопреки ОЖИДАНИЮ

килограмм ВИШНЕЙ

НАИДОБРЕЙШИЙ человек

о ПОЛУТОРА часах

Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
А) неправильное построение предложения с косвенной речью 1) Подобравшись поближе, охотники увидели, что медведь не убит, а только раненый.
Б) нарушение построения предложения с причастным оборотом 2) Расстилая по воде отблески огней, пароход движется почти бесшумно.
В) ошибка в построении предложения с однородными членами 3) Большая часть территории, еще недавно не тронутое цивилизацией, сегодня пересечена дорогами.
Г) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом 4) Возвращаясь домой очень поздно, скандал был неизбежен.
Д) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом 5) До встречи с Гуровым Анна Сергеевна думала, что ведь же достойна лучшей жизни.
  6) Пословица тем и отличается от афоризма, что, кроме прямого значения, заключает в себе иносказательный смысл.
  7) В своём творчестве Л. Н. Толстой пытался найти ответы на вечные, волнующие всех вопросы.
  8) Бумага желтеет благодаря окисления в ней целлюлозы.
  9) Историки утверждают, что в древности в глиняной посуде хранили важные документы, чтобы уберечь их от наводнений или пожаров.

Ответ запишите цифрами без пробелов и иных знаков

Определите слово, в котором пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

ут...пический

тр...туар

нагр...дить

пл...вец

б...лизна

Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

нед...едание, пр...родители

пр...града, пр...возмочь

ра...двоение, ни...падать

на...кусить, о...грести

ра...щедриться, и...держки

Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.

игруш...чный

карандаш...к

перешаг...вать

раскраш...вать

изменч...вый

Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.

раста..вший

застел..шь

обкле..нный

задерж..шь

меч..шься

Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

1. Коль нет цветов среди зимы, так и грустить о них (НЕ)НАДО.

2. Князя Андрея раздражал холодный, (НЕ)ПРОПУСКАЮЩИЙ в душу взгляд Сперанского.

3. (НЕ)КАЖДЫЙ может точно сформулировать свою мысль.

4. Иван стал размышлять о том, что в хирургическом отделении очень (НЕ)ПЛОХОЙ коллектив.

5. Липы в старом саду (НЕ)ВЫРУБЛЕНЫ, их удалось отстоять.

Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

1. В камине (ПО)ДОМАШНЕМУ потрескивали дрова, (С)БОКУ мирно тикали высокие часы-башня с темным циферблатом.

2. Посмотришь с одного берега на другой, так там видится все (В)РОДЕ через дым: ракиты, луга (СО)СВОИМИ цветами и лес.

3. Гром ударил ПОЧЕМУ(ТО) не в самое высокое дерево, нашу великую сосну, а рядом с ней, в догонявшую ее (ИЗ)ДАВНА елку.

4. (В)ПРОЧЕМ, (В)ВИДУ недостатка времени, не будем отклоняться от предмета лекции.

5. Дорога шла (В)ГОРУ, и, поднявшись (НА)ВЕРХ, мы увидели море, раскинувшееся у подножия горы.

Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

Тогда он постарался представить себе, в какую име(1)о причудливую форму выльется гнев вспыльчивого прокуратора при этой неслыха(2)ой дерзости арестова(3)ого.

Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.

1. Смелые и юркие стрижи носились над водой и хлопотливо трещали.

2. Раскалённые лучи заливают круглую клумбу с цветами тёмную зелень сирени садовые аллеи.

3. Среди луговых трав встречаются не только анис и ромашка но и тысячелистник и зверобой и клевер.

4. Получить хорошее воспитание можно не только в семье или в школе но и у самого себя.

5. Вид проснувшейся могучей реки являл собой если не страшное то поистине величественное зрелище.

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Роса (1) выпадающая вечером (2) бывает такой обильной, что даже блестит ночью (3) отражая свет звёзд (4) и предсказывая тем самым жаркий день на завтра.

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.

Вода (1) казалась (2) огромным волнистым зеркалом, отражавшим невидимый свет, и (3) может быть (4) это и было на самом деле.

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Капитан тотчас записал в корабельный журнал (1) что произошло (2) но к острову не стал подходить (3) потому что увидел множество рифов (4) и по берегу отвесные скалы.

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Собака всё лаяла густо и отрывисто (1) и (2) только Обломов пошевелится (3) или лошадь стукнет копытом (4) начиналось скаканье на цепи (5) и непрерывный лай.

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употребленное слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

Чтобы быть грамотным и обладать большим жаргоном слов, надо много читать.

Вопрос № 1

 

Определите слово(а), в котором(ых) пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Выпишите это(и) слово(а), вставив пропущенную букву.

1.ящ...рица 2.ястр...биный 3.живор...ждение 4.чинопол...жение 5.целепол...гание

Введите ответ:

Вопрос № 2

 

Определите слово(а), в котором(ых) пропущена безударная непроверяемая гласная корня. Выпишите это(и) слово(а), вставив пропущенную букву.

1.эск...латор 2.электрож...ровня 3.ц...лесообразность 4.г...рлянда 5.цветоп...редача

Введите ответ:

Вопрос № 3

 

Определите слово(а), в котором(ых) пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Выпишите это(и) слово(а), вставив пропущенную букву.

1.цветосоч...тание 2.эск...дронный 3.элеватор...строение 4.контр...стирующий 5.ценз...р

Введите ответ:

Вопрос № 4

 

Определите слово(а), в котором(ых) пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Выпишите это(и) слово(а), вставив пропущенную букву.

1.сн...мающий 2.экст...рьер 3.эр...троциты 4.цв...тнокожий 5.характ...ристика

Введите ответ:

Вопрос № 5

 

Определите слово(а), в котором(ых) пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это(и) слово(а), вставив пропущенную букву.

1.х...лостяцкий 2.эп...хальный 3.хул...ган 4.х...лоп 5.х...рактеристика

Введите ответ:

Вопрос № 6

 

Определите слово(а), в котором(ых) пропущена безударная непроверяемая гласная корня. Выпишите это(и) слово(а), вставив пропущенную букву.

1.фотор...портёр 2.эп...центр 3.лабор...тория 4.ориент...рованный 5.экспр...ссивность

Введите ответ:

Вопрос № 7

 

Определите слово(а), в котором(ых) пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Выпишите это(и) слово(а), вставив пропущенную букву.

1.консп...рация 2.физиор...створ 3.сверхвн...мание 4.ф...номен 5.экол...гический

Введите ответ:

Вопрос № 8

 

Определите слово(а), в котором(ых) пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это(и) слово(а), вставив пропущенную букву.

1.ф...гуристка 2.ч...рта 3.ф...льдъегерь 4.эп...тафия 5.ч...щоба

Введите ответ:

Вопрос № 9

 

Определите слово(а), в котором(ых) пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Выпишите это(и) слово(а), вставив пропущенную букву.

1.широк...скулый 2.эксп...ртиза 3.ч...тырежды 4.дерносн...матель 5.эпиз...дический

Введите ответ:

Вопрос № 10

 

Определите слово(а), в котором(ых) пропущена безударная непроверяемая гласная корня. Выпишите это(и) слово(а), вставив пропущенную букву.

1.ш...фрование 2.ф...ршированный 3.чех...рда 4.экол...гичный 5.ф...рфоровый

1. Укажите имя существительное женского рода:

1) картофель2) тюль3) вермишель4) ковыль

2. Укажите имя существительное мужского рода:

1) артель2) щелочь3) залежь4) аэрозоль

3. Укажите имя существительное женского рода:

1) рояль2) шинель3) табель4) апрель

4. Укажите имя существительное женского рода:

1) полынь2) шампунь3) лебедь4) отель

5. Укажите имя существительное мужского рода:

1) мозоль2) прорубь3) бандероль4) недоросль

6. Укажите имя существительное мужского рода:

1) водоросль2) туннель3) бутыль4) ваниль

7. Укажите имя существительное мужского рода:

1) ретушь2) вуаль3) нашатырь4) кадриль

8. Укажите имя существительное мужского рода (на конце не пишется мягкий знак):

1) бреш...2) овощ...3) гуаш...4) роскош...

9. Укажите имя существительное мужского рода:

1) фасоль2) диагональ3) толь4) дуэль

10. Укажите имя существительное мужского рода:

1) студень2) карусель3) голень4) акварель

 

poisk-ru.ru

Проверочная в 10 классе по прилагательному в формате ЕГЭ

1 вариант

1. Какое из выделенных слов является именем прилагательным?

1) обедали в столовой 2) был у зубного 3) выходной день 4) Иван Грозный

2. В каком предложении прилагательное выступает в роли определения?

1) Непогоду сменяют ясные дни. 2) Хороши зимы в России!

3) Темны поляны в лесу. 4) Крепок мороз в январе.

3. В окончании какого прилагательного на месте пропуска пишется буква Е?

1) дремуч…м лесом 2)погож…м утром 3) тих…й день 4) в колюч…м кустарнике

4. В каком ряду во всех словах пишется мягкий знак?

1) тиш…., хорош…, много туч… 2) острич…, рож…., помощ…

3) береч…., дрож…., расскажеш… 4) колюч…, пустош…, гараж…

5. Найдите ошибку в образовании степени сравнения, запишите в исправленном виде:

1) хороший – лучше 2) спокойный – спокойнее

3) красивый – красившее 4) длинный – длиннее

6. Укажите, где форма сравнительной степени прилагательного образована правильно.

1) лучшее 2) хуже 3) более высокий 4) звонче

7. В каком ряду все имена прилагательные качественные?

1)таинственный шёпот, жаркий день, верблюжий горб

2) золотистый оттенок, овечья шкура, папин кабинет

3)молчаливый старик, тихий вечер, звонкий ручей

4)глинистый берег, вечерний закат, сестрина комната

8. На каком примере на месте пропуска мягкий знак не пишется ?

1) в волч…ей стае 2) птич…ем пении 3) лис…я шубка 4) охотнич…ий домик

9. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

партЕр дождалАсь начАвший балУясь зАвидно

10. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

1. Из хвойной древесины производят лучшую целлюлозу и газетную бумагу, ДРЕВЕСНЫЙ уголь, уксусную кислоту.

2. Профессиональные СПАСИТЕЛЬНЫЕ службы возникли там, где человеку грозила особая опасность — на воде и в горах.

3. Певица продемонстрировала РЕДКОСТНЫЙ артистизм в арии графини из «Свадьбы Фигаро» Моцарта.

4. Этот удивительный, ВЕЛИЧЕСТВЕННЫЙ, неповторимый храм является украшением нашего города и всей России.

5. У меня сохранились тёплые ВОСПОМИНАНИЯ о походах в зоосад с бабушкой и родителями.

11. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

Совсем ОЗЯБНУЛ в ИХ классе САМОЕ ВКУСНОЕ мороженое

ТРЕМЯСТАМИ книгами несколько БАСЕН

12. Определите слово, в котором пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

Акц…нтировать зам…чать согр…вать 2ук…роченный скл…нение

13. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.

танц…вать тиш…на увес…стый расплывч…тый милост…вый

14. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

1. К необыкновенному исчезновению Лиходеева присоединилось никем (НЕ)ПРЕДВИДЕННОЕ исчезновение администратора Варенухи.

2. Человек даже (НЕ)ШЕВЕЛЬНУЛСЯ при входе врача.

3. Профессор (НЕ)ОЖИДАННО таинственно поманил обоих приятелей к себе поближе.

4. Об этом ни в каких газетах ничего (НЕ)СКАЗАНО.

5. Сейчас он был уже (НЕ)ВОЗДУШНЫЙ, а обыкновенный, плотский.

15. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся РАЗДЕЛЬНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

1. Он мгновенно удалился (ЗА)ТЕМ, ЧТО(БЫ) наедине предаться грустным мыслям.

2. Я ТО(ЖЕ) умел расхваливать вещи, которые мне (НИ)СКОЛЬКО не нравились.

3. Казалось, мне всё КАК(БУДТО) улыбалось, на ЧТО(БЫ) я ни взглянул.

4. (В)СЛЕДСТВИЕ болезни ему пришлось некоторое время принимать лекарство (В)ВИДЕ сиропа.

5. (НА)ВСТРЕЧУ нам попадались редкие рыбаки, которые (НЕ)СМОТРЯ на дождь продолжали удить рыбу.

16. Укажите все цифры, на месте которых пишется одна буква Н.

Вот уж нет ни деревенек, ни разното(1)ых полей, ржа(2)ых, ячме(3)ых, гречишных, клеверных и овся(4)ых, нет ни тропинок, ни езже(5)ых дорог между этими полями.

17. Укажите ряд, в котором оба слова пишутся через дефис:

а) (унтер)офицер, (полу)печальный б) (толсто)кожая, (серебристо)голубой

в) (северо)западный, (англо)русский г) (научно)исследовательский, (темно)кожий

18. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Роса (1) выпадающая вечером (2) бывает такой обильной, что даже блестит ночью (3) отражая свет звёзд (4) и предсказывая тем самым жаркий день на завтра.

19. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.

Послушай-ка (1) дружище (2) ты (3) сказывают (4) петь великий мастерище.

20. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Тоска по глотку озёрного воздуха достигала такой силы (1) что мне трудно было удержать себя (2) чтобы не броситься на вокзал (3) и не вернуться в северные леса (4) чтобы два-три часа провести в них.

21. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Через несколько часов (1) Иван обессилел (2) и (3) когда понял (4) что с бумагами ему не совладать (5) тихо и горько заплакал.

22. В каком варианте ответа указаны слова, где НЕ пишется слитно?

1) (не)высокий, а низкий дом 2) дорога (не)ровная, но короткая

3) далеко (не)лёгкая задача 4) очень (не) красивый поступок

2 вариант

1. Какое из выделенных слов является именем прилагательным?

1) встретились на проходной 2) народ в приёмной 3) Ярослав Мудрый 4) участковый врач

2. В каком предложении прилагательное выступает в роли сказуемого?

1)Белый дым таял в лучах солнца. 2) Могучи леса и реки в Сибири.

3)Тихонько пискнула лесная мышь. 4) Припорошила зима землю белой шубой.

3. В окончании какого прилагательного на месте пропуска пишется буква И?

1) у син..го океана 2) свеж..м ландышем 3) летн..й ночью 4) с ближайш..й станции

4. В каком варианте ответа указаны все слова, где на месте пропуска пишется мягкий знак?

1. сбереч…, овощ…, малыш…. 2.. возле дач…, трескуч…, несеш…ся

3. окажеш…ся, помощ…., реч… 4. Торопиш…ся, мяч.., доч…

5. Найдите ошибку в образовании степени сравнения.

1) широкий – шире 2) плохой – хуже

3) красивый – красивее 4) тяжёлый – тяжелее

6. Укажите, где форма сравнительной степени прилагательного образована правильно.

1) более легче 2) слаще 3) менее гуще 4) более мягче

7. В каком ряду все имена прилагательные качественные?

1) длинный шарф, ледяной покров, плотный материал

2) глиняный сосуд, утренние заморозки, соломенная шляпка

3)сельский пейзаж, директорский кабинет, бесконечный путь

4) заячья душа, тяжелый труд, гусиные лапки

8. На каком примере на месте пропуска мягкий знак пишется?

1) январ…ские метели 2) богатыр…ская сила 3) июн…ские рассветы 4) собач…ий нюх

9. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

вручИт щавЕль бАловать вернА дремОта

10. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

1. Боксер должен быстро и вовремя УКЛОНЯТЬСЯ от ударов.

2. Сегодня сложно ОГРАДИТЬ ребёнка от влияния улицы.

3. Музыка рождала ни с чем не СРАВНИМОЕ впечатление: уже на входе мощь и объём звучания пробирали до мурашек.

4. Он шёл, освещая дорогу карманным фонариком, машинально ИЗБИРАЯ дорогу.

5. Рюкзак стал тяжёл, точно гиря; лямки, врезавшись в плечи, причиняли НЕСТЕРПИМУЮ боль.

11. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

ЛЯГТЕ на пол вопреки ОЖИДАНИЮ килограмм ВИШНЕЙ

НАИДОБРЕЙШИЙ человек о ПОЛУТОРА часах

12. Определите слово, в котором пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

ут...пический тр...туар нагр...дить пл...вец б...лизна

13. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.

игруш...чный карандаш...к перешаг...вать раскраш...вать изменч...вый

14. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

1. Коль нет цветов среди зимы, так и грустить о них (НЕ)НАДО.

2. Князя Андрея раздражал холодный, (НЕ)ПРОПУСКАЮЩИЙ в душу взгляд Сперанского.

3. (НЕ)КАЖДЫЙ может точно сформулировать свою мысль.

4. Иван стал размышлять о том, что в хирургическом отделении очень (НЕ)ПЛОХОЙ коллектив.

5. Липы в старом саду (НЕ)ВЫРУБЛЕНЫ, их удалось отстоять.

15. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

1. В камине (ПО)ДОМАШНЕМУ потрескивали дрова, (С)БОКУ мирно тикали высокие часы-башня с темным циферблатом.

2. Посмотришь с одного берега на другой, так там видится все (В)РОДЕ через дым: ракиты, луга (СО)СВОИМИ цветами и лес.

3. Гром ударил ПОЧЕМУ(ТО) не в самое высокое дерево, нашу великую сосну, а рядом с ней, в догонявшую ее (ИЗ)ДАВНА елку.

4. (В)ПРОЧЕМ, (В)ВИДУ недостатка времени, не будем отклоняться от предмета лекции.

5. Дорога шла (В)ГОРУ, и, поднявшись (НА)ВЕРХ, мы увидели море, раскинувшееся у подножия горы.

16. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

Тогда он постарался представить себе, в какую име(1)о причудливую форму выльется гнев вспыльчивого прокуратора при этой неслыха(2)ой дерзости арестова(3)ого.

17. Укажите ряд, в котором оба слова пишутся через дефис:

1) (общественно)трудовой, (много)тонный 2) (двадцати)летний, (нежно)розовый

3) (военно)морской, (сине)зелёный 4) (каше)образный, (дико)растущий

18. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.

Вода (1) казалась (2) огромным волнистым зеркалом, отражавшим невидимый свет, и (3) может быть (4) это и было на самом деле.

19. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Капитан тотчас записал в корабельный журнал (1) что произошло (2) но к острову не стал подходить (3) потому что увидел множество рифов (4) и по берегу отвесные скалы.

20. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Собака всё лаяла густо и отрывисто (1) и (2) только Обломов пошевелится (3) или лошадь стукнет копытом (4) начиналось скаканье на цепи (5) и непрерывный лай.

21. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Старые пароходы (1) приходившие из разных стран (2) дремали у деревянных пристаней (3) тихонько посапывая паром.

22. В каком варианте ответа указаны слова, где НЕ пишется слитно?

1) (не)большая, а интересная экскурсия 2) (не)громкое пение

3(не)широкая, а узкая дорога 4) (не)долог, а короток.

infourok.ru

В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный глас­ный звук?

Вариант 1.

Часть 1

А1. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный глас­ный звук?

  1. опошлИть 3) дремотА
  2. грУшевый 4) осУжденный
А2. В каком варианте ответа выделенное слово употреблено неверно?
  1. Чага — это ДРЕВЕСНЫЙ гриб, который растёт на берёзе, прямо на стволе.
  2. Мама - удивительно ЦЕЛЬНЫЙ человек: у неё слово никогда не расходится с делом.
  3. На состояние окружающей среды влияют различные ФАКТЫ.
  4. Любую безделушку вам уложат в специальный КРАСОЧНЫЙ конверт.
A3. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
  1. новейшие технологии 3) пара кроссовков
  2. на обеих руках 4) полощет бельё
А4. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

Обсуждая проблемы развития личности,

  1. участники симпозиума проследили изменение представлений о смысле жизни.
  1. были сделаны выводы об изменившихся представлениях.
  2. решаются многие проблемы обучения и воспитания.
  3. конференция была признана очень интересной и полезной.
А5. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).
  1. В картине «Девятый вал» передана сила, пробуждённая стихией.
  2. Куклы и украшения не только раскупались участниками фести­валя, но и музеями России и ближнего зарубежья.
  3. Живя постоянно в Москве, я ничего не слышал о моём молодом родственнике.
  4. Вопреки предсказанию моего спутника, погода прояснилась и обещала нам тихое утро.
А6. В каком сложноподчинённом предложении придаточную часть нельзя заменить обособленным определением, выраженным при­частным оборотом?
  1. В Петербурге был открыт ландшафтный класс, где учили юных пейзажистов.
  2. Чистые звуки моцартовской музыки, которые были похожи на голоса серебряных труб, привели его в восхищение.
  3. Поднявшись на высокую лестницу, которая вела под арку, я уви­дел бухту от берега до берега.
  4. Задушевные русские пейзажи, которые так выразительно и та­лантливо нарисовал художник, трогают сердца зрителей.

Прочитайте текст и выполните задания А7 — А12.

(1)... (2)В своих картинах художник сумел показать скромную красоту русских сельских мотивов. (3)Он нашёл очарование там, где раньше его никто не видел: в пыльных просёлочных дорогах, чах­лых деревцах, топких болотах и залитых половодьем полях. (4)В его самой знаменитой картине «Грачи прилетели» пейзаж чрезвычайно прост и даже неказист. (5)Художник изображает скромную церквуш­ку деревни Молвитиново, расположенной недалеко от Ярославля, талый потемневший снег, голые кривые берёзки и стаю грачей. (6)... Саврасову удалось так свежо и эмоционально поведать о весеннем пробуждении природы от зимней спячки, что толпы зрителей надол­го в восторге застывали перед небольшим полотном.

А7. Какое из приведённых ниже предложений должно быть первым (1) в этом тексте?

  1. Для художников-реалистов характерно внимательное исследо­вание окружающего мира.
  2. А. К. Саврасов стал зачинателем лирического отношения к при­роде.
  1. Каждый мастер рассказывал о красоте природы по-разному.
4) В конце XIX века художники и критики осознали особую важ­ность пейзажа.

А8. Какое из приведённых ниже слов должно быть на месте пропускав шестом (6) предложении текста?1)Даже 2) Если 3) Значит, 4) Но

А9. Какое сочетание слов является грамматической основой в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения?

  1. художник сумел показать (предложение 2)
  2. пейзаж прост (предложение 4)
  3. Саврасову удалось поведать (предложение 6)
  4. толпы зрителей застывали (предложение 6)
А10. Укажите верную характеристику третьего (3) предложения текста.
  1. сложное с подчинительной и бессоюзной связью
  2. бессоюзное сложное
  3. сложноподчиненное
  4. простое осложнённое
All. Укажите предложение, в котором есть прилагательное в превос­ходной степени.1)5 2)2 3)3 4)4

А12. Укажите значение слова СВЕЖО (предложение 6).

  1. о чём-либо недавно приготовленном
  2. о том, что не утратило ясности, яркости
  3. о чём-либо новом, оригинальном
  4. о том, что прохладно и чисто
А13. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется одна буква Н?

Дли(1)ая пробка с французским клеймом и побелевший в воде ломтик лимона, выброше(2)ые волной на песча(3)ый берег, не оставляли никаких сомнений в том, что в море прошёл иностра(4)ый корабль.

1)1,2,4 2)2,3 3)3 4)1,4

AI4. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?

  1. зан...маться, пром...хнуться, раз...бщённый
  2. вызв...лить, выр...стал, предст...вительный
  3. эст...тический, усм...рить, выл...вать
  4. бл...стательный, ст...ловая, соч...тание
А15. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?
  1. пр...мудрый, пр...одолеть, пр...возмочь
  2. пр...бабка, пр...ступок, пр...язык
  3. и...подлобья, не...молкаемый, бе...граничный
  4. дез...нформация, сверх...нтересная, без...дейность
А16. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква И?
  1. он не расслыш...т, несгиба...мая воля
  2. зверь пряч...тся, увлека...мый страстью
  3. стел...шь скатерть, вид...мый издалека
  4. заполн...м водой, завис...мый от обстоятельств
AI7. В каком варианте ответа правильно указаны все слова, где про­пущена буква И?А. Расспраш...вать В. Ландыш...вый

Б. Игруш...чный Г. Изнаш...вать

1)Б, В 2) В, Г 3)А, В 4) А, Г

А18. В каком предложении НЕ со словом пишется раздельно?

  1. (Не)умелой швее и иголка с ниткой шить мешают.
  2. Легко сказать, (не)легко доказать.
  3. Страх, (не)умеряемый смелостью, делает человека трусом.
  4. (Не)уважение к предкам есть первый признак безнравственности.
AI9. В каком предложении оба выделенных слова пишутся через де­фис?
  1. Вот поезд (С)НОВА ГДЕ(ТО) остановился и гулко крикнул, но где, близко или далеко, не определишь.
  2. В небе МАЛО(ПОМАЛУ) собрались облака и тучки, КОЕ(ГДЕ) ещё светлые и красивые, а к западу дождевые, синеватые, скуч­ные.
  3. Если взглянете на запад в (ТОТ)ЧАС, когда небо становится (ПО)НОЧНОМУ тёмным, вы увидите узенькую полоску света.
  4. ГДЕ(ТО) поблизости (В)ПОЛГОЛОСА звенит кузнечик.
А20. Укажите правильное объяснение постановки запятой или её от­сутствия в предложении: Раннее утро в самом разгаре () и дышится по-весеннему легко и радостно.
  1. Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.
  2. Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна.
  1. Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запя­тая.
  2. Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.
А21. В каком варианте ответа правильно указаны и объяснены все запятые? Одинокий самолёт (1) плывущий на головокружительной высоте (2) кажется миноносцем (3) наблюдаемым со дна моря.
  1. 1, 2, 3 - выделяются причастные обороты
  2. 1, 2, 3 — выделяются деепричастные обороты
  3. 1, 2 — выделяется причастный оборот
  4. 1,2,3- выделяются причастный и деепричастный обороты
А22. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые? Вода (1) казалась (2) огромным волнистым зеркалом, отражавшим невидимый свет, и (3) может быть (4) это и было на самом деле.

1)1,2 2)1,2,4 3)1,2,3,4 4)3,4

А23. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)

  1. В лесах я люблю речки с чёрной водой и жёлтыми цветами на бе­регах.
  2. Он хотел было выехать со мною к тебе навстречу да почему-то раздумал.
  3. В живом и колеблющемся кружеве листьев путается и трепещет синева осеннего неба.
  4. С глухим шумом крутятся дождевые потоки под ногами и пада­ют на головы и плечи со скал и деревьев.
А24. Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?

Чёрная вода обладает великолепным свойством отражения: трудно отличить настоящие берега от отражённых, настоящие заросли — от их отражения в воде.

  1. Вторая часть бессоюзного сложного предложения противопо­ставляется первой.
  2. Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чём говорится в первой части.
  3. Обобщающее слово стоит перед однородными членами пред­ложения.
4) Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, рас­крывает содержание того, о чём говорится в первой части.

А25. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

В 80-е годы девятнадцатого века Шишкин (1) создает много картин (2) в сюжетах (3) которых (4) он по-прежнему обращается к жизни русского леса, русских лугов и полей.

1)1,2 2)2 3)1,3 4)1,2,3,4

А26. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

^

1)1,2,4 2)1,2,3,4 3)1,4 4)2,3,4

А27. Прочитайте текст.

Особым направлением, оказавшим влияние на развитие всего евро­пейского искусства, был импрессионизм. Он появился в последней тре­ти XIX века. Художники-импрессионисты стремились изображать реальный мир во всей его подвижности и изменчивости. Они старались уловить случайные ситуации, передать свои мимолётные впечатления от увиденного. Поэтому импрессионисты всегда работали непосред­ственно с натуры, на открытом воздухе.

В каком из приведённых ниже предложений верно передана глав­ная информация, содержащаяся в тексте?

  1. Импрессионизм как особое направление оказал огромное влия­ние на развитие всего европейского искусства.
  2. Импрессионисты всегда работали непосредственно с натуры, потому что стремились изображать реальный мир во всей его изменчивости.
  3. Импрессионизм появился в последней трети XIX века и сразу стал очень популярен как у художников, так и зрителей.
  4. Импрессионисты всегда работали непосредственно с натуры, на открытом воздухе.
Прочитайте текст и выполните задания А28-30, В1—В8.

(1)Когда-то давно старый индеец сказал своему внуку:

(2)- В каждом человеке борются два волка. (З)Один волк представляет зло — зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь... (4)Другой волк представляет добро — мир, любовь, надежду, любезность, истину, доброту, верность...

(5)Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил:

(6)- А какой волк побеждает?

(7)Лицо старого индейца тронула едва заметная улыбка, и он ответил:

(8)— Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь...

(9)Времена не выбирают, это уж точно! (10)Но каждый из нас может выбрать, какого волка в себе он хочет и будет кормить. (11)Каждый из нас может выбрать, с каким волком он хочет и будет отождествляться. (12)Хорошо бы дополнить старую поговорку: не столько человек человеку волк, сколько каждый самому себе волк, причём и первый, и второй.

(13)Какой волк победит?..

(14)Философы Древнего мира очень болели за нашего второго волка и советовали давать ему особую пишу, не только укрепляющую душу, но и постепенно исцеляющую амнезию... (15)Совет очень прост: попробуйте, пожалуйста, назвать десять вещей, без которых ваша душа не может жить, вспоминайте их и возвращайтесь к ним каждый день... (16)Попробуйте понаблюдать, как пусто и плохо бывает, когда что-то одно из этого отсутствует в течение дня, недели, месяца, года. (17)Вы сразу увидите, как разбушуется ваш первый волк (тот самый потребитель и эгоист), сколько глупостей он успеет натворить за это время и сколько всего прекрасного не даст вам совершить, потому что вы позволили ему это, пошли у него на поводу.

(18)А если среди того, без чего вы не можете жить, будет тяга к познанию или мастерству, а у вас не найдётся ни времени, ни средств, чтобы учиться, тогда каждое мгновение судьбы, каждый человек, каждый образ природы станут для вас учителями. (19)И глядишь, потом якобы случайно попадутся книжки, музеи, концерты, лекции, мастера и мудрые люди — потому что подобное притягивает подобное...

(20)А если среди того, без чего вы не можете жить, будет потребность в настоящей любви и истинной дружбе, а вы очень и очень одиноки, идите навстречу людям, помогайте тем, кто ещё более одинок, чем вы, кто страдает больше, чем вы. (21)И глядишь, потом якобы случайно кто-то скажет, что очарован вами, а другой обмолвится, что от вас веет особым ароматом доброты,— потому что подобное притягивает подобное...

(22)А если среди того, без чего вы не можете жить, будет потребность в настоящей, заветной мечте, деле жизни и великих приключениях, погодите, пожалуйста, проявите терпение! (23)Научитесь ценить красоту и уникальность каждого мгновения, каждого человека, каждой ситуации, к которым прикасаетесь, словно они те самые, заветные! (24)Полюбите заново всех и вся: людей, зверей, птиц, небо и звёзды, свои испытания и свои слёзы, свои радости и несбыточные грёзы...

(25)Только не сдавайтесь! (26)Бог с ним, с первым волком, не

тратьте на него ни время, ни силы. (27)Он сам сбежит, когда поймёт,

что, если останется в вашей душе, просто умрёт с голода. (28)Ищите,

верьте, любите, мечтайте и прокладывайте дороги... (29)И всё у вас

получится!

(По Е. Сикирич *)

* ^ А28. Какое утверждение не соответствует содержанию текста?

1)Философы Древнего мира давали людям непростой совет: ежедневно вспоминать о десяти вещах, без которых не может жить душа.

2)Каждое мгновение, каждый образ природы могут стать для человека учителями, если у него есть тяга к познанию.

3)Необходимо идти навстречу людям, помогать им, если вы испытываете потребность в настоящей любви и истинной дружбе.

4)Нужно учиться ценить красоту и уникальность каждого мгновения, если вы испытываете потребность в великих приключениях.

А29. Какое из перечисленных утверждений является ошибочным?

  1. В предложениях 1 —8 представлено повествование.
  2. Содержание предложения 10 противопоставлено содержанию предложения 9.
  3. Предложение 16 объясняет содержание предложения 15.
  4. В предложениях 9-12 представлено рассуждение.
АЗО. Укажите предложение, в котором использован фразеологизм.1)7 2)14 3)17 4)20Часть 2

В1. Из предложений 23-24 выпишите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом.

В2. Из предложения 20 выпишите производный(-ые) предлог(-и).

В3. Определите тип подчинительной связи в словосочетании ЗА ЭТО ВРЕМЯ (предложение 17).

Ответы к задания В4 — В7 запишите цифрами.

В4. Среди предложений 22-29 найдите простые односоставные опре­делённо-личные предложения. Напишите номера этих предложе­ний.

В5. Среди предложений 1-8 найдите предложение с обособленным распространённым определением. Напишите номер этого пред­ложения.

В6. Среди предложений 14-17 найдите сложноподчинённое пред­ложение с однородным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

В7. Среди предложений 13—17 найдите такое, которое соединяется с предыдущими при помощи однокоренных слов и форм одного и того же слова. Напишите номер этого предложения.

В8. «Размышления Б. А. Сикирич о смысле человеческой жизни сочетаютв себе строгость изложения с большой эмоциональностью, что явля­ется характерной чертой публицистического стиля. Текст изобилуетсредствами выразительности, присущими данному стилю. В основу текста положена , суть которой раскрывается в притче. Яр­кость и образность рассуждениям автора придаёт использование

таких синтаксических средств, как (предложения 18, 20,

22), (предложения 9, 23, 25, 29) и (предложения 16,

28 и др.)».

Список терминов:

  1. разговорные слова 6) ирония
  2. аллегория 7) фразеологизмы
  3. метафора 8) градация
  4. книжная лексика 9) риторические восклицания
  5. анафора

Часть 3

С1. Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставлен­ных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования).

Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, соглас­ны или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Свой ответ аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблю­дения (учитываются первые два аргумента).

Объём сочинения - не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не подан­ному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без ка­ких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулем баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

shkolnie.ru

В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный глас­ный звук

скачать файлВариант 1.

Часть 1

А1. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный глас­ный звук?

  1. опошлИть 3) дремотА
  2. грУшевый 4) осУжденный
А2. В каком варианте ответа выделенное слово употреблено неверно?
  1. Чага — это ДРЕВЕСНЫЙ гриб, который растёт на берёзе, прямо на стволе.
  2. Мама - удивительно ЦЕЛЬНЫЙ человек: у неё слово никогда не расходится с делом.
  3. На состояние окружающей среды влияют различные ФАКТЫ.
  4. Любую безделушку вам уложат в специальный КРАСОЧНЫЙ конверт.
A3. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
  1. новейшие технологии 3) пара кроссовков
  2. на обеих руках 4) полощет бельё
А4. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

Обсуждая проблемы развития личности,

  1. участники симпозиума проследили изменение представлений о смысле жизни.
  1. были сделаны выводы об изменившихся представлениях.
  2. решаются многие проблемы обучения и воспитания.
  3. конференция была признана очень интересной и полезной.
А5. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).
  1. В картине «Девятый вал» передана сила, пробуждённая стихией.
  2. Куклы и украшения не только раскупались участниками фести­валя, но и музеями России и ближнего зарубежья.
  3. Живя постоянно в Москве, я ничего не слышал о моём молодом родственнике.
  4. Вопреки предсказанию моего спутника, погода прояснилась и обещала нам тихое утро.
А6. В каком сложноподчинённом предложении придаточную часть нельзя заменить обособленным определением, выраженным при­частным оборотом?
  1. В Петербурге был открыт ландшафтный класс, где учили юных пейзажистов.
  2. Чистые звуки моцартовской музыки, которые были похожи на голоса серебряных труб, привели его в восхищение.
  3. Поднявшись на высокую лестницу, которая вела под арку, я уви­дел бухту от берега до берега.
  4. Задушевные русские пейзажи, которые так выразительно и та­лантливо нарисовал художник, трогают сердца зрителей.

Прочитайте текст и выполните задания А7 — А12.

(1)... (2)В своих картинах художник сумел показать скромную красоту русских сельских мотивов. (3)Он нашёл очарование там, где раньше его никто не видел: в пыльных просёлочных дорогах, чах­лых деревцах, топких болотах и залитых половодьем полях. (4)В его самой знаменитой картине «Грачи прилетели» пейзаж чрезвычайно прост и даже неказист. (5)Художник изображает скромную церквуш­ку деревни Молвитиново, расположенной недалеко от Ярославля, талый потемневший снег, голые кривые берёзки и стаю грачей. (6)... Саврасову удалось так свежо и эмоционально поведать о весеннем пробуждении природы от зимней спячки, что толпы зрителей надол­го в восторге застывали перед небольшим полотном.

А7. Какое из приведённых ниже предложений должно быть первым (1) в этом тексте?

  1. Для художников-реалистов характерно внимательное исследо­вание окружающего мира.
  2. А. К. Саврасов стал зачинателем лирического отношения к при­роде.
  1. Каждый мастер рассказывал о красоте природы по-разному.
4) В конце XIX века художники и критики осознали особую важ­ность пейзажа.

А8. Какое из приведённых ниже слов должно быть на месте пропуска

в шестом (6) предложении текста? 1)Даже 2) Если 3) Значит, 4) Но

А9. Какое сочетание слов является грамматической основой в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения?

  1. художник сумел показать (предложение 2)
  2. пейзаж прост (предложение 4)
  3. Саврасову удалось поведать (предложение 6)
  4. толпы зрителей застывали (предложение 6)
А10. Укажите верную характеристику третьего (3) предложения текста.
  1. сложное с подчинительной и бессоюзной связью
  2. бессоюзное сложное
  3. сложноподчиненное
  4. простое осложнённое
All. Укажите предложение, в котором есть прилагательное в превос­ходной степени. 1)5 2)2 3)3 4)4

А12. Укажите значение слова СВЕЖО (предложение 6).

  1. о чём-либо недавно приготовленном
  2. о том, что не утратило ясности, яркости
  3. о чём-либо новом, оригинальном
  4. о том, что прохладно и чисто
А13. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется одна буква Н?

Дли(1)ая пробка с французским клеймом и побелевший в воде ломтик лимона, выброше(2)ые волной на песча(3)ый берег, не оставляли никаких сомнений в том, что в море прошёл иностра(4)ый корабль.

1)1,2,4 2)2,3 3)3 4)1,4

AI4. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?

  1. зан...маться, пром...хнуться, раз...бщённый
  2. вызв...лить, выр...стал, предст...вительный
  3. эст...тический, усм...рить, выл...вать
  4. бл...стательный, ст...ловая, соч...тание
А15. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?
  1. пр...мудрый, пр...одолеть, пр...возмочь
  2. пр...бабка, пр...ступок, пр...язык
  3. и...подлобья, не...молкаемый, бе...граничный
  4. дез...нформация, сверх...нтересная, без...дейность
А16. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква И?
  1. он не расслыш...т, несгиба...мая воля
  2. зверь пряч...тся, увлека...мый страстью
  3. стел...шь скатерть, вид...мый издалека
  4. заполн...м водой, завис...мый от обстоятельств
AI7. В каком варианте ответа правильно указаны все слова, где про­пущена буква И? А. Расспраш...вать В. Ландыш...вый

Б. Игруш...чный Г. Изнаш...вать

1)Б, В 2) В, Г 3)А, В 4) А, Г

А18. В каком предложении НЕ со словом пишется раздельно?

  1. (Не)умелой швее и иголка с ниткой шить мешают.
  2. Легко сказать, (не)легко доказать.
  3. Страх, (не)умеряемый смелостью, делает человека трусом.
  4. (Не)уважение к предкам есть первый признак безнравственности.
AI9. В каком предложении оба выделенных слова пишутся через де­фис?
  1. Вот поезд (С)НОВА ГДЕ(ТО) остановился и гулко крикнул, но где, близко или далеко, не определишь.
  2. В небе МАЛО(ПОМАЛУ) собрались облака и тучки, КОЕ(ГДЕ) ещё светлые и красивые, а к западу дождевые, синеватые, скуч­ные.
  3. Если взглянете на запад в (ТОТ)ЧАС, когда небо становится (ПО)НОЧНОМУ тёмным, вы увидите узенькую полоску света.
  4. ГДЕ(ТО) поблизости (В)ПОЛГОЛОСА звенит кузнечик.
А20. Укажите правильное объяснение постановки запятой или её от­сутствия в предложении: Раннее утро в самом разгаре () и дышится по-весеннему легко и радостно.
  1. Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.
  2. Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна.
  1. Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запя­тая.
  2. Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.
А21. В каком варианте ответа правильно указаны и объяснены все запятые? Одинокий самолёт (1) плывущий на головокружительной высоте (2) кажется миноносцем (3) наблюдаемым со дна моря.
  1. 1, 2, 3 - выделяются причастные обороты
  2. 1, 2, 3 — выделяются деепричастные обороты
  3. 1, 2 — выделяется причастный оборот
  4. 1,2,3- выделяются причастный и деепричастный обороты
А22. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые? Вода (1) казалась (2) огромным волнистым зеркалом, отражавшим невидимый свет, и (3) может быть (4) это и было на самом деле.

1)1,2 2)1,2,4 3)1,2,3,4 4)3,4

А23. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)

  1. В лесах я люблю речки с чёрной водой и жёлтыми цветами на бе­регах.
  2. Он хотел было выехать со мною к тебе навстречу да почему-то раздумал.
  3. В живом и колеблющемся кружеве листьев путается и трепещет синева осеннего неба.
  4. С глухим шумом крутятся дождевые потоки под ногами и пада­ют на головы и плечи со скал и деревьев.
А24. Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?

Чёрная вода обладает великолепным свойством отражения: трудно отличить настоящие берега от отражённых, настоящие заросли — от их отражения в воде.

  1. Вторая часть бессоюзного сложного предложения противопо­ставляется первой.
  2. Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чём говорится в первой части.
  3. Обобщающее слово стоит перед однородными членами пред­ложения.
4) Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, рас­крывает содержание того, о чём говорится в первой части.

А25. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

В 80-е годы девятнадцатого века Шишкин (1) создает много картин (2) в сюжетах (3) которых (4) он по-прежнему обращается к жизни русского леса, русских лугов и полей.

1)1,2 2)2 3)1,3 4)1,2,3,4

А26. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Люся была мягко настойчива (1) и (2) хотя вспоминать все было трудно (3) постепенно старушка рассказала (4) как было дело.

1)1,2,4 2)1,2,3,4 3)1,4 4)2,3,4

А27. Прочитайте текст.

Особым направлением, оказавшим влияние на развитие всего евро­пейского искусства, был импрессионизм. Он появился в последней тре­ти XIX века. Художники-импрессионисты стремились изображать реальный мир во всей его подвижности и изменчивости. Они старались уловить случайные ситуации, передать свои мимолётные впечатления от увиденного. Поэтому импрессионисты всегда работали непосред­ственно с натуры, на открытом воздухе.

В каком из приведённых ниже предложений верно передана глав­ная информация, содержащаяся в тексте?

  1. Импрессионизм как особое направление оказал огромное влия­ние на развитие всего европейского искусства.
  2. Импрессионисты всегда работали непосредственно с натуры, потому что стремились изображать реальный мир во всей его изменчивости.
  3. Импрессионизм появился в последней трети XIX века и сразу стал очень популярен как у художников, так и зрителей.
  4. Импрессионисты всегда работали непосредственно с натуры, на открытом воздухе.
Прочитайте текст и выполните задания А28-30, В1—В8.

(1)Когда-то давно старый индеец сказал своему внуку:

(2)- В каждом человеке борются два волка. (З)Один волк представляет зло — зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь... (4)Другой волк представляет добро — мир, любовь, надежду, любезность, истину, доброту, верность...

(5)Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил:

(6)- А какой волк побеждает?

(7)Лицо старого индейца тронула едва заметная улыбка, и он ответил:

(8)— Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь...

(9)Времена не выбирают, это уж точно! (10)Но каждый из нас может выбрать, какого волка в себе он хочет и будет кормить. (11)Каждый из нас может выбрать, с каким волком он хочет и будет отождествляться. (12)Хорошо бы дополнить старую поговорку: не столько человек человеку волк, сколько каждый самому себе волк, причём и первый, и второй.

(13)Какой волк победит?..

(14)Философы Древнего мира очень болели за нашего второго волка и советовали давать ему особую пишу, не только укрепляющую душу, но и постепенно исцеляющую амнезию... (15)Совет очень прост: попробуйте, пожалуйста, назвать десять вещей, без которых ваша душа не может жить, вспоминайте их и возвращайтесь к ним каждый день... (16)Попробуйте понаблюдать, как пусто и плохо бывает, когда что-то одно из этого отсутствует в течение дня, недели, месяца, года. (17)Вы сразу увидите, как разбушуется ваш первый волк (тот самый потребитель и эгоист), сколько глупостей он успеет натворить за это время и сколько всего прекрасного не даст вам совершить, потому что вы позволили ему это, пошли у него на поводу.

(18)А если среди того, без чего вы не можете жить, будет тяга к познанию или мастерству, а у вас не найдётся ни времени, ни средств, чтобы учиться, тогда каждое мгновение судьбы, каждый человек, каждый образ природы станут для вас учителями. (19)И глядишь, потом якобы случайно попадутся книжки, музеи, концерты, лекции, мастера и мудрые люди — потому что подобное притягивает подобное...

(20)А если среди того, без чего вы не можете жить, будет потребность в настоящей любви и истинной дружбе, а вы очень и очень одиноки, идите навстречу людям, помогайте тем, кто ещё более одинок, чем вы, кто страдает больше, чем вы. (21)И глядишь, потом якобы случайно кто-то скажет, что очарован вами, а другой обмолвится, что от вас веет особым ароматом доброты,— потому что подобное притягивает подобное...

(22)А если среди того, без чего вы не можете жить, будет потребность в настоящей, заветной мечте, деле жизни и великих приключениях, погодите, пожалуйста, проявите терпение! (23)Научитесь ценить красоту и уникальность каждого мгновения, каждого человека, каждой ситуации, к которым прикасаетесь, словно они те самые, заветные! (24)Полюбите заново всех и вся: людей, зверей, птиц, небо и звёзды, свои испытания и свои слёзы, свои радости и несбыточные грёзы...

(25)Только не сдавайтесь! (26)Бог с ним, с первым волком, не

тратьте на него ни время, ни силы. (27)Он сам сбежит, когда поймёт,

что, если останется в вашей душе, просто умрёт с голода. (28)Ищите,

верьте, любите, мечтайте и прокладывайте дороги... (29)И всё у вас

получится!

(По Е. Сикирич *)

* Елена Анатольевна Сикирич (род. в 1956 г.) - философ и психолог, президент культурной ассоциации «Новый Акрополь» в России, автор книг и статей по психологии.

А28. Какое утверждение не соответствует содержанию текста?

1)Философы Древнего мира давали людям непростой совет: ежедневно вспоминать о десяти вещах, без которых не может жить душа.

2)Каждое мгновение, каждый образ природы могут стать для человека учителями, если у него есть тяга к познанию.

3)Необходимо идти навстречу людям, помогать им, если вы испытываете потребность в настоящей любви и истинной дружбе.

4)Нужно учиться ценить красоту и уникальность каждого мгновения, если вы испытываете потребность в великих приключениях.

А29. Какое из перечисленных утверждений является ошибочным?

  1. В предложениях 1 —8 представлено повествование.
  2. Содержание предложения 10 противопоставлено содержанию предложения 9.
  3. Предложение 16 объясняет содержание предложения 15.
  4. В предложениях 9-12 представлено рассуждение.
АЗО. Укажите предложение, в котором использован фразеологизм. 1)7 2)14 3)17 4)20 Часть 2

В1. Из предложений 23-24 выпишите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом.

В2. Из предложения 20 выпишите производный(-ые) предлог(-и).

В3. Определите тип подчинительной связи в словосочетании ЗА ЭТО ВРЕМЯ (предложение 17).

Ответы к задания В4 — В7 запишите цифрами.

В4. Среди предложений 22-29 найдите простые односоставные опре­делённо-личные предложения. Напишите номера этих предложе­ний.

В5. Среди предложений 1-8 найдите предложение с обособленным распространённым определением. Напишите номер этого пред­ложения.

В6. Среди предложений 14-17 найдите сложноподчинённое пред­ложение с однородным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

В7. Среди предложений 13—17 найдите такое, которое соединяется с предыдущими при помощи однокоренных слов и форм одного и того же слова. Напишите номер этого предложения.

В8. «Размышления Б. А. Сикирич о смысле человеческой жизни сочетают

в себе строгость изложения с большой эмоциональностью, что явля­ется характерной чертой публицистического стиля. Текст изобилует средствами выразительности, присущими данному стилю. В основу текста положена , суть которой раскрывается в притче. Яр­кость и образность рассуждениям автора придаёт использование

таких синтаксических средств, как (предложения 18, 20,

22), (предложения 9, 23, 25, 29) и (предложения 16,

28 и др.)».

Список терминов:

  1. разговорные слова 6) ирония
  2. аллегория 7) фразеологизмы
  3. метафора 8) градация
  4. книжная лексика 9) риторические восклицания
  5. анафора

Часть 3

С1. Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставлен­ных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования).

Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, соглас­ны или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Свой ответ аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблю­дения (учитываются первые два аргумента).

Объём сочинения - не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не подан­ному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без ка­ких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулем баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.скачать файл

vmest.ru